Главная · Гастрит · Режим дня и питания в 1 год. Как правильно организовать режим дня годовалого ребенка и зачем это нужно? Развитие во время игр

Режим дня и питания в 1 год. Как правильно организовать режим дня годовалого ребенка и зачем это нужно? Развитие во время игр

Нередко после рождения малыша новоявленные мама и папа больше всего на свете мечтают просто по-настоящему выспаться. Впрочем, эта проблема может затягиваться гораздо позже младенческого возраста. И если сон новорожденного контролировать очень тяжело, т.к. у него свой режим дня, то детям постарше родители вполне могут помочь спать лучше, заодно помогая лучше спать себе.

Ведь, согласитесь, измотанные, вечно усталые от недосыпа родители, которые спят на ходу и раздражаются «на ровном месте», не лучшие воспитатели.

Ключ к спокойному сну

Один из самых распространенных мифов о сне - миф о том, что дети по ночам НЕ СПЯТ. Это не так. Дети не враги сами себе и они хотят спать не меньше, чем мы, взрослые. Конечно, есть исключения - дети, которые практически не спят или спят очень мало, но даже таким деткам можно помочь, применяя следующие советы. Перед тем, как воспользоваться ими, убедитесь, что проблема именно во сне и что ребенок не болен, не голоден и не испытывает жажды.

Для начала важно понять: ночной сон ребенка начинается еще с утра.

Если день был очень насыщенным, к вечеру ваш малыш может быть изрядно взбудоражен. Поэтому прежде, чем «отправлять» спать, его следует успокоить.

При этом на состояние ребенка могут влиять даже абсолютно незаметные для родителей факторы.

Если в вашем доме постоянным фоном включён телевизор, обращайте внимание на то, какие телепрограммы служат этим фоном. Криминальные сериалы вряд ли будут хорошо сказываться на нервной системе ребенка. Даже если это просто мультфильмы, то в них часто кричат персонажи, приводя маленьких зрителей в возбужденное состояние. А между мультфильмами зачастую показывают короткие, но очень нужные всем вставки новостей, способные вывести из равновесия даже взрослого человека. Эти кадры могут откладываться у ребенка в подсознании и потом всплывать перед сном - как раз в то время, когда он ни о чем особенном не думает. И страшная картина несущейся на скорости машины из новости об аварии, стреляющих бородатых дядек из военной сводки или другие «десерты» для мозга могут стоять у него перед глазами, пугая и не давая уснуть.

Значение также имеет то, о чем мама и папа разговаривают друг с другом в присутствии ребёнка. У детей прекрасно развито воображение, но в силу отсутствия жизненного опыта недостаточно развиты аналитические способности и логика. Поэтому зачастую достаточно одной лишь неаккуратно брошенной пугающей фразы или страшного тона, чтобы ребенок стал додумывать все остальное перед сном, представляя все в самых черных красках. Слишком радостные или положительные новости тоже имеют возбуждающий эффект. Поэтому, если вы узнали, что скоро вас навестит долгожданная тетя из Сан-Франциско и привезет много шоколада, возможно, не надо сообщать это ребенку сразу перед сном.

Постарайтесь думать о сне ребенка в течение всего дня и сделать все, что от вас зависит, чтобы ребенок пришел ко времени сна спокойным и невозбужденным.

Ночные ритуалы

Начиная с самого раннего возраста, когда хаос в распорядке ребенка сменяется постоянным режимом, имеет смысл сопровождать отход ко сну ритуалом. Ритуал отхода ко сну - это серия простых последовательных шагов, призванных помочь вам настроить ребёнка на нужный лад и погрузить его в сон тогда, когда это требуется.

Для начала укладывайте ребенка спать в постоянное время. Делайте это всегда.

Разумеется, бывают различные форс-мажоры, при которых привычный график отклоняется в ту или иную сторону. Но в целом час отхода ребёнка ко сну должен быть постоянным. Некоторые родители считают, что укладывать ребенка один вечер в 20:00, другой в 22:00 или вообще когда ребенок захочет спать – это хорошая идея. Нет, это не хорошая идея. Детям нужен режим, в том числе и для их внутреннего спокойствия. Поэтому две вещи должны оставаться неизменными – время отхода ко сну и место отхода ко сну. Если ребенок засыпает в своей кроватке, он должен засыпать там каждую ночь. А не день в кроватке, день в салоне, день у мамы не руках.

Затем переходим к основной фазе, собственно, отходу ко сну. Многие родители думают, что он состоит из всего одной фазы – засыпания. Это ошибка. Он состоит их нескольких частей, предшествующих самому засыпанию, которые не менее важны. Ритуал может быть любым, например, таким:

  • ужин;
  • ванна;
  • книжка;

В нашей семье этот ритуал работал на ура. При этом ужин должен начинаться изо дня в день в одно и то же время. Это время также должно быть постоянным, как и время отхода ко сну.

Перед ужином, который становится предвестником сна, мы подготавливаем ВЕСЬ дом ко сну:

  • уменьшаем громкость телевизора, а лучше выключаем его совсем;
  • приглушаем свет в комнате;
  • заканчиваем все подвижные, возбуждающие игры;
  • переходим на пониженные тона в разговоре.

Таким образом, день изо дня вы готовите ребенка ко сну.

Не хочу спать!

Скорее всего, если вы читаете эту статью, ваш ребенок ни в какую не хочет засыпать и всячески этому сопротивляется. Вы уложили ребенка в кроватку, укрыли его одеялом, поцеловали лобик. И тут начинается самое интересное: ребенок начинает вскакивать, кричать, бегать, плакать, хочет пить и просится в туалет, и желательно одновременно. На этом этапе вы должны понять, что вашему ребенку тяжело засыпать и вы должны ему помочь. Он не засыпает, потому что не умеет, и его надо научить.

Первое и основное правило. Если вы не усвоите его, вы не сможете научить ребенка спать.

Ни в коем случае не кричите на ребенка и не злитесь на него.

Выпейте травяной чай, включите концерт Вивальди в ля-минор в наушниках, обнимите кошку – главное, успокойтесь.

Затем приступайте ко второму этапу. Подготовьте себя морально, что вам придется подходить к ребенку несколько раз. Возможно, пять. Возможно, десять. Возможно, пятнадцать. В этот вечер и все последующие вечера, когда вы будете учить ребенка спать, вы больше ничего не сможете сделать. Поэтому ничего не планируйте, кроме как обессиленно рухнуть на кровать.

Пожелайте ребенку спокойной ночи и выйдите из комнаты. Он встанет, побежит за вами. Возьмите его на руки и верните обратно в кровать. Если ребёнок не желает оставаться к своей кровати и норовит из неё выбраться, необходимо без всяких разговоров уложить его назад. Не сразу, иначе это напоминает веселую игру «попробуй, уложи меня!». Выждите полминуты, уложите ребенка обратно и укройте одеялом. Не стоит требовать от него лежать ровно и не двигаться. Пусть сидит, ёрзает или даже стоит на голове, главное - чтобы он не покидал пределы кровати.

Ваша задача на этом этапе, чтобы ребенок оставался в пределах кровати. Это сейчас границы. Вы выполнили ритуал – почитали, поели, попили, провели вместе время. Теперь наступило время спать. Если вы верите в понятие «время спать», то оно станет вашей религией и вскорости - религией вашего ребенка. Если вы считаете, что «время спать» - ненужная абстрактная концепция, ваш ребенок будет считать также.

«Я не хочу спать!», - может сказать ребенок. Нет никаких проблем. Скажите ему: «Можешь не спать, но ты остаешься в кровати». Более того, не надо настаивать, чтобы ребенок «спал» и «засыпал», иначе эти вещи превращаются в камень преткновения. Замените это понятие на «отдыхать» и пользуйтесь этим словом. Оно гораздо мягче и для него не надо насильно засыпать.

Итак, ребенок в кроватке. Но ненадолго. Он будет вставать и выходить. Каждый раз, когда это происходит, вы будете мягко возвращать его в кровать. Не злитесь и не кричите. Можно тихо говорить ребенку «спокойной ночи».

Теперь наступает самое тяжелое для родителей. Ребенок начинает проявлять недовольство - кричать, возмущаться и плакать. Здесь сдаются большинство родителей. Однако с криком и плачем ребенка можно эффективно работать без того, чтобы делать ребенку плохо. Расскажу вам, как.

Помогите вашему малышу успокоиться. Обнимите его, прижмите к груди, скажите, что любите его. Подержите его некоторое время, затем снова уложите в кровать и выйдите из комнаты. Если ребенок не выходит, дайте ему минуту, чтобы свыкнуться с мыслью о предстоящем сне. Затем зайдите и вновь обнимите его. Если он встал и вышел из комнаты, верните его обратно в кроватку.

Этот ритуал должен выполняться спокойно, с любовью и в то же время твердо. Если вы твердо верите в пользу ночного сна и в то, что здоровый ночной сон нужен и взрослым, и детям, ваш ребенок тоже в это поверит.

В какой-то момент вы почувствуете, что хотите сдаться - взять ребёнка на руки, отнести к себе. Вы можете это сделать, но помните: через день всё придётся начинать заново.

Приучение ко сну может занять от нескольких дней до 2-3 недель.

Ты плохо себя ведешь - я отправлю тебя спать!

Знакома ли вам эта угроза?

А между тем фразы, вроде «Не мешай мне, или пойдешь спать раньше!» или «Перестань щипать брата, иначе я уложу тебя спать» должны навсегда исчезнуть из вашего лексикона.

Помните: дети любят спать! Сон - это прекрасная возможность восстановить силы для того, чтобы на следующий день проверять на прочность и выдержку своих родителей. Поэтому крайне важно, чтобы ко сну в семье было выработано правильное отношение.

Не угрожайте ребёнку сном! В таком случае он станет воспринимать его (а также всё, что с ним связано) как наказание, и ему даже ночью не захочется лежать в ненавистной кровати. Сон, кровать, спальня должны вызывать у ребёнка лишь положительные эмоции и казаться чем-то приятным и желанным.

«Оля уже спит...»

Начиная с определённого возраста, когда ваш ребёнок ходит в детский сад, он часто повторяет действия других детей. Вы можете воспользоваться этим, подготавливая его ко сну.

«Оля из садика уже спит. Она покушала, почистила зубы, легла в свою кроватку и уснула. Все детки из садика уже лежат в своих кроватках и спят. И мама с папой тоже ложатся спать». При этом хорошо бы сладко зевнуть. Думаю, вы сможете сделать это с лёгкостью!

Кстати, сообщение о планах мамы и папы хорошо действует на детей, поскольку нередко они считают, что, засыпая, пропускают самое интересное. «Как только я засыпаю, - думает ребёнок, - мама и папа надевают конусовидные шапочки, включают музыку и начинают танцевать. Возможно, даже прыгают по диванам! И всё это - без меня! Я не могу такое пропустить!».

Приглушенный свет и тишина в квартире помогут ребенку погрузиться в атмосферу сна и убедят его в том, что все-все домашние собираются последовать его примеру.

Читая ребёнку книжку на сон грядущий или напевая колыбельную, мы часто не обращаем внимания на то, о чём именно говорится в сказке или песне. Мы поём колыбельную и уже не удивляемся тому, что, если ты ляжешь на край, то «придёт серенький волчок и укусит за бочок». Читаем малышу «Муху-Цокотуху» и с выражением описываем драматические события, разворачивающиеся в сказке: «Вдруг какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок...». Или сказку, действие которой происходит в темном-тёмном лесу, где на каком-то этапе один из персонажей умирает, даже если это отрицательный персонаж. Отличная поддержка нервной системы ребенка! А как вам пугалка с Бабайкой, который приходит по ночам к «непослушным» детям? Попробуй тут засни!

Это я к тому, что сказку на ночь тоже нужно выбирать внимательно и стараться, чтобы в ней ни в коем случае не было устрашающих сюжетов и картин.

Детские кошмары

В чем детям точно не откажешь - это в отлично развитом воображении. Оно помогает им представлять, что коробка из-под обуви - это автомобиль, деревянная палочка - меч, а сами они - рыцари или принцессы.

Однако у развитого воображения есть «побочное» явление - оно генерирует страхи. Страх является базисным чувством, которое испытывают люди в любом возрасте. Однако у детей, в отличие от взрослых, нет достаточного жизненного опыта для того, чтобы отличить реальные причины для страха от воображаемых. Поэтому очень важно нам, взрослым, помочь им преодолевать страх.

Итак, главное правило: не говорите ребенку «не бойся!» («это не страшно», «причины для страха нет» и так далее). Скажите, вас когда-нибудь вызывал начальник, заранее не сообщая предмет разговора? Вы боялись? Волновались, как минимум. А если бы в этот момент коллега хлопнул бы вас по плечу и сказал: «Не бойся!», страх бы исчез? То-то же.

Страх служит для нас своего рода защитой от негативного влияния внешнего мира. Поэтому, когда ребёнок говорит вам о том, что он боится, не убеждайте его в том, что для страха нет причин. Поговорите о том, что он чувствует и чего именно боится. Обязательно скажите ему, что бояться - это нормально и что вы тоже боитесь различных вещей. Подробно расспросите его о причине страха и помогите построить необходимую «защиту».

Если ребенок боится ночных воров, скажите ему, что вы живете высоко, и воры ни за что до вас не доберутся. Если малыш боится чудовища или Бабу-Ягу, убедите его в том, что ни одно чудовище или Баба-Яга никогда не проникнут к вам в дом, поскольку смертельно боятся вас, его родителей (разумеется, вы можете придумать свои варианты!).

Если после всех ваших доводов малыш не успокаивается и говорит, что ему по-прежнему страшно, не убеждайте его в обратном. Главное, что хочет знать ваш ребёнок, - это то, что его родители - такие большие и сильные, которые к тому же всё знают - его непременно защитят! Поэтому основной ваш посыл должен быть таким: «Мы с тобой. Мы тебя любим, заботимся о тебе и ВСЕГДА, в любой ситуации, тебя защитим».

Сон – это не просто закрывание глаз. Здоровый сон начинается еще днем. Чувство безопасности и защищенности поможет вашему ребенку легче засыпать и крепче спать. Режим сна, ритуалы, спокойствие и уверенность родителя в том, что сон – это действительно здорово, поможет ребёнку наладить режим сна.

На прощание хочу рассказать о паре, к которой все время вечером приходила их дочка и занимала место по диагонали на их кровати. Я научил их, как возвращать ребенка в кровать и помогать ему засыпать. Через несколько месяцев после того, как кровать снова перешла в безраздельную собственность родителей, женщина забеременела. Так родители получили назад интимность, а девочка не только научилась спать, но и стала сестричкой маленькому братику. Так что здоровый детский сон полезен во всех отношениях!

Каждый месяц в течение первого года жизни в режиме дня ребёнка происходили определённые изменения. Время, посвящённое активным играм и развивающим занятиям, постепенно увеличивалось, количество кормлений и дневных снов - сокращалось. Для того чтобы родители были уверены в правильном развитии годовалого малыша, нужно не только учитывать индивидуальные особенности крохи, но и знать определённые возрастные нормы: сколько нужно спать, как много времени проводить на свежем воздухе, как сделать меню сбалансированным.

Сколько должен спать ребёнок в 1 год

Сон помогает восстановить силы, ведь с момента рождения малыш тратит огромное количество энергии на познание окружающего мира и интенсивный рост. К двенадцати месяцам ребёнок бодрствует большую часть дня. У него остаётся один или два дневных сна в зависимости от индивидуальных темпов развития.

В норме на сон приходится 13–14 часов в сутки: 11 из них - на ночной и 2–3 - на дневной. К 1,5 годам этот период незначительно сокращается - примерно на 30–60 минут.

А уже к двухлетнему возрасту общее количество времени, проведённого во сне, составляет 12–13 часов.

Дневной и ночной сон ребёнка в 1 год

В год дети обычно спят днём 2 раза по 2 часа: в первой половине дня и после обеда. Но некоторые уже к этому возрасту переходят на один дневной сон. Это считается не отклонением от нормы, а индивидуальной особенностью организма. Количество дневных снов определяется временем пробуждения. Дети, которые рано укладываются спать вечером, раньше встают утром. Поэтому уже в первой половине дня им необходим отдых, чтобы восстановить силы. После обеда такие малыши также нуждаются во сне.

Другие дети уходят на ночной сон позднее, а значит, и просыпаются, позже. Именно поэтому в первой половине дня отдых им не нужен - они просто не успевают устать. В этом случае ребёнку хватает одного дневного сна, который будет более продолжительным по времени - 3–3,5 часа. Если кроха активен, хорошо спит ночью и ему хватает одного дневного сна, педиатры рекомендуют не укладывать малыша второй раз.

Если ребёнок ещё не умеет засыпать самостоятельно, возраст одного года - самое время приучить его к этому. Активное и насыщенное бодрствование, по возможности проходящее на свежем воздухе, позволяет тратить много энергии, и к вечеру малыш хочет спать довольно сильно. Важное правило, которое нужно соблюдать, - прекращать слишком активные занятия примерно за час до сна.

Одной из проблем, сильно беспокоящих родителей, являются частые ночные просыпания, в то время как возрастной нормой считается одно пробуждения для того, чтобы поесть. Существует несколько рекомендаций:

  • активные игры во второй половине дня;
  • расслабляющая прохладная ванна;
  • кормление непосредственно перед сном.

Видео: правила детского сна

Бодрствование

Дети каждый день узнают что-то новое. В этом возрасте они очень любознательны. Для гармоничного развития родители должны проводить с малышом много времени. Правильно организованное бодрствование помогает:

  • фокусировать внимание крохи на определённом предмете или задании;
  • разрабатывать мелкую и крупную моторику;
  • развивать мышление, память и речь.

Несмотря на то что в один год дети умеют ещё немного, есть занятия, которые наверняка придутся им по вкусу:

  • рисование пальчиковыми красками;
  • игры с песком (в холодное время года их можно организовать дома с помощью кинетического песка);
  • крупные пазлы, конструктор, кубики, пирамидки;
  • игры с водой.

В этот возрастной период оптимальным является сочетание динамических и статических игр, направленных на совершенствование навыков моторики, в том числе и мелкой. Игры с распознаванием цветов, форм предметов, запоминание названий различных объектов (вещи, животные и т.п.), звуков. Прекрасно подходят и спортивные игры (мяч, лазание по детским горкам с поддержкой родителей). Занятия в бассейне также способствуют получению симметричных нагрузок без патологического воздействия на опорно-двигательную систему.

Прогулки на свежем воздухе

Педиатры рекомендуют родителям организовывать прогулки на улице дважды в день: в течение 1,5–2 часов до обеда и столько же после полдника или ужина. Гулять желательно в любую погоду, кроме сильного дождя и метели, аномально высоких и низких температур. Свежий воздух полезен для здоровья малыша и его физического развития. Чтобы прогулка была интереснее, можно брать на улицу мяч, велосипед, игрушки для песочницы. А познавательной её сделает рассказ о мире вокруг: деревьях, птицах, цветах, погоде. Следует помнить о том, что присутствие родителей рядом с годовалым малышом обязательно для его безопасности.

Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребёнком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни.

http://articles.komarovskiy.net/gulyaem.html

Во время сборов на прогулку не нужно слишком тепло одевать малыша: ему должно быть комфортно. Кроме того, простуды чаще возникают не от переохлаждения, а от повышенной потливости из-за слишком большого количества одежды.

В каждой семье режим дня складывается по-разному, но существуют общие рекомендации педиатров.

  1. Купание чаще всего проходит перед ночным сном. Если эта процедура расслабляет малыша и настраивает его на спокойный лад, время выбрано верно. Если после ванной ребёнок становится возбуждённым, лучше перенести купание на другое время.
  2. Подходящее время для развивающих занятий - первая половина дня. В этот период ребёнок более сосредоточен и внимателен и будет быстрее воспринимать информацию. После дневного сна можно заняться рисованием, поиграть с песком или водой.
  3. Гимнастику лучше проводить утром после гигиенических процедур. Зарядка укрепляет организм и помогает физическому развитию.

Нарушение режима сна и бодрствования годовалого ребёнка

Достаточное количество сна очень важно для малыша, так как именно в это время вырабатывается гормон роста, организм отдыхает и восстанавливает силы, которые потратил на активную деятельность. Причин нарушения сна может быть несколько:

  • неправильный режим питания, когда голод или, наоборот, слишком большой объём пищи на ночь делают сон беспокойным;
  • физический дискомфорт, вызванный болезнью, тесной или натирающей одеждой, прорезыванием зубов, духотой в помещении;
  • эмоциональное переутомление, из-за которого ребёнок перевозбуждается и долго не может уснуть;
  • гиперактивность.

Что делать родителям?

  1. Время непосредственно перед сном лучше проводить за спокойными играми, например, чтением сказок или рисованием.
  2. В качестве позднего ужина не стоит давать ребёнку фрукты, мясные или овощные пюре, так как это большая нагрузка на желудок. Грудное молоко или адаптированная смесь - оптимальный вариант перед сном.
  3. Во время болезни и прорезывания зубов дети неспокойны. По рекомендации педиатра можно пользоваться лекарствами, снимающими неприятные ощущения. А для малышей на грудном вскармливании хорошим успокоительным является мамина грудь.
  4. При подозрении на гиперактивность нужно обратиться за консультацией к неврологу.

Режим кормления ребёнка в 1 год

К годику рацион ребёнка становится достаточно разнообразным, хотя переходить на общий стол ещё слишком рано. Смесь или материнское молоко остаются в основном только утром и перед ночным сном. В этом возрасте малыш ест 4–5 раз в день с перерывом 3–4 часа между кормлениями независимо от того, на грудном или искусственном вскармливании он находится.

В меню годовалого ребёнка должны входить:

  • мясные, овощные и фруктовые пюре;
  • молочно-крупяные каши;
  • творог и кефир;
  • рыба;
  • желток;
  • сливочное и растительное масла.

По желанию родителей можно предлагать детское печенье и фруктовые соки.

Желудочно-кишечный тракт ребёнка остаётся неприспособленным к перевариванию многих продуктов, поэтому некоторые из них могут вызвать аллергию и дискомфорт. Способ приготовления также имеет огромное значение - детям этого возраста пищу готовят на пару или варят, а жареная, копчёная и солёная еда крайне нежелательна.

Отдельного внимания требует включение в рацион цельного коровьего молока. Часто мамы завершают грудное вскармливание, когда малышу исполняется год, и заменяют материнское молоко коровьим. Педиатры не рекомендуют делать этого по нескольким причинам.

  1. Состав коровьего молока не адаптирован для ребёнка: в нём много фосфора, который при выводе из организма почками вымывает кальций.
  2. Большое содержание жиров оказывает дополнительную нагрузку на систему пищеварения, из-за чего у ребёнка может возникнуть дискомфорт в животике и расстройство стула.
  3. Употребление коровьего молока часто провоцирует аллергическую реакцию.

Основная проблема, связанная с употреблением цельного молока, состоит в его влиянии на формирование костей. Дело в том, что оно содержит в 6 раз больше фосфора, чем женское, а обмен этого элемента в организме теснейшим образом связан с обменом кальция. В итоге уровень последнего в крови может снижаться, нарушая развитие костей. Это положение тем актуальнее, чем младше ребёнок, но почки годовалого малыша вполне могут справиться с излишком фосфора и вывести его. Тем не менее педиатры многих стран не рекомендуют употребление цельного коровьего молока до достижения ребёнком двухлетнего возраста и предлагают в качестве альтернативы т.н. «последующие формулы» - сухие молочные смеси для вскармливания детей старше 6 месяцев (их обычно обозначают номерами 2 и 3). Аргументация - чисто, удобно, сбалансирован минеральный состав, добавлены витамины.

Евгений Олегович Комаровский, педиатр

http://www.komarovskiy.net/faq/korove-moloko.html

Видео: особенности питания детей в возрасте 9–12 месяцев

Сравнительная характеристика режима дня для детей 12 и 18 месяцев

Режим дня для детей в год и полтора во многом схожи. Главное отличие состоит в количестве сна. Если большинство годовалых малышей спит два раза в день, то ближе к полутора они переходят на один дневной сон. Постепенно сокращаются и ночные кормления. В 12 месяцев ребёнок может просыпаться один раз за ночь. В полтора года можно приучить малыша спать без перерыва на еду. Режим дня не зависит от способа вскармливания: груднички и искусственники имеют приблизительно одинаковый распорядок, который зависит от индивидуальных особенностей малыша и семьи.

Таблица: примерный режим ребёнка в 1 и 1,5 года с графиком кормлений

Время 1 год Время Полтора года
7.00–7.30 8.00–8.30 Пробуждение, первое кормление
7.30–8.00 Гигиенические процедуры 8.30–9.00 Гигиенические процедуры
8.00–8.30 Гимнастика 9.00–10.30 Гимнастика
8.30–9.00 Завтрак 10.30–11.00 Завтрак
9.00–10.30 Развивающие занятия 11.00–12.00 Развивающие занятия
10.30–12.00 Первый дневной сон 12.00–14.00 Прогулка на свежем воздухе
12.00–14.00 Прогулка на улице 14.00–14.30 Обед
14.00–14.30 Обед 14.30–17.00 Дневной сон
14.30–15.30 Игры 17:00–18:00 Игры
15.30–17.00 Второй дневной сон 18:00–18:30 Ужин
17:00–18:00 Игры дома или на улице 18:30–20:30 Прогулка на улице
18:00–18:30 Ужин 20:30–21:30 Спокойные игры
18:30–20:30 Прогулка на свежем воздухе 21:30–22:00 Купание
20:30–21:30 Спокойные игры 22:00–22:30 Кормление перед сном
21:30–22:00 Купание 22:30–8:00 Ночной сон
22:00–22:30 Кормление перед сном
22:30–7:00 Ночной сон с просыпанием для кормления

Почему важен режим дня для ребёнка в 1 год

К году у малыша вырабатывается определённый распорядок дня, который включает в себя дневной и ночной сны, питание, физические упражнения, прогулки и развивающие игры. В зависимости от индивидуального развития и потребностей режим может незначительно отличаться от того, который рекомендуют педиатры в соответствии с возрастными нормами. Но одно правило остаётся неизменным: он должен быть удобным для всей семьи и не доставлять дискомфорта ни одному из её членов. Малышу, у которого есть чёткий распорядок, будет проще адаптироваться в детском саду. Поэтому принцип таков: светлое время суток для развития, физических упражнений и игр, тёмное - для сна.

  1. Если малыш много спит днём, а ночью просыпается для игр, родителям нужно максимально занимать его в течение дня: занятия дома и на свежем воздухе, посещение детских площадок. В этом случае ребёнок потратит свой запас энергии и к вечеру будет чувствовать себя уставшим. После активного дня ночной сон более спокойный.
  2. Ребёнок должен полноценно и сбалансированно питаться. Иногда дети не едят с утра и до обеда, а потом съедают большие порции - это вредно для системы пищеварения и даёт нагрузку на желудок. Кормления нужно проводить приблизительно в одно и то же время. Если малыш не хочет есть, не нужно по первому требованию предлагать ему перекус. Лучше подождать несколько часов, когда он проголодается и съест предложенную порцию.
  3. Родители должны помнить, что именно они, а не ребёнок, устанавливают распорядок. Даже если в течение нескольких дней малыш не принимает новый режим и высказывает недовольство капризами и плачем, нужно потерпеть, мягко настаивая на своём.

Видео: доктор Комаровский о режиме дня

Чтобы ребёнок спал ночью и был активным днём, ему необходим определённый режим. При формировании распорядка дня родителям нужно начать с установления границ сна, приёма пищи, занятий и прогулок на улице. При соблюдении режима организм ребёнка быстро привыкнет к определённому ритму.

Ещё вчера годовалый карапуз был маленьким несмышлёнышем. Но время летит быстро, ребёнок растёт, а вместе с ним возрастают его потребности. В возрасте одного года малыш потребует от своих родителей намного больше внимания и активности, чем прежде. В связи с этим в суточном режиме вчерашнего грудничка появляются определённые изменения. Возникает необходимость организации более продолжительных прогулок и разнообразной игровой деятельности, сокращается время дневного сна, увеличивается интенсивность взаимодействия с окружающими.

В ежедневном распорядке годовичка появляются изменения во всех режимных моментах. Больше времени потребуется на организацию досуга и физической активности.

Сон и бодрствование

Сон и бодрствование ребёнка

Режиму сна в 1 год традиционно отводится важное место. В этом возрасте детей следует укладывать спать не менее 3-х раз в сутки. На сон должно приходиться 15-16 часов, из них 3-4 часа на дневной отдых. После года жизни ребёнку положено спать в первой и второй половине дня.

Гигиенические процедуры и купание малыша

Проведение гигиенических процедур по-прежнему остаётся важным ежедневным занятием. Частота купаний сокращается до 1 раза каждые 2 дня. Хороший ухаживающий эффект окажут детские средства с минералами и экстрактами лекарственных трав, добавленные в ванну. Помимо этого родителям следует начинать формировать начальные гигиенические навыки. В возрасте 1 года дети способны понимать, что чистка зубов, умывание и мытьё рук является обязательными каждодневными действиями. Со временем они перерастут в полезную привычку.

Приём пищи ребенка в 1 год

Количество приёмов пищи составляет 4-6 в течение суток. Самыми важными являются основные четыре кормления. Перерывы между ними длятся около 3 часов.
Годовалые дети уже могут знакомиться со столовыми приборами и их правильным использованием. Первым из них станет ложка. Ребёнок должен уметь кушать с её помощью густую и жидкую пищу. Для полноценного питания малыш должен получать 1000–1200 г еды каждый день.

Физическая активность малыша

Новым моментом распорядка дня станет утренняя гимнастика. Ребенок 12-месячного возраста нуждается в постоянном наращивании и укреплении мышечной массы. В большинстве случаев дети в 1 год уже способны ходить, делать приседания и наклоны. Следует постепенно приучать ребёнка делать такие упражнения по утрам. Эта процедура должна стать важной составляющей его ежедневного режима.
Выполнять физические упражнения с малышом следует в хорошо проветренной комнате. Чтобы они вызывали радость и энтузиазм, лучше проводить их под весёлую энергичную музыку.

Развивающие игрушки для малыша

Родители должны позаботиться о приобретении для годовалого карапуза развивающих игрушек. Для полноценного умственного развития ему понадобится внушительный игровой комплект:

    • наборы кубиков (деревянные, пластмассовые, мягкие);
    • матрёшки, игры-вкладыши, пирамидки;
    • игрушечные музыкальные инструменты;
    • развивающие сенсорные коврики;
    • пазлы и лото для самых маленьких;
    • резиновые фигурки животных, птиц, насекомых;
    • игрушки – каталки;
    • мячики разных цветов и размеров

Прогулки и игры на улице с ребенком

      Режим дня малыша подразумевает обязательные прогулки и активные игры на улице. Они станут прекрасным способом времяпрепровождения. В этом возрасте ребёнок становится активным исследователем окружающей среды. Прогуливаясь со взрослыми, он сможет каждый день делать новые открытия. Для прогулок следует выбирать участки, находящиеся в отдалении от пыльных трасс и шумных районов города. Для этой цели подойдут уютные дворы, парки и скверы.

Ориентировочный режим дня годовалого ребёнка

Режим дня годовалого ребёнка

      Ежедневный распорядок годовичка по часам может выглядеть следующим образом:
Промежуток времени Вид деятельности
7.00 – 8.30 Подъём, физические упражнения, водные процедуры
8.30 – 9.00 Первый завтрак
9.00 -10.00 Игровая активность
10.00 -10.30 Второй завтрак (лёгкий)
10.30 – 12.00 Первая прогулка, игры, сон на открытом воздухе
12.00 – 12.30 Обед
12.30 -15.00 Игровая активность, общение
15.00 -16.30 Прогулка, дневной сон
16.30 -17.00 Перекус
17.00 -19.30 Игровая активность, общение
19.30 -20.00 Ужин
20.00 -21.00 Общение, подготовка к ночному сну, приём ванны (1 раз в 2 дня)
21.00 -7.00 Ночной отдых

Режим сна и бодрствования в 1 год будет меняться по мере развития и роста малыша. Эти изменения не должны быть внезапными, их следует вводить поэтапно. Карапуз должен успеть привыкнуть и приспособиться к ним. Для родителей главным показателем удачно организованного распорядка дня станут его приподнятое настроение и умеренная активность.

  • Родителям следует вносить больше разнообразия в режим дня, ведь в этом возрасте чадо ждёт от них уже намного больше. Очень важно поощрять каждую попытку малыша к самостоятельности. Приобретённые в раннем возрасте навыки существенно облегчат ему предстоящую адаптацию в дошкольном учреждении.
  • В возрасте первого года ребёнок должен уметь заснуть самостоятельно, без помощи мамы. Чтобы он быстро уснул в вечернее время, нужно незадолго до сна не допускать его чрезмерной активности. Если карапуз бодрствует в довольно поздний час, стоит поиграть с ним в интересную игру, затем перейти к купанию в успокаивающих травах и завершить день ласковой сказкой на ночь.
  • Водные процедуры не следует ограничивать одним только обмыванием, ребёнку станут намного интереснее водные игры и плаванье. Следует всячески приветствовать самостоятельные попытки малыша умыться, вымыть руки и воспользоваться полотенцем. Массаж по-прежнему необходим. Особую пользу он принесёт после водных процедур в сочетании со специальными маслами.
  • Если годовичок всё еще пользуется пустышкой, лучше отучить его от неё. В таком возрасте она может испортить прикус и в дальнейшем кроха не сможет выговаривать некоторые звуки.
  • На этом этапе начинает формироваться речь малыша, что потребует от взрослых самого внимательного отношения. Каждое самостоятельное действие следует отметить словесной похвалой. Также необходимо комментировать вслух все события в его жизни.
  • Соблюдение режима дня дисциплинирует, приучает к порядку, способствует улучшению иммунитета и здоровью малыша. Для его родителей это станет возможностью оставаться всегда энергичными и полными интересных идей для каждого нового дня.

Ребенок и режим: видео

Режим дня ребенка в 1 год

После пробуждения и краткого утреннего туалета ребенка нужно одеть в спортивную форму: трусики и тапочки, если прохладно - в рубашечку и колготки. Комнату к этому времени надо проветрить, а в теплую погоду распахнуть окно.
Зарядка начинается с ходьбы.
На первых порах малыша можно поддерживать за руку или, отойдя на 2-3 шага, манить к себе. Так повторяется несколько раз. С каждым днем пройденный путь должен увеличиваться. Упражнение второе - преодоление препятствий. Пустой ящик письменною стола (или любой другой не выше 10-12 см) находится на пути малыша к игрушке. Помогите ему перелезть через бортики ящика, взять игрушку и вернуться с ней обратно. Третье упражнение - вы и ребенок, стоя напротив, держитесь за обруч, кольцо или палочку. При четкой команде «сядем» - «встанем» приседайте и вставайте вместе с ребенком. Следующее упражнение - подползание под препятствие, например под скамейку или журнальный столик. Цель - подойти к препятствию, присесть, подползти под него, достать игрушку с другой стороны, взять ее, выпрямиться и отнести взрослому. Такое трудное упражнение при правильном выполнении должно вознаграждаться словесной похвалой. Пятое упражнение - покажите малышу, как перешагивать препятствия. Вначале они должны быть не очень высокие: кубики, брусочек, мячик. Через несколько недель высота их увеличивается в 2 раза (узкая коробка или ящик и т. п.).Усилия достигнут цели, когда ребенок самостоятельно легко преодолеет эти препятствия.

Для выполнения следующего упражнения нужно дать ребенку в руки мяч и предложить бросать его перед собой. Взрослый должен сам ловить мяч и возвращать малышу. Зарядка завершается кратковременной ходьбой.

С ростом ребенка меняются объем и характер гимнастических упражнений. Следующий комплекс подойдет для малыша в возрасте 14-18 месяцев. В этот период при проведении гимнастических упражнений и игр необходимо в течение дня многократно демонстрировать ребенку правильное дыхание, учитывая его стремление подражать взрослым, легко перенимать их действия. Если делать при малыше шумный вдох и выдох, он легко повторит это. Все упражнения должны иметь внешнюю форму игровых моментов, даже дыхание («подуем в трубочку», «надуем шарик», «скажем у-у-у»).

Ребенок овладел ходьбой по полу, и теперь она должна усложняться. Надо научить малыша пройти по одной половице или доске. В качестве «половицы» при паркетном, плиточном или пластиковом покрытии можно использовать специальную или даже гладильную доску. Вначале ее нужно положить ровно, и ребенок с посторонней помощью проходит по ней приставным, а потом и обычным шагом. По мере овладения способностью сохранять равновесие упражнение усложняется: дальний конец доски приподнимается над поверхностью пола на 5-10-15 см.

Следующее упражнение выполняется сидя. Малыш двумя руками поднимает игрушку как можно выше, затем ее к ногам. Взяв игрушку второй раз, прячет ее за спину, достает и снова кладет к ногам. Количество повторений упражнения с возрастом увеличивается с 2 до 6. Пятое упражнение - небольшой мяч поднимается с пола как можно выше и бросается взрослому то левой, ТО правой рукой. Взрослый ловит его и опять подкатывает К ребенку. В заключение ходьба в быстром и обычном ритме.

Полный заряд от утренних упражнений ребенок получит только в том случае, если они завершатся водной процедурой - теплым душем или (если нет подходящих условий) влажным теплым обтиранием тела мягкой тряпочкой, поролоновой губкой. Такое начало дня - залог бодрого настроения и хорошего аппетита. Высокий эмоциональный тонус малыша должен поддерживаться неукоснительным соблюдением возрастного режима дня. Без этого нарушается гармония, взаимосвязь биологических ритмов организма.

Режим дня ребенка в 1 год (возрасте от одного года до полутора лет) следующий:

7-8 ч подъем, туалет, утренняя гимнастика;

8 ч - 8 ч 30 мин завтрак;

8 ч 30 мин - 10ч утреннее бодрствование;

10-12 ч первый дневной сон;

12 ч - 12 ч 30 мин обед;

12 ч 30 мин-15 ч дневное бодрствование, прогулка;

15 ч - 16 ч 30 мин второй дневной сон;

16 ч 30 мин - 17 ч полдник;

17 ч - 19 ч 30 мин вечернее бодрствование, вторая прогулка, купание через день;

19 ч 30 мин - 20 ч ужин;

20-7 ч ночной сон.

Специалисты разработали примерный режим дня для ребенка в возрас м-от 1 года до 3 лет.

Распорядок дня

1-2 года

Распорядок дня

2-3 года

Пробуждение, туалет, водные процедуры

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Разумеется, это примерный распорядок дня. Отталкиваясь от него, как от основы, родители смогут составить свой собственный, удобный режим дня для ребенка

Типичный сон в этом возрасте

Ваш ребенок уже совсем большой. Но ему также, как и раньше, необходимо много сна. До двух лет ребенок должен спать 13-14 часов в день, из них 11 часов ночью. Остальное войдет в дневной сон. В 12 месяцев он все еще будет нуждаться в двух дневных снах, но к 18 месяцам он уже готов к одному (полутора или двух-часовому) дневному сну. Этот режим мохранится до четырех-пяти лет.

Переход от двух дневных снов к одному может быть трудным. Специалисты рекомендуют дни с двумя дневными снами чередовать с днями с одним дневным отдыхом, в зависимости от того, сколько малыш спал накануне ночью. Если ребенок спал днем один раз, лучше его вечером уложить пораньше.

В этом возрасте нет почти ничего нового, что помогло бы вашему малышу стать хорошим соней. Следуйте изученным ранее стратегиям.

Соблюдайте постоянный ритуал отхождения ко сну

Правильный ритуал отхождения ко сну поможет вашему ребенку постепенно успокоиться в конце дня и подготовиться ко сну.

Если ребенок нуждается в выплеске избытка энергии, разрешите ему немного побегать перед переходом к более спокойным занятиям (типа тихой игры, ванны или сказки перед сном). Следуйте одной и той же схеме каждый вечер - даже когда вы далеко от дома. Дети любят, когда все четко и ясно. Возможность предсказать, когда случится то или иное событие, помогает им контролировать ситуацию.

Убедитесь, что у вашего ребенка есть постоянный режим дневного и ночного сна

Сон ребенка станет более регулярным, если вы постараетесь соблюдать режим постоянно. Если он спит днем, ест, играет, ложится спать каждый день в одно и то же время, скорее всего ему будет легко заснуть вечером.

Давайте ребенку возможность заснуть самостоятельно

Не забывайте, насколько важно для вашего ребенка - уметь засыпать самостоятельно каждый вечер. Сон не должен зависеть от укачивания, кормления или колыбельной песни. Если такая зависимость существует, ребенок, проснувшись ночью, не сможет заснуть самостоятельно и будет звать вас. Что делать, если это случается - решать вам.

В этом возрасте ребенок может иметь трудности с засыпанием, а также он может часто просыпаться ночью. Причина обеих проблем - новые вехи в развитии ребенка, особенно стояние и хождение. Ваш малыш так рад своим новыми умениям, что хочет продолжать ими заниматься, даже если вы говорите, что сейчас время сна.

Если ребенок сопротивляется и не хочет ложиться спать, большинство экспертов советует оставлять его в своей комнате на несколько минут, чтобы проверить, успокоится ли он сам. Если ребенок не успокаивается, вы можете «дать ребенку выкричаться».

Вам также придется решить, что делать, если ребенок пробуждается ночью, не может успокоиться самостоятельно и зовет вас. Попытайтесь зайти и посмотреть: если он стоит, вы должны помочь ему лечь. Но если ребенок хочет, чтобы вы остались и поиграли с ним, не сдавайтесь. Он должен понять, что ночное время - для сна.

От 18 до 24 месяцев

Типичный сон в этом возрасте

Сейчас ваш малыш должен спать приблизительно 10-12 часов ночью плюс двухчасовой послеобеденный отдых. Некоторые дети не могут обойтись без двух более коротких дневных снов до двух лет. Если ваш ребенок - один из них, не боритесь с этим.

Как привить навыки здорового сна?

Помогайте ребенку ломать плохие привычки, связанные со сном

Ваш ребенок должен уметь самостоятельно засыпать, без укачивания, кормления грудью или других «усыпляющих» средств. Если его засыпание зависит от любого из этих внешних факторов, ночью он не сможет сам заснуть, если проснется, и вас не будет рядом.

Говорят эксперты: "Представьте, что вы засыпаете, лежа на подушке, затем просыпаетесь посреди ночи и обнаруживаете, что подушки нет. Скорее всего, вы будете обеспокоены ее отсутствием и начнете ее искать, тем самым окончательно пробуждаясь ото сна. Точно так же, если ребенок засыпает каждый вечер, слушая специфический компакт-диск, то когда он проснется ночью и не услышит музыку, он задастся вопросом "что же случилось?". Озадаченный ребенок вряд ли сможет легко заснуть. Чтобы предотвратить такую ситуацию, попробуйте укладывать его в кровать, когда он сонный, но все еще не спит, так, чтобы он мог заснуть сам.

Предоставляйте ребенку приемлемый выбор перед сном

В эти дни ваш малыш начинает проверять пределы своей недавно открытой независимости, желая утвердить контроль над миром вокруг себя. Чтобы сократить противостояние перед сном, позвольте вашему ребенку делать выбор всякий раз, когда это возможно в течение его вечернего ритуала - какую сказку он хотел бы услышать, какую пижаму он хотел бы надеть.

Всегда предлагайте только две или три альтернативы и убедитесь, что вас устраивает любой выбор. Например, не спрашивайте: «Ты хочешь ложиться спать сейчас?» Конечно же, ребенок ответит «Нет», а это неприемлемый ответ. Вместо этого, попытайтесь спросить: «Ты хочешь лечь спать сейчас или через пять минут?». Ребенок рад, что он может выбирать, а вы побеждаете независимо от того, какой выбор он сделает.

Какие сложности могут возникнуть?

Две наиболее частых проблемы со сном у детей всех возрастов - трудности с засыпанием и частые ночные пробуждения.

У этой возрастной группы есть своя особенность. Когда-нибудь между 18 и 24 месяцами, многие дети начинают подниматься из своей кроватки, потенциально подвергая себя опасности (падение из кроватки может быть довольно болезненно). К сожалению, тот факт, что ваш малыш может выходить из своей кроватки, не подразумевает, что он готов к большой кровати. Попробуйте уберечь его от опасности, пользуясь следующими советами.

  • Понизьте матрац. Или сделайте стенки кроватки повыше. Если это возможно, конечно. Впрочем, когда ребенок станет старше, это может и не сработать.
  • Освободите кроватку. Ваш ребенок может использовать игрушки и лишние подушки как подставки, помогающие ему вылезти.
  • Не поощряйте попытки ребенка вылезти из кровати. Если ребенок вылезает из кроватки, не восторгайтесь, не ругайтесь и не позволяйте ему лечь в вашу кровать. Оставайтесь спокойны и нейтральны, твердо скажите, что так делать не нужно и положите ребенка обратно в его кроватку. Он усвоит это правило довольно быстро.
  • Используйте балдахин для кроватки. Эти изделия крепятся к поручням кроватки и обеспечивают безопасность малыша.
  • Следите за ребенком. Станьте в таком месте, откуда вы можете видеть ребенка в кроватке, а он не может видеть вас. Если он пробует вылезти, немедленно говорите ему этого не делать. После того, как вы сделаете замечание несколько раз, он, вероятно, станет послушнее.
  • Сделайте окружающую среду безопасной. Если вы не можете воспрепятствовать вашему ребенку вылезать из кроватки, вы можете по крайней мере удостовериться, что он остается в безопасности. Мягкие подушки на полу вокруг его кроватки и на близлежащих ящиках, тумбочках и других объектах, о которые он мог бы удариться. Если он совершенно не желает прекращать вставать и вылезать из кровати, вы можете понизить ограждение кроватки и оставлять стул поблизости. По крайней мере тогда вы не будете волноваться, что он упадет и причинит себе вред.