Главная · Паразиты в организме · «Ядовитая» история. Яды и отравления. Амбруаз Паре. Придворный врач Франции, отправивший на тот свет несколько французских королей Роль в развитии хирургии амбруаз паре

«Ядовитая» история. Яды и отравления. Амбруаз Паре. Придворный врач Франции, отправивший на тот свет несколько французских королей Роль в развитии хирургии амбруаз паре

А теперь вам исторический пример врача-вредителя: знакомьтесь, Уотсон, Амбруаз Паре. Придворный врач Франции, отправивший на тот свет несколько французских королей, и эффективно пресекший династию Валуа. Имеет, естественно, репутацию "выдающегося врача". Почему?

Франция 1500-е годы. Испания - ведущая страна Европы, озверевшая от еврейской шуцпы, выгнала своих евреев просто в шею. Куда пошло самое многочисленное еврейство Европы? По суше только один путь - во Францию и оттуда по всей Европе.

За что выгоняют евреев? - Как и везде: за воровство, порнографию, спекуляцию, работорговлю, и другие виды саботажа и подрывной деятельности. И вот они перевалили через испанско-францускую границу - как кто? -

Правильно, перевалив за границу Испании, евреи, применительно к каждой стране Европы разработали концепцию протестантизма, и стали в каждой отдельной стране Европы завоёвывать верховную власть под знаменем этого самого "протестантизма", поскольку плох тот еврей, который не желает верховной власти.

Правильно, Уотсон, в 1500-е годы в Западной Европе слово "протестант" было синонимом слова криптоеврей. Это как большевики в России. Во Франции с 1547 года королём был французский патриот Генрих Второй из династии Валуа, который давил французских евреев-протестантов, звавшихся гугенотами, по их словам очень сильно.

Однако за последние 50 лет евреи во Франции сильно размножились, и евреи-гугеноты приобрели сильное политическое влияние на всех уровнях. В 1559 году англичанин Монтгомери, а англичане уже к тому моменту были протестантами, ранил Генриха Второго. Хирургом, оказывающим помощь Генриху Второму был еврей Амбруаз Паре. Факт, что Генрих Второй не пережил этого ранения. Однако после Генриха Второго осталась куча сыновей, которые вполне могли бы продолжить католическую династию Валуа до бесконечности.

Но вы недооцениваете евреев, не поверите - они всех четырёх ликвидировали. И в частности, вы недооцениваете Амбруаза Паре. Наследник престола, страший сын Генриха Второго, Франциск Второй внезапно умирает в 15 летнем возрасте, якобы от воспаления. Врач? - Амбруаз Паре. Таким образом, королём Франции становится следующий сын Генриха Второго - Карл Девятый.

Внезапно, после всем вам известной Варфоломеевской ночи, в возрасте всего 24 лет, Карла Девятого найден мёртвым. Надо вам сказать, что официальная версия "Варфоломеевской ночи", что французы ни с того ни с сего вырезали мирных протестантов-гугенотов, является стандартной еврейской версией "нас ни за что преследуют".

На самом деле в это время евреи в Голандии добились гораздо больших успехов, чем во Франции, они уже захватили власть в Голландии под видом "национально-освободительной борьбы" против испанцев. В ночь святого Варфоломея. 24 августа 1572 года, евреи Франции с помощью евреев Голандии и голандских и немецких интернационалистов подняли мятеж с целью захвата государственной власти и уничтожения католического населения Франции, как класса. То есть 24 августа 1572 года было как 7 ноября 1917 года в России.
Однако тогда ещё французы смогли себя защитить и они защитили себя достойно.

На самом деле Варфоломеевская ночь - это национальная гордость Франции.

И обратите внимание, Уотсон, евреи-гугеноты потом взяли страшный реванш, но этого гугенотского реваша -Французской революции, евреям-гугенотам пришлось ждать 200 лет. На 200 лет французы решительными действиями грозной ночью 24 августа 1572 года защитили свою родину, показав всем на этом примере, что против евреев можно и нужно действовать только так: говорит только меч, только кинжал - как только говорит язык - поражение и смерть.

Итак после убийства Карла Девятого королём стал следующий сын Генриха второго - Генрих Третий. Генрих Третий был гнилым человеком. Поговаривали, что гомосексуалист. Он тут же издал указ о предоставлении свобод гугенотам, то есть свободы подрывных действий для евреев, и в стране началась гражданская война между населениям и евреми, официально в еврейском изложении называющаяся войной между католиками и протестантами.

Генрих Третий был настолько либеральной личностью, что евреи Польши сделали его и своим королём тоже, и он им тоже отписал свободу и все суверинитеты в Польше. С этого момента Польша стала еврейскими застенками для польского народа. Французское национальное сопротивление еврейской революции возглавлялось семьёй герцогов Гизов. Однако Генрих Третий заманивает братев Гизов в коварную еврейскую ловушку и убивает их, обезглавливая французское национальное сопротивление. После этого убивают самого Генриха Третьего.

Но у Гериха Второго был ещё и самый младший сын - Франциск, Герцог Анжуйский. Того евреи заманили в интриги, обещая то английский то голландский трон, пока им не надоело его уговоривать и его тоже убили. Возрасту Франциск Анжуйский было всего 29 лет. Таким образом за короткий период времени всего с 1559 по 1584 год, был убит как сам католический король Франции Генрих Второй, так и все его четверо сыновей. На трон Франции взошёл совершенно чужой Франции человек, гугенот, то есть еврей или полуеврей. Он получил обманчивое имя Генриха Четвёртого, чтобы создать впечатление, как будто он из рода Валуа, хотя он был только женат на дочери Генриха Второго - королеве Марго, с которой они никогда даже не жил, а впоследстви развёлся.

Не битьём так катаньем, евреи-гугеноты захватили верховную власть во Франции в лице короля новой династии Бурбонов, Генриха Четвёртого, которого они тут же назвали "Великим". Генрих Четвёртый правил достаточно долго - двадцать лет, чтобы разложить Францию на корню, как они разложили Россию в 1990-х, пока его не убил французский патриот, в то время как Михаил Горбачёв живёт и здраствует. Фактически, во время его правления, власть во Франции принадлежала его правой руке, еврею и самому богатому человеку Франции, министру финансов и главному французскому олигарху Максимилиану де Бетуну.

Великий врач-вредитель Амбруаз Паре отправил на тот свет династию Валуа. За это - можно назвать врача "Великим". Все сведения об этой эпохе популяризированы очередными "великими" еврейскими писателями отцом и сыном Дюма, которые были от смеси француского еврея с негритянкой, и их трактовка, как например в "Королеве Марго", и других романах, незаметно подменяет истинную историю еврейской романтикой.

Посмотрите на типичное еврейское лицо Амбруаза Паре. Я думаю, Уотсон, что знатоки из клуба "Что, где, когда" тоже бы элементарно решили бы эту историческую загадку.

Паре родился в городе Бург-Эрсан (северо-запад Франции), в эпоху, когда хирургические операции выполняли не врачи, а цирюльники. Сначала Амбруаз служил подмастерьем парикмахера во французской провинции, а в 19 лет отправился в Париж. Там он стал учеником хирургического отделения в знаменитом госпитале Отель Дье – старейшей больнице Франции. После окончания обучения в 1536 году, Паре отправляется в армию в качестве полкового хирурга.

Практика военного врача

Паре служил в армии (с перерывами) последующие 30 лет. Во время осады Турина (1536-1537) он сделал свое первое медицинское открытие. Огнестрельные ранения в то время лечили прижиганием кипящим маслом. Паре стал импровизировать, используя старую римскую технику с успокаивающей мазью (розовое масло, яичный желток, скипидар). На следующее утро Паре отметил улучшение состояния своих пациентов, а солдаты, обработанные маслом, были в агонии, их раны опухли. Методика не была совершенной: проблемой оставались риск заражения и боль; но ее следует считать новацией относительно использования кипящего масла. Однако, такая техника лечения широко не применялась до публикации первой книги Паре «Метод лечения ран, вызванных аркебузами и огнестрельным оружием». Популярным столь революционный способ обработки ран становится с 1545 года.

Паре также отверг прижигания для герметизации раны после ампутации. Вместо этого он использовал лигатуры (впервые примененные Галеном) для «связки» кровеносных сосудов. Это было менее болезненно для пациентов, чем прижигания раскаленным железом, которые зачастую не останавливали кровотечение и вызывали у пациентов шок и даже смерть. Паре для лигатуры артерий разработал своеобразный «бердыш» – предшественник современных нитей и латексных колец. Хотя при такой технике часто распространялась инфекция, ее можно считать прорывом в хирургической практике. Паре подробно описал технику использования лигатур для предотвращения кровотечения при ампутации в книге 1564 года «Трактат о хирургии». Поскольку лигатуры могли привести к инфекции, осложнению и смерти, они не были приняты в качестве альтернативы другими хирургами.

Работая с ранеными солдатами, Паре документально изучал боль, испытываемую пациентами в ампутированных конечностях. Врач считал, что фантомные боли возникают в головном мозге – консенсус медицинского сообщества сегодня.

Достижения Паре

Паре считается важной фигурой в развитии акушерства середины XVI века. Хирург возродил практику «поворот плода за ножку» и доказал, что при отсутствии головного предлежания, можно извлечь ребенка безопасно, а не расчленять тельце младенца и извлекать по частям, как это практиковалось. Он также научился вызывать преждевременные роды в случае маточных кровотечений.

Паре разработал методику вскрытия десен у детей с использованием ланцета, ошибочно полагая, что долгое прорезывание зубов может стать причиной смерти. Эта практика сохранялась столетия и только к концу XIX века была признана спорной.

Труды Паре содержат и результаты его исследований о воздействии насильственной смерти на органы. Он также разработал процедуру написания правовых актов по медицине. Его инструкции положили начало современной судебно-медицинской экспертизе.

Паре внес вклад не только в практику хирургической ампутации, но и в конструкции протезов конечностей. Он изобрел глазные протезы , которые изготавливали из серебра, золота, фарфора, стекла. Паре был новатором, всегда готовым попробовать новые практики.

Служба при дворе

В 1552 году хирурга приняли на службу при династии Валуа. Однако, он не смог спасти короля Генриха II от смертельного удара по голове, который тот получил во время турнира 1559 года. Паре остался на службе при французском дворе до конца своей жизни будучи личным врачом Генри II, Франциска II, Карла IX и Генриха III.

Паре был гугенотом. В день Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.), его спас король Карл IX, заперев врача в гардеробе. Паре умер в Париже в 80 лет от естественных причин. Он был дважды женат, его дети были крещены в католическую веру.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред ‏‎ Ауэнбруггер Леопольд ‏‎ Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ
Британские Браун Джон ‏‎ Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо ‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. Бакулев А.Н. ‏‎ Бехтерев В.М. ‏‎ Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И.

Вступление:

Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Образование охватывало сразу все науки, ограничиваясь изучением трактатов признанных авторов. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья. Самыми распространенными методами были траволечение и кровопускание. Гигиена и санитария опустились на чрезвычайно низкий уровень, что послужило причиной частых эпидемий.

Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.

Европейская хирургия формировалась по типу ремесленной деятельности. Оперативным лечением занимались лица, получившие индивидуальную подготовку и не имевшие права на университетское образование. Им предписывалось производить операции, оговоренные в документах, выдаваемых на право практики. Так, им запрещалось «переступать границы своего ремесла», то есть исцелять внутренние болезни, делать клизмы, выписывать рецепты. Талантливые хирурги-практики не допускались в корпорации медиков, составляя собственный цех.

Участь средневековой хирургии решилась на четвертом Латеранском соборе, созванном в 1215 году. Волей Папы Римского врачам-монахам запрещалось «резать плоть» согласно христианскому догмату, возбранявшему пролитие крови. Хирургию отделили от остальной медицины и передали цеху цирюльников.

Образованные французские медики составляли корпорацию при Парижском университете, ревностно оберегая свои интересы от коллег-хирургов, объединившихся в «Братство Святого Косьмы». Между представителями одной профессии шла постоянная борьба. Официально признанные врачи проповедовали духовное лечение, выражавшееся в словесных дебатах под постелью больного. Не желая познавать физиологические процессы, они слепо заучивали древние тексты, отбрасывая за ненадобностью богатый клинический опыт предшественников.

В противоположность схоластике хирургия требовала эмпирических знаний и реального лечения. «Цирюльники» спасали людям жизнь, устраняя последствия переломов, тяжелых травм; умели делать трепанацию, участвовали в военных походах.

Из цеха цирюльников вышли многие знаменитые хирурги; одним из них был Амбруаз Паре, который занимает такое же место в истории хирургии, как Везалий в истории анатомии. Амбруаз Паре родился в 1516 году в городке Ловаль Майенского департамента в семье бедных крестьян. Рос тихим, угрюмым мальчиком и, казалось, интереса ни к чему не проявлял. Волею обстоятельств по соседству жил цирюльник Виоло, который также хорошо резал тела больных людей, как и стриг их волосы. Именно это знакомство и привело будущего придворного хирурга четырех французских королей к запретному ремеслу.

Создатель новой хирургии, он был в высшей степени врачевателем, считая своей главной задачей облегчение человеческих страданий. Его жизнь была посвящена тому, чтобы возвести ремесло хирурга в статус врачебной науки. По-видимому, и в самом деле он был велик в первую очередь не в словах, но в тяжелом, ежедневном ручном труде.


1.Образование

Поразительная разносторонность французского хирурга Амбруаза Паре выгодно отличала его от коллег. Не имея специального образования, он являлся автором новаторских методов лечения, изобретателем ортопедических конструкций и прекрасным литератором, описывавшим свои опыты в книгах.

Паре родился в семье бедного ремесленника Анже около 1510 года в Бур-Эрсан близ г. Лаваля. Систематического начального образования не получил, но еще мальчиком поступил учеником в мастерскую цирюльника Виоло. Интерес к хирургии возник у Паре после того, как он присутствовал на операции, которую проводил знаменитый специалист по удалению камней Кало. Паре отправился в Париж, где поступил в медицинскую школу, слушал лекции в Коллеж де Франс. Работал подмастерьем-цирюльником в главной больнице Парижа, Отель-Дье, основанной в 651 году н. э. при монастыре . С XII по XVIII век она реконструировалась и достраивалась, а в 1878 году, когда в Париже проходил конгресс психиатров и первый Международный антиалкогольный конгресс, она приобрела современный вид. По достижении 17 лет продолжил свое образование и пройдя в Отель-Дьё двухгодичную школу хирургов, Паре, в 1538 году, получает звание хирурга и отправляется добровольцем на театр военных действий.


2.Вклад Амбруаза Паре в хирургию

1)Первая реформа «цирульника»

Слава и солдатская любовь пришли к цирюльнику Паре после того, как он сломал важный стереотип в области лечения ран. В то время раны, и глубокие пулевые, и поверхностные, было принято заливать кипящим маслом - считалось, что в организм проникает «пороховой яд», а лучшим средством лечения являлось уничтожение остатков пороха. Во избежание распространения «порохового яда» рану прижигали каленым железом по методу Г. Герсдорффа, а также заливали ее кипящей смолой. Вблизи палатки цирюльника постоянно горел костер, на котором висел котелок с кипящим маслом. В большинстве случаев это приводило к тому, что у раненого начиналась гангрена, причина которой виделась в отравлении крови.

В первые годы молодой хирург работал традиционным методом, применяя прижигание и смолы, хотя осуждал столь жестокое обращение с ранеными, и без того переживавшими адские муки. Во время итальянской кампании 1537 года после одного из сражений раненых было так много, что у цирюльника не хватило горячей смолы. В отсутствии надлежащих средств Паре смазывал раны смесью яичного желтка, розового и терпентинного (хвойного) масел, прикрывая больное место чистой повязкой.

Впервые нарушив принятую методику, армейский доктор всю ночь не мог уснуть, опасаясь увидеть пациентов умершими от отравления. «К своему изумлению, - отметил Паре в дневнике, - рано утром я застал раненых бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил более так жестоко не прижигать несчастных». В последующие дни медик убедился в своей правоте: раны, обработанные «хвойно-яичным бальзамом», заживали скорее, чем перевязанные по всем старым правилам хирургического искусства. Именно с этого открытия Паре началась новая, практика лечения огнестрельных ранений.

Вернувшись в 1539 из армии, сдал экзамен на звание "мастера цирюльника-хирурга". Занимался анатомией у известного французского анатома Сильвиуса. В 1545 опубликовал свой первый научный труд: Метод лечения ран , написанный на древнем французском, а не на латыни, профессиональном языке врачей.

В своих писаниях автор отвергает теорию об отравляющем воздействии пороховой сажи. Категорически отрицая применение горячих масел, он указал на причину особой тяжести огнестрельных ран. Опасность, по его мнению, состояла в обширном и глубоком повреждении кожной ткани. После выхода книги костры у палаток полевых цирюльников стали встречаться реже и через несколько лет погасли совсем. Объясняя свой рациональный подход, подчеркивая веру в целительные силы природы, Паре говорил: «Я его перевязал, а Бог вылечил». Его простые и оригинальные методики сыграли немаловажную роль в превращении хирургии из ремесла в область научной медицины.


2)Ампутация – стереотип, сломанный Амбруазом Паре

Единственной хорошо разработанной областью средневековой хирургии являлись небольшие кровотечения. Медики умели быстро останавливать кровь, прижимая к ране губку или сухой кусок полотна, часто пропитанные лекарственным средством. Однако при сильном кровотечении, которое возникало при ампутации конечностей, эта методика не давала стопроцентного результата. Отметив, что свертываемость улучшается от действия высокой температуры, хирурги обрабатывали рану раскаленными ножами, позже внедрив специальный инструмент.

Тщеславные медики изготавливали ножи из драгоценных металлов, чем нередко укорачивали жизнь своих пациентов, умиравших от потери крови. Один из военных хирургов ввел в практику погружение свежей культи в кипящую смолу. Изуверская процедура производила некоторый эффект в плане остановки крови, но большинство пациентов погибало от нестерпимой боли. Варварский способ не получил распространения и был заменен перевязкой ампутированной конечности немного выше прооперированного места. Этот метод также имел большой недостаток: кровотечение, прекратившееся в ходе операции, возобновлялось, стоило только снять жгут. Если несчастный не умирал, то рана заживала с трудом вследствие омертвения тканей на зажатом участке.

Проанализировав практику коллег, Амбруаз Паре применил собственный метод. Он надрезал кожу выше нужного участка, обнажал крупные кровеносные сосуды и перевязывал их обычной ниткой. Во время операции кровоточили только мелкие сосуды, которые подвязывались по мере необходимости. Знаменитая нить Паре определила переворот в технике оперативного лечения, избавив медиков от борьбы с кровотечением. Этот способ с успехом применяется современными хирургами.

Оставив военную службу, Паре много практиковал, внедряя в хирургию новые открытия. Он создал несколько новых хирургических инструментов.

Кроме того, он изобрел, описал и применял искусственные конечности и суставы, впервые применил ампутацию в области сустава, резекцию локтевого сустава. Предложил и описал множество ортопедических приспособлений и бандажей. Большинство протезов было изготовлено уже после смерти медика, в соответствии с оставленными им чертежами.


3. Признание Амбруаза Паре высшим светом Франции

Враги Паре, группировавшиеся на медицинском факультете Сорбонны (которая, как известно, опозорила себя еще процессом Жанны д’Арк), изощренно клеветали на великого врача, распуская слухи о его колдовстве и связях с нечистью, которые вполне могли привести его на костер. Другим не нравилось, что он еще в молодости принял кальвинизм и не скрывал этого. Однако тысячи парижан, а потом и сам король предпочли блистательного врача-гугенота «богобоязненным» бездарям господствующего вероисповедания.

Во время очередной осады второму человеку во Франции, герцогу Гизу, обороняющиеся всадили в голову копье. Печально воздыхающая свита потащила герцога в тыл с торчащим из башки наконечником копья, что тут поделаешь, рана жуткая, помрет герцог… Ничего подобного: мэтр Амбруаз Паре взял кузнечные клещи, наступил герцогу на грудь и силой вырвал наконечник. После чего остановил хлынувшую потоком кровь и зашил рану. Копье зацепило глазницу, но мозг не был задет, а герцог оказался мужчиной дюжим и выжил. После чего еще очень долго играл активную роль в политике. А на Паре в полном объеме полилась высочайшая милость королевского дома Франции. Паре был приглашен ко двору и верно служил там до последних лет жизни.

Накануне Варфоломеевской ночи он оперировал раненого бандитами адмирала Колиньи, который вскоре будет зверски убит. Осмотрев раны адмирала и главы его единоверцев, Паре начал и провел в его доме срочную операцию, которая могла лишь усугубить риск – ведь хотя рана сама по себе и не угрожала жизни, она могла привести к заражению, а антисептики еще не существовало. При ампутации пальца и извлечении застрявшей в руке пули Колиньи не выдал мук ни единым стоном.

А еще через несколько дней свою любовь к врачу-гугеноту проявил король Карл IX, укрыв его от резни Варфоломеевской ночи. Будучи ревностным католиком, он вызвал Паре к себе и ни слова не говоря запер в своих покоях в тихой комнате на ночь, утром выпустил ничего не понимающего хирурга.


4.Вклад Паре в акушерство

Помимо создания научных трудов по анатомии, физиологии и внутренним болезням, талант Паре распространялся на акушерство, причем не только теоретическое. В 1552 году его пригласили на службу в качестве придворного медика французского короля Генриха II. Монарх узнал об искусстве военного цирюльника, прочитав «Руководство по извлечению младенцев как живых, так и мертвых, из чрева матери» (1549 год). Новаторством в этой области послужило описание поворота плода на ножку. Метод Паре являлся модификацией древнеиндийского способа, к сожалению, забытого за многие века. Кроме того, он проводил и описал кесарево сечениеприсмертироженицы (забытое послеСоранаЭфесского),вновь ввел в хирургическую практику операции по исправлению раздвоенной ("заячьей") губы, разработал метод восстановления расщепленного неба ("волчьей пасти")

В 70-е годы в западной литературе появилось большое количество работ, посвященных средневековым описаниям чудовищ. Действительно, интерес к монстрам весьма характерен для средневековья, хотя берет начало еще в античности, прежде всего в трактатах Аристотеля и Плиния Старшего. Принципиально важно, что эта проблема стала предметом изучения хирурга Амбруаза Паре. Его перу принадлежит трактат о врожденных уродствах, который историк хирургии Ж.-Ф.Мальген называет одной из самых любопытных книг французского Ренессанса.

В трактате "О монстрах" Паре сделал попытку свести воедино сведения обо всех известных ему природных аномалиях. Основную его часть составляют сведения о врожденных патологиях, которые его как врача интересовали в первую очередь. Но речь идет не только о человеческих патологиях: в разряд чудовищ у Паре попадают самые разноплановые явления, от сиамских близнецов до хамелеона, в разряд чудес - природные явления, такие как кометы, вулканы, землетрясения и др. Книга получилась внутренне противоречивой именно потому, что в ней нашли отражение отголоски самых разных традиций и теорий, причем не только медицинских. Трактат, если можно так выразиться, поет на разные голоса. Весь собранный материал увязывается в несколько блоков: человеческие уродства; медицинские казусы; притворство и симуляция; бестиарий; метеорологические явления; демонология.

Многие авторы того времени считали, что рождения монстра –предзнаменование грядущих катастроф.Паре, хотя и называет монстров знаками грядущих несчастий, не фокусируется на этом, ему это не интересно. Он также не задается целью дать строгое определение монстра. Подлинный интерес он проявляет к причинам их появления. Таких причин Паре называет 13. Это слава Господня; гнев Господень; чрезмерное количество семени; слишком малое количество семени; воображение; большая или малая величина матки; поза беременной; удары по животу беременной; наследственные болезни; порча или гниль (семени); смешение семени; действия злобных нищих; демоны или дьяволы. Каждому описанному фактору соответствует определенный тип врожденной патологии.


Выводы:

В течение многих веков дипломированные врачи неохотно брались за тяжелую хирургическую работу, брезгливо уклоняясь от всего того, что могло бы их унизить в глазах публики, и особенно от процедур, требовавших приложения собственных рук. В случае «вульгарных» хирургических вмешательств, врач всецело предоставлял хирургам право делать разрезы, прижигания, ставить пластыри, пускать кровь и т. д.

Врач считал ниже своего достоинства заниматься подобными «грязными» делами. Тем не менее он обязан был изучать хирургию, знание которой было ему крайне необходимо при руководстве сложной операцией, как, например, трепанация черепа, ампутация, которые могли повлечь опасное кровотечение, и, наконец, врач осуществлял контроль, чтобы хирург, например, при удалении грыжи случайно не произвел кастрацию.

Действия хирургов были ограничены и другими запретами, что сказывалось и на их авторитете, и признании заслуг. Так, они не имели права назначать принимаемые внутрь лекарства, а если больному требовалась операция - решающее слово принадлежало врачу. В случаях судебно-медицинских вскрытий, исследования ранений врач всегда имел преимущество перед хирургом, являвшимся в этих делах лишь помощником врача. Врач обязан был вести наблюдения за состоянием инструментов, пластырей и мазей, применяемых хирургом.

Итак, главное зло, от которого по-настоящему страдала хирургия заключалась в том, что положение хирурга было намного ниже, чем статус врача. Хирурги были возмущены, что присутствующий и ничего не делающий при операции врач получал гораздо большие гонорары, чем они, трудившиеся в поте лица.

Одним из первых французских хирургов, получивших широкую известность и обративших внимание на положение хирургов, был Амбруаз Паре, который занимает такое же место в истории хирургии, как Везалий в истории анатомии.

Заложив семя своей мечты, Паре, проучившись у сельского цирюльника, отправляется в Париж и за 2 года усовершенствует свои навыки в больнице Отель-Дье. Вернувшись в 1539 из армии, сдал экзамен на звание "мастера цирюльника-хирурга". Занимался анатомией у известного французского анатома Сильвиуса. В 1545 опубликовал свой первый научный труд Метод лечения ран (La Mthode de traicter les playes. В 1554 был принят в высшее сословное объединение хирургов "братство св. Косьмы и Дамиана". Был личным хирургом четырех французских королей - Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. В 1573 опубликовал Две книги о хирургии (Deux Livres de chirurgie). Вклад Паре в современную медицину не исчерпывается усовершенствованиями методов лечения огнестрельных ран. Он успешно применял при операциях перевязывание сосудов нитью, показал, что проводить ампутацию необходимо в здоровых тканях, впервые применил ампутацию в области сустава, резекцию локтевого сустава. Предложил и описал множество ортопедических приспособлений и бандажей. Вновь ввел в хирургическую практику операции по исправлению раздвоенной ("заячьей") губы, разработал метод восстановления расщепленного неба ("волчьей пасти"), усовершенствовал лечение переломов, предложил использовать протезы конечностей и искусственные глаза, усовершенствовал многие хирургические инструменты. Его нововведения в акушерстве стали основой современной практики родовспоможения.


Список литературы:

1.Верхратский С.А., Заблудовский П.Е., – Істория медицины. К. 1991

2.Грицак Е.Н. – Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с., ил.(32)

3. История медицины (под ред. Б.Д.Петрова). М., 1954

4. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. – 2-е изд., переработ. и

дополн. – М.: ПАИМС, 1994. – 384 с., ил., табл., схемы, библиогр.

5. http://drsvetlana.livejournal.com/56267.html

6.http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=23270

7. http://www.snariad.ru/2009/03/02/из-истории-военной-медицины – амбруаз/

Zum ersten mal alleine
in unserem Versteck
ich seh noch unsre Namen an der Wand
und wisch sie wieder weg

ich wollt dir alles anvertraun
warum bist du abgehaun
Komm zurück
nimm mich mit

Komm und rette mich
ich verbrenne innerlich
Komm und rette mich
ich schaffs nicht ohne dich
Komm und rette mich
rette mich
rette mich

Unsre Träume warn gelogen
und keine Träne echt
sag dass das nicht war ist
sag es mir jetzt
viellecht hörst du iergendwo
mein SOS im Radio
Hörst du mich
Hörst du mich nicht

Komm und rette mich
ich verbrenne innerlich
Komm und rette mich
ich schaffs nicht ohne dich
komm und rette mich
dich und mich
dich und mich
dich und mich
dich und mich

ich seh noch unsre Namen
und wisch sie wieder weg
unsre Träume waren gelogen
und keine Träne echt
Hörst du mich
hörst du mich nicht

Komm und rette mich
rette mich

komm und rette mich
ich verbrenne innerlich
komm und rette mich
ich schaffs nicht ohne dich
komm und rette mich
rette mich
rette mich
rette mich
rette mich


Официальным годом основания считается 660 год

«La Mthode de traicter les playes»

Амбруаз Паре родился в $1510$ году в окрестностях города Лаваль во Франции. Его семья жила довольно бедно, и родители решили обеспечить сыну благополучное будущее, отдав его на обучение к цирюльнику. Успешно осваивая ремесло, Паре вскоре заинтересовался хирургией и поступил в медицинскую школу в Париже.

Талантливый молодой цирюльник быстро привлек к себе внимание и получил приглашение на работу в самую крупную больницу Парижа Отель-Дье, где проработал с $1533$ по $1536$ гг. За это время он получил большой опыт и проявил свой талант. Последующие три года Паре служил военным хирургом, после чего успешно сдал экзамен как “мастер цирюльник-хирург».

С $1552$ года служил лейб-хирургом при дворе Генриха II и нескольких последующих правителей. Именно благодаря своей должности Паре спасся во время Варфоломеевской ночи: Карл IX спрятал его в своей комнате.

Вклад в медицину

Замечание 1

Одним из важнейших нововведений Паре было учение об огнестрельных ранах. Его первый труд «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» был издан в $1545$ году. Паре относил подобные раны к ушибленным, а не отравленным как ранее и отрицал жестокий метод лечения прижигания раскаленным железом или кипящим маслом.

В $1537$ году после одной из битв молодому хирургу было необходимо лечить солдат с огнестрельными ранами, однако у него закончилось кипящее масло. Вместо прижигания он наложил больным повязки с лечебным составом. К его удивлению на следующее утро он обнаружил, что эти раненые чувствовали себя значительно лучше, чем те, кому было сделано прижигание. Раны выглядели лучше, а боли были слабее.

Замечание 2

Также Паре впервые сформулировал важнейшее требование к проведению ампутации конечностей: операция должна проводиться в пределах здоровых тканей и обязательно сопровождаться перевязкой крупных кровеносных сосудов без прижигания раскаленным железом.

Для осуществления перевязки сосудов он использовал льняную нить и кривую трехгранную иглу, которую сам же разработал. При неэффективности он повторно накладывал лигатуру с захватом прилежащих тканей. Более того, Паре рекомендовал бережно обращаться со стенкой артерии: при необходимости перевязывать сосуд совместно с окружающими тканями на матерчатом валике.

Он также обращал внимание на необходимость предупреждения развития тяжелейшего осложнения ран – гноекровия, или сепсиса.

Помимо этого, Амбруаз Паре стал первым врачом, описавшим перелом шейки бедра, и создателем протезов конечностей, корсетов, ортопедической обуви и т.п. Он усовершенствовал некоторые другие хирургические техники, в частности трепанацию черепа. Описал показания и противопоказания к данной процедуре и довел до ума инструмент для ее выполнения - трепан. Впервые провел резекцию локтевого сустава.

Амбруаз Паре преуспел также в акушерстве, он возобновил практику ручного пособия при родах и осуществления «поворота на ножку». А в $1549$ году им было выпущено «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери».

Надо отметить, что медицинский факультет Парижского университета долгое время не признавал труды Паре, так как писал он их на французском языке вместо принятой тогда в научном обществе латыни. Кроме того, он был обвинен в отрицании таких классических методов лечения, как прижигание. Однако дискредитировать талантливого врача факультету не удалось.

Таким образом, несмотря на то, что Паре не получил высшего и специального медицинского образования, он смог получить признание как великий хирург и оставить свой вклад в науке.

Французский медик, сдавший экзмен и получивший право именоваться: «мастером цирюльником-хирургом». Один из создателей современной хирургии: именно он отказался от выжигания раскалённым железом или кипящим маслом огнестрельных ран и вместо этого использовал наложение повязок и мазей. Был личным хирургом четырёх французских королей.

«В средние века хирургия, как впрочем, и вся медицина, находилась в основном в руках монахов.

Созванный в 1215 году четвёртый Латеранский собор запретил духовенству заниматься хирургией, на том основании, что, дескать, христианской церкви противно пролитие крови. Поэтому хирургия была выделена из медицины и перешла в руки цирюльников. Даже спустя триста лет после этого собора, когда в Англии существовала уже корпорация врачей, и на занятия медицинской практикой необходимо было иметь разрешение королевской коллегии, цех хирургов получил «привилегию» объединения с цехом брадобреев.

Произошло это по ходатайству придворного хирурга Томаса Викера, жившего на рубеже XV и XVI веков.
И несмотря на то, что Томас Викер состоял много лет главным хирургом крупной лондонской больницы и был автором первого английского учебника «Анатомия человечесского тела», он всю жизнь был членом цеха цирюльников и хирургов.

К счастью, лишение хирургов учёных степеней не прекратило развития этой отрасли медицины. В то время когда Викер работал в Англии, во Франции жил Амбруаз Паре , считающийся по справедливости отцом современной хирургии. Паре родился в 1516 году (по некоторым источникам в 1509, 1510 или 1517), в семье мелкого ремесленника, и с малолетства поступил учеником к цирюльнику в городе Анже на северо-западе Франции.
Когда Паре исполнилось семнадцать лет, он пришел в Париж и поступил на практику в больницу Отель-Дье.

В девятнадцатилетнем возрасте получил права мастера и стал военным цирюльником. Принимал участие во многих военных походах и приобрел огромную практику в операциях раненых.

Со времени повсеместного распространения огнестрельного оружия, то есть с рубежа XIV и XV столетий, лучшим средством для лечения огнестрельных ран считалось кипящее масло.

Пулевые ранения в те времена плохо поддавались лечению, во многих случаях раны эти становились источником гангренозного заражения крови, причину которого видели в отравлении. По мнению тогдашних врачей, огнестрельные раны были хуже обыкновенных, так как считалось, что в рану вместе с пулей проникает ядовитая пороховая сажа. Лучшим средством против этого яда считалось кипящее масло, которое цирюльники старались как можно глубже влить в рану. Поэтому у палатки военного хирурга всегда горел костер, на котором висел котелок с кипящим маслом.

Вполне понятно, что эту же систему лечения огнестрельных ран на первых порах применял и Паре . В 1537 году, в Италии, Паре делал перевязки раненым французам после одной из битв. Раненых было так много, что на всех не хватило горячего масла, поэтому Паре пришлось части пациентов сделать простую перевязку, как это делалось при обыкновенных, непулевых ранениях.

Паре не спал всю ночь, опасаясь за жизнь раненых, которым не мог сделать перевязку по всем правилам тогдашнего врачебного искусства. Каково же было его изумление, когда утром он убедился, что раны не залитые кипящим маслом, выглядели лучше, чем залитые: они не так сильно покраснели и опухли, боли у раненых были меньше, и они спокойно провели ночь.

В последующие дни Паре убедился, что раны солдат, для которых не хватило «бальзама» из горячего масла, заживали скорее, чем перевязанные по всем правилам хирургического искусства тех времен. По всей вероятности и другие цирюльники во время военных действий встречались с недостатком кипящего масла, но, видимо, ни один из них не обладал наблюдательностью, свойственной Паре.

Используя опыт двухлетних наблюдений, Амбруаз Паре издал книгу об огнестрельных ранах, в которой описал способ их лечения. Он отверг теорию о ядовитом действии продуктов сжигания пороха, но указал, что опасность огнестрельных ран состоит в их глубоком проникании в ткани человеческого тела и сильном их повреждении. Он категорически восстал против применения масел при лечении ран.

Книга Паре, изданная вдобавок не на латинском, а на французском языке, вызвала крайнее возмущение. Несмотря на это, костры у палаток военных хирургов стали встречаться реже и через несколько лет исчезли совсем.

Это не единственное научное достижение Паре. Он был сообразительным и способным хирургом, умевшим делать выводы из наблюдений. Паре написал много научных трудов, притом не только по хирургии, но также по анатомии, физиологии и даже по внутренним болезням, хотя и не был врачом. Все сочинения Паре писал на французском языке, но его труды были переведены на латинский и несколько других европейских языков, и быстро заслужили автору широкую известность.

Всё же, крупнейшее достижение Паре - это применение перевязки кровеносных сосудов во время операции.

Хирурги его времени умели хорошо приостанавливать небольшие кровотечения; они прижимали рану губкой или сухим куском полотна, иногда пропитанного каким-нибудь целебным средством. Но при сильном кровотечении, особенно во время ампутации конечностей, способ этот не давал результатов.

Заметив, что кровь свёртывается при высокой температуре, хирурги стали применять для операций раскаленные докрасна ножи, а позже ввели даже специальный инструмент для прижигания ран. У богатых людей такие инструменты делали из серебра или золота, но это помогало не всегда, и многие операции кончались смертью пациента от потери крови.

Какой-то неизвестный хирург внедрил в практику систему погружения культи непосредственно после ампутации в кипящую смолу. Эта варварская процедура сразу же прекращала кровотечение, но не всякий человек мог её вынести. Поэтому вскоре этот способ был оставлен, а вместо него стали перевязывать оперируемую конечность несколько выше будущего места операции. Это, правда, прекращало кровотечение во время операции, но стоило только снять жгут, как кровотечение возобновлялось и пациенты погибали; в случае удачи и приостановки кровотечения, послеоперационная рана заживала с трудом, потому что происходило омертвение зажатого участка конечности.

Паре применил найденный им новый способ. Он надрезал кожу несколько выше места операции, обнажал крупные кровеносные сосуды и перевязывал ниткой. Во время операции кровоточили только мелкие сосуды, которые Паре подвязывал во время самой операции.

Знаменитая нить Амбруаза Паре сделала полный переворот в операционной технике, избавила пациентов от кровотечений и применяется в наши дни».

Гжегож Федоровский, Шеренга великих медиков, Варшава, «Наша Ксенгария», 1975 г., с. 32-36.

Вот выдержка «… из трактата «Чудовища и чудеса» знаменитого знатока природы и медицины Амбруаза Паре, написанного в XVI веке, где перечисляются 13 равно изумительных причин появления чудовищ, из которых лишь шестая, восьмая и девятая хотя бы в малой степени соответствуют реальности:

«Есть много причин для появления чудовищ.

Первая - это слава Господня.
Вторая - гнев Господень.
Третья - избыток семени.
Четвёртая - нехватка семени.
Пятая - воображение [например, зависть беременной матери может повлиять на плод].
Шестая - узкая или малая по размеру матка.
Седьмая - непристойная поза матери, когда та, будучи беременной, слишком долго сидит, разведя колени или прижав их к животу.
Восьмая - падение матери или же удары, полученные ею в утробу во время беременности.
Девятая - наследственные болезни и случайные заболевания.
Десятая - загнившее и испорченное семя.
Одиннадцатая - перемешивание или встряхивание семени.
Двенадцатая - проделки злых нищих в лечебнице.
Тринадцатая - вмешательства демонов или дьяволов».

Головачёва И.В., Фантастика и фантастическое: поэтика и прагматика англо-американской фантастической литературы, СПб, «Петрополис», 2013 г., с. 147-148.

В 1545 году Амбруаз Паре опубликовал свой первый труд: Метод лечения ран / La Méthode de traicter les playes.