Главная · Изжога и отрыжка · Успение. Икона Успения Богородицы. События Успения Богородицы

Успение. Икона Успения Богородицы. События Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы - это один из самых ярких и значимых для христиан праздников. Из нашей статьи вы узнаете о событиях, с которыми связан праздник, и о различиях с католическими традициями этого дня.

Успение Пресвятой Богородицы является очень важным христианским праздником. Он относится к двунадесятым и традиционно ему предшествует Успенский Пост. В 2016 году праздник Успения Богородицы отмечается 28 августа. Традиционно у него один день предпразднества и восемь дней попразднества. Этот день связан с окончанием земной жизни Пречистой Девы Марии и взятием ее на небо.

Фактически в Библии не говорится о том, как ушла из земной жизни Дева Мария. В канонических Евангелиях об этом нет совершенно никаких сведений: ни о том, что она вообще умерла и была погребена, ни о том, что этого не было. Но есть апокрифы, которые дают нам сведения о последних годах жизни Пресвятой Богородицы.

Когда Иисус Христос был распят на кресте, он как бы «усыновил» Деве Марии одного из апостолов, Иоанна, которого позднее назовут Богословом. Он повелел Иоанну заботиться о ней, как о матери. Так Богородица оказалась на попечении одного из учеников Иисуса Христа. Тем не менее, она сама также рассказывала о жизни своего божественного Сына и была любима всеми. Как повествуется, она была кроткого нрава, без искусственности и фальши, всегда находила со всеми согласие. Она является заступницей грешников перед Богом, поэтому ей посвящено очень много молитв.

Богородица усердно молилась, приходя на гору Голгофу, где был распят Иисус, и ко Гробу Господню. Во время одной из молитв ей явился архангел Гавриил. Именно он возвестил ей, что она станет матерью Сына Божия и теперь сообщал ей о том, что вскоре ее земная жизнь закончится.

Перед смертью Дева Мария хотела видеть апостолов, и Господь услышал ее молитвы. Чудесным образом проповедовавшие в разных концах земли ученики Иисуса Христа собрались все в Иерусалиме, перед домом, где жила Богородица. Она попрощалась с ними всеми и далее приготовилась к телесной смерти. И произошло чудо: горницу озарил небесный свет, Явился Иисус с ангелами и принял в свои руки душу Девы Марии. Так и закончилась земная жизнь Пречистой Богородицы.

Место, где по преданию погребена Пречистая Дева Мария, находится в Восточном Иерусалиме, у подножия Елеонской горы (западная сторона). Сейчас там располагается церковь Успения Богородицы. Вблизи ранее были похоронены ее родители и муж, Иосиф. Эта церковь находится в собственности у Иерусалимского греко-православного патриарха.

В католическом типе вероисповедания больше внимания уделяют последующим апокрифическим событиям, называя праздник не Успением Богородицы, а ее Вознесением. Они считают, что из всех апостолов по особому умыслу на погребении не присутствовал апостол Фома. Он прибыл только на третий день и, когда узнал, что не успел к кончине Девы Марии, попросил пустить его в гробницу, чтобы попрощаться с ней.

Когда апостолы убрали камень, заслонявший вход в гробницу, то увидели, что произошло чудо: на месте, где лежала Богородица, остались только ее благоухающие одежды, а самого тела не было. Оно также было вознесено на небо. Особенное же значение католики уделяют и последовавшему за Вознесением Богородицы событию ее коронации.

Великий и светлый праздник Успение Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа 2016 года. Эта торжественная дата посвящена уходу из физический жизнь матери Христа Спасителя — ее смерти в теле и обретению вечной жизни в духе. История праздника относится к чудесному вознесению Марии после ее физической смерти. После воскресения Иисуса и его последующего переселения к Богу Отцу, Пресвятая Богородица (Мать Мария), отойдя от семейных дел, посвятила каждую секунду своей жизни проповедям и христианским молитвам. До самой своей смерти она просила Бога о скорейшем ее воссоединении с Иисусом на небесах. Так и произошло. Сегодня в каждом из православных храмов установлена икона с ликом Материи Божьей. Ей молятся, прося прекратить войны, беды и кровопролития. С днем Успения Пресвятой Богородицы связывают многие приметы. Обычаи 28 августа известны не только верующим христианам, но и людям, далеким от церкви. Существуют традиции, по которым на Успение нельзя делать определенные вещи, впрочем, никак не связанные с работой и повседневным трудом.

Когда отмечается Успение Пресвятой Богородицы в 2016 году?

Среди христиан есть люди, отмечающие Успение Пресвятой Богородицы по старому стилю — 15 августа. Тем не менее, православная церковь считает, что правильнее праздновать дату успения Божьей Матери 28 августа, по новому стилю. Католическая церковь полагает, что этот праздник должен отмечаться 15 августа.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

История праздника Успения Пресвятой Богородицы связана с жизнью матери Иисуса Христа после его распятия и воскрешения и ее успению— кончине и воскрешению. Известно, что после смерти сына, Божья Матерь не прекращала своих молитв. Обращаясь к Богу, Мария просила Господа поскорее воссоединить их с сном на небесах. В то же время, она продолжала дело Христа, распространяя истинное учение о вере, начатое проповедоваться Иисусом. По записям летописцев, Мария была крайне скромна и в пище, и в одежде. Если Божья Матерь выходила из дома, ее путь лежал лишь в храм. Ближе к концу своих дней Мария сблизилась духовно с Иоанном Богословом, периодически посещая место казни сына — Голгофу. В одно из таких посещений в Богородице явился архангел Гавриил. Он сообщил женщине о ее скорм уходе из земной жизни. Спустившись с Голгофы, Мария рассказала все Иоанну Богослову и призвала апостолов собраться и проводить ее в вечную жизнь. Перед смертью Матерь Божья поблагодарила каждого из учеников Христа и благословила их на дельнейшие добрые дела, угодные Богу и людям. Тело Марии было похоронено в Гефсимании. Однако позже люди, пришедшие к месту ее погребения не нашли Марии в гробу. Это чудо было знаком вознесения Богородицы на небо. Именно поэтому день ухода Матери Божьей из земной жизни называют не смертью, а успением — последующим вознесением.

Успение Пресвятой Богородицы: приметы, обычаи и традиции

С днем Успения Пресвятой Богородицы связано много примет, традиций и обычаев. Большинство примет относится к природным и погодным явлениям. Например, солнечная и теплая погода 28 августа предрекает грязную осень с большим количеством дождей и прохладное Бабье Лето. В то же время много паутины на растениях говорит о том, что нынешняя зима будет малоснежной, но морозной. Кратковременные приметы 28 августа также относятся к погоде: утренние тучи обязательно принесут вечерний дождь, а радуга говорит о тепле осени. Среди обычаев Успение накрыть вкусный стол с яствами и угостить всех знакомых— самый известный. По традиции в этот день освящают хлеб в храмах, а девушки читают заговоры на привлечение жениха: говорят, не нашедшая до Успения своего суженого девушка останется в девках до следующего года.

Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы (запреты)

На Успение Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком. Говорят, что роса— слезы Божьей Матери, и топтать их, как минимум, грешно. 28 августа лучше надеть новую, удобную обувь. Нельзя надевать неудобные туфли: натерев мозоль на Успение, Вы принесете в свой дом проблемы на целый год. В землю не втыкают острые палки и любые предметы— они могут напомнить о копье, пронзившем тело Христа на кресте. Освященный в этот день в храме хлеб нельзя уронить на землю. Даже кусочек целебного каравая уронить в этот день грешно. Конечно, 28 августа (да и не только) недопустимо ругаться, драться и ссориться.

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2016 года—церковный праздник, имеющий тысячелетнюю историю. В память о скромной и благочестивой жизни Матери Марии и ее успении— чудесном вознесении после смерти— в этот день посещают храмы, молятся, ставят свечи у образа Богородицы. Обычаи и традиции дня предполагают освящение хлеба и окончание посевных работ. Народные приметы на Успение также помогают верующим жить дальше и планировать год, ведь по погоде 28 августа узнают об осени и зиме. Запреты, относящиеся к празднику, посвященному Божьей Матери, также имеют объяснение и несут пользу (например, запрет ходить босиком связан с приближающимися холодами).

Осенняя Пасха, как к нему подготовиться и как провести его, о событии праздника рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.

Главные и самые великие монашеские лавры и монастыри на Руси названы в честь Успения

Быстро, как это всегда, увы, бывает, пролетели благодатные, светлые, погожие, иногда, впрочем, перемежаемые осенним дождиком дни Успенского поста. Позади осталось нетленное сияние, невечерний свет праздника . И вот - Успение - осенняя русская Пасха, как называют этот дивный день. Замечательно, что наш народ Успение Владычицы Богородицы считает особым торжеством. Иначе почему главные и самые великие монашеские лавры и монастыри названы в честь Успения? Успенская Почаевская Лавра, удел Божией Матери на земле - Успенская Киево-Печерская Лавра, главный храм Троице-Сергиевой Лавры - в честь Успения Богородицы, Псково-Печерский Успенский монастырь, где эти дни настолько торжественны и прекрасны, что сюда стекается едва ли не пол-России для того, чтобы помочь инокам и трудникам обители выложить из живых цветов дорожку, по которой священство понесет древнюю чудотворную икону Пресвятой Девы Марии. Впрочем, и в любом приходском храме, дорогие друзья, если вам хочется деятельно внешним образом выразить любовь к Царице Небесной, вы можете поучаствовать в этом празднике. Я вам подскажу, каким именно образом это сделать.

Потрудитесь для Матери Божией - примите участие в выкладывании дорожки из живых цветов, по которой пронесут Ее икону

К Успению обыкновенно храм украшается белыми лилиями и розами. Лилии обрамляют саму икону Успения, в вазах эти царственные цветы благоухают тонким ароматом, создавая особую атмосферу. В центре храма полагается плащаница с изображением Богородицы, только-только предавшей Свою непорочную душу в руки Иисуса Христа, Ей явившегося, как это свойственно для Сына Божиего, находившегося во время земной жизни в полном послушании у Своей Родительницы, покуда Он не вышел на общественную проповедь. Итак, по достатку, по желанию и произволению принося в храм одну, две, три лилии или розы, вы почувствуете, что в вашем сердце сами собой раскрываются нетленные прекрасные райские цветы, которых не коснется увядание земное, ведь Матерь Божия никого из Своих благодетелей, тех, кто чтит Ее девство и Ее небесную славу, не оставляет без утешения, без вспоможения, без награды. Если вам доведется быть в какой-нибудь русской обители - Толгской женской обители на берегу красавицы Волги, в упомянутом мною Псково-Печерском монастыре, предлагаю вам принять участие в выкладывании дорожки. В Печорах за несколько дней приступают к этому святому делу, и конечно, с чистыми руками, а главное - с чистыми помыслами. Если кто-то из вас хочет бросить курить, но никак не может расстаться со злой страстью, въевшейся под кожу, как личинка ядовитая, если вы устали от собственной раздражительности или боретесь с унынием, если вам хочется обрести те качества, которыми сияет Сама Царица Небесная… А Она, вспомните, вся источала благодать. Уста Ее были помазаны миром и разумом, сердце никогда не смущалось никаким помыслом неприязни. Приветливая, улыбчивая, тихая и немногословная, Она умела каждого человека, приходящего к Ней, утешить сообразно его возрасту: с младенцами была нежна, как матерь; к старикам почтительна; юношей уцеломудривала одним Своим внешним образом, ибо атмосфера девства витала над Нею; супругов приучала к воздержанному житию со взаимной заботой друг о друге; для апостолов Она была учительницей, благодаря наставлениям Которой те не смущались ни от какого гонения и злобы иудейской или языческой, но с великим дерзновением прославляли воскресшего Господа и проповедовали весть о Его восстании из мертвых.

Итак, принимая участие в этом милом земном деле, в этих хлопотах по украшению обители, выкладывая дорожку из живых цветов, молитесь мысленно: « , Владычица Богородице, я хочу быть Твоим чистым сыном… даруй мне благодать быть Твоей чистой дочерью… помоги мне возвратиться восвояси, в круг домочадцев, в свое жилище измененным/измененной так, чтобы не помрачался ум земной суетой, уста не погрязали в осуждении и празднословии, а сердце научилось наконец сохранять тот благословенный мир, те покой и тишину, которыми оно проникается здесь, в Твоей обители. Матерь Божия, я немножко потружусь и украшу этот путь, по которому пройдет священство, держа на руках икону Успения, а Ты мне помоги, потому что меня замучило давление, его перепады, когда то густо, то пусто, ишемия, сердцебиение, меня мучает и мигрень, и подагра…» - у каждого из нас, дорогие друзья, как это вам хорошо известно, свой набор немощей, своя медицинская карта. До врача далеко, лекарства дорогие. Мы, конечно, не отменяем вовсе терапии, того, что прописывает нам медицина. Но в Успенские дни глубоко верится в то, что Матерь Божия прострет нам Свою невидимую десницу, прикоснется Своими нежными нетленными перстами к болящему телу и уязвленной душе, и мы обретем ту силу и крепость, которую обретали люди, прикасавшиеся с верой к одру Богородицы тогда, в Иерусалиме, в I столетии по Рождестве Христовом.

По преданию, Царица Небесная опочила в возрасте 70 с небольшим лет. Хочется, дорогие друзья, напомнить вам, что за несколько дней и часов до того, как Господь призвал Свою Пречистую Матерь в небесные селения, на Елеонской горе под сенью олив, где некогда Ее Сын и Бог обращался с сокровенными, возвышенными беседами, с учением о Царствии Небесном к апостолам, Матерь Божия коленопреклоненно, орошая Свой лик слезами, молилась Господу Иисусу Христу, дабы Он разрешил Ее душу от тела и разрешил Ее от видений нечистых духов. Таково было смирение честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, Которая Своей чистотой превзошла ангелов и удивляла небо нравственными совершенствами. Таково было Ее смирение, Ее скромная самооценка, что Она просила Создателя запретить падшим духам доступ к Ее непорочной душе. Знала Царица Небесная, что восхождение от земли на небо - это последний экзамен, испытание, который будем непременно держать и мы с вами, один скорее, другой позже, но всем нам надлежит единожды умереть и явиться на судилище Христово. Вот почему праздник Успения очень важен для каждого из нас.

Если мы дадим себе труд не опоздать на всенощную и, как свечечка, распространяющая свет и тепло, будем молиться у плащаницы Богородицы, взирая на Ее светолепное лицо, созерцая эту красоту из лилий и роз; приступим к Божественным Тайнам на Успенской Литургии, а приобщившись, сохраним торжественное настроение сердца, не позволим никакой мирской злобе, суетному любопытству, невоздержанию в пище и питии, пересуживанию чужих недостатков выкрасть из нашего сердца бисер Божественной благодати, то , несомненно, заступится и за нас в час нашей собственной кончины. Почитайте Канон по исходе души (его можно обрести в больших молитвословах), и вы увидите, как от лица умирающего произносятся эти слова: «О Царице Небесная, я трепещу и не знаю, куда обратить свой взор: злые духи устрашают меня и пытаются утянуть на дно адово, но Ты, как кроткая голубица, распространи надо мною Свои благодатные крыла. Прими меня, как Свое чадо, со всех сторон обстреливаемое, уязвляемое демоническим гоготом и хохотом, защити меня от этих хищных псов и птиц, но пошли мне ангелов-хранителей, которые возведут мою душу к вратам Горнего Иерусалима, и Твоим ходатайством я да сподоблюсь узреть Христа Спасителя и насладиться Его ликом, дабы сокрушены были темные силы и не нашли во мне ни единого изъяна и темной части». Вот так, дорогие друзья, нам надлежит заблаговременно молиться. Кто предупрежден, тот вооружен. Тот, кто почтил Успение Богородицы, и сам будет почтен Девой Марией и не будет посрамлен в час исхода.

А если, не дай Бог, кто-то из нас ожесточится, потеряет веру, начнет осквернять уста нечистой руганью, ненавистной Царице Небесной, растлит себя плотскими грехами и останется нераскаянным, то не о таких ли сказано несчастных: «Смерть грешников люта»?

Праздник Успения служит для нас лучшим приготовлением к собственной кончине

Вот почему праздник Успения служит для нас, дорогие друзья, лучшим приготовлением к собственной кончине и вместе с тем дает надежду на то, что Бог ходатайством Богородицы прибавит нам час к часу, день ко дню, месяц к месяцу, год к году, дабы мы, во всех своих грехах покаявшись, прославили имя Господа делами покаяния, делами веры и любви.

Возвращаясь к исторической канве праздника Успения, вспомним, что Деве Марии явился еще в Гефсиманском саду архангел Гавриил, тот, кто еще с Ее нежных лет, от младых ногтей, младенческих пелен вел духовно Богоотроковицу Марию и своим присутствием отмечал главные вехи Ее жизни. Именно из его рук, по преданию, пребывая в тиши Иерусалимского храма, Царица Небесная некогда вкушала ежедневно невещественный небесный хлеб. Архангел Гавриил , как вы помните, Непорочную Деву Марию о богатстве Промысла Божиего - о том, что, в случае Ее смиренного согласия, Дух Господень снизойдет на Деву и соткется под Ее сердцем в непорочном чреве прекрасный Плод - Святой Сын Божий, в лице Которого чудесно соединятся человечество и Божество. Вот и здесь, незадолго до Успения, архангел Гавриил предстает Марии Богородице, уже потрудившейся в утверждении Христовой Церкви на земле, уже посетившей Афон, когда падали идолы и демоны в ужасе бежали из этого удела Богородицы. И вручил архангел светоносную райскую ветвь, которая стала верным знаком извещения о приближающейся Ее блаженной кончине.

Предание свидетельствует - кто не верит или хочет проверить, почитайте, пожалуйста, подробное повествование о празднике Успения у святителя Димитрия Ростовского - можно на русском, можно на церковнославянском, можно на английском языке, как вам угодно, - что эта ветвь была помещена в сионской горнице, близ одра, куда и легла Пречистая Дева со светящимся ликом, успев преподать Свое благословение апостолам, невидимой силой Божией собранным в сионской горнице к часу Ее исхода. Свершилось невероятное, несовершимое: как будто раскрылась кровля этого здания, и в Небесной Славе воскресший Христос, окруженный архангелами и ангелами, явился здесь, ступив на каменные плиты этого помещения, и в руки Свои принял, как чистую, непорочную голубицу, душу Пресвятой Богородицы. Посмотрите на икону Успения, и вы увидите: лежащая долу Царица Небесная, Ее девственное и нетленное тело, а над Ней в мандорле, то есть в окружении небесных сил, Сын Божий, а на руках Его как будто дитя, перепеленатое чистыми льняными пеленами. Что это за дитя? А это и есть душа Пресвятой Богородицы, никогда ни словом, ни делом, ни даже мыслью не отлучавшаяся от Небесного Отца.

На этом, дорогие друзья, нам, наверное, и нужно завершить наше размышление, потому что и мы все - дети Бога. Любви Божественной все возрасты покорны. И всего лучше войти в праздник Успения под своды храма с душой детски верующей, незлобивой, радостной, приветливой по отношению ко всем, забыв совершенно несущественные и ненужные обиды, изжив мнительность, отряхнув со своих стоп прах уныния, чтобы, с горячей зрячей верой, любовью трепетной и упованием на небесную помощь Богородицы приблизившись к Ее иконе, услышать слова успенского тропаря: «В Успении мира не оставила еси, Богородице».

Успение Пресвятой Богородицы - это один из самых ярких и значимых для христиан праздников. Из нашей статьи вы узнаете о событиях, с которыми связан праздник, и о различиях с католическими традициями этого дня.

Успение Пресвятой Богородицы является очень важным христианским праздником. Он относится к двунадесятым и традиционно ему предшествует Успенский Пост . В 2016 году праздник Успения Богородицы отмечается 28 августа. Традиционно у него один день предпразднества и восемь дней попразднества. Этот день связан с окончанием земной жизни Пречистой Девы Марии и взятием ее на небо.

Христианские верования об Успении Богородицы

Фактически в Библии не говорится о том, как ушла из земной жизни Дева Мария. В канонических Евангелиях об этом нет совершенно никаких сведений: ни о том, что она вообще умерла и была погребена, ни о том, что этого не было. Но есть апокрифы, которые дают нам сведения о последних годах жизни Пресвятой Богородицы.

Когда Иисус Христос был распят на кресте, он как бы «усыновил» Деве Марии одного из апостолов, Иоанна, которого позднее назовут Богословом. Он повелел Иоанну заботиться о ней, как о матери. Так Богородица оказалась на попечении одного из учеников Иисуса Христа. Тем не менее, она сама также рассказывала о жизни своего божественного Сына и была любима всеми. Как повествуется, она была кроткого нрава, без искусственности и фальши, всегда находила со всеми согласие. Она является заступницей грешников перед Богом, поэтому ей посвящено очень много молитв .

Богородица усердно молилась, приходя на гору Голгофу, где был распят Иисус, и ко Гробу Господню. Во время одной из молитв ей явился архангел Гавриил. Именно он возвестил ей, что она станет матерью Сына Божия и теперь сообщал ей о том, что вскоре ее земная жизнь закончится.

Перед смертью Дева Мария хотела видеть апостолов, и Господь услышал ее молитвы. Чудесным образом проповедовавшие в разных концах земли ученики Иисуса Христа собрались все в Иерусалиме, перед домом, где жила Богородица. Она попрощалась с ними всеми и далее приготовилась к телесной смерти. И произошло чудо: горницу озарил небесный свет, Явился Иисус с ангелами и принял в свои руки душу Девы Марии. Так и закончилась земная жизнь Пречистой Богородицы.

Гробница Богородицы в Иерусалиме

Место, где по преданию погребена Пречистая Дева Мария, находится в Восточном Иерусалиме, у подножия Елеонской горы (западная сторона). Сейчас там располагается церковь Успения Богородицы. Вблизи ранее были похоронены ее родители и муж, Иосиф. Эта церковь находится в собственности у Иерусалимского греко-православного патриарха.

Отличия от католического понимания праздника

В католическом типе вероисповедания больше внимания уделяют последующим апокрифическим событиям, называя праздник не Успением Богородицы, а ее Вознесением. Они считают, что из всех апостолов по особому умыслу на погребении не присутствовал апостол Фома. Он прибыл только на третий день и, когда узнал, что не успел к кончине Девы Марии, попросил пустить его в гробницу, чтобы попрощаться с ней.

Когда апостолы убрали камень, заслонявший вход в гробницу, то увидели, что произошло чудо: на месте, где лежала Богородица, остались только ее благоухающие одежды, а самого тела не было. Оно также было вознесено на небо. Особенное же значение католики уделяют и последовавшему за Вознесением Богородицы событию ее коронации.

В православном понимании праздника Успения Богородицы есть свои традиции и обычаи , которые из года в год повторяются верующими людьми. Помните о них ежегодно, чтите в нынешнем 2016 високосном году и не забывайте нажимать на кнопки и

18.08.2016 06:58

Киево-Печерская икона посвящена одному из самых значимых праздников в православии и христианстве в целом - ...

В рождестве девство сохранила ecu, во успении мира не оставила ecu, Богородице, преставилася ecu к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша .

Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост.

Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян 1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин 19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее. Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному».

Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее — лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Веру эту разделяют как Западная, так и Восточная церкви, но у католиков (с 1950 года) она выражена в догматической формуле.

Празднику Успения посвящены многие русские соборы (в Москве, Киеве, Владимире и других городах).

О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах.

Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Соучастницу в тайне Искупления. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она — «Заступница усердная», «Нерушимая Стена», «Всех скорбящих радость», «Целительница», «Споручница грешных». Она прибежище всех матерей мира. Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая среди испытаний «хранила в сердце» божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.

Кондак праздника:

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную .

По обычаю (проникшему из западнорусских областей) на следующий день после Успения совершается служба «Погребения Богоматери», во время которой на середине храма полагают «плащаницу» Св. Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.

Святые Отцы и богословы о Успении

«Что значит, что смерть сделалась предметом праздника?» - Филарет Московсский

[Церковь], как бы указуя, говорит нам: вот и действительный, скорый, очевидный в лице Матери Господней опыт воскресения, которого начатком был Христос; благодатию Сына Своего и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что и тела Ея не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения: зрите праздный гроб Ея и радуйтесь упованием жизни за гробом. Мысль о смерти, доселе омрачаемая страхом и печалию — от нашего несовершенства и немощи, теперь освещена радостию надежды — от силы благодати Божией. Теперь смерть является нам не страшною или печальною, но радостною и торжественною; не разрушительницею жизни, а руководительницею к вечному животу: когда она дышит на нас не тяжким воздухом тления, но благоуханием нетления; когда непосредственно за темною дверью гроба она отверзает светлую дверь неба; когда живот предобручает смерть; когда она, чтоб не смущать нас даже звуком своего имени, преобразилась и переименовалась в успение, то есть успокоение, мирному сну подобное, и в преставление, то есть как бы легкое перестановление от места на место, от места в мире видимом в состояние мира невидимого. — Здесь видна сила благодатной святости. Она и смерть превращает в жизнь, а потом и печаль в радость.

Какое необыкновенное зрелище представляется нам у гроба Богоматери! Обыкновенно до гроба — свет и ясность, далее гроба — мрак и неизвестность: а здесь совсем наоборот. До гроба — какое высокое достоинство и добродетель, в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба — какой свет и слава, какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели!

Ныне радуйся благодатная и отныне на веки ненарушимо радуйся; не только радуйся, но и блаженствуй; не только радуйся, но и блаженствуй; не только Благодатная, но и Препрославленная!

Мы ничего не знаем о Успении Богородицы - Епифаний Кипрский

Пусть изследуютъ Писанія, и не найдутъ сведеній ни о смерти Маріи, ни о томъ, умерла ли она, ни о томъ, что не умерла, ни о томъ, погребена ли она, ни о томъ, что не погребена. И когда Іоаннъ предпринялъ путешествіе по Азіи, то также нигде не говорится, чтобы онъ велъ съ собою святую Деву; но Писаніе просто умолчало объ этомъ по чрезвычайности чуда, чтобы не привести въ изумленіе разумъ человеческій. Я не дерзаю говорить, но размышляя о деле, храню молчаніе. Впрочемъ быть можетъ мы найдемъ где либо следы святой и блаженной Девы, когда ничего нельзя найти о смерти ея. Ибо въ одномъ месте Симеонъ говоритъ о ней: и тебе самой душу пройдетъ оружіе: яко да открыются отъ многихъ сердецъ помышленія (Лук. 2, 35), а въ другомъ, — въ Апокалипсисе Іоанна, говорится: и устремлялся змій на жену , родившую мужеска: и даны быша ей крыла орла , и взята была она въ пустыню , дабы не похитилъ ее змій (Апок. 12, 13-14). Можетъ быть это исполнилось на ней; но я не утверждаю этого окончательно, и не говорю, что она осталась безсмертною; но не утверждаю и того, что она умерла. Ибо Писаніе стоитъ выше ума человеческаго и оставило то неизвестнымъ, такъ какъ Дева была сосудъ честный и превосходнейшій, дабы не остался кто либо въ предположеніи чего либо плотскаго о ней. И такъ умерла ли она и погребена ли, мы не знаемъ.

Мать Бога, но не богиня - Иоанн Дамаскин

Зная эту Деву как Матерь Бога, мы празднуем Ее успение, но не именуем Ее богиней, — прочь от нас подобные россказни эллинской глупости; ведь мы и смерть Ее возвещаем, — но мы Ее знаем как Матерь Бога, потому что Бог воплотился [из Нее] — учит Иоанн Дамаскин в «Трех похвальных словах на Успение Богородицы», наверное главном святоотеческом сочинении о Успении. Приведм еще цитату из них:

О, как источник жизни приводится к жизни через посредство смерти?! О, как Та, которая в рождестве поднялась выше пределов естества, попадает ныне под его законы, и смерти подчи няется непорочное тело! Ибо надлежит ему отложить саму смертность иоблечься в нетление (1 Кор. 15:53), ведь и Сам Господин Ее не отвратился испытания смертного; Он умирает по плоти, — и смертию разрушает смерть, тлением дарует нетление и умерщвление делает источником воскресения. О, как священную душу, отделяющуюся от богоприемной скинии, принимает собственными руками Творец всего [мира], воздавая законное почитание Той, Которую, по естеству рабу, Он по неисследимым пучинам Своего человеколюбия, домостроительно соделал Матерью, истинно во плотившись, непризрачно вочеловечившись. И [все] это, по преданию, видели предстоявшие строи ангелов, которые ожидали Твое от людей удаление.

О, прекраснейшее отшествие, которое дарует к Богу пришествие! Ибо, хотя это даровано Богом всем его [верным] слугам и всем богоносным [людям], — а мы веруем, что даровано, — но безмерно различие между рабами Божиими и Его Матерью. Посему какое же имя дадим Таинству, совершившемуся над Тобой? Смерть? Но, если и отдаляется по законам естества Твоя священнейшая и блаженная душа от преславного и непорочного Твоего тела, и [само] тело предается законному погребению, то оно все же не остается в области смерти и не разрушается тлением — У Той, у Которой после рождения девство пребыло нерушимым, и тело по преставлении сохранилось невредимым; и [ныне] оно пере ходит к лучшей и божественной жизни, которая уже не пресекается смертью, но пребывает в бесконечные веки веков.

Ибо как всесиятельное, многосветное солнце, когда ненадолго скрывается телом луны, кажется, как бы пропадает, омрачается и вместо блеска восприемлет мрак, однако само по себе оно не лишается присущего ему света, ибо имеет в себе самом вечно текущий источник света, как установил создавший его Бог, — так и Ты-неиссякающий источник истинного света, неисчерпаемая сокровищница Того, Кто есть сама жизнь, обильно бьющий ключ благословения, причина и подательница нам всех благ, хотя на некоторое время покрываешься телесной смертью, однако щедро изливаешь на нас непрерывные, чистые и неиссякающие потоки беспредельного света, бессмертной жизни и подлинного блаженства, реки благодати, источники исцелений, вечное благословение. Ты ведь, что яблоня между лесными деревьями… и плоды Твои сладки для гортани (Песн. 2:3) верующих. Поэтому не смертью назову священное Твое успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа (2 Кор. 5:8).

«Смерть - общий удел, а слава по смерти - достояние веры, чистой и живой» - Феофан Затворник

«Смерть — общий удел, а слава по смерти — достояние веры, чистой и живой. […] Так вот где ключ жизни о Христе Иисусе, Господе нашем! В живом уповании! […] Упование есть самое тонкое чувство. К утешению нашему, образ стяжания его прост и осязателен. Хочешь украситься упованием, начни работать Господу исполнением его заповедей, — и родишь упование и возрастешь в нем. Как слуга, верный господину, уверен, что господин благоволил к нему и никак не оставит его, так верный Богу не может не носить ощущения благоволения Его и уверенности в готовности воздаяний от лица Его. Напротив, и сын теряет уверенность в благоволении отца, когда в чем‑либо преступит явную волю его, так и у живших свято погасает упование, когда они сознательно нарушают явную заповедь Божию» — проповедует свт. Феофан Затворник .

«Всеобщая Матерь верна и близка человеческому роду и в час смертный» - Сергей Булгаков

Совершившееся Богоматеринство предполагает и прославление Богоматери, которым и является Ее Успение. Однако первое впечатление от этого события — не прославление, но некоторое уничижение: почему Богоматери, святейшей всей твари, суждено было вкусить смерть, когда этого удела миновали даже в Ветхом Завете Илия и Енох? Почему Та, Которая явилась воодушевленным Храмом, Престолом небес, оказалась повинна оброку смерти? Можно здесь привести невольно напрашивающийся религиозно-практический мотив: Своею кончиною Пресвятая Дева, вслед за Сыном Своим, прошла врата смерти, которые обречено проходить все человечество. Она освятила этот путь и не пожелала отделиться здесь от всего человеческого рода, которого Она является Материю, по усыновлению его Ей у креста в лице Иоанна. И по учению Церкви, Богоматерь встречает отходящую душу на сем страшном пути, к Ней обращены последние предсмертные её моления (см. Канон молебный на исход души Преев. Богородице). Всеобщая Матерь верна и близка человеческому роду и в час смертный. Вместе с этой беспредельной любовью Богоматери к людям надлежит здесь вспомянуть и беспредельное Ее смирение, которому Она пребыла верной до конца. «Вся слава Дщери Царевой внутрь (Пс. 44,14), сказано о Ней в пророческом псалме, — сокрыта смирением». Можно ли не поражаться тем, что Богоматерь в превеликом смирении Своем (подобно сроднику Своему, Предтече) не творила чудес на земле, по крайней мере, в рамках евангельского повествования, и только однажды просила Своего Сына (да и то непрямо) о совершении чуда в Кане Галилейской (Ин. 2,1). И если Сын Ее смирился до вольной смерти из любви к человеческому роду, то могла ли в этом от Него отделиться Его Пречистая Матерь? Этим дается хотя некоторый частичный ответ, почему Богоматерь не миновала смерти каким-нибудь особенным, чрезвычайным путем.

«Как Она могла умереть?» - Вениамин (Федченков)

Для Нее дивно не то, что случилось, то есть что Она, умерши, жива на небе. Это так и должно быть. Наоборот, дивно другое: КАК ОНА МОГЛА УМЕРЕТЬ?

Вот «чудо новое»! Вот «знамение странное»! Она носила ЖИВОГО БОГА в отроковической утробе и не должна бы совсем помирать!

Но Она — «Адамова дщи», и общую участь смерти должна испытать.

Однако мы, «земнородные», ВОЗЛИКУЕМ: ибо эта «Адамова дщи» преставляется к небу, согласно пророчеству еще Давида:

— Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты, и Ковчег Святыни Твоея (стихиры на стиховне предпразднства), то есть Матерь, именуемая «Ковчегом». И не просто преставляется на небо, — как было и с другими святыми, — а совершенно исключительно:

Она — высшая небес, херувимов славнейшая, и всея твари (всего сотворенного) честнейшая…

Почему? — Потому, что была Присносущнаго, то есть прежде всякой твари бывшего, Существа приятелище — приемница…

А сие совершилось ради другой исключительной причины: премногия ради чистоты Ея (стихиры на стиховне предпразднства, слава и ныне).

И таковая ныне душу Сыну Богу предаст. Потому мы и не плачем, а веселимся: и за Нее, и за себя. За Нее: Она восходит в высшее состояние; за себя: ибо Она ныне и нам дарует велию милость (там же).

Богослужение праздника Успения

«Приидите, люди, прославим Пресвятую Деву Чистую, ибо от Нее неизъяснимо родился воплотившийся Сын -Слово Отца; прославим Ее, взывая и говоря: Благословенная Ты между женами, блаженно чрево, вместившее Христа. Его святым рукам отдавшая душу, молись, Пречистая, о спасении наших душ » — взывает сегодня Церковь. Мы дали цитату по русскому переводу священномученика Феофана (Адамченко) из его «Богослужебного сборника ». На церковно-славянском читайте в Минее .

Красовицкая в «Литургике» пишет о богослужении Успения:

«Какие темы появляются в богослужении? Во-первых, чудесное собрание апостолов, которые были перенесены в Иерусалим по воздуху. На иконе они как бы на облаках несутся к месту успения Пресвятой Богородицы. Появляются и другие темы: предсмертная беседа, преставление, погребение Пресвятой Богородицы. Отдельно говорится об апостоле Фоме: он опоздал, для него открыли гробницу и увидели, что тела Пресвятой Богородицы нет, что Она вместе с телом взята на Небо.

В текстах праздничного богослужения очень трогательно описывается прощание апостолов с Пресвятой Богородицей (стихира по 50-м псалме):

«Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся, тогда апостоли, обстояще одр, с трепетом зряху Тя, и ови убо, взирающе на тело, ужасом одержими бяху, Петр же со слезами вопияше Ти: О Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся, в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. Но, о Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему спастися стаду Твоему невредиму». Петр недоумевает, поражаясь несоответствию: Та, которая была вместилищем, домом, храмом, кивотом Живота всех, тоже подвержена закону смерти. Как это возможно?

Интересен светилен этого праздника:

«Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой».

Совершенно ясно, что гимнограф вложил эти удивительные слова в уста Пресвятой Богородицы, это Она говорит апостолам, чтобы они погребли тело Ее в Гефсиманском саду, и затем обращается с молитвой к Сыну Своему и Богу.

В нашем богослужении вообще очень много прямой речи. Таких слов мы не найдем ни в Евангелии, ни в Предании, ни в сказаниях, но гимнограф дерзает сочинить их, влагая в уста того или иного лица, участвующего в событиях праздника. Эти тексты показывают нам удивительную широту, свободу, дерзновение литургического творчества и очень многому нас учат.

С праздником Успения связана традиция совершения особенной службы — погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы. Эта служба никак не обозначена в нынешней редакции Типикона, но упоминается в Оке Церковном. В назначении дня этой службы от храма к храму существует разнобой: где-то погребение совершают в день Успения, где-то на следующий день, где-то на отдание, везде по-разному.

Служба погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы поминается в Оке Церковном, в той редакции Устава Иерусалимского, который был переведен в Константинополе Афанасием Высоцким по благословению прп. Сергия Радонежского в XIV в. — это самый полный, авторитетный и обстоятельный Устав. К нему мы постоянно должны обращаться, поскольку наш Типикон много раз отредактирован, переправлен, дополнен и не столь логичен, как Око Церковное. Там упоминалась эта служба, но отнюдь не в теперешнем ее виде. Современный греческий Типикон не знает чина погребения Богородицы, но в некоторых храмах он все же совершается. Служба, которую мы знаем, появляется достаточно поздно и совершается в храме в Гефсиманском саду в Иерусалиме, где реально происходило это событие. В конце XIX в. эта служба появляется в России. Поначалу она совершалась только в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры, но в 60-е годы XX в. получила уже повсеместное распространение.

Служба эта построена симметрично утрени Великой Субботы, когда совершается погребение Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

Возникает вопрос, насколько это правомочно и целесообразно (не говоря уже о том, насколько это талантливо), потому что служба Великой Субботы, по-видимому, должна быть единственной в своем роде. Но есть и другое мнение: как хорошо, какое замечательное подражание такому высокому образцу. Согласно Оку Церковному, чин Погребения обязательно совершается в Богородичных храмах (в прочих «аще изволит настоятель») и заключается в том, что на праздничной утрени по 6-й песни пелись Непорочны с тремя припевами — «похвалами», по одной на каждую статию».