Определение причины инвалидности. Что делать, если МСЭ приняла незаконное решение об отказе в признании вас инвалидом? Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк
Здравствуйте, Екатерина Ивановна!
В соответствии с Постановлением правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 30.12.2009 г., под инвалидностью понимается ограничение жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, связанное с необходимостью в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Степень ограничения жизнедеятельности человека, в том числе степень ограничения способности к трудовой деятельности, и его реабилитационный потенциал устанавливает медико-социальная экспертиза.
Принятие решения о присвоении или отказе в группе в той или иной инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы происходит на основании сведений, которые представляют собой комплекс данных об освидетельствуемом. Оцениваются степень утраты гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью, необходимость лица в мерах социальной защиты и реабилитации.
При этом основной метод принятие решения - экспертный через вынесение решения простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу.
Сущность метода экспертных оценок заключается в индивидуальном анализе предоставленных данных каждым членом комиссии и обобщении индивидуальных мнений экспертов в результате.
Поэтому, решение МСЭ строится на субъективных суждениях специалистов на основе их интуиции и опыта.
Почему в Вашем случае вынесено решение об отказе в присвоении группы инвалидности, остается только догадываться. К сожалению, в настоящее время вынесение экспертного решения о факте стойкого нарушения функции организма и степени его выраженности в значительной степени носит субъективный характер. Очень часто, специалисты МСЭ вовсе не вникают в суть болезни, а вынесенное заключение во многом зависит от «правильности» ответов освидетельствуемого лица на вопросы членов комиссии. Поэтому, важно внятно и чётко отвечать на вопросы, прямо заявлять об ограниченности той или иной функции и связанной с ней бытовой и трудовой деятельности, исходя из того, что члены комиссии не будут сочувствовать и додумывать то, что подразумевается под ответом.
Кроме того, как это ни прискорбно, каждая присвоенная инвалидность, ухудшает медицинскую и социальную статистику, требует проведения реабилитационных мероприятий и соответствующих усилий и затрат. Гораздо проще провести «реабилитацию» на бумаге, когда человек «утрачивает» признаки инвалидности в результате субъективной оценки МСЭ.
Для ответа на Ваш вопрос по существу, необходимо ознакомиться с медицинскими документами, с копией формы 088/у-06 и некоторыми другими.
Если, вы уверены, что состояние здоровья Вашего мужа соответствует критериям присвоения инвалидности, Вы можете обжаловать решение МСЭ в 30-ти дневный срок.
Порядок обжалования установлен « Правилами признания лица инвалидом» (п. 42 - 46).
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в органе социальной защиты населения Российской Федерации.
В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы другому составу специалистов необходимого профиля указанного БМСЭ.
После определения одной из групп инвалидности медико-реабилитационная экспертная комиссия устанавливает ее причину.
При определении причины инвалидности МРЭК исходят из клинических данных, из медицинской и другой документации. МРЭК устанавливает следующие юридические причины инвалидности:
общее заболевание,
профессиональное заболевание,
трудовое увечье,
инвалидность с детства,
инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ (либо с последствиями военных действий),
инвалидность с детства, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС,
военная травма,
заболевания получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (при аварийных ситуациях на других атомных объектах, при испытаниях ядерного оружия),
заболевание получено в период военной службы,
заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Определение группы инвалидности
Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Жизнедеятельность – повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках обычных для человека.
Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности.
Категории (критерии) жизнедеятельности – это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:
1. способность к передвижению – способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).
Параметры оценки – характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении.
2. способность к самообслуживанию – способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.
Параметры оценки – временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день – нерегулируемая помощь).
3. способность к ориентации – способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.
4. способность к общению (коммуникативная способность) – способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).
Основным средствам коммуникации является устная речь, вспомогательным – чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).
Параметры оценки – характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.
5. способность контролировать свое поведение – способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.
6. способность к обучению – способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения: способность к профессиональному обучению – способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.
Параметры оценки – возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебной заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме руководителя) лиц.
7. способность к трудовой деятельности – совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.
8. нарушение профессиональной трудоспособности – самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.
Попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – обязательная процедура при получении инвалидности. Именно эта комиссия определяет трудоспособность человека, льготы и размер пенсии. Мнения экспертов часто не совпадают с мнениями инвалидов и их близких – есть много заявлений о том, что пациенту присвоили слишком «легкую» группу.
До сих пор специалисты МСЭ руководствовались разрозненными документами для оценки степени нарушений в организме, а также собственными воззрениями на тот или иной случай. С нового года действуют новые стандарты медико-социальной экспертизы, единые для всех регионов Российской Федерации.
Новый приказ Министерства труда и социальной защиты «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выпущен для того, чтобы сделать процедуру более понятной, объективной, и он устанавливает более четкие количественные показатели оценки степени нарушений в организме человека.
В приказе №664н выделены четыре степени стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями или последствиями травм.
При I степени у человека наблюдаются стойкие незначительные нарушения функций в диапазоне 10–30% (при таких нарушениях присвоение пациенту группы инвалидности не предусмотрено). При II степени – стойкие умеренные нарушения в диапазоне 40–60%. При III степени – стойкие выраженные нарушения в диапазоне 70–80%. При IV степени – стойкие значительно выраженные нарушения функций в диапазоне 90–100%.
Также в этом документе оговаривается и степень ограничения жизнедеятельности пациента по нескольким категориям – учитывается его способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и обучаться, контролировать свое поведение и работать. Именно по этим двум критериям – степени нарушений функций организма и степени ограничений в жизнедеятельности – пациенту будет присваиваться группа инвалидности.
Приказ Министерства труда о МСЭ комментирует руководитель консультативно-правового отдела Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) Ольга Безбородова :
– С точки зрения юриспруденции мало что изменилось. По-прежнему весь механизм оформления инвалидности регламентируется Министерством труда и порядком, который утверждается правительством Российской Федерации. Министерство труда разрабатывает методические материалы.
Что касается содержания, то да, сделана попытка ввести более объективные медицинские критерии, по которым человеку может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Хотя сама форма прохождения медико-социальной экспертизы не претерпела изменения.
Но есть определенные проблемы. Например, если человеку по ИПР полагается техническое средство реабилитации, помогающее ему передвигаться, то 1-ю группу он уже не получит. Если говорить о неврологии, то чтобы человеку теперь дали 1-ю группу, он должен просто лежать да еще сотрясаться в эпилептических приступах. То есть, если эпилептических припадков нет, то дадут уже 2-ю группу.
Интересно, люди, которые эти правила разрабатывают, представляют себе, каково существовать человеку с диплегией при той социальной поддержке, которая по этим новым правилам ему предоставляется? Введено множество дополнительных критериев: например, при сердечной недостаточности инвалидность дают теперь в зависимости от того, насколько нарушено кровообращение.
Недавно ко мне приходила женщина, у ребенка которой была 1-я группа инвалидности, а теперь ему поставили 2-ю. Одна из причин – ребенок адаптирован в своей комнате. Но ведь что это значит? Это значит, что ребенок адаптирован только в своей комнате – то есть, простите, когда ему нужно в туалет, он уже не адаптирован. Но МСЭ уже посчитала его адаптированным. Но так можно сказать и про лежачего, что он на своей кровати адаптирован – притом, что у него могут быть нарушены связи с внешним миром.
Собственно, все подробности изложены в приложении к приказу №664н, которое называется «Классификация критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В этом приложении к новому приказу очень много привязок к конкретным заболеваниям. Раньше этого не было. Но что делать людям, которые некоторые функции утратили, но точный диагноз врачи им установить не могут? Еще подробно расписана вся клиническая симптоматика. И человек должен все это очень хорошо выучить, чтобы знать, какой диагноз ему должны поставить врачи для получения им той или иной группы инвалидности.
Да, такая привязка к диагнозам – это попытка придать решениям МСЭ более объективный характер. До сих пор слишком многое зависело от субъективного решения тех или иных людей в комиссии. Но в тексте есть ряд фраз, которые не могут указывать на объективные параметры. Например, «адекватно проводимое лечение». Для одного врача адекватен один метод лечения, для другого – другой. Было бы еще понятно, если бы присутствовала фраза «согласно принятым медицинским стандартам». Или еще пример: словосочетание «частично адаптирован». Частично – это насколько? «Умеренное нарушение функций кровообращения» – где прописано, что это значит? Нет здесь четких критериев. Их и не может быть – ведь у каждого человека это все очень индивидуально.
Итак, попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но в результате все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии. То есть с юридической точки зрения не произошло усиления правовой позиции человека, претендующего на инвалидность.
При изучении приложения к приказу бросается в глаза то, что степень подробности рассмотрения каждой группы заболеваний зависит от того, насколько в каждом конкретном случае были задействованы в работе над документом профильные специалисты. Например, пульмонологи поработали на совесть и защитили своих клиентов. А вот врожденные генетические заболевания практически обойдены в приложении стороной. Что это может значить? Что если то или иное заболевание не прописано в этом приложении, то человеку, им страдающему, могут вообще не дать инвалидность.
И вот что интересно: указано, что одна из причин, по которой человека могут признать инвалидом – алкогольная этиология. То есть человек может добровольно и планомерно годами доводить себя до этого состояния, и ему еще и инвалидность дадут – 2-я группа ему обеспечена. Такой акцент именно на алкоголизме – тоже новшество. Непонятно, почему выделяется именно эта группа людей – ведь если человек уже утратил какую-то функцию организма, не так важно, из-за чего это произошло – из-за чрезмерного употребления алкоголя или в результате автомобильной аварии.
– Какие, на ваш взгляд, недостатки у нынешней формы прохождения МСЭ?
– Во-первых, очень низкий уровень профессионализма – профессионалы, которые любят свою работу, не идут работать в эти бюро.
Во-вторых, то, что гражданин остается один на один с комиссией, то есть попадает в стрессовую ситуацию.
В-третьих, когда гражданин собирается на комиссию, ему никто толком не говорит, какие документы нужно принести с собой. На самом деле, можно представить на рассмотрение комиссии любые документы, какие человеку кажутся важными для получения инвалидности, а не только то, что написал врач в поликлинике.
И еще мало кто знает, что человек имеет право на дополнительное прохождение специалистов – ведь в комиссии специалиста определенного профиля может и не быть. Например, на комиссию приходит человек с генетическим заболеванием, а в составе комиссии генетика нет. Но как можно в данном случае что-то решать без генетика?
В-четвертых, комиссия делает выводы, в том числе, и в зависимости от количества обращений гражданина в медицинские учреждения. Но ведь и очень тяжелый инвалид может обращаться туда редко.
Судебная практика в сфере обжалования решений МСЭ на сегодняшний день крайне бедна, потому что очень мало независимых экспертов, имеющих право на выдачу соответствующих заключений. В Санкт-Петербурге лично я знаю одного такого специалиста – врача-генетика. Причем соответствующую лицензию ему выдали в Нижнем Новгороде. То есть решение МСЭ нам предлагают оспаривать, передав дело другому составу специалистов из той же самой системы. Но отсутствие альтернативы – это нонсенс.
– Как вам кажется, в каком направлении должно двигаться законотворчество в вопросах, касающихся инвалидов?
– Если стоит задача улучшить качество жизни инвалидов, то надо обеспечить их нормой права, при которой они могут быть спокойны за необходимую им социальную поддержку. Вот это нужно делать на законодательном уровне. И нужно, чтобы медицина и социальная защита работали вместе. А пока что в результате появления нового приказа Министерства труда снижается уровень инвалидизации. Соответственно, меньше бюджетных средств тратится на меры социальной поддержки населения.
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству.
Медико-социальная экспертиза производится органами социальной защиты населения, в частности медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК). МСЭК в своей работе руководствуются Федеральными Законами и другими нормативными документами (см. перечень нормативных документов). В новые Федеральные Законы и Постановления Правительства РФ, внесены дополнения и изменения по вопросам, касающимся детей-инвалидов. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указанного возраста.
Бронхиальная астма относится к числу тех хронических заболеваний, которые оказывают выраженное влияние на ограничение (снижение) жизненных и социальных функций человека.
Число детей, больных бронхиальной астмой, зарегистрированных в лечебно-профилактических учреждениях, только с 1996 по 2000 гг. увеличилось в 1,7 раза (с 366,3 до 624,3 на 100 000 детей). Эпидемиологические исследования по программе ISAAC, проведенные в России, демонстрируют еще более высокие цифры распространенности. Особенностью современной ситуации является нарастание инвалидизации в связи с ростом заболеваемости и формированием тяжелых форм болезни. Так, в 1999 г. распространенность инвалидности вследствие бронхиальной астмы у мальчиков составляла 9,9, среди девочек - 4,9, а в 2000 г. - соответственно 10,2 и 5,0 на 10 000 детей соответствующего пола. Детальный анализ показывает, что средний возраст получения инвалидности при бронхиальной астме - 5,5-6 лет.
В целом, от 5 до 10% детей с бронхиальной астмой имеют неблагоприятный прогноз течения болезни с развитием тяжелых форм. Но даже у детей со средней или иногда легкой формой болезни сохраняется определенная степень риска длительного влияния бронхиальной астмы на их последующую жизнь. Обострения и наличие постоянных симптомов болезни, высокая частота временной и стойкой утраты трудоспособности являются тяжелым бременем для самого пациента, его семьи и общества в целом. Поэтому применительно к бронхиальной астме очень важной является система медицинской регистрации последствий болезни.
Экспертная оценка бронхиальной астмы основывается на теоретических положениях концепции последствий болезни и ее трех взаимосвязанных видов: нарушений (на уровне органа), ограничений жизнедеятельности (на уровне организма), социальной недостаточности (на уровне личности). Важно подчеркнуть, что поводом для установления инвалидности является не сама болезнь, а ее последствия [Руководство по классификации болезней и причин инвалидности. Русское издание (пересмотр 1989 г.). М.,1995].
Выявляемая при тяжелых формах болезни социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты, является основанием для признания ребенка инвалидом. Вопрос о признании гражданина инвалидом решают органы социальной защиты (государственная служба медико-социальной экспертизы). При принятии решения о признании ребенка инвалидом службы медико-социальной экспертизы руководствуются следующими федеральными законами, указами, постановлениями Правительства:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №48, ст.4563), с изменениями от 27 мая 2000 г. №78-ФЗ (Российская газета, №103, 30.05.2000), от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (Российская газета, №153-154, 12.08.98) (вступил в силу с 6 января 2000 г.); от 4 января 1999 г. №5-ФЗ (Российская газета, №4, 13.01.99);
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. №172-ФЗ (Российская газета, №142, 23.07.99);
Федеральный закон №188-ФЗ от 29.12.2001 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»...;
Федеральный закон №123-ФЗ от 8.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Российская газета, №153-154, 10.08.2001);
Федеральный закон №74-ФЗ от 9.06.2001 г. «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», (Российская газета, №111, 14.06.2001);
Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. №1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами»;
Постановление Министерства труда РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1997 г. №1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 г. №707 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся детей-инвалидов»;
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2000 г. №161 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 04.06.1991 г. №117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».
Наряду с законодательными и нормативными актами в своей практической деятельности специалисты медикосоциальной экспертной комиссии (МСЭК) используют также следующие инструктивные и методические документы:
Методические подходы к определению инвалидности у детей и организация медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Методические рекомендации Министерства труда и социального развития РФ от 30.12.1998 г.;
Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилитации. Методические рекомендации для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации. Утв. Министерством труда и социального развития РФ 24.11.2000 г.;
Ограничение жизнедеятельности у детей вследствие висцеральных и метаболических нарушений. Пособие. СПб: Эксперт, 2001, 110 с.
Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу (МСЭ) после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием.
В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья пациента, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Для направления больного на МСЭ учреждением здравоохранения используется специальная форма - «Направление на ребенка до 18 лет для проведения медико-социальной экспертизы» (форма №080/у-97). При первичном экспертном обследовании должны также предъявляться следующие медицинские документы:
«История развития ребенка» (форма 112/у Минздрава России) из лечебно-профилактического медицинского учреждения по месту постоянного проживания ребенка;
«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-87) и/или «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у Минздрава России), а также медицинские справки стационаров и других лечебно-оздоровительных учреждений, где пациент проходил обследование или получал лечение (если они имеются);
Данные дополнительных обследований и анализов, инструментальных методов (если имеются).
Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включены в Программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
В соответствии с принятой международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности под нарушением понимают нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции вследствие определенного медицинского состояния. Оно может быть стабильным или нестабильным на момент осуществляемой терапии, с благоприятным прогнозом или без перспективы улучшения в будущем.
Ограничение жизнедеятельности - это индикация общего эффекта вредного воздействия на жизнь пациента, объективное выражение нарушения. Степень проявления может быть обусловлена полом, возрастом, образованием, экономическими и социальными факторами среды и т.д. Основные категории ограничения жизнедеятельности у детей с бронхиальной астмой - ограничение способности к обучению, передвижению, игровой и трудовой деятельности.
Социальная недостаточность - такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни.
По международной номенклатуре нарушений (МНН), имеющей свои разделы и рубрики, нарушения при болезнях органов дыхания относятся к разделу 6 - висцеральным и метаболическим нарушениям, они вписываются в двузначную рубрику 61 - нарушение кардиореспираторной функции и кардиореспираторные аномалии - и включают категории, обозначенные подрубриками:
61.0 одышка (диспноэ, ортопноэ, дыхательная недостаточность);
61.1 другие расстройства дыхания (стридор и свистящее дыхание);
61.3 боль в груди в результате упражнений;
61.7 кашель и мокрота;
61.8 другое нарушение функции;
61.9 неуточненное нарушение.
Перед направлением ребенка на медико-социальную экспертизу необходимо убедиться в правильности клинического диагноза.
Пациенты, страдающие бронхиальной астмой, часто плохо распознают симптомы и недооценивают тяжесть своего состояния, особенно, если болезнь протекает в тяжелой форме и имеет длительный анамнез. Врач также может неточно оценивать такие симптомы, как диспноэ или наличие сухих хрипов.
Наиболее полное представление о степени нарушений дыхательной функции (наряду с клиническими проявлениями) дают функциональные методы. Функциональные методы не являются способом первичной диагностики при какой-либо нозологической форме, но позволяют оценивать отдельные синдромы нарушения ФВД.
Правильная оценка последствий болезни у пациентов с бронхиальной астмой тесно связана с методологией исследования ФВД. Оценка функции легких особенно информативна при установлении диагноза бронхиальной астмы у пациентов старше 5 лет и включает определение объема форсированного выдоха в 1-ую секунду (ОФВ1), форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), пиковой скорости выдоха (ПСВ) и гиперреактивности дыхательных путей.
В специализированных центрах могут использоваться стандартизованные провокационные тесты с метахолином или гистамином. Результаты их могут быть представлены в виде концентрации агента, вызывающего падение ОФВ1 на 20% (или РС20). Наличие гиперреактивности подтверждается тогда, когда РС20 меньше 8 мг/мл метахолина или гистамина. В реальной клинической практике в педиатрии используется тест с физической нагрузкой. Тест подтверждает бронхиальную гиперреактивность, если у пациента после нагрузки ОФВ1 снижается на 15% или более от исходного уровня.
У детей в возрасте до 5 лет диагноз бронхиальной астмы и определение степени нарушений/ограничений жизнедеятельности основываются, главным образом, на результатах клинической оценки симптомов и результатах физикального обследования. Ввиду того, что измерение обструкции и гиперреактивности дыхательных путей у младенцев и детей младшего возраста требует сложного оборудования и является довольно трудным, эти измерения проводятся, как правило, в крупных научных центрах в исследовательских целях. Детей в возрасте 4-5 лет можно научить пользоваться пикфлоуметром и получить достоверные результаты. Однако, несмотря на строгий контроль родителей за тем, как и когда проводятся эти измерения, измерение ПСВ в этом возрасте может быть неадекватным.
Таким образом, тщательные протоколы и максимально точный функциональный диагноз имеют важное значение как для врача, осуществляющего лечение больного, так и для специалиста, осуществляющего экспертную оценку состояния пациента. Очевидна необходимость создания унифицированного специального клинического руководства по оценке нарушений/ограничений жизнедеятельности у пациентов с бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания для использования медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, экспертных служб, страховых компаний.
Категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться на срок от 6 мес до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ребенком 18-летнего возраста. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указанного возраста. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., когда были определены показания для установления инвалидности детям. Это положило начало новому государственному подходу к пониманию проблем детской инвалидности и предоставлению прав на социальную защиту.
Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Права детей на социальную защиту в случае нарушений/ограничений жизнедеятельности обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также предложениями ВОЗ и других международных документов. Постановлением Правительства Российской Федерации №909 от 09.09.1993 г. была утверждена программа «Дети России», в структуру которой был включен раздел «Дети-инвалиды», а Указом президента РФ №1696 от
18.08.1994 г. ему был придан статус Федеральной программы. Утверждены и другие программы с аналогичными целями (например, «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» в Постановлении Правительства РФ №36 от 14.01.2000 г.).
Дети-инвалиды и их семьи имеют право на пенсионные льготы и социальное обслуживание. В соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. №340-1, ст. 113,114 социальная пенсия назначается ребенку-инвалиду до 18 лет. Матери инвалида с детства, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в трудовой стаж для назначения пенсии (ст.11). В соответствии с Указом Президента РФ «О повышении размера компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №551 от 17.03.1994 г. и Постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №549 от 25.05.1994 г. органом, выплачивающим социальную пенсию ребенку, назначается ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному члену семьи, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% минимального размера оплаты труда.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 11 и 28), Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики» №1Ш от 19.11.1993 г. предусматривают обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и приспособлениями для их социальной адаптации.
Право на бесплатное социальное обслуживание гарантируется в следующих законодательных документах:
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 17.05.1995 г.;
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» №195-ФЗ от 15.11.1995 г.;
Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания №1151 от 25.11.1995 г.;
Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» №473 от 15.04.1996 г.;
Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» №739 от 24.06.1996 г.;
Приказ Минсоцзащиты РФ «О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому» №218 от 15.09.1995 г.
Внеочередное обслуживание на предприятиях торговли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами регламентирует Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г.
В Кодексе Законов о Труде РФ от 09.12.1971 г. (ст. 170, 54, 163) определены льготы по трудовой деятельности:
Запрещается отказывать в приеме на работу работникам и снижать им заработок по мотивам, связанным с наличием у них детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.
Запрещается увольнять работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных работников осуществляется работодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта).
Запрещается привлекать работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочным работам и направлять таких работников в командировки без их согласия
Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск работнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 18 лет, продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск может быть присоединен к очередному отпуску или использован отдельно (полностью или по частям).
Право работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
В соответствии с КзоТРФ от09.12.1971 г., (ст. 163, ст. 239) и разъяснением Минтруда РФ и Фонда Социального Страхования РФ «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 г. и не утратившим силу Постановлением ВС СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» №1420-1 от 10.04.1990 г. (подпункт2 п.8) определяется право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности независимо от перерыва в работе.
В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 18) и Указом Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г. детям дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные детские дошкольные учреждения. Этими законодательными документами предусматривается первоочередное устройство детей-инвалидов в детские дошкольные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения.
Постановление Верховного Совета РФ «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» №2464-1 от 06.03.1992 г. предусматривает освобождение от платы за пребывание в детском дошкольном учреждении родителей, имеющих детей, у которых выявлены недостатки в физическом или психическом развитии.
В _________________________________ суд
Адрес: _______________________________
Заявитель:____________________________
(фамилия, имя, отчество)
Адрес:_______________________________
Контактный телефон: __________________
по ____________________________ области»
Адрес: _________________________________
Заинтересованное лицо: Федеральное государственное учреждение
«Главное бюро медико-социальной экспертизы
по _____________________________
_____области
в лице Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы
по _______________________ ________ области
Адрес: __________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом
4 марта 2010 года Филиалом № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по ___________________________ области (фамилия, имя, отчество заявителя) было отказано в установлении инвалидности.
Не согласившись с решением указанного бюро, гражданин С. (фамилия, имя, отчество заявителя) 24 марта 2010 года обжаловал его в Федеральном государственном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области» (ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области).
Согласно справке ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области от 24 марта 2010 года, выданной С. после проведения 23 марта 2010 года очной медико-социальной экспертизы специалистами второго экспертного состава главного бюро МСЭ, у С. выявлены незначительные нарушения функции обмена веществ и энергии, внутренней секреции и центральной нервной систем, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности, социальной недостаточности и не являются основанием для определения группы инвалидности.
С. считает указанное решение незаконным и необоснованным, а также нарушающим его права.
Обстоятельства дела.
В возрасте 1,5 года С. была диагностирована врожденная дисфункция коры надпочечников, в результате чего он был признан «ребенком-инвалидом». С указанного возраста С. постоянно принимал преднизолон по 0,5 табл/сутки, с возрастом дозировка была увеличена. Около 6-7 лет принимал преднизолон по 1 таблетке 3 раза вдень. Признан инвалидом II группы. В 2004 году в Московском научном эндокринологическом центре данный диагноз был подтвержден. С. прошел детальное обследование в 2009 году, в результате которого был подтвержден уровень 17-альфа-оксипрогестерона более 20 нг/мл при норме 0,5-2,1, подтверждающий указанное заболевание. В период с 14 января 2010 года по 4 февраля 2010 года находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГУЗ УОКБ.
Согласно выписке из истории болезни № 1211 С. был подтвержден диагноз: врожденная дисфункция коры надпочечников, вирильная форма. При этом было указано на наличие у С. неврологической симптоматики, на плохое перенесение физических нагрузок, поэтому ему был противопоказан тяжелый физический труд, рекомендовано оформить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. Также сообщалось, что в результате лечения особого улучшения не отмечено, С. был выписан домой для дальнейшего лечения и наблюдения у терапевта, эндокринолога, невролога по месту жительства.
24 марта 2010 года ФГУ ГБ МСЭ по _________________ области решение Филиала № 2 от 4 марта 2010 года о неопределении группы инвалидности подтвердило.
В то же время согласно статье 1 Федерального закона «» «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». При этом согласно указанной статье «ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
Пунктом 5 , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «», определены условия признания гражданина инвалидом, к которым отнесено:
«а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучатся или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию».
У гражданина С. имеются все условия признания его инвалидом, установленные названным постановлением Правительства Российской Федерации, что подтверждается в том числе медицинскими документами С.
Несмотря на это, гражданину С. было отказано в установлении инвалидности.
В то же время согласно пункту 7 «в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
Согласно представленной выписке из истории болезни в отношении С. было рекомендовано направить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. С. противопоказан тяжелый физический труд. При этом для поддержания жизнедеятельности предписан пожизненный прием преднизолона.
Более того, С. постоянно испытывает головокружение, головные боли, боли в коленных суставах, онемение нижних конечностей, судороги нижних конечностей, ощущение сердцебиения, периодическое повышение артериального давления, периодически возникающие боли в сердце и одышку при физической нагрузке.
Однако несмотря на это, а также на тот факт, что С. является инвалидом с детства, ему была присвоена II группа инвалидности, пожизненно предписан прием лекарств, МСЭК С. было отказано в переосвидетельствовании в установлении инвалидности, что, по его мнению, является незаконным.
Согласно пункту 46 «решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином... в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
На основании изложенного прошу суд:
1. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области об отказе (фамилия, имя, отчество заявителя) в установлении инвалидности от 4 марта 2010 года.
2. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по _______________ области от 23 марта 2010 года.
3. Обязать признать (фамилия, имя, отчество заявителя) инвалидом.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Документ об оплате государственной пошлины.
2. Копия настоящего заявления заинтересованным лицам.
3. Копии документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в настоящем заявлении, на ____ листах в 2 экземплярах.
4. Копия паспорта заявителя.