Главная · Боли в желудке · Классные часы на тему депрессия. Презентация на тему: Депрессия. «Депрессия и способы борьбы с ней»

Классные часы на тему депрессия. Презентация на тему: Депрессия. «Депрессия и способы борьбы с ней»

Масштабы распространенности депрессии в мире настолько велики, что Всемирная организация здравоохранения объявила ее глобальной эпидемией XXI века. По данным ВОЗ, распространенность это вида психического расстройства в мире достигает 26% среди женщин и 12% среди мужчин. От депрессии страдает каждая шестая молодая мать. Она обнаруживается при большинстве соматических заболеваний, утяжеляя их течение и ухудшая прогноз. Об актуальности проблемы говорит и тот факт, что темой Всемирного дня здоровья, отмечаемого 7 апреля, ВОЗ в этом году решила сделать помощь людям, страдающим депрессией. Он пройдет под лозунгом «Давай поговорим!».

Социально-экономические последствия

Депрессия находится на 1 месте в мире среди причин неявки на работу, на втором среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будут приняты эффективные меры, то, по прогнозу ВОЗ, к 2020 г., это заболевание парализует экономическую жизнь, как развитых, так и развивающихся стран.

Не менее 60% всех самоубийств совершаются больными депрессией. К 2020 г. именно она может стать убийцей №1. В семьях, где хотя бы один супруг страдает таким расстройством психики, разводы происходят в 10 раз чаще, чем в обычных семьях.

Депрессия - один из вызовов XXI века в т. ч. здравоохранению, психиатрии. На вызовы нужно отвечать. Это состояние может развиться у каждого. Депрессия причиняет психические страдания и оказывает воздействие на способности человека выполнять повседневные дела, а иногда имеет разрушительные последствия для его отношений с членами семьи и друзьями. В самом худшем случае она может приводить к самоубийству.

Депрессия - это заболевание, которое характеризуется постоянным состоянием уныния и потерей интереса к видам деятельности, которые обычно приносят удовлетворение, а также неспособностью делать повседневные дела, в течение, по меньшей мере, двух недель, - поясняет заведующая организационно-методическим кабинетом ГБУЗ «Краевая психиатрическая больница №1» Галина Гоменюк. - Кроме того, у людей, страдающих депрессией, обычно присутствует несколько из перечисленных ниже симптомов: нехватка энергии, снижение аппетита, сонливость или бессонница, тревога, снижение концентрации, нерешительность, беспокойство, чувство собственной ничтожности, вины или отчаяния, а также мысли о причинении себе вреда или самоубийстве.

По словам Галины Григорьевны, медперсонал, который переживает моменты депрессии, в меньшей мере склонен к сопереживанию и терпимости и может проявлять раздражительность по отношению к пациентам, что отрицательно отражается на качестве помощи.

К счастью депрессия поддается профилактике и лечению. Если человек заподозрил у себя или близких проявления заболевания, он может в рамках самопомощи использовать информативный способ самооценки своего эмоционального состояния (госпитальная шкала тревоги и депрессии - для лиц старше 18 лет).

О пользе доверительной беседы

В том случае, если тест показал наличие эмоциональных расстройств, то первым шагом к избавлению от них может стать разговор с человеком, которому доверяешь, - рекомендует специалист. - Далее следует действовать следующим образом. В случае депрессии легкой степени первая линия медицинской помощи - это врач-психотерапевт на амбулаторном приеме. А в случае средней и тяжелой - уже врач-психиатр в поликлинике. Если болезненные расстройства настолько глубоки, что человек может представлять угрозу для себя или окружающих, специалист рекомендует стационарное лечение.

Здесь следует сказать, что в государственной системе здравоохранения Приморского края уровень доступности психотерапевтической помощи низок, как и по всей России. Так, прием врачами-психотерапевтами ведется только во Владивостоке и Находке. Что касается психиатрической помощи в амбулаторных условиях, то ее можно получить во всех городах и районах края. В пяти городах (Уссурийск, Владивосток, Находка, Спасск-Дальний, Дальнегорск) работают диспансерные отделения психиатрических больниц. За этими подразделениями закреплены «кусты» территорий для оказания амбулаторной психиатрической помощи, в т.ч. в случаях, когда по месту жительства не организован прием врача-психиатра.

Если недоступна психотерапевтическая помощь, обращайтесь к врачу-психиатру. Чрезвычайно важно помнить: чем раньше проведено медицинское вмешательство, тем лучше его результаты. Существуют эффективные средства профилактики и лечения депрессии. Как правило, для лечения расстройства используются либо психотерапия, либо прием антидепрессантов, или же сочетание этих двух методов.

Как подчеркивает Галина Гоменюк, научные исследования говорят о низком уровне выявляемости депрессии:

К специалистам психиатрической службы обращаются только 13,5% больных, страдающих депрессией. 50% не обращаются за медицинской помощью; 37,5% обращаются к врачам общей практики, где депрессия выявляется только в 5% случаев.

Каковы основные причины низкого уровня выявления депрессии? На уровне пациента - это непонимание разницы между плохим настроением и депрессией как заболеванием, плюс психологический барьер перед обращением к врачу-психиатру. На уровне непрофильного врача (не психиатра и психотерапевта) - отсутствие навыков диагностики депрессии.

Как повысить степень выявляемости депрессивных расстройств на отмеченных уровнях? На уровне пациента - это реально, за счет улучшение работы просветительской и дестигматизационной направленности. На уровне врачей не психиатрического профиля оптимизация ситуация пока невозможна. Ситуация связана с действующей правовой нормой, суть которой в том, что диагностика психического заболевания - прерогатива врачей психиатрического профиля.

По следам международного конгресса

В тревожной ситуации, связанной с распространенностью депрессивных расстройств и низким уровнем их выявляемости, аслуживает внимания вопрос национальной политики/программы охраны психического здоровья. Ее пока нет в стране, и, соответственно, на уровне нашего региона.

Здесь нельзя обойти вниманием и вопрос укрепления психического здоровья детей и подростков. Причины следующие: во-первых, законодатель установил, что в ряду основных принципов охраны здоровья - приоритет охраны здоровья детей. Во вторых потому, что имеется тревожная научная информация. Она из доклада на упомянутом конгрессе Горданы Милавич - сопредседателя секции Всемирной психиатрической ассоциации «Детская и подростковая психиатрия». Процитирую: «Основная масса психических проблем взрослых начинается в детстве, причем в 50% случаев они манифестируют в возрасте до 15 лет, а в 75% случаев - до 18 лет». Учитывая, что психическое расстройство - это биопсихосоциальное явление, уделим внимание психосоциальным факторам риска в отношении психического здоровья, душевного благополучия ребенка.

Психосоциальные факторы риска

Галина Григорьевна обращает внимание, что факторы риска для индивида в общем плане можно определить как психотравмирующие, стрессогенные обстоятельства и опыт, которые снижают эмоциональную устойчивость. А ценность этого качества для личности в том, что оно - ключ к психическому здоровью, душевному благополучию.

В ряду психосоциальных факторов риска:

Аномальные внутрисемейные отношения - отсутствие теплоты в отношениях между родителями и детьми, внутрисемейный разлад между взрослыми, враждебность по отношению к ребенку или срыв гнева на нем, физическое насилие в отношении ребенка, сексуальное насилие внутри семьи.

Психическое расстройство, отклонение или инвалидность в первичной группе поддержки ребенка. Данная группа факторов характеризуется психическим расстройством/отклонением у родителя, инвалидностью/ недееспособностью у родителя, недееспособностью у сиблинга (брата или сестры).

Неадекватное или искаженное внутрисемейное общение.

Аномальное воспитание - чрезмерная родительская опека, неадекватный контроль/наблюдение со стороны родителей, обедненность опыта, неадекватные требования родителей.

Аномальное непосредственное окружение - воспитание в зарытом учреждении, изолированная семья, условия жизни, которые порождают потенциально опасную психосоциальную ситуацию.

Острые жизненные события - потеря любимого, близкого, изъятие ребенка из дома, вызывающее психологический стресс, события, которые приводят к потере самоуважения (снижение самооценки в детстве), сексуальное насилие, пережитый страх.

Общественные стрессы - наказание или злостная дискриминация, основанная на принадлежности к некоторым группам (по цвету кожи, религии, этническому происхождению и т. д.).

Хронический межличностный стресс, связанный со школой/работой - нарушение отношения с ровесниками, постоянные придирки со стороны учителей или начальства, нестабильность в школе или на работе.

Насилие - не выход!

Галина Гоменюк считает важным донести еще одну информацию с конгресса касательно перспективы повышения уровня психологической культуры как фактора укрепления эмоциональной устойчивости детей и подростков:

Главный внештатный специалист - психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе сообщил о том, что в 2016 году принято решение о введении в школьную программу в рамках предмета «Основы безопасной жизнедеятельности» с 3 по 11 класс преподавание предмета «Психология» (20 часов ежегодно). Предполагается завершение написания учебников по психологии в 2017 году.

Также принято решение о введении в программу обучения студентов педагогических институтов, которые готовят учителей начальной и средней школы цикла «Особенности детской и подростковой психологии» (36-72 часа). По указанному циклу будет проводиться переподготовка учителей начальных и средних школ. Важно, что программы циклов подготовлены специалистами ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского».

И, по уже сложившейся традиции, в заключение притча, основанная на реальной истории: «Однажды жена пастора решила, несмотря на свои принципы, всыпать сыну розгами — впервые в жизни. Она сказала ребенку, чтобы он пошел во двор и сам нашел для себя прут. Мальчика долго не было, а когда он вернулся, лицо его было мокрым от слез. Он сказал: «Мама, я не нашел прут, но нашел камень, которым ты можешь в меня бросить». В этот момент мать внезапно поняла, как выглядела ситуация с точки зрения ребенка: если моя мама хочет сделать мне больно, то нет никакой разницы, как она это сделает, она может с таким же успехом сделать это камнем. Мама посадила сына к себе на колени, и они вместе поплакали. После чего камень водрузили на кухонную полку как напоминание, что насилие - не выход».

5 /5 (оценок: 32 )


Зачастую депрессия возникает как ответная реакция на психологическую травму или отрицательное событие (смерть близкого человека, увольнение с работы). Депрессия, или болезненно пониженное настроение, может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением многих других. Пониженное настроение может быть и у совершенно здоровых людей.


Депрессия является одним из наиболее распространенных душевных расстройств. Необходимо знать, что депрессия во всех своих проявлениях – это заболевание, которое необходимо лечить, иначе оно примет затяжное течение, при этом расстройстве у больных нередко возникают мысли о самоубийстве.


Но несмотря на такие мысли больные бывают настолько ослаблены, что не находят достаточно физических сил, чтобы лишить себя жизни. Осуществить они это могут тогда, когда депрессия у них несколько ослабевает. Своевременное лечение депрессии в большинстве случаев приводит к полному выздоровлению.


Большая депрессия (не проходящее чувство печали или полная безрадостность, когда удовольствия не доставляют даже самые любимые занятия). Разновидности большой депрессии: Психотическая депрессия (помимо симптомов самой депрессии у больных на фоне подавленного настроения развиваются бред и галлюцинации). Атипичная депрессия (люди ощущают себя беспомощными, занимаются самообвинением). Послеродовая депрессия (расстройство, возникающее из - за гормональных колебаний спустя дни, недели и даже месяцы после рождения ребенка).


Биполярная депрессия (нарушение, при котором люди периодически испытывают необычные эйфорические подъемы настроения, называемые маниакальными периодами). Разновидности биполярной связи: Ускоренное циркулярное расстройство. Дисфорическая мания. Смешанные состояния. Циклотимия.


Печаль, тревога, опустошенность – всегда, либо большую часть времени. Мысли о смерти, о самоубийстве. Чувство вины, безнадежности, собственной никчемности. Утрата интереса к тому, что раньше привлекало и доставляло удовольствие. Бессонница или наоборот сонливость. Аппетит снижен, потеря в весе либо аппетит усилен, прибавка в весе. Беспокойство, раздражительность. Трудности в сосредоточении внимания, запоминания, принятия решения. Быстрая утомляемость.


Чем страшна депрессия? депрессия влияет на здоровье (страдает иммунитет, костная система человека, сердечно - сосудистая система, нервная система). человек перестает испытывать радость и удовольствие от жизни. ухудшаются его взаимоотношения с окружающими. человек совершает необдуманные поступки (уход с работы, развод, разрыв отношений с друзьями), исходя из своего депрессивного состояния, а не из реальности жизни. в состоянии депрессии человек может совершить суицид.


Депрессию вызывают в основном три вида факторов – биологические, генетические и внешние. А непосредственно к возникновению заболевания приводит определенное сочетание факторов. Биологические факторы – это изменения в биохимических процессах головного мозга и колебания в уровне вырабатываемых организмом гормонов. Генетические факторы лежат в основе унаследованного от родственников предрасположения человека к заболеванию. Внешние факторы – это стрессовые, эмоционально напряженные ситуации.


Иногда симптомы депрессии возникают на фоне соматического заболевания, иногда как побочный эффект при приеме лекарств, а иногда как результат злоупотребления психоактивными веществами. Связанная с побочными причинами депрессия обычно проходит, как только мы поправляемся от соматического заболевания и снова становимся физически здоровыми. Выполнял: Илиевски А.

Цель: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей.

Задачи классного часа: помочь учащимся в определении своей гражданской позиции, позиции собственного “Я”, способствовать саморазвитию и самоанализу своих поступков, выяснить, что включает в себя понятие “главное в жизни” и обсудить, в чем заключается смысл жизни; научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим; подготовить учащихся к самопознанию и самореализации.

Оборудование: корзина с цветами, старинная прялка, цветные ленты, изображение иконы Андрея Рублева “Троица”

Ход классного часа

I. Вступление. Психологический настрой.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными. Сегодня наш классный час называется “Поговорим о главном”. Давайте возьмемся за руки. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Какая фигура у нас получилась?

Дети. Круг.

Учитель. Какие ассоциации у вас возникают со словом круг?

Дети. Шар, солнце, свет…….

Учитель. Я согласна с вами. Круг – это символ солнца, а значит, тепла, света, жизни. А как вы думаете, почему мы с вами сели в круг?

Дети. Все вместе будем решать проблемы, в кругу мы ближе к друг другу, уютнее себя чувствуем.

Учитель. Круг – это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем решить любые задачи. Посмотрите, (крутит колесо прялки) перед нами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас взять и привязать на колесо ленточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы вы на нашем классном часе, независимо от настроения, были такими же легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки. У нас сегодня тема “Разговор о главном”. Я тоже ее считаю интересной и актуальной. Скажите, а чего вы ждете от сегодняшней беседы?

Дети. Узнать. Что же такое – главное в жизни, услышать мнение других.

Учитель. Какую цель вы ставите перед собой?

Учитель. – Если обобщить все ваши высказывания, то цель можно сформулировать так: определить, что является главным в жизни человека.

II. Основная часть.

Учитель. Давайте поделимся друг с другом тем, что вы считаете для себя самым главным. Для этого вам нужно взять из корзины один цветок, написать на листочке свою мысль и прикрепить его на цветок (выполнение задания).

Учитель. – Давайте озвучим ваши мысли, собрав их в букет. Для этого вам нужно представиться, сформулировать свою мысль устно и передать свой цветок товарищу. Например: Оксана Петровна. Я считаю, что в жизни самое главное быть честным перед самим собой и людьми. (Представление детей и выполнение задания предложенного учителем.)

Д. Нет, все важно.

Учитель. А, может, этот букет можно чем– то добавить?

Д. Да, наверное.

Учитель. День за днем идет наша жизнь. Проходят века, на смену одного события приходят другие, изменяется человек. Но есть человеческие ценности, которые остаются вечными во все времена. Посмотрите на одно из величайших произведений человечества. (Демонстрация картины Рублева “Святая троица”, включить спокойную музыку.)

Учитель. Может, кто-то знает это произведение?

Учитель. Перед вами икона Андрея Рублева “Троица”. Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории, во время освобождения Руси от гнета Золотой Орды. Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение – “Троицу”. (Приложение 1) На иконе изображены три ангела. Как вы думаете, что они символизируют?

Дети. (Единство, согласие, любовь. Круг – символ вечности, гармонической завершенности.)

Учитель. Обратите внимание: за каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним – древо. Как вы думаете, что оно означает?

Дети. Дерево – символ жизни.

Учитель. Я с вами согласна, дерево означает “древо жизни”, “древо вечности”. Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. А что могут символизировать они?

Дети. Палаты– дом, уют, счастье, покой.

Учитель. В “Псалтири”, в библейской книге, палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. За третьим ангелом возвышается гора. С чем у вас ассоциируется гора?

Дети. Высота, достижение. Трудности.

Учитель. Гора – древний символ всего возвышенного. В Библии “гора” – образ “восхищения духа”. Таким образом, данная икона выражает единство духа, стремление к познанию и вечной жизни. Ребята, а насколько для вас важны и необходимы эти ценности?

Дети. Да, необходимы

Учитель. Можно ли в наш букет добавить их? (Дополнение букета. Букет вернуть в корзину.)

III. Заключение.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами попытались заглянуть, совсем немножко, вглубь себя, наметить перспективы на будущее (вывешивание круга на доску).

Учитель. На классный час вы пришли с разными эмоциями: с радостью, грустью, недоверием, страхом. Так бывает и в жизни. Я снова хочу запустить наше колесо (учитель вращает колесо прялки). Пусть оно будет отправной вашей точкой в жизнь. И. Эренбург сказал: “После поэта остаются книги, после художника – полотна, после государственного деятеля – страницы истории. А после человека? Разве что память, немного света и тепла ”. Несите в жизнь свет, тепло и тогда память о вас и ваших поступках будет бесконечной.Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского “Каждый выбирает для себя”

Я хочу поблагодарить вас за сегодняшнюю работу и вручить вам небольшие подарки. Пусть эти советы великих людей помогут вам в жизни стать успешными (вручаются небольшие брошюрки с высказываниями). Я предлагаю вам взять цветочек из нашей корзины как символ частички нашей с вами общей работы, общего труда. Я желаю вам каждому осуществить свою мечту, жить в мире и радости.

Используемая литература.

  1. Белова М.Г. "Классный час-размышление "Поговорим об ответственности" // Воспитание школьников. – 2003. – № 4. – С. 24.
  2. Репина О.Н. . Правовая культура личности: к определению понятия // Инновации в образовании. – 2008. – № 11. – С. 43.
  3. Хомякова И., Стульник Т., Петрова В. Азбука нравственного образования // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 41.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Югорский государственный университет» (ЮГУ)
ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
(ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
Классный час – беседа
Тема: «Депрессия и способы борьбы с ней» (продолжение)
Дата проведения 21 ноября 2016г.

Разработан для студентов ___2____ курса
Разработала: Абдулманафова Г.С.

Цели
1. Осветить основные признаки депрессии.
2. Выявить причины развития депрессии.
3. Показать пути преодоления и предотвращения депрессии.
4. Выработать чувство уверенности, что депрессию можно победить.
5. Научить школьников реально оценивать проблемы, возникающие в жизни, и
принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить
жизнь.
Введение
Тема сегодняшнего классного часа - депрессия. Мы поговорим более
подробно об этом состоянии, его причинах и путях выхода. Но сначала я
предлагаю сыграть в игру.
Игра «Тренировка памяти»
В игре участвуют 5 человек. Им раздают чистые листы бумаги и ручки.
Ведущий зачитывает 20 слов. Игроки должны его внимательно слушать. После
этого дают 5 мин на то, чтобы участники игры записали на память все слова,
которые прозвучали.
После игры можно спросить, что чувствовали те участники, которые написали
80­100% услышанных слов, и те, кто написал меньше.
Основная часть
Преподаватель: существует два типа людей. Одни, увидев, что у них ничего не
получилось, разочаруются и впадут в депрессию. Такие люди часто страдают из­
за заниженной самооценки, считая, что они никогда не смогут стать лучше.
Другие начнут искать способ достижения поставленной цели. Давайте
рассмотрим, что же такое депрессия.
Причины возникновения депрессии. Каким образом возникает депрессия? В
большинстве случаев она развивается как следствие каких­либо потерь,
перенесенных людьми (потеря любимого, потеря трудоспособности, потеря
самоуважения). Психическое состояние, характеризуемое как депрессия, можно
назвать следствием обостренной реакции человека на потерю, чувство
разочарования. Многие люди, не нашедшие выхода из сложных ситуаций,
впадают в депрессию.
Следует отметить, что существуют разные мнения о причинах возникновения
депрессии. Одни связывают эту болезнь с нарушениями биологических или
химических процессов в организме человека, физиологическим дисбалансом. В
таких случаях считается, что даже очень серьезные формы продолжительной
депрессии поддаются лечению.
По мнению других, депрессия связана в основном с эмоциональными
травмами, полученными в детстве. Глубокие душевные раны могут привести к
очень серьезным приступам депрессии.

В связи с неоднозначностью существующих мнений можно сформулировать
следующее определение депрессии: это состояние, характеризующееся
тоскливым настроением, замедлением мыслительных процессов, психомоторных
реакций, зацикливанием на травмирующей ситуации. Человек, находящийся в
депрессии, с пессимизмом смотрит в будущее. У него может пропасть аппетит,
нарушиться сон, он часто плачет, бывает раздражительным.
Конечно, наверняка каждый из присутствующих может сказать, что хотя бы
раз, но испытывал что­то подобное. Неужели он уже болен? На самом деле
депрессия -
это действительно болезнь, но в том случае, если она длится в течение
длительного времени. Так, например, если кто­ то подвержен длительным и
мучительным депрессиям, приводящим к душевному бессилию, длящемуся
более 3­ 4 месяцев, ему следует как можно скорее обратиться к врачу. Такому
человеку обязательно требуется помощь специалиста. Если же подавленное
настроение продолжается неделю­другую, то не стоит впадать в панику и тем
самым усугублять свое состояние.
На этом уроке мы не будем рассматривать депрессию как заболевание.
Рассмотрим депрессию как реакцию на неудачу, проблему или потерю.
Одним из наиболее распространенных видов депрессии, который переживал,
наверное, каждый из нас, является уныние. В состоянии уныния человек
продолжает нормально жить, действовать, однако мир вокруг него кажется
очень мрачным, а каждая возникающая перед ним задача - непосильной. Он все
время находится в этом состоянии и никак не может избавиться от этого
чувства. После непродолжительной фазы бодрствования у человека снова
наступает полная апатия. Возможно, кто­то уже переживал такое состояние?
Первый вопрос для обсуждения. Назовите обстоятельства, которые в
настоящее время могут вызвать у вас состояние уныния.
Преподаватель записывает ответы на доске в столбик. Они могут быть
следующими:
1) отсутствие взаимопонимания в отношениях с родителями;
2) проблемы в общении с одноклассниками, друзьями;
3) отсутствие возможностей для осуществления своих желаний;,
4) отсутствие или недостаточное количество карманных денег;
5) потеря самоуважения;
6) потеря трудоспособности;
7) неудачи в учебе, других сферах жизни и т. д.
В большинстве случаев уныние развивается по этапам.
Первой стадией можно назвать уже описанное ранее состояние, вызванное
серьезной потерей в жизни или разочарованием. Это может быть любое
негативное событие или факт, которые наполняют нашу жизнь, - отвержение,
несправедливость, оскорбление или что­то подобное.

Второй вопрос для обсуждения. Перечислите чувства, которые возникли
у вас в связи с потерей близкого человека, прекращением взаимоотношений с
другом, утратой надежды, разрушенной мечтой и т. п.
Ответы записываются во второй столбик на доске. Они могут быть
следующими:
усугубляется эмоциями,
1) глубокая печаль;
2) физическая боль;
3) вина;
4) потребность вновь обрести потерянное;
5) изоляция от окружающих (одиночество);
6) противоречивые чувства, замешательство;
7) потеря самоуважения и др.
Вторая стадия развития уныния: подавленное состояние, вызванное
вызванными
потерей или разочарованием,
неудовлетворенностью ситуацией. Человек не перестает думать о том, как
плохо с ним обошлись или насколько несправедлива к нему жизнь. В результате
его охватывают гнев и негодование. Вспыхивает обида. Он растерян,
деморализован. Гнев снежным комом продолжает нарастать где­то глубоко
внутри.
Третья стадия развития уныния: в добавление к мучающим душу негативным
эмоциям добавляется жалость к самому себе. В результате печаль, вызванная
потерей, переходит в глубокое уныние. Жизнь начинает казаться невыносимой.
Чувства, вызванные потерей и разочарованием, продолжают разрастаться с
каждым днем. Надежда найти выход из сложившейся ситуации становится все
более призрачной. Человек испытывает ужасную жалость к самому себе. Все это
усугубляет его состояние.
Таким образом, мы можем вывести упрощенную формулу депрессии: потеря +
возмущение, гнев + жалость к самому себе = депрессия.
Третий вопрос для обсуждения. Что, на ваш взгляд, может послужить
источником сил в преодолении прошлых утрат?
Ответы записываются в третий столбец на доске. Они могут быть примерно
следующего содержания:
1) постараться перестать думать о своих проблемах и постараться понять нужды
и переживания других людей;
2) все переосмыслить и начать жить по­новому с новыми взглядами и позицией;
3) постараться пережить крушение своих надежд и продолжать идти вперед;
4) возвращаться мысленно к счастливым дням и постараться не думать о
грустном;
5) пытаться найти в себе силы начать все сначала;
6) улыбаться окружающим, помня о том, что каждый из нас несет свой крест;
7) искать силы утешения и надежду в тишине и покое молитвы, вере;
8) сдерживать слезы сожаления и жалости к себе.

Как бороться с депрессией. Нет таких людей, которые бы не сталкивались в
своей жизни с потерями и разочарованиями. Однако следует отметить, что не
каждый человек при этом впадает в депрессию. Причина возникновения такого
состояния кроется в нашей реакции, в нашем отношении ко всему плохому, с
чем приходится встречаться на жизненном пути. Наша реакция, в свою очередь,
обусловлена определенными стереотипами нашего мышления. Почва, на которой
развивается депрессия, - это наше сознание.
Таким образом, чтобы обезоружить депрессию, мы должны разрушить неверные
стереотипы мышления. Это не очень легко, но возможно.
Некоторые молодые люди думают, что быть грустным - очень плохо. Они
считают своим долгом улыбаться 24 часа в сутки и 365 дней в году. Такое
отношение сопряжено с огромным внутренним напряжениям. Между тем это
вполне естественно - грустить об утрате. Ничего удивительного нет и в том,
что разочарование приводит к унынию. Была бы странной противоположная
реакция. Заторможенность чувств (апатия) при унынии в какой­то степени даже
помогает человеку тем, что побуждает его остановиться и прийти в себя.
Между тем мы не можем и игнорировать грустные чувства, иначе они глубоко
пустят корни в нашей душе, разрушая ее почву. Человек в состоянии
обезоружить собственную депрессию, лишить ее силы тянуть вниз и подавлять.
Надо только напрячься и сделать это усилие.
Некоторые способы решения проблемы депрессии.
Ситуация 1.
Проблема. Человек старается забыть случившееся с ним, вести себя так,
словно ничего не произошло, замыкается в себе, пытается внушить себе, что
событие, причинившее ему боль, было просто ошибкой неопытной юности,
старается ни с кем не обсуждать эту тему («Зачем это нужно?»), пытается
внушить себе, что этого не было, что черное на самом деле белое и т. д. - такая
реакция на события не поможет преодолеть депрессию.
Решение. Если человека действительно кто­то сильно обидел, ранил,
необходимо с ним поговорить, иначе облегчение никогда не придет. Будет
притупление боли, которая в будущем обязательно проявит себя, только
неожиданным образом в совсем не связанной с ней ситуацией. Таковы часто
результаты детских психологических травм - они сказываются на душевном
состоянии и тяготеют над человеком всю жизнь, даже если он совершенно забыл
о случившемся (что чаще всего и происходит). Сложную ситуацию необходимо
разобрать, пусть даже эти действия не приведут к примирению или возврату
утерянного.
Ситуация 2.
Проблема. Человек прилагает большие усилия, чтобы скрыть свою проблему,
особенно если чувствует себя виноватым. Человек страшно боится, что то, что
он пытался ото всех скрыть, вдруг предстанет на всеобщее обозрение. Такая
реакция называется «вытеснением» и является просто самообманом.
Искусственно вытесненная вина впоследствии сказывается на всей жизни

человека, даже если он забудет о ней, и никто другой так и не узнает о
случившемся.
Решение. Если в произошедшем неприятном случае действительно была вина
человека, ему следует честно в этом признаться, как себе, так и другим. Кроме
того, необходимо попросить прощения и разрешить вопрос с человеком,
который причастен к этому делу.
Ситуация 3.
Проблема. Человек думает, что все в жизни относительно. Все зависит лишь
от того, под каким углом взглянуть на проблему. Как будто бы он все понимает,
всех прощает и при этом на все смотрит свысока со снисходительной улыбкой. В
результате ему все чаще и чаще приходится идти на сделку с совестью. Даже
если он оказывается причиной неприятностей для других или сам сталкивается с
проблемой по своей вине, он всегда стремится найти себе оправдание.
Решение. Человеку, таким образом относящемуся к жизненным событиям,
необходимо научиться называть вещи своими именами. Его «теория
относительности» не убережет ни от стресса, ни от депрессии. Ведь зло все
равно останется злом, какие бы декорации его ни окружали. Но если видеть
вещи такими, какие они есть, это поможет в решении проблем и сложных
ситуаций, поскольку даст правильное понимание вещей. Человек сможет
осознать, что ему на самом деле нужно менять.
Ситуация 4.
Проблема. Человек использует свою проблему для того, чтобы привлечь к
себе внимание, вызвать жалость окружающих. Это помогает ему чувствовать
себя особенным в глазах других людей, таким образом повышая уровень
собственной значимости. Но это всего лишь самообман. Жажда получения от
других людей внимания и сочувствия не должна превращаться в самоцель.
Внимание толпы не восполнит потерю и не исцелит душевных ран.
Решение. Такой человек должен постараться преодолеть жалость к себе и
перестать выискивать среди окружающих тех, кто будет жалеть его, восхищаясь
его страданиями и проблемами. Навязчивое требование сочувствия от других
людей не уменьшит жалости к самому себе, а только увеличит ее. Необходимо
попытаться внести какие­нибудь перемены в свой распорядок жизни, найти
новые интересы и заботы.
Ситуация 5.
Проблема. Для человека бремя проблемы казалось настолько тяжелым, что он
страстно хотел бы избавиться от этого тяжкого груза, но куда его деть? Он
начинает выискивать среди друзей того, кто готов взять его бремя на себя.
Почему бы и нет? Ведь это же его старые приятели. Пусть они помогут ему, ведь
у него самого ничего не получается.
Решение. Такому человеку следует научиться самостоятельно принимать
решения, быть более уверенным в себе и с верой смотреть в будущее, не ожидая,
что кто­то другой станет руководить им и тянуть его «воз» на себе. Несколько
советов тем, кто переживает депрессию:

1) постарайтесь осознать, что горе - это один из неотъемлемых периодов
жизни каждого человека;
2) постарайтесь полностью осознать себя как личность, взгляните на себя как
бы со стороны, как на полноценного человека, способного позаботиться о себе,
справиться со своими желаниями и эмоциями;
3) не старайтесь переделать людей, заставить их подстроиться под вас,
воспринимайте их такими, какие они есть;
4) не надейтесь снова стать таким, каким вы были раньше, помните, что
можете стать лучше!
Помощь другу. Теперь, узнав о сущности депрессии, причинах ее
возникновения и способах борьбы, вы можете позаботиться о своих друзьях.
Если кто­то из них находится в унынии, вы можете помочь ему справиться с
таким состоянием. Вот некоторые приемы, которые помогут твоему другу:
1) внимательно выслушай друга. После этого ему наверняка станет легче;
2) не критикуй его, наоборот, постарайся дать понять, что поддержишь его,
что бы ни случилось;
3) постарайся оказать ему какую­нибудь реальную помощь;
4) постарайся увлечь друга новым занятием: пригласи его в секцию или
кружок, куда ходишь сам;
5) если ты видишь, что депрессия продолжается длительное время и твои
усилия не помогают, постарайся убедить его в необходимости обратиться к
специалисту, например психологу.
Заключение
Пройдет немного времени, и вы научитесь принимать поражения с высоко
поднятой головой и смело смотреть невзгодам в лицо, с силой и мужеством
взрослого человека, а не с детским отчаянием.
Вы научитесь прокладывать свой путь, исходя из сегодняшней ситуации,
потому что завтрашний день - это слишком зыбкое основание для замыслов, а
надежды, связанные с будущим, могут рухнуть на полпути.
И однажды вы поймете, как много вы способны вынести, поймете, что вы
действительно сильны, что вы действительно чего­то стоите. Вы будете учиться
на своих ошибках и проблемах и с каждым разом становиться увереннее и
сильнее.

Классный час на тему «Депрессия и способы борьбы с ней»

Цели

1. Осветить основные признаки депрессии.

2. Выявить причины развития депрессии.

3. Показать пути преодоления и предотвращения депрессии.

4. Выработать чувство уверенности, что депрессию можно победить.

5. Научить школьников реально оценивать проблемы, возникающие в жизни, и принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить жизнь.

Введение

Тема сегодняшнего классного часа - депрессия. Мы поговорим более подробно об этом состоянии, его причинах и путях выхода. Но сначала я предлагаю сыграть в игру.

Игра «Тренировка памяти»

В игре участвуют 5 человек. Им раздают чистые листы бумаги и ручки. Ведущий зачитывает 20 слов. Игроки должны его внимательно слушать. После этого дают 5 мин на то, чтобы участники игры записали на память все слова, которые прозвучали.

После игры можно спросить, что чувствовали те участники, которые написали 80-100% услышанных слов, и те, кто написал меньше.

Основная часть

Учитель: существует два типа людей. Одни, увидев, что у них ничего не получилось, разочаруются и впадут в депрессию. Такие люди часто страдают из-за заниженной самооценки, считая, что они никогда не смогут стать лучше. Другие начнут искать способ достижения поставленной цели. Давайте рассмотрим, что же такое депрессия.

Причины возникновения депрессии. Каким образом возникает депрессия? В большинстве случаев она развивается как следствие каких-либо потерь, перенесенных людьми (потеря любимого, потеря трудоспособности, потеря самоуважения). Психическое состояние, характеризуемое как депрессия, можно назвать следствием обостренной реакции человека на потерю, чувство разочарования. Многие люди, не нашедшие выхода из сложных ситуаций, впадают в депрессию.

Следует отметить, что существуют разные мнения о причинах возникновения депрессии. Одни связывают эту болезнь с нарушениями биологических или химических процессов в организме человека, физиологическим дисбалансом. В таких случаях считается, что даже очень серьезные формы продолжительной депрессии поддаются лечению.

По мнению других, депрессия связана в основном с эмоциональными травмами, полученными в детстве. Глубокие душевные раны могут привести к очень серьезным приступам депрессии.

В связи с неоднозначностью существующих мнений можно сформулировать следующее определение депрессии: это состояние, характеризующееся тоскливым настроением, замедлением мыслительных процессов, психомоторных реакций, зацикливанием на травмирующей ситуации. Человек, находящийся в депрессии, с пессимизмом смотрит в будущее. У него может пропасть аппетит, нарушиться сон, он часто плачет, бывает раздражительным.