Главная · Боли в желудке · Методы устранения тревоги по фрейду. Несколько советов, как самостоятельно справиться с беспокойством и тревогой Забота о себе

Методы устранения тревоги по фрейду. Несколько советов, как самостоятельно справиться с беспокойством и тревогой Забота о себе

Чрезмерное беспокойство может стать серьезной помехой в повседневной жизни. Подобные чувства с трудом поддаются контролю; стоит беспокойным мыслям проникнуть в сознание, как страхи, опасения и негативные сценарии начинают прокручиваться в голове непрерывно. В результате, нарушается сон, ухудшается здоровье и образ жизни становится далек от желаемого. Одним словом, тревога парализует, и незначительные мысли и сомнения могут перерасти в более серьезные страхи.

Научиться справляться с тревогой - задача не из легких, однако если вы готовы предпринять конкретные действия, то в этом руководстве вы найдете советы на каждый день, которые помогут избавиться от беспокойства и вернуть контроль над своей жизнью.

Чтобы избавиться от тревоги и стресса совсем необязательно принимать какие-то успокоительные таблетки. Из психологии можно почерпнуть более естественные и здоровые способы устранения от негативных чувств, способные выступить в роли настоящего лекарства.

Преодолеть беспокойство означает не только сделать мышление позитивным, это процесс тренировки ума, позволяющий сделать его спокойным, свободным от надуманных страхов.

Прекратить беспокоиться очень сложно потому, что часто это образ мышления, ставший автоматическим. Если вы склонны что-то делать и делаете так на протяжении долгого времени, то это становится фактически механизмом самозащиты. Неосознанно вы научились замечать отрицательные стороны и проблемы в ситуации быстрее, чем положительные. Умение взглянуть с нового ракурса, изменение привычного образа действий, овладение новыми техниками поможет вам обуздать свои переживания.

Шаг 1: увидеть ситуацию под другим углом

Ваши убеждения существуют исключительно в вашей голове. Это важно понимать, поскольку большая часть того, что происходит в уме, не является реальностью. Ваши страхи и сомнения существуют потому, что вы позволили им существовать - это не означает, что они есть объективно. Если вы приучаете свой ум видеть иррациональную сторону мыслей, то провоцируете его на то, чтобы начать видеть проблемы в ином негативном свете. Беспокойство преодолевается, начиная с мыслей - с того, как вы видите проблему, с вашего выбора - поэтому сейчас самое лучшее время начать меняться.

Задайте вопрос: а возможно ли решить проблему?

Существует разница между беспокойством и решением проблемы. Когда мы беспокоимся, то верим, что, тем самым, решаем проблему, переживая эмоции и абстрагируясь от них. В действительности это не дает найти решение, а только продлевает проблему в мыслях. Вместо того чтобы беспокоиться, попробуйте намеренно думать о решении. Найдя ответ, вы сможете преодолеть первоначальное волнение.

Измените угол зрения

Борьба с тревожностью зависит от вашего угла зрения. Переживания позволяют нам только усложнить проблему и даже создать новую проблему вдобавок к первой. Поэтому крайне важно различать проблемы, которые можно решить и которые решить нельзя. Это уменьшит степень беспокойства. А многие проблемы решаются намного легче, чем представляется нам изначально. Сознательно меняйте ваш угол зрения, переключайтесь на другую точку зрения, взгляните на проблему с другой стороны, чтобы найти конструктивное решение.

Бросьте вызов переживаниям

Страдать от беспокойства мы начинаем только тогда, когда верим что наши мысли - это реальный факт. Бросьте этим мыслям вызов и не позволяйте уму сдаться им - и вы сможете обрести над ними контроль. Очень полезна привычка изучать свои переживания, задавать себе вопросы о беспокоящих вас вещах. Обычно мы пускаем все на самотек и избегаем смотреть в лицо своему беспокойству. Задайте себе несколько вопросов, например: «Какова вероятность того, что то, чего я опасаюсь, произойдет?» Чем подтверждаются или не подтверждаются ваши переживания? Существует ли более позитивный способ взаимодействовать с проблемой? Бросьте вызов своим мыслям и заставьте свой ум думать с другой позиции.

Шаг 2: перемены в образе жизни для преодоления беспокойства

Мы можем многое изменить в своей повседневной жизни, чтобы уменьшить в ней беспокойство и волнение. Создание здорового образа жизни позволяет эффективно преодолеть негативные переживания. То, что мы переживаем в уме, сказывается и на физическом теле, и может даже оказаться причиной физических заболеваний.

Регулярные тренировки

Когда вы много переживаете и беспокоитесь, лучший способ преодолеть волнения - это физические тренировки. Это настолько действенный способ, что его одного может оказаться достаточно. Выработка эндорфинов и циркуляция крови и кислорода естественным образом очищает мысли и расслабляет ум. Этот способ избавления от напряжения, вызванного стрессом, сослужит вам хорошую службу. После основательной сердечно-сосудистой нагрузки позитивный результат будет ощутим несколько часов подряд, а негативные мысли и идеи, которые порождает ум, значительно сократятся.

Релаксация дома

Очень важно создать свою тихую гавань, где вы сможете идеально отдохнуть, избежав неприятных мыслей. Если вы склонны легко впадать в беспокойство, то такие вещи как горячая ванна или душ, успокаивающая музыка или книга просто необходимы. Достаточно посидеть в тишине за любимым занятием, чтобы успокоить ум. Мы часто просто забываем об этих простых вещах либо приносим беспокойство домой, продолжая круговерть переживаний. Если вы попытаетесь разорвать это порочный круг и проведете в своем убежище от получаса до часа, то и ум, и тело получат от этого большую пользу.

Здоровое питание

Существуют продукты, которые помогают справиться с беспокойством. Убедитесь, что вы избегаете принимать алкоголь, кофеин и сахар, так как они провоцируют нервозность и усиливают периоды беспокойства. Улучшить настроение помогают продукты, богатые антиоксидантами: клюква, голубика, черника. Полезно употреблять продукты, богатые магнием, так как недостаток этого элемента повышает раздражительность. В рацион следует включать жирную рыбу, орехи, семена, зеленые листовые овощи. Не содержащий кофеин чай, например Улун, насыщен ГАМК - аминокислотой, которая благотворно воздействует на нервную систему и способствует здоровому сну. Очень важно следить за тем, чтобы организм получал здоровую пищу и полезные добавки, питающие тело и ум, поскольку это помогает справляться с раздражительностью более эффективно.

Шаг 3: техники работы с сознанием для преодоления беспокойства

Поскольку ум является главным генератором беспокойства, переживаний и стресса, то имеет смысл направить на него свои усилия и постараться его успокоить. Беспокойство всегда признак того, что мы не живем в настоящем моменте, нас волнует либо прошлое, либо будущее. Крайне важно сфокусировать внимание на настоящем - здесь и сейчас -это позволит выбрать верный угол зрения. Более спокойный ум равнозначен более спокойным мыслям, поэтому важно овладеть несколькими техниками работы с сознанием. Эти техники прекрасно помогают научить ум другому способу мышления, и, тем самым, позволяют перенастроить видение мира: и внутреннего, и окружающего.

Медитативные практики

Очень многие современные исследования подтверждают эффективность медитации как успокаивающего средства, устраняющего нервозность, провоцирующую стресс. Регулярная медитативная практика хорошо влияет как на тело, так и на ум, снижает кровяное давление, улучшает иммунитет, поднимает настроение и борется с депрессиями. Таким образом, медитация приносит много пользы, хотя и представляет собой несложные действия, которые следует выполнять ежедневно. С ее помощью тренируется ум, совершенствуется его способность фокусировать внимание, а это оказывается очень нужным навыком, когда речь заходит о стрессе, поскольку в трудной ситуации он дает возможность ясно увидеть проблемы и правильно сосредоточиться.

Дыхательные техники

Дыхательные техники превосходно нейтрализуют стресс и беспокойство. Когда человек нервничает, дыхание становится отрывистым и поверхностным, что вызывает дисбаланс кислорода и углекислого газа в крови. Если дышать глубоко и размеренно, то мозг получает больше кислорода, это позволяет расслабиться, успокоиться и увидеть вещи ясней. Если вы успели заметить, что вас начинает охватывать беспокойство, остановитесь и вдохните поглубже, а затем сделайте плавный выдох - нескольких раз достаточно, чтобы восстановить спокойствие.

Йога и осознанные пешие прогулки

Еще две практики, успокаивающие ум - йога и осознанные пешие прогулки. Йога сочетает медитацию и растягивающие позы, что приносит пользу телу и уму. Такая практика помогает формировать осознанность, способствует расслаблению, успокаивает мысли. Великолепной привычкой могут стать и осознанная ходьба, которая сочетает пешую прогулку и дыхательные упражнения, фокусирование внимания на движении и на окружении. Этот способ эффективен для возвращения ума в настоящий момент, для преодоления беспокойства о прошлом или о будущем.

Шаг 4: Дополнительные техники для преодоления беспокойства

Иногда нужны техники, с помощью которых можно быстро остановить нарастающее беспокойство. Они удобный инструмент в том случае, если вы боретесь с ощущением разбитости.

Повторение того, что вас беспокоит

Это может показаться приводящим к обратным результатам способом, однако психологи утверждают, что длительное повторение того, что вызвало беспокойство, приводит к тому, что об этом становится скучно и неинтересно думать. Когда человек привыкает к ситуации, то начинает чувствовать себя более комфортно в ней. В случае появления беспокойства по какой-либо причине, не откладывайте ничего на потом, начните непрерывно думать о проблеме. В конце концов, уму это надоест и тема станет скучна, а мысли постепенно начнут уходить.

Выбор времени для беспокойства

Если взглянуть правде в глаза, то нужно признать, что мы никогда не сможем избавиться от возможности испытывать беспокойство. Эта особенность твердо укоренилась в человеке, и она свойственна - до некоторой степени - абсолютно каждому. Проблема заключается в том, что у каждого из нас есть тенденция постоянно находить причины для беспокойства. Они возникают неожиданно то здесь, то там, а ум непрерывно волнуется по этому поводу. Ум становится жертвой подобного беспокойств, а тело переутомляется, что добавляет к стрессу дополнительные переживания. Постарайтесь выделить специально время для того, чтобы обдумать, что вас беспокоит - предпочтительно в конце дня. Запишите все, что приходит на ум, и отложите на время этот список, чтобы вернуться к нему позже. Красота этого метода заключается в том, что к концу дня вы обнаружите, что некоторые из записанных проблем бесследно ушли сами собой. Если какие-то проблемы остались, обдумайте их в специально отведенное для этого вами время.

Перемирие со временем

Проблема беспокойства связана еще и с восприятием времени: оно может бежать или тянуться по нашим ощущениям. Некоторые вопросы требуют немедленного решения, а иногда кажется, что приходится ждать вечность и гадать, произойдет событие или не произойдет. Постарайтесь помириться со временем и понять, что многие страхи никогда не материализуются и могут исчезнуть бесследно. Вспомните, как часто происходило так, что проблема оказывалась легко решаемой и переставала быть проблемой, а крайняя необходимость не была крайней. Просто остановитесь и представьте: вы готовы переживать по беспокоящему вас поводу в течение следующего часа? А в течение дня? Месяца? Года? И вы увидите, что придаете проблеме слишком много значения, которого она не заслуживает.

Как известно, мы должны быть благодарны Фрейду за многое. В том числе за то, что он классифицировал те механизмы подавления тревоги, которыми пользуется психика человека, чтобы защитить своего хозяина от фрустрации и потери жизни.

Когда-то я уже поднимала эту тему и не раз, но такие базовые и очень информативные вещи, стоит снова и снова освежать в памяти.

Познакомившись со всеми известными психиатрии способами психики человека справиться с тревогой, мы разгадаем загадки «странного поведения» нашего окружения.

А выучив эти способы назубок, мы сможем использовать их с пользой для себя — вовремя останавливаться и не становиться рабами неэффективной, вредной модели борьбы с тревожащими мыслями и событиями.

***
Напомню всем — есть только один способ работы с тревогой, травмой, который Фрейд и другие психотерапевты считают здоровым, неопасным и продуктивным. Это — сублимация.

Все остальные, так или иначе — нездоровы и вредны. Вы, конечно, можете, иногда прибегать к ним, как иногда мы прибегаем к целой рюмке коньяка, чтобы снять стресс. Но становиться запойным пьяницей — это совсем другое, согласитесь.

Итак, нездоровые способы реакции психики на травмирующий фактор. Вот они.

Самый нездоровый способ борьбы с тревогой — Вытеснение.

Как узнать, что у вас — вытеснение? Вытесненная в подвал бессознательного тема тревоги обязательно начинает проявлять себя в неприятных и страшных сновидениях. Вариант — в случайных оговорках или описках. Потом — в психосоматических симптомах.

Вытеснение — отнимает у человека энергию. Ведь вся его жизненная энергия тратится на то, чтобы удержать в подвале бессознательного упрятанную туда мысль о плохом.

Как лечить вытеснение? Обращать внимание на свои плохие сны, оговорки, слушать своё тело.

Ещё один нездоровый способ борьбы с тревогой — Проекция

Есть мысли, чувства и желания, которые мы считаем для себя абсолютно неприемлемыми, кощунственными, стыдными.

Если бы мы не были упёртыми фанатиками, то и проблемы бы не возникло. Но упёртый фанатик не может допустить и мысли о том,что «это плохое» хочется сделать именно ему.

Тогда упёртый фанатик начинает приписывать свои собственные «неприемлемые мысли» другим людям.

Так возникают люди, которые учат нас, что «весь мир состоит из воров, мошенников, шлюх и предателей»

Как вылечить проекцию? Позволить себе «грешить».

Неправильная борьба с тревогой — Замещение

Его описывает поговорка: «На молоке обжёгся — на воду дует». Иногда человек не может разозлиться на того, от кого — страдает. И тогда такой человек вымещает свою фрустрацию на более слабом и невинном субъекте, который здесь ни при чём.

Так, разочарованная и уязвлённая женщина, страдающая от неидеального поведения мужа, неадекватно реагирует на проступки его (их) ребёнка.

Так, мужчина, которого унижают на работе, становится тираном по отношению к своей «Клаве», которую с удовольствием обзывает толстой, глупой, плохо одетой, немолодой и некрасивой.

Как вылечить Замещение? Не бояться разбираться с настоящими своими обидчиками. Или научиться прощать их. Потому что манера обижать невиноватых до добра не доводит.

Неправильная борьба с тревогой — рационализация

Это когда человек сознательно убеждает себя в том, что жидкость, которая журчит ему в глаза, является «божьей росой».

Это делается для защиты самооценки, но выглядит по-детски.

Так, женщина с избыточным весом и абдоминальным жиром, который угрожает ей диабетом, атеросклерозом и нагрузкой на суставы ног, тратит свой интеллект и время на то, чтобы с пеной у рта отстаивать на форумах и в социальных сетях точку зрения: «Только полные женщины — привлекательны и женственны».

Так, девушка, которая по каким-то причинам не приобрела навыки «ухода за собой» и в этом отстала от более простых, но «чётких» товарок, начинает агрессивно нападать на женственный облик, противопоставляя ему «Ум» или «Ценности Феминизма».

Реактивное образование — обратное чувство

Это — сложная и красивая реакция на подавляемую тревогу. На неё тратится исключительно много сил и интеллектуальных ухищрений. Жаль, что она тоже неправильная и нездоровая для индивидуума, который некритично в ней погряз.

Данный способ борьбы с тревогой мы видим тогда, когда некто становится яростным обличителем какого-нибудь человеческого порока. Иногда даже общественным деятелем, обличающим порок — организованно и громко.

Чем больше «ярости и разбрызгивания слюны» — тем яснее: это — «реактивное образование».

Так, известно, что все громкие и истеричные «гомофобы», борются таким образом с своей собствееной латентной гомосексуальностью.

А все «женоненавистники», видящие в каждой женщине — орудие греха, сатаны, «пакостную развратницу» — сами борются с захлёстывающей их похотью, жаждой Женских объятий.

Печальный и неоднозначный способ борьбы с тревогой — отрицание очевидного.

Это встречается редко, но встречается. Повсеместно — у детей. Часто — в особо травматичных ситуациях у взрослых.

Например, высокообразованая интеллигентная мать-учительница «не верит» в то, что её дочь — валютная проститутка.

Или убитый горем старик-отец не верит в то, что его юный сын погиб на войне, хотя доказательства ему представлены. Или в то, что его сын — предатель. «Мой мальчик — невиновен».

Стоит отличать «отрицание очевидного» от тех редких случаев, когда имеет место — интуиция, надежда и вера, симбиотическая связь между тем, от кого «нет вестей» и тем, кто надеется на его возвращение и реабилитацию.

Впрочем, кондовая психиатрия (служанка власти) редко заморачивается над такими тонкими различиями. Но нам с вами — стоит...

Уход от сильной тревоги — регрессия в детство

Здесь имеется в виду только уход в детские модели деструктивного и защитного поведения: ломание и кидание вещей, «истерика», «баловство».

Впрочем, у каждого регрессия в детство — своя. Иногда имеет место быть мирный уход в состояние «внутриутробного существования».

Бить тревогу стоит только тогда, когда ребячливое поведение — затягивается и «затягивает» того, кто избрал его главным методом ухода от тревожащих мыслей.

Сублимация — верным путём идёте, товарищи...

Фрейд полагал, что сублимация — это единственный способ борьбы с тревожащими мыслями и ситуациями, который хорош, здоров и верен.

Сублимация (традиционно) это выбор профессии,в которой можно легально реализовывать свои деструтивные и опасные наклонности, а также выражение себя и содержания своего Бессознательного во всех видах искусства.

***
Так, Фрейд полагал, что человек с садистическими наклонностями может стать хорошим хирургом.

Мы, признаться, сильно сомневаемся здесь в правоте Фрейда...

А судя по тому, во что превратилось современное искусство, мы сомневаемся и в том, что выражение своего «негатива» в искусстве — есть вещь безусловно полезная.

Так что есть только один способ работы с собственной тревогой. Честно заглянуть в глаза своему страху. Хотите об этом поговорить?

Елена Назаренко

Постарайтесь осознать причину тревоги и беспокойства. Осознайте, является ли она объективной или же вы ее выдумали? Уделите немного времени самоанализу и ответьте на вопрос: что случится, если ваши худшие опасения подтвердятся, сможете ли вы с этим жить? Наверняка ваша проблема является разрешимой и не несет в себе угрозы для жизни, здоровья. Если мысленно нивелировать тревогу не удается – займитесь йогой, медитацией, послушайте любимую музыку.

Если чувство беспокойства только усиливается, вы не можете найти конкретную причину возникновения тревоги, и она мешает вам жить – обратитесь к психотерапевту. Возможно, вы страдаете от генерализованного тревожного расстройства и лечение необходимо начать самостоятельно. В остальных случаях можно попробовать изменить ситуацию самостоятельно – с помощью несложных упражнений и внутреннего диалога. Как избавиться от беспокойства и страха, как побороть тревогу? Об этом мы поговорим далее.

Причины тревоги и беспокойства

Внутреннее гнетущее состояние то ли страха, то ли неопределенности, то ли тоски. Хотя бы раз в жизни его ощущал каждый из нас. Нормально, когда состояние беспричинного беспокойства возникает редко. Хуже, когда оно преследует вас постоянно, не давая нормально жить, работать и развиваться в интересном вам направлении. С точки зрения ученых, тревога представляет собой смесь страха, стыда, чувства вины и печали. Часто она приводит к появлению необоснованных и даже абсурдных страхов, хотя сама по себе тревога страхом не является.

Скорее это сильное беспокойство, причинами возникновения которых служат следующие факторы:

  • Негативный опыт . Мы находим в своем прошлом негативные события и переносим их в собственное будущее. Допустим, вы однажды провалили экзамен по определенному предмету или у конкретного преподавателя. Явных причин тому не было – вы готовились. Просто не повезло, вы переволновались, не выспались и так далее. Но помня о негативных событиях прошлого, вы испытываете сильное беспокойство перед похожим экзаменом в ближайшем будущем.
  • Негативный пример . Это работает по аналогичной схеме, но вместо собственного негативного опыта мы берем примеры из окружающей действительности или из истории. Люди часто беспокоятся о возможности подхватить вирус, случаи заболевания которым были зафиксированы за тысячи километров от их страны. Мы слышим о предположительном появлении маньяка в нашем городе и испытываем тревогу, даже если случаев нападения документально зафиксировано не было.
  • Низкая самооценка . Частое чувство беспокойства свойственно неуверенным в себе людям. По разным причинам они обладают низкой самооценкой и одновременно развитым чувством стыда. В учебе, работе и даже в отношениях они боятся неудачи. Именно из-за этой боязни неудачи чаще всего и случаются. В ходе исследований было выявлено, что тревожные люди лучше справляются с несложной работой, в положительном исходе которой они уверены. Тогда как не страдающих тревожностью людей неудачи только подстегивают, и они справляются с более сложными и рискованными задачами.
  • Детство . Положи, не трогай, ты все сломаешь, у тебя ничего не получится, уйди отсюда – ты все испортишь, ты ничего не умеешь. Если вы часто слышали это в детстве от родителей и педагогов – вы в зоне риска. Подобное отношение к ребенку провоцирует не только развитие низкой самооценки, но и появление неконтролируемого чувства тревоги. Также ее могут спровоцировать детские страхи, неуверенность в надежности отношений (например, тяжелый развод родителей), в стабильности и благоприятном исходе сложной ситуации.
  • Нервные расстройства . Многие эксперты говорят о том, что у тревожных людей замедленный метаболизм. Соответственно причины беспокойства часто стоит искать в нарушении нормальной деятельности центральной нервной системы. Потому с устранением тревоги работают не только психологи, но и психиатры. Ключевой диагноз – генерализованное тревожное расстройство, которое лечится преимущественно медикаментозно.
Рейтинг ТОП-7 лучших онлайн школ


Онлайн школа для подготовки к ЕГЭ по 4 предметам: русский, математика, английский, физика. Занятия проходят на современной IT-платформе, включающей видеосвязь, чат, тренажеры и банк задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Генерализованное тревожное расстройство

В этом случае речь идет о серьезном заболевании, которое необходимо сразу же исключить.

Обратите внимание на симптоматику, если вас постоянно преследует неконтролируемое чувство внутренней тревоги. Лучше всего обратиться к психотерапевту, чтобы исключить диагноз.

Только после этого можно пытаться справиться с беспокойством самостоятельно. Генерализованное тревожное расстройство проходит на фоне устойчивого беспокойства или тревоги, которая никак не связана с конкретными опасными ситуациями или объектами.

Ключевыми симптомами заболевания являются:

  • Устойчивое нервозное состояние.
  • Мышечное напряжение, спазмы, дрожь.
  • Усиленная потливость.
  • Учащенное сердцебиение.
  • Головокружение и тошнота.

Часто страдающие этим заболеванием люди начинают сильно беспокоиться из-за возможной смерти и/или болезни. Это состояние они проецируют на близких, чрезмерно и неадекватно волнуются за них. Человека постоянно посещают опасения, мысли о неудачах. Наблюдается напряжение – больной не может расслабиться, в его действиях прослеживается суетливость.

На фоне происходящего могут наблюдаться сильные головные боли, усиленное потоотделение, головокружение. Состояние беспокойства и вышеописанные симптомы при этом стабильны минимум в течение 3-7 дней, имеют свойство усиливаться и гаснуть на непродолжительное время.

В чем разница между тревогой и страхом

Ученые расходятся во мнении, стоит ли отождествлять страх и тревогу. По мнению одних исследователей, это одно и то же, но в разном количественном выражении. То есть если тревога более «легкая», то страх представляет собой тяжелую форму беспокойства. Однако в большей степени признана другая точка зрения. По ней страх и тревога – абсолютно разные чувства, как по механизму, так и по реализации. Если страх обычно возникает при реальной угрозе, при скором наступлении опасной ситуации и регулируется преимущественно инстинктами, то тревога появляется задолго до событий, которые могут и не наступить вообще.

То есть тревога рассматривается скорее как реакция на неопределенный, а часто и на неизвестный или воображаемый сигнал, то страх – естественная реакция на опасность. Соответственно появление двух этих чувств связаны с разными принципами работы механизма. При тревоге происходит возбуждение симпатической нервной системы. При страхе же активируется парасимпатическая нервная система, деятельность организма затормаживается, иногда и вовсе происходит паралич.

Как избавиться от беспокойства и тревоги

Если вы исключили психическое расстройство, либо поводы подозревать его наличие отсутствуют (нет ключевых симптомов, состояние беспокойства кратковременное), то стоит обратиться к методу внутреннего диалога. Прежде всего, постарайтесь выяснить у самого себя истинные причины тревоги на душе.

Спросите себя: чего вы действительно боитесь. Далее постарайтесь дать оценку этой ситуации и определить наиболее вероятные варианты развития событий.

Допустим, вы испытываете тревогу перед экзаменом. Чего вы боитесь? Не сдать его. Но если конкретизировать и обратиться к деталям, то вы боитесь не самой плохой отметки, а ее негативных последствий. Каких именно? Вы не сможете поступить в ВУЗ, в который так хотели? Вам попадет от родителей? Вас будут осуждать учителя, над вами будут смеяться друзья и одноклассники? От того, чего именно вы боитесь, и будет зависеть возможное решение вашей проблемы.

В этом случае тревогу внутри легко устранить, имея план действий снаружи, либо нивелировав проблему. Не сможете поступить в ВУЗ? Есть масса других. К тому же вы сможете поступить в кучу других учебных заведений. Будут осуждать учителя? Вы даже не увидите большинство из них после окончания школы или университета. Огорчатся родители? Для них главное, чтобы у вас все было хорошо – вам все по силам даже с плохой отметкой. Будут смеяться друзья? Так зачем вам такие друзья, найдите себе более адекватных знакомых.

ТОП-5 самых эффективных упражнений

  1. Разговор по душам. Вы можете поговорить с человеком, который вас понимает и всегда поддержит. Ни в коем случае не выбирайте себе в качестве собеседника того, кто только усилит вашу тревожность и усугубит ситуацию. Вспомните, кто всегда готов вас поддержать и успокоить? Если таковых нет – обратитесь к психологу. Если нет денег на психолога – поговорите с самим собой. Но ваш внутренний голос должен убедить вас в положительном исходе.
  2. Худший сценарий . Мысленно перенеситесь в атмосферу того, чего вы так боитесь. Постарайтесь подстегнуть себя неудачным исходом и найти выход из ситуации. Как только вы сможете найти выход из сложившейся ситуации – вам, возможно, удастся погасить состояние внутренней тревоги. Ведь все не так плохо, как вы думали. Другое дело, если речь идет о настигающем чувстве стыда из-за зависимости от мнения окружающих. Тут без помощи психолога обойтись будет сложно.
  3. Отвлекитесь . Суть этого метода заключается в том, чтобы погрузиться в абсолютно отвлеченное состояние. Вы должны оказаться в ситуации, при которой вам совершенно не захочется ни о чем думать. Близко к трансу. Возможно, это будет медитация, прослушивание музыки (желательно без текста, важно чтобы вы ни о чем не думали). Эффективно занятие йогой, при котором посторонние мысли и состояние тревоги также посещает довольно редко.
  4. Игра в настоящее . Довольно жестокая игра, в ходе которой вы должны подумать о том, что больше нет ни прошлого, ни будущего. Некоторые психологи предлагают представить, что сегодняшний день – последний в вашей жизни. Станете ли вы тратить его на беспокойства и изведение себя тревогой? Едва ли. Но здесь стоит оговориться, что в случае с психическим расстройством от подобного упражнения вам будет только хуже, причем существенно.
  5. Дыхательная гимнастика . Кстати, с помощью дыхательных упражнений часто лечат и генерализованное тревожное расстройство. Подойдет любой расслабляющий метод. Самый популярный – глубокое дыхание с движением рук. Поднимаете руки – глубоко вдыхаете воздух. Опускаете – выдыхаете. Повторяете так несколько раз, пока не почувствуете легкое, едва ощутимое головокружение. Также имеет смысл напрячь кардиосистему – совершить пробежку, присесть несколько раз, отжаться от пола.

Как справиться с беспокойством, изменив образ жизни

Если тревога не связана с психическим расстройством и реальной опасностью, то она может стать реакцией на образ жизни, который губителен для вашего организма. Имеет смысл менять его, по крайней мере, сделать следующее:

  • Употребляйте в пищу меньше сладкого и жирного.
  • Минимизируйте употребление алкоголя.
  • Займитесь спортом, хотя бы регулярными пробежками.
  • Постарайтесь исключить стрессовые ситуации.
  • Чаще отдыхайте и больше спите.

Также имеет смысл обратить внимание на свое окружение.

Если вокруг вас постоянно находятся люди, которые жалуются на жизнь (не переживают трагедии, а просто любят жаловаться), если они нагнетают обстановку и относятся к вам неподобающе – откажитесь от общения с ними. Многого вы не потеряете, а вот на душе наверняка станет спокойнее. Вводит в стресс работа – смените ее. Никакие деньги не стоят жизни в аду.

Резюме

Ключевые причины тревоги – это негативный опыт, детские страхи, низкая самооценка, повышенное чувство ответственности и психические расстройства. Беспокойство нельзя отождествлять со страхом. Чаще тревога представляет собой смесь страха, вины, грусти и чувства стыда. Чтобы избавиться от нее – найдите корень проблемы. После того, как причина будет выявлена – постарайтесь устранить ее. Если ничего не выходит, а состояние усугубляется или остается прежним – обратитесь к специалисту, лучше сразу к психотерапевту. Возможно, все сложнее, чем вы думаете.

Все люди периодически испытывают ощущение безосновательной тревоги. Бывают моменты, когда и на работе все нормально, и с семьей порядок, а возникающая ниоткуда нервозность не дает спокойно жить. Почему человек подвержен подобным приступам? И как справиться с беспокойством и тревогой? Давайте разбираться.

Нормальное чувство и беспричинная тревога: как отличить?

Что же представляет собой данное ощущение? Тревога - это дискомфорта и неудовлетворенности, вызывающее беспокойство.

Это чувство не тождественно страху. Отличие в том, что при тревоге предмет беспокойства неясен. Возникают только смутные предположения о наступающих событиях. В жизни случается много ситуаций, которые провоцируют экзамены, смена работы, переезд. Такие жизненные обстоятельства имеют неясные перспективы, поэтому при них возникает Это естественный вид беспокойства, при котором организм мобилизуется и человек решает проблемы.

Бывают случаи патологической тревоги. В этой ситуации люди испытывают постоянное беспричинное волнение, что сильно усложняет их жизнь. Патологическая тревога отличается тем, что человек не может справиться с этим чувством. Оно заполняет всю жизнь индивидуума, все действия и мысли которого направлены на подавление этого ощущения. Именно в такой ситуации очень важно знать, как справиться с беспокойством и тревогой.

Основные моменты патологического состояния:

  1. Такой тип тревоги возникает беспричинно, когда нет никаких предпосылок для беспокойства. Но человек чувствует: должно что-то произойти, хотя неизвестно, что и как. В такой ситуации люди начинают переживать за близких, ждать плохих известий, на душе у них постоянно неспокойно. Причем все это происходит в благополучной обстановке.
  2. Таким образом, человек в своих мыслях прогнозирует будущее, в котором должно случиться что-то плохое. В результате поведение меняется, люди начинают метаться, постоянно хотят куда-то звонить и что-то делать.
  3. В таких ситуациях организм реагирует учащением сердцебиения, прерывистостью дыхания, повышенной потливостью, головокружениями. Нарушается сон, человек ощущает постоянное напряжение, нервозность и раздражительность.
  4. Необоснованная тревога не возникает сама по себе. Причиной ее могут быть неразрешенные конфликты, состояние напряжения и даже болезни мозга.

Люди, которые не знают, как справиться с тревогой и беспокойством, обрекают себя на развитие расстройств нервной системы. Нередко у таких особ выявляется одна из форм невроза. Она основана на ощущении тревоги, напряжения, страха.

Некоторые причины

Прежде чем разобраться, как справиться с чувством тревоги и страха, следует понять, какими источниками эти ощущения спровоцированы:

  1. Повышенная тревожность может быть следствием воспитания. Например, если в детском возрасте ребенку постоянно что-то запрещали и при этом пугали возможными последствиями поступков, то это провоцировало постоянный внутренний конфликт. Именно он становился причиной тревоги. И такое отношение к действительности переносится во взрослую жизнь.
  2. Тревожное состояние может передаваться по наследству. Если родители или бабушки постоянно переживали о чем бы то ни было, ту же модель поведения перенимает и подрастающее поколение.
  3. Неправильное восприятие мира, привитое ребенку еще в детстве, когда малышу повторяли: «Не можешь»; «Не умеешь». При создавшейся у него своеобразной модели подросший ребенок чувствует себя неудачником. Он притягивает к себе все плохое, что может произойти в жизни. Виной всему - неуверенность, возникшая в детском возрасте.
  4. Из-за чрезмерной опеки ребенок лишается возможности действовать самостоятельно. Он не несет ни за что ответственность и не получает жизненного опыта. В итоге вырастает инфантильный человек, который постоянно боится совершить ошибку.
  5. Некоторые люди чувствуют себя постоянно кому-то должными. Это спровоцировано полученной в детстве установкой: если не сделаешь, как нужно, то жизнь не будет безопасной. Поэтому они стараются держать все под контролем и, понимая, что это не получается, начинают беспокоиться.

На возникновение тревожных состояний влияют также стрессы, опасные ситуации, психологические травмы, продолжающиеся в течение долгого времени.

В результате повышенной тревожности человек не может спокойно жить. Он постоянно находится в прошлом или будущем, переживая ошибки и прогнозируя последствия. Именно поэтому важно понимать, как избавиться от чувства тревоги и страха.

К чему приводит беспокойство?

Если чувство сильного волнения возникает постоянно, необходимо решать эту проблему. Следует разобраться, как справиться с беспокойством и тревогой. Ведь они могут иметь серьезные последствия. Эти ощущения при отсутствии лечения перерастают в фобии и панические состояния.

В результате тревожных состояний могут развиться:

  • аритмия сердца;
  • перепады температуры тела;
  • головокружение;
  • дрожь в конечностях;
  • приступы удушья.

Главное в восстановлении - это прекратить беспокоиться по любому поводу и стараться контролировать свои эмоции.

Лечение у специалиста

Терапию тревожных состояний проводят психиатр или психолог. Специалист выявит основную причину волнения, которую человек часто не может осознать сам.

Врач детально объяснит, чем спровоцировано чувство беспокойства, как справиться с беспокойством. Он научит противостоять проблемным ситуациям, возникающим в жизни пациента. Все это достигается в результате сеансов психотерапии.

Методики профилактики и лечения

Из вышесказанного видно, что ни к чему хорошему не приводят расстройства. Как справиться с неприятным волнением своими силами?

От тревожных состояний можно избавиться самостоятельно при помощи следующих методов:

  • изменение образа мышления;
  • физическое расслабление;
  • смена образа жизни.

Но прежде чем рассмотреть такие моменты, необходимо научиться справляться с внезапно нахлынувшим чувством тревожности. Для этого необходимо найти причину, осознать ее, отвлечься от проблемы и глубоко выдохнуть. Рассмотрим эти методы более подробно.

Смена образа мышления

Поскольку тревожное состояние - результат психологических проблем, начинать борьбу с ним следует с духовных установок.

Первое - это Если постоянно возникают как справиться с такими чувствами? Необходимо установить причину возникновения неприятного состояния. Обязательно пообщайтесь для этого с близкими. Они выслушают и поддержат, пусть морально, но человек поймет, что у него есть опора.

Освойте технику медитации. Она помогает расслабиться. Поэтому стоит регулярно ее применять для очищения мыслей.

Смена образа жизни

Нервная система ослабляется за счет употребления алкоголя, лекарственных средств, наркотиков, увлечения курением. В результате могут развиваться подобные негативные переживания.

Поэтому, задаваясь вопросом, как избавиться от чувства тревоги и страха, начните с отказа от вредных привычек. Это поможет справиться с неприятным явлением, улучшит здоровье и закалит силу воли.

Обязательно необходим полноценный сон, который устранит усталость и напряжение.

Есть продукты, которые улучшают настроение: шоколад, бананы, орехи и чернику.

Физическое расслабление

Существует еще одна важная рекомендация, как справиться с беспричинной тревогой. Необходимо применять физические нагрузки. Спорт, движение, прогулки с домашними животными помогают организму расслабиться физически и психологически. Регулярные нагрузки отлично избавляют от тревожных состояний. После занятий хорошо выпить настой ромашки, чабреца или мяты.

Попытайтесь найти причину

Любое волнение не может появиться на пустом месте. Чтобы понять, как справиться с тревогой и беспокойством, необходимо осознать, чем они спровоцированы. Всегда есть причина возникновения тревожного состояния. Для того чтобы понять, откуда оно появилось, необходимо проанализировать всю жизнь и установить момент, с которого человек начал ощущать чувство беспокойства. Это могут быть и неприятности на работе, и сложности в семейной жизни. Даже негативная новость по телевизору способна стать причиной тревожного состояния.

Озвучьте проблему

Если установить причину беспокойства самостоятельно не удается, стоит попробовать пообщаться с кем-то из близких. При разговоре с тем, кто понимает и принимает человека таким, какой он есть, можно выяснить много интересного о себе. Следует учитывать, что визави должен обязательно иметь положительный настрой. Его задача - не сочувствовать и делиться своими бедами, а дать заряд позитивных эмоций. Обычно после разговора с таким человеком страдающий от тревожных расстройств успокаивается.

Отвлекитесь от проблем

Еще один метод ухода от тревожного состояния - отвлечься. Если человек находится дома, стоит посмотреть комедию, почитать интересную книгу, встретиться с друзьями или принять расслабляющую ванну с травами. На работе можно полностью погрузиться в дело, отбросив все тревожные мысли. Неплохо помогает общение с коллегами. Великолепным решением станет чаепитие в обеденный перерыв.

Глубокий выдох

Если вы не знаете, как справиться с беспокойством и тревогой, обратите внимание на дыхательную гимнастику. Она великолепно помогает устранить беспричинные волнения. Необходимо делать глубокие вдохи и выдохи несколько раз. В результате восстанавливается дыхание, тревога отступает.

Чтобы не подвергаться тревожному состоянию, следует в первую очередь научиться позитивно мыслить, общаться с друзьями и близкими, не замыкаться в себе. Человек, который открыт миру, не беспокоится, а действует.

Гештальт в работе с тревогой и тревожностью

Данная программа представляет собой серию групповых занятий по 40 минут. Групповой эффект от занятий заключается в возможности у участников группы получить поддержку и обратную связь от сверстников; увидеть, что они не одиноки в своих переживаниях, - это само по себе уже имеет терапевтический эффект. Кроме того, проблемы, вызывающие у людей тревогу, часто схожи между собой, и посредством присоединения во время индивидуальных сессий человек, не решившийся на индивидуальную работу, имеет возможность завершить свои незавершенные ситуации, оставаясь в тени.

Цель: снижение уровня личностной тревожности у учащихся основной и средней школы, склонных к тревожным реакциям.

Задачи:

Создание условий для исследования участниками группы своих личностных границ;

Обучение членов группы навыкам сосредоточения на дыхании;

Оказание участникам группы помощи в завершении незавершенных гештальтов;

Обучение членов группы навыкам эффективного взаимодействия (активного слушания, Я-заявления).

Целевая группа: учащиеся основной и средней школы, склонные к тревожным реакциям.

Теоретическое обоснование

Предметом изучения в гештальт-психологии являются отношения между организмом и средой. Это обусловлено тем, что ни один индивид не самодостаточен. Он может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое поле. Поведение индивида - функция этого поля; оно определяется природой отношений между ним и его средой. Если отношения взаимно удовлетворительны, то поведение индивида считается нормальным. Если отношения конфликтны, то поведение индивида описывается как ненормальное.

Функционирование человека в среде происходит на контактной границе между ним и его средой. Там же возникают и психологические события, которые являются предметом исследования в психологии. Под границей здесь понимается точка, в которой происходит отделение Я от не-Я. Наши мысли, действия, поведение, эмоции - это способ выражения и принятия событий, происходящих на границе. Граница в рамках гештальт-подхода представляет собой функцию поля организм/среда. Она позволяет индивиду чередовать пребывание в контакте с отделением от среды. Если граница между организмом и средой становится неясной или утрачивает свою проницаемость, то это приводит к нарушению контакта, осознавания и отделения себя от другого. Граница между организмом и средой должна поддерживаться в состоянии проницаемости, чтобы происходил обмен, и в то же время быть достаточно прочной для сохранения автономии.

Индивид вступает во взаимодействие со средой посредством двух систем: сенсорной и моторной. Сенсорная система обеспечивает ему ориентацию, а моторная - манипуляцию. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен найти в среде необходимые материалы, а затем манипулировать ими таким образом, чтобы органический баланс был восстановлен, и тогда гештальт будет завершен. Это можно представить в виде следующей схемы.

В результате выделения фигуры из фона возрастает мобилизация энергии - возникает возбуждение, необходимое для совершения манипуляции, удовлетворяющей потребности индивида. Возбуждение всегда сопровождается усиленным метаболизмом - окислением накопленных пищевых субстанций, и потому возникает насущная потребность в большом количестве кислорода. Организм реагирует на это учащением и увеличением амплитуды дыхания.

Если по каким-либо причинам (внутренним или внешним) манипуляция не может быть совершена, то организм старается заблокировать возникшее возбуждение с помощью контроля дыхания. Вместо спонтанного углубления дыхания - как вдохов, так и выдохов - человек продолжает дышать так, как он дышал перед возбуждением. Затем грудная клетка сжимается, чтобы усилить выдох и избавить легкие от углекислого газа (продукта окисления). Вместе с непроизвольным сжатием груди возникает тревога. Она возникает во всех случаях, когда организму не хватает кислорода.

Итак, тревога , с точки зрения гештальт-подхода, - это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения .

В тот момент, когда индивид старается заблокировать возникшее возбуждение посредством контроля дыхания, нарушается функция границы контакта. Она утрачивает свою проницаемость, что препятствует удовлетворению потребности и завершению гештальта.

Если индивид часто использует такой способ прерывания контакта со средой, то тревога накапливается и становится недифференцированной. Развивается такая черта личности, как тревожность. В рамках гештальт-подхода тревожность понимается как склонность индивида к тревожным реакциям.

Исходя из всего вышесказанного работа с тревожностью включает в себя три направления:

I. Обучение навыкам сосредоточения на собственном дыхании (помогает исследовать, каким образом различными структурами мышечных напряжений индивид останавливает полный выдох).

II. Исследование личностных границ (помогает восстановить способность к контакту с окружающей средой).

III. Перевод тревоги в возбуждение и нахождение таких путей удовлетворения потребностей, вызвавших это возбуждение, которые безопасны для других функций организма (помогает завершить незавершенные гештальты).

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: познакомить участников группы с целями групповой работы и друг с другом.

Материалы: бланки к упражнению «Мой личный герб» (см. Приложение 1), листы обратной связи (см. Приложение 2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Снежный ком».

2. Упражнение «Пары». В парах в течение минуты рассказать о себе, а затем в кругу рассказать о своем партнере от первого лица.

3. Упражнение «Мой личный герб». Участники рисуют свой герб на заранее приготовленных бланках, затем гербы вывешиваются и участники в течение 5 минут знакомятся с ними.

4. Ведущий объясняет цели и режим работы группы.

5. Шеринг или письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: создание в группе атмосферы безопасности.

Материалы: ватман, маркеры, газета, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Мозговой штурм «Ожидания/Соглашения». На ватмане цветными маркерами записываются сначала ожидания, затем соглашения или правила работы группы.

3. Упражнение «Все на борт». Вся группа должна уместиться на газетном листе и простоять 5 секунд, не касаясь пола.

Или упражнение «Узелки». Участники группы встают в круг, протягивают руки в центр и берутся за руки, образуя замкнутую цепочку; далее они должны распутаться в кругу, не размыкая рук.

4. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: обучение навыкам сосредоточения внимания на дыхании.

Материалы: гимнастические коврики, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Осознавание дыхания». Участникам предлагается лечь или сесть удобно, закрыть глаза и в течение 5–7 минут обращать внимание на свое дыхание, поочередно сосредоточиваясь на вдохе, выдохе, мышечных ощущениях, особенностях дыхания. (Подробно см.: Ф. Перлз . Практика гештальт-терапии. с.156.)

4. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проанализировать и осмыслить опыт, полученный во время выполнения упражнения.

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: исследование границы контакта.

Материалы: листы формата А3, цветные карандаши, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Мой мир». Участникам предлагается нарисовать на листах формата А3 мир, который существует вокруг них, оставив в центре пустое место размером с ладонь. Затем им надо нарисовать в центре себя и то, как они взаимодействуют с этим миром.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: создание условий для приобретения участниками группы позитивного опыта контактирования.

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Волшебные ладошки». Прохлопать друг друга в парах по очереди по всей поверхности тела в течение 15 минут.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Индивидуальная сессия (по итогам упражнения).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 6

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Я-заявление», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Я-заявление» (см. Приложение 3).

3. «Я-заявление» - практическая часть (см. Приложение 4).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия на границе контакта.

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Активное слушание», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Активное слушание» (см. Приложение 5).

3. «Активное слушание» - практическая часть (см. Приложение 6).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 8–14

Цель: создание условий для перевода участниками группы своей тревоги в возбуждение и безопасное удовлетворение потребностей, вызвавших это возбуждение (создание условий для завершения незавершенных гештальтов).

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проработать ситуацию вызывающую у него тревогу, беспокойство.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 15

Цель: подведение итогов, завершение групповой работы.

Материалы: кисточки для «обнималок» или свечи и фольга по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Подведение итогов групповой работы: анализ ожиданий, шеринг.

3. Упражнение «Обнималки». Участникам раздаются кисточки разных цветов, они в свободном порядке подходят друг к другу, благодарят за работу, говорят теплые слова на прощание и завязывают несколько нитей из своей кисточки на нить партнеру. В конце упражнения вместо кисточек у каждого участника получается разноцветное ожерелье.

Или упражнение «Свечи». Участники зажигают свечи, в свободном порядке подходят друг к другу, прощаются и капают воск на ладошку, застеленную фольгой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мой личный герб

Имя_______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист обратной связи

Дата____________________ Имя _________________

очень плохое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошее

3. Что вам сегодня на занятии понравилось?

4. Что вам сегодня на занятии не понравилось?
_________________________________________________________________

5. Что вам сегодня на занятии было полезно?
_________________________________________________________________

6. Пожелания, предложения психологу по ведению занятий
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Теория «Я-заявления»

«Я-заявление» - это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и какими вы видите ваши отношения в будущем. В «Я-заявлении» говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. «Я-заявление» строится следующим образом:

Я чувствую... когда кто-то (ты) ... потому что... . Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы... .

1. Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения, потому что они могут понадобиться мне самому. Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ты спрашивал меня, можно ли взять что-то из моих вещей.

2. Я чувствую себя брошенной, когда ты уходишь гулять с другими ребятами и не зовешь меня с собой, потому что считаю, что друзья должны быть всегда вместе. Поэтому в следующий раз зови меня с собой.

3. Я очень рассердился, когда узнал, что друг плохо говорил обо мне за глаза, потому что это нечестно. Поэтому в следующий раз, когда тебе что-то во мне не понравится, говори мне об этом прямо.

Правила построения «Я-заявления»

Я чувствую...

Используйте слова, которые точно описывают ваши чувства.

Не преувеличивайте чувства.

Не используйте «жертвенных» слов.

Когда кто-то...

Описывайте поведение точно (поведение - это то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется).

Не используйте обидных слов.

Потому что (я)...

Будьте максимально конкретны.

Делайте упор на то, как это влияет на вас.

Не преувеличивайте эффекта, так как это может вызвать защитную или скептическую реакцию.

Не используйте слов, которые хорошо звучат, но не являются правдой.

В следующий раз я бы хотел...

Говорите прямо о своих желаниях.

Будьте логичны и корректны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Практика «Я-заявления»

Потренируйтесь составлять высказывания в виде «Я-заявления», используя следующие ситуации:

1. Во время перемены ты с другом играешь в мяч. Вдруг проходящий мимо парень отбирает его.

Я чувствую ____________________________________________________

Когда кто-то ___________________________________________________

Потому что ____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ___________________________
________________________________________________________________

2. Ты долго простоял в очереди в столовой, как вдруг двое мальчишек подбежали и влезли впереди тебя.


_________________________________________________________________

3. Тебе подарили новую игрушку на день рождения. Когда ты пришел домой после школы, то увидел, что твоя сестра бросила ее в канаву перед домом и теперь она вся грязная и поцарапанная.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

4. Ты сидишь за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает тебя.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

5. Ты обедаешь в столовой, и вдруг кто-то подходит и берет твое печенье.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Теория активного слушания

1. Мозговой штурм «Черты хорошего слушателя».
2. Мозговой штурм «Черты плохого слушателя».
3. Техника активного слушания:

Действие Цели Как это сделать Пример
Поддержка Проявить интерес
Помочь собеседнику продолжить говорить
Воздерживайтесь от выражения согласия или несогласия
Используйте нейтральные слова
Используйте спокойные
интонации
Используйте невербальное общение
«Вы не могли бы рассказать об этом больше?»
Прояснение Яснее понять, о чем идет речь
Получить больше информации
Помочь говорящему увидеть другие точки зрения
Задавайте вопросы «Когда это произошло?»
Выражение
понимания идеи
Показать, что вы слушаете то, о чем вам говорят
Показать, насколько верно вы понимаете основные мысли собеседника
Выделяйте основные идеи и факты
Перефразируйте собеседника
«Значит, ты хочешь, чтобы она тебя больше не подводила?»
Выражение
понимания чувств
Показать, что вы понимаете, что чувствует человек
Дать человеку возможность переоценить свои чувства после того, как он услышит их от другого
Выделяйте основные чувства говорящего
Перефразируйте собеседника
«Мне кажется, тебя это очень огорчает»
Обобщение Собрать воедино все главные идеи, мысли, чувства
Создать базу для дальнейшего разговора
Повторите главные идеи и чувства «По-моему, главное из того, что я услышал, это...»
Заключение Продемонстрировать уважение к собеседнику Выразите уважение к чувствам и мыслям собеседника «Я очень ценю твое желание решить этот вопрос»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Практика активного слушания

1. Разбить участников по парам.

2. Попросить одного из пары рассказать о чем-то важном для него, а второго – специально не слушать его.

3. Поменять их ролями.

4. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их игнорировали.

5. Повторить упражнение, но попросить участников слушать своих собеседников, используя технику активного слушания.

6. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их слушали.

7. Спросить учащихся, чему они научились и где это можно использовать в повседневной жизни.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

2. Перлз Ф . Практика гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

3. Польстер И., Польстер М . Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

4. Йонтеф Г . Осознавание, диалог и процесс в терапии. Методическое пособие к семинарам под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

5. Робин Ж.-М . Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам / Под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

6. 21 урок о лидерстве. - Кемерово: АЮЛ, 1996.

6. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2005.