Главная · Боли в желудке · Незаконченное действие. Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»

Незаконченное действие. Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено? А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона - эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное - начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, заставляет нас не думать о работе.

"ОТПУСТИ СВОЮ БОЛЬ")

  • Немного теории.
  • Упражнение на завершение.
  • Случай из практики. (имя и местность клиента изменены для соблюдения конфиденциальности).

Вопрос:

Подскажите, как справиться с этим, если нет возможности завершить действие так, как хочется?

Ольга.

Ответ:

Ольга, добрый день! К сожалению, вы не написали, о каком незавершении идет речь. Но давайте попробуем разобраться.

Эффект незавершенного действия - один из интереснейших и наиболее изучаемых эффектов в психологии. Он заключается в том, что мы гораздо лучше (почти в два раза) запоминаем те действия, которые по тем или иным причинам прервали. Этот эффект назван эффектом Зейгарник.

Блюма Вульфовна Зейгарник (1900-1988) училась в 20-е годы ХХ века в Берлинском университете у известного психолога Курта Левина. В этом же университете преподавали более известные в те времена психологи и классики гештальт-психологии Вольфганг Келер, Курт Коффка, Макс Вертгеймер, но они занимались философией, теорией, изучали отдельные эффекты восприятия.

Курт же Левин, немецкий, а затем американский психолог, был близок к гештальт-психологии. Его всегда интересовала личность человека, мотивы поведения. Он разработал с помощью эксперимента методики изучения мотивации, в частности уровня притязаний, запоминания законченных и незаконченных действий и др.

Левин щедро делился знаниями со своими студентами, поддерживал их научные поиски. В своих воспоминаниях Блюма Вульфовна описывает его как человека, полностью поглощенного наукой, «рассеянного профессора», который может обсуждать пришедшие в голову мысли в самом неподходящем для этого месте, например, в галантерейном магазине. Однажды новая идея возникла при переходе улицы и Левин, прикрепив свой блокнот к борту грузовика, начал было ее записывать, но едва не упал, когда грузовик внезапно тронулся. Кстати, идею, которую Левин с риском для жизни так старался запечатлеть, позже подтвердил один из его учеников в своем эксперименте.

Подобная история произошла и с Зейгарник. Идея ее эксперимента возникла у Курта Левина тоже не в самом академическом месте – в небольшом берлинском кафе, где он вместе со своими студентами часто бывал, обсуждая научные проблемы. Материал для экспериментов можно найти везде, считал Курт Левин. И обратил внимание на поведение официанта, который легко запоминал то, что заказывали его клиенты. Но как долго официант может помнить заказы своих клиентов?

Попросив официанта подойти, Левин уточнил у него, что заказали клиенты, сидящие у окна. Официант легко вспомнил заказ этой пары. Но вспомнить, что ели другие клиенты, которые уже расплатились и направлялись к выходу, оказалось для официанта более сложной задачей. Он начал перечислять и запутался. Почему так произошло? Зейгарник предположила, что после того, как клиенты расплатились, у официанта уже больше нет необходимости помнить заказ, но пока этого не произошло, он должен держать все в голове. По всей видимости, человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия.

Идея была замечательной, но необходимо было ее развить и получить экспериментальное подтверждение. Этим и занялась Зейгарник. Во время опыта испытуемому предлагали выполнять несколько различных заданий. Рядом сидела Зейгарник и периодически, под разными предлогами прерывала выполнение некоторых заданий. Она делала это специально, но испытуемые об этом не знали, полагая, что просто происходят небольшие накладки. Количество завершенных и незавершенных заданий было одинаковым. После окончания эксперимента все задания убирали из поля зрения испытуемого, а потом, как бы случайно, его просили припомнить, что это были за задания. Здесь и обнаружилось, что испытуемые лучше запомнили те действия, выполнение которых было прервано. Причем разница оказалась довольно большой, незавершенные действия запоминаются в 1,9 раз лучше, чем завершенные.

Ольга, возвратимся к Вашему случаю. Здесь есть несколько вариантов решения вопроса.

Упражнение.

Вспомните Вашу ситуацию и мысленно проделайте завершение, которое вы хотите. И повторяйте такое действие до тех пор, пока почувствуете состояние завершенности.

Случай из практики.

У меня был случай с клиенткой. Она помнила свою обиду на мальчика 13 лет, когда еще была в пионерском лагере. Ситуация была такая. Мальчишка приставал к ней постоянно, задирал и девочка его сторонилась. Как-то было у них собрание, что-то они обсуждали. Все дети сидели за партами. Она тоже. Ей было неудобно, потому что к ней подошел и встал рядом тот мальчишка. Увидев, что она хочет встать с места и уйти, он ей просто приказал:

Сиди на месте, а то ударю.

Она все же встала и тут же получила удар ребром ладони по шее. Взрослая 45-летняя женщина помнила этот случай почти 30 лет. Стали с ней работать.

Я попросила ее представить какого-нибудь человека, героя фильма, книги, или может быть родственника или знакомого, который мог бы справиться с этой проблемой. Стали искать героя. Среди людей не нашли, ничего ей не отзывалось. Ни фея, ни Никита, ни женщина с веслом. Тогда стали искать образы среди животных. Она сказала:

    Вот если бы я была пантера, я бы смогла выскользнуть из-под его руки и не получила бы удара.

Я попросила ее представить эту картинку, и через некоторое время спросила ее, как она себя чувствует. Она сказала, что лучше. Но по ее виду и голосу я поняла, что полного завершения ситуации не произошло. Тогда я попросила ее посмотреть, что было с мальчишкой, когда она увернулась от его удара. Она сказала:

Он с размаху ударил по парте ребром ладони.

И как он себя чувствует после этого? - спросила я.

Ему очень больно, - сказала она и засмеялась.

Это и было завершением ситуации. Примерно по такому же принципу попробуйте и Вы поискать.

В начале двадцатого века в Германии было основано направление в психологии, которое получило название «гештальтпсихология». Свою гештальтисты построили на том, что восприятие окружающего мира человеком основывается на чувственном и образном восприятии предметов и явлений как целостных структур, неделимых на отдельные составляющие. Например, если человек видит какой-то знакомый предмет с недостающими частями, то его сознание стремится этот предмет дополнить и «дорисовать» эти самые недостающие части.

Таким же образом, люди стремятся завершить, дополнить, довести до логического целого незавершенные действия, неиспытанные чувства, невысказанные до конца эмоции и мысли. Принцип завершения лег в основу психотерапевтических методик гештальт терапии, основанной Ф.Перлзом. Он полагал, что личность всегда стремится завершить незавершенный гештальт, закончить незаконченное и достичь чувства целостности и гармонии. Когда те или иные жизненные события и ситуации, а также чувства и переживания с ними связанные, приходят к логическому завершению, у человека наступает состояние спокойствия и уверенности, ощущаемое не только на эмоциональном, но и на телесном уровне.

Что значит завершить гештальт? Это значит удовлетворить потребность, главную и самую значимую в данный момент жизни, осознаваемую и ощущаемую на физическом, эмоциональном и мыслительном уровнях. В гештальтпсихологии - возникновение и удовлетворение потребности - это цикл образования и завершения гештальта. Образно говоря, каждая потребность человека - это яркая фигура, выделяющаяся на общем фоне жизненного опыта. Когда потребность удовлетворяется, фигура уходит, растворяется в окружающем фоне, но возникает другая фигура, и чем выше и значимее потребность, тем контуры фигуры четче и ярче. Незавершенный гештальт - это прерванный цикл, потребностно или эмоционально недовведенная до логического завершения ситуация. Что же происходит и почему? Причины этому могут быть самые разные. Это могут быть внешние социальные факторы или внутриличностные запреты и ограничения, накладываемые воспитанием. Ну, так что ж, - скажет кто-то. Незавершенные действия не означают конец жизни, она же продолжается? Да, жизнь продолжается, но как, и какая? Каждая неудовлетворенная потребность, а особенно глубоко значимая, приводит к стрессу. Стресс, вызванный незавершенностью одной потребности, порождает незавершенность другой. Так, постепенно жизнь превращается в череду неудач, невыраженных чувств, эмоций, что влечет за собой скуку и бездействие.

Эмоционально незавершенный гештальт - это чувства разочарования, горя и гнева, печали и возмущения, которые возникали когда-то в прошлом в отношениях с родителями, возлюбленными, детьми, супругами и которые не были выражены и высказаны. Незаконченный гештальт может также быть от не предпринятых в прошлом действий, от возникшего и неосознанного и т.д.

Психотерапевты утверждают, что незавершенный гештальт заставляет личность постоянно возвращаться к нему, к тем невысказанным чувствам, прерванным переживаниям или действиям, пытаясь каким-то образом пережить их вновь, в иной форме. Очень часто родители, заставляя детей совершать какие-то действия и поступки, пытаются завершить свой собственный в прошлом незаконченный гештальт. Но еще чаще человек старается избегать завершения когда-то незавершенного, увеличивая тем самым свою зависимость от прошлого. Он включает механизмы избегания и подавления в себе возникающих неосознанных потребностей и желаний, когда-то нереализованных, а это, в свою очередь, приводит к неврозам и

Гештальт терапевты с помощью различных терапевтических техник и методик помогают человеку выявить и осознать из смутных ощущений и интуитивной неудовлетворенности когда-то незавершенные действия и эмоции, чтобы пережить их вновь, уже на ином уровне, и тем самым гармонизировать свою жизнь.