Главная · Правильное питание · Фиксированная система регистрации избирателей характерна для. Типы избирательных систем

Фиксированная система регистрации избирателей характерна для. Типы избирательных систем

Понятие избирательной системы

Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. В Российской Федерации гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица (главы высших исполнительных органов) субъектов РФ (возможны выборы и в иные органы государственной власти), представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Избирательные системы по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления (а также выборных должностных лиц) устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ (а по выборам в органы местного самоуправления - также уставами муниципальных образований) в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", конституциями (уставами) субъектов РФ.

Типы избирательных систем

Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Мажоритарная избирательная система - система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности.

При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими.

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными недостатками которой являются: 1) значительное число голосов избирателей остаются «выброшенными», не учитываются при распределении мандатов; 2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему, более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившая название «избирательная геометрия» и «избирательная география».

Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число сосредоточить в 1--2 округах. Иными словами, партия, осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один - два округа, сознательно идя на то, чтобы «потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.

Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании, Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа, а потому устанавливает максимальный процент (как правило, 25% или 33%) отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или другую сторону. Это является основой для применения «избирательной географии», именуемой в США как «джерримендеринг».

Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2--3 раза больше округов.

Преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

При мажоритарной системе абсолютного большинства, победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.

Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Пропорциональная избирательная система - это порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.

В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

  • - пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;
  • - пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Также существует еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная систем, которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем.

Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - партийной основе по пропорциональному принципу представительства. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.

Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

  • - смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
  • - смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

Если детально разбирать виды современных избирательных систем, то получится, что сколько в мире стран, столько и видов. Речь, конечно, о демократических государствах. Но основных видов избирательных систем всего три. Со своими достоинствами и недостатками.

Какие виды избирательных систем лучшие на сегодняшний день? На этот вопрос вам не ответит ни один серьезный политолог. Потому что это как в клинической медицине: «лечить нужно не болезнь вообще, а конкретного больного» - учитывать все, начиная с возраста и веса человека, заканчивая сложнейшими генетическими анализами. Так и с видами избирательных систем - роль играют многочисленные факторы: история страны, время, политическая ситуация, международные, экономические и национальные нюансы - в статье всего не перечислить. Зато в реальности, когда обсуждаются и утверждаются главнейшие базовые принципы политического устройства страны, связанных с избирательным правом, должно быть учтено абсолютно все. Только в таком случае можно будет говорить об адекватной избирательной системе «здесь и сейчас».

Формулировки и определения

Понятие и виды избирательных систем представлены в источниках в нескольких вариантах:

  1. Избирательная система в широком смысле - это

«совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право - совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах».

  1. Избирательная система в узком смысле - это

«совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования».

Если рассуждать с точки зрения организации и проведения выборов, то самой адекватной представляется следующая формулировка.

Избирательная система - это технология трансформации голосов избирателей в мандаты делегатов. Эта технология должна быть прозрачной и нейтральной, чтобы все партии и кандидаты находились в равных условиях.

Понятие и определение избирательного права и избирательной системы меняется от одного исторического этапа к другому и от одной страны к другой. Тем не менее главные виды выборных систем уже сложились в четкую единую классификацию, которую принимают во всем мире.

Виды избирательных систем

Классификация видов основана на механизме распределения мандатов по итогам голосования и правилам формирования властных структур и органов власти.

В мажоритарной системе побеждает кандидат или партия, у кого больше всего голосов. Виды мажоритарной избирательной системы:

  • В системе абсолютного большинства для победы нужен 50 %+1 голос.
  • В системе относительного большинства нужно простое большинство голосов, даже если оно меньше 50 %. Самая простая и понятная избирателю разновидность, которая очень популярна на местных выборах.
  • В системе нужно больше 50 % голосов по заранее оговоренной норме - 2/3 или ¾ голосов.

Пропорциональная система: органы власти избираются от партий или политических движений, которые предоставляют списки своих кандидатов. Голосование идет за тот или иной список. Партийные представители получают мандаты власти исходя из набранных голосов - пропорционально.

Смешанная система: мажоритарная и пропорциональная системы применяются одновременно. Часть мандатов получается через большинство голосов, другая часть - через партийные списки.

Гибридная система: сочетание мажоритарной и пропорциональной систем идет не параллельно, а последовательно: сначала партии выдвигают своих кандидатов по спискам (пропорциональная система), затем избиратели голосуют за каждого кандидата персонально (мажоритарная система).

Мажоритарная избирательная система

Система большинства - самая распространенная схема проведения выборов. Безальтернативный способ, если один человек избирается на одну позицию - президент, губернатор, мэр и т. д. В парламентских выборах ее также можно с успехом применять. В таких случаях формируются одномандатные округа, от которых избирается один депутат.

Виды мажоритарной избирательной системы с разными определениями большинства (абсолютного, относительного, квалифицированного) описаны выше. Детального описания требуют два дополнительных подвида системы большинства.

Выборы, проводимые по схеме абсолютного большинства, иногда не приносят результата. Это происходит при большом числе кандидатов: чем их больше, тем меньше шансов у любого из них получить 50 %+ 1 голос. Избежать такой ситуации можно с помощью альтернативного или мажоритарно-преференционального голосования. Этот метод апробирован на выборах в парламент Австралии. Вместо одного кандидата избиратель голосует за нескольких по принципу «желательности». Против имени самого предпочтительного кандидата ставится цифра «1», напротив второго по желательности - цифра «2», и далее по списку. Здесь необычен подсчет голосов: побеждает тот, кто набрал больше половины бюллетеней «первых предпочтений» - считают именно их. Если такое количество не набрал никто, из подсчета выключается кандидат, у которого меньше всего бюллетеней, в которых его отметили под первым номером, а его голоса отдаются другим кандидатам со «вторыми предпочтениями», и т. д. Серьезные достоинства метода - возможность избежать повторного голосования и максимальный учет воли электората. Недостатки - сложность подсчета бюллетеней и необходимость делать это только централизованно.

В мировой истории избирательного права одним из старейших является понятие о мажоритарной избирательной системе, виды же типа преференциальной избирательного процесса - новые форматы, которые подразумевают широкую разъяснительную работу и высокую политическую культуру как избирателей, так и членов избирательных комиссий.

Мажоритарные системы с повторным голосованием

Второй способ справиться с большим количеством кандидатов более привычен и широко распространен. Это повторное голосование. Обычная практика - перебаллотировка двух первых кандидатов (принята в Российской Федерации), но бывают и другие опции, например, во Франции в выборах в Национальное собрание перебаллотировку проходят все, кто набрал не меньше 12,5 % голосов избирателей из их округов.

В системе двух туров в последнем, втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. В системе трех туров в повторном голосовании требуется абсолютное большинство голосов, поэтому иногда приходится проводить третий тур, в котором для победы допускается относительное большинство.

Мажоритарная система отлично подходит для избирательных процессов при двухпартийных системах, когда две доминирующие партии в зависимости от результатов голосования меняются друг с другом позициями - кто у власти, кто в оппозиции. Два классических примера - британские лейбористы и консерваторы или американские республиканцы и демократы.

Достоинства мажоритарной системы:


Недостатки мажоритарной системы:

  • Если кандидатов много, победить может человек с малым количеством голосов (10 % или меньше).
  • Если партии, участвующие в выборах, незрелые и не имеют серьезного авторитета в обществе, есть риск создания неэффективного законодательного органа.
  • Голоса, поданные за проигравших кандидатов, пропадают.
  • Нарушается принцип всеобщности.
  • Можно победить с помощью навыка под названием «ораторское мастерство», не имеющего отношения к, например, законодательной работе.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная система возникла в начале 20-го века в Бельгии, Финляндии и Швеции. Технология выборов по партийным спискам отличается высокой вариативностью. Разновидности пропорциональных методов существуют и реализуются в зависимости от того, что важнее на текущий момент: четкая пропорциональность либо высокая определенность результатов голосования.

Виды пропорциональной избирательной системы:

  1. С открытыми или закрытыми партийными списками.
  2. С процентным барьером или без него.
  3. По единому многомандатному округу или по множеству многомандатных округов.
  4. С разрешенными избирательными блоками или с запрещенными.

Отдельного упоминания стоит вариант выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами, который объединяет два вида систем - пропорциональную и мажоритарную. Этот метод описан ниже как гибридный - разновидность смешанной избирательной системы.

Достоинства пропорциональной системы:

  • Возможность для меньшинств иметь своих депутатов в парламенте.
  • Развитие многопартийности и политического плюрализма.
  • Точная картина политических сил в стране.
  • Возможность входа во властные структуры мелким партиям.

Недостатки пропорциональной системы:

  • Депутаты утрачивают связь со своими избирателями.
  • Межпартийные распри.
  • Диктат партийных верхушек.
  • «Неустойчивое» правительство.
  • Метод «паровоза», когда известные личности во главе партийных списков после голосования отказываются от мандатов.

Панаширование

Чрезвычайно интересный метод, который заслуживает специального упоминания. Он может использоваться как при мажоритарных, так и при пропорциональных выборах. Это система, в которой избиратель обладает правом выбирать и отдавать свой голос за кандидатов из разных партий. Есть возможность даже вписывать в партийные списки новые имена кандидатов. Панаширование используется в ряде европейских стран, включая Францию, Данию и др. Достоинство метода - независимость избирателей от принадлежности кандидатов к той или иной партии - они могут голосовать по личным предпочтениям. Вместе с тем это же достоинство может вылиться в серьезный недостаток: избиратели могут выбрать «милых сердцу» кандидатов, которые не смогут найти общий язык из-за абсолютно противоположных политических взглядов.

Избирательное право и виды избирательных систем - понятия динамические, они развиваются вместе с меняющимся миром.

Смешанная избирательная система

Смешанные варианты выборных компаний - оптимальные виды для «сложных» стран с неоднородным населением по признакам самого разного толка: национальным, культурным, религиозным, географическим, социальным и т. д. К этой же группе относятся государства с большим населением. Для таких стран чрезвычайно важным является создание и сохранение баланса между региональными, местными и общенациональными интересами. Поэтому понятие и виды избирательных систем в таких странах всегда находились и находятся в фокусе повышенного внимания.

Европейские «лоскутные» страны, исторически собранные из княжеств, отдельных земель и вольных городов столетия назад, до сих пор формируют свои выборные органы власти по смешанному типу: это, например, Германия и Италия.

Самый старый классический пример - Великобритания с шотландским парламентом и уэльской законодательной ассамблеей в ее составе.

Российская Федерация - одна из самых «подходящих» стран для применения смешанных видов избирательных систем. Аргументы - огромная страна, большое и неоднородное практически по всем критериям население. Виды избирательных систем в РФ будут подробно описаны ниже.

В смешанной избирательной системе два вида:

  • Смешанная несвязанная система выборов, где мандаты распределяются по мажоритарной системе и не зависят от «пропорционального» голосования.
  • Смешанная связанные система выборов, в которой партии получают свои мандаты в мажоритарных округах, но распределяют их в зависимости от голосов в рамках пропорциональной системы.

Гибридная избирательная система

Вариант смешанной системы: интегрированная опция выборов с последовательными принципами выдвижения (пропорциональная система по спискам) и голосования (мажоритарная система с персональным голосованием). В гибридном типе две стадии:

  • Сначала выдвижение. Списки кандидатов формируются в партийных местных ячейках в каждом избирательном округе. Самовыдвижение внутри партии тоже возможно. Затем все списки утверждаются на съезде или конференции партии (это должен быть высший партийный орган по уставу).
  • Потом голосование. Выборы проводятся в одномандатных округах. Кандидаты могут быть выбраны как за персональные достоинства, так и за принадлежность к какой-либо партии.

Следует отметить, что гибридные виды выборов и избирательных систем в Российской Федерации не проводятся.

Достоинства смешанной системы:

  • Баланс федеральный и региональных интересов.
  • Состав власти адекватен соотношению политических сил.
  • Преемственность и стабильность законодательных органов.
  • Укрепление политических партий, стимулирование многопартийности.

Несмотря на то что смешанная система является по своей сути суммой достоинств мажоритарной и пропорциональной систем, у нее имеются свои минусы.

Недостатки смешанной системы:

  • Риск раздробления партийной системы (особенно в странах с молодой демократией).
  • Мелкие фракции в парламенте, «лоскутные» парламенты.
  • Возможные победы меньшинства над большинством.
  • Сложности с отзывом депутатов.

Выборы в зарубежных странах

Арена для политических боев - такой метафорой можно описать реализацию избирательного права в большинстве демократических странах. Вместе с тем основные виды избирательных систем в зарубежных странах - те же три базовых метода: мажоритарный, пропорциональный и смешанный.

Часто избирательные системы различаются по многочисленными цензами, входящими в понятие избирательного права в каждой стране. Примеры некоторых избирательных цензов:

  • Возрастной ценз (в большинстве стран можно голосовать с 18 лет).
  • Ценз оседлости и гражданства (можно избирать и быть избранным лишь после определенного срока проживания в стране).
  • Имущественный ценз (доказательства выплаты высоких налогов в Турции, Иране).
  • Моральный ценз (в Исландии нужно иметь «добрый нрав»).
  • Религиозный ценз (в Иране нужно быть мусульманином).
  • Гендерный ценз (запрет голосования женщинам).

Если большинство цензов легко доказать или определить (например, налоги или возраст), то некоторые цензы типа «доброго нрава» или «ведения достойного образа жизни» - понятия довольно размытые. К счастью, подобные экзотические моральные нормы встречаются в современных избирательных процессах очень редко.

Понятие и виды избирательных систем в России

В РФ представлены все виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, которые описываются пятью федеральными законами. История российского парламентаризма - одна из самых трагических в мире: Всероссийское Учредительное собрание стало одной из первых жертв большевиков еще в 1917 году.

Можно сказать, что главный вид избирательной системы в России - мажоритарный. Президент России и высшие должностные лица избираются по мажоритарному абсолютному большинству.

Пропорциональная система с процентным барьером использовалась с 2007 по 2011 гг. при формировании Государственной Думы: один мандат имели те, кто набирал от 5 до 6 % голосов, два мандата имели партии, набравшие голоса в пределах 6 - 7 %.

Смешанная пропорционально - мажоритарная система применяется в выборах в Госдуму с 2016 года: половина депутатов избиралась в одномандатных округах по мажоритарному относительному большинству. Вторая половина избиралась по пропорциональному принципу в едином округе, барьер в этом случае был ниже - всего 5 %.

Несколько слов о едином дне голосования, который был установлен в рамках российской избирательной системы в 2006 году. Первое и второе воскресенье марта являются днями проведения региональных и местных выборов. Что же касается единого дня осенью, то с 2013 года он был назначен на второе воскресенье сентября. Но, учитывая относительно низкую явку в начале осени, когда многие избиратели еще отдыхают, сроки осеннего дня голосования могут обсуждаться и корректироваться.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...........…...…...3

1. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ………………………………..…….......…....6

1.1 Понятие избирательной системы …………………………….………...........6

1.2 Понятие и принципы избирательного права ………………………..........…9

2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ………………………...…................13

2.1Общая характеристика мажоритарной системы ………………...........…...13

2.2 Правовой анализ пропорциональной системы ……….…………...............18

2.3 Смешанные системы.……………………………………………................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….........…..26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….........…..28

Приложение …………………………………………………………........……30

ВВЕДЕНИЕ

Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Актуальность выбранной темы «Виды избирательных систем» заключается в исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности. Мы обладаем политическими правами и должны, на мой взгляд, участвовать в политической жизни страны. Ведь от нас, граждан, зависит, как будет развиваться наше государство. Это мы можем осуществить через выборы.

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком. В широком смысле избирательная система- это непосредственно порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления. А также принципы и условия участия в формировании избираемых органов, организацию и порядок выборов. Избирательная система в узком смысле - это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Избирательная система в узком смысле подразделяется на: мажоритарную, пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь мажоритарная система делиться на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства. Пропорциональная система делиться на: пропорциональную и полупропорциональную системы. Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т.е. больше голосов, чем любой другой кандидат. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства - данная система отличается от мажоритарной системы относительного большинства тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися.Система пропорционального представительства политических партий и движений, сокращенно называется пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Требование пропорционального представительства подчас поднимается на конституционный уровень. Полупропорциональная система - под этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.

Следующая система – это смешанная избирательная система. Данная система основана на сочетании двух систем представительства – мажоритарной и пропорциональной. Она создается с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить.

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.

Изучив большое количество учебной литературы, в данной работе я решила придерживаться научных, учебных трудов следующих авторов: Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е, Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов.

1 ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 1.1 Понятие избирательной системы и избирательного права

«Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок использования при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации» .

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.Избирательная система в узком смысле (см. приложение 1) - это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Избирательная система в узком смысле подразделяется на: мажоритарную, пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь мажоритарная система делится на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства. Пропорциональная система делиться на: пропорциональную и полупропорциональную системы.В данной работе нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться). Избирательная система регулируется нормами избирательного права. «Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя» . А что же такое непосредственно избирательное право? Оно также как и избирательная система употребляется в двух смыслах: в широком (объективном) и узком (субъективном) смыслах. В широком смысле избирательное право- это система правовых норм регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления. В узком смысле избирательное право- это гарантированная государством гражданину возможность участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления. Данное субъективное право граждан подразделяют на активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право- это право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право - право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления. Понятия « избирательная система» и «избирательное право» по сути, носят собирательный характер. Данные понятия включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:а) порядок избрания Президента РФ,б) порядок избрания депутатов Государственной Думы,в) порядок избрания глав администраций субъектов РФ,г) порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ, д) порядок избрания органов местного самоуправления.Каждая подсистема регулируется отдельными правовыми актами. Они также имеют общие для всех источники права. «Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов» . К числу таких источников относятся:1) Конституция РФ, конституции республик в составе РФ; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;2) Федеральный закон от 19 сентября 1997г. « Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ; др. федеральные законы, а также, законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;3) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов РФ по вопросам организации и проведения выборов.Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии. Особенностью является то, что в Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права. 1.2 Понятие и принципы избирательного права «Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признанными легитимными» Данные принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.В соответствии со ст.32 ч.2 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». На основании данной статьи существует принцип всеобщности. Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право принимать участие в выборах. Существуют два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости, которые ограничивают принцип всеобщности. Возрастной ценз – требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Например, Депутатом Государственной Думы может быть выбран гражданин, который достиг 21 года. Ценз оседлости – установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.Следующий принцип – равное избирательное право. В Федеральном законе оно трактуется как участие граждан в выборах « на равных основаниях». Это означает, что все граждане, которые удовлетворяют требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Также данный принцип предполагает наличие двух условий:1) Каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов. Данное условие обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей. Он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, который удостоверяет личность избирателя, а в списке избирателей делается пометка о выдаче избирательного бюллетеня.2) Каждый депутат должен предъявлять одинаковое число избирателей. Должна быть соблюдена единая норма представительства, в соответствии с которой образуются равные по количеству населения избирательные округа. Это дает гарантию того, что ни один избиратель не имеет каких- либо преимуществ перед другим избирателем. Прямое избирательное право означает, что избиратель непосредственно подает свой голос за конкретного кандидата или списка кандидатов. Прямое избирательное право отличается от не прямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких либо иных лиц. Многостепенное избирательное право, суть которого состоит в том, что выбирают представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящие. Еще один принцип избирательного права – тайное голосование. Данный принцип является обязательным атрибутом демократической системы выборов, абсолютной привилегией избирателей. Это означает, что исключается возможность какого- либо контроля над волеизъявлением избирателей. Избиратели имеют право никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного депутата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не в праве пытаться идентифицировать использованный бюллетень. Избиратель заполняет избирательный бюллетень в закрытой кабине или в особой комнате. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично. Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующий суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также депутатов не может быть более пяти лет. Изменение сроков не допускается. И еще один принцип- принцип добровольности. Это означает, что запрещается оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. «Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем фактом, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается» .
2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 2.1 Общая характеристика мажоритарной системы Наиболее распространена на выборах система большинства, которая именуется мажоритарной. При этой системе избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая система. «По этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины» . Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся, как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные. Многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, могут оказаться избранными кандидаты, за которых подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Суть состоит в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При этих дефектах, система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.Мажоритарная система абсолютного большинства - данная система отличается от мажоритарной системы относительного большинства тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он чаще всего составляет половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.Хотя данная система и выглядит более справедливой но, тем не менее, у нее сохраняется тот же дефект что и у мажоритарной системы относительного большинства, т.е. вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства», напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.У мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфический дефект - частая не результативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемого большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов, или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.Существуют различные способы преодолеть данную не результативность. Один из наиболее распространенных способов - это перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторные выборы. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Но в тоже время при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.Для избрания во втором туре достаточно только относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией - Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре, то система именуется системой трех туров.Другой способ - так называемое альтернативное голосование. Онопредполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т.е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Применяется он, например, при выборах нижней палаты Парламента в Австралии. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.
2.2 Правовой анализ пропорциональной системы Система пропорционального представительства политических партий и движений, сокращенно называется пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Требование пропорционального представительства подчас поднимается на конституционный уровень. Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы. К числу последних относится, во-первых, то что голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых, соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе (хотя и при ней практически для избирателя зачастую больше значима партия, нежели личность кандидата, ею выдвинутого), а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого избирателю известны в лучшем случае несколько лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может, таким образом, наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных широкой публике людей, которые, будучи профессионалами, в различных сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле над деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся не компетентными личностями.Во-вторых, неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений. Характерный пример представлял собой польский Сейм в 1989-1993 годах, где при общей численности 460 депутатов одной из крупных фракций оказалась насчитывавшая менее полутора десятков депутатов фракция Партии любителей пива. Такие ситуации особенно нежелательны в условиях, когда правительство должно опираться на парламентское большинство. Даже если такое большинство удается создать, оно обычно недолговечно, и раскол его приводит к правительственным кризисам. Например, в Италии в условиях действия Конституции 1947 года, учредившей парламентарную республику, и пропорциональной системы выборов палат Парламента правительство держалось обычно не более года.Чтобы избежать нежелательной политической дробности парламентских палат, которая порождается пропорциональной системой выборов, в ряде стран введен так называемый заградительный пункт «или оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение ею не менее определенного процента голосов избирателей» . Одной из первых, заградительный пункт в виде 5-процентной оговорки установила Федеративная Республика Германия, где закон допустил к распределению мандатов в Бундестаге только партийные списки, собравшие не менее 5 процентов действительных голосов. В дальнейшем заградительный пункт стал применяться довольно широко, включая постсоциалистические страны, и обычно колеблется от 3 до 5 процентов. «При выборах депутатов в Государственную Думу установлен 5-проценный барьер» .В странах со сложившейся партийной системой ущерб от заградительного пункта незначителен. Напротив, там, где четкой партийной системы еще нет, в результате действия заградительного пункта пропадает значительная часть голосов избирателей. Из этого следует, что нужны крупные политические объединения.Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по нескольким схемам.Одна из них заключается в определении избирательной квоты (раньше она именовалась избирательным метром), то есть того числа голосов, которое необходимо для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии. Определяется квота разными способами.Одна из избирательных квот определяется «путем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ» . Она определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов. Например, предположим, что в избирательном округе, от которого подлежат избранию 5 депутатов, баллотируются списки 3 партий. Соотношение поданных за них голосов следующее:партия А- 85 голосов, партия В- 69 голосов, партия С- 136 голосов.Всего подано 290 голосов. По квоте распределение мандатов будет следующее: сначала определим квоту – 290:5=58. затем делим результаты партий на квоту и получаем: партия А- 85:58=1 мандат и 47 голосов в остатке, партия В- 69:58= 1 мандат и 18 голосов в остатке, партия С- 136:58=2 мандата и 34 голосов в остатке. Мы распределили 4 мандата из 5. Оставшийся мандат можно распределит разными методами.Один из них применяемый при выборах в Государственную Думу РФ метод наибольшего остатка, при котором нераспределенные мандаты переходят к партиям, имеющим наибольшие неиспользованные остатки голосов. В нашем примере оставшийся мандат перешел бы к партии А. Итог был бы следующим:партия А – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия С – 2 мандата.Другой метод - наибольшей средней - заключается в том, что число полученных партией голосов делится на число полученных ею мандатов плюс один, а нераспределенные мандаты передаются партиям с наибольшими средними. Еще одно определение квоты предложил в прошлом веке британский барристер Друп: квота= [х: (у + 1)] + 1.В рассмотренных примерах брался один избирательный округ. Однако бывает так, что распределение оставшихся мандатов происходит на более широкой территории - объединенных избирательных округов (Австрия) или даже всей страны (Италия).В таких избирательных округах суммируются нераспределенные мандаты и неиспользованные остатки голосов из соответствующих земель, и распределение завершается применением метода д"0ндта. При этом партии, не получившие мандатов при первом распределении, из второго распределения исключаются.Чтобы избежать второго распределения, в некоторых странах применяется метод делителей. Он заключается в том, что число голосов, полученных каждой партией, делится на ряд возрастающих чисел, после чего полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту. Число равных ей, или превышающих ее частных, которые имеет партия, указывает на то число мандатов, которое она получает. В других странах делится число голосов, полученных каждой партией, на несколько иной ряд делителей: это либо только нечетные числа, либо вдобавок к этому первое число бывает дробным (например, 1,4) и так далее.В принципе и при пропорциональной системе допустимо выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым большой риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.Полупропорциональная система. Под этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.Типичным примером такой системы была действовавшая в Японии до 1993 года система единственного непередаваемого голоса. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель же в этом многомандатном округе голосует только за одного из кандидатов, хотя от округа должно быть избрано несколько или даже много депутатов. Избранным считается кандидат, собравший наибольшее число голосов.Ограниченный вотум требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном округе слишком много кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.Тот факт, что избиратель, принадлежащий к большинству, может влиять своим голосованием на выбор не всех депутатов от избирательного округа, открывает возможности для меньшинства провести в представительный орган в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих депутатов, либо несколько депутатов пройдут от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает непропорционально велико), и потому такие избирательные системы называют полупропорциональными. К этой же группе систем относится и так называемый кумулятивный вотум, применяемый, в частности, на выборах в органы местного самоуправления в Баварии и некоторых других землях Германии. Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое). Он распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление). Как полагают британские исследователи избирательных систем «так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов, но его действие весьма неопределенно». Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его в отношении использования голосов.2.3 Смешанные системы Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов Государственной Думы.Половина состава Государственной Думы (общий состав 450 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства. Вторая половина депутатов Государственной Думы избирается на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.По результатам голосования депутатские мандаты распределяются между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих правил: 1) подсчитывается сумма голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу за общефедеральные списки кандидатов тех избирательных объединений, которые оказались допущены к распределению мандатов. Данная сумма делиться на 225 – число депутатских мандатов, которые распределяют по этому округу. Полученный результат – это первое избирательное частное;2) число действительных голосов, полученное каждым общефедеральным списком кандидатов, которые участвовали в распределении депутатских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий общефедеральный список кандидатов;3) в случае, когда после произведенных действий в соответствии со вторым правилом, остаются не распределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Не распределенные мандаты передаются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть, т.е. остаток числа, полученного в результате деления. При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов. При равенстве голосов преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, который зарегистрировался раньше. Если общефедеральный список при регистрации был разбит на региональные группы, то затем производится распределение мандатов внутри списка – этими группами и кандидатами, не включенными ни в одну из групп. На первом этапе такого распределения устанавливается число кандидатов, не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам. Указанным кандидатам полученные списком мандаты переходят в первую очередь. Оставшиеся не распределенными внутри списка мандаты распределяются в точности по изложенным выше правилам. С той разницей, что в правиле № 1 делиться общее число голосов, полученных списком, на число оставшихся не распределенными внутри этого списка мандатов. По правилу № 2 на избирательное частное делиться число голосов, поданных за каждую региональную группу в соответствующем субъекте РФ или группе субъектов РФ. Дальнейшее действия аналогичны. Если при этом в одной или нескольких региональных группах не оказалась должного числа кандидатов, то оставшиеся не распределенные мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная де­мократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного само­управления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы . Рассматривая данные системы, обратим осо­бое внимание на то, что они отличаются не столько формаль­ными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

· Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кан­дидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Большинство бывает разным . Су­ществуют избирательные системы, требующие абсолютного боль­шинства (это 50% + 1 голос и более ). Такая избирательная сис­тема существует, например, в Австралии.

Мажоритарная систе­ма относительного большинства означает, что побеждает на вы­борах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников .

Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу». О ней также гово­рят - «победитель получает все».

В настоящее время такая систе­ма действует в четырех странах - США, Канаде, Великобрита­нии, Новой Зеландии .

Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы . Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.

При мажоритарной системе, как правило, возникают и уп­рочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в даль­нейшем депутатом) и избирателями .

Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы изби­рателей, лично знакомы с их наиболее активными представите­лями . Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побежда­ют представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по сво­ему значению партий.

Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в стра­нах, где она используется, двух- или трехпартийных систем .

· Пропорциональная избирательная система означает, что манда­ты распределяются четко пропорционально числу поданных го­лосов.



Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная . В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной си­стеме .

При использовании пропорциональной избирательной си­стемы преследуется цель обеспечения широкого и пропорцио­нального представительства в органах власти политических пар­тий, а также социальных и национальных групп .

Данная система способствует развитию многопартийности . Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разно­видности . Существуют два ее вида:

· пропорциональная избирательная система на общего­сударственном уровне . В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира­тельные округа не выделяются;

· пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах . В этом случае депутатские ман­даты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки . Остановимся на них под­робнее.

К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного прави­тельства .

Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо орга­низованным политическим партиям легко побеждать на выбо­рах и создавать однопартийные правительства .

Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государствен­ную политику . Примеры США, Англии и других стран достаточ­но убедительно об этом свидетельствуют.

Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения пар­ламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смыс­ле пропадают .

Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей . В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных окру­гов .

Как показывает опыт, сельское население голосует более тра­диционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов . Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.

Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остает­ся не представленной в органах власти .

К достоинствам пропорциональной избирательной системы от­носится то, что в сформированных с ее помощью органах влас­ти представлена реальная картина политической жизни обще­ства, расстановки политических сил .

Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества , в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Однако рассматриваемая система имеет весьма существен­ные недостатки . (Пример Италии, использующей данную систе­му: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства ).

Основные недостатки данной системы можно свести к следующему .

Во-первых , при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства . Причи­ны: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, создан­ные на такой основе, отличаются нестабильностью.

Во-вторых , пропорциональная избирательная система при­водит к тому, что политические силы, не пользующиеся под­держкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.

В-третьих , при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкрет­ных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депу­татами и избирателями весьма слабая .

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зави­симости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламента­риев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.

Недостатки пропорциональной системы очевидны и сущест­венны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропор­циональные избирательные системы .

Мировая практика показывает, что если мажоритарные сис­темы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны .

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвер­дившейся политической системы и других обстоятельств .

Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение про­порционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере .

В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.

1. Систе­мы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма ;

2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом ;

3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако пре­дусматривают различные заградительные барьеры проникнове­нию представителям некоторых политических сил в парламент .

Пример - избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от поли­тической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в грани­цах всей страны, в парламент не попадают . Такой «избиратель­ный метр» используется и в ряде других государств.

Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем раз­витии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной из­бирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропор­циональной избирательных систем.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутат­ских мандатов распределяется в соответствий с принципами ма­жоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства .