Главная · Паразиты в организме · Что роднит всех полководцев которых характеризует голованов. Взлёт и падение маршала авиации А. Е. Голованова. Из школы - в армию

Что роднит всех полководцев которых характеризует голованов. Взлёт и падение маршала авиации А. Е. Голованова. Из школы - в армию

Александр Голованов сделал самую головокружительную военную карьеру в СССР, был одним из лучших авиаторов страны и любимцем “вождя народов”, а в конце жизни, чтобы прокормить семью, вспахивал огород

Будущий главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов родился в 1904 году, в Нижнем Новгороде. Отец работал капитаном речного судна, а мать, оперная певица, была дочерью знаменитого революционера Николая Кибальчича . Вероятно, именно такое родство стало решающим в удивительной биографии Голованова.

Окрыленный электромонтер

Карьера Александра Евгеньевича была предопределена с детства. В 8 лет маленький Саша был отдан в Александровский кадетский корпус. После окончания недолго работал курьером. Революция 1917 года застала будущего маршала во фронтовой разведке. Не по годам рослый юноша вступил в армию в 13 лет, приписав в свидетельстве о рождении три года.

После войны карьера Голованова продолжилась в Управлении снабжения Красной армии в качестве электромонтера. Позднее, поступив в НКВД, Александр дослужился до должности начальника отдела и даже участвовал в аресте знаменитого эсера, примкнувшего к Белому движению, Бориса Савинкова .

Через несколько лет Голованова направили в Наркомат тяжелой промышленности. И неожиданно Александр решил реализовать давнюю мечту: в 28 лет он поступил в авиационную школу ОСОАВИАХИМа (предшественника ДОСААФ). Видимо, любовь к авиации передалась ему от знаменитого деда. Еще в начале XX века революционер Кибальчич разработал проект летательного аппарата, способного совершать космические перелеты.

В 1935 году Голованов был назначен начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота в Иркутске. За год его управление вышло на первое место по стране. Параллельно будущий маршал начал летать в качестве гражданского пилота в далекий Якутск.

Счастливый случай

К концу 30-х лавина репрессий докатилась и до Александра Евгеньевича. Доносы обрушились на авиатора как из ведра. Он был исключен из партии и ожидал неминуемого ареста. Единственным шансом на спасение были высокие кабинеты в столице. Голованов чудесным образом успевает попасть в Москву, а все обвинения с него были сняты.

Вскоре Александр становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения и одним из лучших летчиков гражданской авиации. После чего, вплоть до начала Великой Отечественной войны, работает в Аэрофлоте, став шеф-пилотом с налетом более 1 000 000 километров!

Судьбоносная встреча

В начале 40-х преданный поклонник авиации Голованов заявляет о необходимости создания авиации дальнего действия (АДД) и обучения летчиков полетам в плохую погоду и в ночное время. Александра Евгеньевича вызвали в Кремль. В ходе личной встречи глава страны Сталин принял решение о формировании особого авиационного полка, командиром которого и был назначен Голованов.

Некоторые утверждают, что вопросами авиации собеседники не ограничились. Якобы Голованов стал личным порученцем, телохранителем и чуть ли не шпионом Сталина. Но если бы это было правдой, то вряд ли блестящая карьера военачальника так резко оборвалась еще при жизни вождя.

Поначалу действительно назначения следуют одно за другим. К августу 1944-го Голованов был Главным маршалом авиации. Но и поручения, которые он выполнял вместе с подчиненными, требовали виртуозного летного мастерства.

Экипажи его дивизии наносили деморализующие мирное население бомбовые удары по Берлину, Кенигсбергу, Данцигу и другим немецким городам. Главный маршал авиации принимал личное участие в организации этих вылетов и нередко сам летал за штурвалом самолета, сбрасывающего бомбы на немецкие города. Пилоты АДД перевозили советских руководителей на переговоры через океан.

Маршала настолько уважали в войсках, что это отмечали в своих архивах даже фашисты, допрашивавшие пленных летчиков. К окончанию войны в подчинении Голованова находились более 2000 самолетов.

Говорят, что Сталин относился к народовольцам с огромным уважением, и поэтому внука одного из них всегда ждал теплый прием и забота. Каждый раз, когда Александр Евгеньевич приезжал к Иосифу Виссарионовичу, тот встречал его и даже помогал снять шинель. По слухам, когда после сталинградской победы вождю привезли пробный ма

В первые дни той страшной для нашей Родины войны несли потери от стремительно наступающих немецких танковых соединений не только наземные войска. Трагическая бойня разворачивалась и в небе. Военно-воздушные силы Западного Особого военного округа в большом количестве были уничтожены 22 июня 1941 года внезапными немецкими налётами. Потери были настолько сокрушительными, что командующий ВВС округа генерал И. И. Копец от отчаяния застрелился...

В личном дневнике «Разные дни войны» Константин Симонов писал в те дни: «30 июня 1941 года, самоотверженно выполняя приказ командования и нанося удар за ударом по немецким переправам у Бобруйска, полк, летавший в бой во главе со своим командиром Головановым, потерял 11 машин».


Сам главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов позже умалчивает о том, что за штурвалом одного из тех самолётов группы 212-го Отдельного дальнебомбардировочного полка сидел он сам. Такой уж он был человек, чего зря выпячивать свой героизм?

Александр Голованов родился в 1904 году, в Нижнем Новгороде, в семье речника. Интересно, что мать будущего маршала авиации была дочерью народовольца Николая Кибальчича, одного из участников покушения на Александра II.

Братья Головановы в Московском кадетском корпусе имени Екатерины II. Шура – сидит второй слева. Толя – во втором ряду третий справа

Мальчиком Саша Голованов поступает в Александровский кадетский корпус, а уже в октябре 1917 года – он в рядах Красной Гвардии. Воевал красногвардеец Голованов на Южном фронте, в качестве разведчика 59-го разведывательного полка, получил ранение в бою и был контужен.

С 1924 года Александр Евгеньевич служит в ОГПУ, сумев подняться до должности начальника отделения. В его служебном активе – участие в аресте довольно известного в белых революционных кругах эсера Бориса Савинкова (долгое время Голованов хранил у себя парабеллум этого террориста, в память о его поимке).

[

size=1]А.Е.Голованов – уполномоченный особого отдела дивизии им. Ф.Э.Дзержинского. 1925 г

Алма-Ата. 1931 г.

Шеф-пилот Аэрофлота. 1940 г.

С начала 30-х годов Голованов был прикомандирован к Наркомату тяжёлой промышленности, в должности ответственного секретаря замнаркома, а лётную карьеру Александр Евгеньевич начал с того, что в 1932 годуон заканчивает авиационную школу ОСОВИАХИМа, после чего вплоть до начала Великой Отечественной войны работает в Аэрофлоте (в должности пилота, позже став командиром отряда). В 1938 году советские газеты писали о Голованове как о лётчике-миллионере: всего за его душой насчитывалось свыше миллиона километров/

Участвовал Александр Голованов и в боях на Халкин-Голе, и в Советско-финской войне.

Страница черновика письма И.В.Сталину с предложением о создании соединения дальних бомбардировщиков

Судьба этого замечательного лётчика меняется в 1941 году, и резкий поворот связан с именем И. В. Сталина. Дело в том, что ещё в январе 1941 года Иосиф Виссарионович получает от Голованова письмо с предложением создания современной мощной дальнебомбардировочной авиации. Предложение Сталиным было одобрено, и с этого момента начинается головокружительная карьера Голованова, которую многие приближённые Верховного Главнокомандующего простить ему не могли до конца жизни.

А.Е.Голованов – командир полка (крайний справа). Смоленск, весна 1941 г

ТБ-3 перед вылетом. В центре – А.Е.Голованов. Смоленск, 1941 г

С февраля 1941 года Александр Голованов - командир 212-го дальнебомбардировочного авиаполка, а с августа 1941 года он становится командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии, подчинённой непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. А в феврале 1942 года Сталин назначает Александра Евгеньевича командующим Авиацией дальнего действия (в военной её принято для краткости называть аббревиатурой АДД). Наконец, с декабря 1944 года Голованов - командующий 18-й воздушной армией, собравшей в себе всю дальнебомбардировочную авиацию, и он теперь Главный маршал авиации.

Надо сказать, что корпуса АДД были ударной силой Ставки Верховного Главнокомандования и её самолёты применялись исключительно в интересах стратегически важных фронтов. Говорящий факт, - если в начале войны Голованов командовал всего 350 бомбардировщиками, то ближе к окончанию войны – это уже целая воздушная армада: более 2000 боевых самолётов.

АДД в те годы действительно гремело: ночные налёты на Кенисберг, Данциг, Берлин в 1941-м, 1942-м, неожиданные и ураганные авиаудары по железнодорожным узлам, военным резервам и переднему флангу немецкого противника. А также - перевозка раненых партизан с поля боя, помощь героям Народно-освободительной армии Югославии и многие-многие другие спецоперации. Особняком в истории АДД стоит перевозка самолётом В. М. Молотова на переговоры в Англию и США над территорией воюющей Европы, и далее – через Атлантический океан. Действия лётчиков корпусов Голованова отличали не только личная смелость, но и точность, мастерство при проведении полётов.

Высокую оценку действиям как Голованова, так и его храбрым небесным бойцам давали даже немцы. Серьёзные эксперты в люфтваффе писали вот что: «Значительно то, что никто из пленных лётчиков не мог сказать про него, ничего отрицательного, что совершенно противоположно по отношению ко многим другим генералам ВВС СССР... АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, имеет больший авторитет, чем другие виды авиации, и стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД - высшее выражение этого».

В кабинете в Петровском дворце. 1944 г

Самолет пилотирует Главный маршал авиации А.Е.Голованов

Простые лётчики не просто ценили своего высокопоставленного командира, но и (по словам ветеранов войны) уважали, любили и боготворили его. Стиль Александра Евгеньевича – это собрать весь личный состав полка прямо на лётном поле, усадить людей на траву и тут же, на месте, с офицерами из штаба, решить все наболевшие бытовые вопросы, вопросы присвоения званий, наград. Такое отношение со стороны командования любого солдата подкупит.

Дружеская связь Голованова со Сталиным была причиной различного рода домыслов. Некоторые историки-антисталинисты довольно интересно интерпретировали эти служебно-дружеские отношения: писали о том, что Голованов был личным телохранителем Сталина, пилотом, следователем или даже просто шпионом в армейской военной среде. Так, например, В. Резун-Суворов в книге «День-М» пишет, что Александр Евгеньевич был сталинским «исполнителем тёмных заданий». Резун, не смущаясь и не утруждая подтвердить свои аргументы сколько-нибудь серьезной доказательной базой, приписывает Голованову и то, что он на своем самолёте якобы переправлял в Москву будущих жертв сталинского террора (в их числе и маршала В. К. Блюхера).

Если бы всё это было правдой, сложилась бы так судьба Голованова после войны, как она сложилась? Думается, что вряд ли…

А складывалась его судьба неблагоприятно… Назначенный в 1946-м командующим дальней авиацией СССР, Александр Голованов уже в 1948 был снят со своего поста (и постов, соответствующих его званию, больше уже не получал).

Окончивший в 1950 году с отличием Академию Генштаба Голованов назначен был командующим воздушно-десантным корпусом. Как горько ему это было, чувствовать горечь своего падения, - ведь совсем недавно в его подчинении находились все воздушно-десантные войска СССР…

Окончательное падение произошло после смерти Сталина. И хотя, в отличие от некоторых других крупных военачальников сталинской эпохи ему сравнительно повезло (он не был репрессирован, например, как А. А. Новиков и А. И. Шахурин) жилось ему довольно непросто. Дело доходило до того, что для обеспечения большой семьи, - а у Голованова было ни много, ни мало пятеро детей, ему приходилось заниматься натуральным хозяйством на даче (пенсия была маленькой, на неё родных не прокормишь).

На даче в саду. Одна из последних фотографий

Все свои последние годы жизни Александр Голованов посвятил работе над мемуарами. Не жалея сил, неделя за неделей в Подольске он изучал документы Центрального архива Министерства обороны, чтобы составить полную картину войны, вознесшей его на маршальский пик.

Интересно, что главы из рукописи Александр Евгеньевич показывал Михаилу Шолохову, который жил по соседству с «маршальским» домом на Сивцевом Вражке. Шолохов книгу Голованова высоко оценил, рекомендовал к печати.

Книга при жизни бывшего маршала, увы, так и не вышла. Причиной тому – разногласия Голованова с чиновниками из Главпура (Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота), которые помимо ряда цензурных указаний к материалу рукописи, настойчиво советовали Голованову включить в неё упоминание о Л. И. Брежневе. Что для Александра Евгеньевича было, конечно же, неприемлемым.

Из жизни этот необычный человек ушёл в сентябре 1976 года.

Алексей Тимофеев. Судьба Главного маршала

Помнишь, маршал, дороги воздушные,

По которым ты в бой нас водил?

Наши Илы, штурвалу послушные,

Шли ночами во вражеский тыл…

В. Перов, ветеран АДД Многим памятны страницы романа «Живые и мертвые» Константина Симонова, где передан весь ужас одного из первых дней войны. У западной советской границы, в Белоруссии, на глазах военного корреспондента и его попутчиков «мессершмитты» сбивают один за другим восемь наших тяжелых бомбардировщиков. Они летели днем, без прикрытия… Истребители ВВС Западного Особого военного округа в большинстве своем были уничтожены 22 июня внезапными немецкими налетами. Командующий ВВС округа генерал И. И.

Копец от отчаяния застрелился…

К. М. Симонов назвал увиденное им в тот день «сплавом героического и трагического». В дневнике «Разные дни войны» он писал:

«30 июня 1941 года, самоотверженно выполняя приказ командования и нанося удар за ударом по немецким переправам у Бобруйска, полк, летавший в бой во главе со своим командиром Головановым, потерял 11 машин».

В своих мемуарах Главный маршал авиации А. Е. Голованов, приводя примеры героизма летчиков в те дни, скромно умалчивает о том, что лично водил в бой группы своего 212-го Отдельного дальнебомбардировочного полка. Его экипажи погибали, но делали все, чтобы хотя бы замедлить стремительное продвижение на московском направлении танковых колонн Гудериана. В небе свирепствовали асы лучшей германской истребительной эскадры Вернера Мёльдерса. Это было самое пекло катастрофы Западного фронта… Самообладание и талант командира выделяют Голованова. Война сразу показала - кто есть кто. И. В. Сталин все более пристально наблюдает за деятельностью 37-летнего пилота, предложения которого по созданию современной дальнебомбардировочной авиации он поддержал, получив на свое имя в январе 1941-го лаконичное письмо. Вскоре Голованов становится командиром дивизии, выведенной из подчинения главкома ВВС и выполняющей в битве за Москву приказы самого Верховного Главнокомандующего.

Встреча со Сталиным меняет судьбу летчика кардинальным образом. Сам Александр Евгеньевич в конце жизни как-то в дружеском разговоре назвал ее синусоидой, резким жестом руки очертив крутые взлеты и пике. За три с половиной года - единственный случай! - Голованов поднимается в званиях от подполковника до Главного маршала авиации (август 1944-го). С марта 1942 года он - командующий Авиацией дальнего действия (АДД). Дивизии, а затем и корпуса бомбардировщиков АДД, - ударная сила Ставки Верховного Главнокомандования. Они применялись в интересах стратегически важных фронтов. Если весной 1942 года под командованием Голованова было около 350 бомбардировщиков, то к исходу войны АДД превратилась в воздушную армаду - более 2000 самолетов. Каждая третья авиабомба, сброшенная на врага в годы войны, отправлена к цели экипажами дальних бомбардировщиков. Их действия отличали точность и мастерство. Не случайно после возвращения из Сталинграда А. Е. Голованов 23 января 1943 года был награжден орденом Суворова 1-й степени за номером 9. Высокая оценка АДД и ее командующего дается и в трофейных документах немецкой разведки (публикуются в приложениях к этой книге), где признается: русские в АДД умели воевать. О Голованове аналитики люфтваффе писали:

«Значительно то, что никто из пленных летчиков не мог сказать про него ничего отрицательного, что совершенно противоположно по отношению ко многим другим генералам ВВС СССР… АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, имеет больший авторитет, чем другие виды авиации, и стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД - высшее выражение этого».

Как вспоминал ветеран АДД генерал-лейтенант авиации С. Я. Федоров:

«Мы были ударной силой и находились на особом положении… Но главное - когда мы садились на аэродромы фронтовой авиации, они видели, какая у нас спайка и дружба в экипажах, какой у нас коллектив… Мы - головановцы! Будут идти годы, но такие люди, как он, не могут быть забыты, о них всегда будут вспоминать в трудный для Отечества час».

В своих мемуарах А. Е. Голованов рассказывает, что было сделано для того, чтобы боевая работа АДД - лидера в применении всех технических и тактических новшеств - стала максимально эффективной. Военные историки приводят такие цифры:

«Если за первые полгода войны один сбитый самолет дальней авиации приходился на 13 самолето-вылетов, то начиная с марта 1942 г. в АДД, потерянный бомбардировщик приходится на 97 самолето-вылетов» (П. П. Бочкарев, Н. И. Парыгин. «Годы в огненном небе». М., 1991. С. 73).

Ветераны АДД вспоминают приезды командующего в полки. Это был праздник.

Голованова ждали, в отличие от других высоких начальников. Его стиль общения с подчиненными был единственным в своем роде - собрать прямо на летном поле весь личный состав полка, усадить на траву и на месте (здесь же располагались и офицеры штаба с необходимыми документами) решить все наболевшие вопросы присвоения званий, наград, быта летчиков и техников и так далее. Этот стиль, надо сказать, напоминает древнерусские казачьи и вечевые традиции…

Остался в истории и такой момент. В марте 1946 года И. В. Сталин, подойдя к большой группе собранных для фотоснимка в Георгиевском зале маршалов, генералов и адмиралов - депутатов Верховного Совета СССР, вдруг подозвал к себе Голованова, стоявшего где-то позади, и лично усадил его в первом ряду, где было всего 12 полководцев, начиная с Г. К. Жукова и К. К. Рокоссовского.

Громкое в годы войны и ныне почти забытое название - АДД… Это и героические, на пределе техническом и на грани самопожертвования, ночные налеты 1941-го и 1942 годов на Берлин; и мощные удары по железнодорожным узлам, резервам и переднему краю противника; и доставка В. М. Молотова на переговоры в Англию и США над воюющей Европой и Атлантикой; и помощь Народно-освободительной армии Югославии; и десятки тысяч перевезенных партизан, и «спецоперации». Так, например, отряд разведчиков, будущих Героев Советского Союза, Д. Н. Медведева и Н. И. Кузнецова доставили в немецкий тыл экипажи базировавшейся в Подлипках 1-й авиатранспортной дивизии АДД.

Имя Александра Евгеньевича Голованова хорошо известно всем летчикам-дальникам. Именно он является создателем советской авиации дальнего действия (АДД). Будущий маршал родился в Нижнем Новгороде, в семье капитана буксирного парохода. В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус. Вскоре после начала Гражданской войны бывший кадет, прибавив себе два года, записался добровольцем в Красную армию. Участвовал в тяжелых боях на Южном фронте. После демобилизации в 1920 году Голованов вступает в ЧОН (части особого назначения). Затем служит в органах ВЧК - ОГПУ. Уже в зрелом возрасте, в 1932 году, он окончил летную школу и работал в Московском управлении гражданской авиации. В 1934 году Совнарком СССР принял решение о реорганизации органов управления ГВФ. В соответствии с этим решением было образовано 12 территориальных управлений. В январе 1935 года Александр Евгеньевич назначается начальником Восточно-Сибирского управления с центром в городе Иркутске.

Иркутская история

Голованов принял хозяйство в незавидном состоянии: за долги были арестованы счета в банке, в здании управления было отключено водоснабжение, телефоны, электричество. Несмотря на трудности, новый начальник энергично взялся за дело. Рабочий день Александр Евгеньевич начинал в шесть часов утра в аэропорту, присутствуя на построении летного состава, утрясая на месте неувязки с вылетами самолетов, вникая в детали подготовки экипажей, состояния аэродромов на трассах, наличия загрузки. Затем начальник управления уезжал в гидроаэропорт, который располагался на Ангаре, рядом со Знаменским монастырем. Во второй половине дня работал в управлении до позднего вечера. К тому же за сравнительно короткое время Голованов успешно освоил пилотирование нескольких типов самолетов и часто летал в качестве линейного пилота на трассе Иркутск - Якутск.

Все это время Александр Евгеньевич жил на улице Горького, 36, в доме, где и сегодня расположены кассы Аэрофлота, в обычной коммунальной квартире. К этому периоду относится иркутская история о том, как иркутянин Николай Анатольевич Антонов спас будущего маршала от ареста.

Но это будет позже. А пока, кипучая энергия Голованова приносила свои плоды. За 1935 год Восточно-Сибирское управление ГВФ выполнило производственный план по всем показателям, обеспечило безопасность полетов и вышло на первое место по Аэрофлоту. На трассы впервые в Советском Союзе вышли отечественные самолеты АнТ-7, рассчитанные на перевозку 7 пассажиров и 500 кг груза.

Кроме руководства большими воздушными линиями на Голованова были возложены обязанности по развитию так называемой исполкомовской авиации. Были сформированы летные отряды особого назначения, которые перевозили рабочих-старателей, геологов, доставляли грузы в труднодоступные таежные поселки.

В это же время нарастала волна репрессий. Многих специалистов и руководителей недосчитались тогда авиаторы Восточной Сибири. Только в гидроотряде было арестовано четыре командира корабля, четыре бортмеханика и девять авиамехаников. В аппарате Восточно-Сибирского управления было репрессировано шесть начальников отделов из восьми. Заместитель начальника политотдела управления В.Бирюков, выдержавший все пытки, но не подписавший признательных показаний, был выпущен на волю через год после ареста. Позже он рассказывал: "...Именно Голованов возбудил ходатайство о моем освобождении, подписал объективную характеристику, на основании которой меня и освободили".

Уже в ту пору ярко проявились такие черты головановского характера, как смелость, порядочность, способность заботиться о подчиненных и защищать их.

Всевозможные доносы сыпались и на Голованова. Он был даже исключен из партии, что автоматически означало арест. Понимая, что не сегодня-завтра за ним придут, Александр Евгеньевич решил лететь в Москву "искать правду".

Николай Анатольевич Антонов жил в том же доме, что и Голованов, занимал скромную должность начальника гаража Восточно-Сибирского управления. Однажды, наблюдая как тяжело поднимается на пятый этаж Антонов (у него были больные легкие), Голованов сказал: "Для меня приготовили квартиру на втором этаже. Занимай ее, Николай Анатольевич, а я могу подождать". Это было в характере Голованова. Видя человека, нуждающегося в помощи, он не раздумывая мог снять и отдать рубашку. Так в 1945 году он снял и отдал свой маршальский реглан простому солдату, сказав при этом: "Носи на здоровье. Только погоны спори, они тебе великоваты".

Накануне планируемого ареста в гараж управления позвонили из НКВД и поинтересовались, на какое время заказал Голованов машину в аэропорт. Антонов, совместив последние события, сразу все понял и поспешил предупредить Александра Евгеньевича. Он лично отвез начальника на вокзал и посадил в московский поезд, а утром наблюдал, как суетились чины НКВД у самолета, разыскивая Голованова.

Из Москвы Александр Евгеньевич в Иркутск уже не вернулся. Все обвинения с него были сняты и предоставлена должность рядового летчика в Московском управлении. Но через непродолжительное время Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения, выполняет сложные и ответственные задания, связанные с боями на Халкин-Голе, во время войны с Финляндией. Большая часть полетов проходит в облаках или над ними. О необходимости учить летный состав таким "слепым" полетам Голованов рассказал на страницах авиационного журнала, а затем обратился с письмом к Сталину, предлагая готовить летчиков бомбардировочной авиации к полетам днем и ночью, в сложных метеоусловиях. Для того времени, когда в авиации действовал запрет на освоение фигур высшего пилотажа, а истребители летали главным образом по прямой, головановское предложение было не только новаторским, но и смелым. Реакция на письмо последовала незамедлительно: Александра Евгеньевича вызвали в Кремль. В ходе личной беседы И.В.Сталин принял решение о формировании отдельного бомбардировочного полка, командиром которого был назначен Голованов. Так в феврале 1941 года шеф-пилот Аэрофлота стал военным.

С августа 1941 года Александр Евгеньевич вступил в командование 81-й авиадивизией, сменив на этой должности известного летчика М.Водопьянова. Экипажи этой дивизии совместно с летчиками Балтийского флота наносили бомбовые удары по Берлину, Кенигсбергу, Данцигу и другим стратегическим объектам фашистской Германии. А.Голованов принимал личное участие в организации этих вылетов.

В марте 1941 года благодаря инициативе и настойчивости Александра Голованова была сформирована авиация дальнего действия, находившаяся в непосредственном подчинении Верховного Главнокомандующего.

А.Е.Голованов, начавший воевать в 1941 году в звании подполковника с двумя орденами на груди, к Дню Победы стал кавалером девяти орденов, три из которых - Суворова, I степени, - за полководческое искусство.

В 1943 году Александру Евгеньевичу было присвоено звание маршала авиации, а после Курской битвы он становится Главным маршалом авиации.

В 1946 году маршал Голованов по делам службы прилетел в Иркутск. Конечно же, он не мог не встретиться со своим спасителем. Дочь Николая Анатольевича Антонова, Ольга Николаевна Логинова, рассказывает, что отец, вспоминая Александра Евгеньевича, отзывался о нем как о человеке редких организаторских способностей и добрейшей души. И маршал, и Н.Антонов никогда не рассказывали о таинственном исчезновении из Иркутска начальника Восточно-Сибирского управления по причинам вполне понятным.

После войны А.Е.Голованов занимал ряд видных должностей в ВВС и гражданской авиации. Умер в Москве в 1975 году.

Длительное время его заслуги в развитии военной авиации замалчивались. Сегодня сложно не видеть, какой большой вклад сделан А.Головановым в разгром немецко-фашистских захватчиков, сколько сделано для усиления мощи дальней авиации.

Иркутяне вправе гордиться тем, что судьба столь самобытного, яркого военачальника связана с нашим городом. Ветеранским общественным организациям, администрации города следовало бы позаботиться о создании мемориальной доски на доме, где жил Александр Евгеньевич Голованов.


ТАЙНЫ
ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ ГОЛОВАНОВА


ГОЛОВАНОВ Александр Евгеньевич (1904-1975 г.) - советский военачальник, Главный маршал авиации Советского Союза, Командующий авиацией дальнего действия (АДД), личный секретный порученец Сталина. Чемпион по стрельбе из всех видов оружия, конному спорту, мотогонкам, виртуоз автомобильной езды, лучший лётчик страны и ещё многое-многое другое. Вот вам настоящий герой, перед которым бледнеют киногерои и Чака Норриса, и Сталлоне, а Шварценеггер - вообще мальчик для битья.
Беглый разведчик Виктор Суворов (Резун) так пишет о Голованове:
«Он - воплощение воли и энергии… Этот портрет похож на портрет супермена из кинобоевиков, но именно им он и был. Голованов достигал высших результатов в каждом деле, за которое брался».

Все биографы Голованова пишут о маршале на основе его мемуаров. В книге, конечно, нет ни слова лжи, но о многих вещах автор просто умалчивает. Например, Александр Евгеньевич подробно рассказывает, как его полк, а позже дивизия летом 1941 г. бомбили Берлин и Кенигсберг. Но о том, что он сам лично руководил налётами и сам сидел за штурвалом бомбардировщика, А.Е. Голованов скромно умалчивает. А о начале своей карьеры личного секретного порученца И. Сталина Главный маршал авиации вообще молчит. Так давайте пристальнее вглядимся в судьбу Александра Евгеньевича, без оглядки на его мемуары.

ЮНЫЕ ГОДЫ

Александр Голованов родился в Нижнем Новгороде 7 августа 1904 года. Свои именины он всегда отмечал 12 сентября - по православному календарю это день святого благоверного князя Александра Невского.
Предки Голованова были разночинцами и мелкопоместными дворянами, то есть теми, на ком, как правило, держалась вся слава России. По отцовской линии в роду Александра Евгеньевича - в основном, моряки (капитан буксирного парохода), отец его был капитаном речного флота. Многие из рода Головановых служили в гвардии, в Семёновском полку. Отличались ростом, статью и физической силой. По матери один из предков маршала - адмирал Корнилов, герой обороны Севастополя.
В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус. По собственной автобиографии - в Красной Армии с мая 1919 года. То есть, в 13 лет, прибавив себе лишних три года (благо, рост позволял), юный Саша Голованов вступает добровольцем в Красную Армию. Воевал на Южном фронте, служил разведчиком в стрелковом полку, который принимал участие в боях с армиями Деникина и Махно, был контужен в бою, стал командиром взвода разведчиков.
После демобилизации в октябре 1920 г. Голованов вступил в Части особого назначения (ЧОН), а согласно собственной автобиографии в это же время работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и Флота - курьером, в Центропечати - агентом, в Волгосудстрое - на сплаве леса, агентом и в 5-м Волжском полку ГПУ в г. Нижний Новгород - электромонтёром.


НЕМНОГО О ТАЙНОЙ ЖИЗНИ

В 16 лет Голованов уже в... органах ВЧК. В 1924-1933 гг. - сотрудник ОГПУ: служил в особых отделах, был на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения.
В 21 год на петлицах Александра четыре шпалы - это соответствовало званию полковника. Правда, большинство заслуг Голованова до сих пор покрыто мраком секретности. Известно лишь, что он принимал участие в операции «Трест» и лично арестовывал в Минске на конспиративной квартире ГПУ эсера-террориста Бориса Савинкова. (Голованов изображал хозяина конспиративной квартиры. А поскольку операцию проводил контрразведывательный отдел ОГПУ, то, стало быть, молодой чекист был сотрудником контрразведки у Артузова.) Пистолет Савинкова потом долгое время хранился в столе маршала.
Вот ещё одна тайна. В начале января 1928 года А. Голованов вдруг появляется в Алма-Ате. Зачем бравый чекист и спортсмен приехал в тогдашний тихий провинциальный городок - непонятно. Известно, что после смерти Сталина, Главный маршал авиации Голованов обращался к Н. Хрущёву с просьбой убрать из его послужного списка сведения о пребывании его в тот период в Алма-Ате! Хрущёв согласился с условием, что А. Голованов выступит в печати со статьёй, в которой укажет на бездарность в военном деле Сталина. Голованов отказался.
Что же в Алма-Ате делал тайный порученец Сталина? И почему для него было так важно на старости лет стереть из своего послужного списка сведения об этом? Наверное, однозначно никогда мы об этом не узнаем! А что такое интересное происходило в 1928 году и связано с Алма-Атой? Всё становится ясным, если вспомнить, что менее чем через месяц после приезда в этот городишко Голованова, туда ссылают... «демона революции» Льва Троцкого (Бронштейна)! (Значит, Сталин задолго до голосования в Политбюро уже планировал, куда Троцкого сослать и какие меры принимать в случае осложнения политической ситуации.) Выражаем уверенность в том, что Александр Евгеньевич организовывал жильё, окружение Троцкого, а после высылки тайно надзирал за ним. И в случае приказа из Москвы должен был его немедленно ликвидировать со всем семейством и приближённой обслугой. Видимо, у Сталина были основания опасаться, что высылка одного из лидеров Гражданской войны и революции 1917 г. вызовет активные противодействия его сторонников-троцкистов, кои были во всех властных структурах общества, в армии и даже в ОГПУ. А убийство Троцкого «неизвестными белогвардейцами» успокоит общественность: нет человека - нет проблемы! Однако массовых выступлений ни в столице, ни в других городах не произошло - троцкистов некому было организовывать!
(Это ж только в наше время некоторые слепые дураки думают, что «оранжевые революции» на Украине, в Грузии и по всему миру или там «движение за честные выборы» в Сербии и России происходят стихийно! Но к 1928 г. вся активная английская агентура и агенты влияния Англии в СССР органами ГПУ были разгромлены, а те, кто ещё не был выявлен, затаились, ушли на дно.)
Так что, организовывать протесты за сосланного деятеля перманентной революции было некому! Одни верные сторонники Льва Давидовича были предварительно отосланы партией на работу за границу. Как например, заместитель Троцкого по Реввоенсовету в годы Гражданской войны и после неё Эфраим Маркович Склянский, который направлен на дипломатическую работу в США, где удачноно утонул в 1925 г. Кстати, именно в это время там был и Александр Евгеньевич Голованов. Мы ни на что не намекаем, просто констатируем факты: будущий Главный маршал авиации в это время находился в командировке в Манчестере, где вёл переговоры по приобретению 70 безумно дорогих автомобилей «Сильвер гоуст» для руководителей СССР. (Ведь в СССР просто некому больше вести переговоры с капиталистами США по покупке машин, акромя молоденького сотрудника ОГПУ Голованова!) Авто были закуплены, а Склянский благополучно утонул, катаясь на озере на лодке вместе с председателем правления акционерного общества «Амторг» 1 Хургиным и ещё одним неизвестным, личность которого полиции установить не удалось. (Стоп! 1925 год. Голованову как раз 21! Тогда система государственных наград не была так сильно развита и поощряли, присваивая воинские и специальные звания и повышая в должностях. Полковника ему присвоили не за эту ли операцию? Я имею в виду закупку дорогих автомобилей в Штатах для партийной элиты. А вы что подумали?) Другие влиятельные троцкисты разосланы по республикам для укрепления кадров, где они потом в 1930х гг. методично арестовывались НКВД по одному и пачками расстреливались... В Москве было всё спокойно, поэтому через месячишко после приезда Троцкого в Алма-Ату молодой чекист Голованов в феврале 1928 года был отозван в Москву, оставив Лёву-ррррреволюционера под надёжной охраной своих головорезов...
Александр Голованов вступил в ВКП(б) лишь в 1929 году .
Работая в ОГПУ, молодой чекист дважды (в 1930 и в 1931 гг.) выезжал в секретные командировки в Китай (провинция Синьцзян).
Перед приходом Гитлера к власти по заданию Сталина А. Голованов секретно встречался с немецким фельдмаршалом фон Боком (цель встречи и обсуждаемые вопросы так и остаются тайной до сих пор), оказывал помощь словацкому и польскому восстанию. Позже под его руководством ликвидирована экспедиция эсесовцев на Тибет, посланная самим Рейхсфюрером СС Гиммлером на поиски загадочной страны Шамбалы. (Разведка НКВД сама посылала свои экспедиции, чтобы установить контакт с Шамбалой, и внимательно следила за тем, чтобы разведслужбы других государств такие контакты не дай бог не наладили.) На счету А. Голованова и многие другие неординарные дела.
Александр Евгеньевич впоследствии утверждал, что впервые встретился со Сталиным лишь в 1941 году. Однако Ураз Мукашев, его друг, ветеран ВС СССР, в 1932 году сопровождал Голованова с секретной миссией в Китай. На одной из ночёвок у костра боец спросил у Александра Евгеньевича, видел ли тот Сталина? Голованов ответил утвердительно: «Видел не раз и Сталина, и Троцкого. Даже Ленина видел, но только вот с ним не беседовал»… Значит, со Сталиным и Троцким всё-таки разговаривал? И не раз?..
Так что, скорее всего, судьба свела нашего героя со Сталиным гораздо раньше, где-то в начале 20-х годов. Вот только об этом сам Голованов предпочитал не вспоминать! По докладам немецкой разведки Абвер, Александр Евгеньевич имел свободный доступ к вождю, а во время войны встречался с ним практически ежедневно. Сталин давал ему поручения и обращался к Голованову, одному из немногих, по имени - это было знаком величайшего доверия.


В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В 1931-1933 гг. А. Голованов, оставаясь сотрудником ОГПУ, был прикомандирован к ВСНХ и образованному из него Народному комиссариату тяжёлой промышленности, где работал ответственным секретарём заместителя наркома. На самом деле по приказу Сталина он надзирал за наркомом С. Орджоникидзе. В 1932 г. «без отрыва от производства» окончил лётную школу Осоавиахима. В 1933-м Голованов официально уходит из ОГПУ и учится на лётчика в училище. Несмотря на то, что летать стал относительно в довольно позднем возрасте, он в короткое время достигает значительных результатов. Ну, не мог Александр Евгеньевич занимать вторые места, по натуре он должен был стать лучшим. С 1933 г. работал в Аэрофлоте, где занимал должности пилота, командира отряда. В январе 1935 г. Александр Евгеньевич назначается начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (с центром в городе Иркутске) - скачок в карьере неимоверный! В 1937 г. вдруг был исключён из партии (надо думать, это произошло не без указания его патрона, Сталина - исключения из ВКП(б) и репрессии таких людей без санкции свыше не проводились ), что тогда было чревато арестом, после чего уехал в Москву «за правдой». КПК выяснила, что исключён он ошибочно. (Скорее всего, Сталин или дал отбой расправе над Головановым, посчитав, что он может ещё пригодиться, или всем этим хотел попугать своего подопечного, показав, что с ним может произойти, если тот станет болтать.) В партии Александра Евгеньевича восстановили, но в Иркутск он уже не вернулся, оставшись работать лётчиком в Московском управлении ГВФ. Вскоре Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения. В 1938 г. газеты писали о нём как о лётчике-миллионере, то есть налетавшем миллион километров. Затем летал на личном самолёте Сталина - «Сталинском маршруте»: вывозил на нём сибирских, забайкальских и дальневосточных областных партийных, армейских и чекистских руководителей в Москву, где тех арестовывали прямо на аэродроме, а затем после короткого следствия расстреливали. Да, Александр Голованов действительно считался одним из лучших лётчиков Советского Союза, совершал героические перелёты… Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.
Во времена Хрущёва после опалы около десяти лет возглавлял различные лётные училища ГВФ.
И всё-таки основной его деятельностью были ответственные и секретные поручения самого Сталина как в СССР, так и за рубежом. Даже в мемуарах, если читать внимательно, это проскальзывает. Так, в трагические дни октября 1941-го, когда в Москве разразилась паника, именно Голованова-лётчика Сталин отправил наводить порядок на дорогах и возвращать в столицу перетрусивших членов правительства, бежавших без оглядки со своими семьями!


ВЗЛЁТ

Великая Отечественная война стала поворотным пунктом в жизни А.Е. Голованова. За четыре года он прошёл путь от полковника до маршала авиации, от командира полка до командующего АДД, которая под его руководством стала лучшим родом войск в Советской армии. В немецких разведсводках летчиков АДД называли «аристократами авиации», а саму АДД - «любимицей народа».
Официально в январе 1941 г., по совету Якова Смушкевича (генерального инспектора ВВС), А. Голованов написал письмо Сталину о необходимости специальной подготовки лётчиков дальней бомбардировочной авиации к полётам в плохую погоду, вне видимости земли. После личной встречи со Сталиным в феврале 1941 г. Александр Евгеньевич назначен командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации, с августа 1941 года - командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия, а в декабре 1941 г. постановлением ГКО был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования. Генерал-майор авиации (25.10.1941).
В феврале 1942 года был назначен командующим авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. Генерал-лейтенант авиации (05.05.1942). С этого момента до конца войны руководил советской дальней авиацией, пользовался симпатией и доверием со стороны Сталина. Генерал-полковник авиации (26.03.1943).
Маршал авиации (03.08.1943), Главный маршал авиации (19.08.1944).

С декабря 1944 г. - командующий 18-й воздушной армией, в которой была собрана вся дальнебомбардировочная авиация. Лично участвовал в осуществлении дальних бомбардировочных рейдов (например, в бомбардировке Берлина на начальном этапе Великой Отечественной войны да и позже; как лётчик, он не мог не летать!).

В марте 1946 года И. Сталин, подойдя к большой группе собранных в Георгиевском зале для фотографирования маршалов, генералов и адмиралов, вдруг подозвал к себе А. Голованова, стоявшего где-то позади, лично усадил его в первом ряду вместе с 12 полководцами, среди которых были Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев. Казалось бы, мелочь? Но этого Жуков Голованову не простил никогда...


ПАДЕНИЕ

С апреля 1946 г. Главный маршал авиации А.Е. Голованов - Командующий дальней авиацией СССР.
Но время шло, вождь старел, впадал в маниакальную подозрительность. Л. Берия интригами убирал ближайшее верное окружение Сталина - секретаря Поскребышева, начальника охраны Власика. Дошло дело и до Александра Голованова. В 1948 г. по непонятным причинам был снят со своего поста. Он ждал ареста, несколько месяцев отсиживался на даче и в дальнейшем уже никогда не занимал постов, соответствующих его званию. В 1950 г. окончил Академию Генерального штаба и Высшие академические курсы «Выстрел». Лишь в августе 1952-го Голованов получил под начало воздушно-десантный корпус - беспрецедентное понижение в должности!
Опала продолжалась и после смерти Сталина. Хрущёв и Жуков отправляют А. Голованова в отставку. Вообще-то, маршалов никогда не увольняют в запас, они навсегда приписаны к армии. Но для Александра Евгеньевича «сделали исключение». Пенсию назначили небольшую - всего 1800 рублей (180 на послереформные деньги). Половина уходила на оплату квартиры (опального военачальника лишили всех льгот по оплате жилья), 500 рублей он ежемесячно посылал старушке-матери. Выручала дача - гектар земли на Икше. Все сбережения потратили на корову и лошадь, полгектара засевали картошкой.
Сам маршал ходил за плугом, жена Тамара Васильевна вела хозяйство, доила корову. Когда понадобились деньги на школьную форму для детей (их было пятеро), Головановы всей семьей собирали ягоды, сдавали в потребкооперацию. Лишь через несколько лет бывший маршал смог устроиться в НИИ гражданской авиации на скромную должность.
Окончательно на пенсию ушёл в 1966-м.


СЕМЬЯ

Сам Александр Евгеньевич - голубоглазый блондин двухметрового роста, с обаятельной улыбкой на мужественном лице. Его жена Тамара Васильевна была ему под стать - высокая, стройная женщина изумительной красоты. Внешностью, эффектностью и элегантностью эта пара напоминала чету кинозвезд. А как они танцевали! Тогда в моду вошло танго, и лучших танцоров не было в Москве, а значит, и по Союзу.
Дети: дочь Светлана (род. 1934), дочь Тамара (род. 1938), дочь Вероника (род. 1943), дочь Ольга (род. 1945), сын Святослав (род. 1947).

НАГРАДЫ

Главный маршал авиации А.Е. Голованов, пожалуй, единственный Командующий Воздушной Армией, который за годы войны не стал Героем Советского Союза! И не потому, что он этого звания не достоин! А просто потому, что Александр Евгеньевич был весьма скромен и ни на что не претендовал. А Сталин, скорее всего, упустил этот аспект из вида...
Итак, награды Главного маршала авиации А.Е. Голованова:

Два ордена Ленина (17.04.1940; 20.06.1949),
Три ордена Боевого Красного Знамени (17.11.1939; 22.10.1941; 3.11.1944),
Три ордена Суворова 1-й степени (23.01.1943; 17.04.1945; 18.08.1945),
Орден Красной Звезды (22.02.1968),
Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени (11.09.1943),
Медаль «За оборону Москвы» (1.05.1944),
Медаль «За оборону Сталинграда» (22.12.1944),
Медаль «За отвагу» (28.10.1967),
Медали «За взятие Кёнигсберга» (9.06.1945),
Медали «За взятие Берлина» (9.06.1945),
Медали «За победу над Германией» (9.05.1945),
Орден Крест Грюнвальда I степени (Польша),
Орден Сухэ-Батора (Монголия),
Орден Красного знамени (Монголия),
Орден «Боевые заслуги» (Монголия),
Знак «Отличник Аэрофлота» и знаки ГВФ «За безаварийный налёт» 300.000 и 500.000 км.

ПОСЛЕДНИЙ ПОДВИГ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ

Под конец жизни Александр Евгеньевич Голованов написал мемуары, в которых многие страницы посвящены встречам и взаимоотношениям с И.В. Сталиным. Даже этих немногих страниц хватило, чтобы вызвать у немногих читателей рукописи шквал споров и эмоций, как критических, так и восторженных. Но в 1970-е годы партийные власти больше всего боялись шума.
Кроме того, на указания ГлавПУРа переписать некоторые главы книги и ввести в мемуары ещё одного героя - Л.И. Брежнева - Голованов ответил отказом. Последовала кара - глухое замалчивание и деятельности самого маршала, и всего вклада АДД в победу в Великой Отечественной войне. Единственному из советских военачальников Голованову отказали в публикации воспоминаний.
Удар был слишком силён, и Александр Евгеньевич тяжело заболел. Его друг лётчик-испытатель Владимир Мезох вспоминал:
«Военные врачи сказали, что такого человека ещё не видели. Видно, что боль жуткая, зрачки расширились, а он молчит».
В 1997 году Воениздат всё-таки выпустил мемуары А.Е. Голованова под названием «Записки командующего АДД», однако мизерным тиражом и с многочисленными купюрами. Но сегодня книга уже напечатана в полном объёме.
Умер Александр Евгеньевич Голованов 22 августа 1975 года, до конца дней оставаясь преданным своему кумиру - И.В. Сталину, которому служил верой и правдой. Какие тайны вождя Голованов хранил, какие секретные и личные поручения ещё выполнял - все эти тайны он унёс с собой в могилу...

Боюсь, их мы уже никогда не узнаем...
___________________
1 «Амто?рг» (англ. Amtorg Trading Corpora-tion) - акционерное общество, учреждённое в штате Нью-Йорк (США) и выступавшее в функции посредника при осуществлении экспортно-импортных операций советских внешнеторговых объедине-ний с американскими компаниями. «Амторг» осуществлял закупки в США оборудования для нужд СССР, проводил приёмку закупленных товаров и контролировал их отгруз-ку. «Амторг» базировался в Нью-Йорке. В Москве находилось генеральное представительство Амторга - «Совамторг».
Компания была учреждена в 1924 г. в Нью-Йорке как частное акционерное общество с участием советского капитала. Являлась американским представительством «Arcos Ltd». Это учреждение перекачивало из Америки в Советскую Россию всё, что умудрялись наизобрести и понастроить американские конструкторы и инженеры, и в первую очередь, конечно же, это касалось новейших вооружений. Пушки, танки, самолёты и даже военные корабли вывозились из США в мирные годы сотнями и тысячами единиц, но всё было загримировано под водопроводные трубы, тракторы и старые баржи для развивающихся стран. Кроме организации внешней торговли, «Амторг» служил прикрытием для агентов ИНО ОГПУ. Работа «Амторга» была особенно важна в годы предшествовавшие признанию СССР со стороны США, поскольку советское посольство в США было открыто только при президенте Рузвельте в 1933 г.
До 1925 г. «Амторгом» и нелегальной деятельностью советской агентуры в США

руководил ... Склянский Эфраим Маркович.

Напоминаем, что оценить представленный материал вы можете не только в комментариях, но и с помощью выставления оценки
ЛУЧШИЙ-ХУДШИЙ (по пятибальной шкале) и нажав клавишу РЕЙТИНГ вверху страницы. Для авторов и администрации сайта ваши оценки чрезвычайно важны!