Главная · Изжога и отрыжка · Кто такой дохтуров д с. «Железный генерал» Дохтуров. «Смоленск вылечил меня»

Кто такой дохтуров д с. «Железный генерал» Дохтуров. «Смоленск вылечил меня»

Важнейшим фактором успеха в современном воздушном бою является мастерство летчика. Современный боевой самолет – это невероятно сложная система, которая требует от пилота высочайших профессиональных навыков и квалификации. Основой подготовки курсантов летным училищ во всех армиях мира являются тренировочные полеты. Для них используются специальные тренировочные самолеты, созданные именно для этой цели.

Использование для обучения новейших боевых машин типа МиГ-29 или Су-27 очень дорого, применение специальных учебных самолетов обходится на порядок дешевле. Учебно-тренировочный самолет можно использовать в локальных конфликтах в качестве легкого штурмовика.

Общее описание

Як-130 – это настоящий учебно-тренировочный комплекс, используя который будущие летчики могут овладеть практическими навыками пилотирования самолетов четвертого и пятого поколения, включая такие машины, как истребитель Су-27, истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25 .

На этом самолете курсанты могут отработать взлет и посадку, управление самолетом на предельных режимах полета, навигацию, действия при нештатных ситуациях, выполнение боевых заданий, полеты в составе группы и многие другие задачи.

Тяговооруженность самолета и его аэродинамические качества позволяют Як-130 выполнять задачи во всех режимах, которые свойственны новейшим самолетам четвертого и пятого поколения. Эта машина отличается прекрасной маневренностью, отлично ведет себя на малых скоростях, имеет высокие характеристики скороподъемности, имеет возможность применять высокоточное оружие, обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками.

На этом самолете можно обучать пилотов таких машин, как МиГ-29, Су-30 , F-16 , F-22 , «Мираж», «Хариер», F-15, JSF. По соотношению цены и качества эта машина является одной из лучших в настоящее время на мировом рынке. Можно сказать, что Як-130 – это учебно-тренировочный комплекс нового поколения.

Самолет имеет классическую схему компоновки со среднерасположенным крылом с развитыми наплывами на передней кромке. Воздухозаборники находятся под наплывами крыльев. Горизонтальное оперение – цельноповоротное. Высокие аэродинамические свойства крыла и фюзеляжа позволяют самолету выполнять маневры на больших углах атаки.

Самолет оснащен двумя двигателями АИ-222-25, которые имеют высокие технические характеристики, есть еще и вспомогательная силовая установка, обеспечивающая запуск маршевого двигателя, электропитание и подачу воздуха в кабину.

Баки находятся в крыльях и фюзеляже, возможно использование подвесных топливных баков. Самолет имеет просторную и удобную двухместную кабину, в которой инструктор находится сзади и немного выше курсанта. В кабине установлены два катапультируемых кресла, которые обеспечивают надежную эвакуацию экипажа на всех режимах полета и скоростях.

Концепция этого учебно-боевого самолета предполагает возможность размещения на нем самых разных типов вооружения. Як-130 имеет восемь точек подвески под крыльями и одну, расположенную под фюзеляжем. Полезная боевая нагрузка – 3000 килограмм.

Як-130 имеет трехопорное шасси, которое обеспечивает взлет и посадку даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

Этот самолет оборудован системой управления КСУ-130, которая позволяет выполнять функции активной системы безопасности полета и его автоматического управления. С ее помощью можно менять полетные характеристики самолета, в зависимости от типа самолета, для которого обучается будущий пилот. В кабине расположены несколько удобных жидкокристаллических мониторов, на которые поступает подробная о работе систем самолета.

Навигационная система машины включает в себя инер­ци­аль­но-с­пут­ни­ко­вую сис­те­му, ра­дио­на­ви­га­ци­он­ную сис­те­му, ра­дио­вы­со­то­мер, при­ём­ник спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы.

Чтобы повысить ремонтопригодность создатели самолета полностью отказались от композитных материалов, машина сделана полностью из алюминия.

До 2018 года в ВВС России должно быть передано 65 самолетов Як-130.

Технические характеристики

Ниже указаны ттх самолета Як-130.

Взлётная масса, кг:
Нормальная 5700
Максимальная 9000
Длина, м 11,49
Размах крыла, м 9,72
Площадь крыла, м2 23,5
Высота, м 4,76
Запас топлива, кг:
Максимальный 1750
максимальный с 2 ПТБ 2650
Практическая дальность (без ПТБ), км 2000
Взлётная тяга, кгс 2х2500
Двигатель 2 × ТРД АИ-222-25
Тяговооружённость до 0,88
Скорость, км/ч:
максимальная для горизонтального полёта 1050
взлётная 200
посадочная 195
Длина разбега, м 380
Длина пробега, м 670
Максимальная высота полёта, м 12500
Эксплуатационная перегрузка +8/-3

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В российских ВВС продолжается освоение новых учебно-боевых самолётов Як-130 , предназначенных для замены чешских учебных самолётов L-39 Albatros. «Альбатросы» более 40 лет служили и продолжают служить для подготовки пилотов во многих странах мира, но уже не удовлетворяют требованиям текущего дня. Для их замены в России был создан новый учебно-боевой самолет Як-130, обеспечивающий высокую эффективность обучения пилотов, которым предстоит летать на истребителях поколения 4+ и авиакомплексах пятого поколения (, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, ).

Самолет Як-130 оснащён электродистанционной системой управления , которая способна самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета. При этом максимальный угол атаки составляет 35 градусов.

Технические характеристики
Экипаж: 1 или 2 человека
Длина: 11,49 м
Размах крыла: 9,72 м
Высота: 4,76 м
Масса пустого: 4600 кг
Нормальная взлётная масса: 5700 кг
Максимальная взлётная масса: 10290 кг
Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
Тяга: 2 × 2500 кгс

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1060 км/ч
Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке)
Тяговооружённость: 0,9

Вооружение
Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом - 2-4 шт
Боевая нагрузка: 3000 кг
Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77 - 2-4 шт
Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 - 2-4 шт
Бомбы: корректируемые и обычные

Двигательная установка самолёта состоит из двух современных экономичных двигателей АИ-222-25 , обеспечивающих Як-130 высокую тяговооруженность, и вспомогательной силовой установки, повышающей автономность эксплуатации самолета. Кабина, оборудованная большими (15х20 см) цветными многофункциональными индикаторами, полностью соответствует концепции «стеклянная кабина», а органы управления – концепции HOTAS.

Важной особенностью Як-130 является возможность имитации для обучаемого пилота реальной боевой обстановки . На многофункциональном индикаторе в реальном времени имитируются метки целей от РЛС, сообщения об отказах оборудования и прочее. Ресурс планера у самолёта Як-130 составляет 10000 часов, а срок службы – 30 лет . При этом эксплуатация самолета осуществляется «по состоянию», что существенно снижает эксплуатационные расходы. Российские специалисты подсчитали, что стоимость эксплуатации Як-130 в 6-7 раз ниже, чем, например, МиГ-29УБ .

Помимо использования в качестве учебного Як-130 может эффективно применяться как лёгкий боевой самолёт . В номенклатуре применяемого вооружения управляемые ракеты «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты и бомбы, авиапушка. Вооружение общей массой до 3000 кг может размещаться на 9 точках подвески .

Кстати, выбор этой машины в качестве перспективного учебно-тренировочного самолёта фронтовой авиации для ВВС России не в последнюю очередь был обусловлен именно тем, что Як-130 является учебно-боевым самолётом, способным работать в качестве лёгкого штурмовика.

Помимо ВВС России покупателем самолёта является Алжир. Эта страна должна получить 16 Як-130, заказанных в рамках крупного контракта на поставку авиатехники российского производства, включающего также многофункциональные истребители Су-30МКА. Интерес к новому российскому учебно-боевому самолёту проявляют во многих зарубежных странах. Неплохо он вписался бы и в ВВС среднеазиатских и закавказских государств.

Простота конструкции самолета, высокая надежность силовой установки и бортового оборудования, большой ресурс, возможность автономного базирования, а также простота обслуживания в сочетании с низкой стоимостью расходов на эксплуатацию и превосходными летно-техническими характеристиками позволяют проводить на самолете Як-130 высокоэффективную подготовку пилотов в короткие сроки, а также решать различные боевые задачи. Без сомнения, новый российский учебно-боевой самолёт ждёт не менее долгая жизнь, чем «Альбатрос».

/По материалам oborona.ru и ru.wikipedia.org /

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Российский учебно-боевой самолет (УБС) углубленной подготовки пилотов Як-130 в июле 2012 г. дебютировал на двух крупных авиационных шоу — Royal International Air Tattoo на базе ВВС Великобритании Фейрфорд и на авиасалоне в Фарнборо в Хэмпшире. В Великобритании демонстрировался Як-130 с бортовым номером «01» (серийный номер 62-00-01) производства НАЗ «Сокол» из Нижнего Новгорода. Самолет впервые полетел 30 апреля 2004 г., и б/н «01» является старейшим из четырех опытных Як-130, которые находятся в летном состоянии. Другими являются б/н «02» и «04», построенные на НАЗ «Сокол», и «134» — первый выпущенный в Иркутске. Як-130 пилотировался летчиками-испытателями КБ Яковлева Василием Севастьяновым и Андреем Воропаевым.

Международный дебют

Як-130 уже демонстрировался на авиакосмических салонах за пределами России. В 1995 г. и 1997 г. первый Як-130Д выставлялся на салоне в Ле Бурже. Затем в 2002 г. тот же самолет был представлен в Берлине на ILA и Украине («Авиасвит»). Первый серийный самолет «01» был выставлен на Ле Бурже в 2003 г. перед своим первым полетом. В 2005 г. б/н «02» был замечен на авиасалоне LIMA в Малайзии. Однако на всех этих салонах он выставлялся в статической экспозиции, а в Великобритании он впервые выполнил демонстрационные полеты на международных мероприятиях.

Кроме того, самолет-демонстратор Як-130Д сильно отличался от сегодняшнего Як-130 — программа активно развивается в течение последних лет. На предыдущих салонах самолет выставлялся только в виде прототипа. Теперь он находится на вооружении российских и алжирских ВВС, а «Иркутский авиационный завод» ведет выпуск большой партии самолетов этого типа. Предполагалось, что начиная с лета 2012 г. самолет будет активно выставляться на мировых авиасалонах в рамках продвижения продаж этого УБС.

«Кусачий» учебный самолет

Як-130 является самолетом углубленной подготовки. Это среднеплан с крылом со стреловидностью 31° и цельноповоротным стабилизатором. На нем установлена электродистанционная система управления (ЭДСУ) КСУ-130 с четырехкратным резервированием, которая позволяет управлять самолетом в соответствии с заранее запрограммированными показателями. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями разработки украинского КБ «Ивченко Прогресс» АИ-222-25 с тягой в 24,51 кН каждый. На земле и в ходе взлета-посадки основные воздухозаборники перекрываются подвижными заглушками и воздух поступает к двигателям через дополнительные воздухозаборники, расположенные в верхней части наплывов крыла. Это защищает работающие двигатели в ходе эксплуатации на неподготовленных аэродромах и позволяет избежать попадания внутрь предметов, которые могут их повредить.

Як-130 на шести пилонах может нести до 3000 кг боевой нагрузки, кроме того на законцовках крыла имеются два держателя для ракет «воздух-воздух», а под фюзеляжем расположен пилон, на котором можно подвесить контейнер с пушкой. В ходе своего вояжа в Великобритании самолет отлетал динамичную программу с впечатляющей боевой нагрузкой, которая включала два крупных блока 122-мм НУРС Б-13, две ракеты «воздух-воздух» Р-73, два 590-литровых небольших подвесных топливных бака и два смонтированных на законцовках крыла устройства выброса пассивных помех УВ-26М по 64 26-мм патронов в каждом.

Выбор боевой нагрузки показывает намерения КБ Яковлева и компании «Иркут» продвигать Як-130 на рынок не только как учебный самолет, но и как легкий ударный самолет. Глава инжинирингового центра «Иркута» Константин Попович на авиасалоне Фарнборо озвучил дальнейшие планы по расширению боевой нагрузки самолета. На сегодняшний день Як-130 может применять ракеты ближнего радиуса действия Р-73, УАБ с ТВ-наведением КАБ-500Кр, неуправляемое вооружение, включая ракеты и бомбы, а также подвесной пушечный контейнер НСПУ-130. После установки лазерного дальномера, которую должны осуществить в скором времени, точность вооружения увеличится.

Як-130 проиграл недавний тендер российских ВВС на перспективный ударный самолет. По информации источника в российской авиационной промышленности, «требования в первую очередь по бронированию и систем обороны оказались слишком высокими для самолета легкого класса». На тендере победил проект глубокого модернизированного штурмовика Су-25 массой 19,5 тонн, что почти в два раза выше такового у Як-130.

Однако «Иркут» продолжает работы над одноместной боевой модификацией самолета, рассчитывая на экспортных заказчиков, а также на то, что российские ВВС также будут закупать легкий ударный самолет. Одноместная модификация Як-130 получила индекс Як-133, ранее были известны двухместный Як-131 и сверхзвуковой Як-135. Первый прототип Як-133 будет построен в 2014 г.

Изменения в планере будут незначительными, заднее пилотское кресло будет заменено на дополнительный топливный бак и другое дополнительное оборудование. Двигатели будут увеличенной мощности — до 27,45 кН каждый по сравнению с сегодняшними тягой 24,51 кН.

На ударной модификации также будут установлены РЛС и оптико-электронный прицельный комплекс. По информации Константина Поповича, рассматривается как вариант бортовой РЛС, так и РЛС в подвесном контейнере. Получены предложения от трех российских компаний: «Корпорация Фазотрон-НИИР», «НИИП им. Тихомирова» и Холдинга «Ленинец».

РЛС ФК-130 разработки «Фазотрона» (индекс останется неизменным несмотря на модификацию) может быть миллиметрового диапазона для нахождения наземных целей, многофункциональной РЛС 30-мм диапазона с щелевой антенной или РЛС 30-мм диапазона с АФАР. Последний вариант является самым совершенным и самым дорогим: РЛС с АФАР может стоить примерно 10% от общей стоимости самолета, в два раза превышая стоимость других систем.

Подвесной оптико-электронный контейнер для Як-130 разрабатывается НПК СПП на базе модификации, создаваемой для индийских истребителей МиГ-29К.

Эти новые датчики позволят ударной модификации Як-130 применять противорадилокационную/противокорабельную ракету Х-31 и новую российскую ракету Х-38 с различными вариантами наведения, а также управляемые бомбы. Оружие класса «воздух-воздух» будет включать ракеты средней дальности Р-77М. Как подчеркнул Попович, устойчивость и управляемость Як-130 позволяют применять подобное вооружение.

Развитие

Первый полет самолета-демонстратора Як-130Д был совершен 25 апреля 1996 г. под управлением летчика-испытателя Андрея Синицына. Изначально это был чисто российский проект, но сотрудничество КБ Яковлева с итальянской компанией Aermacchi привело к радикальному изменению проекта. Итальянцы хотели увеличить скорость самолета, уменьшить его размеры, оснастить его цифровой ЭДСУ и «стеклянной кабиной». В декабре 1999 г. данное сотрудничество прекратилось, но Aermacchi продолжило работу над проектом с целью производства собственного самолета M346 Master.

В марте 2002 г. Як-130 был выбран в качестве нового учебно-боевого самолета для российских ВВС, результатом чего стал заказ трех опытных самолетов со стороны министерства обороны России, которые должны были быть выпущены на НАЗ «Сокол». Первый самолет б/н «01» взлетел 30 апреля 2004 г. под управлением Романа Таскаева, спустя год в воздух поднялся б/н «02», а в 2006 г. — б/н «03». Так как третий прототип разбился в июле 2006 г., в июле 2008 г. он был заменен еще одним опытным самолетом б/н «04».

В мае 2005 г. российские ВВС заказали 12 серийных Як-130. Первые четыре самолета («90»—«93») были поставлены для переучивания в Центр боевой подготовки в Липецке в промежуток между февралем и апрелем 2010 г. Оставшиеся восемь самолетов (б/н «21»—«28») были отправлены в Борисоглебский учебный авиационный центр, который подчиняется Краснодарскому филиалу Военного учебно-научного центра ВВС и ведет подготовку будущих летчиков штурмовой и бомбардировочной авиации. Как и опытные самолеты, первые 12 серийных самолетов были собраны на НАЗ «Сокол». Самолеты постройки этого завода получили наименование Як-130.01.

В 2004 г. НПК «Иркут» приобрело КБ Яковлева и с тех пор Як-130 стал «его» самолетом. Корпорация решила перенести производство самолетов на Иркутский авиационный завод. По словам менеджмента «Иркута», «на ИАЗ имеются более современные станки, а производство на нем Як-130 обходится в два раза дешевле». Первый Як-130 иркутского производства б/н «134» поднялся в воздух 21 августа 2009 г. и сейчас находится в распоряжении КБ Яковлева для проведения испытаний.

Российские планы

Обучение военных летчиков в России длится пять лет. Первоначальная подготовка на легких «спортивных» самолетах желательна, но не обязательна. Летная подготовка начинается не третьем курсе и ведется на реактивном УТС Aero Vodochody L-39C Albatros. Спустя год определяется специализация летчика: будет ли он пилотом бомбардировщика, штурмовика, истребителя или транспортного самолета. На четвертом курсе ведется дальнейшая подготовка на L-39C, а в ходе последнего года обучения ведется углубленная и боевая подготовка на двухместных вариантах истребителей МиГ-29 и Су-27, штурмовика Су-25 или транспортного самолета Ан-26.

Як-130 в настоящее время интегрируется в самую активную часть боевой подготовки, заменяя учебные варианты боевых самолетов. Затем новые Як-130 будут использоваться для базовой подготовки, заменяя L-39C, чем и объясняется большое количество заказанных российскими ВВС машин. В декабре 2011 г. российское министерство обороны заказало 55 (и 10 в качестве опциона) Як-130 со сроками поставок до 2015 г., а ГПВ-2020 предусматривает закупку 240 Як-130 до 2020 г. Всего к началу нового десятилетия российские ВВС будут иметь более 300 Як-130.

ВВС также планируют создать пилотажную группу на Як-130. Корпорация «Иркут» предлагает передать для нее первые серийные самолеты, выпущенные на НАЗе, сняв с них все лишнее оборудование.

Модернизация программного обеспечения

Как у многих других самолетов, начало практической эксплуатации Як-130 не было лишено сложностей. Один из четырех опытных самолетов (б/н «03») и один из первых предсерийных самолетов (б/н «93») разбились. В обоих случаях причина катастрофы связывалась с ЭДСУ. В результате программное обеспечение было кардинально изменено, фактически переписано с нуля. Во второй половине 2011 г. самолетами «04» и «132» с новым программным обеспечением были выполнены десятки полетов, в результате чего наложенные ранее ограничения на разрешенный угол атаки, асимметричную подвеску вооружения и использование пушки против воздушных целей были сняты.

Были введены дополнительные режимы в систему управления полетом, включая возможность перепрограммирования управляемости самолета. Система управления теперь может переключаться в один из трех режимов, позволяя Як-130 имитировать базовые характеристики маневренного легкого (МиГ-29) или тяжелого истребителя (Су-27).

Внутренние и экспортные заказы

Первый экспортный контракт на Як-130 был подписан с Алжиром, который в марте 2006 г. заказал 16 самолетов. 28 ноября 2011 г. на борту военно-транспортного самолета Ан-124 они были доставлены из Иркутска в Алжир. В течение следующих нескольких недель за ними последовали оставшиеся 13 УТС.

Затянувшиеся испытания самолета вызвали серьезные задержки в реализации контрактов как для России, так и для Алжира. Только в конце 2011 г. удалось решить все самые серьезные вопросы и производственная линия в Иркутске стала выпускать самолеты в регулярном темпе.

После поставки первой партии самолетов в Россию и Алжир были подписаны еще несколько крупных контрактов. Первый из них предусматривал поставку 55 самолетов российским ВВС, о нем уже упоминалось выше. А в декабре 2011 г. 36 самолетов были заказаны Сирией. Переговоры с этой страной шли несколько лет. 20 мая 2008 г. сирийские пилоты выполнили ознакомительные полеты на Як-130 в Жуковском. Российские официальные лица неохотно говорят о сирийском контракте из-за текущей политической ситуации вокруг этой ближневосточной страны.

В январе 2010 г. шесть самолетов заказала Ливия (с опционом еще на шесть). , но этот контракт был приостановлен из-за свержения режима Каддафи. Остается непонятным, проявят ли новые ливийские власти интерес к закупке этого самолета.

Между тем «Иркут» ведет предварительные переговоры о продаже Як-130 с десятком стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 2011 г. отдельные показы велись для вьетнамской и иракской делегаций, а также в постсоветских республиках, на весьма продвинутой стадии находятся переговоры с Казахстаном и Беларусью (в декабре 2012 г. контракт с последней на четыре самолета был подписан — П.2). Также возможен новый заказ со стороны Алжира, так как в первом контракте предусматривался весьма крупный опцион.

На сегодняшний день производственная линия позволяет вести выпуск 30 Як-130 в год. Руководство «Иркута» подтвердило, что для выполнения существующих и потенциальных контрактов потребуется дополнительная производственная площадка.

Оригинал публикации: Air International, September 2012 — Piotr Butowski

Подготовил Андрей Фролов

Радар преткновения

Международная авиационная федерация (FAI) зарегистрировала несколько авиационных рекордов российского учебно-боевого самолета Як-130. Наш самолет быстрее своих зарубежных «одноклассников» забирается на предельную высоту. Но, как выяснил «МК», пока Як‑130 больше отвечает лишь учебному предназначению. Эксперты рассказали, почему так происходит и что нужно сделать для повышения боевой эффективности самолета.

Реактивный Як-130 может многое. Специальные бортовые компьютерные программы позволяют имитировать на нем особенности пилотирования различных боевых самолетов: Су‑30, Су‑35, Су‑57. Это очень важно при подготовке асов. Не случайно ВКС закупили уже свыше 50 Як-130 для своих училищ и планируют новые закупки. Но потенциальные возможности двухдвигательного учебно-боевого самолета гораздо шире. И они в полной мере реализованы на его итальянском клоне - учебно-тренировочном самолете М‑346 Master.

Дело в том, что российский Як-130 (по натовской кодификации Mitten - «Рукавица») разработан ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi. Он призван заменить старые чешские L-39, которые с советских времен и до сих пор помогают нашим будущим военным асам приобретать летные навыки в училищах.

Предприимчивые итальянцы воспользовались удачным проектом и создали собственный М‑346. Самолеты-братья имеют одинаковые аэродинамическую форму и размеры. Их практически не отличить. Но итальянцы не остановились на достигнутом, и если наш Як‑130 в основном возит курсантов, то итальянский М‑346 может обстреливать наземные и воздушные цели ракетами класса «воздух–воздух» и «воздух–поверхность». Самолет способен нести три тонны бомб и ракет, имеет шесть точек подвески боеприпасов. Иными словами, из учебно-тренировочного собрат Як‑130 превратился в легкий многоцелевой боевой самолет. И в таком качестве успешно продается по всему миру.


М‑346 Master.

Наш Як-130 мог бы решать все эти задачи не хуже итальянца, если бы не одно «но». М‑346 оснастили радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (РЛС с АФАР), обеспечивающей сопровождение воздушных и наземных целей и наведение управляемых ракет. Наш же самолетик такого радара пока не имеет. Предвижу вопрос: что, российские компании не освоили эти технологии? Освоили, и не хуже итальянцев. По крайней мере, радары с АФАР обеспечили высокую боевую эффективность многоцелевых истребителей Су-35 в Сирии. Еще более продвинутые РЛС с АФАР стоят на российском боевом самолете пятого поколения - Су-57. Да, Як-130 находится в меньшей весовой категории. Радар ему нужен миниатюрнее. Может, в этом проблема?

«МК» попросил одного из крупнейших разработчиков авиационного бортового радиоэлектронного оборудования рассказать, работают ли они над «умным» радаром для Як‑130, который позволил бы расширить сферу его боевого применения. Нам ответили, что такие работы ведутся. «Сегодня самолет является чисто учебным в связи с отсутствием на борту многофункциональной РЛС, позволяющей применять оружие за пределами визуально-оптических систем разведки и наведения, - сказал представитель концерна. - Установка на борту Як-130 полноценного радара позволит значительно расширить функциональные характеристики и обеспечит существенное увеличение возможностей самолета как в части разведки авиационных, наземных и морских целей, так и применения по ним новых видов оружия».

Специалист рассказал, что концерн готов предложить несколько вариантов локаторов с фазированными антенными решетками различных классов: как уже используемых на других типах летательных аппаратов, так и принципиально новых РЛС.

«Все это превратит Як-130 в полноценный боевой самолет, способный решать широкий круг боевых задач по борьбе с воздушными и наземными, морскими целями. При этом радиус боевого применения и точность оружия этой машины значительно увеличится в первую очередь за счет использования авиационных ракет и планирующих авиабомб с радиолокационными системами наведения», - сказал представитель компании - разработчика авионики.

В свою очередь известный авиационный эксперт, доктор технических наук Сергей Левицкий, сказал «МК», что недорогой и эффективный Як-130 в качестве легкого боевого самолета мог бы существенно пополнить авиапарк российских ВКС. Стоимость одного Як‑130 в несколько раз ниже, чем Су-35 и тем более Су‑57. Большой парк из 50 эскадрилий многоцелевых Як-130 позволил бы в случае необходимости эффективно бороться с массированным налетом крылатых ракет или оказать действенную поддержку наземным войскам в обороне или наступлении. В мирное же время эти самолеты можно было бы использовать для полноценной летной подготовки.

По мнению эксперта, для расширения боевых возможностей Як‑130 центральным элементом бортового комплекса вооружения должна стать малогабаритная многорежимная радиолокационная станция. Отечественные разработчики способны создать РЛС с АФАР массой не более 70–90 кг. Ее можно разместить на борту Як-130 без ухудшения его летных характеристик. Наличие радара расширит номенклатуру управляемого вооружения и существенно повысит ценность самолета как средства подготовки летчиков-истребителей, расширит его экспортный потенциал и позволит использовать его в эшелонированной системе ПВО. Хочется, чтобы это произошло как можно быстрее.