Главная · Правильное питание · Пандус для инвалидов: размеры, требования гост. Размеры инвалидной коляски Ширина инвалидной коляски габариты по колесам

Пандус для инвалидов: размеры, требования гост. Размеры инвалидной коляски Ширина инвалидной коляски габариты по колесам

Время чтения: ~13 минут Татьяна Григорьева 865

В последние несколько десятилетий рынок реабилитационного оборудования достаточно широк. Это является, с одной стороны, положительным моментом, а с другой – во много раз усложняет людям с ограниченными физическими возможностями (ОФЗ) выбор необходимого приобретения. К примеру, инвалидные коляски (ИК) имеют различное предназначение и могут быть использованы как для передвижения в помещениях, так и на длительные поездки.

Кроме того, они оборудованы самыми разнообразными механизмами, позволяющими инвалиду быть максимально маневренным и комфортно осуществлять все необходимые действия. Но для этого следует скрупулезно подходить к выбору данного средства передвижения и изначально тщательно вычислить его параметры, а именно длину, высоту и ширину инвалидной коляски.

Что необходимо учитывать в выборе?

При подборе ИК нужно по возможности учесть все обязательные факторы, о которых будет написано ниже. Если при заказе и покупке будут соблюдены все правила, то передвижение, а следовательно, и сама жизнь человека с ОФВ будет более легка и комфортна. У него будет возможность удобно маневрировать в ванной комнате, дверных проемах и прочих помещениях, имеющих ограниченное пространство.

Во многих магазинах, не только в Москве, но и в гораздо меньших городах, представлено большое количество инвалидных кресел-колясок, имеющих достаточно широкий ценовой диапазон. Можно приобрести как экономичные и доступные для людей с ОФЗ, ведущих простой образ жизни, так и более дорогие ИК, в основном предпочитаемые активными инвалидами. Это могут быть многофункциональные и облегченные коляски, ИК для дома и улицы, для полных людей, детей, с электроприводом, санитарным оснащением, а также ИК активного типа.

Оборудование импортного производства в большинстве случаев практичнее и удобнее – оно изготавливается с особой тщательностью и продуманностью, учитывая разнообразные потребности инвалидов. Эти коляски выполняются на цельнолитых дисках, из-за чего и стоимость их немного выше отечественных, но и прослужат они гораздо дольше. Поэтому такой выбор является полностью оправданным.

Виды транспортного оборудования для людей с ОФВ

Изначально инвалидные кресла подразделяются на ИК и кресло-каталку, и в свою очередь каждая группа имеет свои разновидности, характеризующиеся массой отличий.

Инвалидная каталка

Такое средство предназначено в основном для инвалидов, не имеющих возможности перемещаться самостоятельно, то есть без посторонней помощи. В основном это лица с дисфункцией опорно-двигательной системы, что не позволяет им выполнять необходимые действия самим. Тогда как кресла-коляски производятся именно для самостоятельного использования, что обеспечивается благодаря присутствию больших колес.

ИК с рычажным приводом

Данные средства перемещения оборудованы пневматическими шинами, благодаря которым они могут амортизировать на ухабистой дороге, что позволяет инвалидам преодолевать значительные расстояния на улице. ИК для квартиры или других помещений по большей мере оснащены литыми шинами, благодаря которым человек легко маневрирует по гладкой поверхности. Размеры комнатных (домашних) колясок, как правило, следующие: длина – до 110 см, ширина до 67 см.

Рычажный привод обеспечивает качественную и одновременно высокую мобильность, а также плотный контакт с покрытием пола, даже если оно недостаточно ровное. Большинство таких ИК дополнительно оснащены регулировкой положения, что позволяет осуществлять плавный наклон задней спинки. Они рассчитаны на длительные расстояния и поэтому имеют максимально комфортные для инвалидов характеристики.

Если у человека с ОФВ передвижение может осуществляться при помощи только одной руки, то необходимо приобретать коляску, специально предназначенную для подобных случаев, то есть с односторонним управлением. Такие удобства предоставляются за счет рычажного и приводного управления ИК, и они дают возможность гражданам с инвалидностью вести относительно активный (в их состоянии) образ жизни.

Многие, имея подобное средство передвижения, способны быстро и достаточно легко перемещаться, уверенно маневрировать на дороге и даже заниматься доступными видами спорта. Коляски для уличного использования выпускаются до 120 см в длину и 70 в ширину.


Разновидности колясок для инвалидов

ИК с электроприводом

Коляски, оснащенные электроприводом, используются для самостоятельного быстрого перемещения как в различных зданиях и постройках, так и на уличных тротуарах (и пандусах) с ровным и качественным покрытием в благоприятные погодные условия. В зависимости от активности человека либо его потребностей такие ИК могут оснащаться механическим приводом (когда задние (ведущие) колеса запускаются усилием рук) либо электрическим приводом, работающим на аккумуляторных батареях.

Электроприводные ИК оборудованы отличной от стандартных ходовой частью и широко применяются для передвижения на улице и в различных помещениях. Пульт, при помощи которого осуществляется управление, расположен на подлокотнике и поэтому комфортен в использовании. При этом в большинстве ИК доступна переустановка пульта на более удобную сторону, посередине, либо вообще можно сделать управление ножным.

Это обеспечит пользователю минимальные траты своих сил, но такое оборудование зачастую недешево. Такие модели могут быть как для уличного применения, так и для домашнего и иметь соответственно размеры от 110 до 120 в длину и 65-70 в ширину.

Коляски активные

Такие ИК – оптимальный вариант для людей, привыкших к активному образу жизни и даже с появлением инвалидности не готовых лишить себя скорости перемещения. Они предоставляют возможность быстро и относительно свободно передвигаться, преодолевать барьеры и заниматься спортом.

Для изготовления данных ИК используются сверхпрочные материалы, которые способны выдержать экстремальные нагрузки, зачастую связанные со спортом. При этом облегченная конструкция (9-14 кг), оснащенная маленькими и большими колесами, обеспечивает их длительное использование при значительных нагрузках. Размеры могут варьироваться с учетом физиологических особенностей пациента – ширина сиденья от 28 до 46 см, длина коляски – от 100 см и выше.

Детские ИК

Чтобы правильно подобрать кресло-коляску для ребенка, необходимо учесть его возраст и размеры тела. Это обеспечит малышу максимальный комфорт при движении и осуществлении своих потребностей, а также предоставит больше самостоятельности и независимости от близких.

В связи с чем зачастую коляски для детей производятся на заказ, опираясь на конкретные характеристики маленьких пациентов, и могут быть от 107 до 121 см в длину и от 32 до 56 см в ширину, включая все необходимые приспособления (к примеру, подголовник).

ИК с санитарным оснащением

Данные ИК предназначены для применения в качестве душевого или туалетного приспособления, так как оборудованы съемным судном. Также выпускаются специальные коляски, предназначенные для тучных людей (до 300 кг) или пациентов с ампутированными нижними конечностями. Их размеры заметно превышают стандартные и достигают в длину до 175 см и ширину до 81 см.

Важно! Подбирая коляску для человека с ОФВ, нужно учитывать его массу и размеры тела, чтобы ничто не мешало передвижению и нахождению в ней. Какая она должна быть, полностью обусловлено физическими возможностями и потребностями пациента.

Характеристика габаритов

Размеры инвалидной коляски – очень важный момент, который обязательно следует учитывать, прежде чем ее выбирать. Кроме того, необходимо брать во внимание основные параметры человека, который будет ею пользоваться. Чтобы сделать правильный выбор, в результате которого инвалиду не придется ощущать дискомфорт и различные проблемы, связанные с неудобным положением, рекомендуется изначально произвести замер 6 позиций. Сюда входят: ширина и глубина сидения, высота спинки и сиденья, длина ног и высота предплечий.


Выбор коляски для инвалидов – очень важный аспект

Существует общепринятые, то есть ГОСТ размеры ИК, рассчитанные на людей средней комплекции. Такое оборудование с легкостью проходит во все двери, ванные комнаты и туалеты, так как оно создано с учетом данных конструкций. Стандартные габариты коляски для инвалидов следующие:

  • длина между передними и задними элементами – 120 см;
  • ширина между колесами или боковыми элементами – 70 см 4 мм;
  • высота от верхней детали до пола – 109 см.

Ширина сиденья

Если выбирать с учетом индивидуальных особенностей и характеристик человека, то для взрослых людей коляска изготовляется из расчета размера одежды. Если, например, человек носит одежду до 48 размера, то ширина сиденья должна быть 38 или 40 см.

  • до 52 – 42 см;
  • 54-56 – 43 см;
  • 56-58 – 46 см;
  • до 64 – 50 см.

При этом не следует забывать, что ширина ИК, превышающая 42 см, значительно снижает ее возможность проходить в лифты, туалеты и другие узкие проемы. Измерение ширины сиденья считается самым важным. Его задача заключается в том, чтобы:

  • обеспечить равномерное распределение массы тела инвалида на максимально широкой и удобной поверхности;
  • облегчить передвижение и предупредить соприкосновение и трение частей тела человека о поручни и боковые стенки;
  • выяснить наиболее возможную ширину ИК с расчетом, позволяющим беспрепятственному маневрированию в ванной комнате, узких дверных проемах и прочих ограниченных пространствах.

Важно! Неправильный выбор ИК может привести к негативным последствиям для здоровья человека.

Замеры ширины производятся путем определения расстояния между наиболее удаленными участками подвздошных костей либо бедер при применении сантиметровой ленты. Для данной цели можно установить по бокам две средние по ширине книги и вымерять расстояние между ними. Далее к полученному значению прибавляется 3-5 см, что делается с учетом ношения толстой (зимней или осенней) одежды.

Следует помнить, что слишком узкое сиденье значительно снизит степень подвижности пациента, так как туловищу будет сложно поворачиваться по оси. А в результате того, что масса тела будет распределяться по малой поверхности, повысится давление на седалищные бугры. Это может вызвать вторичные осложнения, к примеру, такие как возникновение пролежней.

Чрезмерно широкое сиденье зачастую становится причиной формирования проблем физического характера, а также внешнего. Снижение устойчивости в сидячем положении в обязательном порядке сказывается на нормальном положении тела. Появляются затруднения при поступательном передвижении ИК, и для облегчения передвижения вперед человеку придется пользоваться руками.

Для контроля соответствия габаритов коляски и размеров человека можно разместить ладони между боковыми стенками кресла-коляски и его бедрами. Если все вымерено правильно, то руки будут размещаться свободно, не ощущая какого-либо давления с обеих сторон.

Глубина сиденья

Измерение глубины ИК производится так, чтобы распределение массы тела на бедра и ягодицы не вызывало на седалищные бугры чрезмерного давления. Это поможет предотвратить ухудшение циркуляции крови и лимфы, а также предупредит появление раздражения кожных покровов под коленом. Замеры производят вдоль бедра, начиная от края ягодицы и постепенно доводя до внутреннего коленного сгиба.


Подбор глубины сиденья

Для получения правильного размера от данного показателя отнимается 5-7,5 см. При недостаточной глубине сиденья кресла-каталки дополнительный вес будет также распределяться на бедра и ягодицы, что приведет к смещению центра тяжести и росту давления на седалищные бугры.

Габаритные замеры с такими ошибками в несколько раз повышают опасность выпадения инвалида-колясочника при движении вперед. Излишняя глубина ИК нередко становится причиной давления, которое приводит к ухудшению микроциркуляции тазовых органов и нижних конечностей, а также провоцирует появление раздражения под коленом и на верхнем участке лодыжки.

Совет! Для контроля соответствия сиденья размерам больного оценивается расстояние между областью под коленом и передним краем сиденья (или обивки). Его ширина не должна быть больше 3-4 пальцев взрослого человека, что равняется примерно 7,5 см.

Длина ног

Проведение замеров длины ножной части, так же как высоты самого сиденья, непосредственно связаны между собой, поэтому их следует оценивать в комплексе. Кроме того, нужно помнить, что площадку для размещения ног нужно закрепить в 5 см от пола. Благодаря этому пациент сможет безопасно осуществлять повороты плечами и туловищем.

Достаточная высота сиденья позволит предотвратить нарушение микроциркуляции и сдавливание в данной зоне. Замеры выполняются от пятки либо края каблука (если человек с ОФВ носит туфли) до уровня бедра.

Подушка предоставляет дополнительный комфорт и минимизирует давление на кожу. При чрезмерно низком установлении подставки для ног нередко появляются трудности с безопасностью. Инвалиду будет трудно выполнять развороты туловища и плеч – при этом он может даже упасть из ИК.

Вращающиеся колесики, прикрепленные снизу, способны нанести повреждения голеностопа либо лодыжки в случае свисания стоп при низкорасположенной площадке для ног. Есть риск выпадения из коляски, если она зацепится за какое-либо возвышенное препятствие.


Рекомендации по выбору высоты спинки

Высота сиденья

Цель замера данного параметра заключается в предупреждении давления на наиболее повреждаемые участки, находящиеся в седалищных буграх и под коленом. Кроме этого, правильно вымеренная высота сиденья ИК обеспечит инвалиду возможность достигнуть максимально маневренные условия для передвижения и сохранить его коленные суставы от всевозможных ударов и ушибов.

Замеры осуществляются посредством прибавления к длине согнутой нижней конечности 5 см. Это позволяет закрепить на безопасном расстоянии от пола подставку. При этом не следует забывать, что каждые 2,5 см увеличения высоты сиденья должны сочетаться с расширением расстояния между поверхностью пола и площадкой для ног.

Если во время сидения пациент пользуется полиуретановой подушечкой, то ее объем под давлением среднего веса снижается наполовину. Из чего следует, если высота подушки равна 10 см, то при давлении она станет 5 см, поэтому всегда необходимо иметь в виду данный момент. Очень низко расположенное сиденье ИК и подставка для ног – весьма опасно для человека с ОФЗ.

Поэтому нужно его посадить выше, предварительно подложив на сиденье подушку, и переустановить подставку для ног. В таком случае седалищные бугры избавятся от чрезмерного давления. При несоразмерно высоком закреплении сиденья колени будут задраны вверх, и человеку станет неудобно выполнять различные манипуляции за столом.

Чтобы выяснить, соответствует ли высота сиденья правилам, нужно ввести два пальца под бедро до глубины второй фаланги, плавно перемещаясь под подушкой или обивкой коляски. В норме такой размер должен не выходить за рамки 3,75-5 см.

Высота спинки

Инвалидные кресла часто изготавливаются с низкой спинкой. Высота спинки коляски должна регулироваться в зависимости от физических отклонений человека и его степени активности. Достаточная высота и правильная форма кресла предоставят возможность инвалиду находиться в удобной позе, что также подразумевает его устойчивое положение и комфорт при перемещении.

При выполнении замеров выясняется высота от подмышечной впадины пациента и поверхности сиденья, при этом руки человек должен вытянуть вперед и приподнять параллельно полу. Для получения верных размеров данного параметра, а именно высоты спинки вместе с обивкой, нужно отнять от результата 10 см. Такая высота позволяет добиться минимальной потребности в поддержке туловища.

Если пациент нуждается в полной поддержке корпуса, то тогда вымеряется высота от сиденья до требуемой линии поддержки (плечи, шея либо нижняя половина головы). В случае потребности полной поддержки корпуса, как правило, подбирается коляска со спинкой, предоставляющая возможность пациенту отклониться назад, а иногда рекомендуется пользование ИК со спинкой, оснащенной секционной регуляцией высоты.

Такое приспособление позволяет менять степень поддержки по мере восстановления работоспособности отдельных частей корпуса. Чтобы проверить соответствие высоты спинки у людей, имеющих минимальные отклонения в функционировании туловища, нужно 4 пальца руки уместить между подмышечной впадиной и верхним краем обивки ИК. Данное расстояние должно быть около 10 см.

Высота подлокотников

Для сохранения правильной посадки инвалида и обеспечения ему равновесия, требуется уделить не меньшее внимание высоте подлокотников. Их расстояние измеряют от локтя до поверхности сиденья. Затем к полученному результату нужно прибавить 2,5 см.

При несоразмерно высоких подлокотниках плечи пациента будут приподняты, а это приведет к чрезмерному и скорейшему утомлению мышц. Кроме того, инвалид не сможет пользоваться подлокотником по его прямому предназначению, что станет причиной его неустойчивости в сидячем положении.


Правила установки подлокотника

При несоразмерно низком расположении подлокотников инвалид не сможет принять комфортную для себя позу. Он будет вынужден сутулиться, чтобы получить возможность опираться предплечьями. Вследствие согнутого положения человек быстрее устанет, нарушится его равновесие, а также возникнут трудности с дыханием. Подвижность диафрагмы снизится, что приведет к ухудшению дыхательной функции.

Памятка . Безусловно, выбор коляски для человека с ОФВ достаточно сложное и емкое дело, но пренебрегать вышеуказанными правилами не следует. Благодаря правильному и скрупулезному подходу к приобретению данного средства перемещения можно как обеспечить пациента большей самостоятельностью и маневренностью, так и снизить его и без того небольшой комфорт. Кроме того, не стоит забывать, что в неудобной и выбранной не по размеру коляске у человека могут развиться различные заболевания, которые усугубят его состояние.

Видео по теме

Согласно принятому определению, «инвалид» — человек с ограниченными возможностями в связи с физическими, умственными, сенсорными или психическими недостатками, этот термин имеет медицинско-юридический статус. Очевидно, что для полноценной жизни таким людям нужны особые приспособления. Одним из таких примеров специальных приспособлений для увеличения силы не очень сильных людей (именно так с латыни переводится слово «инвалид») может считаться инвалидное кресло.

Медицинская и социальная реабилитация инвалидов

Существуют несколько общепринятых взглядов на проблемы инвалидов. До последнего времени была наиболее распространена так называемая медицинская точка зрения, согласно которой проблемы людей с инвалидностью заключаются в их неполноценности, что требует создания специальных учреждений для изолирования инвалидов и обслуживания их специально обученными людьми.

Сейчас всё больше активно развивается другая концепция - социальная. Согласно ей, проблемы инвалидов связаны с недостаточным развитием социальной среды, позволяющей инвалидам полноценно участвовать в жизни общества. В 2006 году была принята Конвенция ООН, направленная на защиту прав инвалидов. Россия является одной из стран, ратифицировавших положения этой конвенции.

Но подписать и ратифицировать Конвенцию - это даже не полдела. Гораздо сложнее воплотить в жизнь то, что написано на бумаге. Большинство наших домов не оборудовано пандусами для проезда прогулочной инвалидной коляски, а размеры дверных проёмов и лифтов не соответствуют ширине инвалидной коляски. Не имеет государство и достаточных финансовых возможностей обеспечения нуждающихся современными инвалидными колясками по доступной цене.

Конечно, мероприятия, направленные на реализацию пунктов этой конвенции, уже начали проводиться государством. Объекты социального назначения оборудуются для свободного передвижения людей в инвалидных креслах-колясках, а в нормы на проектирование и строительство внесены изменения, касающиеся создания доступной среды для человека, частью повседневной жизни которого является коляска.

Раз инвалидное кресло является столь неотъемлемой частью жизни человека с ограниченными возможностями, то и выбору модели следует уделить особое внимание.

Медицинских причин, по которым может потребоваться инвалидное кресло-коляска, много. Поэтому и кресло-коляска для инвалидов может быть разной конструкции. Производители, занимающиеся выпуском медицинского оборудования, разрабатывают модели, приспособленные для потребностей людей с различными заболеваниями. Предлагаемые изделия различаются назначением, имеют разные основные и дополнительные функции, способы управления, дизайн, и, конечно же, стоимость.

Прежде чем рассматривать разновидности технических устройств для реабилитации, нужно разобраться с терминологией. Вся продукция для передвижения инвалидов делится на две категории: кресло-каталка и инвалидная коляска. Первый вариант предназначается для людей, которые не могут самостоятельно управлять средством передвижения, каталку возит сопровождающий - медицинский работник или опекун. Кресло-коляска предназначается для более мобильных инвалидов, способных самостоятельно управлять своим средством передвижения.

Кресла-каталки

Самый простой вариант - это каталка, предназначенная для временного пребывания. Её используют для реабилитации пациента при временной потере подвижности. Например, при переломах нижних конечностей. При выборе модели необходимо учесть, чтобы кресло-коляска для инвалидов отвечала всем потребностям больного: особенностям его заболевания, возрасту, росту и весу, функциональным возможностям, а также образу жизни и занятиям.

Каталки постоянно используются в больницах, такие же модели можно использовать и дома. Их отличают небольшие размеры, например, при стандартной ширине сидения в 44 см, внешние габариты - всего 58 см. Это позволяет использовать такие средства передвижения в небольших квартирах, без специального переустройства. Особенно это актуально, если кресло необходимо временно, только на период лечения и реабилитации. Ещё один плюс - простые конструкции относительно недорого стоят.

Кресла-коляски

  1. Базовая коляска инвалидная. Базовый вариант различается по типу конструкции рамы, устройству подлокотников и подножек, виду колёс. Также они имеют разные размеры и вес. Ширина сидения от 38 до 54 см. Кресло-коляска для инвалидов, имеющих большой вес и габариты, имеет усиленную раму. Ширина сидения такого кресла - от 56 см.
  2. Кресло-коляска с санитарным оснащением. Модели, оснащённые туалетным устройством, имеют стульчак и санитарный горшок, закрепляющийся на раме коляски. Конструкция такова, что кресло-коляска может использоваться и с обычным унитазом, если снять горшок. Материалы для изготовления сиденья используются влагоустойчивые, поэтому за креслом удобно ухаживать. Кроме того, такое кресло может использоваться в душе.

Кресла с приводом

Кроме моделей с традиционным способом передвижения - за внешний обод колёс, существуют варианты: коляска с рычажным приводом и с электроприводом.

  1. Коляска для инвалидов с рычажным ручным приводом предназначена для больных, которые не утратили подвижность верхней части тела. Есть модели с однорычажным приводом, разработанные специально для людей, имеющих подвижность только с одной стороны.
  2. Электрическая инвалидная коляска не требует от своего владельца мышечных усилий для передвижения - она работает с помощью электродвигателя, питающегося от аккумуляторных батарей. В зависимости от модели, заряда батареи хватает на путешествие от 10 до 40 километров.

Кресло-коляска с электроприводом удобна для всех больных. Но в некоторых случаях - если пациент ослаблен или у него ограниченная подвижность верхней части тела, инвалидные коляски с электроприводом могут стать единственной возможностью сохранять мобильность и меньше зависеть от своих опекунов.

Управление электроприводом инвалидного кресла-коляски может осуществляться при помощи джойстика, встроенного в подлокотник. Существуют модели, которые управляются джойстиком, рассчитанным на движение подбородка. Такие варианты предназначены для полностью неподвижных людей, имеющих определённый диагноз, например, квадриплегия.

Существует уже кресло-коляска с электроприводом, управлять которой можно буквально силой мысли. Электрическое инвалидное кресло, разработанное японской компанией BSI-Toyota, управляется, воспринимая активность человеческого мозга через сенсоры, встроенные в специальный шлем.

Инвалидное кресло с электроприводом может быть оснащено дополнительными функциями. Одно из таких дополнительных удобств - возможность «привставать» — поднимать кресло вместе со своим пассажиром на высоту около 30 сантиметров. Это помогает пользователю доставать высоко расположенные предметы.

Встроенный вертикализатор и трансформирование кресла в положение «лёжа» также являются дополнительными удобствам, которыми может обладать коляска с электроприводом.

Можно выбрать и вариант, совсем непохожий на традиционное реабилитационное средство передвижения. Примером могут служить коляски производства компании Армед, например, Армед FS141, похожая на гольф-кар.

Специфические разновидности

Среди кресел для людей с ограниченными способностями выделяется несколько специфических категорий, представленных, в том числе, моделями Армед.

Модели для детей

Чтобы выбрать модель для ребёнка, нужно учитывать возраст и тип заболевания. Модель Армед FS958LBHP имеет размеры сиденья 38 сантиметров. Габариты её в разложенном состоянии - 52х118 см.

Модели колясок инвалидных для детей младшего возраста от Армед с виду могут практически не отличаться от обычной прогулочной детской коляски. Модель Армед FS258LBYGP удобна тем, что кресло легко снимается с рамы и может использоваться в качестве автомобильного кресла для ребёнка. Сама рама имеет компактные размеры в сложенном состоянии.

Детская инвалидная коляска для детей с ДЦП от компании Армед имеет специальные фиксаторы положения тела и головы, абдуктор, позволяющий избежать самопроизвольного винтового скрещивания ног, надёжные привязные ремни. Отличным вариантом является коляска модели Армед Н 006, которая стоит около 40000 рублей.

Облегчённые модели

Если вам нужно выбрать инвалидную коляску Армед или другой марки для путешествий, немаловажным фактором выбора станет небольшой вес и размеры реабилитационного устройства, а также возможность легко её сложить инвалиду самостоятельно при пересаживании в машину или сопровождающему.

Отличным выбором станет модель Армед FS872LH, имеющая вес всего 12 килограмм и размеры в сложенном состоянии всего 260 мм.

Спортивные варианты

Такие модели используются очень активными людьми, имеющими инвалидность, а также спортсменами инвалидами. Спортивные модели Армед имеют небольшой вес, компактные габариты, усиленную раму. Чаще всего они изготавливаются без подлокотников или с очень небольшого размера подлокотниками.

Модели пассивного типа, наоборот, предназначены для людей, имеющих очень малую подвижность и проводящих большую часть своей жизни сидя. Они имеют удобное кресло анатомической формы, подголовники, удобные подлокотники. Подушки сиденья, спинки, подлокотников имеют специальный наполнитель, предотвращающий появление пролежней.

Кресло пассивного типа имеет несколько позиций трансформирования, вплоть до положения «лёжа». Часто пассивная коляска оборудуется электроприводом.

Как выбрать подходящую модель

Разнообразие ассортимента реабилитационной техники приводит к сложной проблеме выбора подходящей модели, особенно если приобретать техническое устройство приходится для близкого человека, без собственного понимания потребностей больного.

Предварительно перед выбором нужно проконсультироваться у лечащего врача, какое именно кресло требуется больному.

Инвалидные коляски с электроприводом при соответственном устройстве дома - организации достаточного места для манёвров коляски, можно использовать как для улицы, так и в помещении. К сожалению, прогулочные инвалидные коляски с электроприводом довольно дорого стоят, что часто недоступны многим. Стоимость не самой сложной модели кресла-коляски прогулочной с электроприводом - около 100000 рублей.

Чтобы выбрать кресло-коляску, сначала нужно определить, для каких целей она нужна: для перемещения по улице или в помещении и нужна ли складывающаяся конструкция.

Если техническое средство перемещения необходимо для улицы, то лучше выбрать модель с пневматическими шинами, амортизирующими неровности дороги. Для помещения подойдёт инвалидная коляска на литых шинах, более долговечных и надёжных.

Самым важным фактором при выборе являются размеры инвалидной коляски. От того, насколько правильно подобраны размеры, зависит удобство инвалида, его безопасность и предотвращение возможных побочных заболеваний - пролежней, раздражения кожи, остеохондроза.

Перед покупкой необходимо снять мерки с пациента, а потом тщательно обмерить выбранную модель коляски или уточнить эти размеры у менеджера, если нет возможности измерить коляску в магазине. Измеряются габаритные размеры инвалидной коляски: ширина и глубина сидения, высота спинки. Также большое значение имеют не только габариты, но и диапазон регулирования положения подлокотников и подножки.

Приглашаем врачей

Приглашаем практикующих врачей c подтвержденным медицинским образованием для онлайн консультирования посетителей сайта.

Подать заявку

На рынке существует многообразие размеров , что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант как для малыша, так и для подростка, так и для взрослого пациента. Мы отказались от использования только росто-весовой характеристики. Поскольку твердо убеждены, что любое должно подбираться с учетом широкого круга индивидуальных антропометрических показателей. Распространенным же методом подбора и покупки считается определение размера сиденья пациента, и в соотношении с этим подбор по ширине. Других замеров человека не производится. Необходимая ширина высчитывается также утилитарными методами:

1. в соотношении с размером верхней одежды. Например, если пациент носит 52 размер одежды, то ему приобретают коляску с шириной сиденья 42. Для простоты занесем данные соотношения размеров одежды с шириной коляски в таблицу:

Размер одежды
Ширина сиденья
до 48
38-40 см
до 52
42 см
54-56 43 см
56-58 46 см
до 64
50 см

2. в соотношении с размером брюк пациента за минусом 10 см,
3. в соотношении с замером внутреннего расстояния между книгами, приставленными к бокам пациента, с добавлением 2 см с каждой стороны.
Так высчитывается ширина сиденья коляски. Так покупается.

При таком подходе могут быть допущены ошибки и неточности: может быть выбрана неправильно, не по размеру пациента, а значит она скорее навредит человеку, чем будет полезной.

К процедуре снятия мерок нельзя относиться спустя рукава. Недостаточно сделать лишь один замер и выбирать коляску только по ширине сиденья. Важно, чтобы коляска была удобной, нетяжелой, безопасной при передвижении и легкоуправляемой. Прежде, чем сделать выбор инвалидной коляски, рекомендуем проконсультироваться с врачом и сделать все замеры. Существует шесть основных точек, на которые нужно ориентироваться: ширина сидения, глубина сидения, высота сиденья, высота спинки, высота предплечий, длина ног.
Мерки с пациента
Ширина бедра и ширина сиденья


Измерение проводится по самым широким точкам бёдер с использованием сантиметровой ленты. К полученному результату добавляется 5 см. Это делается для того, чтобы человек мог ездить в коляске с комфортом даже в плотной одежде. Проверить правильность замера можно следующим образом. Если между боковинами коляски и бедрами пациента проходит ладонь в вертикальном положении, значит всё сделано правильно.

Замер расстояния вдоль ягодиц до изгиба колена в соотношении с глубиной сиденья .


Для снятия мерок используется сантиметровая лента. Измерения проводятся от края ягодиц вдоль бедра до внутреннего сгиба колена. От полученный величины отнимают 5 - 7,5 см. Проверить правильность полученного измерения можно следующим образом. Посадите пациента в в положение "спина откинута на спинку". Между краем обшивки сиденья и внутренним сгибом колена должно входить три-четыре пальца.

Замеры длины согнутой ноги и высота сиденья с подножкой

Сантиметровой лентой необходимо замерить длину согнутой ноги от до пятки и прибавить 5 см к полученному результату. Это и будет высотой сиденья.
Подножка должна находиться на уровне длины ноги.
Проверить правильность измерения можно следующим образом. Расстояние по нижней кромке присоединённой подножки до пола должно составлять 5 см.

Высота спины и спинки

Высота спинки должна быть отрегулирована по показаниям пациента. Она может оказывать минимальную и максимальную поддержку в зависимости от потребностей.
При этом измеряется высота от поверхности сиденья до подмышечной впадины (руки вытянуты и расположены параллельно поверхности пола). Если от полученной величины отнять 10, то мы получим высоту, минимально обеспечивающую поддержки туловища. При необходимости полной поддержки туловища измеряют высоту от поверхности сидения до требуемого уровня поддержки (обычно это уровень плеч, шеи, средней части головы). При необходимости полной поддержки туловища можно подобрать со спинкой, позволяющее откинуться назад, а в некоторых случаях рекомендовать использовать спинку кресла с секционной регуляцией высоты.

Подлокотники также должны соотноситься с размерами туловища человека.
Необходимо измерить расстояние от сиденья до локтя в согнутом состоянии под углом 90.


Надеемся, что эта заметка будет вам полезной и поможет сделать правильный выбор.
Помните, что правильно подобранная инвалидная коляска способна обеспечить надежное размещение больного в и быть безопасной при передвижении.

ГОСТ Р 50602-93

Группа Р23

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Максимальные габаритные размеры

Whellchairs. Maximum overall dimension

Дата введения 1995-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10.11.93 N 230

3 В настоящем государственном стандарте полностью применен международный стандарт ИСО 7193-85 "Кресла-каталки. Максимальные габаритные размеры"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на инвалидные кресла-коляски (далее кресла-коляски) и устанавливает их максимальные габаритные размеры (далее - габаритные размеры), которые должны учитываться архитекторами, инженерами, изготовителями и местными органами власти для обеспечения передвижения пользователя в зданиях, транспортных средствах (автобусах, пароходах, самолетах, лифтах) и для общей маневренности.

Настоящий стандарт применяется изготовителями кресел-колясок в новых разработках.

Требования к зданиям и помещениям для перемещения лиц с физическими недостатками - по .

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО 6440-85* Кресла-коляски. Номенклатура, термины и определения
________________
* До прямого применения данного документа в качестве государственного стандарта распространение его осуществляет ВНИИКИ.

ГОСТ Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют термины по ИСО 6440

4 МАКСИМАЛЬНЫЕ ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

4.1 Габаритные размеры установлены для незанятых пользователем кресел-колясок.

4.2 Габаритные размеры приведены на рисунке 1.

Рисунок 1


Габаритная длина - размер по горизонтали между самыми выступающими передней и задней деталями кресел-колясок,

1200 мм

Габаритная ширина - размер по горизонтали между выступающими боковыми деталями кресел-колясок при полной раскладке,

700 мм

Габаритная высота - размер по вертикали от пола до самой выступающей верхней точки кресел-колясок,

1090 мм

Габаритные размеры измеряются в соответствии с ГОСТ Р 50605

4.3 При изготовлении кресел-колясок для особо грузных пользователей и ампутантов значения габаритных размеров могут быть увеличены:

длина - до 1750 мм,

ширина - до 810 мм.

4.4 При проектировании зданий и проездов, для учета ног пользователя, габаритную длину увеличивают на 50 мм.

4.5 Для кресел-колясок с ручным управлением требуется зазор до стены для привода ободов главных колес, при проектировании зданий и проездов габаритную ширину увеличивают на 100 мм с каждой стороны.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (информационное). Библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(информационное)

Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировки и застройки населенных мест

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1994

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

ГОСТ Р 5П602-93

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследова* тсльеким институтом машиностроении

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10.11.93 № 230

3 В настоящем государственном стандарте полностью применен международный стандарт И СО 7103-85 «Кресла-каталки. Максимальные габаритные размеры»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

(С) Издательство стандартов, 1994 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта России II

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Максимальные габаритные размеры

Maximum overall dimension

Дата введения 1995-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящим стандарт распространяется на инвалидные кресла* коляски (далее кресла-коляски) и устанавливает их максимальные габаритные размеры (далее - габаритные размеры), которые должны учитываться архитекторами, инженерами, изготовителями и местными органами власти для обеспечения передвижения пользователя в зданиях, транспортных средствах (автобусах, пароходах, самолетах, лифтах) и для обшей маневренности.

Настоящим стандарт применяется изготовителями кресел-колясок в новых разработках.

Требования к зданиям и помещениям для перемещения лиц с физическими недостатками - по .

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

ИСО 6440-85* Крссла-коляски. Номенклатура, термины и определении

4.3 При изготовлении кресел-колясок для особо грузных пользователей и амиутаитов значения габаритных размеров могут быть увеличены:

длина - до 1750 мм,

ширина - до 810 -мм.

4.4 При проектировании зданий и проездов, для учета ног пользователя. габаритную длину увеличивают на 50 мм.

4.5 Для кресел-колясок с ручным управлением требуется зазор до стены для привода оболов главных колес, при проектировании зданий и проездов габаритную ширину увеличивают на 100 мм с каждой стороны

ПРИЛОЖЕНИЕ А (информационное)

Библиография

|1| Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах обшественжах зданий, планировки и застройки населенных мест

УДК 615.478.3.001.33:006.354 Р23

Ключевые слова: кресла-коляски, пользователи, размеры, максимальные габаритные

ОКСТУ 9403

Редактор Л. И. Нахимова Технический редактор В. //. Прусакова Корректор Т. Л. Васильева

Одам:) в набор 01.1203. Поди и псч. I.Tftl fil. Уел. неч л. O..Vv Уел. kd отт от,

Уч. и «л л. 0.23. Тир 20"» эк ». С 9.м. .....

Орлена -Знак Почета» Издательство стандартов. 107076. Моекпя. Кололетный псп м Калужская типография стандартов, у л. Московская. 256. Зак. 2672