Главная · Правильное питание · Техники телесной терапии. Телесно-ориентированная психотерапия. Телесно-ориентированная терапия, упражнения при панических атаках

Техники телесной терапии. Телесно-ориентированная психотерапия. Телесно-ориентированная терапия, упражнения при панических атаках

Ещё Сократ говорил, что нельзя лечить глаза без головы, голову без тела, а тело без души. У любого человека есть не только физическое тело, но и интенсивная психическая жизнь, поэтому и болезни у него бывают телесные и душевные. Ещё в начале 50-х годов прошлого века основатель психосоматической медицины Ф. Александер выделил третий класс болезней – психосоматические, то есть такие телесные болезни, которые вызываются психологическими причинами. А немного позже известный австрийский психотерапевт, ученик Фрейда Вильгельм Райх заложил основы нового направления психотерапии, которая позже получила название телесно-ориентированная терапия (или ТОТ).

Позднее упражнения и техники, направленные на работу с телом, продолжали разрабатывать и совершенствовать такие психотерапевты, как Ида Ролф (основательница рольфинга), Герда Бойесен (основательница биодинамики), Мэрион Розен (создательница розен-метода) и Александр Лоуэн (основатель биоэнергетического анализа). В России телесно-ориентированная психотерапия сегодня представлена множеством превосходных психотерапевтов. Одним из них является Владимир Баскаков, предложивший свои собственные техники и упражнения в рамках инновационного метода «Танатотерапия».

Характеристика

Основной идеей, которую проповедует телесно-ориентированная психотерапия, является то, что все наши переживания на протяжении всей жизни сказываются на особенностях мышечной динамики и формируют хронические мышечные зажимы, воздействуя на которые, можно лечить неврозы и разнообразные психосоматические расстройства. Иногда помимо названия «телесно-ориентированная психотерапия» вы можете услышать название «соматическая психология», что тоже будет верным. Помимо сугубо психотерапевтических целей, телесно-ориентированная терапия используется для решения дородовых и перинатальных проблем человека.

«Сома» в переводе с греческого означает «тело». Соматическая психология всегда направлена на изучение взаимодействия тела и ума, взаимоотношения нашей физической материи и нашей энергии, взаимодействие наших психофизических структур с нашими мыслями и действиями. Телесные упражнения и техники этого направления психотерапии опираются на философию, медицину, физику, другие направления психологии, бесчисленные тысячи часов наблюдений за людьми и клинический опыт. Телесно-ориентированная психотерапия рассматривает тело и душу человека как неразрывное целое, создавая возможности для исцеления, роста и трансформации человеческого организма. Она стремится перенести акцент с когнитивных/аналитических процессов на проблемы, которые относятся к физическому состоянию человека, а также к дородовой и перинатальной сфере.

Ориентация на тело

Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, обращает внимание на физические состояния и симптомы, считая их способом проявления человеческого существования. До появления этого направления психотерапии расщепление тела и ума, при котором тело считалось областью воздействия врачей, а ум и эмоции – прерогативой
психотерапевтов, было настолько сильным, что такая идея единства тела/ума сначала воспринималась общественностью как нечто странное и подозрительное. Лишь в последние двадцать пять лет эта концепция взаимодействия физиологических, психологических и духовных процессов стала очень популярной. На сегодняшний день существует множество различных форм телесной психотерапии, которые предлагают самые разные техники и упражнения. Все эти методы стремятся обратить наше внимание на то, что каждый человек имеет неотъемлемое право на здоровое и оптимальное функционирование, используя непосредственный физический опыт нашего тела в качестве лечебного средства. Телесно-ориентированная психотерапия также способствует постоянному росту и трансформации человека посредством осознания нашей интегративной сущности такой, какой она была задумана.

Давайте рассмотрим основные понятия, которыми оперирует телесно-ориентированная терапия.

Влияние на духовное развитие

Что мы знаем о человеческой природе? Каковы наши взгляды на здоровье и болезни? Как влияет на наше состояние ранний опыт детства и непосредственный жизненный опыт? Посредством чего меняются люди? Можем ли мы измениться, используя техники и упражнения, направленные на повышение нашей осведомленности и понимания? Что случается с нами, когда мы отпускаем старые энергетические паттерны? Меняемся ли мы, изменив своё поведение и привычные движения?

Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что наше здоровье напрямую зависит от того, как мы управляем этой реальностью. Болезни тела и души возникают тогда, когда мы вынуждены идти против своей истинной природы. Такого рода убеждения формируют основу телесного лечебного воздействия. Все телесно-ориентированные психотерапевты работают по-разному. Одни из них работают с группами, другие сосредоточены на терапии семейных пар, а третьи заинтересованы в индивидуальной психотерапии. Помимо этого, телесно-ориентированная терапия может быть направлена на разрешение конфликтов, повышение эффективности труда и другие общественные проекты. Некоторые упражнения и техники этого направления психологии делают основной акцент на творческом самовыражении. Иногда телесные техники сосредотачиваются на узком исцелении, в то время как в других случаях такие упражнения позволяют человеку работать над своим духовным ростом и трансформацией.

Развитие духовности

Пожалуй, одним из самых важных вкладов соматической психологии является как раз её влияние на развитие духа и духовности. Обычно мы думаем о духовности как о бесплотной части себя, свободной от оков плоти. Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что такое понимание духовности очень далеко от истины.
Слово «дух» у славян было тождественно понятию «дыхание». Именно посредством правильного дыхания мы можем найти себя и выйти за привычные границы сознания, многие из которых зафиксированы в опыте внутриутробного и младенческого развития.

Когда мы ощущаем наши тела посредством дыхательных техник и других телесных упражнений, мы получаем возможность сбалансировать свои мысли, развить фантазию и избавиться от физических или эмоциональных страданий. Соматическая психология рассматривает человеческое тело как храм, священное место. К сожалению, многие из нас слышали, что мы должны отказаться от удовольствий плоти, ибо они приведут нас к греху. Такая извращённое представление о своём теле до сих пор вызывает у многих людей огромные страдания, поэтому соматические практики стремятся избавлять людей от таких предубеждений, восстанавливая тело как неотъемлемую часть личности, которая заботится о наполнении нашего организма энергией. Если мы заботимся о своём теле, живём в соответствии с его законами, мы способны излечить и себя, и весь мир.

Влияние на тело внешних событий

Любое событие, которое происходит во внешней жизни, воздействует на всё наше существо: физическое, эмоциональное, когнитивное и духовное. Каждое событие проникает в наше тело через сенсорные системы, отражаясь на состоянии всего нашего организма, в том числе и ума. Таким образом, любое событие меняет физическую структуру тела, а также эмоции и мысли. Если мы мыслим позитивно, наши мышцы и органы также чувствуют себя превосходно. Получение любого физического, эмоционального, когнитивного и поведенческого опыта влияет на весь организм человека. Поэтому задача телесно-ориентированной терапии стоит в том, чтобы выявить эти воздействия и проработать их посредством специальных упражнений.

Энергия

Человек является уникальной энергетической системой. Наша энергия определяет наполнение и проявление нашей жизни. Энергия – это движущая сила нашего организма, которую можно повысить или уравновесить, используя телесные техники и упражнения. Энергия – это своеобразное топливо, с помощью которого мы прогрессируем по жизни. Энергия – это божественная искра, с помощью которого мы познаем себя как личность. Мы можем ощущать свою энергию пульсирующей, подобно синусоиде, или полностью захлёстывающей нас, подобно океанской волне. Наша энергия приходит и уходит, благодаря чему наши эмоции усиливаются и уменьшаются. Энергия, материя и пространство являются тремя составляющими Вселенной.

Соматическая психология уделяет пристальное внимание человеческой энергии. Формы и способы нашего энергетического взаимодействия с внешним миром определяют наше представление о том, кто мы такие и как мы должны действовать. Будет ли человек сжиматься при стрессе или, скорее, взорвётся? Какие события способны полностью выжать вашу энергию, а какие – вызвать её прилив? Именно через энергетические паттерны мы начинаем осознавать, что представляет собой окружающий мир и мы сами. Все жизненные события рассматриваются в рамках телесно-ориентированной терапии как способ стимуляции нашего энергетического потока.

Движение

Движение занимает центральное место в соматической психологии. Именно движение является проявлением жизни – это и биение сердца, и дыхание лёгких, и пульсирование нейронов мозга. Отсутствие движения называется смертью или переходом в неодушевлённое состояние. Любое движение рассматривается как определённый тип вибрации. Любой пульсирующий процесс (расширение или сжатие, вдох или выдох) рассматривается как первичное проявление жизни. Одной из важнейших задач телесно-ориентированной терапии является восстановление системной моторики и пульсации в организме.

Некоторые упражнения телесно-ориентированной терапии являются классическими и практически неизменными – это выражение себя через дыхание, вокал и движения. Эти способы эффективно восстанавливают здоровую вибрацию энергии, и позволяют человеку осознать в себе её наличие. Большинство телесно-ориентированных психотерапевтов считает, что тело можно условно разделить на несколько энергетических сегментов или зон. Они утверждают, что разные сегменты обладают разной формой и функциями, а также хранят в себе разные воспоминания, эмоции, проблемы и травмы. Так, анализ сегментов тела, предложенный В. Райхом, можно соотнести с восточным учением о чакрах (или энергетических центрах в теле человека). Энергетические блоки в разных сегментах характерным образом проявляются через психические аффекты, позы и движения, вызывая конкретные физические и душевные недуги.

Вот эти области, сверху вниз:

  1. Глазной сегмент (зажимы вокруг глаз) – отражает проблемы, связанные с тем, что мы видим.
  2. Оральный сегмент (рот, челюсти, горло) – отражает проблемы человека, связанные с невозможностью быть услышанным, а также проблемы питания и принятия.
  3. Грудной сегмент (грудь и диафрагма) – гнев и печаль, неприятие и тоска.
  4. Сегмент живота – страх, проблемы пищеварения.
  5. Тазовый сегмент (репродуктивные и выделительные органы) – сексуальность, витальность, выживание и поддержка.

Некоторые телесно-ориентированные психотерапевты также обращают внимание на ноги, поскольку они связаны с заземлением человека.

Тело как метафора

Соматическая психология рассматривает тело как шаблон, план, или метафору всего жизненного опыта. Это представление находит отражение в нашей речи. Когда мы говорим, что какой-то человек сидит у нас на шее, это означает, что мы несём за него ответственность. «Устал так, что не чувствую ног» – говорит человек, нуждающийся в заземлении.
Телесно-ориентированные терапевты всегда обращают внимание на слова и представления человека о своём теле, чтобы оценить, и организовать его опыт.

Когда мы находимся под влиянием другого человека, все наше существо перестраивается. Наша позиция, позиция и жесты видоизменяются, чтобы соответствовать представлению значимого человека. Ребёнок учится проявлять свои эмоции такими способами, которые соответствуют эмоциональному климату его семьи. Поэтому в нашем теле фиксируются все символы, истории и архетипы нашего детства, и мы продолжаем использовать их, даже будучи взрослыми. Упражнения телесно-ориентированной терапии позволяют снять эти навязанные паттерны, позволяя человеку получать непосредственный опыт собственной энергии и движения.

Поток энергии и социум

Поток энергии определяет все наши активные действия. Когда кто-то хвалит нас, кровь приливает к щекам и делает их горячими. Когда мы боимся, то чувствуем пустоту в желудке. Если нас критикуют, то это отражается спазмами в районе груди. Вся эта энергия затем проявляется в виде поведения, например, выражаясь в виде эмоций. Одним из важных понятий телесно-ориентированной терапии является то, что наша энергия не может быть плохой. Большинство патологий организма возникает как наказание за неспособность или невозможность выражения энергии. Сколько проблем возникает вследствие того, что нам говорят, что мы ведём себя слишком возбужденно, слишком громко, слишком сексуально, слишком активно?

Вильгельм Райх называл современное общество основной подавляющей силой, которая лежит в основе всех болезней. Современные телесно-ориентированные психологи считают, что неумение контролировать свою энергию потенциально опасно для общества. Поэтому телесные упражнения и практики направлены не только на то, чтобы вернуть человеку ощущение пульсации энергии, но и её отслеживание, а также проверку сенсорной осведомленности. Хотя ранние практики, как правило, использовали взрывные и интенсивные упражнения (например, удары ногами и руками, крики и стоны), сейчас рассматриваются другие, более социальные, варианты для освобождения старых зажимов и запретов, например ограничение или уменьшение движений, речи и других проявлений. Многие психотерапевты теперь предпочитают использовать такие упражнения, которые позволяют человеку более точно осознавать свой внутренний опыт.

Однажды, когда я только начинала пробовать свои силы в психотерапии, ко мне на занятие пришли подростки. «Здравствуйте, – сказали они, – мы на аэробику к психиатру». Забавно, но именно так молодые люди восприняли программу, основанную на использовании методов телесно-ориентированной психотерапии. С тех пор мы с коллегами в шутку называем свои занятия психиатрической аэробикой.

А между тем телесно-ориентированная психотерапия – одно из наиболее эффективных направлений в современной психотерапии. Своими истоками она восходит к позднему психоанализу, а ее родоначальником стал ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх. Для Райха работа с телом стала одним из способов вернуть своим пациентам душевное равновесие и комфорт. Он ввел понятие защитной «брони», или «панциря», характера – совокупности защитных механизмов, которые блокируют переживание той или иной эмоции. «Броня» формируется по мере взросления, когда мы учимся вести себя в соответствии с требованиями общества.

В результате нам приходится подавлять свои первичные – инстинктивные – порывы. Однако их энергия никуда не девается – мы просто загоняем её внутрь себя, уплотняя свой панцирь. В дальнейшем с помощью брони мы как бы гасим тревогу, связанную с внешними и внутренними проявлениями, которые вызывают страх. Броня характера позволяет нам оставаться в социальноприемлемых рамках, но при этом мы часто перестаем чувствовать контакт со своим внутренним «я», всё беднее проявляем свои эмоции, что, в конечном итоге, лишает нас возможности получать удовольствие от жизни и работы. В результате исследований Райх пришел к заключению, что панцирь имеет не только психологическую, но и физиологическую основу. Другими словами, он существует не только на уровне психики, но и на уровне тела, где проявляется в постоянном мышечном напряжении – зажимах. Наша физическая оболочка – это надежное хранилище самых разнообразных и часто противоречивых переживаний. Тело, так же как и мозг, хранит в себе опыт, который мы получаем в течение жизни.

Взять для сравнения тело ребенка и тело взрослого. Ребенок расслаблен, его движения непосредственны и естественны. Взрослый же более напряжен, плюс ко всему у него уже готов целый набор выработанных движений-привычек: походка, поза, жестикуляция… Они-то и задаются мышечным панцирем, с годами становящимся все жестче и жестче.

Связь тела и души неразрывна. Так, пребывая в хорошем настроении, мы или расслаблены, или находимся в состоянии приятной активности – нам хорошо и душевно, и физически. При плохом настроении мы обычно напряжены, что особенно заметно по лицу. Отсюда дискомфорт и физический, и психологический. И наоборот – если мы плохо себя чувствуем, то и на душе покоя нет; если же с телом всё в порядке, душа спокойна. Таким образом, повлияв на тело, можно по­влиять и на душу.

Райх выделил семь телесных уровней (поясов), на которых формируется мышечный панцирь: уровень глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Метод Райха, получивший название характероаналитической вегетотерапии, предполагает постепенную проработку всех уровней сверху вниз; считается, что каждый следующий (тот, что ниже) сдерживает более глубокие и значимые незавершенные эмоциональные переживания. Проработка с помощью особых манипуляций (сам Райх использовал массаж) и специальных упражнений дает возможность заново пережить недопережитый опыт, навсегда избавиться от связанного с ним эмо­цио­наль­но­го негатива и восстановить свободное течение энергии в теле. Вообще, Райх был неутомимым исследователем, для него не существовало формальных запретов и рамок.

Долгое время проработав в Австрии, в 1939 году он получил приглашение от Американского психосоматического движения. К тому моменту Райх создал свою лабораторию «оргонной энергии» (этим термином он определял универсальную энергию, которая движет объектами во вселенной и одновременно является биоэнергией живых существ). По словам самого Райха, ему удалось сконструировать так называемый оргонный аккумулятор – устрой­ство, генерирующее оргонную энергию. Исследования показали, что больные, пользовавшиеся аккумуляторами, волшебным образом излечивались от своих – порой серьезных – недугов. Но, несмотря на успешность практики, деятельность Райха оказалась под запретом. Из-за нарушения судебного постановления, запрещающего производство оргонных аккумуляторов, Райх был осужден. Он умер от сердечного приступа в федеральной тюрьме США.

Биоэнергетика А. Лоуэна

Эстафету развития телесно-ориентированной психотерапии перенял американский психотерапевт Александр Лоуэн, создавший биоэнергетическую концепцию. В биоэнергетике Лоуэна, в отличие от вегетотерапии Райха, работа строится не на проработке одного за другим поясов мышечного панциря, а варьируется в зависимости от информации, которую терапевт получает, исследуя физическое и психическое состояние клиента.

Классическая сессия Лоуэна начиналась с дыхательных упражнений, выполнявшихся в положении стоя или сидя, откинувшись на спинку стула. Он также активно прибегал к методу напряженных поз, при которых происходил активный выброс адреналина и возникало мышечное напряжение. Мышечное напряжение влияет на подвижность, поэтому в напряженном состоянии можно обнаружить, какие участки тела скованы, а какие свободны. Основная напряженная поза, которую использовал Лоуэн, это арка (дуга), прогиб назад в положении стоя. Если при выполнении позы можно провести воображаемую перпендикулярную линию от точки между лопатками до точки между стопами, то энергия в теле перемещается свободно. Если же тело жесткое или, наоборот, слишком гибкое, то добиться правильного положения в арке практически невозможно. Эта поза помогает обнаружить заблокированные зоны в теле, в которых происходит накопление энергии. А вот высвободить ее позволяет массаж этих областей или надавливание на них.

В своей книге «Язык тела» Лоуэн приводит следующий пример. Как-то к нему на сеанс пришла молодая женщина, мать двоих детей. Она была хорошей хозяйкой, но жаловалась на раздражительность и на то, что отношения с мужем не приносят радости. Выразиться конкретнее она не могла, но чувствовала, что терапия может ей помочь. Вот как Лоуэн описывает ее внеш­ность: «Она была невысока ростом, с изящной фигурой, но слишком большой для ее комплекции головой и крупным выразительным лицом. Живые глаза, прямой небольшой нос, немного неправильной формы рот и тяжелая нижняя челюсть. Коротковатая шея соединяла голову с хрупким телом, вполне пропорциональным, если не считать слишком узких плеч. У нее была кукольная внешность. Плечи были не только узкими, но и напряженно выдвинутыми вперед, так что при ходьбе казалось, будто руки болтаются на искусственных шарнирах. Такое же впечатление оставляли и ноги».

Оказалось, что женщина была единственным ребенком в семье. Мать хотела, чтобы девочка всегда и всем нравилась, и внушала дочери, что, если та не будет милой, нежной и ласковой, ее никто не полюбит. В результате девочка превратилась в куколку с ангельской внешностью и покладистым характером. Она всячески подавляла гнев и раздражение. Все это, как диагностировал Лоуэн, привело к тому, что грудная клетка, спина и таз стали жесткими, а сжатые челюсти, по его мнению, свидетельствовали о намерении женщины всегда во что бы то ни стало оставаться пай-девочкой.

Анализ также показал, что, выполняя свои повседневные дела (с ними она, кстати, прекрасно справлялась), пациентка направляла всю свою энергию на то, чтобы сделать всё правильно и нигде не ошибиться. На первом же сеансе Лоуэну удалось заставить ее расслабить челюсти. Как только это произошло, женщина разрыдалась: обида и напряжение, сдерживаемые крепко стиснутыми зубами, вырвались наружу. Затем с помощью специальных упражнений он помог ей освободить и подавляемый годами гнев. «С каждым сеансом кукла оживала, – пишет Лоуэн, – соответственно менялась и наружность пациентки. Руки и ноги окрепли, плечи расширились и распрямились, в лице появились черты зрелой женственности. Жалобы, с которыми женщина приходила ко мне, прекратились».

Плачь, плачь, танцуй, танцуй

Танцевально-двигательная терапия – это исследование своего тела и «я», а также своих стереотипов и взаимоотношений с окружающими через танец и движение. Развитие этого направления связывают с такими танцовщиками, как Фредерик Мэтиас Александер, Рудольф фон Лабан, Айседора Дункан, Мэри Вигман и др. Главным для них было выражение неповторимой индивидуальности танцующего, непосредственная эмоциональная жизнь человеческой личности. На тренингах по танцетерапии большое внимание уделяется характеру движений. Дело в том, что в движении, как и во всем остальном, есть что-то, чего мы не можем принять. Так, достаточно часто женщины подсознательно считают для себя неприемлемыми «мужские» – резкие и сильные движения, а мужчины – «женские» – плавные и медленные. Вместе с тем источник нашей силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти. Преодолев этот страх и приняв то, что раньше казалось чуждым, мы освобождаемся от ограничений и стереотипности поведения. А это, в свою очередь, дает нам более мощный ресурс для преодоления жизненных трудностей.

Танцетерапия – это не выполнение формальных танцевальных па, а естественный, спонтанный поток движений. Она идеально подходит тем, кто по каким-то причинам не в состоянии выразить свои эмоции иначе. Более того, считается, что самопроизвольный танец стимулирует энергетические каналы, а потому высвобождает заблокированную энергию и способствует ее равномерному течению по всему организму. Самое главное – чувствовать себя в танце свободно и раскрепощенно, так, чтобы ощутить релаксацию в движении. В этом случае танец будет воздействовать не только на мышцы, но и на сознание, полностью преображая эмоциональную и духовную сферы танцующего.

Все ровно

Еще одно направление в телесно-ориентированной психотерапии – это рольфинг, или структурная ин­те­гра­ция. Оно носит имя своей основоположницы Иды Рольф, биохимика и физиолога. Рольф считала, что телу необходимо вернуть ровность и симметрию. Основные методы структурной интеграции – массаж и растягивание. По мнению Рольф, расслабление соединительной ткани больше, чем что-либо другое, выталкивает на поверхность воспоминания раннего травмирующего опыта, пережить который очень важно. При этом можно его вербализировать, но нельзя зацикливаться на его анализе. В результате человек возвращает себе утраченное душевное спокойствие.

Найти и обезвредить

Итак, телесно-ориентированная психотерапия задействует множество методов и техник, но общим в них является работа с телом. Ее можно назвать гомеопатическим методом работы с психологическими проблемами через активное взаимодействие тела с внешней средой, к которой относятся как психотерапевт, так и подручные средства психотерапии. Когда через ощущения в теле мы понимаем, что происходит с нашей психикой, осознание становится более конкретным, материальным, что позволяет быстрее обнаружить проблему и справиться с ней.

Вашему вниманию, уважаемые посетители сайта сайт , предлагается узнать, как телесно-ориентированная психотерапия — ее упражнения — в купе с психоаналитической и другими техниками психологического лечения, поможет вам избавиться от многих невротических и личностных расстройств — от стресса и депрессии, до фобий, панических атак и серьезных неврозов.

Телесно-ориентированная терапия упражнения для личного пользования

Прежде чем использовать упражнения, вам стоит узнать, что такое телесно-ориентированная терапия и как она работает.

Райх ввел такое понятие как «мышечный панцирь» , исходя из того, что страхи и другие эмоции человека подавляются не только в подсознание (бессознательное), но и в мышцы, образуя тем самым мышечные (мускульные) «зажимы» и излишние психологические защиты , приводящие человека к невротическим расстройствам.

Телесно-ориентированная терапия поможет вам расслабить мышцы и, соответственно, отработать накопленные негативные эмоции. А психоанализ и другие психотерапевтические техники, избавят вас от негативов, сохраненных в подсознании.

7 групп мышц, образующих зажимы и панцирь с удерживаемыми эмоциями:

  1. область глаз (страх);
  2. область рта: мышцы подбородка, горла и затылка (гнев);
  3. область шеи (раздражение);
  4. грудная клетка (смех, печаль, страсть);
  5. область диафрагмы (ярость);
  6. мышцы живота (злость, неприязнь);
  7. область таза (возбуждение, гневливость, удовольствие)

Телесно-ориентированная психотерапия — упражнения для снятия мышечно-эмоциональных зажимов

  1. Начинаем снимать мышечный панцирь с области глаз.
  2. Для этого усядьтесь (или прилягте) поудобней. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов — расслабьтесь. Переключите фокус своего внимания на область глаз, отвлекитесь от внешнего мира и от насущных проблем — расслабьтесь еще больше.

    Выберите любую точку (пятно) напротив себя и сфокусируйте взгляд на ней. Представьте что-то страшное, ужасное, пугающее вас в этой точке и широко-широко расширьте глаза (как будто вы чего-то очень испугались).

    Проделайте это несколько раз.

    Сфокусируйте взгляд снова на точке, сделайте несколько вдохов-выдохов — расслабьтесь.

    Теперь, глядя на точку, сделайте круговые движения глазами (20 раз в одну сторону и 20 в другую).

    И, напоследок, выполните движения глазами влево-вправо, по диагонали и вверх-вниз — несколько раз.

    Закончите первое упражнение телесно-ориентированной терапии глубоким дыханием и расслаблением.

    Если у вас есть не отработанные глубокие стрессовые расстройства, перенесенные психотравмы , приносящие душевные страдания и переживания, то для их отработки вам поможет техника Шапиро (метод ДПДГ — Десенсибилизация Посредством Движения Глаз).

  3. Это упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на раскрепощение мышц орального спектра — подбородок, горло, затылок
  4. Чтобы отработать накопленные эмоции, разжав эти мышцы, вам придется немного «по обезьянничать» и «покривляться» перед зеркалом.

    Глядя на себя в зеркало, представьте как можно ярче, что вам хочется поплакать, даже пореветь в голос. Начните рыдать как можно громче, при этом имитируя реальный плач с гримасничаньем, искривлением губ, кусанием, громким рёвом…вплоть до имитации рвоты…

    Уделите этому упражнению несколько минут.

    Помните, что если вы будете вспоминать реальные ситуации из жизни, где вам хотелось пореветь (поплакать в голос), но вы сдерживали себя, вы удалите эмоции не только из мышц, но и из подсознания.

  5. Третье упражнение телесно-ориентированной терапии поможет вам разжать глубокие мышцы шеи, которые невозможно помассировать руками
  6. Здесь вам нужно изобразить гнев, злость, ярость, опять же ярко представляя такую ситуацию из жизни, и как следует покричать (поорать), можно со слезами… Изобразить рвоту и вопли… (цель — не надорвать голос и горло, а напрячь и расслабить мышцы).

    До кучи можно побить подушку, представляя себе объект гнева и агрессии.

    Упражнение выполнять до естественного «остывания» (отработки эмоции).

  7. Четвертое упражнение телесно-ориентированной психотерапии направлено на расслабление и разжатие мышц и органов грудной клетки, плеч, лопаток и всей руки
  8. Здесь важнейшим аспектом является правильное дыхание, направленное на глубокий вдох и полный выдох.

    Для выполнения этого упражнения вам подойдет дыхание животом , в отличие от обычного, грудного дыхания.

    Для раскрепощения мышц плечевого пояса, лопаток и рук, вам нужно поработать, например используя подушку (или боксерскую грушу), над нанесением ударов, страстного «удушения», сжатия кистями и разрывания руками предмета.

    При этом, как и в прошлых упражнениях, вам нужно ярко представлять ситуации из жизни, где вы сдерживали гнев, плач, громкий смех («ржач») и свою страсть (например в сексе).

  9. Здесь, в пятом упражнении, телесно-ориентированная терапия направлена, в первую очередь, на работу с диафрагмой, используя диафрагменное дыхание , как и в предыдущем упражнении.
  10. Вы четко можете обнаружить «мышечный панцирь» этой области тела, если ляжете на ровный пол и заметите «приличный» промежуток между полом и позвоночником. Это показывает излишнюю выгнутость позвоночника вперед, что, в свою очередь, затрудняет полный выдох и отработку эмоций.

    Поэтому, это упражнение, включающее работу с правильным, диафрагменным дыханием и имитацией рвотных движений, нужно выполнять после отработки первых четырех (области глаз, рта, шеи, груди).

  11. Телесно-ориентированная психотерапия в шестом упражнении поможет вам отработать зажимы мышц живота и поясницы — неосознанный страх нападения, злость, неприязнь…
  12. Здесь вы можете использовать дыхание животом (втягивание-выпячивание), как в четвертом и пятом упражнении. Напряжение и расслабление этих мышц. А также подойдет обычный оздоровительный, классический мануальный массаж этих областей.

    Следует помнить , что к шестому упражнению следует переходить после отработки первых пяти.

  13. И последнее, седьмое упражнение телесно-ориентированной терапии направлено на самую интимную область — область мышц таза, в том числе глубоких, которые затруднительно (или вообще невозможно) массировать руками, а также бедра, включая внутреннюю часть с областью паха, коленный сустав, голень и стопы с пальцами ног.
  14. Эта группа мышц — крестец, ягодицы и, особенно, глубокие мышцы тазового дна (лобково-копчиковая мышца, образующая лонно-влагалищную мышцу у женщин и лонно-простатическую мышцу у мужчин — так называемые «мышцы любви», а также лонно-уретральной и лонно-ректральной мышц у обоих полов) — отвечает за подавленное половое возбуждение и сексуальное удовольствие.

    Чтобы убрать этот панцирь и отработать гнев, накопленный в области таза, вам необходимо лечь на ровный пол и, создав мышечное напряжение, бить ягодицами по полу и лягать ногами. При этом можно кричать.

    Конечно, для мышц в области крестца, ягодиц и самих нижних конечностей, подойдет классический мануальный массаж, проведенный специалистом или обученным партнером.

    Мануально (руками) массировать глубокие «мышцы любви», для высвобождения чувства возбуждения, удовольствия и сладострастия — согласится далеко не каждый (не каждая), т.к. необходимо проникновение во влагалище и/или прямую кишку. Разве что это будет делать специально обученный сексуальный партнер, при том, к которому есть полное доверие.

    Но, в принципе, такого проникновения и не понадобится, т.к. освободить от эмоциональных зажимов глубокие интимные мышцы таза вы сможете и самостоятельно.

    Для этого вам подойдут упражнения не только телесно-ориентированной психотерапии, но и физические упражнения для лобково-копчиковой мышцы, разработанные Арнольдом Кегелем.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Термин "психотерапия" я использую очень условно. Ведь сам этот термин взят из медицины и подразумевает наличие терапевта и пациента. "Пациент" же в переводе с латинского означает "пассивный". И получается, что в этом формате по умолчанию закладывается ситуация доминирования терапевта, отсутствие равного взаимодействия.
А это совершенно не соответствует той работе, которую мы проводим на наших сеансах.
Никакого доминирования с моей стороны и никакой пассивности со стороны человека, пришедшего на этот сеанс, не подразумевается. Это очень живая, контактная, интерактивная работа. Скорее я бы назвал это "углубленное самоисследование", чем какая-то терапия.

Но поскольку термин "телесно-ориентированная психотерапия" сейчас довольно широко известен, понятен, и даже где-то популярен, я оставил его.

К тому же в этом термине содержится очень важное указание на работу с телом. Ведь наша работа действительно очень "телесно-ориентирована".
О чем бы мы ни говорили, что бы мы ни рассматривали, ни исследовали, мы постоянно слушаем тело, работаем с дыханием, периодически переключаемся на какие-то массажные, висцеральные или мягкие мануальные техники. Телесная работа тесно вплетена в это углубленное самоисследование.

И потому, пусть пока остается "телесно-ориентированная психотерапия", хотя и со всеми вышеозначенными уточнениями:)

Для начала покажем, как примерно выглядит стандартный сеанс телесно-ориентированной психотерапии в моей системе:

Душа и тело: тесная взаимосвязь

Любые психологические проблемы можно разделить на две основные категории. К первой категории относятся те проблемы, которые вызваны чисто внешними нагрузками или физическими травмами. Ко второй категории относятся проблемы, порожденные сверх-тяжелыми событиями личной истории, психическими травмами, потрясениями, стрессами, а так же просто особенностями характера - неуверенность, беспокойность, тревожность, раздражительность, обидчивость, саможаление или самобичевание и т.д.

Проблемы первой категории, как правило, для нас очевидны - жил человек нормально, попал в травматическую ситуацию (катастрофа, авария, нападение), получил травму, и в результате - боли, тугоподвижность и т.д.
Либо менее экстремальный вариант того же самого - человек начал постоянно работать за компьютером, и через какое-то время стала болеть шея, плечи... В обоих вариантах причина и следствие налицо.

А вот проблемы второй категории очевидны, к сожалению, далеко не всем, а лишь тем людям, кто имеет хоть какое-то представление о психосоматической связи психики и тела.
А связь эта колоссальна!

Возьмем очень распространенный пример: стандартная травма утраты. Скажем, внезапно ушел из жизни горячо любимый человек - друг, родственник и т.д.
Горе захлестнуло с головой.
И вот, день за днем, месяц за месяцем, человек живет, внутренне не приняв, не согласившись с этой утратой.
Внутренне, подсознательно, он сжался и где-то там, в глубине, упрямо твердит "нет, нет, нет, этого нет, этого нет, я не согласен, я не согласен"...
Он упрямо не хочет признать, он отказывается принимать этот факт, не смотря на то, что умом он все прекрасно понимает...
А через полгода он вдруг обнаруживает, скажем, тахикардию...
Или еще какой-то явный физиологический сбой в организме...

Сможет человек проследить, уловить, интуитивно отследить эту связь или не сможет - она всё равно существует !
И это издревле известно всем подлинным врачевателям.

Наше тело очень психологично!

Или можно сказать иначе - наша психика очень физиологична .

Все пережитые человеком душевные травмы, сильные психические потрясения и стрессы остаются в виде напряжения в нервной системе, что в свою очередь создает напряжение в мышцах тела, гладкой мускулатуре внутренних органов, и постепенно закрепощает их .

И получается, что человек долго-долго ходит к массажистам и мануальным терапевтам чтобы они наконец избавили его от мышечных болей или прострелов в позвоночнике, а причина этих проблем может лежать в каком-то психическом потрясении, сильном стрессе, произошедшим совсем недавно или далеко в прошлом...

Тоже самое касается многих болезней, в том числе хронических - человек ходит по врачам, принимает горы дорогостоящих лекарств без особых результатов, а причина болезни лежит в подсознании, ведь посттравматическое нервное напряжение влияет не только на мышцы, но и на физиологию.

Обращение к врачам и массажистам без проработки этого причинного уровня проблем, кардинально ничего не решает, и даже наоборот, осложняет ситуацию, ведь современные лекарственные препараты сами по себе довольно неоднозначны...

Что же делать с этим скрытым напряжением нервной системы? Как его снимать, как избавиться от последствий стрессов, застрявших в подсознании?

Методами современной телесно-ориентированной психотерапии.

Причем необходимо отметить, что в отличие от других психотерапевтических подходов, при решении проблем в рамках этой терапии, можно работать даже с НЕПРОГОВАРИВАЕМЫМИ ПРОБЛЕМАМИ - такими, о которых человек не в состояни говорить.

Обычно, приходя к психологу, человек должен рассказать о своей проблеме, описать её, обозначить...

А если человеку неудобно говорить об этой проблеме или описывать ситуацию, в результате которой возникла эта проблема?
Если у человека горло перехватывает при одной мысли о том, что с ним произошло или происходит сейчас?
Если при первых словах об этой проблеме у него сердце начинает давать сбои и давление резко подскакивает?
Если душит стыд, страх, отчаяние, боль?...
Ну и, в конце концов, если по роду своей деятельности человек не имеет права рассказывать о своей проблеме?

А проблема сидит в горле, в плечах, в спине, в нервах и не дает нормально жить... Приходится принимать лекарства, которые ничего по сути не решают, а только загоняют проблему вглубь...

Телесно-ориентированная психотерапия позволяет решать в том числе и такие проблемы.

Для начала работы, в принципе, никакой информации о проблеме не требуется, достаточно сказать"Докотор, у меня ЭТО" (в смысле - есть такой симптом ) - и можно работать...

Итак, телесно-ориентированная психотерапия работает через тонкое взаимодействие тела и психики для снижения негативной активации в нервной системе.

Данный подход имеет четкое нейробиологическое основание, и опирается на внутреннюю способность нервной системы к гибкому реагированию на стресс.

В любой период жизни человека некие сверхтяжелые для него события могут привести к изменению в нервной системе, которые негативно повлияют на чувства человека и его отношения с окружающим миром. Телесно-ориентированная психотерапия позволяет нервной системе внутренне интегрировать (иначе говоря "переварить") эти сверхтяжелые события и вернуть баланс психической и физической жизни человека.

С чем работает "телеска"?

1. Травма "свидетеля" - когда человек сам не вовлечен в катастрофическое событие, но был или является его непосредственным свидетелем. Например, человек был свидетелем авиа-, авто- или ж/д-катастрофы, теракта, стихийного бедствия.
Сюда же относятся ситуации, когда на глазах человека происходит какое-то тяжелое событие или процесс, например болезнь родственника или любимого, умирание близкого человека (напр. вялотекущая онкология, когда даже простое пребывание в онко- или туб-диспансере оставляет в душе тяжелый след). Или это может быть судебное преследование, тюремное заключение кого-то из близких.
К этой же категории травм относится ситуация, когда человек живет рядом с зависимым родственником - наркоманом, алкоголиком, игроманом и т.д.

2. Травма утраты - смерть людей, которые нам бесконечно близки и дороги, которые в нас бкувально "проросли" (или в которых мы сами "проросли"). Не смотря на то, что ум все понимает, и даже принимает (если, скажем, это естественная смерть очень пожилого родственника), эмоциональный план, нервная система, тело - переполнены болью. И боль эта не исчезает со временем, а лишь теряет свою внешнюю остроту.
Сюда же относятся ситуации потер и друзей или любимых в результате разрыва отношений, расставания (особенно если расставание произошло в результате обмана, навета, предательства и т д.).
Когда любимый человек уходит, и тем более бросает, то рана от такого события может быть не менее долгой и болезненной, чем смерть. Именно об этом, собственно, поется в известной песне: "расставанье - маленькая смерть " ...
К этой же категории травм относится вообще потеря чего-то очень ценного: какого-то социального-карьерного-культурного статуса, образа жизни, круга общения, рода деятельности, бизнеса, т.е. любые серьезные потери.Это может быть даже банальный переезд в другое место жительства.
И так же с юда относится утрата каких-то привычных "опор" существования, к которым человек привык, которые уже прочно включились в обменный цикл, но от которых он решил отказаться: курение, алкоголь, и прочие пристрастия. Когда человек "бросает" или "завязывает", осознав на умственном плане весь тот вред, который он приносит своему здоровью, организм неизбежно проходит период "ломки", когда возникшая пустота еще ничем позитивным не заполнена. Соответственно, чем сильнее и длительнее была привязанность, пристрастие, тем глубже и болезненнее будет ломка.

***Хочу отметить важный момент - здесь имеется в виду ситуация, когда человек УЖЕ РЕШИЛ И УЖЕ БРОСИЛ, а не ситуация, когда он еще только хочет бросить или, тем более, ситуация, когда кто-то (родные, знакомые и т.д.) хочет, чтобы человек бросил. Моя сфера - это именно ситуация, когда человек САМ решил и САМ сделал шаг - то есть это именно травма утраты - утрата, которая уже состоялась. ***

3. Травма сильного воздействия : техногенные катастрофы (авто-, мото-, авиа-, производственные и т.д.), природные катастрофы. Синдромы сдавления, падения. Сильный испуг.
Сюда же относится ощущение стыда (скажем, когда ребенка стыдят перед всем классом), состояния унижения/презрения/глумления и сексуальные домогательства.

4. Травма нападения : вооруженное нападение, взятие в заложники, изнасилование, ограбление.

5. Медико-стоматологическая травма : оперативное вмешательство, анестезия, интоксикация, отравление, госпитальный синдром.

6. Глобальная активация : перинатальный дистресс, родовая травма, утопление, удушение, применение галлюциногенов и т.д. Сюда же относятся ночные кошмары, проблемы страшных снов.

Перечень травмирующих событий, оставляющих в душе человека раны, можно продолжить еще и еще. Но для общей картины вполне можно ограничится вышеприведенным списком.
Отметим только, что даже если каких-то сверхтяжелых событий и связанных с ними мощных потрясений, в жизни человека на его памяти не случалось, многие его мышечные зажимы и напряжения могут происходить от забытых происшествий, а так же просто от стрессогенной среды, в которой человек длительное время находится (тяжелая работа, напряженный бизнес, служба в горячей точке, тюремное заключение и т.д.)

Кроме психических травм, телесно-ориентированная психотерапия может работать и просто как коррекция сознания .
В данном случае сам термин "терапия" в общем-то даже и не подходит, поскольку человек в принципе ни в каком лечении, ни в какой терапии не нуждается. Он здоров, но нуждается именно в мягкой коррекции, для ощущения бОльшей полноты и гармонии жизни, для более яркого, творческого и креативного образа жизни.

Основная дыхательная психотехника, которую я практикую в работе - это ребёфинг.
По-английски это звучит как rebirthing , и поскольку в русской фонетике нет полного эквивалента звуку "th ", то в русской транскрипции эта техника называется разными людьми по-разному: "ребёфинг", "ребесинг", ребирсинг" и т.д.
Я привык к варианту "ребёфинг" и потому пользуюсь именно им, хотя когда-нибудь я непременно займусь разработкой уже своей собственной концепции дыхания и соответственно, название будет другое.
Мои практические и теоретические наработки в этом плане давно уже вышли за рамки классического ребёфинга, но пока у меня просто руки не доходят до масштабной теоретической работы, ибо я всё еще слишком увлечен практикой и работаю практически в режиме нонстоп:)
И потому пока в терминологическом плане я остаюсь с этой старой, привычной терминологией.

Как выглядит сеанс ребёфинга можно в общем и целом посмотреть вот в этом видео (правда там снят обучающий сеанс, когда я ещё и объяснял ученику нюансы работы с дышащим:

Теперь чуть подробнее:
Эта действительно замечательная, уникальная оздоровительная техника разработана американским психологом Леонардом Орром в 70-х годах прошлого века. В настоящее время она имеет широкое распространение во всём мире.

Я обучался этой технике в 1993 г. у доктора психологических наук Владимира Козлова на базе Ярославского университета. Там же я проходил и сертификацию.
Но самое большое влияние на меня как на практика, оказал ученик Л.Орра новозеландский ребефер Хойт Дрейк, который обучал меня лично, когда гостил у меня во время своего путешествия по России летом 1993 г.

Основная направленность этой техники состоит в высвобождении энергии , заблокированной в теле.
Благодаря практике ребёфинга, человек освобождается от стрессовых накоплений и последствий различных психологических травм, в результате чего высвобождается жизненная энергия.

Как известно, мышечный слой человека с возрастом становится более жестким и напряженным (кстати, именно поэтому в телесно-ориентированной психологии и возник устойчивый термин "мышечный корсет").
Даже без каких-то специальных исследований, подтверждений этому не мало в нашей повседневной жизни. Например, мы знаем, что утром, после сна, рост человека на 2-3см больше, чем вечером - т.е. мы видим, что за ночь какой-то процент мышечного напряжения уходит. А другой известный факт состоит в том, что после смерти человек вытягивается на целых 8-10см. Это же какое напряжение мы в себе носим, если мышцы настолько расслабляются при нашем уходе из тела!

Каким же образом накапливается в нас такое напряжение?

Во-первых, это, конечно же наши повседневные нагрузки. Однообразные движения, гиподинамия (которая, как известно закрепощает мышцы не слабее физических нагрузок), ношение портфелей, сумок на каком-то одном плече, неудобная поза при сидении и т.д., и т.п.
А во-вторых, это более сильные и глубокие психологические стрессы, потрясения, травмы, драматические жизненные ситуации, потери, разочарования...
В нашем обыденном представлении считается, что ситуация психологического стресса, потрясения является завершенной и разрешенной, когда человек психологически забылся, отключился, успокоился.
Но всё дело в том, что тело человека также на своём уровне переживает стресс, а значит и последствия этого стресса необходимо устранять на этом же, телесном, уровне , что обычно не делается.

В момент (или период) стресса в организме возникает масса физиологических изменений: дыхание, сердцебиение, спазмы, напряжения, мышечные зажимы и т.д.
Человек же, чьё внимание поглощено происходящей ситуацией, регистрирует своим сознанием только наиболее крупные физиологические изменения, о чём в обиходе говорится как “ком в горле”, “сердце сжалось”, “дыхание перехватило”, “колени подкосились” и т.п.
Но при этом множество других, менее заметных, но не менее значимых для организма изменений, остаётся вне сферы сознания и именно поэтому человек в большинстве случаев сознательно не занимается физиологической гармонизацией после стресса.
Конечно, существует определенный процент людей, у которых необходимая регуляция происходит спонтанно, но обычно этот уровень проблемы решается нами по принципу “уколоться и забыться”: транквилизаторы, алкоголь, наркотики или более мягкие формы, например, путешествия.
Разумеется, все эти способы не решают проблему по существу, а только лишь отвлекают от неё наше сознание, загоняют это напряжение вглубь тела, вытесняют её в область бессознательного

В результате множество различных микрозажимов, спазмов, пережатий в мышцах так и остаются, многие сбои в работе органов, желёз, систем организма тоже никуда не уходят, не говоря уж об общей потере жизненного тонуса, энергичности, лёгкости и подвижности.
Техника ребёфинга непосредственно работает с вышеописанными физиологическими последствиями стрессов, ранее пережитых человеком.

Все подробности и нюансы данной техники обговариваются с клиентом перед началом сеанса, если же говорить в общем, то принцип действия данной техники состоит в следующем.

Особые типы дыхания, которыми дышит человек во время сеанса, включают те отделы мозга, которые в повседневной жизни не задействованы, в том числе отделы, связанные с системой саморегуляции организма.
В результате этого скрытые от повседневного сознания микрозажимы, спазмы, напряжения проявляются , становятся ясно осознаваемыми и через специально разработанную систему действий, происходит освобождение от этих негативных явлений.

Многие болезни человека имеют своей причиной именно эти подсознательные наслоения, практически неподвластные никаким химическим препаратам: будь то искусственным (медикаменты), или натуральным (фитотерапия, пищевые добавки и т.д.)
Многие неврозы человека имеют ту же причину.
Неуверенность, различные страхи, фобии, разнообразные комплексы неполноценности, общая эмоциональная закрепощённость и даже изменение веса тоже часто являются продуктом накопленных за многие годы физиологических последствий стрессов и психологических травм.
Так называемый "синдром хронической усталости" - весьма распространенный ныне диагноз, очень эффективно решается посредством ребёфинга.

Еще одно важнейшее свойство ребёфинга - он восполняет хронический "голод ощущений", который у нас существует в нашей перегруженной стрессами городской жизни...
Гармоничные, объемные, глубокие ощущения - это тоже своего рода пища для нашего тела - такая же важная, как и физическая пища, которую мы едим ртом.
Без достаточного количества, и, что еще более важно - качества телесных ощущений , наше тело голодает и страдает нисколько не меньше, нежели без пищи физической. Просто мы не распознаем этот голод , не узнаем его в лицо...

Более подробно данная тема - тема "голода ощущений" - рассмотрена у меня вот в этом материале .

Ну и наконец, ребёфинг вполне может практиковаться и вне какого-либо терапевтического, лечебного контекста. Его вполне можно практиковать и просто как замечательную общеоздоровительную технику.
Это точно так же, как массаж: мы вполне можем пойти на массаж не потому, что у нас что-то болит, а просто потому, что это приятно и полезно для тела.
Как и хороший массаж, ребёфинг обладает высоким общеоздоровительным и общеукрепляющим эффектом.
Кстати, длительность одного сеанса ребефинга в принципе такая же, как и длительность хорошего общего массажа - в среднем это 1,5 часа.

На данный момент я разработал свою индивидуальную обучающую программу по ребёфингу .

Задача этого курса, во-первых, научить человека ребёфингу, чтобы он получил в свои руки этот мощнейший инструмент саморегуляции, во-вторых, получить всю ту пользу, которую дает ребёфинг для здоровья тела и психики, и в-третьих получить незабываемый, яркий опыт самопознания.

По своему оздоровительному эффекту, этот курс нисколько не уступает полноценному массажному курсу. А по своему обновляющему, оживляющему эффекту на нервную систему, даже превосходит курс массажа.
Дело в том, что мышечное напряжение накапливается как вследствие внешних физических нагрузок и перегрузок, так и в следствии наших психологических, душевных жизненных перипетий.
Последние могут закрепощать мышцы даже более сильно и глубоко, нежели простые физические нагрузки.
Так вот мышечные блоки, порожденные психологическими причинами, никаким массажем не возьмешь, либо же они снимутся лишь на какой-то небольшой, совершенно несущественный процент.
Ребёфинг же с такими мышечными блоками работает очень эффективно.
Нередко мы с моими клиентами совмещаем курс массажа и курс ребёфинга с очень хорошими результатами.

Техника дыхания за время этого курса нарабатывается полностью.
И кроме того, человек получает хороший набор интегративных психотехник, которые могут использоваться как в сеансе ребефинга, так и в любое другое время, даже когда мы находимся на людях.

Подробнее об этом обучающем курсе ребефинга - .

Кроме ребёфинга в некоторых редких случаях я использую еще одну дыхательную технику - холотропное дыхание.
Эта дыхательная техника была разработана американским психологом, ныне всемирно известным учёным С.Грофом.

Теоретической базой этой техники является трансперсональная психология, создателем которой является С.Гроф.
Я обучался этой технике в 1994 г. у одного из первых российских учеников С.Грофа, доктора философских наук В.Майкова, ныне руководителя Московского трансперсонального центра. Сертификационную же программу по трансперсональной психологии я проходил в Московском Институте Интегративной Психологии (МИИП), у Германа Карельского - ученика В.Майкова
Основная направленность и принцип действия холотропного дыхания практически совпадает с тем, что говорилось о ребефинге, но сам способ дыхания, его структура и ритмика другие.
Эта техника более жёсткая и более напряженная. По сравнению с ребёфингом, я бы даже сказал - грубоватая...
Это своего рода "тотальная встряска" всего организма.
Она требует от человека значительно больше физических сил, выносливости, а также достаточно высокого общего уровня здоровья.
Кроме того, она имеет гораздо больше противопоказаний и "побочных эффектов".
По своей биохимической сути - это антифизиологичная техника и для постоянного практикования никак не подходит - по крайней мере с точки зрения здоровья. И потому я считаю позиционирование её как основной техники в тренсперсональной психологии - фундаментальной методологической ошибкой.
Но при всём этом не могу отрицать и такой факт, что в каких-то случаях она всё-таки работает.
Я применяю её довольно редко, только в случае особой необходимости, и только с клиентами, прошедшими у меня курс ребёфинга, т.е. людьми, уже имеющими хороший навык интегративной работы.
Подробнее об отличиях и нюансах ребёфинга и холотропной терапии, можно послушать на моих аудиозаписях, где я, в частности, касаюсь и этого вопроса.
Там же, на записях, довольно подробно разбирается отличие групповой терапии, как это в основном практикуется в холотропе, от индивидуальной работы.
Эти аудиозаписи находятся на страничке по ребёфингу, .

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ

Интегративные психотехники очень многообразны. Но при всем внешнем многообразии, смысл и направленность у них одна - интеграция, т.е. собирание человека, восстановление его целостности.
Всё, что в силу множества жизненных обстоятельств оказалось вытеснено, подавлено - все это должно быть осознанно и пережито, если мы хотим избавится от того "груза", который мы ощущаем в себе с годами и от тех болезней, в которые со временем неизбежно выливается весь этот подавленный материал...

Состояние цельности, целостности - это лёгкость как на душе, так и в теле.
Лёгкость, радость, внутренний свет...

И это не поверхностность, не "пофигизм", от которых вроде как на первый взгляд тоже легко. Но ведь это действительно только на первый взгляд, ибо пофигизм по определению безответственен .

Человек просто сбросил ответственность.
Но ведь невозможно сбросить ответственно просто так, вникуда! Если кто-то её сбросил, то она обязательно на кого-то другого упадет! Природа, как известно, не терпит пустоты...

То есть человек, как говорится, слинял из под ответственности, ему стало легче, но ему стало легче только потому, что тому, на кого он эту свою ответственность сбросил - стало тяжелее !
И не важно кто конкретно является тем, на кого эта ответственность упала - родители, бабушки/дедушки, супруг/супруга, любовник/любовница, друг/подруга, ребенок, или же это какая-то внешняя организация: коллектив, круг друзей, государство, монастырь...

Не важно куда, человек "делегировал" ответственность за себя. Важно что её обязательно кто-то взял - и не важно осознанно взял или неосознанно (как это, кстати, часто делают дети, которые искренне любят родителей)...

А значит эта "легкость пофигизма" - она не настоящая, нецелостная!

Такой подход к жизни оправдан для ребёнка, ну или по крайней мере - для подростка.

А для взрослого человека он абсолютно неприемлем, ибо пофигизм взрослого - это практически всегда чья-то дополнительная нагрузка, чья-то дополнительная ответственность.

Целостность - не поверхностна.

И та лёгкость, которую мы ощущаем будучи целостными, это легкость при все той ответственности , что мы имеем, будучи взрослыми людьми...
И вот не смотря на всю эту нагрузку, ответственность, сложность многих проблем - своих собственных и тех людей, кто от нас зависит (дети, престарелые родители, подчиненные и т.д.), мы ощущаем легкость и свет внутри. Мы ощущаем глубину смысла и глубинную радость жизни - тихую, спокойную, бездонную радость, которая подобно небу над головой, дает ощущение внутренней свободы, внутреннего объема, внутреннего пространства...

В бытовой традиции это называется "счастье ". В философской традиции это называется "Смысл " (именно с большой буквы). В религиозной традиции это называется "благодать ". В эзотерической традиции это называется "самобытие ".

Вот примерно так можно описать целостность, интеграцию.

Ну, а интегративные техники нам в этом помогают.

Эти техники мы используем как в сочетании с ребёфингом, так и самостоятельно, как отдельную практику, отдельную работу, которая, собственно, так и называется - "интегративная работа", "интегративная практика" или просто "интегративка" .
Более подробно и расширенно о ней и о техниках, которые там используются - на соответствующей страничке .

*****

БИНАУРАЛЬНЫЕ РИТМЫ В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В последнее время тема бинауральных ритмов стала довольно известной среди людей, увлеченных самопознанием и саморазвитием. В интернете можной найти много разной, порой противоречивой информации о бинауральных ритмах. Есть мнения как "за", так и "против". Причем, и те и другие основаны на чьем-то живом опыте. Я в своей практике так же использую эту технологию, многое из неё уже вполне изучил, освоил и ввел в практику. И потому картина явления более-менее определилась.

Термин "бинауральный" происходит из латыни: “bini” – “два” и “auris” – “ухо”

* * *

Далее отмечу еще некоторые особые, специфические сферы применения телесно-ориентированной психотерапии.
Во-первых, это работа со специалистами, работа которых связана с людьми и их проблемами. Это медики, психологи, массажисты, космептологи, работники МЧС, МВД и различных социальных служб.
Во-вторых это работа в области психологии самопознания, то есть с людьми, ориентированными на духовный поиск, на самопознание и самосовершенствование.

Поскольку это не касается всех людей, я расскажу об этом более подробно на отдельных страничках. Итак,

Телесно-ориентированная психотерапия – это способ терапии души, который существует столько, сколько живет человечество. Её техники развивались параллельно в восточном и западном направлениях, поскольку веками в восточных течениях имела место другая культура тела и телесности вообще. Теперь же разные подходы встречаются в современной психологической телесно-ориентированной практике. Методы этого направления легко накладываются на другие способы психологической работы. Более того, очень часто, используя именно телесно-ориентированный подход, мы можем поднять из бессознательного те глубинные содержания, которые блокируются при работе другими методами.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

В европейской традиции историю телесного подхода тяжело отследить, в психологии ее принято начинать с Вильгельма Райха. Несмотря на частую его критику, он ввел все те понятия, которыми пользуются телесно-ориентированные терапевты и по сей день. Выросла современная европейская телесная психотерапия под сильным влиянием , потому ее можно рассматривать как метод работы с той же проблемой, но через иной вход.

Телесное направление позволяет психологу работать с клиентом, которую тяжело осознать и вербализовать свою проблему. Он бы и готов объяснить, отчего ему плохо, но ему буквально не хватает слов. Другая крайность – когда клиент чрезмерно говорлив и даже использует речь для ухода от проблемы. Телесно-ориентированная психотерапия позволит лишить его привычного защиты, прикрывания психологической проблемы.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Тело не лжет, раскрывая саму суть душевных переживаний. Сложно и скрывать свое сопротивление в теле – его можно даже зафиксировать. Можно отрицать свою тревогу, но нельзя скрыть дрожь в руках или скованность всего тела. А поскольку работа с сопротивлением при решении психологической проблемы зачастую занимает большую часть времени, то объективный, материалистичный телесный подход оказывается очень эффективным.

Абсолютно все переживания человека кодируются в теле. И те, которые мы не можем раскодировать через речь, возможно, раскрыть через тело. Объем невербальной информации, сигнализирующей о состоянии человека, просто огромен, и нужно лишь научиться работать с ним. В голове проявляются проблемы сверхконтроля, в руках, плечах – сложности контактов с людьми, в тазу находят отражение интимные проблемы, ноги же несут нам информацию о сложностях опоры человека, его уверенности и движения по жизни.

Телесно-ориентированная терапия построена на попытке обращения к животному телу человека, к тому, что в нас природосообразно, естественно и содержит уйму полезной информации. Однако наше социальное тело часто вступает конфликт с инстинктивными стремлениями, табуирует их и порождает множество психологических проблем. Мы часто плохо слышим свое тело и не умеем налаживать взаимодействие с ним.

Телесно ориентированная психотерапия Райха основана на изученных психологических защитах и их проявлении в теле – так называемом мышечном панцире. Это понятие было введено Райхом для обозначения зажатых мышц и стесненного дыхания, которые образовывают будто броню, физическое проявление различных способов психологических защит, рассматриваемых психоанализом. Метод Райха заключался в модификации состояния тела, а также воздействии на зажатую область. Для каждой отдельной группы мышц он разрабатывал техники, позволяющие снизить напряжение и высвободить зажатые эмоции. Техники были направлены на то, чтобы сломать мышечный панцирь, для этого к клиенту прикасались сдавливая или щипая. Удовольствие Райх видел как естественное течение энергии из центра тела вовне, а тревожность – смещение этого движения на самого человека внутрь.

Александр Лоуэн модифицировал терапию Райха и создал собственной направление – , широко известную под этим названием и сегодня. Телесно ориентированная психотерапия Лоуэна рассматривает тело как биоэлектрический океан с непрекращающимся химико-энергетическим обменом. Целью терапии также является эмоциональное высвобождение, раскрепощение человека. Лоуэн применял райхианскую дыхательную технику, а также ввел в работу различные напряженные положения тела для наполнения энергией заблокированных участков. В разработанных им позах давление на мышцы постоянно и настолько увеличивается, что человек вынужден в итоге расслабить их, не в силах справляться более с непомерной нагрузкой. С целью принятия собственного тела в методике использовалось наблюдение его обнаженным перед зеркалом или же перед другими участниками тренинга, которые давали после свои комментарии. Описание тела позволяло составить образ мышечного панциря, характерного конкретному человеку, и идущих из него проблем.

Метод следующего известного психотерапевта, Моше Фельденкрайза, рассматривает конфликт между социальной маской и природным чувством удовлетворения, побуждениями. Если человек сливается со своей социальной маской – он словно теряет себя, метод же Фельденкрайза позволяет сформировать новые, более гармоничные привычки, которые сгладят это конфликтное напряжение и дадут возможность проявиться внутренним содержаниям. Фельденкрайз рассматривал деформированные шаблоны мышечных актов, которые с их укреплением приобретают все большую застойность и действуют вне . Он уделял большое внимание свободе движений в простых действиях, клиенту было рекомендовано самостоятельно искать лучшее положение для своего тела, соответствующее его индивидуальной анатомии.

Матиас Александер также исследовал телесные привычки, позы, осанку с целью поиска более гармоничных и естественных положений. Он считал наиболее правильным максимальное распрямление, вытяжение позвоночника вверх. В терапии Александера также используются надавливания, следующие от головы и дальше вниз, вследствие которых клиент все больше расслабляется, при этом старается выпрямляться. Результатом является ощущение освобождения и легкости. Метод этот используется часто публичными людьми, танцорами, певцами, поскольку сам Александер изобрел эту технику, потеряв голос, а благодаря найденному решению смог вновь вернуться к сцене. Также он эффективен для терапии в случаях травм, увечий, ряда хронических болезней.

Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения

Для любой работы с телом первично важно прочувствовать его и заземлиться. Станьте прямо, выпрямив ноги, вытянув вверх макушку и немного даже выдвинув вперед грудь. Почувствуйте, как из ног вся энергия идет наверх, это состояние приподнятости и даже некоторой подвешенности. Сделайте вдох, затем, присогнув колени, расслабив таз, выдох. Представьте, будто вы сейчас сядете в мягкое кресло, как будто вы корнями прорастаете в землю. Осмотритесь, вы почувствуете себя больше присутствующим, словно даже начнете чувствовать воздух кожей. Это самое простое упражнение, чтобы заземлиться и начать более глубокую работу с чем угодно, касается ли это эмоциональных переживаний или дальнейшей работы с телом.

Следующее упражнение посвящено распусканию зажима в области рта – челюстного зажима. Мы часто сжимаем челюсти в момент физического напряжения или необходимости быть стойким, добиться цели. Также если нам что-то не нравится, но нет возможности это высказать – мы снова сжимаем челюсть. Иногда челюсть сжимается настолько сильно, что нарушается кровообращение в этой области. Для выполнения этого упражнения вы можете сидеть или же стоять. Подложите под подбородок ладонь вверх тыльной стороной и теперь старайтесь на вдохе, открыв рот, опустить челюсть вниз, рука же должна препятствовать этому движению. На выдохе челюсть расслабляется и снова смыкается. После нескольких таких движений вы почувствуете место смыкания челюстей, можете помассировать его, расслабив мышцы. В результате вы ощутите тепло, вам станет легче произносить слова и, возможно, даже дышать.

Примером телесного блока могут быть поджатые наверх плечи. Если еще несколько усилить этот зажим – получится, что шея буквально прячется в плечи, какие подобно панцирю черепахи защищают ее от возможного удара или толчка сзади. Когда человек уже свыкся с таким положением плечей – это означает, что в его жизни было много стрессовых ситуаций, когда ему приходилось внутренне сжиматься. Простейшее упражнение здесь – попытаться будто сбросить что-то с плеча. Для усиления образа можно представить, как на плече находится чья-то рука, и нам не хочется, чтобы она там находилась. Стряхивайте ее с плеча и делайте это уверенно.

Еще одно упражнение с той же целью освобождения плеч – отталкивание. Выставьте вперед руки, словно пытаясь оттолкнуть от себя неприятного человека. Также возможна вариация, когда вы толкаетесь назад локтями. Вы можете даже помогать себе отстраняться словами, проговаривая отказ от контакта.

В упражнениях с присутствием другого человека, что практикует и телесно ориентированная психотерапия Райха, и телесно ориентированная психотерапия Лоуэна, он может при вашем положении лежа на спине, находясь за головой у вас, помассировать вам лоб, затем область шеи за головой. Лучше, если действие выполняет профессиональный терапевт. Выполняйте покачивания тела в такт массирующим движениям. Дальше – переход к мышцам шеи, массирование сухожилий, места, где мышцы крепятся к черепу, мягкое натягивание мышцы. Снова нужно потянуть шею и даже немного волосы, если длина позволяет.

В любой момент, если напряжение присутствует, снова можно вернуться к области лба, поразминать, плотно соприкасаясь руками с головой. Необходима опора и отсутствие резких движений. В волосяной части головы также нужно выполнить разминающие движения, размять скальп. Это можно делать в разных направлениях любыми движениями, пальцами и костяшками. С каждым новым толчком можно менять расположение пальцев. Захватив складку надбровных дуг, можно потянуть ее в стороны и сомкнуть обратно.

Поработав с лобным зажимом, осуществляется переход к мимическим мышцам. Симметрично установив пальцы по сторонам от носа, их нужно медленно разводить в стороны к ушам. По носогубной складке смещаемся вниз, натягивая мышцу. Прорабатываем челюстные мышцы, местам напряжения уделяем особое внимание. Снимаем напряжение с кости челюсти, ставим руки по сторонам от центра подбородка и медленно разводим их снова к ушам. Чем медленнее движение – тем оно глубже. Работая с мимическими мышцами – мы работаем с застрявшими в них эмоциями.

Далее работа смещается к шее, и плечам. Если в шее используются аналогичные разминающие приемы, то в плечах допустима опора и сильное нажатие с целью распрямить их. Нажатие выполняется покачивающимися движениями, затем переходящими на руки. Взяв руку, которая должна быть полностью расслаблена, нужно выполнить раскачивание, взять за запястье и потянуть, затем отпустить и повторить от раскачивания цикл снова. Затем следует разминание кисти, какую, словно пластилин, нужно повытягивать мягкими частями ладоней, а также пройтись разминающими движениями по каждому пальцу, словно стягивая напряжение. Можно использовать и перекручивающие движения. Завершить нужно все успокаивающим покачиванием.

Техники телесно-ориентированной психотерапии

Тело, как самый большой наш ресурс, содержит записанную в себе всю информацию. Подобно кольцам на дереве в нем хранится история нашей жизни о тех сложных и эмоционально-насыщенных ситуациях, что остаются как зарубки на нем, проявляясь в болевых ощущениях и дискомфортных мышечных зажимах. Работа с телом дает возможность попасть в глубину, суть, в те ядерные переживания, какие могут сохраняться как результаты конфликтов в отношениях, на работе, внутренних конфликтов, страхов, бессонницы, эмоционального напряжения, какое невозможно сдержать, вплоть до панических атак.

В любой ситуации тело включено, потому оно принимает на себя абсолютно все проходящие через жизнь человека стрессы. В момент напряжения, волнения меняется дыхание, вслед за которым изменяется состав крови, гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся – это состояние затем откладывается в мышцах.

Для терапии негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные техники, начиная от уже описанного заземления. Затем часто используется центрирование, когда клиент располагается лежа в позе звезды, а терапевт стягивающими движениями массирует его голову, руки и ноги, с каждой части снимая лишнее напряжение. Если первая техника может выполняться самостоятельно и подходит для применения даже вне терапии, то вторая требует присутствия терапевта.

Отдельного внимания заслуживают распространенные дыхательные техники, которые в разнообразных вариантах известны еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы. Затем через изменение ритма и глубины дыхания достигается новое состояние сознания. В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса, что применимо и в бытовом использовании, когда человек сам хочет успокоиться или настроиться, наоборот, на работу. В терапевтической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно, даже в некоторых случаях для погружения человека в транс. Конечно, это требует руководства квалифицированного терапевта.

Работа с телом направлена на обращение к внутренним ресурсам, развитие ощущения данного мгновения жизни, полное присутствие и высвобождение перекрытой, зажатой энергии. Все это – обязательные компоненты полноценной, радостной жизни.