Главная · Паразиты в организме · Чем католики отличаются от православия. Отличия православия от католицизма

Чем католики отличаются от православия. Отличия православия от католицизма

Ника Кравчук

Чем Православная Церковь отличается от Католической

Православная Церковь и Католическая Церковь — две ветки христианства. Обе берут свое начало от проповеди Христа и апостольских времен, чтут Пресвятую Троицу, поклоняются Богоматери и святым, имеют одинаковые таинства. Но между этими церквями существует множество отличий.

Самых принципиальных, догматических различий, пожалуй, можно выделить три.

Символ веры. Православная Церковь учит, что Святой Дух исходит от Отца. У Католической Церкви существует так называемое «филиокве» — добавление «и Сына». То есть католики утверждают, что Святой Дух исходит от Отца и Сына.

Почитание Божьей Матери. У католиков существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, в соответствии с каким Богоматерь не унаследовала первородного греха. Православная Церковь говорит, что от первородного греха Мария освободилась с момента зачатия Христа. Также католики верят в то, что Богоматерь вознеслась на небо, поэтому они не знают такого чтимого в православии праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Догмат о непрогрешимости Папы Римского. Католическая Церковь верит в то, что учение по вопросам веры и морали, произнесенное Папой ex cathedra (с кафедры), является безошибочным. Папа Римский исполняется Святого Духа, поэтому он не может допускать ошибки.

Но существует и много других отличий.

Целибат. В Православной Церкви есть черное и белое духовенство, второму соответственно положено иметь семьи. Католическое духовенство дает обет безбрачия — целибат.

Брак. Католическая Церковь считает его священным союзом и не признает разводы. Православие допускает разные обстоятельства.

Крестное знамение. Православные крестятся тремя пальцами, слева направо. Католики — пятью и справа налево.

Крещение. Если в Католической Церкви положено только поливать крещаемого водой, то в православной — окунать с головой. В православии таинства крещения и миропомазания совершаются в тот же момент, а у католиков миропомазания осуществляются отдельно (возможно и в день Первого Причастия).

Причащение. Православные во время этого таинства вкушают хлеб из заквашенного теста, а католики — с пресного. Кроме этого, Православная Церковь благословляет причащать детей с самого раннего возраста, а в католичестве этому предшествуют катехизация (обучение христианской вере), после нее большой праздник — Первое причастие, которое попадает где-то на 10-12-й год жизни ребенка.

Чистилище. Католическая Церковь, кроме ада и рая, признает и специальное промужеточное место, в котором душа человека еще может очиститься для вечного блаженства.

Устройство храма. В католических храмах установлен орган, относительно меньше икон, зато еще есть скульптуры и много мест для сидения. В православных храмах много икон, росписей, молиться принято стоя (есть лавочки и стульчики для тех, кому надо сидеть).

Вселенскость. Каждая из Церквей имеет собственное понимание вселенскости (кафоличности). Православные считают, что Вселенская Церковь воплощена в каждой поместной Церкви во главе с епископом. Католики уточняют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью.

Соборы. Православная Церковь признает сем Вселенских Соборов, а Католическая — 21.

Многих беспокоит вопрос: могут ли объединиться обе церкви? Таковая возможность есть, но как быть с отличиями, какие существуют на протяжении многих веков? Вопрос остается открытым.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда люди только приходят в храм, текст богослужений для них кажется совсем непонятным. «Елицы оглашенные, изыдите», - дает возглас священник. Кого он имеет в виду? Куда идти? Откуда вообще появилось такое название? Ответы на эти вопросы нужно искать в истории Церкви.

Официально разделение христианской церкви на Восточную (Православную) и Западную (Римско-Католическую) случилось в 1054 году, при участии папы Льва IX и патриарха Михаила Керулария. Оно стало финалом в противоречиях, давно назревших между двумя религиозными центрами распавшейся к V веку Римской империи – Рима и Константинополя.

Между ними наметились серьёзные разногласия как в области догматики, так и в части организации церковной жизни.

После перенесения столицы из Рима в Константинополь в 330 году на первый план в общественно-политической жизни Рима стало выдвигаться духовенство. В 395 году, когда империя фактически распалась, Рим стал официальной столицей западной ее части. Но политическая нестабильность вскоре привела к тому, что фактическое управление этими территориями оказалось в руках епископов и папы.

Во многом это стало поводом для притязаний папского престола на главенство над всею христианской Церковью. Притязания эти были отвергнуты Востоком, хотя с первых веков христианства авторитет римского папы на Западе и на Востоке был очень велик: без его одобрения не мог открываться и закрываться ни один вселенский собор.

Культурные предпосылки

Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций – эллинской и римской. «Эллинский мир» воспринял христианское учение как определенную философию, открывающую путь единения человека с Богом.

Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.

Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». «Римский мир» воспринял христианство в более «юридически-правовом» ключе, методично созидая Церковь как своеобразный общественно-правовой институт. Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства».

Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе – в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов.

Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий – также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.

Основные отличия

На сегодняшний день католицизм имеет много обрядовых и догматических отличий от православия, но мы рассмотрим самые важные.

Первое отличие состоит разном понимании принципа единства Церкви. В Православной церкви нет единого земного главы (главой её считается Христос). В ней есть «предстоятели» - патриархи поместных, независимых друг от друга Церквей – Русской, Греческой, и т.д.

Католическая же церковь (от греческого «кафоликос» - «всеобщий») одна, и основанием своего единства считает наличие видимого главы, коим является Папа. Этот догмат называется «примат (первенство) Папы Римского». Мнение Папы Римского по вопросам веры признаётся католиками «непогрешимым» - то есть, безошибочным.

Символ веры

Также католическая церковь добавила к тексту Символа Веры, принятому на Никейском Вселенском Соборе, фразу об исхождении Святого Духа от Отца и Сына («филиокве»). Православная церковь признаёт исхождение только от Отца. Хотя отдельные святые отцы Востока признавали «филиокве» (например, Максим Исповедник).

Жизнь после смерти

Помимо этого в католицизме принят догмат о чистилище: временном состоянии, в котором пребывают после смерти души, не готовые к раю.

Дева Мария

Важным расхождением также является то, что в католической церкви есть догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, утверждающий изначальное отсутствие в Богородице первородного греха. Православные, прославляя святость Божьей Матери, считают, что он Ей был присущ, подобно всем людям. Также этот католический догмат вступает в противоречие с тем, что Христос был наполовину человеком.

Индульгенция

В средние века в католицизме оформилось учение о «сверхдолжных заслугах святых»: «запасе добрых дел», которые совершили святые. Церковь распоряжается этим «запасом», дабы восполнить недостаток «добрых дел» раскаявшихся грешников.

Отсюда выросло учение об индульгенциях – освобождении от временного наказания за грехи, в которых человек покаялся. В эпоху Возрождения бытовало неверное понимание индульгенции как возможности отпущения грехов за деньги и без исповеди.

Целибат

Католицизм запрещает брак священнослужителям (целибатное священство). В Православной церкви брак запрещен лишь для монашествующих священников и иерархов.

Внешняя часть

Что касается обрядов, то в католицизме признается как богослужение латинского обряда (месса), так и византийского (у грекокатоликов).

Литургия в Православной церкви служится на просфорах (квасном хлебе), католическое богослужение – на пресном хлебе (опресноках).

У католиков практикуется Причащение под двумя видами: только Телом Христовым (для мирян), и Телом и Кровью (для священнослужителей).

Крестное знамение католики полагают слева направо, православные – наоборот.

Постов в католицизме меньше, и они мягче, чем в православии.

В католическом богослужении используется орган.

Несмотря на эти и другие расхождения, которые накапливались веками, у православных и католиков очень много общего. Более того – что-то было заимствовано католиками с Востока (например, учение о вознесении Богородицы).

Почти все поместные православные церкви (кроме Русской) живут, как и католики, по григорианскому календарю. Обе конфессии признают Таинства друг друга.

Разделение Церкви – историческая и непреодоленная трагедия христианства. Ведь Христос молился о единении Своих учеников, коими являются все, кто стремится исполнять Его заповеди и исповедует Его Сыном Божиим: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино - да уверует мир, что Ты послал Меня».

Католицизм входит в христианство, а само христианство - это одна из главных религий мира. К ее направлениям относят: православие, католицизм, протестантизм, со множеством видов и ответвлений. Чаще всего люди хотят понять, какое отличие есть у православия от католицизма, чем отличается одно от другого? Неужели такие похожие религии и церкви, имеющие один корень, как католицизм и православие, имеют серьезные различия? Католицизм в России и других славянских государствах распространен намного меньше чем на Западе. Католицизм (в переводе с греческого «католикос» - «всеобщий») - религиозное направление, насчитывающее около 15% населения всего земного шара (т. е. католицизм исповедуют около миллиарда человек). Из трех уважаемых христианских конфессий (православие, католицизм, протестантизм), католичество по праву считается самой крупной ветвью. Большинство приверженцев этого религиозного течения проживает в странах Европы, Африки, а также в латинской Америке и США. Религиозное течение возникло еще в первом веке нашей эры - на рассвете христианства, во времена гонений и религиозных споров. Сейчас, спустя 2 тысячи лет, католическая церковь заняла почетное место среди мировых религиозных конфессий. Установить связь с Богом!

Христианство и католицизм. История

В первую тысячу лет христианства слова «католицизм» не существовало, просто потому что не было направлений христианства, вера была единой. История католицизма началась в Западно-Римской империи, где в 1054 году произошло разделение христианской церкви на два основных направления: католицизм и православие. Сердцем православия стал Константинополь, а центром католицизма объявили Рим, причиной такого разделения и стал раскол православия и католицизма.
С тех пор религиозное течение стало активно распространяться на страны Европы и Америки. Несмотря на последующий множественный раскол католицизма (например, католицизм и протестантизм, англиканство, баптизм и т. д.), он превратился в одну из крупнейших конфессий настоящего времени.
В XI-XIII веках Католицизм в Европе обрел сильнейшее могущество. Религиозные мыслители Средневековья верили, что Бог создал мир, и он неизменен, гармоничен, разумен.
В XVI-XVII произошел распад Католической Церкви, в ходе которого появилось новое религиозное направление - протестантизм. В чем отличие протестантизма от католицизма? В первую очередь, в организационном вопросе церкви и в авторитете папы Римского.
Духовенство относилось к важнейшему сословию в связи с посредничеством церкви между Богом и людьми. Религия католицизма настаивала на исполнении заповедей Библии. Церковь считала образцом для подражания аскета - святого человека, отрекшегося от мирских благ и богатств, которые унижают состояние души. Презрение земных богатств заменялось богатствами небесными.
Добродетелью церковь считала поддержку малообеспеченных людей. Короли, приближённая к ним знать, торговцы и даже небогатые люди как можно чаще старались участвовать в благотворительных деяниях. В то время появился титул для особых церквей в католицизме, который присваивается папой римским.
Социальная докрина
Католическое учение было основано не только на религиозных, но и на гуманистических идеях. В основу лег августинизм, а позже томизм, сопровождающийся персонализмом и солидаризмом. Философия учения состояла в том, что кроме души и тела Бог подарил людям равные права и свободы, которые остаются с человеком всю его жизнь. Социологические, а также теологические знания помогли построить развитую социальную докрину Католической Церкви, которая считает, что ее учения были созданы апостолами и до сих пор сохранили первоначальные истоки.
Существует несколько доктринальных вопросов, в которых Католическая Церковь имеет свою отличительную позицию. Причиной этого стал раскол христианства на православие и католицизм.
Преданность матери Христа, Деве Марии, которая, как считают католики, родила Иисуса вне греха, а ее душа и тело были вознесены на небеса, где она занимает особое место между Богом и Его народом.
Непоколебимая вера в то, что когда священник повторяет слова Христа из Тайной Вечери, хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса, хотя внешне никаких изменений не происходит.
Католическое учение негативно относится к искусственным методам контрацепции, которые, по мнению церкви, мешают зарождению новой жизни.
Признание абортов разрушением человеческой жизни, которая, по мнению католической церкви, начинается в момент зачатия.

Управление
Идея католицизма тесно связана с апостолами, особенно с апостолом Петром. Святой Петр считается первым папой, а каждый последующий папа считается его духовным преемником. Это дает лидеру церкви крепкую духовную власть и авторитет в разрешении споров, которые могут нарушить управление. Понятие о том, что церковное руководство представляет собой продолжение непрерывной линии от апостолов и их учения («апостольское преемство») способствовало выживанию христианства во времена испытаний, преследований и реформаций.
Совещательными органами являются:
Синод епископов;
Коллегия кардиналов.
Главные различия между православием и католицизмом в органах церковного управления. Иерархия католической церкви состоит из ее епископов, священников и диаконов. В Католической Церкви, власть опирается, главным образом, на епископов, а священники и диаконы служат в качестве их сотрудников и помощников.
Все духовенство, включая диаконов, священников и епископов, может проповедовать, учить, крестить, заключать священные браки, а также проводить похороны.
Только священники и епископы могут осуществлять таинства Евхаристии (хотя другие могут быть служителями Святого Причастия), Покаяние (Примирение, Исповедь) и Елеосвящения.
Только епископы могут управлять таинством Священства, с помощью которых люди, становятся священниками или диаконами.
Католицизм: Церкви и их смысл в религии
Церковь считается «телом Иисуса Христа». В писании сказано, что Христос избрал 12 апостолов для Божьего храма, однако именно апостол Петр считается первым епископом. Для того, чтобы стать полноправным членом Католического Церковного общества, необходимо проповедовать христианство или пройти священное таинство крещения.

Католицизм: суть 7 таинств
Литургическая жизнь Католической Церкви вращается вокруг 7 таинств:
крещение;
миропомазание (конфирмация);
евхаристия (причащение);
покаяние (исповедь);
елеосвящение (соборование);
брак;
священство.
Цель таинств веры Католицизма - приблизить людей к Богу, ощутить благодать, почувствовать единение с Иисусом Христом.
1. Крещение
Первое и основное таинство. Очищает душу от грехов, дарит благодать. Для католиков таинство Крещения является первым шагом в их духовном путешествии.
2. Миропомазание (конфирмация)
В обряде Католической Церкви Миропомазание разрешается проводить только после 13-14 лет. Считается, что именно с этого возраста человек сможет стать полноправным членом церковного общества. Подтверждение даруется через помазание святым Миром и возложение рук.
3. Евхаристия (Причащение)
Таинство в память о смерти и воскресении Господа. Воплощение плоти и крови Христа преподносится верующим через вкушение вина и хлеба во время богослужения.
4. Покаяние
Через покаяние, верующие освобождают душу, получают прощение за содеянные грехи, становятся ближе к Богу и к церкви. Признание или раскрытие, грехов освобождает душу и облегчает наше примирение с другими. В этом священном таинстве католики находят безусловное прощение Бога и учатся прощать других.
5. Елеосвящение
Через таинство помазания елеем (священным маслом) Христос оздоравливает верующих, которые страдают от болезни, даруя им поддержку и благодать. Иисус проявил большую заботу о телесном и духовном благополучии больных и повелел своим последователям делать то же самое. Празднование этого таинства является возможностью для углубления веры общины.
6. Брак
Таинство брака является в какой то степени сравнением союза Христа и церкви. Брачный союз освящается Богом, наполняется благодатью и радостью, благословляется на будущую семейную жизнь, воспитание детей. Такой брак нерушим и заканчивается только после смерти одного из супругов.
7. Священство
Таинство, по которому епископы, священники и диаконы рукополагаются, получают силу и благодать для исполнения своих священных обязанностей. Обряд, по которым присваиваются заказы называется рукоположение. Апостолы были рукоположены Иисусом на Тайной Вечере, чтобы другие могли разделить его священства.
Отличие православия от католицизма и протестантизма и их сходства
Католические убеждения действительно существенно не отличаются от других основных ветвей христианства, греческого православия и протестантизма. Все три основные ветви придерживаются учения о Троице, божественности Иисуса Христа, богодухновенности Библии и так далее. Но что касается некоторых доктринальных пунктов, существуют некие отличия. Отличается католицизм в нескольких убеждениях, которые включают в себя особую власть папы, концепцию чистилища и доктрину о том, что хлеб, который используется в Евхаристии, становится истинным телом Христовым во время благословения священника.

Католицизм и православие: различия

Являясь видами одной религии, католицизм и православие долгое время не находили общий язык, а именно с XIII века и до середины XX века. В связи с этим фактом, эти две религии получили множество различий. Чем отличается православие от католицизма?

Первое отличие католицизма можно найти в структуре организации церквей. Так, в православии существуют множество церквей, отдельных и независящих друг от друга: русская, грузинская, румынская, греческая, сербская и т.д. Католические церкви, находящиеся в разных странах по всему миру имеют единый механизм и подчиняются одному правителю – Папе Римскому.

Также следует отметить тот факт, что православная церковь не воспринимает изменения, считая, что нужно следовать всем канонам и чтить все знания, которые были переданы Иисусом Христом своим апостолам. То есть православные в XXI веке соблюдают те же правила и обычаи, что и православные в XV, X, V и I веке.

Еще одно отличие православия от католицизма в том, что в православном христианстве главным богослужением является Божественная Литургия, в католицизме – Месса. Службу прихожане православной церкви проводят стоя, католики же зачастую сидят, но есть такие служения, которые они проводят стоя на коленях. Православные наделяют символом веры и святости только Отца, католики – и Отца и сына.

Отличается Католицизм и знанием о жизни после смерти. В православной вере не существует такого понятия как чистилище, в отличие от католицизма, хотя и не отрицается такого промежуточного пребывания души после выхода из тела и перед попаданием на суд божий.

Божию Мать православные называют Богородицей, считают ее рожденной в грехе, как обычные люди. Католики обращаются к ней как к Деве Марии, зачатой непорочно и вознесенной на небо в человеческом обличии. На православных иконах, святые изображены двухмерно для передачи присутствия другого измерения – мира духов. Католические иконы имеют обычную, простую перспективу и святые изображены натуралистично.

Еще одна разница православия от католицизма в форме и виде креста. У католиков он представлен в виде двух перекладин, он может быть как с изображением Иисуса Христа, так и без него. Если же Иисус присутствует на кресте, то он изображен с мученическим видом и ноги прикованы к кресту одним гвоздем. У православных крест из четырех перекладин: к двум основным добавляется вверху маленькая горизонтальная и внизу перекладина под углом, символизирующая направление в рай и ад.

Вера католицизм отличается и в поминании усопших. Православные поминают на 3, 9 и 40 дни, католики – на 3, 7 и 30 дни. Также в католичестве существуют специальный день в году – 1 ноября, когда поминают всех усопших. Во многих государствах этот день является выходным.
Еще одна разница между православием и католицизмом в том, что в отличие от своих коллег в протестантских и православных церквях, католические священники принимают обеты безбрачия. Эта практика уходит корнями в ранние связи папства с монашеством. Есть несколько католических монашеских орденов, наиболее известными являются иезуиты, доминиканцы и августинцы. Католические монахи и монахини принимают обеты бедности, целомудрия и послушания, и посвящают себя простой жизни, ориентированной на поклонение Богу.

Ну и напоследок можно выделить процесс крестного знамения. В православной церкви крестятся тремя пальцами и справа налево. Католики же наоборот, слева направо, количество пальцев роли не играет.

По понятным причинам я отвечу наоборот - об отличиях католичества от православия в духовном плане.

Большое количество духовных практик: это и молитвы по чёткам (Розарий, венчик Божьему милосердию и другие), и поклонение Святым Дарам (адорация), и размышления над Евангелием в самых разных традициях (от игнацианской до Lectio Divina), и духовные упражнения (от простейших реколлекций до месячного молчания по методу св. Игнатия Лойолы) - я почти все из них подробно расписал здесь:

Отсутствие института "старцев", которые воспринимаются в среде верующих как просветлённые и безошибочные прижизненные святые. И к священникам иное отношение: нет обычного православного "батюшка благословил купить юбку, батюшка не благословил дружить с Петей" - католики сами принимают решения, не перекладывая ответственность на священника или монахиню.

Католики, в основной массе, лучше знают ход Литургии - и потому, что они участники, а не зрители-слушатели, и потому, что прошли катехизацию (без изучения веры католиком не станешь).

Католики чаще причащаются, и здесь, увы, не обходится без злоупотреблений - или входит в привычку и теряется вера в Евхаристию, или приступают к Причастию без исповеди.

Кстати, Евхаристическое почитание свойственно лишь католикам - у православных нет ни адорации, ни процессии на торжество Тела и Крови Господних (Corpus Christi). Свято место почитания Евхаристии занято популярными святыми, насколько я понимаю.

При всём этом католики больше склонны к упрощению, увеличению "близости к народу" и "соответствию современному миру" - больше склонны к уподоблению протестантам. Забывая при этом природу и предназначение Церкви.

Католики любят играть в экуменизм и носятся с ним как с писаной торбой, не обращая внимания на то, что кроме них самих эти игрища никому не интересны. Этакое неагрессивное, наивно-романтическое "мышебратья".

У католиков исключительность Церкви, как правило, остаётся лишь на бумаге, в головах не держится, а православные отлично помнят, чем они истиннее.

Ну и монашеские традиции, о которых здесь уже упомянули - огромное количество самых разных орденов и конгрегаций, от ультралиберальных иезуитов и развлекающихся францисканцев, чуть более умеренных доминиканцев до неизменно строгих образом жизни высокодуховных бенедиктинцев и картузианцев; движения мирян - от разнузданного Неокатехумената и безалаберных фоколяров до умеренного Communione e Liberazione и сдержанной прелатуры Opus Dei.

И ещё обряды - в Католической Церкви их около 22. Не только латинский (самый известный) и византийский (идентичный православному), но и экзотические сиро-малабарский, доминиканский и другие; здесь же - традиционалисты, приверженные дореформенному латинскому обряду (по Миссалу 1962 года) и бывшие англикане, ставшие католиками в понтификат Бенедикта XVI, получившие персональную прелатуру и свой чин богослужений. То есть католики не столь однообразны и совсем не однородны, но при этом отлично уживаются вместе - и благодаря полноте истины, и благодаря пониманию важности единства Церкви, и благодаря человеческим факторам. Православные же расколоты на 16 церковных общин (и это лишь официальные!), их главы даже собраться не могут для решения каких-либо вопросов - слишком сильны интриги и попытки перетянуть одеяло на себя...

Бог един, Бог есть любовь - эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.

История католичества

Понятно, что католик - это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик - это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин - нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).

Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую - Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик - это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.

Причины раскола

Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская - «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй - формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.

Католицизм и реформация

С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране - это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества - вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них - Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.

К вопросу о единстве Церкви

Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики - это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально - да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая - и Католическая, и Православная - считают себя главными преемницами наследия Христа.

Межцерковные отношения

В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм - явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.