Главная · Паразиты в организме · Сновидения и методы их анализа. Психологический анализ снов. Суеверия, связанные со снами

Сновидения и методы их анализа. Психологический анализ снов. Суеверия, связанные со снами

Все образы наших сновидений имеют под собой вполне реальные источники, которые относятся не только к внешней реальности, а в большей степени - к внут...

Анализ снов

Анализируя свое сновидение, используйте различные теоретические подходы и выбирайте такой, который наиболее подходит к вашему случаю. Рассматривая свое сновидение с разных точек зрения, необходимо понимать, что ни один взгляд не может быть абсолютно неверным. Попробуйте истолковать его различными способами. Каким бы методом вы ни пользовались, понять смысл сновидения должен тот человек, которому оно приснилось. Большинство людей думают, что прежде всего, необходимо понять значение сна. Однако это не так. Очень важно понять, что целью анализа является снятие внутренних напряжений, которые подсознание демонстрирует в сновидении. Опытный интерпретатор снов может и без ассоциаций человека понять значение сновидения. Но он не знает, что эти чувства значат для сновидца.

Самое главное при анализе снов - выяснить, какие чувства скрываются за сюжетом и как они связаны с прошлыми и нынешними чувствами. Только при этом условии анализ сновидения поможет снять внутренние напряжения. Кроме этого он должен помочь выяснить, как чувства, выраженные в сновидении, связаны с другими эмоциями человека. Основной задачей сновидений является показать эти чувства в картинках. Прежде всего, при анализе сновидений необходимо помнить, что только вы являетесь «автором сценария». И поэтому можете сделать со всеми персонажами сновидений все что хотите.

В большинстве случаев сон показывает наше настоящее или возможные варианты будущего. Хотя в некоторых случаях один и тот же сон может показывать как настоящее, так и будущее одновременно. Психоаналитики различают сюжет сна и то, что за ним скрывается, - его истинное содержание. Анализ сновидений подтверждает важность родителей или близких людей, всех, кто оказывает влияние на процесс формирования внутреннего «Я» ребенка и событий, нанесших душевную травму. Специалистами по психологии было обнаружено, что проблема человека не обязательно представлена в сновидении конкретно. Ее могут заменить другие образы, и если во сне она решается успешно, то это помогает освободиться от психологического дискомфорта. Психотерапевты предлагают не бороться с неразрешимой ситуацией, а обратить свое внимание на другие сферы жизни и попытаться в них себя реализовать. В таких случаях конфликт теряет свою остроту.

Очень важными деталями для анализа снов служат те предметы, которые чем-то отличаются от реальных и обращают на себя ваше внимание. Изучая собственные сны, вы со временем станете настоящим специалистом в их трактовке. Анализ снов помогает усвоить жизненные уроки, необходимые для формирования новых взглядов, привычек. Он помогает укрепить связь между сознанием и подсознанием, так необходимую для развития личности. Анализируя свои сновидения, мы обнаруживаем начинающиеся конфликты и находим возможности их решения.

Теперь перейдем непосредственно к сновидениям и анализу снов. Для этого необязательно прибегать к помощи специалистов - психоаналитиков или психотерапевтов. Кто лучше вас самих знает события, происходящие в вашей жизни, и то, о чем вы думаете? А ведь все это отражается во сне. Просто придерживайтесь некоторых правил.

Вы должны:

Записать или пересказать сон.
Выделить основную мысль.
Выписать значения символов.
Понять, какие эмоции и чувства они выражают.
Добавить свои ассоциации и мысли по поводу того, что вы увидели во сне.

Анализируя сновидение, можно представить себе невидимого собеседника, который вам помогает. Он задает вопросы, обращает внимание на образы, увиденные вами. Выясните для себя, как элементы сна связаны между собой.

Рассматривая сновидения как пьесу, постарайтесь понять, какие ваши чувства или жизненные ситуации они показывают. Образы людей и предметов во сне отображают ваш характер. Ваше отношение к ним показывает отношение к себе, своим внутренним переживаниям. Очень часто бывает, что мы видим во сне человека, который напоминает нам кого-то другого. Предположим, вы видите своего начальника и в то же время - это ваш отец. Значит, ваши отношения к отцу и начальнику похожи. Если вы боялись отца, то и начальника вы побаиваетесь; относились к отцу с уважением, следовательно, и к начальнику относитесь так же.

Осознав свои эмоции, вы сможете лучше их контролировать, выработать такие черты характера, которые помогут справиться с любой проблемой. Ведь любая наша эмоция возникает не на «пустой почве». Она всегда является реакцией на внутреннее состояние или на внешние события нашей жизни. Ведь жизнь дает нам ровно столько, сколько мы можем осознать и воспринять. В ней воплощается только то, во что мы верим, признаем мы это или нет. Просто мы не всегда знаем собственные мысли и веру. Анализируя свои сновидения, мы изучаем сами себя. Наши сны можно назвать письмами самим к себе. Анализ сновидений помогает выяснить эмоциональные отношения и чувства, испытанные нами в прошлом, и то, какое влияние они оказывают на нас в данный момент. Свяжите свой сон с повседневной жизнью. Что вас более всего волнует в ней, то же вы увидите и во сне, только в виде символов.

Задайте себе такие вопросы:

Где происходит сон?
Что вы в нем делаете?
Делаете ли вы то, что хотите, или же подчиняетесь чужой воле?
Какая обстановка вас окружает и какие чувства она вызывает?
Были ли вы когда-нибудь в такой обстановке, и если да, то что вы при этом испытывали?
Есть ли еще в вашем сновидении люди? Что они делают?
Как вы к ним относитесь?
Какие черты характера они могут показывать?

Ответив на эти вопросы и обобщив всю полученную информацию, вы сможете понять смысл своего сновидения, также вы определите, какие события вызывают у вас бурные и отрицательные эмоции. Для примера рассмотрим сон, одной молодой девушкой: «Я иду домой по тропинке через лес. Чтобы быстрее идти, снимаю туфли и бегу. На тропинке попадаются ямы, болотистые места, мусор. Через все это мне приходится перепрыгивать, и я думаю, что зря сняла туфли. Наконец я вижу свой дом, но войти в него не могу, так как вижу, что возле двери стоит бомж. Мне хочется избежать встречи с ним. Я обхожу дом, чтобы войти в него с другой стороны, но там опять стоит бомж». Рассматривая сновидения как пьесу, постарайтесь понять, какие ваши чувства они показывают.

Выпишем основные мысли этого сновидения: «Я иду домой. Думаю, что зря сняла туфли. Мне хочется избежать встречи». Теперь выпишем символы и их значения, которые встречаются во сне.

Дом - внутренний мир.
Тропинка - ход мыслей.
Лес - связь с подсознанием.
Туфли - жизненная позиция.
Снимать обувь - оставлять прошлое позади.
Бежать к кому-то или чему-то - озабоченность.
Яма - опасность.
Болотистые места - сомнения.
Мусор - ссора.
Прыгать - рисковать.
Дверь - чувства или отношения.
Бомж - нерешительность в принятии решения.

Итак, проанализируем этот сон. Уже из основных мыслей понятно, что девушка старается успокоиться, ей хочется избавиться от своих сомнений, тревог, которые ее пугают. Она подсознательно начинает понимать, что ссора, которая произошла между ней и молодым человеком, представляет опасность для их отношений. И девушка сожалеет о том, что они поссорились, понимая, что может потерять своего друга. Она пытается преодолеть свои сомнения и, предпринимая иногда рискованные действия, никак не может решить, что же ей делать. В своем внутреннем мире девушка не может найти покой. Ключевой фразой для анализа этого сновидения стала: «Я думаю, что зря сняла туфли».

Сны женщин

Перед началом толкования сна необходимо вспомнить его содержание, сконцентрироваться, мысленно, как бы, возвратиться в свой сон, прожить его еще раз, обращая внимание на каждые мелочи, и составлять при этом последовательную цепочку событий сна. Желательно ничего не пропускать - все важно. Затем, когда общая картина ясна, переходите к толкованию сна. Выделяйте самые запоминающиеся моменты, и при помощи сонника узнавайте определение тех или иных событий. Растолковав отдельные моменты сна, попытайтесь собрать их в одно целое - толкование всего сна. Вот несколько примеров толкований женских снов:

1. «Я с ребенком спускаюсь вниз по лестнице. Ребенок теряет обувь. И я думаю, что ему холодно. Затем я в каком-то доме. И знаю, что там я нежеланная гостья. Я захожу в ванную и вижу, что ванна полна мыльной воды, похожей на кашу. Я начинаю умываться». Эта женщина чувствует себя после развода одинокой и ненужной. Она пытается понять, зачем ее бывший муж «заварил эту кашу», хочет знать, как же ей жить дальше. Умываться - прояснять ситуацию.
2. Женщине снится, что она в парикмахерской делает прическу. К ней подходят две женщины и хотят дотронуться до ее волос. Это ее очень пугает. Этот сон свидетельствует о том, что у женщины появились новые мысли, пугающие ее. Когда об этом ей сказали, она очень удивилась и спросила: «Откуда вы это знаете? Парикмахерская - это изменение своих позиций, а волосы - это символ мыслей.
3. «Ко мне приходит женщина и просит помочь ей деньгами и одеждой. Я отвечаю, что деньги я могу дать, а одежду нет». К женщине действительно обратились за помощью. Деньги она этому человеку заняла. А одежда здесь символизирует его отношение к себе. И изменить его она не может. Это может сделать только сам этот человек.
4. «Я с подругой прихожу к себе домой. Мы заходим в кухню, а там ремонт. Я чувствую себя от этого неловко. Затем я иду по улице и по дороге покупаю куклу, чтобы подарить ее младшей сестре». Этот сон показывает внутренние перемены, которые беспокоят девушку. Она начинает осознавать, что она выросла и с детством пора расстаться. Ремонт - это переоценка ценностей, а игрушка символизирует детство.
5. «Я в своей квартире и, куда бы ни заглянула, везде нахожу своего ребенка. Вдруг я вижу, что на одежде ребенка нарисована пентаграмма. Я думаю, что это знак дьявола. Это меня очень пугает». Из этого сна видно, что молодая мать полностью поглощена заботами с ребенке. А мысли и желания пойти, предположим, погулять с подругами она считает запретными. Квартира - это внутренний мир, а дьявол символизирует запрет.
Сны мужчин
1. «Я рисую кошку и собаку, которые вдруг оживают. Я хочу помочь кошке выбраться из бумаги, а она говорит: "Не надо. Я сама"». Этот сон отражает семейные отношения. Мужчина хочет помочь своей жене, но она отвергает его помощь. Рисовать - это то, что мы создаем. Этот человек создал семью и предан ей, о чем свидетельствует образ собаки. Кошка в этом сне символизирует его желание заботиться о ком-нибудь, в данном случае - о жене.
2. «Я вижу автомобиль, который подъезжает к дому моей девушки. Из него выходят она с подругой. Вдруг машина взрывается, и девушки оказываются в больнице. Я прихожу к ним в палату и дарю своей девушке букет белых роз, а ее подруге - черные розы». Юноша предчувствует, что он и его девушка расстанутся, так как их отношения «больны», то есть они все время ссорятся, хотя он любит ее. Дарить цветы - символ любви и нежности, а черные розы означают разлуку.
3. «Я захожу в кухню и вижу там стоящие гробы. Моя мать говорит, что это отец получил зарплату. Я начинаю искать свой гроб и думаю, что еще, пожалуй, рановато». Этот сон приснился мужчине, когда он перешел с одной работы на другую. Гроб - это окончание одного периода жизни и начало нового. Мужчина переживает, сможет ли он достаточно зарабатывать и содержать семью, так как на новой работе зарплата идет от выработки.
4. «Я стою на берегу моря и ловлю рыбу. Попалась очень большая рыба, я пытаюсь ее вытащить. В это время начинается наводнение, вода все прибывает, мои вещи уплывают». Этот человек переживает, как будет развиваться его дело, будет ли прибыль, не потеряет ли он свои деньги, вложенные в бизнес. Эмоции, которые его захлестывают, мешают ему. Наводнение - это тревога, рыба - прибыль, вода - эмоции.
5. «Я стою под обрывом. Вдруг на меня сверху прыгает женщина. Я ловлю ее. Затем мы оказываемся в старом покинутом городе, женщина исчезает. Я хочу выйти из города, но не могу найти дорогу и все время хожу по одним и тем же улицам». Этот мужчина был неоднократно женат, но для него полной неожиданностью является распад очередной семьи. Сон показывает, что он все время повторяет одни и те же ошибки в отношениях с женщинами. Покинутый город означает старомодную позицию в его отношении к семье, из-за чего и происходят разрывы.
Методы анализа снов
Метод усиления
состоит в сборе информации о каждом образе и действии сновидения. Для примера рассмотрим сон одной женщины. Предприятие, на котором она работала, обанкротилось, и ее в этом обвинили. Женщина считала, что она все сделала правильно, и крах предприятия произошел не по ее вине. «Я рассматриваю свои школьные фотографии, Я вдруг на одной из них я оживаю, мое лицо становится очень красным. Я смеюсь и не могу остановиться». Чтобы собрать как можно больше информации и лучше понять, о чем говорится в сновидении, усилим его, задав следующие вопросы: почему фотографии школьные, а не семейные или с сотрудниками? Почему фотография оживает? Что означает краснеющее лицо? Какие обстоятельства скрываются за этим сновидением? Школьные фотографии показывают, что женщина переживает такие же чувства, какие испытывала в школе, когда, по ее мнению, учителя относились к ней несправедливо. Сновидение отсылает ее в то далекое прошлое, показывая, что такие переживания очень сильно повлияли на формирование ее личности. Фотография оживает, потому что в ее жизни уже были подобные ощущения. Краснеющее лицо говорит об очень сильном волнении, которое она переживает в данный момент. Женщина никак не может перестать смеяться - это значит, что она не, избавилась от прошлых переживаний и напряжения. Таким образом, с помощью метода усиления можно понять» как мы используем свой жизненный опыт, и прояснить для себя, от каких эмоций и чувств нам надо освободиться.

Гештальт-терапия

Гештальт - определенное сочетание составных частей целого. Это как мозаика, где картинка складывается из различных кусочков. Когда частей не хватает, то трудно понять, что на ней изображено. В гештальт-терации предлагается не анализировать сновидение, а проигрывать каждый его образ. Например: "Я иду по коридору в большом здании. Вдруг мне навстречу идет большой слон. Я очень боюсь, что он меня раздавит, поворачиваюсь и бегу назад". В данном случае представим себя слоном и, говоря от его имени, попытаемся понять, какие чувства скрыты за его образом. "Я слон, иду по большому широкому коридору. Меня никто не сопровождает. Я очень большой, сильный и миролюбивый. Мне нужен настоящий друг. Навстречу мне идет женщина, мне хочется с ней пообщаться, но она убегает от меня". Таким образом, образ слона говорит о большом потенциале этой женщины. Однако она его не использует, так как боится перемен в своей жизни. Этим сном подсознание подсказывает: надо доработать над собой и избавиться от страха. Так проигрываются все символы сновидения, самое главное при этом - если символ существует в жизни, то надо описывать его таким, каким он был во сне, не переключаясь на реальный. В этом методе человек сам передает всю информацию о своем сновидении и чувствах. Гештальт-терапия подчеркивает необходимость для человека жить настоящим моментом, а не прошлым или будущим. А также осознать важность своих эмоциональных переживаний.

Психодрама

Метод, разработанный Якобом Леви Морено, в его основе лежит ролевая терапия. Он определил ее как исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». Психодраматический подход используется во всем мире не только при работе со сновидениями, а и во многих других областях. Например, ее элементы можно увидеть в семейной терапии, педагогике, консультативной практике. Так как психодрама учит взаимопониманию, она очень хорошо подходит для работы в бизнес-тренингах и группах личностного роста. Ведь обмен ролями помогает лучше понять другого человека. При этом методе можно стремиться к максимальному реализму, а также, возможно, включить в него элементы комедии, лирической поэмы, эпической драмы и театра абсурда. В психодраме можно использовать мифы и сказки, где возможны волшебства и чудеса.

В начале 20-30-х годов XX века методы психодрамы начали распространяться в большинстве европейских стран и в США. С 90-х годов эти методы начали быстро развиваться и в странах Восточной Европы, в том числе в Украине. Якоб Морено писал: «Психодрама - метод, раскрывающий истину души в действии». Этот метод во многом близок к драме человеческого существования. Психодрама жизненна, ведь в ней разыгрываются человеческие страхи, надежды, боль, страсти. Человек, который хочет разобраться в ситуации, вызывающей у него затруднение» разыгрывает ее. При этом отображается не сама ситуация, а взгляд человека на данную проблему. С ее помощью можно легче пережить утраты и распрощаться с людьми и иллюзиями. Так как психодрама - это действие, то она помогает, человеку обрести новые навыки поведения, открывать в себе новые возможности. В ней используются не только умственные способности человека, но также эмоции и движения, что помогает практически решать внутренние проблемы более эффективно. С помощью психодрамы можно экспериментировать с различными всевозможными и невозможными вариантами будущего.

Когда человек стоит перед выбором, у него всегда есть возможность проиграть варианты развития событий. А это означает возможность справиться с внутренними страхами и стереотипами, разобраться со своими ценностями и убеждениями, но кроме этого лучше понять и чужие взгляды на жизнь. Сновидение разыгрывается группой людей, как пьеса в театре. Человек, видевший сон, исполняет главную роль. Остальные участники играют роли животных, предметов, людей, увиденных в сновидении. Возможности этого метода заключаются в том, что чувства воплощаются в персонажей и человек может посмотреть на них со стороны и исследовать свой внутренний мир. Так как психодраматический процесс происходит в пространстве и в действии, то человек попадает внутрь себя. Он видит свои чувства и ощущения, разговаривает с ними, может потрогать руками. Во время работы над сновидением человек также получает возможность увидеть свои проблемы глазами других людей, и все это помогает скорее избавиться от отрицательных и травмирующих чувств. Ведь все, что есть в душе человека, может быть разыграно на психодраматической сцене.

представляет собой очень простой способ работы со сновидениями. Когда во сне вас что-то пугает или не устраивает, необходимо представить свой сон и изменить его в своем воображении так, как вам хотелось.

В этом методе есть четыре этапа:

1. Понять во время сна, что он вас не удовлетворяет, так как в нем вы испытываете отрицательные эмоция.
2. Осознать, чем это вызвано, и какие моменты во сне характеризуют вас с отрицательной стороны (предположим, вы убегаете от кого-то, вместо того чтобы встретиться с этим человеком лицом к лицу).
3. Постараться прервать любой плохой сон.
4. Изменить сон так, чтобы вы чувствовали себя комфортно.

Групповая работа над снами

При работе таким методом группа может быть от двух до семи человек. Если группой не руководит профессиональный психотерапевт, то им может быть или выбранный группой постоянный человек, или же лидером становится каждый член группы на один день. Руководитель группы должен создать атмосферу безопасности и доверия между людьми, помочь выразить свои сокровенные чувства и мысли, а также принимать без предвзятости мнение других. Члены группы ее высказывают свое мнение о значениях образов, а задают вопросы, возникающие у них в связи с образами. Человек, видевший сон, рассказывает его. Желательно так, как будто видит его сейчас, то есть в настоящем времени. Слушатели должны помочь рассказчику полнее раскрыть образ сновидения, которым человек может не уделить должное внимание. Чем более пристальное внимание уделяется образу, тем полнее его можно раскрыть. Члены группы все вместе решают, какой образ проанализировать. Но если человек не хочет углубляться в тот или иной образ, настаивать не следует. Необходимо, чтобы все члены группы чувствовали себя комфортно. Каждый должен решать сам, насколько быть откровенным. Затем выбирается один из образов, и его анализируют.


Каков истинный смысл снов? Попробуем использовать научный подход к анализу сновидений.

Сны - это своего рода письма в бессознательном состоянии мозга. Если бы они были написаны на одном языке с реальностью бодрствования! К сожалению, они зашифрованы нашим подсознательным мышлением. Тем не менее, мы можем декодировать эту информацию с помощью анализа сновидений.

Вспоминаем сон

Анализ сна начинается с дневника снов. Ведение дневника важно по многим причинам. Во-первых, это улучшает запоминание Ваших снов, со временем вы сможете запоминать до пяти снов за одну ночь.

Техника запоминания сна состоит в том, чтобы просыпаться в конце каждого цикла REM-сна (REM-сон - сон со сновидениями): сначала через 3 часа, затем каждые 90 минут. Просыпаясь, следует записывать свой сон в дневник снов, иначе вы рискуете все забыть к утру.

Кроме того, дневник снов позволяет отслеживать повторяющиеся символы в сновидениях и понять главный смысл снов. Например, чаще других может повторяться сон о падении. Это легко установить, если подсчитать, сколько раз он записан в Вашем дневнике снов. Это повторение сна происходит потому, что Ваш мозг в бессознательном состоянии пытается отправить Вам сообщение, в концептуальной форме.

Писать и говорить о своих снах важно для подсознания. Сила подсознания поистине удивительна, и если дать подсознанию задание (вспомнить как можно больше снов) - оно будет выполнять это задание. Вы сможете запоминать больше снов, что даст больше возможностей для расшифровки их смысла.

Символика снов

Следующий шаг состоит в том, чтобы понять смысл символов снов. Можно использовать сонник. Но еще более важно использовать при толковании сна происходящее в вашей жизни.

Символы снов не следует принимать слишком буквально. Видеть во сне смерть не значит, что вы умрете. Это может символизировать конец определенного этапа Вашей жизни. Сны носят символический характер, и было бы глупо интерпретировать их как прочитанные.

Человеческий мозг думает и учится посредством нейронных структур. Например, если в детстве вы упали с велосипеда и разбили при этом колени, это событие будет связано с болью. Ваш мозг в бессознательном состоянии сделает заметку - избегать падения с велосипеда в будущем. Это нейронные пути, связи между нейронами мозга, построенные исключительно за счет личного опыта.

С течением времени нейронные связи становятся более сложными. Они распространяются на физические законы (например, упасть с велосипеда) и эмоции (например, любовь или ненависть) - по сути, каждый опыт в Вашей жизни сформировал нейронную структуру в Вашем мозгу. Ваше подсознание использует эти структуры в сновидениях.

Сонник

На протяжении многих лет исследования сновидений позволили экспертам создавать всевозможные словари снов. Это интерпретация смысла снов со списком символов, их перевод на реальные события. Однако следует помнить, что словари снов могут быть разными у различных культур, так как мы смотрим на вещи по-разному, в зависимости от нашего социального воспитания.

Например, большинство европейцев испытывают страх перед пауками, а жители Южной Америки меньше боятся пауков и даже используют их в качестве традиционных продуктов питания. Таким образом, мы видим, что культурные взгляды оказывают значительное влияние на то, каким мы видим мир вокруг нас, и это должно быть отражено в соннике.

Толкование снов

При анализе своего сна ищите наиболее важные и яркие аспекты ваших сновидений, и не забудьте учесть его влияние личного опыта. Проанализируйте, какие важные события происходили в Вашей жизни в последнее время, события из прошлого. Зачастую они затрагивают вас на эмоциональном уровне и присутствуют во сне.

Познание смысла снов - это путешествие в страну самостоятельных открытий. Никто не сможет сказать, что значат Ваши сны, не зная, какой вы человек. Поэтому лучший толкователь Ваших снов - вы сами! Ведите дневник снов, определяйте важные символы, и наблюдайте за повторяющимися темами снов.

|

РАСШИРЕННЫЙ СЛОВАРЬ ОБРАЗОВ

Москва, 2003 г.

Краткая памятка по онейрическому анализу

Источники (место) психогенеза символов

1. Соц/реальность

Этнография. Культурное наполнение - из реальности конкретного человека. Пигмей не увидит христианских образов. Используются образы памяти. Виден экзистенциальный язык субъекта.

Фундаментальное + ядро личности использует все предметы согласно собственному интересу, своему конструктивному плану. Сон - это запись актуальных событий, точнее - основного дневного события, которое превозносится или развенчивается. Общество реально только в рамках индивида. Это социальный контекст.

2. Визуализация инстинктов .

Сон сигнализирует какие инстинкты превалируют в человеке, их иерархию.

Инстинкт - это уровень природного ума, мера. То есть - это индивидуальная структура природного органического. Это формальная энергия, которая учитывает земной контекст жизни субъекта, в котором и благодаря которому она действует. Удовлетворять надо тот из инстинктов, который господствует на данный момент. Любое влечение можно удовлетворить здоровым образом без вреда для истории.

Есть разница: импульс и инстинкт. Импульс может идти и со стороны комплекса. И это чрезвычайно сильный толчок. Это энергия позитивна в момент возникновения, но обретающая негативный характер, если Я не способно использовать её в личных целях. К примеру, если во сне все время повторяются элементы прошлого, то это значит, что субъект достиг биологической зрелости, но основы его личности являются инфантильными. Это бывает часто. Почти никому не удается раскрыть свой природный интеллектуальный потенциал.

При анализе - необходимо избегать импульсов, которые порождены комплексами - это усиливает патологию. И напротив - динамику инстинкта необходимо усилить.

3. Семантические формообразования внешнего происхождения.

Это те семантические поля, которые информируют, то есть определяют (формируют или деформируют) поведение субъекта. Точно можно проанализировать функциональность диады и выход из неё. Это влияние какой-то личности или группы людей или среды.

4. Метаисторические импульсы человечества. (констелляции)

Импульсы из недр планеты. Каждая из констелляций порождена различными потоками, действующими в планетарной системе. КОНСТЕЛЛЯЦИЯ / COSTELLAZIONE
От греч. «объединяю»; лат. сит - "в то время, как объединяю ".
Притяжение обособленным энергетическим ядром тяжестью своей массы, или энергией различных близких к нему частей. Центр не поглощает периферийные части, но, тем не менее, их движение изменяется, определяясь направлением и модусом общего ядра.

Поэтому - черная раса - в своем подсознании содержит отторжение белой - позже появившейся на этой планете. (на поверхности воды бегут волны, а в глубине - течения).

За формирование сновидения отвечают точные структуры (инстанции) внутри человека

  1. Памят ь - фиксатор образов. Сознание запоминает только то, что фиксирует модуль памяти. И работа ведется только с этим. Это и есть личность.
  2. Идеальное Я - вдохновение индивида, его надежды и устремления, ориентиры.
  3. организм - удовлетворение организмических или функциональных потребностей.
  4. Монитор отклонения - модуль, встроенный в память и достигающий сознания Я только через память. Он обрабатывает и синхронизирует образы. Сны м/о - четкие и ясные, так как им необходимо убедить Я вести себя в соответствии с их векториальностью. Образы м/о - точные и категоричные.
  5. Ин-се - точка зрения всей жизни относительно общей картины человека. Оценивается весь путь.

Связующим для всех инстанций является психологическое Я. М/о и ин-се актуализируются в той мере, в которой им удается проникнуть в историко-логическое Я. В ходе анализа тело играет свою роль только пока не утрачивает связи с Я. Как только Я охватывает страх - надо отключить организм, который не может служить критерием здоровья.

Элементы сновидения

Интерпретация представляет собой процесс опосредования информации. Данные элементы являются аппаратом онейрической постановки.

1. Действие в изменении.

Это действие как импульс - переходит из контекста в контекст, от вещи к вещи - но при каждом изменении передает определенный образ действия. Это движение в себе, устойчивость в изменении.

Любые изменения (идеи, поступки, выборы) несут изменения, так как реальны, даже если ложны. Если в психотерапии сталкиваемся с ложью, то этому есть 2 причины: 1. Клиент включает механизм экзистенциальной зашиты и 2. Клиент выражает как собственную динамику, которая изначально ему не свойственна. Но в обоих случаях Клиент руководствуется реальным фактом, который и надо выяснить. То есть Клиент фальшивит в том случае, если речь идет о существующей реальности, но существующей не там, где он указывает, поскольку его органическое не подтверждает наличия этой реальности в том моменте или в том виде, в каком её описывает клиент.

Реальность (= действие) самосимволичны, то есть до всего прочего уже выражают самое себя в своих «как» и «где».

2. Среда.

«Где» действия: туалет = сексуальные ошибки, крыша = супер-я, подвал = ближе к ин-се, дом=в зависимости от того что субъекту ближе - ТЕЛО (ПРИ СКЛОННОСТИ К НАРЦИССИЗМУ) , семья или работа.(это место максимального интереса - это и есть экономика или организация). Сновидение использует среду для иллюстрации экзистенциального состояния субъекта.

Например: сад ранней весной - ситуация возможного роста, удовлетворения (даже если плодов ещё нет) или закрытая комната с лестницами, где нет выхода - преждевременное старение, нет развития. Темно - светло, ночь-день.

3. Личности (люди)

Это личные характеристики самого субъекта. Другой человек- это стиль поведения самого человека. Применяются 3 критерия верификации. Через этих людей сон указывает прежде всего на поведение субъекта, на оперативность и функциональность его выборов. К примеру, если человеку снится разговор с больным родственником или неуспешным другом - это значит, что он руководствуется в своей жизни устаревшими или нездоровыми установками. Таким образом проявляют себя стереотипы ложного воспитания, что приводит его к раздвоенности его собственной реальности.

4. Чувства.

Реальность - это то, куда человек больше вкладывает эмоций. Чувства - это определенная ценностная величина (долевое соотношение). Степень реальности зависит от силы эмоционального отклика, который есть в субъекте. Реальность повседневной ситуации проявляет то, к чему человек во сне проявляет наибольший интерес и любопытство. Это значимы элемент, так как представляет величину результата, достигнутого человеком в жизни. Этот результат оценивается самой жизнью, а не субъектом.

Момент прочтения - мы должны войти в клиента не теряя «как-будто» (Роджерс - эмпатия). Это же - атараксия. При интерпретации - первые 3 элемента наиболее важны - действие, среда, люди).

Образы - процесс возникновения последствий. Образы проникают, используя инструмент инстинктов. Если вы активны - вы осознаете (степень присутствия в себе самом).

Типы сновидений:

1. Клинико-анамнестическое сновидение.

Во сне отражается биологическое здоровье субъекта в следующем порядке: если он здоров - на служебные дела, если и там в порядке - на эмоционально-чувственные отношения, если эти 3 аспекта разрешились - то возникает тема абсолютной креативности, поскольку у человека появилась возможность перейти к оценке собственного мира действия. Но если есть болезнь - сон указывает на неё, на причину и на способ лечения, а также на степень тяжести симптома.

2. Семантический сон.

Вижу чужую семантику (=я открыт этому человеку). Проблема человека - это те люди, которые его окружают. Этот сон не говорит о самом спящем, а говорит о другом. (во сне видел что происходит в твоей семье - это проекция спящего о другом). Например: муж - проблема - ему страшно, у него проблема, а страдаешь ты, страх возникает). Этот человек должен быть аффективно связан с тобой (например бомжа накануне увидел и ночью приснился). Утром проснулся усталым - чужеродные инкубации. Когда в хорошей форме - начнут красть.

Человек превращается в картину ситуации семантически воздействующего на него человека, переживая реальность последнего. Человек опустошается из-за принудительного проживания чужой реальности, что приводит к стрессу. И совсем по-другому, если человек открылся человеку высшего типа.

3. Функциональное сновидение.

Дверь незакрыта, нам надо в туалет и т.д. Секс с оргазмом, полеты. Важно - хорошо вам или нет. Смотреть по эффектам, по результатам. Это компенсации, отклики организма. В этой сценической постановке содержится ответ на потребности организма.

4. Сновидение-указание (направляющий сон)

Стадия прогресса, роста, прибыли. Это сны людей с психологией предпринимателя или лидера.

Куда вложить деньги? Сублимированная пульсация онто ин-се, указывает выбор порождающего действия в контексте ситуации. Это когда человек проживает благополучную жизнь и ему нужна эволюция. В сфере бизнеса - это сон Лидера.

5. Сновидение прозрачности реальности (причинный сон)

Деятельность непрерывна. Мудрец отключается от своей деятельности и погружается в реальность как она есть, видит основу реальности. Это одно из удовольствий, которое нам дано природой. Это сверхчувственное восприятие - можно пребывать как внутри феномена, так и вне его - ноумен = причины, которая не видна. Такой человек не является носителем комплексов и патологических структур. Он покидает логический мир исторических переживаний и проникает в мир исцеляющего духа.

Это регенерация здоровья, сил, разума, благодати. Это переживание не носит доприродного характера, оно целиком созвучно природности проекта. Это уже не сновидение - это простое видение реальности как она есть.

6. Сон монитора отклонения.

Не интерпретируется. Не отдавать своего внимания. Ложный сон. Нет никакого семантического влияния. Редкий. Эти сны неожиданны и не связаны с семантическим полем, в отличии от всех остальных. Это как вспышка - четкая и ясная, которая лишена любой эмоциональной нагрузки. Нет деятельности ин-се, это бесполезный фильм. Отличить от клинико-анамнестического можно, удостоверившись в отсутствии любых экзистенциальных проблем.

7. Сон чужеродной инкубации.

Есть сущности, которые крадут энергию без переваривания, напрямую (без посредника - эфирного поля). Крадут - эфирность человека. Многие заболевания являются подобным вселением в энергетическое поле человека.

8. Сон-предвидение

Бывает что произойдет, а бывает, что нет. То есть динамика есть, но ещё не познана. Бессознательное передает данные факты как уже свершившиеся, несмотря на то, что они не преодолели порога осознания, доступного логике субъекта. Они реальны, так как построены на буквальном кодировании.

МИР ОБРАЗОВ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИМАГОГИКЕ

Б-В Г-Д Е,Ж,З,И Л-М Н-О Р-С Т-У Ф,Х,Ц,Ч Ш,Щ,Э,Ю,Я

A

АБАЖУР

Указывает на непонимание происходящих с человеком событий. Стереотипный образ, высвечивает часть той ситуации, в которой человек ошибается. Искусственный свет обозначает фальшивость предметов, обстановки, людей и действий, которые он освещает.

АБОРДАЖ

Знак чуждого семантического вторжения, указывает на негативную для субъекта ситуацию. Если абордаж успешен, то означает семантический захват с проявлением эротизма и агрессии.

АБРИКОСЫ см. Фрукты

АВАРИЯ (дорожное происшествие)

Символизирует суицидальные наклонности, пока еще скрытые, но готовые проявиться при первой возможности; может также свидетельствовать о воздействии на субъекта смертоносной семантики со стороны личности, которая в сновидении предстает либо в образе шофера, либо человека, сидящего возле шофера, либо в образах людей из другой машины, вовлеченной в аварию (предупреждение).

АВИАКАТАСТРОФА

Означает скрытые суицидальные наклонности либо склонность к убийству, ответственность за которое несут посторонние лица. То же означают картины аварий автобуса, грузовика, трамвая и поезда.

АВТОБУС

Символизирует подчинение запрограммированной ситуации или образ жизни, соответствующий установкам материнской матрицы. Означает жизнь и движение в программирующей утробе.

Процесс формализации, перевод в логические, знаковые системы. Если карандаш ломается, указывает на потерю способности формализации. Значение зависит от функциональности использования.

АВТОМОБИЛЬ

Средство мобилизации сил, уровень амбиции, обозначает энергетический потенциал человека, его конкретное дело и способ активизации нейронных связей, зону мобильности, сферу интересов. Старая машина – ухудшение ситуации, новая – наоборот. Повреждение – ущерб личности, см. также Авария.

АГРЕГАТ

Свидетельствует о чем-либо механическом, выражает действие монитора отклонения.

АГРЕССИЯ

Выражает чувство, которое реально реализуется во сне. Из-за действия стереотипа, не дающему возможность прожить агрессию в экзистенции, проживание реализуется в сновидении.

АДМИРАЛ см. Форма

АЙСБЕРГ

Указание на комплекс, который влечет за собой ограничение мотивационных способностей, потребностей, ложную экономию личности. Приводит к ригидности личности.

АКАЦИЯ (белая, дерево)

Реинкарнация семейного стереотипа.

АКАЦИЯ (желтая, кустарник)

Ложная надежда на развитие сексуального интереса.

АКВАРИУМ

Указывает на негативные отношения в общении с близкими людьми, желании обладания, отсутствии удовольствии в контактах. Рыбки в аквариуме - указание на беременность, но и также может указывать на соматические заболевания в области гинекологии у женщин.

АКУЛА

Символизирует особую негативносгь матери.

АЛЬБОМ

Набор фиксированных форм, принимаемых человеком на веру, некритическая способность ума к фиксации неэффективных отношений. Указание на излишнюю наивность и доверчивость.

АЛТАРЬ

Означает, за исключением особых случаев, ритуальные действия или негативное программирование человека.

АНГЕЛ

Символизирует чуждые, непозитивные ассоциации и влияния.

АНФИЛАДА КОМНАТ

Указание на эффект сети. Важна фиксация внимания – если действия направлены на выход, то позитивно, если превращаются в лабиринт, то указание на включенность в программу.

АППАРАТ

Посредническое, механическое устройство для передачи каких-либо функций. Указание на то, что человек не реализует действия напрямую, а через механическое устройство.

АРБАЛЕТ

Знак семантической инкубации, указание на реинкарнацию исторических стереотипов.

АРБУЗ

Имеет приблизительно то же значение, что и яблоко (см. Яблоко ).

АРЕНА

Отношение к социальным событиям, протекающим в обществе. Важно положение – зритель или участник. Зритель – указание на пустой эротизм, участник – действие на пользу другим.

АТЛАНТЫ см. Статуя

АТТРАКЦИОН

Символизирует стереотип, предрасполагающий к фиксированности и посредственности.

Б-В Г-Д Е,Ж,З,И Л-М Н-О Р-С Т-У Ф,Х,Ц,Ч Ш,Щ,Э,Ю,Я

Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны - не случайное явление; они не бессмысленны и не беспорядочны, а представляют собой способ исполнения невыполненных желаний . Будучи продуктом бессознательного, сновидения служат хорошим материалом для психоанализа. Фрейд различал явное и скрытое содержание сна. Явное - это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое - то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение, - пишет Фрейд, - теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».

Фрейд выделял такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений.

Работа сновидений есть перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование , напротив, - попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того, чтобы грамотно толковать сновидения, необходимо знать основные закономерности их работы. Среди разнообразных закономерностей работы сновидений в качестве наиболее важных Фрейд отмечает три: сгущение , смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы .

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего. Смещение - это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения отдельными намеками и символами. Наконец, третий результат работы сновидений - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы.

Главный метод исследования сновидений - метод свободного ассоциирования . При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила.

1. Не следует обращать внимание на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или же кажется абсурдным , ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы ,- каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть свободно ассоциировать.

«Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто, подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, то есть из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» - представлений, которые дают возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само» .

При анализе сновидения аналитик наталкивается на сопротивление, особенно когда речь идет о вещах, с точки зрения пациента малозначительных, не относящихся к делу, или о предметах, о коих говорить неприлично. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент обычно пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее значимыми для раскрытия содержания бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что-то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифровыванию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы , по его мнению, глубоко уходящие своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеющие свои «устоявшиеся переводы», то есть в какой-то степени унифицированные и пригодные для расшифровки любых сновидений у разных людей. Символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин; дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья, обозначают мужской половой член.

«Женские половые органы, - утверждает Фрейд, - изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, то есть при помощи шахт, щелей, пещер, сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, ящиков, карманов и т. д. Судно также относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и, прежде всего, комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Подобная пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже самых близких учеников Фрейда - А. Адлера и К. Юнга. Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений, отмечают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, заслуживает критического к себе отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное - ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.