Главная · Гастрит · Психические расстройства у детей: как распознать проблемы в маленькой личности? Что делать, если у вас вспыльчивый ребёнок? Советы психолога Занятие педагога психолога с психически неуравновешенным ребенком

Психические расстройства у детей: как распознать проблемы в маленькой личности? Что делать, если у вас вспыльчивый ребёнок? Советы психолога Занятие педагога психолога с психически неуравновешенным ребенком

С ребенком, вспыхивающим по любому поводу, непросто иметь дело. От его необдуманных поступков страдают все: братья и сестры, родители, приятели в садике и школе.

Неумение контролировать свои действия в периоды гневных вспышек приводит к тому, что дети начинают распускать руки, кричат, царапаются, кусаются и щипаются.

Что же делать, если у вас в семье подрастает вспыльчивый ребенок? Советы психологов помогут вам переломить эту негативную тенденцию.

Ни первое, ни второе, считают специалисты. Зачастую подобная черта характера проявляется у тех детей, чьи папы и мамы не уделяли должного внимания эмоциональному воспитанию. Ребенок растет вспыльчивым просто потому, что не может иным способом выразить свое настроение.

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет вспыльчивого человека, как склонного к горячности и легко раздражающегося. По мнению же психологов, вспыльчивость – это эмоциональная несдержанность, взрывная раздражительность, свойственная темпераментным детям.

Таким образом, подобная крайняя эмоциональность зависит еще и от детского темперамента. Неуравновешенность больше характерна для маленьких холериков, чем для флегматичных детей. Вспышки плаксивости и злости также можно наблюдать и у меланхоликов.

  1. С раннего детства малыш чрезмерно активен, даже не научившись ходить. Его движения резкие, быстрые, он часто плачет. Устраивая истерики, кроха падает на пол и сучит ногами.
  2. Вспыльчивых детей легко вывести из себя, а свое недовольство они выражают резко и порой агрессивно: ломают игрушки, которые не работают, рвут книжки, если родители отказываются ее читать, толкают других ребятишек.
  3. В сложных ситуациях такой ребенок действует мгновенно. Однако излишняя эмоциональность мешает продуктивности его поступков. Чаще всего детское поведение разрушительно и непоследовательно.
  4. Несдержанных детей можно назвать экспериментаторами. Они первыми вступают в игру, любят проявлять инициативу, но о последствиях собственных поступков задумываются редко.
  5. Таким малышам требуется большое свободное пространство. Они не переносят тесноту, избегают телесных контактов со взрослыми и сверстниками.
  6. Вспыльчивый ребенок нечувствителен к желаниям других людей. Он предпочитает держаться подальше от ровесников, вступая во взаимодействие лишь в особых случаях – например, при защите собственных интересов.

Несмотря на вышеперечисленные негативные черты характера, неуравновешенный ребенок часто обладает большим творческим потенциалом и массой других положительных качеств. И только нарушенный адаптивный механизм психики и отсутствие эмоционального контроля не позволяет окружающим заметить эти позитивные стороны.

Как бороться с детской вспыльчивостью?

  1. С раннего возраста обозначьте перед малышом рамки дозволенного. Выполнять требования нужно неукоснительно, несмотря на разные обстоятельства, настрой ребенка и собственное настроение. Запрет можно выражать в любой форме – от недовольных взглядов до физических ограничений (крепких объятий).
  2. Вспыльчивость, как особенность темперамента, наследуется от родителей. Поэтому воспитывайте детей своим примером – сдерживайте проявления гнева, раздражения, особенно в их присутствии.
  3. Отслеживайте ранние симптомы назревающего срыва. Так вы успеете отвлечь детское внимание и предупредить эмоциональную вспышку. Явными признаками приступа может быть:
  • повышенная двигательная активность и суетливость;
  • замыкание в себе;
  • демонстративное непослушание;
  • хныканье.
  1. Бесполезно требовать от ребенка «замолчать» и «посидеть в тишине». Напротив, вовлеките его в беседу, расспросите, что он чувствует и о чем думает. Если дети научатся рассказывать о своих эмоциях спокойным тоном, то и впредь смогут их выражать более приемлемым способом – через речь и, к примеру, рисунки.
  2. Если вспышку не удалось предотвратить, не кричите на свое чадо. Дайте ему время выплеснуть отрицательные эмоции наружу, чтобы он снял напряжение и успокоился. Однако не забудьте еще раз твердо объяснить, каких поступков вы от него ждете.
  1. На старших дошколят и детей младшего школьного возраста хорошо действуют психокоррекционные сказки, в которых главный герой, будучи вспыльчивым, в итоге побеждает эту наклонность и ведет себя спокойно и сдержанно.
  2. Верьте в нормальность ребенка и донесите эту уверенность до него самого. Многих вспыльчивых детей пугает собственная чрезмерная ярость и агрессивность. Они могут после случившегося приступа «казнить» себя за свой гнев – к примеру, наносить себе побои. Объясните своему чаду, что любите его всяким, в том числе и очень раздраженным.

Что делать мамам и папам, когда бунтующий малыш начинает бить и крушить всё вокруг, кричать и топать ногами на взрослых, а никакие аргументы на него в это время не действуют. В арсенале психологов существует несколько несложных приемов, помогающих выплеснуть негативные эмоции. Попробуйте их все, чтобы подобрать метод, наиболее подходящий для вашего бунтаря.

  1. «Листки гнева»

Ребенок злится? Нарисуйте на листе бумаги его гнев – мордочку с зубами, злого зверька. Дайте ему в руки эту картинку и объясните, что он может разорвать свой гнев, раздражение и вспыльчивость. Можете заранее запастись подобными «листками гнева».

  1. «Бой с подушками»

«Ах, вот ты как! Ну, сейчас ты у меня получишь!», – с такими словами «нападайте» на вспылившего ребенка. Несерьезная битва подушками поможет быстро скинуть напряжение, рассмешить малыша, который скоро забудет о предмете злости.

  1. «Лопни шарик»

Безусловно, в острый момент кризиса вы не успеете надуть воздушный шарик, так что этот способ подойдет тем родителям, у кого уже есть надутые шары. Например, оставшиеся от какого-либо праздника. Предложите ребенку лопнуть шарик или покажите, как можно сдувать пузырьки на упаковочной пленке.

  1. «Обзывалки»

Избавить от агрессии поможет такая простая игра, как «обзывалки». Конечно, обзывать друг друга следует в шутку. К примеру, назовите малыша «морковкой» или «редиской». Только отслеживайте детскую реакцию, поскольку некоторые дети в момент злости могут негативно отнестись к подобному развлечению.

  1. «Домашний театр»

Этот способ можно применять, когда ребенок успокоится и будет готов к взаимодействию. Устройте дома кукольное или пальчиковое представление. В таких постановках играют два персонажа – излишне эмоциональный и спокойный. Ваша задача – показать выгоду от более сдержанного поведения.

Ну и напоследок, нужно понимать, что дети не специально ведут себя вспыльчиво и неуравновешенно, таким поведением они не хотят обидеть родителей. В ваших силах научить ребенка сдерживать свой темперамент, применяя в воспитании твердость и систематичность.

Оценить статью:

(Всего оценок:

В среднем:

Что вы делаете, когда у вашего ребенка истерика или он капризничает? Большинство родителей совершают те же самые ошибки: расстраиваются, пытаются убеждать, спорить, угрожать последствиями или чувствуют себя виноватыми.

У очень чувствительных и вспыльчивых детей есть такие врожденные особенности, которые заставляют их остро реагировать на внутренние и внешние события. Таких детей еще называют «тревожными», «трудными», «взрывными» и «очень эмоциональными». Родители же считают их поведение жестким и негибким. Этим детям обычно нелегко даются незнакомые обстоятельства, новые действия и ситуации и даже умеренные стрессоры. Что же может сделать родитель?

Вообразите шкалу неблагополучия, с делениями от одного до 10. При физическом неудобстве, неудаче или другом стрессе среднестатистический ребенок войдет максимум в оранжевую зону (6 или 7).

Легковозбудимый ребенок при одинаковом стрессоре войдет в так называемую красную зону – от 8 до 10. При этом такой малыш будет кричать, сопротивляться и абсолютно не сможет себя контролировать. А злиться на ребенка, находящегося в красной зоне, все равно, что подбрасывать уголь в костер.

Обычные ожидания ребенка (сон, поход в школу, командные виды спорта) могут казаться вам умеренными стрессорами, но для тревожных и эмоциональных детей они становятся настоящим испытанием. И вполне возможно, что сами дети не справятся с подобной ситуацией. Здесь нужна большая работа по познавательной и эмоциональной коррекции.

Однако не нужно думать, что все зависит от квалифицированной помощи психолога – если ребенок идет домой к своим самым близким и любимым людям (родителям), которые сердиты, раздражены и не обращают на него внимания, то его нервная система просто не справится с хроническими эмоциональными перегрузками.

Специалисты говорят, что при стрессе у эмоциональных детей возникает «чрезмерная реакция». Их нервная система реагирует на стрессор чрезвычайно «эффектно»: это может быть истерика, крики и т. д. Каким же должен быть первый шаг?

Психологи считают, что сначала родителям нужно развить собственные навыки самоконтроля, чтобы затем помочь своим детям успокаивать себя. Например, в случае внештатной ситуации в самолете кислородный пакет должен сначала попасть к родителю, чтобы тот смог оптимально помочь своему ребенку.

Рациональные и умные родители могут легко попасть в ловушку, поступая неправильно с возбужденными и раздраженными детьми. Вызвано ли беспокойство предстоящим днем рождением, игрой в футбол или домашними заданиями, страх находится в голове наблюдателя (родителя), и его не стоит обсуждать в момент эмоционального взрыва.

Психологи советуют: не стоит что-то делать, просто стойте рядом. Другими словами, «не причините вреда» означает, что родители должны вести себя спокойно и тщательно следить за словами и эмоциями, которыми они делятся со своими чувствительными детьми. Раздраженный родительский тон или сталь в голосе могут подтолкнуть ребенка от состояния тревожного беспокойства к бурной истерике.

Исследование нейровизуализации подтвердило то, что мы интуитивно знали – когда мозг одного человека сигнализирует о беспокойстве и тревоге, то эти сигналы передаются стоящему рядом человеку. То есть, дети знают, что чувствуют их родители.

Чувствительные дети могут обнаружить даже неявные отрицательные эмоции: «Нет, она опять истерит», «Как же она не вовремя», «Почему она не такая, как другие дети», и тогда эмоциональный взрыв будет еще ярче.

Таким образом, всем нам нужно попытаться достичь максимально спокойного эмоционального состояния в ответ на поступки чрезвычайно тревожных и эмоциональных детей.

1. Подтвердите чувства своего ребенка. Помните, что сочувствие не означает согласие. Во время кризиса у вашего ребенка повышенный сердечный ритм, он кажется безрассудным и безутешным, а его всего переполняет гормоны стресса, которые вызывают головные боли и боли в желудке. Самая большая сложность для родителей состоит в том, что ребенок не идентифицирует проблему, которая является причиной беспокойства. Поэтому родители часто высказывают пренебрежение, которое приводит к тому, что ребенок кричит еще сильнее, чтобы объяснить, как он расстроен. Вместо того чтобы сказать: «Ты любишь школу. Просто слишком волнуешься сегодня», лучше добавить: «Ты не хочешь идти сегодня в школу. Твой животик болит, и тебе кажется, что это худший день в твоей жизни».

2. Будьте терпеливыми и понимающими то, что испытывает ваш ребенок. Скажите себе: «Она делает все, что может, учитывая ее эмоциональное состояние. Она не виновата в том, что у нее такой темперамент». Сострадание и понимание приведет к более быстрому разрешению эмоциональной вспышки, даже если она продлится дольше, чем вы хотели бы.

3. Повторяйте и слушайте. В то время, как вы сидите спокойно и слушаете своего ребенка, попытайтесь просто повторить то, что он вам говорит. Не спорьте. Скажите ему, что вы его внимательно слушаете. Говорите медленно и очень спокойно.

4. «Тише едешь, дальше будешь». Хотя вы боретесь со своим нетерпением, помните, что тревожность похожа на гравитацию: что поднимается вверх, обязательно окажется на земле, внизу. Другими словами, пусть накал эмоций вашего ребенка растет сейчас, потом он обязательно снизится. Цель родителя в такой ситуации – не сделать хуже, то есть не нужно спорить, критиковать или даже слишком много говорить, потому что любая стимуляция может вызвать еще большее эмоциональное напряжение. Если дело касается ответа родителей на сильные эмоции ребенка, то принцип «Тише едешь, дальше будешь» полностью себя оправдывает.

5. Успокойте себя, что такой подход – это не «порча» или «потакание» вашему ребенку , вместо этого он помогает избавить ребенка от высокой тревожности и вспыльчивости. Хотя вы можете чувствовать, что это занимает слишком много времени или же вам кажется, что вы усиливаете плохое поведение, вспомните, что ваши другие карательные методы не работали.

6. Единственный человек, которым вы можете управлять, это вы сами. Попробуйте успокоиться и сделайте дыхательное упражнение. Вдыхайте в течение пяти секунд и так же пять секунд медленно выдыхайте. Используйте для контроля за временем секундную стрелку на часах и следите за движением живота. Поскольку вы сосредотачиваетесь на самоуспокоении, то ваш ребенок может решить присоединиться к вам.

7. Отвлечение работает. Если у вашего ребенка эмоциональный стресс идет на убыль из красной зоны (от 8 до 10) в оранжевую зону (6-7), то отвлечение внимания поможет ему успокоиться и далее. Возможно, вы сможете рассказать ему историю из своего детства о том, когда вам необходимо использовать такие техники, как глубокое дыхание или позитивный разговор с самими собой для самоуспокоения. Ваш пример покажет ребенку, что каждый человек должен работать над самим собой, чтобы стать лучше.

Дети учатся у своих родителей всему, в том числе и эмоциональному регулированию. Возможно, взрослым стоит начать с себя, чтобы помочь малышам с высокой чувствительностью, тревожностью и вспыльчивостью стать более спокойными и научиться контролировать свои эмоции. Помните, что ваши дети смотрят на вас.

Редакция

Мы знаем, что у ребенка бывают кризис трех лет, кризис семи лет, но что делать, если детские истерики происходят и вне этого времени. Если ребенок на любое ваше замечание реагирует очень эмоционально? Как общаться с эмоциональным, вспыльчивым ребенком, чтобы ребенок услышал вас?

Читай также: Как сделать так, чтобы ребенок слушался вас

Если ваш ребенок переживает частые эмоциональные всплески, вам, конечно, не позавидуешь. С другой стороны, вы должны понимать, что когда ребенок не может выразить свои чувства с помощью слов, включаются эмоции и крайне вероятен срыв, поэтому всегда следует быть готовым к проявлениям истерик, потери самообладания, вызывающего поведения и эмоциональных всплесков.

Эмоциональные всплески у детей могут длиться от тридцати секунд до нескольких минут или даже нескольких часов (терпения вам, родители). И хотя они являются частью взросления, иногда у родителей просто опускаются руки.

Главное родительское правило – в любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Держите еще десять правил, которые помогут вам найти общий язык с очень эмоциональной ребенком и избежать детских истерик.

Читай также: 10 игр для снятия стресса у ребенка

1. Истерику лучше предупредить

Обращайте внимание на ранние признаки назревающих срывов. Признаками приближающегося эмоционального срыва у ребенка могут быть:

  • хныканье, нытье;
  • повышенное двигательное беспокойство и суетливость;
  • выпрашивание;
  • раздражение, иногда ярко выраженное;
  • замыкание в себе.

Вы можете успеть отвлечь внимание ребенка, предупредив эмоциональную вспышку.

Читай также: Все буде добре. Как справиться с детскими истериками

2. Дайте ребенку возможность самостоятельно вернуться в реальность

Независимо от того, где вы находитесь – дома или в общественном месте, не становитесь на пути проявления истерики вашего ребенка. Старайтесь сохранять спокойствие, он должен понять, что вы не контролируете его поведение. Устав от проявления собственных эмоций, ребенок вернется в реальность, возможно, даже через считанные минуты.

3. Выясните истинную причину эмоционального срыва

Когда эмоциональный кризис минул, поговорите с ребенком, постарайтесь аккуратно поинтересоваться, что вызвало его раздражение. попросите его описать, что он чувствовал перед самым кризисом. Это поможет ребенку понять, какие эмоции он должен контролировать в первую очередь.

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

  • задержки развития;
  • раннего детского возраста;
  • синдром дефицита внимания.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, ;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

— сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Эмоциональная неуравновешенность

Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огор-чить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который ката-ется по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не вы-сохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подоб-ное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни, сов-сем как у нас. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назав-тра -- живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью или переездом на но-вое место, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату... Другими словами, мы понимаем, что его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного об-стоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ре-бенку избавиться от него, часто бывает, что чувства ма-лыша вызывают у нас полное недоумение.

Факт тот, что никто не в силах полностью объяснить подобную эмоциональную неуравновешенность детей. Поэтому до тех пор, пока плохое настроение не затяги-вается надолго -- к примеру, на несколько дней -- и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном со-стоянии или с ним происходят резкие и неожиданные пе-ремены, лучше обратиться за советом к психологу. Если что-то постоянно беспокоит ребенка, специалист сможет объяс-нить, как нам следует поступать. Если, напротив, все в порядке, он успокоит нас, и мы перестанем тревожи-ться. А вообще лучше не придавать слишком большого зна-чения переменам его настроения и позволить ребенку са-мостоятельно обрести эмоциональную стабильность.

Неврозы детей, причины и следствия

Данный вопрос по своей актуальности также заслуживает внимания родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство взрослых просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он: “тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий ответ. В книге Владимира Леви “Нестандартный ребенок” описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.

Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нам грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое будущее. Да, проблема важна, очень. Но все больше родителей придает значение здоровью своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится действовать методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически.

Современная семья “представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом” - пишет А.И.Захаров . Сюда же можно добавить и смешение половых ролей в обществе: становится все более заметна феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо отметить, эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с себя как можно больше ответственности за этот процесс. Женщины предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой дифференциации в обществе), не соответствующий действительности: для мальчиков - образец смеси “прекрасного принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный личным примером отца, для девочек до сих пор действует стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно пример собственной матери, не соответствующий реальной женщине в современном обществе.

Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества, нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному или матриархальному укладу). Но процесс становления новой семьи труден и болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме хозяин?”, женщины, воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены приспособиться к современным условиям и вести себя более активно, тоже претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей .

На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж.Пирса, “рассоединенные” , они существуют рядом, но не вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не способствует здоровью ребенка во всех отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить: компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в родительстве”, предложенный, Дж.Пирсом, на самом деле - актуальное требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях. Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей, что в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.

Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве представление в собственной семье. По моему мнению, в современную школьную программу надо включить предмет “Родительство”, обучая, что называется “с младых ногтей” премудростям этой сложной науки. Так как пока что редкую нынешнюю семью можно взять за пример для подражания - гармония семейных отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок) .

По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей книге “Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:

Невроз страха.

Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.

“Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера... А если ребенок и прежде был беспокойным, то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки (боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это “что-то” означает смерть: от пожара, болезни и т.д. ...Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве”.

А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет - отца.

Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский способ поведения.

Неврастения.

“Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.

Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых требований (не просьб, обращений, а требований и приказов).

Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем больше ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается такая ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения своего рейтинга у родителей.

Истерический невроз.

“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”.

Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.

Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы говорят родители. Таких детей называют “невостребованными”.

На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.

Невроз навязчивых состояний.

Последний невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более старшем школьном возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения.

Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).

А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг: родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей. И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?” На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней”.

На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое “всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят “с больной головы на здоровую” - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей.

Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на поверхность” может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя, можно сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания собственной бездеятельности”.

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

Психические расстройства способны усложнить человеку жизнь даже больше, нежели очевидные физические недостатки. Особенно критично выглядит ситуация, когда от невидимого недуга страдает маленький ребенок, у которого вся жизнь впереди, а именно сейчас должно происходить стремительное развитие. По этой причине родителям следует ориентироваться в теме, внимательно следить за своими детьми и оперативно реагировать на любые подозрительные явления.


Причины возникновения

Детские психические заболевания не возникают из ниоткуда – есть четкий перечень критериев, которые не гарантируют развитие нарушения, однако сильно ему способствуют. Отдельные заболевания имеют собственные причины, но для данной сферы больше характерны смешанные специфические расстройства, да и речь ведь не о выборе или диагностике болезни, а об общих причинах возникновения. Стоит рассматривать все возможные причины, без деления по вызываемым ими расстройствам.

Генетическая предрасположенность

Это единственный совершенно неизбежный фактор. В этом случае заболевание обусловлено изначально неправильным функционированием нервной системы, а генные нарушения, как известно, не лечатся – доктора могут разве что приглушить симптомы.

Если среди близких родственников будущих родителей известны случаи возникновения серьезных психических расстройств, не исключено (но и не гарантировано), что они передадутся малышу. Однако такие патологии могут проявить себя даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей



Повреждения головного мозга

Еще одна крайне распространенная причина, которая (как и генные нарушения) мешает нормальной работе мозга, но уже не на генном, а на видимом в обыкновенный микроскоп уровне.

В первую очередь сюда относятся травмы головы, полученные в первые годы жизни, но некоторым детям не везет настолько, что травмироваться они успевают еще до рождения – или в результате сложных родов.

Нарушения может спровоцировать также инфекция, которая считается более опасной для плода, но может заразить и ребенка.

Вредные привычки у родителей

Обычно указывают на мать, но если отец не был здоров из-за алкоголизма или сильного пристрастия к курению, наркотикам, это также могло сказаться на здоровье ребенка.


Специалисты утверждают, что женский организм особенно чувствителен к разрушительному воздействию вредных привычек, поэтому женщинам вообще крайне нежелательно пить или курить, но даже мужчина, желающий зачать здорового ребенка, должен предварительно воздерживаться от подобных способов на протяжении нескольких месяцев.

Беременной женщине пить и курить запрещено категорически.

Постоянные конфликты

Когда говорят, что человек способен сойти с ума в сложной психологической обстановке, это вовсе не является художественным преувеличением.

Если взрослый не обеспечивает здоровую психологическую атмосферу, то для малыша, который еще не обладает ни развитой нервной системой, ни правильным восприятием окружающего мира, это может стать настоящим ударом.



Чаще всего причиной возникновения патологий становятся конфликты в семье, поскольку там ребенок пребывает большую часть времени, оттуда ему некуда деться. Однако в некоторых случаях важную роль может сыграть и неблагоприятная обстановка в кругу сверстников – во дворе, в детском саду или школе.

В последнем случае проблему можно решить путем смены учреждения, которое посещает ребенок, но для этого нужно вникнуть в ситуацию и начинать менять ее еще до того, как последствия станут необратимыми.


Виды заболеваний

Дети могут заболевать практически всеми психическими недугами, которым подвержены и взрослые, но малыши имеют и свои (сугубо детские) болезни. При этом точная диагностика того или иного заболевания в детском возрасте сильно усложняется. Сказываются особенности развития малышей, поведение которых и без того сильно отличается от аналогичного у взрослых.

Не во всех случаях родители могут легко распознать первые признаки проблем.

Даже доктора обычно ставят окончательный диагноз не ранее достижения ребенком младшего школьного возраста, используя для описания раннего расстройства весьма размытые, слишком общие понятия.

Мы приведем обобщенный список заболеваний, описание которых по этой причине не будет идеально точным. У некоторых пациентов отдельные симптомы проявляться не будут, а сам факт наличия даже двух-трех признаков не будет означать нарушения психики. В целом сводная таблица детских психических расстройств выглядит так.

Умственная отсталость и задержка развития

Суть проблемы вполне очевидна – ребенок физически развивается нормально, но по умственному, интеллектуальному уровню существенно отстает от своих ровесников. Не исключено, что он никогда не достигнет уровня хотя бы среднего взрослого человека.


Результатом может стать психический инфантилизм, когда взрослый человек ведет себя в буквальном смысле подобно ребенку, причем дошкольнику или школьнику младших классов. Такому ребенку куда сложнее учиться, это может быть вызвано как плохой памятью, так и неспособностью по собственному желанию сосредоточить внимание на конкретном предмете.

Отвлечь малыша от обучения может малейший посторонний фактор.

Синдром дефицита внимания

Хотя по названию эта группа заболеваний может восприниматься как один из симптомов предыдущей группы, природа явления здесь совершенно другая.

Ребенок с таким синдромом в умственном развитии не отстает ничуть, а типичная для него гиперактивность большинством людей воспринимается как признак здоровья. Однако именно в чрезмерной активности и кроется корень зла, поскольку в этом случае она имеет болезненные черты – нет совершенно никакого занятия, которое ребенок бы любил и доводил до конца.



Совершенно очевидно, что заставить такого ребенка прилежно учиться крайне проблематично.

Аутизм

Понятие аутизма крайне широко, но в целом характеризуется очень глубоким уходом в собственный внутренний мир. Многие считают аутизм формой отсталости, но при некоторых формах потенциал обучения таких детей не очень сильно отличается от сверстников.

Проблема кроется в невозможности нормальной коммуникации с окружающими. Если здоровый ребенок абсолютно всему учится у окружающих, то аутист получает из внешнего мира куда меньше информации.

Серьезной проблемой также оказывается получение нового опыта, поскольку больные аутизмом дети крайне негативно воспринимают любые резкие перемены.

Однако аутисты способны даже к самостоятельному умственному развитию, просто оно проходит медленнее – из-за отсутствия максимальных возможностей для получения новых знаний.

«Взрослые» психические расстройства

Сюда следует отнести те недуги, которые считаются относительно распространенным явлением среди взрослых, а вот у детей встречаются довольно редко. Заметным явлением среди подростков являются различные маниакальные состояния: мания величия, преследования и так далее.

Детская шизофрения поражает лишь одного ребенка среди пятидесяти тысяч, но пугает масштабами регресса в умственном и физическом развитии. Из-за ярко выраженных симптомов стал известным и синдром Туретта, когда больной регулярно использует нецензурную лексику (неконтролируемо).




На что обратить внимание родителям?

Психологи с большим опытом работы утверждают, что абсолютно здоровых людей не существует. Если в большинстве случаев мелкие странности воспринимаются как своеобразная, но никому особо не мешающая черта характера, то в определенных ситуациях они могут стать явным признаком грядущей патологии.

Поскольку систематика психических заболеваний в детском возрасте осложняется похожестью симптомов у принципиально разных нарушений, не стоит рассматривать тревожные странности в привязке к отдельным заболеваниям. Лучше подать их в виде общего перечня тревожных «звоночков».

Стоит напомнить о том, что ни одно из названных качеств не является стопроцентным признаком психического расстройства – если только не наблюдается гипертрофированный, патологический уровень развития дефекта.

Итак, поводом для похода к специалисту может стать яркое проявление у ребенка следующих качеств.

Повышенный уровень жестокости

Здесь следует различать детскую жестокость, вызванную непониманием степени причиняемого дискомфорта, и получение удовольствия от целенаправленного, осознаваемого причинения боли – причем не только другим, но и себе.

Если малыш в возрасте около 3 лет тянет кошку за хвост, то он таким путем познает мир, а вот если в школьном возрасте он проверяет ее же реакцию на попытку оторвать ей лапу, то это уже явно ненормально.

В жестокости обычно выражается нездоровая атмосфера дома или в компании приятелей, но она может как пройти сама собой (под воздействием внешних факторов), так и дать непоправимые последствия.



Принципиальный отказ от еды и гипертрофированное желание похудеть

Понятие анорексии в последние годы на слуху – оно является следствием заниженной самооценки и стремлением к идеалу, который настолько преувеличен, что приобретает безобразные формы.

Среди детей, страдающих анорексией, практически все – это девушки-подростки, но следует различать нормальное слежение за своей фигурой и доведение себя до истощения, поскольку последнее крайне отрицательно влияет на работу организма.


Приступы паники

Боязнь чего-либо может выглядеть в целом нормальной, но иметь неоправданно высокую степень. Условно говоря: когда человек боится высоты (падения), стоя на балконе – это нормально, а вот если ему страшно находиться даже просто в квартире, на последнем этаже – это уже патология.

Такой необоснованный страх не только мешает нормальной жизни в социуме, но и может довести до более тяжелых последствий, фактически создавая сложную психологическую обстановку там, где ее нет.

Ярко выраженная депрессия и склонность к суициду

Грустить свойственно людям любого возраста. Если это затягивается на продолжительное время (например, пару недель), возникает вопрос о причине.

У детей фактически нет причин для того, чтобы впадать в депрессию на столь продолжительный период, поэтому ее можно воспринимать как отдельную болезнь.



Единственным распространенным основанием для детской депрессии может быть разве что сложная психологическая обстановка, однако она как раз является причиной развития многих нарушений психики.

Сама по себе депрессия опасна склонностью к самодеструкции. О самоубийстве хотя бы раз в жизни задумываются многие люди, но если данная тема принимает очертания увлечения, есть риск попытки нанесения себе увечий.


Резкие смены настроения или изменения в привычном поведении

Первый фактор указывает на расшатанность психики, ее неспособность сопротивляться в ответ на те или иные раздражители.

Если человек так ведет себя в повседневности, то его реакция в чрезвычайной ситуации может быть неадекватной. Кроме того, постоянными приступами агрессии, депрессии или страха человек способен изводить себя еще больше, а также отрицательно влиять на психическое здоровье окружающих.


Сильное и резкое изменение поведения, не имеющее конкретного обоснования, указывает скорее не на появление психического расстройства, а на повысившуюся вероятность такого исхода.

В частности – внезапно ставший молчаливым человек наверняка испытал сильный стресс.

Зашкаливающая гиперактивность, мешающая концентрации внимания

Когда ребенок очень подвижен, это никого не удивляет, но у него наверняка есть какое-то занятие, которому он готов посвятить продолжительное время. Гиперактивность с признаками нарушения – это когда малыш даже в активные игры не может играть достаточно долго, и не потому, что устал, а просто вследствие резкого переключения внимания на что-нибудь другое.

Повлиять на такого ребенка невозможно даже угрозами, а ведь он сталкивается с пониженными возможностями для обучения.


Негативные явления социального характера

Чрезмерная конфликтность (вплоть до регулярного рукоприкладства) и склонность к вредным привычкам сами по себе могут просто сигнализировать о наличии сложной психологической обстановки, которую ребенок пытается преодолеть такими неприглядными способами.

Однако корни проблемы могут быть и в чем-то другом. Например, постоянная агрессия может быть вызвана не только необходимостью защищаться, но и упомянутой в начале списка повышенной жестокостью.

Методики лечения

Хотя психические расстройства однозначно являются серьезной проблемой, большинство из них можно корректировать – вплоть до полного выздоровления, тогда как к неизлечимым патологиям относится сравнительно небольшой процент из них. Другое дело, что лечение может длиться годами и почти всегда требует максимального вовлечения всех окружающих ребенка людей.

Выбор методики сильно зависит от диагноза, при этом даже очень похожие по симптомам заболевания могут требовать принципиально разного подхода в лечении. Именно поэтому так важно максимально точно описать врачу суть проблемы и замеченную симптоматику. Главный упор при этом необходимо сделать на сравнение «было и стало», объяснить, почему вам кажется, что что-то пошло не так.


Большинство сравнительно простых заболеваний лечится обыкновенной психотерапией – и только ею. Чаще всего она имеет форму личных бесед ребенка (если он уже достиг определенного возраста) с доктором, который таким путем получает максимально точное представление о понимании сути проблемы самим пациентом.

Специалист может оценить масштаб происходящего, выяснить причины. Задача опытного психолога в данной ситуации – показать ребенку гипертрофированность причины в его сознании, а если причина действительно серьезная – попытаться отвлечь пациента от проблемы, дать ему новый стимул.

При этом терапия может принимать разные формы – например, замкнутые в себе аутисты и шизофреники вряд ли поддержат беседу. Они могут вообще не пойти на контакт с человеком, однако обычно не отказываются от тесного общения с животными, что в итоге может увеличить их общительность, а это – уже признак улучшения.


Применение медикаментов всегда сопровождается той же психотерапией, но уже свидетельствует о более сложной патологии – или же о большей ее развитости. Детям с нарушением навыков общения или замедленным развитием дают стимуляторы, чтобы увеличить их активность, в том числе – познавательную.

При ярко выраженной депрессии, агрессии или панических атаках прописывают антидепрессанты и успокоительные. Если ребенок демонстрирует признаки болезненных перепадов настроения и припадки (вплоть до истерики), используют стабилизирующие и антипсихотические средства.


Стационар – самая сложная форма вмешательства, показывающая необходимость постоянного наблюдения (хотя бы в течение прохождения курса). Такой тип лечения используется только для коррекции самых тяжелых расстройств – например, шизофрении у детей. Недуги такого рода не лечатся за один раз – маленькому пациенту придется неоднократно ложиться в больницу. Если положительные сдвиги будут заметны, такие курсы со временем станут более редкими и короткими.


Естественно, что во время лечения для ребенка должна быть создана максимально благоприятная обстановка, исключающая любой стресс. Именно поэтому факт наличия психического заболевания не нужно скрывать – наоборот, воспитатели в детском саду или школьные учителя должны знать о нем, чтобы правильно выстроить учебный процесс и взаимоотношения в коллективе.

Совершенно недопустимо дразнить или попрекать ребенка его расстройством, да и вообще не стоит о нем упоминать – пусть малыш почувствует себя нормальным.

Но чуть больше любите его, и тогда со временем все встанет на свои места. В идеале – реагировать лучше еще до проявления любых признаков (профилактическими методами).

Добейтесь стабильной положительной атмосферы в кругу семьи и выстройте доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог в любой момент рассчитывать на вашу поддержку и не боялся рассказать о любом неприятном для него явлении.

Дополнительную информацию, касающуюся этой темы, вы можете узнать, посмотрев видео ниже.

Создано 26.10.2012 14:53

Почему четверть всех детей страдают от расстройства психики?

За последнее десятилетие количество детей с неустойчивой психикой увеличились почти на 20%. Всего более 25% школьников нуждаются в специальной психологической помощи.

Психические расстройства - наиболее социальные болезни, поскольку касаются не только самого больного, но и тех, кто рядом с ним - утверждают детские психологи. Многие думают, что психически больные - опасные и неизлечимые. Это совсем не так. Нынешняя медицина позволяет стабилизировать состояние людей и детей в частности.

Люди часто боятся обращаться за квалифицированной помощью. Останавливает, возможно, недоверие к психологии, наконец боязнь получить клеймо "психически больной". Мы проводили опрос: восемь из десяти пациентов, которые лечились в психиатрическом диспансере, отметили, что после того, как они оказались в психиатрическом учреждении, отношение к ним со стороны коллег и родных ухудшилось, с больных даже в семьях начали насмехаться.

Психологи советуют родителям больше уделять внимания психически неуравновешенным детям. На ранней стадии болезнь можно остановить. В 15-20% случаев первичный психоз не повторяется. Однако его сразу не выявить, он перерастает в хроническую болезнь, а затем в инвалидность.

Психически больных детей особенно проблематично лечить, - рассказывает детский психиатр Василий Галябар. - Во-первых, им труднее адаптироваться, во-вторых, лечить детей психотропными лекарствами опасно. Часто приходится сталкиваться и с непониманием проблемы родителями. Когда происходит конфликт между родителями и детьми, психологические проблемы могут перерасти в физиологические недостатки. Бывают случаи, когда родители по десять лет не обращали внимания на психические расстройства собственных детей. И только когда у ребенка появлялись дефекты или они начинали вести себя очень странно, они обращались за помощью - сетуют специалисты Центра здоровья дримлайн. Сейчас уже работают над методологией обучения и воспитания психически неуравновешенных детей. Прежде всего это профилактика путем понимания таких детей.