Главная · Изжога и отрыжка · Коллективное поведение. Преодоление социального беспокойства Может ли социальная тревожность уйти сама

Коллективное поведение. Преодоление социального беспокойства Может ли социальная тревожность уйти сама

Вконтакте

Социальная тревожность это чувство дискомфорта, страха или беспокойство, когда человек сосредоточен на взаимоотношениях с другими людьми и предполагает, что другие люди относятся к нему негативно или осуждают, оценивают, смотрят свысока. Тревожные ощущения физически проявляются в виде:

  • Повышенного потоотделения
  • Учащенного сердцебиения
  • Сухости во рту
  • Одышки
  • Предобморочного состояния
  • Озноба

При этом человек думает:

  • Все смотрят на меня.
  • Они думают, что я неудачник.
  • Я здесь лишний.
  • Я не знаю, что сказать.
  • Люди видят, как я нервничаю.
  • Они не захотят со мной снова общаться.

Поведение при социальной тревожности:

  • Попытки избегать социальных ситуаций (общение, работа, учеба, поездки, общественные места…)
  • Бегство из социальных ситуаций
  • Посещение только «безопасных» мест и общение только с «безопасными» людьми
  • Использование мобильных телефонов, плееров и других устройств, чтобы избежать разговоров
  • Использование сопровождения (друг, родственник)
  • Тщательная подготовка (подготовка текста, запоминание)
  • Стремление отвлечь внимание от своих страхов при общении (специфическая одежда, постоянные шутки)

Социальная тревога может возникнуть в самых разных ситуациях — по сути, всякий раз, когда мы находимся в контакте с другими людьми или считаем, что мы может стать центром внимания других людей. Это множество ситуаций, но есть самые распространенные, в которых люди испытывают социальную тревогу:

Межличностные ситуации — тревога, вызванная нашими взаимодействиями с другими людьми:

  • Пойти на свидание
  • Начать разговор с незнакомцем
  • Спросить дорогу
  • Вести беседу
  • Общаться на вечеринке
  • Проходить собеседование при приеме на работу
  • Иметь зрительный контакт

Ситуации, связанные с деятельностью, — тревога вызвана потенциально или фактически быть в центре внимания:

  • Публичные выступления
  • Пение в общественных местах
  • Прием пищи в публичных местах, ресторане
  • Высказывать свое мнение во время занятий или рабочих переговоров

В целом тревога является нормальной и здоровой частью жизни, мобилизуя человека физически и интеллектуально в опасных для его жизни и здоровья ситуациях. Тревога необходима для выживания. Социальная тревога помогает нам оставаться чувствительными к эмоциям и потребностям других, что является основой для сотрудничества и построения отношений. Даже сильная социальная тревога может иногда пригодиться, например, для собеседования, когда нужно быть осторожными при разговоре и обмене информацией. Когда социальная тревожность становится проблемой? Только тогда, когда это становится настолько сильным, чрезмерным, за пределами нормы, когда это вызывает серьезные трудности в обычном ежедневном функционировании и негативно влияет на качество жизни.

В чем причина развития социальной тревожности и фобии? На это влияют генетические, биологические факторы и жизненный опыт. Практически невозможно выделить один фактор, это скорее будет их комбинация, способствовавших развитию проблемы, которые оказываются вместе в «нужном» месте, в «нужное» время.

Социальная фобия, как и любое другое тревожное расстройство, скорее может развиться, если оно есть у родителя, из-за генов, унаследованных от них. Исследования обнаружили, что определенные структуры мозга, такие как миндалевидное тело, могут быть более активными у людей с социальной фобией (миндалевидное тело – это структура головного мозга миндалевидной формы, входящая в лимбическую систему, тесно связано с гипоталамусом, гиппокампом, поясной извилиной и перегородкой, играет важную роль в эмоциональном поведении и мотивации, особенно агрессивного поведения). Наш жизненный опыт, ситуации и опыт наших реакций на них также могут способствовать развитию социальной фобии. Если нас постоянно ставили в ситуации, когда мы боялись гнева, осуждения, унижения, боли от других людей, или если нас каким-то образом выделяли в негативном смысле, у нас могли развиться такие представления о себе и о мире, которые будут увеличивать социальную тревогу. В результате мы можем также начать избирательно обращать внимание только на те аспекты окружающей нас действительности, которые усиливают наши негативные убеждения.

Лечение

Обычно используется комбинация из лекарственной терапии и когнитивно-поведенческой терапии.

Лекарственные препараты

  • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) в настоящее время являются одними из самых популярных препаратов, используемых в лечении социальной фобии, исследования показали их эффективность, также они имеют относительно мало серьезных побочных эффектов. Это такие препараты как циталопрам, ципралекс, флувоксамин флуоксетин (прозак), пароксетин (аксил), сертралин (золофт)
  • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина: дулоксетин, венлафаксин
  • Бензодиазепины являются очень эффективными для снижения уровня тревожности, но тем не менее, они имеют ряд существенных побочных эффектов и могут вызывать привыкание. Могут ​​быть целесообразны для кратковременного использования. Эта клоназепам и алпразолам, диазепам, лоразепам
  • Бета-блокаторы, такие как анаприлин, можно использовать для снижения физических симптомов социальной тревожности, таких как учащенное сердцебиение, озноб, повышенное потоотделение. Обычно используются для снижения беспокойства в таких ситуациях, как публичные выступления или исполнения музыки. Они обычно не имеют существенного влияния на тревожные мысли или тревожное поведение. Не являются эффективным лечением социальной фобии.
  • Ингибиторы моноаминоксидазы показали свою высокую эффективность в лечении социальной тревоги, но также они имеют ряд существенных побочных эффектов и требуют строгой диеты.

Когнитивно-поведенческая терапия

Наиболее эффективным направлением при лечении социальной фобии является когнитивно-поведенческая терапия. Вместе с психологом разрабатываются стратегии для преодоления тревоги, которые включает в себя акцент на развитие новых навыков. Конечной целью является то, чтобы человек стал сам себе терапевтом. Когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на настоящее, психолог фокусируется на раскрытии текущих когнитивных и поведенческих моделей, которые поддерживают симптомы, и вносит изменения в них в настоящем.

Люди с социальной фобией часто имеют негативные убеждения о себе и других, которые выражаются в автоматических мыслях в социальных ситуациях. Когнитивная реструктуризация является важным компонентом когнитивно-поведенческой терапии, что включает в себя работу с психологом, чтобы идентифицировать эти мысли и то, как они появляются.

Как обрести свою любовь, если вы буквально не в силах открыть рот, чтобы произнести пару слов и познакомиться с тем или той, кто вам понравились? Как устроиться на хорошую работу, если вы и на собеседование-то боитесь идти? А если приходите, то сидите, покраснев до ушей, и не можете толком ответить ни на один вопрос.

На людей, которых мучает эта проблема, забавно смотреть в кино. Но в реальной жизни поводов для веселья тут нет. Социальная тревожность, превращаясь в клиническое расстройство, ломает судьбы людей. Можно ли им помочь и в какой момент нужно бить тревогу?

Psychologies:

Если попытаться узнать признаки социальной тревожности из интернета, возникает впечатление, что она свойственна чуть ли не каждому из нас.

Так и есть. Социальная тревожность заложена в нас эволюцией. Мы – социальные животные, нам необходимо быть частью группы. Но нужно различать обычную тревожность и социальное тревожное расстройство как клинический диагноз. В основе социальной тревожности лежит страх быть непринятым, осмеянным.

У тех, кто страдает этим расстройством, страх берет верх над всеми остальными эмоциями. Им с трудом даются – или не даются совсем – самые простые социальные взаимодействия. В результате они отгораживаются от общества и обрекают себя на постоянные, каждодневные страдания.

Они ведут одинокую жизнь – не потому, что им это нравится, а потому, что не в силах наладить отношения. Они выбирают работу, которую не любят, только потому, что она не предполагает общения. Они не могут создать семью. Словом, проблема самым серьезным образом снижает качество их жизни.

Как определить грань, которая отделяет «нормальную» тревожность от патологии? Допустим, мне нужно произнести речь. Я ужасно волнуюсь, краснею, поднимаясь на трибуну, запинаюсь…

И это совершенно нормально! Больше поводов для беспокойства было бы, если бы вы в этой ситуации вообще не испытывали никакого волнения.

Потому что, если человек нисколько не переживает из-за того, как к нему относятся и каким его видят другие, это свидетельствует о его проблемах. Так может, к примеру, проявляться психопатия. Психопаты совершают поступки, не желая и не будучи способными понять, как они повлияют на других людей.

Допустим, я вообще не могу подняться на трибуну? И вместо этого убегаю и прячусь под стол?

А вот это, боюсь, уже расстройство. Особенно если от речи, которую нужно произнести, зависит, например, ваша карьера. На самом деле грань, о которой вы спрашиваете, часто довольно очевидна. И нашим пациентам, и их окружению.

Если человек нисколько не переживает из-за того, как к нему относятся и каким его видят другие, это свидетельствует о проблемах. Так может, к примеру, проявляться психопатия

Когда тревожность начинает причинять реальные проблемы, а не дискомфорт, нужно принимать меры. В любом случае у специалистов есть методики глубинных интервью, которые позволяют определить, имеем мы дело с социальной тревожностью или социальным тревожным расстройством.

И если это расстройство, его нужно лечить? Существуют ли какие-то лекарственные препараты?

В принципе, да, в терапии могут применяться, например, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – препараты группы антидепрессантов, которые назначают и при многих других видах расстройств. Эти средства помогают подавить тревожное состояние, однако не могут устранить страх быть отвергнутым – первопричину расстройства. А вот психотерапия в этой ситуации дает хорошие и стабильные результаты.

Да, некоторые расстройства действительно наводят на мысль, что их изобрели под формулы фармацевтов. А некоторые другие внезапно исчезают, когда компании снимают с производства тот или иной препарат. Но социальное тревожное расстройство не относится к числу таких «изобретений». Это болезнь, которая приносит страдания множеству людей. По имеющимся данным, на протяжении жизни социальное тревожное расстройство испытывают 13% населения – во всяком случае, в западных странах.

Помогают ли справиться с тревожностью упражнения, медитации?

Медитации бывают полезны, но при других проблемах. А в случае с социальным тревожным расстройством самой эффективной я считаю технику экспозиции: погружение пациента в те ситуации, которые создают для него наибольшие трудности. Вот только я советовал бы обращаться к специалистам, потому что экспозиция может быть достаточно болезненным опытом, к которому нужно готовиться.

Самостоятельного чтения книг или статей для этого не всегда достаточно. Экспозиция – это опыт осознанного входа в ситуации, которых пациент избегает. Опыт умения оставаться в них, не спасаясь бегством. Опыт их постоянного повторения.

Такой опыт может оказаться травматичным сам по себе?

Именно поэтому я рекомендую обращаться к специалистам. Наша терапия – это не те уроки плавания, когда человека просто бросают в реку с моста. Риска утонуть нет, потому что сначала мы все-таки учим пациента входить в воду, дышать в ней, плавать на мелководье. Обычно мы формируем небольшие группы из 4–6 человек со сходными проблемами.

В случае с социальным тревожным расстройством самой эффективной я считаю технику экспозиции: погружение в ситуации, которые создают наибольшие трудности

Такая группа с двумя терапевтами оказывается наиболее эффективной. Она уже создает некое социальное окружение и тем самым дает первоначальные навыки преодоления социальной тревожности.

Мы предлагаем участникам выступать перед группой с какими-то речами, поначалу очень короткими и простыми. Например, участники могут рассказывать о своей работе, хобби, каких-то увлечениях.

Эта задача для многих наших пациентов оказывается не очень простой. Но мы учим их концентрировать свое внимание не на собственном страхе и тревоге, а на тех, к кому они обращаются, например.

С другой стороны, оставаться лицом к лицу со своей тревогой, не пытаясь от нее убежать или подавить ее, тоже очень важно. И иногда задача состоит в том, чтобы встать перед группой и вообще ничего не говорить, а просто стоять, чувствуя тревогу и позволяя себе понять, что не происходит ничего ужасного.

После этого и следуют настоящие экспозиции?

Нет-нет, не опережайте события. На следующем этапе мы переходим к более сложным речам. Например, участники должны выступить на тему, в которой мало что смыслят. Или высказать свои взгляды, точно зная, что группа их не разделит.

Усложнение происходит постепенно, работа идет по одной двухчасовой сессии в неделю. И только примерно к седьмой сессии мы переходим к «полевым» экспозициям, когда наши участники совершают какие-то действия уже не внутри группы, а во внешнем мире.

Какие же?

Те, которые могут быть расценены ими самими как неправильные, нарушающие их представления о нормах и приличиях. Такие, которых они никогда бы не совершили. Например, незаметно, но нарочно уронить на пол тарелку с едой в ресторане. А потом попросить официанта все убрать и принести новое блюдо. Или громко спеть в переходе метро в час пик. Или зайти в магазин, выбрать несколько товаров, попросить их упаковать, а потом объявить: «Извините, но я передумал и не буду ничего покупать».

Когда тревожность начинает причинять реальные проблемы, а не дискомфорт, нужно принимать меры

Важно понимать, что наши участники, конечно, не совершают ничего противозаконного и не причиняют никому никакого вреда. Максимум, что им грозит, – быть принятыми за людей неприятных и грубых. Ну и прекрасно! На свете немало и в самом деле грубых и неприятных людей, и они вполне нормально живут.

А нашим участникам важно выйти за рамки, которые они сами для себя установили, и понять, что никакой катастрофы при этом не происходит. Они не становятся преступниками, не проваливаются сквозь землю, и весь мир тут же не сбегается, чтобы пригвоздить их к позорному столбу. Это осознание дает свободу – понимание того, что вы в силах изменить собственные правила взаимоотношений с обществом.

Насколько эффективна такая терапия?

Максимально эффективна. Кроме того, эффект оказывается очень длительным. Представьте: 12 сессий достаточно, чтобы люди могли потом годами, а часто и десятилетиями не испытывать серьезных проблем с социальной тревожностью. Эти 12 сессий просто меняют их жизнь.

Социальной тревожности в равной степени подвержены все жители мира? Есть ли разница между представителями, например, восточной и западной культур?

Есть, но мне и самому очень хотелось бы знать, чем она обусловлена. Я много занимался изучением этого вопроса, но так и не нашел ответ. В Японии и Китае, например, люди намного меньше жалуются на социальную тревожность.

В западном мире социальные нормы намного подвижнее и неопределеннее, чем на Востоке. Нам приходится самим решать, как себя вести

И возможно, дело в том, что социальные нормы в этих странах весьма жесткие. Они не дают особого простора для толкований, и вы почти в любой ситуации знаете, как можно себя вести, а как – нет.

В западном мире эти нормы намного подвижнее и неопределеннее. Нам чаще приходится догадываться, самим решать, как следует себя повести. Что не может не провоцировать социальную тревожность. Но с другой стороны, возможно, жесткие рамки восточной культуры просто не позволяют жаловаться на проблемы: в Японии и Китае намного меньше не только социальных тревожных расстройств, но и многих других видов расстройств.

Социальная тревожность по определению зависит от внешних факторов. А есть ли у нее внутренние причины? Воспитание, предрасположенность?

Конечно, есть. Скажем, весьма вероятно, что робкий и застенчивый ребенок, повзрослев, будет испытывать трудности, вступая в социальные взаимодействия. Уже в два с половиной месяца определенные типы реакций и поведения ребенка могут указывать на будущие проблемы.

Прежде всего это высокая реактивность – например, слишком бурная реакция на громкие звуки, новые игрушки, новые ситуации и новых людей. Если в этих случаях ребенок громко плачет, пытается спрятаться, ищет спасения у родителей, вероятность развития социального тревожного расстройства заметно выше.

Могут ли родители помочь детям избежать этого?

Да, и чем раньше они начнут это делать, тем лучше. Родителям следует поощрять контакты своих детей с другими людьми, внешним миром. В этом случае все можно изменить, неважно, идет ли речь о простой привычке, черте характера или темпераменте. Скажу честно, я вообще уверен, что если приложить нужные усилия, то изменить можно все.

Упражнение из техники экспозиции «Горькое лекарство»

Техника экспозиции предполагает погружение под руководством психотерапевта в те ситуации, которых пациент опасается.

Вот несколько заданий, которые даются в ходе терапии:

Встаньте перед входом в Парк культуры и спросите десятерых людей: «Вы не знаете, где находится вход в Парк культуры?»

Закажите в кафе пончик, «случайно» уроните его на пол и скажите: «Я случайно уронил свой пончик… Можно дать мне другой?» (Цель – получить еще один, не платя за него.)

Встаньте на углу улицы и громко пойте «Боже, царя храни» в течение 10 минут.

(Для пациентов-мужчин) Попросите девушку-фармацевта продать вам презервативы. Когда она их принесет, спросите: «Это самый маленький размер из всех, что у вас есть?»

Стефан Хофманн (Stefan Hofmann) – клинический психолог, профессор Бостонского университета (США), заведующий Лабораторией психотерапии и изучения эмоций, президент Международной ассоциации КБТ. Автор и редактор книг о когнитивно-поведенческой терапии и тревожных расстройствах.

Благодарим Центр когнитивной терапии и его директора Якова Кочеткова за помощь в организации интервью.

Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, панические настроения, революции, стихийные массовые движения, а также мода, общественное мнение, пропаганда и др.

Коллективное поведение – групповая активность, которая подразумевает собой совместные действия индивидов, между которыми существует разделение труда и определенное взаимное приспособление разных линий индивидуального поведения (например мы в аудитории – знаем как себя вести – преподаватель и мы). Наша групповая активность находиться под влиянием обычая, традиции, условностей, правил (социальные детерминанты).

Основной объем человеческого коллективного поведения представляет собой регулируемую групповую деятельность, но бывает и такое поведение, которое не находиться под влиянием правил (возбужденная толпа, состояние военной истерии, обстановка соц. напряженности) – коллективное поведение возникает спонтанно, не подчиняясь предустановленным соглашениям или традициям – Блумер считает его наиболее интересным. Также интересно проследить путь развития элементарных и спонтанных форм поведения в организованные.

Элементарные формы коллективного поведения людей – относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие в ситуации неопределенности или угрозы.

Круговая реакция

Для лучшего понимания природы коллективного поведения Блумер вводит понятие круговой реакции. Круговая реакция – основная форма взаимного возбуждения, при которой реакция от 1го индивида воспроизводит возбуждение остальных (передача эмоций и настроений между людьми, стада животных, паническое бегство). На мой взгляд это подобно вирусу, который передается воздушно-капельным путем.

Круговая реакция стремиться сделать людей одинаковыми. Противоположно ей истолковательное взаимодействие, которое автором сравнивается с игрой в теннис (при общении – мы откликаемся не сразу на саму речь человека, а на свою интерпретацию его слов, жестов). Истолковательное взаимодействие, в отличие от круговой реакции, стремиться сделать людей разными.

Круговая реакция является естественным механизмом элементарного коллективного поведения.

Спонтанное и элементарное коллективное поведение возникает в условиях неустойчивости или нарушения привычных форм существования или заведенного жизненного распорядка.

Социальное беспокойство

Как же формируется фактор беспокойства?

1. Побуждения, которые не могут быть удовлетворены наличными формами существования

2. Ощущение побуждения к действию (+ препятствия, мешающее его исполнению)

3. Внутреннее напряжение (дискомфорт, фрустрация, неуверенность, одиночество)

4. Беспорядочная и некоорденированная деятельность:

Внешне – лихорадочный характер

Внутри – расстроенное воображение, беспорядочные эмоции

Социальное беспокойство – социализация чувства беспокойства (чувство беспокойства вовлекается в круговую реакцию.

Условия возникновения социального беспокойства :

Невротическое чувство беспокойство (трудно быть раскованным, простым и непосредственным в общении), которое в случае социального беспокойства имеет взаимообразный характер и возникает взаимное подкрепление этого состояния

    социальное беспокойство присутствует там, где между людьми повышенная чувствительность и они охотно вступают в контакт и где они вместе переносят разрушение своего заведенного жизненного уклада

Эти условия встречаются в революционных волнениях, аграрных волнениях, женских протестах, религиозных и моральных волнениях, трудовых конфликтах и др.

Социальное беспокойство может различаться: по протяженности и интенсивности, мягкости и остроте и др.

Общие черты социального беспокойства :

    беспорядочный характер поведения (отсутствие понимаемых целей)

    возбужденные чувства в форме смутных предчувствий, тревог, страхов, неуверенности, рвения или повышенной агрессивности (способствуют распространению слухов и преувеличений)

    раздражительность и повышенная внушаемость людей

В целом, социальное беспокойство – это:

С 1ой стороны – симптом распада или крушения жизненного устройства

С другой – начальная подготовка к новым формам коллективного поведения, т. е. соц беспокойство может рассматриваться как суровое испытание, в котором выплавляются новые формы организованной деятельности (социальные движения, реформы, революции и т. д.)