Главная · Боли в желудке · Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З». Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З» Дети дают характеристику звукам З, Зь

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З». Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Звуки, и буква З» Дети дают характеристику звукам З, Зь

Тема: Звуки [з ] – [з’]. Буква з.

Цель: учить детей различать звуки [з ] - [з’] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать навык языкового анализа и синтеза;
  • развивать внимание, память мышления;
  • уточнять пространственные ориентировки.

Оборудование: картинки-символы с изображением комара и комарика, большая картинка с изображением зайки-Зазнайки, слоговые таблицы, конверты с заданиями, звуковые линейки на каждого ребенка, камни и кусочки меха на каждого ребенка, слова на карточках для составления предложения, наборы из разноцветных полосок и кружков на каждого ребенка для звукового анализа.

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Пройдите к столам и положите пиналы на свои места. Подойдите к доске и начнём занятие.

2. Знакомство с новым материалом

Вдруг откуда-то летит
Наш герой – комарик,
И в руках его горит
Маленький фонарик.

Послушайте, какую он поёт песню:

Ззз-за-зо-зу-зы-зэ, а теперь все вместе. Но он прилетел не один.

Вылезает из пелёнок
Наш ребёнок-комарёнок.

Комарёнок маленький, голосок у него тоненький, он поёт другую песенку: Зьзьзь-зя-зё-зю-зи-зе, а теперь вместе с комарёнком. Какой согласный звук слышится в песни комара? ([з]). А в песенке комарёнка? ([з’]). Чем они отличаются друг от друга? (звук [з] – твёрдый, а звук [з’] – мягкий). Давайте, сравним их по артикуляции: произносим вместе со мной звук [з] – что делают губы? (улыбаются ), где находится язык? (за нижними зубами, упираясь в передние зубы), а воздушная струя? Приложи руку (длительная, выходит посередине, немного вниз, прохладная). Теперь произносим вместе со мной мягкий звук [з’]. Что делают губы? (тоже улыбаются, только больше напрягаются) , где находится язык? (за нижними зубами и тоже больше напрягается) .

Посмотрите, комар спрятал какую-то букву. Найдите её, покажите пальчиком и назовите (буква з), а маленький комарёнок то же спрятал букву, найдите, покажите пальчиком (тоже буква з). Значит у них одна и та же буква, а звуки? (разные). Давайте ещё раз вспомним песенку комара ззз-за-зо-зу-зы-зэ. Какой слышим звук? (твёрдый звук [з]) , а с какими гласными буквами он дружит? Покажите пальчиком и хором произнесите (а,о,у,ы,э), а теперь вспоминаем песенку маленького комарёнка. Какой слышим звук? (мягкий звук [з’]). С какими гласными буквами он дружит? Покажите пальчиком и произнесите хором (я,ё,ю,и,е). А как ещё можно обозначить мягкость звука [з’] на письме? (с помощью ь).
А теперь займите свои места. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему занятия: Звуки [з] – [з’]. Буква з . Что обозначает запятая в правом верхнем углу? (мягкость звука).

Звучит телефонный звонок.

Логопед. Да, я слушаю. Здравствуйте! Да, да, какой ужас, тогда мы тоже постараемся помочь.
Ребята, вы закончили писать? Мне позвонила знакомая девочка Лиза, она тоже хотела прийти к нам на занятие, но пока она собиралась, её любимый кот Мурзик убежал и попал в страну Зазеркалья? Подождите, я что-то слышу – это пищит комарик. Он рассказал, как мы туда попадём. Для этого нам нужно выполнить задание. Готовы? (Да ).
У вас на столах лежат камни и мех. Возьмите в правую руку камень, а в левую – мех. Зажмите их.

а) Я буду произносить слоги, а вы, если услышите звук [з] – твёрдый. А когда услышите звук [з’], что покажите? (Мех ). Почему? (Потому что звук [з’] – мягкий ). Слоги: за, зе, зё, зу, зю, зы, зи.
б) А теперь тоже самое в словах: зима, зубы, композитор, зяблик
в) Закройте глаза, продолжаем: возьми, пролезли, зеркало, звонок.
д) Открыли глаза, а язык прикусан, смотрим картинки: зебра, зубр, забор, обезьяна.
е) хитрые слова: зазеленел, зазвонил, зигзаг, заморозить.

Молодцы! С заданием все справились. Скорее бежим в страну Зазеркалье, возьмитесь за руки и вперёд через зеркало.
В это время на столах меняют местами тетради, пеналы и раздают конверты.
Ну вот, наверное, мы попали в страну Зазеркалье, садимся за столы, посмотрите, да здесь все поменялось местами.
Но как же нам помочь Лизе и Мурзику? Посмотрите, у вас на столах какие-то конверты, может там что-нибудь написано. Открывайте (да здесь карточки)

а) Возьмите под номером один. Читаем задание: Раздели слова на слоги. Слова: тазы, магазин, золото, возит, загадка, называет, забывать, показывает.
Положите руку под подбородок, как мы это делаем, сколько раз опустится рука вниз, столько слогов в слове, а в тетради обозначайте слоги черточками, определяя в каком слоге, какой звук находится.

б) Молодцы! Справились с заданием, теперь возьмите карточку под номером 2.

Задание: Составьте из слогов слова, т.е. поменяйте слоги местами зы-при, но-зер, зёл-ко, зад-на, зёт-ве, за-ко, за-гла, зят-гро.

Молодцы! Справились. Но как же мы найдём Лизу и Мурзика? Подождите, я что-то слышу, к нам кто-то приближается:

Мчатся что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это? (Зайка )

Да, – это зайка-Зазнайка. Он знает, где Лиза и Мурзик, но просто так не скажет, пока мы не выполним задание.
Возьмите в руки звуковые линейки. Что мы сейчас будем делать? Правильно, находить место звуков [з] или [з’] в слове и показывать соответствующий кружок. Твёрдый согласный звук каким цветом обозначаем? – синим, а мягкий – зеленым. А почему на этих кружках колокольчики? (Потому что звуки [з] и [з’] – звонкие, т.к. работают голосовые связки ). Приступим к работе.

Слова: ваза, гнезда, дивизия, кукуруза, стрекоза, пересказать, крутизна (можно объяснить смысл слов крутизна и дивизия ).

Ребята, вы справились с заданием, но зайка-Зазнайка не хочет говорить где Лиза и Мурзик, пока мы не выполнили еще одно задание.
У вас на столах лежат графические схемы, нужно выложить слова: хозяйка, заморозила. Хорошо, но зайка – он такой большой Зазнайка, что все равно не хочет говорить, где Лиза и Мурзик и дает последнее, самое сложное задание.
Нужно из слов составить предложение. У вас у каждого по одному слову, прочитайте каждый свое слово. (Объясняется слово бузина )
Подойдите к доске и прикрепите слова в таком порядке, чтобы получилось предложение.
У Зои бузина в корзине. Сколько всего слов в предложении? Назовите 1-ое, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е. А эти маленькие слова – это что такое? (Предлоги ). А как они пишутся со словами? (Отдельно ). Почему? (Это такие же самостоятельные слова ). Почему слово Зоя написано с заглавной буквы? (имя собственное ). В каких словах слышится звук [з’] (Бузина, корзина ). Какой он? (мягкий ). С какой буквы напишем предложение? (С заглавной ). Что в конце предложения? (точка ). Запишите это предложение к себе в тетрадь.
Молодцы! Скорее бежим выручать Лизу и Мурзика.

Дети вместе с логопедом опять перебегают через зеркало, возвращаются с Лизой и Мурзиком, а на столах опять всё поменяли местами.

Ребята занимайте свои места да, опять всё поменялось. Мы дома.

Слова Лизы: «Ребята, вы так хорошо выполняли задания, что смогли пробраться в страну Зазеркалье, спасти меня и Мурзика. Жаль, что я не попала на занятие, но обязательно приду в следующий раз. Спасибо вам большое».

3. Итог занятия

Логопед: «Какие же звуки помогли нам спасти Лизу и Мурзика? (твёрдый звук [з] и мягкий звук [з’ ]). А как вы думаете какой любимый звук Лизы? (твёрдый звук [з]). А Мурзика? (мягкий звук [з’] )».

Лиза: «Да, такой же мягкий, как Мурзик. До свидания, ребята».

Логопед: «Наше занятие подошло к концу, вы свободны».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку: Изучаем букву З, з.

Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых. И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них. Они по зову моему Являются ко мне. Зовут их Как? и Почему? Кто? Что? Когда? И Где?

Плакат со схемами: Первое слово в предложении Фамилии, имена, отчества людей Клички животных. Каждая строчка стихотворения Географические названия.

За Зо Зу Зы Зе Зя Зю Зи

«Алгоритм чтения». Читаю Понимаю Объясняю Составляю предложения.

Узоры на стекле

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по обучению грамоте (чтение).

1 «А» класс

«Изучаем букву З, з.»

Подготовила:

Хафизова Фануза Асгатовна,

Учитель 1 квалификационной категории

Средней школы №22 Советского района г.Казани

Тема урока: Изучаем букву З,з. (по УМК «Начальная школа XXI век»).

Цель урока: Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих

требованиям информационного общества.

Задачи урока: 1. Формировать основные приёмы смыслового чтения

букварной страницы:

а) распознавать и называть задания учебника;

б) интерпретировать полученную информацию - переформулировать

практические задания (что делать?) в учебные задачи урока (чему буду

учить себя? как это сделать?)

2. Формировать первоначальные навыки сбора информации, используя

вопросы познавательного характера.

3. Отрабатывать навыки работы с текстовой и внетекстовой информацией.

4. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному.

5. Развивать алгоритмическое и логическое мышление.

6. Отрабатывать различные приёмы отслеживания планируемых

результатов:

а) уметь задавать вопросы познавательного и учебного характера к

материалам страницы учебника,

б) уметь слушать, понимать вопрос, используя для ответа слова из вопроса,

в) уметь соотносить прочитанные слоги с тем или иным словом, в котором

есть данный слог,

г) самостоятельно проводить звуко- буквенный анализ слова с опорой на

звуковую матрицу и алгоритм звуко- буквенного анализа.

Оборудование урока.

Для учащихся:

1. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений: в 2 ч. 41./ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана -

Граф, 2012.

2. Абак.

Для учителя:

1. Карточки с вопросами КАК? ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ?

2. Учебник «Букварь».

3. Перечень учебных заданий с. 88:

1) Знакомство с новыми буквами,

2) Звуковой анализ слов.

3) Чтение слогов с этой буквой,

4) Чтение и понимание слов с новой буквой,

5) Чтение текстов,

6) Работа с иллюстрацией.

4. Алгоритм выполнения первого задания (Схема):

1) Задаём вопрос.

2) Слушаем ответы.

3) Обсуждаем, обобщаем.

5. Плакат со схемой «Работа заглавной буквы»:

1) Первое слово в предложении.

2) Фамилии, имена, отчества людей.

3) Клички животных.

4) Каждая строчка стихотворения.

5) Географические названия.

6. Схемы: проведи звуко - буквенный анализ слов и подели слово

на слоги.

7.Игрушка

8.Абак. Буквы з, а, я, о, ё, у, ю, ы, и.

9.Слоги за, зо, зу, зи, зе, зы, зя, зю

10.Плакат «Алгоритм чтения»:

1) Читаю.

2) Понимаю.

3) Объясняю.

4) Составляю предложения.

11.Словари С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского

языка»; А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый

словарь русского языка».

Ход урока .

I. Организационный момент.

Школьник - это не тот, кто в школу ходит, а тот, кто учит себя и

получает новые знания, призывая на помощь своих верных

помощников. Давайте расскажем, кто они. Чтение детьми

стихотворения С.Я.Маршака «Есть у меня шестёрка слуг...»

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг,

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются ко мне.

Зовут их Как? и Почему?

Кто? Что? Когда? И Где?

Эти вопросы и верные друзья учеников - учебники помогают нам

познавать секреты родной речи.

Как называется учебник, который знакомит нас с буквами русского

алфавита, их секретами и помогает научиться читать?

(«Букварь».)

II. Постановка учебных задач.

Откройте учебник на с. 88.

Посчитайте, сколько учебных задач на этой странице? 1, 2, 3... на

пальцах покажи.

Как мы это узнаём? (Смотрим, сколько заданий предлагает

учебник и ставим учебные задачи.)

1 задание - Знакомство с новыми буквами.

(Учебная задача: узнать, сколько секретов у букв З, з и какие.)

2 задание - Звуко - буквенный анализ слов (зебра, замок).

(Учебная задача: Запомнить порядок выделения звуков в слове,

способы их обозначения буквами.)

3 задание - Чтение слогов с новой буквой.

находить слова с каждым новым слогом.)

4 задание - Чтение и понимание слов с новой буквой.

объяснять их значение.)

5 задание - Чтение текстов.

вопросы по прочитанному.)

6 задание - Работа с иллюстрацией.

(Учебная задача: Сравнить то, что написано в тексте с

иллюстрацией.)

III. Выполнение учебных задач.

1. - Приступим к выполнению 1 задания. Знакомство с новыми

буквами.

Работать будем по алгоритму:

1.3адаём вопрос.

2. Слушаем ответы.

3. Обсуждаем, обобщаем.

Задайте познавательные вопросы.

(- Как называется эта буква?

Почему художник нарисовал две буквы?)

Встаньте те дети, у кого в имени или фамилии, отчестве

прячется буква З, з.

В каком положении: в начале слова, середине, конце слова? - Встаньте те дети, кто живёт на улице Завойского, Заря. –Еще в каких случаях пишется заглавная буква в слове?

(Повторение правила написания заглавной буквы).

2. Приступим к выполнению 2 задания. Чтение слов по

картинке и выполнение звуко - буквенного анализа слов.

Прочитайте по картинке 1 слово(2).

Какое задание даёт вам учебник?

(Учебник велит нам сделать звуко - буквенный анализ слов.)

Разделите слова на слоги.

Назовите только первый слог в слове зебра.

Назовите гласную букву в этом слоге.

Назовите второй слог этого слова.

Назовите гласную букву этого слога.

Назовите первый слог слова замок.

Назовите гласные звуки в этом слове.

Сравните звуки слов, на которые указывает красная стрелочка.

(В слове замок звук з твёрдый, а в слове зебра - мягкий.)

Вывод: У буквы «З» две работы: обозначать мягкий и твёрдый

звуки.

Ещё о двух работах этой хитрой буквы мы узнаем через 2 урока.

IV. Физкультминутка.

На что похожа буква З?

З не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка. Прочитайте на доске скороговорку про зайку.

Знойного зайку зовут Зазнайка.

Что вы заметили?

(Буква З прячется в каждом слове.).

V. 3 задание. Чтение слогов с новой буквой. Работа со слоговым

абаком. 1. -

Зайка любит играть, перекликаться, слоги составлять, чтобы потом

с ними слова придумывать. Давайте поиграем. Возьмите абак. В

первое окошечко поставьте букву З.

Зайка покажет букву а - мы ответим твёрдо - за,

Зайка покажет букву я - мы ответим мягко - зя,..

2. - В каких словах есть слог за (зо, зу, зи, зе)?

(Заря, зоопарк, зубр, зима, зерно,…).

VI. 4 задание. Чтение столбиков слов. Работа в парах.

Алгоритм чтения:

1.) Читаю.

2.) Понимаю.

3.) Объясняю.

4.) Составляю предложения.

Мы будем выполнять это задание в парах, чередуясь, читая по

очереди по 1 слову. (1 минута)

2. Проверка самостоятельного чтения слов.

Давайте проверим нашу работу.

1, 2 столбик.

Какую букву заменили в первом слове, чтобы получить второе?(Заменить «н» на «м» , «л» на «к».)

3 столбик.

Сколько предметов обозначает первое слово? Второе?

Составьте предложение с первым словом 4 столбика. Со вторым словом .

(Знай правила дорожного движения. Зайка сидит под кустом.)

VII Физминутка. VII I . 5 задание. С. 89 Прочитайте слова первого столбика. (заря, замок, загар, заноза) - Что общего в этих словах? (Первый слог за). Составьте предложения с этими словами. – Прочитайте слова второго столбика.(роза, гроза, заноза, глаза) Составьте предложения с этими словами. Читаем и работаем с текстом.

1. - Сколько предложений на с 89?

Как узнали?

В русском языке будут встречаться предложения, состоящие из одного слова.

Прочитаем вместе первое предложение.

О чем оно?

(О зиме).

Читаем второе предложение.

О чем оно? (На улице мороз). – Читаем третье предложение. – Что узнали из третьего предложения? (На окне разные узоры). – А кто из вас наблюдал это явление природы зимой? - Что вы увидели на окнах своей квартиры? - - Какие еще явления природы вы наблюдали зимой? (Снег, гололед, вьюга, иней).

6 задание. Соотносим прочитанный текс с иллюстрацией.

Те, кому захочется, могут нарисовать иллюстрацию к

тексту.

7 задание. Прочитайте слова на второй половине страницы. Соотнесите каждое слово с картинкой. Назовите слова, которые состоят из 2 слогов. Сколько слогов в словах зеркало, мимоза, заколка? - Докажите. IX Давайте подведём итог урока.

1. - Сколько учебных задач мы поставили в начале урока? Удалось

ли нам их выполнить?

2. Если работа на уроке вам понравилась, нарисуйте на своём

листочке цветочек.

Если задания урока для вас пока ещё были трудными и не всё

ещё получается, не огорчайтесь: очень скоро мы их освоим и

учебником.


Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

На черный платок

Насыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды.)

Свернешь – клин,

Развернешь – блин.

(Зонт.)

Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?

(Заяц.)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно?

(Змея.)

И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «

Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.

1. Кто из насекомых любит букву З? Комар! Он, когда летит, всё время поёт "Ззззззззз" Давай полетаем вместе с ним (картинка взята )
«Лети» вместе с комаром (веди пальчиком) по красной дорожке и звени: 3-3-3. Старайся лететь и петь долго, без остановок, а для этого следи за дыханием: сде­лай вдох через нос и на выдохе произноси: 3-3-3. Куда привела красная дорож­ка? Теперь «лети» по другим дорожкам и звени: 3-3-3.

2. Найди слова на букву З ()



3. Прочитаем слоги (твёрдые и мягкие)! ()

Буква З может быть:
а) твёрдой (например, в словах: зонт, морозы) "Ззззз" поёт большой комар
б) мягкой (например, в словах: зима, зебра) "зь-зь-зь" поёт маленький комарик

4. Определение твёрдого и мягкого звуков.
= ЗА, ЗО, ЗЯ, ЗУ, ЗЁ, ЗЮ, ЗЫ, ЗИ
= АЗА, ОЗЁ, УЗЮ, УЗУ, ИЗА
= [ЗЬ] зебра, земляника, газета, изюм, магазин, корзина, зима
= [З] замок, звонок, зонт, ваза, коза, фазан, зубы


5. "Поймай комара" - на звук [З] нужно хлопнуть (взято )
= Ш-Р-З-М-Ф-З-Щ-З
= ША-РА-ЗА-МА-МО-ЗО-ФУ-ЩУ-ЗУ
= МЫ-ЗЫ-ТЫ-ПЫ-ЗА-КА-ДА-ЗО-ТО-КО

6. Составим новые слова, используя приставку "за" (с мячом) ()
= бить - забить
= ехать - заехать
= бросить - ...
= брать - ...
= звонить - ...
= мазать - ...
= ползти - ...
= думал - ...
= ходить - ...
= писать - ...
= точить - ...
= красить - ...
= вязать - ...
= бежать - ...
= стирать - ...
= шёл - ...
= шить - ...
= петь - ...
= кричать - ...
= болеть - ...
= клеить - ...

7. Образуй глагол от существительного (с мячом) ()
= застёжку - застёгивают
= запасы - запасают
= зажимом - зажимают
= замазкой - замазывают
= заколкой - закалывают
= задания - задают
= загадки - загадывают
= запеканку - запекают
= заварку - заваривают
= заказы - заказывают

8а. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков З и С ("З" отличается от "С" только тем, что он звонкий, т.к. артикуляция этих звуков одинакова).()
На слог со звуком "С" - хлопаем, на слог с З - топаем.
= СА, ЗА, КА, МА, СА, СУ, ЗЫ, ПУ

8б. Физкультминутка
Присесть, если услышишь слово со звуком "С" и подпрыгнуть, если услышишь со звуком "З" ()
Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

9. Игра "Добавь слоги" (звуки С и З) ()
У меня рассыпались слова. Помоги их собрать, добавляя слоги СА или ЗА.
1) = ко..
= ро..
= берё..
= ли..
= так..
= поль..
= гро..

2) = ..ни
= ..мок
= ..ша
= ..пах
= ..яц
= ..дик
= ..втрак

3) слоги СЫ или ЗЫ:
= ве..
= мимо..
= бу..
= у..
= водола..
= подно..
= воло..
= гро..
= моро..

10а. Письменная буква З ()
10б. Прописи с З ()

10в. Печатная буква З ( , )

10г. Обведи контур букв ()

10д. Обведи букву З (ищите )


10е. Тренируемся писать букву З (нашла )


11а. Рабочий лист ()


11б. Рабочий лист из "Игры на развитие речи"

11в. Рабочий лист из книги Пилат


11г. Рабочий лист (ищите )


12. Логопедическое лото (авторская разработка)


13. Подарки для большого комара и для маленького комарика ()
Большой комар любит подарки, названия которых начинаются на твёрдый звук "З", а маленький - на "ЗЬ". Соедини линиями, кому какой подарок!

14а. Найди то, что на букву З ()

14б. Обведи только те картинки, в которых есть звук З (зд сь)

14в. Найди слова с буквой З ( ищите)


14г. Отметь слова со звуком "З"! ()


15. Найди все спрятанные буквы З ()

16. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написана правильно. Соедини их ниточками с зайкой. ()

17. Добавь недостающий элемент. ()

18. Среди всех букв найди букву З ()


19. Найти среди наложенных букв букву З! (

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 340 комбинированного вида» города Казани, Республика Татарстан.

Учитель-логопед высшей кв. категории Минина Евгения Викторовна.

Конспект занятия по обучению грамоте

с детьми подготовительной логопедической группы на тему:

«Звук и буква З»

Задачи;

Автоматизация звука З в речи;

Развитие фонематического слуха и восприятия в процессе выделения заданного звука из речевого потока; определения местоположения звука в слове,

Развитие навыка звукобуквенного анализа слов, умения делить слова на слоги. Закрепление понятий «согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный»;

Развитие навыков согласования слов в словосочетаниях; обогащение активного словарного запаса существительными и глаголами;

Знакомство с графическим изображением буквы З, составление и чтение прямых слогов, слов;

Совершенствование у детей навыка коллективной деятельности.

Оборудование : магнитная доска, ноутбук, демонстрационный материал (предметные и сюжетные картинки), аудиозапись «Зелёная песенка», тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед напоминает детям, что:

«Надо разговаривать, надо выговаривать

Так правильно, так внятно,

Чтоб было всем понятно!».

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», « Горка», «Катушка».

2. Определение темы занятия.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и выделить начальные звуки отгадок.

Длинное ухо. Комочек пуха.

Прыгает ловко. Любит морковку. (заяц).

От дождя спасает, а сам не намокает.

Хоть и намокает, а не промокает. (зонт)

Лежит верёвка. Шипит, плутовка.

Брать её опасно! Укусит. Ясно? (змея)

Запорошила дорожки. Разукрасила окошки.

Радость детям подарила. И на санках прокатила. (зима)

3. Логопед просит детей охарактеризовать звук (согласный, звонкий).

Игра «Летит комарик»: дети произносят звук З то громче, то тише (комар летает то близко, то далеко).

4. Педагог просит детей назвать несколько слов, начинающихся на звук З.

Слова для анализа: зонт, змея, земляника, зима, забор, заяц, зеркало.

Задания:

Делить слова на слоги;

Определить, твёрдо или мягко звучит З в каждом слове.

Ответы даются полной фразой.

5. Детям предлагается прослушать «Зелёную песенку » и составить словосочетания со словом зеленый (все дети отвечают по очереди).

6. Задание «Назови наоборот»

Открыть – закрыть

Говорить – замолчать

Помнить – забыть

Развязать – завязать

Разжечь – затушить

Веселиться – загрустить

Расстегнуть – застегнуть

Расплести – заплести

7. Объяснение значения пословицы: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь!»

8. Физ.минутка:

На улице зима и стало холоднее!

Теперь одежда нам нужна теплее.

Чьи варежки?- Мои.

Чья шапочка? – Моя.

Чей шарфик? – Мой.

Пойдем гулять скорей с тобой.

Чтоб ножки не замёрзли, мы потопаем.

Чтоб ручки отогрелись, мы похлопаем.

Будем весело играть.

Хорошо зимой гулять!

9. Логопед предлагает познакомиться с буквой З:

« Ты на букву посмотри. Она похожа на цифру три».

Логопед читает стихотворение Н. Филатовой («Азбука-сказка»)

Зайчик букву З искал,

Всех зверей на помощь звал.

Даже зебра прискакала,

Из далёких жарких стран.

Букву З змея искала,

Обезьяна и фазан…

Еле-еле отыскали

На опушке под сосной.

Дружно букву обнимали,

Очень рад народ лесной!.

10. Составление и чтение прямых слогов. Словесная игра « Закончи слово»

ЗА (замок, забор, закат)

ЗО (зонт, золото)

ЗУ (зубы, зубр)

ЗИ (зима, Зина)

11. Логопед просит детей отгадать загадку: « Не лает, не кусает, а в дом не пускает». Дети по буквам диктуют слово ЗАМ О К, а логопед пишет на доске. Далее происходит звукобуквенный анализ слова: количество слогов, букв, гласных и согласных звуков.

Логопед обращает внимание детей на то, что один звук в слове выделяется голосом («ударение») и демонстрирует превращение слова ЗАМ О К в слово З А МОК.

12. Игра для развития мелкой моторики:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали, повертели, покрутили..

И – открыли!

13. Письмо в тетрадях печатного варианта буквы З.

14. Итог занятия. Ответы детей на вопросы: « С какой буквой познакомились? Какой это звук?». Определение лучших ответов детей.