Главная · Правильное питание · Можно ли во сне. Можно ли упасть в обморок во сне. Оргазм во сне - это не выдумка

Можно ли во сне. Можно ли упасть в обморок во сне. Оргазм во сне - это не выдумка

Как максимально быстро взбодриться с помощью сна, можно ли во сне получать ответы на вопросы и обучаться, почему люди засыпают на совещаниях, хотя до этого проспали несколько часов, и опасно ли практиковать осознанные сновидения? Об этом мы поговорили с тремя экспертами-сомнологами.

Сколько длится идеальный сон

Нет никакой общей нормы по количеству часов для сна. Она варьируется от четырех до 12 часов. Спать нужно столько, чтобы вы легли и за 15 минут заснули, а с утра проснулись и за 15 минут включились в обычный ритм жизни, советует президент Российского общества сомнологов Роман Бузунов.

У здорового человека за ночь проходит несколько циклов, состоящих в свою очередь из двух основных фаз – медленного и быстрого сна. Медленный сон состоит из нескольких стадий.

Первая стадия – дремота с полусонными мечтаниями и галлюциногенными мыслями. В этой стадии могут интуитивно появляться идеи, как решить какую-то проблему (впрочем, утром идея может показаться бредовой). Вторая стадия – неглубокий, или легкий, сон. Именно на этой стадии появляются так называемые сонные веретена (два-пять раз в минуту), когда отключается сознание. Третья фаза – медленный сон, а четвертая – самый глубокий, медленный дельта-сон, когда человек видит 80% сновидений. Именно в этот момент проявляются приступы лунатизма, а человека сложнее всего разбудить. После этого наступает быстрый сон (стадия быстрых движений глаз). Если разбудить человека в этот момент, он будет ясно помнить свои сны. Это оптимальное время, чтобы проснуться, поэтому будильники в трекерах отслеживают именно эту стадию.

Что будет, если долго не спать

После одной бессонной ночи состояние практически не изменится, разве что появится легкая сонливость. Двое суток без сна могут сказаться на работе системы ЖКТ, при этом захочется жирной и соленой еды. Парадоксально, но из-за выработки гормонов, отвечающих за бессонницу, человеку в этот момент будет сложно заснуть. После трех дней могут появиться нервный тик, озноб, пропадет аппетит, будет трудно отвести взгляд с определенной точки. После четырех таких ночей сознание начнет путаться, а человек будет выглядеть намного старше. На пятые сутки появятся галлюцинации и паранойя, могут начаться панические атаки из-за всяких пустяков. Человеку будет трудно сложить два плюс два. На шестой-седьмой день могут появиться симптомы болезни Альцгеймера.

Рекорд бессонной жизни поставил 17-летний молодой человек, который не спал 11 дней. Именно столько считается пределом, чтобы не умереть. В прошлом десятилетии составители Книги рекордов Гиннесса отказались регистрировать такие успехи.

Как взбодриться за 15 минут: микс из сна и кофе

Фото: Solo Imaji/Barcroft Media/ТАСС

Восстановить силы поможет короткий 15-минутный сон, но перед ним нужно выпить чашку кофе. Когда вы проснетесь, кофе как раз начнет действовать. Если же нужно работать очень долгое время, можно спать по 10 минут, и это восстановит работоспособность на час.

Почему мы видим кошмары?

Кошмары обычно снятся в ожидании каких-то неприятных событий или после них. В сновидениях мы перерабатываем дневную информацию. Нередко кошмары – фантастические образы на тему того, что нас волнует. Даже какое-то незначительное событие может иметь высокую эмоциональную значимость.

"Говорят: утро вечера мудренее. Кошмар приснился, и из психики негатив может уйти. Если он не ушел, кошмар может присниться и на следующую ночь. Психотерапевты используют сновидения в своей практике. Например, люди приходят к ним с какими-то трагедиями, и специалист спрашивает, что им снится. Некоторые психотерапевты просят пациентов рассказывать сновидения, и по ним оценивают успешность своей терапии", – рассказал заведующий лабораторией по изучению сна Института высшей нейрофизиологии РАН Владимир Дорохов.

Кошмар кошмару рознь. Одно дело – проснуться в момент, когда тебе грозят отрубить руку, а другое дело – увидеть свою отрубленную руку. Если сюжеты сновидений становятся позитивнее, это показатель, что терапия идет успешно.

Можно ли получить ответ на вопрос во сне

Многим великим ученым снились сугубо профессиональные сны. Нильсу Бору во сне явилась структура атома в виде Солнечной системы с вращающимися планетами, а советскому авиаконструктору Олегу Антонову приснилась форма хвостового оперения самолета "Антей", которую он долго не мог вывести в жизни.

"Люди пытаются решать проблемы и в реальной жизни, и во сне. Многие проблемы мы загоняем в подсознание, чтобы не думать о них, но они все равно существуют, и во сне наш мозг продолжает с ними работать. Люди специально учатся получать ответы на вопросы во сне. Это одна из техник работы с бессознательным, нужны тренировки с наставником, который владеет этой техникой", – отметил Дорохов.

Почему сны повторяются

Все, что вы исключаете из своей сознательной жизни, находит выход во снах, отмечает психотерапевт Зоя Богданова. Например, если заглушать какие-то травмы или переживания, все это в той или иной форме может беспокоить ночью. И чаще всего такие переживания и нерешенные вопросы приходят в повторяющихся снах.

Почему люди засыпают на важных совещаниях

Человек может внезапно засыпать в неподходящей для этого обстановке из-за разных причин. Но в половине случаев оно возникает из-за заболевания под названием “апноэ сна”, рассказал сомнолог Роман Бузунов.

При этой болезни у пациентов развивается храп с частыми остановками дыхания во сне. Эти остановки длятся от 10 секунд до минуты и более, в тяжелых случаях они повторяются 300−500 раз за ночь, в результате у человека суммарно отсутствует дыхание на протяжении трех-пяти часов из восьми часов сна.

"Спонтанные засыпания при апноэ происходят потому, что при каждой остановке дыхания у человека происходит частичное пробуждение мозга. В результате сон становится очень беспокойным, поверхностным, а днем человека мучает сильная сонливость", – поясняет сомнолог.

В чем опасность осознанных сновидений

"Мы изучаем осознанные сновидения на людях, которые умеют управлять сном и одновременно слышать звуки. Сейчас мы отрабатываем методику диалога со спящим. Ему заранее сказали, что он услышит две партии звуков. Ему нужно было сложить их и моргнуть такое же количество раз. Дело в том, что во сне мы можем управлять глазными и дыхательными мышцами, и человек может ответить только через движения глаз или дыхание. Мы простучали три раза, потом еще один, и он моргнул четыре раза. Если человек во сне может слышать, складывать и отвечать, это показатель того, что во сне сознание не исчезает – оно просто измененное", – рассказал Владимир Дорохов.

И все же осознанными сновидениями лучше не злоупотреблять.

Есть такие энтузиасты, которые практикуют это каждую ночь и отнимают время у нормального физиологического сна. Это неполезно. Во сне мозг готовит организм к будущему дню – лечит тело и убирает вредные продукты распада. Во сне укрепляется память: знания, полученные за день, переводятся в долговременную память.

Почему нельзя отсыпаться в выходные

Вставать в выходные намного позже, чем в будни, не стоит. Представим, что всю неделю человек просыпается в шесть-семь утра, а ложится спать около полуночи, а в субботу отсыпается до 9–10 часов (в лучшем случае). Тогда в ночь на воскресенье он ляжет спать глубокой ночью, а встанет в 10−11 утра. Потом он попытается лечь пораньше перед работой, но не сможет, и в понедельник ему будет очень тяжело проснуться рано утром.

При такой схеме выходного "отдыха" биологические часы смещаются на три-четыре часа в одну сторону, а потом обратно. Это все равно, что слетать на уикенд в Красноярск и вернуться назад. А некоторые умудряются таким образом "слетать во Владивосток" и потом чувствуют себя разбитыми.

Можно ли учиться во сне

В 60-х годах прошлого века ученые узнали, что память и сон сильно связаны. После этого открытия стали появляться гипотезы о том, что человек может усваивать новую информацию прямо во время сна. Однако позднее выяснилось, что во сне можно только закрепить полученные днем знания – когда информация переписывается в долгосрочную память. В то же время у людей, которые не спят несколько дней подряд, начинаются приступы краткосрочной амнезии.

» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».

В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» - наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.

Треть своей жизни мы спим. Многие пытались использовать это время, чтобы научиться чему-то полезному, прикладывая для этого минимум усилий.

Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал , что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.

Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол - это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.

Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.

Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?

В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).

С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.

Чему можно научиться во сне

Оказалось, что кое-чему мозг действительно может научиться, пока вы беззаботно сопите. В августе 2017 года в журнале Nature была опубликована французских психологов, которые проверяли способность человека запоминать звуки, услышанные в спящем состоянии. Выяснилось, что люди способны идентифицировать звуковые сигналы после пробуждения, хотя даже не осознавали, что слышали их ранее.

Учёные уточнили, что запоминание происходит только в фазе быстрого сна, когда мозг наиболее активен. Интересно, что память, напротив, формируется в фазе медленного сна. Получается, что во сне мозг выполняет сразу несколько функций: пока на часах у вашей кровати бегут стрелки, он выполняет то одну, то другую работу - и делает это настолько деликатно, что вы не имеете об этом ни малейшего понятия.

В 2012 году израильские исследователи выяснили, что у спящего человека можно сформировать определённые условные рефлексы - почти как в антиутопических фантазиях Олдоса Хаксли.

Пока испытуемые спали, учёные запускали различные звуковые сигналы, которые ассоциировались с определённым запахом. Если запах был неприятен, дыхание спящего становится менее глубоким. Вскоре для того, чтобы изменить дыхание, достаточно было одного лишь звукового тона. Это вполне можно назвать классическим примером павловского обусловливания (вспомните классические эксперименты с собаками).

Но интересно другое: реакция на звуки сохранялась даже после пробуждения. Всё это свидетельствует о том, что формирование рефлексов происходит на таком глубоком уровне, где нет потребности в действующем сознании. Выучить иностранный язык по такой методике у вас вряд ли получится - с тем же успехом вы могли бы попытаться научить разговаривать по-французски свою собаку.

В другом исследовании участники выучивали несколько гитарных пассажей с помощью инструмента, похожего на Guitar Hero. Вскоре после этого они ложились спать. Затем их просили воспроизвести выученную мелодию. В одной группе участники эксперимента просто спали; в другой они тоже спали, но делали это под звуки мелодии, которую до этого пытались выучить. Именно участники из этой группы справились с заданием существенно лучше, чем остальные.

В 2013 году психологи из университета Иллинойса выяснили, что во сне можно не только стать музыкальнее, но и потренировать пространственную память.

Находясь в бодрствующем состоянии, участники должны были переместить виртуальный предмет в определённое место на экране. Одновременно с этим раздавался характерный звуковой сигнал. Затем участники сделали полуторачасовой перерыв на сон. После пробуждения они попытались вспомнить, где находится виртуальный предмет. Участники из одной группы спали в тишине, а вот другие слышали тот самый звуковой сигнал - и они справились с заданием лучше.

Всё это звучит не слишком обнадёживающе: во сне можно учиться, но вряд ли чему-то серьёзному. Однако хороший сон всё-таки очень важен для обучения. Во сне мозг не усваивает почти ничего нового, зато эффективно перерабатывает уже имеющуюся информацию.

Утро вечера мудренее

Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом - самый верный способ на нём провалиться.

Исследования показали , что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются - так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.

Фаза глубокого сна обычно занимает вторую часть ночи. Поэтому, если вы спите меньше 6 часов, ваша память вряд ли будет работать в полную силу.

Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.

Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько - фаза глубокого сна. С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.

Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.

Человек спит треть своей жизни. Было бы здорово использовать это время для изучения английского или, например, истории. Не так ли? Некоторые исследователи считают, что это возможно.

Гипнопедия - миф или реальность

В советском фильме «Большая перемена» есть эпизод, когда герой Евгения Леонова никак не может выучить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. Чтобы не зубрить, он ложится спать и просит дочь почитать ему учебник. Во сне, мол, всё записывается «на корочку». Девушка сначала читает учебный материал, а потом включает радио. В итоге на уроке герой несёт белиберду из отрывков радиопередачи и тезисов о немецком капитализме.

Эта шутка родилась не на пустом месте. Начиная с XX века, учёные пытаются выяснить, действительно ли можно учиться во сне. Это явление называется гипнопедия.

Первые исследователи полагали, что естественный сон идентичен гипнотическому, будто спящий так же восприимчив к внушениям, как человек под гипнозом. Но в 1956 году Чарльз Саймон и Уильям Эммонс с помощью электроэнцефалографии выяснили, что обучение во сне «непрактично и, вероятно, невозможно».

Интерес к гипнопедии вновь проснулся в XXI веке. Современные учёные считают сон важным физиологическим процессом, во время которого происходит специфичная мозговая деятельность.

Что происходит с нашим мозгом во сне

Сон состоит из фазы медленного (Non-REM) и быстрого (REM) сна. Они сменяют друг друга и образуют циклы.

Во время медленного сна тело расслаблено, а мозг малоактивен. Идёт восстановление физических сил.

В фазе быстрого сна, напротив, мозг усердно работает: он фильтрует информацию, перебрасывать файлы из «папки» кратковременной памяти в «папку» долговременной, а ненужное отправляет в «корзину». Человек в это время видит сны.

Если и можно чему-то научиться во сне, то именно в этой фазе, когда мозг работает. Например, согласно исследованию французских психологов, опубликованному в 2017 году в журнале Nature, спящий человек во время REM-стадии может запоминать и идентифицировать после пробуждения звуки, которых раньше никогда не слышал. Проблема в том, что эта стадия короткая: в первом цикле сна она длится всего пять минут, в последнем может достигать одного часа.

Чему можно научиться, пока спишь

Через звуковые сигналы у спящего человека можно сформировать рефлексы. В 2012 году израильские учёные провели эксперимент: пока испытуемые спали, они включали им различные звуки и подавали запахи. Если аромат был неприятный, дыхание спящего становилось менее глубоким. Опыт провели несколько раз. Вскоре, чтобы изменить дыхание испытуемого, было достаточного одного только звука, и эта реакция сохранялась во время бодрствования.

Психологи из Иллинойсского университета в 2013 году провели эксперимент со звуками и пространственной памятью. Испытуемые в бодрствующем состоянии получали задание: переместить предмет на экране компьютера, и во время этого раздавался характерный звуковой сигнал.

Затем участники эксперимента ложились спать. Одни спали в тишине, а сон других сопровождал тот самый сигнал. Проснувшись, все должны были снова перемещать предметы на экране. Те, кто слышали во сне заветный звук, справлялся с заданием лучше.

Вывод

Английский или историю с помощью гипнопедии не выучить. Во сне мозг не усваивает ничего нового, лишь перерабатывает информацию. Максимум, чему можно научиться во сне, - это выработать некоторые рефлексы. Только вот зачем?

Тем не менее, хороший сон очень важен для обучения. Помните, что происходит во время фазы быстрого сна? Правильно - мозг «перезагружается».

Но эта фаза трудноуловимая. Бессонная ночь перед экзаменом - верный способ его завалить. Чтобы мозг разложил всё по папочкам, необходимо не менее восьми часов качественного сна.

Как правильно спать, чтобы хорошо учиться

  • Соблюдай режим. Старайся засыпать и просыпаться в одно и то же время.
  • Следи, чтобы температура в спальне была не больше 21 ºС.
  • Старайся перед сном гулять или делать лёгкую зарядку.
  • Не наедайся на ночь!
  • Не пользуйся гаджетами перед сном и не смотри телевизор: свет экранов подавляет выработку гормона сна и мешает заснуть.

Добрых снов и успехов в учёбе!

Сон – одно из самых загадочных и малоизученных состояний человека. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, как возникают сновидения, и почему люди видят сны. Однако факт остается фактом – , которые произойдут в жизни сновидца, и в истории есть немало тому подтверждений. Можно ли сделать этот процесс управляемым, и как увидеть будущее во сне?

Доказано, что мозг вовсе не отдыхает, пока мы спим. Он продолжает напряженно работать, и одним из результатов его деятельности являются сновидения. Наверняка каждый может припомнить случай, когда решение проблемы, мучавшей его наяву, неожиданно приходило во сне. Примером тому могут послужить открытия ученых, к которым их привели сны. Именно сны помогли Дмитрию Менделееву открыть периодическую систему элементов, Фридриху Августу Кекуле – молекулярную структуру бензола, а Нильсу Бору – планетарную модель атома.

Такие сны являются продолжением дневных размышлений, а решение приходит ночью, так как в это время мозг перестает отвлекаться на окружающие раздражители и концентрируется на главном.

Другой вид пророческих сновидений связан со способностью определенного количества людей тонко чувствовать связь между прошлым, настоящим и будущим. Иными словами, те, кто обладает развитой интуицией, во время сна могут обрабатывать эту информацию и делать выводы о том, как будут развиваться события.

Часто сон сбывается просто потому, что тот, кто его видит, очень этого хочет или, наоборот, всеми силами стремится этого избежать. В этом случае мозг настолько поглощен желанием, что и во время сна продолжает концентрироваться на нем. Это вызывает из подсознания образы сбывшейся мечты, если вера в успех сильнее опасений, или воплощения в реальность самых худших опасений, если страх превалирует.

Таким образом, сон лишь является отражением сформировавшегося внутреннего намерения человека. Мысль материальна, и сила ее воздействия вполне способна притянуть или оттолкнуть желаемый результат.

В описанных видах сновидений очень мало мистического, и факт, что они сбываются, можно объяснить. Но существуют и другие сновидения, которые нельзя назвать иначе, чем ясновидение. Они настолько точно описывают важные события из будущего, что это не поддается никаким логическим объяснениям.

Некоторые люди обладают бесценным даром ясновидения и способны видеть пророческие сны. Между тем, видеть сны, которые могут предсказать будущее, дано не только ясновидцам, но обычным людям, которые обладают чувствительностью и способны доверять своей интуиции. Поэтому у каждого человека есть шанс увидеть вещий сон. Для этого нужно отбросить в сторону предрассудки и настроиться.

  1. Выберите правильное время. Завеса между прошлым и будущим немного приподнимается в последние дни перед полнолунием. В эти дни обостряются мистические качества, дар предвидения и интуитивные способности.
  2. Подготовьте свое тело. В день перед ритуалом не перегружайте себя физическими активностями, сексом, обильной едой и тем более алкоголем. Ваш ужин должен быть легким и полезным. Вечером перед сном постарайтесь максимально расслабиться - примите теплую ванну с аромамаслами и морской солью.
  3. Подготовьте место. Позаботитесь о том, чтобы ни ночью, ни утром вам никто не мешал – предупредите домашних, выключите телефон и будильник, уберите все раздражители. Чтобы увидеть вещий сон, вы должны спать в полном одиночестве и спокойствии. Погасите свет и зажгите свечи с ароматом сандалового дерева.
  4. Подготовьте свое сознание. Избегайте в этот день конфликтов, не смотрите телевизор перед сном. Думайте о том, что важно для вас, вопросе, на который вы хотите получить ответ во сне.
  5. Перед сном расслабьтесь, изгоните лишние мысли и сконцентрируйтесь на своем вопросе, четко сформулируйте его. Медитируйте, глядя на пламя свечи, расфокусировав взгляд. Постарайтесь заснуть с этой единственной мыслью, спокойно и сосредоточенно.
  6. Утром не спешите вскакивать с кровати. Поймайте свои ощущения, эмоции. Постарайтесь сначала вспомнить как можно больше подробностей из своих сновидений, запишите их на бумаге.

Иногда правильно сформулировать свое желание и осознать эмоции по этому поводу – это и есть ключ к решению проблемы. Прислушивайтесь не только к трактовкам своих сновидений, но и к своей интуиции.

Во все века и времена люди прилагали немало усилий, чтобы разгадать сны. Ученые исследуют природу и механизмы сна, но все еще остается областью мистических знаний. Наука пока не в состоянии объяснить, почему некоторые сны тесно связаны с событиями реальной жизни и оказываются пророческими. Поэтому людям стоит прислушиваться к тому, что сообщают им сновидения. Зная, как увидеть будущее во сне, можно получать нужную информацию от своего подсознания и избегать ошибок, неверных решений и опасных ситуаций.

Наверное, любому из нас хотелось бы сэкономить время на обучении и переложить этот, часто утомительный процесс, на сон. Рекламные обещания ласкают слух, рассказывая о 25-ом кадре.

Можно ли учиться во сне, не затрачивая время и силы, или это всего лишь красивые сказки?

Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos () и paideia (обучение).

Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.

Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории.

Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.

Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.

Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.

По его теории, память человека наиболее восприимчива:

в последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.

в первые 60 минут после погружения в сон ,

в последние 30 минут сна до пробуждения утром .

Профессор Близниченко предлагает следующую методику:

  • Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой.
  • Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.
  • Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.

Важный момент:

этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.

Интересный факт:

женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – же нский.

Некоторые специалисты сна воспринимают гипнопедию как рекламный трюк и также высказывают мнение о возможном вреде для здоровья от подобных занятий: А. Борбели, известный сомнолог, считает, что ночью мозг должен отдыхать, а не учиться.

Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30% .

При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.

Эффективность гипнопедии:

  • Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:

По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».

  • Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.
  • Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.

Какую роль играет в этом учебном процессе сон?

Чтобы понять это, следует вспомнить , согласно которой,

любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен.

Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.

Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.

Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.

Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.

По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.

Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов.

Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.

Если человек и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения:

организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.

По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому

Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.

Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и назы вает это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна , - считает Мэтью.

Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.

Источники: «Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна» Л.А. Близниченко, журнал «Современная биология» (Current Biology).

Если Вы, мой уважаемый читатель, студент или друг (родственник) студента, то следующее видео будет для Вас весьма познавательным:


Елена Вальве для проекта Сонная кантата.