Главная · Гастрит · Реализация военной политики путем. Военная политика Российской Федерации. О связи с экономикой

Реализация военной политики путем. Военная политика Российской Федерации. О связи с экономикой


Военная политика Российской Федерации Лутовинов В.И. доктор философских наук Некипелый И. А. Научные основы военной политики Российской Федерации Военная политика Российской Федерации - необходимый и важный элемент общеполитической и внешнеполитической деятельности, направленной на обеспечение национальной безопасности государства, предотвращение войны и военных конфликтов, упрочение стратегической стабильности. Ее научно-концептуальным стержнем является Военная доктрина Российской Федерации. Военная политика представляет собой сложную и очень важную сферу жизнедеятельности многих государств, в том числе России. Вследствие этого возрастает необходимость в более основательном рассмотрении сущности военной политики, факторов, определяющих ее содержание, структуры, характера внешних проявлений, тенденций развития в современных условиях.

В широком смысле военная политика - это политика, проводимая в военной области, т.е. военные аспекты внутренней и внешней политики государства. При этом она не является какой-то обособленной, специфической, самостоятельной частью политики вообще. Военная политика интегрирует самые различные виды политической, экономической, научно-технической и других видов деятельности, направляя их на решение конкретных задач, связанных с обеспечением военной безопасности личности, общества, государства. Военная политика реализует возникшую на стыке общегосударственной политики и военной стратегии деятельность социально-политических сил и специально созданных ими государственных институтов. Она направлена на формирование и использование насильственных средств для ведения войн и военных конфликтов или противодействия им, а также для обеспечения национальной и региональной безопасности. Таким образом, военная политика - это составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением военных средств для достижения определенных политических целей. Целью военной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для стабильности в обществе, государстве, обеспечение их военной безопасности и защиты жизненно важных интересов. По своему предназначению она призвана: оценивать возможность, необходимость и пределы применения военной силы для достижения политических целей; определять количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы, направлять процесс военного строительства; вырабатывать методы применения военной силы, способы противодействия потенциальному агрессору и взаимодействия с союзниками, руководить военными акциями. Цель и предназначение военной политики Российской Федерации находят отражение в Конституции Российской Федерации, Концепции национальной безопасности, Федеральных Законах "О безопасности", "Об обороне" соответствуют положениям Устава ООН, Хельсинкских соглашений 1975 и 1992 годов, Парижской хартии 1990 года, Стамбульской хартии 1999 года и других международных договоров, соглашений и договоренностей. Военная политика России, как и любого другого государства, имеет две взаимосвязанные стороны - внутреннюю и внешнюю.

Если внешняя сторона включает проблемы использования военной силы в межгосударственных отношениях, то внутренняя сторона определяет перспективы и повседневную деятельность государства по поддержанию его обороноспособности и готовности Вооруженных Сил к применению. В соответствии с новым научным подходом военная политика Российской Федерации призвана выполнять в государстве две основные функции: научно-аналитическую (прогностическую) и организационно-практическую (управленческую). Их соотношение определяется самим ее характером, общей политикой государства, объективными условиями его функционирования и развития, а также субъективными факторами, связанными с политическим и военным руководством, его отношением к науке, военному делу и т.д. Направленность военной политики России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Под воздействием больших социально-экономических и военно-политических перемен в ней преодолена конфронтационность, вызванная противостоянием в период "холодной воины". Военная политика России конца XX - начала XXI века имеет миролюбивый характер, отличается взвешенным и конструктивным подходом к решению наиболее сложных проблем и противоречий, стремлением к достижению позитивных результатов в процессе сотрудничества, в том числе военно-политического, с самыми различными странами. Конкретное содержание военной политики определяют следующие факторы: экономические, политические, национальные и иные интересы Российского государства, составляющих его классов, наций, социальных групп, регионов, выраженные в Концепции национальной безопасности, Военной доктрине, других документах и установках; потенциальные и реальные возможности России как субъекта военной политики, позволяющие реализовать эти интересы; внутренние и внешние аспекты жизнедеятельности государства и его важнейших институтов, степень угрозы его безопасности.

Важнейшее ее направление заключается в обеспечении благоприятных, взаимовыгодных экономических, политических, культурных, научных и других связей и отношении со всеми странами, особенно с соседними, установлении такого миропорядка, при котором решение назревших проблем осуществляется не под диктатом одной страны или определенного военно-политического союза государств, а в результате совместных взаимоприемлемых коллективных решений, преимущественно под эгидой ООН. В структуре военной политики можно выделить ряд относительно самостоятельных компонентов, таких как совокупность идей и принципов; военно-политические решения, планы; практическая деятельность по реализации доктринальных положений. Совокупность идей и принципов. Научно-концептуальный стержень военной политики - Военная доктрина РФ, разработанная высшими органами политического и военного руководства, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 21 апреля 2000 года. Теоретические основы Военной доктрины подготовлены и обоснованы путем глубокого научного анализа военно-политической практики. Идеи и установки Военной доктрины определяют общее направление военно-политической деятельности государства и системный подход к ее осуществлению как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Военно-политические решения, планы. Это один из самых сложных и ответственных элементов военной политики.

Как известно, военно-политическая обстановка и в России, и в мире подвержена непрерывным изменениям. Некоторые из них происходят внезапно, затрагивая самые глубокие, жизненно важные интересы государства, народов, общностей. Они требуют своевременного, порой экстренного реагирования, принятия ответственных, иногда судьбоносных решений, последовательного и неуклонного проведения их в жизнь. Эти решения должны отражать особенности конкретной обстановки и, безусловно, соответствовать положениям и установкам Военной доктрины. Степень необходимости и способность реализации принимаемых решений и планов свидетельствуют об эффективности осуществления военно-политической деятельности. Практическая деятельность по реализации доктринальных положений, принятых планов и решений, которая осуществляется по следующим основным направлениям: руководство военным строительством в целом, особенно строительством ВС, связанное с созданием основ военного потенциала страны, что требует разработки и реализации научной военно-экономической, военно-технической политики, а также военных аспектов социальной, демографической, культурной политики; регулирование военно-политических отношений с другими государствами, коалициями, вооруженными силами, основанное на активном использовании всего арсенала методов и средств военной дипломатии (вопросы военно-технического оснащения, развития организационных структур войск и флотов, их дислокации, управления, подготовки кадров и совместных действий в конкретных ситуациях); руководство военно-политическими акциями различного характера и масштаба на территории России и на международной арене, призванное обеспечить координацию действий с союзными силами, централизацию или косвенное использование сил, не участвующих в конфликте (инциденте), решительное противодействие противнику, разгром его военной силы (руководство действиями по предотвращению войны или ходом войны, действиями по отпору агрессора или развертывания агрессии, по стабилизации внутренней обстановки или ее дестабилизации).

Из структуры военной политики вытекает ее содержательное определение как совокупности руководящих идей, положений, конкретных решений и практических действий, направленных на создание военного потенциала и достижение политических целей военными средствами. Механизм взаимодействия субъекта и объекта в структуре военной политики Российской Федерации выглядит следующим образом. Государство как субъект военной политики определяет политические цели и готовит соответствующие средства насилия (как военные, так и невоенные) для их достижения. При этом соответствие целей и средств конкретным условиям данной военно-политической обстановки способствует их успешной реализации в процессе применения военной силы. В противном же случае объективно возникает необходимость расширить или поднять качественный уровень привлекаемых средств насилия, что нежелательно, в современных условиях, либо внести соответствующие коррективы в цели и задачи военной политики. Стремление же продолжать осуществлять военную политику, в которой возникает значительный дисбаланс между поставленными целями и возможностями их достижения, может привести к провалу, неудаче не только в военной политике, но и к кризису политики государства в целом. Обеспечение военной безопасности страны - важнейшее направление военной политики России В новых военно-политических подходах и концепциях все большее место занимают суждения о том, что война и военная сила - не самый эффективный инструмент политики, что безопасность невозможно обеспечить только военными средствами. Поэтому главный упор в разрешении конфликтов и спорных проблем надо стремиться делать на политические средства и дипломатические усилия. Руководство нашего государства, как и прежде, рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира, в том числе: исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга; рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН; строго соблюдает действующие договоры в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима; содействует всемерному расширению мер доверия в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.


Организуя и осуществляя военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество Российская Федерация исходит прежде всего из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности, при этом приоритетное значение Российская Федерация придает развитию военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности СНГ, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства. В русле таких подходов главной целью Российской Федерации в военной сфере сегодня и на ближайшую перспективу останется обеспечение благоприятных условий для стабилизации и надежной защищенности общества, государства, личности. Соответственно целями военной политики Российской Федерации на современном этапе развития являются следующие: предотвращение военных столкновений на мировой арене, содействие прекращению и недопущению вооруженных конфликтов между бывшими республиками СССР, оперативная нейтрализация любых военных провокаций; защита независимости России, обеспечение безопасности, суверенитета, неприкосновенности границ, территориальной целостности РФ, сдерживание от развязывания войн и военных конфликтов, направленных против нее; выполнение международных обязательств РФ по оказанию военной помощи союзным с ней государствам и участию в операциях по поддержанию мира; обеспечение действий Совета Безопасности ООН, других международных организаций по поддержанию мира и безопасности на возможно более ранней стадии развития угрожающей ситуации или конфликта; поддержание оборонного потенциала страны на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам с учетом ее социально- экономических и финансовых возможностей.

От военно-политического руководства России в решающей степени зависит проведение научно обоснованной, взвешенной военной политики, обеспечение осуществления необходимых мер в области военного сотрудничества с другими странами, оптимизации военной организации государства, создания военной силы, соответствующей современным реалиям. Основное содержание обеспечения военной безопасности, связанное с осуществлением военно-политической деятельности, главным образом в сфере внешней политики РФ в мирное время, включает: формирование и реализацию единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности; поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории РФ; развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседями и другими государствами; создание и совершенствование системы обороны РФ и ее союзников; всестороннее обеспечение и качественное совершенствование ВС РФ, других войск, воинских формировании и органов, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз; защиту объектов и сооружений в Мировом океане, космическом пространстве, на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана; охрану и защиту Государственной границы РФ в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов; поддержку при необходимости политических акций РФ путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, осуществления контроля зa взаимным выполнением обязательств в области oграничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия; обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.

В то же время возможности политико-дипломатических способов и средств обеспечения военной безопасности не следует преувеличивать. Известно, что в практике межгосударственных отношений они реализуются, как правило, путем преодоления глубоких противоречий, сложных проблем, серьезных разногласий, в течение продолжительного времени, с теми или иными ограничениями, условиями и т.д. Нельзя забывать, что, кроме того, нередко приходится иметь дело с проявлениями политической и военной инертности, деструктивности, с одной стороны, и национального эгоизма, военно-политического авантюризма - с другой. Противоречивые тенденции и факторы развития военно-политической обстановки, возможность ее дестабилизации вследствие наличия источников военной опасности с одной стороны, ставят мировое сообщество, международные организации, прежде всего ООН и ОБСЕ, перед необходимостью консолидации усилий на предотвращении военных конфликтов, координации коллективных действий, политических, и других невоенных мер для урегулирования кризисов. С другой стороны - подтверждается известная закономерность, суть которой состоит в том, что мирные средства обеспечения военной безопасности могут быть эффективны в том случае, если они подкреплены и опираются на достаточную для защиты страны и ее жизненно важных интересов военную мощь. Эта закономерность становится особенно актуальной для России в связи с реализацией стратегии НАТО, которую столь убедительно продемонстрировал альянс на Балканах и продолжает демонстрировать в ходе известных событий на Северном Кавказе. Все это внесло большие коррективы в конкретное содержание военной политики Российской Федерации за последние годы, как в устоявшиеся взгляды и концепции по этому вопросу, так и в принимаемые решения. И пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы РФ требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи.

Одной из важнейших задач Российской Федерации в сфере обеспечения международной безопасности является стратегическое сдерживание в интересах предотвращения как обычной, так и ядерной войны, а также осуществления союзнических обязательств. Принципиальное значение при этом, имеет положение об обеспечении военной безопасности Российской Федерации всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Для этого Российская Федерация должна обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное оружие рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Особое значение имеет доктринальная установка о том, что Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Понимая озабоченность других государств в отношении применения ядерного оружия, Россия: пунктуально выполняет международные договоры Российской Федерации по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами до минимальных уровней, соответствующих требованиям стратегической стабильности; выступает за придание универсального характера режиму нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, за решительное повышение эффективности этого режима путем сочетания запретительных, контрольных и технологических мер, за прекращение и всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний.


Одним из приоритетов военной политики является строительство эффективной военной организации государства, призванной обеспечить гарантированную защиту "национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников". Основной путь достижения цели строительства эффективной военной организации - придание ей оптимальных характеристик: по численности, боевому составу, организационно-штатной структуре, системам управления и всех видов обеспечения. Одно из непременных условий - оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства. На решение этой жизненно необходимой задачи направлены доктринальные установки о единых принципах, приоритетах и направлениях строительства и подготовки военной организации, о приведении объема и содержания ее задач, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями страны.

Этой же цели подчинены меры по совершенствованию стратегического планирования на принципах единства применения Вооруженных сил и других войск РФ. Обеспечение военной безопасности России требует осуществления единой государственной политики в этой области, консолидации усилий всех ветвей и органов власти, концентрации и рационального использования выделяемых сил, средств и ресурсов. В сущности, на доктринальном уровне получила подтверждение и закрепление стратегическая линия, которая была намечена еще в Основных положениях военной доктрины Российской Федерации, рамочно сформирована в Основных направлениях военного строительства. Затем она была уточнена в Концепции строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, детализирована в Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству. Общую политическую платформу для реализации этой линии создает новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Принципиальным требованием является радикальное уменьшение числа министерств и ведомств, в которых разрешена военная служба. Ключевое значение имеет создание единой централизованной системы государственного и военного управления, единых (интегрированных) систем технического и тылового обеспечения, военного образования, военной науки.

Ядром военной организации являются Вооруженные Силы РФ, которые составляют основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При этом основная роль в "обычных" вооруженных конфликтах и войнах принадлежит Силам общего назначения. Очевидно, что состав, структура и состояние Вооруженных Сил государства должны соответствовать объему и степени сложности возлагаемых на них задач. Однако к началу 90-х годов, вследствие того, что в наследство от Советской Армии и Флота досталась далеко не самая лучшая их часть, структура и состав ВС РФ перестали отвечать современным требованиям. Российскому государству потребовалось создавать Вооруженные Силы с учетом кардинально изменивщихся внутренних и внешних условий. Необходимо было всесторонне проработать и обосновать новые подходы к обеспечению военной безопасности страны, строительству Вооруженных Сил, пересмотреть свои взгляды на формы и способы ведения вооруженной борьбы, подготовку армии и флота, решить проблемы всестороннего обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил в условиях рыночных отношений. Уже с начала 90-х годов Министерство обороны начало комплексную проработку проблем реформирования Вооруженных Сил. Однако проведение полномасштабной реформы сдерживалось в силу целого ряда причин, обусловленных продолжительным системным кризисом общества и государства, как важнейшего политического института.


Решение задач реформирования Вооруженных Сил возможно только при соответствующем финансово-экономическом обеспечении. Поэтому задачи реформирования Вооруженных Сил необходимо был тесно увязать с долгосрочным макроэкономическим прогнозом развития экономики государства. На основании сделанного прогноза Президентом Российской Федерации В.В.Путиным был определен и утвержден ключевой исходный показатель военного строительства и военной реформы - объем ассигнований на национальную оборону в федеральном бюджете. Цель и замысел реформирования заключаются в создании высокооснащенных, обладающих достаточным потенциалом сдерживания, отвечающих современным требованиям профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовых, компактных и мобильных Вооруженных Сил оптимального состава, структуры и численности, приведении их в соответствие с современными военно-политическими реалиями и возможностями государства. Оптимизацию численности, совершенствование структуры и состава Вооруженных Сил предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе будут уточнены задачи ВС, упорядочены их структура и состав, упразднены параллельные, дублирующие и излишествующие органы и структуры. На втором этапе предусматривается: осуществить переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил, при приоритетном развитии потенциала ядерного сдерживания, высокоточного обычного оружия, сил и средств информационной борьбы; обеспечить переход к планомерному повышению качественных параметров войск (сил) за счет ежегодного обновления вооружения и военной техники, а также повышения уровня оперативной и боевой подготовки, совершенствования систем управления ВС и их обеспечения в новой структуре. Первый, и далеко не однозначный вопрос, который пришлось решать - сокращение численности Вооруженных Сил.

Мировой опыт показывает, что оптимальной для государства в мирное время является численность ВС примерно в один процент от населения страны. Для нашей страны с учетом ее геополитического положения и геостратегических условий доведенная до 1 млн. 200 тыс. военнослужащих штатная численность Вооруженных Сил - это нижняя граница расчетной численности. Однако принято решение о дальнейшем сокращении ВС РФ еще на 365 тыс. человек. В какой-то мере это обусловлено изменением характера угроз России, переносом их центра тяжести в информационную сферу, со снижением роли традиционного "огневого" противоборства. Такова общая идея реформирования Вооруженных Сил, которая сейчас настойчиво претворяется в жизнь. Ее успех будет зависеть от устойчивого развития экономики, сохранения научно-технического потенциала страны как основы военной мощи, материально-технической базы военной безопасности. Проведение реструктуризации оборонно-промышленного комплекса с минимальными потерями для новых технологий и научно-технических возможностей, укрупнение компаний, являющихся разработчиками и производителями вооружений и важнейших видов продукции гражданского назначения, и создание на их основе корпораций и фирм мирового уровня, поддержка и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, модернизация вооружения и военной техники, внедрение в практику отвечающей современным требованиям системы военных заказов должны быть направлены на ее совершенствование в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.


Для реализации вышеперечисленных положений приоритетными задачами военно-технического обеспечения военной безопасности являются: качественное совершенствование комплекса стратегических вооружений; разработка и производство высокоэффективных систем управления войсками и оружием, связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения; унификация, стандартизация, сокращение типажа и номенклатуры вооружения и военной техники. Это предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, поддержку ведущих научных школ, стимулирование привлечения различных негосударственных организаций, фондов коммерческих и других структур, осуществление программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации. Важнейшим условием обеспечения военной безопасности Российской Федерации должно стать целевое выделение бюджетных средств на программное развитие сил, средств и органов, осуществляющих защиту национальных интересов России силовыми методами. В обеспечении военной безопасности Российской Федерации особую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для проведения военной реформы. Непременным условием обеспечения военной безопасности России должно стать создание обращенной в XXI век модели обеспечения глобальной, региональной и субрегиональной безопасности, основанной на принципе равенства и неделимой безопасности для всех. Россия намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторические традиции, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Реализация военной политики Российской Федерации идет в русле общей политики нашего государства, нацеленной на строительство многополюсного мира, безопасной Европы без разделительных линий, равноправного партнерства и добрососедства со всеми странами и народами.

Лутовинов В.И.


Войны издревле известны человечеству. Они уносили миллионы жизней в течение веков. Военная политика — понятие, возникшее позже самих боевых действий. Хотя принципы ее и суть использовались еще с первых вооруженных столкновений. Что такое военная политика? Для чего она применяется, каковы механизмы? Давайте разбираться.

Исторические предпосылки

Начать следует с того, что военное дело еще древним людям представлялось особым, полезным общине искусством. Умение создавать и применять оружие делало племя сильнее. Оно имело возможность отстаивать свои и захватывать чужие территории, следовательно, было более жизнеспособным. Развивалось военное дело по-разному. Одни нации оттачивали стратегию нападения, другие придумывали механизмы защиты. Суть же оставалась приблизительно одной и той же. Перед людьми стояла важная задача по защите жизни соплеменников и территории, позволяющей общине воспроизводится. По словам историков, наибольшую значимость вопрос приобрел с созданием государства. Этому образованию потребовался механизм отстаивания самого права на существование. На первый план в межгосударственных отношениях военная политика вышла в двадцатом веке. Часть стран взяли курс на милитаризацию, ставя во главу угла мощь оружия. При этом страдали простые жители этих и соседних государств. Им приходилось нести на своих плечах тяготы многочисленных локальных контактов и двух мировых войн. С развитием технологий военная политика обретает более изощренные механизмы воздействия на «соседей по планете». Нынче уже не обязательно применять оружие. Достаточно угрозы введения его в действие.

Суть военной политики

Этот термин скрывает за собой целый механизм, состоящий из государственных органов, а порой и частных структур. Используется такая политика, как и в древности, для защиты интересов страны и ее граждан. После Второй мировой войны на первое место в целеполагании выходит сохранение суверенитета и целостности государства. Ведь методы влияния на страны меняются, совершенствуются. Ныне необязательно вводить войска, чтобы добиться разрушения государства. Все мы читаем и анализируем новости из Украины. На нее никто не нападал, но система власти в этой стране, общественная жизнь деградируют быстрыми темпами. Нельзя отрицать, что это результат особой политической игры, проводимой мировым гегемоном. Система влияния, связанная с военным искусством, делится на внешнюю и внутреннюю стороны. Если возникают угрозы со стороны иных держав, приходится применять политические инструменты в их отношении. Внутренняя нестабильность заставляет использовать для разрешения вопросов в обществе также военную политику. То есть с ее помощью государство решает ряд задач по сохранению своего существования.

Военная политика России

Миролюбие — это принципиальная позиция РФ. Политика в этой сфере не создавалась заново, а базировалась на той системе, которую создали в СССР. Из нее Россия взяла все самое лучшее. Одновременно изучался опыт других государств, внедрялись передовые технологии и новые методы влияния. Естественно, их практики пропускались через призму особенностей развития РФ и ее интересов. Военной политикой в России занимаются президент, правительство, парламент. Множество институтов работает в этом направлении. Необходимо не только совершенствовать системы вооружений, но и отслеживать изменения, происходящие в соседних странах. К примеру, ситуация на Ближнем Востоке все предыдущие годы вызывала беспокойство. Развитие радикализма и терроризма представляло собой угрозу России. ДАИШ действует не только на земле, но и в Интернете, вербует сторонников, привлекает ресурсы. А это опасно для территориальной целостности соседних стран, да и тех, что расположены далеко тоже. Людское недовольство жизненным уровнем порождает мысли о несправедливости системы, а это приводит к распространению радикальных взглядов в наиболее активных слоях общества. Необходимо вырабатывать методы подавления данной волны.

Методы гегемона

Невозможно говорить о том, что значит военное дело для не затронув деятельность США в данном направлении. Всем известно, что у гегемона (была до недавнего времени). Однако современна история не содержит данных о победных ее применениях. Американцы не смогли победить народ Вьетнама, показали маленькую эффективность на Ближнем Востоке. Они наращивали свою военную мощь не для практического применения оружия. Оно было инструментом давления на «соседей по планете». Войска на деле применялись только против маленьких стран, в которых отсутствовала как таковая армия. Вспомним историю Гренады. Остров и правда был захвачен военной силой. Но там и сопротивления особого не было из-за отсутствия элементарных систем вооружения, сопоставимых с американскими. Этот случай — явный пример использования военной мощи как способа давления. Мол, кто нас не слушается, к тому плывет шестой флот.

О задачах военной политики

Вернемся непосредственно к нашей теме. обязательны для современных государств. Не у всех они носят К примеру, страны ЕС находятся под защитой НАТО. То есть не у всех из них есть собственные армии. Они содержат общую. Однако подобные институты выполняют задачи военной политики. Они таковы:

  • обеспечение целостности, неприкосновенности государства, общества, территории;
  • защита граждан, находящихся за пределами страны;
  • создание условий для безопасности флотов.

Тактика же решения этих задач у стран различна, как и в историческом прошлом. США создали мощные флоты для того, чтобы властвовать на морских просторах. Континентальные страны, в том числе и РФ, больше внимания уделяют обороне.

О целях военной политики

Необходимо отметить, что оборонная мощь является серьезным фактором влияния на мировой арене. Планета у нас одна, а средств ее уничтожения создано столько, что можно убить все несколько раз. Потому десятилетиями в обществе поднимаются вопросы разоружения, перманентно ведутся переговоры по этой тематике. Они, кстати, являются еще одним инструментом давления государств на соседей. Каждое пытается отстоять свои интересы. При этом учитываются заявленные цели военной политики. Российская Федерация задекларировала их таким образом: создание благоприятных условий для того чтобы общество, государство, граждане динамично и прогрессивно развивались, не испытывая беспокойства по поводу Данный принцип провозглашается любой демократической страной. Армия необходима для того, чтобы общество спокойно развивалось. С другой стороны, военные структуры являются ощутимой его частью.

О связи с экономикой

В современном мире невозможно рассматривать военную политику отдельно от других направлений деятельности государств. Процессы глобализации объективно приводят к тому, что все сферы общественной жизни переплетаются между собой. Вооружения создаются, развивая науку и промышленность. Предприятия платят налоги и дают работу жителям стран. Они же конкурируют за рынки сбыта. Военная политика государства очень плотно связана с его экономикой. Стоит только посмотреть на новостные ленты. Там постоянно приводится информация о том, как производители ведут борьбу за контракты. Тем более что продажа вооружений приносит стране не только прибыль, но и политическое влияние. В этой связи необходимо указать на важность развития собственного военно-промышленного комплекса. Оборонная политика сильных стран учитывает это обстоятельство. Покупать оружие на стороне, значит, попасть в полную зависимость от производителя. Руководство РФ учитывает в своей политике эти риски.

Источники военной опасности

Это вопрос очень обширный. Он затрагивает то положение, которое занимает Россия в современном мире. Военная политика государства направлена в первую очередь на поддержание бесконфликтных отношений с другими странами. Кроме того, есть ряд проблем, связанных с межэтническими и межрелигиозными разногласиями, возникшими на территории России. Все эти сложные вопросы приходится решать политическими инструментами. Военные угрозы делятся на уровни. Вероятность использования ядерного оружия относится к глобальным. Угроза применения армий соседями — региональная. К локальным относятся конфликты между субъектами РФ на религиозной, межэтнической, межконфессиональной и иных основах. По-видимому, в современном мире и экономические войны следует отнести к глобальным угрозам. Особенно если учесть, что президент США не гнушается в своих выступлениях высказывать идеи о необходимости давления на валюты и промышленности других стран.

О новом оружии РФ

Следует отметить, что условия реализации военной политики странами меняются стремительно. На знаменитый залп ракетами «Калибр» из Каспийского моря пока не все партнеры успели отреагировать. Но смысл его уяснили. Эти новые системы поставили крест, как говорят специалисты, на мощи военных флотов НАТО и США. Американские политологи указывают на то, что авианосцы превратились в один момент из прекрасного механизма влияния в груду металлолома. Их дороговизна в производстве и содержании никак не соответствует отсутствию эффективности в новых условиях. Нынче уже генералы НАТО без стеснения указывают на критическое отставание от РФ в развитии вооружений.

Кому угрожает Россия?

Рассматривая вопросы военной политики невозможно не затронуть данную тему. Дело в том, что должностные лица стран НАТО то и дело говорят об угрозах со стороны РФ. Однако, военная политика России в системе современных международных отношений остается взвешенной, миролюбивой, предсказуемой и эффективной. Участие ВКС на территории Сирии, это полностью доказывает. Но, несмотря на наличие видеосъемок ударов по боевикам и их базам, крики об угрозе со стороны западных партнеров не прекращаются. По-видимому, их страшит продемонстрированная мощь армии России. А целеполагание они на нее собственное экстраполируют. Страшатся того, что сделали бы сами, будь у них такие вооруженные силы. РФ же устами президента В.В. Путина совершенно откровенно и прямо заявила, что угрожает только тем, кто пытается подорвать ее безопасность. Не надо посягать на тайгу медведя, он никого тогда не обидит.

Заключение

Вопросы реализации военной политик сложны и многомерны. Борьба в этом направлении ведется нешуточная. России необходимо постоянно совершенствовать институты, отвечающие за безопасность, чтобы быть готовой к отражению любых угроз. А они благодаря нашим партнерам тоже развиваются. Появляются новые, совершенствуются имеющиеся. Над каждой нужно работать, чтобы найти пути устранения их по возможности бескровно и безопасно для граждан.

Война - порождение политики и ее метод для достижения определенной экономической, социальной, военной и другой цели. Поэтому правомерен тезис о войне как продолжении политики иными, а именно насильственными методами. Политика, допускающая войну или приводит к ее появлению, является политика войны. Но такая политика раскрывает только верхний, стратегический срез, характеризующий общее направление деятельности государства. кнує специальная отрасль, сфера политики, которая непосредственно занимается решением практических вопросов подготовки и ведения войны - военная политика. Еще в XIX ст. один из выдающихся военных теоретиков Генри Жоміні подчеркивал, что под политикой войны понимаются все взаимоотношения между дипломатической деятельностью и войной, тогда как термин военная политика означает только военные комбинации правительства и полководца.

Военная политика государства: сущность, структура. Военная доктрина Украины

Понятие военная политика

Что такое военная политика? Военная политика - часть общей политики определенных социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование (преднамеренное или вынужденное, военное или невоенному) средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих интересов, поставленной цели; для ведения войны или противодействия ей. На рубеже XVIII-XIX вв. военная политика выделилась в относительно самостоятельную отрасль деятельности. Военная политика - совокупность принципов, целей и задач государственной деятельности, законодательно закрепленных в форме актов и решений правительства, по определению содержания мероприятий правительства и его органов, направленных на обеспечение военной безопасности страны. Сначала руководство войной и военной делом именовалось стратегией (большой стратегии), политической стратегией, а позже утвердилось современное понятие - военная политика. Субординацию и координацию понятий удачно определил немецкий военный теоретик Адам Генрих Дитрих Бюлов. Раскрывая суть военной политики как большой стратегии, отмечал, что политическая стратегия относится к военной так, что военная стратегия является самая высокая. Впервые раскрыл сложную диалектику преобразования военной стратегии в военную политику один из выдающихся теоретиков Карл Клаузевиц. В труде "О войне" отмечал, что стратегия "граничит с политикой и державознавством или, вернее,... сама становится и тем и другим". Известный российский военный теоретик Георгий Леер счел необходимым подвести под военно-политическую деятельность серьезную научную основу, отмечая, что политические условия в отношении ведения военных действий, короче говоря, той связи, которая существует между войной и политикой, и должны составить задачу именно военной политики.

Современные взгляды на проблему военной политики достаточно четко сформулировал английский военный теоретик Эрнст Кингстон-Макклори: "Национальная политика - это вершина треугольника, основанием которого служат экономическая политика, внешняя политика и военная политика в их совокупности. Стратегия довольно существенно влияет на все три вида политики и, прежде всего, подвергается воздействию с их стороны. Следовательно, военная политика - это деятельность социальных сил и специально созданных ими институтов власти, возникшей на стыке общегосударственной политики и военной стратегии, направленная на формирование и использование средств вооруженного насилия для ведения войны или противодействия ей, а также для достижения той или иной национальной или общечеловеческой цели.

С позиций межгосударственных отношений военная политика дифференцируется на ряд структурных направлений в зависимости от социального характера взаимодействующих стран, а также от своеобразия тех или иных регионов мира. С начала ХХ века. в экономически развитых государствах и в СССР военная политика имела характер конфронтации. Это продолжалось до тех пор, пока активно не оказались существенные процессы, происходящие в мире, глубокие сдвиги в среде мировых социальных систем, стремительное нарастание грозных глобальных опасностей и, прежде всего, мировой ядерной катастрофы. Глубокая, всесторонняя кризис, произошедшая в 60-70-х годах, вызвала необходимость поиска принципиально иных подходов к военной политики. На смену политике жесткого военного противостояния приходит военная политика неконфронтационного направления, призвана предотвращать войны. Военная политика государств, в" єднувалися в "социалистическую", "братскую" содружество, направлялась на обеспечение их коллективной и национальной безопасности. Но в осуществлении военной политики оказалось и немало слабых мест. Не удалось распространить военно-политической интеграции на все страны, входящие в содружество, преодолеть ее односторонность, чрезмерное доминирование в ней и по форме, и по сути интересов Советского Союза, что было похоже на диктат или прямое вооруженное вмешательство во внутренние дела государств содружества.

Со странами так называемого третьего мира военная политика допускала предоставление военной помощи и поддержки в самых разнообразных формах (вплоть до участия советских войск в боевых действиях). Впоследствии это стало для СССР широкомасштабным и непосильным грузом. Обнаружились серьезные просчеты и неоправданные шаги. Вовлеченность СССР в дела "третьего мира" стала явно не по средствам (так, в начале 90-х годов невозвращенный Советскому Союзу долг превысил 85 млрд рублей), назрела необходимость радикальных изменений, более полного учета национальных и общечеловеческих интересов разных сторон.

совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и др. органов, учреждений и институтов государства, занимающихся военной деятельностью. Основным элементом В.о.г. является вооруженная организация государства, в которую входят вооруженные формирования, предусмотренные государственным законодательством, а также военно-административные, военно-правовые органы. Ядро вооруженной организации составляют ВС. Вторым элементом В.о.г. является система жизнеобеспечения вооруженной организации государства. Ее ведущим звеном выступает военно-промышленный комплекс и часть др. отраслей экономики и науки, преимущественно работающих в военной области. Третий элемент В.о.г. составляют органы и учреждения государственной власти, политические органы и организации, непосредственно занимающиеся вопросами обороны и безопасности страны. Назначение В.о.г. зависит от характера и целей политики государства. Ее конкретная структура и функции определяются органами государственной власти в соответствии с военной доктриной государства, состоянием военно-политической обстановки в мире и регионе, экономики, социальной и духовной жизни общества, историческими и национальными традициями и др. объективными факторами. Деятельность В.о.г. обеспечивает необходимый уровень обороноспособности государства, его военную мощь и боевую мощь ВС.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

часть государственного механизма, предназначенная для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы. Военная организация РФ включает в себя ВС РФ, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, др. войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач обороны и безопасности. В более широком смысле в В. о. г. включаются часть промышленного и научного комплекса страны, а также органы государственного управления военно-техническим строительством и нормативная правовая база, определяющая функции, права, обязанности и взаимосвязи всех элементов В. о. г. Признаками В. о. г. являются: вопервых, исполнение военнослужащими в особом порядке служебных обязанностей (обязанностей военной службы), во-вторых, регламентация их деятельности военным законодательством, не распространяющимся на иные виды деятельности, в-третьих, и это основное, решение специфических задач военной безопасности специфическими (военными) методами. Структура В. о. г. меняется в зависимости от уровня развития общества, характера политического строя, социально-экономической базы, а также в зависимости от развития средств вооруженной борьбы, условий внутренней и внешнеполитической обстановки. К воинским формированиям относятся воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, а также создаваемые на военное время специальные формирования. Под понятием «органы» подразумеваются: СВР России; органы ФСБ России; органы ФСО России; Федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.

Подготовка и ведение войн, создание вооруженных формирований и военно-политических коалиций всегда занимали важное место в политических отношениях. Это «вызвало к жизни» такой специфический вид политики как военная политика.

Военная политика прошла сложный путь становления и развития. Ее зарождение связано с возникновением государств. Обеспечение и реализация их властных полномочий требовали организованной военной силы, ведения вооруженной борьбы как формы разрешения социальных противоречий и достижения политических целей.

В относительно самостоятельный вид военная политика выделилась на рубеже XVIII-XIX веков. Это было обусловлено формированием массовых, регулярных армий, участием в войнах больших людских ресурсов, использованием в военном противоборстве значительных материальных средств. В этих условиях решение об использовании вооруженного насилия в политических целях могло приниматься не в рамках военной стратегии, а только на общегосударственном уровне. Для руководства военной деятельностью необходимы были постоянные учреждения и органы, определяющие политику государства в военной сфере.

Военная политика не является обособленной, абсолютно самостоятельной частью общей политики. Ее составляют определенные аспекты внутренней и внешней политики государства и их разновидностей. Военная политика – это деятельность государства, направленная на создание и обеспечение функционирования военной организации, подготовку и применение средств вооруженного насилия для защиты и реализации национальных интересов.

Военная политика интегрирует политическую, экономическую, научно-техническую и другие виды деятельности государства, ориентирует их на решение конкретных задач обеспечения военной безопасности общества, государства, личности. Военная политика функционально связана с различными сферами жизни общества, опирается на них и обеспечивает необходимые условия для их развития.

Функционирование и реализация военной политики, как особой сферы деятельности государства, имеют свои особенности:

- во-первых , содержание и направленность военной политики предопределяются геополитическим положением страны, уровнем её экономического развития, состоянием демографической ситуации, политической организацией, социокультурными факторами и мобилизационными возможностями общества, а также интересами господствующей элиты. Это обуславливает цели военной политики и ее характер: в одних случаях агрессивный, захватнический, а в других миролюбивый, оборонительный;

во-вторых , содержание военной политики составляют военно-экономическое, военно-политическое, военно-техническое, военно-кадровое, военно-дипломатическое, военно-информационное и другие направления государственной деятельности. Этим обеспечивается реализация национальных интересов в различных сферах общественных отношений, защиту суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя страны;


в-третьих , военная политика активно воздействует на различные сферы общественной жизни. Во время войны, она в известной мере подчиняет себе систему управления, экономику, культуру и науку, системы образования и здравоохранения, организуя и мобилизуя их в интересах укрепления и поддержания высокой боеспособности военной организации государства, эффективного ведения вооруженной борьбы.

Формирование и реализация военной политики осуществляется ее субъектами . Основным субъектом военной политики является государство, которое обладает монопольным правом на легальное применение военной силы, вооруженных средств борьбы для достижения политических целей. Кроме государства субъектами военной политики, в зависимости от их места и роли в системе политических отношений, могут быть различные социальные силы и институты: органы местного самоуправления, политические партии, руководящие органы военных и военно-политических блоков и союзов, общественные организации и движения и др. Объектом военной политики является военная организация государства, те сферы жизнедеятельности общества, в которых формируются ресурсы и средства, используемые для обеспечения ее функционирования.

Военная политика имеет определенную структуру. Для ее раскрытия используется два основных подхода – системный и функциональный. На основе системного подхода, военная политика рассматривается, как подсистема общей политики, которую образует военная составляющая экономической, социальной, культурной, информационной и других разновидностей политики государства. В соответствии с этим подходом сама военная политика является системой, структуру которой составляют: военно-политические институты и учреждения; военно-политические интересы, военно-политическое сознание и военно-политические отношения.

Военно-политические институты и учреждения – это организационно оформленные структуры, осуществляющие военную деятельность и предназначенные для решения военно-политических задач. Их составляют: органы государственной власти (Глава государства, Парламент, Правительство, Комитеты (советы) Безопасности, региональные органы власти), военные Комитеты и Штабы, органы военного управления. Кроме того, к военно-политическим институтам и учреждениям относятся организации и службы, составляющие систему жизнеобеспечения военной организации государства (военно-промышленный комплекс, военная прокуратура и т.п.), а также создаваемые гражданами организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны и защите страны (добровольные оборонные и военно-патриотические организации).

Военно-политические интересы представляют собой осознанные, объективно существующие потребности населения конкретной страны в военной безопасности личности, общества и государства. На национально-государственном уровне они выражаются в официальных, доктринально-целевых установках по обеспечению военной безопасности. Военно-политические интересы имеют объективно-субъективную природу. Их объективная природа обусловлена реальными потребностями личности, общества и государства в военной безопасности страны, в ее надежном суверенитете, территориальной целостности и международном авторитете. Военно-политические интересы основываются на национальном достоянии и национальных ценностях, обеспечиваются возможностями экономики, социальным, политическим, духовно-нравственным, интеллектуальным и геополитическим потенциалами общества, военной организацией государства. Субъективная сторона военно-политических интересов проявляется в том, что их конкретными носителями являются индивиды (личности), общество и государство, с присущими только им ценностями и потребностями, устремлениями и установками в обеспечении эффективной военной безопасности.

Военно-политическое сознание в структуре военной политики представлено выработанными обществом идеями и мнениями о роли военного фактора в истории, внутренней и внешней политике государства, идеями защиты отечества и воинского долга, оценочным отношением людей к конкретным войнам и военно-политическим явлениям. Государство и другие властные субъекты в интересах обеспечения широкой социальной поддержки своей военной политики вырабатывают и внедряют в массы идеологические и психологические ценности и установки, способствующие формированию и развитию патриотического военно-политического сознания.

Военно-политические отношения составляют многообразные связи, складывающиеся между индивидами, общностями, государствами, создаваемыми ими институтами и организациями, в процессе их военной деятельности. Эти связи могут быть союзническими, проявляться в тесном сотрудничестве и взаимопомощи субъектов военной деятельности, или конфронтационными, характеризоваться взаимной подозрительностью и отчужденностью, проявляться в противостоянии и даже открытой вооруженной борьбе. Состояние военно-политических отношений между их субъектами определяет содержание и задачи военной политики.

C точки зрения функционального подхода структуру военной политики составляют: военно-политические идеи и принципы, военно-политические решения и планы, практическая деятельность субъектов военной политики по их реализации. Военно-политические идеи и принципы формулируются в военной доктрине и в других государственных правовых и политических документах. Военно-политические решения и планы , разрабатываются органами военно-политического руководства страны и военного управления, носят конкретный ситуативный характер. Практическая деятельность субъектов военной политики по реализации военно-политических идей и принципов, военно-политических решений и планов заключается в руководстве военным строительством и вооруженными силами, в регулировании военно-политических отношений с другими государствами и их коалициями, в руководстве военно-политическими акциями различного масштаба и характера.

Элементы структуры военной политики находятся в тесном единстве и взаимосвязи. Их взаимодействием достигается целостность военной политики, как самостоятельного явления, определяется ее предназначение . В современных условиях военная политика призвана: оценивать возможности, необходимость и пределы применения военной силы для достижения политических целей; определять количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы, направлять процесс военного строительства; вырабатывать методы применения военной силы, способы противодействия потенциальному агрессору и взаимодействия с союзниками, определять характер военных акций. Предназначение военной политики свидетельствует о ее особой роли в системе общественных отношений, обеспечении национальной безопасности и защите суверенитета страны.

Военная политика – специфическая разновидность политики, отражающая социально-политические аспекты ее взаимодействия с военным делом. Она является неотъемлемой частью общегосударственной политики с присущими ей генетическими, родовыми и видовыми атрибутами.

Политика сформировалась как особая система социальных связей, сохраняющая общность жизни людей посредством публичной власти. Она необходимое средство выживания и развития общества за счет повышения уровня межгруппового согласия, совершенствования и прогресса социальных отношений. Это своеобразный механизм, посредством которого осуществляется распределение материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении общества.

Политика как общественное явление обладает отличительными свойствами, структурой, выполняет в современном обществе значимые функции и подразделяется на отдельные виды. Она не является изолированной областью социальной действительности, а находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с различными явлениями общественной жизни: экономикой, правом, моралью, войной и другими.

Особой разновидностью политики является военная политика. Это составная часть общей политики государства, направленная на создание и функционирование военной организации, подготовку и применение насильственных средств для достижения политических целей. Современная Россия нуждается в эффективной и целеустремленной военной политике, отвечающей ее национально-государственным интересам, задачам обеспечения национальной безопасности.

Контрольные вопросы

1. Раскройте предпосылки возникновения политики.

2. Дайте определение понятия «политика». В чем природа и сущность политики?

3. Перечислите отличительные свойства и структурные элементы политики как общественного явления.

4. Классифицируйте политику по различным основаниям. Дайте характеристику ее основным разновидностям.

5. Какова взаимосвязь и взаимодействие политики и других явлений общественной жизни: экономики, права, морали?

6. Выделите основные аспекты взаимосвязи политики и войны.

7. Дайте определение понятия «военная политика». Перечислите структурные элементы военной политики и охарактеризуйте их.

Литература

Аристотель. Политика; Афинская полития/Предисл. Е.И. Темнова. – М.: Мысль, 1997.

Бельков О.А. Политика военная//Военная энциклопедия. – М.: Военное издательство, 2002. – Т. 6. – С. 476-477.

Капустин Б.Г. Моральный выбор политики: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2004.

Козырев Г.И. Политика как общественное явление // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 1.

Крижанич Ю. Политика. – М.: Наука, 1965.

Платон. Государство. Законы. Политика. – М.: Мысль, 1999.

Политическая энциклопедия. – М.: Мысль, 2001. – Т. 2. – С. 156-169.