Главная · Паразиты в организме · Королёв (Болшево)Космодамианская церковь. Королёв (Болшево)Космодамианская церковь диакон Николай Середний

Королёв (Болшево)Космодамианская церковь. Королёв (Болшево)Космодамианская церковь диакон Николай Середний

Церковь Косьмы и Дамиана - православный храм Ивантеевского (до декабря 2011 г. - Пушкинского) благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Храм расположен в городе Королёве Московской области (ул. Станционная, д. 43), памятник архитектуры XVIII века. Названа в честь святых-бессребреников и чудотворцев, братьев Косьмы и Дамиана, живших в III-IV веках н. э.

Настоятель храма - протоиерей Александр Славинский.

При храме находится небольшое кладбище с могилами священнослужителей храма, князя П. И. Одоевского, болшевского врача М. М. Борисова и учительницы Л. И. Фалютинской. Часть могил без надписей.

История храма

Дата его постройки храма неизвестна; первое упоминание о Болшевской Космодамианской церкви относится к 1585 году: «…на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян древян, Клецки». В 1680 году боярин князь Юрий Михайлович Одоевский начал строительство вместо обветшавшей новой церкви - «на новом месте во имя же Козьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты». Новый деревянный храм был освящён спустя два года.

В 1786 году попечительством князя Петра Ивановича Одоевского началось возведение нового кирпичного Космодамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Здание было построено в стиле классицизма рядом с деревянным, позже разобранным. Колокольня храма имеет черты стиля русского барокко.

В 1800 году князь П. И. Одоевский рядом с летним Космодамианским храмом построил зимнюю (тёплую) церковь Преображения Господня.

В 1878 году старостой церкви стал С. Алексеев - отец знаменитого режиссера К. С. Станиславского; к храму с 1849 года была приписана церковь Покрова Богородицы в сельце Любимовке, принадлежавшем Алексеевым.

В начале 1887 года в церковной метрике отмечалось, что на колокольне храма имеется пять колоколов, в ней же говорилось о наличии в храме мраморных досок с надписями о погребении князя Петра Ивановича Одоевского и дочери его Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона.

В 1898 году на пожертвования прихожан и местных фабрикантов, благодаря настоятелю храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С. П. Киричко , к храму по проекту архитектора Б. Н. Шнауберта был пристроен южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери; 9 июля 1900 года состоялось освящение вновь сооруженного придела.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе, местонахождение которой ныне неизвестно, были изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана С. И. Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней.

В 1929 году оба храма, космодамиановский и преображенский, были закрыты. Однако вскоре разграбленная церковь Косьмы и Дамиана была возвращена приходу и богослужения в храме не прекращались, несмотря на многочисленные попытки безбожников добиться его закрытия. Духовенство храма подвергалось репрессиям (ссылкам, заключениям в лагеря, казням).

Современное состояние

В настоящее время храм отреставрирован. В храме находятся частицы мощей святых Римских бессребреников Косьмы и Демиана и икона святых. Космодамианский храм теперь посвящён святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно.

В храме находится чтимая иконы святых безсребреников и чудотворцев Косьмы и Демиана Асийских, преподобномучениц Варвары, Елисаветы с частицами их мощей.

Первое упоминание о храме относится к 1585 г.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С. Алексеев (отец К. С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д. Шнауберг.

В 1929-1930 гг. храм разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Настоятель храма – протоиерей Александр Славинский.
Сайт храма.

Московская обл., г. Королев, пос. Болшево, Станционная ул., д 43.

Первое упоминание о церкви Космы и Дамиана в селе Болшеве относится к 1585 г.

В 1776 г. владелец села князь Петр Иванович Одоевский пожертвовал Болшево с древним храмом «в распоряжение попечительного комитета на содержание учрежденного им убежища для бедных», усадьба же осталась за ним.

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С.Алексеев (отец К.С.Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д.Шнауберг.

В 1929-1930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном центре «Забота» в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Настоятель храма - протоиерей Александр Славинский.

Церковь Космы и Дамиана в Болшево в Королеве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Московской области (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

В наши дни в подмосковном Королёве много церквей, храмов, часовен. Но лет 40-50 назад на весь город был всего один действующий храм - церковь Косьмы и Дамиана в Болшево. Каждый год моя бабушка приходила сюда святить яйца да куличи и меня с собой прихватывала. Совсем ещё ребёнок, я не понимала, что такое Пасха, но нарядные яства, радостные лица людей, “брызганье водичкой” мне очень нравились, даря ощущение предстоящего праздника. И лишь много лет спустя я узнала историю этого самого старого королёвского храма и хочу вам её рассказать.

Первое упоминание о Болшевской Космо-Дамианской церкви относится к 1585 году: “на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян деревян”. Тогда это был деревянный рубленый храм с главками, покрытыми лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но есть свидетельства, что во времена правления Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) в болшевской церкви уже проводились богослужения. Церковь эта находилась недалеко от нынешнего Космо-Дамианского храма. И опять же, точное место её расположения доподлинно неизвестно, но краеведы предполагают, что церковь стояла недалеко от берега Клязьмы, там, где сейчас находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С давних времён здесь, под деревьями, лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом. Вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космо-Дамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской церкви, датированным 1620 годом, говорится: “деревня, что была село Болшево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…” Как видно, Болшево утратило статус села, став деревней, следовательно, храма там не стало.

С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 году это был дьяк Василий Щелкалов, до него селом владели Никита Щелепин и Второй Фёдоров. Затем по государевой грамоте 1620 года Болшево передаётся боярину Фёдору Ивановичу Шереметеву. В 1651 году он отписал село своему внуку князю Михаилу Одоевскому, а тот через десять лет передал его сыну Юрию Михайловичу Одоевскому.

При Юрие Одоевском Болшево вновь возрожается. Прежняя церковь от разорения запустела и в 1680 году, по благословению Святейшего Патриарха, Ю.М. Одоевский строит новую церковь.

Второй деревянный Космо-Дамианский храм строился два года - с 1680 по 1682 год. Построен он был на месте нынешнего горпо. До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом - памятник прежней церкви.

Никаких документальных свидетельств о деятельности второго деревянного храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но очевидно, что время его не пощадило и он сильно обветшал. Поэтому в 1786 году, благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, правнука Юрия Михайловича, вместо деревянного началось возведение нового кирпичного Космо-Дамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, однако в объёме колокольни явственно прослеживаются черты стиля русское барокко. Первоначально Космо-Дамианский храм был летним (холодным).

В Московской церковной ведомости от 1880 года есть интересное сообщение: “В 1878 году старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссёра К.С. Станиславского). Так как сельцо Любимовка, принадлежавшее Алексеевым, было рядом, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевской храме.

В церковной метрике от 1887 года говорилось о наличии в Космо-Дамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении здесь князя Петра Ивановича Одоевского и его дочери Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона.

В 1898 году по проекту архитектора Б.Н. Шнауберта строится южный придел церкви, освящённый во имя иконы Казанской Божьей Матери. Московские Церковные Ведомости за 1900 год свидетельствуют, что фабриканты-иностранцы, чьи фабричные работники являлись прихожанами этой церкви, пожертвовали на сооружение придела значительные суммы.

Но вот произошла Октябрьская революция 1917 года. Почти двенадцать лет при новой власти Космодамианская церковь жила своей обычной жизнью: проводились богослужения, звон колоколов созывал прихожан к обедне…

В конце августа 1929 года размеренная церковная жизнь была нарушена. В церковь явились несколько человек, возглавляемых двумя местными печальной славы “общественными деятелями” - П. Дудко и И. Бардышевым. Они отобрали у священника и старосты ключи и заперли церковь, объявив, что здание со всем имуществом конфискуется. И церковь начали громить. Добровольцы приходили сюда, как на работу, по деловому, с инструментами.

Сперва перепилили цепь церковного паникадила и главная люстра храма, изящное сооружение из металла и хрусталя, рухнула на каменный пол и разбилась вдребезги. Затем принялись за иконостас: подрубили опоры и повалили его, превратив в груду обломков. Под ними было погребено главное Распятие работы В.Д. Поленова. Взялись за колокола. Их спускали на землю по канату, но самый большой колокол снять не смогли - слишком тяжёл. Его решили разбить на месте. Несколько дней по всей округе разносился прощальный плач этого колокола…

Пришла зима, но церковь всё продолжали громить. Приходили все желающие, выискивая, что бы ещё можно разбить или разломать. В клочья были разодраны дорогие покрывала и облачение духовенства - ризы из золотой и серебряной парчи. Дети на Первомайке играли золотыми кисточками, парчовыми лоскутами и обломками окладов икон.

Надругательство над храмом приводило в ужас всех прихожан, но силой отстаивать церковь было нельзя: не то это было время. Верующим оставалась лишь роль просителей. Некоторые деятели культуры и искусства не побоялись присоединить свой голос к петиции защитников, указав, что что в болшевской церкви имеются работы знаменитого художника В.Д. Поленова.

Без устали обивали прихожане пороги различных ведомств, включая и самые высокие. Но местные власти, даже получив из Москвы соответствующее предписание, отправили его под сукно. После повторных настойчивых просьб Москва поручила разобраться с делом болшевской церкви начальнику милиции Мытищинского района В,П. Якунину.

Была уже весна, апреля, начиналась Страстная неделя… К вечеру погромщики явились на “работу”. Искали, что ещё осталось целым в церкви. Под грудой обломков обнаружили большой деревянный крест. Перевернули его, а там - неповреждённое изображение Распятия Господа. Распятие распилили на куски, снесли вниз, в котельную, но печь растапливать поленились: “ладно, завтра сожжём”. Наутро Якунин отобрал у них ключи.

15 апреля 1930 года храм был вновь открыт. Под руководством Г. Левицкого и И. Шарапова верующие приступили к реставрации. Казалось бы, при виде разрухи у прихожан должны были опуститься руки, но они решили сделать невозможное - восстановить церковь к Пасхе. И сделали! Трое суток в церкви кипела работа, не прекращаясь ни днём, ни ночью. Когда принесли из котельной куски поленовского Распятия, специалисты сказали, что его можно восстановить.

Церковь Косьмы и Дамиана осталась за верующими, но Бардышев, Дудко и иже с ними не спешили слагать оружие. Церкви ещё несколько раз приходилось отбивать атаки безбожников.

Поступали предложения перевести церковь в меньшее по размерам помещение, дескать, для десятка-другого старух и там места вполне хватит. Но Якунин, придя к храму во время очередного церковного праздника, и увидев толпу прихожан, которые в церковь попросту не поместились, это предложение отверг.

Местный поселковый совет предложил очередной несуразный проект: устроить в одном из помещений храма водокачку, а водонапорный бак водрузить на колокольню. В то смутное время церковным старостой была Л.М. Ефстафьева. Она отправилась на приём к М.И. Калинину. И случилось маленькое чудо: без предварительной записи она прошла прямо в его кабинет. Михаил Иванович встретил её приветливо и наложил на заявление резолюцию: “Оставить болшевскую церковь Косьмы и Дамиана в покое”.

А служителей церкви прихожанам уберечь не удалось. Многие из них были расстреляны на Бутовском полигоне, либо закончили свой земной путь в лагерях и пересыльных тюрьмах. Ныне они причислены к лику святых Новомучеников Российских. Но сама церковь выжила…

В настоящее время болшевский Космо-Дамианский храм посвящён святым безсеребряникам и чудотворцам Косьме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсеребряников Косьмы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в храме - храмовая икона святых безсеребрянников и чудотворцев изображает Асийских братьев Косьму и Дамиана, а частицы святых мощей в ней принадлежат Римским безсеребряникам, хотя икона, посвящённая римлянам, в храме тоже есть. Вот такая путаница получилась.

В Космо-Дамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученниц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицами их мощей.

Благодаря попечению настоятеля протоиерея Александра Славинского сейчас в болшевской Космодамианской церкви постоянно ведётся духовно-просветительская работа. При храме работает воскресная школа, королёвское отделение православной гимназии “Ковчег”, постоянно организуются паломнические поездки по святым местам нашей Отчизны.

Проезд: от Ярославского вокзала электричкой (Монино, Щёлково, Болшево, Фрязево) до станции Болшево, по подземному переходу направо. Можно проехать одну остановку на автобусе, но лучше немного пройтись пешком.

От метро ВДНХ с автовокзала автобусами № 392 до остановки “Станция Болшево” или № 499 до остановки “Улица Дурылина (Церковь)”

Церковь Козьмы и Дамиана 1786 г., с приделом 1898 г. Храм действующий.



Храм стиля раннего классицизма. Здание кирпичное оштукатуренное с белокаменным цоколем и деталями. Церковь увенчана массивной купольной ротондой. Северный фасад четверика украшен пилястровым портиком тосканского ордера с фронтоном. Аналогично были обработаны северный и западный фасады. Венчающие их фронтоны поднимаются над кровлями позднейших пристроек, в том числе южного придела, сооружённого во второй половине XIX в. Стройная трёхъярусная колокольня современная церкви. В её архитектуре ещё живы отзвуки барокко.



Первое упоминание о Болшевской Космодамианской церкви относится к 1585 г.: «…на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян древян, Клецки». В ту пору это был деревянный клетцкий рубленый храм с открытыми без тесовых обшивок стенами и главками, покрытами лемехом. Точная дата его постройки неизвестна, но очевидно, что во времена правления царя Иоанна Грозного (1530-1584 гг.) в болшевской Космодамианской церкви уже проводились богослужения. Однако, существуют свидетельства, что храм этот был построен в Болшево значительно раньше - около 1400 г., когда на Российском престоле находился царь Иван III.

Устроена эта церковь была неподалеку от нынешнего Космодамианского храма: достоверные сведения о месте ее расположения до нас не дошли, но есть предположение, что стояла церковь недалеко от берега Клязьмы, там, где теперь находится пустырь между прибрежными дачами и домами Станционной улицы. С незапамятных времен здесь под деревьями парка дачи Шпис лежал большой камень прямоугольной формы, более тонны весом - вполне возможно, что этот камень являлся частью надгробия, которое раньше находилось в ограде первой Космодамианской церкви.

В следующем упоминании о Болшевской Космодамианской церкви, датированном 1620 г., сказано: «…деревня, что было село Большево, на реке Клязьме, а в ней была церковь Козьма и Дамиан…». Из этого упоминания видно, что Болшево на тот момент утратило статус села и стало деревней, следовательно, храма в этом населенном пункте не стало.

С глубокой древности известны имена владельцев села Болшево и приписанных к нему деревень: в 1573 г. это был дьяк Василий Щелкалов, а до него селом владели Никита Щелепин и Вторый Федоров. Затем по государевой грамоте 1620 г. Болшево передали боярину Феодору Ивановичу Шереметеву. В 1651 г. село с окрестными деревнями было отписано Шереметевым - внуку, князю Михаилу Одоевскому, а от него в 1661 г. оно перешло к его сыну князю Юрию Михайловичу Одоевскому.

При князе Юрии Михайловиче Одоевском Болшево вновь возрождается, что видно из следующего документа: «1680. Июля 28. Договорная и описная поповых, причетниковых и приходских людей, дворов, пашни и сенных покосов: …Козьмы и Дамиана церковь бохова стана в селе Большеве, Городищи тож, на реке Клязьме… Прежняя церковь от разорения запустела, а в 1680 году, по благословенной грамоте Святейшего Патриарха, боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большеве на новом месте во имя же Козьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты. В приходе ее: село Большево, в нем двор боярский и 16 дворов крестьянских; деревня Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, деревня Комарово, деревня Власово (Новинки). Новопоставленный поп тоя церкви - Сильвестр...». Известно, что после отца Сильвестра в церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана служил его сын Иван Сильвестров.

Новый деревянный Космодамианский храм строился два года, начиная от выдачи благословенной грамоты в 1680 г. до его освящения в 1682 г. Построен он был на месте горпо (около моста, по которому в настоящее время проходит автотрасса на Новые Горки). До 30-х годов прошлого века там сохранялся каменный столп с крестом - памятник бывшей здесь ранее Космодамианской церкви.

Старое кладбище, упоминаемое в приведенном документе, было обнаружено в 1926 г., когда проводилась реконструкция дороги, ведущей от фабрики Ф. Рабенека к станции Болшево. Находилось оно на месте нынешней Станционной улицы, около храма Преображения Господня. В 1680 г. захоронений на нем уже не проводили, а к концу XIX в. о старом кладбище вообще забыли, иначе в 1894 г. через него не стали бы осуществлять прокладку первой дороги к станции Болшево.

Сколько лет прошло после разрушения первой Космодамианской церкви до времени построения второй деревянной церкви неизвестно. В записях середины XVII в. Болшево называют то селом, то деревней, то сельцом. Известно лишь, что перед постройкой второй Космодамианской церкви в Болшево проводилось обследование церковных земель и болшевский староста «Ивашка Клементьев» рассказал землемерам, что раньше здесь уже стояла церковь Космы и Дамиана, а другие крестьяне подтвердили его слова, но где была церковная земля, они не знали. Как видно, в середине XVII в. сведения о первой Космодамианской церкви еще были живы в памяти местных жителей.

День празднования главного престола второго Космодамианского храма был четко установлен на основании старинных церковных ведомостей из архива Московской духовной Консистории. Полное имя Святых было определено церковной ведомостью 1740 г., где сказано: «…вотчина князя Юрия Михайловича Одоевского села Большева, церковь Св. чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии празднуется Русской Православной Церковью 1 (14) ноября».

В 1767 г. Московской губернской межевой канцелярией в Болшево вновь проводилось обследование церковных земель. В ведомости канцелярии от 25 июня 1767 г. о принадлежащих в то время Космодамианскому храму земельных угодьях сказано: «… В той обмежованной к церкви земле от всех смежных владельцев оною окружною межою по низшей мере состоит пашенной земли тридцать десятин, сенных покосов три десятины, под поселением, огородами, и гуменниками церковнослужителей одна десятина девятьсот шестьдесят пять сажен. По дорогам, что ездят из села Болшева в село Максимково тысяча двести пятьдесят четыре сажени. Всего тридцать шесть десятин, восемьсот сорок три сажени за извлечением дорог. Болот и заливов тридцать четыре десятины девятьсот шестьдесят пять сажен. Да в силу землемерной методы 5 части 7 пункта церковнослужителям для рубки леса в вотчинничение лесные угодия села».

В 1776 г. - спустя почти столетие после строительства второго деревянного Космодамианского храма, владелец села Болшево отставной полковник - князь Петр Иванович Одоевский, правнук Юрия Михайловича, пожертвовал это село вместе с Космодамианским храмом в распоряжение Попечительного Комитета на содержание учрежденного им «Убежища для бедных». Отличавшийся своей склонностью к благотворительности князь передал на содержание этого «Убежища» - 1180 душ. Впоследствии П.И.Одоевский в память о своей покойной дочери основал также «Дарьинский приют» в Москве. В болшевской церкви святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана и сейчас справа при входе в трапезную можно увидеть мемориальную доску дочери князя - Дарьи Петровны Одоевской, в замужестве графини Кенсона.

Никаких документальных свидетельств о деятельности самого Космодамианского храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но вполне очевидно, что за это время он сильно обветшал. Поэтому в 1786 г. благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, вместо него началось возведение нового кирпичного Космодамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, основанного на законах античного искусства Рима и Греции, однако в объеме колокольни явственно просматриваются черты стиля русского барокко. Первоначально кирпичный Космодамианский храм был летним (холодным).

Дата постойки кирпичного храма взята из церковных метрик. В журнале Консистории от 3 августа 1796 г. было обнаружено «прошение благочинного села Болшева Козмо-Дамианской церкви священника Алексея Петрова о дозволении имеющуюся в оном селе деревянную колокольню для обжига кирпича для зделания ограды сломать». Из этой записи видно, что к 3 августа 1796 г. на церковном месте в селе Болшево от второго деревянного храма осталась только деревянная колокольня. Следовательно, новый кирпичный храм безсребреников Космы и Дамиана к тому времени уже был возвещен и освящен. Потому и заботился священник Алексей Петров о возведении вокруг него церковной ограды.

В 1800 г. князем Петром Ивановичем Одоевским возводится почти рядом с Космодамианским храмом - церковь Преображения Господня. Появление второго храма в селе Болшево разъясняется в клировой ведомости 1821 г., где сказано, что каменная церковь Космы и Дамиана была летней (холодной), а храм Преображения Господня - зимним (теплым).

В 1813 г. владелец села Костино и Богородского И.А. Киреевский подал прошение Августину, епископу Дмитровскому, приписать к церкви Космы и Дамиана «за близостью расстояния» также церковь Рождества Богородицы. О болшевских храмах в прошении говорится: «…в Болшове (церковь) во имя Козмы и Дамиана, другая особо Преображения Господня, обе каменные, в твердости, утварью церковною достаточны и в коих все исправно». Прошение И.А. Кириевского было удовлетворено. Это подтверждается церковной ведомостью от 1821 г., где сказано: «приписана к сей церкви (Космы и Дамиана в Болшево) церковь во имя Рождества Божией Матери, что в селе Костине каменная, построенная стольником Федором Ивановичем Кузьминым в 1691 г…».

Упоминание о церкви во имя Рождества Божией Матери встречается и в прошении болшевского священника Матфея Козмина к Преосвященному Афанасию епископу Дмитровскому в 1822 г. В нем отец Матфей просил уволить его от должности по старости, а на свое место рекомендовал «родственника своего Московской Георгиевской, что на Лубянке церкви, диакона Иоанна Иоаннова». В поступивших по этому прошению справках в Консисторию упоминалось, что «с 1814 года февраля 24 дня к Космодемьянской церкви села Болшево приписана Рождественская церковь, что в селе Костине».

Прошение священника Матфея Козмина Афанасий епископ Дмитровский удовлетворил, назначив 16 октября 1822 г. диакона Иоанна Иоаннова (Иверонова) «во священники к церкви в Болшове». До своей смерти в 1866 г. отец Иоанн прослужил в болшевском храме, о чем и поныне свидетельствует закладная мраморная доска на северном фасаде трапезной Космодамианской церкви.

В 1835 г. в болшевской церкви во имя Преображения Господня проводились строительные работы, о которых сообщается в Ведомости за 1836 г.: «…При сей церкви (Космы и Дамиана) состояла отдельно построенная теплая церковь во имя Преображения Господня. Прошлаго 1835 г. вновь построена, но еще не отделана, иждивением Московскаго Попечительнаго Комитета Императорскаго человеколюбивого общества». Ведомость за 1840 г. подтверждает новую постройку: «… на которыя церкви фасады и планы имеются и хранятся в церковной ризнице».

В 1849 г. к болшевской Космодамианской церкви была приписана также церковь Покрова Богородицы «в сельце Любимовка».

В описи церковного и ризничего имущества, проведенной в 1856-1860 гг. Космодамианская церковь все еще помечена, как холодная. Здесь же приводится и внешний вид храма: «Глава церкви обита белой жестью…В медное позлащенное яблоко вставлен железный, по мордаку позлащенный крест…». О церкви Преображения Господня в этой описи сказано: «…теплая церковь без колокольни…каменная с круглым куполом над аттиком, с двух сторон под фронтонами полукруглыми окнами. Покрыта железом с одною главою, у коей низ ложчатый, медный, позлащенный, а верх английской белой жести с медным яблоком и медью обшитым позлащенным крестом. Снаружи оштукатурена, а внутри по штукатурке расписана историческими Ветхого и Нового Завета масляными картинами».

В Московской церковной ведомости от 1880 г. за № 40 приводится интересное сообщение: «В 1878 г. старостой стал Алексеев С. (отец знаменитого русского режиссера К.С. Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм». Так как церковь Покрова Богородицы в сельце Любимовке с 1849 г. была приписана к болшевской Космодамианской церкви, а сама Любимовка принадлежала Алексеевым, то и Константин Алексеев (будущий К.С. Станиславский) часто бывал в болшевском храме. В это время священником в нем служил Михаил Петрович Знаменский.

В начале 1887 г. в церковной метрике отмечалось, что на колокольне храма имеется пять колоколов, в ней же говорилось о наличии в Космодамианской церкви мраморных досок с надписями о погребении князя Петра Ивановича Одоевского и дочери его Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона. И поныне напротив мемориальной доски дочери можно увидеть мемориальную доску создателя Космодамианского храма - князя Петра, находящуюся слева при входе в храмовую трапезную.

До настоящего времени сохранилось и свидетельство о захоронении тела Петра Ивановича Одоевского в болшевском Космодамианском храме, где сказано: «В приходе Никицкаго сорока; церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, живущий в собственном своем доме полковник Князь Петр Иванович Одоевский сего 1826-го года апреля 10-го дня волею Божией умре, коего тело сего года Апреля 13-го дня в означенной Космодамианской церкви отпето и по указу Московской Духовной консистории положено Московской округи в церкви Космы и Дамиана, что в селе Болшево. В чем свидетельствуем: (подписи)».

В 1898 г. с разрешения Консистории в храме святых безссребреников и чудотворцев Космы и Дамиана по проекту архитектора Д. Шнауберга развернулось строительство южного придела во имя иконы Казанской Божией Матери.

Московские Церковные Ведомости в 1900 г. писали в № 29: «9 июля...было совершено освящение вновь сооруженного придела при местной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери…благодаря энергии и старанию настоятеля храма о.Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко на сумму, собранную прихожанами. Фабриканты-иностранцы, живущие в окрестности, фабрики которых находятся в приходе этой церкви, принесли на сооружение этого придела значительные суммы».

Здесь впервые упоминается о священнике Николае Георгиевском, сменившем в Космодамианской церкви отца Михаила Петровича Знаменского, переведеного в августе 1890 г. в Московскую Троицкую церковь. Отец Николай много сделал для церкви Космы и Дамиана: благодаря его усилиям был не только сооружен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, но и при его непосредственном участии на колокольне Космодамианского храма был установлен большой колокол, могучий голос которого был слышен за десять верст вокруг.

В конце августа 1929 г. в болшевский Космодамианский храм явилась группа «активистов-безбожников», которые, объявив, что здание храма со всем имуществом конфисковано, отобрали у священника отца Николая Георгиевского ключи. Начался погром церкви. Страшную картину представлял храм святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в тот момент!

Но по просьбам прихожан храм был возвращен приходу. И началось постепенное его восстановление. Под руководством Г. Левицкого и И. Шуранова началась реставрация храма: было решено восстановить его к Пасхе. Все работали безвозмездно. К Светлой Пасхе храм был готов.

Храм Преображения Господня удостоился худшей участи. Как и Космодамианский храм, в августе 1929 г. он был закрыт и разграблен болшевскими «богоборцами». По распоряжению властей этот храм был обезглавлен и приспособлен под жилой дом, позже в его здании разместилась Администрация поселка Болшево.

Сохранив свой Космодамианский храм, прихожане все-таки не смогли уберечь от гонений властей своего батюшку протоиерея Николая Георгиевского. Больного протоиерея и сослужившего ему протодиакона Андрея Рубина одновременно арестовали 14 июля 1931 г. и сослали в лагеря заключения, где оба они впоследствии погибли.

Постановлением Священного Синода «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» Николай Сергеевич Георгиевский, протоиерей церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику пресвитеру Николаю (Георгиевскому) установлено в день его кончины - 28 августа/ 10 сентября. В конце 30-х годов все духовенство Космодамианской церкви подверглось репрессиям, многие были расстреляны или погибли в лагерях заключения - среди них находился и протодиакон Николай Тохтуев.

Николай Васильевич Тохтуев со своим многочисленным семейством переехал в Болшево в 1938 г.. Гонимый властями и ведомый Богом он начал в храме святых мучеников Космы и Дамиана свое короткое и последнее служение.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 2005 г. «О канонизации Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века» - Николай Васильевич Тохтуев, протодиакон церкви Святых безсребреников Космы и Дамиана в Болшево, причислен к лику Святых. Празднование священномученику дьякону Николаю (Тохтуеву) установлено в день его кончины - 4/ 17 мая.Вторым священником в болшевской Космодамианской церкви уже более четверти века служит протоиерей Георгий Васильевич Рзянин, с того самого момента, когда 20 февраля 1980 г. он был назначен указом правящего архиерея в Болшевскую Космодамианскую церковь из Куркино.

Третьим священником в Космодамианском храме в настоящее время служит иерей Виктор Нестеров. Свое служение он начинал здесь алтарником, затем 28 августа 1999 г. был рукоположен в сан диакона в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Высокопреосвященным митрополитом Ювеналием, а 26 сентября 1999 г. Виктор Нестеров был рукоположен в сан иерея в Успенском храме Новодевичьего монастыря архиепископом Можайским Григорием и назначен в Космодамианский храм.

В настоящее время болшевский Космодамианский храм посвящен святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно. Примечательно, что чтимая святыня в Космодамианском храме - храмовая икона святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, изображает Асийских братьев, а частицы мощей в ней принадлежат Римским безсребреникам, хотя в храме есть и икона, посвященная безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим. В Космодамианском храме есть и другие чтимые святыни - икона преподобномученицы Елисаветы и преподобномученицы Варвары с частицами их мощей.

http://agios.itkm.ru/13094



Существовавшая ранее церковь Космы и Дамиана в селе Большове, Болшево тож.

В 1585 г. в селе Болшеве церковь Космы и Дамиана «древянна, клетцки». В начале XVII ст. оная церковь была уничтожена и село Болшево обращено в деревню.

В 1680 г. в деревне, что было село Болшево, разрешено построить новую церковь во имя Космы и Дамиана. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа под 1680 г. написано: «село Большово, Городище тож, в вотчине князя Юрия Михайловича Одоевского Московского уезда, в Боховом стану; по сказке того села старосты Ивашка Клементьева с товарищи в селе старинное кладбище есть, а на том месте была церковь во имя Космы и Дамиана, и та церковь от разорения запустела, а церковная земля к той церкви была или нет - того они не ведают. В нынешнем 1680 г. по благословенной грамоте св. патриарха боярин князь Юрий Михайлович Одоевский строит церковь в селе Большове во имя Космы и Дамиана на новом месте от старого кладбища с четверть версты. В приходе оной церкви будут село Большово, а в том селе двор боярский, в нем живет приказчик, и 16 дворов крестьянских, дер. Баскаки, в ней 7 дворов крестьянских, и дер. Новинки, в ней 3 двора крестьянских».

По приходным книгам Патриаршего казенного приказа под 1682 г. известно: «24 января, по помете дьяка Перфилия Семеникова, велено: с новопостроенной церкви Космы и Дамиана, которую построил вновь боярин князь Юрий Михайлович Одоевский в вотчине своей в селе Большове, на которую положено ныне вновь дани… 24 алтына, заезда гривна, и те деньги платил новопоставленный поп той церкви Селивестр».

За 1683-1710 гг. в приходных книгах писалось: «церковь Космы и Дамиана в Боховом стану, в вотчине боярина князя Юрия Михайловича Одоевского, в селе Большове», за 1711-39 гг. - в вотчине князя Михаила Юрьевича Одоевского.

Село Болшево в 1585 г. находилось в вотчине за дьяком Василием Щелкановым, а прежде село было в поместье за дьяками Никитою Щелепиным и Вторым Федоровым, а «в селе церковь Космы и Дамиана древянна, клетцки».

По писцовым книгам 1623-24 гг. «за боярином Ф. И. Шереметевым в поместье, по государевой грамоте 1620 г., деревня, что было село Большово, а в ней церковь Космы и Дамиана, крестьянских и бобыльских 3 двора»; к селу принадлежали деревни Городище и Комаровка. В 1651 г. вотчина боярина Ф. И. Шереметева Болшево с деревнями дано внуку его князю Михаилу Одоевскому, а от него перешло в 1661 г. к его сыну Юрию.

При этом владельце Болшево было сельцом, в котором находились в 1678 г. «двор вотчинников, двор скотный, 3 двора кабальных людей; в дер. Городище 15 дворов крестьянских, 3 двора бобыльских, в дер. Баскаках 3 двора крестьянских и 3 двора бобыльских, в дер. Комаровке и дер. Новинках 2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских».

После князя Ю. М. Одоевского имением владела в 1686 г. его жена вдова Настасья Федоровна с детьми Михаилом, Юрием, Василием, Алексеем и Федором, которые между собою имение разделили, и село Болшево с деревнями досталось М. Ю. Одоевскому. В 1776 г. князь П. И. Одоевский, родной внук Михаила Юрьевича, с высочайшего разрешения предоставил село с деревнями в распоряжение попечительного комитета на содержание им убежища для бедных.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.