Главная · Боли в желудке · План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов. Основные мотивы лирики пушкина

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов. Основные мотивы лирики пушкина

Основные мотивы лирики Пушкина

Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина - это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество - вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.

Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «Вольность» - своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». Но какие бы политические страсти не кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время нуждается не только в новых темах, но и новом их решении.

Одна из главных тем творчества Пушкина - тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

И так любовью утомленный

Наскуча лепетом молвы

Заране отказались вы

Вот вашей лиры вдохновенной.

Теперь, оставя шумный свет

И муз, и ветреную моду

Что же изберете вы?

Свободу.

В поэзии «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стихотворения отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:

«И бога глас ко мнет воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь

И внемли, исполнись волей моей

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей!»

Любовная лирика Пушкина на удивление богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения (нет четкого разделенную на жанры - элегию, романс, послание). Например, известная поэзия «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его почтенном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не на его пользу. Самый характерный пример - поэзия «Я вас любил». Его любовь - это в первую очередь любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувству.

Любовь, за Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимность, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь - поэзия «На холмах Грузии лежит ночная мгла.»:

И сердце вновь горит и любит - оттого

Что не любит оный не может.

Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта - философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластного человека.

В стихах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об укладе мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкин склоняет председателя перед самим чудом жизни, которое в его лирике прекрасное в любых проявлениях.

К философской лирике принадлежат и произведения, где Пушкин выкладывает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятие раб и обладатель, в его воображении эти лица равноправные, потому возникают такие строки:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство - это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

Пушкин - первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил, но и писал. Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга.
Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтического исследования.
В своей поэзии Пушкин сочетал лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии.
Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты всех времен. Название «Я памятник себе воздвиг...» восходит к оде Горация «Exegi monument». Строки пушкинского стихотворения также перекликаются со строками Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди...» и с одой Державина: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, металлов тверже он и выше пирамид...». Но Пушкин понимает предназначение поэта иначе: «Глаголом жги сердца людей».
Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая, каждый раз по-новому понимаешь их содержание.
«Что же было предметом его поэзии?» - спрашивал Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом». Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и картины вечного изменения природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем поэт. Это историк, философ, политик - человек, являющий собой эпоху.
Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Именно в стихотворении «К морю» Пушкин связывает образ моря с неспокойной, бурной стихией, со «свободной стихией» борьбы.
Другое настроение воплощено в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...». В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как на его жизнь повлияло это чувство: «...Звучал мне долго голос нежный, и снились милые черты». Стихотворение построено на сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом «в глуши, во мраке заточенья», но любовь - это «божество» и «вдохновенье», которые торжествуют над жизнью.
Мотив смерти в лирике Пушкина - это «пир во время чумы»: всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь жизнь-смерть непрерывна: «Эта черная телега имеет право всюду разъезжать». И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы! -
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья,
Бессмертья, может быть, залог.
Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью.
Пушкин «видел и внимал» всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателям. Он смог «жить, чтоб мыслить и страдать», и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:

Творчество А.С Пушкина .

Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Анализ стихов.

Невозможно повторить Пушкина.

Н.В.Гоголь

Читая Пушкина, можно великолепным образом

Воспитывать в себе человека

В.Г. Белинский

Тип: практическое занятие по анализу поэтического текста, СНЗ.

Методы: репродуктивный, творческое чтение.

Цели урока:

  1. Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина
  2. Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  3. Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  4. Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступит слово преподавателя.

3. Фронтальный опрос: биография Пушкина.

4. Новая тема. Слово преподавателя.

Работа может быть групповой (весь класс разделе на минигруппы, которые отвечают за определенную тему в лирике поэта) или коллективная работа.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА

1. Гражданская тема: «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Деревня» (1819) - (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии : «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы: «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика: «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836

К Чаадаеву (1818)

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Дан портрет всего поколения той эпохи; лирический герой ставит перед собой ясные цели, верит в светлое будущее. Послание пронизано духом гражданственности, патриотизма, надеждой на будущее возрождение страны.

Лирический герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

«Деревня»(1818)

1. Каков смысл риторического вопроса в конце стихотворения?

2. Как идеи стихотворения «Деревня» перекликаются с идеями декабристов?

Вывод: В стихотворении «Деревня» поэт обличает крепостничество . Поэт-мечтатель превращается в поэта- гражданина, личная свобода которого неотделима от свободы народа. Свобода, по мнению А.С. Пушкина, должна быть закреплена в законе (конституции).

Во глубине сибирских руд (1827)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Жанр-послание; главная тема – дружбы , поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Он не утратил веры в идеалы декабристов, в их благородном стремлении – помочь простому народу. Тема- вера автора в торжество справедливости. Идея – родина не забудет подвиг декабристов.

1. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

2. Какие образы помогают понять отношение А.С. Пушкина к декабристам?

3. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Вывод: А. С. Пушкин разделяет взгляды декабристов, их «дум высокое стремленье», благородство их помыслов. Понятие «свобода» связано с политическими преобразованиями:

«Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут»

Телега жизни (1823)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

«МАДОННА» (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Я вас любил: любовь ещё, быть может (1829)

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Тема – повесть о неразделенной любви; Идея – несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной огромной любви. Прошедшее время по форме, но еще настоящее по смыслу и содержанию. Это исповедь – признание поэта, а не обращение к определенной женщине.

1. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

«На холмах Грузии…»1829

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Тема – высокое чувство любви; Идея – «сердце не любить не может»

К *** (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн , с которой поэт познакомился в Петербурге (1819), а летом 1825г встретился в Тригорском (соседнее с Михайловским селом). Поэт вручает это стихотворение, как подарок Анне Петровне в день её отъезда из села. 3 части: первая встреча, годы разлуки, новая встреча с Керн. В данном стих-и «любовь» не столько чувство, сколько состояние души поэта (изменение душевного состояния).

Тема – роль любви в жизни человека. Идея – жизнь бессмысленна без любви.

Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет - генерала Ермолая Федоровича Керн . А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже " Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним"

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока... Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу . Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн , которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение " Я помню чудное мгновенье...

И вот перед нами другой портрет - бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери... В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное... Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки "Я помню чудное мгновенье". Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое .)

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Пророк (1826)

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Тема – черты и свойства характера, которыми должен обладать поэт (в отличие от обыкновенного человека), чтобы в полной мере выполнить свое предназначение.

Идея – только на самом жарком накале своих чувств поэт способен создать высокохудожественное произведение, полностью посвятив себя эту делу. Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит.

« Зимний вечер» 1825

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца

Жанр : величественная ода. Стихотворный размер – 6-ти стопный торжественный ямб.

Тема – полная достоинства оценка поэта совершенного им дела; Идея - главное в поэтическом творчестве – величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

«Это одновременно исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.В. Виноградов).

ВОПРОСЫ для самопроверки .

1. «Глаголом жги сердца людей ». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен обладать поэт?

2. Проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений поэта.

4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких произведениях они особенно отчетливо проявляются? Приведите примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений поэта.

5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое начало в творчестве поэта в период Михайловской ссылки и последующие годы? В. Г. Белинский говорил о « лелеющей душу гуманности » поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных примерах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение для воспитания чувств читателя?

6. Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы?

7. Большинство произведений Пушкина легло в основу музыкальных творений известных русских композиторов и воплотилось в романсы, арии, оперы. Какие из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена композиторов. Какие особенности произведений А. С. Пушкина сделали возможным их


Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта - невероятно важная полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения остро и быстро реагировать на изменения общественно-политической и литературной жизни.

Пушкин прежде всего - выразитель передовых для своего века взглядов певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде «Вольность» написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы:

Тираны мира! трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите

Восстаньте падшие рабы!

Эта же тема тема вольности и борьбы с самодержавием звучит и в стихотворении «К Чаадаеву». Пушкин призывает отчизне посвятить «души прекрасные порывы» бороться за ее свободу. Любовь к родине для него неразрывна с борьбой и он верит в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа: «Взойдет она звезда пленительного счастья!».

Ярким примером политической лирики А. С. Пушкина является стихотворение «Деревня» в котором благодаря приему противопоставления ярко и резко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права. Именуя себя «другом человечества » Пушкин говорит о «диком барстве» которое «присвоило себе и труд и собственность и время земледельца». Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души и у него срываются горькие слова: «О если б голос мой умел сердца тревожить!». Его пламенное желание - увидеть «народ неугнетенный» и взошедшую над страной «прекрасную зарю свободы просвещенной». Тема свободы борьбы счастья народа проходит через все творчество поэта. Здесь и его «Сказки» стихотворения «В Сибирь» «Арион» и другие. Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин самому замечательному чувству - дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его лицейские друзья которым он ежегодно посвящал свои стихотворения. Дружба была для него той силой которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь вливает бодрость в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей:

И признаюсь мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья

Где ум кипит где в мыслях волен я.

Гимном дружбы можно назвать его послание к лицейским друзьям из ссылки «19 октября 1827 года». Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью глубоко искренним чувством любви к друзьям.

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к родной природе нашла свое художественное выражение в стихотворениях поэмах романе «Евгений Онегин». Сначала его стихи носят романтический характер например стихотворение «К морю». В нем звучит речь насыщенная восклицаниями обращениями риторическими вопросами эпитетами и метафорами. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии мощной и гордой красоты. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную но милую его сердцу красоту родной природы. Как замечательны его картинки осени зима в «Евгении Онегине» описания замечательной крымской природы в «Бахчисарайском фонтане »! Всем знакомы его стихотворения «Зимний вечер» «Зимнее утро» «Туча» «Вновь я посетил» и другие.

Пушкин сравнивал поэта с эхом которое откликается на всякий призывный звук жизни. Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни о счастье человека с его нравственным идеалом особенно воплощенном в стихах о любви. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты» как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое - ревность разлука смерть. Пушкин его лирический герой всегда желает счастья той которую он любит так безнадежно:

Я вас любил так искренно так нежно

Как дай вам бог любимой быть другим.

Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем который так гармонирует с тем чувством которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихотворениях: «Кто знает край где небо блещет» «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Эти основные темы лирики поэта отчетливы и в его романтических поэмах цикле произведений о Петре I в его поэме «Полтава» и повестях Белкина романе «Евгений Онегин» и трагедии «Борис Годунов».

Но особо хочется остановиться еще на одной теме - это размышления о судьбе поэта его назначении в условиях жестокой николаевской реакции. Он создает стихотворение «Пророк» написанное непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами. В образе пророка выступает поэт-гражданин несущий свое пламенное свободное слово в народ. Только тот поэт по мнению Пушкина кто всегда душой и помыслами со своим народом. Только он может оправдать свое назначение: правдивым поэтическим словом пробуждать в человечестве высокие чувства. Он призывает поэта «глаголом жечь сердца людей».

Подводя итог своему творчеству А. С. Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» утверждает что заслужил право на признание и любовь народа тем что:

…чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

и милость к падшим призывал.

Равнодушно принимая хвалу и клевету «обиды не страшась не требуя венца» Пушкин следовал своему призванию. Лирика Пушкина являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия жизни жизнерадостность свободолюбие высокую гуманность призыв к служению Родине. Думаю что стихи Пушкина вечны что они интересны людям разных поколений «всех времен и народов».

Другие работы по теме:

Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. "Дружество" для него - это целый круг людей, близких "по судьбе", это "братство", "наш союз", сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы - строфа из "19 октября" 1825 г. Михайловское:

В лирике А. С. Пушкина существует множество тем но можно выделить три главные темы любовь и дружба назначение поэта и поэзии и вольнолюбивая лирика. К вольнолюбивой лирике относятся такие произведения как ода.

Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. (Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова)

«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса

Старославянизмы – старейшие заимствования из близкородственного языка

Вольнолюбивая лирика Пушкина Эпоха, в которую жил и творил А. С. Пушкин, была временем подавления всякой живой мысли, передовой идеи. Авангардная часть русского дворянства, недовольная политикой царя, объединялась в тайные общества для борьбы с самодержавием и крепостным правом. Молодой Пушкин всей душой поддерживал передовые идеи.

Первой знаменательной вехой в биографии А. С. Пушкина стал Царскосельский Лицей. Завершая работу над «Евгением Онегиным», предпоследнюю - восьмую - главу он открывает вступлением: размышлениями о том, как и когда начался этот путь, путь поэта, осмысливающего судьбу своего поколения и с исторической, и с философской позиции.

Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.

Имя А.А. Ахматовой стоит в одном ряду с такими поэтами, как М. Кузмин, О. Мандельштам, Н. Гумилев, когда речь заходит об акмеизме. Для начала стоит разобраться, что же такое акмеизм. Этим термином называют течение в русской поэзии 1910-х гг. последователи которого отошли от символистских стремлений к идеальному, от текучих и многозначных образов и обратились к материальному, предметному миру, естественности и точному значению слова.

Основные мотивы лирики Пушкина Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина - это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.

Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.

Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в день святого праздника Вознесения Господня. Он появился на свет в чудесном весеннем месяце - и явил собою светлую, дивную весну чудесной русской литературы. Пушкин родился в последний год XVIII века, блистательного века классицизма, - и взял от него самое ценное: способность в художественном творчестве умом охлаждать страсти… Пушкин родился в день Вознесения - и весь его жизненный и творческий путь представляет собою восхождение к недостижимому на земле идеалу Совершенства, который в его понимании явил собою тройственный образ Истины, Добра и Красоты.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Сожженное письмо" Автор: Пушкин А.С. Стихотворение «Сожженное письмо» было написано в 1825 году, в преиод ссылки Пушкина в село Михайловское.

Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди 1810- 1820-х годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный. "

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.

Немаловажную роль в творчестве поэта занимает тема любви и дружбы.

В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, созданы яркие образы друзей и любимых женщин.

Татьяна и Ольга Ларины (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") Автор: Пушкин А.С. В произведении А.С.Пушкина"Евгений Онегин" рассказывается о двух совершенно разных дев ушках-Татьяне и Ольге.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. "Арион" Автор: Пушкин А.С. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Арион». Нас было много на челне; Иные парус напрягали,

Любовная лирика А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин - непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.

3Сочинение N 1 Тема любви и дружбы в лирике Пушкина. Богат и разнообразен мир лирики Пушкина.Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы.Стихи Пушкина ярко

Стихотворение А.С. Пушкина "Сожженное письмо" - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный где каждый образ, каждая деталь является приемом выражения всего богатства чувств.

А.С. Пушкин - "солнце русской поэзии", её великое начало и совершенное выражение. Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем в лирике двадцатых годов и в стихах Пушкина более позднего периода, анализ произведений.

Государственный историко-литературный государственный музей-заповедник А. С. Пушкина - музей Одинцовского района Московской области. Описание

Гоголь утверждал, что лирика Пушкина «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов...»

Многогранность и многомерность пушкинского творчества можно почувствовать и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Вычленение тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина отнюдь не нарушает его гармоничности. Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому - лирика Пушкина.

Анализ стихотворения «Деревня»

Стихотворение написано в 1819 г., в нем отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина в Михайловское между 10 и 15 июля 1819 г. Пейзане точно воспроизводит окрестности Михайловского: «темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами»:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада...

«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской и западноевропейской просветительской литературы и современные идеи декабризма.

Верность Пушкина взглядам просветителей и многих участников декабристского движения отразилась в идее «просвященной монархии», способной преобразить общество:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако, продолжая традицию классицизма XVIII века, произведение отличает преодоление условностей. «Деревня» - это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие. Это создает ту реалистическую основу, которая отличала Пушкина от его предшественников. Бесспорное влияние радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», полемика с державинским посланием «Евгению. Жизнь Званская», с его идиллическими картинами сельской жизни, обогатили пушкинскую лирику, дали толчок к новым открытиям.

Гражданственность и свободолюбивый пафос придали особый эмоциональный настрой стихотворению. Все это нашло отражение в композиционном строе и в выборе изобразительных средств.

Композиция «Деревни» не только двухчастная, но и двуплановая. Особенность построения произведения отразилась на его жанровой структуре, в нем сочетаются элегия и сатира. Первая элегическая часть (кончая стихом «В душевной зреют глубине...») была напечатана, а вторая распространялась в списках.

Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении), что ярко выражено в начале второй части и подчеркнуто союзом «но»: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает...» С этих строк начинается обличение «барства дикого», которое контрастирует с картинами сельской природы, изображенными в начале.

В произведении, даже в первой части, сильно выражен социальный мотив. «Пустынный уголок», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» поэтом противопоставлен «порочному дворцу Цирцей».

Отстаивая цельность и единство поэтического текста пушкинского стихотворения, Е. А. Маймин пишет: «Вторая часть «Деревни» и продолжает первую и противостоит ей по мысли и характеру картин. Элегия у Пушкина незаметно переходит в сатиру, сливается с ней. Вторая часть - это элегия, пронизанная высокими гражданскими чувствами, раздумья, родившиеся в «уединении величавом», и это сатира, которая вызвана к жизни и неповторимо-личным взглядом на вещи, и пафосом общественного, гражданского служения».

Интонационный строй отражает своеобразие композиции и идейного содержания, сочетая в себе раздумья и гневный голос поэта-гражданина. Ораторские интонации подчеркиваются в стихотворении риторическими фигурами:

Почто в груди моей горит бесплодный жар...

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина . И в закладках появилось готовое сочинение.