Главная · Изжога и отрыжка · Как бы выглядел мир, если бы мы видели все виды электромагнитного излучения? Как мы видим мир Как мы видим мир

Как бы выглядел мир, если бы мы видели все виды электромагнитного излучения? Как мы видим мир Как мы видим мир

Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага Казакевич Александр Владимирович

Мы видим мир таким, каковы мы сами

Говорят: «понять – значит простить». Когда мы внимательно слушаем, мы можем не только понять умом, но и «увидеть» душой другого человека. И если во время общения мы вдруг перестанем концентрироваться на том, как самим произвести должное впечатление, то нам будет значительно легче и понять, и «увидеть» говорящего. Скажите, разве это не важно – для вас, для другого, для всех нас? Разве это не будет способствовать лучшему пониманию между людьми? А значит, большей терпимости, снисходительности и доброжелательности?

Французский писатель Бернард Вербер сказал: «Между тем, что я думаю, тем, что я хочу сказать, тем, что я, как мне кажется, говорю, тем, что я говорю, и тем, что вы хотите услышать, и тем, что, как вам кажется, вы слышите, тем, что вы хотите понять, и тем, что вы понимаете, стоит десять вариантов возникновения непонимания. Но все-таки давайте попробуем…» Давайте попробуем меньше говорить и больше слушать. Чтобы лучше понимать других, а значит, чаще их прощать.

– Неужели ты думаешь, что твой сын сейчас в Раю? Ведь он при жизни не был верующим, а значит, не может быть спасен, и, скорее всего, он в Аду.

Отец умершего посмотрел на своего соседа и спросил:

– Скажи, а если бы твой сын умер неверующим, но Бог дал бы тебе возможность определить для него Рай или Ад, как бы ты поступил?

Сосед ответил:

– Я не имею такого права, таким правом обладает только Бог. Я люблю своего сына больше жизни и, конечно, не хотел бы, чтобы он попал в Ад. Да и не только он. Я знал многих людей, которые уже умерли, хотя они не были верующими, я любил их и уважал. Мы были с ними хорошими приятелями. Если бы и вправду у меня была власть решать их судьбу, то я постарался бы избавить их от Ада. Ведь при жизни они были неплохими людьми.

Тогда он сказал ему:

– Добрый ты человек! Но неужели ты думаешь, что ты добрее Бога? Или думаешь, что Бог любит их не так сильно, как любил их ты?

Ответа не последовало».

Если наш Бог милостив и милосерд, то почему мы, его дети, должны поступать иначе? Осуждать других – значит нарушать главное правило человеческой морали – «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Вы готовы рискнуть осудить другого, не боясь, что ваш приговор окажется несправедливым? Вы готовы нести за это личную ответственность перед другой Душой и перед Создателем?

Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное белье.

– Посмотри, какое грязное у нее белье, – сказала она своему мужу.

Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.

– Тут одно из двух, – продолжила жена, – или у нее плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Хотя, может быть, она просто грязнуля…

И так всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:

– Ого! Сегодня у нее белье совсем чистое! Наверное, мыло хорошее купила или научилась-таки стирать!

– Да нет, – отозвался муж, – просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

…В этой простенькой истории спрятан серьезный урок: прежде чем наводить критику на других, необходимо убедиться, что наши сердца и намерения чисты. Потому что все люди и весь мир, хотите вы того или нет, обязательно покажутся нам такими же чистыми или грязными, насколько чистым или грязным будет наше сердце.

Посмотрите на мир сквозь разноцветное стеклышко – и он станет цветным. Посмотрите через серое – и все станет серым. Стеклышки – это наши принципы и убеждения. Вот почему правы те, кто говорят: хотите изменить мир – измените себя.

В старой индийской притче говорится: «У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался – подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидев дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом».

Вывод: мы видим мир таким, каковы мы сами. Мир и люди в нем – это только отражение нашего внутреннего мира. «Если в зеркало заглядывает обезьяна, из него не выглянет апостол». Люди будут такими, как мы с ними себя поведем, через какое «стеклышко» на них станем смотреть.

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Смотрим в книгу, видим фигу сеанс синхронного психоанализаСын: - Мам, я пойду гулять.Сын подсознательно разумеет: «Мне скучно, мой мозг в застое, мои нервы и мускулы ищут работы, мой дух томится»Мама подсознательно слышит: «Не хочу ничего делать, я безответственный лентяй,

Из книги Сон - тайны и парадоксы автора Вейн Александр Моисеевич

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Искусство ясного видения. автора Пинт Александр Александрович

Что мы видим: человека или образ? - Обратите внимание. Мы не можем не проявлять то, что в нас есть. Мы можем не видеть это, но не проявлять не можем. Смотрите, ведь воспитание - это и есть построение личности, причем независимым от нас образом. Из нас делают то, чем мы потом

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Что мы обычно видим во сне Наши ощущения во сне определяются теми схемами, которые активированы выше порога осознания. Но как отбираются конкретные схемы для активации? С помощью тех же процессов, что и в состоянии бодрствования: ожиданием и мотивацией.Ожидание

Из книги За кого не стоит выходить замуж автора Линник Злата Владимировна

Глава 3 Он же таким не был (и как не допустить, чтобы он "таким" стал) Будешь слишком горькой – выплюнут, будешь слишком сладкой – проглотят. (народная пословица) Не такой уж редкий случай – вроде бы приличный мужчина вдруг начинает вытворять такое, что хоть стой хоть падай.

Из книги Искаженное время [Особенности восприятия времени] автора Хэммонд Клодия

Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

Что мы видим? До сих пор мы имели дело с такими мыслительными задачами, которые ставились, так сказать, в явной форме. Соответствующие им интеллектуальные акты были развернутыми, хотя иногда и вплетенными в непосредственную практическую деятельность человека или

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

Мы видим лишь малую долю того, что, как нам кажется, видим Чтобы понять, почему так происходит, полезно немного больше узнать о том, как работает зрение. Глаз – не камера. Он не рисует общую картину событий и не видит всего сразу. Поле зрения, охватываемое глазом человека в

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Мы видим то, что нам близко Глядя на что-то, мы интуитивно чувствуем, что способны рассмотреть все до мельчайших деталей, и абсолютно уверены, что сразу заметим любую подмену. Именно это, по словам Саймонса, и делает слепоту к изменениям невероятно интересной для изучения

Из книги Беременность: только хорошие новости автора Максимова Наталья Владимировна

Мы делаем то, что видим В мои лекции и семинары я часто включаю следующий эксперимент. Я обращаюсь к аудитории: «Пожалуйста, поднимите руку над головой - как я». При этом я поднимаю вверх правую руку. После того как все выполнили мое указание, я смотрю на часы и продолжаю:

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард

Мы видим соответствие (вот и всё) Предоставляя работу в журнал для рецензирования, ученые (много-много месяцев спустя) получают ответ в следующем общепринятом формате. Редактор журнала начинает с перечисления сильных сторон работы - что они сделали правильно. Затем

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Мир, как мы его видим Справляясь с задачами, которые ставит перед нами жизнь, разум организует наш опыт в определенные паттерны. Они позволяют предвидеть возможные последствия происходящего. Мы создаем систему внутренних допущений, объясняющих наши жизненные процессы.

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Зрительное восприятие Как мы видим Человек получает информацию из окружающей среды через органы чувств: уши, нос, глаза. Они являются частью сложных сенсорных систем, получающих информацию из внешнего мира и посылающих ее в мозг. Изучая зрительное восприятие,

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Что мы видим Фотоны, движущиеся со скоростью света, не имеют толщины как таковой. Иными словами, если посмотреть на них, как на плоскость, сверху или снизу, то они будут невидимыми. И здесь теория делает неожиданный поворот. Если каким-то образом повлиять на силу гравитации

Психологическая цель, определяющая всю нашу деятельность, также влияет на выбор, степень развития и деятельность тех конкретных психологических способностей, которые придают форму и смысл нашему восприятию окружающего мира. Это объясняет тот факт, что каждый из нас познает на собственном опыте лишь ограниченную часть действительности, или какого-либо события, или даже всего мира, в котором мы живем. Все мы игнорируем целое и ценим только то, что соответствует нашей цели. Таким образом, мы не сможем до конца понять поведение того или иного человека, не уяснив себе, какую тайную цель он преследует; также мы не сможем объективно оценить все грани его поведения, пока не осознаем, что вся его деятельность подчинена этой цели.

Восприятие

Впечатления и раздражители, поступающие из внешнего мира, передаются органами чувств мозгу, где некоторые из них могут оставить свои отпечатки. На основе этих отпечатков возникают мир воображения и мир памяти. Однако восприятие личностью внешнего мира никогда не является фотографически точным, поскольку на него всегда накладывается неизгладимый след индивидуальных особенностей и качеств данной личности. Никто не воспринимает все, что видит. Два человека никогда не реагируют на одну и ту же картину одинаково. Если спросить у них, что они видели, они дадут совершенно разные ответы.

Ребенок воспринимает только те элементы окружающей действительности, которые соответствуют его поведенческой установке, сформировавшейся ранее под влиянием множества разнообразных факторов. У детей с особенно хорошо развитым зрением восприятие носит главным образом визуальный характер. Большая часть человечества, вероятно, имеет такой «перекос» восприятия в сторону зрения. Другие заполняют мозаичную картину мира, которую они создают для себя, главным образом слуховыми впечатлениями. Этим впечатлениям не обязательно точно соответствовать реальной действительности. Любой из нас способен переделать и перекроить свои контакты с окружающим миром таким образом, чтобы они соответствовали его жизненным установкам. Индивидуальность и неповторимость любого человека состоит в том, что он воспринимает и как он это воспринимает. Восприятие - нечто большее, чем просто физическое явление; это психологическая функция, на основании которой мы можем делать наиболее далеко идущие выводы, касающиеся внутреннего мира индивидуума.

Память

Как мы видели в главе 1, развитие психики неразрывно связано с подвижностью живого организма и ее деятельность определяется целью и задачами его движения. Индивидууму необходимо осознавать и систематизировать свои взаимоотношения с миром, в котором он живет, и его психика, будучи органом адаптации, должна развивать те способности, которые играют определенную роль в его защите или имеют другое значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память, функции которой определяются необходимостью адаптации. Без воспоминаний о прошлом было бы невозможно принимать меры предосторожности в будущем. Отсюда можно сделать вывод, что во всех наших воспоминаниях заложена неосознанная цель; они не являются случайными явлениями, а несут четкую информацию, либо поощрительную, либо предостерегающую. Случайных или бессмысленных воспоминаний не существует. Память избирательна. Мы можем оценить то или иное воспоминание только в том случае, когда можем уверенно сказать, какова его цель и назначение. Не нужно задаваться вопросом, почему мы одно помним, а другое забываем. Мы помним те события, воспоминания о которых важны для нас по конкретной психологической причине, поскольку эти воспоминания способствуют какому-то важному, хотя и скрытому от глаз импульсу. Аналогичным образом мы забываем о тех событиях, которые отвлекают нас от выполнения некоего плана. Таким образом, мы обнаруживаем, что память также подчинена процессу целенаправленной адаптации и что над каждым из воспоминаний доминирует объединяющая тема или цель, определяющая все развитие личности. Прочно закрепившееся воспоминание, даже искаженное (часто это бывает с детьми, чьи воспоминания нередко «перевернуты» или односторонни), может возникнуть в нашем подсознании ипредстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели.

Воображение

Нигде неповторимость личности не проявляется в большей степени, как в результатах ее воображения. Под воображением мы понимаем возможность восприятия, не зависящую от наличия предмета, являющегося причиной этого восприятия. Другими словами, процесс воображения повторяет процесс восприятия и является еще одним примером творческих возможностей нашей психики. Результат воображения - это не только повторение имевшего место в прошлом восприятия (которое само по себе является результатом творческих способностей души), но и совершенно новый и уникальный продукт, образовавшийся на его основе подобно тому, как первоначальное восприятие строилось на основе физических ощущений.

Некоторые фантазии далеко превосходят своей четкостью обычные воображаемые картины. Такие видения кажутся настолько яркими и реальными, что они перестают быть простыми фантазиями и даже влияют на поведение данного индивидуума подобно объективным раздражителям. Когда фантазии приобретают подобную степень реальности, мы называем их галлюцинациями.

Условия появления галлюцинаций ничем не отличаются от тех условий, что порождают грезы. Каждая галлюцинация является художественным созданием психики, замысленным и исполненным в соответствии с целями и задачами данного индивидуума, создавшего ее. Позвольте мне проиллюстрировать этот тезис примером.

Интеллигентная молодая женщина вышла замуж против воли родителей. Этот поступок так рассердил ее родителей, что они порвали с ней всякие отношения. С течением времени молодая женщина уверилась в том, что родители обошлись с ней дурно, однако все попытки примирения терпели неудачу из-за гордости и упрямства обеих сторон. В результате своего брака эта женщина, принадлежавшая к богатой аристократической семье, оказалась в довольно стесненных обстоятельствах. Однако несмотря на это никто не мог заметить каких-либо признаков разлада в ее семейной жизни. Всем могло бы показаться, что она очень хорошо приспособилась к новым обстоятельствам, если бы не появление в ее жизни весьма странного феномена.

В детстве эту девушку всегда баловал отец. Они были так близки друг другу, что их нынешний разрыв казался еще более удивительным. Однако после ее брака отец обращался с ней очень дурно, и пропасть между ними все углублялась. Даже когда у нее родился ребенок, родителей оказалось невозможно уговорить приехать к дочери в гости, чтобы посмотреть на своего внука. Молодая женщина была возмущена жестоким отношением родителей к себе, тем более что она была человеком очень амбициозным, а кроме того, ее задело за живое то, что они к ней так относились как раз в тот момент, когда ей следовало бы оказать уважение. Мы должны заметить, что все поведение этой молодой женщины определялось ее амбициозностью; именно эта черта характера дает нам возможность понять, почему разрыв с родителями произвел на нее такое сильное впечатление.

Ее мать была строгой и самодовольной женщиной, которая обладала многими хорошими качествами, но дочь держала в ежовых рукавицах. Она умела подчиняться мужу - по крайней мере внешне, - ничем не поступаясь; более того, она всячески выставляла напоказ это свое подчинение и считала, что оказывает тем самым своему супругу честь. Кроме дочери, у нее был еще сын, который, как считалось, пошел в отца и должен был унаследовать родовой титул. То, что родители ценили его гораздо больше сестры, лишь усилило амбициозность последней. Трудности и бедность, с которыми эта молодая женщина, воспитанная до некоторой степени в тепличной атмосфере, столкнулась в браке, теперь заставляли ее постоянно думать со все усиливающимся возмущением о том, как дурно с ней поступили родители.

Однажды ночью, прежде чем она заснула, ей показалось, что дверь открылась, к ее постели подошла Дева Мария и произнесла: «Я тебя очень люблю и поэтому должна тебе сказать, что ты умрешь в середине декабря. Я не хочу, чтобы ты оказалась неподготовленной к этому».

Молодую женщину это видение не испугало, однако она разбудила мужа и рассказала ему обо всем. На следующий день она пошла к врачу и рассказала ему о своей галлюцинации. Пациентка утверждала, что видела и слышала все совершенно отчетливо. На первый взгляд это кажется невозможным, однако если призвать на помощь наши познания в психологии, все становится на свои места. Ситуация такова: пациентка - очень амбициозная молодая женщина, которая, как показывает история болезни, имеет склонность подчинять себе всех вокруг, порывает с родителями и впадает в бедность. Вполне понятно, что человек в стремлении стать господином той физической сферы, в которой он живет, должен сделать попытку обратиться к Богу и общаться с ним. Если бы разговор с Девой Марией произошел всего лишь во время молитвы, никто бы не придал этому особого значения. Однако нашей молодой женщине требовалось более действенное средство.

Это явление теряет всю свою таинственность, как только мы поймем, какие шутки способна с нами играть наша психика. Разве не каждому человеку в подобной ситуации снятся сны? Есть лишь одно отличие: эта молодая женщина может видеть сны наяву. Кроме того, мы должны добавить, что подавленное настроение, в котором она пребывала, держало ее в большом напряжении. Галлюцинируя, женщина, отвергнутая своей матерью, видит, как к ней снисходит другая мать - более того, та Мать, которая согласно общепринятым представлениям считается самой великой Матерью на свете. Эти две матери должны в некотором смысле противостоять друг другу. Богоматерь явилась нашей пациентке потому, что к ней не пришла ее родная мать. Это видение - обвинение родной матери в недостаточной любви к своему ребенку.

Молодая женщина ищет какой-то способ доказать неправоту своих родителей. Середина декабря - время очень знаменательное. У многих народов в это время года люди стараются улучшить свои взаимоотношения, становятся добрее друг к другу, обмениваются подарками и тому подобное. Именно в это время примирение становится более вероятным, так что, как мы можем понять, этот период имеет особое значение для нашей пациентки в ее положении.

Единственной странностью в этой галлюцинации кажется то, что после дружеского приветствия Богоматерь сообщает молодой женщине печальную новость о ее смерти в ближайшее время. Важен и тот факт, что пациентка рассказала о своем видении мужу почти счастливым голосом. Весть об этом пророчестве быстро проникла за пределы узкого круга семьи пациентки и оказалась надежным средством заставить ее родную мать приехать к ней.

Несколько дней спустя Дева Мария снова явилась молодой женщине и произнесла те же самые слова. Когда пациентке был задан вопрос, как прошла ее встреча с матерью, та ответила, что мать отказалась признать свою неправоту. Таким образом, как мы видим, здесь снова возникает прежняя тема. Желание пациентки доминировать над своей матерью пока что не было удовлетворено.

В это время была предпринята попытка помочь родителям осознать, что же на самом деле происходит с их дочерью. В результате между пациенткой и ее отцом произошла очень милая встреча. То была трогательная сцена, однако пациентка по-прежнему осталась не удовлетворена, так как в поведении отца она усмотрела какую-то неискренность. Она пожаловалась, что он заставил ее слишком долго ждать. Даже одержав победу, она не могла избавиться от желания доказать, что все остальные были неправы, и вставала в позу торжествующей победительницы.

Описания галлюцинаций, встречающиеся в воспоминаниях путешественников и землепроходцев, общеизвестны. Понятно, что напряжение, возникающее, когда жизнь человека подвергается опасности, подстегивает воображение, давая человеку возможность уйти от гнетущих реалий его нынешнего положения. С другой стороны, галлюцинация может послужить и наркотиком, который успокаивает его страхи.

Галлюцинации не являются для нас чем-то новым, поскольку мы уже встречались с аналогичными явлениями в механизме памяти и воображения. Такие же процессы мы наблюдаем при анализе сновидений. Когда наше воображение акцентировано, а способность к критике отключена, воспроизвести явление галлюцинации нетрудно. Будучи в нужде или опасности, а также под давлением ситуации, в которой наше могущество оказывается под угрозой, мы можем попытаться избавиться от чувства слабости и преодолеть его с помощью этого механизма. Чем сильнее стресс, тем меньше мы будем пользоваться нашими критическими способностями. В подобных условиях, когда лозунг момента - «Спасайся кто может!», любой человек в состоянии предельным напряжением умственной энергии заставить свое воображение спроецироваться в галлюцинацию.

Иллюзии находятся в тесной связи с галлюцинациями. Единственное различие между ними в том, что в иллюзиях контакт с окружающей действительностью до некоторой степени сохраняется, однако он неправильно интерпретирован; фоновая ситуация и чувство стресса одинаковы. Вот другая история болезни, которая демонстрирует, как творческие способности психики могут при необходимости порождать либо иллюзии, либо галлюцинации.

Человек из очень хорошей семьи, который не смог ничего добиться в жизни из-за недостаточного образования, занимал незначительную должность делопроизводителя. Он оставил всякую надежду когда-либо добиться успеха. Он тяжело переживал свое незавидное положение, к тому же стресс усиливали упреки друзей. В этих условиях он запил, что обеспечивало ему и забвение своих невзгод, и оправдание своих неудач. Через некоторое время его привезли в больницу в состоянии белой горячки. Горячечный бред очень похож на галлюцинации. В бреду, порожденном алкогольным токсикозом, больным зачастую чудятся мелкие животные - например, мыши, а также насекомые или змеи. Могут появляться и другие видения, имеющие отношение к профессии пациента.

Наш пациент попал в руки врачей, которые крайне отрицательно относились к злоупотреблению алкоголем. Они подвергли его тщательному лечению, и он полностью избавился от алкоголизма. Выйдя из больницы, он не прикасался к алкоголю три года, но затем вернулся в больницу с новыми жалобами. Пациент сказал, что все время видит ухмыляющегося человека, который искоса посматривает на то, как он работает; а трудился он теперь чернорабочим. Однажды, когда этот человек стал над ним смеяться, пациент вышел из себя, взял свою кирку и бросил в него, чтобы проверить, живой это человек или всего лишь видение. Видение увернулось от его метательного снаряда, но тут же набросилось на него и избило до полусмерти. В этом случае мы имеем дело не с простым видением, поскольку у галлюцинации оказались вполне реальные кулаки. Однако объяснение найти нетрудно: пациент привык галлюцинировать, но кирку он бросил в живого человека.

Хотя пациент освободился от желания пить, его общественное положение стало еще ниже, чем до лечения. Он потерял работу, его выселили из дома и теперь ему приходилось зарабатывать на жизнь поденным трудом, который он и его друзья считали чем-то недопустимо низким. Психический стресс, в котором он жил, не уменьшился. Освободившись от алкоголизма, этот человек на самом деле потерял важное утешение. Благодаря алкоголю он мог смириться со своей прежней работой, так как, если дома его слишком громко упрекали в том, что он неудачник, оправдываться своим пьянством ему было менее стыдно, нежели признать, что он не способен удержаться на работе лучшей, чем эта. После излечения он снова оказался лицом к лицу с реальностью, а его положение нисколько не улучшилось. Если бы он и теперь потерпел неудачу, ему бы нечем было утешиться и некого винить, даже алкоголь.

В этой стрессовой ситуации галлюцинации появились вновь. Пациент отождествил себя со своим прежним положением и начал видеть мир так, как если бы он по-прежнему был пьяницей. Своим поведением он как бы заявлял миру: «Я загубил пьянством всю свою жизнь, и теперь уже с этим ничего не поделаешь». Благодаря болезни он надеялся избавиться от непрестижной, а значит, и очень неприятной для него работы землекопа, не принимая по этому поводу самостоятельно никаких решений. Описанная выше галлюцинация продолжалась долгое время, пока пациента наконец не положили снова в больницу. Теперь он мог утешаться мыслью, что сумел бы многого достигнуть, если бы алкоголизм не загубил всю его жизнь. Такая стратегия помогала ему сохранять чувство самоуважения. Не потерять уважения к себе было для него важнее, чем трудиться. Все его усилия были направлены на то, чтобы сохранить свое убеждение, будто он мог бы свершить великие дела, если бы его не постигло несчастье. Благодаря этому пациент полагал, будто он ничем не хуже других, однако у него на пути имеется непреодолимое препятствие. Отчаянные поиски утешительной отговорки породили галлюцинацию с ухмыляющимся человеком; это видение должно было спасти его уважение к себе.

Зрительный аппарат человека является самым информационно емким. Человек глазами воспринимает свыше 80 процентов сигналов окружающего мира, остальные примерно 20 процентов приходятся на слух, тактильное, вкусовое чувства и обоняние. Все посылы, идущие от наших органов чувств, перерабатывает мозг. Зрение привносит в нашу жизнь много различной информации при общении, во время работы и пр. Только за час зрительный аппарат передает в мозг столько информации, сколько пропускает через проводные сети крупный интернет провайдер мегаполиса. Зрение заставляет работать наш мозг больше всех остальных частей тела. Мы воспринимаем динамику мира в красках и тысячах их оттенков. В глазу человека около двухсот миллионов чувствительных клеток к свету, и эти клетки помогают мозгу разделять поступающий свет по цветам. Мы можем видеть 10 миллионов цветов, не задумываясь, и пятьсот оттенков серого как само собой разумеющееся. Но это не совсем заслуга глаза.

Глазное яблоко представляет собой сложный оптический аппарат, хорошо напоминающий всем известную фотокамеру. Однако даже самая дорогая современная техника не смогла добиться таких возможностей, какими обладает сетчатка глаза.

Сетчатка глаза человека имеет сложнейшую структуру, состоящую из сосудов и нервов, воспринимающих сигнал, идущий от фоторецепторного слоя. Этот слой воспринимает свет и преобразует его в удобоваримый для нервов и мозга импульс. Колбочки и палочки - это основные клетки чувствительного к свету слоя. Мы не будем вдаваться в подробности, как они работают и на что реагируют - оставим это для сухих научных медицинских трудов. Мы пойдем дальше и окунемся в мир зрения…не только человека.

Насекомые.

Насекомые имеют много глаз. В основном их количество 5, где из них 2 - крупные фасетчатые глаза и 3 маленьких.

Природа распорядилась именно так, чтобы эти маленькие создания умели ориентироваться в мире полном угроз. Кроме того эволюция дала им что-то наподобие мозга, позволяющего запоминать и решать некоторые простые задачи, связанные с памятью. Но и восприятие цвета для них важный фактор. Например, опыление цветов насекомыми это непростой процесс, хотя нам, людям, он и покажется чем-то скучным. Дело в том, что насекомые видят мир иначе. Их глаза работают в нескольких диапазонах света, в то время как человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовый цвет и инфракрасные оттенки. А теперь чуть-чуть представим, каким им видится мир. Их мир полон красок и чудесных оттенков, он насыщен движением и скоростями. Мир насекомых всеобъемлющ, потому что их зрение дает возможность видеть не на 160-210 градусов (как видит человек), а на 360. Но отсутствие полноценного мозга, который свойственен высшим животным, позволяет сделать предположение, что такие крупные и чувствительные глаза природа дала им для чего-то иного, нежели для радостного эмоционального восприятия окружающего.

Каждый цветок - это своеобразный красочный «аэродром», зазывающий феерией цветов и оттенков к себе на посадку, где нектар служит угощением, а пыльца небольшим багажом, который летун отошлет в другой «аэропорт».

Подводный мир

Начнем с того, что свет под водой преломляется иначе, чем на суше, и все это из-за особенности воды, которая так же может преломлять свет подобно линзе.

Если на суше основной биомассой являются растения, то гидросфера переполнена снующей живностью. Чтобы выжить в этом мире хищников и жертв, нужно иметь отличное зрение и великолепную реакцию. Необходимо приспособиться ради выживания себя и своих будущих поколений. Здесь природа одарила своих детищ немыслимыми орудиями зрения. Например, Колоссальный кальмар - это одна из самых крупных особей из головоногих моллюсков, имеет встроенную в глаз фару для освещения пространства вокруг, так как живет и охотится на больших глубинах, где практически нет света. Эти особи могут достигать 15 метров в длину, а их глазное яблоко считается одним из самых крупных из всего животного мира.

Долихоптерикс лонгипес - глубоководная рыбка с очень необычными глазами. В ее глазах присутствуют зеркальные отражатели, которые позволяют на глубине собирать больше света и, естественно, лучше видеть там, где не видит никто.

Раки - богомолы , живущие в тропических водах, имеют схожие по строению с насекомыми глаза: также фасетчатые и так же имеющие омматидии. Оматидии (ячейки глаза) этого членистоногого раздроблены функционально, нежели у насекомых. Одна группа оматидий отвечает за обнаружение света, другая реагирует на движение, третья группа отличает цвета и т.д. Заметим, что Рак-богомол видит цвета в 4 раза лучше и качественнее, чем человек, из-за наличия большого количества рецепторов в глазах.

Кроме того, глаз этого животного разделен на три части для точного определения глубины, поэтому его зрение можно полноценно назвать тринокулярным. Как это существо видит мир трудно представить, но надеемся, что ученые в будущем воспроизведут нам манеру восприятия зрением этого существа.

Вернемся на сушу . Великолепным зрением обладает Паук - огр. Это ночное животное - охотник обладает 6 глазами, два из которых, самые крупные, на его головогруди создают впечатление, что кроме них других быть не может. Глаза этого членистоногого обладают огромной чувствительностью к свету. Она сильнее, чем у совы, акулы или кошки за счёт тонкого светочувствительного слоя клеток, который уничтожается утром, а к ночи нарастает вновь - удивительное явление.

Лучшим зрением обладает пресмыкающееся Листохвостый геккон благодаря большому количеству светочувствительных клеток и особому строению глаза. Это животное видит в сумерки в 350 раз лучше, чем человек.

Напрашивается вопрос: так почему венец природы, разумное существо - человек не имеет уникального зрения. Природа в отношении человека пошла по иной дороге - она изменила мозг.

Какими бы изощрёнными видами глаз не одаривала своих созданий эволюция, они всё равно не смогли качественно заменить возможности головного мозга. Умственные способности человека в некоторых случаях могут заменить даже зрение. Например, сбор данных под землей в геологии. Человеческий разум позволяет нам создать оборудование, способное заглянуть глубоко и без зрительного аппарата. Таких примеров масса, но что мы без зрения, которое дает нам столько нужной информации?

Берегите глаза, чтобы не потерять радости и краски этого мира. Зрение, как и здоровье одно из самых ценных вещей, которое не измеряется количеством купюр.

Психологическая цель, определяющая всю нашу деятельность, также влияет на выбор, степень развития и деятельность тех конкретных психологических способностей, которые придают форму и смысл нашему восприятию окружающего мира. Это объясняет тот факт, что каждый из нас познает на собственном опыте лишь ограниченную часть действительности, или какого-либо события, или даже всего мира, в котором мы живем. Все мы игнорируем целое и ценим только то, что соответствует нашей цели. Таким образом, мы не сможем до конца понять поведение того или иного человека, не уяснив себе, какую тайную цель он преследует; также мы не сможем объективно оценить все грани его поведения, пока не осознаем, что вся его деятельность подчинена этой цели.

Восприятие

Впечатления и раздражители, поступающие из внешнего мира, передаются органами чувств мозгу, где некоторые из них могут оставить свои отпечатки. На основе этих отпечатков возникают мир воображения и мир памяти. Однако восприятие личностью внешнего мира никогда не является фотографически точным, поскольку на него всегда накладывается неизгладимый след индивидуальных особенностей и качеств данной личности. Никто не воспринимает все, что видит. Два человека никогда не реагируют на одну и ту же картину одинаково. Если спросить у них, что они видели, они дадут совершенно разные ответы.

Ребенок воспринимает только те элементы окружающей действительности, которые соответствуют его поведенческой установке, сформировавшейся ранее под влиянием множества разнообразных факторов. У детей с особенно хорошо развитым зрением восприятие носит главным образом визуальный характер. Большая часть человечества, вероятно, имеет такой «перекос» восприятия в сторону зрения. Другие заполняют мозаичную картину мира, которую они создают для себя, главным образом слуховыми впечатлениями. Этим впечатлениям не обязательно точно соответствовать реальной действительности. Любой из нас способен переделать и перекроить свои контакты с окружающим миром таким образом, чтобы они соответствовали его жизненным установкам. Индивидуальность и неповторимость любого человека состоит в том, что он воспринимает и как он это воспринимает. Восприятие - нечто большее, чем просто физическое явление; это психологическая функция, на основании которой мы можем делать наиболее далеко идущие выводы, касающиеся внутреннего мира индивидуума.

Память

Как мы видели в главе 1, развитие психики неразрывно связано с подвижностью живого организма и ее деятельность определяется целью и задачами его движения. Индивидууму необходимо осознавать и систематизировать свои взаимоотношения с миром, в котором он живет, и его психика, будучи органом адаптации, должна развивать те способности, которые играют определенную роль в его защите или имеют другое значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память, функции которой определяются необходимостью адаптации. Без воспоминаний о прошлом было бы невозможно принимать меры предосторожности в будущем. Отсюда можно сделать вывод, что во всех наших воспоминаниях заложена неосознанная цель; они не являются случайными явлениями, а несут четкую информацию, либо поощрительную, либо предостерегающую. Случайных или бессмысленных воспоминаний не существует. Память избирательна. Мы можем оценить то или иное воспоминание только в том случае, когда можем уверенно сказать, какова его цель и назначение. Не нужно задаваться вопросом, почему мы одно помним, а другое забываем. Мы помним те события, воспоминания о которых важны для нас по конкретной психологической причине, поскольку эти воспоминания способствуют какому-то важному, хотя и скрытому от глаз импульсу. Аналогичным образом мы забываем о тех событиях, которые отвлекают нас от выполнения некоего плана. Таким образом, мы обнаруживаем, что память также подчинена процессу целенаправленной адаптации и что над каждым из воспоминаний доминирует объединяющая тема или цель, определяющая все развитие личности. Прочно закрепившееся воспоминание, даже искаженное (часто это бывает с детьми, чьи воспоминания нередко «перевернуты» или односторонни), может возникнуть в нашем подсознании ипредстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели.