Главная · Боли в желудке · Понятие психического развития. Факторы и принципы психического развития. Движущие силы и факторы психического развития ребенка Понятие фактор психического развития

Понятие психического развития. Факторы и принципы психического развития. Движущие силы и факторы психического развития ребенка Понятие фактор психического развития

На психическое развитие каждого человека влияет ряд факторов, главными из которых являются следующие: активность развития личности, генетическая предрасположенность, окружающая действительность, и обучение.

Факторы и закономерности психического развития

  1. Активность развития являет собой взаимодействие человека, его наследственности с окружающей действительностью, обществом. Именно в последних двух и происходит это развитие. Так, активность ребенка проявляется в его поступках, которые он выполняет по просьбе взрослых, в манере поведения и в самостоятельных действиях.
  2. Генетической предрасположенностью выступает биологический фактор психического развития человека. Последний подразделяется на наследственность (организм в поколении за поколением повторяет сходные черты индивидуального развития, личностные задатки), врожденность (выступает особенность психологического развития, что присуще человеку от рождения).
  3. Окружающая действительность. В это понятие следует включить как природные, так и социальные условия, при которых формируется человеческая психика. Важнейшим является влияние социума. Ведь в обществе, среди людей при общении с ними индивид развивается.

Если говорить не только о факторах, но и о закономерностях психического развития , стоит отметить, что неравномерность такого развития обусловлена тем, что каждое психическое свойство состоит из стадий (подъема, накопления, падения, относительного покоя и повторения цикла).

Темп психического развития меняется на протяжении всей жизни. Так как оно состоит из стадий, то, когда появляется новая, более высокая стадия, предыдущие остаются в виде одного из уровней новосоздавшейся.

Условия и факторы психического развития

К условиям, что определяют психического развитие каждого человека, относятся:

1. Общение малыша со взрослым поколением выступает способом познания как самого себя, так и окружающих. Ведь в данном случае взрослые являются носителями социального опыта. Вместе с тем различают такие виды общения.

Психическое развитие - это закономерное и необратимое изменение психики во времени, выраженное в количественных, качественных, структур­ных изменениях.

Это наследственное, прогрессирующее или регрессирующее необратимое ко­личественное или качественное изменение в психике.

Это активный саморегулирующийся процесс, в ходе которого возникают ко­личественные и качественные преобразования.

Итак, развитие - это количественные и качественные изменения, происходящих в психике ребенка закономерно, характеризующиеся новым качест­венным уровнем.

Количест во - «больше, выше» - объем памяти, непроизвольное запоми­нание в начальной школе, к концу обучения - произвольное.

Качество - выявление новых качеств в одном свойстве - ведет к новооб­разованию (непроизвольное, произвольное запоминание)

Развитие идет во времени - может быть растянутым и скачкообразным.

Зависит от:

Временно-ситуационных условий,

Постоянно-действующих факторов:

Биологических (что принадлежит как природному существу - наследственно (врожденно) - например, темперамент);

Социальных (заложен, отражается накопленный человеческий опыт)

В ходе развития происходит переструктурирование сознания - формиро­вание новообразований, созревание к концу возраста (это результат ССР).

Например: новорожденный ребенок Новообразование - контакт ребенка с матерью.

Движущие силы - факторы, определяющие развитие - собственная соз­нательная деятельность человека по овладению действительностью, опосредо­ванная его отношениями со взрослым миром.

Причинами и источниками являются внутренние процессы, диалектиче­ские противоречия (конец дошкольного возраста - хочет учиться, но не знает как). Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних про­тиворечий, которые появляются в результате ее отношений с окружающей сре­дой, ее успехами и неудачами. Но внешние противоречия еще не являются дви­гателями развития. Они становятся источником развития личности интериоризуясь, активизируя деятельность человека на разрешение внутренних противо­речий, путем выработки новых способов поведения.

Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Если противоречия не находят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, болез­ненные нарушения психики, неврозы.

Одно из основных противоречий, имеющих свое качественное отличие на равных возрастных этапах развития личности, - расхождение между возни­кающими у личности новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В оптимальных условиях развития личности первая сторона опережает вторую. Постоянно возникающие противоречия между образом жизни личности и достигнутым ею уровнем пси­хического развития являются основным противоречием и главной движущей силой психического развития личности.

Виды противоречий:

Между физическими и духовными возможностями.

Между требованиями окружающих и имеющимся уровнем психического развития и пр.

Условия развития - внешние и внутренние факторы, влияющие на ре­зультат (постоянно действуют), определенные условия, окружение конкретных предметов материальной и духовной культуры, люди и отношения между ними.

Факторы развития - совокупность методов и средств обучения, органи­зация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учи­телей, а также воспитания.

Факторы развития психики:

Биологические - наследственные и врожденные,

Социальные

Наследственность - свойство живых систем воспроизводить свою организацию, воссоздавать себе подобных в ряду поколений.

реда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Макросреда - общественно-экономические отношения в целом, общественное сознание и культура.

Микросреда - непосредственное окружение человека - семья, коллектив, социальные группы.

Онтогенез- индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения, претерпеваемые им от момента зарождения до окончания жизни. Онтогенез следует рассматривать в единстве и взаимообусловленности с историческим развитием - филогенезом.

Созревание - это изменение индивида под влиянием внутренних врожден­ных; причин.

Становление - приобретение новых признаков и форм в процессе развития.

Формирование - это управление процессом развития, происходящее как целенаправленное воздействие, для того, чтобы вызвать изменения в пси­хическом развитии по пути обучения и воспитания

Сущность биологического фактора развития. Включают наследственность и врожденность (особенности, которые ребенок принимает внутри утробно). Врожденные и наследственные черты составляют возможное будущее развитие личности.
Наследуются, например, темперамент, задатки способностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека генетически обусловлено, нет.
Наследственные и врожденные свойства организма создающие анотомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности. Особенности человеческого мозга являются преобладание в его структуре высших отделов коры больших полушарий, поэтому ребенок рождается с гораздо меньшим, чем у детенышей животных количеством врожденных форм поведения, но со значительно большими возможностями научения. Мозг новорожденного как по своим размерам так и по строению существенно отличается от мозга взрослого человека. И лишь постепенно завершается процесс его созревания при этом в детстве созревание идет наиболее интенсивно. Вместе …
с морфологическими изменениями происходят значительные изменения функций нервной системы.
Нормальное созревание мозга ребенка является первым из важнейших биологических условий психического развития.

Социальный фактор развития . Для формирования специфически человеческих психических качеств(логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Известны многочисленные данные о том, что «госпитализм», дефицит общения с окружающими, различные виды изоляции от социальной среды (напр., в случаях с детьми, попавшими в раннем возрасте в окружение животных) приводят к резкому нарушению детского развития, возникновению глубоких психологических дефектов, которые с большим трудом преодолеваются на последующих генетических стадиях. Включение ребенка в социальную среду, обеспечение обучающих воздействий взрослых, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, являются важнейшим условием развития его личности, высших форм познания.

· Природная среда – действует опосредованно через социальную среду

· Социальная среда – дифференцируется на семейную и общественную среду. Влияние достаточно стихийное.

Воспитание и обучение – характерна целенаправленность и планомерность.

Фактор активности в психическом развитии.

Активность человека – многообразие формы его взаимодействия с окружающим миром.

Представляет собой многоуровневое образование:

— биологическая или физическая активность. Выражена в наборе естественных потребностей ребенка. Ребенок рождается на свет – дышит самостоятельно. Этот вид активности обеспечивает взаимосвязь ребенка с окружающим миром и его выживание в этом мире.

— познавательная психическая активность. Проявляется в потребности познания окружающего мира. У ребенка формируются познавательные психические процессы, ему хочется освоить взрослый познавательный (окружающий) мир. Позднее эта активность проявляется в детских вопросах, в элементарном экспериментировании.

— социальная активность. Проявляется на первом году жизни. Ребенок сосредотачивается на лице родителей. К 3м годам у ребенка появляется интерес к сверстнику.

Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды обучения и воспитания будет мало эффективен. С другой стороны в развитии активности ребенка ведущую роль играют социальные условия, в которых живет ребенок.

18. Диалектическая взаимосвязь развития, обучения и воспитания. Понятие о зоне ближайшего развития .

Обучение должно подстраиваться под психическое развитие и обучение следует за развитием (Пиаже и др.). Пиаже: развитие ребенка – это процесс, который имеет свои собственные закономерности, который не зависит от воли людей и педагог должен считаться с тем уровнем, который достиг ребенок в процессе своего естественного развития и строить обучение в соответствии с этим уровнем. Т.е. циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.

Бихевиористы : отождествляли обучение и развитие. Считают, что развитие – это есть результат научения. Оба эти процесса совершаются равномерно и параллельно. Так что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Одновременность, синхронность этих процессов – основная идея данной группы теорий.

С.Л. Рубинштейн: Обучение и развитие есть стороны единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, а развивается обучаясь.

Л.С. Выготский: Обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой.

Выготский обращал внимание на то, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Мы должны определить по меньшей мере 2 уровня развития ребенка, без которых не сумеем в каждом конкретном случае найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения.

Первый уровень Выготский назвал уровнем актуального развития . Это уровень психического развития, который уже сложился, те возможности ребенка, которые он реализовал самостоятельно, т.е. тот уровень развития, который достиг ребенок в настоящий период.

Второй уровень Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка. Она определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время.

Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает целый ряд внутренних процессов развития, которые сегодня могут быть возможными только благодаря сотрудничеству со взрослыми, т.е. обучение ведет за собой развитие. Иными словами обучение – есть форма осуществления развития.

Механизмы развития.

Основные механизмы развития:

— Интериоризация

— Идентификация

— Отчуждение

— Компенсация

1. Прежде всего, речь идет об интериоризации знаков. Т.е. искусственно созданных человеком стимулов средств. Они предназначены для управления своими и чужими (…)

Ребенок усваивает знаки в процессе общения и использует их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря этому у ребенка формируется знаковая функция сознания, происходит становление логического мышления, речи и других высших психических функций.

2. З. Фрейд. Отождествление помогает эффективно присвоить черты объекта идентификации и направить развитие ребенка.

3. Маслоу. Описывал самоактуализирующую личность. Ей присущи открытость, контактность, принятие других, но так же и стремление к уединению, независимости от окружающей среды и культуры. Общество стремится сделать человека шаблонным, лишенным индивидуальности. Нужно сохранить равновесие. Оптимальной является идентификация в общении с окружающими и отчуждение во внутреннем плане, в плане личностного развития.

4. Адле. Четыре вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая (уход в болезгь). Компенсация позволяет выработать индивидуальный стиль жизни, дает возможность для любого человека найти свой стиль социализации и свою социальную группу.

Важно знать:

— роль этих механизмов в развитии психики разных людей не одинакова.

— в течение жизни человека значение каждого из механизмов меняется:

× ранние годы жизни – интериоризация (присвоение культурных знаний, норм общества) и идентификация;

× зрелый возраст – отчуждение (человек осознает свою уникальность, стремится оградить свой внутренний мир от чужих вмешательств), роль интериоризации снижается, отсюда с трудом формируются новые знания, плохо привыкает к новым ценностям, существенно снижается идентификация, группа общения семья/друзья сформирована и почти не пересматривается.

× в пожилом возрасте активность отчуждения снижается, в ходе онтогенеза увеличивается значение компенсации. Её возможности возрастают и в зрелости. Этот механизм обеспечивает личностный и творческий рост человека. В пожилом возрасте идет компенсация не только своих индивидуальных слабостей, но и потерь: сил, здоровья, статуса.

20. Понятие возраста: абсолютный и психологический возраст. Возрастная периодизация Л.С. Выготского .

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, которые не взаимосвязаны с индивидуальными различиями, они являются общими (типологическими для всех людей)

Возраст – понятий общественно-историческое.

Возраст абсолютный (календарный, паспортный) – длительностьсуществования объекта, его локализация во времени. Выражается количеством временных единиц. Возрастные изменения личности не прямо пропорциональны числу прожитых человеком лет, между ними очень сложное опосредованное отношение. Хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу психологического возраста взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Периодизация Выготского. Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал возрастные новообразования, характерные для каждого этапа развития. Возрастные новообразования – те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь и весь ход его развития в данный период.

. Факторы влияющие на психическое развитие личности

Перечислите основные факторы психического развития. Подскажите их роль и место в развитии ребёнка

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек - это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или изнутри?", а нужно спрашивать: "Что в нем происходит извне? Что изнутри?"» {Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Генотип - совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Фенотип - совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Заметно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом его воздействие становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако не означает отсутствия влияния последней.

АКТИВНОСТЬ

Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма - это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности - это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора - активности. «Активность,- писал Н. А. Бернштейн,- важнейшая черта всех живых систем... она является самой главной и определяющей...»

На вопрос, что в наибольшей мере характеризует собой активную целеустремленность организма, Бернштейн отвечает так: «Организм все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение (в самом обобщенном смысле слова) имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм со всей доступной ему щедростью отпускает на это преодоление энергию... пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею» (Бернштейн Н. А., 1990, с. 455). Отсюда становится ясно, каким образом «дефектная» генетическая программа может успешно реализовываться в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы», и почему «нормальная» программа порой не достигает успешной реализации в неблагоприятной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Agespsyh.ru

37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека

37. Влияние природных особенностей на психическое развитие человека

Одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность.

Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само психическое развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.

Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для развития человека. Необходим определенный уровень биологической организации, человеческие мозг, нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности человека становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.

Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.

Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе они не определяют никаких психических свойств. Ни один ребенок не является природно «расположенным» к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.

Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень и высоту достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей будет, при всех прочих равных условиях, развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.

Были названы факторы и условия психического развития личности.

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Факторы развития ребенка, влияющие на его личность

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе.

По мере взросления малыша могут изменяться и факторы развития личности ребенка, так как в различном возрасте человек занимает определенное место в системе существующих вокруг него общественных отношений, он учится выполнять обязанности и отдельные функции. Факторы развития личности ребенка определяют его отношение к действительности и его мировоззрение.

Таким образом, факторы развития ребенка формируют его активность и роль в социуме. Если в семье практикуется правильная система воспитания, то ребенок раньше сможет перейти к самовоспитанию, развить нравственную стойкость и выстроить здоровые межличностные отношения.

mezhdunami.net


Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие - это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Л.С. Выготский отмечал, что существует много типов развития, но среди типов психического развития ребенка он различал: преформированный и непреформированный. Преформированный тип - зто такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы, как те стадии, которые пройдет, так и тот конечный результат который явление достигнет (пример - эмбриональное развитие). Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете, к нему относятся развитие галактики, Земли, процесс развития общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Детское развитие - это непреформированный тип развития, его конечные формы не даны, не заданы. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм, процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который происходит в форме усвоения.

Основные закономерности психического развития. А) психическое развитие неравномерно и скачкообразно . Неравномерность проявляется в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления, отдельные из них как - бы идут впереди остальных, подготавливая другим почву. В развитии человека выделяют 2 группы периодов : 1. литический , т.е. стабильные периоды развития, в рамках которого происходят мельчайшие изменения в психике человека. 2. критический - период бурного развития, в рамках которого идут качественные переломы в психике человека. б). Дифференциация (отделение друг от друга, превращение в самостоятельные виды деятельности - выделение памяти из восприятия и становление самостоятельной мнемической деятельности) и интеграция (установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики) психических процессов. В) Пластичность психических процессов - возможность для ее изменения под влиянием, каких - либо условий, усвоения различного опыта. Компенсации психических и физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Г). Наличие сензитивных периодов , - периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Д). Комулятивность - нарастание одних психических функций над другими, при этом уже имеющиеся функции не исчезают. Е) Стадиальность - каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни. В целом развитие организма у разных детей протекает неодинаково и зависит от факторов психического развития : наследственности, среды, обучения и воспитания. Наследственность . Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и прирожденные свойства организма. Человеком можно стать, только имея прирожденные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Наследственность, как своего рода биологический, молекулярный шифр, в котором запрограммирована: программа обмена веществ между клетками и окружающей средой; природные свойства анализаторов; особенности строения нервной система и мозга. Все это -- материальная основа психической деятельности. К ним также относятся - тип темперамента, внешность, заболевания, преобладание 1ой (это ощущения - художники) или 2ой (речь - тип личности люди мыслители) сигнальных систем, вариации строения частей мозга, задатки. Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения её развития, всего своеобразия отдельного человека. Определенное влияние на развитие ребенка оказывает и Среда. Макросреда - общество, идеология, которая существует в обществе. Это условия жизни: социальные, экономические, экологические, культурные и другие. Ребенок с макросредой связан через микросреду. Микросреда - семья, стиль воспитания в семье, отношения к ребенку взрослых, товарищей, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Воспитание и обучение . Воспитание и обучение являются специально организованными способами передачи общественно - исторического опыта. Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка никогда не следует как тень за школьным обучением, и подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, что обучение всегда должно идти впереди развития. Выделил 2 уровня развития детей: 1. «Уровень актуального развития» - это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день, Это то, что ребенок достиг к моменту обучения. 2. «Зона ближайшего развития» - это то, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослыми, под его непосредственным руководством, с его помощью. То есть - это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что при помощи взрослого. Все факторы психического развития действуют в комплексе . Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов. Все факторы выступают в органическом единстве. Многие психологи решают вопрос, какой из факторов является ведущим, и выделяют 3 группы теорий: 1. Биологизаторского толка - что основной фактор это наследственность (З. Фрейд, К. Бюллер, С. Холл). 2. Социологизаторского толка - основной фактор который влияет на развитие - социум. Д. Локк - выдвинул учение о чистой доске, т. е ребенок родился голым, а семья его напихивает. Бихевиоризм - поведение (Д. Уотсон, Э. Торндайк). Б. Скиннер - основная формула: стимул - реакция . 3. Конвергенции (взаимодействия). Основоположник теории конвергенции Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Штерн считал, что развитие психики ребенка повторяет историю развития человечества и культуры.