Главная · Изжога и отрыжка · Психологические тесты с ключами. Архив психологических программ

Психологические тесты с ключами. Архив психологических программ

Тесты-опросники - это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух - или трёхальтернативный выбор ответов) . Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса. Существует несколько разновидностей этой группы методов: анкета, интервью, опросник. Анкетой называют метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе (возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и тому подобное). Принято считать, что анкеты - социологическая методика, а тесты-опросники - психологическая. Интервью представляет собой устный вид опроса: психолог сам задаёт испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы определяются заранее и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе. Опросник является письменным набором вопросов. Тесты-опросники помогают измерять у испытуемого самооценку его поведения, привычек, а также то, как он оценивает других людей. Опросники могут быть закрытыми и открытыми в зависимости от типа вопросов. Закрытыми называются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который больше всего подходит ему и соответствует его мнению ("да", "нет", "трудно сказать"). Открытыми являются вопросы, ответы на которые даются в относительно свободной форме, выбираемой произвольно самим испытуемым.

Ответы на открытые вопросы, в отличие от результатов закрытых опросников, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Стандартизация обработки данных открытых опросников достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Отвечая на прямые вопросы, испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или другого психологического качества. Эти вопросы обращены непосредственно к опыту субъекта (Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (Большинство людей честны?) . Косвенными называются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по ним косвенно можно судить об уровне психологического развития обследуемого индивидуума.

Тесты-опросники бывают биографическими, опросники интересов, установок (получение информации об испытуемом без личностных особенностей), также личностные, среди которых выделяют типологические (определение типов личности) и опросники черт личности (измерение выраженности устойчивых личностных признаков). Широко известны личностные опросники Айзенка, существует несколько их форм. Г.Ю. Айзенк применил идеи И.П. Павлова о свойствах нервной системы - силы и возбудимости - для обоснования выделенных им черт или, скорее, суперфакторов личности - экстраверсии/интроверсии и эмоциональной стабильности/нестабильности (нейротизма). Дальнейшие исследования подтвердили обоснованность этих факторов, они вошли в широко обсуждаемую в настоящее время пятифакторную модель личности.

Однако однозначного соответствия между экстраверсией, эмоциональностью и свойствами нервной системы установить не удалось: помимо терминологических разногласий, связанных с понятиями возбуждения и торможения, противоречивыми оказались и эмпирические данные . Биологическая теория личности Айзенка развивалась на протяжении сорока лет и отражена в ряде авторских монографий. Начиная с 1975 года в модели Айзенка присутствует и третий фактор - психотизм. Эта шкала оказалась менее гомогенной, но чрезвычайно информативной для предсказания противоправных действий и злоупотребления психоактивными веществами (табаком, алкоголем и наркотиками). Факторы психотизма, экстраверсии и нейротизма дали модели Айзенка название ПЭН. Эта концепция рассматривает психофизиологические основы индивидуальных различий, которые обычно относят к темпераменту, поэтому её можно отнести и к теории темперамента в его традиционном понимании. Исследователи британской школы рассматривают темперамент и личность как устойчивые особенности поведения и эмоционального реагирования, имеющие биологическую природу и в значительной степени обусловленные генетически; они достаточно стабильны на протяжении жизни и проявляются в самых различных ситуациях. Теория Айзенка на сегодняшний день является одной из наиболее разработанных, обоснованных теоретически и подкреплённых эмпирически, а иерархическая модель ПЭН признаётся хорошим описанием личности . Развитие и эмпирическое подтверждение теории Айзенка сопровождало конструирование опросников, которые в настоящее время переведены на все основные языки мира, приобрели большую популярность и доказали свою надёжность и полезность в различных сферах теоретической и прикладной психологии. Широко известен личностный опросник Айзенка (ЛОА) и его стандартизированная русская версия. В модифицированной версии ЛОА-М авторам удалось улучшить надёжность шкалы психотизма. Шкалы ЛОА оказались информативны для предсказания эмоциональных расстройств, отклонений в поведении и отношения к употреблению психоактивных веществ у подростков. В широкомасштабных психологических исследованиях размер опросников имеет существенное значение. В этом отношении ЛОА, состоящий из 101 вопроса, обладает определёнными ограничениями. Ранее была сконструирована сокращённая форма ЛОА из 56 вопросов (ЛОА-С) и продемонстрирована достаточная надёжность и валидность этого инструмента. Известно, что при уменьшении числа входящих в шкалу вопросов, её психометрические свойства (например, внутренняя согласованность) ухудшаются, однако некоторые короткие версии известных опросников, созданные для практических нужд, оказались достаточно надёжными и информативными .

Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Опросные методики, кроме того, трудно стандартизировать, и, следовательно, добиться высокой надёжности и сравнимости получаемых результатов.

Опросники - обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений). Опросники предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. Они относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Личностные опросники являются разновидностью опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического метода и направленных на измерение различных особенностей личности.


Миннесотский многоаспектный личностный опросник MMPI)

MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал:

  1. Шкала ипохондрии - определяет "близость" обследуемого к астеноневрологическому типу личности;
  2. Шкала депрессии - предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);
  3. Шкала истерии - разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);
  4. Шкала психопатии - направлена на диагностику социопатического типа личности;
  5. Шкала мужественности-женственности - предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;
  6. Шкала паранойи - позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);
  7. Шкала психастении - устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);
  8. Шкала шизофрении - направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;
  9. Шкала гипомании - определяется степнь "близости" обследуемого гипертимному типу личности;
  10. Шкала социальной интроверсии - диагностика степени соответствия интровертированному типу личности.

Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал:

  1. Шкала "?" - регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к "верным", ни к "неверным";
  2. Шкала "лжи" - предназначена для оценки искренности обследуемого;
  3. Шкала достоверности - создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;
  4. Шкала коррекции - введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

Помимо основных и оценочных шкал на основе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 400).

Использование MMPI требует специальной подготовки и соответствующего опыта, много времени уходит на обработку и интерпретацию результатов. Поэтому большую помощь психологу могут оказать компьютерные варианты теста. Автоматизированный способ обработки данных исключает зависимость получаемых результатов от личностных особенностей и опыта экспериментатора. Здесь представлены две программы - лучшие из тех с которыми приходилось сталкиваться.

Психологический диагностический комплекс Psytest v2.18.

Это лучшая из всех компьютерных психодиагностических программ, с которыми приходилось работать. Прекрасный, интуитивно понятный интерфейс, возможности настройки программы, научная обоснованность используемого диагностического материала.

Психологический диагностический комплекс содержит два теста, помогающих в диагностике личностных особенностей и психологического состояния человека: СМИЛ (вариант MMPI) и МЦВ (вариант восьмицветового теста Люшера). При подготовке программы использовались разработки (ключи тестовых методик, текстовые материалы) Л.Н.Собчик. Обработка результатов по СМИЛ осуществляется также по 117 дополнительным шкалам. Имеется возможность создания своих дополнительных шкал. Прекрасная интерпретация результатов, великолепная помощь по работе с программой и тестами в целом. Примеры профилей.

В принципе - это образец того, какими должны быть компьютерные психодиагностические программы!


Комплексный супертест общей профориентации MMPI ver. 4.7

Старенька, но добрая программа, прекрасно зарекомендовавшая себя в индивидуальном обследовании по тесту MMPI. Обработка результатов осуществляется помимо основных шкал еще по 87 дополнительным. Имеется неплохой толкователь как основных, так и дополнительных шкал. По результатам выполнения теста оцениваются также профессиональные предпочтения обследуемого (по 11 направлениям). Единственный недостаток программы - отсутствие ведения базы данных обследуемых.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кэттелла (16 PF)

Данный опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Кэттеллом в качестве модели структуры личности. Опросник содержит перечень следующих биполярных показателей:

  1. A. сизотимия (сдержанный) - аффектотимия (общительный);
  2. B. высокий интеллект - низкий интеллект ;
  3. C. сила "Я" (эмоционально устойчивый) - слабость "Я" (эмоционально неустойчивый);
  4. E. доминантность (самостоятельность, настойчивость) - конформность (зависимый от группы);
  5. F. сургенсия (беспечность) - десургенсия (серьезность);
  6. G. сила "Сверх-Я" (высокаясовестливость) - слабость "Сверх-Я" (недоборосовестность);
  7. H. пармия (смелость)- тректия (робость);
  8. I. премсия (мягкость) - харрия (жесткость);
  9. L. протенсия (подозрительность) - алаксия (доверчивость);
  10. M. аутия (мечтательность) - пркасерния (практичность);
  11. N. искусственность (гибкость, проницательность) - безыскусственность (прямолинейность, простота);
  12. O. гипотимия (склонность к чувству вины) - гипертимия (самоуверенность);
  13. Q1. радикализм (склонность к новаторству) - консерватизм (ригидность);
  14. Q2. самодостаточность (напористость) - социабельность (уступчивость);
  15. Q3. контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) - импульсивность (спонтанный);
  16. Q4. фрустрированность (напряженность) - нефрустрированность (спокойность).

Состоит из 187 вопросов (формы А и В) или 105 вопросов (формы C и D).

Несмотря на уязвимость подхода Кэттелла к исследованию личности, данный опросник широко используется в психодиагностической практике. При его использовании, да и при использовании любого личностного опросника, необходимо всегда помнить о том, что результаты, полученные с их помощью содержат дополнительную, относительно условную психодиагностическую информацию.


Тест Кэттелла

Довольно простенька программа, предназначенная для тестирования с помощью опросника 16 PF. Результаты тестирования сохраняются в базу данных. Можно просмотреть и распечатать как значения стенов, так и их описание.


Программа для перевода сырых баллов в значения стенов для опросника Кэттелла

Опросник Кэттелла очень часто используется в бланковом варианте для проведения различных исследований. И при проведении массовых исследований с помощью бланкового метода весьма сложным моментом бывает перевод сырых баллов в значения стенов и еще более нудный процесс - перевод баллов в значения факторов второго порядка (на мой взгляд только из-за этого их редко используют). Чтобы упростить эту процедуру мы создали эту простенькую программу, которая легко переводит сырые баллы в значения стенов и значения факторов второго порядка. При этом учитывается форма опросника (А или В).

Пользуйтесь! Если будут какие-либо пожелания и предложения по ее совершенствованию - пишите - [email protected] .

Психодиагностический тест (ПДТ)

Довольно известный опросник, авторами которого являются Мельников В.М. и Ямпольский Л.Т. (но почему-то чаще его называют тестом Ямпольского). Авторами предпринята попытка устранить недостатки присущие тестам MMPI и 16 PF, оригинально объединив оба теста в один, опираясь на разработанную авторами структурно-иерархическую модель индивидуальности.

Обработка результатов осуществляется по шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, эстетическая впечатлительность, женственность и др. (в различных вариантах теста используют различное количество шкал - это в принципе одна из особенностей ПДТ, в котором авторы предусмотрели возможность конструирования целой серии психодиагностических тестов) и по шкалам верхнего уровня: психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность.

Система PSTEST

В данной программе представлены два варианта теста Ямпольского - полный и простой. Довольно качественная и разносторонняя обработка результатов тестирования с интерпретацией полученных результатов, возможностью их распечатки. Ведение базы данных.

Помимо теста Ямпольского программа содержит также тест Лири (см. ниже).

Личностный опросник Айзенка (EPI)

Тестовая методика предложенная известным английским психологом Гансом Юргеном Айзенком, который внес заметный вклад в развитие психодиагностики. Личностный опросник Айзенка является реализацией типологического подхода к изучению личности и опирается на оригинальную авторскую разработку модели личности. Опросник направлен на измерение таких свойств личности как "интроверсия-экстроверсия" и "нейротизм-эмоциональная стабильность", рассматриваемых Г.Айзенком как два основных базисных параметра индивидуальности.


Delta-2000 Тест-опросник Айзенка

В программа представлена форма А опросника EPI. По окончании тестирования рассчитывается профиль личности, выводится интерпретация результатов тестирования, первичные и стандартные баллы, процентилии. Результаты хранятся в базе данных и могут быть распечатаны.


Диалоговая система тестирования S&D

Dos-овская программка. Также представлена форма А опросника. Результаты тестирования выводятся на экран в форме круга Айзенка. Дается интерпретация. Нет возможности ведения базы данных.

Опросник интерперсональных отношений Т.Лири

Методика Т.Лири представляет собой перечень свойств, существенных для процесса взаимодействия с окружающими и соответствующих восьми типам межличностного поведения согласно представлениям автора. В зависимости от целей исследования межличностный перечень может применяться для получения от испытуемого субъективной самооценки и оценки других лиц, а также характеристики образа идеального "Я" и идеальных партнеров по общению.

Методика позволяет выявить ведущий стиль межличностного поведения испытуемого, оценить уровень самоудовлетворенности, проанализировать структуру образа "Я", раскрыть имеющийся внутриличностный конфликт, изучить систему межличностных отношений испытуемого и уровень его притязаний.


Система ТиЛи v. 1.1.

Компьютерная версия теста создана на основе авторского опыта использования опросника в клинике Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева и учитывает особенности применения тестов как измерительных инструментов в отечественной популяции.

Опросник Русалова

Методика Русалова В.М. предназначена для исследования многообразных свойств темперамента человека, особенностей его нервной системы. Ответы на данный тест-опросник позволяют охарактеризовать темперамент как систему формальных поведенческих изменений, отражающих 4 блоковую структуру функциональной системы человека:

  1. блок афферентного синтеза, которому соответствует эргичность;
  2. блок программирования, который представлен пластичностью;
  3. блок исполнений, которому соответствует темп;
  4. блок обратной связи, которому соответствует эмоциональная чувствительность.

В каждой шкале темперамента выделены две подшкалы: предметно-ориентированная и субъективно-ориентированная (или коммуникативная). Они отражают две сферы взаимосвязи человека со средой: предметный мир и общество, то есть деятельность и общение.


PsiTest

Очень простенькая программа, позволяющая проводить тестирование по методике Русалова (других лично я не встречал). После окончания тестирования сразу выводятся значения шкал без интерпретации показателей. В этом, конечно существенный недостаток программы.

Психологический практикум для начинающих Барлас Татьяна Владимировна

Психологическое тестирование. Личностные опросники

Под словом «тест» психологи понимают не совсем то, что широкая публика, которая любит развлекаться «тестами» по типу «Определите ваш тип: круг, квадрат или треугольник» или «Кто вы среди гномов из фильма „Хоббит“». Точнее, бо?льшая часть того, что все привыкли называть тестами, таковыми не является.

Психологи понимают под тестом относительно краткое стандартизированное испытание, позволяющее дать количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Созданием тестов занимается специальный раздел психологии – психодиагностика. Кажущаяся простота теста и работы с ним (ответил на вопросы – подсчитал баллы – узнал все о человеке) на самом деле – результат огромной работы. Такая работа включает не только отбор вопросов, но и доказательство валидности теста (то есть того, что тест действительно измеряет требуемые психологические характеристики), надежности (то есть стабильности результатов во времени), а также получение стандартов выполнения теста достаточно большими группами испытуемых, с которыми потом можно будет сопоставлять результаты конкретного человека.

Применение теста предполагает строгое соблюдение стандарта процедуры проведения тестирования и обработки его результатов. Этот стандарт задается разработчиком теста, а задача пользователя – строго его соблюдать. Так, нельзя добавлять или выбрасывать вопрос из готового теста, нельзя менять порядок вопросов, нельзя давать дополнительные объяснения (если только такая возможность не оговорена специально). Только при условии соблюдения стандарта можно «воспользоваться плодами труда» разработчика, т. е. оценить испытуемого с помощью тестовых норм и дать содержательную характеристику его психологических особенностей. В противном случае тест окажется бесполезен или даже вреден.

Для тестирования особенностей личности предназначена специальная разновидность психологических тестов – личностные опросники. Заполняя их, испытуемые отвечают на довольно большое количество (от нескольких десятков до нескольких сотен) вопросов о себе и своей жизни; для этого они выбирают один из нескольких вариантов ответа (соглашаются или не соглашаются с утверждениями). Отличительная черта личностных опросников – их объективность; они дают информацию о психологических особенностях испытуемого, которая не зависит от его представления о самом себе и может существенно от этого представления отличаться; более того, личностные опросники способны дать информацию об особенностях испытуемого, которые он сам не осознает.

При работе с личностными опросниками необходимо понимать: для оценки испытуемого важно не только и не столько соответствие ответов испытуемого фактам реальной жизни, сколько его мнение. Например, практически невозможно «правильно» ответить на вопрос: «Часто ли у вас портится настроение?», потому что для этого необходимо иметь какой-то объективный критерий того, что такое «частая порча настроения», и соотнести с ним свое состояние. Однако подобный объективный ответ и не нужен исследователю; для него существенна именно точка зрения испытуемого (он сам считает или не считает, что у него часто портится настроение), которая соотносится с определенными личностными особенностями. Необходимо только помнить, что выводы никогда не делаются на основании единичного ответа, а достаточно большого их количества, как правило, несколько десятков.

Хотя в личностных опросниках ответы испытуемого далеко не всегда понимаются «буквально», именно они – единственный источник информации об испытуемом, и для получения результата необходимо, чтобы он был искренним и честным. Большинство личностных опросников имеют специальные шкалы, защищающие тесты от различного рода намеренных и ненамеренных искажений. Конечно, если испытуемый не давал о себе правдивую информацию, скорее всего, о нем удастся узнать немного, но шкала искренности четко покажет, что данные теста непригодны для объективной оценки испытуемого.

Таким образом, при интерпретации личностных опросников существенно не прямое содержание ответов, а связь определенного ответа с особенностями личности испытуемого. Откуда же известно о существовании такой связи? Установить и доказать такую связь – задача создателя (разработчика) теста, причем очень нелегкая: разработка психологических тестов – одно из самых сложных и математизированных направлений современной психологии.

Немного найдется психологических идей, которые имели бы такое огромное количество ревностных сторонников и яростных противников (причем не только среди психологов), как идея тестирования. Противники тестирования указывают, что практически каждый в одних ситуациях думает, чувствует, поступает, к примеру, как экстраверт, а в других как интроверт. Тогда в чем же смысл выделения и измерения устойчивых личностных характеристик?

Также отмечается, что тесты способны определить уровень отклонения испытуемого от среднего результата, но не дают ответа ни о причинах этих отклонений, ни о возможностях их компенсации. Так, высокий уровень тревоги может быть связан с особенностями личности испытуемого, а может определяться ситуацией, которая по какой-либо причине провоцирует тревогу. Низкие результаты в тесте интеллекта могут определяться умственной отсталостью или педагогической запущенностью, а в некоторых случаях – высокой тревожностью, которая снижает эффективность мышления в стрессовой ситуации, или нестандартным, оригинальным мышлением.

Сторонники тестирования указывают на ценность информации, которую дают тесты, для решения огромного количества практических задач – от профессионального отбора до оценки эффективности психотерапии – и на точность долговременных прогнозов, сделанных с помощью тестов. Многочисленные же претензии противников тестирования они относят за счет неуместного и неквалифицированного применения тестов, нарушений этики тестирования; все это – увы! – встречаются гораздо чаще, чем хотелось бы. Возможно, в позициях сторонников и противников тестирования гораздо меньше противоречий, чем это кажется им самим.

В практическом задании предлагается протестировать испытуемого и определить выраженность у него двух фундаментальных личностных черт – экстраверсии и нейротизма. Прежде, чем дать их описание, необходимо разобраться с самим понятием «черта».

Психологическая черта характеризует устойчивую предрасположенность человека к поведению определенного вида. Знание выраженности тех или иных черт человека помогает правильно понять и предсказать поведение, если речь идет о рассмотрении достаточно широкого круга ситуаций в течение длительного времени (например, склонность или несклонность человека к возникновению тревоги в разнообразных ситуациях).

Каково же минимальное количество черт, в рамках которого можно описать человека? В поисках ответа на этот вопрос английский ученый Ганс Айзенк проанализировал огромное количество эмпирических данных и, основываясь на них, выделил две фундаментальные черты психики; они получили название экстраверсия – интроверсия и нейротизм – эмоциональная стабильность.

Под экстра– или интроверсией понимается преимущественная ориентация индивида на внешний мир (физический и социальный) либо на внутренний мир своих чувств и переживаний; эта ориентация в значительной степени определяет психологические и поведенческие различия между экстра– и интровертами.

Экстравертам как правило свойственны общительность, легкость вступления в контакт, их круг общения широк, но не очень глубок: имея много знакомых, приятелей и тех, кто к ним хорошо относится, экстраверты могут не иметь настоящих друзей. Такие люди привлекают других своим обаянием, активностью, живостью, но они не склонны вдаваться в тонкости и нюансы взаимоотношений, анализировать мысли и чувства – ни свои, ни партнеров по общению. Экстраверты эмоциональны, они живо откликаются на происходящее, их эмоции легко «прочитать» по голосу, мимике, жестикуляции. Экстраверты недостаточно хорошо умеют контролировать свои эмоции, могут быть несдержанны и импульсивны, действовать под влиянием момента, необдуманно. В стрессовой ситуации экстраверт вспылит, а возможно, будет агрессивен. Экстраверты любят новое, более того, они испытывают постоянную потребность в новых впечатлениях, поэтому они инициативны, с охотой берутся за новые дела (и далеко не всегда их завершают), легко адаптируются к изменениям. Экстраверты легко принимают решения, любят рисковать, причем далеко не всегда их рискованные поступки оправданны.

Интроверты в противоположность экстравертам замкнуты и имеют достаточно ограниченный круг контактов; при необходимости общаться с новыми людьми или в большой компании часто испытывают трудности, смущаются и тревожатся. Зато интроверт – преданный друг, ценящий глубокие и прочные взаимоотношения; его друг или близкий человек – скорее всего, тоже интроверт. Как правило, интроверты серьезны, склонны к занятиям, требующим сосредоточенности и длительных усилий, возможно, даже однообразных и монотонных (то, что ужасно для экстраверта). Их интересуют абстрактные дисциплины – наука, философия, но самое интересное для интроверта – это он сам. Интроверт склонен к самоанализу, к длительному обдумыванию своего поведения и переживаний, часто задним числом, что в сложных ситуациях легко переходит в самокопание и самобичевание. Стороннему наблюдателю интроверт может показаться сухим и малоэмоциональным, но это не совсем так. Интроверты сдержанны в проявлении эмоций и не делают свои переживания достоянием партнеров по общению, поэтому их переживания иногда нелегко понять, однако они могут быть не менее интенсивными, чем у экстравертов.

Выраженные экстраверты, как и выраженные интроверты, – редкость. Большинство людей в своем поведении сочетают черты экстраверсии или интроверсии, в зависимости от ситуации проявляя те или другие. При этом черты экстра– или интроверсии могут преобладать (потенциальные экстраверты и интроверты) или быть выраженными практически одинаково (амбиверты).

Вторая основная черта личности по Айзенкку – нейротизм – эмоциональная стабильность – характеризует эмоциональную устойчивость человека. Лица с высоким нейротизмом склонны к частой смене настроения и выраженной реакции на стресс. Даже мелкая проблема или неудача может вызвать сильную эмоциональную реакцию или дезорганизовать поведение. Таким людям свойственны повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, тревожность, низкая самооценка, неуверенность в себе. В стрессовых ситуациях легко возникает беспокойство, раздражительность, чувство вины и другие симптомы эмоционального неблагополучия. Человек с высоким нейротизмом – это совершенно необязательно невротик, но в неблагоприятной ситуации невроз или другие нарушения (психические или соматические) у него развиваются чаще, чем у эмоционально стабильных людей.

Эмоционально стабильные люди не склонны к беспокойству, сохраняют спокойствие и способность эффективно действовать в стрессовых ситуациях, не боятся проблем и трудностей, а стремятся их преодолевать.

Большинство людей находятся не на краях континуума нейротизм – эмоциональная стабильность, а занимают промежуточное положение, тяготея к тому или иному полюсу.

Из книги Собеседование от А до Я автора Head Hunter

Тестирование Поиск «правильного» кандидатаБольшинство западных компаний, представленных на российском рынке, приглашая соискателей на вакансии, используют различные тесты. Рассказывает Варвара Лялягина, менеджер по подбору персонала Procter&Gamble: «Мы набираем новых

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

39. Интеллектуальное тестирование Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Тесты достижений в отличие от тестов интеллекта отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. В Америке

Из книги 100 cпособов найти работу автора Черниговцев Глеб

44. Личностные опросники Айзенка Личностные опросники Айзенка – серия личностных опросников. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Разработаны Г. Айзенком с сотрудниками. Личностные опросники Айзенка являются реализацией

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ТЕСТИРОВАНИЕ Вы ищете работу, и вам довольно часто приходится проходить тестирование, собеседование, иметь непосредственно личный контакт с работодателем. А потому мы считаем нелишним в этой ситуации знать о своих правах, т. е. о том, какие вопросы имеет право задать

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Важной чертой истероидного характера является то особое восприятие мира, которое приводит его к отсутствию правды, объективной картины по отношению как окружающего мира, так и других людей и самого себя.Информация, поступающая в наш

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Терапевтические опросники по выявлению уровня фиксированной эмоциональной установки Нами разработаны и используются терапевтические опросники, позволяющие измерить уровень фиксированной эмоциональной установки человека, раскрыть те его качества, которые

Из книги Дифференциальная психология и психодиагностика [Избранные труды] автора Гуревич Константин Маркович

Опросники структуры личности Измеряемые компоненты личности Теперь обратимся к разработанному нами терапевтическому подходу с использованием терапевтических опросников структуры личности.Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Приложение 2 Терапевтические опросники структуры личности Ключи к опросникам Р-В-Д Приводим ключи к каждому из трех вариантов опросников.КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ Р-Д-В Вариант АСчитаем совпадения. Каждое совпадение 1 балл.Способствующий развитию РодительДа + 13 16 26 28 38 39 45 46 53 59 61 63

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Как невротическая, так и пограничная личностная организация, в отличие от психотической, предполагают наличие способности к тестированию реальности. Поэтому, если синдром диффузной идентичности и преобладание примитивных механизмов защиты

Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

Раздел 2 Влияние культуры на психологическое тестирование 2.1. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-психологические особенности испытуемыхНи одна из сторон общественной жизни не свободна от воздействия культуры, и с этим не может не считаться психология, в

Из книги автора

Из книги автора

Тестирование «Я получил высший бал на тестировании»Тестирования проводятся в школах для сравнения уровня образования детей одной возрастной группы в западных странах. Родители с трепетом ждут объявления оценок. «Хорошо воспитанный» ребенок должен быть не только

Из книги автора

Опросники и шкалы для выявления внутрисемейных отношений Для уточнения невидимых и скрытых от Ваших глаз особенностей жизни Вашего ребенка в Вашей семье и «высветления» еще не высветленных Вами тайных «закоулков» его души, мы предлагаем Вам опросники (шкалы),

Личностные тесты

Личностные тесты – это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. Условно личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на три большие группы.

К первой из них относятся многофакторные личностные опросники, дающие разнообразную комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (16PF), Минесотский многофакторный (многопрофильный) опросник (MMPI), некоторые личностные опросники Г.Айзенка и др.

Ко второй группе относится проективные тестовые методики , разрабатываемые на основе не определенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. К примеру, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершить незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний чернильных пятен и т.п.

Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др.).

Многофакторные личностные опросники.

Многофакторные личностные опросники 16PF и MMPI связаны с именами создателей теории черт – Р.Кэттеллом, Г.Олпортом и Г.Айзенком. Р.Кэттеллом в процессе экспериментального исследования личности введен метод факторного анализа. Им выделен, описан и обследован ряд реально существующих факторов (черт) личности. В настоящее время созданная Р.Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, полученных в результате тестирования, опроса, жизненных наблюдений и самоанализа. В процессе работы над сознанием многофакторного личностного опросника 16PF. Р.Кэттеллом выявил 16 различных личностных факторов. Каждый из них получил двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую. Многофакторной личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы по каждому из 105 вопросов. По окончании тестирования проводится подсчет баллов по каждому из 16 личностных факторов. В соответствии с полученными результатами вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются. Среди других личностных опросников, широко применяемых на Западе для изучения личности, реализации типологического подхода в психологических исследованиях, следует отметить Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). разработкой этого опросника занимались С.Хатуэм, Дж.Маккинли, Г.Олпорт. Заслугой Г.Олпорта является выдвижение постулата об исключительности человека – каждый человек неповторим и индивидуален, является носителем своеобразного сочетания качеств и потребностей (черт). Набор этих черт составляет ядро личности, придает ей исключительность и неповторимость. На основе MMPI-теста вычерчивается профиль личности, проводится факторный анализ данных тестирования, являются факторы, показатели экстравертированности и нейротизма. Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMI) нашел широкое распространение в психодиагностических исследованиях и в России. В частности, большая работа по адаптации опросника в 80-х годах проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева, а также московскими психологами. Следует иметь в виду, что на особенности применения MMPI-теста определенное влияние оказывают возраст, пол, образование и отношение испытуемых к процедуре тестирования.

Личностные опросники Г.Айзенка предназначены для диагностики трех базисных измерений личности: экстраверсии – интроверсии, нейтратизма и психотизма. Экстравертированность представляет собой характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют направленности личности либо на явления его собственного субъективного мира (интроверсия). Нейротизм – это понятие, которое применяется для характеристики человека, обладающего эмоциональной неустойчивостью, повышенной тревожностью, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами. Данный фактор также биополярен. Один из полюсов его характеризуется эмоциональной устойчивостью, другой – эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная устойчивость присуща сангвиникам и флегматикам, эмоциональная неустойчивость – холерикам и меланхоликам. Нейротизм, по Г.Айзенку, не тождественен неврозу. Однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в неблагоприятных условиях невроз может развиться. Согласно Г.Айзенку, высокие показатели экстраверсии и нейротизма соответствуют диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму соответствуют тревожности и реактивности депрессии. По одному из опросников Г.Айзенка можно определить место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейтротизма, а также тип темперамента. Г.Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В ), которые отличаются только текстом опросника. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование, исключив возможность запоминания ранее данных ответов.

Тест Айзенка EPI (57 вопросов)

Вопросы:

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлением, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Считаете ли Вы себя человеком безобидным?

4. Очень ли трудно Вам отказаться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде, чем действовать?

6. Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что Вам это не выгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще Вы говорите и действуете быстро, не задерживаясь для обдумывания?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы "несчастный" человек, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что Вы почти на все могли бы решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным(ой) незнакомцем(кой)?

12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что Вы действуете под влиянием минуты?

14. Часто ли Вас терзают мысли о том, что Вам не следовало делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы книги встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас довольно легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас часто такие мысли, за которые Вам было бы стыдно?

19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли Вы иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких Вам?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас терзает чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной кампании?

26. Можно ли сказать про Вас, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что Вы могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в кампании?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Если бы Вы знали, что никогда сказанное Вами не будет раскрыто, Вы бы всегда высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в кампании, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось

благополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Правда ли, что вы чувствуете себя несчастным, если долго не видитесь со своими друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть ли такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать о себе, что вы - уверенный в себе человек?

50. Вас легко задеть, если покритиковать Ваши недостатки или недостатки Вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вы можете внести оживление в скучную кампанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия - интроверсия:

    «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

    «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

    «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

    «да» (+): 6, 24, 36;

    «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

    больше 19 - яркий экстраверт,

    больше 15 - экстраверт

    12 - среднее значение,

    меньше 9 - интроверт,

    меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

    больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

    больше 14 - высокий уровень нейротизма,

    9 - 13 - среднее значение,

    меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

    больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

    меньше 4 - норма.

Проективные тестовые методики.

К личностным относятся и так называемые проективные тесты, начало применению которых было положено германским психологом Э.Крепелином, когда он перенес экспериментально-психологические исследования в психиатрическую клинику. Эта группа методик предназначена для диагностики личности. Обследуемым предлагается реагировать на определенные ситуации (интерпритировать содержание сюжетной картинки – тест тематической апперцепции; завершить незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке – тест Розенцвейга; дать толкование неопределенных очертаний, например чернильных пятен в тесте Роршаха; нарисовать человека или дерево – тест Маховера и т.п.). Проективные методики по своей сущности могут быть отнесены к субъективным методам экспертной оценки . Действительно, проективный тест со свободным ответом, в котором инструкция и тестовые стимулы неопределенны, допускает выбор ответа в очень широких пределах. Этот выбор определяется структурой субъективного опыта испытуемого, его установками и мотивами. Сам ответ может быть представлен, к примеру, целостными рисунками или текстами, выбором соответствующих объектов или составом определенных конструкций. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) также относится к проективным методикам исследования личности. Он создан Х.Морганом и Г.Мюрреем еще в 1935 г. Впоследствии методика становится известной под именем Г.Мюррея. В ТАТ сюжетные картины представлены в виде определенных ситуаций, которые допускают неоднозначную их интерпретацию. В ходе эксперимента испытуемым в определенной последовательности предъявляется некоторое количество сюжетных картин, выбранных из стандартных батарей ТАТ в зависимости от пола и возраста обследуемых. Одна батарея ТАТ предназначена для обследования только женщин, другая – только мужчин, третья отдельная – только для мальчиков и девочек до 14 лет. Есть и специальный тест, используемый для любых испытуемых. Испытуемым предлагается придумать историю-рассказ о том, что привело к ситуации, изображенной на картинках, что происходит в настоящее время, о чем думают персонажи, что они чувствуют, чем эта ситуация может завершиться. рассказы обследуемых записываются и интерпретируются. После завершения обследования проводится беседа с целью получения дополнительных данных об испытуемом, уточнения обнаруженных в рассказах логических неувязок и ошибок восприятия. При составлении историй-рассказов испытуемые опираются прежде всего на собственные переживания и неосознанно наделяют ими персонажей, с которым они идентифицируют себя. При этом истолковывают многозначную на сюжетной картине в соответствии со своим прошлым опытом. Отсюда и второе название теста – апперцептивный (апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей). В настоящее время существует множество модификаций ТАТ: для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушений, людей пожилого и старческого возраста и др. К тестам тематической апперцепции как одной из разновидностей проективных методик относится и так называемый рисованный апперцептивный тест (РАТ), также разработанный Г.Мюрреем. В модернизированном виде адаптированный вариант рисованного апперцептивного теста представлен, например, Л.Н.Собчиком восьмью сюжетными картинками. На картинках в условленной форме изображаются динамические позиции взаимоотношений двух или трех лиц. При этом ни пол ни возраст, ни этнические признаки и социальные статусы людей из картинок не явствуют. Расположение фигур и их позы позволяют судить лишь о тех конфликтных ситуациях и жизненных коллизиях, которые возникают в процессе взаимных отношений людей. Позы третьего участника или наблюдателя на отдельных картинках могут быть истолкованы как индифферентные, активные или сострадательные. Испытуемым предлагается последовательно, согласно нумерации, рассмотреть каждую из сюжетных картинок, дать волю своей фантазии и кратко описать свое индивидуальное видение представленных позиций. Особенно эффективно применение РАТ для выявления мотивационной направленности подростков, их жизненной позиции. Это достигается не путем прямого опроса, а косвенно, с помощью механизмов идентификации испытуемого с кем-либо из изображенных персонажей на сюжетных картинках, с помощью проекций его собственных переживаний. Сюжетные картинки РАТ- это своеобразные пиктограммы, с помощью которых испытуемый проецирует свое видение жизненной коллизии. Конечно, по сравнению с собственно тематическим апперцептивным тестом РАТ обладает несколько меньшими исследовательскими возможностями. однако в силу простоты и лаконичности его применения РАТ - методика с успехом используется при обследовании школьников, профориентационной работе с молодежью, в клинике неврозов. К ряду проективных методик относится и пиктограмма . она представляет собой совокупность графических образцов для изучения опосредованного запоминания. Впервые пиктограмма была предложена советским психологом А.Р.Лурия в 30-х гг. и нашла свое применение в психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностической методики. Этот метод выявляет скрытые мотивы, другие личностные характеристики обследуемых (опасения, страхи, тревожность и т.п.). В психиатрии и медицинской практике пиктограммы применяются с целью обнаружения у испытуемых не только расстройств памяти, но и нарушений понятийного мышления. как известно понятийное мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Пиктограммы, применяемые в исследовательских целях, выполняют роль средства, облегчающего запоминание. Но подобные средства не ограничиваются лишь пиктограммами. Известно множество других кодированных сигналов (символов), облегчающих запоминание. К примеру, мнемотехнические приемы, которые облегчают запоминание учебного материала, когда отдельные мнемотехнические элементы обозначаются какими-либо легко запоминающимися символами, подвергаются определенному упорядочению, рифмуются легко воспринимаемыми и запоминаемыми схемами или рисунками. Условно к проективным методикам можно также отнести приемы и способы психографологического исследования почерка. В почерке индивидуальные различия появляются особенно ярко. Н.Н.Обозов отмечает, что подписи или автографы могут многое сказать о переживаниях человека, о его скрытости или скрытности, о скромности или уверенности, об эмоциональности или сдержанности. Конечности, почерк имеет и свои устойчивые особенности, которые не меняются в зависимости от состояний человека, но некоторые другие элементы связаны с настроением, возбуждением индивида. По почерку можно определить некоторые характерологические черты человека, тип его личности и темперамента. Имеется определенная связь почерка с психологическими отклонениями индивида. Это обстоятельство широко используется в криминалистике при проведении графологической экспертизы письма, факсимиле, росписей в ведомостях подэкспертных в целях идентификации их почерку.

Тесты для самотестирования

Здесь подобраны тесты для непрофессионального использования. Любой желающий может самостоятельно протестировать себя с помощью данных тестов. К результатам, получаемым по данным тестам, нельзя относиться слишком серьёзно. Однако они хороши для расширения "внутреннего кругозора", развития самокритики, источника идей для самосовершенствования. Польскими медиками из Института национального здоровья совместно с графологами и психологами был разработан тест на определение склонности человека к некоторым заболеваниям по почерку. Склонны ли вы планировать свое время и не находиться во власти внешних обстоятельств. Цель данного опросника - выявить уровень честности, открытости испытуемого. Предназначен для профессиональной психологической диагностики. Опросник "Честность" хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи: при низких показате Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг - трудолюбие, лидерство, переходность, гармония, творчество. Равноправный или неравноправный союз. Многие из нас, хорошо разбирающиеся в себе люди, в состоянии оценить степень своей активности и проявлять ее в соответствии с собственным потенциалом. В то же время многие люди, которые наделены природой большой жизненной активностью, но не реализуют ее и даже не знают о ее существовании. Ананкаст обладает мощной силой неоправданного сопротивления обстоятельствам. Вместо того, чтобы адаптироваться к ним, он пытается во что бы то ни стало сохранить их в неизменном виде. Но в жизни все меняется, многое в ней относительно или вообще не имеет значения для существования человека. Диагностика склонности к артистическим профессиям. Диагностика общего психологического климата в семье. Благоразумные люди любят комфорт, прежде чем что-то сделать, они "семь раз отмерят". Другие мчатся по жизни сломя голову: им все нипочем! Они способны рискнуть всем, даже если успех предприятия не гарантирован. Если Вы - девушка или молодая женщина, которой порой очень сложно разобраться в своих чувствах к другому человеку (молодому человеку), то будем надеяться, что этот тест, разработанный профессором Ковалевым, в какой-то степени поможет вам разобраться в своих чувствах. Этот тест поможет для самоанализа в определении характера отношений с супругом. Раздражительность. Насколько секс и связанное с ним важно для вас и вашей жизни? Оцените каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для вас событиями. Агрессивный или миролюбивый. Если количество баллов совпадает с вашим возрастом, то все в порядке. Для тех, кто предпочитает творческую деятельность, желательно, чтобы психологический возраст не опережал паспортный. Заложен ли в вас значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик. Об уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствует то, что Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей. Индивидуальность другого это прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. Открытая жестокость в отношениях к людям. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. ... Эксгибиционизм, гомосексуализм, мазохизм, садизм, полигамия, извращенность, анимализм, нарциссизм, вуайеризм. Тест для женщин. Телесное здоровье. Самочувствие. Отношения с друзьями очень важны. А какие они у Вас? Некоторые специалисты утверждают, что о каждом из нас можно много узнать и по инициалам. Неуравновешенность. Возбудимость. Некоторым людям очень сложно посмотреть на себя со стороны. Многим кажется, что они - "душки", в общении приятны, собеседникам приятно пообщаться. На самом же деле часто бывает, что мы недооцениваем чувств ближнего, грубим и оскорбляем, сами того не замечая. Данный тест (так называемый опросник Лири) очень популярен среди профессиональных психологов из-за удобства проведения и информативности. Попробуйте испытать его и на себе. Есть люди, которые всегда начеку - ничто их не может удивить, ошеломить, поставить в тупик. Им противоположность - люди рассеянные и невнимательные, теряющиеся в простейших ситуациях. Цель этого теста - помочь разобраться с внутренними переживаниями. Основная идея теста - найти то ключевое слово, которое поможет распутать клубок насущных проблем человека. Ключевое слово - это лишь тот конец нити, за который надо схватиться чтобы распутать клубок проблем. Данный тест разработан английскими психологами. Он поможет Вам выяснить, насколько Вы скупы в подарках. Добры ли Вы, и внимательны ли к окружающим? Способны ли Вы отдать последнюю рубашку тому, кому она нужнее? Какая доминанта у организации, в которой вы работаете, мужская или женская? Чтобы это узнать достаточно ответить на ряд вопросов. Ваша доминирующая стратегия психологической защиты в общении с партнерами. Уровень невротизации. Та ли Вы женщина, от которой мужчины могут потерять голову? Застенчивость. Самоанализ манеры смеяться. Какой у Вас стиль управления: директивный, коллегиальный или попустительский. Если Вы пешеход, то этот тест не для Вас. В противном случае Вам не помешает узнать про себя, хороший ли вы водитель или нет. Предлагаемый тест, составленный французским психологом, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек. Капитан или пассажир, ведущий или ведомый, лидер или подчиненный? Тест для женщин. Контактные люди чувствуют себя свободно в любой компании. Они легко знакомятся с незнакомыми мужчинами. Уровень конфликтности. Шестнадцать типов функциональной ассиметрии мозга. Любитель развлечений или нет, гедонист или аскет? Существует восемь видов любви к партнёру: приязнь, страстная любовь, формальная, романтическая, дружеская, роковая, совершенная любовь, отсутствие любви (или очень слабая). С помощью данного короткого теста можно определить какой тип любви у вас с ва Данный тест широко используется в Америке для диагностики предпринимательской жилки. По морщинам можно судить о личности человека: радость, стеснительность, внимание к деталям, честность, интеллигентность, добродушие, разочарование, тревога, агрессивность, нервозность, удивление, безразличие. Самоанализ характера. Эту таблицу для оценки мужей, кандидатов в мужья - предложили американские и канадские сексологи. Достойный мужчина должен набрать не меньше 100 положительных и не больше 45 отрицательных баллов. Опросник, направленный на самооценку наблюдательности. Вы надежный человек? Или же на Вас не всегда можно положиться, Вы несколько, как говорится эгоистичны? Методика предназначена исключительно для личного пользования. Поможет выявить в своем окружении людей, склонных к мошенничеству. Что же такое самостоятельность? Это и умение взять в нужный момент ответственность на себя, это и решительность сочетающаяся с трезвым подходом. Можете ли Вы отнести себя к людям, готовым похвастаться своей самостоятельностью, самодостаточностью? "Кто ищет клад - редко его находит. А кто не ищет - не находит никогда". Именно настойчивые люди, четко видящие цели и упорно к ним стремящиеся достигают какого-то успеха в жизни. Достаточно ли в Вас этой настойчивости? Непрофессиональный тест для изучения уровня мотивированности на личное богатство. Данный тест призван помочь разобраться в тонком вопросе, не слишком ли Вы самоуверенный человек. С помощью данного теста можно проверить свои представления о характере и поведении, присущих людям разного пола, знание социальных стереотипов. Анализ рисунков, которые делаются во время скучных совещаний или просто от нечего делать: разных узоров в блокноте, на листке бумаги. Данный тест поможет Вам разобраться, на самом ли деле Вы обидчивы, как Вам приходится иногда слышать. Или же Вы сама терпимость. Уровень тревоги. Вы просто пессимист или болезненный пессимист? Вы здоровый оптимист или же необузданно легкомысленны? Каков он, отец семейства?.. Чтобы узнать это лучше, жена должна ответить на 24 вопроса. Рациональный ханжа или буйный развратник. Большинство людей проводит на работе около 8 часов в день и общаются со своими коллегами не меньше, чем с родными. Поэтому отношения с коллегами - важный элемент жизни человека. Плохие отношения с коллегами могут не только повредить карьере, делу, но и очень надолго вывести любого челоека из равновесия. Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым -психологом Медицинского центра Университета Бостона. Отношение к нынешней работе. Вероятность мастурбации. Возможность эксгибиционизма. Предрасположенность к деформированным отношениям со сверстниками. Борец за правду или приспособленец? Предназначен для самотестирования. Оценка собственных предпринимательских способностей. Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приянты в общении. В странах, уделяющих пристальное внимание изучению работоголизма, таких, как Япония, США и Канада, используются полуструктурированные интервью для выявления работоголизма. Одним из таких интервью является вопросник, предложенный Б. Киллинджер. Давно замечено, что мужчины и женщины зачастую очень сильно различаются в своем поведении. Опыты психологов показали, что в присутствии других людей эти различия проявляются вдвойне. Объясняется это тем, что мы привыкли играть роли, роли мужчин и роли женщин. Как говаривал Шекспир, "Весь мир театр, и люди в нем актеры". А знаете ли Вы свою роль? Бдительны и дотошны или же мечтательны и рассеянны? Самоанализ степени ревнивости. Решительны ли вы? Ответьте на теста, и, наверное, после этого можете смелее ответить на этот вопрос. Уровень честолюбия и готовности к карьере. Есть ли некоторая склонность к манипуляциям или же инграммы стали для вас привычными в спектре проявления эмоций. Импульсивность. Эмоциональная возбудимость. Аффективность. Воспроизводимость неотреагированных переживаний. Завышенная гипертимия обычно приводит к некритическому проявлению активности. Личность больше претендует, чем знает, умеет и делает, она норовит за все браться, всех критиковать и поучать, старается привлечь к себе внимание любой ценой. Излишняя энергия мешает четкому и логичному мышлению, поэтому гипертимика часто "заносит". Уровень немотивированной тревожности. Тест предназначен для самотестирования. Диагностирует наличие или отсутствие синдрома саморазрушения, то есть склонности к саморазрушению, самоагрессии, самотравматизму. Склонность к сниженному настроению. Склонность к фрустрации. Склонность к циклотимности. Склонность к эйфории. Склонность к экзальтированности. Данный тест составлен американскими медиками. Советую Вам ответить наиболее искренне, не кривя душой. Особо следует обратить внимание на то, что результаты этого теста не являются окончательным "диагнозом". Может быть, вам необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. Иногда полезно быть жестким руководителем. Здесь однако необходима трезвая оценка особенностей стиля своего руководства и своего характера. Чтобы помочь вам в такой самооценке, американскими специалистами по управлению был разработан несложный, но полезный тест. В его основе тезис о том, что каждый руководитель располагает двумя видами психических ресурсов: Д-ресурсами и В-ресурсами. ... Степень напряженности в отношениях. Уровень уважения к чувствам партнера. Умение уступать. Тест предназначен для самотестирования. Есть ли у Вас настоящая страсть к путешествиям или же Вы домосед? Опросник предназначен для выявления уровня тревожности человека по отношению к собственным ошибкам. Косвенно также помогает судить об отношении к мнению окружающих, о стремлении к объективности, склонности к самообману и использованию психологических Вы непреклонны и, простите, упрямы? Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума? По мнению Карла Густава Юнга, есть два варианта приспособиться к окружающему миру. Один из них - экспансия: постоянно общаться, расширять контакты, деловые связи, брать все, что дает жизнь. Таков экстраверт. Интроверты, наоборот, ограничивают свои контакты, замыкаются в себе, как бы прячась в скорлупу. Очень неуверен в себе, уверен в себе или же слишком самоуверен? Вопросы к мужу. Вопросы к жене. Вы хороший дипломат? Вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно? Ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе?