Главная · Правильное питание · Торможение мышления. Блейхер В.М. Расстройства мышления. Удачного ускорения мышления и увеличения уверенности

Торможение мышления. Блейхер В.М. Расстройства мышления. Удачного ускорения мышления и увеличения уверенности

Периодически каждый человек может заметить, что деятельность мозга осуществляется не в полной мере. Подобное нарушение выражается в трудности выполнения движений (брадикинезия) и в запоминании информации, заторможенности реакции и расстройствах мышления (брадипсихия).

Следует сказать, что в большинстве ситуаций эти сбои — временное явление и их можно объяснить естественными факторами: усталостью либо нервной истощенностью. Однако, бывают случаи, когда несуразность движений, заторможенность мышления и психической сферы — патологический процесс, причины которого необходимо своевременно выявить и выбрать надлежащую терапию.

Особенности брадипсихии

Патологическая заторможенность мышления носит название брадипсихия. Данное явление не имеет параллелей с апатией или инертностью мышления, а предполагает психические и патофизиологические расстройства.

Брадипсихия рассматривается, как некая неврологическая симптоматика, которая в большинстве случаев формируется у людей в пожилом возрасте. Но иногда с заторможенностью в мыслительных процессах сталкиваются и люди в молодом возрасте, а также дети.

Бедность и недостаточность психических процессов является симптомом множества психологических либо физиологических патологических процессов, проявляющихся в качестве понижения быстроты реакции, медленной речи, замедленности мышления и двигательной активности. В тяжелых ситуациях индивид не способен реагировать на происходящее и находится продолжительное время в апатичном состоянии либо ступоре. Выделяются следующие разновидности заторможенности:

  • комплексная;
  • идеаторная;
  • моторная.

Мыслительный процесс может нарушиться в любом возрасте

Заторможенность также бывает речевая и мыслительная, имеющая психологические факторы. Слабые и непроизвольные движения способна вызвать моторная заторможенность. Появляются проблемы с памятью, провалы. Во многих случаях подобные состояния спровоцированы неврологическим заболеванием, постоянной усталостью, либо психологическими патологическими процессами.

Медлительность движений и эмоциональная заторможенность – патологический процесс, обнаружить причины которого способны лишь специалисты. Они же рекомендуют надлежащую терапию.

Сопутствующие расстройства

Брадипсихия — результат поражения центральной нервной системы, несущей ответственность за мозговую деятельность. Зависимо от элемента поражения развиваются разные типы расстройств. К ним относятся:

Провоцирующие факторы и заболевания

Патофизиология очень сложна и полностью не исследована. Известно лишь, что мышление, поведение, эмоциональная составляющая и прочие функции человеческого мозга сопряжены с деятельностью лимбической системы. В каждодневной практике выделяются только состояния – болезни, во время которых наблюдается брадипсихия и сопутствующие ей отклонения:

Кратковременный эффект заторможенности появляется после недосыпания, из-за измотанности организма, либо же в результате применения наркотиков и алкоголя, угнетающих мышление и движение. Причины возможно поделить на те, которые блокируют деятельность мозга и те, которые снижают возможности для ее осуществления.

Естественно, при таком обилии провоцирующих болезней лечение также может быть разным.

Как это выглядит?

Образ «заторможенного» пациента подпадает под типичную характеристику меланхолика: слабость, медлительность, растянутость речи, каждое слово произносится с усилием.

Может сложиться чувство, что мыслительный процесс забирает большое количество сил и энергии у человека, который не успевает среагировать на информацию либо же совсем погружается в .

Помимо понижения скорости речи и мыслительных процессов наблюдают приглушенность сказанных слов – очень тихий и спокойный голос, иногда нарушающий тишину. В движении и мимике видна слабость, осанка зачастую слишком расслаблена.

У человека появляется желание все время найти опору либо лечь.

Не всегда наблюдаются все симптомы. Довольно лишь одного, чтобы порекомендовать человеку обратиться за медицинской помощью к специалистам.

Диагностические критерии и методы

Люди с расстройствами темпа речи, включая брадилалию, нуждаются в комплексной медицинской и психолого-педагогической диагностике, проводимой профильным специалистом. В процессе обследования следует подробно изучить анамнез больного, который касается ранее перенесенных болезней и поражений головного мозга, а также присутствия сбоев в темпе речи у родни.

В определенных ситуациях, чтобы выяснить недуга, необходимо провести инструментальные исследования, среди которых:

Исследование устной речи подразумевает оценку структуры органов артикуляции и состояния моторики, экспрессивной речи (произношения звуков, слогов, слов, темпо-ритмическую сторону, голосовые особенности и пр.). Диагностика письменной речи подразумевает исполнение заданий на списывание текста и письмо под диктовку, чтение. Помимо диагностического обследования функции речи, проводят изучение общего состояния, ручной моторики, сенсорных функций, интеллекта.

Во время постановки диагноза необходимо дифференцировать данное заболевание от и .

Что предлагает современная медицина?

Чтобы осуществить надлежащую терапию болезни необходимо предварительно проконсультироваться со специалистом. Он порекомендует эффективное лечение, а также предупредит о наличии противопоказаний к применению определенных методик терапии или какого-либо лекарственного препарата.

Чаще иных используются следующие методы терапевтического и превентивного воздействия:

Если эмоциональная и умственная заторможенность вызвана , то требуется отмена любых препаратов. В большинстве случае реакции восстанавливаются со временем.

Подводя итоги

Прогноз относительно благоприятен при раннем начале коррекции и наличии психологических причин расстройств двигательной активности и речевой моторики. Однако, после восстановления навыков следует продолжительное время наблюдаться у врачей, постоянно самостоятельно контролировать свои движения и ход мыслей.

В качестве профилактических мер следует предупредить поражения центральной нервной системы, избегать , вовремя выявлять .

Патологическая заторможенность мышления предполагает различные психические и патофизиологические расстройства. Данное явление следует квалифицировать, как симптоматику, в большей части ситуаций формирующуюся у пожилых людей. Но в определенных случаях подобная проблема способна проявиться в детском возрасте и у молодых людей.

При обнаружении заторможенности мыслительных процессов следует без промедления обращаться за рекомендациями к врачам. Вероятно, что подобное состояние результат опасных сбоев в работе ЦНС и нуждается в осуществлении специальной коррекции.

Время от времени каждый человек замечает, что его мозг функционирует недостаточно идеально. Это может выражаться в проблемах запоминания, замедлении скорости реакций и нарушениях мышления. Стоит признать, что в большей части случаев такие нарушения являются временными и объясняются совершенно естественными причинами: усталостью или болезнью. Но в некоторых случаях заторможенность мышления является патологией, поэтому крайне важно вовремя определить ее причины и подобрать адекватное лечение.

Патологическая заторможенность мышления носит медицинское наименование «брадипсихия». Не стоит путать такое явление с апатией либо инертностью мышления. Данные состояние имеют в своей основе прочие психические, а также патофизиологические нарушения. Брадипсихию стоит рассматривать, как симптом, который в большей части случаев развивается в преклонном возрасте. Однако в некоторых ситуациях с проблемой заторможенности мышления могут столкнуться и совсем молодые люди, и даже дети.

Почему возникает заторможенность мышления, причины этого каковы?

Конечно же, брадипсихия не может развиться сама по себе, этому обязательно способствуют определенные причины. Но стоит признать, что патофизиология данного процесса до сих пор не понятна ученым. Специалисты определили, что мышление, поведенческие реакции, эмоциональный фон и прочие достижения нашего разума взаимосвязаны с функционированием лимбической системы, которая является одним из отделов нервной системы. А этот участок как раз до сих пор не поддался полноценной расшифровке. Именно поэтому доктора не могут ответить на вопрос о точных причинах возникновении брадипсихии, однако дают ответ, при каких недугах она может развиться.

Одной из распространенных причин возникновения заторможенности мышления принято считать различные сосудистые патологии. Острые либо хронические нарушения в мозговом кровообращении, которые развиваются по причине прогрессирования атеросклероза, гипертонии, а также эмболии либо тромбозов сосудов в голове, становятся причиной деструкции вещества в головном мозгу. Патологические процессы нарушают целостность структур, несущих ответственность за скорость мышления.

Также заторможенность мышления является естественным симптомом Паркинсонизма и болезни Паркинсона. Больной при такой патологии не замечает изменений, происходящих с его организмом. Данное заболевание проявляется целым рядом симптомов, среди которых не только заторможенность мышления, но и медленная и путаная речь и пр.

В некоторых случаях брадипсихия становится одним из проявлений эпилепсии. Обычно такой симптом наблюдается у больных, которые находятся на поздних стадиях развития недуга. В этом случае для пациентов характерны и прочие признаки изменения мышления. Такая же ситуация характерна и для больных шизофренией.

В некоторых случаях заторможенность мышления становится одним из проявлений депрессивных состояний и депрессии. У данного соматического заболевания может наблюдаться множество симптомов, которые частенько маскируются под соматические проблемы – начиная от головных болей до проблем в деятельности сердца.

Заторможенность мышления частенько фиксируется у пациентов с гипотиреозом. Данное патологическое состояние представляет собой недостаточное функционирование щитовидной железы.

Кроме всего прочего отдельной группой стоит упомянуть о токсических брадипсихиях. Такие патологические состояния считаются следствием интоксикации организма самыми разными веществами, которые могут быть представлены алкоголем, солями металлов, наркотиками либо токсинами микроорганизмов.

Как корректируется заторможенность мышления, лечение какое помогает?

Терапия заторможенности мышления само собой зависит от причин развития такого нарушения. В любом случае доктора утверждают, что максимальная загруженность мозга помогает улучшить его деятельность. Установлено, что неиспользованные за жизнь нервные клеточки просто отмирают по причине ненадобности. Соответственно, происходит существенное уменьшение резервов психики. Известно, что изучить новое в принципе возможно в любом возрасте, однако после достижения человеком тридцати лет данная задача становится более сложной, так как возникает замедление развития новых межнейрональных связей. Поэтому нужно занимать себя постоянно чем-то, чтобы головной мозг не отвыкал трудиться. Отличным занятием станет изучение новых языков, решение разных задачек, а также освоение разных наук. Стоит отметить, что физические нагрузки также помогают поддержать мозг в постоянно рабочем состоянии.

Коррекция заторможенности мышления может подразумевать проведение сосудистой терапии. Доктора назначают пациенту самые разные медикаменты такого типа, которые способны частично восстановить деятельность сосудов головного мозга.

Помочь подстегнуть активность мозга могут специальные составы, которые стимулируют функции клеточек головного мозга. Такие медикаменты могут быть представлены ноотропами и нейропротекторами. Некоторые из них можно использовать даже в раннем детском возрасте, но право подбора таких лекарств лучше оставить за специалистом.

Если вы обнаружили, что ваше мышление становится заторможенным, лучше поскорее обратиться за консультацией к доктору. Вполне может быть, что такое состояние является следствием серьезных нарушений и требует проведения специальной коррекции.

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

Продолжаем раздел « » и подраздел « » статьёй ««. Где поговорим об этой малозаметной, но очень важной связи — уверенность + мышление. Кстати, маленькая загадка: как данные из этой статьи связаны с данными из статьи «Закон смены эмоций «? Ответ — в конце статьи.

Неуверенность замедляет мышление — это проверенный многими факт, о котором можно было бы и не писать, если бы не возможность с этим справиться. Или хотя бы попробовать… Но обо всём по порядку.

Мышление — это процесс, когда человек сравнивает данные из прошлого с данными из настоящего и делает выводы на будущее. Например,

  1. Вася видит яблоню, вспоминает, что яблоки вкусные.
  2. Понимает, что сейчас не против съесть яблочко.
  3. Решает сорвать и съесть.

В общем-то, всё просто, здесь просто нечему быть медленным. Хочешь — ешь, не хочешь — не ешь. Но когда в дело вступает неуверенность…

Как неуверенность влияет на мышление?

Очень просто. Представьте, тот же Вася, те же яблоки.

  1. Вася видит яблоню. Вспоминает, что яблоки вкусные. Некоторые яблони. Иногда. Но вкусные. Но редко. Но иногда бывает…
  2. Вспоминает, что ему запрещали есть яблоки. Решает съесть назло. Решает, что в этом случае прошлый опыт им управляет, и решает не есть. Потом всё же решает есть.
  3. Вспоминает, что ему очень нравится этот сорт. Или не этот. Тот был как-то ярче. А этот зато крупнее. Но тот был желтее. Зато этот краснее, а красный — цвет добра… Или крови…
  4. Боится милиционера и хозяина яблони. Оглядывается по сторонам.
  5. Видит старушку. Старушка кажется ему подозрительной. А может, и нет. А может, подозрительной. А, может, ведьмой. А может, агентом. А, может…
  6. Вася решает не брать яблоки.
  7. Но потом видит, что старушка уходит, и решает брать.
  8. Но вспоминает, что ему нечем вымыть руки, и решает не брать.
  9. Потом думает, что яблоки червивые, и точно решает не брать.
  10. Но потом урчит живот, и Вася понимает, что не прочь бы поесть. И решает брать.
  11. И так далее.

Видите разницу по сравнению с первым примером? Отгадайте, как быстро Вася сорвёт яблоко во второй раз?

Очень медленно, и в первую очередь потому, что медленно думает. Почему он медленно думает? Потому что не уверен

  • в своих воспоминаниях
  • в своих знаниях, как справиться с проблемами
  • в своих способностях на данный момент.

А теперь фокус: яблоки — не самая критическая ситуация в жизни. Что было бы, если бы Вася попал в катастрофу? Есть, например, печальное, но поучительное событие из прошлого с хорошим концом для некоторых:

В наклонном сзади вперёд туннеле загорелся поезд. Пассажиры выскочили наружу, решают, куда бежать — вперёд, где выход ближе, или назад, где выход дальше. Большая часть побежала вперёд. А меньшая — назад. Все, кто побежали вперёд, сгорели, потому что туннель сработал, как печная труба, увеличивая тягу. Поезд вспыхнул, горячие ядовитые газы пошли туда, где выше — и где большинство людей почти выбежало из туннеля. Лишь немногие, побежавшие назад (и вспомнившие физику), выжили.

Как видите, скорость мышления оказалась критической. Часть, уверенная в своей правоте, выжила. Часть, неуверенная в правоте, повелась на стадность со всеми вытекающими последствиями естественного отбора.

Или другой пример:

В 1977 году над Тенерифе, Канарские острова, ошибка диспетчеров привела к тому, что два огромных пассажирских Боинга 747 столкнулись на летном поле.

Самолет авиакомпании «Pan Am», с 496 пассажирами на борту, стоял на полосе в ожидании пассажиров в непроглядном тумане, а то время как рейс авиакомпании «KLM», с 248 пассажирами на борту, запросил разрешения на взлет на той же взлетно-посадочной полосе.

Туман был настолько густой, что пилоты KLM не могли увидеть другой самолет, причем с диспетчерской вышки не было видно ни одного из самолетов. Пилоты неверно поняли диспетчера и решили, что разрешение на взлет получено. Они стали набирать скорость.

Диспетчеры пытались предупредить их, но помехи радиосвязи искажали их сообщения.Главный пилот KLM увидел второй самолет,когда уже было слишком поздно. Он отчаянно задрал нос самолета вверх, царапая хвостом полосу, однако взлететь ему не удалось. Один самолет врезался в другой на скорости 160 миль в час.

От удара с KLM самолет Pan Am отшвырнуло на 500 футов, после чего он взорвался из-за возгорания топлива. Взрыв был настолько мощный, что потушить пламя удалось только на следующий день. Все, кто были на борту, погибли.

Когда команды спасателей выехали на полосу, они не бросились на спасение выживших на борту Pan Am. Вместо этого они устремились к горящим обломкам KLM. Целых двадцать минут в полном хаосе пожарные и спасатели думали, что им нужно справиться только с одной катастрофой.

Про самолет «Пан Ам» никто не подумал. Его двигатели все еще работали на полную мощность, так как в момент столкновения пилоты пытались развернуть самолет, но теперь проводка была повреждена и выключить двигатели было невозможно.

От столкновения половину крыши самолета сорвало, а пассажиров засыпало обломками. По салону быстро распространялось пламя, все обволакивал дым. Чтобы выжить, действовать надо было быстро. Надо было расстегнуть ремни безопасности, вылезти на неповрежденное крыло через обломки и спрыгнуть с высоты десять метров.

Вполне реальный план спасения, однако далеко не все сделали хотя бы попытку спастись. Некоторые люди подскочили, выбрались сами, помогли выбраться своим знакомым и другим людям и выбрались из самолета. Большинство же людей оставалось на своих местах в замешательстве.

Вскоре взорвался основной топливный бак, и все, кто находился на борту, погибли – за исключением 60 человек, успевших выбраться из самолета.

Как пишет Аманда Рипли в своей книге «Невероятно» (Unthinkable), последующее расследование показало, что на спасение у выживших была только одна минута, до того как взорвался топливный.бак.

За эту минуту еще несколько десятков людей успело бы спастись с горящего самолета, но они не смогли ничего предпринять, не смогли избавиться от овладевшего ими паралича.

Что это? Опять же — неуверенность. Бежать? Не бежать? Спасут? Не спасут? Это опасно? Не опасно? Это да? Это нет? А может, всё обойдётся? А, может… Бах! И нету Кука.

Что же делать?

Само собой — ускорять мышление.

Как его ускорять? Да легко —

Мышление тем быстрее, чем более уверен человек.

Вы можете сказать: «Уверенность бывает ложной». Да, это так. Но мышление всё равно быстрее. И, само собой, ответственность каждого человека

  • а) ускорить мышление, повысив уверенность
  • б) пользоваться для мышления истинными данными.

Но сейчас мы говорим лишь о повышении уверенности.

Итак, как повысить уверенность и ускорить мышление?

Для этого существуют тысячи методик и сотни направлений. Среди них есть как истинные, так и ложные. Как отличить одни от других?

Критерий один — когда вы работаете над собой, и ваша уверенность растёт — вы на правильном пути. Но если вы всё больше и больше сомневаетесь, всё больше и больше колеблетесь, всё больше «думаете»… Тогда это неправильный путь.

Какие пути существуют?

  • Хороший путь Норбекова — он здорово повышает уверенность, но справляются лишь самые уверенные.
  • Хороший путь гимнастики Белояр — уверенность растёт, но в меньшем количестве областей (только по управлению телом).
  • Есть путь прояснения слов , но сложно самому разобраться (хотя если въехал в тему — не остановить 🙂).
  • Есть путь одитинга. Но здесь нужно РАБОТАТЬ, пахать и отпахивать. Далеко не всем по плечу.
  • Есть путь обучения — когда вы из уверенности сплетаете прочную «кольчугу» соединённых и связанных фактов и законов. Здесь тоже сложно — но проще в том смысле, что вы сами решаете, что с чем сплетать для получения уверенности. Да и источников знаний полно.

Путей множество… Осталось выбрать тот, который подходит именно вам.

А теперь ответ на вопрос в начале статьи:

Как связаны уверенность, мышление и эмоции?

Ответ прост: чем больше уверенность, чем скорее мышление — тем лучше человек себя чувствует. Это энтузиазм, сильный интерес и прочие эмоциональные «вкусняшки».

Чем меньше уверенность, тем медленнее мышление, и тем хуже самоощущение.

  1. Вы злитесь? Значит, есть неуверенность. И вы можете предсказать, как «быстро» вы будете думать по отношению к тому, на что злитесь.
  2. Вы боитесь? Значит, вывод: неуверенности ещё больше, а скорость мышления ещё ниже.
  3. Вам всё безразлично? Неуверенности под потолок. Ещё чуть-чуть, и причина безразличия поглотит человека. О скорости мышления здесь мы вообще не говорим.

Итак, теперь у вас есть критерий оценки скорости мышления и уверенности — эмоция.

  1. Чем выше и лучше эмоция, тем быстрее думает человек, и тем больше он уверен.
  2. Чем более низкая, более разрушительная, более подавляющая эмоция — тем медленнее думает человек и тем меньше уверенности.

Вывод прост: вы чувствуете отрицательную эмоцию по отношению к чему-то? Значит, у вас есть над чем работать.

Вы чувствуете положительную эмоцию по отношению к чему-то? Значит, вы можете ещё больше увеличить и знания, и уверенность в этой области.

Удачного ускорения мышления и увеличения уверенности!

Пишите ваши вопросы и делитесь победами в комментариях!

Заторможенность мышления по научному называется «брадипсихия ». Не апатия и не инертность мышления. Это совершенно другие состояния, имеющие под собой другие патофизиологические и психические основы. Брадипсихия – симптом, чаще появляющийся в преклонном возрасте. Во всяком случае, у большинства людей заторможенность мышления ассоциируется именно с неспешными и велеречивыми старцами. Однако она может возникнуть и в молодом возрасте. Ведь под каждым проявлением нездоровья скрываются определенные причины.

Причины

Патофизиология процесса чрезвычайно сложна и не изучена до конца. Мышление, поведение, эмоциональный фон и многие другие достижения человеческого разума связаны с работой лимбической системы – одного из разделов нервной системы. А лимбикус, как раз-таки и не поддается расшифровке в должной мере. Поэтому в повседневной практике можно назвать лишь состояния – заболевания, при которых отмечается брадипсихия, но не ответить на вопрос, почему она появляется.

Сосудистые патологии . Острые, а чаще хроническиие нарушения мозгового кровообращения, возникающие в результате прогрессирования атеросклероза, гипертонической болезни, эмболии и тромбозов сосудов головы, являются причиной разрушения вещества головного мозга. В частности, страдают и структуры, отвечающие за скорость мышления.

Паркинсонизм и болезнь Паркинсона . Более узкие, но от того не менее часто встречающиеся патологии, одно из проявлений которых – замедленность мышления. Помимо этого удручающего окружающих пациента людей симптома (сами больные на поздних стадиях развития этого типа патологии не замечают за собой никаких изменений) есть множество других, не менее неприятных. Например, мысли становятся не только медленными, но и вязкими, человек становится прилипчивым, назойливым, речь медленная, часто путанная.

Эпилепсия . На поздних стадиях развития болезни, когда врачи отмечают разрушение личности в результате прогрессирования недуга, заторможенность имеет место быть, как и многие другие признаки изменения мышления.

Шизофрения . Так же, как и при эпилепсии, при шизофрении брадипсихия не является ранним признаком патологии.

Депрессивные состояния и депрессия . Психическое заболевание, характеризующееся обилием симптомов, зачастую маскирующихся под соматические проблемы – вплоть до зубной боли или ишемической болезни сердца. Среди них есть и вялость мыслей.

Гипотиреоз . Недостаточность работы щитовидных желез. При данной болезни описываемый симптом чрезвычайно характерен и появляется одним из первых появляющихся.

Токсические брадипсихии . Такой группы заболеваний в международной классификации болезней, конечно, нет. Но название все же максимально четко описывает причины появления симптома – интоксикация организма, будь то алкоголь, соли металлов, наркотики или токсины микроорганизмов.

Разумеется, при таком большом количестве заболеваний, количество видов лечения тоже должно быть велико. К сожалению, пока ученые окончательно не разобрались с работой головного мозга, этих видов не так много, как хотелось бы.

Лечение

Общие профилактические меры . Чем больше нагружен мозг, тем лучше он работает. Неиспользованные в течение жизни нервные клетки благополучно отмирают за ненадобностью в буквальном смысле. Соответственно, уменьшается и резерв психики. Изучение нового возможно в любом возрасте, но после тридцати лет значительно осложняется замедлением развития новых межнейрональных связей. Нагружать головной мозг можно чем угодно, лишь бы это не было привычным для него. Изучение нового языка, решение математических задач, освоение новых наук, изучение исторических архивов и их осмысление. Но! Решение кроссвордов, сканвордов и тому подобное – все равно, что заучивание большой советской энциклопедии. Сухая информация занимает только клетки, отвечающие за память, но не за мышление. Двигательная активность также помогает поддерживать мозг в «рабочем» состоянии. С чем это связано, сказать сложно.

Сосудистая терапия . Привести сосуды в состояние, соответствующее двадцатилетнему возрасту невозможно, тем не менее, частичное восстановление возможно, чем и пользуются врачи, назначая соответствующие препараты.

Ноотропы и нейропротекторы . Более специфическое лечение, помогающее восстановиться нервным клеткам.

До посещения врача пациент может заниматься только профилактикой – все медикаментозное лечение имеет значительное количество противопоказаний, которые учитывает специалист, совершая выбор в пользу того или иного средства. Обратиться же к врачу в случае брадипсихии нужно обязательно – нет ни одной «легкой» причины такого состояния психики.

Замедление (заторможенность) мышления характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей. Сами больные говорят о чувстве затруднения мышления, об ощущении своей интеллектуальной несостоятельности, жалуются, что у них «мало мыслей». У таких лиц отмечается существенное замедление темпа ассоциаций, отчетливо проявляющееся увеличением латентного периода словесных реакций в ассоциативном эксперименте. Замедленное мышление характеризуется уменьшением количества представлений, оно малоподвижно, инертно. Затруднен переход от одной мысли к другой. Это приводит как бы к застреванию на мысли. Такое явление обозначается как моноидеизм. Можно думать, что он играет существенную роль в стойкости бредовых переживаний у больных с замедленным мышлением. Хотя уровень процессов обобщения и отвлечения при этом не снижен, отмечаются затруднения осмысления. В своих рассуждениях больной медлителен, с трудом подходит к цели, испытывая затруднения и в формировании словесного отчета о ходе мыслей. Качественное изменение мышления проявляется и в том, что страдает его направленность – больные жалуются на невозможность закончить процесс размышления, говорят, что им трудно довести свои рассуждения до конца.

Представление больного о цели мыслительной деятельности существенно не страдает, но формируется оно значительно медленнее, чем у здорового человека. Но, даже осознав цель мышления и не обнаруживая снижения интеллектуального уровня в своей мыслительной деятельности, больной ее либо вовсе не достигает, либо достигает лишь частично и с большим трудом. Замедление мышления одинаково сказывается в затруднениях как формирования цели мышления, так и в достижении этой цели, т. е. в результативности мыслительной деятельности.

Замедленное мышление часто входит в структуру брадипсихизма, включающего замедление и других психических функций – речи, эмоциональной реактивности, психомоторики.

Замедление мышления по своим клиническим проявлениям противоположно ускорению мышления и чаще всего наблюдается при депрессивных состояниях, при астении. Классическая картина замедленного мышления наблюдается при циркулярной депрессии. Тугоподвижность протекания мышления, моноидеизм, своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (наиболее актуальными представляются больному отрицательно эмоционально окрашенные мысли и неприемлемыми – мысли, противоречащие грустному настроению), что способствует возникновению у больных бредовых идей самообвинения, самоуничижения, греховности.

Замедленное, заторможенное мышление наблюдается и при органических поражениях головного мозга, например при некоторых формах эпидемического энцефалита, опухолях головного мозга, в этих случаях оно тесно связано с явлениями брадипсихизма. Причина замедленного мышления в этом случае – общее замедление темпа психических процессов в связи с патологией подкорковых образований лобных отделов и ствола мозга.

Замедленное мышление может наблюдаться и при шизофрении, главным образом при мутизме, отмечающемся в дефектных состояниях, при наличии выраженных эмоционально-волевых изменений, бедности побуждений. При этом имеют место как значительная заторможенность мыслительного процесса, так и снижение моторно-речевой деятельности, затруднения вербализации мысли.

Е. Bleuler (1920) указывал на то, что мутизм может иметь в своей основе различные причины (негативизм, бредовые переживания, наличие императивных, запрещающих больному разговаривать галлюцинаций). Однако главная его причина – обеднение душевного мира больного шизофренией, безразличие к задаваемым ему вопросам, отсутствие интереса к окружающему. В ряде случаев шизофренический мутизм отражает присущую этому заболеванию парадоксальность протекания психических процессов. Например, в кататоническом ступоре больной не отвечает на обычную речь, но обнаруживает естественную реакцию на тихую, шепотную речь (этот признак трактуется с точки зрения концепции И. П. Павлова о гипноидно-фазовых состояниях и поэтому носит название симптома Павлова). Другим таким симптомом является симптом последнего слова (К. Kleist, 1908) –больной отвечает на вопрос уже после того, как задававший его удалился из комнаты.