Главная · Правильное питание · Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию с презентацией. Ткани. Свойства тканей. Ткани, их строение и функции Оценивание практического занятия

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию с презентацией. Ткани. Свойства тканей. Ткани, их строение и функции Оценивание практического занятия

Организм человека - сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. На уровне клеток происходят все важнейшие процессы; обмен веществ, рост, развитие и размножение. Клетки и неклеточные структуры объединяются в ткани, органы, системы органов и целостный организм.

Ткани- это совокупность клеток и неклеточных структур (неклеточных веществ), сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Выделяют четыре основные группы тканей: эпителиальные, мышечные, соединительные и нервную.

Эпителиальные ткани являются пограничными, так как покрывают организм снаружи и выстилают изнутри полые органы и стенки полостей тела. Особый вид эпителиальной ткани -железистый эпителий - образует большинство желез (щитовидную, потовые, печень и др.), клетки которых вырабатывают тот или иной секрет. Эпителиальные ткани имеют следующие особенности: их клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации).

Эпителиальные клетки по форме могут быть плоскими, цилиндрическими, кубическими. По количеству пластов эпителии бывают однослойные и многослойные. Примеры эпителиев: однослойный плоский выстилает грудную и брюшную полости тела; многослойный плоский образует наружный слой кожи (эпидермис); однослойный цилиндрический выстилает большую часть кишечного тракта; многослойный цилиндрический - полость верхних дыхательных путей); однослойный кубический образует канальцы нефронов почек. Функции эпителиальных тканей; защитная, секреторная, всасывания.

Мышечные ткани обусловливают все виды двигательных процессов внутри организма, а также перемещение организма и его частей в пространстве. Это обеспечивается за счет особых свойств мышечных клеток - возбудимости и сократимости. Во всех клетках мышечных тканей содержатся тончайшие сократительные волоконца - миофибриллы, образованные линейными молекулами белков - актином и миозином. При скольжении их относительно друг друга происходит изменение длины мышечных клеток.

Различают три вида мышечной ткани: поперечнополосатую, гладкую и сердечную (рис. 12.1). Поперечнополосатая (скелетная) мышечная ткань построена из множества многоядерных волокноподобных клеток длиной 1-12 см. Наличие миофибрилл со светлыми и темными участками, по-разному преломляющих свет (при рассмотрении их под микроскопом), придает клетке характерную поперечную исчерченность, что и определило название этого вида ткани. Из нее построены все скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма. Особенности поперечнополосатой мышечной ткани: быстрота и произвольность (т. е. зависимость сокращении от воли, желания человека), потребление большого количества энергии и кислорода, быстрая утомляемость.

Рис. 12.1 . Виды мышечной ткани: а - поперечнополосатая; 6 - сердечная; в - гладкая.

Сердечная ткань состоит из поперечно исчерченных одноядерных мышечных клеток, но обладает иными свойствами. Клетки расположены не параллельным пучком, как скелетные, а ветвятся, образуя единую сеть. Благодаря множеству клеточных контактов поступающий нервный импульс передается от одной клетки к другой, обеспечивая одновременное сокращение, а затем расслабление сердечной мышцы, что позволяет ей выполнять насоснуюфункцию.

Клетки гладкой мышечной ткани не имеют поперечной ис-черченности, они веретеновидные, одноядерные, их длина около 0,1 мм. Этот вид ткани участвует в образовании стенок трубко-образных внутренних органов и сосудов (пищеварительного тракта, матки, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов). Особенности гладкой мышечной ткани: непроизвольность и небольшая сила сокращений, способность к длительному тоническому сокращению, меньшая утомляемость, небольшая потребность в энергии и кислороде.

Соединительные ткани (ткани внутренней среды) объединяют группы тканей мезодермального происхождения, очень различных по строению и выполняемым функциям. Виды соединительной ткани: костная, хрящевая, подкожная жировая клетчатка, связки, сухожилия, кровь, лимфа и др. Общей характерной чертой строения этих тканей является рыхлое расположение клеток, отделенных друг от друга хорошо выраженным межклеточным веществом, которое образовано различными волокнами белковой природы (коллагеновыми, эластическими) и основным аморфным веществом.

У каждого вида соединительной ткани особое строение межклеточного вещества, а следовательно, и разные обусловленные им функции. Например, в межклеточном веществе костной ткани располагаются кристаллы солей (преимущественно соли кальция), которые и придают костной ткани особую прочность. Поэтому костная ткань выполняет защитную и опорную функции.

Кровь- разновидность соединительной ткани, у которой межклеточное вещество жидкое (плазма), благодаря чему одной из основных функций крови является транспортная (переносит газы, питательные вещества, гормоны, конечные продукты жизнедеятельности клеток и др.).

Межклеточное вещество рыхлой волокнистой соединительной ткани, находящейся в прослойках между органами, а также соединяющей кожу с мышцами, состоит из аморфного вещества и свободно расположенных в разных направлениях эластических волокон. Благодаря такому строению межклеточного вещества кожа подвижна. Эта ткань выполняет опорную, защитную и питательную функции.

Нервная ткань, из которой построены головной и спинной мозг, нервные узлы и сплетения, периферические нервы, выполняет функции восприятия, переработки, хранения и передачи ин-

формации, поступающей как из окружающей среды, так и от органов самого организма. Деятельность нервной системы обеспечивает реакции организма на различные раздражители, регуляцию и координацию работы всех его органов.

Основными свойствами нервных клеток -нейронов, образующих нервную ткань, являются возбудимость и проводимость. Возбудимость - это способность нервной ткани в ответ на раздражение приходить в состояние возбуждения, а проводимость - способность передавать возбуждение в форме нервного импульса другой клетке (нервной, мышечной, железистой). Благодаря этим свойствам нервной ткани осуществляется восприятие, проведение и формирование ответной реакции организма на действие внешних и внутренних раздражителей.

Нервная клетка, или нейрон, состоит из тела и отростков двух видов (рис. 12.2). Тело нейрона представлено ядром и окружающей его областью цитоплазмы. Это метаболический центр нервной клетки; при его разрушении она погибает. Тела нейронов располагаются преимущественно в головном и спинном мозге, т. е. в центральной нервной системе (ЦНС), где их скопления образуют серое вещество мозга. Скопления тел нервных клеток за пределами ЦНС формируют нервные узлы, или ганглии.

Короткие, древовидно ветвящиеся отростки, отходящие от тела нейрона, называются дендритами. Они выполняют функции восприятия раздражения и передачи возбуждения в тело нейрона.

Рис. 12.2 . Строение нейрона: 1 - дендриты; 2 - тело клетки; 3 - ядро; 4 - аксон; 5 - миелиновая оболочка; б - ветви аксона; 7 - перехват; 8 - неврилемма.

Самый мощный и длинный (до 1 м) неветвящийся отросток называется аксоном, или нервным волокном. Его функция состоит в проведении возбуждения от тела нервной клетки к концу аксона. Он покрыт особой белой липидной оболочкой (миелином), выполняющей роль защиты, питания и изоляции нервных волокон друг от друга. Скопления аксонов в ЦНС образуют белое вещество мозга. Сотни и тысячи нервных волокон, выходящих за пределы ЦНС, при помощи соединительной ткани объединяются в пучки - нервы, дающие многочисленные ответвления ко всем органам.

От концов аксонов отходят боковые ветви, заканчивающиеся расширениями - аксоппыми окончаниями, или терминалями. Это зона контакта с другими нервными, мышечными или железистыми метками. Она называется синапсом, функцией которого является передача возбуждения. Один нейрон через свои синапсы может соединяться с сотнями других клеток.

По выполняемым функциям различают нейроны трех видов. Чувствительные (центростремительные) нейроны воспринимают раздражение от рецепторов, возбуждающихся под действием раздражителей из внешней среды или из самого организма человека, и в форме нервного импульса передают возбуждение с периферии в ЦНС.Двигательные (центробежные) нейроны посылают нервный сигнал из ЦНС мышцам, железам, т. е. на периферию. Нервные клетки, воспринимающие возбуждение от других нейронов и передающие его также нервным клеткам, - это вставочные нейроны, или интернейроны. Они располагаются в ЦНС. Нервы, в состав которых входят как чувствительные, так и двигательные волокна, называются смешанными.

Тема программы: Материаловедение.

Тема урока: Производство ткани.

Цели урока:

    Познакомить учащихся с процессом производства тканей, историей ткачества. Научить учащихся определять направление нити основы по различным признакам.

    Развивать у учащихся логическое мышление, сравнивать наблюдаемые явления, делать выводы. Развивать умение определять направление нити основы по различным признакам.

    Воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду и мастерству через использование исторического материала.

Оборудование:

    Экран, компьютер

    Образцы тканей

    Коллекция волокон

    Наглядные пособия " Хлопок", " Лен"

    Иглы швейные

    Картонные рамки (8 на 8 см)

План урока:

    Вступительная речь

    Повторение сведений о хлопке.

    Повторение сведений о льне.

    Повторение о процессе прядения.

    Практическая работа (изготовление образца ткани).

    Знакомство с работой ткацкого станка

    Лабораторно- практическая работа " Определение в ткани направления нити основы"

    Итоги урока.

Ход урока

Организационный момент

    Рапорт дежурного;

    Проверка готовности учащихся к уроку.

Вводный инструктаж

Вступительная речь учителя:

Немного из истории: Единственной одеждой первобытного человека были звериные шкуры. Однако уже около 10 тыс. лет назад люди догадались и научились изготавливать ткани и одежду из нитей. А поняв преимущества тканей перед другими материалами, люди стали использовать их не только для изготовления одежды, но и для других целей. Для каких например?

Чудесен и разнообразен мир тканей, они окружают нас повсюду: дома, на работе, на отдыхе, на улице (шторы, постельное белье, столовое белье, обивка мебели, зонты, игрушки, палатки и туристическое снаряжение, обивка мебели и т.д.)

Сегодня вам предстоит на уроке узнать, как изготавливали ткани наши предки и как изготавливают их сейчас.

Тема урока: " Производство ткани"

Сегодня вы познакомитесь с процессом производства ткани. На практических занятиях научитесь определять направления нити основы и научитесь изготавливать ткань.

Вы уже знаете, что нити и пряжу получают из волокон. Давайте вспомним, что же такое волокно?

Ученики: Волокно - тончайшая нить, которая используется для изготовления пряжи, ниток, ткани.

Учитель : Совершенно верно. Ребята, наш урок пройдет в форме путешествия из страны Волока в страну Тканей. Для путешествия необходимо взять с собой знания, уверенность в себе и хорошее настроение. Путешествовать будем двумя командами, которым предстоит добыть ключи от главных ворот страны Тканей.

Итак, отправляемся в путь. Какие текстильные волокна вы знаете?

Ученики : хлопок и лен

Учитель: К какому виду они относятся?

Ученики : к натуральным волокнам.

Учитель: К какой группе они относятся?

Ученики : к волокнам растительного происхождению.

Учитель: А теперь внимание на экран. Каждой команде составить рассказ по предложенному плану.

Команда 1. Рассказать о хлопке.

    Из какого растения получают хлопковое волокно?

    Какая часть растения используется для производства хлопкового волокна? (за правильный ответ команда получает ключ)

Команда 2. Рассказать о льне.

    Из какого растения получают льняное волокно?

    Дать характеристику волокну (мягкость, цвет)

    Какая часть растения используется для производства льняного волокна? (за правильный ответ- ключ)

Учитель: Чтобы попасть из долины Волокон в город Пряжа, надо преодолеть речку. Для этого необходим мостик. Мостик - ключевое слово, обозначающее процесс получения пряжи из волокон. (за правильный ответ команда получает ключ)

Ученики : Процесс получения пряжи из волокна называется прядение.

Учитель: Помните, у А. С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане …»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

А в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

Жил старик со своей старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Долгими осенними и зимними вечерами в каждой избе пряли пряжу. А для этого использовали прялки. А как же из пряжи получить ткань? Оказывается это можно сделать, если натянуть на рамку нити параллельно друг другу. Такие нити образуют основу ткани. Поэтому они так и называются - основа. Основа - это нить проходящая вдоль ткани.

Но натянутые параллельно нити еще не являются тканью. Что же нужно сделать дальше? Достаточно ли нитей основы, чтобы получить ткань? Необходима еще одна нить, которая переплетает нить основу в поперечном направлении. Так мы сможем получить полотно. Вторая, поперечная нить в ткани называется - уток. Уток переплетает основу по - разному. Например, переплетая 1 через 1 , получаем переплетение, которое называют полотняное. Ребята, а что произойдет если нить утка переплетать 1 через 2.

Ученики : Другой вид переплетения.

Учитель: Верно. Глядя на готовые ткани, мы не задумываемся о том, как они были изготовлены. А ведь часто бывает нужно знать, в каком направлении проходит в ткани нить основы и уток. От этого зависят многие свойства тканей.

Характеристика тканей.

Хлопчатобумажные ткани – Тканей, содержащих 100% хлопка, выпускается очень мало. Чаще всего х/б волокна смешивают с вискозными и синтетическими волокнами. В эту группу тканей входят в основном ткани бытового назначения. Эти ткани обладают значительной прочностью, мягкостью, легкостью, имеют хорошие гигиенические свойства. Хлопчатобумажные ткани легко впитывают влагу и быстро высыхают, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, утюжатся, выдерживают температуру.

Льняные ткани – обладают высокой прочностью и малой растяжимостью, жестки на ощупь, быстро и сильно сминаются, но хорошо разглаживаются утюгом. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются, что делает их особенно пригодными для летней одежды, постельных и столовых изделий, нательного белья. Использование в льняных тканях химических волокон позволяет снизить их усадку, уменьшить сминаемость.

Текущий инструктаж. Практическая работа

(Для всех учащихся изготовить образец ткани, используя рамку из картона и пряжу.)

Учитель: Мы очень близко подошли к стране Тканей. Но на нашем пути опять препятствие - овраг. Чтобы преодолеть его, нужен мост. Чтобы построить мостик, необходимо ключевое слово, обозначающее процесс производства тканей. Это слово Ткачество. Ткачество - процесс производства тканей из пряжи путем переплетения нитей основы и утка. Конечно, чтобы изготовить настоящее полотно, требовалось более сложное устройство, чем картонная рамка и игла с ниткой. И называлось оно Ткацкий станок. А теперь вы самостоятельно сделайте простое переплетение нитей. Последовательность работы смотрите на карточках заданиях. (Приложение 1)

(Учащиеся самостоятельно выполняют переплетение нитей. Учитель Выборочно показывает выполненные практические работы, на которых характеризуется ошибки, рассказывает как их избежать, исправить на правильно выбранных образцах, просит сравнить учащихся несколько работ, обнаружить недостатки, делает необходимые замечания, проверяет выполненные работы) (Приложение 2)

Учитель : Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь посмотрите видеофрагмент «Работа современного станка».

(Показ видеофрагмента «Работа современного станка»)

Учитель : Ребята, направление нити основы можно определить по следующим признакам:

    нить основы совпадает с направлением кромки;

    нить основы менее растяжима, более прочная;

    в тканях в полоску направление полосы совпадает с направлением нити основы;

    в ворсовых тканях направление ворса совпадает с направлением нити основы.

    При растяжении нить основы издает звонкий звук.

А теперь попробуйте самостоятельно определить направление нити основы в предложенных образцах.

Лабораторно- практическая работа "Определение в ткани направления нити основы"

(Учащиеся определяют направление нити основы в лоскутках ткани)

Учитель : Все ключи собраны, значит мы можем войти в город Тканей. В этой стране вам предстоит узнать еще много нового и интересного. А теперь сделайте вывод, для чего нам нужны знания основ материаловедения.

(Разные мнения учащихся)

Заключительный инструктаж

    Подведение итогов работы учащихся.

    Сообщение о достижении цели.

    Разбор типичных ошибок.

    Сообщение оценок.

Приложение 2

Урок на тему: «Основные ткани человека» 8 класс

Кабиева А.Ж., сертифицированный

учитель III уровня ,

учитель биологии I категории. СОШ №13, г. Уральск

День

Урок

Название занятия:

Основные ткани человека.

Лабораторная работа № 1. Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей.

Общая цель:

Развить понятия ткань, межклеточное вещество. Дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать связь строения и функции. Продолжить формирование умений работать с микроскопом и фиксировать результаты своих наблюдений.

Ожидаемый результат:

Знают понятия ткань, межклеточное вещество. Умеют характеризовать принцип их строения, показывать связь строения и функции. Умеют работать с микроскопом и фиксировать результаты своих наблюдений.

Тип урока:

Изучение новой темы

Задания:

Самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, работа в парах.

Обратная связь

Работа с интернет-ресурсами

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Учебник, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

Этапы урока

Действие учителя

Действия учеников

Вводная часть (3-10мин)

1.Психологический настрой.

А). Тест.

1 вариант:

1.Ядро клетки содержит:

А) ядерный сок В) цитоплазму С) лизосомы Д) митохондрии Е) ЭПС

Г) клеточной мембраной.

2. Функция митохондрий – это:

А) синтез белков В) окисление органических веществ С) синтез липидов

Д) синтез органически веществ Е) синтез крахмала

3. Синтез белков происходит в

А) цитоплазме В) лизосомах С) вакуолях Д) рибосомах Е) гладкой ЭПС

4. В клетках человеческого организма содержатся:

А) 48 хромосом В) 46 хромосом С) 44 хромосомы Д) 23 хромосомы; Е) 22 хромосомы

5 . «Пищеварительная» функция характерна для

А) ядра В) митохондрий С) лизосом Д) ЭПС Е) мембраны

6. Главная роль ДНК в клетке – это:

А) образование клеточной мембраны В) накопление питательных веществ

С) образование белков Д) хранение и передача наследственных признаков;

Е) защита клетки.

7 . Ферменты – это:

А) белки, замедляющие химические реакции в клетке

В) нуклеиновые кислоты, ускоряющие химические реакции в клетке

С) углеводы, ускоряющие химические реакции в клетке

Д) липиды, ускоряющие химические реакции в клетке

Е) белки, ускоряющие химические реакции в клетке

8. Наука о клетке – это

А) цитология В) биология С) гистология Д) анатомия Е) гигиена

9. Способность клетки реагировать на изменение окружающей среды – это:

А) рост В) размножение С) раздражимость Д) развитие Е) дыхание

10. Бывает гладкая и гранулярная (шероховатая):

А) лизосомы В) ЭПС С) ядро Д) митохондрии Е) цитоплазма

Коды ответов:

1 – А 2- В 3 – Д 4- В 5 – С 6 – Д 7 – Е 8 – А 9 – С 10 – В

2 вариант:

Перепишите текст, вставляя пропущенные слова:

Основные части любой клетки - … и …. В ядре расположены нитевидные образования - ….

Клетка покрыта ….

В цитоплазме расположены мельчайшие структуры - …. .

… называют «силовыми станциями» клетки.

Белки образуются в …

Эндоплазматическая сеть бывает … и ….

Также к органоидам клетки ещё относятся …, … …, … ….

(Ответы: цитоплазма, ядро, хромосомы, оболочка, органоиды, митохондрии, рибосомы, гладкая, шероховатая, лизосомы. Комплекс Гольджи, клеточный центр).

Взаимопроверка.

Шкала оценивания:

«5» - нет ошибок

«4» - 1- 3 ошибки

«3» - 4- 6 ошибок

«2» - более 6 ошибок

Что такое ткань?

Перечислите виды и функции растительных тканей?

Чем отличаются разные ткани друг от друга?

Учащиеся отвечают на вопросы. Работа по учебнику

Основная часть (20 мин)

А). Характеристика тканей.

Как называется наука о тканях? (гистология).

Вспомните определение «ткань»?

Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением (запись в тетрадь).

Работа в парах по заданиям:

Изучите ткани человека по учебнику и ответьте на вопросы:

    Что положено в основу выделения видов ткани?

    Определение видов тканей по рисункам:

Б). Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа № 1

Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей, либо электронной версии «Строение тканей».

Повторить ТБ при работе с колюще-режущими предметам.

Выполнение лабораторной работы

Л.р можно провести её по предложенным ниже заданиям:

1. Полученный препарат ткани рассмотрите под микроскопом. Чтобы лучше различить детали строения ткани, сравните то, что видите под микроскопом, с рисунками и слайдами.

2. Зарисуйте небольшую часть препарата так, чтобы были видны все характерные элементы строения ткани.

3. Рассматривая препарат, обращайте внимание на соотношение клеток и межклеточного вещества, на форму клеток. Определите, какая это ткань, и подпишите названия элементов, ее строения, видимых на рассматриваемом препарате.

Письменно ответьте на вопросы:

А) Чем отличается строение соединительной ткани от эпителиальной?

Б) Чем отличается плотная соединительная ткань от рыхлой?

В) В ротовой полости находятся многослойный эпителий, а в кишечнике однослойный. Какое это имеет значение для выполнения свих функций этими органами?

Учащиеся в парах формулируют вопросы новой теме и задают их по цепочке друг другу.

Изучают ресурсный материал.

Работа с учебником.

Подведение итогов (5 мин)

Закрепление: работа индивидуальная с взаимопроверкой

Составьте синквейн.

    Ткани.

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

Рефлексия

Выбираем лимон или клубнику

индивидуальная работа

Анализ занятия (самоанализ)

Оценивание практического занятия:

Формативное,

Самооценка,

Взаимооценка.

Изменения по уроку

Приложение №1:

1. Гистология – наука о тканях.

2. Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.

3. Эпителиальная ткань - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Виды: железистый, однослойный, многослойный, мерцательный (ресничный). Функции: защитная, всасывающая, секреторная. Рис 1.

4. Соединительная ткань - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество. Виды: костная, хрящевая, жировая, кровь, волокнистая. Функции: опорная,

защитная, кроветворная, запасающая, дыхательная, транспортная. Рис 2.

5. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться. Виды: поперечнополосатая (скелетная и сердечная) и гладкая.

Функция: сократительная. Рис 3.

6. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение. 4.

Рисунок 1 Рисунок 2


Рисунок 3 Рисунок 4


Приложение 2:

Таблица 1. Группы тканей человеческого организма

Группа тканей

Виды тканей

Строение ткани

Местонахождение

Функции

Эпителий

Плоский

Железистый

Мерцательный (ресничный)

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу.

Однослойный. Покровный.

Железистые клетки, вырабатывающее секрет.

Однослойный. Железистый.

Состоит из клеток с многочисленными волосками (ресничками). Однослойный. Покровный.

Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов, плевра, брюшина.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.

Дыхательные пути, спинномозговой канал, желудочки мозга, яйцеводы

Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи).

Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного соков, гормонов).

Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли), организует ток жидкости, перемещение яйцеклетки.

Реабсорбция при образовании вторичной мочи, выделение слюны, секретов с гормонами. Слизистая оболочка желудка и кишечника. Защитная, покровная, терморегулирующая. Растягивается у органов, изменяющих свой объем.

Нервная

Нервные клетки (нейроны)

Нейроглия

Тела нейронов разнообразные по форме и величине, до 0,1мм в диаметре.

Короткие отростки нейронов-древовидно- ветвящиеся дендриты.

Длинные отростки нейронов – дендроны длиной более 1м.

Нервные волокна – аксоны (нейриты)-длинные выросты нейронов до 1м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями.

Нейроглия состоит из клеток нейроцитов.

Образуют серое вещество головного и спинного мозга.

Соединяются с отростками соседних клеток.

Соединяют рецепторы с телом чувствительного нейрона по центро-стремительному нерву.

Нервы перифериической нервной системы, которые иннервируют все органы тела.

Находятся между нейронами.

ВНД. Связь организма с внешней средой.

Центры условных и безусловных рефлексов.

Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.

Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела.

Передают возбуждение от рецепторов по чувствительным нейронам к нервной клетке (телу нейрона)

Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам.

Опора, защита, питание нейронов.

Соединительная

Плотная волокнистая

Рыхлая волокнистая

Хрящевая (гиалиновая, эластическая, волокнистая)

Костная компактная и губчатая

Кровь и лимфа

Группы плотно лежащих волокон, состоящих из белка коллагена, почти без межклеточного вещества

Рыхло расположенные волокна и клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное, с тучными и жировыми клетками.

Живые круглые или овальные клетки хондроциты , лежащие в капсулах.

Живые клетки остеоциты с длинными отростками, соединенными между собой. Коллагеновые волокна. Межклеточное вещество – неорганические соли кальция и фосфора, белок оссеин.

Жидкая соединительная ткань. Состоит из форменных элементов и плазмы (жидкости с растворенными в ней органическими и минеральными веществами).

Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза

Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы, кровеносные сосуды, брыжейки.

Межпозвонковые диски, хрящи, гортани, трахей, ребер, ушная раковина, поверхность суставов, основания сухо-жилий, скелет зародыша.

Кости скелета.

Кровеносная и лимфатическая системы всего организма.

Покровная, защитная, двигательная.

Соединяют кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Участвует в терморегуляции тела.

Сглаживает трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин. Присоединение сухожилий к костям.

Опорная, защитная, двигательная, кроветворная.

Разносит кислород и питательные вещества по всему телу. Собирает углекислый газ и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет – выработка антител). Регуляторная (гуморальная – разносит гормоны).

Мышечная

Попоречнополосатая

Многоядерные волокна цилиндри-ческой формы длиной до 10см, исчерченные поперечными полосами (нитями актина и миозина).

Скелетные мышцы, сердечная мышца

(у этой мышцы волокна соединены вставочными дисками)

Имеет свойства возбудимости и сократимости. Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь (подконтрольная соматической нервной системы). Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца (эта мышца подконтрольная вегетативной нервной системы).

Гладкая

Одноядерные клетки с заостренными концами длиной до 0,5мм

Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи.

Имеет свойства возбудимости и сократимости. Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже. Подконтрольная вегетативной нервной системе.

Татьяна Саломадина
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами ткани с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Цель :

развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани .

Задачи :

формирование представлений о свойствах различных тканей ;

Актуализация знаний об использовании человеком тканей ;

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Средства :

Клубок, набор лоскутков тканей (10х10 см) : болонья, ситец, мешковина, капрон, драп, шелк, вельвет и др. ; наборное полотно, схемы опытов, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, три разрезных картинки с изображением одежды.

Способы :

Создание мотивации, игра на сплочение группы , игра «Собери картинку» , проблемные вопросы, проведение опытов, обсуждение результатов, формулировка выводов, динамическая пауза, рефлексия.

Предварительная работа :

составление коллекции тканей , рассматривание и сравнения различных образцов, беседы, опыты (ткань состоит из ниток , ткани можно окрашивать , ткань прочная – ее нельзя разорвать, чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» , загадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации «Мир тканей » , плетение образцов ткани на детском станке , изготовление бумажных образцов переплетения тканей , д/игры «Одень куклу» , «Что сначала, что потом» и др.

Ход занятия:

Дети, я вам предлагаю отправиться в путешествие в волшебный мир тканей .

А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Этот клубочек знает много интересного о мире ткани .

Как вы думаете, почему?

(ответы детей) (потому что из нитей делают ткань )

Чтобы настроиться нам на наше путешествие, мы будем передавать клубочек из рук в руки и дарить друг другу свое тепло и улыбку.

(передают клубочек)

Ну вот, вместе с клубочком мы добрались до научно- экспериментального центра «Почемучка» .

Приглашаю вас в лабораторию.

Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду. Здесь мы не только побеседуем о тканях , но и рассмотрим их и проведем с ними опыты.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о ткани .

(ответы : ткань состоит из ниток , ткань бывает натуральная и синтетическая)

Дети, попробуем ответить на такой вопрос

(ответы детей)

Послушайте загадку : Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки-

Над миром пушинки.

Что это за время года, ребята? (ответы детей)

Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему?

(ответы детей : теплая толстая ткань лучше сохраняет тепло)

Опыт 1 :

Возьмем 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем в ткань :

1 – в драп, 2- в ситец. Как вы думаете, где быстрее остынет вода?

(ответы детей)

Пока проходит опыт, послушайте еще 1 загадку :

Солнца нет, на небе тучи.

Ветер вредный и колючий

Дует так, спасенья нет

Что такое, дай ответ.

(осень)

Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему?

(ответы детей)

Конечно, ребята, вы правы.

Чтобы провести следующий опыт, нам нужно разделиться на 3 команды.

И поможет нам в этом игра «Собери картинку»

Средства : 3 разрезных картинки из 3 частей.

Ход игры : Каждый ребенок берет по 1 фрагменту картинки и объединяется с детьми в соответствие с сюжетом картинки. Дети делятся на три команды.

Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем , какая же ткань не пропускает воду .

Ребята, сейчас мы попробуем намочить ситец. (Дети опускают ткань в емкость с водой )

Что у нас получилось? (ответы детей)

Как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим?

(ответы детей : нет, вода сильно впиталась в ткань )

Что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим?

(ответы детей : нужно отжать воду)

Отожмите. Какая стала ткань ?

(ответы детей : мятая, некрасивая, влажная)

А теперь намочите кусок болонья. Поднимите ткань , и посмотрите, что происходит с капельками воды. Они скатываются с ткани .

Протрите салфеткой ткань , какой она стала? (Почти сухой)

Одежду из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему?

Вывод : Из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает.

Я предлагаю найти схему опыта, который мы с вами провели, и поместить его на наборное полотно.

Послушайте загадку :

Я соткана из зноя

Несу тепло с собою

Я – реки согреваю

Купаться приглашаю

И любите за это вы все меня

Я – (лето)

Ребята, рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей . Какие ткани не подойдут для летней одежды? Почему.

(ответы детей)

Отложите их в сторону.

Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу.

Как проверить, пропускает ткань воздух или нет ?

Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик . Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо?

(Через ситец и лен воздух проходит хорошо, а через синтетику плохо) .

А как узнать впитывают ли влагу наши ткани ? И здесь вы правы, сразу догадались, что работать придется опять с водой.

На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит?

(Лен и ситец впитали в себя воду быстро, а синтетический шелк удерживает воду).

Почему так происходит? Ответы детей : (Натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а синтетические хуже).

Молодцы, ребята, правильно, так что же мы узнали?

(Натуральные ткани пропускают и воздух и влагу, а синтетические хуже.) Вывод : Летнюю одежду лучше шить из натуральных тканей .

Предлагаю вам найти схематичное изображение этих опытов и выложить на наборном полотне.

Пальчиковая гимнастика : «Катюшки»

В деревушке три Катюшки - хлопки в ладоши,

Взяли в руки три катушки, - удары кулачками (попеременно)

Шуре сшили сарафан, - делаем «колечки»

Сшили дедушке кафтан, на обеих руках одновременно

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам - сжимаем и разжимаем пальцы

Сшили яркие штанишки.

Ребята, хотите еще один эксперимент ?

Поднимите правую руку, а теперь – левую. Молодцы, правильно сделали. Теперь в правую руку возьмите лоскут натуральной ткани (ситец или лен, а в левую – синтетическую ткань . Сожмите оба лоскутка крепко-крепко. Разожмите кулачки и рассмотрите лоскутки. Что произошло? (Натуральные ткани сильно мнутся , а синтетические не мнутся)

Это хорошо или плохо, если ткань не мнется ? (хорошо)

Вывод : Синтетические ткани не мнутся , они прочные и красивые, из них можно шить праздничную одежду.

И опять на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?

Вывод. Теплая и плотная ткань лучше сохраняет тепло, защищает от холода.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Ребята, на наборное полотно выложите схему этого опыта.

Мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос : «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?»

А теперь я предлагаю присесть в круг. Наш волшебный клубочек поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось. Получается из нитей клубка сетка-ткань ).

Наша ткань еще очень редкая , она станет более плотной и прочной, когда мы узнаем о тканях еще больше .

Представьте, что наша ткань это волшебный ковер-самолет, встаньте на него, закройте глаза и мы отправимся на ковре-самолете назад в наш родной детский сад.

УРОК №8.

Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства.

Задачи:

    Познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека.

    Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц.

    Работа с микроскопом, научить распознавать ткани и органы, которые ими образованы.

    Ориентироваться в микроструктурах по их описанию.

Оборудование: таблица «Ткани».

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость.

2. Работа у доски с таблицей «Строение клетки». Показать главные части клетки и ее органоиды. Указать строение и выполняемые функции 5 компонентов клетки.

3. Индивидуальная работа по карточкам.

III . Новый материал Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, происхождением и функцией.

Лабораторная работа: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

    Рассмотрите под микроскопом препараты эпителиальной, соединительной, мышечной ткани.

    Зарисуйте схематично в тетрадь.

    Сделайте соответствующие подписи.

Ткань

Рисунок

Место расположения

Функции

Эпителиальная – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойная

Смежные оболочки внутренних органов

Защита, всасывание

Многослойная

Покровы тела

Железистая

Железы внешней и внутренней секреции

Секреторная

Соединительная – клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество.

Опорная, защитная, кроветворная

Хрящевая

Скелет, органы дыхания, ушная раковина

Опорная, защитная

Волокнистая

Связки, сухожилия, дерма, прослойки между органами

Опорно-защитная

Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Запасающая, защитная

Полости сердца и кровеносные сосуды

Дыхательная, транспортная, защитная

Мышечная – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться.

Поперечно-полосатая скелетная

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторых внутренних органов (язык, глотка, пищевод)

Сократительная

Поперечно-полосатая сердечная

Сократительная

Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов и др. внутренних органов

Сократительная

Нервная – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.

Нейроны + нейроглия

Головной и спинной мозг, нервные узлы, волокна

Согласованная работа всех систем органов, связь с окружающей средой

Жировая ткань составляет 11% веса мужчины и 23% веса женщины.

Строение нервной ткани:

Нейроглия – вспомогательная роль (опора, питание)

Нейрон = тело + отростки (дендриты + аксон)

Дендрит – отросток, передающий возбуждение к телу нейрона.

Аксон – длинный единственный отросток, передающий информацию от тела нейрона к другому нейрону или рабочему органу.

Синапс – место контакта аксона с клетками, которым он передает информацию

Строение синапса (стр. 38, рис. 16)

IV . Закрепление

Заполнение таблицы «Строение тканей организма»

V . Домашнее задание § 8 , вопр. 5, 6 (п)