Главная · Правильное питание · Не мучить животных. Ему не больно? Плохо контролирует свои эмоции

Не мучить животных. Ему не больно? Плохо контролирует свои эмоции

Для большинства людей детский садизм остается непонятной темой. Очень наблюдаемо, как некоторые дети рвут ветки на деревьях, ломают палки, бьют животных и отрывают лапки мухам и жучкам, закрывая их в банке, получая наслаждение от их страданий. Некоторые, возможно, думают, что это детские шалости, познание мира и что с возрастом это пройдет. Но маленький ребенок вырастает и становится взрослым человеком с садистскими устремлениями.

Причины такого поведения не являются естественным процессом развития, это явный признак неверного воспитания ребенка . Если своевременно не понять причин возникновения такого поведения и не изменить методы воспитания, то стремление причинять боль может превратиться в негативный жизненный сценарий, возможно, на всю жизнь. Так почему же ребенок мучает животных? В чем причина детского садизма?

Абсолютно точный ответ на эти вопросы дается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Рассматривая людей с точки зрения восьмимерной матрицы психического, мы понимаем причины поведенческих реакций и тех или иных психосоматических заболеваний, которые возникают как следствие психологических проблем человека. Причем видно с математической точностью, что тем или иным заболеваниям и поведенческим отклонениям подвержены люди с определенными психическими свойствами.

Причины детского садизма

Появление садизма возможно только у людей с анальным вектором. Этот вектор носит такое название не случайно, так как анальная эрогенная зона имеет для этих людей особое значение в формировании их психических свойств. От природы люди с анальным вектором стремятся к упорядочиванию, мыслят категориями правильно-неправильно, чистое-грязное, в пространстве предпочитают прямые линии и углы, а перекосы у них вызывают ощущение внутреннего дискомфорта, они имеют отличную память и способны замечать даже незначительные ошибки.

Человеческое тело, а точнее его эрогенные зоны, то есть зоны, способствующие наилучшему восприятию информации, определяют психические свойства человека. По тем или иным признакам можно определить нарушение правильного развития и понять причины тех или иных процессов, вызвавших эти нарушения. В зависимости от того, как прошел период развития ребенка до пубертата (12—15 лет), во многом будет зависеть его дальнейшая судьба.

Как происходит развитие у детей с анальным вектором?

Для детей с анальным вектором именно анус является эрогенной зоной, единственной табуированной, запрещенной к прямому стимулированию для получения наслаждения. Поэтому акт дефекации для ребенка с анальным вектором играет крайне важную роль в развитии. Акт дефекации у таких детей с замедленным метаболизмом длится намного дольше, чем, например, у представителей кожного вектора, которые обладают идеальным метаболизмом.

В процессе акта дефекации и развивается в психическом ребенка определенный набор свойств, таких как стремление к чистоте, желание доводить любое дело до конца. При окончании полноценного акта дефекации они способны испытывать особое удовлетворение от завершенности и чистоты.


При правильном развитии такой ребенок (а людей с анальным вектором около 20 %) растет в соответствии с заложенными в нем желаниями и способен реализовать свои свойства в обществе. Такие дети в будущем становятся отличными семьянинами и профессионалами в своем деле, они стремятся доводить до совершенства любую работу и находят ошибки у других с целью улучшения результатов их деятельности.

Если развитие произошло неудачно

Если ребенка, медлительного в силу врожденных свойств, часто торопили и особенно в процессе акта дефекации сдергивали с горшка, в психическом ребенка происходило нарушение баланса между потребностью завершить столь важный для него процесс очищения кишечника и невозможностью это сделать. Часто этим грешат именно кожные мамы, которые через себя смотрят на ребенка и видят в медлительности и в долгом сидении на горшке патологию. В результате происходит нарушение развития свойств, а на уровне психосоматики возникают проблемы, связанные с кишечником.

Причиной для этого может быть не только поведение кожных родителей, но и в целом напряженная атмосфера в семье, где ребенок не ощущает безопасности и защищенности. Ожидание стресса вызывает неспособность контролировать сфинктеры. Отсюда и родной страх человека с анальным вектором — страх опозориться. На стресс люди с анальным вектором реагируют сжатием сфинктеров, в результате чего у ребенка появляются запоры.

Каловые массы твердеют, и акт дефекации уже начать намного труднее и страшнее. Когда ребенок все же начинает, то испытывает боль, но по окончании процесса он чувствует облегчение и наслаждение от долгожданного очищения: сначала больно, а потом приятно. Такая связка и последовательность ощущений может закрепиться на всю жизнь. Кроме того фиксируется страх начинать что-либо вообще.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?

Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Родители спрашивают: почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?

6-летняя Варя попросила дать ей свинку поиграть и так сильно прижимала к себе, несмотря на визги животного, что … Тогда мы сочли это «познанием мира», объяснили все и на два года отказались от покупки новых животных. И вот ребенок уже собирается в школу, выпросила у меня котенка на 8 Марта. Опять-таки объяснили ей, как относиться к животному. И вот вечером сестра наблюдает такую сцену: котеночек плачет, сидя на полу. Оказывается, Варя поднимала его на руки и кидала на пол. Мы просто в шоке. В нашей семье очень любят животных. Сестра сильно наказала ее , но что делать дальше?

Задавшись целью узнать, что думают и пишут об этом психологи, сами родители, бабушки и дедушки, я выяснила, что существует масса мнений и, к сожалению, многие из них не приводят к решению проблемы. Например, считают, что, отрывая насекомым крылья, ребенок удовлетворяет свое любопытство. При этом необходимо предоставить ему больше информации для утоления жажды познания - купить энциклопедию по биологии, дать смотреть познавательные передачи о животных. В результате ребенок со временем «перерастет» и перестанет мучить животных.

На самом деле это одна из рационализаций взрослых. Маленький ребенок может ошибиться один раз, но если подобное поведение - тенденция, то на это необходимо обратить внимание. Мама учит, а ребенок все равно рвет цветы, обрывает листву с деревьев, позже пуляет камнями по голубям с явным удовольствием от процесса, а после весело мучает собаку во дворе... Что делать, когда ребенку уже 6-7 лет, а он все равно хватает кошку за хвост и раскачивает орущее животное? Здесь уже родитель соглашается, что дело не в любопытстве. В чем же? Находится еще одно объяснение для обеспокоенных родителей: мол, дети мучают животных, насмотревшись «дурацких американских» мультиков. Они подражают героям мультфильмов и компьютерных игр и не понимают разницы между виртуальным миром и реальным, что реальным животным больно. В этом случае школьный психолог посоветует родителям обратить внимание на информацию, которую получает ребенок с экранов ТВ и Интернета.

И, наконец, жестокое обращение с животными связывают с тем, что с ребенком плохо обращаются сами родители, физически наказывают его или ребенка обижают в детском коллективе. В этих случаях советуют не наказывать, обращаться к психологам и постоянно объяснять ребенку, что с живыми существами так поступать нельзя. Даже если тебе сделали больно, советуют учить доброте, жалеть братьев наших меньших, смотреть добрые мультики. Причины названы верно и совет хорош, но что же делать, если эти методы совсем не действуют?

Ребенок мучает животных - тревожный симптом для родителей

Психологи и психиатры бьют тревогу: жестокость ребенка по отношению к животным может быть серьезным симптомом нарушения психики и предрасположенностью к совершению преступлений против людей. Верно, есть такая связь. Однако пока им ничего не известно о том, какие дети склонны мучить животных, чем это вызвано, можно ли скорректировать состояние ребенка и как это сделать самим родителям.

Между тем эти вопросы досконально изучаются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. На ежемесячных онлайн-занятиях тысячи родителей узнают своих детей и по-настоящему начинают понимать «тайные» мотивы их поведения, в том числе и разбираться в проблеме детской жестокости.

Мало знать современному родителю, что мучение животных ребенком не должно оставаться без внимания и что ребенку нужно «прививать больше доброты и любви». Родитель должен знать, что закрывать кошку в стиральной машине, прижимать ей ушки прищепками, кидать палки в дворовых котов - это не детская шалость, а симптом психологического неблагополучия определенного типа деток - с (на лекциях «Системно-векторная психология» так называется один из восьми типов психического). Вектор - это врожденные желания и свойства. Садизм во всех его проявлениях свойственен только людям с анальным вектором.

Почему ребенок мучает животных?

Потеря защищенности у ребенка с анальным вектором

Базовой потребностью любого ребенка является ощущение защищенности, только в условиях психологического комфорта может раскрыться и развиться тот потенциал, который заложен в него от природы. Родители для ребенка являются гарантом безопасности и ощущения защищенности. Именно они своими действиями «пишут» судьбу ребенка: , оставляя его свойства неразвитыми, либо более-менее раскрывают потенциал ребенка, создавая благодатную среду для успешной реализации в будущем.

К сожалению, не зная врожденных внутренних свойств наших детей, мы их губим своими действиями, не специально. Просто мы ожидаем от ребенка соответствия нашим представлениям и желаниям, не осознавая того! Например, ребенка-«птичку» мы учим плавать, потому что мама-«рыбка» плавает и считает нормальным и приемлемым именно такое проявление. Мы хотим сделать как лучше, но, пропуская мысль через себя, не понимая своих отличий от ребенка, зачастую складываем такие отношения с ребенком и принимаем такие воспитательные меры, которые травмируют психику ребенка. В результате он теряет необходимое для нормального развития чувство защищенности.

Как это происходит, разберем на примере ребенка с анальным вектором и мамы с . Свойства и желания этих векторов совершенно противоположны и не пересекаются ни в чем. Неприятие матерью и стремление переделать, подавить «нежелательные» свойства ребенка проявляются в ней тем сильнее, чем больше она не развита и не реализована в своих свойствах. Она это будет делать бессознательно, потому что смотрит на мир и людей исключительно через призму своих желаний, свойств и ценностей, а чужие свойства и ценности ее раздражают. И даже если она развитая и реализованная кожница, она все равно не понимает особенностей и отличий своего ребенка от себя, а это мешает ей наиболее полно развить его.

Одной из особенностей детей с анальным вектором является то, что они единственные, кто способен обижаться и накапливать обиды, а это ключевой момент в написании жизненного сценария такого человека. Далее раскрою подробнее.

Ребенок мучает животных: особенности психики детей с анальным вектором

Дети с анальным вектором послушны, медлительны, аккуратны и исполнительны. У них врожденное устремление к качеству, к перфекционизму, к порядку. Им свойственны усидчивость и неторопливое выполнение любого дела. Они не могут выполнять несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое, как это делает гибкий кожник. Психическое анальника так устроено, что он наслаждается от последовательности в делах, стремясь непременно довести начатое до конца, до точки. Любое незавершенное дело создает внутренний дискомфорт.

Эта их дотошность и медлительность для быстрой деловой кожной мамы (время - деньги) - настоящее испытание. Она обязательно будет торопить анального сына, приучать делать несколько дел одновременно, учиться быть собранным, дисциплинированным, чтобы мог мгновенно, на лету (как она сама!) принимать решения. Поторапливание тут же отразится на ребенке с анальным вектором: он получит стресс.

«Торопила, не дала дорисовать рисунок, который я рисовал для любимой мамочки, не дала доиграть, а обещала…» - мелкие, не значащие для кожных мам эпизоды, которые забываются в жизненной круговерти, но только не носителями анального вектора. У них врожденная прекрасная память и обостренное чувство справедливости, которое всю жизнь будет определять, где «правда», а где «кривда». На кривду - в его субъективном понимании - , которую он запомнит навсегда.

Так, на мамин мимоходом брошенный вопрос «Как дела?» такой ребенок начнет обстоятельно, подробно рассказывать, как он проснулся, почистил зубы, оделся и пошел в школу, как по дороге споткнулся и выпачкал ботинок, как пришлось идти его вытирать и так далее. Когда эти дети начинают что-то рассказывать, то очень важно, чтобы им дали договорить, дослушали, не перебивая. Если сбить с рассказа, он начнет его заново. Начать и закончить, чтобы все последовательно было - в этом его психический комфорт!

Кожную маму эти моменты нервируют, так как она не такая по природе, ее ценности - экономия времени, краткость, рациональность. Такая мама будет перебивать ребенка: «Давай покороче!» А он не может короче и не может быстрее, его мышление заточено на последовательное и детальное изложение. Системно-аналитический ум, классифицирующий, детализирующий, обобщающий, - это ум ученого, который развивается именно в обстановке неспешного и обстоятельного погружения в детали, их сосредоточенного обдумывания и систематизации, пусть поначалу это и подробный рассказ маме о проведенном дне в школе. Когда ребенка постоянно перебивают, он попадает в стресс.

Еще одна особенность анальных детей - сидеть подолгу на горшке, иногда 30-40 минут. И это не прихоть и не извращение, как кажется некоторым родителям. Анальный вектор - это не только определенные особенности психики, но и соответствующая эрогенная зона. Все, что связано с процессом очищения, сначала физиологического, а затем психологического, - очень важно для таких людей. Метаболизм у них замедленный, им важно все делать не спеша, довести начатое до конца. Но и на этом процессе кожная мама не дает сосредоточиться, подгоняет, торопит, сдергивает с горшка. Ну не понимает она, что можно там делать так долго! Она ведь зашла и вышла из туалета. Одновременно одеваясь и отвечая по телефону, она кричит из коридора: «Сколько можно высиживать? Давай быстрее! Мы опаздываем в садик!» Казалось бы, ничего криминального, но если бы мама знала, что именно от него зависит развитие свойств ребенка, она бы так никогда не делала. А пока... и здесь он получает стресс.

Итак, можно выделить основные моменты, которые неминуемо повергнут ребенка с анальным вектором в стресс. Это сдергивание с горшка, частые нововведения в быту ребенка, перебивание речи и невозможность довести начатое до конца.

Во второй части статьи мы подробнее рассмотрим стрессовые для таких детей факторы, а также их последствия.

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

«В последний свой визит на Манхэттен я провел полдня в Метрополитен-музее, разглядывая картины, изображавшие взаимоотношения людей и животных. Картин таких я увидел немало, но больше всего меня поразил холст итальянского художника шестнадцатого века Аннибала Карраччи. Картина называлась «Дети, дразнящие кота». На картине были изображены двое милых детей и кот. Мальчик придерживал кота левой рукой, а в правой у него был рак. Мальчик дразнил рака, побуждая его вцепиться массивной клешней в кошачье ухо. От ангельских улыбок, свидетельствовавших о том, что игра детям очень нравится, у меня мороз пробежал по коже. О, вопиющая жестокость! Что это — простая детская забава или свидетельство скрытой патологии психики, которая однажды прорвется наружу еще более страшным насилием?

Бессмысленная жестокость по отношению к представителям других биологических видов очень наглядно показывает связь нашего отношения к животным с другими, более обширными вопросами психологии. К примеру, что лежит в основе жестокого обращения с животными — личностные свойства или влияние среды? Некоторые ученые убеждены, что корни жестокости кроются в истории человека как вида и особенно тесно связаны с тем фактом, что нашими предками были, по всей видимости, плотоядные обезьяны, которым нравилось разрывать добычу на части. Впрочем, есть и те, кто убежден, что дети от природы добры, а в бессердечном отношении к животным повинна наша культура, в которой есть место охоте и поеданию мяса. Любят поговорить о жестокости и те, кто отслеживает проблемы морального плана, связанные с взаимодействием человека и животных. Вот, например, охотник получает удовольствие от убийства оленя — а чем оно отличается от удовольствия, которое получает злой ребенок, привязывая жестянку к собачьему хвосту?

Антрополог Маргарет Мид писала, что.одна из самых опасных вещей для ребенка — убить или замучить животное и не понести за это никакой кары.. Ее слова звучат эхом темы, всплывающей то тут, то там на протяжении не одной сотни лет. Джон Локк и Иммануил Кант видели прямую связь между жестоким отношением к животным и насилием, направленным на людей. По сути, Кант считал, что мы должны быть добры к животным по одной-единственной причине: потому, что жестокое обращение с животными ведет к насилию над людьми. Некоторые антропологи убеждены, что жестокое обращение ребенка с животными — это первый шаг на пути к превращению в преступника. Впрочем, эту точку зрения разделяют не все.

Одно из первых систематических исследований, рассматривавших связь жестокого обращения с животными и преступности, было проведено психиатром Аланом Фелтхаузом и ведущим исследователем взаимоотношений людей и животных Стивеном Келлертом. Они опросили группу агрессивных преступников, неагрессивных преступников и людей, не совершивших ни одного преступления. Среди преступников с высоким уровнем агрессии было гораздо больше тех, кто неоднократно мучил животных, нежели в других группах. Степень жестокости тоже была иной — агрессивные преступники заживо пекли котов в микроволновках, топили собак и мучили лягушек.

Ознакомившись с этим и аналогичными исследованиями, я сам стал спрашивать своих друзей, обижали ли они в детстве животных. Результат оказался совершенно непредсказуем. Так, мой приятель Фред, строитель по профессии, признался, что в детстве они с товарищами взрывали лягушек петардами. Когда другому моему приятелю, Генри, было пять лет, мама купила ему маленького коричневого щенка с длинными висячими ушками. Однажды Генри — ныне профессор физики — с друзьями решили поиграть и начали бросать щенка друг другу через штакетник. Щенок то и дело ударялся о штакетины, и спустя несколько дней умер. Генри сказал, что теперь не может вспоминать об этом без слез. А когда я задал Линде вопрос о том, не мучила ли она в детстве животных, она замолчала и стала очень серьезной. Да, призналась она, мучила, но говорить об этом она была не в состоянии. Самым безобидным из всех оказался Иен — он ограничился тем, что жег муравьев с помощью увеличительного стекла.

Я был потрясен, узнав, как много среди моих знакомых людей, обижавших в детстве животных. Однако ни один из них не пошел по кривой дорожке, не стал уголовником, не начал бить жену и не превратился в серийного убийцу. Между прочим, ничего страшного не случилось и с Чарльзом Дарвином, который написал в своей автобиографии, что ребенком «я избил щенка — наверное, просто потому, что наслаждался собственной силой». (Однако дальше Дарвин пишет: «Этот случай тяжкой ношей лег на мою совесть, свидетельством чего может послужить то, что я по сей день точно помню место, где было совершено злодеяние».)

Я и сам не без греха. Ребенком я жил во Флориде, и мы с друзьями любили стрелять из духовых ружей «Дейзи ред райдер», используя в качестве мишеней сухопутных крабов и жаб. Однажды утром я шел куда-то с ружьем и вдруг увидел сидящую на ветке певчую птичку. Я подумал — а стрельну-ка я в нее. Все равно ведь не попаду. Да и что ей мое духовое ружье? Как оказалось, я глубоко заблуждался. Пуфф — и птичка замертво упала на землю. Я был ошарашен. Как велика оказалась разница между уродливым сухопутным крабом и красивой птичкой на дереве! Больше я никогда не стрелял в животных.

Мысль о том, что жестокое обращение с животными в детстве тесно связано с насилием над людьми, так укоренилась в общественном сознании, что появился даже торговый знак «Связь», зарегистрированный Американской ассоциацией гуманизма. Пропагандисты Ассоциации часто начинают публичные выступления с описания различных трагедий. Начать с серийных убийц: все они — Альберт Де Сальво (Бостонский душитель), Джеффри Деймер, Ли Бойд Мальво (один из вашингтонских «снайперов») — в детстве обвинялись в жестоком обращении с животными. Все школьные «расстрелы» в таких городах, как Колумбин (Колорадо), Спрингфилд (Орегон), Джонсборо (Арканзас), Перл (Миссисипи), Падука (Кентукки), также совершались мальчиками, в прошлом обижавшими животных.

Впрочем, подобные примеры с историями никогда меня всерьез не убеждали. Если послушать некоторых пропагандистов «Связи», то можно даже поверить, будто животных обижали в прошлом абсолютно все серийные убийцы и школьные.стрелки.. Между тем это неправда. Проанализировав 354 дела о серийных убийствах, исследователи обнаружили, что почти 80% убийц никогда не обращались жестоко с животными (по крайней мере, данные об этом отсутствуют). Связь же школьных убийств с жестоким обращением с животными еще более сомнительна. В 2004 году спецслужбы США совместно с Департаментом образования провели тщательное исследование психологического профиля виновников тридцати семи школьных «расстрелов». Исследователи обнаружили, что только один из пяти «стрелков» мучил животных, и вынесли следующий вердикт: «Лишь малая доля преступников мучила или убивала животных в период, предшествовавший случившемуся». Таким образом, становится очевидно, что некоторые пропагандисты «Связи» переоценивают связь между жестоким обращением с животными в детстве и преступностью во взрослом возрасте. Впрочем, есть свидетельства того, что какая-то связь между этими явлениями все же существует. Не удается только пока определить, насколько сильна эта связь и почему она возникает.

Есть несколько причин, по которым можно решить, будто жестокое обращение с животными в детстве приводит к дальнейшему развитию склонности к насилию. Первую из этих гипотез я зову «Гипотезой плохих задатков». Известно, что ко времени поступления в начальную школу некоторые дети уже успевают стать обманщиками, жуликами, ворами и агрессорами. Психиатры называют такое поведение кондуктивным расстройством. В 1960-х годах считалось, что для таких детей наиболее характерны три вещи: поджоги, энурез и жестокое обращение с животными. И хотя на самом деле эти три фактора связаны вовсе не так тесно, как тогда казалось, Американская психиатрическая ассоциация все еще включает жестокое обращение с животными в список диагностических критериев при определении кондуктивных расстройств. Согласно гипотезе плохих задатков, жестокость по отношению к животным является не причиной дальнейших преступлений, а признаком серьезных проблем у детей, многие из которых во взрослом возрасте будут демонстрировать различные психопатии.

Более популярная в «Связи» версия называется гипотезой постепенного роста насилия. Сводится она к тому, что, отрывая крылышки бабочке или избивая собаку, ребенок делает первый шаг по пути, который когда-нибудь может привести его за решетку. Прекрасным выражением этой идеи служит название популярной книги Линды Мерц-Перес и Кэтлин Хайд: «Жестокое обращение с животными: путь к насилию над людьми». Одним из следствий этой гипотезы является использование фактов мучения животных для диагностики и выявления потенциальных серийных убийц и школьных «стрелков» прежде, чем их склонность к насилию успеет возрасти многократно.

Так что же, вопрос закрыт? Можно смело утверждать, что жестокое обращение с животными в детстве — верный путь к насилию во взрослом возрасте? Не обязательно. Группа исследователей под руководством Арнольда Арлюка, социолога Северо-восточного университета, предложила необычный способ проверки гипотезы постепенного роста насилия. Исследователи сравнили досье преступников, некогда мучивших животных, с данными по группе законопослушных горожан из той же местности. Если теория роста насилия верна, рассуждали исследователи, тогда мучители животных должны продемонстрировать склонность к действительно жестоким преступлениям, а не к таким заурядным правонарушениям, как торговля наркотиками или угон автомашин.

Результаты исследования свидетельствовали отнюдь не в пользу гипотезы постепенного роста насилия. Да, мучители животных действительно были не подарком для общества. Жить с ними по соседству было сущим наказанием, они совершали гораздо больше преступлений, чем законопослушные граждане из второй группы. Но вот особых пристрастий по части преступлений у них не обнаружилось. Мучитель с равной вероятностью мог быть осужден как за насильственное преступление, так и за ненасильственное, вроде кражи со взломом или торговли наркотиками.

Есть и другие причины, по которым нам следует быть очень осторожными, устанавливая связь между детской жестокостью и насилием во взрослом возрасте. Из базового курса философии (точнее, логики) нам известно, что «если все А являются Б, то это не значит, что все Б являются А». Таким образом, тот факт, что большинство героиновых наркоманов начинали с курения марихуаны, вовсе не значит, что каждый, кто впервые затянулся марихуаной, теперь наверняка превратится в героинщика. Точно так же, даже если каждого школьного «стрелка» и серийного убийцу заставали в детстве за мучением животных (что вряд ли), мы не можем сделать из этого логический вывод о том, что любой ребенок, обрывающий крылышки бабочке, непременно станет убийцей.

Более того, идея о превращении большинства жестоких детей в преступников не подтверждается цифрами. Эмили Паттерсон-Кейн и Хизер Пайпер проанализировали результаты двух дюжин отчетов об исследованиях, содержавших информацию относительно случаев жестокости в детстве у людей с повышенной склонностью к насилию (серийных убийц, преступников на сексуальной почве, школьных «стрелков», насильников и убийц) и аналогичных случаев у людей, не имевших криминального прошлого (учащихся колледжей, тинейджеров, нормальных взрослых людей). Было обнаружено, что животных мучили всего 35% совершивших жестокие преступления, — но среди мужчин в.нормальной. контрольной группе таких было уже 37%! Аналогичные результаты получила и Сюзанна Гудни Леа, социолог. Она изучила детский опыт 570 юношей и девушек, из которых 15% мучили животных, и обнаружила, что дети, постоянно ввязывавшиеся в драки, лгавшие, применявшие оружие и устраивавшие пожары, действительно превращались в жестоких взрослых. Что же до жестокости по отношению к животным, с агрессивным поведением во взрослом возрасте она связана не была.

У Арнольда Арлюка есть талант — слушать других. В его присутствии люди чувствуют себя совершенно свободно и рассказывают о таких вещах, о которых не сказали бы никому другому. Наверное, Арлюку хорошо удавалось бы расследование убийств. Так вот, эту свою способность он использовал для того, чтобы понять, что же двигало студентами колледжа, которые в прошлом мучили животных. Найти бывших мучителей было несложно — Арлюк просто спросил своих учеников, есть ли среди них такие люди. Студенты, с которыми он затем поговорил, в детстве травили рыбу хлоркой, обрывали ножки мухам, обливали бензином и поджигали кузнечиков, швырялись живыми лягушками. Очень типичным оказалось замечание одной из опрошенных девушек: «По-моему, нам просто нечего было делать, скучно и все такое, и мы как будто решали — ну, пойдем, что ли, котов помучаем».

Студенты Арлюка — вовсе не исключение из правил. Недавний опрос, проведенный среди студентов колледжа, показал, что две трети студентов-мужчин и более сорока процентов студенток признались, что в детстве они мучили животных. И тогда Арлюк сделал весьма неожиданное заключение. Он счел, что для большинства детей жестокое обращение с животными является нормальным этапом взросления. Он называет это «стыдным развлечением», запретным плодом наравне с бранными словами и курением. Он считает, что, мучая животных, дети втайне играют в игры, где обретают взрослую власть. Кроме того, во время таких игр возникает связь с товарищами по тайне, с соучастниками преступления. Конечно, случаи мучения животных, о которых рассказали Арлюку его явно нормальные студенты-социологи, были в основном помягче, чем зажаривание котов в микроволновке и швыряние щенков с крыши дома. И в отличие от закоренелых преступников, с которыми работали Фелтхауз и Келлерт, большинство студентов Арлюка сожалели о том, что творили в детстве. Но факт остается фактом — детская жестокость распространена гораздо больше, чем мы привыкли считать.

Итак, щекотливая правда заключается в том, что большинство бессмысленных жестокостей над животными творят не только изначально плохие дети, но и нормальные детишки, которые когда-нибудь станут хорошими гражданами. Сам я считаю, что жестокое обращение с животными заставляет задуматься над одним вопросом — нет, не над тем, почему так жестоки душевнобольные психопаты.

Здесь как раз ответ очевиден: эти люди больны умственно, слепы морально или злы. Есть гораздо более интересный вопрос, выходящий за пределы сферы наших отношений с животными: почему совершенно нормальные хорошие люди делают совершенно плохие вещи?

Для некоторых исследователей и для организаций защиты животных связь между жестокостью по отношению к животным и насилием над человеком превратилась в святыню, которую они защищают с поистине миссионерским пылом. Однако все большее число ученых начинает сомневаться в истинности излишне упрощенного подхода, демонстрируемого «Связью». Их беспокоит то, что пропагандисты «Связи» и средства массовой информации способствуют возникновению иррациональной моральной паники в массах. Противники «Связи» не говорят, что мы должны закрывать глаза на случаи мучения животных. По их мнению, мы должны рассматривать жестокое обращение с животными как проблему потому, что это действительно проблема, а не потому, что дети-мучители обязательно превратятся во взрослых психопатов».

Таскает кота за хвост, дразнит собаку и переворачивает на спину черепаху... Что это – детские шалости или проявления жестокости?

Мало того, есть расхожее мнение, что личности, склонные к насилию над людьми, начинали как раз с издевательств над животными. Но, к счастью, такие крайности встречаются редко. Типовые варианты несколько иные.

Младше двух лет

В этом возрасте малыш может случайно обижать животных и по незнанию причинять им боль. Он сам ещё не очень ловкий. Пытаясь встать, кроха хватается за шерсть собаки, а изучая строение морды любимой кошки, попадает ей в глаз. Не стоит паниковать и ругать карапуза. Достаточно просто соблюдаться эти правила:

  • Никогда не оставляйте ребёнка и животное без присмотра. Контролируйте их общение.
  • Учите малыша, как обращаться с питомцем: «Погладь. Сильно не надо, надо нежно, вот так!», «Не дёргай, киске больно!» Также научите ребёнка правилам поведения с животными: не тянуть за хвост, не лезть в миску, когда собака или кошка ест и т.д.
  • Дозируйте общение крохи и ваших питомцев, чтобы малыш не мучил своим повышенным вниманием животных, и они не страдали от его чрезмерной любви.

От 2 до 6 лет

В этом возрасте ребёнок способен понимать, что можно, что нельзя. Но как следует контролировать своё поведение он пока не в состоянии, так что запросто может, разозлившись, замахнуться и даже попытаться ударить питомца. Такие попытки надо резко пресекать, ловить руку и объяснять, что нельзя. В этом возрасте продолжают действовать прошлые правила и появляются некоторые новые:

  • Всё так же не оставляем животных и ребёнка один на один, следим за ними и контролируем их общение.
  • Продолжаем объяснять и учить - как животному приятно, как нет. Говорим о запретах: категорически нельзя бить питомца, ни при каких обстоятельствах. Если видим, что ребёнок все-таки пытается, останавливаем, отчитываем, напоминаем, что нельзя.
  • Если неприятность всё-таки произошла, и ребёнок ударил животное, не оставляем это без внимания: останавливаем игру, говорим чётко и однозначно: «Так поступать нельзя!», просим извиниться перед питомцем и напоминаем, чтобы больше ребёнок никогда так не делал.
  • Подаём пример: сами никогда и ни при каких обстоятельствах даже в шутку не шлёпаем животное. Для вас шутка, для ребёнка - инструкция к действию. И если вы рассчитываете и контролируете свою силу, то малыш- нет, так что уж если ударит, то от души. И объяснить ему, почему вам можно, а ему нельзя, будет весьма проблематично.


От 7 лет и старше

Дети этого возраста уже прекрасно знают, что к чему. Поэтому, если раньше вы вели воспитательные беседы и на практике учили кроху общению с четвероногими друзьями, проблем возникнуть не должно. Однако бывает, что дети школьного возраста всё-таки обижают питомцев. И мы не говорим о случайностях, когда ребёнок не нарочно наступил на хвост коту. Обсудим именно намеренное проявление агрессии. В каких ситуациях взрослые дети могут обижать животных?

Плохо контролирует свои эмоции

Разозлился, что пёс сломал только что построенный замок, кинул в собаку игрушкой.

Что делать? Спускаться до предыдущего возрастного этапа (скорее всего, ребёнок эмоционально ещё не дозрел до своего возраста) и применять все правила, описанные выше.

Переносит агрессию на животное

Например, вы его отругали, а он пнул собаку.

Что делать? Во-первых, никогда не применять физическую силу по отношению к ребёнку. Во-вторых, учить выражать свой гнев конструктивно. Злишься? Бей подушку, но не собаку! Ты разгневан? Рви бумагу, кидай мячики об стенку. Животное ни при чём. Лучше обними его, зверь тебя ещё и пожалеет.

Проявляет особую жестокость

К сожалению, бывает и так, что ребёнок продолжает обижать животное, невзирая ни на какие увещевания, наказания и объяснения. Причём проявляет изобретательность: привязывает скотчем кота к батарее или вытворяет ещё что-то в этом роде.

Знакома ли Вам ситуация, когда ребенок, играя с кошкой или собакой дома, вдруг, ни с того, ни с сего начинает его таскать за хвост, бить, кидать на пол с высоты? Несмотря на все Ваши увещевания, ребенок никак не хочет понимать, что мучить животных нельзя. Что делать, если Ваш ребенок мучает животных?

В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка. Если Вашему чаду меньше 2,5-3 лет, то взывать к совести абсолютно бесполезно. В этом возрасте дети еще не понимают, что окружающие его люди и животные могут испытывать боль. Очень часто дети воспринимают животных, как игрушки или ассоциируют их с героями мультфильмов. Отсюда и такое поведение, непредсказуемое и как к неживому предмету.

В этом случае обратите внимание на то, как ребенок ведет себя в игре. Какие игрушки использует чаще всего, как он ими играет. Часто ли бросает, кидает, пинает вещи? Уделите внимание мультфильмам, которые смотрит Ваш кроха, и какие книжки Вы ему читаете? Нет ли там избыточной агрессивности? В таком возрасте не стоит оставлять ребенка наедине с животными.

Пусть он играет с ними в Вашем присутствии. При любом неправильном обращении с животным, стоит выразить свое неудовольствие и запретить ребенку прикасаться к нему на какое-то время. Также своим примером надо показать, что кошку надо, например, гладить,а с собакой играть. Нельзя их беспокоить, когда они едят или спят.

Если Вашему ребенку от 2,5 – 3 лет и более, то он уже может понимать, что Вы ему говорите и делать выводы. Всегда объясняйте, что, например, котенку/щенку больно, когда его таскают за хвост или пинают. Объяснять ребенку нужно не один раз, а при каждом случае, когда Вы замечаете неправильное поведение, и до тех пор, пока Вы не увидите, что у малыша появился положительный сдвиг в этом направлении. Следите за своим поведением.

Будьте примером для ребенка. Никогда не обзывайте, не дразните и не бейте животных в его присутствии (да и без него тоже). Не стремитесь ударить кошку или собаку, если Вам кажется, что они провинились.

Во время прогулки обращайте внимание на окружающих животных, расскажите подробнее о том или ином животном. Обязательно обратите внимание ребенка на то, что эти животные маленькие, беззащитные и нуждаются в помощи человека.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок бережно относился к природе, в том числе и к животным – учите его доброте. Только возымеет положительный результат. Дети – это зеркало семейных отношений. Они копируют все, что мы делаем и говорим. Они тонко подмечают наше отношение к окружающему, и потом переносят это в свои игры и отражают в своем поведении. Регулярно показывайте, как можно играть с животными, как их нужно кормить и как за ними ухаживать.


Вместе с ребенком читайте рассказы и сказки о животных. Смотрите фильмы и мультики. Изучайте породы собак, кошек и других животных, а также обращайте внимание на их повадки и характер. Тогда ребенок научиться понимать и чувствовать их, а также нести за них ответственность.

Можно сделать кормушку для птиц и повесить ее во дворе, а потом постоянно насыпать туда излишки хлеба или крупы. Вместо того чтобы гонять голубей, покормите их. Объясняйте ему, что животные чувствуют отношение людей к ним. К доброму человеку, все придут сами, а заметив агрессию, все животные разбегаются или же нападают. Расскажите ребенку о пользе, которую приносят животные, и о том, что мы не имеем право причинять им боль намеренно. Всякая жизнь бесценна, и издеваться над братьями меньшими бессмысленно и недопустимо.

Кроме вышеперечисленного, стоит обратить внимание на стиль воспитания ребенка. Поведение родителей по отношению к своему сыну или дочери также может вызывать агрессивность и жестокость по отношению к животным. Если мама или папа сами жестоко наказывают ребенка за его шалости и плохое поведение, то малыш, не умея за себя постоять, отыгрывает негативные эмоции на тех, кто слабее его. Униженный ребенок, унижает других, более слабых существ, тем самым поднимая свою самооценку и свою значимость. Он радуется тому, что хотя бы кошка может получить от него, и он может оказать свое влияние на нее.

Любое агрессивное поведение сигнализирует о том, что ребенок нуждается в родительском внимании, ласке и любви. Так он может выражать свой протест против чего-то. Стоит задуматься в первую очередь над своим поведением. Если ребенок чувствует, что он любим, он защищен, он принят обществом (в первую очередь своими родителями), у него обязательно разовьется чувство сострадания и сочувствия к другим. Ребенок, который сам испытывает нежность по отношению к себе, обязательно проявит аналогичные чувства к животным.

Будьте внимательны к своему ребенку! Учите его милости и состраданию. Учите его думать надо вопросами о том, зачем нужны добрые дела; почему люди становятся злыми и беспощадными. Будьте достойным примером для своего крохи!