Главная · Изжога и отрыжка · Современное издание мухина в с детская психология. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. Общие вопросы детской психологии

Современное издание мухина в с детская психология. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. Общие вопросы детской психологии

Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.Учебник соответствует программе курса «Детская психология. Его основой явилось учебное пособие «Психология дошкольника», вышедшее в 1975 году, по сравнению с которым учебник дополнен новыми материалами (о генезе личности ребенка, взаимоотношениях мальчиков и девочек к др.)Содержание:
От автора
ПредисловиеОбщие вопросы детской психологии
Глава первая. Детская психология как наука об особенностях психического развития ребенка
Предмет детской психологии
Значение детской психологии. Ее связи с другими науками
Глава вторая. Методы детской психологии
Методы научно-психологического изучения развития детей
Изучение детей воспитателем детского сада
Глава третья. Основные закономерности психического развития
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Психическое развитие и деятельность
Психическое развитие и обучение
Возрастные этапы и периодизация психического развития
Индивидуальные особенности психического развития детей

Психологические особенности развития в младенчестве и раннем детстве
Глава четвертая. Психическое развитие ребенка на первом году жизни
Новорожденность
Младенчество
Глава пятая. Характеристика раннего детства
Важнейшие достижения раннего детства
Умственное развитие ребенка в раннем детстве
Предпосылки формирования личности в раннем детствеПсихологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Глава шестая. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Общая характеристика игровой деятельности
Роль игры в психическом развитии ребенка
Влияние игрушки на психическое развитие ребенка
Глава седьмая. Продуктивные виды деятельности, элементы труда и учения в дошкольном детстве
Развитие изобразительной деятельности
Содержание детского рисунка
Развитие других видов продуктивной деятельности
Развитие элементов учебной и трудовой деятельностиРазвитие личности дошкольника
Глава восьмая. Условия развития личности дошкольника
Влияние взрослого на развитие личности дошкольника
Ребенок в группе сверстников
Мальчики и девочки
Деятельность и развитие личности дошкольника
Глава девятая. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
Содержание мотивов поведения дошкольника. Формирование системы мотивов
Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста
Глава десятая. Формирование нравственных качеств личности
Позитивные достижения и негативные образования в развитии личности
Роль этических эталонов в формировании личности ребенка
Глава одиннадцатая. Развитие чувств
Особенности чувств дошкольника
Основные направления развития чувств
Глава двенадцатая. Развитие воли
Роль волевых действий в поведении дошкольника
Направления развития волевых действийУмственное развитие дошкольника
Глава тринадцатая. Развитие речи в дошкольном возрасте
Практическое овладение языком и осознание речи
Развитие функций речи
Глава четырнадцатая. Сенсорное развитие дошкольника
Развитие ориентировки в свойствах предметов
Развитие ориентировки в пространстве и времени
Восприятие рисунка
Глава пятнадцатая. Развитие мышления дошкольника
Общая характеристика развития мышления в дошкольном возрасте
Развитие образного мышления дошкольника
Усвоение логических форм мышления
Глава шестнадцатая. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте
Развитие внимания
Развитие памяти
Развитие воображения
Заключение
Рекомендуемая литература

ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

- (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

- (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

- (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 олицетворяет это время, вбирает в себя его сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим носителем его неоднозначных проявлений и проблем. ЛИТЕРАТУРА 1.Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.И. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи. М., 2000, 7 с. 2.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: ИЦ «Академия» с. 3.Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. - М.: Просвещение, Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебник для ВУЗов. - М.: Просвещение, Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS THE POWER OF SOCIAL DEVELOPMENT SOCIAL CONSCIOUSNESS Hanevskaya Galina V., Associate Professor, Lotsmanova AK c. IE-202p Russian State Vocational Pedagogical University Yekaterinburg city УДК ВЛИЯНИЕ БЕГА И СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ Кузнецова Елена Александровна, студентка факультета экономики и управления, Сергеев Евгений Алексеевич, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург Аннотация. В статье приведены аналитические материалы по выявлению проблемы профессиональных заболеваний офисных работников, а также доказано положительное влияние бега и спортивной ходьбы на профессиональные заболевания людей, работающих в офисах. Ключевые слова: офисный работник, профессиональные заболевания, бег, спортивная ходьба. Abstract. The article presents the theoretical materials on the issue of occupational disease of office workers, as well as shown running and race walking impact on the occupational disease of office workers. Index terms: office worker, occupational diseases, jogging, Nordic Walking. В России, как и во всем мире, работа в офисе стала очень популярна. Данный вид работы не требует большой физической нагрузки. Еще в 2012 году кадровые агентства насчитали около миллионов человек, работающих в офисах. Каждый год их число только растет. Работа в офисе отрицательно сказывается на здоровье работника из-за сидячего образа жизни, а также монотонности 466

2 и однообразности работы. У огромного количества людей, работающих в офисных учреждениях, диагностируются профессиональные заболевания, такие как остеохондроз, варикоз, гипертония и другие болезни, связанные с сидячим образом жизни. Бег всегда являлся одним из самых эффективных и полезных видов спорта. Бегом занимались наши предки во все времена, поскольку после утренних или вечерних пробежек люди ощущали особый прилив жизненной энергии. Занятия бегом укрепляют сердечно сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему, нормализуют обмен веществ и являются отличным средством для нормализации веса. Но не всегда бег полезен. Например, при остеохондрозе и сколиозе бег противопоказан, так как сколиоз и остеохондроз это серьезный дефект позвоночника, при котором запрещена высокая степень нагрузки на организм. Спортивная ходьба не менее эффективный способ поддерживать себя в хорошей физической форме, чем бег. Занятия спортивной ходьбой несколько раз в неделю имеют много преимуществ. Исследования показали, что у женщин, занимавшихся ходьбой от одного до 3-х часов в неделю, на 30% снижалась вероятность развития ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда, по сравнению с теми женщинами которые, ведут сидячий образ жизни. У женщин, занимавшихся ходьбой 3 часа в неделю, вероятность развития заболеваний сердца снижалась на 35%. Ходьба в течение 5 и более часов в неделю снижает этот риск уже на 40% . Цель данной работы - выявить основные профессиональные заболевания офисных работников и определить положительное влияние бега и спортивной ходьбы на их здоровье. Задачи исследования: 1. Выявить основные профессиональные заболевания офисных работников. 2. Исследовать пользу бега и спортивной ходьбы для организма человека. 3. Выявить влияния бега и спортивной ходьбы на профессиональные заболевания офисных работников. Офисный работник это человек, работающий в офисе, в основном за компьютером и с документацией. Сидячий образ жизни отрицательно сказывается на здоровье людей, работающих, например, менеджерами, бухгалтерами, экономистами. По статистике здравоохранения РФ профессиональными заболеваниями страдает около 35% всех работников умственного труда. Профессиональное заболевание это заболевание, связанное с систематическим и длительным воздействием вредного фактора, свойственного данной профессии, либо особых условий труда, характерных для того или иного производства или профессии . Основными профессиональными заболеваниями офисных работников являются: 1. «Компьютерный варикоз» это вздутие периферических вен под кожей, чаще всего на поверхности мышц ног. Вены становятся увеличенными в размере и извилистые, синеватого цвета. Он проявляется от сдавливания вен ног. 467

3 2. Сколиоз и остеохондроз. Сколиоз это сложная стойкая деформация позвоночника, сопровождающаяся, в первую очередь, искривлением позвоночного столба в боковой плоскости с последующим скручиванием позвонков и усилением физиологических изгибов. При прогрессировании сколиоза развивается деформация грудной клетки и костей таза с сопутствующим нарушением функции органов грудной полости и тазовых органов. Остеохондроз - это поражение межпозвонковых дисков и других тканей позвоночника. Под остеохондрозом понимается дистрофический процесс в межпозвоночных дисках. Позвоночник сжимается, раздавливая диски, которые находятся между позвонками. Это нередко возникает из-за постоянного сидячего положения в неправильной позе. 3. Синдром хронической усталости (СХУ) это заболевание, характеризующееся длительной усталостью, не устраняющейся даже после длительного отдыха. СХУ известен под различными названиями: синдром поствирусной астении, иммунной дисфункции, миалгический энцефаломиелит. 4. Геморрой это заболевание, обусловленное патологическим варикозным расширением кавернозных вен прямокишечного сплетения. Различают наружный геморрой, то есть расширение нижнего ряда кавернозных вен прямой кишки и образовавшиеся при этом геморроидальные узлы, которые покрыты кожей и выступают наружу. А также внутренний геморрой, при котором расширены внутренние кавернозные вены, а узлы расположены непосредственно в прямой кишке. Возникает из-за постоянной сидячей работы. 5. Гипертония (высокое артериальное давление) возникает из-за малоподвижного образа жизни, частых стрессовых ситуаций, неправильного питания, частых перекуров, злоупотребления кофе . Бег это универсальное средство для лечения почти всех профессиональных заболеваний. Он является самым простым и эффективным физическим упражнением, которое позволяет задействовать почти весь мышечный и связочный аппарат. Мышцы и суставы получают полезную нагрузку во время бега. Бег тренирует сосудистую систему, особенно на свежем воздухе. Занятия бегом способствуют снижению веса, очищению сосудов и сохранению нормального тонуса, что приводит к понижению артериального давления. Так же бег не только улучшает кровоснабжение тазовых вен, но и укрепляет мышцы брюшного пресса, что помогает бороться с геморроем. Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение. В результате занятий оздоровительным бегом снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность. Спортивная ходьба это вид лёгкой атлетики. От обычной ходьбы он отличается обязательным выпрямлением опорной ноги в коленном суставе при вертикальном положении, а от бега - отсутствием без опорного периода (фазы) движения. Скорость ходьбы в 2-2,5 раза выше обычной, что достигается как длиной шага (см), так и его частотой (в мин.). Соревнования проводятся на дорожке стадиона и трассах с асфальтированным покрытием. Суть спортивной ходьбы состоит в том, чтобы быстро двигаться, не переходя при этом на 468

4 бег. Главное правило одна из ступней должна постоянно находиться в контакте с землей. Шаг при такой ходьбе немного длиннее и заметно быстрее, чем при обычной прогулке. Скорость обычно составляет от 5 до 9 км/час. Польза для здоровья человека при занятиях спортивной ходьбой состоит в следующем: 1. Снятие стрессовых психологических ситуаций. Во время стресса человеческий организм накапливает в себе гормон кортизол (гормон стресса). Во время физических упражнений, в данном случае, ходьбы количество этого гормона снижается. 2. Активное сжигание жировых отложений. Ходьба усиливает обмен веществ, но при этом никак не влияет на аппетит. При этом все имеющиеся в организме гормоны приходят в норму, стабилизируется эндокринная система. Что в свою очередь также ведет к потере лишних килограммов. 3. Укрепление суставов. Ходьба не дает суставам лишней нагрузки. Занятия ходьбой ускоряют выведение вредных веществ из человеческого организма. 4. Нормализация сердечно-сосудистой системы. Систематические и строго дозированные занятия спортивной ходьбой положительно влияют на электропроводимость сосудов и их способность к сокращению . Изучив ряд литературных источников по выявлению пользы от занятий бегом и спортивной ходьбой для здоровья человека, можно утверждать, что: - во-первых, легкий бег может предотвратить компьютерный варикоз, так как именно при легком беге максимально активно сокращаются мышцы ног. Именно вследствие этого происходит максимально активное кроветворение и кровоснабжение конечностей, которое собственно и борется с имеющимися болезненными венозными застоями. Но перед занятием бегом при варикозе нужно обязательно проконсультироваться с врачом для определения оптимального объема нагрузки. Также бег способствует предотвращению геморроя путем восстановления кровотока по венам прямой кишки и мягко тренирует мышцы брюшного пресса. Так как систематическое занятие спортом улучшает самочувствие человека, предотвращает появление стресса, бег также способствует предотвращению синдрома хронической усталости. Также при правильном беге происходит расширение сосудов, приток крови к мышцам и снижение степени сопротивления в сосудистой системе, что способствует предотвращению гипертонии. Для предотвращения появления остеохондроза и сколиоза бег также полезен, так как постоянное сидячее положение провоцирует появление остеохондроза и сколиоза. - во-вторых, спортивная ходьба полезна так же, как и бег. Занятия спортивной ходьбой способствуют предотвращению появления синдрома хронической усталости путем снятия психологических нагрузок для людей, ведущих сидячий образ жизни. Также спортивная ходьба является эффективным способом профилактики и лечения остеохондроза и сколиоза, так как ходьба меньше травмирует суставы, чем бег. Спортивная ходьба нормализует сердечно-сосудистую систему, а значит, снижает вероятность появления гипертонии. Как и бег, спортивная ходьба спо- 469

5 собствует предотвращению геморроя, так как положительно сказывается на состоянии мышц ног, брюшного пресса, активизирует циркуляцию крови, обеспечивает устранение застойных процессов. А при варикозе спортивная ходьба полезнее бега, так как травмирует суставы намного меньше, чем занятия бегом . Проанализировав ряд литературных источников и вышеперечисленные факты, можно сделать вывод о благоприятном воздействии бега и спортивной ходьбы для улучшения здоровья офисных работников. Это существенно отличается от людей, профессии которых требуют физических усилий в работе. Студентам, которые в будущем собираются стать бухгалтерами, экономистами, менеджерами или связать свою профессию с работой в офисе, необходимо заранее задуматься о своем здоровье. Заниматься бегом (можно легким) или спортивной ходьбой для предотвращения перечисленных выше профессиональных заболеваний, необходимо, выбрав правильную нагрузку, не перенапрягая свой организм. А если какое-либо из заболеваний уже есть, то перед тем, как заняться бегом, или спортивной ходьбой необходимо проконсультироваться с врачом для определения оптимального объема нагрузки, чтобы не навредить себе еще больше. Дальнейшие изучения в этом направлении позволят глубже изучить проблему профессиональных заболеваний работников в офисных учреждениях и позволят разработать систему оздоровительных упражнений для минимизации риска появления профессиональных заболеваний. ЛИТЕРАТУРА 1. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М с. 2. Причины, симптомы и профилактика остеохондроза. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения) 3. Покровский В. И. Первая медицинская помощь популярная энциклопедия/ Гл. ред. Покровский М.: Большая Российская энциклопедия, с. 4. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия/ - СПБ.: Фонд «Ленинградская галерея», с. 5. Топ-10 болезней офисных работников. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения) INFLUENCE RUNNING AND RACE WALKING PRFESSIONALNY FOR DISEASE OFFICE WORKERS Elena Kuznetsova, student of the Faculty of Economics and Management, Eugene A. Sergeev, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg city 470


Скандинавская Ходьба Уникальный Метод оздоровления Что такое Скандинавская ходьба? Скандинавская ходьба фитнес на свежем воздухе, доступный круглый год, на любой поверхности, в любом возрасте. За счет

ВЛИЯНИЕ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Бубнова Е.В., Голубина О.А. Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия INFLUENCE NORDIC WALKING

УДК 796 Педагогические науки Шафеев А. А., Студент юридического факультета СФ БашГУ Россия, г. Стерлитамак Шамсутдинов Ш. А., доцент, кандидат педагогических наук, СФ БашГУ Россия, г. Стерлитамак СИСТЕМА

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА СТУДЕНТОК ГРУППЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПАТОЛОГИЕЙ ПОЧЕК В. А. Пунтус, Ю. С. Невзорова Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого, г.

Влияние малоподвижного образа жизни на человека Презентацию подготовила ученица 11 «А» класса Голицина Карина Преподаватель: Чернова Алевтина Александровна Иваново, 2017 Малоподвижный образ жизни Малоподвижный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18 комбинированного вида» Гатчинского муниципального района Ленинградской области Пешие прогулки и двигательная активность дошкольников

Может способствовать правильному психологическому, физическому и возрастному развитию учащихся. Таким образом, учет всех вышеупомянутых факторов, ведение здорового образа жизни обучающимся и образовательная

Кислородный коктейль Кислородный коктейль - это пена из фитораствора или сока, насыщенная кислородом. Один из самых доступных способов ЗДОРОВАЯ поддержать организм кислородом. Вы РОССИЯ просто съедаете

Соловьева Наталья Викторовна, старший преподаватель, кафедра физической культуры ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Республика Карелия, Россия ПРАКТИКИ ДЫХАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ

Приложение к приказу первого проректора по учебной и научной работе от «2013 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Составление индивидуальной оздоровительной

Утверждена Приказом директора «Братский дом интернат для престарелых и инвалидов» от24.06.2016г. 250 Методика лечения граждан с помощью массажного кресла Подготовил: заместитель директора по медицинской

NovaInfo.Ru - 64, 2017 г. Медицинские науки 1 ЛФК ПРИ СКОЛИОЗЕ, ОСТЕОХОНДРОЗЕ И МЕЖПОЗВОНОЧНОЙ ГРЫЖЕ ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛА Якшигулова Ильнара Ильфатовна Люди во все времена страдали от заболеваний позвоночника.

МКОУ МИЛЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 1 Гордиенко Артѐм, Журавлѐв Константин 8 класс «А» Гиподинамия проблема нашего времени Исследовательский проект по биологии Руководитель: Фирстова Полина Юрьевна, учитель

Министерство здравоохранения Астраханской области ГБУЗ АО «Центр медицинской профилактики» ПАМЯТКА «ПРОФИЛАКТИКА СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА» «У меня плохие сосуды» - это одно из самых частых

Маркевич Ю.А. Физическая культура при заболеваниях органов зрения // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 12 (декабрь). АРТ 548-эл. 0,2 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Гончарова Ю.В. Влияние физической культуры на эмоциональное состояние студентов в период экзаменационной сессии // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2019. 2 (февраль).

ТРАНСАКТИВАТОР КАЛЬЦИЯ Создан для нормализации обмена кальция Кальций относится к важнейшим элементам, отвечающим за огромное количество процессов в нашем организме. Однако, неправильный метаболизм кальция

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фитбол-гимнастика в детском саду» (5-6 лет) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика в детском

Лордоз у детей Лордоз у детей редко встречающееся заболевание. Лордоз - патологическое искривление позвоночника. Позвоночник человека имеет физиологические изгибы, которые позволяют позвоночному столбу

Что такое восточно-китайский массаж? Восточно-китайский массаж, зародившийся на территории Синьцзян-Уйгурского района Древнего Китая, основывается на теории о соотношении баланса Инь-Ян и учении об энергетических

Лаврухин М.О. Влияние физической культуры на студентов САФУ с заболеваниями сердечно сосудистой системы // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Научный поиск. 2019. 5 (май). АРТ 24-эл. 0,2 п.л.

Юрченко Ж.С., Процкая М.А. Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия Влияние физической культуры на организм женщины в дородовой и послеродовой периоды

ЛИМФОДРЕНАЖНЫЕ ОЧКИ - это уникальный тренажер, который: - устраняет отеки вокруг глаз, - подтягивает мышцы лица, - избавляет от темных кругов под глазами, - разглаживает морщины, - подтягивает верхнее

Шагиева Л.И., Салеев Э.Р. Влияние физической культуры на организм человека // Академия педагогических идей «Новация». 2018. 6 (июнь). АРТ 208-эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548 УДК 796

1 УДК 612.766.1 МАННАПОВА НУРЛЬБАНАТ ИБРАИЕВНА старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», Россия, г. Астрахань ЛЕОНОВА АЛЁНА АЛЕКСАНДРОВНА бакалавр кафедры

Название процедуры Продолжительность процедуры Время процедуры Описание спины 30 мин. 300руб. применяется как с лечебной, так и с профилактической целью. Снимает усталость, состояние дискомфорта, расслабляет

// Лечебная физкультура при некоторых болезнях обмена веществ ЛФК при ожирении Ожирение проявляется Чаще всего заболевание пищей, содержащей жиры особенно усугубляющееся повышенным отложением жировой ткани

Врач-невролог Клиники лечения боли МЕДИКА Торопова Анна Альбертовна Предупреждён - значит вооружён симптомы Боль в спине одно из начальных проявлений остеопороза. Она может быть эпизодической и связанной

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ МОЛОДЁЖИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ Шишкина А.Е., Фролова А.А. ФГБОУВПО «АлтГУ» г. Барнаул, Россия ANALIZ ZABOLEVAIMOSTI MOLODEZI ALTAISKOGO KRAYA Shishkina A.E., Frolova A.A. FGBOUVPO "Altai

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (сшгу) РАСПОРЯЖЕНИЕ

Презентация по физкультуре на тему: Заболевания сердечно сосудистой системы. Выполнила: ученица 5 класса основной школы с. Котоврас Кузяева Арина Проверила: Кармаева Вероника Валерьевна Сердечно - сосудистые

Министерство здравоохранения Амурской области Амурский областной центр медицинской профилактики Физическая активность и здоровье 1 К XXI веку физическая нагрузка человека уменьшилась почти в 50 раз по

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Т.В. Мискевич (МГУ имени А.А. Кулешова) Двигательная активность имеет большое значение в организации рационального образа жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 67 Старооскольского городского округа Организация утренней гимнастики в семье Инструктор по физической культуре Пареева Е.Ю. 2016г.

Васильева К.Н. Бег, как средство укрепления здоровья // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 5 (май). АРТ 206-эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

Проект Министерства здравоохранения Чувашской Республики «Школьная медицина» НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЕ. НАСКОЛЬКО ЭТО ВАЖНО? ЛЕКТОРИЙ «ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ» НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ По статистическим данным

УДК 378+615.8 ПРИМЕНЕНИЕ НОРДИЧЕСКОЙ (СКАНДИНАВСКОЙ) ХОДЬБЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Сорокина Елена Львовна. Сибирский государственный университет путей

О.М. Лесняк А.А. Попов Д.М. Максимов П.С. Пухтинская ОСТЕОАРТРОЗ КРУПНЫХ СУСТАВОВ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА 2016 Глава 20 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ

Физическаякультура культура Профессионально-прикладная физическая подготовка и производственная физическая культура будущих специалистов Профессионально-прикладная физическая подготовка(ппфп) это направленное

Преимущества здорового образа жизни Наша забота не только качество Вашего сна, но и комфорт Вашего спального места и его влияние на Ваше здоровье! Трансформируемое основание Ergomotion улучшает общее состояние

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕАБИЛИТАЦИЯ СКОЛИОЗА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРОФИЛАКТОРЕ В.В.ЕВМИНОВА Шишко Елена Юрьевна, Панасюк Игорь Николаевич доцент, к.б.н. - Шишко Е.Ю., ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

Бокарева Е.А. Лечебная физическая культура // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2016. 11 (декабрь). АРТ 124-эл. 0,1 п.л. - URL: http: //akademnova.ru/page/875550

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЛЯ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ Что такое здоровье? Здоровье бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества! ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Это образ жизни, направленный на профилактику

Л.В. Голиков Физическая культура работников умственного труда Значимость физической культуры в жизни человека неизмеримо возросла в последние десятилетия. Это связано с тем, что в наше время резко сократилась

143 Кречетова Е.А., Пермяков О.М. Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург Повышение уровня здоровья студенческой молодежи в деятельности образовательных учреждений

Вопросы для 4 курса. 1.Контроль и самоконтроль физического состояния 1. Какая форма грудной клетки чаще всего наблюдается у спортсменов? 2. Какова основная цель врачебного контроля в процессе физического

ЗДОРОВЫЙ СОТРУДНИК ЭФФЕКТИВНЫЙ СОТРУДНИК! 45% 23% 67% 34% сотрудников считают, что их трудовая деятельность отрицательно влияет на здоровье работодателей проводят здоровья» «дни сотрудников считают, что

Оздоровительная программа «Стандартная» от 5 дней Не требует санаторно-курортной карты Для гостей от 5-ти лет Программа для гостей, ценящих свое время. Нашими врачами разработан специальный комплекс «Стандартный»,

Тесты по физической культуре для учащихся 9-11 классов. Внимательно прочитай задание, подумай и выбери правильный ответ. 1. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в: укреплении

УДК 502.53:574.58 Новичихина Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор Российской Академии Естествознания, доцент кафедры физического воспитания Алтайского государственного университета

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат 1 им. К. К. Грота Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Исследовательская работа «Влияние утренней зарядки на организм учащихся

Массажер для глаз Gezatone isee 380 Арт: 1301161 Новейшая модель SPA-массажера для глаз Gezatone isee Color 380, в основе работы которой лежит теория акупунктурного воздействия постоянным магнитным полем

ОСАНКА. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ. УРОК БИОЛОГИИ (8 КЛАСС) Колпакова Н.В., учитель биологии Цели: - Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функциях скелета человека;

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕЙСКУРАНТ (Только для членов Клуба красоты и здоровья Валери) Массаж лица Массаж лица процедура, направленная на восстановление тонуса кожи, улучшения кровообращения и обменных процессов

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду Воспитатель Л.С.Риязутдинова «Здоровье состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

МАССАЖ И WELLNESS ПРОЦЕДУРЫ Неотъемлемая часть отдыха в ГК «Романтик» - это забота о своем теле и душе. Специально для Вас мы предлагаем на выбор различные виды массажей и wellness процедуры, направленные

«Здоровый педагог здоровые дети» г. Таганрог 2018 Безус Г.А., инструктор ФК, МБДОУ д/с 59 «Проблема» «Проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте

"В бронзе, мраморе, дереве, стали изваяны смелым и сильным резцом образы людей героической эпохи - единый образ человека и человеческого, отмеченный неповторимой печатью великих лет"

И скусствовед Аркин

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге 1 июля 1889 года в состоятельной семье и получила неплохое домашнее образование. Её мать была француженкой, отец был даровитым художником-любителем и и нтерес к искусству Вера унаследовала от него. С музыкой отношения у нее не сложились: Верочке казалось, что отцу не нравится, как она играет, а занятия дочки рисованием он поощрял. Детские годы Вера Мухина прошли в Феодосии, куда семья была вынуждена перебраться из-за тяжёлой болезни матери. Когда Вере исполнилось три года, её мать умерла от туберкулёза, и отец увёз дочь на год за границу, в Германию. По возвращении семья вновь поселилась в Феодосии. Однако через несколько лет отец снова поменял место жительства: перебрался в Курск.

Вера Мухина - курская гимназистка

В 1904 у Веры умер отец. В 1906 Мухина закончила гимназию и переехала в Москву . У неё уже не было сомнений в том, что она будет заниматься искусством. В 1909-1911 Вера — ученица частной студии известного пейзажиста Юона. В эти годы впервые проявляет интерес к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, Вера Мухина посещает студию скульптора-самоучки Синицыной, находившуюся на Арбате, где за умеренную плату можно было получить место для работы, станок и глину. От Юона в конце 1911 Мухина переходит в студию живописца Машкова.
В начале 1912 Вера Ингатьевна гостила у родственников в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась и изуродовала себе нос. Доморощенные врачи кое-как «сшили» лицо, на которое Вера боялась смотреть. Дядюшки отправили Верочку в Париж на лечение. Она стойко перенесла несколько операций по пластике лица. А вот характер… Он стал резким. Неслучайно впоследствии многие коллеги окрестят ее как особу «крутого нрава». Вера завершала лечение и одновременно училась у знаменитого скульптора Бурделя, параллельно посещала академию «Ля Палетт», а также школу рисунка, которой руководил известный педагог Коларосси.
В 1914 Вера Мухина совершила поездку по Италии и поняла, что её настоящим призванием является скульптура. Вернувшись с началом Первой мировой в Россию, она создаёт первое значительное произведение — скульптурную группу «Пьета», задуманную как вариация на темы скульптур Возрождения и реквием по погибшим.



Война в корне изменила привычный жизненный уклад. Вера Игнатьевна оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестёр и в 1915-17 работает в госпитале. Там она встретила и своего суженого: Алексей Андреевич Замков работал врачом. Вера Мухина и Алексей Замков познакомились в 1914, а обвенчались только через четыре года. В 1919 году ему грозил расстрел за участие в Петроградском мятеже (1918). Но, к счастью, он оказался в ЧК в кабинете Менжинского (с 1923 возглавил ОГПУ), которому он помог в 1907 покинуть Россию. «Эх, Алексей, - сказал ему Менжинский, - ты в 1905 был с нами, потом ушел к белым. Тут тебе не выжить».
Впоследствии, когда Веру Игнатьевну спрашивали, что её привлекло в будущем муже, она отвечала обстоятельно: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».


Алексей Андреевич Замков действительно был очень талантливым доктором, лечил нетрадиционно, пробовал народные методы. В отличие от своей жены Веры Игнатьевны он был человеком общительным, весёлым, компанейским, но при этом очень ответственным, с повышенным чувством долга. О таких мужьях говорят: «С ним она как за каменной стеной».

После Октябрьской революции Вера Игнатьевна увлекается монументальной скульптурой и делает несколько композиций на революционные темы: «Революция» и «Пламя революции». Однако свойственная ей экспрессивность лепки в сочетании с влиянием кубизма были настолько новаторскими, что мало кто оценил эти работы. Мухина круто меняет сферу деятельности и обращается к прикладному искусству.

Мухинские вазы

Вера Мухина сближаетс я с авангардистскими художниками Поповой и Экстер. С ними Мухина делает эскизы для нескольких постановок Таирова в Камерном театре и занимается промышленным дизайном. Вера Игнатьевна разрабатывала этикетки с Ламановой , книжные обложки, эскизы тканей и ювелирных украшений. На Парижской выставке 1925 года коллекция одежды , созданная по эскизам Мухиной, была удостоена Гран-при.

Икар. 1938

"Если теперь мы оглянемся назад и постараемся ещё раз с кинематографической быстротой обозреть и спрессовать десятилетие жизни Мухиной, — пишет П.К. Суздалев, — прошедшее после Парижа и Италии, то перед нами возникнет необычайно сложный и бурный период формирования личности и творческих поисков незаурядного художника новой эпохи, художника-женщины, формирующейся в огне революции и труде, в неудержимом стремлении вперёд и мучительном преодолении сопротивления старого мира. Стремительно-порывистое движение вперёд, в неизведанное, вопреки силам сопротивления, навстречу ветру и буре — это сущность духовной жизни Мухиной пройденного десятилетия, пафос её творческой натуры. "

От рисунков-эскизов фантастических фонтанов („Женская фигура с кувшином“) и „пламенных“ костюмов к драме Бенелли „Ужин шуток“, от предельной динамичности „Стрелка из лука“ она приходит к проектам памятников „Освобождённому Труду“ и „Пламя Революции“, где эта пластическая идея обретает скульптурное бытие, форму, пусть ещё не вполне найденную и разрешённую, но образно наполненную. Так рождается «Юлия» - по имени балерины Подгурской, служившей постоянным напоминанием о формах и пропорциях женского тела, потому что Мухина очень сильно переосмыслила и трансформировала модель. «Она была не такая тяжелая», - говорила Мухина. Утонченное изящество балерины уступило в «Юлии» крепости сознательно утяжеленных форм. Под стекой и стамеской скульптора родилась не просто красивая женщина, но эталон здорового, полного энергии гармонически сложенного тела.
Суздалев: «„Юлия“, как назвала свою статую Мухина, строится по спирали: все шаровидные объёмы — голова, грудь, живот, бёдра, икры ног, — всё, вырастая друг из друга, развёртывается по мере обхода фигуры и снова закручивается спиралью, рождая ощущение цельной, наполненной живой плотью формы женского тела. Отдельные объёмы и вся статуя целиком решительно заполняет занятое ею пространство, как бы вытесняя его, упруго отталкивая от себя воздух „Юлия“ — не балерина, мощь её упругих, сознательно утяжелённых форм свойственна женщине физического труда; это физически зрелое тело работницы или крестьянки, но при всей тяжести форм в пропорциях и движении развитой фигуры есть цельность, гармония и женская грация».

В 1930 налаженная жизнь Мухиной резко ломается: по ложному обвинению арестовывают её мужа, известного врача Замкова. После суда его высылают в Воронеж и Мухина вместе с десятилетним сыном едет вслед за мужем. Лишь после вмешательства Горького, через четыре года, она вернулась в Москву. Позже Мухина создала эскиз надгробного памятника Пешкову.


Портрет сына. 1934 Алексей Андреевич Замков. 1934

Вернувшись в Москву, Мухина вновь стала заниматься оформлением советских выставок за рубежом. Она создаёт архитектурное оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», которая стала первым монументальным проектом Мухиной. Композиция Мухиной потрясла Европу и была признана шедевром искусства XX века.


В.И. Мухина среди студентов-второкурсников Вхутеина
Начиная с конца тридцатых годов и до конца жизни Мухина работает преимущественно как скульптор-портретист. В годы войны она создаёт галерею портретов воинов-орденоносцев, а также бюст академика Алексея Николаевича Крылова (1945), ныне украшающий его надгробие.

Плечи и голова Крылова вырастают из золотистой глыбы карагача, как бы возникая из естественных наростов кряжистого дерева. Местами резец скульптора скользит по сколам дерева, подчеркивая их форму. Возникает свободный и непринужденный переход от необработанной части кряжа к плавным пластическим линиям плеч и мощному объему головы. Цвет карагача придает особую, живую теплоту и торжественную декоративность композиции. Голова Крылова в этой скульптуре явно ассоциируется с образами древнерусского искусства, и в то же время - это голова интеллигента, ученого. Старости, физическому угасанию противопоставлена сила духа, волевая энергия человека, отдавшего всю свою жизнь на служение мысли. Его жизнь почти прожита - и он почти завершил то, что должен был сделать.

Балерина Марина Семёнова. 1941.


В полуфигурном портрете Семёновой, балерина изображена в состоянии внешней неподвижности и внутренней собранности перед выходом на сцену. В этом моменте "вхождения в образ" Мухина раскрывает уверенность артистки, находящейся в расцвете своего прекрасного дарования - ощущение молодости, таланта и полноты чувства. Мухина отказывается от изображения танцевального движения, считая что в нём исчезает собственно портретная задача.

Партизанка.1942

«Мы знаем исторические примеры, - говорила Мухина на антифашистском митинге. - Знаем Жанну д"Арк, знаем могучую русскую партизанку Василису Кожину. Знаем Надежду Дурову... Но такое массовое, гигантское проявление подлинного героизма, какое мы встречаем у советских женщин в дня битв с фашизмом, - знаменательно. Наша советская женщина сознательно идет на подвиги. Я говорю не только о таких женщинах и девушках-богатырях, как Зоя Космодемьянская, Елизавета Чайкина, Анна Шубенок, Александра Мартыновна Дрейман - можайская партизанка-мать, принесшая в жертву родине сына и свою жизнь. Я говорю и о тысячах безвестных героинь. Разве не героиня, например, любая ленинградская домашняя хозяйка, которая в дни осады своего родного города отдавала последнюю крошку хлеба мужу или брату, или просто соседу-мужчине, который делал снаряды?»

После войны Вера Игнатьевна Мухина выполняет два крупных официальных заказа: создаёт памятник Горькому в Москве и статую Чайковского. Обе эти работы отличаются академическим характером исполнения и скорее свидетельствуют о том, что художник намеренно уходит от современной действительности.



Проект памятника П.И. Чайковскому. 1945. Слева - "Пастушок" - горельеф к памятнику.

Вера Игнатьевна исполнила и мечту юности. фигурка сидящей девушки , сжавшаяся в комочек, поражает пластичностью, певучестью линий. Чуть приподнятые колени, скрещенные ноги, вытянутые руки, изогнувшаяся спина, опущенная голова. Плавная, чем-то неуловимо перекликающаяся с «белым балетом» скульптурка. В стекле она сделалась еще изящнее и музыкальнее, приобрела завершенность.



Сидящая фигурка. Стекло. 1947

http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-skulpto...479-vera-ignatevna-muhina.html

Единственной работой, кроме "Рабочего и колхозницы", в которой Вере Игнатьевне удалось воплотить и довести до конца свое образное, собирательно-символическое видение мира, является надгробие ее близкому другу и свойственнику великому русскому певцу Леониду Витальевичу Собинову. Первоначально оно было задумано в виде гермы, запечатлевшей певца в роли Орфея. Впоследствии Вера Игнатьевна остановилась на образе белого лебедя - не только символе духовной чистоты, но более тонко связанном с лебедем-принцем из "Лоэнгрина" и "лебединой песней" великого певца. Эта работа удалась: надгробие Собинову является одним из прекраснейших памятников московского Новодевичьего кладбища.


Памятник Собинову на московском Новодевичьем кладбище

Основная масса творческих находок и замыслов Веры Мухиной так и осталась в стадии эскизов, макетов и рисунков, пополняя ряды на полках ее мастерской и вызывая (правда, крайне редко) поток горьк их слез бессилия творца и женщины.

Вера Мухина. Портрет художника Михаила Нестерова

«Он сам выбрал все, и статую, и мою позу, и точку зрения. Сам определил точно размер полотна. Все - сам» , - говорила Мухина. Признавалась: «Терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской. Но Михаил Васильевич непременно хотел писать меня за работой. Я не могла н е уступить его настоятельному желанию».

Борей . 1938

Нестеров написал ее за лепкой «Борея»: «Я работала непрерывно, пока он писал. Разумеется, я не могла начать что-нибудь новое, но я дорабатывала... как верно выразился Михаил Васильевич, взялась штопать» .

Нестеров писал охотно, с удовольствием. «Что-то выходит», - сообщал он С.Н. Дурылину. Исполненный им портрет удивителен по красоте композиционного решения (Борей, срываясь со своего пьедестала, словно летит к художнице), по благородству цветовой гаммы: темно-синий халат, из-под него белая кофточка; чуть уловимая теплота ее оттенка спорит с матовой бледностью гипса, которую еще усиливают играющие на нем синевато-лиловые блики от халата.

За несколько лет пе ред этим Нестеров написал Шадра: «Она и Шадр лучшие и, быть может, единственные у нас настоящие ваятели, - говорил он. - Он талантливее и теплее, она - умнее и мастеровитее». Такой он и старался показать ее - умной и мастеровитой. С внимательными, будто взвешивающими фигурку Борея глазами, сосредоточенно сведенными бровями, чуткими, умеющими рассчитать каждое движение руками.

Не рабочая блуза, но аккуратная, даже нарядная одежда - как эффектно заколот бант блузки круглой красной брошкой. Шадр у него куда мягче, проще, откровеннее. До костюма ли ему - он за работой! И все же портрет далеко вышел из рамок, спервоначалу намеченных мастером. Нестеров знал это и был рад этому. Не об умной мастеровитости говорит портрет - о творческой фантазии, обуздываемой волей; о страсти, сдержив аемой разумом. О самой сути души художницы.

Интересно сравнить этот портрет с фотографиями , сделанными с Мухиной во время работы. Потому что, хоть Вера Игнатьевна и не пускала фотографов в мастерскую, такие снимки есть - их делал Всеволод.

Фотография 1949 - работает над статуэткой «Корень в роли Меркуцио». Сведенные брови, поперечная складка на лбу и та же напряженная устремленность взгляда, что и в портрете Нестерова. Так же чуть вопросительно и вместе с тем решительно сложены губы.

Та же горячая сила прикосновения к фигурке, страстное стремление влить в нее через трепет пальцев живую душу.

Ещё сообщение

Сотрудники уголовно-исполнительной системы: экстремальные условия профессии и их следствия

Актуальность исследования

В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. К числу таких экстремальных профессий, безусловно, относятся и специалисты уголовно-исполнительной системы (УИС).

Специалисты, работающие в уголовно-исполнительной системе, отвечают насущной потребности общества в защите от преступников. Эта категория людей – охранников, контролеров за исполнением наказания, воспитателей, социальных работников, психологов, сама остро нуждается в психологической диагностике и сопровождении. Как известно, психологическая напряженность усиливается, психологические проблемы обостряются в экстремальной ситуации работы с заключенными.

Парадоксально, но исследований, посвященных проблемам заключенных гораздо больше, чем исследований, посвященных категории, ответственной за этих заключенных. Криминальная психология более развитая отрасль науки, чем пенитенциарная психология: деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия оказывают сильные воздействия и именуются экстремальными. Они создают сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности деятельности, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, особого умения действовать в экстремальных условиях.

Жизнь сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в постоянном стрессе. Они испытывают депривацию от экстремальных условий своей деятельности. Среди экстремальных ситуаций работы в УИС выделяют захваты заложников, массовые беспорядки, неповиновение и т.д.

Напряженность требований работы

Однако в большинстве исследований отмечаются сложности совершенно другого рода. Прежде всего, сама повседневная служба сотрудников УИС представляется как крайне напряженная [ ]. Один из основных факторов – скорее не сама вероятность конкретных экстремальных ситуаций, а контингент, с которым приходится работать. Еще – условия труда. «Кто бы что ни говорил, но в тюремной жизни нет никакой романтики – только жестокость, страдания, грязь, и к ним вольно или невольно вырабатывается привычка» [ ].

Экстремальный фактор – контингент осужденных

Обсудим основные экстремальные факторы условий профессии сотрудников УИС.

Первый экстремальный фактор – контингент осужденных. Среди осужденных к лишению свободы удельный вес лиц с психическими аномалиями составляет 20 – 25% (без учета наркоманов, алкоголиков и токсикоманов). Их количество увеличивается в прямом соотношении с возрастанием суровости режима исправительно-трудового учреждения, в котором они отбывают наказание. Среди таких осужденных чаще всего встречаются психопаты, олигофрены, эпилептики. По мере ужесточения режима исправительно-трудовой колонии (ИТК) и концентрации в ней рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, происходит «накопление» осужденных с высокой криминогенной опасностью [ ]. Обнаруживается также прямая зависимость между высокой степенью криминогенной опасности осужденных (с психопатическими особенностями), видом режима ИТК и удельным весом совершенных ими тяжких преступлений. Когда такой осужденный начинает кричать и оскорблять сотрудника, тот вполне может применить к нему меры физического воздействия, что правомерно, однако, скорее всего, неадекватно; такого надо не в ШИЗО, а в больницу. Но это уже не в его компетенции.

Особое место занимает категория осужденных, отбывающих долгосрочное наказание в условиях строгого режима, а также пожизненно заключенные. Условия содержания этой категории осужденных включают в себя помимо строгого режима содержания еще и специфические уставные формы общения администрации и охраны с заключенными. Эти формы общения постепенно формируют у сотрудников УИС особый тип поведения, что нередко влияет и на личность [ ].

Постоянная провокация

Ситуация общения с осужденными иногда описывается как постоянная провокация; риск не столько непосредственный (физический), сколько психологический, так как постоянно чувствовать себя «под прицелом» возможной критики, жалоб, провокаций – дело нелегкое. Будучи в большинстве своем людьми нечестными, заключенные особенно щепетильно и придирчиво следят за тем, чтобы сотрудники оставались непогрешимы. Поэтому офицер с незапятнанной репутацией всегда пользуется уважением [ ], а соблазнившийся на подачки, вступивший с заключенными или их родственниками в незаконную связь, особенно ненавидим и презираем. Если сотрудник добросовестно исполняет свой долг, заключенный всегда в моральном проигрыше.

Устойчивый психологический конфликт с осужденными

С другой стороны, это устойчивый психологический конфликт с осужденными. Применение силы против осужденного – ситуация хотя и вполне вероятная, но все же достаточно редкая, поскольку настоящий тюремщик просто не допустит, чтобы заключенный вышел из повиновения до такой степени, когда требуется лупить его палкой. Главным во все времена оставалось выйти победителем в психологической борьбе, не прибегая к угрозам, насилию, заставить его выполнить все законные требования.

Экстремальный фактор – изоляция условий деятельности

Второй экстремальный фактор – изоляция условий профессиональной деятельности. Сотрудники УИС являются невольными узниками своей работы [ ]. Территория их жизнедеятельности ограничена колонией и часто поселком, в котором они проживают. Особые проблемы вызывает оперативная обстановка именно в лесных, относительно изолированных ИТУ. Количество особо учитываемых преступлений и побегов в них почти в три раза выше [ ], чем в территориальных ИТК.

Изоляция условий профессиональной деятельности приводит к тому, что в учреждениях УИС у персонала отмечаются: физическая и психическая усталость; профессиональная некомпетентность; запрещенные связи с осужденными и другие нарушения трудовой дисциплины [ ].

Экстремальный фактор – низкая престижность профессии

Третий экстремальный фактор – низкая престижность профессии, клеймо сатрапа. Деморализация возникает также из-за традиционно негативного отношения к «тюремщикам» со стороны как населения, так и средств массовой информации – это про ситуацию в США. Повсюду в мире люди, работающие в тюрьмах, чувствуют, что в глазах общества клеймо, лежащее на заключенных, ложится и на них [ ]. Мир тюрем – это мрачный мир, мир страданий людей и бесчеловечности систем. Отношение и в России к сотрудникам тюрем и колоний весьма недоброжелательное. В глазах обывателя «тюремщик» обязательно является сатрапом, действующим самовластно, деспотически, не считаясь с законом. Сотрудники УИС поставлены в условия, когда требуется непрерывно доказывать социальную значимость своей профессии.

Психологические проблемы

Специфика психологических проблем работников УИС. Особо актуальным является решение проблем, связанных с профилактикой профессионально-нравственной деформации сотрудника. Часто это понятие связывают со снижением эффективности профессиональной деятельности, изменениями человеческих качеств, и прежде всего нравственных, когда сотрудник теряет верное представление о смысле службы, не уважает себя за то, что работает в правоохранительных органах, воспринимает службу как средство достижения узкоэгоистических целей. Иногда в это понятие включают утерю способности самостоятельно мыслить, принимать решения, нешаблонно действовать. Пропадает инициатива, возникает мелочная регламентация своих действий. Одной из главных сторон деформации является утеря способности к самооценке. Происходит огрубление чувств, развивается черствость, конфликтность, раздражительность, нарастает неуравновешенность. Кроме того, явно снижается ориентировочная активность познавательных функций [ ].

Вероятно, в связи с такой неопределенностью понятия, А.В. Буданов полагает, что в первую очередь требует уточнения сам термин. Опрос практических работников ИТУ, в том числе заместителей начальников ИТК, ВТК по воспитательной работе с осужденными, показал, что под профессиональной деформацией ими понимаются негативные изменения личностных качеств работников ИТУ (ВТК, ЛТП) под влиянием условий их работы [ ]. Однако такое определение носит слишком общий, неконкретный характер. Анализируя те изменения негативного порядка, которые могут произойти с некоторыми работниками ИТУ, точнее было бы говорить о трех видах подобных изменений: 1 – профессиональная девиация; 2 – профессиональная деформация; 3 – профессиональная деградация.

Профессиональная девиация

Термин «девиация» применяется в ряде наук для обозначения отклонения от нормы или какой-то заданной величины. Он может быть вполне применим и для обозначения тех изменений, которые могут произойти с работником ИТУ под влиянием профессиональной деятельности.

Профессиональная девиация состоит в незначительных, не носящих ярко выраженного негативного характера изменениях личностных качеств работника ИТУ. Как правило, это явление не приводит к отрицательным изменениям в основных личностных характеристиках, не влияет значительно на эффективность профессиональной деятельности.

Профессиональная деформация

Профессиональная деформация – это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик работника ИТУ в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности.

Феномен профессиональной деформации персонала заслуживает особого внимания. Когда говорят о профессиональной деформации, то имеют в виду влияние условий и содержания профессиональной деятельности на негативное изменение личностных качеств и поведение сотрудников. Рукоприкладство, грубость, применение спецсредств без должной необходимости – это крайние формы проявления профессиональной деформации. На более ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных, а в последующем – в потере способности к сопереживанию чужому горю, в формировании установки на ужесточение наказания.

Профессиональная деформация – это общечеловеческий социально-психологический феномен.

Вполне благопристойные люди, когда им поручают общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая индивидуальную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними задачи. Поэтому закономерно, что и в условиях пенитенциарного учреждения, где объектом карательно-воспитательного воздействия являются преступники (т.е. люди, нарушившие закон и зачастую имеющие выраженные человеческие пороки), по отношению к ним могут проявляться жестокие действия со стороны сотрудников. Здесь действует своеобразный психологический механизм «дегуманизации противника» – по отношению к преступнику можно применять любые средства.

Стереотипная социальная роль (например, «надзиратель») меняет психологию и поведение человека, побуждая действовать на основе социальных стереотипов и экспектаций. Надзиратель – должностное лицо в дореволюционной России, занимавшееся надзором, наблюдением за кем-либо. Надзирать – иметь надзор, присмотр; «насматривать», наблюдать, наглядывать. Короче – в обязанность надзирателя входило не упускать из виду, держать под контролем. Постепенно слово обросло негативными значениями и смыслами и стало обидным для человека, к которому оно обращено.

Деградация: профессиональная и личностная

Профессиональная деградация может быть определена как крайняя степень профессиональной деформации, когда встает вопрос о профессиональной пригодности работника ИТУ вообще.
Причинами такой деформации являются частое взаимодействие (по роду службы) с криминальной средой, лицами с аморальным поведением; испытание больших физических и эмоционально-психологических перегрузок. Профессионально-нравственная деформация опасна как для сотрудников, прослуживших много лет, так и для молодых специалистов. У 60% из более чем 500 обследованных сотрудников обнаружились различные нарушения стрессового характера, возникающие в результате постоянного воздействия преступной толпы. Около 20% обследованных сотрудников, имеющих дезадаптационные расстройства, нуждались не только в психологической коррекции, но и в силу углубления и тяжести имеющихся нарушений – в медико-психиатрической помощи [
].

Личностная деградация возникает как результат долговременной деятельности в экстремальных условиях. В ряде случаев можно говорить уже о профессиональной деформации и деградации, доходящей до деградации личности, когда происходит значительное сужение круга интересов, потребностей и снижение их уровня, «огрубление» личности в целом. Часто это проявляется в обычных межличностных отношениях. Стиль профессионального общения с осужденными переносится на контакты с другими людьми, когда это не обусловлено ситуацией. При этом типично обеднение лексикона, заимствование и употребление жаргона. Можно сказать, что страдает и так называемая языковая личность. Общение с носителями уголовной лексики приводит к заражению тюремно-лагерно-блатным жаргоном [ ].

Специфика нравственной сферы

В целом у начальников отрядов ИТУ слабая представленность творческих и эстетических ценностей в ценностно-потребностной сфере [ ], хотя это еще не говорит о личностной деформации. У сотрудников в целом выражены особенности нравственной сферы, которые отличают их не только от осужденных, но и от законопослушных граждан [ ]. Хотя эмоционально они действительно часто отчуждены от ситуации, но отрицательными остальные особенности назвать нельзя; это внутренний локус контроля (личная ответственность за себя и свои действия), отрицание «анархизма» в морали, недопустимость достижения «добрых» целей «злыми» средствами (в этих аспектах они, как отмечено выше, отличаются как от осужденных, так и от законопослушных). Вероятно, отчасти это вызвано прямым противопоставлением морали осужденных, для которых типичны «анархизм» в морали (каждый сам может определять, что хорошо, и что плохо), приверженность позиции «цель оправдывает» и сведение нравственности к этикету. Поэтому говорить о тотальной негативной деформации (профессиональной и личностной) во всех сферах нельзя. Скорее, в последнем случае можно говорить о профессионально позитивной деформации, имеющей приспособительное значение. Хотя проблемы в целом это, вероятно, не снимает.

Пики профессиональной деформации

Пики проявлений профессиональной деформации приходятся на 3–4-й и 6–7-й годы работы в ИТУ [ ]. При этом сходные проблемы интернациональны. По данным специальных изданий в США, у сотрудников исправительных учреждений отмечаются также кризисные явления, вызываемые жестким режимом работы, обилием жалоб и заявлений заключенных, постоянной возможностью нападения с их стороны, возникновением конфликтов, низкой престижностью профессии.

В ряде исследований настойчиво подчеркивается, что профессиональная деятельность при определенных условиях (повышенная опасность или эмоционально-психологическая напряженность в процессе деятельности, неблагоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в коллективе, неверный стиль руководства и ряд других) может оказать отрицательное воздействие на личность, однако специальных исследований на эту тему явно недостаточно. Тем более слабо разработана эта проблема применительно к практике профессиональной деятельности работников ИТУ.

Психологические требования к личности сотрудников УИС

Экстремальные условия профессии требуют обсуждения специфики психологических требований к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

Общепризнано, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы.

В числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных [ ].

Личностный профиль

Установлено, что усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания о том, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Подобный стереотип чаще всего формируется на основе отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности и получивших общественный резонанс, а порой и целенаправленным искажением событий в средствах массовой информации.

Причины нарушений законности

В связи с общественным резонансом изучение причин нарушений законности стало объектом пристального внимания пенитенциарных психологов и педагогов [ ].

В качестве причин противоправных действий сотрудников отмечают следующее: несоответствие личностных качеств требованиям профессиональной деятельности; слабый профессионализм; эмоциональную несдержанность в ситуациях провокации (оскорбление чести, достоинства и т.п.); влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве; слабую материальную обеспеченность сотрудников; профессиональную деформацию персонала.

Надзиратель – жертва системы

Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях данного механизма деформации персонала, исследователи приходят к выводу о том, что «надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенные». Однако какими бы ни были сложными ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность [ ].

Деятельностный подход

Большинство современных юридических психологов придерживаются традиционной объектно-деятельностной методолого-теоретической платформы, связанной с использованием прежде всего целенаправленно организованных внешних воздействий.
Деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, в опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия создают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения адекватно действовать при любых экстремальных условиях.

Экстремальные условия объективно содержат в себе различные факторы, оказывающие психологическое воздействие на сотрудников УИС. Выделяют следующие группы факторов:

1 – экстремально психологические;

2 – экстремальные морально-психологические;

3 – экстремальные профессионально-психологические [ ].

На возможную деформацию личности сотрудников исправительных учреждений указывают многие исследователи. Речь идет об изменениях и нарушениях в личности сотрудников, вызванных специфическими факторами деятельности и отрицательно влияющими на ее осуществление.

Условия, определяющие деформацию личности

Деформирующее влияние на личность сотрудников исправительных учреждений оказывает специфическая среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность. При этом следует учитывать сопутствующие факторы: 1 – закрытость исправительных учреждений; 2 – идентификация сотрудниками себя с «властью», а осужденных с «невольниками»; 3 – постоянный, неизбежный контакт с криминальной средой (особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях); 4 – стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной и физической агрессии со стороны осужденных; 5 – высокий уровень эмоционального напряжения в общении.

Показано, что под влиянием воздействия отрицательных факторов среды у сотрудников исправительных учреждений постоянно снижается требовательность к себе, своим поступкам, действиям, решениям.

Проявления профессиональной деформации

Профессиональная деформация проявляется: 1 – в стремлении ужесточить условия отбывания наказания; 2 – в завышении требований к осужденным; 3 – в позиции собственной правоты; 4 – в правовом нигилизме (сознательное игнорирование правовых предписаний, регламентирующих служебную деятельность).

Профессиональная деформация сотрудников проявляется в понижении доброжелательности, коммуникативности, в снижении позитивного эмоционального отношения ко всем людям, не только осужденным.

При этом повышаются агрессивность, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность. Все изменения подспудно побуждают развитие чувства вины.

  1. 1Пенитенциарная психология: Программа для высших учебных заведений МВД РФ / Под руководством А.И. Ушатикова. Рязань, 1995. С. 21.
  1. 2Грибов В. В тюремном интерьере // Ветеран. 2003. № 5 (718). С. 14.
  1. 3Белослудцев В.И., Козюля В.Г. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. Домодедово, 1996. С. 56–57.
  1. 4Мухина В.С., Хвостов А.А. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. 2002. № 3. С. 51–60; Мухина В.С. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. 2002. № 4. С. 100–114; Ильина Е.С. Психологические проблемы специалистов, работающих в экстремальных условиях (на материале анализа профессиональной работы с персоналом УИС): Дипломная работа. Факультет педагогики и психологии МПГУ. М., 2003.
  1. 5Филиппов А.Г. Изолятор. Добро и зло меняются местами: Записки надзирателя. М., 2001. С. 373.
  1. 6Ильина Е.С. Экстремальная профессия – сотрудник УИС // Развитие личности. 2002. № 4. С. 169–173. С. 171.
  1. 7Ковтун В.Н. Организационные проблемы становления и функционирования психологической службы ИТУ // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина. Домодедово, 1996. С. 3.
  1. 8Мухина В.С. Рабочие материалы «А» исследования в рамках проекта «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» программы малых грантов «Тюремная реформа в России» PRI. 2002–2003.
  1. 9Свинаренко И.Н. Русские сидят. М., 2002. С. 330.
  1. 10Мухина В.С., Проценко Л.М. Рабочие материалы «Б» исследования в рамках проекта «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» программы малых грантов «Тюремная реформа в России» PRI.
  1. 11Буданов А.В. Профилактика профессиональной деформации работников ИТУ как фактор, способствующий соблюдению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений // Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко. Домодедово, 1996. С. 42–43.
  1. 16Лебедев В.В. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников ИТУ // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел (По материалам научно- практической конференции) / Ред. кол. Л. М. Колодкин и др.М., 1992. С. 77.
  1. 17 Основные вилы деятельности и психологическая пригодность к службе в системе внутренних дел: Справ. пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких. М., 1997; Панкин И.Н. Личная безопасность сотрудников внутренних дел: тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996; Пономарева П.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М, 1989.
  1. 18Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995; Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993; Букетов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. М., 1992; Буданов А.В. Обучение сотрудников тактике и методам обеспечения личной безопасности. М., 1997; Дебольский М.Г. Психологический анализ взаимоотношений между администрацией ИТУ и осужденными // Педагогическое наследие А.С. Макаренко и проблемы воспитания осужденных. Рязань, 1978; Дебольский М.Г. Человеческий фактор в ОВД: сущность, психологические резервы активизации. М., 1989; Дебольский М.Г. Программа социально-психологического тренинга и подготовка сотрудников ИТУ к профессиональному общению с осужденными. М., 1994; Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. А.М. Столяренко. М., 2003.
  1. 19Дебольский М.Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 312–324.
  1. 20Беляева Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С.531–533.