Главная · Правильное питание · Функция и строение голосовых связок. Восстановление воспаления голосовых связок В ней находятся голосовые связки

Функция и строение голосовых связок. Восстановление воспаления голосовых связок В ней находятся голосовые связки

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

  • Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме.
  • На выдохе ребра плавно сужаются и .
  • Воздух поднимается по трахее и бронхам, к глотке, где прикреплены голосовые связки.
  • Когда струя воздуха попадает на голосовые связки, они начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
  • Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде.
  • А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы своим вниманием — в нос, рот, чувствуем вибрации в голове, груди, лице, затылке...
  • Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции.
  • Заполняем звуком рот, выпускаем его на открытой улыбке вперед и… поем!

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:


Голосовые связки — это важные для человека анатомические структуры, которые отвечают за такие функции как голос и защита лёгких и бронхов от попадания в них воды, пищи или других инородных предметов. Находятся связки в средней части глотки с левой и правой её стороны, натянуты по центру.

Анатомические особенности

  • истинные голосовые связки — это две симметричные складки слизистой гортани, содержащие голосовую мышцу и связку. Они имеют индивидуальное строение, которое отличается от иных мышц;
  • ложные голосовые связки также их называют складками преддверия, так как расположены в этой области. Они собою покрывают подслизистую ткань и мышечный пучок. Они принимают некое участие в смыкании и размыкании голосовой щели. Но истинные их функции проявляются лишь при гортанном пении и при выработке ложносвязочного голоса.

Тайна голоса

Гортань, а соответственно и голосовые складки относятся к органам и анатомическим структурам, зависящих от уровня гормонов. Отсюда и есть отличие в голосе между мужчинами и женщинами. В детстве голоса девочек и мальчиков звучат примерно одинаково, но с приходом подросткового возраста, голос мутирует, такая особенность связана с изменением гормонального фона. Под действием мужских гормонов гортань расширяется и удлиняется, а связки уплотняются. За счёт таких изменений голос становится грубее и более низким. После наступления подросткового возраста у девушек же гортань претерпевает совсем незначительные изменения, за счёт чего голос остаётся высоким и звонким.

В некоторых случаях встречаются нетипичные голоса для звучания у мужчин либо женщин. Такие феноменальные исключения встречаются благодаря генетической мутации или как следствие дисбаланса гормонов.

С приходом старости также отмечается изменения голоса, он становится дребезжащим и слабым, это всё происходит из-за того что связки перестают смыкаться до конца, так как они становятся более истончёнными и слабыми. Ухудшение их функции также связано с недостаточной выработкой гормонов, которые после наступления периода старения практически не вырабатываются.

  • переохлаждение;
  • профессии, требующие постоянной речи (педагоги, актёры и др);
  • болезни гортани, лечение которых не было произведено своевременно.

Интересный факт! Ораторы, которые выступают с речью непрерывно в течение 2-3 часов, должны дать отдых голосовым связкам на последующие 8-9 часов, именно столько времени требуется для их восстановления, в противном случае грозит осиплость или хрипота голоса.

Заболевания

К сожалению, как и любой другой орган, голосовые связки подвержены различным патологиям под воздействием тех или иных причин. Патологии могут быть различного характера, для лечения одних достаточно проведения несложных манипуляций и покоя голоса, при иных заболеваниях потребуется хирургическое вмешательство и длительная реабилитация.

  • гранулёма — это доброкачественное образование, которое может возникнуть в результате травмы
    гортани или при систематическом раздражении связок. К проявлениям гранулёмы относят охриплость голоса, чувство присутствия инородного тела в гортани желание его отхаркнуть. Также гранулёма, образование, которое может вызывать болезненные ощущения, в результате постоянного её раздражения при разговоре. Боль может возникнуть не только в области гортани, но и отдавать в ухо на стороне поражения. Внешне гранулёма представляет собою бледно-розовое образование, может расположиться как на широкой подножке, так и на тонкой. Образование имеет тенденцию к росту до тех пор пока будет подвергаться раздражению, а в случае с голосовыми связками подобное действие необратимо. Относительно лечения, хирургическое вмешательство проводиться лишь после того когда все консервативные методы оказались не эффективными. Для консервативного лечения важно исключить причину раздражающего фактора, создать полный голосовой покой. Если гранулёма не будет раздражаться в течение времени она сама рассосется;
  • узелки голосовых связок представляют собою доброкачественные наросты, которые возникают в следствие постоянной перегрузки связок. Чаще всего образуются у женщин среднего возраста, а также у людей, чья профессия связана с пением или с ораторским искусством. После частых перегрузок на складках образуются уплотнения, которые напоминают мозоли, при продолжении нагрузок они продолжают увеличиваться в размерах. Особых симптомов патология не имеет, может проявляться лишь безболезненная охриплость голоса, которая проходит после непродолжительного отдыха. Основой лечения является голосовая терапия, с применением стероидных препаратов для уменьшения отёчности складок гортани. Но после очередной перегрузки связок, узелки могут возникнуть вновь, заболевание носит хронический характер. В некоторых случаях предлагается удаление узелков при помощи лазера или криохирургических методов;
  • полипы — это доброкачественные образования, которые локализуются, как правило, в середине голосовых складок. Признаками полипов становится охриплость голоса, иногда чувство наличия инородного тела в глотке. Полипы имеют чёткие края, преимущественно красного цвета, строение нароста может быть дольчастого характера или иметь гладкую поверхность, размеры могут быть различными. Причиной возникновения полипов в основном является травма гортани и связок. Так же как и узелки, лечение полипов основывается на голосовой терапии, при её не эффективности прибегают к хирургическому вмешательству;
  • спастическая дисфония проявляется в непроизвольных движениях голосовых складок. Причинами таких нарушений чаще всего становятся психические нарушения, сильные стрессы или перегрузка связок. Болезнь передается по наследству, чаще поражает людей 30-40 лет. Спастическая дисфония характеризуется натянутостью и не естественностью голоса. Патология заключается в ограничении двигательной функции голосовых связок. Для лечения чаще всего используются инъекции специальных препаратов в область связок. Полностью излечить от патологии, к сожалению, не возможно, а лишь улучшить состояние больного. Если после инъекций не получен должный результат, может быть назначено оперативное вмешательство;
  • фонастения, патология, выражающаяся в слабом смыкании складок. Возникает по причине перегрузки голосовых связок или усталости нервной системы. Главным методом лечения фонастении является молчание. При хроническом течении заболевания без лечения может развиться полная афония, то есть потеря голоса;
  • рак голосовых связок — пожалуй, самое сложное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Точные причины его развития не установлены, но известно, что факторами, влияющими на возникновения атипичных клеток, являются курение и приём алкогольных напитков. Также злокачественная опухоль может переродиться в результате отсутствия лечения предраковых болезней, например, после полипоза. Лечение назначается индивидуально, как правило, оно имеет хирургический характер, требуется удаление опухоли, а также лучевое облучение.

Как видно, голосовые связки являются основным инструментом, позволяющим нам говорить. Но, от их работы зависит не только возможность говорить, но и защита дыхательных путей, так как складки перекрывают путь случайно попавшим крошкам или воде попасть в лёгкие или бронхи. Чаще всего с нарушениями функциональности данных анатомических структур сталкиваются люди, которым приходится много и громко говорить, певцы, актёры, учителя. Они больше остальных подвержены фактору риска образования заболеваний связок, для их предотвращения следует соблюдать голосовой режим и давать должный отдых связкам. В этом случае они наградят вас бесперебойной работой голоса без охриплости.

Всем нам известно о магии улыбки, неуловимом очаровании походки и о силе взгляда. И совсем не помним о том, что человеческий голос способен так же оставлять сильное впечатление. Так, начав разговор с незнакомым человеком, иногда мы чувствуем непонятную симпатию, а иногда даже неприязнь и разочарование.

Что же все таки определяет звучание голоса? Специалисты в данном вопросе считают, что виной всему две “перламутровые связки”, имя которым голосовые связки. Что же им нравится, чего опасаются, где расположены и как меняются в течение жизни? Об этом и многом другом мы описали в нашей статье “голосовые связки “.

Строение голосовых связок

Голосовые связки, или как их еще называют голосовые складки , не только отвечают за голосообразование, но и участвуют в защите нижних отделов дыхательных путей (бронхи и легкие) от попадания в них пищи, воды и инородных тел. По своему составу голосовая связка неоднородна. В ней есть соединительная и мышечная ткани, которые со всех сторон покрывает слизистая оболочка. Кстати, слизистая связок имеет ту же структуру, что и слизистая желудочно-кишечного тракта, а также мочеполовой системы.

Видимо, поэтому в народе бытует мнение о связи между голосом и сексуальностью. Однако научного подтверждения этой гипотезы нет. Зато абсолютно точно доказано, что уровень половых гормонов в организме и женщины способен существенно повлиять на .

А все потому, что гортань относится к гормонозависимым органам, то есть размер гортани, ее длина, ширина, толщина и эластичность голосовых складок меняются в зависимости от соотношения женских и мужских половых гормонов.

Голос: высокий или низкий

В детстве гортань мальчика и девочки мало чем отличаются, поэтому их голоса звучат примерно одинаково. Но при воздействии мужских половых гормонов, в период полового созревания, гортань мальчика удлиняется, расширяется, начинает сильнее выступать адамово яблоко, а голосовые связки утолщаются. В результате всех этих метаморфоз конфигурация дыхательных путей заметно изменяется, и голос становится более грубым и низким.

Голос девочки тоже претерпевает незначительные изменения, становясь чуть звонче или ниже, чем раньше. Хотя встречаются мужчины и с нетипичными для своего пола голосами, но это скорее исключение из правил, вызванное генетической предрасположенностью или гормональным дисбалансом (когда у женщины в организме в избытке вырабатывается тестостерон, а у мужчины - эстрогены).

Не зря два столетия назад мальчиков-теноров с хорошими вокальными данными кастрировали, намеренно лишая их мужских половых гормонов. Благодаря этому их гортань не развивалась по мужскому типу, а голосовые связки оставались такими же тонкими и эластичными, как у ребенка.

Старушечий голос

При наступлении старости голосовые связки человека подвергаются еще одному возрастному изменению. Влияют на это все те же половые гормоны. Через определенное время гормоны перестают вырабатываться в должном количестве. При данных процессах ухудшается кровоснабжение слизистой, становится более тонкой, менее эластичной и более сухой. Голос становится слабым и дребезжащим из-за несмыкание голосовых связок .

Однако не только возраст портит голос. Пресловутые вредные привычки – , увлечение спиртными напитками, а также нахождение в запыленном помещении способны заметно ослабить голосовые связки, так как пыль, никотин и алкоголь являются очень сильными раздражителями слизистой гортани. И как результат происходит спазм сосудов, которые пронизывают гортань, при этом нарушается голосовых связок. Теряется звонкость голоса, он превращается в характерный сиплоскрипучий.

Влияние холода на голосовые связки

Не нравится голосовым связкам и холод, в особенности если необходимо кричать или много говорить. Именно холод внес свои коррективы в звучание голоса знаменитого российского актера Василия Ливанова , озвучившего всеобщего любимца Карлсона, крокодила Гену и конечно же легендарного сыщика Шерлока Холмса. На заре своей актерской карьеры Василий Ливанов снимался в картине Михаила Калатозова “Неотправленное письмо”.

По задумке режиссера актеры должны были не только играть на морозе, но и озвучивать на холоде свою роль. После этого Василий Ливанов надолго потерял голос . Вернуть его удалось лишь после длительного лечения, однако звучать он уже стал совсем иначе, приобретя ту самую ливановскую хрипотцу. Впрочем, надтреснутый голос - не всегда последствия какого-то заболевания.

Владимиру Высоцкому, например, его легендарный голос достался от природы. А актер Никита Джигурда “закалил” связки в подростковом возрасте, когда вместе с друзьями с утра до ночи пел под гитару песни Высоцкого.

Узелки голосовых связок


Голосовые связки фото

На 30% речевой аппарат состоит из мышц, и они способны уставать также как и другие мышцы, например и ног. Поэтому выступая 2-3 часа, человеку голосо-речевой профессии необходим дальнейший сон около 8-9 часов.

Именно такой промежуток времени требуется для восстановления голосовых связок . Пренебрежение данными правилами может содействовать осиплости, вызвать хрипоту или потерю голоса.

Если потеря голоса произошла от посещения рок-концерта или стадиона, то человеку достаточно всего пару дней помолчать. Но если на протяжении долгого времени нещадно эксплуатировать голосовые складки это может способствовать образованию певческих узелков – это специфические доброкачественные новообразования на гортани, которые с свою очередь мешают смыкаться голосовым связкам, вызывая хрипоту (профессиональное заболевание дикторов, певцов и педагогов).

Если заболевание обнаружено на ранней стадии, когда узелок только формируется, проблему можно решить с помощью лекарственных препаратов и физиотерапии, которые необходимо залить в голосовые связки. Если узелок уже сформирован, то только хирург-отоларинголог способен вернуть красоту звучания голоса.

Певческие узелки могут появиться не только у певцов, но и у детей. Особенно если они часто, громко и подолгу кричат.

Взаимосвязь ног и голосовых связок

При холодной погоде голосовым связкам очень не нравятся мокрые , потому как точки проекций лор-органов и гортани в частности находятся на ступнях. Поэтому часто переохлаждение ног может вызвать першение в горле и осиплость голоса. Очень важно во время заболевания не только согревать горло при помощи сухих компрессов, но и в тепле держать ноги.

Хорошо в этот период делать ингаляции с отварами трав (эвкалипт, ромашка), которые имеют вяжущий, антибактериальный и противовоспалительный эффект. При этом чтобы дышать паром необходимо находиться на безопасном расстоянии (30 см между источником пара и носоглоткой), дабы не получить горячим воздухом ожог слизистой.

Заболевшим голосовым связкам необходимы витамины A и E, улучшающие трафику тканей, восстанавливающие клетки слизистых оболочек организма и иммунной системы. Необходимы также витамины группы B, но не в составе продуктов, а как ингаляции или вливания витаминных смесей и вяжущих растворов коллоидного серебра.

Тренировка голосовых связок

Как ни парадоксально, а голосовые связки поддаются тренировке. Правда, самостоятельно сделать это довольно сложно, поэтому желающие “приручить” свой баритон обращаются к фониаторам и фонопедам . Именно они обучают вокалистов и ораторов правильно напрягать мышцы гортани, управляя воздушными потоками по своему усмотрению. Благодаря этим секретам многие певцы овладевают самыми высокими нотами, доводя публику до экстаза.

Однако ни один фониатор не сможет научить человека петь, если у него от природы нет голоса и слуха. Не смогут специалисты и “перековать” грубый голос, сделав его тонким и звонким, как было с волком в сказке о семерых козлятах. Хотя теоретически этого можно было бы добиться с помощью пластической операции по изменению гортани. Но пока это больше похоже на фантастику.

Факты о гортани

  • 30 лет назад Элтон Джон едва не лишился голоса, потому что в 80-е годы прошлого столетия слишком увлекся марихуаной. Чтобы спасти его голос, хирургам пришлось провести сложную операцию по удалению полипов, образовавшихся на гортани Элтона в результате курения гашиша. И хотя после этого исполнителю пришлось на несколько лет замолчать, в целом его голос зазвучал глубже, шире и сильнее.
  • Обладательницей самого громогласного голоса в мире официально признана Джилл Дрейк - жительница города Тентерден (графство Кент на юго-востоке Англии). Работая ассистентом преподавателя, 48-летняя миссис Дрейк способна перекричать шум мотора заходящего на посадку самолета. Измерив мощность ее голоса, специалисты были шокированы: оказалось, что сверхзвуковой гигант “Конкорд” издает на низком полете шум силой в 120 децибел, в то время как сила крика младшего учителя достигает 129 децибел!
  • В отличие от людей и животных, рыбы полностью лишены голосовых связок. Однако это не мешает им “говорить” на своем рыбьем языке, издавая звуки с помощью ударов по плавательному пузырю. Хотя у некоторых рыб роль барабана выполняет специальное отверстие, затянутое пленкой, а роль барабанных палочек - плавники.

Уважаемые читатели блога , если у вас есть интересные факты или истории о голосовых связках человека, оставляйте комментарии или отзывы ниже. Кому то это очень пригодиться!

У каждого человека в слизистой оболочке гортани имеются складки, называемые голосовыми связками. Данная часть голосового аппарата принимает участие в голосообразовании. При ряде заболеваний возникает воспаление в мышечных складках, что становится причиной нарушения или полной потери голоса. Известно множество способов, как восстановить голосовые связки после простуды и избежать неблагоприятных последствий для голоса.

Где находятся голосовые связки и каково их строение

Мышечные складки располагаются в центральной части гортани по ее правой и левой стороне. Связки натянуты по центру данного участка дыхательной системы. Складки крепятся сразу к двум хрящам: к черпаловидному и щитовидному. Над связками и параллельно им располагаются так называемые ложные голосовые складки.

Также различают истинные складки . Они состоят из голосовой мышцы и связки. Мышца истинных складок включает в себя волокна продолговатого типа. При этом они располагаются в противоположных друг от друга направлениях, что позволяет связкам колебаться либо отдельной частью, либо всей их массой.

Ложные связки располагаются на подслизистой ткани и маленьком пучке мышц. Они могут участвовать в смыкании голосовой щели, которая имеется между истинными складками. Но из-за вялых движений не происходит полное смыкание ложных связок. По этой причине они прямо задействуются только при гортанном пении, а также при формировании ложносвязочного голоса.

Складки состоят из плотной ткани, отличающейся эластичностью. Внутренние мышцы связок называются вокальными. За счет их присутствия возможны различные варианты имитации голоса у одного человека.

Справка. Человек преимущественно издает все звуки при выдохе, поскольку в данный момент происходит смыкание и закрытие голосовой щели между складками. У других видов приматов звукообразование происходит только на вдохе.

Патологии голосовых складок

Чаще всего связки воспаляются из-за переохлаждения. Дисфония (нарушение голоса) и афония (его полная потеря) могут также наблюдаться на фоне перенапряжения складок. Воспалительный процесс в них может возникнуть из-за воздействия грязного воздуха или аллергенов.

  • в любых проявлениях;
  • вирус кори;
  • гриппозная инфекция;
  • скарлатина;
  • бронхит;
  • спастическая дисфония;
  • новообразования различной природы.

При ларингите воспаление возникает в гортани и особенно сильно затрагивает складки. Основная причина патологии - переохлаждение или перенапряжение голосовых связок. Возможно развитие болезни на фоне уже имеющегося воспаления, спровоцированного вирусами (корь) или бактериями (скарлатина, коклюш).

На складках могут возникать узелки, полипы и кисты, представляющие собой доброкачественные новообразования. Также на их состояние оказывает влияние вирус папилломы, провоцируя у человека появление бородавчатых образований.

Провоцировать дисфонию могут также раковые опухоли, локализующиеся в области голосового аппарата у человека. Новообразования могут затрагивать связки. При их дальнейшем разрастании происходит распространение метастазов по всему организму, что в итоге провоцирует гибель человека.

Характерные симптомы воспалительного процесса

  • охриплость и осиплость голоса;
  • сухой кашель;
  • ощущение сухости в гортани;
  • боль в гортани, особенно проявляющаяся при глотании;

Если воспаление носит острый характер, то у человека дополнительно повышается температура (выше 38°С). Также возникает боль в голове. При хроническом проявлении у больного отмечается постоянная отечность в области гортани.

Форма воспаления связок Характерные проявления
Катаральная Осиплость, першение и несильный сухой кашель, слабая боль в гортани
Гипертрофическая Осиплость выраженная, на голосовых связках появляются узелки
Атрофическая Возникает сильный отек голосовых связок, имеется сухой кашель, переходящий во влажный; в мокроте наблюдаются примеси крови
Сифилитическая Охриплость носит постоянный характер, на складках появляются язвенные образования и бугорки
Дифтерийная На связках формируется налет белого цвета, что провоцирует потерю голоса и затрудненность дыхания
Воспаление при ложном крупе Возникает сильный отек всей гортани, что провоцирует стеноз в ней, голос не пропадает, но становится осипшим, возникает риск развития асфиксии

Способы лечения при воспалении

Что делать, если болят голосовые связки и ощущается першение в горле? Первой мерой при лечении является полное обеспечение голосового покоя. Не рекомендуется разговаривать и напрягать голос на протяжении всего периода терапии и в течение нескольких дней после выздоровления.

В ходе диагностики врач изучает симптомы, и лечение воспаления голосовых связок проводится путем приема препаратов. Также показаны физиопроцедуры . Они используются в качестве сопутствующего метода лечения и редко назначаются отдельно.

К физиопроцедурам при воспалении связок относятся:

  • терапия микроволнами;
  • электрофорез;
  • облучение лампой Соллюкс;
  • УФ-облучение;
  • УВЧ-терапия.

При неэффективности медикаментов и физиопроцедур, а также при риске развития рака гортани и иных осложнений больному проводится хирургическая операция на связках.

Восстановление складок после простуды

После перенесенной болезни для восстановления связок необходимо соблюдать рекомендации:

Внимание! В течение недели после простуды необходимо отказаться от посещения бань и саун, а также избегать накуренных помещений.

Укрепление голосовых складок

На практике применяется множество методов, как укрепить голосовые связки. Среди них:

  1. Ежедневное полоскание горла отваром на основе ромашковых цветков, эвкалипта, календулы. Берется по одной большой ложке сухой смеси трав и заливается 2 стаканами кипятка. Смесь кипятится пару минут, после чего настаивается еще 40 минут. Получившийся настой процеживается. Необходимо дважды в сутки полоскать отваром горло.
  2. Полоскания картофельным соком . Из свежей картошки выжимается сок в количестве 200 мл. Требуется полоскать смесью горло четырежды в сутки.
  3. Смесь на основе меда и сока моркови . Оба ингредиента смешиваются в одинаковом количестве (по 200 г) и принимаются четыре раза в день.
  • делается глубокий, после него медленный выдох, при этом одновременно произносятся звуки «а, о, у» и простукивается кулаком грудь;
  • при прижатом к груди подбородке на неторопливом выдохе повторяются звуки «о» с «у» на очень низкой частоте;
  • ежедневно по несколько раз гнусаво проговариваются согласные «н» и «м», выдыхая носом.

Используемые медикаменты

При воспалительном процессе назначаются следующие препараты для голосовых связок:

Заключение

Воспаление связок может быть связано с различными заболеваниями. Наиболее частой причиной является ларингит на фоне переохлаждения и переутомления. Лечение патологии требует комплексного подхода. Обязательно обеспечивается голосовой покой. В профилактических целях не рекомендуется часто повышать голос и избегать сильной нагрузки на голосовые складки, возникающей при крике.

Интерактивное приложение

Вокальный аппарат снизу вверх: диафрагма - лёгкие - трахея (бронхи) - гортань - голосовые складки (связки) - мягкое нёбо (глотка) - ротовая полость. Следует отметить, что когда мы говорим о голосе как музыкальном инструменте, корпусом которого является сам человек, то к вокальному аппарату можно смело причислить едва ли не всё тело – от лобных пазух и других пустот в черепе до нижних мышц живота, участвующих в правильном певческом дыхании, и даже ещё ниже. Как говорят опытные певцы, «петь нужно так, чтобы чувствовать себя всего - от макушки до пяточек, упирающихся в пол».

Диафрагма - (лат. diaphragma) - непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер. Образована системой поперечнополосатых мышц, которые, по-видимому, являются производными системы прямой мышцы живота.

Диафрагма сокращается и расслабляется, и так же, как другие мышцы нашего организма, поддаётся тренировке. Её часто называют «вокальной опорой», отсюда распространённое выражение многих преподавателей и вокалистов: «петь на опоре». Буквально это означает: петь, опираясь на диафрагму.

Диафрагма отвечает за ровность, устойчивость звука, пение без дрожи (не путать с вибрато); силу звука (динамику); частично яркость тембра.

Над диафрагмой находятся лёгкие , в области грудной клетки над лёгкими расположена трахея - разветвленный воздуховод, соединяющий лёгкие между собой и с гортанью.

Гортань (лат. larynx) - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу - с трахеей.

Гортань содержит голосовой аппарат, который представлен голосовыми связками - складками слизистой оболочки гортани, выступающими в её полость, содержащими голосовую связку и голосовую мышцу. Голосовые связки начинаются от голосовых отростков черпаловидных хрящей и прикрепляются на внутренней поверхности щитовидного хряща. Над голосовыми складками, параллельно им, располагаются складки преддверия.

Так как же говорить правильно: складки или связки?
В профессиональной лексике и в старых пособиях логопеды, фониатры, вокальные педагоги часто используют термин «голосовые связки» или «связки» вместо «складки». Таким образом оба названия - верные.

Голосовые связки (лат. plica vocalis) - орган, ответственный за образование звуковой волны за счёт колебания голосовых мышц. Звуковая волна, проходя через пространство мягкого нёба (границы: от голосовых связок до маленького язычка) и ротовой полости (артикуляционный аппарат), преобразуется в полноценный звукоряд, который доступен обычному слуху.

Ротовая полость (артикуляционный аппарат) включает губы, зубы и язык - все эти органы важны при образовании звуков. С ними связаны такие понятия, как артикуляция и дикция.

Процесс образования голоса выглядит таким образом: при вдохе диафрагма натягивается, проседая вниз при помощи расслабления стенки живота и рёберных мышц, образовавшийся в лёгких вакуум заполняется воздухом. Во время выдоха рёберные мышцы и мышцы пресса подталкивают диафрагму вверх, что в свою очередь приводит к сжатию и последующему высвобождению воздуха из лёгких. Воздух под давлением проходит сквозь трахею к гортани, через голосовые связки, где с помощью колебаний связочных мышц, которые сдерживают поток воздуха, преобразуется в звуковую волну. Звуковая волна проходит через мягкое нёбо (глотку) и попадает в ротовую полость, где происходит оформление звуковой волны в отдельные звуки и звуковые сочетания.

У некоторых вокалистов звуковая волна выходит не совсем верно, попадая в носоглотку и приобретая характерный гнусавый призвук, очень заметный при исполнении. Это происходит из-за того, что образовавшемуся звуку не даётся достаточно места для выхода через ротовую полость, и он заполняет единственное свободное пространство. Чтобы избежать этого, нужно следить за позицией мягкого нёба (глотки), оно должно быть хорошо открыто (как на зевке).

Головные резонаторы

Что такое резонаторы

Голос представляет собой звуковые колебания (механические колебания молекул воздуха), то есть распространяется в воздушной среде. Все органы, которые пройдет воздух на пути от лёгких до внешнего пространства - это полости, заполненные воздухом. Эти полости и представляют собой систему резонаторов, которая создает уникальный инструмент - голос человека. Полости - пустые места - очень похожи на полый корпус других музыкальных инструментов: гитары, скрипки, пианино, флейты, колокола, барабана, трубы… На всём своём пути звуковая волна резонирует внутри нашего организма, что обеспечивает певческую яркость, резкость звука.

Полости, находящиеся выше голосовых складок, называются верхними или головными резонаторами . Вместе с носовой полостью к ним относят четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решётчатые. Иногда сюда относят и ротоглоточную полость, состоящую из глотки и ротовой полости.

Как выглядят наши голосовые складки во время пения

Гортань

Автор статьи о гортани - Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН. (Оригинал статьи)

Гортань - орган дыхательной системы, выполняющий функции проведения воздуха и голосообразования.

Гортань - это своеобразный музыкальный инструмент человеческого организма, позволяющий говорить, петь, выражать свои эмоции тихим голосом или громким криком. Как часть дыхательных путей, гортань представляет собой короткую трубку с плотными хрящевыми стенками. Достаточно сложное устройство стенок гортани позволяет ей порождать звуки разной высоты и громкости.

Гортань располагается в передней области шеи на уровне IV-VI шейных позвонков. С помощью связок гортань подвешена к подъязычной кости, вследствие чего опускается и поднимается вместе с ней при глотании. Снаружи положение гортани заметно по выступу, сильно развитому у мужчин и образованному щитовидным хрящом. В просторечии этот выступ называют «кадык», или «адамово яблоко». Позади гортани находится глотка, с которой гортань сообщается, сбоку проходят крупные сосуды и нервы. Пульсацию сонных артерий легко прощупать на шее по сторонам от гортани. Внизу гортань переходит в трахею. Впереди трахеи, доходя до гортани, располагается щитовидная железа.

Твёрдый остов гортани состоит из трёх непарных хрящей - щитовидного, перстневидного и надгортанника - и трёх парных, важнейшими из которых являются черпаловидные. Хрящи гортани соединяются между собой суставами и связками и могут менять свое положение благодаря сокращению прикрепляющихся к ним мышц.

Основание гортани образует перстневидный хрящ, напоминающий горизонтально лежащий перстень: его узкая «дужка» обращена вперёд, а широкая «печатка» - назад. Нижний край этого хряща соединяется с трахеей. Сверху к перстневидному хрящу присоединяются щитовидный и черпаловидные хрящи. Щитовидный хрящ - самый крупный, входит в состав передней и боковой стенок гортани. В нём различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой под прямым углом у мужчин, образуя «кадык», и тупым углом (около 120°) у женщин.

Черпаловидные хрящи имеют форму пирамиды, их треугольное основание подвижно соединено с пластинкой перстневидного хряща. От основания каждого черпаловидного хряща вперед отходит голосовой отросток, в сторону - мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ вокруг его вертикальной оси. При этом изменяется положение голосового отростка, с которым соединена голосовая связка.

Сверху гортань покрыта надгортанником, его можно сравнить с «подъёмной дверью» над входом в гортань (см. рис. 1). Нижний заострённый конец надгортанника прикреплён к щитовидному хрящу. Широкая верхняя часть надгортанника при каждом глотательном движении опускается и закрывает вход в гортань, тем самым препятствуя попаданию пищи и воды из глотки в дыхательные пути.

Все хрящи гортани относятся к гиалиновым и могут подвергаться окостенению, кроме надгортанника и голосового отростка черпаловидного хряща, образованных эластической хрящевой тканью. В результате окостенения, наступающего иногда в возрасте до 40 лет, голос теряет гибкость и приобретает хриплый, скрипучий оттенок.

Для образования звука важнейшее значение имеют голосовые связки, которые натянуты от голосовых отростков черпаловидных хрящей к внутренней поверхности угла щитовидного хряща (рис. 2). Между правой и левой голосовыми связками находится голосовая щель, через которую проходит воздух при дыхании. Под влиянием мышц хрящи гортани меняют своё положение. Мышцы гортани по функции делятся на три группы: расширяющие голосовую щель, суживающие голосовую щель, изменяющие напряжение голосовых связок.

Полость гортани выстлана слизистой оболочкой, которая чрезвычайно чувствительна: малейшее прикосновение постороннего тела к ней рефлекторно вызывает кашель. Покрывает слизистую оболочку гортани, исключая лишь поверхность голосовых связок, реснитчатый эпителий с большим количеством желёзок.

Под слизистой оболочкой гортани лежит фиброзно-эластическая мембрана. Полость гортани по форме напоминает песочные часы: средний отдел сильно сужен и ограничен сверху складками преддверия («ложные голосовые»), а снизу - голосовыми складками (рис. 3). На боковых стенках гортани между складкой преддверия и голосовой складкой заметны довольно глубокие карманы - желудочки гортани. Это остатки объёмистых «голосовых мешков», которые хорошо развиты у человекообразных обезьян и, по-видимому, служат резонаторами. Под слизистой оболочкой голосовой складки располагаются голосовая связка и голосовая мышца, под слизистой оболочкой складки преддверия - неподвижный край фиброзно-эластической мембраны.

Функции гортани

Принято различать четыре основные функции гортани: дыхательную, защитную, фонаторную (голосообразующую) и речевую.

  • Дыхательная . При вдохе воздух из полости носа попадает в глотку, из неё - в гортань, далее - в трахею, бронхи и лёгкие. При выдохе воздух из легких проходит весь путь по дыхательным путям в обратном направлении.
  • Защитная . Движения ресничек, покрывающих слизистую оболочку гортани, непрерывно очищают её, удаляя мельчайшие частицы пыли, попадающие в дыхательные пути. Пыль, окруженная слизью, выделяется в виде мокроты. Рефлекторный кашель является важным защитным приспособлением гортани.
  • Фонаторная . Возникновение звука связано с колебанием голосовых связок при выдохе. Звук может меняться в зависимости от натяжения связок и ширины голосовой щели. Человек сознательно регулирует этот процесс.
  • Речевая . Следует подчеркнуть, что в гортани происходит только образование звука, членораздельная речь возникает при работе органов полости рта: языка, губ, зубов, мимических и жевательных мышц.

Первое - голос, второе - мелодия

Способность человека издавать разные по силе, высоте и тембру звуки связана с движением голосовых связок под действием струи выдыхаемого воздуха. Сила издаваемого звука зависит от ширины голосовой щели: чем она шире, тем громче звук. Ширину голосовой щели регулируют не менее пяти мышц гортани. Безусловно, играет роль и сила самого выдоха, обусловленная работой соответствующих мышц груди и живота. Высота звука определяется числом колебаний голосовых связок в 1 секунду. Чем колебания чаще, тем выше звук, и наоборот. Как известно, чаще колеблются сильно натянутые связки (вспомните гитарную струну). Обеспечивают необходимое натяжение голосовых связок мышцы гортани, в частности голосовая мышца. Её волокна вплетены в голосовую связку на всем её протяжении и могут сокращаться как целиком, так и отдельными частями. Сокращение голосовых мышц вызывает расслабление голосовых связок, в результате чего высота издаваемого ими звука снижается.

Обладая способностью вибрировать не только целиком, но и отдельными частями, голосовые связки продуцируют добавочные звуки к основному тону, так называемые обертоны. Именно комбинацией обертонов характеризуется тембр человеческого голоса, индивидуальные особенности которого зависят также от состояния глотки, полости рта и носа, движений губ, языка, нижней челюсти. Дыхательные пути, расположенные выше голосовой щели, выполняют функцию резонаторов. Поэтому при изменении их состояния (например, при отеке слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух при насморке) меняется и тембр голоса.

Несмотря на сходство в строении гортани человека и человекообразных обезьян, последние не в состоянии говорить. Лишь гиббоны способны воспроизводить звуки, отдаленно напоминающие музыкальные. Только человек может сознательно регулировать силу выдыхаемого воздуха, ширину голосовой щели и натяжение голосовых связок, что необходимо для пения и речи. Медицинская наука, изучающая голос, называется фониатрией.

Еще во времена Гиппократа было известно, что голос человека продуцируется гортанью, но лишь 20 веков спустя Везалий (XVI в.) высказал мнение, что звук производят голосовые связки. Даже в настоящее время имеются различные теории голосообразования, основывающиеся на отдельных аспектах регуляции колебаний голосовых связок. Как крайние формы можно привести две теории.

Согласно первой (аэродинамической) теории, голосообразование - результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальном направлении под действием воздушной струи во время выдоха. Решающая роль при этом принадлежит мышцам, участвующим в фазе выдоха, и мышцам гортани, которые сближают голосовые связки и оказывают сопротивление давлению воздушной струи. Настройка работы мышц происходит рефлекторно при раздражении воздухом слизистой оболочки гортани.

По другой теории движения голосовых складок происходят не пассивно под действием воздушной струи, а представляют собой активные движения голосовых мышц, осуществляющиеся по команде из головного мозга, которая передается по соответствующим нервам. Высота звука, связанная с частотой колебаний голосовых связок, зависит, таким образом, от способности нервов проводить двигательные импульсы.

Отдельные теории не могут полностью объяснить столь сложный процесс, как голосообразование. У человека, обладающего речью, функция голосообразования связана с деятельностью коры полушарий мозга, а также более низких уровней регуляции и представляет собой очень сложный, сознательно координируемый двигательный акт.

Гортань в нюансах

Состояние гортани специалист может исследовать с помощью особого прибора - ларингоскопа, основной элемент которого - маленькое зеркальце. За идею этого прибора известный певец и вокальный педагог М. Гарсия в 1854 г. удостоился звания почётного доктора медицины.

Гортань имеет значительные возрастные и половые особенности. С рождения до 10 лет жизни гортань мальчиков и девочек фактически не имеет различий. Перед наступлением половой зрелости рост гортани у мальчиков резко усиливается, что связано с развитием половых желёз и выработкой мужских половых гормонов. В это время изменяется («ломается») и голос мальчиков. Мутация голоса у мальчиков длится около года и завершается в 14-15 лет. У девочек мутация совершается быстро и почти незаметно в возрасте 13-14 лет.

Гортань мужчины в среднем на 1/3 больше женской, голосовые связки значительно толще и длиннее (приблизительно на 10 мм). Поэтому и мужской голос, как правило, сильнее и ниже женского. Известно, что в XVII-XVIII вв. в Италии кастрировали мальчиков 7-8 лет, которые должны были петь в папском хоре. Их гортань в период полового созревания не претерпевала особых изменений и сохраняла детские размеры. Этим добивались высокого тона голоса, соединённого с мужской силой исполнения и нейтральным тембром (между детским и мужским).

В образовании голоса принимают участие многие органы и системы организма, а это требует их нормального функционирования. Поэтому голос, речь являются выражением не только нормальной деятельности отдельных органов и систем, включая и психику человека, но также их нарушений и патологических состояний. По изменению голоса можно судить о состоянии человека и даже развитии определённых заболеваний. Необходимо особо подчеркнуть, что любые изменения гормонального фона в организме (у женщины - применение гормональных препаратов, менструация, менопауза) могут приводить к изменениям голоса.

Звуковая энергия голоса очень мала. Если человек непрерывно будет говорить, то лишь за 100 лет произведет количество тепловой энергии, необходимое для того, чтобы сварить чашку кофе. Однако голос (как необходимая составная часть человеческой речи) является мощнейшим орудием, изменяющим окружающий мир!

НАШИ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ