Главная · Изжога и отрыжка · Болезни органов дыхания. презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Разработка урока на тему: Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания Конспект урока заболевания органов дыхания их предупреждение

Болезни органов дыхания. презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Разработка урока на тему: Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания Конспект урока заболевания органов дыхания их предупреждение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ПГТ. ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК

Конспект урока биологии в 8 классе:

Заболевания органов дыхания

Составила:

Учитель химии, биологии

Квасова Е. С.

пгт. Троицко-Печорск

2012 г.

Цели урока: познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания

Задачи:

  1. Образовательные – познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
  2. Воспитательные – воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом;
  3. Развивающие – продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания), развить умение заполнять таблицу, умение выступать с сообщениями.

Оборудование: рисунок парусника, рисунок парусов, компьютер, воздушные шарики

(25 шт), резиновая груша, стеклянная трубка, вата, сигарета, спички

Тип урока : урок изучения новой темы с использованием ИКТ (приложение 1)

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Мотивация учебной деятельности (1 мин.).
  3. Восприятие нового материала (35 мин.)
  4. Закрепление полученных знаний (5 мин.).
  5. Информирование о домашнем задании (2 мин.).
  6. Подведение итогов урока (1 мин.).

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

  1. Мотивация учебной деятельности .

Вы видите на доске парусник, но он без парусов. Он не поплывет, если не надуть паруса. Наша задача с вами – отправить этот кораблик в долгое путешествие по здоровой жизни (На доске прикреплен красочный рисунок парусника без парусов) .

Сегодня на уроке мы познакомимся с заболеваниями органов дыхания и их профилактикой (Слайд 1).

  1. Изучение новой темы
  1. Вступительное слово учителя

В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,4% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности. Пребывание в таком помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль и другие нарушения.

  1. Беседа с учащимися

Ежедневно через наши легкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Ребята, каким воздухом мы дышим?

- Загрязняющие воздух примеси могут быть твердыми (дым, сажа, пыль), или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.) (Слайд 2) .

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания.

  1. Летом 2010 г. над Москвой стоял очень густой смог
  2. Лондон (декабрь, 1952 г)
  1. Болезни органов дыхания

Беседа с учащимися

(Слайд 3) Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовую полость? (в носовой полости воздух согревается, увлажняется).

За счет чего воздух в полости носа увлажняется и согревается? (Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь).

(Слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома. При выступлении товарищей остальным учащимся нужно заполнить таблицу.

Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания:

  1. Грипп (Слайд 5) вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.
  2. Наиболее распространенное заболевание в человеческой популяции – это острый бронхит (Слайд 6) . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов.
  3. Пневмония (Слайд 7) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких.

  1. Физкультминутка

С помощью какого прибора определяют ЖЕЛ?

Проведем определение емкости легких без прибора, попробуем это сделать относительно соседа. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседом. После 5 приседаний вторая попытка и руки вверх с шариком, прогнулись в стороны и назад.

Спасибо всем, у всех здорово получилось.

  1. Туберкулез (слайд 8) – хроническое заболевание легких, возбудителем которого является микобактерия туберкулеза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9. Микобактерия туберкулеза может поражать и другие органы, вызывая туберкулез почек, кожи, глаз идр. Основной источник – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулеза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5 – 1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут.

С воздухом они проникают в легкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: свое полотенце, своя посуда и т. д.

  1. Бронхиальная астма (Слайд 9) – достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере. Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.
  2. Болезни, вызванные курением (Слайд 10)

Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением.

Рак легких (Слайд 11) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Хронический бронхит (Слайд 12) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя, в свою очередь, приводит к нарушению сердечной деятельности.

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, (Слайд 13) прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачным дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов.

  1. Ролевая игра о вреде курения

Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, чтобы сказали они? Давайте представим себе такое.

Сердце (в руках рисунок сердца)

Мне так плохо, я так устало

И нет уже больше сил стучать.

Наверно, жить осталось мало,

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от курения пропадем.

Легкие (в руках держит рисунок легкого)

Мы хотим спросить вас, люди:

А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель,

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь,

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вдох!

Головной мозг (в руках рисунок головного мозга)

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И вниманья и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину,

Строг приговор:

За страсть к куренью

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

Ребята, запомните на всю жизнь, что табак – это тоже наркотик, а наркотик – это гибель для человека.

Физиологические представления курения можно наглядно увидеть на приборе для демонстрации немедленного эффекта процессов курения.

  1. Демонстрация опыта:

К резиновой груше присоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помешается вата, с другой стороны к стеклянной трубке присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и выкуривается с помощью груши (можно заменить шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты.

Работа с классом: Как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как, по-вашему мнению, выглядят легкие курильщика?

  1. Закрепление полученных знаний

Кроссворд по теме «Дыхание» в программе Excel, работаем фронтально (приложение 2)

  1. Домашнее задание: агитационный плакат, брошюра по теме «Профилактика заболеваний легких» (работа выполняется по группам).
  2. Подведение итогов урока

Прикрепление парусов с гигиеническими правилами к паруснику.

- Итак, что вы сегодня узнали на уроке и какой можно сделать вывод? (Сегодня на уроке рассмотрели заболевания органов дыхания, их причины и профилактику).

Учителем выставляются оценки за сообщения, можно взять тетради для проверки таблицы (по выбору).

Трех капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. Помните, что «здоровье – это еще не все, но все без здоровья – это ничего»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Цели урока:

Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания,рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Оборудование: таблица «Органы дыхания человека», информационно- коммуникативное оборудование, самодельные постеры, газеты, мікрофон

Тип урока: комбинированный

Методы: защита проектов в различных формах, метод «микрофон»

Ход урока:

I . Организация начала урока, сообщение темы и целей урока

II . Проверка знаний учащихся .

Заканчивая тему «Дыхание», мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.

Давайте совершим путешествие в первый класс и послушаем о том, что знают ученики 1 класса об органах дыхания и их заболеваниях (демонстрация видеоролика «Устами младенца»)

А как вы точки зрения ученика 9 класса ответите на эти вопросы?

1. Используя таблицу « Органы дыхания» ответить на вопрос

Какие органы входят в состав дыхательной системы? (показать эти органы на таблице)

2. Ответить на тестовые задания

(демонстрация слайда):

Какую функцию выполняют реснички мерцательного эпителия слизистой полости носа
А) увеличивают поверхность слизистой
Б) являются чувствительными приборами
В) удаляют слизь и частички пыли из полости носа

Какие структуры образуют скелет трахеи и главных бронхов
А) хрящевые пластинки
Б) хрящевые полукольца

Альвеолы - это
А) разветвления трахеи
Б) лёгочные пузырьки
В) выпячивания лёгочных пузырьков

В каких отделах мозга находится дыхательный центр
А) в среднем мозге
Б) в мосту
В) в продолговатом мозге

При вдохе
А) диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются
Б) диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются

Орган, в котором образуются звуки
А) носоглотка
Б) гортань
В) трахея

Как называется процесс обмена газов между клетками и окружающей средой?

А)Выделение

Б) Дыхание

Г)Газообмен

III. Изучение нового материала с использованием метода проектов

1.Презентация «Заболевания органов дыхания», подготовленная учащейся и его защита

2.Групповая защита проекта « Основные виды заболеваний органов дыхания», представление стендового доклада

3.Защита проекта «Вред курения» с использованием постеров

IV .Подведение итогов урока и закрепление

(использование приёма «Микрофон») Журналист» берет интервью (задаёт вопросы) учащимся:

1. Почему правильно дышать нужно через нос?

2. Почему при кашле и чихании необходимо прикрывать рот и нос?

3.Какие вирусные заболевания органов дыхания вы знаете?

4.Какие бактериальные заболевания вы знаете?

5. В чем вред курения?

6. Чем вредна пыль?

7.Почему необходимо проветривать и проводить влажную уборку?

Дышать надо через нос.

Чем вредна пыль для организма?

Какова роль влажной уборки помещений?

Почему необходимо проветривание классных комнат во время перемен?

(Дети отвечают на вопросы.)

Учитель корректирует их ответы и переходит к объяснению нового материала.

1. Воздушная среда жилых помещений

Возбудители капельной и особенно пылевой инфекции постоянно находятся в воздухе и по¬падают на слизистые оболочки дыхательных путей. Однако далеко не всегда человек заболевает - этому препятствуют защитные силы организма. Известно, что сопротивляемость организма инфекциям не всегда одинакова. Усталость, переохлаждение и даже плохое настроение, вызванное неприятностями и огорчениями, - все это может резко понизить сопротивляемость организма. Возбудители инфекции начнут усиленно размножаться, и человек заболевает. Частой причиной заболевания оказывается переохлаждение. Человек промочил ноги, промерз - сопротивляемость организма понизилась, появился насморк, иногда и кашель.

Так начинается воспаление дыхательных путей, которое проявляется такими заболеваниями, как грипп, ОРЗ, ОРВИ.

(В ходе объяснения учащиеся находят ответ на вопрос, записанный на доске: «Что может привести к понижению сопротивляемости организма инфекциям и к заболеванию дыхательных путей?» - и высказывают соображения о роли закаливания в повышении устойчивости организма к переохлаждению.)

2. Болезни органов дыхания и их предупреждение

Почему, победив такие страшные заболевания, как чума, черная оспа, человек не может ликвидировать респираторные вирусные инфекции?

Для того чтобы учащиеся смогли ответить на этот вопрос, учитель предлагает прочесть специально приготовленный текст и проводит групповую работу с этим текстом:

Воздушно-капельный путь распространения инфекций считается самым быстрым: достаточно одному больному начать чихать в помещении - и заражаются все присутствующие.

Распространению вирусных инфекций способствуют интенсивное развитие средств коммуникации и относительная легкость заболевания. Заболевшие не госпитализируются и не изолируются от окружающих.

В организме отсутствуют эффективные механизмы борьбы с респираторными вирусами: иммунитет вырабатывается в течение недели (отсюда и средняя продолжительность действия респираторных вирусных инфекций).

Вирусам свойственна высокая изменчивость антигенных свойств, что не позволяет приготовить вакцину, которая была бы пригодна для повторных эпидемий вируса того же типа.

Учитель обращает внимание на следующий факт: широкое распространение получили такие заболевания, как рак и туберкулез легких, - и предлагает рассмотреть таблицу 1, в которой указаны сведения о данных заболеваниях.

Таблица 1

Что важное для себя вы должны вынести из этой таблицы? Учащиеся отмечают: в лечении этих заболеваний важна ранняя диагностика, поэтому флюорографию должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года, чтобы предупредить или не запускать болезнь.

3. Гигиена органов дыхания

После прочтения соответствующего текста учебника учитель предлагает ответить на вопросы:

Какое дыхание считается правильным?

Почему нужно дышать глубоко и спокойно?

Что является важным условием правильного дыхания?

Правильные ответы учащихся:

Спокойное, но глубокое и в определенном ритме, согласованное с мышечными движениями.

При глубоком дыхании отмечается массирующее влияние дыхательных движений на сердце, желудок и кишечник, на приток крови к сердцу.

Развитые мышцы грудной клетки, правильная осанка.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ:

Дышать нужно глубоко и размеренно.

Движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом*.

Гребля, ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание.

Полезно бывать на свежем воздухе.

Дышать надо через нос.

При кашле и чихании следует закрывать нос и рот платком.

Важно бороться с пылью на улице и в помещении.

Для правильного дыхания важна правильная осанка.

Курение вредно для органов дыхания и всего организма.

Тема урока: «Болезни органов дыхания». Никитенко О.Д. Учитель биологии МОУ СОШ № 5

1. Расширить знания о составе воздушной среды; необходимости проветривания помещений; 2. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний. 3. Обосновать вредное воздействие курения.

Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Изменение химического состава и физических свойств воздуха. Воздух Кислород Углекислый газ Пары воды Вдыхаемый 21 % 0,04 % Мало Выдыхаемый 16,4 % 4% Много

Пребывание в плохо проветриваемом помещении. Снижает работоспособность человека. Вызывает головную боль.

Пребывание в пыльном помещении. Содержащаяся в воздухе пыль, дым могут травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. На пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний.

Задания группам. Работа по вариантам: 1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит 2 вариант –бронхиальная астма, ОРЗ. 3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений. Название болезни. Причины возникновения. Путь передачи (если имеется). Симптомы, по которым можно определить болезнь. Лечение. Профилактика.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Грипп Вирусная инфекция Воздушно – капельный Повышение температуры. Головокружение Потеря аппетита. Иногда – носовое кровотечение, рвота. Антибиотики и другие препараты не помогут, так как не действуют на вирус. Интерферрон. Постельный режим. Горячее питье. Профилактическая прививка. Оксолиновая мазь. Интерферрон.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Острый бронхит Респираторные вирусы Сильный кашель с мокротой. Повышение температуры. Одышка. Антибиотики. Средства от кашля. После падения температуры Можно ставить компресс и делать ингаляции. Нельзя переохлаждаться. Своевременное лечение инфекций дыхательных путей.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни. Причины. Пути передачи Симптомы. Лечение Профилактика Хронический бронхит Длительное воздействие на слизистую оболочку бронхов вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы, производственные загрязнения). «Запущенный» острый бронхит. Небольшой кашель с мокротой. Хроническое заболевание. Средства против кашля лишь ненадолго устраняют кашель. Отказаться от курения. Не запускать лечение острого бронхита. Сменить вредное производство.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Бронхиаль ная астма Контакт с аллергеном. Острые заболевания органов дыхания. Ангина. Физические и психические травмы. В отдельных случаях – введение глобулина и профилактические прививки. Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения. Дыхание учащается. Нередко повышается температура тела. Специальные ингаляторы, назначенные врачом. Диспансерное наблюдение. Здоровый образ жизни: соблюдение режима труда и отдыха с достаточным пребыванием на воздухе. Рациональное питание. закаливание. Занятие спортом.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика ОРЗ Вирусы. Бактерии. Воздушно - капельный Повышение температуры. Насморк. Покраснение слизистой глаз. Ангина. Пневмония. Антибиотики на вирус не действуют. Постельный режим. Симптома тичное лечение. Жаропонижающие. Вакцинация. Для профилактики вируса группы А можно использовать ремантадин.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Пневмония Вирусы пневмо- и стафилококки Другие микро организмы. Озноб. Высокая температура. Боль в грудной клетке при дыхании. Иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой. Антибиотики. Общеукрепляющие препараты. Стационар. Своевременное лечение ОРЗ. Исключить переохлаждение.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Туберкулез Бактерия – палочка «Коха». Воздушно – капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др. Кашель с серой мокротой. Длительное, ежедневное, незначительное повышение температуры. Специальными препаратами в стационаре. Ежегодное флюорографическое обследование. Соблюдение личной гигиены. Профилактические прививки.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика. Рак легкого Опухоль на покровном эпителии, вследствие действия курения или канцерогенов На ранних стадиях – никаких. Позднее – упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты. Боль в груди. Одышка. Хрипы в легких. Охриплость голоса. Потеря аппетита и/или веса. Зависит от размеров и стадии, а также от общего состояния больного. Стандартные методы – облучение, химиотерапия, операция. Правильное питание (овощи, фрукты, витамины). Занятие спортом. Отказ от курения.

Заболевание вызывается «палочкой Коха», можно заразиться через посуду, мочалку, воздушно-капельным путем. Отмечается кашель с отделением серой мокроты, вечерами поднимается невысокая температура.

У больного отмечается небольшой кашель с мокротой вследствие длительного курения.

Резкое повышение температуры, головокружение, анорексия (потеря аппетита), может быть рвота, иногда - носовое кровотечение.

Можно заразиться воздушно-капельным путем, так как это заболевание носит вирусный характер. Отмечается насморк, боль в горле, повышение температуры.

Сильный кашель с мокротой, повышение температуры тела, одышка, вследствие переохлаждения организма.

Больного мучает упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты; боль в груди; одышка; хрипы в легких; охриплость голоса; упадок сил; потеря аппетита и/или веса;

Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения, дыхание учащается, затрудняется, нередко повышается температура тела.

Озноб, высокая температура, боль в грудной клетке при дыхании, иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой.

Выводы: Проветривание помещений. Здоровый образ жизни. Закаливание. Отказ от курения.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Заболевания органов дыхания».

Цели и задачи:

Расширить знания учащихся о состоянии воздушной среды.

Сформировать у учащихся понятия о болезнях органов дыхания.

Показать значимость охраны органов дыхания в быту и на производстве.

Развивать у учащихся умения объяснять причины заболеваний органов дыхания.

Научить различать симптомы заболеваний органов дыхания.

Сформировать навыки профилактики воздушно – капельных и пылевых инфекций.

Показать значимость физического труда и здорового образа жизни для профилактики болезней органов дыхания.

Расширить знания о вредном воздействии курения на организм человека.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска

Урок по теме

«БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ».

Учитель биологии и химии

1 квалификационной категории

Никитенко О.Д.

2012 год.

Конспект урока по теме

«Болезни органов дыхания» 8 класс.

Цели и задачи:

1. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.

2. Расширить знания учащихся о составе воздушной среды; гигиенических требованиях к воздушной среде; формировать умения разъяснять необходимость проветривания помещений;

3. Обосновать вредное воздействие курения.

4. Продолжить развивать умения самостоятельной работы учащихся с текстом.

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – частично- поисковый.

Методы, используемые на уроке : репродуктивные, частично-поисковые.

Оборудование : мультимедиапроектор, «Курительный аппарат», «спички», текст с описанием заболеваний органов дыхания, слайды, жетоны, конверты.

Ход урока.

I.

Введение

Вступительное слово . Постановка цели и задач урока Сегодня на уроке мы познакомимся с основными, наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания человека. Научимся различать симптомы каждого из заболеваний, а также как их можно предотвратить, а уж если заболели, то лечить .

(слайд 1-2)

Кроме того, я расскажу вам о вредном влиянии курения на органы дыхания человека, продемонстрирую то, что остается в легких после выкуривания одной сигареты.

Итак, начинаем наш урок, посвященный болезням органов дыхания. Запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока, которая представлена на слайде (слайд 1).

Слушают рассказ учителя

Записывают тему урока в тетрадь

II.

Изуче

ние

нового материала

III. Закреп

ление изучен

ного.

IV.

Д/З.

Воздушная среда жилых помещений.

В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр. Это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха (слайд 3). В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,5% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности (Слайд 4). Пребывание человека в таком помещении снижает работоспособность, вызывает головную боль, приводит к разнообразным заболеваниям. Содержащаяся в воздухе пыль (слайд 5) опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Для того, чтобы воздушная среда в помещении соответствовала норме, необходимо его регулярно проветривать. Все эти факторы оказывают негативное влияние на органы дыхания человека, вызывая отклонения в их работе.

Болезни органов дыхания, их профилактика.

Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами. Для этого вам необходимо поработать в парах. На ваших столах лежат карточки с характеристикой болезней органов дыхания. Вам необходимо изучить характеристику болезни, определить возбудителей, симптомы, профилактику и лечение. На эту работу вам отводится 5-7 минут.

Работа по вариантам: (слайд 6)

1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит

2 вариант – бронхиальная астма, ОРЗ

3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений представлен на слайде (слайд 7)

Результаты вашей работы мы занесем в таблицу.

Кто готов ответить?

По ходу ответов, учащиеся этого же варианта сравнивают их со своими ответами, записывают болезни в тетрадь, затем ответы сравнивают с таблицей на слайдах.

(Слайды 8-15 по ходу ответов по вариантам).

Ну вот, мы узнали об основных болезнях органов дыхания, научились их распознавать, лечить, а лучше предотвращать.

(Слайды «На ошибках учатся только дураки»).

Слайд 20. Советы валеолога:

Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.

Не курите до приема пищи.

Возникло желание покурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки, по крайней мере в течении 3 минут.

Уберите из комнаты все предметы, напоминающие о курении.

Выкуривайте только половину сигареты.

Чаще находитесь в местах, где запрещено курить.

Найдите себе партнера, с которым вы вместе бросите курить. Постарайтесь помочь ему в этом.

Если вы не покупаете сигарет, откладывайте эти деньги и в конце недели подсчитайте сэкономленное.

Не носите сигарет с собой, спрячьте их.

Слайд 21. Современное оружие- это сигарета!

Противопоставим этому злу здоровый образ жизни!

Задумайтесь над своим образом жизни!

Слайды к уроку.

Слайд 16. Допустим, что вы врач и вам необходимо определить заболевание и дать рекомендации.

На слайдах дана характеристика путей заражения и симптомов заболеваний органов дыхания. Вам необходимо определить заболевания и дать необходимые рекомендации по лечению и профилактике.

Слайды 17-23 .

Итак, подводя итог урока, какие выводы вы сможете сделать?

Слайд 24.

Слайд 25.

подготовить тест, кроссворд или ребус по теме

«Дыхательная система».

Слушают рассказ учителя

Работа в парах по вариантам

7 минут

Отвечают, придерживаясь плана.

Сравнивают свои ответы с ответами на слайде.


Четверо учащихся представляют результаты своего исследования по теме «Врез курения». Остальные заслушивают сообщения учащихся с демонстрацией слайдов, задавая интересующие вопросы.

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

(Слайд 1). Продолжая разговор о воздушной среде и вредных веществах, необходимо отметить вредное влияние курения на органы дыхания и организм в целом.

Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Мы поговорим о вреде курения для здоровья человека.

(Слайд 2). Еще известный немецкий ученый и поэт Гете говорил: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой».

(Слайд 3). Происхождение слова «табак».

ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России - в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол. Табак крылатый, табак Сандера и др. виды - декоративные.

(Слайд4). Как растение оказалось в Европе?

В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Колумб вывез семена в Европу, поверив в целебную силу этого растения.

Слайд 5. Почему табак считали целебным средством?

На Руси семнадцатого-восемнадцатого веков табак применяли от «грудной немочи», при простудах, малярии.

Выращивали как декоративное растение.

Слайд 6. Почему изменилось мнение о табаке?

«Пити табак»- это означает действие, подобно вину и водке. Неисправимых курильщиков наказывали «сечением кнутом».

«Кто курит табак – тот хуже собаки». Призрачный мир радости.

Слайд 7. Состав табачного дыма:

400 химических веществ ! Среди них: предельные, непредельные углеводороды, спирты, фенолы, сернистые соединения, алкалоиды (среди них никотин), мышьяк, медь, железо, свинец, марганец, никель, полоний (в том числе радиоактивный), титан, цинк, радиоактивный калий, оксиды цинка и калия.

Свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.

Демонстрация курительного аппарата.

Слайд 8. А вы знаете, что?

20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8 – 12 лет.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

Слайд 9. Канцерогены.

При контакте с живыми тканями вызывают раковые опухоли. Рак легких – 90 % курящих. Угарный газ – СО – способствует отложению холестерина (жироподобного вещества) на стенки аорты и сосудов сердца. Атеросклероз, нарушение мозгового кровообращения.

Кислородное голодание тканей.

Слайд 10. Дыхательные функциональные пробы.

Слайд 11. В состав табака входит никотин -сильнодействующий ЯД!

Свое название никотин получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1760 году преподнес семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства табака.

Слайд 12. Наиболее страдающие от никотина органы – легкие!

Рак. Туберкулез легких. Хронический бронхит. Пневмония.

Слайд 1 3. Болезни курильщиков!

У 36% курильщиков–заболевания органов пищеварения.

У 20% - заболевания органов дыхания. У 11% - заболевания сердца и кровеносных сосудов.


Слайд 14. Криминальная хроника.

В мире ежегодно умирает от курения 1,5 млн человек.

В нашей стране – 100 000 человек. От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, авиа- и автокатастроф, суицидов и насилия.

Слайд 15. Курение мужчин – беда! Курение женщин – дважды беда!

Курение вызывает различные заболевания в период беременности, родов, а также детские болезни.

Слайд 16. Пассивное курение!

«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». Семашко Н.А.

Нахождение в прокуренном помещении в течении 8 часов приравнивается к 5 выкуренным сигаретам.

Слайд 17. Откуда тяга к курению у молодежи?

Потому что это круто. С сигаретой чувствуешь себя занятым. Сигарета помогает успокоиться и отвлечься. Чтобы расслабиться. Потому что это мне просто нравится.

Слайд 18. Факторы, способствующие началу и продолжению курения!

Психологические : любопытство, желание экспериментировать, вызов, потребность казаться сильным, взрослым.

Социальное окружение: пример и отношение родителей, сестер и братьев, давление товарищей, пример «ключевых» взрослых – преподавателей, певцов, актеров.

Слайд 19. Результаты обследования в нашей школе:

класс – 0% курящих. 6 класс – 18%(3 человека).

класс – 10%(1 человек). 8 класс – 35%(6 человек).

класс – 42%(9 человек). 10 класс – 8%(1 человек).

класс – 44%(4 человека).

Зачитывают советы валеолога на листовках.

Определяют вид заболевания.

Делают выводы.

Записывают Д/З

Список используемых ресурсов .

Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Санкт – Петербург, «Париет», 2006 год.

Тема урока: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о дыхательной системе. Тема нашего урока «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания». Работать вы сегодня будете с опорными конспектами, которые потом можете поместить в свою тетрадь.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить строение дыхательной системы.

    Актуализация знаний.

Сейчас вам будет представлен видеофрагмент процедуры бронхоскопии, которая позволяет рассмотреть строение воздухоносных путей при помощи видеокамеры. Я буду останавливать видео, а вы должны будете назвать органы, которые увидите на экране.

    Просмотр видеоматериала «Бронхоскопия» с паузами. Учащиеся называют органы дыхательной системы (трахея, бронхи, лёгкие, альвеолы).

    Какие слова часто можно услышать от влюбленного человека? «Ты нужна мне как воздух, я дышу тобой, без тебя нет мне жизни!» Почему влюбленный сравнивает свою возлюбленную именно с воздухом, а не с водой или пищей?

Дыхание – наиважнейшая функция организма. Дыхание и есть сама жизнь. В нашей стране реализуется национальный проект «Здоровье», главной целью которого является укрепление здоровья граждан. Поскольку заболевания дыхательной системы занимают одно из первых мест у населения страны, очень важно обладать знаниями о видах заболеваний, мерах их профилактики. Об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке. Ну и конечно-же мы не оставим в стороне тему курения, поскольку эта пагубная привычка влияет в первую очередь на систему дыхания.

    Изучение нового материала.

Может ли человек самостоятельно оценить состояние своих органов дыхания? Какие показатели могут говорить о том, что они не в порядке?

    Методы самоисследования дыхательной системы.

Наличие кашля, хрипов, чихания (чистота дыхания)

Количество дыхательных движений и их равномерность (частота дыхания)

Наличие болезненных ощущений в воздухоносных путях

Определение жёл (эксперимент с шариками)

2. Медицинские методы исследования состояния дыхательной системы.

Прослушивание (аускультация) – чистота дыхания

Флюорография – затемнения, которые говорят о патологии (нарушение воздушности)

Бронхоскопия (наличие новообразований, аденоиды у детей)

Перкуссия (простукивание)

Спирометрия (определение ЖЁЛ)

Запишем эти методы исследования в опорный конспект.

Для чего проводятся эти исследования?

При помощи этих методов врачи диагностирую различные заболевания дыхательной системы. Мы с вами остановимся на наиболее распространенных. У вас на партах лежат карточки с информацией. Вы можете работать группами по 2 парты. Ваша задача внимательно изучить информацию на карточках либо в учебнике и заполнить соответствующую графу в вашем опорном конспекте.

3. Изучение заболеваний органов дыхательной системы.

Заболевание

Посмотрите внимательно на таблицу в вашем опорном конспекте. Как вы думаете, почему в раке легких отдельно выделена причина заболевания, а в остальных болезнях нет?

В таблице перечислены инфекционные заболевания. причиной которой являются вирусы, бактерии, грибки.

Рак лёгких

4. Методы профилактики заболеваний.

Здоровый образ жизни: сбалансированное питание, закаливание (прогулки), физическая активность (физкультура, спорт)

Проветривание и уборка помещений

Разведение цветов в помещениях

Регулярный медосмотр

Использование маски при нахождении в местах скопления людей во время эпидемии

5. Дыхательная гимнастика

«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.

«Обнималки»- разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.

«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.

Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д.

6. Курение

Представим себе человека, который выполняет все меры профилактики заболеваний: правильно питается, спортсмен, закаляется, но тем не менее, он постоянно болеет. Предположите, какая привычка может быть у этого человека?

Итак, поговорим о курении. Как происходит процесс курения? Посмотрим видеофрагмент.

Какие же вещества содержаться в сигаретном дыме?

Работа со слайдом.

7. Влияние продуктов курения на организм.

Никотин – наркотик, вызывающий зависимость; поражает нервную систему, органы чувств, дыхания, пищеварения, кровеносную систему; он относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем - болезненное влечение, токсикоманию.

Оксид углерода – газ, соединяющийся с гемоглобином в 200 раз активнее, чем кислород, что приводит к возрастанию нагрузки на кровеносную систему (сердце)

Полоний 210 – металл, обладающий радиоактивными свойствами (α- излучение)

Кадмий – тяжелый металл, накапливается в почках, обладает токсичным действием, снижет плотность костной ткани.

Смолы – оседают в воздухоносных путях, вызывают рак лёгких, снижают эффективность иммунной системы.

Мышьяк – накапливается в костной ткани, является источником интоксикации организма.

Подчеркните, на какие системы органов влияет курение?

Кроме того, курение оказывает влияние и на репродуктивную сферу человека – на половую систему.

    Повторение и закрепление изученного материала.

Задание в опорном конспекте: какие утверждения верны?

    Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей передаются воздушно-капельным путём. + Никакие меры профилактики не спасут вас от гриппа в период эпидемии. - Очень полезно совершать оздоровительные пробежки в черте города. - Больше всего от курения страдает 2 органа: печень и почки. - Физические упражнения, занятия спортом защищают курильщика от пагубных последствий курения. - Табак не является наркотическим веществом. - Табакокурение не взывает привыкание. Как сказал Марк Твен: «Бросить курить легко! Я сам бросал тысячу раз!» -

Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? Заболевания органов дыхательной системы вызываются инфекциями, концерогенными веществами. Главная мера профилактики – здоровый образ жизни. Курение пагубно отражается на деятельности всех систем органов. И наш урок я хочу закончить такими словами: «Здоровьем нужно дорожить – и это не секрет. Прекрасно будет этот жить, а этот, извините, нет!»

Домашнее задание . Изучить параграф. По желанию выполните задания.

Урок № , 8 класс

Тема: Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация .

Цели урока :

Сформировать представления учащихся о самых распространенных болезнях дыхательной системы;

Определить причины болезней и способы их предупреждения;

Познакомить с народными методами лечения болехней дыхательной системы;

Продолжить формировать основы гигиены (правила гигиены дыхания);

Обосновать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;

Научиться оказывать помощь при остановке дыхания;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, компьютер, Т V « Плазма», диск к учебнику

Основные понятия и термины : воздушно- капельная инфекция, капельно – пылевая инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулез, ис кусственное дыхание

ХОД УРОКА:

    Организация класса

    Актуализация опорных знаний:

Биологический диктант

Заполни пропуски:

Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются. Во время вдоха диафрагма сокращается и объем грудной клетки увеличивается. Во время выдоха купол диафрагмы более выпуклый и объем грудной клетки становится меньше. Во время выдоха межреберные мышцы расслабляются. Во время глубокого вдоха кроме межреберных мышц и диафрагмы сокращаются еще и мышцы груди и плечевого пояса . В глубоком выдохе дополнительно принимают участие внутренние межреберные мышцы и брюшные мышцы. В зависимости от того, какие мышцы преобладают, различают – грудное и брюшное дыхание . Гуморальная регуляция определяется содержанием углекислого газа. Дыхательные движения регулируются дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге . Резкий рефлекторный выдох через рот – кашель, а резкий выдох через ноздри – это чихание. Центр, который регулирует защитные рефлексы находится в продолговатом мозге.

    Мотивация учебной деятельности:

А сейчас давайте проверим, как Вы заботитесь о своей дыхательной системе.За каждый правильный « да» ставим 1 балл, а за ответ « нет» - 0 баллов

    Любите ли Вы петь?

    Часто ли Вы поете?

    Играете ли Вы на духовом инструменте?

    Делаете ли Вы ежедневно утреннюю гимнастику?

    Занимаетесь ли Вы каким-то видом спорта?

    Имеете ли Вы вредные привычки?

4 – 6 баллов. Вы следите за собой. Ваши органы дыхания развиты хорошо.

0 – 3 балла. Вам следует лучше позаботиться о своих легких. Задумайтесь над тем, что ничего не ценится так дорого, как здоровье!

Медики настойчиво советуют как можно чаще и громче петь. По мнению ученых и врачей, которые занимаются изучением легочных функций, пение благоприятствует на только увеличению объема легких, но и укреплению мускулатуры груди. Исследования, которые провели среди певцов разноговозраста, которые выспупают в опере, показали, что органы дыхания у артистов не менее развиты, чем у пловцов и йогов.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач

    Изучение нового материала:

Гигиена дыхания

О необходимости гигиены дыхания хорошо и метко сказал

В.В. Маяковский:

Нельзя человека закупорить в ящик

Жилище проветривай чище и чаще!

Работа в парах:

Составление правил гигиены дыхания

Дыхание должно быть ровным и размеренным

Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом

Желательно заниматься физкультурой

Необходимо быть на свежем воздухе 2 - 3 часа

Дышать необходимо через нос

Чихая и кашляя, следует прикрывать нос и рот носовым платком

Необходимо делать регулярную влажную уборку

Для правильного дыхания большое значение имеет красивая осанка

Заболевания органов дыхания и их профилактика

Какие факторы могут оказывать негативное влияние на организм человека?

Курение

Болезни: рак легких, туберкулез и др.

Попадание посторонних предметов в дыхательные пути, травмы, удушение

Экологическое загрязнение атмосферы, химическое поражение дыхательных путей

Вирусы: грипп, ОРВИ, корь

Бактерии: бронхит, пневмония, и др.

Аллергия на пыль, шерсть животных: бронхиальная астма. Аллергический ринит

Заслушивание сообщений учащихся

Составление схемы «Болезни органов дыхания »

Рак легких

Насморк, ринит

Туберкулез

Заболевания органов дыхания

Дифтерия

Пневмония

Бронхиальная астма

Рассказ учителя

Народные методы лечения болезней органов дыхания, использование горчичников, банок и компрессов

Понятие о клинической и биологической смерти

Рассказ учителя с элементами беседы

Демонстрация « Действия при нарушении дыхания» на экране (диск к учебнику, слайд №11)

Понятие о реанимации

Рассказ учителя

Первая помощь в случае остановки дыхания

Демонстрация « Техника искусственного дыхания», « Первая помощь при утоплении» на экране (диск к учебнику, слайд №7, 12

Работа в группах по учебнику стр. 103 – 104

Группа 1 – искусственное дыхание в положении на спине

Группа 2 – искусственное дыхание в положении на животе

Группа 3 – искусственное дыхание « изо рта в рот»

Группа 4 – искусственное дыхание « из рта в нос»

Группа 5 – непрямой массаж сердца

    Закрепление изученного материала

Работа в группах игра « Кто быстрей»

Группам раздаются задания в карточках

Задание. Выберите из приведенного списка те признаки заболевания, которые соответствуют болезням, приведенным в таблице, и впишите в таблицу соответствующие им буквы

Признаки заболевания

А. Нарушение носового дыхания, выведение из полости носа слизи, боль в лобной части головы

Б. Вызывает воспаление органов дыхания, кашель, насморк

В. Острое воспаление слизистой оболочки зева, боль во время глотания

Г. Чаще поражаются легкие, возбудитель активизируется в случае плохого питания, антисанитарных жилищных условий

Д. Поражает слизистую оболояку горла, а яд возбудителя может вызвать отравление всего организма

Е. Першение в горле, сухой кашель

Ж. Внезапное повышение температуры, ухудшение состояния, появление отдышки, сильная боль в груди

З. Периодические приступы удушья и кашля

И. Длительный выматывающий кашель, боль в груди, повышение температуры

Болезнь органов дыхания

Признаки болезни

    Ангина

    Грипп

    Туберкулез

    Дифтерия

    Трахеит

    Бронхит

    Пневмония

    Бронхиальная астма

    Гайморит

    Рефлексия: Подумай и ответь на вопросы:

1. Все ли ты успел на уроке?

2. Если « да», то доволен ли ты уроком?

3. Если « нет», то хочешь выяснить почему? Давай поговорим о том, как исправить положение дел

VII . Итог урока:

- Понадобятся ли Вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Сможете ли Вы оказать первую помощь потерпевшему?

Выставление оценок за урок

    Домашнее задание: Изучить параграф 23, ответить на вопровсы, выполнить задание « Подумай» на стр. 107 учебника, выполнить задания «Тренажера» на диске к учебнику