Лабораторная работа определение пульса вывод. Давайте интересоваться биологией!: Лабораторные работы. Что такое пульс
ХОД РАБОТЫ
1. Испытуемый должен спокойно посидеть в течение 5 мин, чтобы вернулись к норме сдвиги, вызванные физической или эмоциональной активностью.
2. Нащупайте кончиками пальцев лучевую артерию в области запястья и определите свойства артериального пульса:
/. Частота. Просчитайте число пульсаций артерии в минуту.
//. Ритм. Происходит ли пульсация через одинаковые промежутки времени, т. е. правилен ли ритм? У некоторых людей можно обнаружить небольшое увеличение частоты сокращений сердца во время вдоха. Это явление называется синусовой аритмией. Постоянна ли сила пульсаций?
///. Наполнение. Наполнение, т. е. интенсивность пульсации артериальной стенки, исследуют путем легкого ощупывания артерии. Наполнение может быть хорошим, средним и слабым.
IV. Амплитуда. Попытайтесь описать, как происходит подъем и спад пульсовой волны в артерии. Сопоставьте ваши впечатления с полученной позднее записью.
V. Напряжение.
Имея некоторый опыт, самую приблизительную оценку систолического давления можно произвести, сдавливая артерии пальцами. Для этого накладывают на лучевую артерию три пальца. Сильно надавливают пальцем, расположенным дистально, для того чтобы пульсация артериальной ветви, идущей к ладони, не достигала среднего пальца. После этого постепенно сдавливают артерию проксимально расположенным пальцем
до тех пор, пока средний палец не перестанет ощущать пульс. Это дает очень грубую оценку систолического давления.
Можно оценить диастолическое давление, измерив, усилие, необходимое для того, чтобы пережать артерию между пульсациями. При низком диастолическом давлении для пережатия сосуда достаточно небольшой силы, а при высоком давлении для этого потребуется более значительная сила.
Следует подчеркнуть, что, хотя оба метода оценки давления путем пальпации представляют интерес, количественную оценку можно произвести только при помощи тонометра.
Оформление протокола.
Заполните таблицу30
Таблица 30. Результаты проведенных исследований
2. Сделайте заключение о состоянии артериального пульса
Лабораторная работа № 4.9. Регистрация артериального пульса
Оборудование : сфигмографическая приставка или плетизмограф, электрокардиограф, сфигмограммы различных типов, накожный датчик.
ХОД РАБОТЫ
1. Укрепите накожный датчик в области сонной артерии. Включите лентопротяжный механизм со скоростью 50 мм/с. Запишите пульс на протяжении 30 с, подсчитайте ЧСС за 1 мин.
Оформление протокола
- Вклейте в тетрадь фрагмент полученной вами сфигмограммы; сравните ее с эталоном (см. рис. 28).
Рис. 33. Основные компоненты сфигмограммы (типичная кривая).
А - амплитуда быстрого кровенаполнения; Б - максимальная амплитуда реограммы; В - амплитуда наивысшей точки инцизуры; Г - амплитуда низшей точки инцизуры; Д - амплитуда дикротического зубца; φ- период быстрого кровенаполнения; α - время восходящей части кривой; β- время спуска нисходящей части кривой.
2. Отметьте компоненты пульсовой волны и рассчитайте: а) длительность систолического подъема - интервал между началом анакроты и самой высокой точкой ВФГ;
б) длительность периода изгнания - интервал между началом анакроты и инцизурой;
в) продолжительность катакроты (диастолический спуск) -интервал между инцизурой и окончанием катакроты.
3.На основании полученных расчетов сделайте заключение о продолжительности фаз сердечного цикла.
4.Заполните таблицу31
Таблица 31. Компоненты пульсовой волны
Лабораторная работа 3
Функциональное состояние сердца и сосудов
Задачи
Отработать навык подсчета пульса и измерения артериального давления.
Определить зависимость скорости кровотока, частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.
Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
Материалы и оборудование
Секундомер.
Тонометр.
Сантиметровая линейка.
Таблицы: строение сердца, схема кругов кровообращения.
Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 448 с.
Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология / И.М. Прищепа. – Минск, 2006. – с.
Вопросы для теоретической подготовки:
Какое строение имеет сердце? Каковы его функциональные особенности?
Какая взаимосвязь существует между деятельностью нервной системы и сердца и сосудов?
Что такое «автоматия сердца»?
Чем сердце ребенка отличается от сердца взрослого человека?
Какие кровеносные сосуды вы знаете? В чем состоит отличие их строения?
Круги кровообращения. Как изменяется состав крови в большом и малом кругах?
Какой состав имеет кровь, каковы функции крови и ее составных частей?
Запишите определение понятий: внутренняя среда организма, артерии, вены, капилляры, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, кроветворные органы, анемия, тахикардия, брадикардия, гипертония, гипотония.
Задания, предназначенные к выполнению
Задание 1. Определение пульса
Пульс – это ритмичные колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы.
В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод, который заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2, 3 и 4 пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия прижимается к кости. После высокой нагрузки более точно можно подсчитать частоту сердцебиений, положив руку на область сердца.
Пульс необходимо измерять:
В одном и том же положении (лежа, сидя, стоя).
Лучше сразу после сна в положении лежа.
Желательно сидя до или после занятий.
Ход работы
Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.
Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.
Таблица 1
Измерения пульса в разных условиях
Оценка результатов
Частота пульса в возрасте 15–20 лет в норме у людей составляет 60–90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 уд/мин меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7–1- уд/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах: 100–130 уд/мин свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки; 130–150 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности; 150–170 уд/мин – нагрузку выше средней интенсивности; 170–200 уд/мин – предельную нагрузку.
Задание 2. Артериальное давление
Артериальное давление (давление крови в артериальных сосудах организма – АД) – важнейший показатель состояния сердца и сосудов. Уровень АД определяется рядом факторов, среди которых основными являются работа сердца и тонус мышц. АД в период систолы называется систолическим, в период диастолы – диастолическим. Разница между систолическим и диастолическим АД составляет пульсовое давление. Оно характеризует скорость кровотока.
Ход работы
Манжету тонометра оборачивают вокруг левого обнаженного плеча испытуемого. В область локтевого сгиба устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого развернута и под ее локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжету до отметки 150–170и мм рт. ст. Затем медленно выпускает воздух из манжеты и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала по шкале прибора фиксируется величина систолического давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и наступит затишье. Кровь бесшумно протекает через пережатый участок. В это момент по шкале тонометра фиксируется величина диастолического давления. Для более точных результатов измерения следует повторить несколько раз.
Таблица 2
Артериальное давление
Сравните полученные данные со среднестатистическими (таблица 3). Сделайте вывод . Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.
Таблица 3
Средние показатели максимального и минимального
давления крови
Задание 3. Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения
Экспериментатор перетягивает предплечье испытуемого резиновой трубкой примерно в средней части его. Начало эксперимента фиксируется с помощью секундомера. Когда четко обозначится рельеф вен, экспериментатор вновь фиксирует время.
При повторении опыта испытуемый сжимает кисть в кулак и разжимает ее (работа выполняется в среднем темпе).
Результаты эксперимента заносятся в таблицу 4. В каком случае наполнение кровью вен происходит интенсивнее и почему?
Таблица 4
Время кровенаполнения вен предплечья в разных условиях
Задание 4. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки
Студенты работают индивидуально или в парах. Измеряется частота пульса в состоянии покоя (проделайте это 5–6 раз, найдите среднеарифметическое значение).
Сделайте 20 низких (глубоких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и подсчитайте пульс за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 секунд. Результаты занесите в таблицу.
Таблица 2
Динамика восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС)
№ п/п |
Измерения |
Количественные показатели |
Пульс в состоянии покоя Среднеарифметическое значение | ||
Пульс сразу после глубоких приседаний | ||
пульс спустя 30 секунд | ||
пульс спустя 60 секунд | ||
пульс спустя 90 секунд | ||
спустя 120 секунд | ||
спустя 150 секунд | ||
спустя 180 секунд |
По результатам исследования постройте график. Определите, насколько участился пульс по сравнению с исходным (в процентах).
У здоровых людей состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 30% и меньше, если ЧСС растет больше чем на 30% – плохо , сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС восстанавливается за 2 минуты и меньше – прекрасно , если за время от 2 до 3 минут – удовлетворительно , если свыше 3 минут – следует заняться собой.
Задание 5 (домашнее). Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа
Измерьте длину ногтя большого пальца руки от корня до того места, где кончается розовая часть ногтя и начинается прозрачный ноготь, который обычно периодически срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь большого пальца так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начнет краснеть. Повторите опыт вновь, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.
Рассчитайте скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью по формуле:
V=S/t , где: V – скорость кровенаполнения; S – длина капилляров ногтевого ложа; t – время наполнения капилляров кровью.
Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и капиллярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по сосудам разная.
Лабораторная работа № 5
« Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»
Цель работы: определить зависимость частоты пульса от физических нагрузок.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
В тех местах, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи), прощупываются ритмические колебания - пульс. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению, поэтому путём подсчёта частоты пульса можно определить частоту сердечных сокращений.
Порядок выполнения работы:
- Прощупайте у себя пульс. Используя часы с секундной стрелкой, подсчитайте число ударов пульса в 1 мин в положении сидя,
- Сделайте такой же подсчёт в положении стоя. Почему при вставании частота пульса учащается?
- Подсчитайте пульс после 10-ти приседаний.
- Полученные цифры запишите в таблицу
5. Сравните и объясните результаты наблюдений. (Оцените полученные результаты. Их можно считать хорошими, если после 10 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 мин после окончания физической нагрузки.
6. Сделайте вывод. (Сформулируйте вывод о зависимости частоты пульса от физических нагрузок. Что является причиной учащения пульса?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Определение плотности различных тел" 7 класс
В данной лабораторной работе предлагается определить плотность тел: неправильной формы.прямоугольного параллелепипеда.воды.сыпучего нерастворимого в воде тела.определение вещества по рассчитанной п...
Открытый урок по физике "Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»" 8 класс (Конюхова О. Н.)
Открытый урок по физике "Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»" 8 класс (Конюхова О. Н.)...
Степень вершины и подсчет числа ребер графа
Урок на тему "Степень вершины и подсчет числа ребер графа" направлен на изучение и первичное закрепление новых знаний. Позволяет сформировать представление о новом материале....
Исследовательская работа «Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений на основе базовых элементов степ-аэробики»
Данная исследовательская работа предусматривает постановку проблемы, изучение теории, есть методика исследования и практическое овладение ею, собственный материа, анализ и обобщение. К данной работе п...