Главная · Изжога и отрыжка · Разработка урока на тему: Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания. презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему Урок болезни органов дыхания

Разработка урока на тему: Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Болезни органов дыхания. презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему Урок болезни органов дыхания

Полноценное функционирование нашего организма зависит от множества факторов, в том числе и от нормальной деятельности дыхательной системы. Органы дыхания призваны обеспечивать достаточное поступление кислорода вместе с воздухом к каждой клеточке нашего тела. Также они несут ответственность за эвакуацию углекислого газа. Среди всех возможных заболеваний, способных развиться у человека, патологии органов дыхания диагностируются чаще всего. Рассмотрим на этой странице «Популярно о здоровье» известные заболевания системы органов дыхания и обсудим их предупреждение.

Существует довольно много патологий органов дыхания, которые могут быть диагностированы у человека. Среди них болезни верхних дыхательных путей, представленные аденоидами, аллергическим ринитом (аллергическим насморком), ларингитом, синуситом, гайморитом, фарингитом и инфекционными поражениями дыхательных путей. Также в заболевания органов дыхания относят бронхиальную астму аллергическую, острый и хронический бронхит, гидроторакс, плеврит и пневмонию. Еще в заболевания дыхания причисляют трахеит, туберкулез легких, туберкулезный плеврит, фарингит, легочная эмфизема и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Кроме того к таким недугам относят бронхоспазм, онкологические поражения органов дыхания и пр.
Основные болезни системы органов дыхания и их предупреждение, характеристика

Бронхит – это одно из наиболее распространенных воспалительных заболеваний дыхательной системы. При таком недуге происходит поражение бронхов, которое сопровождается возникновением кашля. Именно он является основным симптомом бронхита.

При пневмонии происходит инфекционно-воспалительное поражение легочных тканей, воспалительные процессы затрагивают альвеолы, вследствие чего они наполняются жидкостью. Болезнь сопровождается появлением симптомов общей интоксикации, кашлем, одышкой и болью в области грудной клетки.

Бронхиальная астма является хроническим воспалительным поражением дыхательных путей, и имеет аллергический компонент. При такой патологии снижается проходимость бронхов, также может уменьшаться их просвет. Пациентов беспокоит удушье, кашель, хрипы и затруднение дыхания.

При хронической обструктивной болезни легких наблюдается воспаление бронхов, которое имеет неаллергическую природу. Сужение бронхов приводит к нарушению полноценного газообмена. Классическими проявлениями ХОБЛ считают мокроту и одышку.

Бронхоэктатическая болезнь является хронической патологией, при которой происходит расширение бронхов, расположенных в нижних отделах легких, и их нагноение. Недуг проявляется кашлем с отделением гнойной мокроты, одышкой и болями в грудине.

Респираторный дистресс-синдром – это форма острой дыхательной недостаточности, которая возникает по причине острых повреждений легких, которые провоцируются разными факторами. При таком недуге развивается отек легких несердечной этиологии и нарушается дыхание.

Тромбоэмболия легочной артерии представляет собой состояние, при котором ветка легочной артерии закупоривается тромбом. Больного беспокоит резкая боль за грудиной, возникает одышка и кашель, появляется головокружение и сердцебиение. Требуется немедленный вызов скорой помощи.

Также среди возможных патологий дыхательной системы медики выделяют группу интерстициальных заболеваний легких. При таких недугах происходит воспалительное поражение стенок альвеол, а также тех интерстициальных тканей, которые их окружают. Такие патологии представлены синдромом Гудпасчера, гистиоцитозом Х, идиопатическим фиброзирующим альвеолитом и пр.

Еще одно заболевание дыхательной системы – это плеврит. При такой патологии происходит воспаление плевры, а она представляет собой соединительнотканную оболочку, покрывающую легкие. Плевритом могут осложняться многие недуги органов дыхания. Экссудативная форма болезни проявляется чувством тяжести в грудине, одышкой и кашлем. А сухой плеврит дает о себе знать субфебрильной лихорадкой и болями в грудине, которые возникают во время кашля, поворотов.

Предупреждение заболевания органов дыхания

Основная мера профилактики недугов органов дыхания – это ведение действительно здорового образа жизни, что подразумевает полный отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков и пр.), систематические и умеренные занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха, качественный ночной сон, правильное и сбалансированное питание и пр.

Избежать многих опасных патологий дыхательной системы можно при помощи ежегодного прохождения медицинских осмотров – даже при отсутствии любой настораживающей симптоматики. Крайне важно периодически сдавать общие анализы и регулярно проходить флюорографическое обследование.

При возникновении симптомов заболевания предупреждение дальнейшего его прогрессирования – самая важная задача. Нужно не заниматься самолечением, а сразу обратиться за медицинской помощью и точно диагностировать недуг. А при развившихся хронических патологиях (хроническом бронхите, бронхиальной астме) нужно придерживаться всех рекомендаций лечащего врача, принимать меры по тщательной санации очагов хронических инфекций и по устранению аллергенов из места постоянного пребывания (жилища).

Перечисленные меры по недопущению болезни органов, предупреждение их путем профилактики помогут избежать болезней дыхательной системы или диагностировать их на ранней стадии развития.

Урок № , 8 класс

Тема: Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация .

Цели урока :

Сформировать представления учащихся о самых распространенных болезнях дыхательной системы;

Определить причины болезней и способы их предупреждения;

Познакомить с народными методами лечения болехней дыхательной системы;

Продолжить формировать основы гигиены (правила гигиены дыхания);

Обосновать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;

Научиться оказывать помощь при остановке дыхания;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, компьютер, Т V « Плазма», диск к учебнику

Основные понятия и термины : воздушно- капельная инфекция, капельно – пылевая инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулез, ис кусственное дыхание

ХОД УРОКА:

    Организация класса

    Актуализация опорных знаний:

Биологический диктант

Заполни пропуски:

Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются. Во время вдоха диафрагма сокращается и объем грудной клетки увеличивается. Во время выдоха купол диафрагмы более выпуклый и объем грудной клетки становится меньше. Во время выдоха межреберные мышцы расслабляются. Во время глубокого вдоха кроме межреберных мышц и диафрагмы сокращаются еще и мышцы груди и плечевого пояса . В глубоком выдохе дополнительно принимают участие внутренние межреберные мышцы и брюшные мышцы. В зависимости от того, какие мышцы преобладают, различают – грудное и брюшное дыхание . Гуморальная регуляция определяется содержанием углекислого газа. Дыхательные движения регулируются дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге . Резкий рефлекторный выдох через рот – кашель, а резкий выдох через ноздри – это чихание. Центр, который регулирует защитные рефлексы находится в продолговатом мозге.

    Мотивация учебной деятельности:

А сейчас давайте проверим, как Вы заботитесь о своей дыхательной системе.За каждый правильный « да» ставим 1 балл, а за ответ « нет» - 0 баллов

    Любите ли Вы петь?

    Часто ли Вы поете?

    Играете ли Вы на духовом инструменте?

    Делаете ли Вы ежедневно утреннюю гимнастику?

    Занимаетесь ли Вы каким-то видом спорта?

    Имеете ли Вы вредные привычки?

4 – 6 баллов. Вы следите за собой. Ваши органы дыхания развиты хорошо.

0 – 3 балла. Вам следует лучше позаботиться о своих легких. Задумайтесь над тем, что ничего не ценится так дорого, как здоровье!

Медики настойчиво советуют как можно чаще и громче петь. По мнению ученых и врачей, которые занимаются изучением легочных функций, пение благоприятствует на только увеличению объема легких, но и укреплению мускулатуры груди. Исследования, которые провели среди певцов разноговозраста, которые выспупают в опере, показали, что органы дыхания у артистов не менее развиты, чем у пловцов и йогов.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач

    Изучение нового материала:

Гигиена дыхания

О необходимости гигиены дыхания хорошо и метко сказал

В.В. Маяковский:

Нельзя человека закупорить в ящик

Жилище проветривай чище и чаще!

Работа в парах:

Составление правил гигиены дыхания

Дыхание должно быть ровным и размеренным

Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом

Желательно заниматься физкультурой

Необходимо быть на свежем воздухе 2 - 3 часа

Дышать необходимо через нос

Чихая и кашляя, следует прикрывать нос и рот носовым платком

Необходимо делать регулярную влажную уборку

Для правильного дыхания большое значение имеет красивая осанка

Заболевания органов дыхания и их профилактика

Какие факторы могут оказывать негативное влияние на организм человека?

Курение

Болезни: рак легких, туберкулез и др.

Попадание посторонних предметов в дыхательные пути, травмы, удушение

Экологическое загрязнение атмосферы, химическое поражение дыхательных путей

Вирусы: грипп, ОРВИ, корь

Бактерии: бронхит, пневмония, и др.

Аллергия на пыль, шерсть животных: бронхиальная астма. Аллергический ринит

Заслушивание сообщений учащихся

Составление схемы «Болезни органов дыхания »

Рак легких

Насморк, ринит

Туберкулез

Заболевания органов дыхания

Дифтерия

Пневмония

Бронхиальная астма

Рассказ учителя

Народные методы лечения болезней органов дыхания, использование горчичников, банок и компрессов

Понятие о клинической и биологической смерти

Рассказ учителя с элементами беседы

Демонстрация « Действия при нарушении дыхания» на экране (диск к учебнику, слайд №11)

Понятие о реанимации

Рассказ учителя

Первая помощь в случае остановки дыхания

Демонстрация « Техника искусственного дыхания», « Первая помощь при утоплении» на экране (диск к учебнику, слайд №7, 12

Работа в группах по учебнику стр. 103 – 104

Группа 1 – искусственное дыхание в положении на спине

Группа 2 – искусственное дыхание в положении на животе

Группа 3 – искусственное дыхание « изо рта в рот»

Группа 4 – искусственное дыхание « из рта в нос»

Группа 5 – непрямой массаж сердца

    Закрепление изученного материала

Работа в группах игра « Кто быстрей»

Группам раздаются задания в карточках

Задание. Выберите из приведенного списка те признаки заболевания, которые соответствуют болезням, приведенным в таблице, и впишите в таблицу соответствующие им буквы

Признаки заболевания

А. Нарушение носового дыхания, выведение из полости носа слизи, боль в лобной части головы

Б. Вызывает воспаление органов дыхания, кашель, насморк

В. Острое воспаление слизистой оболочки зева, боль во время глотания

Г. Чаще поражаются легкие, возбудитель активизируется в случае плохого питания, антисанитарных жилищных условий

Д. Поражает слизистую оболояку горла, а яд возбудителя может вызвать отравление всего организма

Е. Першение в горле, сухой кашель

Ж. Внезапное повышение температуры, ухудшение состояния, появление отдышки, сильная боль в груди

З. Периодические приступы удушья и кашля

И. Длительный выматывающий кашель, боль в груди, повышение температуры

Болезнь органов дыхания

Признаки болезни

    Ангина

    Грипп

    Туберкулез

    Дифтерия

    Трахеит

    Бронхит

    Пневмония

    Бронхиальная астма

    Гайморит

    Рефлексия: Подумай и ответь на вопросы:

1. Все ли ты успел на уроке?

2. Если « да», то доволен ли ты уроком?

3. Если « нет», то хочешь выяснить почему? Давай поговорим о том, как исправить положение дел

VII . Итог урока:

- Понадобятся ли Вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Сможете ли Вы оказать первую помощь потерпевшему?

Выставление оценок за урок

    Домашнее задание: Изучить параграф 23, ответить на вопровсы, выполнить задание « Подумай» на стр. 107 учебника, выполнить задания «Тренажера» на диске к учебнику

Цели урока:

Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания,рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Оборудование: таблица «Органы дыхания человека», информационно- коммуникативное оборудование, самодельные постеры, газеты, мікрофон

Тип урока: комбинированный

Методы: защита проектов в различных формах, метод «микрофон»

Ход урока:

I . Организация начала урока, сообщение темы и целей урока

II . Проверка знаний учащихся .

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Давайте совершим путешествие в первый класс и послушаем о том, что знают ученики 1 класса об органах дыхания и их заболеваниях (демонстрация видеоролика «Устами младенца»)

А как вы точки зрения ученика 9 класса ответите на эти вопросы?

1. Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

2. Ответить на тестовые задания

(демонстрация слайда):

Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
А) хрящевые пластинки
Б) хрящевые полукольца

Альвеолы - это
А) разветвления трахеи
Б) лёгочные пузырьки
В) выпячивания лёгочных пузырьков

В каких отделах мозга находится дыхательный центр
А) в среднем мозге
Б) в мосту
В) в продолговатом мозге

При вдохе
А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

Орган, в котором образуются звуки
А) носоглотка
Б) гортань
В) трахея

Как называется процесс обмена газов между клетками и окружающей средой?

А)Выделение

Б) Дыхание

Г)Газообмен

III. Изучение нового материала с использованием метода проектов

1.Презентация «Заболевания органов дыхания», подготовленная учащейся и его защита

2.Групповая защита проекта « Основные виды заболеваний органов дыхания», представление стендового доклада

3.Защита проекта «Вред курения» с использованием постеров

IV .Подведение итогов урока и закрепление

(использование приёма «Микрофон») Журналист» берет интервью (задаёт вопросы) учащимся:

1. Почему правильно дышать нужно через нос?

2. Почему при кашле и чихании необходимо прикрывать рот и нос?

3.Какие вирусные заболевания органов дыхания вы знаете?

4.Какие бактериальные заболевания вы знаете?

5. В чем вред курения?

6. Чем вредна пыль?

7.Почему необходимо проветривать и проводить влажную уборку?

Дышать надо через нос.

Чем вредна пыль для организма?

Какова роль влажной уборки помещений?

Почему необходимо проветривание классных комнат во время перемен?

(Дети отвечают на вопросы.)

Учитель корректирует их ответы и переходит к объяснению нового материала.

1. Воздушная среда жилых помещений

Возбудители капельной и особенно пылевой инфекции постоянно находятся в воздухе и по¬падают на слизистые оболочки дыхательных путей. Однако далеко не всегда человек заболевает - этому препятствуют защитные силы организма. Известно, что сопротивляемость организма инфекциям не всегда одинакова. Усталость, переохлаждение и даже плохое настроение, вызванное неприятностями и огорчениями, - все это может резко понизить сопротивляемость организма. Возбудители инфекции начнут усиленно размножаться, и человек заболевает. Частой причиной заболевания оказывается переохлаждение. Человек промочил ноги, промерз - сопротивляемость организма понизилась, появился насморк, иногда и кашель.

Так начинается воспаление дыхательных путей, которое проявляется такими заболеваниями, как грипп, ОРЗ, ОРВИ.

(В ходе объяснения учащиеся находят ответ на вопрос, записанный на доске: «Что может привести к понижению сопротивляемости организма инфекциям и к заболеванию дыхательных путей?» - и высказывают соображения о роли закаливания в повышении устойчивости организма к переохлаждению.)

2. Болезни органов дыхания и их предупреждение

Почему, победив такие страшные заболевания, как чума, черная оспа, человек не может ликвидировать респираторные вирусные инфекции?

Для того чтобы учащиеся смогли ответить на этот вопрос, учитель предлагает прочесть специально приготовленный текст и проводит групповую работу с этим текстом:

Воздушно-капельный путь распространения инфекций считается самым быстрым: достаточно одному больному начать чихать в помещении - и заражаются все присутствующие.

Распространению вирусных инфекций способствуют интенсивное развитие средств коммуникации и относительная легкость заболевания. Заболевшие не госпитализируются и не изолируются от окружающих.

В организме отсутствуют эффективные механизмы борьбы с респираторными вирусами: иммунитет вырабатывается в течение недели (отсюда и средняя продолжительность действия респираторных вирусных инфекций).

Вирусам свойственна высокая изменчивость антигенных свойств, что не позволяет приготовить вакцину, которая была бы пригодна для повторных эпидемий вируса того же типа.

Учитель обращает внимание на следующий факт: широкое распространение получили такие заболевания, как рак и туберкулез легких, - и предлагает рассмотреть таблицу 1, в которой указаны сведения о данных заболеваниях.

Таблица 1

Что важное для себя вы должны вынести из этой таблицы? Учащиеся отмечают: в лечении этих заболеваний важна ранняя диагностика, поэтому флюорографию должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года, чтобы предупредить или не запускать болезнь.

3. Гигиена органов дыхания

После прочтения соответствующего текста учебника учитель предлагает ответить на вопросы:

Какое дыхание считается правильным?

Почему нужно дышать глубоко и спокойно?

Что является важным условием правильного дыхания?

Правильные ответы учащихся:

Спокойное, но глубокое и в определенном ритме, согласованное с мышечными движениями.

При глубоком дыхании отмечается массирующее влияние дыхательных движений на сердце, желудок и кишечник, на приток крови к сердцу.

Развитые мышцы грудной клетки, правильная осанка.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ:

Дышать нужно глубоко и размеренно.

Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.

Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.

Полезно бывать на свежем воздухе.

Дышать надо через нос.

При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

Для правильного дыхания важна правильная осанка.

Курение вредно для органов дыхания и всего организма.

В ходе этого урока мы узнаем о том, какие существуют болезни органов дыхания. А также поговорим о влиянии курения на дыхательную систему.

Тема: Дыхательная система

Урок: Болезни органов дыхания и их предупреждение

Атмосферный воздух содержит в себе примеси, выдыхание которых в больших концентрациях может привести к нарушениям здоровья (см. Рис. 1, 2, 3).

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Вредные вещества воздуха могут разноситься ветром на многие километры.

Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются предприятия и двигатели внутреннего сгорания. Он может нанести вред здоровью человека и животных. Наиболее чувствительны к смогу мужчины старше 45 лет и дети.

Если человек здоров - он дышит носом, где воздух очищается, согревается и увлажняется. Но если микроорганизмов много, то они могут проникнуть далее и вызвать различные заболевания.

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем (с микроскопическими капельками слюны, которые больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании) (см. Рис. 4).

Рис. 4.

Для профилактики заболеваний необходимо часто проветривать помещение, в котором находится больной, и ограничить его контакты с другими людьми.

Острый бронхит - это непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов, которое сопровождается кашлем, отделением мокроты и повышением температуры (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Пневмония - это острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы (см. Рис. 6). Часто развивается, как осложнение после острого бронхита.

Рис. 6

Симптомы пневмонии:

1. Высокая температура

4. Боль в грудной клетке

5. Общая слабость

6. Отсутствие аппетита

Туберкулез - хроническое заболевание легких, вызванное действием микобактерии туберкулеза (палочки Коха) (см. Рис. 7). В начале болезни человек может и не знать о своем состоянии. Затем появляются слабость, одышка, кашель, кровь в мокроте.

Рис. 7.

Основной источник туберкулеза - больной человек. Он при кашле и чихании выделяет капельки слюны и мокроты, в которой содержится палочка Коха. С воздухом эти бактерии могут проникать в легкие здоровых людей и вызывать у них заболевания.

Больной человек должен соблюдать правила личной гигиены - иметь отдельное полотенце и посуду.

Бронхиальная астма - это аллергическое заболевание, которое проявляется в приступах удушья, возникающего в результате смыкания бронхиол. Она часто сопровождается сухим кашлем и затруднением при выдохе. Больному необходимо применять бронхорасширяющие препараты (см. Рис. 8).

Рис. 8. Прием бронхорасширяющего препарата

Впервые связь между курением и заболеваниями дыхательной системы была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит около 400 вредных для человека веществ.

Наиболее вредным является никотин. Он имеет сложное химическое строение и обладает отравляющим действием.

Рак легких - злокачественное новообразование (опухоль). В слизистой оболочке легких содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частички табачного дыма (см. Рис. 9). Вместе с ресничным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения.

Рис. 9.

Табакокурение приводит к потере ресничек эпителиальными клетками. Клетки нижнего слоя начинают размножаться, чтоб восстановить функциональность верхнего слоя. В процессе такого деления некоторые из них становятся злокачественными. Так начинается рост опухоли. Симптомы в начале заболевания не проявляются. Потом у человека возникают одышка, кашель, и он сильно худеет.

Пассивные курильщики - люди, которые не курят, но находятся в обществе курящих людей. Они получают такое же количество вредных веществ, как и курящие люди. При курении табака 75% никотина попадает в атмосферу.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

1. Всемирная организация здравоохренения ().

2. Всемирная организация здравоохренения ().

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 146, задания и вопрос 11.

2. Что такое туберкулез? Какие меры предосторожности необходимо принимать?

3. Что такое пневмония?

4. Подготовьте небольшое сообщение о влиянии никотина на организм человека.

  1. Сообщение темы
  2. Изучение нового материала .

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

  1. Работа с учебником. Прочитать текст и заполнить таблицу.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

бактериями

3.Трахеит

4.Бронхит

5.Пневмания

6.Туберкулез

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

  • Вакцинация
  • Не посещать людные места
  • Придерживаться личной гигиены
  • закаляться
  1. Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

  1. Домашнее задания.
  1. Итог урока.

Просмотр содержимого документа
«Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. »

Конспект урока биологии

9 класс

Тема . Болезни органов дыхания и их профилактика.

Тип урока - комбинированный.

Цел ь : ознакомить учащихся с основными заболеваниями дыхательной системы и причинами их возникновения; определить основные пути профилактика заболеваний дыхательной системы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); обосновывать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены; корректировать произношение.

Оборудование : таблица «Органы дыхательной системы», рисунки.

Словарь : пылевая инфекция, капельная инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулёз.

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка звукоусиливающей аппаратуры.

    Речевой момент.

Какую биологию мы изучаем?

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Игра «Терминологический бой»

Учащиеся «атакуют» один другого терминами, которые были выучены на прошлом уроке.

    Проверка домашнего задания.

    Игра «Биологическая мозаика» (работа в парах)

Каждая пара получает карточку, где предложен набор слов из которых учащие должны сложить предложение:

    Относят путям к гортань, трахея, бронхи, дыхательным нижним.

    Центр продолговатом в находится дыхательный мозге.

    Вдох ритмично выдох сменяет.

    Нервная дыхание гуморальная обеспечивает регуляция и.

    Определяют прибора помощью с жизненную спирометр ёмкость.

    Игра «Ты - мне, я - тебе»

Учащиеся задают друг другу вопросы по теме. Ученик, который получил вопрос, дает на него ответ. Правильный ответ дает право задать свой вопрос.

    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .

Какое строение имеет дыхательная система?

Какие процессы происходят в альвеолах легких?

Одним из приоритетных направлений в социальной политике нашего правительства является забота о здоровье граждан. Как вы думаете почему?

Экономический рост и процветание государства зависит от здоровья людей, поэтому задача государства сохранить и укрепить наше здоровье.

    Сообщение темы

    Изучение нового материала .

    Заболевание органов дыхания и их профилактика.

Рассказ учителя с элементом беседы.

Какие факторы могут вызывать негативное воздействие на наши органы дыхания?

Курение: рак лёгких, туберкулез, эмфизема легких;

Попадание инородных предметов в дыхательные пути, травм, удушие;

Экологическое загрязнение воздуха атмосферы, химическое поражение дыхательных путей;

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

Бактерии: бронхит, воспаление лёгких, туберкулёз;

Аллергия на пыль, шесть, животных и т.д. бронхиальная астма, аллергический ринит.

Чтобы уберечься от этих заболеваний, надо избегать факторов, которые их вызывают.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

Воспаление слизистой оболочки полости носа, закладывание носа, хронический насморк.

бактериями

Воспаление миндалин, боль во время глотания, повышенная температура

3.Трахеит

Бактериями, при переохлаждение, курение, инфекции

Першение в горле, сухой кашель, боль в зеве и за грудиной

4.Бронхит

Бактерии, стрептококки, стафилококки

Кашель со слизистыми выделениями, одышка, боль в груди

5.Пневмания

Бактерии, пневмококки, стафилококки, стрептококки

Воспаление ткани легкого, внезапное повышение температуры, одышка, кашель, сильная боль в боку.

6.Туберкулез

Микобактерии, туберкулёзная палочка

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

Отёк слизистой оболочки, сухость, зуд в полости носа, чихание, слезоотделение

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

    Самостоятельная работа учащихся

Профилактика заболеваний органов дыхания.

    Вакцинация

    Не посещать людные места

    Придерживаться личной гигиены

    Не уклоняться от диспансерного обследования

    закаляться

    Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

    Домашнее задания.