Главная · Правильное питание · Отпевание усопшего после похорон можно ли. Отпевание усопших

Отпевание усопшего после похорон можно ли. Отпевание усопших

Умер кто-то из близких… Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.
Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.
Чин отпевания (правильно чин погребения) — специальное молитвенное чинопоследование, совершаемое в церкви при проводе усопших в другой мир.
Из-за большого количества песнопений чин погребения часто называют отпеванием.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. В чине христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека.
Прощальными песнями Церковь хочет сильнее запечатлеть в сердце живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас безотрадную скорбь. Отпевание – это великая и неоценимая помощь, необходимая для близкого человека.
Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти , не раньше (при этом день кончины — первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи). Отпевание лучше совершать в церкви. Служба эта – последнее прощание человека с храмом. Ведь это место, куда каждый православный христианин ходит в земной своей жизни для молитвы и встречи с Господом. Храм – дом Божий, но также и родной дом для каждого православного. Также, усопшего можно отпеть на кладбище. В крайнем случае, можно отпеть заочно.
Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения — на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.
По преданиям святых отцов и по духовной практике Святой Церкви, душа усопшего без отпевания не имеет упокоения, поэтому совершение чина отпевания является очень важным для нее. Вся Церковь, в лице священников и молящихся, просит Господа по Его великой милости простить все прегрешения усопшего и дать ему место упокоения в обителях райских. В разрешительной молитве священник не только просит о прощении души усопшего, но и молит Господа о снятии любого проклятия, тяготеющего над душой предаваемого земле человека.
В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время. На усопшем обязательно должен быть крестик!
Гроб с телом усопшего устанавливают посреди церкви. Умерший лежит головой к западу, и лицо его обращено на восток, к иконостасу. И это не случайно, он как бы предстоит на последней своей службе, окруженный родными и близкими.
Всем присутствующим следует помнить, что отпевание – это не только священнодействие, которое совершает священник, но и общая молитва всех близких покойного о том, чтобы Господь простил ему все вольные и невольные грехи и принял душу его с миром. Поэтому молящиеся стоят не лицом ко гробу, а обращены на восток, к иконостасу. Свечи, которые они держат в руках, есть символ их горячей молитвы за усопшего, устремленной ввысь к Богу. Свечи нужно держать в левой руке, чтобы правой совершать крестное знамение.

Кто лишается церковного отпевания

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение техники безопасности на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Над жертвами разбоя отпевания совершаются.

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

Священник, в сомнительных случаях, и при отсутствии письменного разрешения архиерея, может отказаться от совершения отпевания, особенно, при намеренной попытке родственников скрыть истинную причину смерти покойного. При регистрации отпевания в сомнительных случаях представитель церковного совета может ознакомиться со свидетельством о смерти, выданным отделом ЗАГСа. Если точно неизвестно, был ли умерший крещеным, также отпевание возможно только с разрешения правящего епископа.

Что нужно иметь при себе для отпевания:
Свидетельство о смерти
Саван (покрывало)
Венчик
Лист с разрешительной молитвой
Небольшой крест и икону

Как провести отпевание в нашем храме

Об отпевании необходимо договориться за несколько дней до дня погребения. Придти в храм для записи с 10.00 до 18-00 часов. С собой необходимо иметь Свидетельство о смерти или заключение из морга. Отпевание совершается в день погребения.

Часто задаваемые вопросы

  • Можно ли отпевать человека, который не успел покреститься, покаяться?
    Церковь не отпевает только некрещеных людей и самоубийц. Если крещеный человек не успел исповедаться и причаститься, это не препятствует совершению над ним чина погребения.
  • Можно ли провести отпевание в морге?
    Если по каким-либо уважительным причинам не представляется возможным организовать отпевание покойного в храме или дома, тогда допускается отпевание усопшего в морге. Вам нужно заранее уточнить этот вопрос у священника в храме.
  • Что такое заочное отпевание?
    Заочное отпевание совершается в тех случаях, когда из-за трагической смерти невозможно найти тело человека. Если по каким-либо объективным причинам над телом вашего покойного родственника не было совершено отпевание, можно попросить священника совершить его заочно.
  • Что делать родным и близким без вести пропавшего, если не известно, жив он или нет?
    – Если человек пропал не так давно, надо в церкви заказывать молебны св. мученику Иоанну-воину и архангелу Гавриилу. Они помогают находить пропавших людей, а также пропавшие вещи и другое имущество.
  • Можно ли на могилу возлагать венки?
    – Венки из искусственных цветов, например бумажных, возлагать нельзя. Лучше один живой цветочек положить на могилу, чем множество искусственных. Ведь живой цветок – символ всеобщего Воскресения, а бумажный – это есть мертвость, символ того, что умерший никогда не воскреснет. Бумажные венки заведены атеистами.
  • Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?
    – В день памяти умершего прежде всего нужно в храме подать записку на проскомидию, заказать панихиду. Если есть возможность, побывать на кладбище. Можно организовать поминальную трапезу, но делать это с благочинием, помня о цели этого собрания – поминовение в молитвах усопшего сродника. Если же трапеза превращается в гулянку с обильным распитием спиртных напитков, то в этом нет ничего хорошего ни для души усопшего, ни для собравшихся, так как теряется смысл «поминальной трапезы».

Некоторые практические советы

Если ваш родственник скончался дома, поспешите оправить его тело, чтобы оно лежало прямо. Если он умер, сидя в кресле или в полусидячем положении на постели, положите его на ровную поверхность - на кровать или на большой стол.
Когда в дом христианина приходит смерть, волей-неволей человек вынужден сталкиваться не только с духовной ее стороной, но и с неизбежными организационными заботами. Необходимо собрать документы, которые полагается оформить по гражданским законам. Если покойный не достиг преклонного возраста, вам придется вызвать участкового милиционера, который составит акт о том, что признаков насильственной смерти на теле усопшего не обнаружено. Нужно будет собрать необходимые медицинские справки: вызвать «скорую», которая засвидетельствует смерть, или же обратиться в районную поликлинику за справкой о смерти, в которой будет указана ее причина. В районном отделении ЗАГСа нужно будет получить свидетельство о смерти вашего родственника. Эти документы потребуются вам для дальнейшей организации похорон.
Если ваш умерший родственник был пенсионером или ветераном, обратитесь в собес: там должны оказать организационную помощь или выдать материальную компенсацию за похороны.
Позвоните и придите в ближайший храм, расспросите священника о том, в какое время совершается отпевание и к скольким часам можно привозить усопшего. Отпевание будет длиться около часа или немногим более. Исходя из этого, планируйте время пользования транспортом при разговоре с ритуальным агентом.

О кремации

«Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: …в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 17, 19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3, 16–17)»

Как вести себя на кладбище

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Могила - это место будущего воскресения, поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Регулярно посещая вашего усопшего родственника, прибирайте могилу.
Придя на кладбище, можно зажечь свечу или лампаду, помолиться об усопшем. Очень хорошо хотя бы раз в год приглашать на могилу священника для служения панихиды по усопшему. Если такой возможности нет, совершите литию так называемым «мирянским чином», в котором опущены все священнические возгласы. Можно также помолиться об упокоении усопшего своими словами или почитать Псалтирь.
Перед посещением кладбища очень хорошо помолиться за Божественной литургией, причаститься в этот день и заказать панихиду в том случае, если вы не смогли пригласить для этого на кладбище священника.
Если вы приглашаете священника для служения панихиды или литии, можно принести с собой немного кутии, чтобы почтить память почившего. Но ни в коем случае не стоит оставлять ее на могиле «для птичек» или с какими-либо другими целями.
Не нужно устраивать на могиле покойного тризны: кроме кутии, на кладбище вообще не следует есть и пить, лить водку на могильный холм или оставлять на могиле рюмку водки с черным хлебом - это неразумие только оскорбляет память усопшего, так как является пережитком язычества и поступком, предосудительным для христианина.
Не нужно также оставлять на могиле еду - лучше отдать ее в руки нищим или принести в храм в знак поминовения вашего усопшего родственника.

Памятник на могиле

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Христианская Церковь, переняв этот обычай, украшает могильный холм победным знАмением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием, осеняющим место упокоения сораспявшегося Христу.
Крест на могиле ставится у ног погребенного так, чтобы Распятие было обращено к лицу почившего. Крест над могилой православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения; водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастет для жизни вечной в Царстве Божием (см.: Ин. 12, 24).
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.
Если по каким-либо причинам у вас нет возможности водрузить крест на могиле покойного, тогда крест нужно выгравировать на могильной плите.


  • Документ утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года (журнал № 30).

Отпевание и погребение по христианскому обычаю
Цикл телепрограмм «Закон Божий» . Часть 1. О вере и жизни христианской

Отпевание - это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. В его состав входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И, поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпеванием».

Панихида - это просто заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

Лития - завершающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. Важно отметить, что в первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

В среде не понимающих сути религии людей распространено мнение, что отпевание - это, своего рода, «пропуск в рай». Многие считают, что, если усопшего отпели, то его похоронили «по-людски», и «душа теперь в раю, грехи прощены»! А если не отпели, то душа в рай не пошла, потому что ее туда не пустили.

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Причина такого невежественного отношения к отпеванию заключается том, что очень часто родственники не имеют представления о том, Кто такой Бог, и для чего Церковь напутствует умерших. В то же время они верят в то, что если душу не отпеть, то она будет не погребена.

Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее.

Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений.

При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. В этом случае священник, конечно, не будет этого делать.

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога.

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди, и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди.

Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?

В народе считается, что «индивидуальное отпевание» приносит гораздо больше пользы душе умершего. Это все ложные суеверия. Никакой разницы нет. В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал:

«Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой».

(из статьи Архимандрита Августина)

Достойные похороны - последняя забота родственников о теле покойного. Очное или заочное отпевание - забота близких о душе усопших.

Для чего необходим обряд?

Чином отпевания (или чином погребения) называют специальный ритуал, который проводится в храме. Из-за большого количества песнопений этот обряд и был назван отпеванием.

Православная церковь верит в загробный мир. Умирает лишь тело человека. Душа продолжает жить, отправляясь в другое измерение, где ей придется держать ответ за все содеянное при жизни тела. В течение жизни человек совершает множество греховных поступков, иногда неосознанных или непроизвольных. Задача церкви состоит в том, чтобы специальными молитвами проводить душу в лучший мир, помочь ей обрести покой.

Для этого умершего необходимо отпеть.

Священнослужители настаивают на необходимости проведения обряда. При этом каждому человеку еще при жизни следует помнить о том, что отпевание не способно полностью избавить его ото всех грехов. По мнению священников, праведник, за которого после смерти некому помолиться, попадет в рай. Душа человека, не соблюдавшего заповеди Божьи, может лишиться вечного покоя и после проведения чина погребения.

Отпевание не следует путать с панихидой. В ХХ в. в СССР появилось такое понятие, как гражданская панихида. По мнению святых отцов, это бессмысленный набор слов, словосочетание, каждый элемент которого исключает другой. Панихидой называют заупокойную молитву об усопшем, читать которую можно как до, так и после погребения. Отпевание по общему правилу проводится в день похорон перед тем, как везти тело на кладбище.

Что требуется от родственников покойного?

Вне зависимости от того, будет ли проводиться очное или заочное отпевание, родственники должны самостоятельно позаботиться о душе близкого еще до проведения обряда в церкви. После того как родным пришла весть о смерть, они должны начать читать Псалтырь (Псалтирь). Делать это нужно беспрерывно днем и ночью, не останавливаясь. Поскольку эмоциональное состояние родственников не всегда позволяет им посвящать время молитвам за усопших, для чтения Псалтыря можно пригласить опытного человека, не обязательно священника. Наши предки приглашали знахарок, которые в отдаленных деревнях нередко выполняли функции священнослужителей. Чтецов должно быть несколько, чтобы у них была возможность для отдыха.

Обязательное условие: молиться по Псалтырю за усопших имеет право только крещеный православный.

Когда отпевают заочно?

Церковь настаивает на том, чтобы отпевание было проведено своевременно (перед погребением) и очно (перед гробом умершего человека). Однако соблюсти это требование возможно не всегда:

  1. Если родным воина пришла печальная телеграмма, им необходимо позаботиться о том, чтобы умерший был отпет заочно. Обычно погибших воинов хоронят в спешке в братской могиле. Обстоятельства, при которых проводятся похороны, не позволяют достойно каждого погибшего. Иногда при погребении присутствует священник, читающий молитву за всех воинов. Но в большинстве случаев похороны проходят без участия священнослужителей.
  2. Погибших в крупной авиакатастрофе или во время кораблекрушения полагается отпеть заочно. Пассажиры разбившихся самолетов и затонувших кораблей, как правило, не выживают. Не следует торопиться с проведением заочного отпевания для пропавших без вести. О таком человеке рекомендовано молиться, как о живом. Известная пословица гласит, что у Бога все живы. Если родственник погиб, моления за него будут способствовать спасению души. Если же он все еще жив, обращение к Богу поможет пропавшему найти дорогу домой. Известны случаи, когда люди теряют память, попадают в рабство и т. п. Это мешает им воссоединиться с родственниками, которые считают их умершими.
  3. Чин погребения проводится после похорон, если отпевание не было проведено своевременно. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям. Проведение церковных обрядов было под строгим запретом. В результате многие люди были похоронены не по-христиански. В таких случаях проведение чина погребения церковью разрешается, несмотря на то, что после смерти человека прошел не один год.
  4. При отсутствии храма в населенном пункте допустимо отпевать заочно. Транспортировка гроба может занять более суток. Перевозить усопшего на дальние расстояния нежелательно. Допустимо приглашать священнослужителя на дом, но это тоже не всегда возможно по целому ряду причин. Отсутствие денег на транспортировку гроба или для приглашения священника на дом является еще одним обстоятельством отказаться от очного отпевания. Родственникам следует помнить о недопустимости обмана священнослужителя. Иногда родные умершего не хотят везти гроб в церковь из-за желания сэкономить, оправдывая свои действия мнимой бедностью.

Как проходит церемония?

При проведении заочного ритуала внесение в храм гроба отпеваемого не требуется. Во всем остальном церемония напоминает обряд, который проводится очно. Отпевать усопших можно практически в любой день.

Проведения ритуала избегают в Рождество Христово и первый день Пасхи.

При проведении заочного ритуала священник молится перед тетраподом. Так называется специальный подсвечник, на котором зажигают свечи в память об усопших. Церемония начинается с пения стихов из 17 кафизмы. Затем поют заупокойные тропари, в которых просят Бога принять душу усопшего, простить ей все грехи и позволить ей быть в раю с праведниками. Далее следует помянуть человека на заупокойной ектении. После этого поют ирмосы заупокойного канона и заупокойный седален.

После того как хор закончит петь погребальную стихиру, священнослужитель вычитывает отрывки из Нового Завета, в которых упоминается о том, что после смерти человека ждет иная жизнь и суд Божий. Далее вновь следуют тропари и стихиры. В конце отпевания священнослужитель читает сугубую ектению, в которой поминает усопшего и провозглашает ему вечную память.

Церемония заочного отпевания имеет свои отличительные особенности. Если гроб с телом еще не захоронен, священник отдает родственникам венчик, землю и разрешительную молитву. Венчик надевают на лоб покойного. Разрешительную молитву вкладывают ему в руку. Землю нужно высыпать в гроб крестообразно, но не на само тело, а на покрывало, которым оно прикрыто. На усопшем обязательно должен быть нательный крестик, который был получен при крещении. Если человек уже похоронен, землю высыпают на его могилу.

Если же местонахождение тела неизвестно, в похоронных атрибутах нет необходимости.

Церковью допускается заочное отпевание, сколько бы времени ни прошло после смерти. Однако родственники должны стремиться заказать чин как можно раньше. Считается, что душа не сразу уходит в другой мир. Некоторое время она пребывает на земле. Это время и нужно использовать для того, чтобы вымолить у Бога прощение за грехи, совершенные этим человеком.

Особенности церемонии

Священник, участвующий в ритуале, надевает белые одежды. Родным и близким покойного рекомендовано сделать то же самое. Церковь рассматривает физическую смерть человека, как рождение в ином мире. Усопший покидает несовершенную реальность, чтобы перейти в лучшее измерение и встретиться со своим Создателем. Вот почему священнослужители облачаются в белое для проведения отпевания так же, как и церемонии крещения. Таким образом подчеркивается, что в жизни человека происходят 2 важных события - приобщение к церкви и переход в иной мир.

Черная одежда на отпевании считается скорее светской, чем церковной традицией.

Свечи в руках родных усопшего символизируют свет и радость. Душа покойного проходит тьму смерти, чтобы увидеть свет новой жизни. Свечи должны напоминать родственникам умершего о том, что дорогой им человек не перестал существовать, а возродился для нового бытия. Физическая смерть не должна вызывать чувства скорби.

Нередко родственники совершают большую ошибку: заказывают службу и уходят из храма. Через несколько дней они возвращаются, чтобы забрать землю, венчик и разрешительную молитву. Церковь не одобряет подобное поведение. Смысл таких обрядов, как поминки или отпевание, состоит не в том, чтобы провести красивую пышную церемонию и выглядеть праведником в глазах других христиан.

Любой похоронный ритуал предназначен для того, чтобы помочь недавно отделившейся от тела душе преодолеть препятствия на пути к Создателю. Родные должны присутствовать в церкви на очном и заочном отпевании и не покидать церемонию без крайней необходимости. Во время проведения обряда следует молиться за близкого человека. Делать это можно не только по специальной литературе, но и своими словами. Богом будет принята любая искренняя молитва.

Кому будет отказано в проведении церемонии?

Правила отказа для заочного отпевания те же, что и для очного ритуала:

  1. Запрещено отпевать самоубийц. Грех самоубийства считается одним из самых тяжких. Отмолить его крайне трудно. Родные и близкие человека, который оборвал свою жизнь собственными руками, могут возносить молитвы за оступившегося. Есть вероятность, что благодаря мольбам неравнодушных людей Всевышний простит своего раба. Однако со стороны церкви будет получен категорический отказ. В некоторых случаях возможны исключения. Самоубиенными не признаются люди, совершившие грех в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием психоактивных веществ. Человек согрешил не по доброй воле, а в измененном состоянии сознания, не отдавая себе отчета в том, что он делает. Не признаются самоубийцами и психически больные люди, которые не несут ответственности за свои поступки. Чтобы получить разрешение на отпевание душевнобольного, родственникам нужно обратиться в епархию. Причинение себе смерти по неосторожности (гибель из-за несоблюдения техники безопасности, отравление недоброкачественными продуктами и т. д.) тоже не рассматривается, как суицид.
  2. Чин погребения не проводится над некрещеными. Если покойный был добрым человеком, верил в Бога, но при этом не прошел таинство крещения, проводить по нему отпевание запрещено. Покойный не принадлежал церкви, священнослужители не имеют права заступаться за него. Родственникам такого человека разрешено молиться за него дома.
  3. При наличии завещания, запрещающего проводить церемонию, усопшего не отпевают. Почтительное отношение к религии не должно быть навязанным. Истинная вера исходит от души. Если покойный по каким бы то ни было соображениям не захотел быть отпетым и завещал родным письменно или на словах не проводить неприятный ему обряд, делать этого не стоит. Руководствуясь естественным побуждением помочь близкому, родные могут не исполнить последнюю волю усопшего. По мнению богословов, проводить отпевание против воли покойного нельзя. Душа не только не войдет в Царство Небесное, но и будет страдать о того, что родные отказались выполнить последнюю просьбу. Отказавшийся от отпевания необязательно является атеистом или противником религии. Возможно, покойный просто выбрал для себя другую форму поклонения Богу и не желает, чтобы его провожали в мир иной по христианскому обряду.
  4. Церковь отказывает в отпевании тому, кто при жизни был ее гонителем, открыто богохульствовал, притеснял служителей культа, публично осмеивал религию. Проводить чин погребение над человеком, который отрекался от Бога, не станет ни один священник. Забота о грешной душе ложится на плечи семьи, которая своими молитвами может повлиять на дальнейшую участь родственника-богохульника.
  5. В отпевании нередко отказывают бандитам, погибшим во время грабительского налета. Если преступник был пойман и успел раскаяться в содеянном, церковь обязана его отпеть. Все люди имеют право на прощение, вне зависимости от тяжести грехов. Священнику не следует выступать в качестве судьи. Ему предназначена роль адвоката.


Родным наркоманов и алкоголиков необходимо помнить о том, что человек, погибший от вредной зависимости, может быть отпет церковью. Несмотря на то, что эти люди, безусловно, нарушали Божью волю, доставляли немало хлопот своим близким, оставлять их души без молитв нельзя. Наркоманию и алкоголизм следует рассматривать как тяжелые заболевания, справиться с которыми могут не все. Даже если семья была в ссоре со своим близким родственником, покойного следует простить, молиться за него и заказать для усопшего .

От пагубных увлечений не застрахован никто.

Ни один церковный обряд не может гарантировать умершему пропуск в рай и прощение всех грехов. Об этом стоит помнить еще при жизни. Даже богословы признают, что значение имеют не сами ритуалы, а тот смысл, который в них вкладывает человек. Искренняя молитва близкого способна дать умершему намного больше, чем отпевание, красивый памятник или поминальный обед в дорогом ресторане.

Архиепископ Викентий разъяснил недопустимость "заочного отпевания" и кремации

Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики "заочного отпевания" и кремации.

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших,

дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес,

то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

(1Сол.4, 13-14)

Дорогие братья и сестры!

В жизни всех нас неизбежно наступают дни, когда близкие наши, наши друзья и знакомые завершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немало проблем и житейских хлопот, связанных с устроением похорон. Но при этом мы должны помнить, что каждый православный христианин должен заботиться не только о должном погребении тела усопшего, но и – в значительной и даже большей степени! – об упокоении души близкого ему человека.

К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри.

После необходимого приуготовления и положения почившего в гроб его всегда доставляли в храм Божий. В вечернее богослужение вносились особые дополнения, прошения об усопшем. Всю ночь гроб находился в церкви, продолжалось чтение Псалтыри. Затем усопший как бы последний раз пребывал на утреннем богослужении, на Божественной литургии, когда вновь все прихожане соборно молились о нем. И, наконец, совершался чин отпевания и похоронная процессия с пением молитвы "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" оправлялась на кладбище. Здесь над свежей могилой совершалась лития.

Этот благочестивый порядок ныне известен только людям глубоко воцерковленным, постоянно посещающим храм Божий, прибегающим к Таинствам церковным. И они стремятся проводить дорогих им усопших "в путь всея земли" так, как учит Православная Церковь.

Но очень многие, даже те, кто принадлежит Церкви по Святому Крещению, в непростой момент смерти близких теряются перед лицом смерти, начинают поступать так, как им советуют соседи, знакомые, а порой и некоторые недобросовестные работники ритуальных служб. Большие деньги и силы тратятся на приобретение дорогих гробов, на устроение шумных, пьяных застолий – поминок, что не только не приносит пользы страждущей душе покойного, предстоящей Богу, но и даже вредит ей. Это очень хорошо понимали угодники Божии. Преподобный Ефрем Сирин, покаянную молитву которого мы ежедневно произносим Великим постом, наставлял окружавших его: "Не полагайте меня в роскошные гробницы, потому что ни к чему не послужат для меня ваши украшения… Вместо того, чтобы расточать благовония и ароматы, воспоминайте меня в молитвах своих, ибо, что пользы от благовоний мертвецу, который не может их ощущать?"

С христианской точки зрения главным является забота о душе усопшего, и уже во вторую очередь исполнение нашего долга о захоронении его тела. Заупокойное богослужение, которое формировалось вековой традицией, глубоко назидательно. Оно доставляет душе усопшего большую духовную пользу, а родных и близких, скорбящих об утрате – утешает, обновляя в их сердцах спасительные истины христианства, избавляя от душепагубного отчаяния. Поэтому отказ от соборной молитвы об умершем, совершаемой в храме Божием, является несомненным грехом.

Немногим лучше и те печальные случаи, когда в храм отправляется только один из родственников, чтобы заказать так называемое "заочное" отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю эту родственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного.

Дорогие братья и сестры! Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участии. Совершение "заочных отпеваний" может иметь место только в особых случаях. Например, во время войны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребении своего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения, имеют только уведомление о смерти. В этом случае "заочное отпевание" благословляется Церковью и может быть совершено. Оно может иметь место и в том случае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт его смерти устанавливается судом.

Но, к нашему глубокому сожалению, "заочные" отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почему это происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь от богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственным образом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословения священноначалия совершали "заочные отпевания". В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой.

Но сегодня, дорогие братья и сестры, мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной веры. Храмы Божие открыты повсеместно, и есть все возможности совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный богослужебный Устав. Мы должны честно сказать себе, что совершение "заочного" отпевания, – если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, – в отсутствие большинства родственников, тела самого усопшего, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и чёрствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало, а нас прямо обвиняет перед Богом: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно..." (Иер. 48:10).

И уж совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развития греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: "Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят..." (Быт. 3:17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божием есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом – поруганием храма Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы" (1Кор.З:16-17).

Поэтому, чтобы не совершались подобные трагические ошибки, ныне при храмах нашей епархии создаются собственные похоронные службы. Такие службы действуют в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Талице и других городах. Их сотрудники, верующие православные люди, точно знают, как в соответствии с церковными канонами совершаются наши труды ради наилучшего упокоения усопшего. Они помогут и с выбором похоронных принадлежностей, и с оформлением необходимых документов, и, самое главное, с организацией чтения Псалтыри и всех необходимых заупокойных Богослужений. И поминальная трапеза будет организована ими в строгом соответствии с церковным уставом (например, сейчас, во время Великого поста, такая трапеза должна быть постной, равно как в другие постные дни и во время многодневных постов). Похоронные принадлежности для этих служб изготавливаются также православными прихожанами, и здесь невозможно столкнуться с нарушением, например, формы креста, что бывает порой.

Похоронная служба Екатеринбургской епархии ныне действует круглосуточно, туда можно позвонить по телефону 217-91-39. Такой режим работы позволяет этой службе доставлять усопшего на ночь в Иоанно-Предтеченский кафедральный собор, где над гробом совершается чтение Псалтыри. Родственники, друзья покойного могут принять участие в этой соборной молитве на протяжении всей ночи.

Хорошо заранее озаботиться вопросами предстоящего погребения, посетить храм Божий и узнать обо всем необходимом. Тогда в трудный час вы будете поступать правильно, как должно для пользы духовной вашей и ближних ваших.

Но можно ли считать после похорон, что наши обязанности полностью исполнены? Если усопший дорог нам, то мы должны и в дальнейшем проявлять заботу о душе его. По православной традиции нам необходимо на третий, девятый и сороковой день после кончины вновь поспешить в храм Божий, чтобы призвать братьев и сестер наших к соборной молитве об усопшем на Божественной литургии и совершить о нем панихиду.

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтырь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Порядок совершения этих молитв мы можем найти в православных молитвословах.

Но возникает вопрос, как сделать, чтобы молитва наша была услышана, чтобы дорогому нам усопшему были прощены согрешения его вольные и невольные, чтобы он удостоился благой участи со всеми святыми, от века угодившими Богу?

Мы знаем, что Господь многие милости и чудеса являл по молитвам святых. Значит, для того, чтобы наша молитва была столь же сильна и доходчива, нам надо стремиться приблизить свою жизнь к образу жизни великих угодников Божиих. Нам необходимо измениться, начать жить подлинной церковной жизнью, обязательно посещать воскресные и праздничные Богослужения, подавать на церковное поминание записки об упокоении наших близких, постоянно прибегать к таинствам церковным, соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.

Ныне самое благоприятное время для того, чтобы вступить на этот спасительный для нас и благополезный для дорогих нам усопших путь: время Великого поста, время покаяния и молитвы. Кроме того, великим постом совершается особое поминание усопших субботы второй, третьей и четвертой седмицы. В этом году это поминание будет совершаться за вечернем Богослужением накануне и за утренним Богослужением 18 и 25 марта, а также 1 апреля.

Дорогие братья и сестры! Наша земная жизнь должна быть подготовкой к Жизни Вечной, исканием прежде всего Царства Божия и правды его. Мы глубоко скорбим, когда расстаемся с близким человеком, которого любили и почитали. Но смерть не сеть уничтожение жизни, а только дверь в истинную, вечную жизнь и, и вера в эту вечную жизнь и молитва успокаивают наши сердца, соединяя воедино Церковь Небесную и земную. И так как мы верим, что у Бога все живы, мы можем иметь великое молитвенное единение с дорогими нам усопшими, и, если мы будем достойно, по-православному, провожать их в последний путь, если будем усердно молиться об их упокоении, Господь не оставит всех нас своим милосердием, и тогда для нас в самые трудные дни будут утешением слова преподобного Ефрема Сирина: "Да не печалятся сердца ваши смертные; придет день Господень, возвеселит и пробудит нас почивших, хранители подвигнутся пред Господом, Ангелы возвеселяться в день воскресения. Да не скорбит душа ваша, искупленные крестом и призванные в Царство; приидет день Господень, даст глас в шеоле и мертвые восстанут, и воздадут хвалу. Не скорбите, смертные, об истлении своем, царь Христос воссияет с высоты и всесильным мановением Своим воскресит мертвых во гробах и достойных облечет славою во Царствии".

Призываю на всех вас Божие благословение и напоминаю: у нас есть великое сокровище – благословлённый Матерью-Церковью древний погребальный обряд, содержащий дивной силы молитвословия. Пусть в наших душах и во время благоденствия, и во время потери родных будет одно и то же спасительное настроение: память о том, что главной в нашей жизни должна быть забота о душе. Пусть во всех случаях, когда смерть ближнего входит в наш дом, именно это настроение определяет наш твёрдый христианский выбор: позаботиться о душевном благе усопшего, принести его тело в храм Божий для совершения отпевания, а затем с благоговением предать тело земле. Тогда Всемилостивый Господь, видя нашу верность Ему и усердие, упокоит души дорогих нам усопших в селениях праведных, идеже святые упокоеваются, и сотворит им вечную память.

Тех же родственников усопших, которые – по незнанию или немощи духовной – пренебрегли своими христианскими обязанностями, следовало бы призвать всерьез задуматься о вечности, о своей загробной участи, и раскаяться в своих согрешениях, связанных с нерадением о душевном благе усопших ближних своих. Им необходимо, осознав свои согрешения, прибегнуть к таинствам Исповеди, Причащения и принять на себя посильный усердный молитвенный подвиг для уврачевания раны, нанесённой своей душе этими злочестивыми поступками. Наряду с этим им следует объяснить своим родным и близким, друзьям и знакомым недопустимость такого нерадения по отношению к усопшим.

Викентий,

Архиепископ Екатеринбургский

и Верхотурский»

"Информационное агентство Екатеринбургской епархии"


14 / 03 / 2006

Количество записей: 69

У меня умер отец, скоро 9 дней, мы забыли развязать ему ноги и руки, я очень переживаю, что делать?

Екатерина

Екатерина, церковь настраивает человека больше заботиться о внутреннем своем состоянии, о своей душе, а не о внешнем. Во время смерти душа покидает свое тело и идет к Богу на суд, и от того, как она провела свою жизнь, зависит ее вечная участь - в раю или в аду. Нас после смерти могут связать только наши нераскаянные грехи, а не веревка. Душу нельзя связать веревкой, душа страдает от грехов. И если Вы не молитесь за усопшего, то это плохо и для Вас, и для него. То, что Вы не развязали ноги усопшему, никак не влияет на его вечную участь. Вспомните Святых, замученных за Христа: их в тюрьмы бросали, связывали, расстреливали и в таком виде закапывали. Однако же они - Святые.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Моя мама Надежда умерла много лет назад, в советские времена, когда ее не стало - меня не было рядом, и теперь это уже заграница. 22 марта ей провели заочное отпевание и дали землю. Подскажите, как мне с ней поступить? Так как в ближайшее время я не смогу съездить на могилу к маме, могу ли я захоронить часть земли сейчас у кого-либо из новопогребенных (хоть и незнакомых людей), а часть сохранить до того момента, когда смогу посетить собственно могилку? И что вообще нужно делать после отпевания в моем случае?

Любовь

Да, Любовь, Вы все правильно решили, так сделать можно, так и надо поступать. Более того, если хотите, то даже всю землю, данную Вам, полностью Вы можете захоронить на кладбище. Эти действия, в сущности, обряд, и поэтому здесь существует определенная степень свободы.

игумен Никон (Головко)

При отпевании усопшего родственники стояли с незажженными свечами (никто не подсказал), и на гроб тоже не зажгли, хотя были предусмотрены лампадки. Отпевание прошло с нарушением?

Наталья

Нет, Наталья, не беспокойтесь, свечи – это лишь символ молитвы, а главное в отпевании – это сама молитва, Ваша молитва о усопшем.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, на следующий день после похорон родственники идут на могилу и несут покойнику "есть". Откуда это взялось? И верно ли это?

Валентина

Валентина, по церковному уставу мы поминаем усопших на 3, 9 и 40 дни. Когда мы ходим на могилу, то необходимо молиться, служить панихиду. Зачем покойнику еда? Еда нужна нам, живым, а им нужна только молитва о упокоении ее души. Носить еду на могилу покойника, конечно, неправильно. Это языческая традиция. Особенно она стала распространяться после революции, когда запрещали говорить о Боге, креститься, молиться и служить панихиды на могиле. Люди и стали носить на могилу продукты (вместо молитвы), поливают могилу водкой, оставляют рюмку с водкой – ну зачем все это? Усопшему нужна наша молитва и милостыня за его душу, добрые дела в его память.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Спасибо Вам за Ваши ответы - чтение ответов-вопросов значительно снижает мою безграмотность. Вопрос такой - я проживаю в Казани, в следующем году у нас в городе планируют открыть крематорий. Город большой, мест на кладбище мало. Каково отношение РПЦ к кремированию? Допустимо ли это? Или все-таки православным необходимо избегать этой процедуры в сторону обычного погребения? Спасибо!

Алексей

Алексей, мы люди православные, и должны всегда придерживаться православных древних традиций. "Из праха взят, и в прах возвратишься", говорит нам Священное Писание. Отпевание и погребение - это молитва Богу и предание земле - "из земли взят, и в землю возвратишься, а дух к Богу пойдет", и ни о какой кремации и речи нет. Мы, православные, должны придерживаться погребения, а не кремации, хотя кремация и не считается грехом. Официально церковь не запрещает кремацию Однако это не наша традиция, не православная, это все пришло с Запада.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Мы очень напуганы. Вчера приехала с похорон жены брата, а сегодня умер отчим. Говорят, что если вторая смерть в течение 40 дней, ждите третьего покойника. Как отмолить, чтобы этого не случилось?

Ольга

Ольга, зачем Вы слушаете людей, которые говорят, сами не знают, что. "Отмаливать" ничего не надо. Надо жить в мире с Богом, тогда никакая вражия сила к Вам не приблизиться. Надо не "отмаливать", а молиться Богу, в храм Божий чаще ходить, исповедаться и причащаться. Хотите жить долго и счастливо - исполняйте Заповеди Божии, от этого зависит наша жизнь. Жизнь и смерть наша только во власти Божией, и никак не зависит от того, что умирают родственники.

иеромонах Викторин (Асеев)

Правильно ли держать икон, которая была в руках у умершего, дома?

Марина

Марина, есть разная практика. В некоторых храмах иконы оставляют в гробу, в некоторых - иконы забирают домой. Можно поступить по желанию, можно забрать и можно оставить. Если икона у Вас дома, то пусть она у Вас и остается.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, подскажите, я был на похоронах и нес гроб, и так получилось, что я прошел под гробом. Можно ли было так делать, и что может быть?

Евгений

Евгений, ничего не может быть, ну, прошли и прошли, и что из того? Не берите это в голову, не усложняйте себе жизнь. В храм Божий надо ходить, если в храм не будете ходить, тогда могут быть проблемы, об этом думайте, а не о всякого рода суевериях.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, здравствуйте, у меня к Вам очень сложный вопрос. Когда-то по молодости встречалась с молодым человеком (Владислав) и дружила с его младшей сестрой (Яна). Семья неблагополучная, папа их бросил, мама выпивала, дети пошли по плохому пути. Влад имел судимости за грабеж квартир и наркоманию, а сестра выпивала и вела распутный образ жизни в плане молодых людей. Через какое-то время судьба нас развела в разные стороны. Недавно мне позвонила их мама и сообщила о смерти своих детей, и Влада, и Яны (разница их смерти - в год). И просила помощи у меня. Сама она передвигается плохо, а родственники все от нее отвернулись. Со смерти детей она начала выпивать. Теперь я узнала о том, что прах Влада не захоронен (была кремация у обоих) и стоит уже полтора года в гараже рядом с квартирой его мамы, похоронить его никто не может, во-первых, такое чувство, как будто в этом никто не заинтересован, кроме того, утеряны все документы, для того, чтобы захоронить на кладбище, требуют документы. Оба умерли какой-то странной смертью, судя по всему, Влад умер от передозировки, а Яна от пьянства. В данный момент я думаю, как им помочь, возможно, сделаю нотариальную доверенность, чтобы восстановить документы и захоронить. Ведь по характеру, я помню, они были не плохие люди. Вопрос у меня такой: Влад при жизни был крещеный, но не отпетый при смерти, так его прах и стоит в гараже. А Яна иногда заходила в церковь, но была не крещенной вообще. Стоит ли прах Влада заочно отпевать, пока он не захоронен, или из-за того, что при жизни он сильно грешил, не надо? Как им помочь в духовном плане?

Лана

Лана, если человек крещеный, отпевать его можно, но потом прах нужно захоронить, надо заняться этим вопросом. Яну отпевать нельзя – она не крещеная, она не член церкви. Независимо от грехов молиться за усопших нужно, мы в церкви не молимся только за некрещеных и за самоубийц, но за них можно молиться дома. За усопших хорошо подавать милостыню, творить добрые дела. Святая блаженная Ксения Петербуржская своей жизнью, своими поступками вымолила своего мужа, когда он умер без покаяния.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 5 лет назад погиб парень, с которым я встречалась. Перед похоронами его родственники сказали, что я, как девушка, с которой он встречался, должна купить и надеть на него обручальное кольцо, я так и сделала. С тех у меня не складывается личная жизнь. Скажите, может, то, что я надела на покойного кольцо, влиять на мою судьбу?

Марина

Нет, Марина, это обручальное кольцо никак на Вашу жизнь влиять не может. Это – суеверие, и придавать ему какое-то серьезное значение абсолютно не следует.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, похоронили бабушку, и в суматохе забыли ей развязать ноги и руки! Что делать? Чем это чревато? А то по этому поводу много нехорошего написано. Спасибо.

Юлия

Здравствуйте, Юлия! Не переживайте. В духовном смысле это не играет никакой роли. Главное – наша молитва и милостыня за усопших. Это то, что действительно нужно душе умершего.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! У меня 25 декабря умерла мама. На третий день мы ее похоронили. Отпевали. В трех церквях заказали сорокоуст. Сами читали у гроба Псалтирь, и сейчас продолжаем. При погребении в руку был вложен крест. Но только сейчас я поняла, что мы не надели нательный крест. Меня это очень мучает. Что-то можно сделать сейчас? Заранее благодарна за ответ.

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Достаточно того, что крест положили в руку. Главное, не оставляйте молитвы и совершайте церковное поминовение, все это необходимо и по истечении сорока дней.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшки! 12декабря похоронили свекра, с того дня свекровь переживает, что усопшему не развязали ноги (по крайней мере, никто это не проверил), и из-за этого она не может спать, эта проблема ее постоянно гложет и терзает. Как быть в таком случае?

Наталья

Наталья, страхи Вашей свекрови основаны на суевериях, не более того. Постарайтесь ее успокоить, это – абсолютно пустые мысли, и чем терять на них время, лучше за усопшего помолиться.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему на похоронах нельзя сильно плакать и скорбеть? Когда у меня умер папа, я очень сильно кричала и плакала, а бабушка подошла ко мне и сказала, что так нельзя. Почему?

Галина

Здравствуйте, Галина! Человеку свойственно скорбеть о близких, но непомерная скорбь об усопших – признак неверия в жизнь вечную. Плач надо заменить молитвой об упокоении. Это поможет и душе усопшего, и Вам самой станет легче.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! При жизни подарила подруге свое платье, через какое-то время она скоропостижно скончалась. На похоронах я увидела, что ее хоронят в этом платье! Мама ее говорит, что не знала об этом, и что ничего страшного, ведь я дарила его при жизни, а я очень испугалась! Мне платья вовсе не жалко, боюсь, не несет ли это опасности для меня? Потом ее мама отдала мне ее вещи, можно ли их носить? Брать не хотелось, опять же из страха, но отказать не смогла. Знаю, что покойная подруга поделилась бы с удовольствием, и если она видит нас, ей не жалко. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Может, мои страхи обусловлены просто большим стрессом от потери подруги, может, надо в церковь сходить? Заранее благодарю.

Елена

Да, Елена, Ваши страхи абсолютно необоснованны. Пожалуйста, выбрасывайте подобные суеверия из головы: они, во-первых, никакого отношения не имеют к действительности, а, во-вторых, просто омрачают жизнь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мой муж совершил суицид, его не отпевали, я взяла грех на душу и во время похорон положила ему на грудь его нательный крест, а в руки вложила образок, крест и рукописание. Скажите, можно ли его отпеть заочно, так как он со своим заболеванием лежал в больнице им. Алексеева? Документов из этой больницы у меня нет, так как я забирала его под свою ответственность и от справок отказалась. Как мне быть в этой ситуации? Я обращалась в церковь, однако священник мне сказал, что у него нет времени со мной разговаривать. Заранее Вам спасибо за ответ!

Оксана

Ксения,
Вам необходимо восстановить выписки из больницы, с ними обратиться в епархиальное управление и получить благословение на заочное отпевание. После этого возможно совершить заочное отпевание.
Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов