Главная · Правильное питание · Факторы психического развития ребенка. Основные факторы психического развития К факторам психического развития относят

Факторы психического развития ребенка. Основные факторы психического развития К факторам психического развития относят

Развитие человека – это сложный и многогранный процесс формирования и становления личности, происходящий под влиянием контролируемых и неконтролируемых, внешних и внутренних факторов. Развитие ребенка подразумевает процесс физиологического, умственного и нравственного роста, охватывающий различные качественные и количественные изменения наследственных и приобретенных свойств. Известно, что процесс развития может происходить по различным сценариям и с разной скоростью.

Выделяют следующие факторы развития ребенка:

  • Дородовые факторы, включающие наследственность, здоровье матери, работу эндокринной системы, внутриматочные инфекции, течение беременности и пр.
  • Факторы развития ребенка, связанные с родами: травмы, полученные в процессе родов, всевозможные поражения, возникшие из-за недостаточного поступления кислорода к мозгу малыша и пр.
  • Недоношенность. Детки, рожденные семимесячными, не прошли еще 2 месяца внутриутробного развития и поэтому первоначально отстают от своих своевременно родившихся сверстников.
  • Окружающая среда – является одним из основных факторов, влияющих на развитие ребенка. К этой категории можно отнести кормление грудью и дальнейшее питание, различные природные факторы (экология, вода, климат, солнце, воздух и пр.), организация досуга и отдыха малыша, психическая среда и семейная атмосфера.
  • Пол малыша во многом определяет скорость развития ребенка, так как известно, что девочки на начальном этапе опережают мальчишек, раньше начинают ходить и говорить.

Необходимо более детально рассмотреть факторы, влияющие на развитие ребенка.

Биологические факторы развития ребенка

Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.

Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.

Факторы психического развития ребенка

К предпосылкам или факторам психического развития ребенка относятся различные обстоятельства, которые влияют на его уровень психического развития. Так как человек является био-социальным существом, то к факторам психического развития ребенка можно отнести природные и биологические задатки, а также социальные условия жизни. Именно под воздействием каждого из данных факторов и происходит психическое развитие ребенка.

Самым мощным по силе воздействия на психологическое развитие ребенка является социальный фактор. Именно характер психологических отношений между родителями и малышом в раннем детстве во многом формирует его личность. Хотя малыш в первые годы жизни еще не способен разбираться в тонкостях межличностного общения и понимать конфликты, он чувствует основную атмосферу, царящую в семье. Если в семейных отношениях преобладает любовь, доверие и уважение друг к другу, то и ребенок будет иметь здоровую и крепкую психику. Маленькие дети нередко чувствуют собственную вину в конфликтах взрослых и могут ощущать собственную никчемность, а это нередко приводит к психическим травмам.

Психическое развитие ребенка в основном подвержено нескольким ключевым условиям:

  • нормальное функционирование головного мозга обеспечивает своевременное и правильное развитие малыша;
  • полноценное физическое развитие малыша и развитие нервных процессов;
  • наличие должного воспитания и правильной системы развития ребенка: систематическое и последовательное обучение, как в домашних условиях, так и в детском саду, школе и различных образовательных учреждениях;
  • сохранность органов чувств, благодаря которым обеспечивается связь малыша с внешним миром.

Именно при соблюдении всех этих условий малыш сможет правильно развиваться в психологическом плане.

Социальные факторы развития

Отдельное внимание следует уделить одному из основных факторов развития личности ребенка – социальной среде. Она способствует формированию у ребенка системы нравственных норм и моральных ценностей. Кроме того среда во многом определяет уровень самооценки ребенка. На формирование личности влияет познавательная деятельность ребенка, к которой относятся развитие врожденных двигательных рефлексов, речи и мышления. Важно, чтобы ребенок мог усвоить социальный опыт и научиться основам и нормам поведения в обществе. 4.1 из 5 (7 голоса)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология развития или возрастная психология изучает психическое развитие человека от рождения до конца жизни.

Система основных понятий психологии развития

Категории Понятия
1. Макро-характеристики человека Индивид Субъект Личность Индиви- дуальность
2. Основные линии (ряды) развития Онтогенез Жизненный путь
3. Факторы психического развития Наследственность, половой диморфизм, среда, воспитание и обучение, собственная активность
4. Общие закономерности Неравномерность, гетерохронность, интеграция, пластичность
5. Возраст в широком смысле Паспортный
Биологи- ческий Интеллек- туальный Социаль- ный Психологи- ческий
6. Возраст в узком смысле Стадии, периоды, фазы жизни, сензитивные периоды, возрастные кризисы
7. Возрастные психологические особенности Социальная ситуация развития, основные противоречия, ведущая деятельность, психические новообразования.

МАКРОХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Когда психологи говорят о человеке, то имеют ввиду четыре его макрохарактеристики: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Индивид («один из вида») – понятие, которое характеризует принадлежность конкретного

человека к биологическому виду «Homo sapiens».

Субъект («носитель субъективного») – носитель предметно-практической активности и познания. Субъективность человека проявляется в жизнедеятельности, общении и самосознании.

Личность – социализированный индивид, субъект и объект общественных отношений и исторического процесса.

Индивидуальность характеризует неповторимость, уникальность каждого человека

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ (РЯДЫ) РАЗВИТИЯ

Онтогенез – индивидуальное развитие человека как индивида, становление его как представителя «Homo sapiens». Основные события онтогенеза отражают качественные изменения в возрастном и половом созревании организма, физическом развитии и т.д.

Жизненный путь – индивидуальная история человека как субъекта, личности и индивидуальности. (Вехи жизненного пути – поступление в школу, окончание, вступление в брак и т.п.) Главное содержание жизненного пути – процесс социализации индивида, т.е. превращение его в личность.

ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Психическое развитие – процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в деятельности, личности и сознании.

Факторы психического развития – это относительно постоянные условия, детерминирующие развитие психики, личности в течение всей жизни человека. Их делят на две группы: биологические и социальные.



Наследственность представлена генетической программой , которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой психического развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны психического развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.

Половой диморфизм – фактор половых различий. Изначально пол обусловлен генетически. Однако, биологический пол еще не делает человека мужчиной или женщиной, для этого необходимо усвоить психологию пола (ценности, манеры общения, поведения, особенности самосознания). Половой диморфизм нарастает к юношескому возрасту, стабилизируется в зрелости и сглаживается в старости.

Среда . Среда как фактор психического развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.

Биологическая среда – среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу).

Социальная среда – помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации и пр.



Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение не должно приспосабливаться к возрастным особенностям ребенка, оно должно быть развивающим, идти впереди развития и стимулировать его, опираться на «зону ближайшего развития», т.е. на тот круг задач, которые пока не в состоянии решить самостоятельно, но может справиться с ними под руководством взрослого. Именно разрешение противоречий между трудностью учебных задач и уровнем актуального развития учащихся способствует продвижению их в психическом развитии. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение объекта, сопровождающееся возникновением нового качественного состояния.

Развитие предполагает переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход зависит как от созревания, так и от научения.

Психическое развитие человека – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Направлениями психического развития человека являются:

Когнитивное развитие, т.е. развитие познавательных процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы (развитие эмоций, чувств, волевых качеств личности);

Развитие индивидуально-психологических свойств (развитие темперамента, характера, способностей, мотивационной сферы).

Урунтаева Галина Анатольевна выделила следующие закономерности психического развития:

1) неравномерность и гетерохронность: каждая психическая функция развивается своими темпами, имеет свой сензитивный (т.е. наиболее благоприятный) период развития, фазы развития органов и функций не совпадают по времени;

2) стадиальность развития: в результате скачкообразного и противоречивого характера психического развития чётко прослеживаются определённые стадии, имеющие характерные возрастные особенности психического развития;

3) дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств: обособление психических функций в самостоятельные формы психической деятельности и одновременная взаимосвязь и взаимообусловленность (например, мышление и речь);

4) смена биологических и социальных детерминант (причин), определяющих психическую деятельность и поведение;

5) пластичность психики: изменение психики под влиянием разных условий, различного опыта.

Наиболее существенные и длительно действующие факторы, оказывающие влияние на развитие психических процессов и свойств личности, являются движущими силами психического развития. Разрешение этих противоречий и обеспечивает формирование психических новообразований и дальнейшее развитие психики.

Эти противоречия и являются движущими силами психического развития:

Противоречие между потребностями и возможностями;

Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций;

Движущей силой развития является сотрудничество ребёнка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т.д.;


Движущей силой развития является и ведущая деятельность в каждом возрастном периоде. Именно эта деятельность подготавливает ребёнка к переходу на новый этап психического развития;

Движущей силой психического развития и показателем его нормального протекания является психическое и психологическое здоровье ребёнка. В основе психического здоровья – развитие высших психических функций. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире.

Факторы психического развития – основные условия качественных изменений психических процессов и свойств личности. Это то, что определяет его содержание и направленность.

Выделяют биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относят наследственные и врождённые предпосылки психического развития, которые предопределяют особенности психического развития. Наследственные предпосылки передаются через генотип, врождённыё обусловлены особенностями внутриутробного развития. Так по наследству передаются задатки к способностям, тип нервной системы. Врождённые – условия внутриутробного развития, влияющие на дальнейшее формирование психических свойств.

Удельный вес наследственного фактора может меняться. Мера прояснения наследственных особенностей во многом зависит от условий жизни, особенностей воспитания, типа обучения, возраста ребенка.

Социальные факторы – это влияние среды, условия психического развития: активность, обучение и воспитание.

Среда – совокупность социальных, экономических, культурных и других условий жизнедеятельности человека. Влияние среды может быть стихийным, так как человек живёт в определённых социально-исторических условиях, которые неизбежно влияют на его психическое развитие. Так же микросреда (семья, группа, компания друзей и т.д.) оказывает определённое влияние на личность. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека в социальной среде, в которой происходит его психическое развитие, называется социальная ситуация развития.

Важнейшим фактором психического развития ребенка, формирования его личности являетсяактивность – деятельное состояние организма, связанное с вмешательством в окружающую среду с целью ее изменения в соответствии с потребностью.

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы и пр. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс формирования различных сторон личности. Обучение – это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что нет ни одного психического качества, которое зависело бы только от одного фактора. Все факторы влияют на психическое развитие в органическом единстве.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (социальных) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.

1. Социальные и генетические факторы развития

Когда оцениваются эффекты наследуемости, то важным является представление о том, возрастает ли роль наследственности в процессе жизненного цикла, либо она становится, менее значительна. Большинство людей и даже специалистов, профессионально занимающихся проблемой развития, ответят, что роль наследственности становится менее важной в жизни человека с возрастом. Жизненные события, образование, работа и другой опыт протекают в течение жизни. Этот факт предполагает, что окружающая среда, особенности образа жизни оказывают возрастающее влияние на фенотипические различия, что с необходимостью ведет к уменьшению роли наследуемости. Наследуемость большинству людей представляется раз и навсегда заданной, а генетические эффекты неизменными от начала жизни до ее конца. Генетические факторы становятся возрастающе важными, особенно для общей когнитивной способности в течение жизни.

Другим важнейшим фактом, для понимания природы психического развития являются данные об уменьшении эффектов общей среды в развитии. Общая среда для интеллекта становиться незначительной во взрослом возрасте, тогда как ее вклад в индивидуальные различия в детстве оценивается на уровне 25%.

Постоянна ли величина генетических эффектов в процессе развития, анализируется в области психогенетики при помощи исследований. Психогенетические исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и по своей интенсивности в течение жизни человека. Так, например, данные, полученные современными учеными, позволяют выделить два важных переходных периода генетических влияний в развитии интеллекта.

Первый - это переход от младенчества к раннему детству и второй - от раннего детства к младшему школьному возрасту. Все теории когнитивного развития выделяют эти периоды как важнейшие. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Большой вклад наследственности в интеллектуальное развитие является результатом того, что активизированы все генетические программы. Тогда как незначительный вклад генетического на раннем этапе развития интеллекта указывает на то, что для реализации потенциала человека, среда (а значит и возможности и формы обучения, и родители, и общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию. Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся, прежде всего, анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т.е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду. Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т.п.).

2. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно, вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты того, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур -- разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних» факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек -- «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, -- до концепции современного «ситуационализма» в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. XX века концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на честных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Был проведен ряд подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные.

Как правило, одни и те же факты интерпретируются по-разному представителями противоположных направлений в решении проблемы соотношения наследственности и среды в личности. Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности сохранились и в настоящее время. Отечественный психолог А.Г. Асмолов считает, что в их основе лежит механистический «линейный» детерминизм, вызывающий резкие возражения. В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств человека в изменяющихся ситуациях. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, А.М. Эткинд обращает внимание на результат, ставший итогом экспериментальных исследований в этой области: за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев. Подобный итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью. Выход из различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд).

Хотелось бы отметить теорию В. Штерна, он писал, что её концепция представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое воспроизведение прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу, как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» Так как и то и другое принимает участие -- только неодинаковое в разных случаях -- в его осуществлении». Иными словами, В. Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, то есть социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, то есть биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности. Впоследствии Г. Олпорт специально подчеркнул, что предложенная В. Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды.

Схема конвергенции, предложенная философом и психологом В. Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более ста лет между биологами, социологами, психологами, медиками и т.п. после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В. Штерна и Г. Олпорта эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двух факторов. Но, А.Н. Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В. Штерном эклектическая позиция, исходный дуализм механистически сложенного биологического и социального в жизни человека.

А в другой теории, был поднят вопрос о детерминации развития личности и вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе (З. Фрейда), а затем в индивидуальной психологии (А. Адлера), аналитической психологии (К. Юнга), а также многих представителей неофрейдизма (Э. Фромм, К. Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.

Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предложенные З.Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление: «личность» и «общество».

Заключение

генетический средовой личностный психический

Развитие человека - неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика - это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений. Учитывать индивидуальный темп развития необходимо при любых взаимодействиях с ребенком. Это является залогом его психического здоровья. В тоже время решить вопрос является ли рассогласование индивидуального темпа развития особенностью данного ребенка или это отклонение, деформация или задержка его развития может только специалист в области психологии развития.

Список использованной литературы

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.: Питер, 2000.

3. Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. "Наследственная" и "средововая" детерминация развития личности. Возрастные циклы в развитии человека.

    реферат , добавлен 17.05.2009

    Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности. Схема системной детерминации развития личности.

    лекция , добавлен 25.04.2007

    Возрастные периоды становления личности в процессе онтогенеза человека, истоки возникновения личностного кризиса и его возрастная динамика. Типологизация кризисов психического развития человека в период от рождения до юности, от молодости до старости.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Влияние на коммуникативное развитие ребенка с задержкой психического развития микросоциальной среды. Исследование готовности к школе у детей с задержкой психического развития. Микросоциальные условия и формирование самоотношения и самооценки учащихся.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Методологические и понятийные основы возрастной психологии, история и этапы ее развития, современные достижения. Сравнительное описание концепций возрастного развития в западной и отечественной психологии. Проблема детерминации психического развития.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Понятие дефекта - физического или психического недостатка, вызывающего нарушение нормального развития ребенка. Факторы риска недостаточности психофизического развития. Сравнительная характеристика умственной отсталости и задержки психического развития.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2011

    Чем определяется психическое развитие человека? Генетические и средовые факторы в психическом развитии человека. Развитие как метафора эпигенетического ландшафта. Стадиальность и непрерывность психического развития. Проблемы периодизации развития.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2002

    Основные положения периодизации психического развития личности. Анализ особенностей психического развития личности на различных возрастных этапах. Общие закономерности, темп, тенденции и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2012

    Периодизация психического развития в детском возрасте как фундаментальная проблема возрастной психологии. Сущность и особенности гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития, общая характеристика ее возрастных эпох и кризисов развития.

Сущность биологического фактора развития. Включают наследственность и врожденность (особенности, которые ребенок принимает внутри утробно). Врожденные и наследственные черты составляют возможное будущее развитие личности.
Наследуются, например, темперамент, задатки способностей, но единого мнения о том, что именно в психике человека генетически обусловлено, нет.
Наследственные и врожденные свойства организма создающие анотомо-физиологические предпосылки для формирования различных видов психической деятельности. Особенности человеческого мозга являются преобладание в его структуре высших отделов коры больших полушарий, поэтому ребенок рождается с гораздо меньшим, чем у детенышей животных количеством врожденных форм поведения, но со значительно большими возможностями научения. Мозг новорожденного как по своим размерам так и по строению существенно отличается от мозга взрослого человека. И лишь постепенно завершается процесс его созревания при этом в детстве созревание идет наиболее интенсивно. Вместе …
с морфологическими изменениями происходят значительные изменения функций нервной системы.
Нормальное созревание мозга ребенка является первым из важнейших биологических условий психического развития.

Социальный фактор развития . Для формирования специфически человеческих психических качеств(логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Известны многочисленные данные о том, что «госпитализм», дефицит общения с окружающими, различные виды изоляции от социальной среды (напр., в случаях с детьми, попавшими в раннем возрасте в окружение животных) приводят к резкому нарушению детского развития, возникновению глубоких психологических дефектов, которые с большим трудом преодолеваются на последующих генетических стадиях. Включение ребенка в социальную среду, обеспечение обучающих воздействий взрослых, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, являются важнейшим условием развития его личности, высших форм познания.

· Природная среда – действует опосредованно через социальную среду

· Социальная среда – дифференцируется на семейную и общественную среду. Влияние достаточно стихийное.

Воспитание и обучение – характерна целенаправленность и планомерность.

Фактор активности в психическом развитии.

Активность человека – многообразие формы его взаимодействия с окружающим миром.

Представляет собой многоуровневое образование:

— биологическая или физическая активность. Выражена в наборе естественных потребностей ребенка. Ребенок рождается на свет – дышит самостоятельно. Этот вид активности обеспечивает взаимосвязь ребенка с окружающим миром и его выживание в этом мире.

— познавательная психическая активность. Проявляется в потребности познания окружающего мира. У ребенка формируются познавательные психические процессы, ему хочется освоить взрослый познавательный (окружающий) мир. Позднее эта активность проявляется в детских вопросах, в элементарном экспериментировании.

— социальная активность. Проявляется на первом году жизни. Ребенок сосредотачивается на лице родителей. К 3м годам у ребенка появляется интерес к сверстнику.

Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды обучения и воспитания будет мало эффективен. С другой стороны в развитии активности ребенка ведущую роль играют социальные условия, в которых живет ребенок.

18. Диалектическая взаимосвязь развития, обучения и воспитания. Понятие о зоне ближайшего развития .

Обучение должно подстраиваться под психическое развитие и обучение следует за развитием (Пиаже и др.). Пиаже: развитие ребенка – это процесс, который имеет свои собственные закономерности, который не зависит от воли людей и педагог должен считаться с тем уровнем, который достиг ребенок в процессе своего естественного развития и строить обучение в соответствии с этим уровнем. Т.е. циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.

Бихевиористы : отождествляли обучение и развитие. Считают, что развитие – это есть результат научения. Оба эти процесса совершаются равномерно и параллельно. Так что каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Одновременность, синхронность этих процессов – основная идея данной группы теорий.

С.Л. Рубинштейн: Обучение и развитие есть стороны единого процесса. Ребенок не обучается и развивается, а развивается обучаясь.

Л.С. Выготский: Обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой.

Выготский обращал внимание на то, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Мы должны определить по меньшей мере 2 уровня развития ребенка, без которых не сумеем в каждом конкретном случае найти верное соотношение между ходом детского развития и возможностями его обучения.

Первый уровень Выготский назвал уровнем актуального развития . Это уровень психического развития, который уже сложился, те возможности ребенка, которые он реализовал самостоятельно, т.е. тот уровень развития, который достиг ребенок в настоящий период.

Второй уровень Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка. Она определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время.

Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает целый ряд внутренних процессов развития, которые сегодня могут быть возможными только благодаря сотрудничеству со взрослыми, т.е. обучение ведет за собой развитие. Иными словами обучение – есть форма осуществления развития.

Механизмы развития.

Основные механизмы развития:

— Интериоризация

— Идентификация

— Отчуждение

— Компенсация

1. Прежде всего, речь идет об интериоризации знаков. Т.е. искусственно созданных человеком стимулов средств. Они предназначены для управления своими и чужими (…)

Ребенок усваивает знаки в процессе общения и использует их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря этому у ребенка формируется знаковая функция сознания, происходит становление логического мышления, речи и других высших психических функций.

2. З. Фрейд. Отождествление помогает эффективно присвоить черты объекта идентификации и направить развитие ребенка.

3. Маслоу. Описывал самоактуализирующую личность. Ей присущи открытость, контактность, принятие других, но так же и стремление к уединению, независимости от окружающей среды и культуры. Общество стремится сделать человека шаблонным, лишенным индивидуальности. Нужно сохранить равновесие. Оптимальной является идентификация в общении с окружающими и отчуждение во внутреннем плане, в плане личностного развития.

4. Адле. Четыре вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая (уход в болезгь). Компенсация позволяет выработать индивидуальный стиль жизни, дает возможность для любого человека найти свой стиль социализации и свою социальную группу.

Важно знать:

— роль этих механизмов в развитии психики разных людей не одинакова.

— в течение жизни человека значение каждого из механизмов меняется:

× ранние годы жизни – интериоризация (присвоение культурных знаний, норм общества) и идентификация;

× зрелый возраст – отчуждение (человек осознает свою уникальность, стремится оградить свой внутренний мир от чужих вмешательств), роль интериоризации снижается, отсюда с трудом формируются новые знания, плохо привыкает к новым ценностям, существенно снижается идентификация, группа общения семья/друзья сформирована и почти не пересматривается.

× в пожилом возрасте активность отчуждения снижается, в ходе онтогенеза увеличивается значение компенсации. Её возможности возрастают и в зрелости. Этот механизм обеспечивает личностный и творческий рост человека. В пожилом возрасте идет компенсация не только своих индивидуальных слабостей, но и потерь: сил, здоровья, статуса.

20. Понятие возраста: абсолютный и психологический возраст. Возрастная периодизация Л.С. Выготского .

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, которые не взаимосвязаны с индивидуальными различиями, они являются общими (типологическими для всех людей)

Возраст – понятий общественно-историческое.

Возраст абсолютный (календарный, паспортный) – длительностьсуществования объекта, его локализация во времени. Выражается количеством временных единиц. Возрастные изменения личности не прямо пропорциональны числу прожитых человеком лет, между ними очень сложное опосредованное отношение. Хронологические границы могут сдвигаться, и один человек вступает в новый возрастной период раньше, другой – позже.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу психологического возраста взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Периодизация Выготского. Л.С.Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал возрастные новообразования, характерные для каждого этапа развития. Возрастные новообразования – те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внешнюю и внутреннюю жизнь и весь ход его развития в данный период.