Главная · Правильное питание · Определение причины инвалидности. Что делать, если МСЭ приняла незаконное решение об отказе в признании вас инвалидом? Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк

Определение причины инвалидности. Что делать, если МСЭ приняла незаконное решение об отказе в признании вас инвалидом? Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк

Здравствуйте, Екатерина Ивановна!

В соответствии с Постановлением правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 30.12.2009 г., под инвалидностью понимается ограничение жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, связанное с необходимостью в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Степень ограничения жизнедеятельности человека, в том числе степень ограничения способности к трудовой деятельности, и его реабилитационный потенциал устанавливает медико-социальная экспертиза.

Принятие решения о присвоении или отказе в группе в той или иной инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы происходит на основании сведений, которые представляют собой комплекс данных об освидетельствуемом. Оцениваются степень утраты гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью, необходимость лица в мерах социальной защиты и реабилитации.

При этом основной метод принятие решения - экспертный через вынесение решения простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу.

Сущность метода экспертных оценок заключается в индивидуальном анализе предоставленных данных каждым членом комиссии и обобщении индивидуальных мнений экспертов в результате.

Поэтому, решение МСЭ строится на субъективных суждениях специалистов на основе их интуиции и опыта.

Почему в Вашем случае вынесено решение об отказе в присвоении группы инвалидности, остается только догадываться. К сожалению, в настоящее время вынесение экспертного решения о факте стойкого нарушения функции организма и степени его выраженности в значительной степени носит субъективный характер. Очень часто, специалисты МСЭ вовсе не вникают в суть болезни, а вынесенное заключение во многом зависит от «правильности» ответов освидетельствуемого лица на вопросы членов комиссии. Поэтому, важно внятно и чётко отвечать на вопросы, прямо заявлять об ограниченности той или иной функции и связанной с ней бытовой и трудовой деятельности, исходя из того, что члены комиссии не будут сочувствовать и додумывать то, что подразумевается под ответом.

Кроме того, как это ни прискорбно, каждая присвоенная инвалидность, ухудшает медицинскую и социальную статистику, требует проведения реабилитационных мероприятий и соответствующих усилий и затрат. Гораздо проще провести «реабилитацию» на бумаге, когда человек «утрачивает» признаки инвалидности в результате субъективной оценки МСЭ.

Для ответа на Ваш вопрос по существу, необходимо ознакомиться с медицинскими документами, с копией формы 088/у-06 и некоторыми другими.

Если, вы уверены, что состояние здоровья Вашего мужа соответствует критериям присвоения инвалидности, Вы можете обжаловать решение МСЭ в 30-ти дневный срок.

Порядок обжалования установлен « Правилами признания лица инвалидом» (п. 42 - 46).

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в органе социальной защиты населения Российской Федерации.

В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы другому составу специалистов необходимого профиля указанного БМСЭ.

После определения одной из групп инвалидности медико-реабилитационная экспертная комиссия устанавливает ее причину.

При определении причины инвалидности МРЭК исходят из клинических данных, из медицинской и другой документации. МРЭК устанавливает следующие юридические причины инвалидности:

    общее заболевание,

    профессиональное заболевание,

    трудовое увечье,

    инвалидность с детства,

    инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ (либо с последствиями военных действий),

    инвалидность с детства, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

    военная травма,

    заболевания получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (при аварийных ситуациях на других атомных объектах, при испытаниях ядерного оружия),

    заболевание получено в период военной службы,

    заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Определение группы инвалидности

Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках обычных для человека.

Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности.

Категории (критерии) жизнедеятельности – это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:

1. способность к передвижению – способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).

Параметры оценки – характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении.

2. способность к самообслуживанию – способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.

Параметры оценки – временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день – нерегулируемая помощь).

3. способность к ориентации – способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.

4. способность к общению (коммуникативная способность) – способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).

Основным средствам коммуникации является устная речь, вспомогательным – чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).

Параметры оценки – характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.

5. способность контролировать свое поведение – способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.

6. способность к обучению – способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения: способность к профессиональному обучению – способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.

Параметры оценки – возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебной заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме руководителя) лиц.

7. способность к трудовой деятельности – совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.

8. нарушение профессиональной трудоспособности – самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.

Попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – обязательная процедура при получении инвалидности. Именно эта комиссия определяет трудоспособность человека, льготы и размер пенсии. Мнения экспертов часто не совпадают с мнениями инвалидов и их близких – есть много заявлений о том, что пациенту присвоили слишком «легкую» группу.

До сих пор специалисты МСЭ руководствовались разрозненными документами для оценки степени нарушений в организме, а также собственными воззрениями на тот или иной случай. С нового года действуют новые стандарты медико-социальной экспертизы, единые для всех регионов Российской Федерации.

Новый приказ Министерства труда и социальной защиты «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выпущен для того, чтобы сделать процедуру более понятной, объективной, и он устанавливает более четкие количественные показатели оценки степени нарушений в организме человека.

В приказе №664н выделены четыре степени стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями или последствиями травм.

При I степени у человека наблюдаются стойкие незначительные нарушения функций в диапазоне 10–30% (при таких нарушениях присвоение пациенту группы инвалидности не предусмотрено). При II степени – стойкие умеренные нарушения в диапазоне 40–60%. При III степени – стойкие выраженные нарушения в диапазоне 70–80%. При IV степени – стойкие значительно выраженные нарушения функций в диапазоне 90–100%.

Также в этом документе оговаривается и степень ограничения жизнедеятельности пациента по нескольким категориям – учитывается его способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и обучаться, контролировать свое поведение и работать. Именно по этим двум критериям – степени нарушений функций организма и степени ограничений в жизнедеятельности – пациенту будет присваиваться группа инвалидности.

Приказ Министерства труда о МСЭ комментирует руководитель консультативно-правового отдела Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) Ольга Безбородова :

– С точки зрения юриспруденции мало что изменилось. По-прежнему весь механизм оформления инвалидности регламентируется Министерством труда и порядком, который утверждается правительством Российской Федерации. Министерство труда разрабатывает методические материалы.

Что касается содержания, то да, сделана попытка ввести более объективные медицинские критерии, по которым человеку может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Хотя сама форма прохождения медико-социальной экспертизы не претерпела изменения.

Но есть определенные проблемы. Например, если человеку по ИПР полагается техническое средство реабилитации, помогающее ему передвигаться, то 1-ю группу он уже не получит. Если говорить о неврологии, то чтобы человеку теперь дали 1-ю группу, он должен просто лежать да еще сотрясаться в эпилептических приступах. То есть, если эпилептических припадков нет, то дадут уже 2-ю группу.

Интересно, люди, которые эти правила разрабатывают, представляют себе, каково существовать человеку с диплегией при той социальной поддержке, которая по этим новым правилам ему предоставляется? Введено множество дополнительных критериев: например, при сердечной недостаточности инвалидность дают теперь в зависимости от того, насколько нарушено кровообращение.

Недавно ко мне приходила женщина, у ребенка которой была 1-я группа инвалидности, а теперь ему поставили 2-ю. Одна из причин – ребенок адаптирован в своей комнате. Но ведь что это значит? Это значит, что ребенок адаптирован только в своей комнате – то есть, простите, когда ему нужно в туалет, он уже не адаптирован. Но МСЭ уже посчитала его адаптированным. Но так можно сказать и про лежачего, что он на своей кровати адаптирован – притом, что у него могут быть нарушены связи с внешним миром.

Собственно, все подробности изложены в приложении к приказу №664н, которое называется «Классификация критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В этом приложении к новому приказу очень много привязок к конкретным заболеваниям. Раньше этого не было. Но что делать людям, которые некоторые функции утратили, но точный диагноз врачи им установить не могут? Еще подробно расписана вся клиническая симптоматика. И человек должен все это очень хорошо выучить, чтобы знать, какой диагноз ему должны поставить врачи для получения им той или иной группы инвалидности.

Да, такая привязка к диагнозам – это попытка придать решениям МСЭ более объективный характер. До сих пор слишком многое зависело от субъективного решения тех или иных людей в комиссии. Но в тексте есть ряд фраз, которые не могут указывать на объективные параметры. Например, «адекватно проводимое лечение». Для одного врача адекватен один метод лечения, для другого – другой. Было бы еще понятно, если бы присутствовала фраза «согласно принятым медицинским стандартам». Или еще пример: словосочетание «частично адаптирован». Частично – это насколько? «Умеренное нарушение функций кровообращения» – где прописано, что это значит? Нет здесь четких критериев. Их и не может быть – ведь у каждого человека это все очень индивидуально.

Итак, попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но в результате все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии. То есть с юридической точки зрения не произошло усиления правовой позиции человека, претендующего на инвалидность.

При изучении приложения к приказу бросается в глаза то, что степень подробности рассмотрения каждой группы заболеваний зависит от того, насколько в каждом конкретном случае были задействованы в работе над документом профильные специалисты. Например, пульмонологи поработали на совесть и защитили своих клиентов. А вот врожденные генетические заболевания практически обойдены в приложении стороной. Что это может значить? Что если то или иное заболевание не прописано в этом приложении, то человеку, им страдающему, могут вообще не дать инвалидность.

И вот что интересно: указано, что одна из причин, по которой человека могут признать инвалидом – алкогольная этиология. То есть человек может добровольно и планомерно годами доводить себя до этого состояния, и ему еще и инвалидность дадут – 2-я группа ему обеспечена. Такой акцент именно на алкоголизме – тоже новшество. Непонятно, почему выделяется именно эта группа людей – ведь если человек уже утратил какую-то функцию организма, не так важно, из-за чего это произошло – из-за чрезмерного употребления алкоголя или в результате автомобильной аварии.

– Какие, на ваш взгляд, недостатки у нынешней формы прохождения МСЭ?
– Во-первых, очень низкий уровень профессионализма – профессионалы, которые любят свою работу, не идут работать в эти бюро.

Во-вторых, то, что гражданин остается один на один с комиссией, то есть попадает в стрессовую ситуацию.

В-третьих, когда гражданин собирается на комиссию, ему никто толком не говорит, какие документы нужно принести с собой. На самом деле, можно представить на рассмотрение комиссии любые документы, какие человеку кажутся важными для получения инвалидности, а не только то, что написал врач в поликлинике.

И еще мало кто знает, что человек имеет право на дополнительное прохождение специалистов – ведь в комиссии специалиста определенного профиля может и не быть. Например, на комиссию приходит человек с генетическим заболеванием, а в составе комиссии генетика нет. Но как можно в данном случае что-то решать без генетика?

В-четвертых, комиссия делает выводы, в том числе, и в зависимости от количества обращений гражданина в медицинские учреждения. Но ведь и очень тяжелый инвалид может обращаться туда редко.

Судебная практика в сфере обжалования решений МСЭ на сегодняшний день крайне бедна, потому что очень мало независимых экспертов, имеющих право на выдачу соответствующих заключений. В Санкт-Петербурге лично я знаю одного такого специалиста – врача-генетика. Причем соответствующую лицензию ему выдали в Нижнем Новгороде. То есть решение МСЭ нам предлагают оспаривать, передав дело другому составу специалистов из той же самой системы. Но отсутствие альтернативы – это нонсенс.

– Как вам кажется, в каком направлении должно двигаться законотворчество в вопросах, касающихся инвалидов?
– Если стоит задача улучшить качество жизни инвалидов, то надо обеспечить их нормой права, при которой они могут быть спокойны за необходимую им социальную поддержку. Вот это нужно делать на законодательном уровне. И нужно, чтобы медицина и социальная защита работали вместе. А пока что в результате появления нового приказа Министерства труда снижается уровень инвалидизации. Соответственно, меньше бюджетных средств тратится на меры социальной поддержки населения.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомен­дации по трудовому устройству.

Медико-социальная экспертиза производится органами социальной защиты населения, в частности медико-соци­альной экспертной комиссией (МСЭК). МСЭК в своей ра­боте руководствуются Федеральными Законами и другими нормативными документами (см. перечень нормативных документов). В новые Федеральные Законы и Постановле­ния Правительства РФ, внесены дополнения и изменения по вопросам, касающимся детей-инвалидов. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до дос­тижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста.

Бронхиальная астма относится к числу тех хронических заболеваний, которые оказывают выраженное влияние на ограничение (снижение) жизненных и социальных функ­ций человека.

Число детей, больных бронхиальной астмой, зарегист­рированных в лечебно-профилактических учреждениях, только с 1996 по 2000 гг. увеличилось в 1,7 раза (с 366,3 до 624,3 на 100 000 детей). Эпидемиологические исследо­вания по программе ISAAC, проведенные в России, демон­стрируют еще более высокие цифры распространенности. Особенностью современной ситуации является нараста­ние инвалидизации в связи с ростом заболеваемости и формированием тяжелых форм болезни. Так, в 1999 г. распространенность инвалидности вследствие бронхиаль­ной астмы у мальчиков составляла 9,9, среди девочек - 4,9, а в 2000 г. - соответственно 10,2 и 5,0 на 10 000 детей соответствующего пола. Детальный анализ показывает, что средний возраст получения инвалидности при бронхи­альной астме - 5,5-6 лет.

В целом, от 5 до 10% детей с бронхиальной астмой име­ют неблагоприятный прогноз течения болезни с развитием тяжелых форм. Но даже у детей со средней или иногда легкой формой болезни сохраняется определенная сте­пень риска длительного влияния бронхиальной астмы на их последующую жизнь. Обострения и наличие постоян­ных симптомов болезни, высокая частота временной и стойкой утраты трудоспособности являются тяжелым бре­менем для самого пациента, его семьи и общества в це­лом. Поэтому применительно к бронхиальной астме очень важной является система медицинской регистрации пос­ледствий болезни.

Экспертная оценка бронхиальной астмы основывается на теоретических положениях концепции последствий бо­лезни и ее трех взаимосвязанных видов: нарушений (на уровне органа), ограничений жизнедеятельности (на уров­не организма), социальной недостаточности (на уровне личности). Важно подчеркнуть, что поводом для установ­ления инвалидности является не сама болезнь, а ее пос­ледствия [Руководство по классификации болезней и при­чин инвалидности. Русское издание (пересмотр 1989 г.). М.,1995].

Выявляемая при тяжелых формах болезни социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стой­ким расстройством функций организма, приводящая к ог­раничению жизнедеятельности и необходимости социаль­ной защиты, является основанием для признания ребенка инвалидом. Вопрос о признании гражданина инвалидом решают органы социальной защиты (государственная служба медико-социальной экспертизы). При принятии ре­шения о признании ребенка инвалидом службы медико-­социальной экспертизы руководствуются следующими фе­деральными законами, указами, постановлениями Прави­тельства:

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (Собрание законода­тельства Российской Федерации, 1995, №48, ст.4563), с изменениями от 27 мая 2000 г. №78-ФЗ (Российская газе­та, №103, 30.05.2000), от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (Рос­сийская газета, №153-154, 12.08.98) (вступил в силу с 6 января 2000 г.); от 4 января 1999 г. №5-ФЗ (Российская га­зета, №4, 13.01.99);

Федеральный закон «О внесении изменений и допол­нений в Федеральный закон «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. №172-ФЗ (Российская газета, №142, 23.07.99);

Федеральный закон №188-ФЗ от 29.12.2001 г. «О вне­сении изменений в Федеральный закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Рос­сийской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»...;

Федеральный закон №123-ФЗ от 8.08.2001 г. «О вне­сении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федераль­ного закона «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации» (Российская газета, №153-154, 10.08.2001);

Федеральный закон №74-ФЗ от 9.06.2001 г. «О внесе­нии изменения в статью 23 Федерального закона «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации», (Российская газета, №111, 14.06.2001);

Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. №1011 «О мерах по обеспечению государственной под­держки инвалидов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. №965 «О порядке признания граждан ин­валидами»;

Постановление Министерства труда РФ и Министерст­ва здравоохранения РФ от 29.01.1997 г. №1/30 «Об утвер­ждении Классификаций и временных критериев, использу­емых при осуществлении медико-социальной экспертизы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 г. №707 «О внесении изменений и призна­нии утратившими силу некоторых Постановлений Прави­тельства Российской Федерации по вопросам, касающим­ся детей-инвалидов»;

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2000 г. №161 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 04.06.1991 г. №117 «О поряд­ке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».

Наряду с законодательными и нормативными актами в своей практической деятельности специалисты медико­социальной экспертной комиссии (МСЭК) используют так­же следующие инструктивные и методические документы:

Методические подходы к определению инвалидности у детей и организация медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Методические рекомендации Министерст­ва труда и социального развития РФ от 30.12.1998 г.;

Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилита­ции. Методические рекомендации для работников учреж­дений медико-социальной экспертизы и реабилитации. Утв. Министерством труда и социального развития РФ 24.11.2000 г.;

Ограничение жизнедеятельности у детей вследствие висцеральных и метаболических нарушений. Пособие. СПб: Эксперт, 2001, 110 с.

Учреждение здравоохранения направляет в установлен­ном порядке гражданина на медико-социальную эксперти­зу (МСЭ) после проведения необходимых диагностиче­ских, лечебных и реабилитационных мероприятий при на­личии данных, подтверждающих стойкое нарушение функ­ций организма, обусловленное заболеванием.

В направлении учреждения здравоохранения указыва­ются данные о состоянии здоровья пациента, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также ре­зультаты проведенных реабилитационных мероприятий. Для направления больного на МСЭ учреждением здраво­охранения используется специальная форма - «Направле­ние на ребенка до 18 лет для проведения медико-социаль­ной экспертизы» (форма №080/у-97). При первичном экс­пертном обследовании должны также предъявляться сле­дующие медицинские документы:

«История развития ребенка» (форма 112/у Минздрава России) из лечебно-профилактического медицинского уч­реждения по месту постоянного проживания ребенка;

«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-87) и/или «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у Минздрава России), а также ме­дицинские справки стационаров и других лечебно-оздоро­вительных учреждений, где пациент проходил обследова­ние или получал лечение (если они имеются);

Данные дополнительных обследований и анализов, ин­струментальных методов (если имеются).

Медицинские услуги, необходимые для проведения ме­дико-социальной экспертизы, включены в Программу го­сударственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В соответствии с принятой международной номенклату­рой нарушений, ограничений жизнедеятельности и соци­альной недостаточности под нарушением понимают нару­шение психологической, физиологической или анатомиче­ской структуры или функции вследствие определенного медицинского состояния. Оно может быть стабильным или нестабильным на момент осуществляемой терапии, с бла­гоприятным прогнозом или без перспективы улучшения в будущем.

Ограничение жизнедеятельности - это индикация об­щего эффекта вредного воздействия на жизнь пациента, объективное выражение нарушения. Степень проявления может быть обусловлена полом, возрастом, образовани­ем, экономическими и социальными факторами среды и т.д. Основные категории ограничения жизнедеятельности у детей с бронхиальной астмой - ограничение способно­сти к обучению, передвижению, игровой и трудовой дея­тельности.

Социальная недостаточность - такой недостаток данно­го индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выпол­нять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни.

По международной номенклатуре нарушений (МНН), имеющей свои разделы и рубрики, нарушения при болез­нях органов дыхания относятся к разделу 6 - висцераль­ным и метаболическим нарушениям, они вписываются в двузначную рубрику 61 - нарушение кардиореспиратор­ной функции и кардиореспираторные аномалии - и вклю­чают категории, обозначенные подрубриками:

61.0 одышка (диспноэ, ортопноэ, дыхательная недоста­точность);

61.1 другие расстройства дыхания (стридор и свистя­щее дыхание);

61.3 боль в груди в результате упражнений;

61.7 кашель и мокрота;

61.8 другое нарушение функции;

61.9 неуточненное нарушение.

Перед направлением ребенка на медико-социальную экспертизу необходимо убедиться в правильности клини­ческого диагноза.

Пациенты, страдающие бронхиальной астмой, часто плохо распознают симптомы и недооценивают тяжесть своего состояния, особенно, если болезнь протекает в тя­желой форме и имеет длительный анамнез. Врач также может неточно оценивать такие симптомы, как диспноэ или наличие сухих хрипов.

Наиболее полное представление о степени нарушений дыхательной функции (наряду с клиническими проявлени­ями) дают функциональные методы. Функциональные ме­тоды не являются способом первичной диагностики при какой-либо нозологической форме, но позволяют оцени­вать отдельные синдромы нарушения ФВД.

Правильная оценка последствий болезни у пациентов с бронхиальной астмой тесно связана с методологией ис­следования ФВД. Оценка функции легких особенно ин­формативна при установлении диагноза бронхиальной ас­тмы у пациентов старше 5 лет и включает определение объема форсированного выдоха в 1-ую секунду (ОФВ1), форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), пико­вой скорости выдоха (ПСВ) и гиперреактивности дыха­тельных путей.

В специализированных центрах могут использоваться стандартизованные провокационные тесты с метахолином или гистамином. Результаты их могут быть представлены в виде концентрации агента, вызывающего падение ОФВ1 на 20% (или РС20). Наличие гиперреактивности подтвер­ждается тогда, когда РС20 меньше 8 мг/мл метахолина или гистамина. В реальной клинической практике в педиатрии используется тест с физической нагрузкой. Тест подтвер­ждает бронхиальную гиперреактивность, если у пациента после нагрузки ОФВ1 снижается на 15% или более от ис­ходного уровня.

У детей в возрасте до 5 лет диагноз бронхиальной астмы и определение степени нарушений/ограничений жизнедея­тельности основываются, главным образом, на результатах клинической оценки симптомов и результатах физикального обследования. Ввиду того, что измерение обструкции и гиперреактивности дыхательных путей у младенцев и детей младшего возраста требует сложного оборудования и явля­ется довольно трудным, эти измерения проводятся, как пра­вило, в крупных научных центрах в исследовательских це­лях. Детей в возрасте 4-5 лет можно научить пользоваться пикфлоуметром и получить достоверные результаты. Одна­ко, несмотря на строгий контроль родителей за тем, как и когда проводятся эти измерения, измерение ПСВ в этом возрасте может быть неадекватным.

Таким образом, тщательные протоколы и максимально точный функциональный диагноз имеют важное значение как для врача, осуществляющего лечение больного, так и для специалиста, осуществляющего экспертную оценку состояния пациента. Очевидна необходимость создания унифицированного специального клинического руководст­ва по оценке нарушений/ограничений жизнедеятельности у пациентов с бронхиальной астмой и другими заболева­ниями органов дыхания для использования медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, экспертных служб, страховых компаний.

Категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться на срок от 6 мес до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ре­бенком 18-летнего возраста. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., когда были определены показания для установления инвалидности детям. Это положило начало новому государственному подходу к пониманию проблем детской инвалидности и предоставлению прав на социаль­ную защиту.

Социальная защита - система гарантированных госу­дарством постоянных и (или) долговременных экономиче­ских, социальных и правовых мер, обеспечивающих инва­лидам условия для преодоления, замещения (компенса­ции) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Права детей на социальную защиту в случае наруше­ний/ограничений жизнедеятельности обеспечиваются фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, а так­же предложениями ВОЗ и других международных докумен­тов. Постановлением Правительства Российской Федера­ции №909 от 09.09.1993 г. была утверждена программа «Дети России», в структуру которой был включен раздел «Дети-инвалиды», а Указом президента РФ №1696 от

18.08.1994 г. ему был придан статус Федеральной програм­мы. Утверждены и другие программы с аналогичными це­лями (например, «О федеральной целевой программе «Со­циальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» в Пос­тановлении Правительства РФ №36 от 14.01.2000 г.).

Дети-инвалиды и их семьи имеют право на пенсионные льготы и социальное обслуживание. В соответствии с За­коном РФ «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. №340-1, ст. 113,114 социальная пенсия назначается ребенку-инвалиду до 18 лет. Матери инвалида с детства, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия устанав­ливается по достижении 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в тру­довой стаж для назначения пенсии (ст.11). В соответствии с Указом Президента РФ «О повышении размера компен­сационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными граждана­ми» №551 от 17.03.1994 г. и Постановлением Правитель­ства РФ «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществ­ляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №549 от 25.05.1994 г. органом, выплачивающим социальную пенсию ребенку, назначается ежемесячная компенсацион­ная выплата неработающему трудоспособному члену се­мьи, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% минимального размера оплаты труда.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 11 и 28), Постановле­ние Правительства РФ «Об утверждении перечня катего­рий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики» №1Ш от 19.11.1993 г. предусматривают обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и приспособлениями для их социальной адаптации.

Право на бесплатное социальное обслуживание гаран­тируется в следующих законодательных документах:

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 17.05.1995 г.;

Федеральный закон «Об основах социального обслу­живания населения в РФ» №195-ФЗ от 15.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных ус­луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и ин­валидам государственными и муниципальными учрежде­ниями социального обслуживания №1151 от 25.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О порядке и усло­виях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражда­нам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслужива­ния» №473 от 15.04.1996 г.;

Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных соци­альных услуг государственными социальными службами» №739 от 24.06.1996 г.;

Приказ Минсоцзащиты РФ «О порядке и условиях за­числения на социальное обслуживание на дому» №218 от 15.09.1995 г.

Внеочередное обслуживание на предприятиях торгов­ли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами регламен­тирует Указ Президента РФ «О дополнительных мерах го­сударственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г.

В Кодексе Законов о Труде РФ от 09.12.1971 г. (ст. 170, 54, 163) определены льготы по трудовой деятельности:

Запрещается отказывать в приеме на работу работни­кам и снижать им заработок по мотивам, связанным с на­личием у них детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.

Запрещается увольнять работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, по инициативе работодателя, кроме слу­чаев ликвидации организации, когда допускается увольне­ние с обязательным трудоустройством. Обязательное тру­доустройство указанных работников осуществляется ра­ботодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период тру­доустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочно­го трудового договора (контракта).

Запрещается привлекать работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочным работам и направлять та­ких работников в командировки без их согласия

Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск ра­ботнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 18 лет, продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск может быть присое­динен к очередному отпуску или использован отдельно (полностью или по частям).

Право работников, имеющих детей-инвалидов или ин­валидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

В соответствии с КзоТРФ от09.12.1971 г., (ст. 163, ст. 239) и разъяснением Минтруда РФ и Фонда Социального Страхо­вания РФ «О порядке предоставления и оплаты дополни­тельных выходных дней в месяц одному из работающих ро­дителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 г. и не утратившим силу Постановлением ВС СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детст­ва, укреплению семьи» №1420-1 от 10.04.1990 г. (подпункт2 п.8) определяется право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении раз­мера пособия по временной нетрудоспособности независи­мо от перерыва в работе.

В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвали­дов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 18) и Указом Пре­зидента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г. детям до­школьного возраста предоставляются необходимые реа­билитационные меры и создаются условия для пребыва­ния в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания в детских дошкольных учрежде­ниях общего типа, создаются специальные детские дошко­льные учреждения. Этими законодательными документа­ми предусматривается первоочередное устройство детей-инвалидов в детские дошкольные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения.

Постановление Верховного Совета РФ «Об упорядоче­нии платы за содержание детей в детских дошкольных уч­реждениях и о финансовой поддержке системы этих учре­ждений» №2464-1 от 06.03.1992 г. предусматривает осво­бождение от платы за пребывание в детском дошкольном учреждении родителей, имеющих детей, у которых выявле­ны недостатки в физическом или психическом развитии.

В _________________________________ суд

Адрес: _______________________________

Заявитель:____________________________

(фамилия, имя, отчество)

Адрес:_______________________________

Контактный телефон: __________________


по ____________________________ области»

Адрес: _________________________________

Заинтересованное лицо: Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы
по _____________________________ _____области

в лице Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы

по _______________________ ________ области

Адрес: __________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом

4 марта 2010 года Филиалом № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по ___________________________ области (фамилия, имя, отчество заявителя) было отказано в установлении инвалидности.

Не согласившись с решением указанного бюро, гражданин С. (фамилия, имя, отчество заявителя) 24 марта 2010 года обжаловал его в Федеральном государственном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области» (ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области).

Согласно справке ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области от 24 марта 2010 года, выданной С. после проведения 23 марта 2010 года очной медико-социальной экспертизы специалистами второго экспертного состава главного бюро МСЭ, у С. выявлены незначительные нарушения функции обмена веществ и энергии, внутренней секреции и центральной нервной систем, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности, социальной недостаточности и не являются основанием для определения группы инвалидности.

С. считает указанное решение незаконным и необоснованным, а также нарушающим его права.

Обстоятельства дела.

В возрасте 1,5 года С. была диагностирована врожденная дисфункция коры надпочечников, в результате чего он был признан «ребенком-инвалидом». С указанного возраста С. постоянно принимал преднизолон по 0,5 табл/сутки, с возрастом дозировка была увеличена. Около 6-7 лет принимал преднизолон по 1 таблетке 3 раза вдень. Признан инвалидом II группы. В 2004 году в Московском научном эндокринологическом центре данный диагноз был подтвержден. С. прошел детальное обследование в 2009 году, в результате которого был подтвержден уровень 17-альфа-оксипрогестерона более 20 нг/мл при норме 0,5-2,1, подтверждающий указанное заболевание. В период с 14 января 2010 года по 4 февраля 2010 года находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГУЗ УОКБ.

Согласно выписке из истории болезни № 1211 С. был подтвержден диагноз: врожденная дисфункция коры надпочечников, вирильная форма. При этом было указано на наличие у С. неврологической симптоматики, на плохое перенесение физических нагрузок, поэтому ему был противопоказан тяжелый физический труд, рекомендовано оформить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. Также сообщалось, что в результате лечения особого улучшения не отмечено, С. был выписан домой для дальнейшего лечения и наблюдения у терапевта, эндокринолога, невролога по месту жительства.

24 марта 2010 года ФГУ ГБ МСЭ по _________________ области решение Филиала № 2 от 4 марта 2010 года о неопределении группы инвалидности подтвердило.

В то же время согласно статье 1 Федерального закона «» «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». При этом согласно указанной статье «ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Пунктом 5 , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «», определены условия признания гражданина инвалидом, к которым отнесено:

«а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучатся или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию».

У гражданина С. имеются все условия признания его инвалидом, установленные названным постановлением Правительства Российской Федерации, что подтверждается в том числе медицинскими документами С.

Несмотря на это, гражданину С. было отказано в установлении инвалидности.

В то же время согласно пункту 7 «в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Согласно представленной выписке из истории болезни в отношении С. было рекомендовано направить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. С. противопоказан тяжелый физический труд. При этом для поддержания жизнедеятельности предписан пожизненный прием преднизолона.

Более того, С. постоянно испытывает головокружение, головные боли, боли в коленных суставах, онемение нижних конечностей, судороги нижних конечностей, ощущение сердцебиения, периодическое повышение артериального давления, периодически возникающие боли в сердце и одышку при физической нагрузке.

Однако несмотря на это, а также на тот факт, что С. является инвалидом с детства, ему была присвоена II группа инвалидности, пожизненно предписан прием лекарств, МСЭК С. было отказано в переосвидетельствовании в установлении инвалидности, что, по его мнению, является незаконным.

Согласно пункту 46 «решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином... в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

На основании изложенного прошу суд:

1. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области об отказе (фамилия, имя, отчество заявителя) в установлении инвалидности от 4 марта 2010 года.

2. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по _______________ области от 23 марта 2010 года.

3. Обязать признать (фамилия, имя, отчество заявителя) инвалидом.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Документ об оплате государственной пошлины.

2. Копия настоящего заявления заинтересованным лицам.

3. Копии документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в настоящем заявлении, на ____ листах в 2 экземплярах.

4. Копия паспорта заявителя.