Главная · Изжога и отрыжка · Повышенный уровень тревожности. Тревожное расстройство: симптомы, лечение, виды. Почему возникают тревожные расстройства

Повышенный уровень тревожности. Тревожное расстройство: симптомы, лечение, виды. Почему возникают тревожные расстройства

Без него невозможно прожить. Речь идет про малоприятное и смутное состояние, именуемое тревогой или беспокойством. Такие ощущения возникают, когда человек ждет чего-то плохого: плохих вестей, неблагоприятного течения событий или исхода чего-либо. Несмотря на то что многие рассматривают тревожность, как что-то негативное, ее нельзя считать 100% плохим или хорошим состоянием. В некоторых ситуациях она может быть даже полезной. В каких именно? Давайте разбираться вместе.

Тревожное расстройство: что это?

В первую очередь стоит отметить, что беспокойство и тревога имеют немного общего с понятием «страх». Последний является предметным – его вызывает что-то. Беспокойство может возникнуть без видимой на то причины и тревожить человека долгое время.

Одним из видов расстройств, которое может возникнуть у человека, является тревожное расстройство. Это – специфическое психоэмоциональное состояние, которое имеет свои симптомы. Время от времени каждый индивид может испытывать беспокойство в силу тех или иных обстоятельств.

Появление тревожности – довольно серьезный сигнал, заявляющий о том, что с организмом происходят изменения. Следовательно, можно сделать вывод, что тревожность и беспокойство являются своеобразным фактором приспособления человека к окружающей его среде, но только в том случае, если тревога не является чрезмерно выраженной и не доставляет человеку дискомфорт.

Почему возникают тревожные расстройства


Несмотря на все достижения науки и техники, ученым и врачам до сих пор так и не удалось детально определить, кто же они – основные «виновники», вызывающие такую патологию, как тревожность. У некоторых людей состояние тревоги и беспокойство могут появиться вообще без видимых на то причин и раздражающих объектов. Основными причинами тревоги могут считаться:

  • Стрессовые ситуации (тревога возникает, как ответ организма на раздражитель).
  • Серьезные соматические болезни (сами по себе выступают причиной беспокойства. Самые распространенные из них – бронхиальная астма, болезни сердечно-сосудистой системы, травмы головного мозга, нарушения в работе эндокринной системы и т.п.).
  • Прием определенных лекарственных препаратов и наркотиков (так, резкая отмена постоянного приема успокаивающих препаратов может вызвать безосновательные переживания).
  • Рост концентрации в воздухе углекислого газа (способствует усугублению тревожного беспокойства и более болезненному восприятию паталогического состояния).
  • Индивидуальные характеристики темперамента (некоторые люди очень восприимчивы к любым изменениям в окружающей среде и реагируют на перемены пугливостью, замкнутостью, беспокойством, стеснительностью или тревожностью).

Ученые выделяют две основные теории появления тревожных патологий

Психоаналитическая. Данный подход рассматривает тревожность, как некий сигнал, говорящий про образование недопустимой потребности, которую «страдающий» старается предотвратить на бессознательном уровне. В такой ситуации симптоматика беспокойства довольно размытая и являет собой частичное сдерживание запрещенной потребности или ее вытеснение.

Биологическая. Говорит о том, что любая тревожность – результат биологических отклонений в организме. При этом на фоне изменений в организме происходит активная выработка нейромедиаторов.

Тревога и тревожное расстройство (видео)


Информационное видео о причинах появления, симптомах, видах и эффективных способах лечения и избавления от малоприятного явления.

Тревожная симптоматика

В первую очередь определяется индивидуальными особенностями человека и его психоэмоциональным состоянием. Кто-то начинает беспричинно беспокоиться совсем внезапно. Кому-то для возникновения чувства тревоги достаточно небольшого раздражающего фактора (к примеру, просмотра выпуска новостей с очередной порцией не слишком приятных вестей).

Одни люди – борцы, которые ведут активное противостояние негативным мыслям и навязчивым страхам. Другие – живут в состоянии круглосуточной напряженности, стараясь не замечать, что явная патология доставляет определенный дискомфорт.

В жизни тревожные патологии проявляют себя симптоматикой физического или эмоционального плана.

Эмоции превыше всего . Выдают себя безмерным страхом, неоправданной тревожностью, чрезмерной раздражительностью, неспособностью сосредоточиться, а также излишним эмоциональным беспокойством.



Физические проявления . Встречаются не менее часто и, как правило, всегда сопровождают эмоциональные симптомы. К таковым относятся: учащенный пульс и частые позывы к опорожнению мочевого пузыря, тремор конечностей, обильное потоотделение, мышечные спазмы, одышка, .

Дополнительная информация. Часто человек может спутать физические проявления тревожной патологии и принять их за болезни органов или их систем.

Депрессия и тревога: есть ли взаимосвязь?

Люди, страдающие затяжной депрессией, не понаслышке знают о том, что такое тревожное расстройство. Врачи убеждены, что депрессия и тревожные расстройства – понятия, которые находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому они практически всегда сопровождают друг друга. При этом между ними существует тесная психоэмоциональная взаимосвязь: тревога способна усилить депрессивное состояние, а депрессия, в свою очередь, усилить состояние тревоги.

Тревожное расстройство генерализованного типа

Особый тип психического расстройства, который проявляется общей тревожностью в течение длительного промежутка времени. При этом чувство беспокойства и тревоги не имеет никакого отношения к какому-либо событию, предмету или ситуации.

Генерализованным тревожным расстройствам присуща:

  • продолжительность (устойчивость в течение полугода и более);
  • генерализованность (тревога проявляется в ожидании чего-то плохого в повседневной жизни, плохих предчувствий);
  • нефиксированность (чувство тревоги не имеет ограничений относительно вызывающих его событий и факторов).



Основные симптомы генерализованного расстройства:
  • опасения (чувства, которые практически невозможно проконтролировать, беспокоящие человека долгое время);
  • моторное напряжение (проявляется мышечными спазмами, мигренями, дрожью в руках и ногах, неспособностью расслабиться длительное время);
  • гиперактивность ЦНС (основные проявления – чрезмерная потливость, головокружения, учащенный пульс, сухость во рту и т.п.);
  • желудочно-кишечные ( , повышенное газообразование, );
  • дыхательные (затрудненное дыхание, ощущение сжатия в груди и т.п.);
  • урогенитальные (у представителей сильного пола могут проявиться отсутствием эрекции или снижением полового влечения, у женщин – нарушениями менструального цикла).

Генерализованное расстройство и сон

В большинстве случаев люди, страдающие данным видом расстройства, мучаются от бессонницы. Трудности возникают при засыпании. Сразу после сна может чувствоваться легкое ощущение тревоги. Ночные кошмары – частые спутники людей, страдающих тревожными расстройствами генерализованного типа.

Дополнительная информация. Генерализованные расстройства часто приводят к переутомлению и истощению организма ввиду длительного отсутствия полноценного спокойного ночного сна.

Как распознать человека с генерализованным расстройством

Индивиды с таким типом тревожного расстройства очень выделяются на фоне здоровых людей. Лицо и тело всегда напряжены, брови – нахмурены, кожа – бледная, а сам человек тревожен и беспокоен. Многие пациенты отрешены от окружающего мира, замкнутые и депрессивные.

Генерализованное тревожное расстройство: симптомы и лечение (видео)

Тревожные расстройства – сигнал опасности или безобидное явление? Генерализованное тревожное расстройство: симптоматика и основные методы лечение.

Расстройство тревожно-депрессивного типа

Качество жизни человека во многом зависит от его психоэмоционального состояния. Настоящим бичом современности стало такое заболевание, как тревожно-депрессивное расстройство. Недуг способен качественно изменить жизнь индивида в худшую сторону.

Другое название расстройств данного типа, которое более применяемо и хорошо известно в обществе – невротические расстройства (неврозы). Они представляют собой совокупность разных симптомов, а также отсутствие осознания наличия заболевания психогенного типа.

Дополнительная информация. Риск возникновения невроза в течение жизни у среднестатистического человека составляет 20-25%. За квалифицированной помощью к специалистам обращается лишь треть людей.


Симптоматика расстройств данного типа делится на два вида проявлений: клинические и вегетативные.

Клинические симптомы . Здесь, прежде всего, речь идет про резкие перепады настроения, постоянное ощущение навязчивой тревоги, сниженную концентрацию внимания, рассеянность, пониженную способность воспринимать и усваивать новую информацию.

Вегетативные симптомы . Могут проявить себя повышенным потоотделением, учащенным сердцебиением, частыми позывами к мочеиспусканию, резями в животе, дрожью в теле или ознобом.

Большинство из вышеперечисленных симптомов испытывают многие люди в банальной стрессовой ситуации. Для постановки диагноза «тревожно-депрессивное расстройство» необходимо сочетание как минимум нескольких симптомов, которые мучают человека месяцами.

Кто в группе риска

Более предрасположены к возникновению тревоги и беспокойства:
  • Женщины. Ввиду большей эмоциональности, нервозности и способности длительное время накапливать и не сбрасывать нервное напряжение. Одним из факторов, провоцирующих неврозы у женщин, являются резкие изменения гормонального фона – во время беременности, перед месячными, в период менопаузы, во время лактации и т.п.
  • Безработные. Чаще подвержены возникновению тревожно-депрессивных расстройств, чем занятые индивиды. Для большинства людей отсутствие постоянного места работы и финансовой самостоятельности является угнетающим фактором, который довольно часто приводит к возникновению пагубных привычек – алкоголизму, курению и даже наркомании.
  • Люди с наследственной предрасположенностью к возникновению тревожных расстройств (дети, родители которых страдали или страдают тревожными расстройствами, подвержены большему риску возникновения малоприятного недуга).
  • Люди преклонного возраста (после того, как человек теряет ощущение собственной социальной значимости – уходит на пенсию, дети обзаводятся своей семьей, кто-то из друзей умирает и т.п., у него часто развиваются расстройства невротического типа).
  • Люди, страдающие серьезными соматическими заболеваниями .

Панические атаки

Еще одним из особых видов тревожных расстройств являются , для которых характерны те же симптомы, что и для других видов тревожных расстройств (беспокойство, учащенный пульс, потливость и т.п.). Продолжительность панических атак может быть различной – от нескольких минут до часа. Чаще всего такие приступы возникают непроизвольно. Иногда – при сильном стрессовом состоянии, злоупотреблении алкоголем, умственном перенапряжении. Во время панических атак человек может полностью потерять контроль над собой и даже сойти с ума.


Диагностика тревожных расстройств

Поставить диагноз может исключительно врач-психиатр. Для подтверждения диагноза необходимо, чтобы первичная симптоматика недуга сохранялась в течение нескольких недель или месяцев.

Проблемы с установкой диагноза возникают редко. Более проблематично определить конкретный вид такого расстройства, так как большинство из них имеют схожую симптоматику.

Чаще всего во время приема психиатр проводит особые психологические тесты. Они позволяют уточнить диагноз и более детально изучить суть проблемы.

Если возникли подозрения относительно наличия у пациента тревожного расстройства, врач оценивает следующие моменты:

  • наличие или отсутствие комплекса характерных симптомов;
  • продолжительность тревожных симптомов;
  • не является ли тревожность банальной реакцией на стрессовую ситуацию;
  • нет ли взаимосвязи симптомов с наличием заболеваний органов и их систем.

Важно! В процессе диагностики тревожных расстройств на первое место выходит необходимость определения причин и провоцирующих факторов, которые привели к появлению или усугублению жалоб.

Основные методы лечения

Основные методы лечения различных видов тревожных расстройств:

Противотревожное медикаментозное лечение . Назначается в случае усугубленного течения заболевания и может включать в себя прием:

  • антидепрессантов;
  • бета-адреноблокаторов;
  • транквилизаторов.



Важно! Медикаментозная терапия оказывает положительный эффект только в сочетании с сеансами психотерапии.


Противотревожная психотерапия . Главная задача – избавить человека от негативных шаблонов мышления, а также мыслей, которые усиливают тревожное состояние. Чтобы устранить чрезмерное беспокойство, в большинстве случаев достаточно от 5 до 20 сеансов психотерапии.

Конфронтация . Один из способов лечения повышенной тревожности. Суть метода состоит в создании тревожной ситуации, в которой человек испытывает страх в неопасной для него среде. Главная задача пациента – взять ситуацию под контроль и совладать со своими эмоциями. Неоднократное повторение таковой ситуации, и выход из нее вселяет в человека уверенность в собственных силах и понижает уровень тревожности.

Гипноз . Быстрый и довольно эффективный способ избавиться от назойливого тревожного расстройства. Во время погружения в гипноз врач сталкивает пациента лицом к лицу с его страхами и помогает их преодолеть.

Физическая реабилитация . Специальный тридцатиминутный комплекс упражнений, большая часть которых позаимствована из йоги, помогает снять нервное напряжение, усталость, излишнюю тревожность и улучшить общее самочувствие.

В большинстве случаев тревожные расстройства не требуют назначения медикаментозной терапии. Симптомы заболевания отступают сами собой после беседы с профессиональным психиатром или психологом, в ходе которой специалист озвучивает убедительные доводы и помогает по-другому посмотреть на собственную тревожность, беспокойство, страхи и причины, которые их вызывают.

Лечение тревожных расстройств у детей

В ситуации с детьми на помощь приходит поведенческая терапия в сочетании с медикаментозным лечением. Принято считать, что именно поведенческая терапия является наиболее эффективным методом избавления от беспокойства.



В ходе сеансов психотерапии врач моделирует ситуации, которые вызывают страх и негативные реакции у ребенка, и помогает подобрать комплекс мер, которые способны предотвратить появление негативных проявлений. Медикаментозная терапия в большинстве случаев дает кратковременный и не такой результативный эффект.

Меры профилактики

Как только появились первые «тревожные звоночки», не стоит откладывать визит к врачу в долгий ящик и ждать, когда все пройдет само собой. Тревожные расстройства значительно ухудшают качество жизни индивида и имеют тенденцию к хроническому течению. Следует своевременно посетить психотерапевта, который поможет максимально быстро избавиться от тревожности и забыть о проблеме.

Чтобы справиться с ежедневным напряжением, беспокойством и не допустить развития тревожного расстройства, следует:

  • откорректировать режим питания (если не удается регулярно и полноценно питаться, то стоит регулярно принимать специальные витаминные комплексы);
  • по возможности ограничить употребление кофе, крепкого чая, алкоголя (эти продукты могут спровоцировать нарушения сна и привести к паническим атакам);
  • не пренебрегать отдыхом (полчаса занятий любимым делом, которое доставляет удовольствие, поможет снять стресс, чрезмерную усталость и тревожность);
  • исключить из списка дел те, которые не дают удовлетворения и вызывают негативные эмоции;
  • не забывать о физической активности (занятия спортом или банальная уборка дома помогут переключиться и заставить тело «забыть» о проблеме);
  • стараться не нервничать по пустякам (пересмотрите свое отношение к беспокойству и факторам, которые его вызывают).
Тревожное расстройство – далеко не безобидное явление, а серьезная патология психоневротического характера, которая негативно сказывается на качестве жизни человека. Если появились какие-либо симптомы недуга – не стоит медлить с посещением врача. Современная медицина предлагает эффективные стратегии и методики лечения, которые дают стойкий и продолжительный результат и позволяют забыть о проблеме на долгое время.

Следующая статья.

В нашей работе мы рассматриваем такое эмоциональное состояние, как тревожность и ее проявления.

В психологической литературе встречаются разные трактовки понятия «тревожность», хотя большинство исследователей сходятся в том, чтобы рассматривать это понятие дифференцированно как ситуативное явление и как личностную особенность.

Тревожность представляет собой устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги . На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. Она может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от необходимости разрешить проблему. В ряде случаев тревожность является одним из составных компонентов психических расстройств, самыми распространенными среди которых являются неврозы .

Психологический словарь дает такое определение тревожности: «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» .

С понятием «тревожность» тесно связано понятие «тревога». Разграничивая эти два понятия, можно сказать, что, в отличие от тревожности, тревогу большинство авторов относят к эмоциональному состоянию.

При любом нарушении баланса системы человек - среда недостаточность психических или физических ресурсов личности для удовлетворения актуальных потребностей, рассогласование самой системы потребностей, опасения, связанные с вероятной неспособностью реализовать свои цели в будущем являются источником тревоги .

По мнению Ф.Б. Березина, тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, характер и (или) время возникновения которой не поддаются предсказыванию, как чувство опасения и тревожного ожидания, как неопределенное беспокойство, представляет собой результат возникновения или ожидания фрустрации и механизм психического стресса .

Также Ф.Б. Березин отмечает, что с возникновением тревоги связано усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации, причем уменьшение интенсивности тревоги воспринимается как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения, как восстановление ранее нарушенной адаптации. В отличие от боли, тревога - сигнал опасности, которая еще не реализована .

Как показано Ю.Ф. Антроповым, к настоящему времени установлен и не подлежит сомнению тезис о двойном выражении эмоций - психологическом и физиологическом . Г.И. Каплан и Б.Д. Сэдок к основным соматическим симптомам тревоги относят следующие показатели: дрожь, подергивание, сотрясение тела, боль в спине, головная боль, мышечное напряжение, нехватка воздуха, гипервентиляция, утомляемость, реакция на испуг, гиперактивность вегетативной нервной системы, гиперемия, бледность, тахикардия, учащенное сердцебиение, потливость, похолодение рук, диарея, сухость во рту, учащенное мочеиспускание, парестезия, затруднения при глотании. Среди психологических симптомов авторы выделяют ощущение опасности, снижение способности к концентрации внимания, сверхнастороженность, нарушение сна, снижение либидо, «ком в горле», желудочно-кишечные расстройства .

Свои определения понятию «тревога» давали также В.М. Астапов, Р. Лазарус, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, Р. Мартене и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более распространенной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, схожее с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Изард считает, что нельзя отождествлять страх с тревогой. Страх, по его мнению, - это «совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию» . А тревогу он обозначает как комбинацию, или паттерн эмоций, и эмоция страха - лишь одна из них .

Гольдштейн определяет тревогу как «субъективное восприятие чрезвычайных обстоятельств» . Он отмечает, что тревога возникает, потому что в чрезвычайных ситуациях человек не может справиться с требованиями окружающей среды и поэтому ощущает угрозу своему существованию (или своим ценностям, которые важны для его существования) . В своих работах Гольдштейн поднимает такой вопрос: почему у эмоции тревоги нет соответствующего ей объекта? Он утверждает, что проблемой является не разделение тревоги и страха, а их обоснование. «Когда сильная эмоция возникает, легко видеть, что человек не способен сказать и не знает, чего он боится. Конечно, для тревоги часто находятся «псевдообъекты», как это бывает при фобиях и суевериях. Тревога часто смещается на любой подходящий объект; чаще всего освобождение от мук, которые доставляет тревога, происходит, если страдающий человек может связать тревогу с каким-нибудь объектом. Псевдообъекты, которые существуют для тревожного человека, не следует путать с реальными источниками тревоги» .

Фрейд считал, что тревога, в отличие от страха, характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае землетрясения, или внутренними, такими, как слабость, трусость, безынициативность. Поэтому одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью .

Нормальная тревога отличается от невротической тем, что: 1) не является непропорциональной объективной угрозе; 2) не связана с подавлением или другими механизмами интрапсихического конфликта; 3) ею не управляют невротические защитные механизмы, и поэтому ей можно конструктивно противостоять на уровне сознания; кроме того, она прекращает действовать, если объективная ситуация меняется .

Фрейд утверждал, что, независимо от внешнего впечатления, опасность, которой страшатся при невротической тревоге, является столь же реальной, как и та, что вызывает объективную тревогу. Различие заключается в том, что при неврозе опасность обусловлена субъективными факторами .

Исследуя природу субъективных факторов, Фрейд связывает невротическую тревогу с инстинктивными источниками. Другими словами, источником опасности, согласно Фрейду, является величина инстинктивного напряжения или карающая сила Сверх-Я; опасности подвергается Я; беспомощность порождается слабостью Я, его зависимостью от Оно и Сверх-Я .

В 1967 году Ф.Б. Березиным было введено понятие «тревожный ряд». Явления тревожного ряда - это «эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги» . Тревожный ряд в порядке нарастающей тяжести включает в себя следующие уровни: внутренняя напряженность - гиперестезические реакции - собственно тревогу - страх - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - тревожно-боязливое возбуждение . Остановимся более подробно на каждом уровне тревожного ряда.

Наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутренней напряженности . Это выражается в переживаниях напряженности, дискомфорта, настороженности. Само по себе это ощущение не несет признака угрозы, лишь служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Этот уровень тревоги имеет самое большое адаптивное значение .

На втором уровне тревожного ряда гиперестезические реакции сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. «Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску. На этом основывается недифференцированное реагирование, определяемое как раздражительность» .

Третий уровень тревожного ряда - собственно тревога - проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности . Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с отсутствием или малым количеством информации, позволяющей анализировать ситуацию.

Страх - четвертый уровень тревожного ряда - возникает при нарастании тревоги и проявляется в конкретизации неопределенной опасности. Причем объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную, действительную угрозу .

Пятый уровень тревожного ряда - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы - возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы. Это переживание связано не с содержанием страха, а с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызывать и неопределенная, но очень сильная тревога .

Шестой уровень тревожного ряда, наиболее высокий, - тревожно-боязливое возбуждение - выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума .

В большинстве случаев смена элементов тревожного ряда происходит постепенно. Как правило, между стабильностью состояния и выраженностью тревожных расстройств существует обратная зависимость: наиболее стабильны состояния, характеризующиеся внутренней напряженностью, наименее стабильны те, картина которых определяется ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы и тревожно-боязливым возбуждением .

Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность). Очень высокий уровень тревожности, как и очень низкий, называются дезадаптивной реакцией, которая проявляется в общей дезорганизованности поведения.

Большинство современных исследователей, таких, как Г.Ш. Габдреева, Ю.Л. Ханин, Ф.Б. Березин, А.М. Прихожан, выделяют оптимальный уровень тревожности, который обеспечивает надежное, стабильное и качественное выполнение деятельности с достижением реально доступных для человека результатов.

Таблица 1. Критерии уровней тревожности

Критерии

Уровень тревожности

Нервно-психическое напряжение

Не выражено

Усиливается, может сопровождаться гиперестезической реакцией

Выраженное, присоединяется гиперестезическая реакция

Психоэмоциональный дискомфорт

Ощущается, но без оттенка угрозы

Усиливается, ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную окраску

Появляется чувство неясной опасности, неопределенной угрозы

Способность к адаптации

Высокая, причем стимулируется ситуацией

Нарушение адаптации в связи с образованием в коре головного мозга застойного очага возбуждения и нарушением дифференцировки стимулов

Нарушение вплоть до дезадаптации

Поведение

Нет нарушения поведения, наоборот, происходит мобилизация активности

Пока нет нарушения поведения, но происходит генерализация бдительности

Нарушение вплоть до полной дезорганизации и невозможности целенаправленной деятельности

Таким образом, тревожность - индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.

Тревожность – склонность человека ощущать сильную тревогу и страх, часто безосновательно. Она проявляется психологическим предвидением угрозы, дискомфортом и другими негативными эмоциями. В отличие от фобии, при тревоге человек не может точно назвать причину страха – она остается неопределенной.

Распространенность тревожности . Среди детей в средней школе тревожность достигает 90%. Среди взрослых 70% страдают от повышенной тревожности в разные периоды жизни.

Психологические симптомы тревожности могут проявляться периодически или большую часть времени:

  • чрезмерные переживания без повода или по незначительной причине;
  • предчувствие беды;
  • необъяснимый страх, перед каким-либо событием;
  • чувство незащищенности;
  • неопределенный страх за жизнь и здоровье (личное или членов семьи);
  • восприятие обычных событий и ситуаций, как опасных и недружелюбных;
  • подавленное настроение;
  • ослабление внимания, отвлечение на тревожные мысли;
  • сложности в учебе и работе из-за постоянной напряженности;
  • повышенная критичность к себе;
  • «прокручивание» в голове собственных действий и высказываний, повышенные переживания по этому поводу;
  • пессимизм.
Физические симптомы тревожности объясняются возбуждением вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Выражены незначительно или умеренно:
  • учащенное дыхание;
  • ускоренное сердцебиение;
  • слабость;
  • ощущение кома в горле;
  • повышенная потливость;
  • покраснение кожи;
Внешние проявления тревожности . Тревожность у человека выдают различные поведенческие реакции, например:
  • сжимает кулаки;
  • щелкает пальцами;
  • теребит одежду;
  • облизывает или кусает губы;
  • грызет ногти;
  • потирает лицо.
Значение тревожности . Тревогу принято считать защитным механизмом, который должен предупреждать человека о надвигающейся опасности из вне или о внутреннем конфликте (борьба желаний с совестью, представлениями о морали, социальными и культурными нормами). Это, так называемая, полезная тревожность . В разумных пределах она помогает избежать ошибок и поражений.

Повышенная тревожность считается патологическим состоянием (не болезнью, но отклонением от нормы). Часто она является реакцией на перенесенные физические или эмоциональные стрессы.

Норма и патология. Нормой считается умеренная тревожность , связанная с тревожными чертами характера . В этом случае у человека часто появляется тревога и нервное напряжение по самым незначительным поводам. При этом вегетативные симптомы (перепады давления, учащенное сердцебиение) проявляются очень незначительно.

Признаками психических расстройств являются приступы сильной тревоги , длящиеся от нескольких минут до нескольких часов, во время которых ухудшается самочувствие: слабость, боль в грудной клетке, чувство жара, дрожь в теле. В этом случае тревога может быть симптомом:

  • Тревожного расстройства;
  • Панического расстройства с паническими атаками;
  • Тревожной эндогенной депрессии;
  • Обсессивно-компульсивного расстройства;
  • Истерии;
  • Неврастении;
  • Посттравматического стрессового расстройства.
К чему может привести повышенная тревожность. Под влиянием тревоги происходят нарушения поведения.
  • Уход в мир иллюзий. Часто тревога не имеет четкого предмета. Для человека это оказывается более мучительным, чем страх чего-то конкретного. Он придумывает причину страха, тогда на основе тревожности развиваются фобии.
  • Агрессивность. Возникает, если у человека повышена тревожность и занижена самооценка. Для того, чтобы избавиться от гнетущего чувства он унижает других людей. Такое поведение приносит лишь временное облегчение.
  • Безынициативность и апатия , которые являются последствием длительной тревог и связаны с истощением душевных сил. Снижение эмоциональных реакций мешает разглядеть причину вызывающую тревожность и устранить ее, а также ухудшает качество жизни.
  • Развитие психосоматического заболевания . Физические симптомы тревожности (сердцебиение, спазмы кишечника) усугубляются и становятся причиной заболевания. Возможные последствия: язвенный колит, язва желудка, бронхиальная астма, нейродермит.

Почему возникает тревожность?

На вопрос: «Почему возникает тревожность?» нет однозначного ответа. Психоаналитики говорят, что причина в том, что желания человека не совпадают с возможностями или противоречат морали. Психиатры считают, что виной всему неправильное воспитание и стрессы. Нейробиологи утверждают, что основную роль играют особенности протекания нейрохимических процессов в мозге.

Причины развития тревожности

  1. Врожденные особенности нервной системы. В основе тревожности лежит врожденная слабость нервных процессов, которая характерна для людей с меланхолическим и флегматическим темпераментом. Повышенные переживания вызваны особенностями нейрохимических процессов, которые протекают в мозге. Эту теорию доказывает факт, что повышенная тревожность передается по наследству от родителей, следовательно, она закреплена на генетическом уровне.
  2. Особенности воспитания и социальная среда. Развитие тревожности могут спровоцировать чрезмерная опека родителей или недружелюбное отношение со стороны окружающих. Под их влиянием тревожные черты личности становятся заметны уже в детстве или проявляются в зрелом возрасте.
  3. Ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья. Это могут быть тяжелые заболевания, нападения, автомобильные аварии, катастрофы и другие ситуации, которые вызвали у человека сильный страх за свою жизнь и благополучие. В дальнейшем эта тревога распространяется на все обстоятельства, которые ассоциируются с данной ситуацией. Так человек, переживший автомобильную аварию, испытывает тревогу за себя и близких, которые едут в транспорте или переходят дорогу.
  4. Повторяющиеся и хронические стрессы. Конфликты, проблемы в личной жизни, умственные перегрузки в школе или на работе истощают ресурсы нервной системы. Замечено, что чем больший негативный опыт у человека, тем выше его тревожность.
  5. Тяжелые соматические заболевания. Болезни, сопровождающиеся сильной болью, стрессом, высокой температурой, интоксикацией организма нарушают биохимические процессы в нервных клетках, что может проявляться тревожностью. Стресс, вызванный опасным заболеванием, вызывает склонность к негативному мышлению, что также повышает тревожность.
  6. Гормональные нарушения. Сбои в работе эндокринных желез приводят к изменению гормонального баланса, от которого зависит стабильность нервной системы. Часто тревожность связана с излишком гормонов щитовидной железы и нарушением в работе яичников. Периодическая тревожность, вызванная нарушением выработки половых гормонов, наблюдается у женщин в предменструальный период, а также во время беременности, после родов и абортов, при менопаузе.
  7. Неправильное питание и дефицит витаминов. Нехватка питательных веществ приводит к нарушениям обменных процессов в организме. А мозг особенно чувствителен к голоданию. На выработку нейромедиаторов негативно влияет недостаток глюкозы, витаминов группы В и магния.
  8. Отсутствие физических нагрузок. Сидячий образ жизни и отсутствие регулярных физических упражнений нарушают обмен веществ. Тревожность – результат этого дисбаланса, проявляющийся на психическом уровне. И наоборот, регулярные тренировки активизируют нервные процессы, способствуют выбросу гормонов счастья и устранению тревожных мыслей.
  9. Органические поражения головного мозга, при которых нарушается кровообращение и питание мозговой ткани:
  • Перенесенные в детстве тяжелые инфекции;
  • Травмы, полученные во время родов;
  • Нарушения мозгового кровообращения при атеросклерозе, гипертонической болезни, возрастных изменениях;
  • Изменения, вызванные алкоголизмом или наркоманией.
Психологи и нейробиологи сошлись на мысли, что тревожность развивается, если у человека есть врожденные особенности работы нервной системы, на которые наслоились социальные и психологические факторы.
Причины повышенной тревожности у детей
  • Чрезмерная опека со стороны родителей, которые слишком оберегают ребенка, боятся болезней, травм и демонстрируют свой страх.
  • Беспокойство и мнительность родителей.
  • Алкоголизм у родителей.
  • Частые конфликты в присутствии детей.
  • Неблагополучные отношения с родителями. Отсутствие эмоционального контакта, отстраненность. Недостаток ласки.
  • Страх разлуки с матерью.
  • Агрессия родителей по отношению к детям.
  • Чрезмерная критика и завышенные требования к ребенку со стороны родителей и преподавателей, результатом которых становятся внутренние конфликты и сниженная самооценка.
  • Страх не оправдать ожидания взрослых: «Если я ошибусь, то меня не будут любить».
  • Непоследовательные требования родителей, когда мать разрешает, а отец запрещает или «Вообще нельзя, но сегодня можно».
  • Соперничество в семье или классе.
  • Страх быть отверженным сверстниками.
  • Несамостоятельность ребенка. Неумение самостоятельно одеться, поесть, лечь спать в соответствующем возрасте.
  • Детские страхи, связанные со страшными сказками, мультфильмами, фильмами.
Прием некоторых лекарственных средств также может повышать тревожность у детей и взрослых:
  • препараты, содержащие кофеин – цитрамон, лекарства от простуды;
  • препараты, содержащие эфедрин и его производные – бронхолитин, БАДы для похудения;
  • тиреоидные гормоны – L-тироксин, алостин;
  • бета-адреностимуляторы – клофелин;
  • антидепрессанты – прозак, флуоксикар;
  • психостимуляторы – дексамфетамин, метилфенидат;
  • сахаропонижающие средства – новонорм, диабрекс;
  • наркотические анальгетики (при их отмене) – морфин, кодеин.

Какие виды тревожности существуют?


По причине развития
  • Личностная тревожность – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
  • Ситуативная (реактивная) тревожность – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.
По сфере возникновения
  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения;
  • Межличностная – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
  • Связанная с представлениями о себе – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
  • Социальная – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
  • Тревожность выбора – неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.
По воздействию на человека
  • Мобилизующая тревожность – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
  • Расслабляющая тревожность – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.
По адекватности ситуации
  • Адекватная тревожность – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
  • Неадекватная тревожность – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.
По выраженности
  • Пониженная тревожность – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
  • Оптимальная тревожность – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
  • Повышенная тревожность – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.

К какому врачу обращаться с тревожностью?

Люди с тревожными чертами характера не нуждаются в лечении, поскольку «характер не лечится». Снизить тревожность им помогает полноценный отдых на протяжении 10-20 дней и устранение стрессовой ситуации. Если через несколько недель состояние не нормализовалось, то необходимо обратиться за помощью к психологу . При выявлении им признаков невроза, тревожного расстройства или других нарушений он порекомендует обратиться к психотерапевту или психиатру .

Как производится коррекция тревожности?

Коррекция тревожности должна начинаться с установки точного диагноза. Поскольку при тревожной депрессии могут понадобиться антидепрессанты, а при неврозе транквилизаторы, которые будут неэффективны при тревожности. Основным методом лечения тревожности, как особенности личности, является психотерапия.
  1. Психотерапия и психологическая коррекция
Воздействие на психику человека, страдающего повышенной тревожностью, проводится с помощью бесед и различных методик. Эффективность такого подхода при тревожности высока, но требует времени. Коррекция может занять от нескольких недель до года.
  1. Поведенческая психотерапия
Поведенческая или бихевиоральная психотерапия призвана изменить реакцию человека на ситуации, вызывающие тревогу. На одну и ту же ситуацию можно реагировать по-разному. Например, отправляясь в поездку можно представлять опасности, которые подстерегают в дороге, а можно радоваться возможности увидеть новые места. У людей с повышенной тревожностью всегда негативное мышление. Они думают об опасностях и трудностях. Задача поведенческой психотерапии – изменить шаблон мышления на позитивный.
Лечение проводят в 3 этапа
  1. Определить источник тревоги . Для этого необходимо ответить на вопрос: «О чем вы думали перед тем, как ощутили тревогу?». Данный объект или ситуация, скорее всего, является причиной тревоги.
  2. Усомниться в рациональности негативных мыслей . «Насколько велик шанс, что худшие опасения сбудутся?» Обычно он ничтожно мал. Но если даже худшее произойдет, то в абсолютном большинстве случаев выход все равно есть.
  3. Заменить негативные мысли на позитивные. Пациенту предлагается заменить мысли позитивными и более реальными. Затем, в момент возникновения тревоги повторять их про себя.
Поведенческая терапия не устраняет причину повышения тревожности, но учит мыслить рационально и контролировать свои эмоции.
  1. Экспозиционная психотерапия

Данное направление основывается на систематическом снижении чувствительности к ситуациям, вызывающим тревогу. Этот подход применяется в том случае, если тревога связана с конкретными ситуациями: боязнью высоты, страхом перед публичными выступлениями, поездками в общественном транспорте. В этом случае человека постепенно погружают в ситуацию, давая возможность встретиться со своим страхом. С каждым визитом к психотерапевту задания усложняются.

  1. Представление ситуации . Пациента просят закрыть глаза и представить себе ситуацию во всех подробностях. Когда чувство тревоги достигнет наивысшего уровня неприятный образ необходимо отпустить и вернуться к реальности, а затем перейти к мышечному расслаблению и релаксации. На следующих встречах с психологом просматривают картинки или фильмы, в которых демонстрируется устрашающая ситуация.
  2. Знакомство с ситуацией . Человеку требуется прикоснуться к тому, чего он боится. Выйти на балкон высотного дома, поздороваться с собравшимися в аудитории, постоять на автобусной остановке. При этом он испытывает тревогу, но убеждается, что он находится в безопасности и его опасения не подтверждаются.
  3. Привыкание к ситуации . Необходимо увеличить срок экспозиции – прокатиться на колесе обозрения, проехать одну остановку в транспорте. Постепенно задания становятся все сложнее, время, проведенное в тревожной ситуации – дольше, но при этом наступает привыкание и тревога значительно уменьшается.
При выполнении заданий человек своим поведением должен демонстрировать смелость и уверенность в себе, даже если это не соответствует его внутренним ощущениям. Изменение поведения помогает изменить свое отношение к ситуации.
  1. Гипносуггестивная терапия
Во время сеанса человека вводят в гипнотическое состояние и внушают ему установки, помогающие изменить неправильные мыслительные шаблоны и отношение к устрашающим ситуациям. Внушение включает несколько направлений:
  1. Нормализация процессов происходящих в нервной системе.
  2. Повышение самооценки и уверенности в себе.
  3. Забывание неприятных ситуаций, которые повлекли за собой развитие тревожности.
  4. Внушение воображаемого позитивного опыта, касающегося устрашающей ситуации. Например, «Мне нравиться летать на самолетах, во время полета я пережил лучшие моменты жизни».
  5. Внушение чувства спокойствия и безопасности.
Данная методика позволяет помочь пациенту с любым типом тревожности. Единственным ограничением может быть плохая внушаемость или наличие противопоказаний.
  1. Психоанализ
Работа с психоаналитиком направлена на выявление внутренних конфликтов между инстинктивными желаниями и моральными нормами или возможностями человека. После осознания противоречий, их обсуждения и переосмысления тревожность отступает, поскольку исчезает ее причина.
Невозможность человека самостоятельно выявить причину тревоги говорит о том, что она кроется в подсознании. Психоанализ помогает проникнуть в подсознательное и устранить причину тревожности, поэтому признан эффективной методикой.
Психологическая коррекция тревожности у детей
  1. Игровая терапия
Это ведущий метод лечения тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью специально подобранных игр удается выявить глубинный страх, который вызывает тревожность и избавиться от него. Поведение ребенка во время игры указывает процессы, происходящие в его бессознательном. Полученная информация используется психологом для подбора методик снижения тревожности.
Самый распространенный вариант игровой терапии, когда ребенку предлагают играть роль того/чего он боится – приведений, бандитов, учителей. На начальных этапах это могут быть индивидуальные игры с психологом или родителями, затем групповые с другими детьми. Страх и тревожность уменьшаются уже после 3-5 занятий.
Для снятия тревожности подходит игра «Маскарад». Детям выдают различные предметы взрослой одежды. Затем предлагают выбрать, какую роль играть на маскараде. Просят рассказать о своем персонаже и поиграть с другими детьми, также находящимися «в образе».
  1. Терапия сказкой
Эта методика снижения тревожности у детей включает написание сказок самостоятельно или совместно со взрослыми. Она помогает выразить свои страхи, придумать план действий в устрашающей ситуации и управлять своим поведением. Может использоваться родителями для уменьшения тревожности в периоды психических нагрузок. Подходит для детей старше 4-х лет и для подростков.
  1. Снятие мышечного напряжения
Напряжение в мышцах, сопровождающее тревожность, снимают с помощью дыхательной гимнастики, детской йоги, игр, направленных на мышечную релаксацию.
Игры на снятие мышечного напряжения
Игра Инструкция для ребенка
«Воздушный шарик» Складываем губы трубочкой. Медленно выдыхая, надуваем воздушный шар. Представляем, какой большой и красивый шар у нас получился. Улыбаемся.
«Дудочка» Медленно выдыхаем через сложенные трубочкой губы, перебираем пальцами на воображаемой дудочке.
«Подарок под елкой» Вдыхаем, закрываем глаза, представляем самый лучший подарок под елкой. Выдыхаем, открываем глаза, изображаем на лице радость и удивление.
«Штанга» Вдох – поднимаем штангу над головой. Выдох – опускаем штангу на пол. Корпус наклоняем вперед, расслабляем мышцы рук, шеи, спины, отдыхаем.
«Шалтай-Болтай» При фразе «Шалтай-Болтай сидел на стене» вращаем корпусом, руки расслабленны и свободно следуют за телом. «Шалтай-Болтай свалился во сне» – резкий наклон корпуса вперед, руки и шея расслаблены.
  1. Семейная терапия
Беседы психолога со всеми членами семьи помогают улучшить эмоциональную атмосферу в семье и выработать такой стиль воспитания, который позволит ребенку чувствовать себя спокойно, ощущать свою нужность и значимость.
На встрече с психологом важно присутствие обоих родителей, а при необходимости бабушек и дедушек. Необходимо учитывать, что после 5-ти лет ребенок больше прислушивается к родителю одного с ним пола, который имеет особое влияние.
  1. Медикаментозное лечение тревожности

Группа препаратов Лекарственные средства Действие
Ноотропные препараты Фенибут, пирацетам, глицин Назначаются при истощении энергетических ресурсов структур мозга. Улучшают функции мозга, делают его менее чувствительным к повреждающим факторам.
Седативные препараты на растительной основе
Настойки, настои и отвары мелисы, валерианы, пустырника пиона, персен Оказывают успокаивающее действие, уменьшают страх и тревожность.
Анксиолитики селективного действия Афобазол Снимает тревожность и нормализует процессы в нервной системе, устраняя ее причину. Не оказывает тормозящего действия на нервную систему.

Самопомощь при повышенной тревожности

Методы снижения тревожности у взрослых
  • Самоанализ – это попытка самостоятельно разобраться во внутреннем конфликте. Для начала необходимо составить два списка. Первый – «Хочу», куда заносят все материальные и нематериальные желания. Второй – «Надо/Должен», куда заносят обязанности и внутренние ограничения. Затем их сравнивают и выявляют противоречия. Например, «хочу уехать путешествовать», но «надо выплачивать кредит и заботиться о детях». Даже первый этап значительно снизит тревожность. Затем следует определить, что для вас ценнее и важнее. Есть ли возможность компромисса между «хочу» и «надо». Например, короткая поездка после выплаты кредита. Заключительный этап – составление плана действий, которые помогут в выполнении желаний.
  • Аутотренинг для повышения самооценки. Он сочетает самоубеждение и мышечное расслабление. Часто в основе тревожности лечит противоречие между желанием и отсутствием веры в свои силы – «Хочу понравиться мужчине, но я недостаточно хороша». Самоубеждение направлено на укрепление веры в себя. Для этого в расслабленном состоянии, лучше перед засыпанием повторяют словесные формулы, с необходимыми утверждениями. «Мое тело полностью расслабленно. Я красивая. Я уверенная в себе. Я обаятельная». Результат значительно улучшиться, если объединить аутотренинг и работу над собой в других направлениях: занятия спортом, интеллектуальное развитие и т.д.
  • Медитация . Эта практика включает дыхательные упражнения, мышечное расслабление и концентрацию на определенном предмете (звуке, пламене свечи, собственном дыхании, точке в районе межбровья). При этом необходимо отбросить все мысли, но не прогонять их, а игнорировать. Медитация помогает упорядочить мысли и эмоции, сконцентрироваться на настоящем моменте - «здесь и сейчас». Это уменьшает тревожность, которая является смутным страхом перед будущим.
  • Смена жизненной ситуации – работы, семейного положения, круга общения. Часто тревожность возникает при необходимости делать что-либо, что идет в разрез с целями, моральными установками, возможностями. При устранении причины внутреннего конфликта тревожность исчезает.
  • Повышение успешности . Если человек чувствует себя успешным в какой-то сфере (работа, учеба, семья, спорт, творчество, общение) то это значительно повышает самооценку и снижает тревожность.
  • Общение. Чем шире круг общения и теснее социальные контакты, тем ниже уровень тревожности.
  • Регулярные занятия спотом. Тренировки 3-5 раз в неделю на протяжении 30-60 минут снижают уровень адреналина, повышают выработку серотонина. Они восстанавливают баланс в нервной системе и повышают настроение.
  • Режим отдыха и сна. Полноценный 7-8 часовой сон восстанавливает ресурс мозга и повышает его активность.
Обратите внимание, что данные методы не дают моментального эффекта в борьбе с тревожностью. Значительное улучшение вы почувствуете через 2-3 недели, а на полное избавление от тревожности уйдет несколько месяцев регулярных занятий.
  • Уменьшите количество замечаний. Тревожный ребенок очень страдает от завышенных требований взрослых и неспособности соответствовать им.
  • Делайте замечания ребенку наедине. Объясните в чем он не прав, но не унижайте его достоинство, не обзывайте.
  • Будьте последовательными. Нельзя разрешать то, что запрещали ранее и наоборот. Если ребенок не знает, как вы отреагируете на его проступок, то уровень стресса значительно возрастает.
  • Избегайте соревнований на скорость и вообще сравнений ребенка с окружающими. Допустимо сравнивать ребенка с ним же в прошлом: «Сейчас ты справляешься с этим лучше, чем на прошлой неделе».
  • Демонстрируйте уверенное поведение в присутствии ребенка . В дальнейшем действия родителей становятся моделью для подражания в сложных ситуациях.
  • Помните о важности телесного контакта . Это могут быть поглаживания, объятья, массаж, игры. Прикосновения проявляют вашу любовь и успокаивают ребенка в любом возрасте.
  • Хвалите ребенка. Похвала должна быть заслуженной и искренней. Найдите, за что похвалить ребенка минимум 5 раз в день.

Что такое шкала тревожности?


Основой определения уровня тревожности является шкала тревожности . Она представляет собой тест, в котором требуется выбрать утверждение, наиболее точно описывающее психическое состояние или оценить степень тревоги в различных ситуациях.
Существуют различные варианты методик, названные в честь авторов: Спилбергера-Ханина, Кондаша, Прихожана.
  1. Методика Спилбергера-Ханина
Эта методика позволяет измерить и личностную тревожность (свойство личности), и ситуативную (состояние в определенной ситуации). Это отличает ее от других вариантов, которые дают представление лишь об одном виде тревожности.
Методика Спилбергера-Ханина предназначена для взрослых. Она может быть в виде двух таблиц, но более удобным является электронный вариант тестирования. Важное условие при прохождении теста - нельзя долго задумываться над ответом. Необходимо указать тот вариант, который первым пришел на ум.
Для определения личностной тревожности необходимо дать оценку 40-ка суждениям, описывающим ваши чувства ОБЫЧНО (в большинстве случаев). Например:
  • Я легко расстраиваюсь;
  • Я бываю вполне счастлив;
  • Я бываю доволен;
  • У меня бывает хандра.
Для определения ситуативной тревожности требуется оценить 20 суждений, которые описывают чувства В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Например:
  • Я спокоен;
  • Я доволен;
  • Я нервничаю;
  • Я расстроен.
Оценка суждениям дается по 4-бальной шкале, от «никогда/нет, не так» – 1 балл, до «почти всегда/совершенно верно» – 4 балла.
Баллы не суммируют, а для интерпретации ответов пользуются «ключом». С его помощью каждый ответ оценивают определенным количеством баллов. После обработки ответов определяются показатели ситуативной и личностной тревожности. Они могут быть в пределах от 20 до 80 балов.
  1. Шкала определения тревожности у детей
Тревожность у детей от 7 до 18 лет измеряется с помощью методики многомерной оценки детской тревожности Ромициной. Методика в большинстве случаев используется в электронном варианте, что упрощает ее поведение и обработку результатов.
Она состоит из 100 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Эти вопросы касаются различных сфер деятельности ребенка:
  • общая тревожность;
  • отношения со сверстниками;
  • отношения с родителями;
  • отношения с учителями;
  • проверка знаний;
  • оценка окружающих;
  • успешность в обучении;
  • самовыражение;
  • снижение психической активности вызванные тревогой;
  • вегетативные проявления тревожности (затруднение дыхания, потливость, учащенное сердцебиение).
Каждая из шкал может приобретать одно из 4-х значений:
  • Отрицание тревоги – что может быть защитной реакцией;
  • Нормальный уровень тревоги, побуждающий к действию;
  • Повышенный уровень – в определенных ситуациях тревога нарушает адаптацию ребенка;
  • Высокий уровень – необходима коррекция тревожности.
Методика многомерной оценки детской тревожности позволяет не только определить уровень тревоги, но и указать к какой сфере она относится, а также установить причину ее развития.

Отметим, что хотя повышенная тревожность у детей и взрослых не опасна для здоровья, но она накладывает отпечаток на поведение человека, делая более ранимым или наоборот агрессивным, заставляет отказываться от встреч, поездок, как ситуаций несущих угрозу. Это состояние влияет на процесс принятия решений, заставляя выбирать не то, что принесет успех, а то, что влечет за собой меньше риска. Поэтому коррекция тревожности позволяет сделать жизнь более насыщенной и счастливой.

Практически каждый второй клиент, приходящий ко мне на консультацию, перечисляя причины прихода, говорит о тревоге. Иногда он сам идентифицирует ее, иногда называет другим словом или описывает свое состояние так ярко, что становится сразу понятно, что имеется ввиду. Пожалуй, и правда, тревога, с которой сталкиваются абсолютно все люди в определенные моменты жизни, зачастую является одной из основных причин обращения к психологу. А конкретно, затянувшееся тревожное состояние или повышенный уровень тревожности. Чем грозит данное состояние и каким образом можно с ним работать будем разбираться в этой статье.

Что такое тревожность

Тревогой в психологической науке называют эмоциональное состояние, имеющее негативный оттенок. Человеку, находящемуся в состоянии тревоги, свойственно ожидание чего-то нехорошего, например, неблагоприятного исхода событий или отрицательных последствий. Тревогу часто путают со страхом, однако между ними есть одно яркое отличие: страх всегда имеет объект и носит конкретный характер (например, страх пауков или высоты), а тревога всегда беспредметна, зачастую ее природа не ясна даже самому человеку, она всегда имеет неопределенные причины.

Тревожность в психологии – это способность человека испытывать состояние тревоги, связанное с возникновением переживаний в различных ситуациях. Любому человеку присущ определенный, так называемый нормальный уровень тревожности, который носит временный характер и с которым человек при желании может легко справиться. Однако, если состояние тревоги носит длительный характер, человек не может с ним справиться самостоятельно и оно оказывает дезорганизующее влияние на жизнь, то говорят о состоянии повышенной тревожности. Повышение уровня тревожности сопутствует возникновению различных заболеваний и существенному снижению качества жизни.

Симптомы тревожности

Тревожность имеет психологические и физиологические проявления, по которым ее легко можно идентифицировать. Среди психологических симптомов наиболее яркими являются следующие:

— неопределенные опасения

— обостренные переживания, не имеющие под собой оснований

— нехорошие предчувствия

— постоянное ожидание беды

— депрессивные или тревожные мысли, имеющие негативный окрас

— страх за свою жизнь и жизнь близких людей

— постоянное состояние напряжение

— беспокойный сон, трудности с засыпанием

— повышенная требовательность к себе

Физические симптомы

Физические симптомы тревожности связаны с физиологическими изменениями, подготавливающими организм к активным действиям — происходит возбуждение вегетативной нервной системы, что влечет изменения в работе внутренних органов. Практически всегда тревожность сопровождают:

— учащение дыхания

— ускорение сердцебиения

— ощущение слабости

— ком в горле

— покраснение или побледнение кожи

— повышенное потоотделение

— сухость во рту и т.д.

Распознать повышенную тревожность также можно по ее внешним проявлениям и поведенческим реакциям:

  • сжимание кулаков;
  • щелканье пальцами или стук ими по столу или другой поверхности;
  • постоянное теребление и перебирание одежды;
  • облизывание или покусывание губ;
  • потирание лица;
  • подергивание ногой и т.д.

Почему возникает тревожность

Перечислим лишь некоторые причины, влекущие за собой повышение уровня тревожности человека:

  • наследственность, особенности (слабость) нервной системы;
  • неправильное воспитание, неблагополучная семейная обстановка, окружающая человека в детстве;
  • отрицательный жизненный опыт, многочисленные стрессы, последствия полученных психологических и физических травм;
  • соматические заболевания, длительное время проявляющиеся у человека;
  • хроническая усталость;
  • различные проблемы и конфликтные ситуации в межличностных отношениях;
  • недостаточное количество (или полное отсутствие) физических нагрузок и полноценного отдыха;
  • злоупотребление алкогольными напитками и т.д.

Важно понимать, что если причины, вызвавшие повышенную тревожность, не связаны с наличием психического заболевания у человека, то целесообразно с данной проблемой обратиться к психологу!

Виды тревожности

В зависимости от причин, влияющих на ее развитии, бывает:

Личностная тревожность

Это тревожность, которая не взаимосвязана с окружающей остановкой и происходящими событиями. При чрезмерно выраженной личностной тревожности окружающий мир воспринимается как угрожающий и опасный.

Ситуативная или реактивная тревожность

Тревожность, которая представляет собой реакцию на какое-либо событие или ситуацию в жизни человека. Например, совершенно нормальным считается слегка тревожиться перед экзаменом в институте или собеседованием на работе. Данные переживания характерны для всех людей. Они имеют мобилизирующую функцию, стимулируя подготовку к предстоящему событию, снижая, таким образом, риск неудачи.

В зависимости от сферы возникновения тревожность может быть:

  • Учебная – возникающая в процессе обучения;
  • Межличностная – обусловлена конфликтами и сложностями в общении;
  • Социальная – появляется из-за понимания необходимости взаимодействия с окружающими людьми: процесс знакомства, непосредственного общения и т.д.;
  • Тревожность, вызванная представлениями о самом себе – завышенные притязания (ожидания) и заниженная самооценка, несовпадение между «хочу» и «могу»;
  • Тревожность, обусловленная ситуацией выбора – неприятные чувства, возникающие в процессе принятия решения и связанные с .

По воздействию на волевые процессы человека:

  • Мобилизирующая тревожность – побуждает человека к действиям, снижающим неблагоприятные последствия ситуации и риск неудачи посредством активизации мышления, волевых процессов и увеличения физической активности.
  • Тормозящая тревожность – парализует волю человека, осложняет принятие решений, тормозит мыслительные процессы и выполнение активных действий, которые могли бы помочь выйти из сложных ситуаций.

По степени адекватности ситуации:

  • Адекватная тревожность – естественная реакция на реально существующие трудности и проблемы в различных сферах жизни (семья, рабочий коллектив, учебная деятельность).
  • Неадекватная тревожность – возникает в ситуациях, не являющихся потенциально опасными, однако человек рассматривает их как несущие угрозу его жизни, здоровью, самооценке и т.д.

По степени выраженности:

  • Пониженная тревожность – характеризуется тем, что человеку не свойственно испытывать чувство тревоги даже в ситуациях, опасных для жизни. Как следствие, человек не может оценить степень угрозы адекватно, чересчур спокоен, не предполагает возможность возникновения трудностей и наличие рисков.
  • Оптимальная тревожность – имеет умеренное выражение, не препятствует выполнению функций, а скорее мобилизует организм, улучшая мыслительную деятельность и волевые способности человека. Также выполняет защитную и предохранительную функцию в опасных ситуациях.
  • Повышенная тревожность – мешающая нормальному функционированию и жизнедеятельности человека, потому как является неадекватной реакцией на ситуации, не несущие угрозы или негативные последствия.

Как преодолеть тревожность?

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты могут быть назначены только врачом! Чаще всего при высокой тревожности назначаются успокоительные препараты различной степени действия. Самым легким действием обладают настой валерианы или пустырника. Их можно принимать самостоятельно. В более сложных случаях лекарственные препараты назначает врач, и их можно купить в аптеке только по рецепту!

Самоанализ

Можно попытаться самостоятельно проанализировать причины, заставляющие вас тревожиться. Для этого вам необходимо принять удобное положение, позаботиться о том, чтобы вам никто и ничто не мешало. И главное – это запас времени. Погрузитесь в себя, в свои мысли и переживания. Попытайтесь понять, что сейчас происходит в вашей жизни? Какие события, люди, проблемы заставляют вас тревожиться? Какие существуют способы разрешения этих проблем? Есть ли в вашей жизни люди, к которым вы могли бы обратиться за помощью? А может вам чего-то не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно? Каким образом можно было бы это получить?

Смена жизненной ситуации

Если тревожные переживания связаны с какой-либо определенной сферой – работой, семейным положением, кругом общения, попробуйте что-то поменять именно в этой части вашей жизни. Начните с малого, не обязательно сразу увольняться с работы или разводиться с супругом. Подумайте, какие доступные вам изменения привнесут комфорт и большее удовлетворение. И попробуйте притворить их в жизнь.

Общение. Психологами подтвержден тот факт, что наличие у человека широкого круга общения и тесных социальных связей значительно снижает уровень тревожности.