Главная · Паразиты в организме · Кто переводил в фильме оливера стоуна. «Интервью с Путиным»: разговоры Оливера Стоуна с президентом в цитатах и коубах. О среднем доходе

Кто переводил в фильме оливера стоуна. «Интервью с Путиным»: разговоры Оливера Стоуна с президентом в цитатах и коубах. О среднем доходе

// Фото: Кадр программы «Познер»

В четверг, 22 июня, на Первом канале показали заключительную серию проекта оскароносного режиссера Оливера Стоуна «Интервью с Путиным», в котором показана серия бесед деятеля искусства с российским президентом. Документальная картина стала одной из самых ожидаемых телепремьер этого сезона и спровоцировала оживленные дискуссии зрителей.

Фильм, вызвавший огромный резонанс, попросили прокомментировать Владимира Познера. Он поделился мнением о работе Оливера Стоуна на своем официальном сайте. По мнению Владимира Владимировича, американский режиссер не обладает навыками журналиста, чтобы брать интервью. Познер также отметил, что не планирует обсуждать, понравился ли ему проект Стоуна, или нет. Вместе с тем ведущий признает, что деятель искусства – значительная фигура в кинематографе.

«То, что сделал Стоун, на мой взгляд, вообще не является интервью. Это и в самом деле документальный фильм, смонтированный из материалов четырех встреч. Я не собираюсь говорить о том, понравился ли фильм, или нет, в конце концов, это дело каждого отдельного человека. Но это не интервью. Стоун, безусловно, крупный кинорежиссер, но он не умеет брать интервью, это не его профессия», – считает Владимир Владимирович.

// Фото: пресс-служба Первого канала

Мнение телеведущего по поводу Оливера Стоуна-интервьюера разделяют многие пользователи социальных сетей. Они полагают, что режиссер не задавал собеседнику сложные или неудобные вопросы, а также не пытался поймать его на противоречиях, как часто делают представители СМИ. В числе тех, кто критически оценил работу Стоуна, оказалась журналист Марина Королева.

«Настоящее «вон из профессии» – это, конечно, Оливер Стоун. Отчасти этот стыд может, наверное, объясняться тем, что он не журналист, а режиссер, продюсер, сценарист и т.д. Ну так и снимай кино, зачем браться за интервью? (…) А еще отличная мысль – называть какую-нибудь цифру и говорить: «Мне так сказали». То есть прямо признаваться, что тебе подготовили материал, дали конспект. И ты даже не проверял! Какая потрясающая антиработа, на самом-то деле», – отмечала она, сопровождая свою публикацию примером диалога из фильма Стоуна.

Добавим также, что в начале июня корреспондент NBC Мегин Келли взяла резонансное интервью у Владимира Путина. Говоря о работе американской журналистки, Оливер Стоун позволил себе некоторую критику в ее адрес. «Я думаю, что она была привлекательной и задавала трудные вопросы, но не была способна спорить или противоречить ему, потому что многого не знала», - заявил режиссер.

1-я серия

О покушениях

Путин: У нас знаете как говорят в народе? У нас говорят: кому суждено быть повешенным, тот не утонет.

Оливер Стоун говорит, что ему известно о пяти попытках покушения на Путина, и тут же шутит, что у Фиделя Кастро - с которым режиссер тоже встречался - было в десять раз больше. Путин отвечает, что с Кастро он «говорил на этот счет» и кубинский диктатор сказал ему: «Знаешь, почему я до сих пор жив? Потому что я своей безопасностью всегда занимался лично». Далее Путин подчеркивает, что доверяет своей службе безопасности. «Но вы же знаете, что частый метод покушения - внедриться именно в службу безопасности», - не отступает Стоун. Именно на эти слова режиссера Путин вспоминает известную русскую пословицу.

Об опозданиях

Стоун: Мы должны были встретиться в три часа дня, а с того момента прошло уже шесть часов сорок минут.
Путин: Я знал, что вам нужно отдохнуть и немножко поспать.

Ранее перед этой фразой Стоун оговаривается и ссылается на джетлаг и на то, что только что проснулся. Вообще, Путин известен своими опозданиями: например, в 2012 году он заставил госсекретаря США Джона Керри ждать три часа, а папу римского Франциска в 2013 году - 50 минут. Так что почти семь часов для американского режиссера, пусть и обладателя премии «Оскар», - это нормально.

О среднем доходе

Стоун: В 2000-м средний доход на душу населения составлял 700 рублей. В 2012-м эта цифра составила 29 000 рублей.
Путин: Да, точно.

Действительно - цифры, которые приводит Оливер Стоун, абсолютно верные. Однако он не учитывает инфляцию за эти 12 лет, которая составила 319%. С учетом этой инфляции 700 рублей в 2000 году стоили почти 3000 рублей в 2012 году. Путин про инфляцию также не упоминает.

О Ельцине

Путин: Я не знаю, почему Ельцин остановил свой выбор именно на мне. Но, когда мне Ельцин предложил в первый раз, я отказался.

В интервью Путин очень аккуратно говорит о своих отношениях с Ельциным и старается не вдаваться в подробности. Однако эпизод передачи власти он все же описывает, называя его «любопытной историей»: «Да, он прямо здесь, в соседнем кабинете, меня пригласил. Сказал, что хотел бы назначить меня премьер-министром и хотел бы, чтобы я потом баллотировался в президенты. Я сказал, что это большая ответственность, это должно поменять всю жизнь мою и я не уверен, что я к этому готов».

О Медведеве

Путин: Должен вам сказать, что президент Медведев полностью и самостоятельно исполнял все свои обязанности.

Так Путин прокомментировал свой срок на посту премьер-министра с 2008 по 2012 год, также отметив: «Я работал много и в целом весьма успешно. Но президентом России был другой человек».

О женщинах

Путин: Я же не женщина, у меня плохих дней не бывает.

Стоун отмечает, что Путин на всех интервью отвечает очень рационально, и интересуется, теряет ли глава государства когда-нибудь контроль. Другими словами, бывают ли у него bad days, что переводится как «плохие дни», но значит в данном контексте скорее «день, который не задался». Путин цепляется за это словосочетание - «плохие дни», - чтобы пошутить в своей традиционной манере - на грани. Режиссер, просмеявшись, замечает, что президент только что оскорбил половину американского общества. На это Путин разводит руками: «Природа такая».

И о девушках

Стоун: Женские войска мне тоже понравились.
Путин: Девушки проходили в первый раз.

Стоун посетил парад 9 мая в 2016 году и, очевидно, был впечатлен. Но больше всего его удивило то, что Путин не подошел к Горбачеву, хотя тот сидел на трибуне. Президент сказал, что просто его не заметил.

О параде

Стоун: Жаль, что там не было посла США.
Путин пожимает плечами.

Тенденция многих западных лидеров игнорировать приглашения на парад Победы началась в 2014 году в связи с событиями на Украине. Тогда американский посол Джон Теффт заявил: «Причина в Украине. И это решение не только Обамы, но и большинства лидеров европейских стран и, может быть, других регионов. [Такое] ощущение, что во время парада в Москве будут праздновать и то, что произошло на Украине».

Переводчик

И пара курьезов. Первый - Путин поправляет переводчика: «Не now, а тогда».

Песков

И второй - замечательные кадры с Дмитрием Песковым, который помогает Оливеру Стоуну проводить интервью, как и подобает пресс-секретарю первого лица.

2-я серия

О ядерном конфликте

Путин : Я думаю, что никто бы не пережил.

Вся первая часть второй серии посвящена Договору об ограничении систем противоракетной обороны и гонке вооружений. Сначала Оливер Стоун спрашивает, стали бы США фаворитом в ядерной войне. Путин отрезает: «Нет». Тогда Стоун уточняет - пережила бы Россия подобный конфликт? Тогда президент и подтверждает то, что мы и так знали.

О Кубрике

Стоун: Стэнли Кубрик <…> снял фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» . Вы видели его?
Путин: Нет.

Позже Стоун устроит для Путина просмотр картины Кубрика - это произошло в 2015 году. За последний год президенту России также организовывали просмотры фильмов «Викинг» и «Время первых».

Об американских подарках

Путин (открывая пустую коробку DVD) : Вот [подарок подарили] американцы, видите?

После просмотра «Доктора Стрейнджлава» Путин забрал коробку от DVD с фильмом, но сам диск еще не успели вынуть из проигрывателя. Хорошо, что глава государства вовремя проверил содержимое коробки.

О хоккее

Путин: Следить недостаточно - вы должны за меня болеть. Иначе зачем вы пришли?

Съемочная команда Стоуна присутствовала на игре Ночной хоккейной лиги, в которой Путин забил шайбу и отдал две результативные передачи. Видимо, американский режиссер болел хорошо.

О плавании

Стоун: Размышляете [когда плаваете]?
Путин: Да нет, всякая чушь в голову лезет.

Путин водит Стоуна по Ново-Огарево и рассказывает ему своих ежедневных занятиях спортом: сначала зал, потом бассейн. Также он демонстрирует режиссеру статуэтку Дзигоро Кано, основателя столь дорого президенту единоборства дзюдо.

О лошадях

Стоун: Как бы ни скинули - большие лошади-то.
Путин: Да, я падал с них, к сожалению. Через голову летел.

Путин показывает Стоуну свою конюшню. Также президент сетует на то, что катается на лошадях «редко, к сожалению».

О выборах в США

Путин: Мы, в отличие от многих наших партнеров, никогда не вмешиваемся во внутриполитические процессы других стран.

В финале второй серии Стоун пытается выяснить у Путина, предпочитает ли он кого-то из кандидатов на пост президента США - в момент проведения интервью праймериз были в самом разгаре. Путин отвечал очень общими фразами и в итоге, чтобы закончить эту тему, намекнул на деятельность Америки на территории других стран. Однако тот факт, что все 17 разведывательных служб и агентств США считают, что Россия косвенно повлияла на исход выборов, придает этой фразе - и последующей улыбке Путина - особую значимость.

3-я серия

О перевороте на Украине

Путин: Если бы в США захватили Белый дом, как бы это называлось? Или вы думаете, они там пришли, чтобы пол подмести?

Почти половина третьей серии посвящена тому, что происходило на Украине 2014 года - Стоун и Путин вместе восстанавливают хронологию событий. Когда разговор заходит о захвате резиденции Януковича, Путин не удерживается от комментария в своем стиле.

О диалоге с Обамой

Стоун: [В личном диалоге] вы называете друг друга Владимир и Барак или…?»
Путин: Барак и Владимир, да.

Подробно обсудив деловые отношения между Обамой и Путиным (этот разговор состоялся в июле 2015 года), Стоун решил чуть разрядить обстановку и узнать то, что ему было, как он признается, всегда интересно: как президенты обращаются друг к другу по телефону. «О, значит, вот так, на короткой ноге? Отлично», - резюмирует режиссер.

О геополитической роли России

О халифате

Стоун: Иначе Москва станет халифатом.
Путин: Ну уж этого мы не допустим. Смотрите, как бы Вашингтон в халифат не превратился.

Фраза Стоуна про халифат - реакция на слова Путина о том, что противоречия между шиитами и суннитами могут быть преодолены.

Об отоплении в Кремле

Стоун: Как они отапливают это помещение?
Путин: Как-то это все происходит. Уже не дровами, я вас уверяю.

Президент устраивает Стоуну экскурсию по Кремлю. Один из первых вопросов режиссера крайне практичный - об отоплении. Первая реакция Путина, который известен своими детальными знаниями и умением сыпать фактами и цифрами: «Спросите что полегче».

О своем кабинете

Путин: Ну я покажу вам вторую часть кабинета. Но я прошу прощения, у меня здесь такой беспорядок.

Путин рассказывает о том, что в его кабинете раньше работал Сталин, когда тот занимал должность председателя правительства. В советское время, однако, кабинет был больше - позднее его разделили стенкой на два. Именно в вестибюле второго кабинета у президента «беспорядок». А в самом втором кабинете на видном месте лежит книга Оливера Стоуна «Нерассказанная история США», написанная в соавторстве с Питером Кузником. Бывают же совпадения.

Об Оливере Стоуне

Путин: Мне приятно с вами разговаривать.

Путин вспоминает, как Россия нанесла удар по грузовикам, перевозящим нефть «Исламского государства» в Турцию. После этого эпизода отношения между Россией и Турцией, испорченные из-за сбитого российского бомбардировщика, накалились еще сильнее. Когда Стоун простодушно интересуется, почему нельзя было решить вопрос контрабанды нефти дипломатическим путем, Путин заливается смехом.

4-я серия

Выход Путина

Оливер Стоун попросил Путина уйти вдаль по коридору, чтобы заснять, как тот приближается издали. Когда Стоун кричит «Мотор!», президент не выходит. Через какое-то время глава государства все же появляется с двумя чашками кофе.

В американский эфир вышла первая из четырех серий документального фильма Оливера Стоуна «Путин». Она вместила в себя ответы российского лидера на вопросы о семье (отце-фронтовике, погибшем в блокаду брате), о начале большой политической карьеры, когда Путин был назначен на должность премьер-министра, и о взглядах на отношения с Западом. Откровенный диалог и уникальные кадры. Корреспонденту Первого канала Жанне Агалаковой удалось побеседовать с автором ленты.

Почти два года работы. Больше полутора десятков встреч. 27 часов съемки, сжатые в три с половиной часа эфирного времени. Без оглядок и самоцензуры. Откровенно и от первого лица. Здесь все, что вы хотели узнать о мистере Путине, да некому было спросить.

«Вы же понимаете, какую силу имеет ваше слово. К примеру, вы заявите, что вам не очень по душе Трамп. Его рейтинг, уверен, взлетит молниеносно», - говорит Оливер Стоун.

«Мы, в отличие от многих наших партнеров, никогда не вмешиваемся во внутриполитические процессы других стран. Это один из принципов нашей работы», - отвечает Владимир Путин.

В кремлевских коридорах, в сочинской резиденции, на улице, в автомобиле, на борту президентского самолета или хоккейной площадке... Это не было традиционное интервью, когда собеседники удобно садятся в креслах и ведут разговор. Стоун всякий раз не знал, когда и где ему придется снимать. Но точно понимал, что он хочет спросить. Например: «Вы взломали наши выборы?»

«Мы все время были в спешке. Приезжаем на несколько дней, спрашиваем: сегодня у нас два часа, а завтра три? Какой у нас график? Никто не в курсе. Все всегда менялось. Я ложился спать – разница во времени все-таки - и тут же надо было бежать куда-то на съемки. В последнюю секунду! Так что я никогда не знал, что мы делаем. Но вопросы всегда держал наготове. И это был длинный список», - рассказывает режиссер.

О расширении НАТО и экономических санкциях, отношении к сексуальным меньшинствам и личном благосостоянии, о ситуации на Украине и в Сирии. И, конечно, о том, какими видит российский лидер отношения Москвы и Вашингтона. Стоун считает: уж если вы называете кого-то врагом, потрудитесь узнать его поближе.

«В эти выходные к вам приехали гости?» - спрашивает режиссер президента.

«Сейчас там мои дети, мои дочери. После нашей встречи мы договорились с ними пообедать», - говорит Владимир Путин.

«Вы ведь дедушка? Очень любите ваших внуков?» - спрашивает Оливер Стоун.

«Конечно», - отвечает президент.

«Вы хороший дедушка? Играете с ними?» - интересуется режиссер.

«Очень, очень редко, к сожалению», - говорит Владимир Путин.

«Ваши зятья обычно соглашаются с вами, или их мнение отличается?» - интересуется Оливер Стоун.

«Бывает и отличное, но мы не спорим, скорее, дискутируем», - говорит Владимир Путин.

«Дочери тоже?» - уточняет режиссер.

«Да, и они тоже. Они не занимаются политикой, они не занимаются каким-нибудь крупным бизнесом. Они занимаются наукой, образованием», - рассказывает Владимир Путин.

Оливер Стоун - трижды обладатель «Оскара». Режиссер, сценарист и продюсер с мировым именем, снявший «Рожденный 4 июля», «Уолл-стрит», «Взвод», «Прирожденные убийцы» и еще два десятка картин, многие из которых вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В Голливуде у Стоуна слава бунтаря и правдоруба. «Нерассказанная история Соединенных Штатов», интервью с Фиделем Кастро и Уго Чавесом - Стоун снимает неполиткорректное кино. Вот и сейчас о России и Путине в Америке говорят или плохо, или ничего. А для Стоуна важно, чтобы прозвучала не только позиция российского президента, но и сам его голос. Ведь американцы его даже не слышали, только дубляж, а чаще пересказ.

«Вы, как бывший сотрудник КГБ, должно быть, всей душой ненавидите то, что сделал Сноуден?» - спрашивает Оливер Стоун.

«Ничего подобного. Сноуден - не предатель. Он не предал интересы своей страны и не передал другой стране ни одной информации, которая наносила бы ущерб его народу. Все, что он делает, он делает публично», - отвечает Владимир Путин.

«А вы согласны с тем, что он делает?» - спрашивает режиссер.

«Нет», - отвечает Владимир Путин.

«Он не боялся никаких вопросов, корректировок, предварительных концепций. Он даже не знал, о чем я буду его спрашивать. Наверное, в целом темы разговора были понятны, но что именно. Мы не показывали никому списка вопросов. У президентской администрации была только общая концепция фильма, и все», -рассказал Оливер Стоун.

«Президент отвечал на все вопросы совершенно спокойно и сам. Он не искал подсказок у помощников, не обращался за помощью с цифрами или фактами. Он вообще был один. В комнате находились только Оливер, я, еще один мой коллега-продюсер, съемочная группа, сам президент и его переводчик. И все!» - рассказал исполнительный продюсер фильма Дэвид Танг.

Одновременно с США фильм Оливера Стоуна выходит в Великобритании и Германии. Ленту купили также Франция, Италия, Испания, Бельгия, Польша, Турция, Израиль, Исландия, Австралия, Китай. И это не полный список. Самый влиятельный в мире политик, как Путина не раз называли западные СМИ, наконец-то будет услышан напрямую, а не интерпретирован на свой лад теми же самыми СМИ.

Оставшиеся серии американский телеканал Showtime покажет в ближайшие три дня. В России документальный фильм «Путин» можно будет увидеть на Первом канале. Смотрите с 19 июня, сразу после программы «Время».

17:11 — REGNUM Снимать личность такого масштаба как президент России Владимир Путин — это адовый труд, сказал новосибирский режиссер, сценарист Петр Дикарев , комментируя корреспонденту ИА REGNUM свои впечатления от просмотра первого фильма Оливера Стоуна «Путин».

"На самом деле, все же гениальное просто. Мне понравилось, что фильм не зализанный. Он создает ощущение реальности. Я подмечаю детали, вижу, сколько камер работает. И может, кто-то не обратил внимание на то, что операторская сумка с линзами торчит в кадре на заднем плане. Конечно, режиссер это видел на монтаже. Но эти огрехи совершенно специально оставлены. Они добавляют вот это ощущение реальности. Не делалось тайны из того, как это снималось. И есть там кадры, где Дмитрий Песков (пресс-секретарь президента России — прим. ИА REGNUM ) удочку держит с микрофоном», — рассказал о некоторых моментах Петр Дикарев.

Новосибирский режиссер отмечает, что Владимир Путин — «объективно историческая персона, живая часть истории», и подчеркивает, что в его словах подобострастия нет. И статус, по мнению Дикарева, накладывает «чисто физически дикое количество ограничений»: по использованию техники, даже просто по организации съемочного процесса. Режиссер понимает, что за кадром у Стоуна не было той сотни человек, которая с ним обычно находится на площадке — «сие было невозможно, это документалка». Кадры перекрываются красивыми картинками, очень много архивов. Но Петр Дикарев при этом отмечает «прежде всего талант режиссера и интервьюера, который помогает личности раскрыться».

«Технически в фильме нет ничего такого удивительно — необычного, но само то, как он все это просто решил, как он сумел расположить… Полагаю, что Путин, как мы его видим и насколько мы можем знать, это достаточно закрытый человек. Здесь еще дело в масштабе личности. Я думаю, что абы с кем Путин не стал бы разговаривать. Такой разговор для Владимира Путина это предметное попадание в историю. Пройдут годы, и через те же сто лет по архивным каким-то кадрам о Путине, в том числе, будут судить. Не берусь говорить, что в первую очередь, но во многом именно по этим кадрам. Конечно, он выбирал для себя летописца», — говорит Дикарев.

Режиссер отметил, что пока то, что он видит, ему нравится. Нравится «именно этой шероховатостью какой-то». Петр Дикарев уверен, что если бы Стоун хотел где-то доработать, то сделал бы это: тем же звуком, «мог бы сделать все это покрасивее и посусальнее».

«Здесь мы видим очень простую работу. Кто-то из моих знакомых сказал, причем из гурманов, что простые блюда готовить очень трудно. В данном случае мы видим простое блюдо, но которое очень сложно готовить. Кого бы режиссер не снимал, такого уровня личность, есть очень большой соблазн сделать все идеальненько и слащавенько. Как документалист я, конечно, на себя примеряю и понимаю, что мне в жизни не встречалось снимать фигуру масштабнее губернатора или полпреда, но даже это было очень сложно. Я не знаю, кого там брал в кадр или за кадр Стоун, но мы видим Путина куда более человечным, чем на прямых линиях. Мы видим, как он нервничает на некоторых вопросах. Это видно по его рукам, когда он стряхивает пыль несуществующую с брюк. Видим какие-то жесты. Я думаю, что кадры отсматривались и цензурировались, это естественно. И скорее всего был велик соблазн, эти кадры не допустить, чтобы в прямом и переносном смысле ни одной пылинки в кадре не было. Конечно, соблазн был, они чиновники прежде всего. Но, наверное, все-таки обаяние Стоуна и доверие к нему как к мастеру сыграло свою роль», — отметил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Дикарев.

Новосибирский режиссер рассмотрел «еще один интересный момент» — это «гениально подобранный переводчик».

«Я не знаю, кто этот переводчик, но явно это какой-то наш человек, который вел синхронный перевод. Он гениально подобран. Я не могу вспомнить его лица, хотя он постоянно в кадре присутствует. Конечно, здесь и композиция выстроена и фокусом работают, тем не менее он настолько не отсвечивает, что не мешает. Создается иллюзия присутствия в кадре двух собеседников», — рассказал он.

Петр Дикарев также подчеркнул, что стоит учитывать тот факт, что «все это происходит в острый момент и между нашими странами, и внутри нашей страны».

«В конце концов идет не только холодная информационная война странами НАТО и это в открытую признается, но и я считаю, что идет и холодная гражданская война. Это не официальная оценка, это мое такое мироощущение. И в такое непростое время мы видим непростой фильм непростого Стоуна про непростого Путина. Это же очень плановое событие, серьезное. Это не вдруг. И то, что этот фильм звучит сейчас, значит, есть такое ощущение, что это прелюдия к переменам. Хочется верить, что они будут к лучшему», — заключил новосибирский режисер, сценарист Петр Дикарев.

Как ранее сообщало ИА REGNUM , 19 июня на российском телевидении состоялась премьера документального фильм американского режиссера Оливера Стоуна «Путин». Фильм представляет собой четыре записанные беседы режиссёра с президентом РФ Владимиром Путиным. Интервью записывались в течение двух лет в Кремле, в Сочи и в подмосковной резиденции президента.

СЕАНС ВЗАИМНОГО САМОРАЗОБЛАЧЕНИЯ

Режиссер Оливер Стоун. Фото: commons.wikimedia.ru

Почему Стоун — больший путинист, чем сам Путин, какой образ президента России пытались создать автор и герой фильма и что у них на самом деле получилось — разбирался THE NEW TIMES

У Путина и Кремля есть довольно существенная имиджевая проблема. При практически неисчерпаемом бюджете и полном контроле над всеми медиа в стране им, как ни парадоксально, не хватает людей, которые хвалили бы Владимира Путина.

То есть, разумеется, есть целая армия людей, которые больше ничем не занимаются: бегают круглосуточно с одного телеканала на другой, сидят в «экспертных центрах» и пишут «аналитические записки» о величии национального лидера и росте национального благосостояния.

Но КПД у таких профессиональных глашатаев даже внутри страны весьма невелик, не говоря уж о дальнем зарубежье. То, что Путина в очередной раз похвалил некий эксперт или телеведущий на зарплате, у самого Путина и на телеканале, принадлежащем тоже Путину, — это уже звучит довольно неубедительно даже для самых горячих поклонников.

Поэтому приходится все время искать свидетельства искренней любви за пределами России, а когда они не находятся — изобретать самим. Так в эфирах российских телеканалов появляются «американские журналисты», оказывающиеся на поверку питерскими аферистами, «западные эксперты», отсидевшие у себя в США за мошенничество и сразу от ворот тюрьмы попавшие в студию Russia Today с речами в духе «Лучше Путина у России за 100 лет никого не было», и прочие довольно комические персонажи.

ТО, ЧТО ПУТИНА В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПОХВАЛИЛ НЕКИЙ ЭКСПЕРТ ИЛИ ТЕЛЕВЕДУЩИЙ НА ЗАРПЛАТЕ, У САМОГО ПУТИНА И НА ТЕЛЕКАНАЛЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ ТОЖЕ ПУТИНУ, — ЭТО УЖЕ ЗВУЧИТ ДОВОЛЬНО НЕУБЕДИТЕЛЬНО ДАЖЕ ДЛЯ САМЫХ ГОРЯЧИХ ПОКЛОННИКОВ

В лучшем случае кремлевским медиаменеджерам можно было надеяться на какого-нибудь в прошлом умеренно известного американского актера или телеведущего, который на старости лет получит квартиру в Саранске, российский паспорт и собственное шоу на том же канале RT.

РЕАЛЬНЫЙ СТАРТ КАМПАНИИ

Поэтому последний фильм Оливера Стоуна «Интервью с Путиным» — это, конечно, небывалая удача для сотен людей в кабинетах на Старой площади, Зубовском бульваре, Ямском поле и других командных центрах агитпропа. Четыре часа самой подобострастной пропаганды, при этом абсолютно искренней и обошедшейся бюджету в какие-то жалкие несколько миллионов долларов на покупку лицензии у прокатчика, телеканала Showtime, — лучшего подарка к предвыборной кампании было просто не придумать.

В том, что именно фильм Оливера Стоуна, а не ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным» дала старт еще не объявленной президентской кампании, сомневаться не приходится. Достаточно посмотреть, сколько внимания и эфирного времени выделено на освещение еще даже не вышедшего в российском прокате фильма в российских же государственных медиа.

Уже две недели в десятках редакций сотни сотрудников тратят тысячи человекочасов, разбирая на заголовки буквально каждую секунду четырехчасового (четыре серии по часу) фильма. Это не преувеличение — например, эпизод, которому посвящено около сотни заголовков новостей в духе «Путин посмеялся над типичным американским подарком», занимает ровно четыре секунды экранного времени.

Кадр из фильма Оливера Стоуна «Интервью c Путиным». Фото: скриншот с youtube.com

ДИАГНОЗ ДЛЯ СТОУНА

Эта пропагандистская кампания в российских медиа приводит к удивительным сеансам саморазоблачения. Например, заголовок «Путин заявил, что государство не контролирует работу СМИ в России» выходит на сайте федерального государственного предприятия «Россия сегодня», бывшего РИА «Новости», ликвидированного указом самого Путина.

Но куда более ярким диагнозом «Интервью с Путиным» послужило для его автора, Оливера Стоуна. Трехкратный оскаровский лауреат и автор как минимум десятка фильмов из «золотого фонда» мирового кино по политическим взглядам ближе всего к тем западным левым, которых принято называть обидным словом tankie. Это исторический термин, который первоначально высмеивал членов Британской коммунистической партии, поддержавших советское вторжение в Венгрию 1956 года. Но со временем он стал обозначать поклонников любых, самых кровавых авторитарных режимов, лишь бы они были антизападные, антиимпериалистические и так далее.

«Танки» может быть любой левак, пользующийся всеми свободами и привилегиями Запада, где он живет, но при этом выступающий горячим поклонником и защитником какого-нибудь Саддама Хусейна, по принципу «враг моего врага — мой друг». Эта идеология всегда идет рука об руку со склонностью к теориям заговора, антисемитизмом («танкисты» почти всегда стоят на экстремально антиизраильских позициях) и моральным релятивизмом в духе «что бы ни делали эти режимы, Америка/Запад хуже».

Стоун — именно из таких. К «Интервью с Путиным» он шел долго и последовательно. Кеннеди убил не Ли Харви Освальд, а заговор ЦРУ и военно-промышленного комплекса США — про это один из самых известных фильмов Стоуна, JFK (в русскоязычном прокате «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе»). Еврейский заговор в СМИ — это из недавнего выступления Стоуна. Горячая, искренняя и некритичная апологетика самых сомнительных режимов — кинокарьера Стоуна последнего десятилетия («Мой друг Уго», «Украина в огне»).

Поэтому «Интервью с Путиным» — это не политический заказ Кремля, а последовательная жизненная и творческая позиция одного из самых талантливых и прославленных американских кинорежиссеров. И позиция эта такова, что главный герой картины, Владимир Путин, зачастую выглядит адекватнее и разумнее, чем его интервьюер.

СЛИШКОМ ЖИВОЙ ПУТИН

Интервьюер — это на самом деле громко сказано. Интервью как журналистский жанр предполагает некоторые правила и ограничения, которые Стоун даже не пытается соблюдать.

Во-первых, в фильме, кроме самого Путина и Стоуна, есть третий главный герой — молодой переводчик-синхронист, и Стоун все 30 часов своих встреч с Путиным, из которых в конце были смонтированы 4 часа фильма, общается именно с ним. Он смотрит на переводчика, говорит с переводчиком, а к Путину обращается в третьем лице.

Но это, на самом деле, мелочь, потому что, на самом деле, Оливер Стоун весь фильм говорит не с Путиным, а с самим собой. Стоун произносит пространные монологи в духе «Вы говорите так, будто Уолл-стрит — ваш друг, а я спрашиваю — не хочет ли Уолл-стрит уничтожить Россию?», «Многие образованные люди считают, что цель США — уничтожить экономику России» или «Бывало ли когда-нибудь в американской истории так, что Россию в США не выставляли врагом?»

НИКТО В ЖИЗНИ БЫ НЕ ПОЗВОЛИЛ ОПЕРАТОРУ «ВЕСТЕЙ» СНИМАТЬ ПУТИНА ПОД ТАКИМИ РАКУРСАМИ, В КОТОРЫХ ВИДНЫ И ЛЫСИНА, И ЖИВОТИК, И ПАЛЬЦЫ, НЕРВНО СЖИМАЮЩИЕ ПОДЛОКОТНИК

Добиться того, чтобы твою антизападную филиппику поправлял сам Путин — для этого, конечно, надо обладать талантом, достойным «Оскара». Путин, например, вынужден объяснять, что никакого формального обязательства не расширять НАТО на Восток не существует. Но если Стоун и не смущает Путина своим слишком радикальным даже для него антиамериканизмом, то в качестве интервьюера он в лучшем случае подкидывает ему так называемые «софтболы» — вопросы не на засыпку, удобные, не ставящие интервьюируемого в тупик. Чтобы понять, что такое softball question, посмотрите любое интервью Путина на федеральных каналах — что с Сергеем Брилевым, что с Владимиром Соловьевым. Даже самые звездные ведущие российских федеральных каналов нужны не столько для задавания вопросов, сколько для декорации к очередному путинскому монологу.

В МИРЕ ДОГМ

Но Стоун, конечно же, гораздо более талантливый режиссер, чем российские телеканалы, да и никто в жизни бы не позволил оператору «Вестей» снимать Путина под такими ракурсами, в которых видны и лысина, и животик, и пальцы, нервно сжимающие подлокотник. Поэтому Путин получается куда более живым персонажем, чем киборг с российского телевидения. За это, кстати, Стоуна в основном и хвалят в англоязычных кинорецензиях — за искренность картинки, притом что все остальное не вызывает ничего, кроме, в лучшем случае, недоумения.

И уж, конечно же, на Первом канале не допустили бы такого ляпа при монтаже, который не от неумения, а просто от того, что Оливер Стоун на самом деле про Россию не знает примерно ничего, даже в пределах статьи в «Википедии». Когда заходит разговор про международный терроризм, Стоун в очередной раз с энтузиазмом подыгрывает Путину, который рассказывает, как ЦРУ спонсировало чеченских боевиков. На экране в это время показывают кадры «Норд-Оста» и Беслана — никто не объяснил Оливеру Стоуну, что в как минимум в одном из этих трагических эпизодов российской истории вина за гибель большинства заложников лежит вовсе не на террористах, кто бы их не спонсировал.

Поскольку Путин и Россия в картине мира Оливера Стоуна и других антизападных леваков, на самом деле, занимают второстепенную позицию, как декорация для их ненависти к «истеблишменту США», то видно, что ответы Путина Стоуну не очень-то и нужны, ответ у него чаще всего содержится в самом его вопросе.

В ИТОГЕ ИЗ ЭПИЧЕСКОГО ЧЕТЫРЕХЧАСОВОГО ПОЛОТНА О САМОМ ПРОТИВОРЕЧИВОМ, МОГУЩЕСТВЕННОМ, МУДРОМ И ОПЫТНОМ ПОЛИТИКЕ, НЕСПРАВЕДЛИВО ОБОЛГАННОМ ЗАПАДОМ, КАК ЭТО ЗАДУМЫВАЛ АВТОР, ПОЛУЧИЛАСЬ САМОРАЗОБЛАЧИТЕЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ ДВУХ НЕМОЛОДЫХ ЗАПУТАВШИХСЯ ЛЮДЕЙ

Зато Путин, лишенный привычного демиургического ореола российского ТВ, раскрывается по полной. Интересно, насколько будет отличаться финальный монтаж на Первом канале от оригинального, но в любом случае ирония его ответов наверняка не пройдет мимо даже самого преданного зрителя российского телевидения. «Президент Медведев самостоятельно выполнял свои обязанности» — сложно предположить, что в России найдется хоть один человек, который бы в это верил.

А серия, в которой Путин говорит про свою историческую встречу в Кремле с олигархами, на которой он задал новые правила игры («Знаете, кому это не понравилось? Тем, кто зарабатывает свои миллиарды и миллионы не благодаря таланту, а благодаря умению наладить отношения с властью»), наверняка пойдет после вечернего выпуска новостей, в котором расскажут об очередных успехах Игоря Сечина как талантливого бизнесмена.

В итоге из эпического четырехчасового полотна о самом противоречивом, могущественном, мудром и опытном политике, несправедливо оболганном Западом, как это задумывал автор, получилась саморазоблачительная автобиография двух немолодых запутавшихся людей. Каждый из них безнадежно застрял в своем частоколе из давно устаревших и противоречивых идеологических догм. Оливер Стоун с таким жаром громит «американскую гегемонию» (которая, на самом деле, далеко не безгрешна, конечно), что самому Путину приходится его одергивать. А Путин с такой непосредственностью говорит, что «государство в России не вмешивается в работу СМИ» (интересно, покажут ли этот момент на Первом канале), что видно, что он, похоже, и сам в это уже поверил.

И вот это-то самый пугающий момент всего фильма.