Главная · Паразиты в организме · Новые требования фгос к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе (1) - Документ

Новые требования фгос к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе (1) - Документ

Новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Справедливо возникает вопрос, чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы.

В 2004 году было сохранено единое образовательное пространство, обеспечена доступность образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Однако социальные процессы в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали сегодня существенных изменений. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы начального общего образования. Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

 анализировать свои действия;

 самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 отличаться мобильностью;

 быть способны к сотрудничеству;

 обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Идеологической основой ФГОС стало:

 духовно-нравственное воспитание личности;

 гражданская идентичность;

 системно-деятельностный подход.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности, т.е. знать, уметь, применять в отличие от ЗУНов.

Структуру ФГОС можно представить в виде трех «Т»:

 требование к результатам освоения основной образовательной программы;

 требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

 требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) учащихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные, которые должны быть отражены в рабочих программах по каждому предмету.

Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми так и друг с другом.

Таким образом, в отличие от стандартов 2004 г. теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.

В стандарте в отличие от обыкновенных контрольных работ по предметам появились новые формы проверочных работ - комплексные, в которых проверяются знания ученика сразу по нескольким предметам. Именно такие работы будут использоваться в независимых экспертизах.

ФГОС вводит в учебный план часы внеурочной деятельности, как органичное продолжение учебных занятий. Их особенность в том, что они имеют практическую направленность, конечный продукт своей деятельности. Программы внеурочной деятельности также составляются учителем, на основе рекомендованных стандартом видах внеурочной деятельности. Введение часов внеурочной деятельности вносит существенные изменения в учебный план образовательного учреждения.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Показать это можно на примереурока русского языка.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Как следствие в примерных программах по учебным предметам, в разделе варианта тематического планирования, представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета). В качестве примера можно привести фрагмент планирования урока «Окружающий мир» «Повторение пройденного по теме «Живые организмы»». ФГОСвводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

Возраста ребенка;

Специфики учебного предмета;

Меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

 Предъявить противоречивые факты, теории;

 Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

 Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Для реализации этих положений вводится постепенно в уроки начальной школы проектные технологии, которые позволят установит взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью. Так, например, на уроке литературного чтения – проект «Мы с мамой и папой» может быть продолжен детьми вместе с родителями во внеурочной деятельности через создание творческих работ.

ФГОС регламентирует новую систему оценки знаний учащихся, основными особенностями которой являются:

 оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;

 оценка способности решать учебно-практические задачи;

 сочетание внутренней и внешней оценки

 комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных);

 нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.

 уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;

 накопительная система оценки индивидуальных достижений;

 использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;

 интерпретация результатов на основе контекстной информации

С точки зрения педагогических задач, которые должна решать оценка, очень важно, чтобы её новые формы позволяли одновременно в ходе изучения темы отражать индивидуальные достижения детей и на определенном этапе сравнивать их достижения с некоторым эталоном. Снять противоречие между этими двумя задачами позволяет:

1) подход, используемый в технологии уровневой дифференциации обучения;

2) использование таких форм интегрированной оценки , как «портфель достижений» и защита проекта, направленных на сближение школьной оценки и реальной оценки общества, которое оценивает и качество, и сложность выполняемых заданий и проектов, и способность приобретать новые знания, и способность работать в коллективе, и поведение ребёнка в проблемной ситуации.

Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

Если ученик будет обладать вышеперечисленными качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

Таким образом, в отличие от стандарта 2004 г. новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)учебным годом. Выводы: Отметить, что требования , предъявляемые к организации учебно -воспитательного процесса в рамках ФГОС ... учебно -воспитательного процесса и внедрению новых ... участие учащиеся начальной школы и...

  • Дежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (фгос), где на смену ведущего лозунга прошлых лет Образов

    Реферат

    ... организацию учебно -воспитательного процесса , которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе ... без которого новые требования ФГОС к организации учебно -воспитательного процесса в школе не могут...

  • Реализация фгос на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы

    Урок

    Которого новые требования ФГОС к организации учебно -воспитательного процесса в школе не могут существовать. (Слайд 20) Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего...

  • Основные требования к урокам в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (фгос ооо)

    Урок

    Есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно -воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много...). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и...

  • Особенности построения образовательного процесса в МОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Цель : СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭТО - СТАНДАРТ поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
    Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
    Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»
    Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?..
    Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни».
    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
    1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
    2. Индивидуализация дошкольного образования
    3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником и активным субъектом образовательных отношений.
    4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
    5. Сотрудничество Организации с семьёй.
    6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, Общества и государства.
    7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
    8.Соответствие условий, требований, методов возрасту
    и особенностям развития детей (возрастная адекватность)
    9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
    1.Социально – коммуникативное развитие
    2.Познавательное развитие
    3.Речевое развитие
    4.Художественно – эстетическое развитие
    5.Физическое развитие.
    КАЖДАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗРАБОТАНА ПО СЛЕДУЮЩЕМУ АЛГОРИТМУ:
    Федеральные задачи;
    Программные задачи;
    Формы работы с детьми по реализации образовательной области:
    непосредственная образовательная деятельность; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность.
    Примерные виды интеграции;
    Программно-методическое обеспечение;
    Предметно-развивающая среда.
    ТРИ ОСНОВНЫ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    -УЧЕБНЫЙ - обучение - ведущий образовательный процесс дошкольников (в буквальном смысле слова «ведущий» за собой воспитание и развитие); специально организованные занятия - основная форма процесса обучения. Использование форм учебной деятельности (занятие – основная форма): - достаточно жесткая регламентированность, - превалирование активности и инициативности взрослого, - открытая постановка цели обучения, - отсутствие необходимой мотивации, - вопросно-ответное «общение», прямое воздействие на ребенка.
    -ПРЕДМЕТНО – СРЕДОВОЙ
    Главной составляющей предметно-средовой модели является дидактический материал действие, с которым автоматически развивает ребенка. Взрослому отводится роль второстепенная, опосредованная созданием указанного дидактического материала.
    Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.
    Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
    Вывод: особенности этих моделей–прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
    -КОМПЛЕСНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ
    В основе идея комплексного подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
    ТРИ МОДЕЛИ ОРГАНИАЦИИ ОБРАОВАТЕЛЬНОО ПРОЦЕССА В ДО
    Учебная МОДЕЛЬ
    Принцип – раздельных учебных методик.
    Позиция взрослого – учительская.
    Образовательная среда – методики.
    Предметная среда – «учебные пособия».
    Образовательный процесс – школьно-урочная форма.
    «+» – разработано много конспектов.
    «+» – технологична для воспитателя.
    Комлексно – тематическая МОДЕЛЬ
    Принцип – тематического планирования.
    Позиция взрослого – приближенная к партнерской.
    Образовательная среда – более творческая.
    Образовательный процесс – реализация темы в разных видах детской деятельности.
    «-» - тематическая узость.
    «-» – поглощение темой всего ОП, заслонение других значимых явлений.
    «-» - скорее расширение представлений ребенка об окружающим мире, чем его развитие.
    Предметно - средовая модель
    Принцип – предметности.
    Позиция взрослого – организатор предметных сред; подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
    Образовательная среда – ограничение только предметным материалом.
    Образовательный процесс – ставка на саморазвитие ребенка.
    «-» – утрата систематичности ОП.
    «-» – сужение культурных горизонтов дошкольника.
    «+» - технологична.
    «+» - не требует творческих усилий от педагога.
    Модель организации ОП
    (до введения ФГОС)


    Основная форма –


    Модель организации ОП
    (до введения ФГОС)

    Учебный блок Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
    Основная форма –
    проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам - методикам) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Предметно-развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.);
    закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятель¬ной деятельности.
    Требования к определению содержания ФГОС
    ФГОС ДО: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс»
    ФГТ ООП ДО: «обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста»
    ФГТ ООП ДО «…построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра
    ФГОС ДО - «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)»; «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры»
    ФГТ ООП ДО: «… с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей»
    ФГОС ДО: «…комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях…»
    ФГТ ООП ДО: «виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение)»
    ФГОС ДО: «ряд видов деятельности, таких как игровая.., коммуникативная…, познавательно-исследовательская…, восприятие художественной литературы и фольклора…, самообслуживание и элементарный бытовой труд…, конструирование…, изобразительная…, музыкальная … и двигательная …формы активности ребенка

    ФГТ ООП ДО: «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования»
    Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
    Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
    Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
    Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
    Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.
    СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДО
    В образовательном процессе включено два основных составляющих блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.
    Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет). Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.)
    Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.
    Согласно СанПиН СанПиН 2.4.1.3049-13 термин «занятие» понимается как непрерывная непосредственно образовательная деятельность (пункты 11.9, 11.10, 11.12, 11.13).
    Останутся ли ЗАНЯТИЯ в системе дошкольного образования?
    Занятие – занимательное дело, основанное на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
    ЗАНЯТИЕ как дидактическая форма учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте. В чем отличие «занятий» от «непосредственно образовательной деятельности»? Прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

    В связи с этим педагогические коллективы ДОУ имеют возможность подготовиться к изменениям заблаговременно. Введение данного профстандарта уже несколько раз переносилось по причине его совершенствования на этапе рассмотрения.

    Важность реализации профстандарта «Педагог» связана с тем, что он оказывает непосредственное влияние на то, смогут ли воспитатели освоить компетенции, необходимые для реализации ФГОС ДО. Ведь образовательный стандарт предусматривает развитие образовательного процесса в направлении инклюзивности. Это значит, что в одной группе могут воспитываться дети, различающиеся по степени развития: дети здоровые и с ограниченными возможностями здоровья, девиантные и те дети, чей родной язык не является русским.

    В таких группах можно использовать и старые образовательные технологии, но уже доказано, что они будут недостаточно эффективными. По этой причине педагогам нужно будет внедрять в свою деятельность новые технологии. Двигательная, продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая деятельность — все они будут требовать нововведений. Изменения коснутся всех аспектов образовательного процесса. Перед педагогами детских садов, таким образом, стоит весьма непростая задача.

    Чтобы подготовить заведующих детскими садами к изменениям, мы провели вебинар «Перспективы развития образовательного процесса в современном детском саду в условиях реализации профессионального стандарта».

    Право диктует правила

    Существуют нормативные документы , которые определяют перспективы развития образования дошкольников. Не трудно догадаться, что под развитием образовательного процесса по ФГОС в ДОУ понимается его модификация в лучшую сторону в зависимости от изменения требований, условий и особенностей правовой базы. На данный момент основные требования сводятся к наличию:

    • образовательных и информационных ресурсов;
    • сетевого взаимодействия;
    • дистанционных и электронных технологий;
    • условий введения экспериментальной и инновационной деятельности;
    • образовательной программы.

    Сотрудничество с родителями

    По ФГОС ДО образовательный процесс осуществляется детскими садами, индивидуальными предпринимателями, а также родителями или законными представителями детей (получение семейного дошкольного образования). Как мы все помним, родители по закону имеют преимущества в обучении своих детей перед всеми другими лицами. Довольно часто у ДОУ возникают проблемы сотрудничества с родителями. Распространённые преграды в сотрудничестве:

    1. Проблемы родителей:
    • беспокойство, незнание того, что происходит в детском саду;
    • недоверие к детскому саду (программы устарели, разве чему-то научат?);
    • боязнь родителей за детей в детском саду (какое общение?);
    • беспокойство за будущее ребёнка и др.
    1. Со стороны воспитателей проблемы выглядят так:
    • индивидуализм родителей;
    • отсутствие их толерантности к другим детям;
    • самоуверенность в поступках;
    • чрезмерная занятость;
    • нежелание менять образ жизни;
    • недоверие к детскому саду;
    • незнание возрастных психолого-педагогических особенностей детей и т.п.

    Чтобы решить проблемы взаимодействия ДОУ с семьёй, необходимо

    • Изучать семьи воспитанников: их интересы, мнения и образовательные запросы;
    • Создавать особую творческую атмосферу для взаимодействия взрослых;
    • Обеспечить оптимальные условия для освоения социальной роли «родитель»;
    • И некоторыми другими способами, о которых узнали участники вебинара.

    Также были предоставлены чёткие направления повышения ответственности родителей , такие как:

    • формирование у родителей восприятия феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
    • содействие выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ.
    • и ещё 4 направления.

    Психолого-педагогические условия реализации программы

    ДОУ должно создавать условия для предоставления информации об образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности. Администрация детского сада должна позаботиться и о том, чтобы родителям были предоставлены материалы, обеспечивающие реализацию программы и позволяющие организовать обсуждение с родителями вопросов обучения и воспитания детей.

    Готовность воспитателя ДОУ к работе в условиях ФГОС

    Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые знания и умения для выполнения работником трудовых функций. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учёт этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством.

    Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижает издержки работодателей на рынке труда. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профстандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задаёт планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

    Преемственность детского сада и школы

    Нашим экспертом на вебинаре выступала Ольга Евгеньевна Веннецкая (кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почётный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребёнка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО). Рассматривая принципы анализа, построения, реализации и обновления рабочей программы образовательного процесса с учётом условий ФГОС в ДОУ, Ольга Евгеньевна уделила большую долю внимания такой теме, как преемственность детского сада и школы.

    «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

    Л.А. Венгер

    Противоречия, возникающие в процессе подготовки дошкольников к школе:

    • изоляция уровней образования (дошкольного и начального);
    • отсутствие единой системы требований к организации
    • деятельности детей и её оценке;
    • отсутствие механизмов преемственности, ориентированных на условия развития ребёнка;
    • отсутствие механизмов управления вопросами преемственности детского сада и школы;
    • отсутствие технологий организации преемственности;
    • запрос родителей на подготовку к школе;

    Традиционные подходы к преемственности:

    • подготовка детей;
    • организация совместной деятельности педагогов и воспитателей;
    • совместная деятельность детей дошкольного и начального образования;
    • формирование компетентности семьи в вопросах подготовки ребёнка к школе.

    Формирование психологической готовности к школе (Профессиональный стандарт педагога)

    • Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
    • Задачи преемственности детского сада и школы в создании условий для развития детей, их позитивной социализации.
    • Сетевое взаимодействие (Закон «Об образовании в РФ», ст.15) - ресурс преемственности.

    Приняв участие в вебинаре на данную тему, руководители дошкольных образовательных организаций, их заместители и сами педагоги узнали об изменениях в образовательном процессе, которые так необходимы при введении в работу профстандарта, получили рекомендации по модернизации образовательного процесса.

    О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции

    Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

    Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

      для начального среднего образования;

      для основного среднего образования;

      для полного среднего образования.

    Каждый стандарт включает в себя требования:

      к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

      к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

      к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

    Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

    При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

      условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

      достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

    Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

    Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

    Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

    Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

      в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

      в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

      в результатах личностного развития.

    Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

    Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

    Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

    По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

    Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

    Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

    Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

    Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

    «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

    личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

    метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

    предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

    Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

    Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

    Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

    Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

    «Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

    То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

    Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

    Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

    Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

    Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

    Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

    Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

    Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

    Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

      межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

      универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

      способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

      способность к применению своих знаний и умений.

    Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

    Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

    Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

    Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

    При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

    Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

    формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

    Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

      сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

      сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

      «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

    Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

      во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

      во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

    Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

    Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

      к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

      к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

    Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

      идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

      формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

      личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

      формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

    Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

    Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

      «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

      «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

      «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

    В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

    Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

    Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

    Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

      программу развития универсальных учебных действий (УУД);

      программу учебных предметов и курсов;

      программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

    Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

    Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

    Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса

    Доклад подготовил учитель начальных классов МКОУ СОШ № 6 Сопова Галина Алексеевна

    Источник: Журнал "Управление начальной школой" № 8, 2011 года

    Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

    В управлении образовательным учреждением (далее – ОУ) произошли изменения, начиная с содержания локальных документов и заканчивая вопросами организации питания обучающихся и взаимодействия с родительской общественностью.

    Большое внимание уделяется формированию в школе единой образовательной среды, развитию материально-технической базы.

    Появилась необходимость в написании основной образовательной программы начального общего образования с участием всех педагогических работников, в экспертизе рабочих программ учебной и внеурочной деятельности педагогов, разработке новых схем анализа уроков.

    Объектами контроля администрации стали достижения учащихся (промежуточные, накопительные и итоговые; предметные, метапредметные и личностные результаты обучения).

    Проводятся мониторинги:

      развития образовательной среды;

      использования учебного и компьютерного оборудования;

      реализации программ урочной и внеурочной деятельности;

      здоровья обучающихся;

      обновления и использования сайта ОУ.

    Изменения в деятельности педагогов

    Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также изменилась.

    Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей.

    Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

    Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию и т. п.

    Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в приложении 1 .

    Изменения во взаимодействии между педагогами

    Изменения в работе педагогов первых классов повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей начальной школы.

    Методические объединения переросли в настоящие профессиональные ассоциации, целью которых стали трансляция опыта, творческая работа по созданию методического инструментария. Заседания методических объединений проводятся в творческих группах, по результатам их работы готовятся регламенты, методические рекомендации, описание опыта педагогической деятельности.

    Педагоги дают уроки в паре, совместно с психологами или логопедами, проводят занятия в параллельных классах. Выросло количество взаимопосещений уроков с целью их дальнейшего анализа.

    Учителя обмениваются опытом, не только размещая авторские материалы в печатных изданиях, но и используя единую информационную среду, выступая на заседаниях профессиональных сообществ.

    Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся

    Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

    Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в приложении 2 .

    Изменения в деятельности обучающихся

    Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

    Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

    Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС, представлена в приложении 3 .

    Приложение 1

    Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

    Предмет изменений

    Традиционная деятельность учителя

    Деятельность учителя, работающего по ФГОС

    Подготовка к уроку

    Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

    Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

    Основные этапы урока

    Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

    Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

    Главная цель учителя на уроке

    Успеть выполнить все, что запланировано

    Организовать деятельность детей:

    По поиску и обработке информации;

    Обобщению способов действия;

    Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

    Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

    Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

    Форма урока

    Преимущественно фронтальная

    Преимущественно групповая и/или индивидуальная

    Нестандартное ведение уроков

    Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

    Взаимодействие с родителями обучающихся

    Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

    Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

    Образовательная среда

    Создается учителем. Выставки работ обучающихся

    Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

    Результаты обучения

    Предметные результаты

    Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

    Нет портфолио обучающегося

    Создание портфолио

    Основная оценка – оценка учителя

    Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

    Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

    Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

    Приложение 2

    Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС

    Предмет изменений

    Особенности работы с родителями до введения ФГОС

    Особенности работы с родителями после введения ФГОС

    Технология проведения родительского собрания

    Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости)

    Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой

    Адаптационный период

    Родители не участвуют в организации адаптационного периода

    Родители выступают в роли тьюторов:

    Присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;

    Активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;

    Помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.

    Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся

    Отсутствует

    Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями

    Участие родителей в проведении уроков

    Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)

    Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся

    Совместная проектная деятельность

    Отсутствует

    Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок"

    Участие в праздниках

    Родители выступают в роли зрителей

    Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника

    Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок"

    Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече

    Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече.

    Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта).

    Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы

    Приложение 3

    Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС

    Предмет изменений

    Деятельность первоклассника до введения ФГОС

    Деятельность первоклассника после введения ФГОС

    Вид деятельности

    Пассивное слушание

    Активные действия

    Выполнение заданий по указанию учителя

    Самостоятельный поиск решения поставленной задачи

    Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов

    Использование литературы (справочники, словари). Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)

    Использование интернет-ресурсов самостоятельно

    Переспрашивание заданного вопроса

    Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания)

    Фронтальная работа

    Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе

    Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь

    Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)

    Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с целью контроля учителем уровня знаний и умений

    Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели

    Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника

    Учителем организована деятельность детей:

    По поиску, обработке информации;

    Обобщению способов действия;

    Постановке учебной задачи и т. д.

    Взаимодействие ученика и учителя

    Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные отношения

    Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений

    От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто – краткий ответ на поставленный вопрос учителя

    Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя

    Адаптация к школьному обучению

    Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период повышен

    Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период

    Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца

    Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель

    Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная

    Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная

    Результаты обучения

    Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети справляются в основном со стандартными заданиями

    Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях

    Оценка деятельности обучающихся

    Осуществляется учителем

    Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания
    (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля
    и самооценки