Главная · Правильное питание · Церковь святой семьи барселона. Саграда фамилия в барселоне

Церковь святой семьи барселона. Саграда фамилия в барселоне

Каждый, кто уже бывал в Барселоне или только мечтает туда отправиться, сразу в голове рисует некие образы, у некоторых в мыслях всплывает картинка Храма Святого Семейства Антонио Гауди, и не удивительно, ведь это чуть ли не главная достопримечательность всей страны.

Но всё ли знают туристы об этом сооружении? А ведь вокруг собора ходят различные легенды и истории, которые стоит узнать перед поездкой в Испанию.

Вконтакте

Где находится Собор Святого Семейства

В самом сердце Барселоны стоит величественный храм, который невозможно не заметить – это тот самый храм Антонио Гауди. Его часто называют храмом Святого Семейства или Саграда-Фамилия.

Собор находится в районе Эшампле – одном из самых густонаселенных районов города, где живет больше 250 тысяч человек. Хотя, когда начинали возводить собор, он находился более чем в семи километрах от Барселоны, но город с тех пор увеличился и изменился до неузнаваемости.

Добраться до главной достопримечательности можно даже с аэропорта. Для этого воспользуйтесь метро, сначала сядьте на ветку L9, затем пересядьте на L5, где можно найти одноименную станцию – Саграда-Фамилия. Добираться придется минут 30-40, это недолго, поэтому даже во время пересадки можно успеть увидеть такую красоту. Можно посмотреть на внешнюю облицовку, а можно заказать экскурсию и насладиться храмом изнутри, это поможет вникнуть в историю жизни архитектора и в историю создания такого шикарного проекта.

Церковь Святого Семейства - история строительства

Храм Саграда Фамилия Антонио Гауди – это один из немногих храмов, которые продолжают строиться до сих пор. Гауди задумывал, что собор будет самым величественным зданием всего мира, сочетающим в себе многие архитектурные стили.

Антонио Гауди — родился 25 июня 1852, в г. Реус, (Испания); умер 10 июня 1926 в г. Барселона, (Испания)

На творчество Антонио повлияли такие люди, как Виолле ле Дюк и Джон Рескин, их идеи об архитектурных стилях он и перенял. Но учась у других, молодой архитектор из Реуса всегда мечтал создать что-то необычное, чего мир ещё не видел. Украшая своими постройками город, Гауди более 40 лет своей жизни отдал лишь одному своему проекту – Искупительному храму Святого Семейства.

История строительства: до смерти Гауди

Началось возведение собора в 1883 году. Первым архитектором стал Франсиско де Вильяр, который решил возводить католическую церковь в модном для того времени стиле – неоготическом. Но автор постоянно ссорился с церковным советом по различным поводам, они не могли выбрать материалы, набрать группу и так далее. Поэтому уже спустя восемь лет к работе приступил мастер своего дела – знаменитый Гауди. Маэстро сразу решил, что постепенно будет отходить от готического и неоготического стиля, хотя основа была уже заложена в данном стиле. Доделывать проект Антонио решил в собственном стиле, несравнимом ни с чем.

Архитектор постоянно контролировал строительство Саграды, считая, что это главная цель его жизни. Некоторое время автор жил даже в храме, в небольшой комнатке. До конца четкой схемы собора у него не было, по ходу строительства он добавлял или убирал некоторые детали. Из-за этого строительство часто останавливали, ведь архитектору переставало нравиться построенная деталь.

Гауди посвятил всё время строительству собора, финансирование уменьшалось, он даже просил денег у местных жителей, ходя по улице. Собор забрал все силы и время у архитектора, но всё-таки до конца жизни он был верен своему делу. Жизнь Антонио Гауди оборвалась в 1926 году, когда он был сбит трамваем. Похоронен он на территории церкви Святого Семейства, который так любил.

История строительства: после смерти Гауди

Долгое время власти не могли решить, стоит ли продолжать строительство Саграды Фамилии, ведь задумка была очень сложной, справиться с ней мог не каждый архитектор. В изначальном плане маэстро хотел выстроить три фасада с 4 высокими шпилями. Всего получилось бы 12 башен, символизирующих 12 апостолов. В центре должен располагаться самый большой шпиль – знак Иисуса Христа. Окружает этот шпиль ещё четыре возвышенности с символами орла, тельца, ангела и льва, то есть это были бы символы Евангелистов.

Гауди был очень религиозным человеком, он хотел, чтобы собор рассказывал истории из Библии. Три фасада бы рассказывали о «Рождестве», «Страсти Христовы» и о «Вознесении». Но при жизни он успел выстроить только «Рождество» и четыре башни.

После 1926 года руководство над строительством перешло к ученику Гауди – Доменеку Сугранесу, который работал до этого с учителем более 20 лет. После смерти Антонио не оставил почти никаких чертежей и схем, который помогли бы закончить строительство задуманных фасадов. Но его соратник немного знал о целях архитектора и старался выполнять их. Он завершил строительство трех колоколен фасада «Рождества». Работал над проектом Сугранес до 1938 года. А уже после строительство было остановлено из-за войн и беспорядка в стране. Продолжили строительство только в 1952 году.

Спустя два года начали строительство второго фасада «Страсти Христовы», за основу взяли немногочисленные чертежи Гауди. К 1961 году построили крипту, где сразу же открыли музей, рассказывающий об истории постройки. Уже к 1977 году были построены четыре башни на втором фасаде, архитекторы приступили к внешним и внутренним украшениям.

Примите к сведению: работа над собором продолжается и по сей день. Сейчас воздвигают третий фасад, новые башни, доделывается внутреннее убранство. Предполагают, что Саграда Фамилия будет построена к 2026 году.

Антонио Гауди Саграда Фамилия - архитектура храма

С чем только не сравнивали главное детище Гауди. Его называли органом, сердцем Испании, муравейником и даже домом Бога.

Создатель продумывал каждую деталь до мелочей, каждый символ на фасаде что-нибудь значит, поэтому все твердят, что рассматривать Храм Святого Семейства можно часами, при этом каждый раз замечать новые детали. Внутреннее убранство также заставляет поразиться, хоть собор и открыт для посещения, пробраться можно далеко не во все его части.

Наружное убранство

В юности Гауди вдохновлялся природой, которая очень повлияла на него. Он всю жизнь считал, что человек не сможет построить ничего красивей, чем природа. Но все свои постройки он пытался делать, черпая вдохновение из окружающего мира. Из-за этого высота собора предполагалась достичь 170 метров, это на несколько метров ниже самого высокого холма в Барселоне.

Архитектор тщательно подбирал цвета для фасада, пытаясь сделать храм естественной «горой» посреди города. А отверстия на башнях должны были разгонять ветер, который свистел и музыкально играл для всех посетителей.

Саграда выстроена в форме латинского креста, имеет три фасада и 12 башен. Различные статуи и рельеф на фасаде подбирались самим Гауди, хотя многие детали были добавлены уже после его смерти. На фасаде можно заметить фрукты, лица людей, скульптуры святых и многое другое. Если правильно читать все символы на храме, то можно изучить некоторые сцены из Библии и узнать подробную информацию об апостолах.

Внутреннее убранство

Детали внутри собора не менее значимы, чем символы на фасаде. В каждой части рассказывается отдельная история из жизни Христа. Автор избегал прямых линий. Вдохновляясь геометрией, он использовал такие фигуры, как эллипс, геликоид, коноид и другое. Архитектор старался по максимуму играть со светом.

Витражи, которые появились уже после его смерти, добавляют магии собору. А свет попадает в помещение через многочисленные отверстия. С 2010 года в соборе ведутся службы, хотя туристов тоже пускают посмотреть на этот шедевр. Внутри Антонио задумал поставить множество колонн, которые должны были удерживать всю конструкцию, но при этом не должны утяжелять интерьер.

Так и получилось, все колоны необычны, как будто это искусственные деревья, между кронами которых просачивается свет. В храме Святого Семейства в Каталонии можно обнаружить символы звезд, винограда, кресты и лики людей – все детали составляют одну волшебную картинку.

Стоит отметить: многие считают, что современные архитекторы отходят от канона Гауди, добавляют свои идеи и детали, но в целом композиция выглядит гармонично и необычно, как и задумывал великий Антонио Гауди.

Собор Святого Семейства в Барселоне — интересные факты

Вокруг Храма Святого Семейства часто ходят слухи и легенды, поэтому всем хотелось бы знать интересные факты об этом творении гения Гауди:

  1. Каждый год более трех миллионов людей посещают этот Храм, а все деньги от продажи билетов стараются вкладывать в строительство Саграды, ведь на неё уходят колоссальные средства.
  2. Бытует легенда, что Искупительный храм Святого Семейства специально не достраивают, ведь если это случится, то Испания рухнет, но это всего лишь миф.
  3. Несколько раз прекращали строительство, последний раз это случилось в 2008 году, когда группа искусствоведов признали, что реставрации и продолжение работ только вредят храму.
  4. Некоторые туристы пытаются проникнуть в ещё недостроенные фасады, хотя это опасно, ведь как-никак это действующая стройка.
  5. Несмотря на продолжение строительства, в 2010 году Папа Римский освятил храм и разрешил вести службы.
  6. Сама задумка о строительстве величественного храма принадлежала торговцу книг – Бокабельи, который после увиденного Собора Святого Петра в Ватикане решил выстроить ещё более пышный Собор у себя на Родине.
  7. Собор планируют закончить лишь в 2026 году, а значит, что он строится 144 года. Это на несколько лет больше, чем строительство .
  8. Сам Гауди изначально знал, что не успеет достроить своё творение, хотя его никогда не волновало, сколько лет и сил потребуется на это.
  9. Кроме самого архитектора, в Саграде похоронен также человек, который и придумал эту идею — Жузеп-Мария Бокабелья.
  10. Гауди беспокоился о рабочих, для их детей он даже возвел школу прямо на территории собора. Построена она была в 1909 году, там было несколько классных комнат, где занимались дети. Но школу пришлось убрать в 2002 году, когда понадобилась территория для строительства.

Храм Святого Семейства в Испании – это, безусловно, главная достопримечательность Барселоны, вокруг которой ходят многие легенды. Некоторые утверждают, что дух Гауди до сих пор бродит тут, контролируя строительство.

За всё время постройки собор старались строить по первоначальной задумке автора, но с каждым разом было сложнее воплотить это в жизнь, даже в современном мире добыть столько ресурсов проблематично.

Собор Гауди в Барселоне - красивые фото

Безусловно, на всех открытках, магнитиках, футболках и других сувенирах в Испании часто изображают именно эту достопримечательность. Сделать красивый кадр не составит труда, ведь это место красиво в любую погоду, в любое время года. Особо много туристов тут летом, поэтому будьте готовы к фотографиям, на которых кроме вас будет человек 100.

Если хотите сделать редкий кадр без людей, тогда приходите на рассвете или путешествуйте в низкий сезон, хотя Барселона – популярное направление круглый год.

Зимние кадры редко бывают классическими для нас, ведь снег тут бывает редко, а вот сфотографировать собор с цветами получится даже зимой.

В этой статье:

  1. Архитектурные составляющие собора
  2. Антонио Гауди и Саграда Фамилия
  3. Собор Святого Семейства в деталях
  4. Как добраться до Саграда Фамилия

Собор Саграда Фамилия является символом Барселоны. Ни один человек, интересующийся этим великолепным испанским городом, не обойдет вниманием храм, ставший знаменитым во всем мире. Еще бы! Во-первых, Саграда – уникальное сооружение с точки зрения архитектуры, а во-вторых, строительство собора ведется уже дольше столетия и длиться ему еще долго-долго.

Архитектурные составляющие собора

Строят храм исключительно на средства, которые жертвуют на это благовидное дело меценаты и простые люди. В планах – закончить возведение собора к 2030 году. И глядя на величественное строение из некоторых ракурсов, можно согласиться, что это реальная задача. Вот таким можно увидеть фасад Страстей собора Святого Семейства со стороны парка:

Вполне завершенный вид. Но это же, можно сказать, только пятая часть всего строения. С противоположной стороны на стадии завершения находится другой фасад храма, посвященный Рождеству. Эти четыре башни справа венчают именно фасад Рождества:

Но если посмотреть на эту великую стройку на расстоянии и поинтересоваться, какие еще конструкции должны появиться в полной версии собора, то становится очевидным, что еще предстоит выполнить огромнейший объем рaботы.

На следующей фотографии можно увидеть собор издалека. Кадр сделан из . С довольно большого расстояния прекрасно виден размах строительства:

Складывается впечатление, что храм Святого Семейства доминирует над всей северо-восточной частью Барселоны. Те восемь башен, которые уже возведены, превышают стометровую отметку. А в центральной части сооружения, где сейчас расположились строительные краны, согласно проекту запланировано возведение башни, венчать которую будет огромный крест. Предполагается, что высота Саграда Фамилия достигнет 170 м.

Но и перечисленными элементами не исчерпывается тот проект собора, над которым рaботал гениальный архитектор Антонио Гауди. Мастер планировал и третий фасад с четырьмя подобными огромному веретену башнями. Фасад Славы – таким хотел видеть Гауди еще один главный компонент храма.

Гауди и Саграда Фамилия

Гауди создал целый ряд шедевров в Барселоне, но храм Святого Семейства – стал делом, и наверное, смыслом всей его жизни. 43 года посвятил Антонио Гауди знаменитому проекту.

Закладка первого камня собора состоялась в 1882 г. Эта дата впечатана на камне ворот, ведущих на территорию храма.

Справедливости ради следует уточнить, что изначально проект собора разработал в стиле неоготики архитектор Франсеск де Паула Вильяр. Под его же руководством и было начато строительство. Однако между заказчиком проекта и Вильяром возникли разногласия, что привело к необходимости передать проект другому архитектору. Так строительство храма в 1883 г. перешло в полномочия уже проявившего к тому времени свой Антонио Гауди.

Гауди оставил ту подземную часть, которую успели построить за год, но разработал совершенно иной архитектурный проект дальнейшего возведения храма.

До последних дней своих Антонио Гауди рaботал над эскизами и расчетами проекта. При его жизни к 1926 г. были возведены основные элементы фасада Рождества. По задумке Гауди на этом фасаде отражены главные события из жизни Христа. Внимательно присмотревшись, можно увидеть и на этой фотографии основные сюжеты Библии:

Все скульптуры выполнены в натуральную величину. Несмотря на это, издалека кажется, что фасад содержит больше хаоса, чем выразительных изображений. Но посмотрим хотя бы на один сюжет с приближением, и все сомнения развеются:

Как известно, эскизы и расчеты Антонио Гауди были практически уничтожены во время гражданской вoйны в Испании. Сейчас они по крупицам восстанавливаются. Большая часть технических наработок каталонского архитектора находится в Центре Гауди, открытому на родине мастера в небольшом городке .

Но смогут ли современные архитекторы воссоздать тот облик собора, который видел в своем воображении Гауди?

Собор Святого Семейства в деталях

По замыслу архитектора храм Саграда Фамилия должен быть 18-башенным! 12 башен – по четыре башни каждого фасада – посвящены апостолам. Еще четыре башни Гауди планировал возвести в честь евангелистов. Высочайшая 170-метровая башня в центре будет посвящена Иисусу Христу, а рядом с ней планировалась чуть пониже колокольня Богородицы.

Какие из этих замыслов будут осуществлены, покажет время. А пока мы видим 8 башен у двух фасадов. На каждой башне установлена скульптура апостола, в честь которого она названа:

Практически каждая деталь собора посвящена апостолам, библейским сюжетам, святым:

В любом информационном источнике, касающемся творчества Антонио Гауди, подчеркивается его ориентированность на природу и естественные образы. Здание собора Святого Семейства многократно иллюстрирует эту приверженность архитектора природным элементам. Его башни завершаются медальонами, отделанными керамикой, или шишками, или ягодами:

Кроме фасада Рождества в соборе к настоящему времени довольно детально проработан фасад Страстей Христовых. Активное строительство этой части собора возобновилось в 1954 году, но ведется до сих пор, укрывая лесами значительную часть фасада:

Скульптурные группы с этой стороны храма совершенно другие и по содержанию, и по исполнению. Над входом размещены угловатые композиции, которые рассказывают о мучениях и смерти Христа:

Тем, кто подъезжает к храму Святого Семейства туристическим автобусом Bus Turistic, удобно рассмотреть фасад Страстей, находясь на верхнем этаже автобуса. Не торопитесь выходить из автобуса — снизу таких отчетливых картин не увидеть. Тем более что автобус стоит на этой остановке несколько минут.

Вообще, как это часто бывает, грандиозное сооружение занимает площадь, ограниченную зданиями, поэтому осматривать его непросто. Великолепный вид храма открывается, если войти в парк, находящийся рядом.

Как добраться до Саграда Фамилия в Барселоне

Одно дело, если вы решили при посещении Барселоны воспользоваться экскурсионным Bus Turistic. В этом случае, автобус синей линии вас доставит к самому храму. Но, если вас интересует исключительно Саграда Фамилия, то можно воспользоваться метро. Две линии метро имеют одноименную станцию с выходом у самого собора.

Но тем, кому доставляют удовольствие прогулки по городу, лучше всего пройтись пешком. К примеру, от Каталонии идти до собора каких-то пару километров, а от Триумфальной арки и парка Сьютаделья и того меньше. Эта часть Барселоны называется Эшампле и абсолютно проста в ориентировании. Улицы, строго расчерчивающие кварталы, без проблем выведут к храму.

К слову сказать, главным храмом Барселоны является не Саграда Фамилия, а собор , который находится в центре . Это старейший собор города, который имеет статус кафедрального. Но, безусловно, и храм Святого Семейства, и Кафедральный собор нужно увидеть своими глазами, а в идеале и их, раз уж судьба подарила вам поездку в Барселону.

Ваш euro-проводник Татьяна

Для меня Каталония, а в частности Барселона, до недавнего времени ассоциировалась с одноименным футбольным клубом и знаменитым эль-классико. И когда выпал шанс посетить с компанией это грандиозное событие, я, не раздумывая, согласился. Поскольку добирались заранее, в Барселону попали за день до матча, и у нас образовалось свободное время, чтобы познакомиться с городом. Нам сразу предложили посетить самый популярный долгострой в Испании и один из самых известных в мире. Его каталонцы, не будь они каталонцами, уже успели превратить в туристическую достопримечательность – храм Святого Семейства .

Сразу скажу, сооружение впечатляет еще при дальнем созерцании. Даже на фоне незаурядной архитектуры Барселоны он выделяется своими размерами, формами и особой, сконцентрированной энергетикой. При ближнем знакомстве он вызывает ошеломляющие чувства.

История создания Храма Святого Семейства

  • Замысел строительства храма возник еще в 1874 году и исходил от богатого книготорговца Хосепа Мария Бокабелло . Изначально было задумано, что строительство будет вестись исключительно на частные пожертвования. После сбора необходимой суммы в 1881 г. был куплен земельный участок в местности Эшампле, на тот момент отдаленной на несколько километров от городской черты.
  • Первым архитектором проекта стал Франсиско де Вильяр , под его руководством храм и был заложен. Произошло это событие в 1882 году в день Святого Иосифа, а точнее 19 марта. Де Вильяр видел будущий храм в неоготическом стиле и, исходя из этого, и планировал строительство. Но уже в конце того же года у архитектора возникли разногласия с заказчиками, и он покинул проект.
  • Работы по строительству храма Святого Семейства возглавил архитектор Антонио Гауди , которому на тот момент был 31 год, и в качестве опыта он имел всего лишь одно завершенное здание.

Существует несколько версий, почему выбор пал именно на него. Одна, романтическая, гласит – Хосепу Бокабелло приснилось, что Храм Святого Семейства построит голубоглазый блондин. Поскольку подходящих под такие признаки среди каталонцев немного, то, когда Бокабелло увидел Гауди, сразу настоял на выборе именно его. Сторонники второй, прагматичной, склоняются к тому, что выбор был вызван желанием сэкономить у заказчиков, поскольку Гауди на тот момент являлся еще малоизвестным архитектором. Как бы то ни было, Гауди следующие 43 года жизни посвятил этому проекту, а сам Искупительный храм Святого Семейства в Барселоне ассоциируется именно с .

Гауди — главный создатель Храма Святого Семейства

Гауди, будучи не только архитектором, но и абстракционистом, внес кардинальные преобразования в первоначальный замысел храма. Строго говоря, он практически не имел готового проекта на бумаге, предпочитая работать спонтанно, повинуясь вдохновению. Для того чтобы постоянно контролировать процесс возведения, Антонио Гауди поселился непосредственно на территории строительства.

Главным замыслом архитектора было использование в облике будущего сооружения природных линий (деревьев, человеческого тела), которые он считал образцом совершенства.

В последние годы жизни Гауди, понимая, что не успеет воплотить и малой части задуманного, все большее внимание уделяет чертежам и эскизам, стремясь передать будущим строителям как можно больше своих идей. Поэтому в это время темпы строительства несколько снижаются.

После смерти мастера в 1926 году среди общественности Испании возникла дискуссия, стоит ли продолжать возведение храма или оставить строительство незавершенным, в память о Гауди. Причем за прекращение работ высказывались многие известные деятели искусства, в том числе Сальвадор Дали. Тем не менее, работы были продолжены, и их возглавил один из помощников Антонио Гауди Доменек Сугранес.

Существенно помешала строительству начавшаяся в 1936 году гражданская война. Причем пострадал не только храм. Было уничтожено большинство чертежей и эскизов, сделанных Гауди. Полноценные работы были возобновлены уже в 1950-х годах и продолжаются по сей день.
В 2010 году Римский Папа Бенедикт XVI во время посещения Испании освятил храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в , тем самым признав его пригодным для проведения богослужений.

Основные достопримечательности и реликвии Храма Святого Семейства

Чтобы представить себе храм Святого Семейства в Барселоне, приведу его краткое описание с фото.

  • Выполнен по форме латинского креста. Его обрамляют три портала: Рождества , Страстей Христовых и Вознесения (в настоящее время достраивается). По завершению строительства над храмом будут возвышаться 18 башен: 12 посвящены апостолам (по 4 на каждом из 3-х фасадов), 4 в честь Евангелистов (над центральным сводом), а также главная, посвященная Иисусу Христу, башня и колокольня Девы Марии. Каждый из фасадов символизирует веху жизненных деяний Христа, а размещенные на них изображения посвящены сценам на библейские сюжеты. Причем все фигуры выполнены в натуральную величину. Гауди, а затем и последующие архитекторы настолько скрупулезно выписывали каждый элемент оформления, что можно провести длительное время, рассматривая один единственный эпизод.
  • Первое, что бросается в глаза, как только заходишь внутрь храма, это множество колонн разнообразной формы . Причем они не стоят, а растут, наклоняясь, как деревья, под различным углом и впиваясь своими кронами в своды помещения.
  • Особо привлекает освещение храма . Свет проникает сквозь множество разноцветных мозаичных окон, внутри смешиваясь и приобретая необычный таинственный оттенок.
  • Алтарь Храма Святого Семейства также привлекает своей неординарностью. Он поднят над уровнем пола на два метра, и его хорошо видно из любого уголка помещения. Над алтарем, паря в воздухе, возвышается распятие под раскрытым навесом. Элементы отделки внутреннего убранства продуманы не менее тщательно, чем детали фасада, и посетитель долго не сможет сообразить, на чем сконцентрировать свое внимание.

Все подчинено четким геометрическим законам, дополняя впечатление совершенства, полученного при виде внешнего облика Саграда Фамилия.

Как добраться

Адрес храма Святого Семейства (Саграда Фамилия) Антонио Гауди: ул. Майорка (Mallorca), 401, Барселона, Каталония, .
Самостоятельно доехать до искупительного храма Святого Семейства в Барселоне вы сможете:

  • На метро – станция Саграда Фамилия (Sagrada Familia) на сиреневой и синей ветках;
  • На автобусе – одноименная остановка маршрутов №№ 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51.

Цены, акции, режим работы

Посетить храм Святого Семейства можно, купив один из входных билетов:

  • Панорамная экскурсия с посещением башен (с аудиогидом на русском языке) обойдется в 29 евро;
  • Специализированная экскурсия , посвященная Антонио Гауди, с посещением храма и дома-музея архитектора (доступен аудиогид на русском языке) стоит 24 евро;
  • Экскурсия со специализированным гидом по Саграда Фамилия будет стоить 24 евро (не предусмотрена на русском языке);
  • Индивидуальная экскурсия по базилике – 22 евро (есть аудиогид на русском);
  • Билет, рассчитанный на один час посещения храма без гида , аудиогида и посещения башен, – 15 евро.

Часы работы храма

  • В зимний сезон (с ноября по февраль) храм работает с 9 до 18 часов.
  • В межсезонье (март и октябрь) посетить Саграда Фамилия можно с 9 до 19 часов.
  • Во время летнего сезона (с апреля по сентябрь) посетителей ждут с 9 до 20 часов.
  • В праздничные дни 25.12, 26.12, 1.01 и 6.01 время работы ограничено с 9 до 14 часов.

Прекращается продажа билетов за 30 минут до закрытия.

Храм Святого Семейства — видео

Храм Святого Семейства — одна из самых главных достопримечательностей Барселоны. Самое известное творение гениального архитектора Антонио Гауди, строится уже более столетия. Это видео не может передать всех чувств, которые испытываешь, глядя на этот шедевр. Приятного просмотра!

Я остался под сильным впечатлением от посещения храма Саграда Фамилия. Но поскольку это была спонтанная экскурсия, возможно, я не в полной мере успел осознать весь масштаб этого сооружения.

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.

Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)

Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.

На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.

Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.

На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.


Портик Милосердия, коронация Марии


Рождество Иисуса

Весь фасад Рождества, стремительный и грандиозный, производит впечатление непрерывного движения. Это не что иное, ворчали критики, как «трактат о чистом стремлении». Но в неоконченном творении Гауди использована необузданная стилистика клептомании, объединяющая язык восковых фигур, диорамы, карнавала, пейзажа, грота, ярмарочной площади и религиозной святыни в замысловатое целое.

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.

В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.

В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.


Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».

Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

Предыдущая фотография Следующая фотография

В каждой туристической Мекке, куда ежегодно стекаются тысячи любознательных паломников со всего света, есть свое ассоциативное сооружение-визитка. Это самая главная достопримечательность, которая является обязательным must look’ом для каждого иностранного туриста, и без которой уже невозможно представить ту или иную страну или город. Так, только при одном упоминании о Париже моментально всплывает образ Эйфелевой башни, при виде изображения статуи свободы в сознании мигают проблесковым маячком буквы USA, а значок пирамиды Хеопса вполне может заменять собой название Египта на географической карте. Однако, пожалуй, больше ни в одной стране мира нет такой специфической особенности, которая отличает визитку испанского города Барселоны от других всемирно известных сооружений. Речь идет, разумеется, о знаменитом произведении великого архитектора Гауди, о соборе Саграда Фамилия.

Архитектурное повествование этого автора тянется цепочкой вкладов в строительство от его последователей до наших современников. Оно дышит эхом прошлого, храня в своих стенах воспоминания минувших исторических событий, и звучит в унисон с сегодняшним 21 веком. Собор Святого Семейства - это поистине уникальное архитектурное явление, это мост, связавший поколения, эпохи и подаривший исключительную возможность не только прикоснуться к истории, но и приобщиться к ее созданию. На протяжении полутора столетий сооружение строится, растет, видоизменяется.

И это единственный случай в истории архитектуры, когда долгострой имеет такую колоссальную мировую известность, является источником притяжения миллионов туристов и входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

История строительства собора

Создание собора началось в 1882 году с малознакомого истории архитектора Франсиско де Вильяра. Изначально сооружение задумывалось исполнить в неоготическом стиле, в духе того времени и в классических представлениях о том, как должна выглядеть христианская церковь. В соответствии с этим было заложено строительство и возведена крипта под апсидой. Однако, волею случая Вильяр вскоре отказывается от проекта и его возглавляет Антонио Гауди, который назначается главным архитектором в 1891 году.

С этого момента жизнь Гауди будет неразрывно связана со строительством собора. Он жил и дышал этим произведением, он был фанатично предан ему и часто лично собирал пожертвования на его возведение. Кстати, жил автор в буквальном смысле, в самом соборе, в келье незавершенного здания.

Гауди просто фонтанировал идеями. Как художник абстракционист, охваченный внутренними порывами и эмоциями, он выплескивал свои замыслы хаотично, часто без схем и чертежей, интуитивно, бесконечно что-то меня, ломая и перестраивая заново. Неудивительно, что строительство требовало от него максимального личного присутствия и содействия, поэтому в итоге собор стал для него и рабочей мастерской, и кровом. 43 года жизни мастер отдал своему творению, при этом при его жизни была реализована только треть его замысла. Гауди был глубоко набожным человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. И действительно, кажется, что каждый камень в сооружении неслучаен, он информативно напитан и рассказывает об очередном библейском сюжете. План здания выполнен в виде латинского креста, на этом собственно исчерпывалось сходство этого футуристического сооружения с обычными каталонскими церквями и храмами.

Интерьер и архитектура собора

Гауди задумывал выполнить три фасада, Рождество, Страсти Христовы и Воскресение, каждый из которых должен быть увенчан четырьмя остроконечными башнями, высотой до 112 метров, которые бы складывались в общее число 12, что соответствовало бы 12 апостолам. Еще 4 башни, по 120 метров каждая, должны символизировать Евангелистов и окружать центральную, самую высокую башню (170 м), посвященную Иисусу, на которой должен располагаться крест. Башню с колокольней в честь Девы Марии предполагалась расположить над апсидой. Гауди решил, что даже самая высокая башня храма не должна превышать самую высокую гору в Испании, Монжуик.

Как истовый христианин, он не мог свое произведение поставить выше, чем творение Бога.

Саграда Фамилия

Каждый фасад должен нести собственную смысловую нагрузку, переданную барельефами, которые передавали бы повествование о жизни и делах Христа. Так первый фасад повествует о Рождестве Христовом, это восточная часть трансепта, единственная часть собора, построенная практически полностью при жизни автора. Полное завершение фасада было закончено только в конце 50 годов двадцатого века.

Говоря о достоинствах архитектуры, необычности формы и структуры здания в целом, хочется обратить внимание на внутреннюю и внешнюю отделку храма. Даже на самой плохой любительской фотографии очевидно насколько внимательно и с любовью отнесся Гауди буквально к каждому квадратному сантиметру своего произведения. Отделка здания и декор просто поражает воображение количеством деталей, продуманностью сюжетов, линий, переходов, сочетанием различных стилей. Это и модерн, и готика, и христианские традиции, щепотка барокко, толика восточного зодчества, и все это не китч, это совершенно гармоничная композиция, в которой нет ничего лишнего. Винтажные ступени, новаторские диагональные опоры, колонны в виде ветвистых деревьев, выложенные майоликой башни и украшенные зодиакальными символами и дарами природы, виноградными лозами и гроздьями, раковинами, пшеничными колосьям. Кроме того, храм напоен особой поэтичностью, которую хотел вложить в него маэстро. Гауди планировал построить колокольню, где колокола раскачивались бы от порывов ветра. Он создал сложною осветительную систему, где свет должен был проникать через проемы в башнях и через витражи на разных уровнях, что создавало бы ощущения струящегося света.

При этом мастер очень ответственно и с возможной долей профессионализма подходил к своему делу. Одно из подтверждений тому, следующий факт: при создании одного из библейских сюжетов «Избиение младенцев», архитектор снимал слепки с мертворожденных младенцев, а для того что бы снять слепок с животного, для более натуралистичного изображения Гауди усыплял на их время с помощью хлороформа.

В 1954 году, многим после смерти Гауди его последователи приступили к постройке фасада Страстей. Внутри этой части храма был впоследствии открыт музей, в котором представлены сохранившиеся наброски, чертежи, разработки самого автора, а так же художественные и технические объекты, связанные со строительством сооружения, на протяжении всей истории его существования. С 1977 и вплоть до начала 21 века велись работы по строительству четырех башен, оформлению фасада скульптурами и внутреннее украшение здания витражами. В 2000 году началось создание фасада Славы и одновременно планировалось воздвижение башни Христа и Девы Марии. Работы ведутся по сей день и по предварительным подсчетам глобальное окончание строительства планируется к 2030 году. Все последнее десятилетие храм окружен желтыми жирафами подъемных кранов, которые забавно и странно смотрятся между коническими верхушками башен. Запечатленные миллионами туристов на фотографиях они, в какой-то степени тоже увековечены и приобщены к истории архитектурного шедевра.

Контакты

Информация для проникшихся творчеством Антонио Гауди и желающим осмотреть собор Святого Семейства:

Любоваться сооружением можно в любое время года. Добраться до храма можно на метро станция Sagrada Familia, линии L2(сиреневая ветка), L5(синяя) либо на автобусах 19, 33, 34, 43, 44, 50 и 51,- остановка Sagrada Familia. Храм находится по адресу Mallorca, 401.

Время работы с ноября по февраль - с 9:00 до 18:00, в марте - с 9:00 до 19:00, с апреля по сентябрь - с 9:00 до 20:00, в октябре - с 9:00 до 19:00, 25 и 26 декабря а также 1 и 6 января - с 9:00 до 14:00.

Стоимость входного билета - 15-22-24-29 EUR (с гидом или аудиогидом); цена зависит от выбранной программы.

Для экскурсий в данный момент открыты: одна башня Фасада Рождества, наверх которой можно подняться по узкой винтовой лестнице. Однако если вы не экстремал, то на этот случай имеется старинный винтажный лифт. Так же открыт вход в одну из башен Фасада Страстей и музей. Будьте морально готовы к огромным очередям и поверьте, это того стоит!

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.