Главная · Боли в желудке · Обострение советско китайских отношений. Развитие отношений между ссср и китаем в хх веке

Обострение советско китайских отношений. Развитие отношений между ссср и китаем в хх веке

В Китае продолжалась «культурная революция». Отношения между КПСС и КПК были разорваны. Обе компартии обвиняли друг друга в «предательстве интересов пролетариата» и измене идеалам коммунизма, ревизионизме, догматизме и сектантстве. Китайская официальная печать и руководители КНР продолжали оспаривать законность погранично-территориального размежевания между Китаем и Россией, по сути дела требуя передачи КНР части территорий СССР. Особую остроту приобрел вопрос о границе по рекам Амур и Уссури, которые имели статус пограничных артерий, поскольку они разделяли на довольно протяженном участке государственные территории СССР и КНР. Граница была проведена не по середине главного фарватера, а по китайскому берегу реки. «Спорными» оказывались бы около 600 речных островов. С середины 1967 г. советские пограничники стали патрулировать не только речные острова, но и китайские берега рек Амур и. В марте 1969 г. на острове Даманском произошли кровавые вооруженные столкновения со многими. Советско-китайская война могла стать реальностью. Сценарии нападения со стороны Китая на дальневосточные районы СССР серьезно анализировались в Москве. Предусматривался, возможно, и превентивный ядерный удар. США сочли необходимым удержать Москву от ее предполагаемых опасных намерений. Ситуация стала еще более напряженной. США фактически выступили в защиту Китая. Реакция США в целом отрезвляюще подействовала на обе стороны. 11 сентября 1969 г. в пекинском аэропорту состоялась на встрече А.Н.Косыгина с премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем достигнута договоренность о начале советско-китайских переговоров по пограничным вопросам в октябре 1969 г. Советско-китайские отношения остались враждебными, но кульминация противостояния была пройдена, а угроза конфликта СССР с КНР – уменьшена. Становление «треугольных» отношений СССР, США и КНР. На протяжении 1978 г. Вашингтон устранил препятствия для установления дипломатических отношений с КНР. С Тайваня были выведены американские войска, официальные отношения с Тайбэем были преобразованы в неофициальные, и американская администрация заявила о намерении денонсировать американо-тайваньский договор 1954 г. В январе 1979 г. установлены дипотношения между двумя странами. Китайско-вьетнамский конфликт произвел отрезвляющее воздействие на причастные к нему стороны. Дипломатически США отмежевались от КНР, хотя дали понять, что выступили бы против вмешательства Советского Союза в конфликт, если бы такие намерения у него возникли. Хотя военное вмешательство Вьетнама в Камбодже было осуждено, нападение Китая на Вьетнам тоже не вызвало сочувствия к действиям Пекина. Ситуация показала, что союз КНР с США вряд ли возможен. В Вашингтоне возникли опасения быть втянутым из-за КНР в конфликт с СССР подобно тому, как в 50-х годах СССР чуть было не был вовлечен из-за Китая в конфликт с США. Республиканцы резко критиковали Дж.Картера за его китайскую политику. С весны 1978 г. усилилось влияние на американскую политику З.Бжезинского, выступавшего за использование советско-китайской напряженности для отвлечения внимания Москвы от событий в Польше. Отношения между СССР, США и КНР отличались острой конкурентностью. В 1979 г. США и КНР создали в Синьцзяне центры электронного слежения за ядерными полигонами СССР в МНР. Вторжение СССР в Афганистан в декабре 1979 г. сорвало планы по улучшению отношений с КНР.

В 1953-1956 гг. отношения между СССР и Китаем развивались по нарастающей, ни до ни после этого они никогда не были столь плодотворными. Поэтому не случайно эти годы вошли в историю как эпоха "великой дружбы". Обе стороны были заинтересованы в сотрудничестве. Если советское руководство интересовала поддержка Мао Цзедуна в международном коммунистическом движении, то китайскую сторону - экономическая помощь и уступки СССР в спорных вопросах. Так, 23 марта 1953 г. было подписано крайне выгодное для Китая торговое соглашение, советские специалисты оказывали помощь в сооружении около 150 промышленных объектов. В 1954 г. в ходе визита в Пекин Хрущева, Булганина и Микояна Китаю были выделены крупные кредиты, достигнута договоренность о ликвидации советских военно-морских баз в Порт-Артуре и Дайрене, в пользу китайской стороны СССР отказывался от своих экономических интересов в Манчжурии и пр.

До ХХ съезда Китай был привилегированным союзником СССР как на государственном, так и на партийном уровне, что дало возможность расширить влияние в Азии и на страны "третьего мира", способствовать прекращению Корейской войны и заключению соглашения по Индокитаю. Проблемы стали нарастать как снежный ком по мере усиления критики "культа личности" Сталина, которая встретила откровенное непонимание китайского руководства, стремившегося вести все более активную политику внутри коммунистического движения. Китайскую позицию, по мере усугубления ситуации, поддерживали в Албании, КНДР и отчасти в Румынии. Вторым камнем преткновения в советско-китайском конфликте стала политика мирного сосуществования, шедшая вразрез с классовыми представлениями китайского лидера. Мао Цзедун выступил на конференции коммунистических и рабочих партий 1957 г. с оценкой третьей мировой войны в контексте победы над империализмом. Он сказал, что третьей мировой войны не стоит бояться, поскольку в результате ее настанет конец империализму, а социализм приобретет сотни миллионов новых сторонников. Однако советское руководство оставило этот "пробный шар" без внимания. Хрущев продолжал пропагандировать мирное сосуществование. И чем активнее он это делал, тем напряженнее становились отношения с Китаем. Противоречия переросли в острейший кризис, когда осенью 1959 г. Хрущев занял нейтральную позицию во время китайско-индийского пограничного конфликта, выразив сожаление по поводу противоречий между двумя дружественными Советскому Союзу странами. С точки зрения китайского руководства, одинаковое отношение Москвы к социалистическому Китаю и буржуазной Индии означало отказ КПСС от принципа пролетарского интернационализма. После этого в Китае была развернута шумная кампания под флагом борьбы с "советским ревизионизмом", который обвинялся во всех "смертных грехах": отступлении от марксизма-ленинизма во внешнеполитическом курсе, предательстве международной пролетарской солидарности и т.п. Хрущев понял, что на поддержку и авторитет Мао Цзедуна ему больше не приходится рассчитывать. Ответным шагом Москвы стали резкие меры: летом 1960 г. все советские специалисты из Китая были отозваны, сокращены поставки Китаю в рамках подписанных ранее соглашений. Окончательную точку в конфликте ставило требование Москвы о возвращении всех кредитов, предоставленных начиная с 1950 г.

СССР и страны "третьего мира"

В принципе в конфликте с Китаем Москва стояла перед выбором между ортодоксальным коммунизмом и более широким взглядом на возможных союзников в лице стран "третьего мира" . В ситуации противостояния с США вовлечение стран "третьего мира" в орбиту своего влияния было для Советского Союза единственной возможностью удержать баланс сил. Отказ от поддержки национально-освободительного движения, в первую очередь в материальном отношении, автоматически означал усиление позиций США.Под эту геополитическую ситуацию было подведено теоретическое обоснование на ХХ съезде КПСС, когда национально-освободительное движение, наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением, было названо одной из трех ведущих сил революционного процесса в планетарном масштабе.

"Третья ведущая сила" поддерживалась Советским Союзом по всем направлениям: проводилась твердая антиколониальная внешнеполитическая линия и поддержка молодых независимых государств, осуществлялись колоссальные вливания в создание независимых национальных экономик, оказывалась военная поддержка и поставки вооружения. Основным рычагом влияния на "третий мир" была экономическая помощь. За 1957-1964 гг. было заключено более 20 соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами.

Каждое новое "прибавление" в сообществе стран "третьего мира" становилось козырем советской пропаганды, доказательством "поступательного движения к социализму и коммунизму". Чем больше модель развития была похожа на советскую, тем более "праведным", с точки зрения марксизма-ленинизма, признавался новый режим и тем большую радость вызывало это событие "у всех советских людей".

Кубинская революция

1 января 1959 г. на Кубе победила революция, знаменовавшая собой завершение борьбы против проамериканской диктатуры Ф.Батисты, которая велась с середины 1950-х годов. Премьер-министром революционного правительства Кубы стал руководитель повстанческой армии Фидель Кастро Рус, начавший социально-экономические преобразования и заявивший о строительстве на острове социализма. Хотя на официальном уровне советское руководство не спешило объявлять Кубу социалистической страной и, тем более, частью "социалистического лагеря", кубинская революция пришлась как нельзя кстати. Она произошла именно в тот момент, когда ситуация в мировом коммунистическом движении была наиболее острой, противоречия "десталинизации" сказывались все сильнее, а угроза применения военной силы стала, пожалуй, единственной реакцией Москвы в конфликтных ситуациях. "Прогрессивным силам" требовался новый мощный импульс, которым и стала Кубинская революция. Не меньшее значение это событие имело и для состояния советского общества. Молодые и обаятельные "бородачи" с "острова свободы" наглядно демонстрировали притягательность идей социализма не только в непосредственной близости границ СССР, но и в мировом масштабе. Не случайно в шутку слово "Куба" расшифровывалось по первым буквам как "коммунизм у берегов Америки", что точно соответствовало духу того времени и выражало уверенность в неизбежной победе коммунизма во всем мире.

Курс на "мирное сосуществование"

На ХХ съезде Хрущев провозгласил мирное сосуществование государств с различным общественным строем основным принципом советской внешней политики . Из этого следовало, что длительное и серьезное сотрудничество с Западом желательно и возможно, хотя капитализм, конечно, будет стремиться развязать войну, фатальной неизбежности которой, однако, больше нет. В том же направлении развивалась эта идея и на ХХI съезде в 1959 г., когда было отринуто положение о том, что выживание советского строя находится под постоянной угрозой капиталистического окружения. Вывод был зафиксирован и в программе партии, принятой в 1961 г. на ХХII съезде. Логическим продолжением этих теоретических установок становился приоритет в отношениях с Западом. "Либо мирное сосуществование, - подчеркивалось в программе партии, - либо катастрофическая война". Казалось, наконец был найден выход из состояния конфронтации и "холодной войны", "оттепель" должна была бы распространиться и на международные отношения. Однако этого не произошло. Причина неприятия Западом такого хрущевского разворота заключалась в особой идейной подоплеке новой стратегии, суть которой состояла в том, что мирное сосуществование понималось как специфическая форма классовой борьбы . Иными словами, это означало, что классовый интерес оставался все-таки во главе угла и означал постоянную заботу СССР о победе дела социализма во всемирном масштабе. Таким образом, мирное сосуществование было новой формой противостояния с Западом и допускало использование всего спектра внешнеполитических мер от силового давления и компромиссов до мирных инициатив. Классовая сущность хрущевской версии внешнеполитической доктрины и объясняет логику противоречивых только на первый взгляд действий советской дипломатии в 1956-1964 гг.

Собственно, отношения с капиталистическими государствами и их интенсивность находились в зависимости от конкретного соотношения сил. В этой связи говорить о каком-то серьезном и взаимовыгодном, тем более долгосрочном сотрудничестве было нельзя . Поэтому, как правило, отношения Советского Союза с капиталистическими странами в этот период не шли дальше ознакомительных обменов делегациями и гастролей Большого театра и ансамбля "Березка".

Такой же ознакомительно-популистский характер носили и визиты на высшем уровне. Их эмоциональное значение, конечно, было необыкновенно сильным, непривычными были непринужденные манеры и личность нового советского лидера. Все это в полной мере проявилось во время официального визита Хрущева в США в сентябре 1959 г. К этому времени СССР уже завершил создание межконтинентальных баллистических ракет и произвел запуск первого искусственного спутника Земли, что позволяло советскому лидеру чувствовать себя во время визита на равных с президентом Эйзенхауэром.

"Соревнование двух систем"

Во время визита Хрущев не упускал случая для пропаганды идеи мирного сосуществования, важнейшим элементом которого было "соревнование двух систем" . Имелось в виду буквально такое развитие событий: экономика СССР и стран "социалистического лагеря" находится на крутом подъеме, темпы промышленного роста в них намного превосходят соответствующие показатели в капиталистических странах. Доля социалистических стран в мировом промышленном производстве неуклонного растет, что является "материальным выражением прогрессивного исторического процесса сокращения сферы капиталистической эксплуатации и расширения мировых связей социализма". Дружба и экономические связи между социалистическими странами укрепляются, что свидетельствует "о победном движении социализма". Экономика "мирового капитала", напротив, отличается неустойчивостью, кризисами, усилением милитаризации. Обострившаяся проблема рынков ведет к росту противоречий между империалистическими странами. Борьба трудящихся становится все более упорной, на глазах происходит распад колониальной системы. Все это, по мнению авторов новой доктрины, ведет к неуклонному ослаблению позиций мирового капитала. В результате развития событий по такой логике мировая система социализма в мирном экономическом соревновании окажется непременным и естественным победителем, вследствие чего и произойдет "победа коммунизма в мировом масштабе". Будучи твердо уверен в абсолютной верности такого логического построения Хрущев заявил изумленным американским телезрителям: "Ваши внуки будут жить при коммунизме".

Гонка вооружений

На самом же деле реальное соперничество между блоками и, главным образом, между СССР и США, носило отнюдь не мирный характер и распространялось прежде всего на производство оружия. Гонка вооружений стала одним из основных инструментов поддержания баланса сил и касалась прежде всего производства ядерных зарядов и средств их доставки к целям . В августе 1953 г. СССР заявил об успешном испытании водородной бомбы, а к 1957 г. добился кратковременного превосходства в области межконтинентальных баллистических ракет, наглядным подтверждением чему был запуск первого искусственного спутника Земли. В Москве все более были склонны рассматривать дальнейшую эскалацию вооружений как исключительно опасное явление, а высокий уровень противостояния как следствие "холодной войны" и в меньшей мере неизбежного, классового в своей основе, противостояния блоков. На этом фоне в 1955-1960 гг. СССР выступил с целой серией инициатив по разоружению. В частности, в одностороннем порядке сократив численность своих вооруженных сил в 1955-1960 гг. на 3,3 млн человек, а в 1957 г. предложив ядерным державам приостановить испытания ядерного оружия и взять обязательства по отказу от его применения. Вопреки ожиданиям эти меры не имели успеха. Крайняя непоследовательность внешнеполитического курса СССР, постоянное "бряцание оружием" вызывали у США подозрение в искренности инициатив по разоружению. США продолжали сохранять превосходство по количеству ядерных боеголовок, которое к началу 1960-х годов достигло катастрофического разрыва и равнялось соотношению 1:17 в пользу Америки. Создавался замкнутый круг, идя по которому обе стороны были вынуждены постоянно наращивать и совершенствовать производство оружия . В январе 1960 г. Хрущев заявил о том, что обороноспособность страны в решающей степени зависит от огневой мощи и средств доставки, находящихся в распоряжении вооруженных сил. Поводом для нагнетания противостояния стал инцидент с американским самолетом-разведчиком У-2, который 1 мая 1960 г. был сбит советскими силами ПВО над Свердловском. "Пресечение шпионской вылазки" стало очередным аргументом для разоблачения "звериного облика империализма". Результатом этих событий стал срыв встречи по урегулированию ситуации вокруг Берлина представителей США, СССР, Англии и Франции, которая должная была состояться в Вене в мае 1960 г.

Берлинский кризис

Германский вопрос продолжал оставаться камнем преткновения в отношениях между СССР и странами Запада. В этот период он сводился в основном к проблеме статуса Западного Берлина. После того как Советский Союз фактически передал свою часть Берлина ГДР, западный сектор оказался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. Эта ситуация ставила под сомнение государственную самостоятельность ГДР и тормозила вхождение Восточной Германии в международное правовое пространство. В феврале 1958 г. Хрущев предложил созвать конференцию "четырех великих держав" и пересмотреть статус Западного Берлина, объявив его демилитаризованным вольным городом. После отрицательной реакции Запада он согласился отодвинуть сроки и в сентябре 1959 г. во время визита в США добился принципиальной договоренности с Эйзенхауэром о созыве такой конференции в Париже в мае 1960 г. Однако конференция оказалась сорвана из-за "шпионских страстей" с самолетом-разведчиком. Между тем берлинский кризис усугублялся: уровень жизни в Западном Берлине не шел ни в какое сравнение с социалистической частью города, эмиграция из Восточного Берлина усиливалась, власти ГДР не могли конкурировать с искусственно созданным процветающим оазисом.

17 апреля 1961 г. Хрущев выдвинул новый ультиматум по берлинскому вопросу, объявив, что СССР еще до конца года заключит мирный договор с ГДР и передаст ей всю полноту власти над восточной частью Берлина. В развитии этой идеи Политический Консультативный Комитет ОВД 5 августа 1961 г. призвал ГДР принять меры против "подрывной деятельности" Западного Берлина. Немецкие коммунисты действовали решительно: по тревоге были мобилизованы все рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружен бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Это было нарушение Потсдамского соглашения, предусматривавшего свободное передвижение по городу. Берлинская стена на долгие годы стала символом конфронтации, именно здесь теперь была граница враждующих блоков.

Обострение отношений шло по нарастающей. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний.

Карибский кризис

Противостояние между блоками подошло к опасной черте во время Карибского кризиса осенью 1962 г. Соединенные Штаты приступили к размещению ракет с ядерными зарядами на территории Турции, Италии и ФРГ, организовав там свои военные базы. США также попытались свергнуть режим Кастро, организовав в апреле 1961 г. высадку десанта в районе Плайя-Хирон. Под угрозой потерять власть Кастро весной 1962 г. добился от советского руководства признания Кубы социалистической страной. Принятие Кубы в "социалистический лагерь" налагало на СССР обязательства, прежде всего, в военно-стратегической области, связанные с защитой территории "острова свободы". США продолжали разрабатывать планы военного вторжения на остров. Поэтому весной 1962 г. СССР начал тайно обустраивать на Кубе свою военную базу, осуществив сверхсекретную переброску людей и ракет среднего радиуса действия. Это позволяло, защищая социалистические преобразования на Кубе, одновременно "держать на мушке" Вашингтон. Ответным шагом американского президента Д.Кеннеди стала военно-морская блокада Кубы и требование немедленного вывода советских ракет с острова. В полную боевую готовность были приведены не только войска СССР и США, но и соединения НАТО и ОВД.До глобальной ядерной катастрофы в буквальном смысле оставались секунды. Между Хрущевым и Кеннеди начались интенсивные переговоры, в результате которых был достигнут спасительный компромисс: СССР вывозил ракеты с Кубы, а США - из Турции и Италии; Америка также гарантировала безопасность Кубы и режима Кастро.

Особую дискуссию вызывает вопрос о том, какая из сторон одержала верх в результате Карибского кризиса. В литературе представлен весь спектр мнений. Представляется, что следует разделять политические и военные итоги прошедших событий. Если в политическом смысле США получили преимущество и новые доказательства "советского экспансионизма", то в военном отношении вывод американских ракет с территории Турции и Италии был несомненным успехом СССР. Если пропагандистский эффект был налицо, то военные договоренности и уступки США в Турции и Италии держались в секрете. Такое развитие событий привело к дальнейшей конфронтации между СССР и Китаем, поскольку давало Мао Цзедуну повод говорить "о преступном сговоре" советского ревизионизма и американского империализма. По целому ряду пунктов взгляды Мао разделял Кастро, считавший, что Хрущев его предал, когда пошел на уступки американцам и "обменял" их ракеты в Турции и Италии на свои на Кубе. Однако основное и бесспорное значение Карибского кризиса состояло в доказательстве невозможности применения ракетно-ядерного оружия для достижения политических целей . Карибский кризис знаменовал окончание первого периода "холодной войны", когда она могла перерасти в вооруженный конфликт.

После кризиса начался постепенный процесс снятия острой конфронтации в отношениях между СССР и США . Важным шагом в этом направлении стало подписание договора о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой, которое состоялось в августе 1963 г. в Москве. Убийство Кеннеди в ноябре 1963 г. и отставка Хрущева в октябре 1964 г. затормозили развитие этого процесса.

В 1953-1956 гг. отношения между СССР и Китаем развивались по нарастающей, ни до ни после этого они никогда не были столь плодотворными. Поэтому не случайно эти годы вошли в историю как эпоха "великой дружбы". Обе стороны были заинтересованы в сотрудничестве. Если советское руководство интересовала поддержка Мао Цзедуна в международном коммунистическом движении, то китайскую сторону - экономическая помощь и уступки СССР в спорных вопросах. Так, 23 марта 1953 г. было подписано крайне выгодное для Китая торговое соглашение, советские специалисты оказывали помощь в сооружении около 150 промышленных объектов. В 1954 г. в ходе визита в Пекин Хрущева, Булганина и Микояна Китаю были выделены крупные кредиты, достигнута договоренность о ликвидации советских военно-морских баз в Порт-Артуре и Дайрене, в пользу китайской стороны СССР отказывался от своих экономических интересов в Манчжурии и пр.

До ХХ съезда Китай был привилегированным союзником СССР как на государственном, так и на партийном уровне, что дало возможность расширить влияние в Азии и на страны "третьего мира", способствовать прекращению Корейской войны и заключению соглашения по Индокитаю. Проблемы стали нарастать как снежный ком по мере усиления критики "культа личности" Сталина, которая встретила откровенное непонимание китайского руководства, стремившегося вести все более активную политику внутри коммунистического движения. Китайскую позицию, по мере усугубления ситуации, поддерживали в Албании, КНДР и отчасти в Румынии. Вторым камнем преткновения в советско-китайском конфликте стала политика мирного сосуществования, шедшая вразрез с классовыми представлениями китайского лидера. Мао Цзедун выступил на конференции коммунистических и рабочих партий 1957 г. с оценкой третьей мировой войны в контексте победы над империализмом. Он сказал, что третьей мировой войны не стоит бояться, поскольку в результате ее настанет конец империализму, а социализм приобретет сотни миллионов новых сторонников. Однако советское руководство оставило этот "пробный шар" без внимания. Хрущев продолжал пропагандировать мирное сосуществование. И чем активнее он это делал, тем напряженнее становились отношения с Китаем. Противоречия переросли в острейший кризис, когда осенью 1959 г. Хрущев занял нейтральную позицию во время китайско-индийского пограничного конфликта, выразив сожаление по поводу противоречий между двумя дружественными Советскому Союзу странами. С точки зрения китайского руководства, одинаковое отношение Москвы к социалистическому Китаю и буржуазной Индии означало отказ КПСС от принципа пролетарского интернационализма. После этого в Китае была развернута шумная кампания под флагом борьбы с "советским ревизионизмом", который обвинялся во всех "смертных грехах": отступлении от марксизма-ленинизма во внешнеполитическом курсе, предательстве международной пролетарской солидарности и т.п. Хрущев понял, что на поддержку и авторитет Мао Цзедуна ему больше не приходится рассчитывать. Ответным шагом Москвы стали резкие меры: летом 1960 г. все советские специалисты из Китая были отозваны, сокращены поставки Китаю в рамках подписанных ранее соглашений. Окончательную точку в конфликте ставило требование Москвы о возвращении всех кредитов, предоставленных начиная с 1950 г.


СССР и страны "третьего мира"

В принципе в конфликте с Китаем Москва стояла перед выбором между ортодоксальным коммунизмом и более широким взглядом на возможных союзников в лице стран "третьего мира" . В ситуации противостояния с США вовлечение стран "третьего мира" в орбиту своего влияния было для Советского Союза единственной возможностью удержать баланс сил. Отказ от поддержки национально-освободительного движения, в первую очередь в материальном отношении, автоматически означал усиление позиций США.Под эту геополитическую ситуацию было подведено теоретическое обоснование на ХХ съезде КПСС, когда национально-освободительное движение, наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением, было названо одной из трех ведущих сил революционного процесса в планетарном масштабе.

"Третья ведущая сила" поддерживалась Советским Союзом по всем направлениям: проводилась твердая антиколониальная внешнеполитическая линия и поддержка молодых независимых государств, осуществлялись колоссальные вливания в создание независимых национальных экономик, оказывалась военная поддержка и поставки вооружения. Основным рычагом влияния на "третий мир" была экономическая помощь. За 1957-1964 гг. было заключено более 20 соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами.

Каждое новое "прибавление" в сообществе стран "третьего мира" становилось козырем советской пропаганды, доказательством "поступательного движения к социализму и коммунизму". Чем больше модель развития была похожа на советскую, тем более "праведным", с точки зрения марксизма-ленинизма, признавался новый режим и тем большую радость вызывало это событие "у всех советских людей".

СССР и КНР - два могущественных государства. Каждое со своим уклоном строило новый социалистический уклад жизни. Отношения двух стран никогда не были простыми и гладкими. Были периоды "вечной дружбы", военного противостояния, временного затишья. После провозглашения на Китайской Народной республики 1 октября 1949 года, СССР 2 октября этого же года установил с новой державой дипломатические отношения, тем самым признав новое государство.

В декабре 1949 года Мао Цзэдун посещает Советский союз. Советское правительство оказывает немалую помощь. Несмотря на это, в стране продолжалась борьба с "коминтерновцами", которые якобы пропагандировали политику Москвы. Этап "вечной дружбы" не прекратился даже после вступления КНР в военное противостояние с Гоминьданом. Сталин сомневался в победе Мао, внушая китайскому руководству идею создания на территории страны двух держав: коммунистической и гоминьдановской.

Аналогичные примеры можно было наблюдать в Германии, позже в Корее, во Вьетнаме. Одержав победу, Мао получил безграничную дружбу и верного союзника в лице СССР. В 1950 году 14 февраля заключается Договор о дружбе, союзе, взаимной помощи между КНР и СССР. Началось слепое копирование создания модели развития СССР. Это был неравноправный дипломатический документ, показывающий превосходство Советского союза над КНР. В идеологическом плане все выглядело как помощь старшего брата младшему. Неоценимую поддержку Мао получил от Сталина еще в период своего прихода к власти. Данный Договор только официально подтверждал тесное сотрудничество и взаимопомощь.

Период "вечной дружбы" длился не многим 10 лет. Результаты такого тесного контакта вылились в выгодное кредитование Китая, постройку 300 крупнейших заводов и их оснащение, передачу Порт-Артура и Дальнего КНР, крупные торговые сделки, известный Китайско-Восточный железнодорожный путь. Советские специалисты, работающие в Китае, имели возможность любоваться многовековыми .

Смерть советского вождя, заявление Хрущева об осуждении культа личности дали трещину в отношениях двух когда-то дружных государств. Мао Цзэдун хотел стать мировым вождем пролетариата. Культ личности Сталина был воспринят как провокация Советского союза и предательство правительства идеям марксизма. Портрет Сталина был повешен на передних воротах на один день как дань уважения великому правителю. Лидеры КПК все чаще призывают СССР к жесткой политике с Западом, не отказываясь от вооруженного столкновения с врагами коммунистов.

Советские лидеры упрекали правителей КНР в провале Большого скачка. Маленький спор, по мнению китайцев, не нарушил большое единство. Но осознание конца великой дружбы было присуще обеим государствам.

Открытый раскол, официальное прекращение сотрудничества произошло в 1960 году, когда Хрущев, обозленный усилившимся критическим заявлениям китайцев в свой адрес, приказал за три дня вызвать из КНР всех технических специалистов. Китайское производство остановилось на неопределенный срок. Стена непонимания, нежелание идти на компромиссы стала крепче . Начинается двадцатилетняя вражда между социалистическими державами.

1962 год - официальный Пекин выразил недовольство мирным решением Карибского кризиса. СССР стал на сторону Индии в войне с Китаем.

1963 год - обмен письмами с выражением своих позиций, подтверждающий наличие расхождений в курсах развития стран.

Перейдя из статуса друзей в статус врагов, пик вражеских нападок произошел во время Культурной революции в Китае (1966-1976). Посольство СССР в Китае подвергалось настоящей осаде демонстрантов.

Стычки, но уже с военными действиями проходили на границе. На Дальнем Востоке и на юге Сибири государственная граница проходила по китайскому берегу, а не по поверхности реки, согласно международным отношениям. Пограничная река Уссури меняет сове русло, отрезая от суши небольшие островки земли, которые считались теперь советскими. Отношения стран были напряженными, и мирно уладить конфликты на территориальной почве не представлялось возможным. В 1967 году количество столкновений перевалило за две тысячи.

Самым масштабным стал конфликт в 1969 году на острове Даманский, унесший жизни десятков людей. Обе страны стали готовиться к войне. Китай строит бомбоубежища, склады продовольствия, массово закупает вооружение на Западе. СССР укрепляет свои позиции на границе с Поднебесной, существенно увеличивает военные расходы. Строительство БАМа тоже являлось одним из этапов оборонительных действий. Дипломатические отношения официально расторгнуты не были, хотя все остальные отношения были сведены к нулю. Правительство СССР больше боялось китайцев, чем Запад, поскольку западные правители были прогнозируемые, а китайские отличались непредсказуемостью.

Смерть Мао Цзэдуна изменила политику в стране. СССР и КНР повернулись друг к другу лицом, медленно налаживая контакты. 10 июля 1985 года подписано Соглашение о платежах и товарообмене на 1986-1990 годы. Все начиналось с начала: строительство, реконструкция объектов в Китае, обмен специалистами, торговые контракты.

В 1989 году после визита Михаила Горбачева в Китай были восстановлены межпартийные отношения. Преданность идеям марксизма-ленинизма выражалась в увековечивании памяти лидеров братских стран в мавзолеях: в Москве почитали усопшего Ленина, в еще долго отдавали дань уважения своему главному партийцу в .

Распад СССР ознаменовал новый виток во взаимоотношениях двух стран от официальных к добрососедским.