Главная · Гастрит · Современные подходы к изучению игры. «Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Современные подходы к изучению игры. «Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

другие презентации на тему «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

«Компетентностный подход в образовании» - Родителей? образовательные; ? воспитательные; ? личностные. Политика. Профессионализм. Структура компетенции. Специализация. Компетенция. Умения. Способности. Сегодня…надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. Причины кризиса знаниево-просветительской парадигмы. Семья. Компетентностный подход в образовании.

«Игровые технологии» - Управляемость. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: Таким образом, очевидно: Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Специфика игровой технологии. Эффективность. Функции игры. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду. Структура игры как процесс -.

«Личностно-ориентированный подход» - Педагогические задачи классного часа. Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебно-воспитательного процесса. Сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании. Принципы: самоактуализации индивидуальности субъектности выбора творчества и успеха доверия и поддержки. Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

«Игровая зависимость» - Признаки игровой зависимости. Также разумно будет установить лимит по времени. Стадии зависимости от игры. Безнадежная стадия: чувство безысходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия. Игромания. Однако в последнее время люди стали массово "подсаживаться" на игру.

«Компетентностный подход в обучении» - Цель компетентносного подхода. Концепция модернизации российского образования – формирование ключевых компетенций. Пути реализации компетентностного подхода. Я в обществе. Взаимосвязи компетент-ностного подхода с другими технологиями. Ключевые компетенции. Компетентностный подход в обучении истории и обществознания.

«Деятельностный подход в обучении» - Меня учат. Концепция СДП базируется а следующих основополагающих тезисах: Развитие? деятельность? обучение. Базируется на зоне ближайшего развития ребенка. Материалы к научно- практическому семинару. Именно в системе школьного образования зародилось инновационное обучение. Системы? системный подход? деятельность.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»

Е.В. Болбас

Полысаево 2012

Автор-составитель Болбас Елена Владимирована , воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»

Данная работа посвящена актуальной проблеме социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В работе рассматривается игровая деятельность с точки зрения действенного средства социализации дошкольников, представлены новые подходы к организации игровой деятельности дошкольников.

Адресована работникам дошкольных учреждений.

Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников [Текст]: методическая разработка / авт. – сост. Е.В. Болбас. Полысаево, 2012 –с.Введение

Политика российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. За последние годы выходит ряд документов, приказов Правительства РФ, которые регламентируют важные процессы развития, функционирования дошкольного образования. В Кемеровской области успешно внедряются новые формы дошкольного образования, организуется работа по уменьшению очерёдности. Очевидно, что система дошкольного образования находится в зоне приоритетного внимания.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что в условиях решения задач модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому особое значение в настоящее время приобретают вопросы, связанные с социализацией дошкольников.

Изучение проблемы социализации детей дошкольного возраста обусловлено современными тенденциями социокультурной ситуации в стране и определяется рядом факторов: усложнением социальной среды, растущим темпом развития общества, обилием противоречивой информации, снижением воспитательного потенциала семьи.

Анализ практики воспитания детей показывает недостаточное развитие коммуникативных качеств дошкольников, являющихся одним из главных показателей их социализированности. Это происходит в связи с различными причинами: преобладанием в семьях электронных средств коммуникаций, недостаточным уровнем семейной культуры общения, занятостью родителей и нехваткой мест в дошкольные учреждения. В связи с вышеизложенным важное значение приобретает проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Рассматривая проблему социализации ребёнка дошкольного возраста, мы опирались на идею активизации личности в условиях включения её в социально значимую деятельность (А. С. Макаренко), роль коммуникативных умений, общения и речи в развитии ребенка дошкольного возраста (А. В. Запорожец). Кроме этого, нами поддерживается утверждение о значимости периода детства и ведущем виде деятельности – игре.

Говоря об игре современного дошкольника, следует отметить, что дети любят самые разнообразные игры: подвижные («Догонялки», «Прятки» и др.), настольно-печатные («Домино», «Мозаика», «Лото» и др.), компьютерные («Стрелялки», игры с роботами, «Гарри Поттер» и др.), сюжетно-ролевые («Дочки-матери», «Война», «Крутые человечки», «Кафе» и др.). У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек-паук, полицейские, принцессы Винкс. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных).

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) одной из ведущих названа образовательная область «Социализация».

· развитие игровой деятельности детей;

· приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Целью данной работы является выявление сущности и специфики социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

Понятие «социализация»

Впервые в 1887 году американский социолог Ф. Г. Гидденс употребил в своей книге «Теория социализации» термин «социализация».

Существует два подхода в социализации: субъект - объектный и субъект - субъектный. Первый подход рассматривает человека с позиции отсутствия какой-либо деятельности его в процессе социализации (Э. Т. Парсонс). Сторонники второго подхода считают, что человек активно участвует в процессе социализации, т.е. субъект – субъектного подхода (Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид). Основываясь на субъект - субъектный подход, социализация - это развитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры.

При социализации действуют условия, которые принято называть факторами, они объединяются в четыре группы.

1. Мегафакторы (от англ. «мега» - «очень большой, всеобщий») - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. Макрофакторы (от англ. «макро» - «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.

3. Мезофакторы (от англ. «мезо» - «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.); принадлежности к определенным субкультурам.

4. Микрофакторы (от англ. «микро» - «маленький»), влияющие на конкретных людей - семью, домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации.

Деятельность как интегративный компонент социализации

Анализ психолого-педагогической литературы (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, Л. А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни, она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов.

Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям :

1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой;

4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Соответствующая этим условиям деятельность и должна стать системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в ДОУ. Определение системообразующего фактора интеграции – это нахождение основания для объединения. Системообразующий фактор (систематизатор, интегратор) В. С. Безрукова называет идеей, способной объединить в целостное единство компоненты интеграции, целенаправить их, стимулировать их деятельностные проявления и т. д.

Таким системообразующим фактором является игра , определённая в ФГТ как основная форма организации образовательного процесса и ведущий вид деятельности дошкольника.

В качестве объектов интеграции игры могут объединяться на основе единой образовательной задачи , которой может выступать социализация ребёнка.


В этом случае важно отобрать виды детских игр, наиболее целесообразные для решения данной задачи и способные интегрироваться с другими играми.

В программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы и др.) определено, что решение задач игровой деятельности дошкольников происходит в таких видах игр: сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических.

Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка . В играх формируется принятие своего имени, осознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей («Ласковое имя», «Хозяин своих чувств», «Я – маленький, я – большой»). Игра - своего рода эталон культуры , контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиций. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего. Содержание игр способствует конкретизации и систематизации знаний (когнитивный компонент всех образовательных областей, образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы»). Игровые роли имеют существенное значение в становлении эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития. Игровые правила и действия в большей мере способствуют формированию умений, предусмотренных нормами человеческой культуры (поведенческий компонент – все образовательные области).

Таким образом, значение игры как формы образования состоит в том, что в ней заложен большой развивающий потенциал, она может применяться как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Новые подходы к организации игровой деятельности

в дошкольном учреждении

Говоря об организации игровой деятельности дошкольника как о свободной деятельности, нами поддерживаются идеи развития игровой позиции воспитателя, которая основывается на общих принципах игры. Игровая позиция воспитателя включает в себя ярко выраженный интерес педагога к играм детей; рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности; инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей; креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. Мы убеждены, что сформированная игровая позиция воспитателя (позиция партнёра, режиссёра, соигрока, координатора) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на её развитие.

Практическую значимость проблемы мы видим в поиске новых подходов к организации игровой деятельности, влияющей на социализацию дошкольников. Этапы деятельности:

1 этап. Определение уровня игровых умений детей.

2 этап. Разработка комплекса мер по развитию игровых умений дошкольников. Обобщение опыта работы.

Итак, рассмотрим подробно содержание деятельности на этапах.

В программе «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса) определены умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности детей старшего возраста. Так, в образовательной области «Социализация» ребёнок умеет договариваться с партнерами: во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры. Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш. Объясняет правила игры сверстникам. После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), ис­пользуемые средства художественной выразительности и элементы худо­жественного оформления постановки. Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в де­тском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).

Для того чтобы уточнить уровень игровых умений детей, оценить эти умения, нами проведены наблюдения за игровой деятельностью старших дошкольников. Мы применяли диагностические карты пособия «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы», разработанные автором - составителем Ю. А. Афонькиной.

Нами было обследовано 25 детей старшего дошкольного возраста.

В результате диагностики образовательной области «Социализация» раздела «Развитие игровой деятельности» получены следующие результаты:

· побуждение к игровой деятельности ситуативное. Детей, не проявляющих интерес к игровой деятельности, не выявлено.

· 88% детей могут договариваться о последовательности совместных действий с помощью взрослого, 12% детей – самостоятельно.

· У 44% детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие носит ситуативный характер, у 28% детей – неустойчивый, у 28% детей – устойчивый.

· У 44% детей развито умение самостоятельно разрешать конфликты, возникшие в ходе игры, у 56% детей - с помощью воспитателя.

· 36% детей умеют самостоятельно создавать новые игры и развивать их, у 64% детей - совместно с воспитателем.

· У 40% детей развито умение самостоятельно высказываться по поводу процесса игры, у 60% детей - с помощью воспитателя.

Результаты исследований позволили разработать комплекс мер по формированию игровых умений детей, влияющих на социализацию дошкольников. Следует отметить, что нами найдены новые подходы к реализации поставленных задач.

Разработка комплекса мер по развитию игровых умений дошкольников.

1. Разработана модель полиигрового пространства (С. В. Проняева).

2. Разработана структурная модель игровой деятельности на один день.

3. Разработаны и апробированы новые приёмы организации игровой деятельности с детьми («Почта любимого героя сказок», «Сундучок с сюрпризами», «Выбор игр на день»).

4. Разработана картотека любимых детских игр (пользователи – дети).

5. Проведены игровые тренинги с родителями («Любимые игры нашего детства», «Во что играют дошкольники?», «Народные игры»).

Рассмотрим подробнее комплекс мер по формированию игровых умений детей с учётом задач социализации.

Модель полиигрового пространства, созданная в старшей группе, представлена на схеме.

Рис. 1. Модель полиигрового пространства в старшей группе.

На схеме видно, что представлены 3 вида игр. Характеристику данных игр дала С. Л. Новосёлова. В таблице 2 представлены примеры тех игр, которые мы организуем с детьми старшей группы.

Таблица 2

Классификация игр для детей старшей группы

Классификация игр

Название игры

Самодеятельные игры отражают субкультурный личный игровой опыт детей (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские, игры-экспериментирования)

Сюжетно-ролевые - «Семья», «Поликлиника». Режиссёрские игры по мотивам произведений «Цветик-семицветик», «Волшебник изумрудного города».

Театрализованные «Телефон», «Узнай себя».

Игры-экспериментирования - «Кубики льда», «Буль-буль»

Игры, специально привносимые в детский опыт взрослыми в развивающих целях (дидактические, психо-гимнастические, досуговые, тренинговые, подвижные, спортивные)

Игры на социализацию - «Зеркало», «Продолжи движение», «Улитка - чемпион», «Скучно - скучно так сидеть», «Ты - кирпичик, я - кирпичек, а вместе – общий дом» и др.

Подвижные игры - «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Уголки», «Мы весёлые ребята» и др.

С элементами соревнований - «Кто выше?», «Кто быстрее?» и др.

Народные игры , которые вводят детей с национальную игровую культуру

Подвижные - «Васька - кот», «Посягутки», «Воевода», «Заря-заряница».

Игры малой подвижности - «Колечко», «Верёвочка», «Молчанка»

Решая задачи социализации дошкольников, нами разработана примерная структурная модель игровой деятельности на один день, которая отражает новые подходы, разработанные с учётом требований ФГТ, с ориентацией на гуманизацию взаимодействия с детьми.

Таблица 3

Модель игровой деятельности в режиме одного дня старшей группы

Виды деятельности

Тема месяца - «Новый год»

Прием детей

Игры для дружбы, для хорошего настроения, на внимание

Сундучок с сюрпризами (внесение новых игр, атрибутов).

Традиция «Выбор игр на день».

Игры-забавы «Мыльные пузыри», «Воздушные шары»

Непосредственная образовательная деятельность

Почта Деда Мороза / Почта любимого героя. Экспериментирование «Лаборатория Снегурочки».

Музицирование «Оркестр нетрадиционных шумовых инструментов».

Режиссёрская игра по мотивам рассказов о Дедушке Морозе и Снегурочке на игровом макете «Великий Устюг-родина Деда Мороза»

Прогулка

Подвижная игра «Два Мороза».

Сюжетно-ролевая игра «Строительство снежного замка»

Подготовка к обеду, ко сну

Традиция «Чтение у камина»: художественные произведения по программе, «Где живёт Дед Мороз?»

Гимнастика после сна

Традиция – пробежка по зданию «Найди шарфик Снеговика»

Самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек Деда Мороза».

Художественная деятельность – заполнение листов Большой Книги Любимых Игр

В таблице представлены не только классические виды игр, но и новые приёмы организации игровой деятельности с детьми. Нами разработаны методические рекомендации к их организации.

1. Доска выбора игр «Мы играем».

Цель. Организация самостоятельной игровой деятельности детей с учетом их интересов.

Задача игровой деятельности: развивать умение организовать игру.

Задача социализации: развивать умение договариваться о последовательности совместных действий в игровой деятельности.

Оборудование : доска выбора игр «Мы играем…», карточки с описанием игр.

Описание приема. Предварительная работа заключается в знакомстве с играми и карточками, иллюстрирующими эти игры. Выбор игр на день происходит утром во время общения детей и взрослого. Выбор осуществляется детьми.

Данная форма организации позволяет воспитателю получать знания о предпочтениях детей в играх, о длительности их интереса.

2. Большая книга любимых игр.

Цель. Формирование интереса к игровой деятельности.

Задача игровой деятельности: закрепление названия игр и знаний игровых правил, действий.

Задача социализации: развивать умение высказывать свое мнение по поводу процесса игры.

Оборудование: фотографии фрагментов игровой деятельности детей группы, художественные материалы.

Описание приема. Данная деятельность организуется по желанию детей после того, когда игры станут популярными в детском коллективе. Кроме этого, книга постоянно пополняется любимыми играми семей воспитанников.

3. Сундучок с сюрпризами

Цель. Знакомство с новыми играми, игрушками, развитие фантазии.

Задача игровой деятельности: обогащать знакомую игру новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности.

Задача социализации: создавать новые игры и развивать их.

Оборудование: сундучок с навесным замочком.

Описание приема. Сундучок презентуется детям как предмет, в котором иногда появляются разные сюрпризы (новые игрушки, необычные предметы, атрибуты к играм). Сундук открывается ключом. Ключ спрятан. Чтобы найти ключ, детям необходимо выполнить ряд интересных и увлекательных заданий. После того, как открывается сундучок, следует дать возможность детям самим придумать, как можно играть с этим предметом, на правах партнёра предложить свой вариант.

4. Игры для дружбы.

Цель: сплочение детского коллектива.

Задача игровой деятельности: развивать умение согласовывать свои действия с партнерами по общению.

Задача социализации: разрешать конфликты, возникшие в ходе игры.

Оборудование: картотека коммуникативных игр.

Описание приема. Название приема родилось из практики работы с детьми. Дошкольникам объясняли в доступной форме значение той или иной игры. Дети со временем стали называть такие игры «играми для дружбы, для хорошего настроения». Для организации самостоятельной игровой деятельности детьми успешно используется данная картотека.

5. Игры для хорошего настроения с мыльными пузырями и воздушными шарами.

Цель. Создание хорошего настроения.

Задачи игровой деятельности: повышение двигательной активности.

Задачи социализации: формирование эмоционально-положительного отклика на игровую деятельность.

Оборудование: воздушные шары или мыльные пузыри, музыкальное сопровождение.

Описание приема. Главный принцип проведения – традиционность. Время проведения – 5-7 минут, место проведения – музыкальный зал или группа, условие проведение – музыкальное сопровождение.

Организация работы с родителями по формированию игровых умений с детьми

Семья – важнейший институт социализации детей (Н. Е. Веракса). Известно, что игровая деятельность в семье организуется с момента рождения ребёнка и становится постоянным видом взаимодействия (пестушки, потешки, двигательные игры и т. д.). По мере взросления ребёнка изменяется содержание игр, родители, как правило, продолжают играют в те игры, которые знали сами. Однако, как показывает практика, этих знаний недостаточно для организации полноценной игровой деятельности. Поэтому в нашем детском саду, согласно разработанной системе взаимодействия с родителями, применяются такие методы и формы организации, которые положительно влияют на восприятие родителями информации, связанной с организацией игровой деятельности детей.

В таблице представлен пример тематического планирования работы с родителями на месяц по теме «Игровая деятельность как средство социализации дошкольников».

Таблица 4

Взаимодействие с родителями

Месяц

Формы взаимодействия (см. Программа Н. Е. Вераксы, стр. 267)

Знакомство с семьёй

(вид деятельности

/ тема)

Информирование о ходе образовательного процесса

(вид деятельности

/ тема)

Образование родителей

(вид деятельности

/ цель / дата)

Совместная деятельность

(вид деятельности

/ название / с кем)

Анкетирование/

«Игровая деятельность ребёнка»

Консультация /

«Социализация детей старшего возраста»

Мастер-класс / «Народные подвижные игры» / Познакомить с подвижными играми, показать способы игры

Досуг «Любимые игры нашего детства» / вся группа

Заключение

В заключение хочется сказать, что существующая проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи привела к реализации комплекса мер по развитию игровых умений детей старшего возраста.

Нами разработаны методические рекомендации к новым приёмам организации игровой деятельности. В результате игра заняла главное место в жизнедеятельности группы. Появились собственные традиции: «Выбор игр на день», «Игры-забавы с мыльными пузырями»; разработана картотека любимых детских игр. Различные виды игр применяются как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Опыт работы по данной теме был обобщён на педагогическом совете («Игровая деятельность как средство социализации современных дошкольников»), представлен в научно-практических журналах «Обруч», «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду», а также на всероссийском конкурсе «Страна любимых игрушек».

Мы убеждены, что игра – сильнейшее средство социализации ребёнка , включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы , влияющие на личностное развитие.

Консультация для воспитателей

«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка .
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений , в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image003_63.jpg" alt="Блогер:" width="492" height="377 src=">

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Длительность сюжетной игры:

· в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image005_35.jpg" alt="Сайт заблокирован" width="409" height="274 src=">

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно–конструктивные игры

Строительные материалы (портал Pandia.ru)" href="/text/tema/stroy/materials/">строительных материалов . Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными .
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image008_29.jpg" alt="сайт" width="552" height="437 src=">

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ вносит в содержание программ необходимые изменения.

Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются:

· наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого

· наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) На это указано в работах ряда современных исследователей (н. А.Коротковой, и др.) Это особенно актуально для организации игровой деятельности.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственно образовательную деятельность . Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности, в первую очередь в игре как ведущей деятельности.

По мнению, «если взрослый все время управляет ребенком, то у того просто нет ни возможности, ни потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами регуляции собственного поведения (ведь за него это уже кто - то делает). При этом развивается не столько воля ребенка, сколько воля взрослого, который стремится заставить малыша действовать в рамках своих ожиданий.

Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности, вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.

В ходе планирования игры, по мнению О. Скоролуповой, необходимо руководствоваться следующими принципами планирования:

· комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса

· принцип интеграции образовательных областей.

Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра носит социальный характер.

Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом.

В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, принимает на себя реальные социальные роли, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку уменьшить существующие противоречия между своим стремлением быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

Игра – это деятельность, которая протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов. Ребенок произносит слова “как будто” и оказывается совсем в другом мире – в космической ракете, в бушующем океане... Ребенок верит, что он находится в волшебном мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится “здесь и сейчас”.

Игра – деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещены символами – предметами или действиями, замещающие реальные. Возможность использования в своей деятельности символов – это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит в игре.

Игра несет в себе чувство свободы. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Проанализировав выбор сюжетов и ролей, я отметила, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются не только традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени, но и появляется много новых игровых ролей. Это и Бэтмен, и человек-паук, и другие герои мультфильмов и кинофильмов. Но также мною было отмечено появление в игре детей новых отрицательных персонажей, антигероев (зомби, вампиры и др.) . Я связываю это с характерной особенностью субкультуры современного детства, которая формируется под влиянием средств массовой информации, доступности различных компьютерных игр, да и просто невнимания взрослых к тому, чем заняты их дети, какие фильмы и телевизионные передачи ни смотрят.

Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и не развивающая игрушка - характерная примета нашего времени. Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше тех игрушек, которые популярны в данный момент, в детской субкультуре считается престижным.

Самая предпочитаемая игра с игрушками у девочек – “Барби и Кен”, где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, не смотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору и не допускают изменения характера и имени героя. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

В творческих играх детей подготовительной к школе группы я принимаю косвенное руководство. Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре. Для этого я стараюсь обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. Я обеспечиваю ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

Организация творческих игр связана с созданием развивающей предметно – игровой среды, в которой у нас представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

Для того, чтобы эффективнее осуществлять косвенное руководство игрой, я наблюдаю за игровым поведением детей, изучаю возможности его развития, стараюсь определить, как пробудить активность и инициативу ребят.

Для обогащения тематики творческих игр детей в нашей группе была пополнена предметно-развивающая среда. Были подобраны атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аэродром» , «Морское путешествие» . Дети с удовольствием помогали мне делать оборудование для игры, вносили свои предложения, которые оказались довольно креативными. Так у нас появился «центр управления полётами» , «капитанская рубка» , «лаборатория» .

Для обогащения содержания игр я использовала различные методы: рассказ, объяснение, показ презентаций, рассматривание иллюстраций, организацию целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы. После приобретения и систематизации знаний по темам «Аэродром» и «Морское путешествие» у детей значительно обогатились ролевые диалоги, появилась определённая свобода в ролевых действиях. Дети стали объединять несколько сюжетов в один, придумывать новое развитие игры.

Дети очень тонко реагируют на то, вижу ли я, чем они заняты, замечаю ли их игру. Они очень чутки к моей реакции, и если я поддерживаю, одобряю их действия, активность детей возрастает, доброжелательные замечания, подсказки воспринимаются как должное.

Я считаю, что работа воспитателя по развитию творческой игры дошкольников не должна ограничиваться лишь ᴨедагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности, в развитии инициативы, в обогащении образными художественными вᴨечатлениями важную роль играют и условия в семье. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы.

Творческие игры содействуют ᴨереходу детского любопытства в любознательность, воспитанию наблюдательности, развитию воображения, смекалки, изобретательности, памяти и речи. В любой игре заложен огромный развивающий потенциал. Игра не только формирует личность ребенка, но и готовит его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому трудно переоценить значение игры в дошкольном детстве.

МБДОУ «Детский сад №1»

Подготовила: Курганникова Мария Валерьевна 2016

Елена Андронова
Современные требования к организации игровой деятельности.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”В. А. Сухомлинский.

Игры детей, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.

Прежде всего, это связано с переходом отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада) . В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет игре «освободиться» от чисто дидактической функции «проработки» знаний.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, игра, как и любая другая человеческаядеятельность , возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть» . Ребенок овладевает игрой , втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры : старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры» . Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений , и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры» , передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры .

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности . Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста,а также уметь играть с детьми.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляетсятем видом деятельности , в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения , состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности : он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Одной из характерных черт игры, является самостоятельный характер деятельности детей . Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности , которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила , следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.

Игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты : сюжет, содержание, роль.

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей . Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности .

Таким образом, разнообразие содержания игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Для ребенка роль – это его игровая позиция : он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком изокружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Для развития игры характерно изменение требований , которые дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает вигрушке возможность воспроизведения техдействий, которые составляют основное содержание игры. Игрушка может быть обобщенной,и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляюттребований к соответствию игрушки игровому замыслу .

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать . Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства , профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Руководство играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей . Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогических воздействий. Для перехода игры на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости от уровня развития игры на данном этапе. Содержание работы по всемкомпонентам руководства игрой направлено на постепенное усложнение способов решения игровых задач , развитие сюжета, взаимоотношений детей и их самостоятельности в игре.

Таким образом, изучив и определив факторы, способствующие обогащению игры педагогом, можно сделать следующие выводы :

Игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.

Современные подходы к руководству играми рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры.

Необходимость оказания педагогам методической помощи по расширению и обогащению теоретических и практических знаний о природе игры, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей игровых действий , ролевого поведения, сюжетно - сложения. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника . Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано : мир взрослых влияет на мир детей. Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир, повысить уровень «внутреннего Я» развить уровень интеллекта и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников .

В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий . Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой , от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий , умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозораречи детей.