Православная защитная молитва — «Живый в помощи. Православная молитва живые помощи
Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :
Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма - Хвалебная песнь Давида . Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность - диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.
- Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».
- Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).
В стихах 3 - 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:
- Яко Той избавит тя от сети ловчи … В еврейском тесте: от сети птицелова . Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).
- … и от словесе мятежна (3), т.е. злословия, клеветы.
- Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися …(4). Плещма - значит плечами. В еврейском тесте ebrah - крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).
- оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием - значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.
- Не убоишися от страха нощнаго …(4), т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.
-… от стрелы летящия во дни (5). Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.
-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6). По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».
- Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры -тысяча и 10 тысяч (тьма ) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.
- обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».
- Яко Ты, Господи, упование мое … (9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:
- Вышняго положил еси прибежище твое (9).
Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:
- Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).
- На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» - грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).
В последних стихах (14 - 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы - Сам Бог произносит обетования:
- Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое (14).
- Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16). Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это - сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан.
"Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит мя от сети ловчи, и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя улова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое".
Пояснение слов и выражений псалма 90 "Живый в помощи Вышняго...":
Живый в помощи Вышняго
- живущий в помощи (помощью) Всевышнего.
В крове Бога Небеснаго водворится
- в жилище {букв, в шатре) Бога Небесного поселится (упокоится).
Яко Той избавит тя от сети ловчи
- ибо Он избавит тебя от сетей ловца (охотника).
Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися
- букв. закроет, защитит тебя Своими плечами, и под крьшьями Его ты будешь безопасен.
Оружием обыдет
- оградит щитом.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни
- не испугаешься опасности тайной и явной.
От вещи во тме преходящия
- от бедствия, язвы, злоумышления, постигающих ночью (или, вообще, там, где их не ожидают).
От сряща
- от нападения (от всякого непредвиденного случая, встречи, болезни).
Беса полуденнаго
- открытого явного вреда (бесовского нападения во время полуденного отдыха; нечистого духа лености и уныния, особенно искушающего в определенные часы дня).
От страны твоея
- возле тебя (с левой стороны).
Тма одесную тебе
- десять тысяч справа от тебя. По толкованиям святых отцов, справа падает (а, значит, и нападает) врагов больше (десятки тысяч), чем слева (тысячи).
Обаче очима твоима смотриши
- впрочем, только глазами твоими будешь смотреть, увидишь.
Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил ecu прибежище твое
- в русском Синодальном переводе: Ибо ты сказал: Господь - упование мое; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.
Рана
- здесь: язва.
Телеси
- буквально - жилищу, селению.
Заповесть
- заповедает.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою
- на руки возьмут тебя (поднимут тебя на руках), чтобы не преткнулся ты о камень {буквально - не споткнулся, не ушибся) ногою своею).
На аспида и василиска
- ядовитые породы змей.
Попереши льва и змия
- попирать будешь льва и (огромного, ужасного) змея {буквально-дракона); в псалме - как образ победы над злом.
Яко на Мяупова, и избавлю и
- Так как он на Меня возложил надежду (говорит Господь), то Я избавлю его. Изму - избавлю.
Существует обычай носить текст "Псалом 90 "Живый в помощи Вышняго..." в кармане на груди или на поясе (небольшие иконы-складни и пояски с текстом псалма 90 продаются в храмах).
"ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ ВЫШНЯГО" - ГЛАВНАЯ
ОХРАНИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
(Православная газета (39) 1996г.)
Такой молитвой является псалом 90. В прежние времена каждый русский человек знал наизусть этот псалом и читал его при возникновении любой опасности и угрозы. И сегодня многие знают наизусть эту охранительную молитву, а еще больше носят ее текст при себе - в кармане или сумочке и при необходимости читают или имеют освященный пояс со словами псалма и т.д. Очень многих она спасла и спасает сегодня. Иначе не была бы она так почитаема в народе. В настоящее время, когда жизнь человека становится все более трудной и опасной, молитва "Живый в помощи" еще более нам нужна. К сожалению, некоторые знают и имеют псалом в переводе с церковнославянского на современный русский язык. Существуют разные переводы, значительно искажающие и обедняющие смысл текста. Приведем здесь текст молитвы на церковнославянском языке, на котором рекомендуется ее читать.
Псалом 90
1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
16. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Но и люди, старающиеся жить по Божиим заповедям, тоже не имеют гарантии в Божией защите при обращениях в опасности. Господь для вразумления может попустить темным силам нападение на них за грехи, которые они вполне могли бы избежать. Такое вразумление человеку становится понятным, и он выпрямляет свой кривой путь. А также попустить нападение на тех праведных, кому беды и скорби являются испытаниями для укрепления и возрастания духа. Эти испытания даются по силам человека и ему во благо. В каждом конкретном случае Божий промысел заранее неизвестен, и его не дано знать людям. Пути Господни поистине неисповедимы, но человеколюбивы.
А. ОВЧИННИКОВ
"Православное слово"
Волгоград
Рубрики: | |
Процитировано
Понравилось: 5 пользователям
Истинна только Абсолютная непознаваемая разумом человека реальность, а всё остальное игры великой иллюзии Майи, даже боги всех времен и народов находятся в её власти.А что касается молитвы, то я переделала христианский вариант для себя, мне нужно было послать помощь близкому мне человеку, в таком виде моё сердце и приняло её, а остальное ваше личное дело принимать ли её в моей интерпретации или следовать канону. Мне и моим близким она помогла, дай бог и ещё кому-нибудь поможет.
QUOTE]и]Исходное сообщение Реле_Времени /i]
"ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ ВЫШНЯГО" - ГЛАВНАЯ
ОХРАНИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
(Православная газета (39) 1996г.)
Такой молитвой является псалом 90. В прежние времена каждый русский человек знал наизусть этот псалом и читал его при возникновении любой опасности и угрозы. И сегодня многие знают наизусть эту охранительную молитву, а еще больше носят ее текст при себе - в кармане или сумочке и при необходимости читают или имеют освященный пояс со словами псалма и т.д. Очень многих она спасла и спасает сегодня. Иначе не была бы она так почитаема в народе. В настоящее время, когда жизнь человека становится все более трудной и опасной, молитва "Живый в помощи" еще более нам нужна. К сожалению, некоторые знают и имеют псалом в переводе с церковнославянского на современный русский язык. Существуют разные переводы, значительно искажающие и обедняющие смысл текста. Приведем здесь текст молитвы на церковнославянском языке, на котором рекомендуется ее читать.
Псалом 90
1. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словеси мятежна.
4. Плещма Своима осенит тя и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5. Перестанешь бояться страха нощнаго и стрелы летящия во дни.
6. Оградит тя от вещи, во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
7. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе; тебя же убережет.
8. Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9. Яко Ты, Господи, упование мое. Вышняго положил еси прибежище Твое.
10. Зло обойдет тебя стороной, когда рана приблизится телеси твоему.
11. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.
13. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
14. Яко на Мя упова и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его.
16. Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Море]
Эта молитва в большей или меньшей мере помогает людям, что зависит от духовно-нравственного состояния человека, призывающего Бога для защиты и спасения, от характера опасности, понимания и восприятия смысла молитвы. Текст молитвы указывает на эти условия, но они не всем поняты без толкования. Для более глубокого и широкого понимания смысла псалма 90 приведем его толкование по книгам Евфимия Зигабена "Толковая Псалтырь" и А. Лопухина "Толковая Библия".
Главная идея и суть псалма 90: надежда на Бога имеет непреодолимую силу. Св. Феодорит говорит: сей псалом учит, что сила упования на Бога есть необорима; ибо блаженный Давид написал сей псалом в наставлении людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в нем защитника, спасающего от всех несчастий и зол жизни. Этот псалом пророчески указывает на пришествие Христа, Который является самым близким человеку защитником. Поясним каждый стих псалма.
1. Кто имеет подаваемую Богом помощь, тот будет сохранен под покровом Божиим. Под помощью же Божиею надобно разуметь, по словам св. Афанасия. закон божественных заповедей, данный Господом людям в помощь против демонов и других несчастий.
2. Имея большую твердую веру, человек говорит Господу: "прибежище мое и защита моя; Бог мой, только на Тебя я уповаю и надеюсь".
3. Бог избавит "от сети повчи" - внезапного физического нападения на тело или демонического нападения в виде неожиданного появления похоти либо другой греховной страсти. Избавит также "от словесе мятежна" - клеветы, производящей мятеж в душе оклеветанного.
4. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. То есть Господь защитит тебя с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детей, где они чувствуют себя в полной безопасности. Это потому, что "истина Его" будет охранным орудием для тебя. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен.
5, 6. Ты, человек живущий в помощи Бога, не убоишься страха, случающегося ночью от демонов, или от людей (воров, разбойников, поджигателей домов); не убоишься стрел и выстрелов, поражающих тело; не убоишься умственных стрел, которыми поражают демоны и страсти. "Вещи, во тьме преходящие", - блуд, прелюбодейство, демон страсти и тому подобное; а "бес полуденный" - демон лености и беспечности, разлагающий людей в полуденном отдыхе соблазнами гнусных и плотских помыслов.
7. Падут слева от тебя тысячи стрел и десять тысяч стрел справа от тебя, но тебе не повредят. Тысяча слева - это прямое соблазнение ко грехам; десять тысяч справа - это нападение демонов с целью противодействия нашим праведным богоугодным делам. Данный стих имеет многочисленные подтверждения в библейской истории (яркий пример - победа царя Изекии в войне с напавшими ассириянами, имевшими намного превосходящие силы), а также в настоящее время.
8. При Божией помощи будешь видеть своими очами возмездие нечестивым, кто враждует против тебя.
9. Потому будет такая сильная защита от Бога, что ты всем сердцем и разумением положился на Бога и избрал Его прибежищем своим.
10. Поскольку ты сделал Бога прибежищем своим, то " зло обойдет тебя стороной", т. е. никакое искушение (беда) тебя не поразит. "когда рана приблизится телеси твоему" - все телесное будет защищено и дом твой от пожара и грабежа, и тело от болезни.
11. Ибо Ангелам Своим заповедает Господь о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. Бог через Ангелов охраняет уповающих на Него.
12. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. Руки Ангелов - суть охраняющей силы - будут поддерживать во время искушений и трудных обстоятельств, чтоб и нога твоя не споткнулась о камень. Под камнем разумеют всякий грех и всякое препятствие добродетели.
13. Аспид и василиск - роды ядовитых змей (василиск - очковая змея). Человеку, имеющему во всем путеводителя Бога, не страшны ядовитые змеи и крупные хищные звери, они не приносят ему вреда, что подтверждают многочисленные жития святых. В этом стихе под змеями и зверями святые отцы подразумевают также победу вообще над злом. Под аспидом можно разуметь клевету; василиск есть зависть как со стороны кого-то, так и своя личная зависть к кому-то; лев есть жестокость и бесчеловечие. Таковые страсти побеждает праведник и нисколько не получает от них вреда.
14. Поскольку человек уповает на Бога, то посему Он избавляет его от всякой опасности. Познает имя Божие не тот, кто знает вообще, кто таков Бог, но тот, кто ведет себя в отношении к Богу достойно Бога, проявляя это достоинство в усердном исполнении заповедей и воли Божией.
15. Уповающий на Бога воззовет к нему в опасности, и Он услышит, и придет на помощь, и освободит, как помогал многим мучечикам в страданиях. И не только осво6одит, но и прославит в земной и вечной жизни. Конечно, уповающий на Бога не будет просить чего-либо недостойного, противного Божией истине.
16. В этом стихе имеется ввиду, что уповающего на Бога и стремящегося жить по Его воле Господь награждает вечной жизнью, а также может продлить и земную жизнь за естественные сроки кончины, чему тоже много свидетельств.
Таким образом, при чтении молитвы "Живый в помощи" Бог слышит каждого и откликается как любящий отец, чтобы помочь своему сыну или дочери. Помощь и защита Господа - это награда, которая обычно тем больше, чем более человек ее заслужил пред Ним. Но Бог не действует строго по принципу: "сколько ты Мне, столько Я тебе". Поэтому Господь нередко помогает и многогрешному человеку, имеющему в момент обращения только большую веру и упование на помощь Божию. Помогает в надежде на укрепление веры и любви в последующем.
Но и люди, старающиеся жить по Божиим заповедям, тоже не имеют гарантии в Божией защите при обращениях в опасности. Господь для вразумления может попустить темным силам нападение на них за грехи, которые они вполне могли бы избежать. Такое вразумление человеку становится понятным, и он выпрямляет свой кривой путь. А также попустить нападение на тех праведных, кому беды и скорби являются испытаниями для укрепления и возрастания духа. Эти испытания даются по силам человека и ему во благо. В каждом конкретном случае Божий промысел заранее неизвестен, и его не дано знать людям. Пути Господни поистине неисповедимы, но человеколюбивы.
А. ОВЧИННИКОВ
"Православное слово"
Волгоград
/QUOTE]
КАФИЗМА 12
Псалом 90 | |
Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей | Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев. |
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. | 1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, |
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. | 2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» |
3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, | 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, |
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. | 4 за плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. |
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, | 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, |
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго. | 6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. |
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится, |
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: |
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. |
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. |
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́. |
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; |
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́, |
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; |
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. |
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: |
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, |
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; |
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. |
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. |
14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. |
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. |
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его, |
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, |
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́. |
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». |
КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 90 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ
Среди исследователей считается, что текст этого псалма, который начинается со слов «Живый в помощи», были составлены царем Давидом по поводу спасения от трехдневной моровой язвы поэтому его еще называют хвалебной песнью Давида. В этом поучительном псалме пророк поучает, что вера в Бога является лучшей защитой от всякого зла и от бесовских нападок. Любящие своим сердцем Бога и уповающие на Его защиту, могут не бояться различных опасностей.
Девяностый псалом — очень сильная молитва о помощи, которая, исходя из многовекового опыта, поможет оградить от любых неприятностей и зла. Он — «как сильное оружие на демонов,90-й псалом испытан многими поколениями христиан » (иеромонах Иов (Гумеров).
Даже слова сатаны, во время искушений Спасителя, доказывают нам, насколько действенны против него слова 90-го псалма. После Своего Крещения, Господь Иисус Христос на сорок дней удалился в пустыню для молитв и там Спасителя начал искушать диавол. Одним из искушений было:если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано :
Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6).
«Ангелам своим… » — это слова из девяносто псалма и, сатана вряд ли бы их повторил, если бы они не были настолько сильны в борьбе с ним.
ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 90 ПСАЛМА
Пс.90:1-2 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Живый в помощи Вышняго
— кто надеется и уповает на помощь Всевышнего, тому Он и будет покровительствовать. Верующий в Господа говорит Господу: Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него.
В этом стихе идет речь о преданности человека воле Божией, надежде на Его защиту и поэтому, на спокойствие и уверенность в своей безопасности.
Пс.90:3-4 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его.
Господь Бог избавляет от любых сетей, от всякого зла, которые могут привести в смятение (от словесе мятежна
). Он прикроет тебя от бед (плещма Своима осенит тя
) и даст ощущение спокойствия и безопасности (и под криле его надеешися
).
Истина Божия окружит тебя со всех сторон и будет, как оружие. Истина здесь — это верность Господу, Он обещает Свою помощь, и те, кто хотят ее получить, обязательно получают.
Пс.90:5-6 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
Ночная тьма — это образ страхов, опасности. Псалмопевец убеждает человека, что тому, кто находится под Божией охраной, не нужно бояться ни ночных страхов, ни стрел «летящия во дни
«. Ты будешь огражден от всякой (неприязненной) вещи, которые бывают по ночам (во тме преходящия
), и от разных случайностей, неожиданностях при «встречах» (от сряща, т.е. от того, что происходит нечаянно), от злых духов, которые могут напасть и в полдень (среди бела дня).
Пс.90:7-8 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.и еси.
Если с одной стороны нападает тысяча врагов а с другой – десять тысяч (или больше), то и в этом случае они не смогут приблизиться к тебе. Они не причинят тебе никакого вреда и ты сам, своими глазами, увидишь, как Господь накажет их за это (обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши
).
В библейской истории описывается, как Иудейский царь Езекия, будучи окружен неприятелем, возопил ко Господу Богу и получил от Него защиту — 185 тыс. войско ассирян было поражено в одну ночь (2Пар.32).
Пс.90:9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.
Ты, Господи, вся моя надежда и опора (яко ты, Господи, упование мое
), говорит псалмопевец. Одного Всевышнего выбрал ты (положил еси
) прибежищем твоим.
Пс.90:10-13 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
Слово «телеси» здесь переводится, как селение, жилище. Поэтому пророк вложил в эти слова такой смысл: после того, как ты уверовал в Бога и избрал Его своим Защитником, к твоему жилищу не подступится никакое зло. Ведь Господь посылает Своих ангелов и приказывает им (ангелам Своим заповесть о тебе
), чтобы они охраняли тебя всегда, во всех делах (сохранити тя во всех путех твоих
).
В случае опасности, Ангелы поддержут тебя, чтобы ты не споткнулся о препятствие, как спотыкаются о камень (да не когда преткнеши о камень ногу твою
). А более глубокий смысл этого изречения в том, что Ангелы будут охранниками от различных искушений на твоем пути.
«На льва и аспида наступишь, попирать будешь скимна и дракона». Аспид, василиск и дракон считались самыми страшными змеями. В толковании епископа Сарапульского есть описание, что яд аспида очень силен и его сложно обезвредить даже самыми сильными заклинаниями. У василиска (очковой змеи) — огненные глаза, очень опасные для животных, они буквально парализуют, яд ее для них смертелен. В древности часто василиск был символом страшного, царского могущества.
Змий, дракон (или удав) — самый большой из всех змеевидных, его длина более 10 метров. Он может проглотить человека или даже быка, его, по своей силе часто сравнивают с диаволом. Льва всегда почитали за самого сильного, царя зверей.
Но, даже невзирая на столь большие опасности, которые символизируют эти животные, человек, находящийся под Божией защитой, отразит нападения любых врагов и победит самое ужаснейшее зло.
Пс.90:14-16 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое.
Далее пророк говорит от лица Бога: после того, как человек стал надеяться на Меня (яко на Мя упова
), то Я избавлю его и укрою от бед и опасностей. А за то, что он начал верить Мне (яко позна имя Мое
), я не оставлю его без защиты. И, если человека постигнет какая-либо неприятность, Я буду рядом с ним в этой беде (с ним есмь в скорби
), избавлю его (изму его
) от нее, и даже прославлю его.
Т.е. даже тяжелые обстоятельства
Господь превратит
в благополучие и славу.
Долготою дний исполню его —
верующий и любящий Бога, получит в награду долгую жизнь на земле и и блаженство жизни будущего века.