Главная · Изжога и отрыжка · Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия). Когнитивная дисфункция Синдром когнитивных расстройств

Нарушение когнитивных функций (памяти, речи, восприятия). Когнитивная дисфункция Синдром когнитивных расстройств

Который сигнализирует о расстройстве работы головного мозга. Эти нарушения напрямую влияют на способность к разумному познанию мира. А причинами тому может быть целый ряд различных заболеваний. В чем же суть данной патологии?

Что такое когнитивные нарушения?

Когнитивные свойства организма заключают в себе такие функции нашей нервной системы, которые отвечают за осознание, восприятие, изучение, понимание и переработку информации из окружающей нас среды. Без этой важной функции человек не способен правильно воспринимать и познавать окружающий его мир. Ниже приведены функции, которые пострадают в результате данной патологии:

  • Восприятие. Человек не может воспринимать информацию из внешней среды.
  • Интеллект. Нарушена способность анализа информации. Человек не в состоянии делать умозаключения.
  • Психомоторная функция. Утрачивается способность к выполнению различных двигательных навыков.
  • Память. Нарушена способность сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Внимание. Человек с большим трудом может выделять какую-либо информацию из всеобщего потока, он испытывает трудности с концентрацией.
  • Речь.

Причины нарушений

Причины возникновения когнитивных нарушений условно подразделяются на две категории: органические и функциональные.

Последняя характеризуется тем, что у человека нет какого-либо прямого поражения головного мозга. К такому состоянию могут привести стрессовые ситуации, переутомления, негативные эмоции. Оно может наблюдаться у людей всех возрастов и при этом не несет особой опасности. Обычно симптомы уходят самостоятельно, после того, как причина их появления устраняется. Изредка, существует необходимость в применении легкой медикаментозной терапии.

Повреждение мозга

Органические же нарушения всегда подразумевают под собой повреждение головного мозга. Подобные состояния чаще встречаются у людей постарше. Но грамотное лечение в большинстве случаев позволит достичь существенных улучшений даже при когнитивных нарушениях в пожилом возрасте.

Самые популярные причины названной патологии:

  • гипотиреоз;
  • сахарный диабет;
  • различные травмы;
  • сосудистые болезни головного мозга - атеросклероз (приводит к окклюзии магистральных сосудов), инсульт, артериальная гипертензия;
  • печеночная недостаточность;
  • почечная недостаточность;
  • нерациональное потребление лекарственных средств;
  • наркомания;
  • алкоголизм;
  • опухоль головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона;
  • отравления.

Как проявляет себя синдром когнитивных нарушений?

Симптомы

Симптомы недуга очень разнообразные. Во многом они будут определяться серьезностью патологического процесса и его расположением в головном мозге. При когнитивных нарушениях, чаще всего, повреждается не одна функция, а сразу несколько:


Виды

Исходя из степени проявления нарушений, можно обозначить три их вида.

При легких когнитивных нарушениях симптомы выглядят как снижение концентрации внимания, незаметное ухудшение памяти, высокая утомляемость при разных видах умственного труда. Человек может забыть имена знакомых, не способен найти дорогу в незнакомом месте, ему сложно подбирать слова. Часто он не может вспомнить, где оставил какую-то вещь.

Обследования этих нарушений проводятся с применением психологических и клинических исследований. Так, при выполнении нейропсихологических тестов может быть установлено нарушение серийного счета. Пациенту свойственно отсутствие глобальных изменений в эмоциональной и поведенческой сфере, нет повреждений в головном мозге. Наблюдается небольшое нарушение профессиональной и

Умеренные когнитивные нарушения вызываются в результате ухудшения одной или нескольких функций. Пациенту может требоваться помощь со стороны, так как он почти не помнит некоторые ситуации из жизни, не способен находить дорогу.

Деменция

Тяжелый вид когнитивных нарушений - это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь. У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события. Ситуация может осложнится появлением навязчивых идей, тревожности, бредом и галлюцинациями. Самое тяжелое проявление - полное отсутствие психомоторных навыков, недержание мочи, потеря речи.

Когнитивные нарушения у детей

Эта проблема довольно часто наблюдается у детей и подростков. Ее причины могут крыться в дефиците необходимых для организма витаминов и минералов, травмах при родах, перенесенных заболеваниях, гипоксии головного мозга, внутриутробных инфекциях.

Важно знать, что самая частая причина когнитивных расстройств у детей - это гиповитаминоз. Ученые провели ряд исследований, в результате которых обнаружили явную закономерность понижения когнитивных функций у детей, причиной которой является недостаточная обеспеченность их микронутриентами.

Характерные признаки когнитивных нарушений у детей - это синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нестабильная психика, нарушенные поведенческие рефлексы, сложность при освоении навыков письма и чтения.

Препараты

Лечение детей с когнитивными нарушениями необходимо проводить в комплексе, включающем медикаментозные и немедикаментозные методы терапии. Из лекарственных препаратов, в большинстве случаев, используются ноотропные средства. Они повышают функции метаболизма и межнейронную передачу в ЦНС, что хорошо сказывается на интеллектуальной деятельности, памяти, речи, внимании и способности к обучению. К подобным средствам относятся «Энцефабол», «Пирацетам», «Пирацетам», «Инстенон».

Положительный эффект приобретается и во время занятий с психотерапевтом, а также с помощью тренировок памяти, к примеру, заучивания наизусть песен и стихов.

Как выявить когнитивные расстройства, происходящие в мозге

Для того чтобы обнаружить наличие и степень когнитивного нарушения мозга, необходимо детально опросить больного и его родственников. Нужно учитывать наличие травм в анамнезе, наследственности, психическое и эмоциональное состояние пациента, употребление лекарств, вредные привычки.

Неврологи проводят осмотр пациента на предмет присутствия основного заболевания, которое может дать неврологическую симптоматику.

Психическое состояние поможет определить профильный специалист, пользуясь нейропсихологическим тестом. Такие тесты являются уникальными упражнениями на воспроизведение слов и рисунков, решения задач, выполнения каких-либо двигательных упражнений и подобные действия.

При когнитивных нарушениях у пожилых очень хорошо использовать шкалу MMSE - это список вопросов, которые могут оценить, в каком положении них находятся память, восприятие, речь, чтение, срисовывание, ориентация в пространстве и пр. Эта шкала также может использоваться для оценки адекватности и эффективности лечения.

У пациентов с когнитивным расстройством приобретенного характера следует проводить специальные лабораторные обследования. Врачу необходимо иметь данные биохимических и клинических анализов крови, уровня тиреотропных гормонов, липидограммы и некоторых других показателей.

Из аппаратных способов при этом используются: электроэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томография, допплерография магистральных сосудов.

Пациенту необходимо устранить возможные соматические заболевания.

Если есть какое-либо подозрение на болезнь Альцгеймера, следует провести дифференциальную диагностику данного заболевания с сосудистой деменцией.

Как лечит нарушение когнитивных функций?

Методы терапии

Если вы наблюдаете у себя даже самые незначительные признаки когнитивных нарушений, нужно начать пользоваться витаминно-минеральными комплексами и принимать аминокислоту «Глицин». Конечно, самолечение не рекомендуется, так что, до того как начать какую-либо терапию, следует посоветоваться с врачом.

Коррекция когнитивных нарушений, конечно, во многом будет зависеть от причины их происхождения. Но самая важная ее цель - это исправление патологических изменений, которые возникают в головном мозге. Кроме лечения основной болезни, врачи советуют принимать средства нейропротекторного действия, чтобы повысить когнитивные функции. К таким относятся: «Кавинтон», «Пирацетам», «Ноотропил», «Цераксон», «Церебролизин», «Милдронат». Это также хорошая профилактика дальнейшего возникновения этого расстройства.

Если пациент имеет выраженные когнитивные нарушения и выявленную деменцию, ему будут назначены такие препараты: «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Ривастигмин», «Донепезил». Продолжительность курса и дозировка определяются строго индивидуально.

Пациенту показаны также лекарственные средства, которые помогут справиться с гиперхолестеринемией - «Симвастатин», «Торвакард», «Аторвастатин». Помимо этого, врачи рекомендуют соблюдать безхолестериновую диету. Надо внести в рацион овощи, фрукты, нежирное молоко, творог и морепродукты. Также важно отказаться от вредных привычек, если такие имеются. Полезен будет курс психотерапии.

Дополнительная информация

Врачи советуют всем учить стихотворения, заняться рисованием, вязанием или каким-нибудь другим занятием, где нужно задействовать руки. Также полезны разгадывания кроссвордов. Такое времяпрепровождение - замечательная зарядка для мозга.

Как предотвратить нарушения когнитивного развития?

Профилактика и прогноз

Составить общий прогноз при когнитивных нарушениях невозможно. В каждом отдельном случае результаты имеют индивидуальный характер. Но если своевременно обратиться за помощью к врачу и соблюдать все предписания, удастся притормозить развитие болезненного процесса.

Необходимо отметить, что имеются две формы когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первую форму можно корректировать, а вот вторую - нет.

Профилактика включает в себя специальные мероприятия, которые направлены на понижение стресса и увеличения умственной и физической активности человека. Во избежание появления подобных патологий, следует уже с молодого возраста стараться постоянно выполнять какие -либо интеллектуальные задачи. Кроме этого, в целях профилактики деменции нужно вовремя проводить лечение сосудистых заболеваний, печеночных болезней, а также пополнять недостаток витаминов группы В.

Лечение когнитивных нарушений должно быть своевременным.

Большая часть случаев говорит о том, что симптомы только прогрессируют. Так что важная цель профилактики - торможение дальнейшего течения разрушительных процессов, уменьшение патологических влияний на головной мозг. Для этого следует придерживаться определенных правил:

  • Заниматься различными упражнениями для тренировки когнитивных свойств, о которых мы уже упоминали.
  • Принимать лекарственные препараты, назначенные врачом.
  • Сохранять стабильное психическое и эмоциональное состояние, остерегаться отрицательных эмоций, стрессов.
  • Так как существует связь между когнитивными функциями и физической активностью, следует обязательно заниматься каким-либо спортом (гимнастикой, плаванием, йогой, пилатесом, ходьбой).
  • Нельзя не обращать внимания на важность социальной деятельности. У людей, которые социально изолированы, риск возникновения подобных нарушений велик.
  • Также необходимо акцентировать внимание на свое питание. Нужно, чтобы оно было сбалансированным. Положительный эффект будет, если соблюдать средиземноморскую диету. Можно принимать витамины и пищевые добавки: витамин Е, витамины группы В, медь, цинк, омега-3.

В заключение

Нарушения когнитивного развития, конечно же, являются очень серьезной проблемой для здоровья человека. Поэтому крайне необходимо ее обнаружение на первых этапах возникновения. Это может помочь в принятии адекватных мер для профилактики прогрессирования болезни.

Синдром умеренных когнитивных нарушений.

Короткевич Наталья Дмитриевна

Врач общей практики

Воронежская городская клиническаяполиклиника №4

Россия, г.Воронеж

Аннотация.

Синдром умеренных когнитивных нарушений - под термином, предложенным в 1994 г . Международной психогериатрической ассоциацией при ВОЗ подразумевается, снижение памяти и/или других когнитивных функций (концентрация внимания, психомоторные функции, гибкость мышления и др.) вследствие естественных инволютивных изменений головного мозга, связанных со старением, которое вызывает беспокойство пациента. Важность раннего выявления лиц с когнитивными расстройствами, не достигающими степени деменции, обусловлена тем, что своевременная диагностика этих нарушений расширяет потенциальные возможности вторичной профилактики и терапевтического воздействия, которое может отсрочить или даже предотвратить наступление профессиональной и социальной дезадаптации из-за развития деменции. Согласно канадскому исследованию здоровья у пожилых (Сanadian Study of Health and Aging , 1997), когнитивные нарушения, не достигающие степени деменции, отмечаются у 14,9% лиц старшее 65 лет.

Ключевые слова: синдром УКН, критерии, клиника, типы, диагностика, лечение.

Синдром умеренных когнитивных нарушений (УКН) представляетсобой недостаточность одной или нескольких когнитивных функций, выходящих за пределы возрастной нормы, но не ограничивающих повседневную активность, т. е. не вызывающих деменции. УКН является клинически очерченным синдромом. При нём когнитивные расстройства вызывают беспокойства самого пациента и обращают на себя внимание окружающих. В 1962 г. W. Kral описал синдром "доброкачественной старческой забывчивости". По наблюдениям данного автора, часть постояльцев домов престарелых предъявляли жалобы на повышенную забывчивость, несмотря на отсутствие у них деменции. Этим жалобам соответствовали более низкие результаты нейропсихологических тестов, которые, однако, не ухудшались при повторных исследованиях. В 1986 г. Национальным институтом психического здоровья США был предложен термин и диагностические критерии синдрома "возрастных нарушений памяти" (англ. – Age-Associated Memory Impairment , AAMI). Основная роль в патогенезе ухудшения памяти в пожилом возрасте приписывалась естественным инволютивным изменениям головного мозга, о чем говорит само название синдрома.

Критерии.

Диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (УКН) по J. Touchon , R. Petersen (2005) :
когнитивные нарушения по словам пациента и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее)
признаки ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного индивидуума, которое произошло в недавнее время
объективные свидетельства когнитивных нарушений полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы)
нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности
деменция отсутствует - результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов.

Согласно критериям МКБ-10 , синдром умеренных когнитивных расстройств (УКР; англ. mild cognitive impairment , MCI) может быть выставлен при условии наличия :
снижения памяти, внимания или способности к обучению
жалоб пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы
нарушения памяти и других высших мозговых функций, не вызывающих деменцию и не связанных с делирием
органической природы указанных расстройств

Клинические особенности синдрома УКН разнообразны и определяются характером основного заболевания, которое является причиной нарушений.

Клиника.

Синдром УКР характеризуется субъективно осознаваемыми и объективно подтверждаемыми когнитивными нарушениями, которые выходят за среднестатистические для возраста и уровня образования нормы, но не оказывают значительного влияния на повседневную активность, т.е. не вызывают деменцию.
Обязательным диагностическим критерием УКР является наличие жалоб
когнитивного характера, которые могут высказывать либо сам пациент, либо окружающие его лица (родственники, друзья, сослуживцы и др.). Типичными
жалобами пациентов являются:

Трудности запоминания новой информации, нарушение памяти на текущие события;
трудности обучения, приобретения новых знаний, навыков и квалификаций;
забывчивость на имена и лица, особенно новых знакомых;
невозможность вспомнить содержание беседы с другими лицами, со-
держание прочитанной книги или просмотренной телепередачи;
невозможность удержать в памяти план действий;
невозможность вспомнить, куда положил тот или иной предмет, имеющий для пациента высокую ценность;
трудности подбора слов при разговоре, забывчивость на названия предметов;
легкие расстройства пространственной ориентировки в малознакомой
местности;
трудности устного счета;
трудности сосредоточения.

Наличие указанных выше или сходных жалоб является основанием для
объективной оценки когнитивных способностей с помощью нейропсихологических методов исследования.

Синдром УКР является клинически гетерогенным состоянием, что отражает его нозологическую гетерогенность . Принято выделять четыре основных типа синдрома УКР:

Монофункциональный амнестический тип. Характеризуется изолированным нарушением памяти при сохранной критике, интеллекте и других высших психических функциях. В подавляющем большинстве случаев со временем трансформируется в деменцию альцгеймеровского типа.
Полифункциональный тип с наличием нарушений памяти. При данном варианте УКР отмечается одновременное страдание нескольких когнитивных функций, включая память. Как и амнестический тип УКР, данный вариант также обычно знаменует собой начальные проявления болезни Альцгеймера и со временем трансформируется в деменцию.
Полифункциональный тип без нарушений памяти. Характеризуется нарушением нескольких когнитивных функций при сохранной памяти. Обычно сопутствует цереброваскулярному поражению, болезни диффузных телец Леви, болезни Паркинсона и др. Некоторые исследователи допускают, что в небольшой части случаев быть обусловлен процессом старения.

Монофункциональный неамнестический тип. Характеризуется нарушением одной когнитивной функции: интеллекта, праксиса , гнозиса или речи. Изолированные нарушения речи могут отмечаться в дебюте первичной прогрессирующей афазии, праксиса – кортико-базальной дегенерации, зрительного гнозиса – задней корковой атрофии, зрительно-пространственных функций – деменции с тельцами Леви, регуляции произвольной деятельности – лобно-височной дегенерации.

Диагностика.

В установлении точного нозологического диагноза на стадии УКР важную роль играют параклинические методы исследования: структурная и функциональная нейровизуализация , нейрохимическое исследование спинномозговой жидкости и др.
Так как чаще всего в основе УКР лежит начинающаяся болезнь Альцгеймера, наиболее частой находкой при МРТ головного является атрофия гиппокампа , нередко более выраженная с одной стороны. Следует отметить, что это относительно поздний диагностический признак, который выявляется, как правило, при наличии выраженных УКР, граничащих с легкой деменцией. Более чувствительны позитронно-эмиссионная или однофотонно-эмиссионная КТ, которые выявляют снижение церебрального метаболизма или кровотока преимущественно в височно-теменных отделах головного мозга. Для УКР сосудистой этиологии характерно наличие последствий острых нарушений мозгового кровообращения и диффузных изменений белого вещества (лейкоареоза ). Начальные стадии дегенеративного процесса с тельцами Леви характеризуются преимущественной заинтересованностью подкорковых и теменно-затылочных структур, а лобно-височная дегенерация – передних отделов головного мозга. Весьма информативным методом диагностики альцгеймеровского варианта УКР является нейрохимическое исследование спинномозговой жидкости с определением содержания бета-амилоида и тау-протеина . Показано, что уже на додементных стадиях БА содержание бета-амилоида в спинномозговой жидкости уменьшается, а тау-протеина , напротив, увеличивается.

Лечение.

Хотя возрастные нарушения памяти и внимания обычно не достигают значительной выраженности, они вызывают беспокойство больного, могут оказывать негативное влияние на повседневную активность и в целом снижают качество жизни. Поэтому наличие синдрома УКН требует назначения патогенетической и симптоматической терапии когнитивных расстройств, а также профилактических мер в отношении нарастания выраженности нарушений и развития деменции.
Лечение пациента скогнитивными нарушениями требует, во-первых, всесторонней оценки состояния здоровья и коррекции терапии имеющихся заболеваний. Как известно, большинство лиц пожилого и старческого возраста имеют одно или несколько хронических заболеваний. Многие из них, негативно влияя на церебральный метаболизм, оказывают отрицательное воздействие на когнитивные функции. Поэтому наличие когнитивных нарушений требует тщательного исследования не только неврологического, но и соматического и психического статуса пациента. Следует, по возможности, добиваться максимальной компенсации имеющихся дисметаболических расстройств. При этом особое внимание необходимо уделять таким патологическим состояниям, как гипотиреоз, дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты, заболевания печени и почек.
Неблагоприятное влияние на когнитивные функции оказывают многие лекарственные препараты с психотропным действием. При наличии жалоб на повышенную забывчивость и снижение концентрации внимания следует постараться воздержаться от холинолитиков , трициклических антидепрессантов, бензодиазепинов и нейролептиков. Безусловно, отрицательное воздействие на когнитивные функции оказывает злоупотребление алкоголем.
Важное патогенетическое значение для терапии легких когнитивных нарушений и профилактики деменции имеет адекватное лечение сердечно-сосудистых заболеваний. Сегодня является доказанным, что контроль артериальной гипертензии с достижением целевых цифр артериального давления 110–120/70–80 мм рт . ст. достоверно уменьшает риск развития сосудистой деменции и болезни Альцгеймера. Наличие гемодинамически значимого атеросклероза является показанием для назначения антиагрегантов , а в некоторых случаях – применения методов сосудистой хирургии. Соответствующей терапии требует гиперлипидемия , сахарный диабет, нарушение сердечного ритма. Следует постараться убедить пациента отказаться от курения, вести борьбу с ожирением и гиподинамией.
Серьезной проблемой является депрессия в пожилом возрасте. По некоторым данным, распространенность разного по выраженности снижения фона настроения в пожилом возрасте достигает 40%. Причинами эмоциональных нарушений у пожилых являются изменения социального статуса, утрата близких родственников, инвалидизация в результате различных хронических заболеваний и т.д. Депрессия может быть проявлением первичных заболеваний головного мозга, таких как, например, болезнь Паркинсона и сосудистая мозговая недостаточность. Депрессия может быть причиной как субъективного ощущения снижения памяти, так и объективного нарушения когнитивных функций, которое в некоторых случаях имитирует деменцию (так называемая псевдодеменция ). При этом если когнитивные нарушения имеют вторичный характер по отношению к эмоциональным расстройствам, они регрессируют на фоне терапии антидепрессантами. Однако, как указывалось, в пожилом возрасте крайне нежелательны антидепрессанты с выраженным холинолитическим эффектом из-за их отрицательного воздействия на когнитивные функции. Напротив, современные антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина благоприятно влияют на мнестико-интеллектуальные процессы.

Лечение легких и умеренных когнитивных нарушений преследует две основные цели :

· вторичная профилактика деменции, замедление темпа прогрессирования когнитивных расстройств;

· уменьшение выраженности уже имеющихся нарушений с целью улучшения качества жизни пациентов и их родственников.

Принципы лечения синдрома УКР :
индивидуальность
направленность на те патогенетические факторы нарушений когнитивных функций, которые определяются при клиническом и инструментальном исследовании в каждом конкретном случае
основные группы фармакологических препаратов, которые могут применяться при наиболее частых патогенетических вариантах синдрома УКР (связанных с начинающейся болезнью Альцгеймера, сосудистой мозговой недостаточностью или сочетанием обоих патогенетических факторов):
- ингибиторы ацетилхолинэстеразы (реминил , ривастигмин ) - являются препаратами первого выбора для лечения болезни Альцгеймера; теоретически, чем раньше будут назначены ингибиторы ацетилхолинэстеразы , тем больше ожидаемый эффект; однако учитывая фармакоэкономические аспекты терапии ингибиторами ацетилхолинэстеразы , возможность системных побочных эффектов, их назначение целесообразно лишь при полной уверенности врача в патологическом характере расстройств и в нозологическом диагнозе, что не всегда достижимо при легкой выраженности когнитивных нарушений на стадии УКР
- антагонисты NMDA–рецепторов к глутамату (акатинол ) - оказывают симптоматический ноотропный эффект обладают нейропротективным действием
- вазоактивные препараты - патогенетически оправданным является воздействие на микроциркуляцию как при нейродегенеративном процессе, так и при сосудистой мозговой недостаточности; в отечественной практике они традиционно назначаются курсами по 2–3 месяца 1–2 раза в год, однако учитывая то, что синдром УКР знаменует собой определенные стадии хронического прогрессирующего заболевания головного мозга, вероятно, с патогенетических позиций более оправданным является длительное, возможно, постоянное применение данных препаратов
- дофаминергические препараты (проноран ) - с целью воздействия преимущественно на связанные с возрастными изменениями когнитивные симптомы
- пепдидергические препараты (например, церебролизин ) - неспецифическое многомодальное положительное воздействие на нейрональный метаболизм и процессы пластичности нейронов
- препараты с нейрометаболическим действием - препараты Ginkgo biloba , пирацетам , пиритинол и др.

Заключение. Таким образом,когнитивные нарушения в пожилом возрасте имеют многофакторную этиологию и связаны как с естественными инволютивными изменениями головного мозга, так и с сосудистой мозговой недостаточностью, а в некоторых случаях, возможно, с начальными проявлениями нейродегенеративного процесса. Для выявления когнитивных расстройств необходимо применение нейропсихологических методов исследования. Терапия когнитивных нарушений зависит от их тяжести и этиологии. Наиболее распространёнными причинами когнитивных расстройств в пожилом возрасте являются сосудистая мозговая недостаточность и нейродегенеративный процесс, при этом наибольший эффект оказывают игибиторы ацетилхолинэстеразы и проноран . В то же время на стадии легких и умеренных когнитивных нарушений более целесообразны сосудистые и метаболические препараты с нейропротективным эффектом.

Список литературы :

1. Медицинский портал для врачей [Электронный ресурc ] http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=895

2. Трудный пациент- журнал для врачей. 2005. Когнитивные нарушения в неврологической практики [Электронный ресурс] http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=895

3. Яхно Н.Н., Захаров В.В., Локшина А.Б., .Коберска Н.Н., .Мхитарян Э.А.. Деменции. Москва Медпресс-информ 2011.с. 17-22

4. Захаров В.В. Сonsilium-medicum (Том 07/N 8/2005). Когнитивные нарушения [Электронный ресурс] http://old.consilium-medicum.com/media/consilium/05_08/697.shtml

REFERENCES

1. Meditsinskij portal dlya vrachej http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=895

2.Trudnyj patsient - zhurnal dlya vrachej . Kognitivnye narusheniya v nevrologicheskoj praktiki (maj 2005g.)- http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=895

3. YAkhno N.N., Zakharov V.V., Lokshina A.B., Koberskaya N.N., Mkhitaryan EN.A. Dementsii . Moskva Medpress-inform,2011. s . 17-22

4. Сonsilium-medicum (Том 7 / N 8/2005). V.V.Zakharov . Kognitivnye narusheniya http://old.consilium-medicum.com/media/consilium/05_08/697.shtml

Симптомы деменции складываются из когнитивных, поведенческих, эмоциональных расстройств и нарушений повседневной деятельности.

Когнитивные нарушения представляют собой клиническое ядро любой деменции. Когнитивные нарушения бывают основным симптомом данного состояния, поэтому их наличие обязательно для постановки диагноза.

Когнитивные функции (от англ. cognition - «познание») - наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется рациональное познание мира и взаимодействие с ним. Синонимами термина «когнитивные функции» являются «высшие мозговые функции», «высшие психические функции» или «познавательные функции».

Обычно к когнитивным относят следующие функции головного мозга.

  • Память - способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию.
  • Восприятие (гнозис) - способность воспринимать и узнавать поступающую извне информацию.
  • Психомоторную функцию (праксис) - способность составлять, сохранять и выполнять двигательные программы.
  • Речь - способность понимать и выражать свои мысли с помощью слов.
  • Интеллект (мышление) - способность анализировать информацию, обобщать, выявлять сходства и различия, выносить суждения и умозаключения, решать задачи.
  • Внимание - способность выделить из общего потока информации наиболее важное, концентрироваться на текущей деятельности, поддерживать активную умственную работу.
  • Регуляцию произвольной деятельности - способность произвольно выбрать цель деятельности, построить программу для достижения этой цели и контролировать выполнение данной программы на различных этапах деятельности. Недостаточность регуляции приводит к снижению инициативы, остановкам текущей деятельности, повышенной отвлекаемости. Такие расстройства принято обозначать термином «дизрегуляторные нарушения».

По определению, деменция - полифункциональное нарушение, поэтому она характеризуется одновременной недостаточностью нескольких или сразу всех когнитивных способностей. Однако различные когнитивные функции страдают в разной степени - в зависимости от причин деменции. Анализ особенностей когнитивных расстройств играет важную роль в установлении точного нозологического диагноза.

Самым частым видом когнитивных расстройств при деменциях различной этиологии бывают нарушения памяти. Выраженные и прогрессирующие нарушения памяти сначала на недавние, а затем и на отдалённые события жизни - основной симптом болезни Альцгеймера. Заболевание дебютирует с расстройств памяти, затем к ним присоединяются нарушения пространственного праксиса и гнозиса. У части больных, особенно моложе 65-70 лет, также развиваются речевые нарушения по типу акустико-мнестической афазии. В меньшей степени выражены нарушения внимания и регуляции произвольной деятельности.

В то же время нарушения регуляции произвольной деятельности становятся на начальных этапах основной клинической характеристикой сосудистой деменции, деменции с тельцами Леви, а также заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона и др.). Расстройства пространственного гнозиса и праксиса также присутствуют, но имеют иную природу и поэтому не приводят, в частности, к дезориентировке на местности. Отмечают и нарушения памяти, обычно выраженные в умеренной степени. Дисфазические расстройства не характерны.

Для лобно-височной лобарной дегенерации (лобно-височная деменция) наиболее типично сочетание дизрегуляторных когнитивных расстройств и нарушений речи по типу акустико-мнестической и/или динамической афазии. При этом память на события жизни длительное время остаётся сохранной.

При дисметаболической энцефалопатии в наибольшей степени страдают динамические характеристики когнитивной деятельности: скорость реакции, активность психических процессов, характерны повышенная утомляемость и отвлекае-мость. Часто это сочетается с различными по выраженности нарушениями цикла «сон-бодрствование».

Эмоциональные нарушения при деменциях в наибольшей степени распространены и выражены в начальных стадиях патологического процесса и постепенно регрессируют в дальнейшем. Эмоциональные расстройства в виде депрессии встречают у 25-50% пациентов с начальными стадиями болезни Альцгеймера и в большинстве случаев сосудистой деменции и заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев. Весьма характерны также расстройства тревожного ряда, особенно на ранних этапах болезни Альцгеймера.

Поведенческие нарушения - патологическое изменение поведения больного, доставляющее беспокойство ему самому и/или окружающим его лицам. Как и эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства не обязательны для постановки диагноза деменции, но их встречают весьма часто (приблизительно у 80% пациентов). Поведенческие нарушения обычно развиваются на стадии лёгкой или умеренной деменции.

К наиболее распространённым поведенческим нарушениям относят следующие.

  • Апатию - снижение мотивации и инициативы, отсутствие или уменьшение какой-либо продуктивной деятельности пациента.
  • Раздражительность и агрессивность.
  • Бесцельную двигательную активность - хождение из угла в угол, бродяжничество, перекладывание вещей с места на место и др.
  • Нарушения сна - дневную сонливость и психомоторное возбуждение по ночам (так называемый синдром захода солнца).
  • Нарушения пищевого поведения - снижение или повышение аппетита, изменение пищевых пристрастий (например, повышенная тяга к сладкому), гиперорализм (постоянное жевание, сосание, причмокивание, плевки, поедание несъедобных предметов и др.).
  • Некритичность - утрата чувства дистанции, нескромные или нетактичные вопросы и замечания, сексуальная несдержанность.
  • Бред - устойчивые ложные умозаключения. Наиболее типичны бред ущерба (родственники обворовывают или замышляют что-то недоброе), ревности, двойников (супруга заменили внешне очень похожим недоброжелателем), бред по типу «я не у себя дома».
  • Галлюцинации - чаще зрительные, в виде образов людей или животных, реже слуховые.

Нарушения повседневной деятельности представляют собой интегральные результат когнитивных и поведенческих симптомов деменции, а также друие неврологические нарушения, связанные с основным заболеванием головной мозга. Под термином «нарушение повседневной деятельности» понимают расстройства профессиональной, социальной и бытовой адаптации пациента. О наличии нарушений повседневной деятельности свидетельствуют невозможность или существенные затруднения на работе, при взаимодействии с другими людьми, выполнении бытовых обязанностей, а в тяжёлых случаях - при самообслуживании. Наличие нарушений повседневной деятельности свидетельствует о большей или меньшей утрате больным независимости и самостоятельности, с необходимости посторонней помощи.

К сфере повседневной активности относят такие виды деятельности:

  • профессиональную - способность эффективно продолжать выполнять свою работу;
  • социальную - способность эффективно взаимодействовать с другими людьми;
  • инструментальную - способность пользоваться бытовой техникой;
  • самообслуживание - способность одеваться, выполнять гигиенические процедуры, принимать пищу и др.

Сроки развития и последовательность возникновения тех или иных симптомов деменции обусловлены характером основного заболевания, однако можно проследить некоторые наиболее общие закономерности.

Как правило, деменции предшествует стадия умеренных когнитивных нарушений (англ. - mild cognitive impairment - MCI). Под умеренными когнитивными нарушениями принято понимать снижение когнитивных способностей, явно выходящее за пределы возрастной нормы, но не влияющее существенно на повседневную активность.

Модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (Touchon J., Petersen R., 2004)

  • Когнитивные нарушения по словам больного и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее).
  • Признаки произошедшего недавно ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного человека.
  • Объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы).
  • Нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности.
  • Деменция отсутствует - результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов,

На этапе умеренных когнитивных нарушений больной жалуется на ухудшение памяти или снижение умственной работоспособности. Эти жалобы подтверждаются данными нейропсихологического исследования: выявляют объективные когнитивные нарушения. Однако когнитивные расстройства на данном этапе выражены в небольшой степени, так что не привносят значимого ограничения обычной для больного повседневной активности. При этом возможны трудности в сложных и необычных видах деятельности, но пациенты с умеренными когнитивными нарушениями сохраняют трудоспособность, они независимы и самостоятельны в социальной жизни и быту, не нуждаются в посторонней помощи. Критика к своему состоянию чаще всего сохранна, поэтому больные, как правило, бывают адекватно встревожены изменениями своего когнитивного статуса. Нередко умеренные когнитивные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами в виде тревоги и депрессии.

Прогрессирование нарушений и появление затруднений при обычных для пациента видах деятельности (обычная работа, взаимодействие с другими людьми и др.) свидетельствуют о формировании синдрома лёгкой деменции. На данном этапе пациенты полностью адаптированы в пределах своей квартиры и ближайшего района, но испытывают затруднения на работе, при ориентировании в малознакомой местности, вождении автомобиля, выполнении расчётов, совершении финансовых сделок и других сложных видах деятельности. Ориентировка в месте и времени, как правило, сохранна, но из-за расстройств памяти возможно ошибочное определение точной даты. Критика к своему состоянию частично утрачивается. Сужается круг интересов, что связано с неспособностью поддерживать более сложные в интеллектуальном отношении виды активности. Поведенческие нарушения часто отсутствуют, в то время как расстройства тревожно-депрессивного круга встречаются очень часто. Весьма характерно заострение преморбидных личностных особенностей (например, бережливый человек становится жадным и т.п.).

Возникновение трудностей в пределах собственного дома - признак перехода на стадию умеренной деменции. Сначала возникают сложности при пользовании бытовой техникой (так называемые нарушения инструментальной повседневной деятельности). Больные разучиваются готовить еду, пользоваться телевизором, телефоном, дверным замком и др. Возникает необходимость в посторонней помощи: сначала лишь в отдельных ситуациях, а затем - большую часть времени. В стадии умеренной деменции больные, как правило, дезориентированы во времени, но ориентированы в месте и собственной личности. Отмечают значительное снижение критики: больные в большинстве случаев отрицают наличие у себя каких-либо нарушений памяти или других высших мозговых функций. Весьма характерны (но не обязательны) поведенческие расстройства, способные достигать значительной выраженности: раздражительность, агрессивность, бредовые идеи, неадекватное двигательное поведение и др. По мере дальнейшего прогрессирования патологического процесса начинают появляться трудности при самообслуживании (одевание, выполнение гигиенических процедур).

Тяжёлая деменция характеризуется почти полной беспомощностью больного в большинстве бытовых ситуаций, что вызывает необходимость постоянной посторонней помощи. В этой стадии постепенно регрессируют бред и другие поведенческие расстройства, что связано с нарастающей интеллектуальной недостаточностью. Больные дезориентированы в месте и времени, присутствуют выраженные нарушения праксиса, гнозиса и речи. Значительная выраженность когнитивных расстройств делает дифференциальную диагностику между различными нозологическими формами деменции весьма затруднительной в данной стадии, Присоединяются неврологические расстройства, такие как нарушения походки и тазовых функций. Финальные стадии деменции характеризуются утратой речи, невозможностью самостоятельно ходить, недержанием мочи и неврологическими симптомами декортикации.

Основные этапы развития деменции:

  • умеренные когнитивные нарушения;
  • нарушение профессиональной и социальной деятельности;
  • снижение критики, изменение личности;
  • нарушение инструментальной повседневной активности;
  • формирование поведенческих нарушений;
  • нарушение самообслуживания;
  • утрата речи, тазовые нарушения, недержание мочи;
  • декортикация.

Характеристика основных этапов когнитивного дефицита

Когнитивные функции

Эмоциональные и поведенческие нарушения

Повседневная активность

Умеренные когнитивные нарушения

Негрубые нарушения при сохранной критике

Тревожно-депрессивные нарушения

Не нарушена

Лёгкая деменция

Выраженные нарушения при сниженной критике

Тревожно-депрессивные нарушения. Изменения личности

Нарушена профессиональная и социальная активность. Дома больной независим

Умеренная деменция

Выраженные нарушения при сниженной критике. Дезориентировка во времени

Бред, агрессия, бесцельная двигательная активность, нарушения сна и аппетита, бестактность

Нарушена инструментальная повседневная активность. Иногда нуждается в посторонней помощи

Тяжёлая деменция

Грубые нарушения. Дезориентировка в месте и времени

Регресс бреда, безынициативность

Нарушено самообслуживание. Постоянно нуждается в посторонней помощи

Когнитивные нарушения функций головного мозга являют собой специфические отклонения, которые приводят к расстройству личности, поскольку препятствуют познавательной активности человека. Они встречаются у взрослых и у детей. Как возникает нарушение когнитивных функций, по каким причинам и как их распознать? Попробуем разобраться.

Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития

Что такое когнитивные нарушения? Это отклонения в нормальной работе и функционировании головного мозга. Они возникают по разным причинам у взрослых людей, также могут появиться у ребенка. Человеческий мозг – это сложный механизм, который регулирует все физиологические и психические процессы в организме. К когнитивным или познавательным функциям относят:

Их любые нарушения способны спровоцировать изменение личности и сделать из разумного человека животное, которое руководствуется только инстинктами. Как развиваются такие нарушения? В первую очередь, это связано с нарушением связи коры головного мозга и подкорковых структур. В зависимости от локализации повреждения выделяют такие расстройства:

В зависимости от степени повреждения различают такие когнитивные расстройства:


Мозговая деятельность является очень сложным механизмом. Любое ее нарушение способствует появлению отклонений, которые в значительной степени влияют на поведение человека.

Причины развития, основные симптомы

Почему возникают когнитивные нарушения у детей и взрослых? В зависимости от их природы происхождения выделяют:

  • функциональные (временные);
  • органические (связанные с возникновением необратимого патологического процесса).

Функциональные нарушения имеют преимущественно временный характер. Они часто связаны с такими явлениями:


Такие отклонения в мозговой деятельности могут возникать в любом возрасте. Например, нарушение когнитивных функций у детей может спровоцировать неблагоприятная обстановка дома или в школе, смерть или болезнь друзей, близких родственников и другие эмоциональные потрясения. Они носят временный характер и проходят сами собой при исчезновении раздражающих факторов.

Органические нарушения связаны с патологическими процессами в мозговом отделе. Существует несколько причин такого состояния:


Как выявить признаки когнитивных отклонений на ранних стадиях, чтобы вовремя начать соответствующее лечение? Следует обратить внимание на такие симптомы:

  • ухудшение памяти и способности к запоминанию;
  • понижение внимания;
  • утомляемость от простейшей умственной (интеллектуальной) деятельности.

При наличии таких расстройств (особенно у детей) необходимо пройти обследование, чтобы не запустить болезнь и вовремя начать лечение.

В более тяжелом течении (при умеренной стадии) наблюдаются следующие симптомы:


В самой последней стадии, которая называется деменцией, к вышеперечисленным добавляются такие неприятные симптомы:

  • расстройство личности;
  • невозможность выполнять простейшие функции по уходу за собой (например, невозможность сходить в туалет, помыться, поесть);
  • изменение характера;
  • психические отклонения (человек забывает, кто он, не узнает людей вокруг).

Чем раньше будут выявлены когнитивные нарушения, тем лучше они поддаются лечению с помощью медикаментозных препаратов и психологических приемов. Деменция имеет прогрессирующий характер и не поддается лечению.

Диагностика, методы лечения и профилактики

Как определить наличие у человека когнитивных отклонений? Для этого пациент должен пройти специальное обследование, которое включает такие процедуры:


Только после выявления причины отклонений назначается необходимое лечение. Оно базируется на применении лекарственных препаратов. Так стойкое поражение мозга при деменции лечат при помощи таких медикаментов:

  1. Донепезил.
  2. Галантамин.
  3. Ривастигмин.
  4. Мемантин.
  5. Ницерголин.

Их назначает только врач. Он же определяет дозировку и длительность терапии. При небольших нарушениях когнитивных функций, применяют лекарства, которые способствуют улучшению кровообращения, а также нейропотекторы. Это такие препараты:


Кроме лекарственных средств назначается специальная антихолестериновая диета с целью улучшения кровотока и снабжения головного мозга кислородом. Она заключается в отказе от жирных сортов мяса, молокопродуктов и употреблении свежих овощей и фруктов, морепродуктов. Важно также принимать витамины группы В, исключить из рациона алкогольные напитки, кофе.

Если когнитивные нарушения появились, то их редко удается вылечить полностью. Можно только приостановить процесс.

Для этого нужно изменить способ жизни. Поэтому для приостановления негативных явлений в головном мозге следует придерживаться таких правил:


Если придерживаться правильного образа жизни, то мозговые отклонения наступят очень не скоро. Это важно для поддержания хорошего самочувствия и интеллектуальной деятельности человека.

Когнитивные нарушения могут проявиться в любом возрасте по тем или иным причинам. Они способны доставить человеку и его близким много неприятностей, поскольку приводят к расстройству личности и медленной деградации. При обнаружении таких отклонений важно как можно раньше обратиться к врачу за помощью, чтобы не допустить осложнений.

Одной из особенностей человека, которая отделяет его от животного мира, является способность познавать, понимать и интерпретировать окружающий мир. Способность человека мыслить, запоминать, рассуждать, понимать, воспроизводить делает его отдельной веткой в мире животных.

Однако расстройства когнитивного характера личности способны ухудшить данные свойства, что будет проявляться в различных симптомах. Лечение проводится на основе тех причин, которые привели к патологии.

Что такое когнитивные расстройства?

Что понимается под когнитивными расстройствами на сайте психиатрической помощи сайт? Это нарушения в строении или функционировании головного мозга, когда он не способен понимать, запоминать, изучать, познавать, осознавать, воспринимать и перерабатывать информацию. Таким образом, когнитивные расстройства приводят к неадекватному восприятию мира, что влечет за собой множество последствий:

  1. Страдает внимание, которое не способно быть сконцентрировано на чем-то одном, то есть выделять частное из общего потока.
  2. Страдает восприятие, которое теперь не осуществляется, другими словами, человек не получает информации извне.
  3. Нарушается функциональность памяти, главными задачами которой являются восприятие и воспроизведение информации.
  4. Нарушаются психомоторные функции, то есть способность совершать действия, которые ранее были изучены, например, писать, рисовать или водить автомобиль.
  5. Интеллект значительно понижается, поэтому человек становится неспособным анализировать информацию и делать умозаключения.

Особенно страдает речь, поскольку человеку она не дана с рождения. Если человек не может воспринимать речь, то он не способен ее усваивать и сам воспроизводить. На определенном этапе человек либо не научается речи, либо не становится способным ее выразить, поскольку даже не будет понимать, что говорят ему другие люди.


Существует множество форм когнитивного расстройства, что зависит от того, в какой области поражен мозг, соответственно, какая когнитивная функция нарушена. Нередко когнитивные нарушения возникают в совокупности. Речь идет о повреждениях в головном мозгу, которые являются врожденными, травматическими, приобретенными в результате болезненных поражений.

Причины когнитивных расстройств

Чтобы лечить когнитивные расстройства, следует знать причины их возникновения. Некоторые из них возможно устранить, а остальные навсегда остаются с человеком. Условно причины делятся на функциональные и органические:

  1. Функциональные причины неопасные, однако при длительном воздействии на человека приводят к нарушениям. Ими могут быть переутомление, эмоциональное напряжение, негативные , постоянные . В зависимости от их продолжительности, процесс лечения занимает то или иное количество времени. При этом процессы обратимы. Порой достаточно устранить лишь причины, а иногда требуется медикаментозное лечение.
  2. Органические причины появляются вследствие явного повреждения головного мозга в результате различных заболеваний. В некоторых случаях процессы обратимы, если лечение назначается на ранних сроках. Терапия всегда предполагается врачебная. Частыми органическими причинами становятся нарушение кровообращения, возрастные изменения и атрофия.

Человеку, особенно престарелого возраста, следует внимательно следить за своим состоянием здоровья. Любые нарушения в работе сосудистой и сердечной систем неизбежно приводят к патологиям в работе головного мозга. В старческом возрасте развиваются многочисленные головные заболевания, которые сопровождаются рядом симптомов, в том числе и когнитивных расстройств. Например, которая разрушает личность человека с каждым годом и не имеет лечения.

Другими причинами развития когнитивных расстройств могут быть:

  • Сосудистые болезни мозга: инсульты, атеросклероз, артериальная гипертензия.
  • Гипотиреоз.
  • Болезни Альцгеймера и Паркинсона.
  • Алкоголизм.
  • Рассеянный склероз.
  • Почечная недостаточность.
  • Опухоль в головном мозге.
  • Наркомания.
  • Печеночная недостаточность.
  • Травмы.
  • Злоупотребление медикаментами.
  • Сахарный диабет.
  • Отравления.
  • Нарушение обменных процессов.

Симптомы когнитивного расстройства

Симптоматика когнитивных расстройств зависит от тяжести течения, а также области поражения головного мозга. Нередко отмечается поражение сразу нескольких областей, что приводит к нарушениям обширного характера.

В общем симптомы когнитивных нарушений сопровождаются:

  1. Снижением умственной работоспособности.
  2. Трудностями осмысления чужих слов и выражения собственных мыслей.
  3. Ухудшением памяти.
  4. Ухудшением концентрации внимания.

В тяжелых состояниях пациентов ничто не волнует, поскольку они абсолютно некритичны к собственному здоровью.

Познавательная сфера отмечается ухудшением памяти. Сначала человек забывает недавно произошедшие события, а затем и вовсе забывает свою жизнь. Ухудшается умственная деятельность, мышление, из-за чего человек перестает адекватно воспринимать информацию, анализировать ее, делать выводы. Также индивид становится неспособным концентрировать внимание, из-за чего он не может выполнять конкретные задачи.


Умеренными когнитивными расстройствами называются нарушения, выходящие за возрастные рамки, однако не отмечающиеся яркой деменцией. 20% пациентов после 65 лет страдают когнитивными расстройствами, среди них лишь 60% страдают выраженной деменцией. В 30% случаев симптоматика носит стабильный и вяло прогрессирующий характер. Поэтому индивид может даже не замечать, как в нем прогрессирует заболевание. Однако при выявлении болезни следует обратиться к врачу.

На ранних этапах умеренные когнитивные расстройства легко лечатся лекарствами. Чтобы их выявить, следует обратить внимание на следующие симптомы:

  1. Трудности в повторении только что полученной информации.
  2. Трудности в выполнении счетных действий.
  3. Трудности в запоминании имен.
  4. Дезориентация в малознакомой местности.
  5. Трудности в подборе слов во время общения.

Легкое когнитивное расстройство

Легкая форма когнитивного расстройства называется додементным состоянием, которое характеризуется такими симптомами:

  1. Некоторое ухудшение памяти.
  2. Снижение концентрации внимания.
  3. Быстрая утомляемость при интеллектуальной деятельности.
  4. Забывчивость знакомых имен.
  5. Дезориентация в незнакомой местности.
  6. Трудности в подборе слов.

При этом в головном мозге отсутствуют атрофические процессы. В поведении и на уровне эмоций человек продолжает оставаться самим собой. Отмечаются трудности в профессиональной и социальной активности.


Противоположной формой когнитивных расстройств является тяжелая, которая представляет собой деменцию. Здесь человек испытывает явные трудности в социальной и профессиональной сферах, он теряет навыки самообслуживания, поэтому нуждается в посторонней помощи. Человек становится тревожным, проявляются галлюцинации, навязчивые мысли и бред. Больной теряется во времени и забывает события прошлого. В самых тяжелых случаях развивается недержание мочи, потеря речи, забывание психомоторных навыков.

Когнитивное расстройство у детей

Появление когнитивных расстройств у детей специалисты связывают с дефицитом витаминов, которые сейчас практически трудно добыть через еду. Современная пища богата различными красителями и вкусовыми добавками. Многие блюда состоят из компонентов неприродного происхождения. Прохождение через длительную температурную обработку также способствует уничтожению витаминов.

Около 20% детей и подростков страдают различными формами когнитивных расстройств:

  • От 5 до 20% страдают различными расстройствами языка, не будучи способными читать и писать.
  • Около 17% больных не способны воспринимать звуковую информацию.
  • Гиперактивность наблюдается у 7%.

Страдают также умственная деятельность, поведение и эмоциональная сфера. Другими причинами развития когнитивных расстройств называют различные поражения мозга в результате заболеваний, врожденные патологии, а также дегенеративные болезни.


Лечением занимается врач, который прописывает ноотропные препараты, которые способствуют улучшению передачи сигналов в головной мозг и метаболические процессы. Среди них выделяют «Пирацетам», «Энцефабол» и «Инстенон». Также практикуется психотерапия, заучивание стихов и песен.

Как лечить когнитивные расстройства?

Когнитивные расстройства являются одними из распространенных. Причем проявляются они в различных формах. Лечение зависит от того, какие причины спровоцировали нарушения, степень тяжести, а также особенности проявления. Сначала проводится диагностика путем опроса родственников больного, проведения тестов вместе с больным, а также выявления характерных симптомов.

При легкой форме когнитивных нарушений достаточно беседы с нейропсихологом, а при тяжелых формах можно просто отметить соответствующие признаки болезни. Назначение лекарств и проведение терапии зависит от нарушений. Так, назначаются ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия. Используется когнитивная психотерапия, консультации и тренировки по улучшению функций умственной деятельности.

Прогноз

Прогнозы ставятся в зависимости от степени выраженности заболевания, своевременности обращения человека к врачам, причин развития болезни. Некоторые факторы возможно предотвратить и повернуть в обратном направлении. Однако если патологии являются врожденными либо органическими, то иногда процессы являются необратимыми.

Врачи занимаются лечением в любом случае. Однако людям рекомендуется заниматься профилактическими мерами, которые будут оберегать их от развития подобных осложнений:

  1. Правильно питаться. Нужно постоянно насыщать свой организм всеми полезными микроэлементами и витаминами.
  2. Своевременно лечить сердечно-сосудистые заболевания и болезни головного мозга.
  3. Заниматься интеллектуальной деятельностью, постоянно тренировать память, мышление, внимание.
  4. Отмечать определенные отклонения и находить причины их возникновения.
  5. Устранять стрессы и эмоциональные потрясения, которые также сказываются на умственной деятельности.
  6. Следует заниматься физическими упражнениями и спортом, которые в целом улучшают общее состояния здоровья, в частности, способствуют ускорению кровообращения.

Когнитивные расстройства значительным образом сказываются на качестве жизни человека. Если запустятся необратимые процессы, тогда болезнь будет прогрессировать, что сделает человека асоциальным и беспомощным.