Главная · Боли в желудке · Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине

Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ

НА УРОКАХ

Годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка. По этой причине от перенапряжения у детей могут возникнуть проблемы со зрением и осанкой. Учащиеся с нарушениями психофизического развития особенно подвержены утомляемости, снижению работоспособности и эмоционального фона. Именно для предупреждения выше перечисленных состояний, а так же для сохранения и укрепления здоровья в педагогической практике широко используются физкультурные минутки и различные гимнастики для глаз и пальцев рук.
Впервые физкультминутки применялись в начале прошлого века для снятия усталости и повышения работоспособности у рабочих фабрик и заводов. А первая гимнастика для глаз, была создана йогами задолго до нашей эры для сохранения зрения.
Итак, физкультурная минутка или минутка здоровья – это форма кратковременного активного отдыха. Проведение физкультминуток помогает предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, является профилактикой нарушений осанки. Предпочтение необходимо отдавать простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади. Физкультминутки способствуют развитию и познавательных процессов, например, загадывая загадку, следует предложить детям показать отгадку при помощи движений или провести игру «Запомни движение и повтори».
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Продолжительность 2-3 минуты.

Основные требования при составлении комплекса физкультминуток
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.

Физкультминутки лучше всего систематизировать:
1. Оздоровительно- гигиенические физкультминутки.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

2. Физкультурно-спортивные физкультминутки.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

3. Двигательно-речевые физкультминутки.
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

4. Танцевальные физкультминутки.
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

5. Подражательные физкультминутки.
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

Физкультурная минутка помогает ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физкультминутки – это весело, полезно и интересно! В последние годы увеличилось, к сожалению, количество детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми патологиями. Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движений, плохо ориентируются впространстве. Все это сказываетсяна общем физическом развитии и состоянии здоровья и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств помогают различные игры, а также пальчиковая гимнастика и физкультминутки в сочетании с речевым материалом.

Комплекс упражнений для улучшения зрения

1. Горизонтальные движения глаз: направо - налево.
2. Движение глазными яблоками вертикально вверх - вниз.
3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко «соединятся».
7. Частое моргание глазами.
8. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

« Весёлая неделька» гимнастика для глаз
- Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву,
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем,
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять,
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

«Снежинка» (упражнение для коррекции зрения).
Мы снежинку увидали – со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево).
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
(Поднимать снежинки вверх и вниз.)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем, (закрыть ладошками глаза)
Глазки отдыхают. (Дети складывают снежинку и садятся.)

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения

(исходное положение - сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Снять усталость глаз помогут следующие упражнения:

Комплекс упражнений 1

1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30см от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами «восьмерку» в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.

Комплекс упражнений 2

1. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
5. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Комплекс упражнений 3

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза, считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет

1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

Комплекс упражнений 4

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
1. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.

2. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.

3. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.

4. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.
5. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.

После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях. Упражнения для массажа :
1. Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.
2. Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
3. Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
4. Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.
5. Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).

Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.
Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

Упражнения для пальцев рук

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
Пальчиковые игры дают возможность учителям начальных классов играть с учениками, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, помогают подготовить руки детей к письму.

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания «цветочек», «бутончик».
3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Также есть большое количество стихотворных упражнений , которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб красиво написать,
Надо пальчики размять.
Раз, два, три, четыре, пять -
За письмо получим пять!

Мальчик – пальчик

Мальчик – пальчик, где ты был? (Сгибание-разгибание большого пальца.)
Я на речке братьев мыл. («Моем ручки».)
С этим братцем в лес ходил. (Сгибание-разгибание указательного пальца.)
С этим братцем щи варил, (Сгибание-разгибание среднего пальца.)
С этим братцем кашу ел, (Сгибание-разгибание безымянного пальца.)
С этим братцем песни пел, (Сгибание-разгибание мизинчика.)

Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять -
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.
Поработали немножко,
Мы дадим им отдохнуть.
Постучали, повертели,
И обратно в дальний путь.

Вот помощники мои (руки вперед),

Их как хочешь, поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

Где ладошки? Тут?
Тут.

На ладошках пруд?

Этот палец большой -

Гусь молодой.

Указательный поймал,

Средний палец ощипал,

Этот палец печь топил.

Этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот.

А попал в живот.

Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши.)
Их как хочешь, поверни. (Вращение рук в кистях.)
По дороге белой, гладкой, (Одна ладошка «моет» другую.)
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцы «бегают» по столу.)
Чок – чок - чок, чок – чок – чок (Постучать в кулачки.)
Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо пальцы нам размять.

В кулачки мы их сожмем,

Быстро-быстро разожмем.

А потом, а потом-

Мы руками потрясем.

И теперь нам опять
Можно к делу приступать.

Ваши пальцы все проснуться,

Ваши губы улыбнуться.

Даже ваши пальцы в танце.

И чего же тут скрывать,

Каждым пальцем

Можно танец танцевать.

(Дети показывают движения, соответствующие каждой строчке.)

Заготавливаем капусту
Руками имитируем соответствующие действия:
- Мы капусту рубим! (2р.) - прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.
- Мы капусту режем! (2р.) - энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад.
- Мы капусту солим! (2р.) - пальцы собраны "щепотью", "солим капусту".
- Мы капусту жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.
- Мы морковку трём! (2 р.) - пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки.

Лесная история

Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук.

Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

(Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.)

Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

(Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.)

Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

(Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.)

Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

(Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.)

Дождь

Приплыли тучи дождевые:
- Лей, дождь, лей!
(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.)

Дождинки пляшут, как живые:
- Пей, рожь, пей!
(Ладони вверх, встряхивать кисти рук)
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.)

Нет, не ветер, чудо-ветер,
И не лес шумит вокруг,
Это просто переменка
Для уставших наших рук.
Каждый пальчик поплясал
И с себя усталость снял.
На моей руке пять пальцев,
Пять щипальцев,
Пять хватальцев.
Чтобы брать и чтоб дарить,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы их же сосчитать: 1, 2, 3, 4, 5.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнения для снятия утомления с туловища

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Двигательно-речевые физкультминутки

Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания - руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания - руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражнение повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

Головами зашумели (Хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (Присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

Чтоб совсем проснуться,
Надо потянуться.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Дом построен у сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные.
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую – к груди.
Да смотри – не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

Дышим носом глубоко -
Поднимаемся легко.
(Приседания.)
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
(Наклоны взад-вперёд.)
Головой теперь покрутим -
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
(Вращения головой в стороны.)
Встанем, дети, на носочки -
(Потягивания - руки вверх.)
На зарядке ставим точку.

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно.
Клювиком почистил пух.
И опять за парту - плюх!

Мы - маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок.
Продолжим наш урок.

На горе стоит лесок
(круговые движения руками).
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх).
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться).
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста,
Мы не слышали пока».
(плечи поднять).

А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

В огороде рос подсолнух.
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там,
Он сейчас расскажет нам.

Поднимите плечики, прыгайте, кузнечики.
Выше, выше, высоко прыгай на носках легко.
А теперь травку покушайте,
Тишину послушайте.
Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.
Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!
Ниже, ниже приседай.
А теперь скорей вставай.

Скачут, скачут в лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек.
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Карусели

Карусели. Карусели.
Мы с тобой в машину сели.
И поехали.
(Дети «крутят руль» руками.)
Карусели. Карусели.
Мы с тобою в лодку сели.
И поплыли.
(Дети «гребут вёслами»)
Карусели. Карусели.
Мы с тобой в ракету сели.
И взлетели.
(Дети тянут руки вверх.)

Лошадки

Эй, лошадки!
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
(Руки вперёд, пружинистые движения ног.)
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте!
Хороша водица!
(Плавное разведение рук в стороны, наклон вперёд)
Постучим копытцем,
Эй, лошадки, все за мной -
Отправляемся домой!
(Притопывание то левой, то правой ногой)

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

Динь-динь,
Динь-динь, динь-день,
Начинаем новый день.
(Шагаем на месте.)
Дили, дили, дили, дили -
Колокольчики будили.
(Руки на поясе, повороты влево - вправо)
Всех зайчат, всех ежат.
(Руки на поясе, наклоны влево, вправо)
И воробышек проснулся,
(Прыжки на месте.)
И зайчонок встрепенулся.
(Приседания.)
На зарядку, кто вприпрыжку,
(Прыжки с ноги на ногу.)
Кто вприсядочку.
(Приседания.)
Через поле напрямик
(Бег на месте.)
Прыг – прыг - прыг - прыг!
(Прыжки на месте.)

Танцевальные физкультминутки

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок.
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днём и вечером!
Лучший танец – «Хлопай-топай»,
Когда делать нечего…
Кем бы ни был ты – отличник.
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот.
И танцуйте целый год!

Медвежата

Медвежата в чаще жили.

Нежно, радостно дружили.

Вот так, вот так медвежата те дружили.

Мишки фрукты собирали.

Дружно яблоньку качали,

Вот так, вот так

Дружно яблоньку качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

Эти мишки воду пили.

А потом они плясали,

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так

К солнцу лапы поднимали.

Современные дети относятся к классу гиперактивных, они не могут долгое время заниматься одним делом, а тем более усидеть на месте. Поэтому вчерашним дошколятам очень сложно адаптироваться к урочной системе.

Психологами рекомендовано проводить физминутки для начальной школы. Такие перерывы способствуют отдыху детей и поддержанию внимания на протяжении учебного процесса. Легкие упражнения способствуют быстрому усвоению материала. Кроме того, любое отклонение от рабочего процесса вызывает интерес у ребят. Физминутка - это положительные эмоции учащихся.

Снять физическое напряжение позволяют упражнения двигательного характера. Необходимо дать ребенку возможность встать, попрыгать на месте, промаршировать, выполнить приседания. Упражнения должны быть действенными, но простыми. помогают малышу вернуться к образовательному процессу с новыми силами.

Роль физминуток в образовательном процессе

Начальная школа - это этап закладки образовательных умений и навыков у детей 7-10 лет. И от того, насколько успешно он пройдет, зависит дальнейший успех ребенка в области науки.

  • проводить уроки, не допуская умственного и физического переутомления;
  • активизировать внимание детей в нужный момент времени;
  • поднять настроение;
  • действовать коллективно;
  • правильно выполнять команды и просьбы педагога-организатора.

Видовое разнообразие физминуток

У каждого учителя начальной школы имеется педагогическая копилка с большим количеством физминуток. Все дело в том, что они должны быть направлены на активизацию различных видов деятельности у детей.

Виды физминуток в начальной школе:

  • для физической активности;
  • для снятия перенапряжения со зрительного аппарата;
  • для гимнастики пальцев рук;
  • для устранения искривления осанки;
  • для снятия общего переутомления.

Все эти виды упражнений должны присутствовать в жизни младшего школьника на ежедневной основе. Потребность ребенка в двигательной активности, по мнению психологов, должна составлять не менее 240 минут в день. Нарушение этой рекомендации может повлечь за собой необратимые последствия как в физическом, так и в психическом развитии.

Основные цели проведения упражнений

Физминутки проводят для того, чтобы:

  • помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни;
  • снять перенапряжение;
  • научить правильному отдыху во время занятий;
  • способствовать активации необходимого вида деятельности;
  • сохранить здоровье младшего школьника.

Учителю начальных классов не стоит бояться потери учебного времени из-за проведения физминутки на уроках в начальной школе. Поскольку если не выделить несколько минут детям для отдыха, то внимание их к изучаемой теме будет потеряно полностью уже на 20 минуте занятия, а, следовательно, материал не будет усвоен.

Как провести физминутку в начальной школе?

Уроки физической культуры в школе дают детям только 10% необходимой активности, а значит, остальные 90% лежат на плечах классных руководителей и родителей. Безусловно, сейчас в рамках нового образовательного стандарта предусмотрено посещение каждым ребенком внеурочных занятий по физическому воспитанию, но этого тоже не хватает.

Поэтому физминутки для начальной школы должны быть предусмотрены как на уроках, так и на переменах. Целесообразно в конце на последнем занятии, упражнения проводить дважды за урок, чтобы снять переутомление с детского организма.

Для того чтобы провести физминутку, учитель должен хорошо знать своих учеников, и как только замечено, что треть всего классного коллектива начала отвлекаться, необходимо приостановить занятие и провести пару упражнений. Подбор упражнений проводится при подготовке к уроку и направляется на тот вид деятельности, который больше всего используется в ходе занятия. Участие в отдыхе принимать должен каждый ребенок. Для младших школьников 3-4 классов можно предложить проведение физминуток самими ребятами по очереди.

Физминутки на переменах

Безусловно, у каждого ребенка начальной школы в силу своего возрастного развития после урока наступает потребность в двигательной активности. Им нужно выплеснуть всю накопившуюся энергию.

Поэтому на переменах должны быть организованы активные игры, в противном случае дети будут бегать по коридорам, сшибая все на своем пути. Веселые физминутки для начальной школы будут незаменимым помощником для педагога-организатора. В данном случае целесообразно поиграть с детьми в «Птичьи гнезда», «Выше ноги от земли», «Цепи, цепи кованы». Список подвижных игр может быть намного больше. Единственное, что нужно помнить, выбирая ту или иную игру, - это где она будет проводиться и каковы сезонные условия в случае использования ее на улице.

Только правильно спланированный отдых может обеспечить сконцентрированное внимание ребенка на занятии.

Физминутки в домашних условиях

Качество образовательного процесса во многом зависит от правильности его построения. Выполнение ребенком начальной школы домашнего задания не должно быть процессом принуждения. А этого невозможно достичь, не используя баланс отдыха и трудовой деятельности.

Педагогу необходимо в обязательном порядке ознакомить родителей с правильной организацией отдыха у детей во время выполнения уроков. Учитель на родительском собрании показывает упражнения, используемые им часто на занятиях. Акцент в данном случае нужно делать на то, что усвоение материала зависит во многом от степени усталости ребенка.

Не нужно на него кричать и принудительно заставлять завершать работу. Остановитесь, проведите физминутки. Для начальной школы их наличие очень необходимо ребенку, поскольку от этого зависит не только образовательный процесс, но и психическое развитие малыша.

Родители и педагоги должны строить обучение на единых требованиях и правилах, иначе ничего хорошего не получится.

Упражнения в начальной школе

Проведение физминутки на уроках в начальной школе позволяет, играя с детьми, направлять их деятельность на оздоровление организма.

Упражнение для пальчиков «Лошадка»

Педагог проговаривает слова: «Вот помощники мои, их как хочешь поверни. По дороге белой гладкой скачут пальцы, как лошадки. Чок - чок - чок. Скок - скок - скок. Скачет резвый табунок».

При выполнении данного упражнения дети изначально кладут руки на парту ладошками вниз, затем вертят ими в разные стороны и в конце выполняют постукивающие движения пальцами.

в начальной школе

Упражнения, направленные на снятие нагрузки с глаз, имеют очень большое значение, поскольку они позволяют сохранить зрение на более долгое время.

Упражнение «Бабочка»

Спал цветок (дети должны закрыть глаза) и вдруг проснулся (ученики выполняют действие моргания глазами), больше спать не захотел (руки у ребят должны подняться вверх и глазами они следят за их действием), встрепенулся, потянулся (выполняется действие потягивания), взвился вверх и улетел (дети выполняют действие имитации полета руками и одновременно поворачивают голову то в левую, то в правую стороны).

Безусловно, упражнений таких великое множество, главное - иметь желание проводить такие занятия.

Какими должны быть физминутки в начальной школе?

Учащиеся начальной школы отличаются от детей среднего звена. Все дело в том, что весь их образовательный процесс строится на эмоциональном уровне.

Поэтому и физминутки для начальной школы должны вызывать у детей массу положительных эмоций. Только при желании принимать участие в них ребенок может получить расслабление и отдохнуть.

Чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции, современный учитель может использовать множество различных факторов - это упражнения, проделанные с любимыми героями, при наличии в классе интернет-ресурса, сопровождение выполняемых упражнений в стихотворной или музыкальной форме.

Музыкальные физминутки на уроках в начальной школе - это незаменимые помощники, они дают возможность педагогу не только расслабить детей в физическом плане, но и воспитывать чувство прекрасного, а также развивать слуховые навыки ребенка.

Кто проводит физминутки в начальной школе?

Упражнения, направленные на оздоровление ребенка, должны проводиться на регулярной основе.

Безусловно, в первом классе данные занятия ведет педагог. А вот начиная со второго класса, проведение физминуток для начальной школы можно доверить самим учащимся, сначала под контролем учителя, а затем на самостоятельной основе.

Кроме этого, интернет-ресурс может облегчить задачу классного руководителя, и провести упражнение способен виртуальный герой, который является любимым у большинства детей в классе. Проведение данных упражнений происходит при помощи использования интерактивной доски.

Упражнениями для физминуток должен владеть каждый педагог в школе, поскольку дети обучаются не только у классного руководителя, такие уроки, как английский язык, музыка и изобразительное искусство, ведут часто учителя-предметники. Они тоже должны проводить физминутки.

Обеспечение двигательной активности ребенка на уроке

Дети очень быстро устают на уроке сидеть в одном положении. Поэтому законодательством по образовательному процессу предусмотрено наличие моментов отдыха для учащихся. Проводя веселые физминутки на уроках в начальной школе, учитель заряжает детей необходимой для них энергией.

Очень хорошая игра, которая обеспечивает ребенка, носит название «Если нравится тебе, то делай так». Учащиеся быстро запоминают простые правила и с большим удовольствием принимают участие. Ребятам необходимо повторять все действия за педагогом.

Музыкальные паузы на уроках начальной школы

Музыкальная физминутка для начальной школы является помощником в приобщении детей к искусству. Кроме того, она может выполнять следующие функции:

  • развитие воображения;
  • развитие слуховых навыков;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • обеспечение музыкального развития;
  • развитие творческих способностей детей.

Данный вид физминутки может использоваться не только на уроках музыки или изобразительного искусства - особенно они хороши на уроках иностранных языков, где ребята в момент отдыха знакомятся с фольклором других стран.

Значение физминуток

Несмотря ни на какие доводы, значение физминуток в начальной школе очень велико. Они помогают учителю:

  • разнообразить ход урока;
  • повышают умственную работу мозга;
  • способствуют увеличению функции кровообращения;
  • снимают излишнее напряжение;
  • позволяют ребенку свободно переключиться с одного вида деятельности на другой;
  • активизируют дыхательную функцию детского организма.

Послесловие

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующее заключение. Наличие физминуток на уроках в начальной школе - это не прихоть педагога, а неотъемлемая часть образовательного процесса для детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Кроме этого, используемое многообразие правильно организованного отдыха у учащихся начальной школы помогает следить за их здоровьем и избегать возникновения ситуаций травмирования детей на переменах.

Педагогам и родителям стоит помнить, что дети первой ступени обучения, как губки, впитывают все, что им говорят. И правильная выработка умения совмещать отдых и труд в данном возрасте окажет огромную помощь им во взрослой жизни. Но разработку физминуток стоит проводить с учетом особенностей детского организма. Это должны быть легкие упражнения. Чрезмерная физическая активность может негативным образом сказаться на процессе обучения.

Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками»

Здоровьесберегающие образовательные технологии это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников .

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании ?

Цель здоровьесберегающих технологий является обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Особенное внимание в своей работе я уделяю организации здорового образа жизни , воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье , безопасности. Так как я работаю в школе раннего развития, на своих занятиях я использую один из видов здоровьесберегающей технологий это физкультурная минутка.

Что же это такое - физкультминутки для дошкольников ?

Физкультминутка это кратковременные физические упражнения, которые проводится с детьми процессе занятий , требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика, окружающий мир и др.) .

Физкультминутка является одним из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста .

Целью проведения физкультминуток является способность оздоровления детей .

Основными задачами физминутки являются . Это :

Снять усталость и напряжение;

Внести эмоциональный заряд;

Совершенствовать общую моторику;

Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Какие требования к физминуткам :

Они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия , так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;

Упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

Комплексы физминуток подбираются в зависимости от вида занятий , их содержания;

Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки , так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность;

физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения в соответствии с текстом стихотворений.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 минут . Физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников , проводится на протяжении всей образовательной деятельности, с целью предупреждения и снятия утомления. Физминутки , проводятся примерно в середине проводимого занятия , продолжительностью 1-2 минуты, так как, именно в это время дети начинают утомляться. Утомление может проявляться по-разному : зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Физкультминутки состоят из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Успешное выполнение заданий, требующих усидчивости и внимания дошкольников зависит от определенного подхода при проведении физминутки .

У каждого педагога должна быть картотека с различными физминутками , связанные с темой и содержанием деятельности, сопровождающиеся стихами . Также физкультминутка может сопровождаться текстом не связанным с содержанием занятия . При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии .

Можно выделить следующие виды физкультминуток :

Упражнения для снятия общего утомления;

Упражнения для кистей рук;

Гимнастика для глаз;

Упражнения, корректирующие осанку;

Дыхательная гимнастика.

Любая образовательная деятельность для дошкольников , не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Физкультурная минутка поможет ребенку отдохнуть от напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение.

Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагоги обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям .

Двигательно – речевые.

Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Также они помогают развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки не более двух в месяц. Так как я работаю педагогом дополнительного образования мне приходиться разучивать их во время проведения образовательной деятельности. Дети стараются быстро запоминать текст физминуток и выполнять движения, четко проговаривали слова. Им нравятся выполнять двигательные физкультурные минутки.

Гимнастика для глаз.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические средства , без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

К сожалению, пока еще внедрение ЭОР в дошкольные учреждения оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего мы педагоги самостоятельно изготавливаем различные зрительные таблицы и используем их в работе.

Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом.

Танцевальные физкультминутки.

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен и мультфильмов. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов

Физкультурно-спортивные физкультминутки.

В нашем учреждении с детьми проводится оздоровительная гимнастика . Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов . Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Пальчиковая гимнастика.

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд.

Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в школе раннего развития является пальчиковая гимнастика в стихах, которую дети выполняют с большим удовольствием.

Релаксационные упражнения.

Релаксационная техника «напряжение-расслабление» - это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

Детей необходимо научить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

Различных физминуток множество . В наше время их можно найти и в книгах, в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того , каким видом деятельности вы занимаетесь с дошкольниками . Все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультурной минутки дети нуждаются больше всего!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии , используемые в работе с детьми, позволяют оказывать существенное влияние на качество дошкольного обучения .

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий помогают детям чтобы они хорошо учились, чтобы год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми . Ведь здоровье – это бесценный дар !

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Физминутки в начальной школе

Урок - основная форма учебного труда школьников.

За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10 000 уроков.

Правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.

Учеными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11 % необходимой двигательной активности.

Потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день, а в неделю — от 18 до 24 ч.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Что такое физминутки в начальной школе?

Физминутки в начальной школе - представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и составлены таким образом, чтобы выполняя их, были охвачены всевозможные группы мышц.

Для того чтобы дети в начальной школе имели хорошее самочувствие и высокую активность задача учебного процесса правильно использовать и подобрать игры оздоровительного характера.

Несколько минут на уроке допустимо уделять комплексным занятиям. Физминутки в начальной школе способны стать неотъемлемой составляющей частью занятий. Следует обращать особое внимание на их продолжительность и содержание, а также следить за эмоциональностью во время их выполнения и наличием у детей желания к их повторению.

Работая в начальной школе, учителя часто задумываются, как сделать так, чтобы уроки были более яркими и интересными. Физминутки в начальной школе смогут положительно влиять на умственную работу мозга, улучшают кровообращение и повышают работу на уроке. Они также помогают переключать работу детей и впоследствии снимают усталость.

Нужны ли физминутки в начальной школе?

Применение физминуток в начальной школе помогает снижению усталости у ребёнка, обеспечивает отдых и повышает умственную активность. В процессе занятия ребёнок познаёт своё тело, запоминает ритм и красоту звучания слов. Для того чтобы снять напряжение, которое вызвано долгим сидением за партой, следует выполнять комплекс занятий: потягивание, разведение плеч, вращение головой, наклоны вправо и влево, выпрямление ног. Для возможного исключения близорукости и впоследствии её исключения проводится специальная гимнастика для глаз. Упражнения для глаз предусматривают движения глаза по всем направлениям.

Физминутки в начальной школе действительно играют важную роль, поскольку помогают получить новый заряд энергии, способствуют поддержанию восстановления органов слуха, помогают активизировать дыхание. Они так же способны поднять детям эмоциональный настрой, снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой.

Физкультурные минутки

  • обеспечивают активный отдых учащихся;
  • переключают внимание с одного вида деятельности на другой;
  • помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах;
  • улучшают обменные процессы;
  • способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

Задачи физминуток

  • снять психическое напряжение у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности;
  • добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;
  • возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;
  • сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению.

Требования к проведению физкультминуток:

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Где стоит применять физминутки?

В связи с частыми жалобами на здоровье детей физминутки успешно применяются учителями в начальной школе. В начальных классах проводится несколько этапов спустя 20 минут после того как прозвенел звонок, и спустя 30 минут работы на уроке. Как правило, они проводятся в просторном, чистом и проветренном помещении.

Перед началом уроков проводится физзарядка, при необходимости проводят её сами обучающиеся начальной школы. Непосредственно на уроках проводятся те занятия, которые помогают избавиться ребёнку от накопившейся энергии, переключающие деятельность, а самое главное помогают разминать уставшие части тела. Большее внимание отводится перерыву.

Ошибочным считается, что перемена дана на то, чтобы у школьника было время на повторение предмета. Сочетать занятия можно и с другими этапами уроков. На уроках математики, где важно время, обучающиеся играют в космонавтов: на доске изображены планеты, учащимся раздаются карточки, за которыми нужно слетать. На уроке правописания и чтения важен отдых для глаз, в которые можно включить простые упражнения.

Также на уроке правописания следует использовать развивающую гимнастику для пальчиков. Необходимо сделать так, чтобы рука у ребёнка была умелой и натренированной. Для этого следует использовать различные штриховки, работу с пластилином, пуговицами и т.д.

Какие существуют разновидности применение физминуток в начальной школе?

физкультминутки

- не вставая

со стула

- вставая со стула,

но, не отходя

от стола

- передвигаясь

по классу.

Физминутки для младших школьников классифицируются на группы, которые содержат определённые упражнения.

Электронные физминутки в начальной школе после трудных занятий помогают не просто сохранить зрение школьников, но и носят релаксирующий характер. Кроме этого, они удачно вписываются в содержание занятий, что немаловажно, особенно в начальной школе, где обучающимся, зачастую, интересен сам сюжет. Электронные физминутки в начальной школе с точки зрения технической стороны очень трудоёмки. На урок необходимо устанавливать проектор и ноутбук. Но при анализе анкеты школьников, в которой обучающиеся отмечают что, что электронные физминутки интересны, и повышают настроение, тренируют зрение, поэтому эти труды стоят того.

Анимационные физминутки в начальной школе способны отвлечь школьника, снять усталость, переключить его внимание, восстановить силы, а также обучить основам здоровой жизни. Анимационные физминутки в начальной школе, представляют собой комплексы из 3-5 физических занятий, которые особо не требуют сложной координации движений. Здоровый и неутомленный школьник активен, расположен к общению, появляется желание с удовольствием включаться в учебный процесс, развиваются способности к более качественному усвоению материала. Проводить анимационные физминутки можно так же, как и обычные, т.е. на двадцатой минуте каждого урока. Если возникает необходимость, то и на 10 минуте. Комбинировать паузы, включая упражнения для глаз, спины, рук. Анимированные физминутки, представляют собой комплексы из 2-4 физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений.

Виды физминуток.

Оживлялки - это средства быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только замечены первые признаки неблагополучия - применяйте их.

Пальчиковый игротренинг - пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности.

Дыхательная гимнастика - для профилактики заболеваний органов дыхания можно систематически включать в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.

Психогимнастика - выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержание, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения и внутреннего внимания).

Комплекс оздоровительных мероприятий для мышц тела - позволяет активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке. Обеспечивает сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Умение поддерживать состояние активности обучающихся - важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогический технологий.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех - мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления.

Потребность в двигательной активности у детей до­школьного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы дви­гательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ яв­ляются физкультурные занятия.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического ком­понента различных видов деятельности : введение физкультурных пауз и физкультминуток во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, ди­намических пауз между занятиями и т. д.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ - кратковременные физические упражнения - проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Это свидетельствует об умственном утомлении, которое распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин

Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. .

Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния.

Для физкультурной минуты составляют комплекс упражнений , включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение, подтягивания, наклоны, повороты туловища. На физкультминутках можно широко использовать упражнения для кисти руки и различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др. Включаются в физкультминутку также подскоки и ходьба. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера - как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д.

Продолжительность физкультурных пауз , в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения , имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии , когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей . Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента .

Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу.

Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка, Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует.

Однако, если дети рисуют карандашами , то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходим. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений , требующих большой усидчивости и внимания детей.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы :

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине , когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма.

К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток - мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук . Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону.

К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т.д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

3. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

ПРИМЕРЫ ФИЗКУЛЬМИНУТОК:

Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

По сугробам мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям - поклонись.

(Наклониться вперед)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой