Главная · Боли в желудке · Пока тело покойного не будет предано земле, в доме нельзя вкушать пищу, - имам Б. Керезбаев. Почему не предают земле тело Ленина

Пока тело покойного не будет предано земле, в доме нельзя вкушать пищу, - имам Б. Керезбаев. Почему не предают земле тело Ленина

Уже третье десятилетие в нашем обществе то затихнут то вспыхнут с новой силой споры по поводу перезахоронения тела В.И. Ленина. Одни утверждают, что надо освободить Красную Площадь от Мавзолея и некрополя у Красной стены. Другие считают это сооружение неотъемлемой частью исторической архитектуры центра столицы, с которой связаны многие важные события в истории нашего государства.

Мавзолеем (от лат. Mausoleum) называют погребальное сооружение в виде величественного монумента, включающее камеру или поминальный зал, в котором помещались останки умершего. Утверждение о том, что это чисто советское явление ошибочно. В мире насчитывается около 100 мавзолеев с останками выдающихся государственных и военных деятелей, политиков и героев. Из низ 5 русских (Мавзолеи: в Плевне в Болгарии, Барклаю де Толли в Йыгевесте в Эстонии, кладбище-мавзолей в Варшаве, герою Крымской войны, врачу Н.И. Пирогову под Винницей на Украине, который и открыл способ бальзамирования тел усопших и мавзолей Ленина, в котором с 1953 по 1961 год лежало ещё и тело И. В. Сталина.

Это, как правило, грандиозные сооружения из мрамора и гранита, построенные в знак уважения и признания заслуг выдающихся соотечественников. Многие мавзолеи стали историческими памятникам, привлекающими огромные толпы туристов. Пантеон во Франции, мавзолеи: Тадж-Махал в Индии, президента Гранта в Нью-Йорке, Мао Цзедуна в Пекине и многие другие тщательно оберегаются гражданами и охраняются государством. Несмотря на неоднозначное отношение к той или иной личности, помещенной в мавзолей, вопросы перезахоронения не поднимались. Благодарное человечество пока ещё может посетить усыпальницы великих людей: Че Гевара, Тамерлана, Чан Кайши, А. Линкольна, Авиценны, Сухэ-Батора и Чойбалсана, И. Б. Тито и т.д.

Инициаторами перезахоронения чаще всего выступают москвичи. То ли им негде каток залить или развернуть сцену для зарубежной рок группы, они с неизменной настойчивостью, забывая о том, что Красная Площадь для России место сакральное и по праву является сердцем всей страны. Под давлением либеральной интеллигенции президент РФ Б. Н. Ельцин подписал Указ о перезахоронении В.И Ленина. Однако по закону это перезахоронение возможно только с согласия родственников. Единственная родственница, племянница В. И. Ульянова Ольга Дмитриевна заявила, что её дядя уже похоронен. (Действительно тело В.И. Ленина находится под землей на 3 метра от поверхности).

Часто можно слышать разговоры о каких-то фантастических затратах из российского бюджета на поддержании мумии, которую раз в три года промывают в специальном растворе. Сотрудник Научно-исследовательского Центра биомедицинских технологий (ВИЛАР) Юрий Ромаков, отвечая на вопрос корреспондента одной из столичных газет заявил: - "Никакой специальной статьи по затратам на сохранение тела Ленина мы не выделяем, потому что это незначительные суммы".

Есть еще одна не простая проблема. В Кремлевской стене за мавзолеем в колумбарии замуровано 114 урн с прахом выдающихся революционеров, государственных деятелей, ученых. Среди них иностранные коммунисты Джон Рид, Сен Катаяма, Клара Цеткин. В 1917 году у стен Красной площади были похоронены в братской могиле 240 человек участников вооруженного восстания в Москве, из них только 57 человек были опознаны. В1919 году к ним добавилось ещё 12 могил и могила Я.М. Свердлова. До 1927 года здесь появилось ещё 15 братских могил. Всего похоронено за этот период 300 человек (из них 110 имен известны). Кроме этого рядом со стеной 20 отдельных захоронений. В 1974 году весь этот некрополь вместе с мавзолеем, возведенным 1924 году, получил статус памятника, охраняемого государством. Учитывая то, что большая часть погребенных не установлена, согласие на перезахоронение получить не с кого. Потому кладбище существует до сих пор.

В нашей непредсказуемой стране можно было бы волевым решением перенести украдкой все захоронения темной ночью на общее кладбище. Полагаю, что сегодня эта акция уже не вызвала бы серьезного противостояния в обществе. Пошумели бы и забыли. Но не надо забывать, что история СССР вызывает огромный интерес во всем мире. Сколько бы не публиковалось «разоблачительных материалов» о жизни пролетарского вождя, как бы не были противоречивы оценки его деятельности, интерес к нашему великому соотечественнику не угасает. Ведь он сумел осуществить первую в мировой истории социалистическую революцию, которая положила начало созданию государства трудящихся.

Жители Ульяновска отказались от переименования города в Симбирск только на том основании, что он утратит туристическую привлекательность. Они искренне гордятся своим земляком. Пройдут годы, сменятся поколения. Может люди перестанут задумываться о справедливом обществе с общенародной собственностью и равными возможностями и забудут кремлевских романтиков, мечтавших построить коммунистическое общество. И тогда проблема будет разрешена сама собой.

Turmush - Имам города Кара-Куля Бектен ажы Керезбаев ведет разъяснительные работы среди местных жителей, предлагая ограничить расходы на тоях-поминках в целях сокращения расточительства. Региональный корреспондент взял у имама краткое интервью, чтобы узнать, какие результаты приносит такая работа.

- Какой результат дают работы по борьбе с чрезмерным расточительством, оказывающим большое влияние на кошельки граждан?

Мы свидетели, что на протяжении долгого времени расточительство стало обычным явлением в жизни народа. Тем не менее видны результаты проводимых на протяжении долгого времени разъяснительных работ.

Так, преодолевается понятие, что на церемонии проводов покойного в последний путь тело необходимо держать в доме два-три дня. Сейчас тело предают земле наутро после кончины человека, потому что, согласно шариату, покойного надо обмыть, завернуть в саван и хоронить, пока не стал распространяться запах. Кроме того, в доме покойного сейчас забивают только одну голову скота, не больше. Мясо при этом подается только прибывшим издалека.

- Как быть в случае, если близкие покойного человека находятся далеко?

Даже если близкие находятся далеко, тело не держат дома два-три дня, а хоронят наутро. Это народ стал понимать. Исчезает понятие, что тело надо держать до тех пор, пока не прибудут родственники.

Также в доме не вкушают пищу, пока тело не предано земле. Это местные жители начали понимать, в особенности читающая намаз молодёжь, они не пьют чай, читают куран, поминают и уходят. По шариату, пока не проводят в последний путь покойного или же в течение 3-х дней после кончины в доме нельзя принимать пищу. Это означает, что должна существовать разница между похоронами и тоем.

- Как надо устанавливать памятник покойному?

По требованию шариату, памятник покойному не ставится. Кладбище нашего города обнесено оградой. Нет необходимости устанавливать на территории кладбища огражденные памятники. В далеком прошлом на месте погребения ставили столбики или же камень, отмечая это место. Сейчас у нас сокращается практика установки памятников и ограждения места погребения. Вместо этого стали попрактиковать установку досок с именем, датой рождения и смерти. В целом запрещаются расточительство при проводах покойного в последний путь, излишние обряды и обычаи.

- Какова ситуация с кийитом [взнос в виде одежды]?

Вопрос кийита урегулирован на 90-95%. Сейчас вместо кийита по хорошему и печальному поводу вносится посильный вклад в виде денег. В этом направлении продолжаются разъяснительные работы среди женщин. Есть те, кто приходит с кийитом, в основном это прибывшие из других областей.

- Проводящие тои люди соперничают друг с другом. Какие работы проводятся в данном направлении?

Преодоление расточительства на тоях оказалось очень трудным делом. Бывает, что идет соперничество, когда проводят тои. Видов тоев много. Например, одновременно со свадьбой проводится мероприятие "кыз узатуу" [проводы девушки замуж]. Родственники и жениха, и невесты посещает оба мероприятия. Лучше вместо этого родителям жениха и невесты договориться и провести один той во избежание лишних расходов. Можно обеим сторонам поровну разделить расходы. Нет разницы с тем, когда проводят "кыз узатуу", потом дают той, и затем той по поводу прихода в дом невестки.

Читающие намаз молодые люди начала проводить тои без лишнего шума и употребления спиртных напитков, мне эта тенденция очень нравится, есть те, кто поддерживает. Расточительство на тоях невозможно сразу преодолеть. Я думаю, что оно будет постепенно сокращаться и со временем всё урегулируется.

Христос Воскресе!

Уважаемая Юлия!

Поминать усопшего следует после отпевания и предания тела земле. Поминки подразумевают под собой молитву родственников и близких людей о упокоении усопшего, чтобы их молитвами Господь помиловал его и удостоил Царствия Небесного. Именно в этом заключается основной смысл поминок. Нужно учитывать то, что смысл поминального стола – это накормить бедных, больных и т. д., то есть творение милостыни в память о усопшем. Лучше помянуть ее в Церкви, постоять помолиться за ее душу.

Усопшего следует поминать по обычаю троекратно (в 3, 9, 40 день). Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего).

В третий день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.

На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась получить награду райского блаженства.

Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.

Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.

В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.

Так как после смерти человек уже не может за себя молиться, и мы должны это делать за него. Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших очень полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание - милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им - это поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Именно поэтому в Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших.


Ответ на этот вопрос прочитали 2667 посетителей

Обряд погребения - "предания земле" - в настоящее время совершается чаще всего тоже в храме, сразу после отпевания. И связано это с тем, что кладбища в городах часто находились далеко от действующей церкви и священник не мог проводить умершего до могилы, как на селе. Впрочем, по желанию родственников священная земля после отпевания может быть выдана кому-то из близких покойного, чтобы совершить этот обряд ("предание земле") непосредственно у могилы перед самым захоронением.

Освященная земля в пакетике кладется в начале отпевания на аналой рядом с "разрешительной молитвой". Если "предание земле" совершается в храме (что, кстати, считается наиболее предпочтительным и благодатным в этом христианском обряде), то оба обряда как бы соединяются в один. Завершается чин отпевания после "разрешительной молитвы" и пения "вечной памяти". Наступает самый напряженный, эмоционально обостренный, горький момент для родных и близких. Последний взгляд на лицо усопшего, сейчас закроют его саваном - навсегда, навечно... Провожающие гасят свечи и под продолжающееся пение певчими стихир подходят к гробу - к последнему прощанию и целованию. Осеняют себя крестным знамением, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. (Если отпевание служится при закрытом гробе, то целуют крест на крышке гроба или руку священника.)

Саваном покрывают лицо покойного, и - со словами "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней" - священник крестообразно посыпает землей закрытое покровом тело. При этом поется тропарь "Со духи праведных...".

После "предания земле" гроб накрывают крышкой и забивают.

С пением "Трисвятого": "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" - гроб выносят из храма, и церковный клир певчие, диакон с кадилом и священник с крестом - провожает процессию до церковной ограды, благословляя на исполнение последнего земного долга - на погребение. Процессия отправляется к кладбищу или в крематорий.

Сожжение покойников - обычай древний. В Греции и Риме он считался предпочтительнее погребения тела в земле, но был дороже и потому становился посмертным уделом богатых или прославленных. Урны с прахом погребали в земле, ставили в скальных пещерах, в специальных сооружениях вроде склепов или святилищ.

Поразительно, но именно огнепоклонники-зороастрийцы никогда не сжигали тела своих покойников. Мертвое тело уносили на скалы, со временем стали помещать в специальных "башнях молчания" - и в том, и в другом случае труп отдавался на волю стервятникам. Мертвая плоть таким образом не соприкасалась ни с одной из "чистых" почитаемых стихий Вселенной: ни с огнем, ни с водой, ни с воздухом, ни с землей. И только "очищенные" кости ссыпались в колодец внутри "башни молчания".

В дохристианской Руси славянин так объяснял путешественникумусульманину предпочтение обряда сожжения: "Вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он немедленно входит в рай". Сожжение, по рассказу путешественника, проходило на корабле, поставленном на берегу на сваи, под ним разожгли костер. На корабле лежал покойник - "выдающийся муж из их числа", в богатой одежде, среди парчи, душистых трав, еды и питья... Не прошло и часа, как корабль, и дрова, и девушка (принесшая себя в жертву. - Авт.), и господин превратились в золу, потом в пепел. Потом они соорудили на месте этого корабля нечто вроде круглого холма и водрузили в середине его большое бревно, написали на нем имя этого мужа и имя царя русов и удалились" (записки Ибн Фадлана, посла халифского Багдада в Волжскую Булгарию в 921-922 гг.).

Христианская традиция отвергла обряд сожжения, однако исключение приходилось делать во время повальных эпидемий или войн. В XIX веке в Европе началось движение за распространение кремации. Протестанты согласились с этим обрядом быстрее, ибо ни молитв при погребении, ни заупокойных служб не совершают. Католическая церковь признала кремацию возможной только в 1962 году в тех случаях, когда она совершается по причинам, не противоречащим вере. Русская Православная Церковь официального благословения на кремацию не дала и по сию пору, хотя признает, что запрещения на сожжение трупов в священных текстах нет. Поэтому покойников отпевают и перед кремацией, а иногда приглашают священника и в ритуальный зал крематория.

Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (считая день смерти первым). По христианской традиции, если тело усопшего находится в доме и есть возможность пригласить священника, то перед выносом служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг гроба.

Крышку гроба по обычаю в дом не вносят, а ставят у дверей снаружи, узкой стороной вниз. Выносят гроб открытым, ногами вперед, с троекратним пением молитвы "Трисвятое": "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас". (С пением этой же молитвы гроб выносят из храма после отпевания.)

Для поминовения усопшего у могилы после захоронения готовится кутья. Поминальная кутья берется с собой в церковь на отпевание и ставится со свечой посередине возле гроба на специально приготовленный столик. Свеча над кутьей во время служения чина отпевания так же зажигается, как и в руках молящихся у гроба.

Рецепты приготовления кутьи.

1. Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, цукатами, маком - по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить.

2. (1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда)

Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Следует знать, что отпевание усопшего может совершаться как в храме (при внесении внутрь церкви гроба с покойником), так и на дому. Иногда отпевание усопших идет в церкви, хотя умерший - дома или в больнице. Тогда родственникам выдается венчик, который кладется при прощании на лоб умершего, и освященная земля. Землю после прощания и покрытия лица покойного саваном кто-нибудь из близких посыпает на него крестообразно вдоль гроба от головы к ногам и слева направо. После этого гроб накрывают крышкой и заколачивают.

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.

Человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, согласно церковным правилам лишается православного погребения. Для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменного разрешения правящего архиерея, подав ему прошение, к которому прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание - как над безгрешными: Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царства Небесного. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

Допускается - как исключение из церковных правил - отпевание заочное, если покойник не может быть доставлен в церковь (погиб в чужих краях или есть иные особые обстоятельства).