Главная · Изжога и отрыжка · Особенности жанра высокой комедии. Комедия определение Что такое комедия

Особенности жанра высокой комедии. Комедия определение Что такое комедия

Благодаря этой статье вы узнаете, что такое комедия в литературе, театре и кинематографе. Комедией называется жанр художественного произведения с характерным для него юмористическим или сатирическим подходом. Комедия – это также вид драмы, где момент действенного конфликта или борьба антагонистичных персонажей разрешается специфически. Вот кратко о том, что такое комедия.

Аристотель сравнивал комедию с подражанием в смешном виде людям с дурными привычками (гл. V в «Поэтике»). Комедии, созданные в Древних Афинах Аристофаном, являются самыми ранними из сохранившихся.

Виды комедий

К комедии принадлежат следующие жанры: фарс, интермедия, водевиль, пародия, скетч, оперетта.

Нужно также выделить комедию положений и комедию нравов.

Комедия положений

Комедия положений (т.е. ситуационная комедия, комедия ситуаций) - комедия, где события и обстоятельства являются источником смешного.

В творчестве Шекспира, Мольера, Бернарда Шоу это был один из ведущих жанров.

Можно привести следующие примеры классической комедии положений в творчестве Шекспира: «Двенадцатая ночь», «Комедия ошибок», «Венецианский купец». Мольеру принадлежит комедия «Мещанин во дворянстве».

Начало развитию этого жанра в России положил Д. Фонвизин. Его примеру последовали и другие писатели. Чехов написал произведение «Медведь», Гоголь? «Ревизор» и «Женитьба».

В наше время комедиями считаются кинофильмы, которые построены на внешнем комизме. Это комизм положения, в которое попадает персонаж на определенном этапе развития действия.

В кинематографе этому жанру принадлежат картины Гайдая «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». «Ширли-мырли» Меньшова и «Ирония судьбы, или С легким паром» Рязанова также являются комедиями положений.

К примеру, фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» ?это традиционная новогодняя комедия. Сюжет, наверное, Вам известен. Перед самым Новым годом друзья решили попариться, ведь это их ежегодная традиция. Так вот «напарились» до такой степени, что по ошибке отправили в Ленинград совсем не того товарища. Таким образом, Саша попадает в чужую квартиру. Однако адрес у квартиры такой же, как и у него в Москве. Вскоре незнакомца обнаруживает хозяйка…

Комедия характеров

Комедия характеров (т.е. комедия нравов) - комедия, в которой могут быть следующие источники смешного:

  • внутренняя суть нравов (характеров);
  • смешная и уродливая однобокость;
  • гипертрофированная страсть или черта (недостаток, порок).

Часто комедия нравов сатирическая, так как высмеивает определенные человеческие качества. К примеру, это «Тартюф» Мольера.

Таким образом, Вы узнали, что такое комедия. Определение этого жанра дается в школе на уроках русской литературы. Виды комедии разнообразны. Свое отражение этот жанр нашел также в театре и кинематографе.

жанр драмы, в котором действия и характеры представлены в формах комического, смешного, по характеру различаются на юмористические, сатирические и трагикомедии. В широком значении - смешное, неудобное положение, рассказ, часто с ироническим оттенком.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМЕДИЯ

От?????? и????, первоначальная веселая песня, можно полагать, имела подобное же происхождение как и трагедия, хотя о начальных ступенях развития той и другой мы и не имеем определенных и точных сведений. В праздники Диониса, особенно при сборе винограда, соединялись виноградари и поселяне для чествования Диониса. Это собрание было добровольное (так сказать неофициальное) и стояло лишь в отдаленном отношении к самому культу. Может быть, очень рано из такого собрания выделялся хор в 24 человека; он действовал как бы от лица празднующей, одушевленной действием вина общины, которая в силу свободы, подобающей празднующим, пользуется правом на всякого рода шутки и насмешки. Веселые, вольные песни, исполненные острот и насмешек, составляли главную часть этого празднования; причем позволяли себе и другого рода забавы, и особенно дразнили мимо проходивших. Наградой за песни служил мех, наполненный вином. Из этих праздничных обычаев и этих шуток произошла, говорят, в Греции К. и развилась мало-помалу в особенный вид драматической поэзии. Основателем К. в Аттике называют некоего Сусариона, жившего будто бы ок. 580 г. до Р. X. Впрочем, говорят, К. раньше уже существовала у мегарян, славившихся своей необузданной веселостью и насмешливостью. Развитию К. в Мегарах могло способствовать и существовавшее там одно время очень свободное государственное устройство. Но если она и достигла у мегарян некоторой степени развития, по всей вероятности, не далеко ушла там от характера импровизированных шуток и фарсов. Впрочем, сведения о мегарской К. крайне скудны и темны. см. v. Wilamowitz в Hermes, т. 9, стр. 319 слл. Дорическая К. была разрабатываема также в Сицилии, особенно Эпихармом (см. Epicharmus, Эпихарм). Последний брал сюжеты для своих комедий из мифологии. Его хвалят за изобретательность в композиции и за умение придумать веселые мотивы и поразительные контрасты. ср. о К. дорян: Grysar, de Doriensium comoedia (1828). В Афинах К. начала развиваться из вышеупомянутых мегарских фарсов только со времен Персидских войн. Самые ранние попытки в этом роде приписываются Хиониду. В истории художественной К. обыкновенно различаются три периода:

1. древняя К. (? ??????? ???????) процветала до порабощения Афин властью тридцати (404 до Р. X.). Самыми выдающимися из поэтов этого периода, которых мы знаем приблизительно до сорока, были Кратин, Кратес, Евполид, Ферекрат, Фриних и особенно Аристофан. Только от последнего дошли до нас цельные драмы (11), по которым можно узнать сущность и особенности этого рода К. Всякая слабость, всякий нравственный порок, всякая политическая нелепость и всякая вредная черта в направлении даже самых почтеннейших и влиятельных лиц предавались в этой К. осмеянию. Она не щадила самих богов и героев, делая предметом карикатурного изображения и самого вольного осмеяния слабости и пороки, которыми наделило их народное верование. Честолюбивых, но неискусных полководцев, беспокойных и наглых демагогов, смешных философов и вредных софистов, поэтов и ораторов - всех она выводила под собственными их именами, воспроизводя даже наружность каждого с помощью масок, особо на каждый случай изготовляемых. Она не давала пощады никому, кто только казался заслуживающим бича насмешники. При этом, конечно, изображение имело характер карикатуры. Грязные образы и сравнения, сальные шутки и выражения не составляют в ней редкости. К. Аристофана имеет вполне общественный характер; она касается всех сторон как политической, так и частной жизни и выводит их беспощадно на сцену, на позор общественный. Таким образом, древняя К. исполняет роль как бы политической цензуры и выражает с неограниченной свободой общественное мнение. Всякая из пьес этой комедии представляет всю жизнь государства в совокупности в какой-нибудь отдельный, но важный момент ее, как бы отражающий в себе общее ее состояние. Но, конечно, не вдруг и только медленно сознала она весь объем этой своей критической задачи. Для своего развития К. должна иметь перед собой современность, исполненную движения и противоречий, т. к. К. живет современностью и на нее действует. А эти условия явились в Афинах в особенности со времен охлократии, которая и доставила комикам обильный неисчерпаемый материал для их изображений. Охлократия в немного лет совершенно потрясла прежние, преданием освященные основы жизни аттического общества. Делу разрушения способствовали не только демагоги, но также фанатические жрецы безверия и туземного или азиатского суеверия, люди науки и представители софистического образования. Это разложение государства и общества древняя К. сделала предметом своих изображений. Поэтому она неустанно бичует превратную политику и анархию в государстве, недальновидность государственных деятелей, несправедливость постановлений веча и судов, проявляющуюся в общественной и семейной жизни испорченность национального характера, разрушение связующих общество начал религии и воспитания, а также уничтожение сословных различий и легкость, с какою получали гражданские права и достигали влияния люди, которых аттическое происхождение было более или менее сомнительно. К. идеализирует людей и их дела в смысле противоположном трагедии, т. е. преувеличивает все дурное и низкое. Между тем как трагедия стремится к гармоническому единству, К. долго еще сохраняет следы своего происхождения из праздничного, никаким законам не подчиняющегося импровизированного разгульного фарса, допуская в своей композиции самые резкие противоречия, нисколько не опасаясь нарушений законов единства времени или места или последовательности в развитии действия и характеров, а, напротив, намеренно пользуясь этими нарушениями как особыми приемами шутки. Как в области характеристик древняя К. далека от рабски точного воспроизведения действительности и постоянно дает карикатуры, так в устройстве сюжета она нимало не заботится о правдоподобии: ее действие имеет чисто фантастический характер. Непристойность шуток и изображений, которая поражает нового читателя в произведениях древней К., объясняется не только отличием современных понятий о приличиях от понятий древних, но и тем еще, что древняя К. развилась из разгульно-веселых обрядов Дионисова праздника. Такой праздник был в своем роде карнавалом, на котором празднующие давали полную волю обнаружениям чувственной стороны человеческой природы. При том нужно заметить, что у древних комиков непристойные шутки и остроты очень часто являются не из пустого желания посмешить публику, а служат серьезной нравственной цели бичевания порока и глупости. Язык древней К. - чистейший аттицизм, как в диалоге так по большей части и в песнях хора, которые также свойственны этому периоду К., как и трагедии. Хор состоял из 24 лиц, которые часто разделялись на два полухора. Пляска комического хора называлась?????? (см. Кордакс); она состояла из очень резвых, иногда даже непристойных движений и прыжков. Особенность хоровой лирической части древней К. составляла так называемая?????????. Парабаза была нечто вроде интермеццо и, строго говоря, находилась в противоречии с требованиями драматического искусства, т. к. она уничтожала иллюзии и прерывала действие затем, чтобы дать возможность поэту объясниться с публикой. А именно, после того, как положение сюжета (экспозиция) закончилось и тема достаточно была выяснена, наступала пауза в диалоге. Тогда хор, который до того времени стоял лицом к сцене, принимая участие в совершающемся на ней действии, поворачивался в орхестре лицом к зрителям и в этом положении (????? ??? ??????? ??????????) высказывал желания и жалобы поэта, выставляя на вид его заслуги и т. п. и вместе с тем прославлял богов родной земли, осуждая недостатки общественной жизни и деятельность государственных лиц. В древнейший период К. таких парабаз было обыкновенно по две в каждой пьесе, вторая, как и первая, вставлялась после заключения какого-нибудь значительного отдела драматического действия; являясь отступлением от собственно поэтических целей пьесы в сторону интересов действительности, они служили чем-то вроде программы комика, от лица которого в этом случае обыкновенно говорил предводитель хора. ср. : Agthe, die Parabase und die Zwischenakte der att. Kom?die (1866). Прибавление к этому сочинению (1868) R. Arnoldt. Die Chorpartien bei Aristophanes (1873). Представления происходили в праздники Леней и городских Дионисий и имели форму состязаний, на которые допускалось ведущие времена по 3 поэта, позже по 5. О костюмах древней К. см. Ludi scaenici, Театральные представления;

3. новая К. (? ??? ???????), наконец, была еще умереннее, приличнее; ее композиция была еще выработаннее. Политическая и общественная жизнь совершенно исчезли со сцены; явилась К. характеров. Здесь действие подчинялось единству строго обдуманного плана, последовательно развиваясь от начала до конца. Переход от завязки к развязке делался так, что внимание зрителя оставалось постоянно в напряжении. Искусство состояло в том, чтобы изобразить характер верно, согласно с действительностью, строго провести его и притом соблюсти единство все действие связывающего плана. Главными поэтами в этом роде поэзии были Менандр, самый знаменитый из всех, затем Филиппид, Посидипп, Филимон, Дифил и Аполлодор. Характеры и типы, преимущественно выводимые этими поэтами, те же, какие находим мы у их подражателей - Плавта и Теренция: leno periurus, amator fervidus, servulus callidus, arnica illudens, sodalis opitulator, miles proeliator, parasitus edax, parentes tenaces, meretices procaces. Хор в таких К. являлся, вероятно, еще реже, чем в средней К. Превосходный сборник сохранившихся отрывков аттических комиков изд. Meineke, fragmenta comicorum Graecorum (4 т., 1839, сл. г.), к нему как 5 том: comicae dictionis index compos. H. Iacobi (1857). Более краткое издание того же сборника в 2 т. (1847). Собрание отрывков с латинским переводом Bothe (1855 и 1868). Новое собрание: Th. Kock, Comicorum Atticorum fragmenta (1 т., 1880). У римлян первые публичные сценические спектакли явились, по свидетельству Ливия (7, 2), в 363 г. до Р. Х., по поводу разразившейся в то время заразы, т. к. между другими средствами к умилостивлению гнева богов прибегли также к сценическим играм (ludi scaenici) и для этой цели призвали актеров из Этрурии. Эти актеры исполняли нечто вроде мимической пляски без слов; ее-то прежде всего римляне и ввели у себя. В 241 г. до Р. X. Ливий Андроник (см. Livii, Ливии, 11), вольноотпущенник из греков, сочинил, по греческим образцам, первую пьесу, имевшую определенный план, и исполнил ее под аккомпанемент флейтиста. При представлении подобных пьес в антрактах или в конце спектакля римская молодежь разыгрывала такие шутки и забавные сцены, какие издавна, конечно, служили увеселением и у римского, и у других италийских народов. Позже на место этих шуток, в качестве дивертисмента, стали ателланы. ср. Exodium, Эксод, и Fabula, Фабула. Древнейшая художественная К. римлян была подражанием новейшей греческой. Плавт и Теренций, по произведениям которых мы только и знаем римскую К., высказывают, впрочем, уже некоторую самостоятельность в отношениях к своим греческим образцам, но все же недалеко от них отступают. Невий (Naevius) попытался ввести приемы древней греческой К., смело нападая на могущественнейших между римлянами, своими современниками, но поплатился за эту попытку заключением в тюрьму, и не нашел себе подражателей. Сюжеты свои римская К. берет постоянно из области частных отношений между людьми и семейной жизни; общественного и политического характера она никогда не имела. Она слишком низко поставлена была в государстве и в общественной жизни и никогда не была государственным учреждением, как в Афинах. Интерес в зрителях она старалась поддерживать искусным устройством завязки; последней служили обыкновенно или свадьба, или прием узнавания (????????????), состоявший в том, напр., что лица, считавшие себя чуждыми друг другу, оказывались ближайшими родственниками, девушка, считавшаяся рабыней, оказывалась свободной гражданкой и т. п. Эта К. располагала небольшим сравнительно запасом типических характеров, повторяя их с небольшими изменениями в разных пьесах, повторяя и самые способы характеристики. Римская К. слагалась из следующих составных частей: пролога (prologus), нечто вроде предисловия, которое обыкновенно сообщало о содержании пьесы и рекомендовало ее вниманию публики, диалога (diverbium, т. е. duiverbium) и так называемого canticum, под которым прежде, наверное, разумели только монологи. Исследования Ричля и Бергка, основанные на том факте, что в рукописях комиков переписчики при отдельных сценах ставили знаки DV и С, как сокращения вместо diverbium и canticum, показали, что число кантик гораздо больше, чем прежде полагали, т. к. в числе их оказываются, кроме монодий (или соло) еще и перемежающиеся (т. е. двумя лицами попеременно исполняемые) песни, и даже часто партии, исполнявшиеся посредством пения и под аккомпанемент музыки, берут перевес над диалогом. В этом обнаруживается значительное отступление их от греческих комедий. Хора римская К. не имела. К., следовавшая греческим образцам и представлявшая греческую жизнь и греческие нравы, называлась fabulae palliata; К., в которых изображались римская жизнь и римские нравы и действовавшие лица являлись в римской одежде, назывались fabula togatae. Самые замечательные авторы К. первого рода (f. pall.) были: Невий, Плавт, Енний. Атилий, Стаций Цецилий и Теренций; К. второго рода (f. tog.): Титиний, Квинтий Атта и особенно Л. Афраний. О костюмах актеров см. Ludi scaenici, Театральные представления, 9 слл. Лучшее собрание отрывков римской К. изд. О. Ribbeck (Comicorum romanorum fragmenta, 2 т. книги Scaenicae romanorum poesis fragmenta, 2-е изд. вышло в 1873 г.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

в Большом энциклопедическом словаре:
(от греч. komodia) жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия …
  • КОМЕДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. komodia), вид драмы, исполненный комического пафоса (см. Комическое) . Термин "К." означал первоначально в Древней Греции весёлые …
  • КОМЕДИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    драматическое "воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение" (Аристотель, "Поэтика", гл. V). Это определение, …
  • КОМЕДИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического противоположен трагедии. По принципу организации действия …
  • КОМЕДИЯ
    [латинское comoedia, из греческого] 1) в древней греции представ ление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь …
  • КОМЕДИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным (в отличие от драмы) сюжетом, а также представление его на сцене. Музыкальная …
  • КОМЕДИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом. Музыкальная к. 2. перен. Притворство, лицемерие в каких-н. действиях. Ломать …
  • КОМЕДИЯ
    "КОМ́ЕДИЯ РЕСТАВРАЦИИ" ("Restoration comedy"), условное обозначение англ. "комедии нравов" периода Реставрации монархии Стюартов (1660-88). "К. P." изображала пороки дворянского общества, …
  • КОМЕДИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОМ́ЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итал. commedia dell"arte - комедия масок), вид итал. театра (16-17 вв.), спектакли к-рого создавались методом импровизации на …
  • КОМЕДИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОМ́ЕДИЯ (от греч. komodia), жанр драмы, в к-ром действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу …
  • КОМЕДИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? драматическое "воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение" (Аристотель, "Поэтика", гл. V). Это …
  • КОМЕДИЯ в Словаре Кольера:
    восходит к ритуальным песням на празднике Диониса, бога плодородия и изобилия. По преданию, некто Сузарион превратил сдобренные грубыми шутками фаллические …
  • КОМЕДИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    коме"дия, коме"дии, коме"дии, коме"дий, коме"дии, коме"диям, коме"дию, коме"дии, коме"дией, коме"диею, коме"диями, коме"дии, …
  • КОМЕДИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Музыкальная комедия. …
  • КОМЕДИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. komodia, лат. comoedia) 1) в Др. Греции - представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в …
  • КОМЕДИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. komodia, лат. comoedia] 1. в др. греции - представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь …
  • КОМЕДИЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. зрелище, обман || ломать …
  • КОМЕДИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    зрелище, кинокомедия, комедийка, комедь, лицедейство, лицемерие, маскарад, притворство, радиокомедия, талия, тонадилья, умора, …
  • КОМЕДИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Драматическое произведение с веселым, смешным или сатирическим сюжетом. 2) Представление на сцене такого драматического произведения. 2. ж. …
  • КОМЕДИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    ком`едия, …
  • КОМЕДИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    комедия, …
  • КОМЕДИЯ в Орфографическом словаре:
    ком`едия, …
  • КОМЕДИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    притворство, лицемерие в каких-нибудь действиях Ломать комедию (разг. неодобр.). комедия Colloq == умора комедия драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом …
  • КОМЕДИЯ в Словаре Даля:
    жен. драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смеипном, забавном виде. | * Забавное происшествие или случай. …
  • Каждый из нас наверняка сможет своими словами объяснить, что такое комедия. Однако если пытаешься изложить определение этого понятия на бумаге, сталкиваешься с затруднениями, ведь объяснения типа «это когда смешно» звучат слишком просто.

    Известно, что понимание комического относят к обрядам древности.

    Что такое комедия понятия мы сейчас постараемся вывести.

    Предмет комедии, ее виды

    В литературе выделяют высокие виды комедии и каламбуры. К высоким видам относят такие произведения, как "Дон Кихот" М. де Сервантеса.

    Виды комического

    Прежде чем начать разбираться, что такое комедия в литературе, рассмотрим сначала виды комического.

    К ним относятся: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.

    Юмор можно определить как незлобный смех.

    Ирония - это насмешка, в основе которой лежит критика. Среди русских писателей иронию часто применял Пушкин, например в поэме «Евгений Онегин»: «Девчонки прыгают заранее», «В деревне счастлив и рогат».

    Сарказм является высшей степенью иронии и в переводе с греческого языка означает «рву мясо».

    Сатира представляет собой способ воспроизведения действительности, задачей которого является неприятная критика.

    Гротеск легко отличить от остальных видов комического потому, что смешное трудно отделить от страшного, ужасного. Этот вид комического характерен для Гоголя («Нос») и Маяковского («Клоп», «Баня»).

    Что такое комедия в литературе? Определение

    Комедия с научной точки зрения - это особый вид драмы, в котором конфликт или противостояние персонажей разрешается специфически.

    Борьба в комедии отличается тем, что она:

    Не приводит к серьезным последствиям;

    Направлена на мелкие, меркантильные цели;

    Ведется смешными способами и средствами.

    Тематика комедии

    Для того чтобы полно ответить на вопрос "что такое комедия", необходимо разобраться в особенностях ее тематики.

    Она, безусловно, зависит от потребностей и нужд того класса, который является ее создателем. Конечно, создатели учитывают интересы тех, на кого она ориентирована.

    Стоит заметить, что комедийный жар весьма устойчив к воздействию времени. Так, например, со времен античности по настоящие дни сохранилась схема интриги в когда родители противятся союзу молодых людей, но их вынуждает к его принятию третье лицо, которое помогает молодым устроить счастье.

    Типы комедии

    Для ответа на вопрос "что такое комедия" необходимо разобраться в том, какие типы этого жанра можно выделить.

    Первый тип, о котором следует сказать, - это комедия нравов. Она изображает человеческие характеры, их противостояние.

    Теперь разберемся, что такое комедия положений. В ней смех вызывают определенные нелепые действия, поведение героев.

    История комедии

    Комедии существовали еще в античной древности. Самым известным автором того времени считается Аристофан. До нас дошли сведения об 11 комедиях, написанных этим автором в 425—388 гг. до н. э., например «Облака», «Лягушки». Для ан-тичных комедий характерно высмеивание людских пороков, четкое прослеживание авторской оценки всего происходящего.

    В появляется интермедия (небольшая комическая пьеса), фарс (легкая комедия с внешними комическими чертами), соти (острая сатира), фастнахтшпиль (масленичная игра).

    Для эпохи Возрождения характерно внимание к Среди авторов того времени наиболее знаменит У. Шекспир («Укрощение строптивой», «Сон в лет-нюю ночь»). Основной идеей произведений этого автора является мысль о господстве природы над душой человека.

    Эпоха классицизма высмеивает чело-веческие пороки, невежество (комедии Мо-льера, например «Мнимый боль-ной»).

    Просвещение призывает комедиографов обратиться к здравому смыслу.

    Эпоха романтизма дарит нам комедию, основанную на идее о невозможности совер-шенства мира. В XIX веке черты комического сопряжены с представлениями об эс-тетическом идеале, который включает распространенные представления о жизни человека. В русской литературе данная тенденция проявляется в бессмертных произведениях Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя.

    Для литера-туры XX века характерны социально-бытовые ко-медии (В. Маяковский, М. Булгаков).

    Данная статья достаточно подробно рассматривает вопрос о том, что такое комедия. Нужно отметить, что этот жанр является наиболее популярным в наши дни и пользуется особой любовью, ведь, как известно, смех продлевает жизнь, а возможность увидеть комичное в жизни делает наши будни ярче и проще.

    Кратко:

    Комедия (от гр. comos - толпа гуляк и oide - песнь) - один из жанров драматического рода, в котором изображается комический конфликт, основанный на каком-либо недоразумении, ошибке, совпадении и проч.

    В комедии воссоздаются жизненные ситуации или характеры, вызывающие смех. Поэтому в литературоведении различают ее жанровые разновидности: комедия положений и комедия характеров.

    В зависимости от организации и оценки содержательного материала выделяют также лирическую комедию, сатирическую комедию, комедию интриги и комедию нравов.

    Однако часто произведения комического жанра можно отнести к смешанному типу, т.к. именно в соединении различных комедийных принципов и приемов авторы достигают наивысшего комического эффекта.

    Например, гоголевского «Ревизора» можно рассматривать как комедию положений, т.к. в основу ее положено недоразумение, и как комедию характеров, т.к. герои ее представляют собой социальные типы, иллюстрирующие человеческие недостатки: мздиомство, глупость, нравственную нечистоплотность, халатность и т.п.

    Следует упомянуть и о такой разновидности комедии, которую называют «высокой». В таких произведениях комический эффект достигается не использованием юмористических приемов, вызывающих смех, а иронией. Они изображают не смешные, а скорее трагичные в своей нелепости ситуации. К «высоким» комедиям относят «Горе от ума» А. Грибоедова.

    А в литературе средних веков комедией считали произведение любого жанра, даже не драматического, которое плохо начиналось, но благополучно заканчивалось. К примеру, «Божественная комедия» Данте Алигьери.

    Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

    Подробнее:

    Комедия в литературе - один из основных, наряду с трагедией, жанров драмы. Зародилась она в Древней Греции. Её основателем считают Аристофана (ок. 446 — ок. 385 до н. э.). Он первым показал в литературе силу и возможности смеха. Аристофан любил в своих комедиях выставлять на смех известных афинских граждан, а также важные события политической жизни Афин. Лучшей своей комедией драматург считал пьесу «Облака».

    Что характерно для комедии? Прежде всего смех. Но смех бывает разный - добродушный, лёгкий, мрачный, злой, уничтожающий... В комедии любой смех вырастает из несоответствий.

    Вариантов несоответствия есть много: между мнимым и истинным, между словом и делом, между внешним и внутренним. В комедии «Ревизор» Гоголя есть несколько несоответствий. Главное — с одной стороны ничтожный человек Хлестаков, а с другой — перепуганные чиновники уездного города. Своим страхом перед ревизией они возвели Хлестакова в ранг всемогущего ревизора, создали из него значительную персону. Несоответствие выявило, кто чего стоит.

    Центральное несоответствие распадается на серию второстепенных: между назначением должности и формой её исполнения, как у городничего или Земляники. Он — попечитель богоугодных заведений. Но вместо того, чтобы заботиться о стариках, сиротах, обворовывает их. Земляника — «человек толстый, но плут тонкий», - объяснял Гоголь актёрам.

    Несоответствие определяет развитие действия в комедии. Оно, а также диалоги персонажей, в которых много каламбуров, смешных слов и смешной интонации, являются в комедии одним из важнейших источников смеха. Вот городничий. В его словаре слова: «финтирлюшки», «ассиряне», «экивок»; выражения: «кукиш с маслом», «задам перцу» и другие столь же колоритные.

    Чтобы привлечь внимание к несоответствию, комедия часто прибегает к гиперболе, заострённости, абсурду. В «Ревизоре» есть уникальная по своей абсурдности ситуация с унтер-офицерской женой, пожелавшей получить компенсацию за то, что ее высекли «по ошибке». В результате вместо сочувствия она вызывает смех.

    Характеры в комедиях обычно выписываются крупно, с акцентом на высмеиваемых чертах. Например, в «Ревизоре» на гипертрофированной любви городничего к чинам. Правда, другие его слабости писатель тоже не обходит вниманием.

    Во всякой комедии, как бы она язвительно не смеялась, есть положительное начало, хотя не всегда оно воплощено в конкретной персоне. Гоголь, отвечая на упрёки критиков, что в «Ревизоре» нет положительного героя, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное благородное лицо был — смех». Именно смех и выявил все пороки уездного чиновничества, скрывавшиеся под слоем повседневности.

    Комедии в литературе разделяют на две большие группы: комедию положений и комедию характеров. В первой - читатель (зритель) смеётся над смешными ситуациями, в которые попадают герои; во второй — смех вызывают их характеры. Чаще всего обе разновидности комедий соединяются в одной, как это случилось в «Ревизоре». Здесь из смешного недоразумения (чиновники приняли ничтожного человека за важную птицу) вытекают все последующие события. И всё-таки «Ревизор» — это, прежде всего, — комедия характеров. Потому что ошибка чиновников объясняется свойствами их характеров. Они привыкли брать взятки, поэтому и испугались до смерти ревизора. В этой "ситуации ревизора" они выглядят смешными, но каждый по-своему, в зависимости от характера.

    Если классифицировать комедии по характеру смеха, то можно разделить их на сатирические и юмористические. «Ревизор» — комедия сатирическая.

    Назначение комедии — в осмеянии того, что противоречит норме жизни, но не только. В этих произведениях ещё много просто весёлого и развлекающего.

    Основные черты комедии следующие:

    • один из основных жанров драмы;
    • «отец комедии» — Аристофан;
    • несоответствие как основа жанра;
    • комедия характеров и комедия положений;
    • присутствие положительного начала в комедии;
    • гипербола, абсурд, заострённость как художественные способы создания комического в комедии;
    • назначение комедии в изображении явлений, событий и характеров, что вызывают смех.