Главная · Боли в желудке · Морские десантные войска. Морской десант. Перспективы развития морских десантных операций

Морские десантные войска. Морской десант. Перспективы развития морских десантных операций


Краснофлотцы Стрепетков и Руденко. Севастополь. Май 1942г.


Братишки




Моряки дают прикурить красноармейцу. Одесса 1941г.


Морская пехота в Ленинграде. 1941г.


Оборона Одессы


Морские пехотинцы 2-й отдельной бригады морпехоты Балтфлота. 31.08.1941г.


Скоро в бой


Морская пехота в порту Одессы, октябрь 1941г.


Командир 386-го батальона морпехоты ЧФ Герой Советского Союза Беляков зачитывает приказ


Посадка десанта на корабль. Северный флот


В поход


Советский бронекатер №92 с десантом морской пехоты на борту идет в боевой поход


Погрузка десанта морпехоты на малый речной бронекатер «БК-14»


Десант идет на заданье


Впереди неизвестность


Северный флот, 1942г.


Впереди


Бойцы 355-го отдельного батальона морпехоты Тихоокеанского флота перед высадкой в Сэйсине. 14.08.1945г.


Морская пехота Северного флота на катере МО-4


Снайпер, бурят Радна Аюшеев. 63-ая бригада морпехоты. 1944г.


Высадка десанта. 1944г.


Район Мурманска


Высадка морской пехоты. Район Керчи, ноябрь 1943г.


Морская пехота идет на штурм одного из островов Ладожского озера. 23.06.1944г.


Бойцы морпехоты лейтенанта Гулько высаживаются в тылу врага. Северный флот. 10.1942г.


Балтийский флот. Высадка десанта на остров, занятый врагом


Григорьевский десант

Анатолий ЖИГУЛИН
ОТВЛЕКАЮЩИЙ ДЕСАНТ

Отвлекающий десант -
Двадцать девять краснофлотцев.
Отвлекающий десант...
Скоро, скоро кровь прольется!

Отвлекающий десант
С хрупкой маленькой подлодки.
Наливает лейтенант
По сто грамм казенной водки...

И ясна, понятна цель,
Невозможное - возможно:
Взять поселок Коктебель
И держаться - сколько можно.

Налететь, напасть, отвлечь -
Без подмоги, в непогоду.
И навеки в землю лечь.
В эту землю, в эту воду.

Отвлекающий десант.
Есть такой в морском уставе.
Отвлекающий десант -
Верный путь к посмертной славе.

Болью полнится душа
На краю волны и суши;
Двадцать девять ППШ
Против сотни вражьих пушек!..

После всех побед и бед
Их припомнят и прославят.
Через тридцать долгих лет
Здесь им памятник поставят.

На воде растаял след...
Двадцать девять краснофлотцев!.
Через тридцать долгих лет
Лишь один сюда вернется.

Лишь один остался жив.
Плакал горькими слезами,
Две гвоздики положив
На холодный серый камень

История, рассказанная в этом стихотворении, имела место быть на самом деле. Конечно, ее нельзя сравнивать с крупными операциями Великой Отечественной, но все-же … Героизм и мужество тех, кто шел в такие практически обреченные десанты, заслуживает быть воспетым не только в стихах, но и в книгах и кинофильмах. Это было актуальным в прошлом, это особенно актуально и сейчас.
На их «Триста спартанцев» мы можем снять несколько десятков фильмов о нашей морской пехоте, о известных и малоизвестных их подвигах в тылу врага. Все это: их любовь к Родине, их отвага, их самопожертвование нельзя забывать…

Этим постом я решил напомнить не только о подвиге этих 29 морпехов, но о всей БРАТИШКАХ, павших и выживших в годы Великой Отечественной.

Это запись из вахтенного журнала подводной лодки «Д-5» (проект «Декабрист»).

29 декабря 1941 года в пятибальный шторм в Коктебельской бухте с борта подводной лодки Д-5 (проект "Декабрист") был высажен на резиновых лодках морской десант в составе разведывательного взвода краснофлотцев. Численность десанта - 29 человек. Это был так называемый отвлекающий десант, призванный отвлечь немцев от места высадки основного десанта - Феодосийского, который, в свою очередь, был частью знаменитой Керченско-Феодосийской десантной операции.

Ориентирами были мыс Хамелеон и дом Волошина - самое высокое здание на берегу.

В десант отбирали только добровольцев.

В ходе посадки в шлюпки один из моряков сорвался в воду. Его сразу отнесло водой в сторону. Можно лишь восхититься мужеству этого разведчика. Перед лицом смерти, моряк не издал ни звука. Не крикнул, не позвал на помощь. Ведь любой звук с моря очень хорошо слышен на берегу…

В молчании он встретил свою смерть…

Десант был обнаружен немцами у кромки прибоя и фактически сразу вступил в бой, который продолжался в общей сложности больше трёх часов. Выйти на берег удалось лишь половине десантников. Они разделились на две группы. Одна пробилась в посёлок, другая отошла по кромке прибоя к камышам - заболоченному участку на окраине посёлка.

Опасаясь, что это была лишь разведка и, ожидая подхода основных сил, немецкий гарнизон занял район обороны и приготовился к отражению десанта. В этот момент в феодосийской бухте загрохотали орудия крейсеров - началась феодосийская десантная операция. Десант свою задачу выполнил.

К исходу следующего дня Коктебель был освобождён. К этому моменту в живых оставалось десять человек. Это была группа засевшая в камышах. Несколько десантников было укрыто местными жителями. С подходом наших десантники влились в состав основных сил.

До конца войны дожили трое моряков этого героического десанта».

ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ДЕСАНТА НА БЕРЕГУ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕСАНТА В БОЮ ЗА ВЫСАДКУ

В В О

ПЕРЕХОД МОРЕМ

Командиры сил высадки и десанта совместно определяют: порядок действий десанта в различных ситуациях, которые могут возникнуть на переходе; порядок использова-

7.5. Переход морем

ния личного состава десанта при борьбе за живучесть кораблей; порядок проведения дезактивации и дегазации вооружения и техники, а также санитарной обработки личного состава при нахождении десанта на кораблях; способ пересадки личного состава и перегрузки техники и грузов с поврежденных кораблей на неповрежденные, а также замены подразделений десанта, потерявших боеспособность; организацию аварийно-спасательной службы подразделений десанта, совершающих переход морем на штатной плавающей технике.

Переход морем совершается рассредоточенно, с соблюдением всех мер маскировки. Маршруты движения кораблей выбираются так, чтобы до определенного времени противник не смог определить район и время высадки десанта. Широко применяются ложный маневр и перевозка ложных десантов, соблюдаются радиомолчание и светомаскировка. В некоторых случаях переход морем может совершаться методом последовательного перехода кораблей в промежуточные пункты, расположенные ближе к району высадки. При этом десант может находиться на кораблях или выходить для посадки (погрузки) в один из промежуточных пунктов. Во всех случаях построение походного порядка кораблей на переходе морем должно обеспечивать наибольшую безопасность их движения, свободу маневра, надежность управления, успешное отражение атак и ударов противника с моря и воздуха, быстрое перестроение в боевой порядок и высадку десанта в установленной последовательности (рис. 7.2).

На переходе морем организуются охранение и прикрытие десантных кораблей от атак и ударов подводных лодок, надводных кораблей и авиации противника. Для этого выделяются корабли охранения, используются огневые средства десантных кораблей и десанта.

Переход морем на штатной плавающей технике подразделения десанта осуществляют по кратчайшим маршрутам. Протяженность перехода зависит от ряда факторов: запаса хода машин, скорости машин на воде, условий перехода и состояния моря. Плавающие машины оборудуются светосигнальными устройствами и всплывающими буями. Перегрузка машин сверх установленных норм не допускается.

Переход морем подразделений на плавающей технике производится в походном порядке с организацией всех мер


180 ^ л - ^- Высадка морского десанта

обеспечения (рис. 7.3). Корабли (катера) навигационного лидирования встречают колонны плавающих машин на исходном рубеже, занимают место в голове их и лидируют заданным" курсом на установленной для плавающих машин



Рис. 7.2. Походный ордер кораблей с подразде 1 лением десанта на борту (вариант)

скорости. Корабли (катера) аварийно-спасательной службы замыкают колонны и следуют между ними. Коломны охраняются силами и средствами старшего начальника.

Оповещение о радиоактивном и химическом заражении осуществляется по корабельной сигнализации (по радио, голосом). Для защиты используются защитные свойства корабля, техники десанта, индивидуальные средства защиты. Для оказания необходимой помощи личному составу и проведения санитарной обработки и дезактивации на каждом корабле предусматриваются запасы воды и других средств.

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 181

Рис. 7.3. Походный порядок подразделения при

преодолении водного пространства на плавающей

технике (вариант)

Бой за высадку является решающим и самым ответственным этапом высадки морского десанта. Он представляет собой разновидность наступательного боя и имеет ряд


особенностей: сближение с противником осуществляется на кораблях; развертывание подразделений в боевой порядок, как правило, происходит непосредственно перед передним краем обороны противника; огневые средства десанта вводятся в бой по мере выгрузки их на берег; существенное влияние на высадку оказывают состояние погоды, моря, приливо-отливные явления и другие гидрометеорологические условия.

Бой за высадку, как правило, включает: развертывание сил высадки из походного порядка в боевой; огневую подготовку; высадку передовых подразделений и проделывание проходов в противодесантных заграждениях в воде и на берегу; высадку первого эшелона, резервов и захват ими пункта высадки; огневую поддержку действий подразделений десанта на берегу; высадку остальных сил и средств десанта.

По приказу командира сил высадки десантный отряд с подразделениями десанта перестраивается из походного в боевой порядок для высадки, корабли огневой поддержки занимают назначенные районы для открытия огня. Перестроение из походного порядка в боевой заканчивается с выходом первой волны десантных кораблей к исходной линии, обозначаемой обычно хорошо видимыми знаками и буями.

Огневая подготовка, как правило, проводится непосредственно перед высадкой. В ней участвует максимальное количество корабельной артиллерии и авиации, выделенных для обеспечения высадки десанта, а также огневые средства десанта, заранее подготовленные для ведения огня с десантных кораблей. Продолжительность огневой подготовки определяется необходимой степенью подавления противодесантной обороны противника и зависит от количества привлекаемых средств и их огневых возможностей, скорости десантно-высадочных средств и плавающей техники (при высадке на плав). Заканчивается огневая подготовка с подходом подразделений десанта на безопасное от разрывов снарядов своей артиллерии расстояние.

В ходе огневой подготовки в первую очередь уничтожаются огневые средства противника, которые могут оказать противодействие подходу десантно-высадочных средств к пункту высадки, высадке воздушного десанта и передовых подразделений морского десанта, действиям групп разграждения по проделыванию проходов в заграждениях. Ракет-

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 183

ные части, средства применения оружия массового поражения и батареи береговой артиллерии противника подавляются до выхода сил высадки в зону их огня, а в последующем - по мере их обнаружения. При планировании и проведении огневой подготовки предусматривается подавление всех объектов, которые могут оказать противодействие высадке десанта.

Если в период огневой подготовки по противодесантной обороне противника наносятся ядерные удары, то удаление десантно-высадочных средств (плавающей техники) от района взрыва должно предусматриваться в пределах радиуса безопасности для личного состава. Такое минимально допускаемое безопасное расстояние обеспечивает минимальный разрыв по времени между поражением объектов противника и началом высадки десанта.

Количество проделываемых проходов на пункте высадки зависит от построения боевого порядка батальона, количества десантных кораблей, одновременно подходящих к берегу, и обычно составляет 1-2 прохода на роту и 3-6 на батальон. Проходы в основном проделываются взрывным способом с помощью плавучих, удлиненных и шнуровых зарядов. Ширина прохода должна быть не менее ширины проводимых кораблей, увеличенной на два безопасных радиуса от взрыва морских мин вероятного противника. Проходы в воде обозначаются гидрографической группой, высаживаемой вместе с группой разграждения. Проверку, а иногда и проделывание проходов проводят группы разграждения. Для обозначения назначенных проходов в воде применяются хорошо видимые буи и вехи, окрашенные в разные цвета. Проходы на берегу обозначаются специальными указками.

Группы разграждения, гидрографические группы и подразделения для их прикрытия высаживаются обычно с быстроходных десантно-высадочных средств или вертолетов и являются передовыми подразделениями десанта.

Боевой порядок батальона (рис. 7.4) состоит из боевых порядков рот со средствами усиления, резерва (иногда и второго эшелона) и огневых средств, находящихся в непосредственном подчинении командира батальона. Боевой порядок роты состоит из боевых порядков взводов. В зависимости от обстановки и условий высадки взводы в роте могут действовать в линию, уступом вправо или влево, углом назад или вперед. Огневые средства, находящиеся в


Б. Подразделений десанта в бою за высадку 185

подчинении командира роты, располагаются за боевыми порядками взводов, в промежутках между ними или на флангах. Для высадки батальона в порт или овладения укрепленным пунктом (объектом) на побережье могут создаваться штурмовые группы из рот.

Высадка батальона проводится одним или двумя эшелонами, а роты, как правило, одним эшелоном.

Подразделения высаживаются в последовательности, которая позволяет командиру вводить в бой на берегу подчиненные подразделения в соответствии с принятым решением.

При подходе десантных кораблей к району высадки подразделения десанта приводятся в готовность к высадке, раскрепляется техника, личный состав занимает свои места в танках, бронетранспортерах и других машинах, проверяется готовность оружия к стрельбе и техники к движению; двигатели машин при необходимости опробуются и прогреваются. При значительном волнении моря техника раскрепляется непосредственно перед выходом на берег или на плав. При высадке десанта без техники личный состав находится в готовности к высадке.

Десантные корабли после развертывания в боевой порядок под прикрытием огня кораблей и авиации, расчлененные по фронту и эшелонированные в глубину, следуют к пункту высадки.

Для затруднения противнику наблюдения за подходом десанта к пункту высадки и ведения прицельного огня в ряде случаев могут ставиться дымовые завесы специально выделенными для этого кораблями (катерами). Дымовые завесы не должны затруднять ориентирование и подход к берегу десантных кораблей, ведение огня кораблями, нанесение ударов авиацией и выход плавающей техники на берег (при спуске ее на воду).

Командир десанта уточняет обстановку, обобщает данные о противнике, оценивает результаты огневой подготовки, уточняет свое решение на высадку и при изменении ранее принятого решения согласует его с командиром сил высадки; ставит (уточняет) задачи подчиненным командирам подразделений; вместе с командиром сил высадки уточняет дополнительные задачи кораблям огневой поддержки. Командиры подразделений десанта ведут наблюдение за противником, изучают местность в направлении


1"86 _________Гл. 7. Высадка Морского десанта

высадки, уточняют результаты огневой подготовки и единые ориентиры на местности.

Высадка десанта начинается по* сигналу командира сил высадки.

В тех случаях, когда десантно-высадочные средства не могут вплотную подойти к берегу (при глубине места высадки не более 1 м), подразделения высаживаются на берег на плавающей технике или непосредственно в воду. Неплавающая техника выгружается в воду в том случае, если глубина места выгрузки и грунт дна позволяют ей двигаться к берегу своим ходом.

С подходом десантных кораблей к берегу (исходной линии спуска плавающей техники на плав, месту выгрузки неплавающей техники в воду) по команде командира корабля открываются ворота и опускается аппарель. Высадка десанта начинается немедленно после остановки корабля и опускания аппарели. Высадка десанта без техники может также проводиться с борта корабля с помощью различных приспособлений, а иногда и непосредственно в воду.

При наличии противодесантных заграждений в воде и на берегу в последних проделываются проходы. Для обеспечения пропуска подразделений десанта по проделанным проходам в воде и на берегу организуется комендантская служба, которую осуществляют инженерно-десантные (инженерные, саперные) подразделения.

При сильном противодействии противника подходу десантных кораблей к берегу или неблагоприятных навигационных условиях может быть нецелесообразна или вообще исключена возможность высадки десанта непосредственно на берег. В этом случае обычно первый эшелон десанта высаживается на плавающих машинах. Для спуска плавающей техники на плав назначается линия спуска, удаление которой от берега зависит от состояния моря, системы огня противника, характера и глубины противодесантных заграждений в воде, мореходных качеств плавающей техники и условий видимости. Обычно это расстояние подразделения на плавающей технике должны преодолевать во время огневой подготовки. Для достижения высоких темпов высадки во всех случаях необходимо приближать исходную линию спуска плавающей техники на плав к берегу. Иногда для обеспечения внезапности и скрытности высадка может назначаться за пределами видимости десантных кораблей

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 187

радиолокационными станциями подразделений, обороняющих побережье.

Высадившиеся на берег подразделения первого эшелона с ходу развертываются в боевой порядок и стремительно атакуют обороняющегося противника. С подходом подразделений на безопасное от разрывов снарядов своей артиллерии расстояние огонь переносится в глубину и начинается огневая поддержка десанта, в которой участвуют корабли, авиация и артиллерия десанта по мере выгрузки ее на берег. В боевых порядках подразделений батальона могут находиться корректировочные посты корабельной артиллерии. Артиллерия батальона (штатная и приданная) с высадкой на берег немедленно открывает огонь отдельными орудиями (установками). В последующем управление огнем централизуется в масштабе батареи (взводов). Зенитные средства с выходом на берег прикрывают боевые порядки подразделений первого эшелона, командно-наблюдательный пункт и высадку (выгрузку) оставшихся на кораблях сил и средств десанта.

Командир и штаб высаживаются на берег вместе с основными силами и развертывают свой командно-наблюдательный пункт; уточняют обстановку и усиливают разведку; если необходимо, уточняют задачи высадившимся подразделениям и порядок высадки остальных сил и средств. С высадкой на берег командир десанта выходит из подчинения командира сил высадки, но продолжает поддерживать с ним тесную связь и взаимодействие. Командир сил высадки продолжает высадку (выгрузку) оставшихся на кораблях подразделений десанта и его материальных средств, поддерживает огнем бой десанта на берегу.

В ходе высадки не допускается скопления техники в пункте высадки, особое внимание уделяется быстрой выгрузке танков, артиллерии и своевременному вводу их в бой.

Задача подразделений десанта после высадки на берег- расширение захваченного участка и развитие успеха в глубину. Командир десанта и командиры всех подразделений должны сосредоточить все силы для разгрома противника, обороняющего наиболее важные объекты и опорные пункты, от овладения которыми зависят успех высадки и выполнение последующей задачи десантом, а также принять меры, исключающие контратаки противника во фланг и тыл высадившимся подразделениям.


Гл. 7. Высадка морского десанта

При высадке одновременно морского и воздушного тактических десантов для овладения пунктом высадки особое внимание уделяется согласованности действий их с силами высадки в фактически складывающейся обстановке. Если воздушный десант высаживается для обеспечения высадки морского десанта, его подразделения уничтожают противника в пункте высадки, овладевают прибрежной полосой и господствующими высотами, не допускают подхода резервов противника, проделывают проходы в противодесантных заграждениях и решают другие задачи в интересах успешной высадки морского десанта. С высадкой на берег всех сил и средств десанта и овладением ими рубежом, обеспечивающим успешные последующие действия, бой за высадку заканчивается.

После боя^за высадку характер последующих действий подразделений определяется боевой задачей, действиями противника в районе высадки и в направлении наступления десанта, темпом продвижения подразделений, наступающих вдоль морского побережья, и временем, в течение которого десанту предстоит самостоятельно вести боевые действия (рис. 7.5).

Часть сил высадки выделяется для огневого сопровождения боевых действий десанта, эвакуации раненых и больных, подвоза материальных средств и прикрытия его от ударов противника с моря. Боевые действия десанта поддерживаются авиацией и огнем подразделений, наступающих вдоль побережья, в пределах досягаемости.

При нанесении удара во фланг и тыл противнику с целью содействия наступающим вдоль морского побережья подразделениям основные усилия десанта сосредоточиваются на развитии наступления в глубину противодесантной обороны и выходе на рубеж (в район), обеспечивающий благоприятные условия для развертывания десанта в боевой порядок и атаки. Решительная атака во фланг и тыл противнику способствует успешному наступлению подразделений вдоль побережья. Для своевременного и организованного выхода на рубеж атаки (в заданный район) подразделения десанта используют проме-

7.7. Ведение боевых действий десантом на берегу 189

Рис. 7.5. Ведение боя батальоном на берегу после овладения пунктом высадки (вариант)


Гл. 7. Высадка морского десанта

жутки и.бреши в обороне противника, обходят, а при невозможности обойти уничтожают или блокируют уцелевшие опорные пункты, решительно продвигаясь вперед.

При выполнении задачи по овладению важным рубежом (объектом) и удержанию его до подхода подразделений, наступающих вдоль побережья или выходящих к морю, действия морского десанта должны быть направлены на стремительное выдвижение к указанному рубежу (объекту) и овладение им. Захваченный рубеж (объект) может удерживаться как до подхода подразделений, наступающих вдоль морского побережья или выходящих к морю, так и до определенного времени, когда будет достигнута цель высадки морского десанта.

Оборона рубежа (объекта) строится по принципу удержания отдельных опорных пунктов, связанных между собой единой системой огня, особенно противотанкового. Опорные пункты готовятся к круговой обороне. Для создания устойчивой обороны в первую очередь используются естественные препятствия и инженерные заграждения.

При ведении боевых действий в тылу противника морской десант должен быть готов к отражению сильных контратак пехоты и танков, к встречному бою с выдвигающимися резервами противника. Для отражения контратак основные огневые средства, в первую очередь противотанковые, развертываются на выгодном рубеже и уничтожают контратакующего противника. Одновременно принимаются меры для развития наступления с целью выполнения поставленной задачи. Во встречном бою морской десант должен стремиться частью сил сковать противника с фронта, а главными силами нанести ему удар во фланг и тыл.

Независимо от выполняемой задачи, характера действий противника и условий местности командиры подразделений десанта должны вести разведку, организовать противовоздушную оборону, защиту от оружия массового поражения, а также обеспечение флангов и тыла.

Огневое сопровождение десанта продолжается до предельных дальностей действительного огня корабельной артиллерии, до соединения десанта с подразделениями, наступающими вдоль побережья (выходящими к морю), или до выполнения десантом поставленной задачи на берегу.

7.8. бысадка морского десанта в особых условиях iQl;

Высадка десанта в шхерных, северных и пустынных районах, а также на скалистые берега и в зимнее время является высадкой в особых условиях.

Шхерным районом считается часть прибрежного водного пространства с сильноизрезанной береговой чертой и многочисленными островами различной величины. Для шхерных районов характерны разветвленная сеть продольных и поперечных фарватеров, а также различные навигационные опасности.

Успех высадки морского десанта в шхерном районе достигается быстрым захватом островов, господствующих над узлами фарватеров, своевременным сосредоточением усилий на главном направлении, смелым маневром силами и средствами на направлении обозначавшегося успеха, а также инициативными и дерзкими действиями подразделений десанта и командиров десантных кораблей (катеров).

Высадка морского десанта в шхерном районе отличается рядом особенностей. Для высадки используются, как правило, десантные корабли и катера, имеющие малую осадку. Пункт посадки выбирается ближе к пункту высадки. Пункты высадки в большинстве случаев имеют малые размеры, что определяет необходимость высадки на них в ряде случаев мелких подразделений, способных самостоятельно решать боевые задачи. Высадка десанта расчленяется на ряд боев по овладению отдельными островами и опушками шхер.

Наступление с острова на остров представляет собой форсирование водных преград с ходу. Для форсирования применяются в первую очередь плавающие танки и бронетранспортеры. При этом каждый из захваченных островов используется как опорный пункт для овладения последующим. Если занятие какого-либо острова требует значительных сил и времени, то он, как правило, блокируется огнем с соседних островов и корабельной артиллерии, ударами авиации.

При высадке морского десанта в северных районах следует учитывать: отсутствие развитой дорожной еети; трудность выполнения инженерных работ; сложные метеорологические условия и полярную ночь (день); низкую


Гл. 7. Ёысадка морского десанта

температуру морской воды. На боевые действия подразделений десанта в северных районах оказывают также влияние гористая и болотистая тундровая местность с большим количеством валунов, а в зимних условиях, кроме того, глубокий снежный покров и низкая температура окружающего воздуха.

Выполнение боевых задач морским десантом в пустынной местности затрудняется сложностью маскировки и ориентирования, резкими колебаниями температуры, сильными ветрами, отсутствием воды. При выполнении задач, особенно после овладения пунктом высадки, командиры подразделений должны, как правило, указывать подразделениям азимуты наступления, обеспечивать их необходимым запасом воды и устанавливать контроль за ее расходом. Пески требуют применения техники более повышенной проходимости и принятия дополнительных мер для обеспечения выхода техники на берег. Сложность проведения мероприятий по маскировке обязывает командиров уделять больше внимания противовоздушной обороне.

Высадка морского десанта на побережье, имеющее крутые или скалистые берега, обычно проводится мелкими подразделениями. Основными задачами высаженных подразделений являются: ведение разведки, действия в качестве обходящих подразделений для удара во фланг и тыл обороняющемуся на побережье противнику и др. Подразделения, высаживаемые на скальные участки побережья, должны уметь преодолевать скалы с помощью альпинистского снаряжения, а также специальных приспособлений и устройств. "- ,.

При подготовке высадки морских десантов зимой необходимо предусматривать оборудование утепленных укрытий для личного состава в районе ожидания и пунктах посадки, подготовку оружия и боевой техники в условиях эксплуатации при низких температурах и дополнительные мероприятия для повышения проходимости машин. Командиры подразделений не должны допускать случаев обморожения личного состава. При глубоком снежном покрове используются обходящие подразделения на лыжах, а также буксировка лыжников за машинами высокой проходимости. Необходимо учитывать возможность действий подразделений десанта в условиях снежных зарядов и пурги.

7.9. Обратная посадка подразделений десанта 193

Численность морской пехоты США остается 200000 военнослужащих. В настоящее время численность личного состава регулярных сил морской пехоты составляет около 172 тыс.чел., резерва - 42 тыс.человек. В боевой состав регулярных сил м.п. США входят три дивизии (1,2 и 3) (Сл.№3), три авиационных крыла (1,2 и 3), три группы разведки (1,2 и 3), три группы тылового обслуживания (1,2 и 3), батальон охраны дипломатических представительств, учебные части и подразделения. Одна экспедиционная дивизия морской пехоты состоит в резерве.

Боевое применение морской пехоты США предусматривается в составе оперативных формирований: трех (1,2,3) экспедиционных дивизий; трех (1,2,3) экспедиционных бригад и семи (11,13,15,22,24,26,31) экспедиционных батальонов морской пехоты.

Экспедиционная дивизия ( 50 тыс.чел.) включает дивизию морской пехоты, авиационные крыло морской пехоты, группу разведки и группу тылового обслуживания.

Экспедиционная бригады ( 16 тыс.чел.) состоит из полковой десантной группы (2-5 батальонов морской пехоты с приданными подразделениями усиления), смешанной авиационной группы и бригадной группы тылового обслуживания.

Экспедиционный батальон ( 2,5 тыс.чел.) состоит из батальонной десантной группы (батальон морской пехоты с подразделениями усиления), смешанной авиационной эскадрильи, подразделений разведки и тылового обслуживания.

Для повышения стратегической мобильности морской пехоты развернуты три эскадры судов-складов (всего 14 судов), размещенных в Индийском (о. Диего-Гарсия), Тихом (о. Гуам) океанах и в Средиземном море. Они имеют на борту тяжелое вооружение для трех передовых эшелонов экспедиционных дивизий морской пехоты, численностью 17 300 человек каждый и запасы предметов снабжения, обеспечивающие ведение этими формированиями боевых действий в течение 30 суток (на каждой: 58 танков, 36 ор.ПА, 24-81 мм М, 100 плав. БТР, 30 БМ LAV, 6 ПУ ЗУР, 96 ПТРК «ТОУ», 96 ПТРК «Дракон»).

Вооружение для бригады морской пехоты США складировано также на береговых складах в Норвегии. В боевом составе ВМС США 35 десантных корабля,: 4 штабных десантных корабля; 11 универсальных десантных кораблей; 12 десантно-вертолетных кораблей-доков; 8 десантных транспортов-доков и 334 катеров разного уровня.

США в рамках концептуального документа 2008 года "Перспективы развития морской пехоты США на период до 2025 года" планирует на ротационной основе поддерживать в пяти приоритетных морских районах мира передовое присутствие ЭУГ силами экспедиционных дивизий. Причем организационно-штатная структура американской МП традиционно включает наземную, авиационную и морскую составляющие, а ее боевое применение осуществляется в составе так называемых гибридных формирований разнородных сил, включая спецназ федеральных ведомств США и ССО.

Для выполнения этой миссии Комендатуре МП США потребуется 31 десантный корабль нового класса, в том числе 10 ДВКД типа San Antonio. В зоне ответственности СК ОВС НАТО в Европе морская пехота насчитывает три бригады, два полка и восемь отдельных батальонов м.п. (в Великобритании - бр м.п.; в Нидерландах - бр м.п.; в Турции - бр м.п. и шесть отд. б-нов м.п.; в Испании - полк м.п.; в Италии - полк м.п.; во Франции - один отд. б-н м.п.; от США - отд.б-нов м.п. - 1). В зоне ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике одна бр, два полка и 5 б-нов м.п. В зоне Тихого океана в состав ВМС входят: в КНР - две бр. м.п., в Республике Корея - две дивизии и одна бр. м.п., в Тайване- три бр. м.п., во Вьетнаме- две бр. м.п., в Тайланде - одна дивизия м.п., в Индонезии- две бр. м.п., в Филиппинах - три бр. м.п.

Основное предназначение соединений и частей морской пехоты - это участие совместно с силами флота, СВ и ВВС в морских десантных операциях в качестве передового эшелона войск (сил) десанта, для захвата плацдармов на побережье противника и обеспечение высадки главных сил.

Виды десантных операций (боевых действий).

Морская десантная операция в соответствии с принятыми взглядами военного командования основных зарубежных государств, представляет собой наступление, проводимое с моря военно-морскими и находящимися на кораблях десантными силами, включающее высадку десанта на побережье, занятое противником. МДО могут проводиться для решения следующих основных задач: для содействия войскам, наступающим на приморских направлениях; захвата военно-морских баз и пунктов базирования ВМС противника; захвата важных объектов в прибрежной полосе, островов; для овладения проливными зонами; проведения диверсионных актов на коммуникациях и объектах тыла.

По взглядам военного командования основных зарубежных государств, морские десантные операции (действия) могут проводиться для решения тактических, оперативных и стратегических задач. Общее руководство силами в морской десантной операции крупного масштаба с участием экспедиционной дивизии морской пехоты (эдмп) осуществляет обычно главнокомандующий вооруженными силами на театре военных действий (в НАТО ГК РК ОВС НАТО), а в операциях меньшего масштаба - командующий флотом . Непосредственное руководство десантной операцией осуществляет командир объединенными десантными силами, при котором создается объединенный штаб. Командиром объединенными десантными силами назначается представитель военно-морских сил, который одновременно является командующим силами флота в операции.

В соответствии с существующими взглядами морские десантные операции в зависимости от поставленных целей, масштабов и задач подразделяются на три основных вида: вторжение, захват и рейд . Кроме этого, в НАТО предусмотрены: демонстративные морские десантные действия и морские десантные действия по эвакуации.

Вторжение - десантная операция стратегического значения, проводимая с участием всех видов вооруженных сил . Примером «вторжения» на территорию России в период Крымской войны 1853-56 гг. служит проведенная в сентябре 1854 года англо-французским экспедиционным корпусом десантная экспедиция (прообраз МДО) на Крымский полуостров, обороняемый русскими войсками. В ней участвовало 89 боевых кораблей и около 300 транспортов, было высажено 62 тыс.человек личного состава, успешно действовавших против корпуса генерала А.С. Меньшикова, насчитывавшем 34 тыс.человек.

Крупнейшей операцией типа «вторжение» является Нормандская десантная операция «Оверлорд» по высадке американо-английских войск в Северной Франции, начатая 6 июня 1944 года. В составе десанта действовало: четыре армии (2,8 млн.чел. личного состава), три вдд, участвовало 1213 боевых кораблей, 5786 транспортов и вспомогательных судов. Операция проводилась под руководством генерала Дуайта Эйзенхаура, в последующем президента США.

Захват - десантная операция оперативного значения, осуществляется с целью овладения и удержания прибрежных районов, плацдармов, ВМБ, крупных портов, островов и др. Она проводится силами флота и морской пехоты.

Рейд - десантные действия тактического значения. Он проводится обычно с разведывательно-диверсионными или демонстративными целями силами от роты до полка морской пехоты. В 1991 году МНС проводили такие действия по захвату о.Файлак и о.Бубиян в зоне Персидского залива. Десантирование подразделений м.п. осуществлялось с десантно-высадочных средств и вертолетов, кораблями осуществлялась огневая поддержка на глубину до 20 км.

Примером демонстративных действий могут служить проведенные многонациональными силами в зоне Персидского залива в 1991 году мероприятия по активной разведке побережья Кувейта, разминированию и ликвидации морских заграждений, сосредоточению 1-ой и 2-ой дивизий м.п. США в прибрежной полосе. Однако МДО проводились лишь по захвату отдельных островов, а основные силы морской пехоты наступали вдоль побережья залива.

Десантные действия вида «эвакуация» предусматривают операцию по эвакуации войск с побережья противника с применением военно-морских сил.

Подготовка и планирование морской десантной операции.

Независимо от масштаба морская десантная операция включает пять основных этапов: планирование, погрузку сил десанта на десантные корабли и суда, репетицию высадки десанта, переход морем, высадку десанта и боевые действия на берегу.

Э т а п п л а н и р о в а н и я включает период времени от момента получения директивы от вышестоящего штаба на проведение морской десантной операции до начала В ходе планирования прорабатываются вопросы управления, взаимодействия, связи, огневой и авиационной поддержки, перехода морем, высадки сил десанта и организации боя за плацдарм. Время, необходимое для планирования, зависит от масштабов и сложности операции. Считается, что для нормального планирования высадки десанта в составе батальона требуется не менее 15 суток, бригады (полка) - 30 суток, дивизии - более 60 суток. Планирование крупных десантных операций, проводимых со стратегическими целями, занимает до трех-четырех месяцев.

Погрузка сил десанта на корабли и суда - период, в течение которого происходит сосредоточение сил и боевой техники десанта и погрузка их на выделенные корабли и суда. После завершения подготовки сил к операции осуществляется переброска частей и подразделений наземных сил в районы сосредоточения, располагающиеся вблизи пунктов погрузки. Переброска из мест постоянной дислокации осуществляется побатальонно автотранспортными средствами, а при большом удалении от района погрузки - железнодорожным транспортом или транспортной авиацией. В целях рассредоточения сил и средств десанта для ЭДМП могут назначаться два и более пунктов (портов) погрузки, удаленных друг от друга до 150-300 км.

Пунктами погрузки могут быть как порты, так и специально оборудованные участки побережья вне портов. Сосредоточение грузов и техники в районы погрузки обычно заканчивается за 24 часа до начала погрузки. Десантные корабли и суда, выделенные на погрузку, за 1-2 суток до погрузки сосредоточиваются в бухтах и на якорных стоянках вблизи порта погрузки. При этом организуется оборона указанных районов силами АУГ, КУГ, КПУГ и базовой патрульной авиацией. При проведении десантной операции в составе экспедиционной дивизии морской пехоты за 5 суток до формирования объединенного десантного соединения грузятся предметы снабжения, за 2-3 суток - тяжелое вооружение и боевая техника, затем, за 1-2 суток - боевые части и подразделения дивизии.

Общая продолжительность погрузки экспедиционной дивизии морской пехоты (численностью до 50 тысяч человек) составляет около 5 суток, бригады (до 16 тысяч человек) - 2 суток, батальона (до 2500 человек) - 24 часа. Районы сосредоточения соединений и частей м.п. прилегают непосредственно к территории портов (пунктов погрузки). В районе сосредоточения дивизия размещается побатальонно (на удалении 2-4 км один от другого) во временных лагерях. Погрузка войск, боевой техники и запасов снабжения экспедиционной дивизии производится обычно в нескольких районах, каждый из которых включает несколько пунктов погрузки.

Погрузка может осуществляться следующими способами: «по-боевому» и «административным» . Способ погрузки «по-боевому» является основным при проведении морских десантных операций и используется обычно при переброске первого эшелона экспедиционной дивизии, когда высадка ее осуществляется с ходу на необорудованное побережье противника с использованием десантно-высадочных средств. В этом случае главное внимание уделяется обеспечению высокой готовности к немедленному ведению боевых действий при высадке на побережье. При этом подразделения, которые должны быть высажены первыми, производят погрузку последними. «Административный» способ предусматривает максимальное использование полезного объема десантных кораблей и транспортов для размещения личного состава, оружия, военной техники и грузов. Вопросы тактического использования подразделений при этом способе погрузки не учитывают, в связи с чем он приемлем для переброски второго и последующих эшелонов десанта (например, при перевозке войск усиления с континентальной части США в другие регионы).

Для расчетов переброски ЭДМП считается, что вес одного морского пехотинца с личным оружием - 100 кг, занимаемая площадь - 0,3 м2, объем - 3 м3. При определении потребностей в транспортных средствах для переброски ЭДМП принимается, что при «административном» способе погрузки не используется только 20%, а при способе «по-боевому» - до 50% полезного объема десантного корабля.

Репетиция высадки десанта проводится в целях проверки разработанных планов и порядка высадки, отработки организации управления и связи. В ходе репетиции объединенное десантное соединение в целом или отдельные его подразделения, а также штабы проигрывают один или несколько эпизодов по высадке десанта в условиях, приближенных к боевым. Особое внимание обращается на отработку взаимодействия, организацию огневой и авиационной поддержки при высадке личного состава и боя за плацдарм. Перед проведением репетиции, а также самой операции на всех уровнях проводится инструктаж, целью которого является проверка степени уяснения командирами плана операции. Репетиция высадки проводится с соблюдением мер скрытности во избежание раскрытия замысла, целей и задач морской десантной операции. Она начинается, как правило, с рассветом и по длительности не превышает двух суток.

Переход морем

Переход ДЕСО морем продолжается от момента убытия десантных кораблей и судов из пунктов погрузки до прибытия их в район высадки. По окончании погрузки (репетиции) отряды и группы десантных кораблей в сопровождении кораблей непосредственного охранения следует из портов погрузки в районы формирования десантных отрядов, а затем - в район формирования объединенного десантного соединения. Выход кораблей из пунктов погрузки осуществляется, как правило, в темное время суток.

Районы формирования десантных отрядов находятся от пунктов погрузки на удалении до 40 миль (75 км) , объединенного десантного соединения - до 200 миль (370 км). В этот район с целью поддержания благоприятного оперативного режима заблаговременно прибывают авианосная ударная (АУГ) и корабельная поисково-ударная группа (КПУГ). На формирование десантных отрядов затрачивается 3-4 часа, объединенного десантного соединения - 20-24 часа. Противолодочную и противовоздушную оборону формирования объединенного десантного соединения обеспечивают развернутые авианосная ударная и корабельные поисково-ударные группы. Состав сил охранения зависит от возможностей по выделению для этих целей эскортных кораблей, состава охраняемых групп кораблей и судов маршрута перехода. Для охранения десантного соединения, осуществляющего переброску экспедиционной дивизии, выделяются одна-две АУГ, КПУГ и до 10-15 кораблей непосредственного охранения. Силы охранения десантного отряда с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту могут быть ограничены 4-6 кораблями.

Походный порядок объединенного десантного соединения предусматривает непосредственное охранение, состоящее из кораблей классов «эскадренный миноносец/фрегат», располагающихся, как правило, в круговом ордере на расстоянии до 20-50 кабельтовых (4-9 км) от корабля-уравнителя. На угрожаемые от подводных лодок противника направления выдвигаются АУГ (30-130 миль, или 55-240 км) и КПУГ (20-70 миль). Для прикрытия десантных кораблей с воздуха на расстояние 20-40 миль (18-75 км) выдвигаются отдельные группы кораблей ПВО (ракетные крейсера и эсминцы). Авиационное прикрытие десантного соединения обеспечивают самолеты палубной истребительной авиации. Боевые воздушные патрули (БВП) находятся на угрожаемых направлениях на удалении до 150 миль (280 км) от десантных кораблей. На каждой позиции БВП на высотах 3000-14000 м одновременно барражируют в течение 1,5-2 часов один-два истребителя. Противолодочное охранение десантных кораблей и судов ведется в ближней зоне кораблями непосредственного охранения - до 50 миль, в средней зоне (до 130 миль) - противолодочными самолетами и вертолетами АУГ, кораблями КПУГ, в дальней зоне (до 200 миль от ордера) - самолетами базовой патрульной авиации (2-5 самолетов).

Основные силы прикрытия объединенного десантного соединения составляют АУГ. АУГ включает: авианосец, 8-10 кораблей сопровождения и обеспечения, 1-2 подводные лодки. По оценкам военных специалистов США роль авианосцев в будущем рассматривается как основного ударного компонента сил общего назначения флота.

В настоящее время только девять стран имеют авианосцы на вооружении . США располагают 11 подобными кораблями. Но руководство военно-морских сил США направило Конгрессу предложение о временном сокращении численности авианосцев с 11 до 10 в течение 2012-2015 годов. Великобритания имеет на вооружении три авианосца (типа «Инвинсибл»), плюс 2 стоящихся авианосца из серии "Королева Элизабет». Италия - два авианосец " Конти ди Кавур " и «Джузеппе Гарибальди». Индия «Вираат»,Испания - «Принсипе де Астуриас», Бразилия - «Сан-Пауло», Франция «Шарль де Голль», и Таиланд -«Чакри Нарубет» - по одному. Единственный авианосец в распоряжении российского флота - "Адмирал Кузнецов". Китай владеет недостроенным тяжелым авианесущим крейсером "Варяг" (до 1990 года - "Рига"), выкупленным у Украины. Корабль, получивший новое имя "Ши Лан", находится на инспекции и ремонте в сухом доке военно-морской базы в городе Далянь.

На завершающей стадии этапа перехода десантного соединения в район высадки в соответствии с планом операции может быть осуществлена предварительная подготовка района высадки силами передового отряда, который прибывает в район за 3-4 суток и расформировывается в день начала высадки.

Подготовка района высадки включает: уничтожение сил и средств противодесантной обороны на берегу (позиций ракетного и артиллерийского оружия, пунктов управления, связи и других важных объектов); установление местонахождения и уничтожение минных заграждений, выявление и уничтожение подводных лодок, кораблей и катеров, находящихся в районе проведения операции; ведение разведки в районе высадки с целью уточнения расположения важных объектов противодесантной обороны, построения обороны, состава ПДО, инженерного оборудования района, выявление наличия и расположения резервов; обеспечение проходов в противодесантных заграждениях в воде и на берегу, установку навигационных знаков изоляцию района высадки; высадку демонстративных десантов с целью отвлечения противника от основного района высадки; ведение радиоэлектронной борьбы; сбор метеоданных. В случае, если приоритет отдается достижению внезапности, подготовка района не проводится .

С прибытием в район высадки главных сил объединенного десантного соединения десантные корабли и суда располагаются в назначенных районах стоянок и маневрирования. Авиационное прикрытие районов стоянки и маневрирования транспортов осуществляют авианосные ударные группы, располагающиеся на удалении до 100-120 миль (180-220 км) от побережья. На угрожаемых от подводных лодок противника направлениях действуют корабельные поисково-ударные группы на удалении до 70 миль (130 км) от берега.

Высадка морского десанта.

Она включает окончательную подготовку района высадки, огневую корабельную и авиационную подготовку и поддержку, развертывание кораблей и судов десантного отряда, перегрузку войск и техники на десантно-высадочные средства, переброску сил десанта с десантных кораблей к пунктам высадки десантно-высадочными средствами и вертолетами; высадку штурмовых подразделений первого эшелона десанта, боевые действия на берегу по захвату и расширению плацдарма, выгрузку запасов материально-технических средств, высадку подразделений десантных сил второго и последующих эшелонов и решение ими задач на берегу.

Наиболее целесообразным способом высадки десанта считается комбинированный, когда 2/3 сил первого эшелона высаживаются с моря и 1/3 - вертолетами в глубь противодесантной обороны противника. Время высадки эдмп составляет 3-5 суток, первого эшелона эдмп (эквивалентен эбрмп) - 8-12 часов, эбмп - 1,5-3 часа. Район высадки эдмп подразделяется на пункты высадки полковых десантных групп, обозначаемых наименованием цвета («красный», «желтый» и т.д.), которые в свою очередь делятся на участки высадки батальонных десантных групп («красный-1», «красный-2», «желтый-1», «желтый-2» и т.д

С выходом десантных кораблей в районы спуска на воду десантно-высадочных средств (внутренний район стоянки и маневрирования) начинается перегрузка десанта на десантные катера и плавающие бронетранспортеры, которые по завершению погрузки осуществляют спуск на воду и направляются в районы формирования десантных волн. После окончания погрузки на десантно-высадочные средства первой волны десанта они выходят в район формирования боевого порядка, а затем - на исходную линию (1000-1500 м до 4 км от берега) и на максимальной скорости (8-10 уз) движутся к берегу. Таким же образом действуют все плановые волны.

Используя огонь корабельной артиллерии, удары авиации подразделения морской пехоты атакуют позиции войск противника, обороняющие морское побережье. Заграждения преодолеваются по подготовленным в ходе огневой подготовки проходам. Рота первого эшелона высаживается, как правило, не более чем в двух плановых волнах, следовательно, через 5-10 минут на каждом участке высадки бои ведет подразделение не менее роты морской пехоты. Обычно при высадке назначается 6-9 плановых волн, в которых высаживаются батальоны первого эшелона с запасами боеприпасов, медикаментов и других средств МТО, хранящимися в ротах. С окончанием высадки плановых волн (через 1-1,5 ч.) в бою за высадку участвуют батальоны первого эшелона десанта в полном составе без тыловых подразделений. Задачей каждого батальона (батальонной десантной группы) является захват участка местности размером до 5х5 км и создание условий для высадки и ввода в бой резерва полка (бригады). В случае успешных действий батальонов первого эшелона начинается переброска подразделений поддержки, усиления, резервов полков, а также средств МТО «по вызову».

В некоторых случаях волны «по вызову» не формируются, переброска осуществляется десантными катерами и вертолетами по мере их высвобождения. В то же время силами береговой группы обеспечения высадки десанта осуществляется установка плавучих секционных причалов, которые используются для разгрузки самоходной неплавающей техники с танко-десантных кораблей и судов типа «Ро-Ро». Высадившийся резерв полка (бригады), как правило, усиленный танковыми подразделениями, при поддержке полевой артиллерии и авиации, развивая достигнутый войсками первого эшелона и воздушных десантов успех, завершает прорыв обороны противника и наступает в направлении главного удара. Одновременно завершается разгром подразделений первого эшелона противника и объединяются захваченные плацдармы.

Конечной целью действий на берегу является уничтожение противостоящей группировки противника, захват назначенного объекта и овладение плацдармами, размеры которых могут составлять: - для экспедиционного батальона - 5х5 км; - для экспедиционной бригады (полка м.п.) - 7-10х10-15 км; - для экспедиционной дивизии - 20-30х30-40 км. С выходом к назначенному рубежу и захватом объекта командиру десанта предписывается прекратить наступление и закрепиться даже в том случае, если обстановка благоприятствует дальнейшему продвижению.

Вертолетный десант высаживается одновременно или спустя 30-40 минут после часа «Н» . В зависимости от состава вертолетного десанта его высадка в тыл противника осуществляется на глубину от 5 до 15 км от побережья (батальон - на глубину до 10-15 км, рота - до3- 5 км). Высадка личного состава роты морской пехоты осуществляется 16 средники транспортно-десантными вертолетами типа СН-46 «Си Найт» или 10 тяжелыми транспортно-десантными вертолетами типа СН-53 «Си Стэлье н».Для переброски основных сил батальонной десантной группы требуется совершить до 70, а для переброски всей батальонной десантной группы с боевой техникой и предметами снабжения - до 200 вертолето-вылетов. Полеты вертолетов в район высадки и обратно осуществляются по одним и тем же маршрутам, но на разных высотах: в зону десантирования - на высоте 100-500 м, обратно 500-1000 м.

Общее управление высадкой вертолетного десанта осуществляет командир объединенного десантного соединения при помощи центра управления тактической авиацией. В течение первых двух суток операции предусматривается наиболее интенсивное использование вертолетов, при этом к полетам привлекаются 90-100% боеготовых машин с напряжением 6-10 ч. налета в сутки на вертолет, после чего они должны пройти технический осмотр и обслуживание. При планировании действий транспортно-десантных вертолетов считается, что в первом рейсе будут участвовать до 90%, во втором - 80% имеющихся вертолета. При продолжительных операциях к полетам должно привлекаться не более 60-70% вертолетного парка с напряжением 2-3 ч. налета в сутки.

Перспективы развития морских десантных операций

Командование основных зарубежных государств осуществляет в настоящее время комплекс мероприятий по существенному повышению боевых возможностей амфибийно-десантных сил путем принятия на вооружение флота и морской пехоты современных видов оружия и военной техники, десантных кораблей и катеров новых типов, а также совершенствования организационно-штатной структуры экспедиционных формирований морской пехоты.

Одновременно были пересмотрены принципы организации и проведения морской десантной операции, основу которой составляет концепция «загоризонтной высадки десанта». Суть концепции заключается в обеспечении начала высадки за пределами дальности обнаружения береговыми постами наблюдения и досягаемости огневых средств противодесантной обороны (30-50 миль от побережья) и максимальном сокращении времени от момента обнаружения десантно-высадочных средств до выхода их на берег. Десантирование штурмовых эшелонов экспедиционных формирований морской пехоты предусматривается осуществить с помощью -катеров на воздушной подушке типа LСАС, тяжелых транспортно-десантных вертолетов СН-53Е «Супер Стэльен» и самолетов вертолетного взлета и посадки МV-22А «Оспрей».

Первые MV-22 Osprey уже действуют в Ираке и Афганистане, а первая эскадрилья F-35 Lightning II, как ожидается, войдет в боевой состав примерно в 2012 году . Использование десантно-высадочных средств нового поколения позволит увеличить количество потенциальных направлений десантирования, существенно расширить плацдарм высадки десанта и не менее чем в 2-3 раза сократить время десантирования штурмовых эшелонов. При этом существенно повысится внезапность высадки на различных участках, как по фронту, так и в глубину противодесантной обороны, что вынудит противника рассредоточить силы, а это, в свою очередь, приведет к ослаблению зависимости сил десанта от авиационной и корабельной огневой подготовки (поддержки).

ровок вооруженных сил США на постоянной или временной основе и наращиванию возможностей для их быстрого усиления, в основном за счет морских десантных сил.

Во время Великой Отечественной войны Черноморский флот первым начал проводить десантные операции. Как известно, первые десанты совершили корабли и морские пехотинцы Дунайской военной флотилии совместно с пограничниками и воинами Красной Армии на румынский берег и острова Дуная уже 25 и 26 июня, где заняли плацдармы у Сатул-Ноу и Килия-Веке.

Но, пожалуй, самым известным и сыгравшим важную роль в обороне Одессы стал морской Григорьевский десант, совершенный морскими пехотинцами 3-го Черноморского морского полка в ночь с 21 на 22 сентября 1941 года. Утром 21 сентября в Севастополе три его батальона в составе 1600 человек были погружены на крейсеры «Красный Крым», «Красный Кавказ», эсминцы «Безупречный», «Беспощадный» и «Бойкий». Поздней ночью корабли подошли к берегу в р-не Григорьевки и с 1.20 до 4.15 22.09.41 под прикрытием артогня высадили на 19 катерах, 9 корабельных баркасах и буксире «Алупка» несколькими рейсами десант. После артобстрела береговых целей крейсеры ушли в Севастополь, а эсминцы продолжали огневую поддержку десанта. Десантники захватили дальнобойную 4-орудийную 105-мм батарею и освободили Чабанку, Новую и Старую Дофиновки. К 18.00 десантники вышли к Александровке, где встретились с воинами 421 и 157 СД и парашютистами-десантниками.

Но это был не первый и не единственный морской десант, совершенный в период обороны Одессы. ..

Из истории обороны Одессы известна попытка в ночь на 3 сентября высадить десант с канонерской лодки «Красная Грузия». Десантники на шести шлюпках при подходе к берегу были встречены плотным пулеметным огнем (погибло 2 и ранено 14 человек), что вынудило их вернуться на канлодку. Об этом десанте известно мало, очевидно, потому, что он оказался неудачным. Но мало кто знает, что таких неудачных десантов было три.

В советское время было как-то не принято писать о поражениях. Но в наше время участник одного такого десанта Яков Савченко в своей книге («Iз небуття - в безсмертя». Одеса. Астропринт, 2000, кн. 1-2) поведал о трагедии этого десанта. В ночь с 27 на 28 сентября диверсионный партизанский отряд им. Ф. Дзержинского во главе с командиром Г.М. Цибульским (в составе - два взвода партизан и два взвода моряков) погрузился на судно «Кубанец» и канлодку «Красная Грузия». Они пересекли Одесский залив, незаметно подошли к берегу в районе Коблево - Аждиаска (ныне Рыбаковка), спустили шлюпки, выгрузили десант на берег и так же незаметно отошли в море.

Утром отряд был случайно обнаружен немецкими мотоциклистами, прикатившими на берег моря купаться и въехавшими в балку, где укрылся отряд. Не обошлось без стрельбы. Часть уцелевших экипажей мотоциклов умчалась за подмогой. Десант был окружен. Под прикрытием минометного огня немцы пытались сбросить отряд в море. Весь день бойцы отряда, заняв старые советские траншеи, вырытые вдоль берегового обрыва, вели неравный бой, в котором погибла большая часть отряда вместе с командиром. Ночью оставшиеся в живых попытались прорваться из окружения. В Одессу смогли вернуться только два бойца, они и доложили командованию о судьбе десанта.

Историю еще одного, оказавшегося первым во время обороны Одессы, тоже неудачного десанта приоткрыл в 2001 году Максим Таран, тогда учащийся юридического лицея, в научной работе, представленной на областной этап конкурса Малой академии наук. Ему удалось найти ветерана морской пехоты Сергея Афанасьевича Жернакова - одного из участников этого необычного десанта. Жернаков был добровольцем - командиром отделения в сформированном в Севастополе спецотряде моряков. В середине августа отряд, в котором насчитывалось 100 моряков-добровольцев, дополненный двумя десятками разведчиков - сотрудников НКВД, на крейсере «Ворошилов» приступил к освоению «пехотной науки». Этим спецотрядом командовал майор Валейко.

В 20-х числах августа отряд перегрузился на крейсер «Червона Україна» и убыл в Одессу. Утром он разместился на втором этаже здания холодильного института в условиях повышенной секретности (бойцам было запрещено выходить из помещения). Командование Одесского оборонительного района уделяло отряду особое внимание. С бойцами встречались зам. наркома ВМФ вице-адмирал Гордей Иванович Левченко, командующий ООР контр-адмирал Гавриил Васильевич Жуков, другие морские и армейские старшие командиры. 27 августа у всех бойцов отобрали личные документы, письма и фотографии, после чего отряд на машинах отправили в Овидиополь. В ночь с 27 на 28 августа на 4-5 шлюпках десантники направились через Днестровский лиман к Аккерману. Они должны были на рассвете внезапным ударом разгромить румынский гарнизон Аккермана, выйти на тыловые коммуникации и дальше действовать в Бессарабии как диверсионно-разведывательный партизанский отряд, для чего десантники были заранее разбиты на группы по 20 бойцов во главе с офицером НКВД.

Но на подходе к берегу десант был встречен плотным ружейно-пулеметным и артиллерийским огнем. Шлюпочную флотилию атаковала даже авиация, сбросив бомбы. Высаживаться на берег или возвращаться назад средь бела дня было бы самоубийством. По приказанию командира отряда группы рассредоточились в камышах. Лодки пришлось перевернуть и замаскировать камышом. Под ними и просидели в воде весь день, терзаемые полчищами комаров. Участок камышей был довольно обширный, и румыны не решились лезть в них. Весь день слышался шум пролетающих самолетов да отдельные выстрелы с берега. Внезапность была потеряна, и отряд ночью вернулся в Овидиополь.

В ночь с 29 на 30 августа отряд, пользуясь темнотой, прошел вдоль берега лимана и внезапно атаковал Николаевку. Услышав стрельбу со стороны берега, крики «Ура!» и «Полундра!», румыны в панике бежали. На рассвете десантников сменили подразделения 25-й Чапаевской дивизии.

Отряд вернулся в Одессу на отдых. Его изредка использовали как резерв ООР, для ликвидации прорывов. Позже старшину Жернакова и с ним 12 матросов направили в разведбат 421 СД. Там он был ранен и контужен.

Где же у Аккермана (ныне Белгорода-Днестровского) мог высаживаться этот десант? Наиболее вероятным местом высадки может быть обширная камышовая заводь возле низкого берега в р-не Мокрых Чигирей.

Недавно Александр Черкасов в своей книжке «Оборона Одессы. Страницы правды», Одесса, «Optimum», 2006, выдал «сенсационную новость» о дислокации в районе Дачи Ковалевского специального отряда диверсантов-подводников, оснащенного управляемыми торпедами «Дельфин», атаковавших и потопивших в начале сентября 1941 года в портах Варна и Бургас сразу несколько вражеских транспортов и даже... крупный танкер. Увы, в его книге главу «Атакуют советские люди-«торпеды» можно отнести к жанру чистой фантастики, к реальной истории советского флота отношения не имеющей.

Во-первых, причины гибели всех болгарских, итальянских и румынских кораблей, судов и, тем более, танкеров давно выяснены нашими коллегами-историками за границей.

Во-вторых, в Болгарии действительно похоронены два моряка, но не в Бургасе, а в Созополе. Кроме того, достоверно установлено, что это ст. лейтенант В.Л. Душин и главстаршина Ф.Д. Терехов - моряки-подводники из экипажа советской подлодки «С-34», погибшей у болгарского берега предположительно после 12 ноября 1941 года.

В-третьих - в «Энциклопедии военной разведки России», изданной в Москве в 2004 году, на стр. 568-578, в разделе, посвященном подводным диверсантам, сказано, что в 1938 году на Тихоокеанском флоте в частях морской пехоты была создана рота особого назначения (РОН), оснащенная подводными дыхательными аппаратами (типа ИДА, которые входили в спасательные комплекты экипажей подлодок). Позже на Черноморском и Балтийском флотах небольшие подразделения морпехов обучались работе с ИДА, но дальше экспериментов дело не пошло. Первая РОН при разведотделе Балтфлота появилась лишь в середине августа 1941 года. Она приняла активное участие в обороне Ладоги и Балтики под Ленинградом, а в 1945 году была расформирована.

На Черноморском флоте разведывательный отряд особого назначения (РООН) из 10 человек появился лишь к апрелю 1944 года. Его возглавил ст. лейтенант Осипов. На счету РООН только одна боевая операция. 5 апреля 1944 года отряд был высажен на берег в районе пос. Любимовка в Крыму с задачей ведения разведки в отношении кораблей противника, входящих и выходящих из Севастополя. До 10 мая разведчики регулярно передавали по радио добытую информацию, после чего были эвакуированы в расположение своих войск. После освобождения Севастополя РООН обследовал затопленные немецкие корабли с целью выявления документов, представлявших интерес для советского командования. В конце 1945 РООН был расформирован. Подводные пловцы снова появились на КЧФ лишь в 1953 году, но это уже другая история.

Ныне часть погребений моряков-десантников утрачена. Надеемся, что найдутся и откликнутся земляки, располагающие сведениями о местах захоронения павших героев под Одессой. Память о защитниках Отечества необходимо сберечь.

Леонид СУХОВЕЙ

(от франц. descente - высадка, спуск), войска, специально подготовленные и высаженные (выброшенные) или предназначенные для высадки (выброски) на территорию противника для ведения боевых действий. По количеству привлекаемых войск, характеру выполняемых задач и глубине высадки (выброски) в армиях наиболее развитых стран Десант может быть стратегическим, оперативным, тактическим и специального назначения.
Стратегический десант (С.д.) может состоять из соединений и частей различных родов войск и специальных войск. Он применяется в стратегических операциях для захвата важных административно-политических центров и промышленно-экономических районов противника, дезорганизации его государственного и военного управления, овладения проливными зонами и островными территориями, содействия наступающим войскам фронтов (силам флота) в изоляции и быстрейшем разгроме крупных группировок противника. В ряде случаев стратегический десант может применяться для вторжения на территорию противника с целью открытия нового фронта вооруженной борьбы, а также для вывода из войны отдельных государств вражеской коалиции. Подготовка и высадка стратегического десанта планируется и проводится как воздушно-десантная операция или морская десантная операция. Для обеспечения высадки стратегического десанта могут привлекаться силы и средства всех видов вооруженных сил.
Оперативный десант (О. д.) обычно состоит из частей или соединений воздушно-десантных, пехотных (механизированных, моторизированных, мотострелковых) войск и морской пехоты. Применяется в операциях групп армий, во фронтовых и армейских операциях, в операциях флотов и флотилий. Основные задачи оперативного десанта : уничтожать оперативно-тактические ядерные средства и наиболее важные пункты управления противника и объекты его тыла; воспрещать подход оперативных резервов и срывать организованный ввод их в сражение; содействовать наступающим войскам в преодолении с ходу крупных водных преград, горных районов, зон радиоактивного заражения, заграждений и затоплений; захватывать и выводить из строя аэродромы и авиационные базы; содействовать наступающим войскам в окружении и уничтожении группировок войск противника; захватывать острова, проливные зоны, порты, военно-морские базы и участки морского побережья для дальнейшего развёртывания боевых действий. Подготовка и высадка оперативного десанта планируется и осуществляется так же, как и стратегический десант, а действия высаженных войск поддерживаются силами и средствами фронта (флота), группы армий.
Тактический десант (Т. д.) включает общевойсковые (мор. пехоты) подразделения и части в составе усиленной роты, батальона, полка. Он применяется соединениями, а иногда и объединениями сухопутных войск и военно-морского флота. В его задачи входят: захват и уничтожение важных объектов противника в его тактической и ближайшей оперативной глубине, в том числе ядерного оружия, пунктов управления и узлов связи; захват и уничтожение районов (рубежей) и объектов тактического значения (узлов дорог, мостов, переправ, гидротехнических сооружений, горных перевалов, проходов, дефиле и др.) с целью содействия наступающим войскам в быстром преодолении естественных преград, воспрещения манёвра войск противника и обеспечения высоких темпов наступления; уничтожение тыловых баз, складов, разрушение трубопроводов и др. Тактический десант может высаживаться с вертолётов (самолётов) или десантных средств флота на такую глубину, чтобы наступающие войска могли быстро (в течение нескольких часов) выйти к ним и развить успех их боевых действий.
Десант специального назначения (Д. с. н.) применяется командованием оперативных объединений для выполнения задач диверсионного и разведывательного характера в тактической или оперативной глубине противника. Такими задачами могут быть: разведка и уничтожение средств ядерного нападения противника; подрыв, поджог и затопление важных оборонительных объектов и сооружений в его тылу; захват новых образцов техники, вооружения и важных оперативных документов; распространение ложных слухов, создание паники в тылу врага и т.д. По составу десант специального назначения небольшой (отделение, взвод, рота). Для осуществления коротких стремительных налётов на тыловые и другие объекты противника в определённом районе может быть применено одновременно несколько десантов специального назначения. Для выброски (высадки) их могут использоваться вертолёты, транспортные самолёты, плавающие танки, подводные лодки, надводные корабли и другие средства десантирования. По составу войск (сил), средствам и способам переброски десант может быть воздушным, морским (речным, озёрным) и комбинированным.
Воздушный десант (В. д.) в зависимости от применяемых средств и способов высадки может быть парашютный, посадочный и парашютно-посадочный (комбинированный). Парашютный десант выбрасывается с военно-транспортных самолётов на парашютах. Такой способ можно применить в любое время года и суток, почти на любой местности. Для этого личный состав десанта проходит соответствующую подготовку. Посадочный десант перебрасывается на самолётах, вертолётах и планерах и высаживается на захваченные аэродромы и посадочные площадки. В него могут включаться общевойсковые подразделения и части, не имеющие специальной воздушно-десантной подготовки. Парашютно-посадочный (комбинированный) десант предусматривает выброску части личного состава и военной техники на парашютах и высадку другой части из самолётов, вертолётов и планеров. Воздушный десант выполняет свои задачи, как правило, во взаимодействии с соединениями и частями различных видов вооруженных сил и родов войск. Основу стратегического и оперативного воздушного десанта составляют соединения и части воздушно-десантных войск. В их состав могут включаться также пехотные (механизированные, мотопехотные, мотострелковые) соединения которые высаживаются в районы, захваченные предварительно воздушно-десантными частями. Тактические воздушные десанты выделяются преимущественно из состава общевойсковых соединений и частей. Для десантирования воздушного десанта применяются самолёты и вертолёты. Лёгкое вооружение, переносные радиостанции, боеприпасы и малогабаритные боевые грузы десантируются вместе с лнчным составом. Танки и другая военная техника обычно доставляются в тыл противника на транспортных самолётах с помощью воздушно-десантной техники.
Начало десантированию с воздуха было положено в годы 1-й мировой войны. Уже тогда в тыл противника перебрасывались на самолётах отдельные разведчики и диверсанты. После 1-й мировой войны в вооруженных силах главнейших государств Европы и США большое внимание уделялось вопросам высадки (выброски) войск и военной техники в тыл противника. В 1929 в Советском Союзе появились первые труды по теории боевого применения воздушного десанта, а в 1930 на манёврах войск Московского военного округа впервые был выброшен небольшой парашютный десант. Развитие авиационной и воздушно-десантной техники позволило в 30-х годах перейти к широкому развёртыванию воздушно-десантных войск. На манёврах Киевского военного округа 1935 впервые в мировой практике был выброшен десант в составе парашютного полка (1188 человек) и переброшены по воздуху два стрелковых полка с частью артиллерии и другой техники. На маневрах Белорусского военного округа 1936 был высажен десант численностью 5700 человек и выброшен парашютный десант в количестве 1800 чел.
Основные положения о воздушном десанте были изложены в Полевом уставе РККА 1936. К началу 2-й мировой войны в вооруженных силах Советского Союза, Германии, а затем Англии, США и других стран были отработаны основные способы высадки воздушного десанта. Все они, особенно комбинированные, широко использовались в ходе 2-й мировой войны. В Великой Отечественной войне 1941-45 воздушные десанты применялись в сражениях под Киевом, Одессой, на Керченском полуострове, в битве под Москвой. Наиболее крупный парашютный оперативный воздушный десант (свыше 10 тыс. чел.) был выброшен в начале 1942 в районах Вязьмы и Юхнова (см. Вяземская воздушно-десантная операция 1942) и в сентябре 1943 (около 10 000 человек) - севернее Канева (см. Днепровская воздушно-десантная операция 1943). Неоднократно применялись воздушные десанты и в войне с Японией (1945), в районах Чанчунь, Мукден (Шеньян), Дальний (Далянь) и др. Во 2-й мировой войне фашистская Германия использовала воздушные десанты при оккупации Голландии и Бельгии в 1940 (6680 чел.), при захвате острова Крит в 1941 (23,5 тыс. чел.). Командование союзников применяло воздушные десанты при высадке войск в Северной Африке в 1942 (1200 чел.), на о. Сицилия в 1943 (8830 чел.), при вторжении в Нормандию в 1944 (ок. 35 тыс. чел.), при форсирования реки Рейн в 1945 (св. 17 тыс. чел.) и др. США, кроме того, применяли воздушные десанты на Тихоокеанском ТВД. После 2-й мировой войны воздушные десанты использовались в локальных империалистических войнах: США - против КНДР (1950-53), Англией и Францией - против Египта (1956), кубинскими контрреволюционерами при высадке в район Плайя-Хирон (Куба, 1961), Израилем - против арабских государств (1967). В связи с возрастанием разрушительной мощи и дальнобойности средств поражения, увеличением размаха наступательных операций (боевых действий), появлением новых, более совершенных самолётов военно-транспортной авиации и вертолётов, а также других средств десантирования роль и значение воздушного десанта ещё больше возрастают. Способы их применения широко отрабатываются в армиях стран НАТО. Важное место при этом отводится использованию крупных оперативных (стратегических) воздушных десантов
Морской десант (М. д.) перевозится на десантных кораблях и транспортных судах. Высадка с относительно небольших десантных кораблей производится непосредственно на морском побережье, а с крупных кораблей и транспортных судов - с помощью десантно-высадочных средств, включая вертолеты, на которые войска и техника перегружаются с приходом десантных отрядов в район высадки.
В состав морского десанта выделяются соединения и части мотострелковых и танковых войск, части морской пехоты. Успех их высадки достигается надёжным подавлением противодесантной обороны противника, высоким темпом высадки и решительными действиями войск на морском побережье.
Применение морского десанта известно с древних времён, когда нередко на побережье противника высаживались целые армии, составлявшие основную группировку сил для достижения целей войны. Так, в период Пунических войн 3 - 2 вв. до н.э. на побережье Карфагена римляне высаживали крупные морские десанты дважды: в 256 до н.э. (40 тыс. чел.) и в 204 до н.э. (25 тыс. чел.). В войнах той эпохи победой или поражением морского десанта часто определялся исход войны. В эпоху феодализма и капитализма в связи с изменением характера войн, увеличением размаха военных действий на сухопутных ТВД морскому десанту стала отводиться вспомогательная роль. Состав участвующих в десанте войск зависел от характера задач и условий их выполнения. В ходе Северной войны 1700-21 русская армия и флот, например, неоднократно высаживали на побережье Швеции морские десанты, но каждый не превышал 5 тысяч человек.
В период появления парового флота численность морского десанта иногда, при особо благоприятных условиях, достигала 60-80 тыс. чел. (в Крымскую войну 1853-56 морской десант союзников, высаженный в районе Евпатории, составил 62 тысяч человек). В войнах периода империализма в связи с ростом торгового флота стали применяться морские десанты и большей численности. В двух англо-французских морских десантах в Дарданеллъской операции 1915-1916 участвовала 91 тысяча человек. Особенно широко применялись морские десанты в годы 2-й мировой и Великой Отечественной войн, в ходе которых было высажено более 700 морских десантов, в т.ч. 72 крупных (в 1-ю мировую войну - 5). Наиболее крупные морские десанты периода Великой Отечественной войны были высажены Советскими Вооруженными Силами в районах: Керчи и Феодосии 25 дек. 1941 (ок. 42 тысяч человек); Станички, Южной Озерейки 3-9 февраля 1943 (св. 17 тыс. чел.); Керчи, Эльтигсна 31 окт. - 11 дек. 1943 (части 56-й н 18-й армий Северо-Кавказского фронта). Самые значительные морские десанты союзников в войне против фашистской Германии: в Сицилию в июле 1943 (более 270 тыс. чел.), в Нормандию в июне 1944 (ок. 450 тыс. чел.); в войне против Японии: на о. Лусон в январе 1945 (275 тыс. чел.), на о. Окинава в апреле 1945 (452 тыс. чел.). После 2-й мировой войны морские десанты высаживались в ходе агрессивных войн империалистических государств против стран, боровшихся за свою национальную независимость. Ряд морских десантов был высажен ВМС США в период Корейской войны 1950-53, в т.ч. крупный десант (свыше 40 тыс. чел.) в Инчхон 15 сентября 1950. В ходе англо-франко-израильской агрессии против Египта морской десант был высажен в Порт-Саид 4 ноября. 1956 и т.д. Командование и штабы ВМС стран НАТО уделяют большое внимание отработке способов высадки морского десанта с применением новых десантно-транспортных средств и систематически проводят специальные десантные учения.
Литература: Кукушкин П.В. Батальон в морском десанте М., 1972, Лютов И.С.,Сагайдак П.Т. Мотострелковый батальон в тактическом воздушном десанте. М., 1969; Лисов И.И. Десантники. М., 1968; Михайлов А.Д Воздушные десанты М., 1962, Софронов Г.П. Воздушные десанты во второй мировой войне М, 1962, Белли В.А., Пензин К В. Боевые действия в Атлантике и на Средиземном море 1939-1945 гг. М., 1967; Кампании войны на Тихом океане. М., 1956, Геивин Д. Воздушно-десантная война. Пер. с англ. M, 1957; Вильсон X. Морские операции в мировой войне 1914-1918 Пер. с англ M, 1935. В.А.Булатников, Е.Д. Гребиш, Н.Н. Фомин, M. M. Холодов.