Главная · Изжога и отрыжка · Требования к расписанию уроков. Основные гигиенические требования к организации и проведению урока

Требования к расписанию уроков. Основные гигиенические требования к организации и проведению урока

Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен - это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена должна продолжаться не менее 10 мин. Это минимальное время, необходимое для снятия утомлеиия и восстановления работоспособности. Если перемена будет недостаточна, то скопившаяся потенциальная энергия проявится на следующем уроке и дети будут плохо себя вести. В графике должны быть предусмотрены две большие перемены: (10 - 20 - 20 - 10; 10 - 10 - 20 - 20 - 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Перемена продолжительностью до 30 мин нерациональна: на следующем уроке много времени будет потрачено на врабатывание.

Перемена должна быть полной противоположностью уроку. Нельзя во время перемены «занимать мозг», повторяя уроки, читая, играя в шашки или шахматы. Ученики должны выйти из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях должны быть закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке. Учитель не ограничивает двигательную активность детей. Очень хорошо организовать на перемене подвижные игры. Однако необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились, и помнить об опасности травм.

За гигиеническую норму принята длительность малых перемен -- 10 мин, большой -- 30 мин или двух больших по 20 мин каждая. Недопустимо сокращение длительности перемен в школе за счет задержки детей на уроке или преждевременных звонков с перемены. Полезны подвижные перемены, проводимые на свежем воздухе. Задача администрации школы -- обеспечить условия для двигательной активности учащихся, исключающие вероятность травматизма. В холлах и коридорах школы не должно быть предметов, при падении на которые ребенок может получить травму. Игры на свежем воздухе заканчиваются за 2--3 мин до звонка на очередной урок. Подвижные перемены удовлетворяют до 10 % суточной потребности детей в движениях, составляющей для учащихся 11--15 лет около 20 тыс. шагов в день.

Гигиенические требования к уроку

Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, -- СанПиН 14-46 - 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 - 3 - до 35 мин, 4 -9 классах - до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 - 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 - 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах - приблизительно 25 - 30 мин, в старших -30 - 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

За 10 - 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками - не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.

Подготовила: Мещерякова Е.М.

Педагог-психолог


Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.


При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю надо придерживаться основных правил

Правило первое 1. Правильная организация урока

Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.


= 60% и недостаточно 85-90% рациональный Средняя про должительность различ ных видов 4 не рациональный 4-7 учебной дея тельности 5 Частота чере дования различных видов 2-3 90% учебной дея тельности Число видов преподавания 10 мин 11-15 мин 1-2 Смена не позже 6 чем через Чередование видов препода вания Смена через Не менее 3 15 мин 2 11-15 мин Смена через 7-10 мин Не позже 15-20 мин 1 чем через Через 15-20 мин 10-15 мин Не чередуются " width="640"

Факторы урока

Плотность уро ка

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Число видов учебной дея тельности

недостаточно

рациональный

Средняя про должительность различ ных видов

не рациональный

учебной дея тельности

Частота чере дования различных видов

учебной дея тельности

Число видов преподавания

Смена не позже

чем через

Чередование видов препода вания

Смена через

Не менее 3

Смена через

чем через

чередуются

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смиронову)

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно

рациональный

не рациональный

Наличие эмо циональных разрядок (число)

Место и длительность применения ТСО

Чередование позы

В соответствии

с гигиеническими

С частичным соблюдением

Физкультминутки

Поза чередуется в соответствии с

Психологический климат

Имеются случаи несоответствия

видом работы.

гигиенических

В произвольной

требованиями

2 за урок,

позы виду работы.

Учитель наблюдает за посадкой

Момент наступления утомления учащихся

Преобладают положительные эмоции

состоящие из 3 легких упражнений,

1 физкультминутка

Частые несоответствия

позы виду работы.

(по снижению учебной активности)

Учитель иногда контролирует

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный

за урок, с недостаточной продолжительностью

учащихся

Отсутствуют

по 3-5 повторений каждого

Не ранее чем через 40 мин

посадку учащихся

Преобладают отрицательные эмоции

Поза не контролируется

Не ранее чем

учителем

через 35-37 мин

Менее чем

через 30 мин

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди при доминировании левого полушария, для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди доминирование правого полушария, у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие; - кинестетическое восприятие.

Классная доска

1-ый ряд

Левополушарные

2-ой ряд Равнополушарные

3-ий ряд Правополушарные

кинестетики

кинестетики

Примерная схема расположения учащихся в классе


Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: - 5-25-я минута - 80%; - 25-35-я минута - 60-40%; - 35-40-я минута - 10%.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид деятельности.

Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы.

Длительность непрерывного чтения в начальной школ от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.


Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.


Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.


Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.

Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности используемых учителем : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия.

Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма: 7–10 минут.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Число видов преподавания используемых учителем : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10–15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся , которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

д ля инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

Эффективность уроков с применением ТСО также зависит от частоты занятий подобного типа.

Целесообразное количество уроков с применением ТСО - не более 3-4 в неделю.

на уроках различных ТСО, мин (по Н.Т. Лебедевой)

Классы

Просмотр

Просмотр

диапозитивов

Просмотр

видеофильмов

Прослушивание

телепередач

радиопередач


Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов

Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат - мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.

Важнейший показатель эффективности занятий с использованием информационных технологий - режим учебных занятий. Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.

Режим учебных занятий с использованием

компьютерных средств (по Н.Т. Лебедевой)

Длительность работы

с компьютерами, мин

25, при сдвоенных уроках 30 и 15


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Физкультминутки и физкультпаузы ,

которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Гимнастика для глаз

3-5 упражнений по 5 и более раз каждое

Физкультминутка

в ходе занятий

7-8 упражнений по 4-6 раз каждое

на рабочем

5-7 упражнений по 8-10 раз каждое

8-9 упражнений по 6-8 раз каждое


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни . Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

Благоприятный психологический климат на уроке , который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.


Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.


Предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций.

Требования, предъявляемые к ученикам, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности. Обучение учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития. Учитывая, что «то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л. С. Выготский) . Важным психолого – дидактическим усвоением организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке. В педагогике следовало бы окончательно отказаться от отрицательных оценок и предоставить возможность каждому совершать неограниченное количество попыток получения положительной оценки. Такая форма общения «учитель – ученик» основана на индивидуализации в обучении.

Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.

Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, - СанПиН 14-46 - 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 - 3 - до 35 мин, 4 -9 классах - до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 - 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 - 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах - приблизительно 25 - 30 мин, в старших -30 - 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

За 10 - 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками - не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте - раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания.

Внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосредственным наблюдением и руководством опытных педагогов-воспитателей и пионервожатых, разумно направляющих деятельность детей и подростков в соответствии с их развитием, возрастными возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха.

Планируя внеклассную и внешкольную работу, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1-1,5 ч, а средних и старших классов - 1,5-2,5 ч. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач.

В свободное от занятий время школьники должны помогать семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.

Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1-1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.

В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.

Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а следовательно, интенсивной нагрузкой, они могут оказать отрицательное влияние на работоспособность.

Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья. Необходимо, чтобы девиз медиков «Прежде всего не навреди!» стал бы и девизом педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРНБОВАНИЯ К УРОКУ.

Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья. Необходимо, чтобы девиз медиков «Прежде всего не навреди!» стал бы и девизом педагогов.

Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависит от продолжительности урока и учета гигиенических требований при его построении. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут, продолжительность уроков в классах компенсирующего обучения должна составлять не более 40 минут. Однако, как показали исследования, для начальной школы даже такая продолжительность урока является чрезмерной, особенно для 1-х классов. Было обнаружено, что к концу 15 минутного урока работоспособность первоклассников резко падает. Сокращение длительности урока до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся и позволяет сохранить более высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня. Руководством для нас должны стать «Санитарные правила и нормы СанПиНа».

Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования элементов урока видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Динамика работоспособности школьников на уроке имеет 5 фаз: переход на новый уровень; установление максимального уровня работоспособности; максимальная работоспособность; неустойчивая работоспособность; падение работоспособности. 1-2 фазы – врабатываемость; 4-5 фазы – утомление.

Во время фазы врабатываемости (длительность этой фазы на 1 уроке составляет около 10 минут, на последующих – 5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15 – 20 минут, в средних и старших классах – 20 – 25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.

Многочисленными наблюдениями и экспериментальными исследованиями доказано, что переключение с одного вида деятельности на другой обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга и восстанавливает работоспособность.

В начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувствительном восприятии, на использовании первой сигнальной системы. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения. Увеличивает продолжительность периода оптимальной устойчивой работоспособности рациональное использование технических средств обучения (ТСО), а также проведение урока по типу диалога «учитель-ученик».

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам). Исследования показывают, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке в начальных классах, на предпоследнем и последнем уроках в средних классах и весьма рекомендуемы на предпоследнем и последнем уроках в старших классах. Проводить физкультминутки целесообразно в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников (рассеивание внимания, частая смена поз,отвлечения). Упражнения физкультминуток (пауз) должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклон туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп). Сидячая поза самая вредная для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол... Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. В своей работе используем систему Владимира Филипповича Базарного. Система «динамической смены поз» предусматривает организованный перевод учащихся из положения сидя в положение стоя 2 – 3 раза в течение урока. Продолжительность работы стоя должна составлять от 3 до 7 минут, для неё подбираю соответствующие виды заданий. Хорошо, если в классе будет стоять несколько конторок, за которыми дети поочерёдно смогут работать по 5 – 8 минут.

Значительное внимание должно уделяться профилактике нарушений осанки. Для профилактики нарушений осанки в начальных классах необходимо предусмотреть занятия в системе динамических поз, со сменой рабочей позы «сидя-стоя». Во время пояснения задания, после выполнения заданий, сделал задание «встань» и т. д. В течение урока целесообразно предусмотреть посадку в позе «кучера» для релаксации скелетной мускулатуры до 30 секунд. Исследования В.Ф. Базарного убедительно показали, что источником очень многих «школьных» болезней является... зрительная система.

Световой режим в учебных помещениях – момент, о котором никак нельзя забывать. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Исследования показали, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует и на психику человека, являясь также эмоциональным фактором. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обуславливают развитие заболеваний органов зрения. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.

Для снижения утомления от умственной деятельности рекомендуется легкий самомассаж всеми пальцами волосистой части головы, стимуляция расположенных на лице и шее биологически активных точек (БАТ), дыхательные упражнения по типу гипервентиляции.

Для увеличения двигательной активности учащихся необходимо проводить гимнастику до занятий, подвижные перемены для учащихся начальных классов, спортивный час в ГПД.

Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях не менее важный аспект. Оптимальные условия воздушной среды являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности человека. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Желательно, чтобы каждый класс или кабинет были снабжены термометром и прибором для определения влажности воздуха. Показано, что 3-5 минут такого проветривания вполне достаточно, чтобы воздух в классе полностью обновился.

Рациональная организация учебно – воспитательного процесса и комплекс профилактических мероприятий в процессе обучения являются важными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения. С учётом психолого – педагогических особенностей детей в своей работе придерживаемся разработанных требований - «Валеологические требования к уроку», что является основой педагогической терапии.


Производственное обучение учащихся старших классов общеобразовательной школы проводится в форме трудовых производственных практикумов, которые организуются в межшкольных учебно-производственных комбинатах. Эти комбинаты включают в себя различные цехи: слесарный, швейный, радиомонтажный, электромонтажный и др.

Режим труда учащихся должен отличаться от режима работы взрослых рабочих. Оптимальная длительность рабочего дня подростка до 16 лет составляет 4 ч, а для 16—18-летних - 6 ч. Работа учащихся разрешается только в утреннюю или дневную смену с не очень ранним началом (8.00-8.30) и не слишком поздним окончанием (не позднее 21 ч), с тем чтобы у подростков не нарушался выработанный с годами привычный режим дня.

Режим труда подростков должен отличаться от режима труда взрослых рабочих. На первом году производственного обучения после каждых 45-50 мин работы рекомендуется устраивать 10-минутные перерывы; на втором году за весь рабочий день устраиваются три перерыва, а на третьем году - два. В середине рабочего дня вводится большой перерыв на 30-60 мин для отдыха и обеда. Во время этого перерыва полезно проводить производственную гимнастику, необходимую для сохранения высокой работоспособности.

Однообразная работа вызывает у подростков большее утомление, чем работа, сопровождающаяся сменой операций. Режим труда, основанный на смене операций, менее утомителен и должен быть предусмотрен при производственных заданиях. Однообразная работа оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность, вызывает излишнее напряжение отдельных групп мышц, ограничивает дыхательные движения. Необходимо вырабатывать у подростков навыки правильного положения на рабочем месте. Правильная поза облегчает выполнение рабочей операции, усвоение трудовых навыков и создает условия для более экономного расходования энергии, нормальной работы внутренних органов, формирует правильную осанку.

В гигиенической характеристике режима труда учащихся важная роль принадлежит плотности рабочего времени, под которой понимают отношение времени, фактически использованного для работы, к общей продолжительности рабочего времени. Изучение организации труда подростков на металлообрабатывающих и текстильных производствах позволяет считать плотность рабочего времени в пределах 65-80% оптимальной для учащихся 16-18 лет. Низкая (10-40%) плотность рабочего времени, вызванная отсутствием сырья, постоянного места работы или иными причинами, не менее утомительна для подростков, чем насыщенная работа.

Рациональный режим труда и отдыха не может быть обеспечен без организации благоприятных условий внешней производственной среды, соответствующих действующим нормам и требованиям (освещенность, микроклимат, шумовой фактор и т. п.).

Советским законодательством запрещена работа подростков в целом ряде так называемых вредных цехов. Так, например, не разрешается использовать труд подростков, не достигших 18-летнего возраста, на работах, связанных с приготовлением красок и раствора хлорной извести, сортировкой тряпья, бумаги, немытой шерсти, первичной обработкой льна, волос, шерсти, кожи, щетины, производством искусственных волокон. Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, категорически запрещаются работы, связанные с токсическими веществами. Запрещаются также все подземные работы, работы по добыче и обработке камня, по химической обработке металла, ручной набор в типографии, работа в горячих цехах, работа, связанная с электрическим током напряжением свыше 500 В и др.

В период производственнрй практики при работе на заводах и фабриках на подростков оказывает отрицательное влияние целый ряд производственных факторов. Так, повышенная температура воздуха, влажность, интенсивное тепловое излучение, запыленность вызывают у подростков более выраженные физиологические сдвиги по сравнению со взрослыми рабочими (учащение пульса, повышение температуры тела и уменьшение его массы). Длительная работа в условиях высокой температуры приводит к стойким изменениям нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта. Работа в условиях пониженной температуры вызывает неблагоприятные сдвиги в организме, связанные с охлаждением и нарушением процессов теплорегуляции.

Особенно неблагоприятное влияние на организм подростков оказывают шум и вибрация. При воздействии шума чаще всего возникают функциональные отклонения слуха и вегетативной нервной системы. При выраженном воздействии производственного шума у подростков чаще, чем у взрослых, может возникнуть неврит слухового нерва. Шум снижает общую работоспособность и сопротивляемость организма.

В производственных условиях шум нередко сочетается с вибрацией, вызванной работой двигателей, электрических машин, пневматических инструментов. Расстройства, вызываемые действием производственной вибрации, называются вибрационной болезнью; при ней наблюдаются изменения центральной нервной системы и кровеносных сосудов. У больных вибрационной болезнью отмечаются го­ловные боли, бессонница, невротические явления. Работа в условиях воздействия вибрации существующим законодательством подросткам запрещена. Однако при производственном обучении в ПТУ во время освоения некоторых профессий металлообрабатывающей промышленности они могут подвергаться воздействию вибрации, поэтому педагоги должны быть знакомы с ее влиянием на организм подростков хотя бы в общих чертах.

На многих производствах в воздухе рабочих зон и помещений отмечается значительное содержание пыли. Патологическое влияние пыли на организм зависит от ее физико-химических качеств и концентрации в воздухе. К так называемым пылевым относится большинство профессий по добыче и обработке горнорудных пород, на обогатительных фабриках, текстильных производствах и др. При организации производственной практики учащихся школ и ПТУ на производствах, характеризующихся высоким содержанием пыли, необходимо принимать меры для уменьшения этого влияния (пользование респираторами, пылезащитными очками и пр.).

Большое значение имеет структура урока труда. Благоприятное влияние на функциональное состояние организма оказывают только такие уроки, на которых учащиеся выполняют разнообразную работу и не обременены слишком длительными объяснениями учителя. Желательно выполнение работ, которые предусматривают разнообразные трудовые операции, и их рациональное чередование. Так, при обработке металла продолжительность каждой трудовой операции не должна превышать 20 мин.

Обучение всем видам трудовых операций (лепка, вырезывание, опиловка, рубка и пр.) необходимо строить с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. Так, в младших классах, где у детей еще не закончилось окостенение фалангов и недостаточно развиты мелкие мышцы кисти, следует заботиться не только о правильном подборе инструмента соответствующего размера и массы, но и в выборе материала, обработка которого не требует от детей значительных усилий. Детям 7-летнего возраста недоступны мелкие движения мышц кисти, у них недостаточно развита координация движений. Им необходимы упражнения для мышц рук, чему содействуют правильно организованные уроки труда. Для развития мышц кисти важна работа с пластилином, картоном, бумагой. При приобретении детьми некоторых навыков в простых работах можно перейти к более сложным работам, включающим и мелкие движения мышц кисти.

Школьники, работающие в слесарных, столярных и других школьных мастерских, должны быть знакомы с правилами обращения с инструментами, правилами внутреннего распорядка и техники безопасности. Для работы в школьных мастерских школьники должны иметь специальную одежду, которая не стесняла бы их движений, но не была бы и слишком свободной и не имела развевающихся концов. Девочкам при работе за станком следует убирать волосы под косынку. В каждой мастерской необходимо иметь аптечку для оказания первой медицинской помощи.