Главная · Изжога и отрыжка · Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности. Что такое гармония. Равновесие целого

Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности. Что такое гармония. Равновесие целого

от греч. harmonia - связь, соразмерность) - созвучие, согласие, согласованность частей в одном целом. Педагогическим идеалом И.В. Гете («Вильгельм Мейстер») было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасном равновесии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гармония

гр. – созвучие, согласие) – философско-эстетическая категория, обозначающая высокую степень упорядоченности составных частей в чем-то целом, едином, и соответствия этого целого эстетическим критериям совершенства и красоты. Гармония – это согласованность, слаженность, взаимная обусловленность частей в целом, их непротиворечивое сочетание. В этом смысле говорят о гармонично развитом человеке, как о человеке, у которого хорошо развиты душа и тело, ум и чувства, у которого внутренний мир согласуется с внешней средой, с культурой, в которой он вырос и которую поддерживает и обогащает. Гармонично развитый человек – это человек, живущий в согласии с окружением, внутренне уравновешенный, способный к саморазвитию, к самообновлению души, к согласию веры и разума. В музыке гармония обозначает сочетание звуков и тонов по определенным законам, приобретающее соразмерность, соответствие, согласованность. Слово «гармония» родилось в греческой мифологии, где было именем дочери Афродиты, необыкновенно красивой девушки.

Гармония - одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности.

Исторический очерк

Слово «гармония» встречается в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее».

Философская трактовка гармонии (без самого слова «гармония») у греков впервые отмечается у Гераклита (первая половина V в. до н. э.):

Слоги: звонкие и незвонкие [буквы], согласное разногласное, созвучное несозвучное, из всех - одно, из одного - всё.

Автор трактата «О мире», известный как Псевдо-Аристотель (I в. до н.э.), опираясь на Гераклита, находил согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности (занятиях, «искусстве») человека и в самой Вселенной:

Природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное (др.-греч. τὸ σύμφωνον ). Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство (др.-греч. τέχνη ), подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию (др.-греч. ἁρμονίαν ). Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. <...> Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал.

Такое понимание гармонии у греков получило всеобщее распространение - особенно у пифагорейцев (и неопифагорейцев). Например, в трактате «Арифметика» Никомаха из Герасы (II в. н. э.):

Гармония всегда рождается из противоположностей, ведь гармония - это единение многосмешанных [сущностей] и согласие разногласных (др.-греч. Ἁρμονία δὲ πάντως ἐξ ἐναντίων γίνεται· ἔστι γὰρ ἁρμονία πολυμιγέων ἕνωσις καὶ δίχα φρονεόντων συμφρόνησις ).

Nic. Arithm. II, 19

В латинской науке то же определение впервые регистрируется в «Арифметике» Боэция (ок. 500 г.):

Всё, что состоит из противоположностей, связано некой гармонией и сложено с её помощью, ведь гармония - это единение многого и согласие разногласного (лат. Est enim armonia plurimorum adunatio et dissentientium consensio).

Boeth. Arithm. II, 32

В классической художественной литературе гармония (без самого этого слова) описывалась как concordia discors (буквально «разногласное согласие») у Горация (в «Посланиях», 23-20 до н. э.) и Лукана («Гражданская война», 48-65 н. э.):

Cum tu inter scabiem tantam et contagia lucri
Nil parvum sapias et adhuc sublimia cures:
Quae mare conpescant causae, quid temperet annum,
Stellae sponte sua iussaene vagentur et errent,
Quid premat obscurum lunae, quid proferat orbem,
Quid velit et possit rerum concordia discors ,
Empedocles an Stertinium deliret acumen.

Horat. Epist. I,12

Temporis angusti mansit concordia discors
Paxque fuit non sponte ducum <…>

Lucan. Bell. civ. I, vers.98-99

С античности гармония (без самого слова) описывалась не только как concordia discors (разногласное согласие), но и в инверсии, как discordia concors (согласное разногласие), например в «Астрономии» Марка Манилия (I в. н. э.). Четыре элемента мироздания

…faciuntque deum per quattuor artus
Et mundi struxere globum prohibentque requiri
Ultra se quicquam, cum per se cuncta crearint:
Frigida nec calidis desint aut umida siccis,
Spiritus aut solidis, sitque haec discordia concors
Quae nexus habilis et opus generabile fingit
Atque omnis partus elementa capacia reddit:
Semper erit pugna ingeniis, dubiumque manebit
Quod latet et tantum supra est hominemque deumque.

Manilius. Astronomica, I.137-146

В эпоху Средних веков, Ренессанса и барокко гармонию продолжали описывать и тем другим клише - и как concordia discors , и как discordia concors . Например, на фронтисписе трактата Ф.Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518) автор изображён на кафедре, вещающий ученикам «древнюю истину» о гармонии, во второй (инвертированной) формулировке: Harmonia est discordia concors (цифровое факсимиле фронтисписа см. в статье Гафури). Такая же формулировка в эпистолярии А. Банкьери «Гармонические письма» (1628, p. 131) сопровождается гравюрой, призванной символически иллюстрировать приложение этого эстетического принципа к музыке (см. цифровое факсимиле).

В преобразованной форме идея гармонии продолжила существование в новой философии у Шефтсбери , Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме . Педагогическим идеалом Гёте , как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).

Гармония в музыке

Музыкальная гармония со времён античности непосредственно выводилась из общего (философско-эстетического) представления гармонии - у греков см., например, третью книгу «Гармоники» Птолемея (особенно гл.3), у латинян, например, - первую книгу фундаментального труда «Основы музыки» Боэция . Термином «гармония» (др.-греч. ἁρμονία ) в платоновско-пифагорейской традиции также обозначались виды октавы как интервала, объемлющего все звуковысотные различия (отсюда оригинальное название октавы - др.-греч. διὰ πασῶν , «через все»).

В Средние века, в знаменитом трактате Псевдо-Хукбальда «Musica enchiriadis» (IX в.) «согласное различие» (diversitas concors) подаётся как фундаменательное основание музыкальной целостности тетрахорда , звуки которого объемлют всё разнообразие монодических ладов (точнее, их финалисов). Действие фундаментального принципа в том же источнике распространяется и на многоголосие «диафонии» (органума) , которое определяется как «согласно-разнозвучная слаженность» (concentus concorditer dissonus) . Определение музыкальной гармонии как «слаженного объединения разных голосов» (с вариантами) - ещё одно клише во многих средневековых музыкальных трактатах . Другое популярное определение музыкальной гармонии дал в VII в. Исидор Севильский : «Гармония - это соразмерное движение голоса, согласование, или слаженность, различных звуков [мелодии]» . Характерно, что в этих определениях гармонии «разные/различные» не означает одновременности взятия разновысотных звуков, т.е. определение музыкальной гармонии никак не связано с фактурой (с тем, сколько голосов звучит в одновременности).

Традиции экстраполяции гармонии «онтологической» на гармонию музыкальную Европа долго держалась и в последующие времена - на всём протяжении эпохи Ренессанса и (особенно) в эпоху барокко; например, в «Синопсисе новой музыки» - Иоганн Липпий , в «Универсальной музургии» - А.Кирхер , в «Универсальной гармонии» - М. Мерсенн и многие другие музыканты, философы, богословы и писатели иного рода.

См. также

Напишите отзыв о статье "Гармония"

Литература

  • Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Москва, 1973.
  • Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.
  • Flotzinger R. Harmonie: um einen kulturellen Grundbegriff. Wien, 2016. ISBN 978-3-205-78556-9 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гармония

Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]
Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу.
– Что это? Кто? За что? – спрашивал он. Но вниманье толпы – чиновников, мещан, купцов, мужиков, женщин в салопах и шубках – так было жадно сосредоточено на то, что происходило на Лобном месте, что никто не отвечал ему. Толстый человек поднялся, нахмурившись, пожал плечами и, очевидно, желая выразить твердость, стал, не глядя вокруг себя, надевать камзол; но вдруг губы его задрожали, и он заплакал, сам сердясь на себя, как плачут взрослые сангвинические люди. Толпа громко заговорила, как показалось Пьеру, – для того, чтобы заглушить в самой себе чувство жалости.
– Повар чей то княжеский…
– Что, мусью, видно, русский соус кисел французу пришелся… оскомину набил, – сказал сморщенный приказный, стоявший подле Пьера, в то время как француз заплакал. Приказный оглянулся вокруг себя, видимо, ожидая оценки своей шутки. Некоторые засмеялись, некоторые испуганно продолжали смотреть на палача, который раздевал другого.
Пьер засопел носом, сморщился и, быстро повернувшись, пошел назад к дрожкам, не переставая что то бормотать про себя в то время, как он шел и садился. В продолжение дороги он несколько раз вздрагивал и вскрикивал так громко, что кучер спрашивал его:
– Что прикажете?
– Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку.
– К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер.
– Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер.
Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это.
Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу.
24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску.
Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами.
В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.

24 го было сражение при Шевардинском редуте, 25 го не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, 26 го произошло Бородинское сражение.
Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершении очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение.
Ежели бы полководцы руководились разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одной шашкой и я буду меняться, я наверное проиграю и потому не должен меняться.
Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня.
До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским как пять к шести, а после сражения как один к двум, то есть до сражения сто тысяч; ста двадцати, а после сражения пятьдесят к ста. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. Ежели скажут, что, заняв Москву, он думал, как занятием Вены, кончить кампанию, то против этого есть много доказательств. Сами историки Наполеона рассказывают, что еще от Смоленска он хотел остановиться, знал опасность своего растянутого положения знал, что занятие Москвы не будет концом кампании, потому что от Смоленска он видел, в каком положении оставлялись ему русские города, и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления о желании вести переговоры.
Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями.
Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла.
На другой вопрос: как даны были Бородинское и предшествующее ему Шевардинское сражения – существует точно так же весьма определенное и всем известное, совершенно ложное представление. Все историки описывают дело следующим образом:
Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина.
Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение.
Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24 го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его; 26 го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле.
Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.

Если стараться ответить на вопрос: что такое гармония, коротко, то это некий внешний и внутренний баланс человека, согласованность его сердца и ума, и равновесие между жизненными целями и реальными действиями. Как правило, выделяется два вида личностной гармонии – внутренняя и внешняя.

Что такое внутренняя гармония

Под этим термином подразумевается баланс внутреннего мира человека, который обеспечивает жизненную силу и мир в душе. Проявляется внутренняя гармония в согласованном взаимодействии подсознания и сознания. Люди, постигшие внутреннюю гармонию, отлично понимают, что они хотят в глубине души. Это значит, что у внутренне гармоничного человека мысли соответствуют глубинным убеждениям, для него не существует накопленных негативных эмоций или внутренних противоречий. У таких людей чистое сознание, поддерживающее сбалансированное подсознание, а также внутренний мир.

Увы, в жизни большинства людей этой согласованности не существует. И если люди совершают то, с чем не согласны в глубине души, то порождают в себе дисгармонию и внутренний дисбаланс. Если ум и подсознание работают не сообща, то человек живет против собственной истины. В итоге можно зайти в область полнейшей дисгармонии, а вследствие и физических недугов.

Что такое внешняя гармония

Под этими словами «скрывается» баланс человека в отношениях с миром, то есть в разных сферах жизни – отношениях, работе, финансах, хобби, личностном и духовном развитии. Внешняя гармония предполагает равную удовлетворенность человека в каждой области жизни.

Если жить в гармонии с собственными ценностями и внутренними убеждениями, то можно легко достичь мира в душе, который обеспечит внутреннюю силу и возможность добиться всего – успеха, счастья и материального благополучия.

Очень редко современные люди понимают, что такое гармония, а это ведь всего лишь означает что жить, и поступать необходимо в соответствии и с умом и с сердцем. Гармоничная личность осознает и верит во все, что делает и прекрасно понимает, чего хочет. Она не просто прислушивается к своим глубинным убеждениям, но и все время совершенствует их.

В наше время очень редко случается так, что люди сами по себе или в результате воспитания становятся полностью гармоничными личностями. Достичь этой цели помогают различные духовные техники и практики, которые последние 50 лет все больше и больше приобретают популярность.

Обычно мы говорим о гармонии, когда хотим подчеркнуть ситуацию, момент, в котором нам все нравится.

Где каждая частичка выполняет свою функцию таким образом, что целое становится прекрасным, согласованным.

Само слово “гармония” вызывает приятные чувства, не правда ли?

И, конечно, хочется, чтобы этой самой гармонии было в жизни больше.

В разные времена, в разных воплощениях гармония в жизни обозначала внутреннее целостное восприятие жизни.

Гармония - это внутреннее состояние , в котором человек проживает, ощущает свои события, независимо от внешних обстоятельств и окружающих людей. Независимо от ярких событий или их отсутствия.

А можно ли привнести гармонию в свою жизнь каким-либо образом?

По крайней мере один надежный способ нам известен абсолютно точно. Именно об этом мы и расскажем в своей статье.

Вы познакомитесь с понятием гармонии, с проявлениями гармонии в жизни реальных людей, узнаете тот самый способ, который мы используем для ощущения гармонии в себе.

Увидите, в чем разница понимания гармонии у мужчин и женщин. Мы расскажем примеры самых разных жизней, где была проявлена гармония.

Что такое гармония

ГАРМОНИЯ (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии — организованность Космоса, в противоположность Хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного (Большой Энциклопедический Словарь).

Определение красивое. Но в чем выражается гармония в жизни?

Мы говорим о гармонии в музыке и в искусстве. Она присутствует в произведениях, переживших столетия и бывает в повседневности.

Однажды мне пришлось быть свидетельницей обыденной ситуации. Одна подруга говорила другой по поводу новенького ремонта:

“Знаешь, когда я увидела стены, то даже испугалась, не поняла, как тебе пришло в голову совместить эти два вида обоев? Они же не подходят друг дружке! Но сейчас, когда ты поставила мебель, все так подходит! Так гармонично сочетается! Как тебе это удалось?”

Интересно, правда? Пока была видна только часть, гармонию не разглядели. Но, как только проявилось целое - оно вызвало совершенно другие чувства.

Если посмотреть на картину художника вблизи, то может начать рябить в глазах от разноцветных мазков. Мы видим частички, но от нас ускользает целое.

Стоит сделать пару шагов назад, и перед нами раскроется все великолепие таланта: прозрачная вода океана, пустынный пейзаж, либо, наполненная ароматом лета, картина с фруктами.

Чуть отодвинувшись, мы увидели гармоничное целое.

Гармонию трудно передать словами, но мы ее чувствуем душой. Конечно, не каждая картина, не каждая мелодия отзываются в душе. Что-то мы считаем гармоничным для себя, а что-то нет.

То есть, в нас существует незримый камертон, который отзывается на определенную вибрацию внешнего мира.

И, когда душа отзывается на то, что происходит вокруг положительными эмоциями и чувствами, можно говорить о гармонии жизни.

Где найти свою гармонию

Как ощутить свою внутреннюю гармонию? Легче всего вспомнить себя в ситуации, которая в памяти сохранилась как гармоничная. Возможно у человека вся жизнь была гармоничной?

  • Чем человек занимался в той жизни?
  • Что чувствовала и ощущала его душа?
  • Что за состояние «гармоничная жизнь»?

Студенты отправились за ответами на эти вопросы в свои прошлые жизни на одном из занятий в Институте Реинкарнационики. Каждый увидел одно или несколько гармоничных воплощений и сумел понять, как отличается восприятие гармоничной жизни в зависимости от:

  • эпохи,
  • пола,
  • социального статуса,
  • образа жизни
  • привычек.

Чем отличается мужское и женское восприятие гармонии

Такое исследование всегда дает яркие ощущения, поскольку один и тот же человек имеет возможность вспомнить свою гармоничную жизнь как в мужском, так и в женском образе.

Возможно сравнить восприятие гармонии мужчиной и женщиной из собственного опыта.

Виталий Д.:

Какие они с одной стороны похожие, но и разные эти гармонии. В мужском воплощении это скорее гармония с миром, в женском - гармония внутри своего мира. На уровне ощущений «в теле» почувствовал тоже определённую разницу.

Марина Ш.:

Увидела свою жизнь в мужском теле. Очень необычный опыт быть в мужском теле. Приходит понимание более глубокое видение мужского образа мышления, внутреннего состояния, ощущений и чувств.

Очень интересно ощутить себя в другом теле, с другим мировосприятием.

Такие воспоминания о различных воплощениях позволяют нам лучше понимать своих партнеров , не требовать от них то, что не свойственно им по природе.

Гармония в жизни и успех в обществе. Совместимость или противоречие?

Может ли быть жизнь, связанная с властью и большим успехом, гармоничной?

Или проявление себя, как успешного человека в социуме, сохраняется нашей памятью как-то иначе?

Обратимся к тому, как сохранились в памяти студентов их прошлые жизни, где они достигали серьезных социальных успехов.

Оксана С.:

Я увидела жизнь мужчины, который жил в Праге и разводил арабских скакунов. Это для меня было самое гармоничное мужское воплощение!

Людмила Н.:

Я молодой худощавый мужчина, проживающий в Окленде, США. Я на трибуне. Идет заседание. Вижу звездочки ООН. Я слушаю выступающих, ощущаю удовлетворение и ощущение своей власти.

Светлана В.:

Удалось увидеть новое воплощение — я мужчина. Капитан своей яхты. Очень гармоничное во всех сферах воплощение. В теле почувствовала волоски на ногах, мышцы тела, ступни ног и мужское достоинство.

Гармония от того, что он сам — хозяин своей судьбы , капитан своего судна.

Роман М.:

Это была одна из затерянных деревень Тибета. Я осознал в теле мальчика, что ко мне пришли важные гости - это были монахи. Перед мальчиком разложили сладости и странные предметы культа и быта. Я точно знал, какой должен сделать выбор, так как являлся инкарнацией несколько лет назад ушедшего учителя этих монахов.

Вы видите, что жизни очень разные.

В любом случае, в этих историях на первом месте личный успех — реализация себя в руководящей роли, будь то религиозное объединение или личная яхта.

Память наших студентов сохранила эти жизни как гармоничные. Гармоничная жизнь давала ощущение полноты жизни , собственной значимости и цельности.

Обратите внимание, что все эти истории — о мужских воплощениях. Это подтверждает, что социальный успех гораздо важнее мужской природе.

Вспомнят ли современные женщины, так усиленно пытающиеся реализовать себя в бизнесе и карьере, это свое воплощение как гармоничное?

Оставим этот вопрос открытым для исследования будущими поколениями реинкарнистов.

Как проявляется гармония в любви и семье

Опыт путешествий в прошлые жизни показывает, чтобы жизнь воспринимать как гармоничную, важной составляющей является семья.

Здесь наблюдаются некоторые различия у мужчин и женщин в том, как они воспринимают гармонию в семье. Приведем несколько примеров из прошлых жизней.

Ксения Л.:

Наконец я нашла то самое ресурсное состояние, которое так долго ждала - гармоничное воплощение в теле женщины. Я ее характеризую как «солнышко» для всех и каждого, которая следует своему пути.

Пусть она не создает шедевры, не ворочает деньгами, но, исполняет идеально роль матери, жены и хозяйки. И всё у нее получается так лихо, благостно, что просто «ах»!

До сих пор на уровне солнечного сплетения во мне сохраняется это чувство - цельной личности.

Лариса Г.:

Увидела мужское воплощение. Средиземное побережье, 15-16 век. Мужчина - капитан на небольшом рыболовном корабле. Он стоит на капитанском мостике за штурвалом. Ветер в лицо, мимо пролетают чайки.

Ощущает свободу, уверенность, легкость, чувство соединения с морем и природой. Это его стихия. В небольшом доме на берегу у него любимая жена и 2 детей. Он их очень любит.

Александра Н.:

Я была женщиной в средневековье, рядом с которой был любимый мужчина. Ощутила чувство влюбленности и глубокой взаимной привязанности.

Какие события не происходили, бытовые, радостные или нехорошие, мы с ними справлялись. Эта любовь, поддержка и мягкость просто гармонизировали все вокруг, в глазах этой женщины.

Ирина П.:

А еще очень запомнились ощущения взрослого 40-летнего мужчины, вернувшегося домой после долгого отсутствия. Его встречала жена и 2 сына.

Чувство щемящей нежности и гордости: «для этого стоит жить». Чисто мужское в моих ощущениях.

Можно заметить, что в мужских и женских воплощениях наблюдаются различия в понимании гармонии семейной жизни:

В мужских воплощениях больше заметны внешние проявления, например, для мужчины ценно, чтобы его встречали дома, ждали и любили. Это ему придает сил. Для него важно дело, проявление себя вне семьи.

Для женщины счастье в доме и детях, в надежном мужском плече. Здесь более важно внутреннее счастье, внутреннее состояние , независимо от социальной реализации.

Гармония в тишине. Отдых души или способ самопознания?

Есть еще один очень интересный момент.

Порой нам кажется, что жизнь должна быть наполнена значительными событиями, либо быть важной миссией , большим внешним успехом.

Но это не всегда так. Гармония жизни может проявляться в самых простых ситуациях. Почитайте еще несколько историй о прошлых воплощениях.

Ольга Л.:

Увидела свою жизнь в мужском теле тибетского монаха-старца. Это состояние внутренней гармонии и спокойствия, со настройки с природой мне очень знакома в последнее время. Получила сильный ресурс.

Любовь И.:

Видела себя женщиной на дальнем севере, предгорье Урала. Получила интересный опыт безмолвия (когда ехала в повозке в пургу), когда жизнь течет спокойно, размеренно, естественно, природно, без мыслей. Очень познавательно.

Оказывается, когда ничего не происходит, когда все идет своим чередом, когда мы не бежим впереди мыслями - все очень гармонично.

Светлана М.:

Мне удалось проследить жизнь женщины из Англии. Она сидела и занималась вышивкой. Мне удалось четко ощутить её внутреннее состояние покоя и тихой радости.

Мне было понятно, что эти чувства основаны на ПРИНЯТИИ всего, что происходило, без каких-либо оценок. Я поняла, как это правильно для моей текущей жизни.

Вот такие примеры, когда, казалось, в жизни ничего важного не происходит.

Интересно, что наша память сохраняет такие воплощения вовсе не как пустые или неправильные. Наоборот!

Памятью такие жизни сохраняются как замечательный, прекрасный и удивительный опыт Души. Это еще одна возможность ощутить вкус текущей жизни.

И вот вывод после проработки данной темы.

Татьяна:

Выяснила для себя, что гармоничные воплощения у каждого свои — начиная с мелочей, таких как пить воду из родника или пребывать в семейном кругу, наслаждаясь близостью родных или прожить одному где-то в монастыре, что тоже может означать определенную гармонию.

Следовательно, опыт гармоничной жизни совершенно разный.

Но есть общее: это состояние радости, ладности, единения и единства внутренних чувств с внешним миром.

Для кого-то гармония зависит от внешних обстоятельств и ситуаций. Для кого-то возможно пребывать в состоянии гармонии, лада с собой и с миром, независимо от того, что происходит извне.

Познакомившись со своим внутренним камертоном гармонии, однажды услышав его звучание, забыть уже невозможно. Прелесть такого опыта в том, что в любой момент можно вновь со настроиться с этим внутренним чувством и пребывать в состоянии гармонии здесь и сейчас.

Почему нужно со настраиваться со своей внутренней гармонией? Вот пять самых очевидных причин:

1. Ощущать себя в гармонии приятно само по себе.

2. Это один из способов успокоиться.

Нередко человек смотрит на других людей и переживает, что в его жизни нет того, что есть в жизнях других людей.

Например, нет высокой должности, не хватает активности или ярких событий. Но вполне вероятно, что однажды, ощутив свою внутреннюю гармонию, человеку больше не захочется сравнивать свою жизнь. Он поймет, что в его жизни все гармонично.

3. И наоборот, это один из способов подвигнуть себя к достижениям , если внутренняя гармония заключается в большей активности, нежели проявлялась до сих пор.

4. Можно лучше понять себя и своего партнера , стать менее зависимым от навязанных кем-либо правил, установок в сфере личных отношений.

Например, увидев свою гармоничную жизнь в мужском образе, женщине проще понять мужское отношение к любви и семье. И наоборот, вспомнив свою жизнь в образе любящей женщины, мужчине становится яснее женское понимание любви. Это помогает сгладить непонимание во взаимоотношениях, и снизить уровень стресса.

5. Понимание внутренней гармонии может сделать человека более свободным. Это означает, что он может легче позволить себе то, что ближе его душе, потому что начал ощущать, что же на самом деле делает его жизнь гармоничной.

Желаем и вам услышать себя, свою внутреннюю гармонию жизни!

  • Что для вас понятие “гармоничная жизнь”?
  • Чувствуете ли вы гармонию в своей настоящей жизни?
  • Что вам помогает или помогло бы ощущать гармонию?

Что такое гармония в человеке? Для многих – это влекущее понятие, которое является маяком, путеводной звездой в жизни. Однако очень часто ищущие ее сталкиваются с заблуждениями по поводу того, что это такое и как ее достичь.

Поиск внутренней гармонии и гармонии с миром был для меня тем вечным двигателем, который толкал к действию. Я понимала, что достижение этого состояния требует большой внутренней работы, однако ни один из предложенных методов самопознания и духовного развития не давал даже понимания, что такое гармония, не говоря уже о прикосновении к этому состоянию.

В ходе моих поисков я, конечно же, столкнулась с разными моделями построения мира и человека. Например, всем известная семицентровая модель человека, когда каждый центр (чакра) отвечает за определенную область его жизни и психики. Или для меня долгое время была рабочей трехцентровая модель, где низ отвечает за физическую устойчивость, материальное благополучие, середина (сердце) – за чувства и эмоции, а верх (голова) – за интеллект и духовное развитие.

Попытки привести себя в равновесие, опираясь на эти модели, почему-то никак не хотели заканчиваться успехом. Памятуя известные слова Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно», я изо всех сил старалась развить в себе то, что никак не хотело развиваться. Например, ходила на курсы ораторов, чтобы научиться говорить и выступать на сцене, но это совершенно не помогло мне в моих проблемах – я по-прежнему не любила говорить и чувствовала себя дискомфортно перед публикой. Более того, я абсолютно не получала от этого удовольствия. А ведь в моем понимании гармония – это когда есть целостность всех частей человека, их согласованность и развитость. И это очень хорошее внутреннее состояние. Почему же тогда развитие «отстающих» частей не дает переживания удовольствия? Что такое гармония? Этот вопрос оставался без ответа.

Что такое гармония в человеческой жизни? Самодостаточность?

Надо сказать, что побочным эффектом моих попыток достижения внутреннего равновесия стало представление о том, что гармоничный человек является полностью самодостаточным, способным быть абсолютно независимым от других людей. Этакая отдельная Вселенная, совершенно не нуждающаяся во вливаниях извне. «Я сама!» — было фактически девизом моей жизни. Я бралась за все, но это было непосильной ношей. Я думала, что все могу, но как сильно я заблуждалась! К какой усталости это приводило! И к ощущению, что стенки моего кокона, в который я все больше заворачивалась, становятся все толще и толще, что жизнь идет где-то там, а у меня нирвана и полное спокойствие. Только вот жизнь ли это?

Позднее, когда я попала на тренинг по системно-векторной психологии, Юрий Бурлан очень точно определил это состояние – «самодостаточный аутист». И как же оно далеко от состояния гармонии, которое только на тренинге, наконец-то, обрело свои очертания. Что такое гармония в человеческой жизни , стало наконец-то понятно, а также – сколько мифов связано с этим понятием и к чему нужно стремиться.

Что такое гармония Википедия так определяет это понятие

Само определение гармонии не дает четкого ответа на вопрос, как же ее достичь.

Но человек, обладающий системным мышлением, сразу понимает, о чем идет речь. Это вовсе не ответ на вопрос «Что такое гармония в искусстве? ». Это о мире и человеке. Наилучшая модель гармонии, которая существует на сегодняшний день – это матрица Ганзена-Толкачева, основа новейшей науки о психическом – системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Согласно этой модели весь мир может быть описан с помощью четырех квартелей – «Пространство», «Время», «Информация» и «Энергия». В свою очередь каждая из квартелей делится еще на две части – вектора. Четыре вектора являются внутренними частями квартелей и четыре внешними.

Вся целостность матрицы, то есть мира, является как раз тем отображением гармонии, для которой свойственны «упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности». Вектора и квартели находятся в разных отношениях между собой. Одни комплементарны друг другу (близки по свойствам, усиливают и поддерживают друг друга), другие контрарны (противоположны, конфликтуют по свойствам). Однако все они объединены в одно целое, которое может существовать в равновесии, только если каждый из векторов будет занимать в общности свое место.

Что такое гармония в отношениях? Гармония целого

Если исходить из того, что через человека проявляются не все восемь векторов, а часть из них, можно сделать вывод, что человек сам по себе не может быть уравновешенной, гармоничной, самодостаточной системой. Проще говоря, если во мне природой не заложен оральный вектор, сколько бы я не развивала свое ораторское мастерство, я никогда не буду успешной в нем и не буду получать удовольствия от говорения.

Полного равновесия человек может достичь только при взаимодействии с целым и только вместе с целым, только в рамках всей матрицы. Из этого вытекает два простых практических вывода. Во-первых, каждый человек может быть счастлив на своем месте, реализуя свои вектора, но не будет успешен в той области, в которой природа не одарила его способностями. Во-вторых, вся матрица будет успешна, если каждый будет выполнять свою роль в ней. Человек не может быть гармоничен в одиночку, когда не реализуются и страдают остальные части матрицы. Равновесие между внутренним и внешним – вот основа гармонии. И поэтому только личностное развитие, без вклада в развитие общего, не дает ощущения окончательной гармонии. Мы все в одной лодке, в одной матрице.

Что такое гармония в человеке? Стержень доминанты

Если говорить о гармонии внутри человека (или о состоянии, приближенном к ней), то внутренняя работа, направленная на ее достижение, должна быть сосредоточена на принятии себя и осознании своих приоритетов. Внутри человека тоже могут присутствовать противоположные вектора, которые дают противоречивые желания, нарушающие равновесие и дающие вследствие их непримиримости плохие состояния. Но знание о доминирующих векторах позволяет выстраивать тот стержень внутри себя, который и является основой целостности. Такой человек производит впечатление гармоничного человека, хотя и не является «мастером на все руки», как довольно часто представляют нам его портрет различные эзотерические учения.

Мой поиск гармонии, к счастью, завершился встречей с системно-векторной психологией, которая дает очень точные ориентиры для ее достижения. И хотя сейчас есть понимание, что в одиночку я никогда не достигну состояния полной гармонии, что я несу свою долю ответственности за все, что происходит в этом мире, а значит, ноша моя стала тяжелее, все же сейчас я гораздо более близка к этому состоянию. Понимание себя, своего потенциала, умение улаживать внутри себя природой заложенные противоречия ради высшего смысла жизни дает ранее недостижимое чувство равновесия, устойчивости, силы, которые и есть проявления настоящей гармонии в человеке.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно векторной психологии Юрия Бурлана