Главная · Изжога и отрыжка · Комендатура в дрездене 1945 1948 годы. Лебеденко Никита Федотович: биография. Награды и почётные звания

Комендатура в дрездене 1945 1948 годы. Лебеденко Никита Федотович: биография. Награды и почётные звания

Ох, самое бы время отдыхать отправиться после многочасовой дороги да по воскресным пробкам, но уж очень хочется эмоциями делиться. А их было так много, что вот просто так за пять минут и не расскажешь. Выходные провели в Ярославле и Тутаеве. Прекрасным выдалось наше мини-путешествие. Главным событием неофициальной части ярославского вояжа стало ночное купание в Волге. О, это было очень круто! А еще мы переправились через реку на пароме. О паромной переправе через Волгу в Тутаеве я вам сейчас быстренько покажу и расскажу.

2. Тутаев город очень интересный.

3. Удивительно то, что до сих пор между двумя его частями - Романовской и Борисоглебской нет моста.

4. Паром через Волгу в Тутаеве ходит летом.

5. Можно и на лодках переправиться, бегают туда-сюда они очень часто.

6. На время навигации запущен пассажирский теплоходик. От левого берега он ходит с 7:10 до 18:10, от правого - с 7:30 до 18:30.

7. Стоимость переправы для взрослого пассажира 27 рублей.

8.

9. Зимой жители одного города двух прекрасных берегов красавицы-реки перебираются по льду, а в межсезонье дорога на соседний берег возможна только через Ярославль.

10. Но пусть вас это не настораживает и не заставляет передумать о поездке в Тутаев. Хоть однажды, но городок этот посетить стоит.

11. Да, дороги там ужас какие раздолбанные, местами правда ремонтируются, крохотный провинциальный и, как подумают многие, серенький неприметный городок.

12. Но...

13. Но! В нем такие старинные храмы, соборы и домики, что дух захватывает!

14. Сейчас лето в необычайном разгаре, сегодня было за +30 в тени.

15. Поэтому мы со своим железным конем после небольшой пробежки по городу отправимся на Борисоглебскую сторону по котороткому пути - через Волгу на пароме.

16. Ознакомимся для начала с расписанием паромной переправы в Тутаеве-2017 и в путь.

17. Пойдем мы на СП-44.

18. Сначала билеты не забыть купить! Сфотографировала тарифы на стене, а потом увидела, что год там прошлый. Но вроде бы в этом году цены такие же. Билеты можно приобрести только в кассе.

19. Стоимость переправы через Волгу в Тутаеве: взрослый пассажир: 27 рублей, ребенок от 5 до 10 лет: 13,5 рублей. Велосипед - 35 рублей; мотоциклы, мотороллеры, скутеры, мотоблоки, тележки 60 рублей; мотоциклы с колясками, мотоблоки с прицепом, квадроциклы - 120 рублей; автомобили от 220 рублей в зависимости от массы. А еще можно переправлять тракторы, грузовики, автобусы, комбайны и скот.

20. От левого берега Тутаева паром отправляется каждый "ровный" час, от правого - в половину.

21. В день более десяти рейсов от каждого берега выполняет паром-теплоход СП-44.

22. Расписание парома в Тутаеве, напомню, с 6:00 до 22:00 ежечасно с левого, и с 6:30 до 22:15 с правого.

23. Ну, а мы заезжаем.

24. Грузимся-грузимся.

25. Процесс достаточно быстрый.

26. Я поставила машину на указанное место и побежала фотографировать.

27. Понаблюдала за тем, как заезжал этот камаз-мусоровоз.

28. Издали успела снять причал с уже отчалившего от берега парома.

29. И поймала в объектив такого вот пассажира. Зубастенький, за проезд передаем))) Гав! Почему-то такие мелкие собачки всегда безумно громкие.

30. Капитан на месте, отвлекать нельзя, поэтому снимаем снизу быстренько.

31. А со всех сторон открываются потрясающие виды на Волгу.

32. Очень понравилось.

33. Про город расскажу еще, одно знаю - хочу вернуться сюда снова! В общем, городок еще покажу в последующих репортажах.

А сейчас отдыхать...

Для меня это место в первую очередь привлекательно малым количеством людей, наличием растительности, начиная от кустарников и заканчивая высоченными дереьями, которые своей густой кроной откидывают тень на плетень на пляж, ну и атмосфера там совсем иная для отдыха. Рай одним словом))

А вот как попасть туда, рассажу в деталях, хотя для многих это не является какой то сверхсекретной инфой...

1. Естественно оказаться на противоположном берегу Волги можно только по воде и для этого в Самаре предоставлены все условия. Самый дешёвый способ, с речного вокзала сесть на "ОМИК" и за 50 рублей наслаждаться красотами заволги, но я выбрал немного другой метод, хотя мне кто то говорил, что водное такси у нас давно запретили. Проверить то надо! Итак прибываем на Ульяновский спуск, известен он наличием по соседству жигулёвским пивоваренным заводом (в народе "На ДНЕ"). Там нам предоставляют на выбор два вида плавсредств - такси с жёлтым пузом, которое курсирует по маршруту "Ульяновский спуск - Рождествено", цена билета 100 рублей с человека, на крышу можно закинуть велосипед, скорее всего за отдельную плату (к моему удивлению очень много велосипедистов туда переправляются, видимо для них там маршруты заготовлены интересные). Этот же желтопузый катерок по Вашему желанию может зарулить на Проран, куда я собственно и планировал попасть, но уже по цене 150 рублей с человека, хотя до Рождественно дальше)).

2. Если Вас не устраивает толпа велосипедистов и предпочтительнее быстрая доставка на индивидуальном плавсредстве - всегда на берегу в наличии мощный катерок за 500 рублей (до 5 человек!), эти доставляют в любую точку по желанию...

3. Даже по цвету можете подобрать лодочку...

4. Знак с лодочкой здесь висит в основном для красоты...

5. Про парковки я вообще молчу, любое свободное место здесь под завязку забито транспортом, хотя что мешает перекрыть туда въезд тем же шлагбаумом? Ну да ладно, не будем о грустном...

6. Вот такие шикарные виды открываются с другого берега реки...

7. Несмотря на обилие "водяных таксистов", пляж по прежнему пустой...

8. Вот оно лицо современной Самары с её высотками-новостройками...

9. Раскинулся вот так город вдоль речки...

10. Но и на Проране жизнь не стоит на месте, люди видимо бегут из пыльного города поближе к природе, строят уютные гнёздышки на прибрежной территории...

11. Даже спуск к воде организовали, для своих корабликов...

12. А пока что временно причаливают к самопальному понтону...

13. Деревца ещё стоят, хотя корни у всех хорошо подмыло, часть уже склонили крону над водой...

14. Палатки строго запрещено ставить, даже таблички соответственные имеются...

15. Эти товарищи видимо не видели таблицу))

16. Ну а здесь целое подсобное хозяйство...

17.

18. Тишина и благодать...

19.

20. Очень много народу сплавляется на байдарках, своеобразный такой отдых...

21.

22. В таких местах я могу подумать о многом, но не о работе и в этом весь кайф отдыха...

24.

25. В день ВМФ по Волге курсировал военный кораблик, при флажках и параде))

26. Инь и Янь...

27. Ну и в завершении лайк за кайфовый отдых от Ольги

Глава 409.

Чтоб завтра я не видел в городе ни одной коровы, ни одной козы! - кричал в телефонную трубку генерал Ерёменко. Была середина августа 1942 года. К волжским переправам отступали войска. За войсками шли беженцы, они гнали с собой домашний скот. У переправ через Волгу, дожидаясь своей очереди, скопилось от Камышина до Астрахани пять миллионов голов скота. Стада наводнили Сталинград, в парки и скверы невозможно было войти.

21 августа начались массированные налёты немецкой авиации на волжские переправы. Особенно сильным был налёт на переправу у старинного села Никольское между Сталинградом и Астраханью. Несколько барж затонуло. Паромные настилы покорёжило. Но прошло два часа - и переправа возобновила работу. Тем временем полным ходом шло строительство моста в Сталинграде, обещанного генералу Ерёменко генералами Кондратьевым и Белокосковым. 23 августа мост был готов, о чём и доложили командующему фронтом начальники тыла и автодорожного управления.

Благодарю, товарищи, за ударную работу! А теперь помогите моим сапёрам поскорее взорвать мост. Немцы ворвались в северные пригороды. Нельзя допустить, чтобы мост оказался в их руках.

Инженеры выполнили приказ. Взрывать весь мост не стали. Мост был наплавной, как и сооружённый ранее мост у завода "Баррикады". Конструкции срединной части моста были установлены на плашкоутах, крепившихся к дну реки тяжёлыми четырёхлопастными якорями. Такое инженерное решение позволяло разводить мосты и пропускать крупногабаритные речные суда. Сапёры взорвали дамбы и эстакады, а наплавные конструкции инженеры сняли с якорей, спустили по течению Волги и перехватили между Сталинградом и Астраханью, где эти конструкции были использованы при сооружении других мостов.

Наступила осень. Если в погожий летний день Волга выглядит кроткой, послушной красавицей, то в осеннее ненастье река показывает свой нрав и становится разъярённой фурией. Под порывами холодного ветра она вздымается и бьёт в берега тяжёлой волной. В октябре, когда северные ветры гонят волжские воды в сторону Каспия, Волга сильно мелеет. Затем, когда начинаются осенние дожди, вода начинает стремительно прибывать, уровень воды в реке ежедневно прибавляет по 12 сантиметров, течение сильно ускоряется, волжские воды катятся бурным потоком, волны становятся всё выше, река буйствует всё неистовее.

Осень 1942 года не стала исключением. Капризы реки сильно осложняли работу мостостроителям и дорожникам. И тем не менее количество новых переправ и мостов неуклонно росло. К началу октября между Саратовом и Астраханью действовали сорок три моста и сорок две паромные переправы. На каждой переправе курсировало от двух до восьми паромов и несколько самоходных барж. Один паром перевозил за один рейс от 40 до 50 грузовиков. У каждого берега строили три причала с подъездными путями, дамбами и эстакадами. На постройку шёл сплавной лес, который собирали на отмелях вдоль берегов. Причалы ставили на прочных сваях. Сваи забивали глубоко в грунт и связывали поверху поперечными насадками. Металлические поковки, необходимые на строительстве, изготовляли кустарным способом в мастерских тут же, на месте. На каждом причале имелись прочные трапы, их перебрасывали на палубы паромов и барж, когда менялся уровень воды в реке, а это происходило постоянно.

В районе Саратова, где Волга разделялась на несколько рукавов, действовали четыре переправы. Две переправы действовали между Саратовом и Камышином. Две - в самом Камышине. Между Камышином и Сталинградом - ещё десять. В районе Сталинграда в разгар осеннего ненастья вступили в строй тридцать новых мостов и переправ. Основную нагрузку в эти дни нёс мост, сооружённый всего за 15 дней в окрестностях Камышина, у посёлка Политотдельское. Общая длина моста составила 1740 метров. Мост имел 337 пролётов. На строительстве работали четыре батальона дорожников и мостостроителей. В их распоряжении было двести конных подвод, три десятка грузовиков, пять речных катеров, буксирный пароход и двадцать вёсельных лодок. Мост просуществовал всего 22 дня, потом его смёл двинувшийся вниз по Волге лёд. Но именно в эти 22 дня через этот мост прошли танки и артиллерия Донского фронта, которые Рокоссовский пустил в дело против Паулюса.

Наступил ноябрь, начались снегопады, затем ударил мороз. Две недели шёл по Волге лёд. Остановилось движение речных судов, буксиров и плотов. Лёд громоздился у оснований мостов, напирал, вода поднималась и заливала полотно. Последние грузовики шли по мосту у Камышина по радиатор в воде. Наконец был отдан приказ прекратить движение по мосту. Но движение продолжалось ещё два часа. За эти два часа по мосту прошли двести грузовиков, артиллерийский полк и восемьсот голов скота.

Полковник Степанов, начальник автодорожного управления Сталинградского фронта, отыскал землянку старого волжского бакенщика. Дом бакенщика разбомбили немцы, вся его семья погибла. Бакенщик повёл полковника на берег Волги.

Ледоход не страшен. Посмотрите вон на ту излучину - видите, у берега громоздится лёд. Льдины уже смёрзлись, там теперь хоть конные сани выкатывай. Соорудите сами искусственные заторы и пользуйтесь ими.

Полковник поблагодарил старого бакенщика за совет и поспешил обратно в штаб фронта. В тот же вечер были сколочены бревенчатые боны с якорями, ими перегородили реку. Ледоход застопорился, лёд стал смерзаться. К утру образовалась ледяная корка десятисантиметровой толщины. По ней перешёл реку доброволец. Следом перевели коня. Лёд выдержал. Тогда на лёд выкатили сани-волокуши. Конные упряжки пошли одна за другой. Лошадей не хватало, и тогда в сани-волокуши впряглись сами дорожники. После нескольких рейсов туда и обратно одному из дорожников, в прошлом шахтёру, пришла на ум счастливая мысль.

Зачем толкать вагонетку вручную, когда можно тянуть её лебёдкой на тракторной тяге!

На берегу установили несколько тракторов ЧТЗ-65 таким образом, чтобы гусеницы не касались земли. На гусеницы намотали буксирные тросы с крючьями на концах. Прицепили к крючьям сани-волокуши, нагрузили сани под завязку и спустили на лёд. Так была запущена первая, экспериментальная переправа нового типа. Вскоре на ней работало четыреста саней-волокуш. Переправа была всем хороша, если не считать того, что в санях помещалось груза от силы на двести килограммов. Ни пушку, ни танк, ни "катюшу" переправить таким способом было нельзя.

Но вот наступила зима. Тёмными декабрьскими ночами дорожники наращивали ледовые мосты, поливали водой доски, солому, грунт из пойменных карьеров. В середине декабря по таким мостам уже шли грузовики, а в конце декабря пошли и танки Т-34. В это же время заработали и так называемые "карусели" - кольцевые автомобильные дороги через Волгу с односторонним движением, проходящие через железнодорожные станции на правом и левом берегах. Ширина шестиполосной кольцевой дороги достигала сорока метров, движение по ней не прекращалось ни днём, ни ночью. За каждым грузовиком было закреплено два водителя. Пока один был в рейсе, другой отсыпался в отапливаемом помещении. В конце декабря заработало Большое кольцо: Камышин, Ольховка, Иловля, Калач, Красноармейск, Средняя Ахтуба, Николаевский, Камышин. Впервые в истории войн здесь, под Сталинградом, в эту морозную зиму были испытаны в деле беспрецедентные по интенсивности движения схемы транспортных перевозок военных грузов.

Сначала, взглянув на часы и поняв, что дальнейшие поиски дворцов по окраинам Большого Мурашкина чреваты опозданием, мы долго гнали по второстепенным дорогам в расположенное на Волге, в устье речки Сундовик, Лысково - вполне серьёзный город (21 тыс. жителей) с прошлым очередного (как Мурашкино или Городец) торгового села. Известное с 1412 года, основано Лысково было, вероятно, ещё в домонгольские времена как форпост Волжской Булгарии крепость Сундовит - последняя, как и Русь, покоряла финно-угорские земли, только наши двигались вниз по Волге, а булгары - вверх. В общем-то, обстоятельства первого упоминания в том же стиле: племянник бывшего князя суздальско-нижегородского, у которого Нижний Новгород отжал московский князь Василий I, обратился за помощью к татарам, разбившим в итоге московский отряд под Лысковом. В последующие века Лысково было довольно крупным селом, встречавшим хлебом-солью Стеньку Разина, а 18-19 века прошли здесь под знаком Грузии: в 1686 году Лысково подарили имеретинскому царю Арчилу II, приехавшему в Россию за помощью и задержавшемуся в стране на 6 лет, а в 1724 - бежавшему от турок Бакару III, чей отец Вахтанг VI покоится ныне в ... Потомки Бакара в России образовали род князей Грузинских , лысковская ветвь которого пресеклась в 1856 году. Но определяла судьбу Лыскова к тому времени даже не это: хотя 1779 года уездным городом был расположенный за Волгой Макарьев, стоявшее на чернозёмном Правобережье, у большой Казанской дороги Лысково фактически оттягивало на себя роль центра уезда (кроме административной). Население его к началу ХХ века составляло немалые 8,5 тысяч человек, но очевидный статус города Лысково получило лишь в 1922 году:

Увы, мы проскочили Лысково навылет (а вот вездесущий nordprod о нём написал даже в двух частях), боясь опоздать на паром, и сделали лишь одну остановку - у Вознесенской церкви, построенной князьями Грузинскими (то есть это, выходит, грузинский храм в глубине России? ну впрочем есть же армянские храмы типа Сурб-Хач в Ростове-на-Дону), окружённой аж тремя часовнями по углам церковной ограды:

Тут даже не часовня, а целая церковь Георгия Победоносца (1814), построенная в память местных жителей, которых Георгий Грузинский организовал в ополчение против Наполеона:

Собственно Вознесенский храм (1795-1838), необычайно породистый классицизм. Храм был усыпальницей Грузинских, а где-то в городе и их особняк сохранился - впрочем, не столь зрелищный:

За храмом - ещё одна угловая часовня и задворки магазина, весьма красивый фасад которого можно увидеть у Нордпрода:

В центре Лыскова я сделал лишь пару кадров из окна машины на ходу, но в целом его даже "штетлом по-русски" язык назвать не повернётся - регулярная прямоугольная планировка, каменные дома, просторно стоящие на широких улицах, в общем на город Лысково было похоже ешё поболее, чем более крупный и богатый . А в то же время как роднит его со штетлами наличие буквально довлеющим магнатов, волей которых селу Лыскову и не дали быть похожим на село. Подробнее за фоторассказом о Лыскове отсылаю опять же к Нордпроду - ничего выдающегося тут нет (кроме Вознесенского храма), но очень симпатичная коллекция домиков с внушительных размеров старым пивзаводом во главе.

Вообще же официально главный храм Лыскова - Спасо-Преображенский собор (1711) в запоздалом стиле 17 века, построенный в "межгрузинскую" эпоху:

Собственно, мы уже на набережной. С обратной стороны - эти донельзя волжские яры, на которых в 1412-м бились татары и нижегородский князь Даниил Борисович с отрядом московита Василия I, а в 12 веке стояла булгарская крепость Сундовит. Впрочем, может это было и не конкретно на этих ярах, но сам их вид к таким образам располагает.

А внизу загружается паром, самой типичной для наших рек модели Волгоградского судозавода. Летом он ходит 5 раз в день (актуально, как вы понимаете, на прошлую навигацию) - в 6:15, 8:15, 12:15, 15:15, 18:15, а из Макарьева назад в 7, 9, 13, 16 и 19 ровно, но по осени число рейсов сократилось до трёх - убрали первый и последний, мы же прибыли как раз к 15:15:

Пристань - не на Большой Волге, а где-то в лабиринтах её затопленной Чебоксарским водохранилищем поймы:

Правила от давно упразднённой конторы:

Тут, конечно, и на пароме ни тёплых буфетов, ни вай-фая - холодный ветер на палубе, страшный тёмный гальюн, тесный пассажирский трюм, который явно пытались сделать хоть чуть-чуть повеселее:

И машинное отделение в соседнем отсеке, двигатель громко тарахтит:

Отправляемся. У берега пристань прогулочных катеров и частных лодок:

Тут в кадре Димина серая "Лада", на которой прошла вся эта поездка:

Справа всё выше и мощнее волжский яр, при виде которого в ушах раздаётся клич лихих людей "Саррррррррынь на кичку!". Всё же удивительная река Волга, целый мир поболее иных морей - со своими караванами из Европы на Средний Восток, своими пиратами и туземцами, своими , своей технической историей , и . И ещё "вниз по Волге - Золотая Орда, вверх по Волге - барышни глядят с берега", как же мне нравится этот образ из песни БГ:

Между тем, паром идёт добрых сорок минут, поровну по протокам поймы (или это устье Сундовика?) и Большой Волге. Вдали виднеется Спасо-Преображенский собор:

Да и Вознесенская церковь прекрасно ориентирована на реку:

Мимо затонувшей баржи выходим в Большую Волгу:

И впереди сказочным Китежем из воды встаёт Макарьев Желтоводский монастырь:

"То ли волжский разлив, то ли Всемирный потоп, то ли просто господин заметает следы..." - безусловно, одно из красивейших мест на великой реке:

На далёком берегу, в селе с донельзя волжским названием Исады - Никольская церковь (1847), которой вполне можно дать лет на 200 побольше. Она единоверческая, а исадами по крайней мере в Астрахани называли торговые пристани, а ныне и просто рынки:

Как на ладони монастырь. Всё-таки красоту многих волжских достопримечательностей можно оценить во всей полноте только с воды, ведь ориентированными на реку они и строились. Обратите внимание, сколь мощная перед обителью дамба - в 1970-е годы, когды строилась Чебоксарская ГЭС, какое-то представление о сохранении наследия у власти уже было, и именно такие дамбы могли бы спасти другой Макарьев монастырь , а вот место знаменитой Макарьевской ярмарки на этом кадре где-то под водой:

Святой Макарий был монахом из Нижнего Новгорода, где в Печерском монастыре прославился как аскет, а потом ушёл в леса искать место для отшельничества, но разумеется, отшельничество ему не давалось, так как рядом тут же начинали селиться последователи. Первый монастырь он основал близ Решмы (нынешняя Ивановская область) в 1390-е годы, а в 1435 году поселился у Жёлтых вод - озерца, впоследствии то ли высохшего (потом появилось название Жёлтые пески), то ли напротив - размытого Волгой. Тот монастырь, впрочем, просуществовал всего 4 года, в 1439 разрушенный ордынским ханом Улу-Мухаметом, который, однако, подвижничеством Макария проникся и отпустил его восвояси. По легенде, Макарий и выжившие монахи были основателями и первого из Керженских скитов, к которым лежал наш дальнейший путь, а затем поднялись по Волге, основав Макарьев Унженский монастырь в непроходимых костромских лесах. Оба монастыря были Троицкими, а святой Макарий известен под двумя титулами - Желтоводский и Унженский. На Жёлтых песках же в 1620-м году поселился монах Авраамий из Мурома, занявший возрождением обители, а в камне монастырь был выстроен почти целиком уже в 1650-70-е годы, причём размером с небольшой кремль - около 800 метров по периметру:

И почему обитель отстроилась так масштабно и быстро, думаю, догадаться нетрудно: как минимум с 1641 года здесь проходила крупнейшая в России ярмарка. Вообще, ярмарка всея Волги, где встречались купцы от Пруссии до Персии, существовала издавна, смещаясь постепенно вверх по реке, и первоначально проходила на Арском поле в булгарских, а затем ордынских землях. Альтернативная русская ярмарка в 14-16 веках действовала в , но какая их них была больше - судить не берусь. По мере того, как отношения Москвы с Казанью накалялись, русские купцы на Арском поле были всё менее желанными гостями, и после инцедента с ограблением конфискацией товара в 1524 году Василий Тёмный распорядился устроить свою ярмарку в Васильсурске, чуть ниже нынешнего Макарьева, на самой границе московских и казанских земель. К Макарьеву монастырю ярмарка переползла, может быть, даже до его возрождения, и развивалась в 17-18 веках с огромной скоростью, ещё в допетровские времена став крупнейшей в России, а то и во всей Европе. На ней же, из-за близости Керженца, во многом формировалось и великое старообрядческой купечество. Наконец, в 1816 году, уже по окончании торгов (длившихся каждый год 2 месяца до 1 августа) ярмарка внезапно сгорела, и возрождать её решили ещё выше по Волге - в Нижнем Новгороде, где она вскоре достигла мировых масштабов. В нынешнем Макарьеве о ярмарке не напоминает ничего. По инерции Макарьев оставался ещё уездным городом (хотя фактически, как уже говорилось, эта роль отошла Лыскову) с населением 1,5 тысячи человек, в 1920-м был разжалован до села, в 1958 - повышен до ПГТ, в начале 1980-х (!) затоплен Чебоксарской ГЭС, и ныне это уже привычный по Верхней Волге город-обрубок типа Калязина или Чкаловска, с населением порядка 300 человек:

Паром, между тем, прибыл. Сначала люди, затем машины устремляются на берег:

Трое парней, возвращавшихся из техникума, спрашивали нас, не подбросим ли их до одной деревни километрах в 20 от Лыскова - ездят ведь так каждый день... А вот люди с корзинами - может, грибники, может дачники-огородники, может торговцы для туристов и паломников, теперь возвращаются в Лысково:

Очередь машин, причём с этой стороны заезжают не задом:

Ещё немного - и паром идёт обратно, мой последний паром в , после , и тихого на двух волжских берегах, а тажке и , где прокатиться на увиденном пароме не довелось. Паром уходит на разгульное Правобережье, что "На горах", а мы - "В лесах" таинственного Заволжья:

Как и всякую крепость, Макарьев Желтоводский монастырь я решил для начала обойти по периметру, благо он во-первых строго 4-угольный (каждая сторона порядка 200 метров), а во-вторых опоясан дамбой, похожей рядом с такой стеной на оборонительный вал. На каждой стене - по 3 башни (из них по 2 угловых, то есть общих для двух стен), лишь одна из которых разрушена:

Башни по серединам сторон хотя и похожи друга на друга, а чуть-чуть разные:

Средневековый кремль, да и только. Что ж делать, что на Руси 17 век был вполне себе Средневековьем?

Самая живописная и сложная стена обращена к Волге - в неё встроен Южный братский корпус с надвратной церковью Михаила Архангела (1670), а чуть дальше башня, перестроенная в церковь Георгия Пельшемского (1786):

Нынешний вход, впрочем, через скромную дверцу рядышком, и у входа церковная лавка. Вход в обитель бесплатный, а вот фотосъёмка - 150 рублей. У надвратной церкви верхушка явно перестроена в 19 веке, зато крыльцо вполне аутентично и огромно:

В портале даже роспись остались:

Напротив входа - огромный грузный Троицкий собор (1658) с золотистым карнизом.

И Успенская церковь (1651) с длинной трапезной и шатровой колокольней:

В часовне - могила игумена Авраамия под архаичным валуном, похожим внешне на священный камень:

Слева от входа - всё тот же Южный корпус с галереей, колокольня и огромный Архимандристкий корпус 19 века:

Надо сказать, после потери ярмарки монастырь оскудел настолько, что стоял едва ли не заброшенным, и в 1883 году был возрождён уже как женский - видимо, тогда и появились эти новые корпуса. Женским он возродился и второй раз, в 1991 году, побыв при Советах детдомом, эвакуогоспиталем и колхозными складами. Ныне жизнь тут кипит, а арки стены все до единой заложены поленницами:

Справа от ворот - самая живописная часть Южного корпуса:

И ещё один келейный корпус конца 19 века:

За Троицким собором притаилась церковь Макария Желтоводского (1809). Ярмарка тогда была в расцвете, упадок всего-то через 7 лет ничто не предвешало, и есть версия, что уничтоживший её пожар был поджогом, а перенос в Нижний Новгород - рейдерским захватом. Ещё молва гласила, что это Георгий Грузинский повздорил и игуменом и в духе кавказских стереотипов отомстил. В любом случае, большой город ярмаркой явно мог распорядиться лучше, чем монастырь, хотя ещё не одно десятилетие Нижегородскую ярмарку по привычке называли Макарьевской ("Макарий суетно хлопочет, кипит обилием своим..." - Онегин в Нижнем был уже в 1820-е годы).

Общий вид на все монастырские храмы (кроме церкви Георгия Пельшинского) и площадку старых (18 - начала 19 веков) надгробий:

А дальше уже закрытая территория. При поразительной цельности ансамбля вообще, нашлось тут место и новостроечке. В общем, хорош монастырь, и хотя в России таких несколько десятков, каждый из них впечатляет, в сущности именно огромные монастыри - русский аналог европейских замков:

За оградой - придорожная часовенка (после моих западных поездок так и хочется сказать "капличка"):

И приходская Казанская церковь (1790), она прекрасно видна и с Волги, и с дамбы:

Остатки уездного Макарьева, центр которого разрушен до фундаментов и лежит теперь под водой. Знакомое впечатление обрубленных городов - есть старые дома и целые улицы, а единой картины нет, чего-то очевидно не хватает:

Да и маленькое уж очень Макарьево, 300 жителей - даже для ПГТ несерьёзно. А вплотную подступают керженские леса, через которые ведёт дорога на Китеж:

Осмотрев в сумерках уже показанный Бор, заволжский город-спутник Нижнего Новгорода, в темноте мы взяли курс на Семёнов, "столицу" Заволжья и родину матрёшек, о котором - в следующей части.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014 . Часть 2: поиски Китежа

Оборона Сталинграда была бы невозможна без постоянной связи ее участников с внешним миром. Эту ответственную задачу в ходе осенних боев продолжали героически решать Волжская военная флотилия, инженерно-технические войска фронта и водники речного пароходства. В ходе Сталинградской битвы военная флотилия пополнялась бронекатерами и тральщиками, а ее техническая вооруженность усиливалась артиллерией, в том числе зенитной. Своим огнем боевые корабли флотилии поддерживали сражающиеся войска 64, 57-й и 62-й армий. Канонерские лодки, бронекатера и плавучие батареи наносили ощутимые удары по врагу. 1-я и 2-я бригады кораблей под командованием контрадмиралов С. М. Воробьева и Т. А. Новикова оказывали поддержку -64-й и 57-й армиям. Северная группа кораблей (канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев», отряды бронекатеров и тральщиков) под командованием капитана 3-го ранга С. П. Лысенко, перейдя в р. Ахтубу, взаимодействовали с 62-й армией, находясь в ее оперативном подчинении. Корабли Северной группы поддерживали огнем обороняющуюся в окружении на северном участке Сталинграда 124-ю стрелковую бригаду полковника С. Ф. Горохова, обеспечивали переправу войск на правый берег, доставку боеприпасов, продовольствия, эвакуацию на левый берег раненых и поврежденного военного имущества. Канонерская лодка «Усыскин», которой командовал капитан-лейтенант И. А. Кузнецов, занимала огневые позиции на р. Ахтубе, возле с. Безродного. В течение 68 суток она вела огонь по противнику, поддерживая войска бригады Горохова, а с 10 ноября - изолированные противником части 138-й стрелковой дивизии полковника И. И. Людникова. В то же время канонерская лодка «Усыскин» частично обеспечивала связь 66-й армии, стоявшей севернее Сталинграда, с 62-й армией (Кузнецов И. А. Залпы с Волги// Битва за Волгу. С. 257; См. также: Ачкасов В. И., Басов А. В. ж др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. С. 453-456. ).

Волжская военная флотилия во многом способствовала надежности переправ через реку. Об этом выразительно пишет бывший командующий 62-й армией: «О роли моряков флотилии, о их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила своей задачи» (Чуйков В. И. Начало пути. С. 160. ).

В течение октября-ноября переправы продолжали обеспечивать сообщение с войсками, ведущими борьбу на территории города-героя. Работа на переправах требовала огромной выдержки и мужества. 26 октября, например, на причал у оврага Банный немцы сбросили до 100 авиабомб, выпустили до 130 мин и свыше 120 артиллерийских снарядов. Во второй половине октября противник безуспешно пытался захватить переправы через Волгу, нарушить сообщение 62-й армии с тылом, отрезать волжскую коммуникацию. После упорных п длительных боев враг вынужден был отказаться от осуществления этого замысла.

Приведем некоторые данные о переправах 62-й армии (См.: Отчет об инженерном обеспечении боевых действий 62-й армии, разд. «Переправы». См.: НАИИ СССР АН СССР. Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 28-48. ) через реку и расположенные в пределах города ее протоки (р. Денежная Воложка, безымянный проток между левым берегом Волги и о-вом Спорным и др.). В октябре-ноябре армия была связана с левобережьем: переправой у Скудри, обеспечивавшей группу полковника Горохова и обслуживаемой в разные периоды паромами, бронекатерами, «БМК» и пароходами; лодочной переправой левый берег р. Волги - о-в Зайцевский (У сталинградских речников о-в Зайцевский больше известен под названием Денежный, а о-в Спорный - как Денежный осередок. ), обеспечивавшей части, обороняющие остров, и далее, транзитом через остров, группу полковника Горохова и расположенные против острова части основной группировки армии: переправой левый берег р. Волги - о-в Зайцевский, обслуживаемой по мере надобности паромами, бронекатерами и другими самоходными плавсредствами; переправой 62 (центральной переправой армии), которая к началу рассматриваемого времени располагала группой причалов у завода «Красный Октябрь».

С приближением противника к берегу Волги в районе заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады» использование этих причалов для приема основного потока грузов и эвакуации раненых стало затруднительным. «Днем противник подвергал эти причалы интенсивному обстрелу и бомбардировкам с воздуха, а ночью держал причалы и подходы к ним под прицельным артиллерийским и минометным огнем. Поэтому с последних чисел октября Краснооктябрьские причалы использовались лишь для отгрузки тяжелораненых, а для приема пополнения, грузов и эвакуации большинства раненых были использованы четыре причала, расположенные южнее оврага Банный. Осенний паводок, вызвавший подъем воды, невозможность приема высокобортных судов и стремление обеспечить устойчивость работы переправы при огневом воздействии противника обусловили необходимость наращивания по высоте существующих южнее оврага Банный причалов и устройства ниже их по течению р. Волги двух новых причалов под 30-тонные грузы. С 13 ноября 1942 г. причалы на «Красном Октябре» полностью прекратили работу из-за затруднительности подхода к ним судов во время ледостава и выхода противника на берег р. Волги в районе завода «Баррикады»» (НАИИ СССР АН СССР. Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 30, 31. ). На левом берегу Волги переправа 62-й армии располагала двумя причалами - Северным и Южным. Эти причалы и подходы к ним свободно просматривались противником с противоположного, возвышенного берега и были хорошо им пристреляны. Минометно-артиллерийские огневые налеты врага и бомбардировка причалов и подходов к ним с воздуха приводили к потерям обслуживающего переправу личного состава, к порче причалов и гибели плавсредств. Так, за время с 7 по 28 октября были подбиты и сгорели или затонули пароходы «Дубовка», «Совхозница», «Капитан Иванищев», «Пожарский», «Абхазец», «Донбасс», «Трамвай № 1», «БМК», «СП-19» и семь барж. 35 полупонтонов парка Н-2-П получили повреждения. «При этом абсолютное большинство погибших плавсредств было выведено из строя не на плаву, а во время стоянки у причалов, при погрузо-разгрузке или, что имело место чаще всего, во время дневной стоянки у переправы. Отсутствие каких-либо укрытий и открытые берега превращали суда, стоявшие во время дневки на приколе, в отличную мишень для артиллерии, минометов и авиации противника» (Там же. Л. 32. ). Дальнейшее базирование плавсредств на левом берегу Волги стало невозможным, и 28 октября основной пункт погрузочных и разгрузочных работ и базы флота был перенесен в Среднюю Ахтубу (район колхоза им. Кирова).

С перебазированием флота на Среднюю Ахтубу прекратились потери плавсредств на стоянках. В последующем были случаи прямого попадания мин и снарядов в движущиеся суда, но все они после ремонта вернулись в строй. Кроме того, перебазирование флота облегчило транспортировку грузов на конечном этапе их следования, так как переброска грузов автомобильным и гужевым транспортом была заменена перевозкой по воде, с движением нагруженных судов вниз по течению. После разгрузки на правом берегу Волги и приема раненых прибывшие суда курсировали остающуюся часть ночи вдоль правого берега Волги.

С 11 ноября ледостав на Ахтубе и отсутствие ледоколов заставили перенести базу флота из Средней Ахтубы к д. Тумак. Таким образом, основная армейская переправа трижды меняла на левом берегу Волги место базирования флота и основной пункт погрузо-разгрузки. «В первый период, при базировании плавсредств у переправы 62, движение судов происходило в основном перпендикулярно фарватеру, т. е. по наикратчайшему пути между двумя берегами. Этим самым была обеспечена наибольшая оборачиваемость судов. В зависимости от рода груза, длительности разгрузо-погрузочных работ суда, работавшие на плече переправа 62 - «Красный Октябрь», успевали сделать за ночь 3 - 4, а в некоторых случаях и до 6 рейсов. Второй период, связанный с базированием флота на Средней Ахтубе, обусловливал неизбежность движения нагруженных судов по р. Ахтубе, с выходом их на р. Волга у о. Спорный, в 4 км выше северного причала переправы 62. В последующие ночные часы суда работали на плече переправа 62 - «Красный Октябрь» и на рассвете возвращались в Среднюю Ахтубу. Движение судов в Ахтубу и обратно уменьшало оборачиваемость флота в сравнительно небольших пределах, так как большая часть пути от переправы 62 до Ах-туоы была вне дальности минометно-артиллерийского огня противника, и поэтому суда могли проходить ее в светлое время суток. В третий период, при базировании на Тумак, нагруженные суда, прежде чем достичь причалов южнее оврага Банный, должны были пройти предварительно 22 км вверх по течению. Работа на плече причалы правого берега - переправа 62 в подавляющем большинстве случаев была невозможна из-за ледовой обстановки. Суда поэтому были вынуждены работать на плече причалы правого берега - Тумак. При этих условиях при полном напряжении суда успевали сделать в течение ночи не более 2 рейсов. Работа флота при этом была усложнена не только ледоставом и зачастую сильными ветрами, но и необходимостью совершать часть пути вдоль берега, занятого противником. Противник, как правило, обстреливал суда при выходе их из старого русла р. Волга, у острова Голодный» (Там же. Л. 33, 34. ).

26 октября наряду с подчиненной фронту и обслуживаемой самоходными плавсредствами центральной армейской переправой была создана лодочная переправа, подчиненная непосредственно штабу инженерных войск 62-й армии. Лодочная переправа должна была помогать центральной переправе в эвакуации раненых, подвозе пополнения, боеприпасов, продовольствия и выполнять неотложные перевозки в то время, когда самоходные плавсредства находятся на приколе или когда они вообще не обслуживают данный маршрут. На правом берегу Волги лодочную переправу обслуживали лодочные расчеты 119-го армейского инженерного батальона (61 человек), а на левом берегу - лодочные расчеты 326-го армейского инженерного батальона (29 человек). Лодочные расчеты были сведены в пять отрядов (всего 25 лодок). Отряд лодок особого назначения, включавший пять отборных лодочных расчетов, находился в непосредственном подчинении штаба армии и выполнял его задания.

Основной пункт приема и отправки лодок был создан на правом берегу, у расположенного южнее оврага Банный санитарного причала. «С наступлением темноты к санитарному причалу направлялись лодки, имевшие задачу перебросить на левый берег до прихода самоходных плавсредств возможно большее число раненых и тем свести к возможному минимуму потери от минометного огня противника, неизбежные при скоплении на берегу большого числа людей. Для достижения наибольшего эффекта лодки использовались в первую очередь для перевозки легкораненых, с доставкой их на левый берег р. Волги прямо против санитарного причала. На левом берегу пункт выгрузки раненых не был фиксирован какими-либо опознавательными знаками, чтобы не создавать этим на совершенно открытом берегу видимых ориентиров для противника. Как следствие, при выгрузке раненых на левом берегу не было ни одного случая их повторного ранения минометным огнем. Количество лодок, высылаемых на переправу, назначалось каждый раз в соответствии с количеством раненых, скопившихся на эвакопункте. С приходом самоходных плавсредств количество работающих лодок сокращалось, а после вывозки всех скопившихся на эвакопункте раненых на переправе оставалась одна дежурная лодка, периодически перевозившая на левый берег раненых, поступивших в предрассветные часы. Было несколько случаев, когда на эвакопункте к утру скоплялось непредвиденно большое количество раненых. Тогда в помощь дежурной лодке направлялись лодки из резерва. Максимальный эффект лодочная переправа дала 8.11.42 г., когда на лодках было перевезено на левый берег 360 человек раненых. В эту ночь приток раненых был необычайно велик (1050 человек). Поэтому уже к 19.00 на перевозку раненых были направлены все лодочные расчеты. К часу ночи 9.11.42 г. все раненые были эвакуированы» (Там же. Л. 36, 37. ).

Противник в дневное время вел прицельный огонь из минометов, а также из установленных на Мамаевом кургане пулеметов, обстреливая 100-метровую полосу реки вдоль левого берега и сам берег. Поэтому движение лодок в дневное время, было ограничено проведением лишь неотложных перевозок, требующих быстроты выполнения и обычно связанных с переброской с одного берега на другой небольших групп командиров и их связных. Для этих перевозок чаще всего использовались небольшие рыбачьи лодки. Таких лодок различных размеров и грузоподъемности на 1 ноября было девять. На массовых перевозках более эффективными оказались лодки парка НЛП, которых на переправе было 10 (из них пять - в отряде особого назначения).

Волга и ее берега находились под сильным огневым воздействием противника, но, несмотря на это, весь период работы лодочной переправы с 27 октября по 11 ноября на плаву была подбита и затонула лишь одна лодка. Мелкие повреждения плавающих лодок осколками мин были часты, но после ремонта они снова возвращались в строй. Несколько лодок было разбито огнем на причальной линии, но наибольшее их число погибло днем, когда лодки находились в укрытиях в прибрежном песке.

12 ноября лодочная переправа прекратила свою работу в связи с па-чалом ледостава на Волге и сильными ветрами.

Сражающиеся на территории Сталинграда войска в это время почти полностью лишились связи с левым берегом. У защитников города кончались запасы боеприпасов, продовольствия, медикаментов на правом берегу скапливалось значительное число раненых. В 138-й стрелковой дивизии, пишет в своих воспоминаниях генерал-полковник И. И. Людников, к 14 ноября иссякли все запасы. «Голодали не только здоровые, но и раненые, количество которых с каждым днем возрастало и достигло цифры 300, а затем и более. Иссякли и запасы перевязочного материала, медикаментов» (Людников И. И., гвардии генерал-полковник. Неодолимое мужество // Битва за Волгу. С. 61. ). К 18 ноября в дивизии скопилось уже около 400 раненых (НАИИ СССР АН СССР. Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 40. ). Попытки наладпть снабжение при помощи самолетов успеха не пмели. Ввиду ограниченных размеров плацдарма, на котором оборонялась дивизия, сбрасываемые с самолетов грузовые парашюты с боеприпасами и продовольствием попадали преимущественно в реку или к противнику. Интенсивный огонь зенитных батарей противника и тяжелого оружпя его пехоты не позволял добиться лучшего попадания грузов за счет уменьшения высоты полета самолетов. Тогда перед штабом инженерных войск 62-й армии была поставлена задача организовать снабжение 138-й стрелковой дивизии п эвакуировать из ее расположения раненых на лодках. При решении этой задачи необходимо было преодолеть в условиях ледостава Волгу п Денежную Воложку с перевалкой через о-в Зайцевский. «Первая попытка выполнить задание была сделана в ночь на 18.11.42 г. Одна из двух лодок, посланных в 138-ю сд 327-м пнжбатальоном, достигла цели, доставив 6 ящиков с боеприпасами и питание для рации, но на обратном пути подверглась обстрелу. Из пяти человек лодочного расчета двое были ранены, а красноармейцы Суворов и Захаров убиты. Вторая лодка была разбита прямым попаданием мины на правом берегу острова Зайцевский. Ее лодочный расчет в это время находился в укрытии и поэтому не пострадал» (Там же. Л. 40, 41. ).

Несмотря на все трудности, лодочная трасса здесь была открыта. С 18 ноября переправа на участке о-в Зайцевский - 138-я стрелковая дивизия была возложена на 107-й отдельный понтонно-мостовой батальон. Переброска всего необходимого для 138-й стрелковой дивизии с левого берега Волги на о-в Зайцевский поручалась 327-му армейскому инженерному батальону, а перевалка лодок и грузов через о-в Зайцевский и погрузка лодок на исходной линии обеспечивались также специально выделенными для этого подразделениями (С 21 по 30 ноября понтонеры 107-го отдельного понтонно-мостового батальона совершили на правый берег 2 Денежной Воложки 23 рейса, перевезя за это время 80 человек пополнения, до 13 т грузов, две рации и питание для них. На левый берег сделано 20 рейсов и вывезено 70 раненых. На переправе батальон потерял шесть человек убитыми и 18 человек 2 ранеными. См.: НАИИ СССР АН СССР. 2 Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 42. ). Но основную часть задачи по восстановлению сообщений с левым берегом решили корабли Волжской военной флотилии. «Наконец 19 ноября на бронекатерах были доставлены боеприпасы и продовольствие, а раненые были эвакуированы»,- пишет генерал-полковник И. И. Людников (Людников И. И. Указ. соч. С. 62. ).

В дополнение к имевшимся у 62-й армии в ходе оборонительных боев коммуникациям через Волгу известную роль играли временные мосты пли пешеходные мостики, сооружаемые понтонно-мостовыми батальонами. Несмотря на их частое повреждение вражеским огнем, они служили важным средством сообщения с левым берегом. В первых числах октября в районах СТЗ и завода «Баррикады» были построены три пешеходных мостика, связавших правый берег Денежной Воложки с о-вом Зайцевским. Первый мостик (Этот мостик состоял из ряда бревенчатых плотов, соединенных между собой накладками из 3-6-миллиметрового полосового железа и стальным тросом, крепившимся с верховой стороны плотов. Поверх поперечных бревен плота был уложен настил из 2 5-сантиметровых досок. См.: НАИИ СССР АН СССР. Р. III. Ф. 5. Д. 140. Л. 43. ), построенный у южной оконечности острова, в районе завода «Баррикады», просуществовал более месяца, пропустив за это время в обоих направлениях тысячи людей (Там же. Л. 44. ). Мостик проявил необычайную живучесть. Бесчисленные атаки вражеских пикирующих бомбардировщиков и непрерывный минометный огонь вызывали лишь незначительные его повреждения, которые легко исправлялись. Все же авиабомба врага повредила крепление троса на левом берегу, мостик был сорван с места и унесен по течению. Второй пешеходный мостик, построенный в 40 - 50 м севернее первого, просуществовал всего лишь около трех дней. В результате обрыва троса на правом берегу он был снесен по течению. Третий пешеходный мостик длиной около 200 м был наведен через Денежную Воложку в районе СТЗ.

Битва на Волге к глубокой осени 1942 г. все еще не была завершена. Однако к этому времени в развитии происходящих здесь событий уже назрел кризис, который должен был привести к коренным изменениям в ходе дальнейшей борьбы. Легендарные участники обороны Сталинграда, выдержав натиск превосходящих сил грозного и беспощадного противника, создали важнейшую предпосылку для мобилизации ресурсов Советского Союза и приведения их в действие против врага. Для многих объективных наблюдателей во всем мире провал гитлеровских планов в гигантской битве под Сталинградом становился уже ясным, хотя ее исход еще не выявился с достаточной определенностью в пользу одной из борющихся сторон. Основанием для такого вывода, помимо общей правильной оценки сил Советского государства, было то несомненное духовное превосходство Красной Армии над вермахтом фашистской Германии, которое с потрясающей силой проявилось в обороне Сталинграда.