Главная · Гастрит · Проект микробы враги или друзья. Микроорганизмы - друзья враги или? Актуальность проекта Актуальность проекта Чем раньше у ребёнка сформируется осознанная необходимость заботиться о. Опасны ли грибы в кишечнике

Проект микробы враги или друзья. Микроорганизмы - друзья враги или? Актуальность проекта Актуальность проекта Чем раньше у ребёнка сформируется осознанная необходимость заботиться о. Опасны ли грибы в кишечнике

Знакомьтесь - бактерии

Некоторые из них составляют 90% клеток вашего организма. Тело человека - дом для триллионов форм жизни: от кишечной палочки, которая с помощью трех своих жгутиков быстро плавает по кишечнику, до сальмонеллы, которая, являясь причиной пищевых отравлений, тем не менее может жить на коже безо всякого вреда для него.

Спонсор записи: Бюро переводов Databridge.ru . Мы переводим для Intel, Sony, Siemens, Microsoft, Canon, Mazda. Приемлемые цены, качество лидера рынка.


1. Компьютерное изображение бактерий (синих и зеленых) на человеческой коже. На ней можно найти множество типов бактерий, особенно рядом с потовыми железами и волосяными фолликулами. Обычно они не доставляют неприятностей, хотя некоторые могут стать причиной угревой сыпи. Бактерии опасны только в том случае, когда проникают через кожу, например через ранку или порез.


SPL / BARCROFT MEDIA

2. В каждом человеке живут от 500 до 1000 разных видов бактерий. Со временем их становится около 100 триллионов - в десять раз больше, чем клеток, из которых состоит организм взрослого человека.

Компьютерное изображение Helicobacter pylori - бактерии, живущей в желудке. Из-за них может развиться язва или рак желудка.


SPL / BARCROFT MEDIA

3. Лектор из института Корка, доктор Рой Слейтор, говорит: «Только в кишечнике человека содержится 2 кг бактерий. В сущности, мы люди всего на 10%, остальное - микробы».

Компьютерное изображение цепочек бактерий Streptococcus pneumoniae. Эти грамположительные овальные бактерии являются одной из причин пневмонии. Хотя порой они живут в организме, не причиняя вреда, бактерии Streptococcus pneumoniae могут вызвать оппортунистическую инфекцию легких.


SPL / BARCROFT MEDIA

4. Известие о том, что численное преимущество бактерии в организме человека составляет 1:10, может испугать, однако доктор Слейтор утверждает, что они полезны - без них человек не смог бы выжить. «Взаимодействие «человек-бактерии» является по большей части симбиотическим. В обмен на пищу и кров бактерии помогают нам с пищеварением, производством витаминов, а также поддерживают нашу иммунную систему. Они также защищают нас от инфекций патогенов, так называемых плохих бактерий», - говорит он.

Компьютерное изображение бактерий кишечной палочки внутри кишечника. Они могут вызвать бактериальную диарею.


SPL / BARCROFT MEDIA

5. Схематическое изображение бактерий разнообразных кокков на поверхности клеток.


SPL / BARCROFT MEDIA

6. Компьютерное изображение конца реснитчатой палочкообразной бактерии. К таким бактериям относятся кишечная палочка и сальмонелла.


SPL / BARCROFT MEDIA

7. Компьютерное изображение плывущих бактерий.


SPL / BARCROFT MEDIA

8. Электронномикроскопическое изображение бактерии Helicobacter pylori.


SPL / BARCROFT MEDIA

9. Компьютерное изображение реснитчатой палочкообразной бактерии.


SPL / BARCROFT MEDIA

10. Helicobacter pylori


SPL / BARCROFT MEDIA

11. Кроме кишечной палочки и сальмонеллы существует много других палочкообразных бактерий. Эти, например, оснащены жгутиками, которые позволяют им двигаться.


SPL / BARCROFT MEDIA

12. Компьютерное изображение бактерий Enterococcus faecalis. Они относятся к так называемым сверхинфектам (бактериям, стойким к антибиотикам на некоторых этапах развития).


SPL / BARCROFT MEDIA

13. Компьютерное изображение бактерий Helicobacter pylori в человеческом желудке. Они вызывают гастриты, а также являются одной из самых распространенных причин язвы желудка. Так же Helicobacter pylori могут стать главной или второстепенной причиной рака желудка, поскольку их присутствие повышает риск возникновения в нем опухолей.

Наши далекие предки даже представить себе не могли, что мир, который их окружает, густо заселен целыми армиями невидимых живых существ. Лишь с изобретением микроскопа в XVII веке человечество узнало эту ошеломляющую новость. А ведь эти живые организмы появились на нашей планете несколько миллиардов лет назад! Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора, а полезные микроорганизмы, которые обитают в пищеварительном тракте, на коже и слизистых оболочках, участвуют в пищеварении, защищают нас от болезнетворных «сородичей» и даже синтезируют некоторые витамины. Вот уже несколько столетий ученые постоянно «подсматривают», что же творится в этом «параллельном мире». Открытия в области микробиологии позволили разработать правильные, научно обоснованные методы лечения болезней, а также меры, препятствующие их широкому распространению микробов - друзей и врагов человека.


Зловредные «запятые»

В недалеком прошлом одним из самых страшных и опасных заболеваний считалась холера. Из Индии, где появлялись ее очаги, эпидемия проникала в другие страны, неся с собой смерть и опустошение. Никто не знал, как бороться с этим бедствием. Рассматривая под микроскопом воду, взятую из водоемов, где бушевала холера, исследователи обнаружили в ней крохотные живые существа, которые имели форму запятой и быстро передвигались с помощью жгутиков. Это и были возбудители холеры. Открытие помогло разработать эффективные методы, способные побороть недуг, и спустя некоторое время холера перестала быть страшной, вселяющей ужас болезнью. С помощью микроскопа также были обнаружены микробы, вызывающие туберкулез, брюшной тиф, сибирскую язву. Со временем ученые изобрели лекарства для борьбы с этими заболеваниями и микробами - друзьями и врагами человека.


Маленькие, да удаленькие микробы
- друзья и враги человека.

Размер микробов - друзей и врагов человека составляет от тысячных до миллионных долей миллиметра, рассмотреть их можно только под микроскопом. Состоят эти микроорганизмы из одной клетки (исключение - некоторые грибки). Как и всякие живые существа, микробы питаются и размножаются. Хорошей питательной средой для них являются продукты, содержащие много воды (молоко, бульоны), а также мясо, рыба и т. д. Благоприятная для размножения микроорганизмов температура - 37-40 С. В таких условиях уже через полчаса количество микробов удваивается, а через два часа увеличивается в 16 раз и т. д. Микробы широко распространены в природе: в 1 мл загрязненной воды можно обнаружить десятки миллионов микробов, в 1 г унавоженной почвы их миллиарды.

Микрофлора организма человека «весит» до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников. «Вредные» микробы - друзья и враги человека также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются», провоцируя различные заболевания.


Тайные враги

Всем известно, что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.

В местах скопления людей (метро, существенный транспорт, супермаркеты, концертные и кинозалы) количество микробов доходит до 300 тысяч на один кубический метр. На открытом воздухе их гораздо меньше. Ученые обнаружили микробы даже на высоте 1000 метров: в одном кубическом метре, казалось бы, совершенно чистого воздуха находится около 1500 микробов. Если у тебя крепкий иммунитет, организм успешно справляется с невидимыми армиями. А вот если защитные силы ослаблены, любой зловредный маленький агрессор может спровоцировать заболевание. И тогда тебе нужно придерживаться гигиены особенно тщательно.


Операция «чистые руки»

Частое мытье рук для современного человека не просто признак хорошего воспитания и аккуратности. Эта несложная процедура способна защитить от опасных заболеваний, ведь именно через грязные руки микробы-возбудители попадают в наш организм. Мытье рук с соблюдением определенных правил - один из лучших способов профилактики, который требует только мыла и теплой воды или дезинфицирующего средства на спиртовой основе.

В течение дня мы «накапливаем» на руках бактерии - они могут находиться на перилах лестницы, поручнях метро, дверных ручках, клавиатуре компьютера и других поверхностях. Именно через грязные руки передаются многие инфекционные и вирусные заболевания: ОРВИ, грипп, дизентерия, энтеробиоз, гепатит А и ряд других недугов.

Ты помнишь еще с детского сада, что после посещения туалета, а также по возвращении с улицы домой и перед едой нужно непременно мыть руки с мылом и под проточной водой.

Особенно актуальна операция «чистые руки» во время эпидемий, в период обострения сезонных болезней.

Ты посчитала деньги, разобрала покупки, убрала в обувном шкафчике или собрала в коридоре разбросанные вещи своего школьника? Не забудь помыть руки - все предметы, к которым ты только что прикасалась, не идеально чистые! Путь ребенка с улицы в комнату или на кухню непременно должен пролегать через ванную, иначе твой непоседа рискует вместе с яблоком или бутербродом отправить в рот также зловредные микробы - друзей и врагов человека.


Надежный защитник
от вездесущих микробов - друзей и врагов человека - бактерицидное мыло. Оно содержит антибактериальный компонент триклозан, благодаря которому с поверхности рук удаляется большая часть патогенных и условно патогенных микроорганизмов. Вот почему бактерицидное мыло должно быть в каждом доме, ведь оно обеспечит тебе и твоей семье надежную защиту в любой ситуации: в дороге и на пикнике, в походе и на даче. Интересно также, что производители бактерицидного мыла теперь предлагают различные ароматы своего продукта - на любой вкус. Ты можешь выбрать тот, что для тебя приятнее!

Слайд 2

ЦельИзучить особенности жизни бактерий и выяснить могут ли они быть полезными

Гипотеза Бактерии могут приносить не только вред, но и пользу

Слайд 3

Задачи

Рассмотреть под микроскопом бактериальную клетку и изучить внешний вид бактерии Выяснить где живут бактерии Изучить литературные данные о вреде или пользе бактерий

Слайд 4

Методы исследования:

Побеседовали с учителями, родителями, школьным врачом Обратились к словарю Ожегова, чтобы узнать значение слова «бактерия» Прочитали книгу «Петька-микроб» Г. Остера и др.

Слайд 5

4.Рассмотрели бактериальные клетки в микроскоп 5. Получили кефир из молока путём добавления закваски 6. Предложили ребятам ответить на вопросы 7. Составили рекомендации

Слайд 6

Анкета для учеников 1 – 4-х классов

Знаешь ли ты о существовании бактерий? Как ты их себе представляешь? Где, по-твоему, могут жить бактерии? Могут ли бактерии быть полезными?

Слайд 7

Бактерии

Микроорганизмы, которые состоят из одной клетки и могут жить в любой среде

Слайд 8

Исследование 1 Внешний вид бактерий

Слайд 9

По форме бактерии делят на:

Кокки–бактерии шаровидной формы Бациллы–бактерии в виде палочек Вибрионы–бактерии, изогнутые в виде запятой Спириллы – бактерии, скрученные в спираль Так выглядит бактериальная клетка под электронным микроскопом

Слайд 10

В 1 м3 воздуха 280 000 бактерий В 1 см3 воды 6 000 бактерий В 1 г почвы – 3 000 000 На одну клетку человеческого организма приходится около 10 бактерий, живущих внутри нас

Слайд 11

Слайд 12

Вредные (болезнетворные)

воспаление легких дифтерия инфекции в открытых ранах

Слайд 13

Исследование 2:

Полезные Вредные ИЛИ

Слайд 14

Полезные

Бактерии гниения питаются органическими веществами умерших растений и животных, превращая их в перегной Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые поглощают корни растений Некоторые бактерии участвуют в образовании полезных ископаемых

Слайд 15

Полезные

Из уксусной бактерии делают закваску для кваса. Бактерии, живущие внутри живых организмов, помогают им переваривать пищу, бороться с болезнями Молочнокислые бактерии позволяют делать из молока простоквашу, кефир, --сметану, сыр и др.

Слайд 16

Получение кисломолочных продуктов

  • Слайд 17

    Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы.

    Актуальность проекта Актуальность проекта Чем раньше у ребёнка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из - за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.


    Проблема и проблемные вопросы Проблема и проблемные вопросы Проблема возникла во время проведения гигиенических процедур, когда мыли руки перед обедом, возник вопрос: « Нам говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов » Нам стало интересно. Что это за микробы? Чем они нам могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микроорганизмы приносят вред человеку? Нам стало интересно. Что это за микробы? Чем они нам могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микроорганизмы приносят вред человеку?




    Задачи проекта: Задачи проекта: получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат); узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными; учить детей получать новые знания с помощью микроскопа; подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью; познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.






    Краткая аннотация проекта: Краткая аннотация проекта: Проект направлен на формирование у детей положительного отношения к здоровому образу жизни. В ходе проекта дети узнают о том, как вредные бактерии попадают в организм, задумаются над вопросом, как сохранить здоровье. Составят правила сохранения здоровья. Станут соблюдать правила личной гигиены. Научатся сотрудничать в команде, коллективе. Приобретут навык работы в Интернете


    После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения Предметные: выполнять правила личной гигиены; определять принадлежность бактерий к царствам живой природы Личностные универсальные учебные действия: учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; знание основных гигиенических норм и ориентация на их выполнение; установка на здоровый образ жизни Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


    Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), интернета; выделять существенную информацию из текстов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно - следственные связи; Коммуникативные универсальные учебные действия ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать и оценивать действия партнера;


    Название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов микрос– маленький и биос – жизнь. Название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов микрос– маленький и биос – жизнь. К микроорганизмам относятся бактерии, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли. Что такое микроорганизмы? Что такое микроорганизмы?












    Некоторые микроорганизмы вызывают пищевое отравление. Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания. Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде находится много микробов, и они попадают в наш организм. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде находится много микробов, и они попадают в наш организм. A можно ли уничтожить этих микробов? Есть вредные микробы, которые вызывают разные болезни.










    26






    Что нам показывает данный опыт? Опыт 3 открыл нам полезные свойства дрожжей. Дрожжи- выполняют нужную работу. Какой же важной работой они заняты? А вот какой: они вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным. Микроорганизмы - наши помощники.


    Какие можно сделать выводы? Находясь в нашем организме, полезные микробы помогают ему быть здоровым и не дают вредным бактериям наносить вред человеку. Мир микробов интересен и многообразен! Среди микробов есть наши друзья и враги. Более подробно мы изложили материал в Энциклопедии Мойдодыра, где мы объясняем как нужно заботиться о своем здоровье. Будьте здоровы!




    Баранова Анна

    Проект представляет собой исследование о бактериях в жизни человека. В рамках проета проведены он-лайн опрос, эсперимент. Продуктом проекта является видеоролик "Бактерии. Враги или друзья?", который может быть использован на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    План

    1. Введение.
    2. Основная часть.
    1. эксперимент
    2. анкетирование
    1. Заключение.
    2. Приложения.

    Введение

    В прошлом учебном году я разрабатывала исследовательский проект: «Почему мы моем руки?» В результате работы над ним, я узнала, что на наших руках обитает огромное количество бактерий, которых не видно невооружённым глазом. Большинство из этих бактерий могут вызывать серьёзные заболевания человека, такие как дизентерия, сальмонеллёз, шигелёз, вирусный гепатит, глистные заболевания и другие.

    Но, изучая этикетки на упаковках различных продуктов (кефир, йогурт, сметана), я обнаружила, что в них содержатся бактерии.

    Тогда я задумалась, а все ли бактерии являются вредными для человека. Так родилась тема моего проекта «Бактерии. Враги или друзья?»

    Приступив к работе над проектом, я выдвинула гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.

    Цель моего проекта: подтвердить или опровергнуть гипотезу.

    В ходе работы над проектом я поставила следующие задачи:

    1. изучить литературу по теме проекта
    2. провести мини - исследование
    3. подготовить буклет для одноклассников
    4. создать видеоролик по теме проекта

    Методы работы :

    1. работа с литературой и интернет - ресурсами, сбор материалов по теме;
    1. наблюдение и эксперимент;
    2. встреча и консультация с медицинским работником;
    3. анкетирование младших школьников;
    4. сопоставление результатов исследований;

    Предполагаемые результаты:

    Основная часть

    сбор и анализ информации по теме проекта

    Приступив к исследованию, я начала размышлять и вспомнила, как мы действуем на уроках, когда что-то нужно узнать. Я поставила перед собой цель и стала искать способ узнать, все ли бактерии являются вредными для человека.

    1 способ - спросить у взрослых. Чтобы получить ответ на свой вопрос, я решила обратиться в медицинскую службу. Наш врач, Тамара Руслановна, рассказала, что бактерии бывают как вредными, которые вызывают многие заболевания человека, так и полезными, без которых человек не может жить.

    2 способ – обратиться к литературным источникам и ресурсам Интернета. Обратившись к этим источникам, я нашла много интересного и полезного по теме.

    Бактерии (др. греч. - палочка) - царство микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. В настоящее время описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

    Изучением бактерий занимается раздел микробиологии бактериология. Бактерии наряду были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,5 млрд. лет назад.

    Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

    Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828. Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

    Подавляющее большинство бактерий одноклеточны. По форме клеток они могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы, клостридии), извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты).

    Размеры бактерий в среднем составляют 0,5-5 мкм. Бактерии гораздо мельче клеток многоклеточных растений и животных. Толщина их обычно составляет 0,5–2,0 мкм, а длина – 1,0–8,0 мкм. Разглядеть некоторые формы едва позволяет разрешающая способность стандартных световых микроскопов (примерно 0,3 мкм), но известны и виды длиной более 10 мкм и шириной, также выходящей за указанные рамки, а ряд очень тонких бактерий может превышать в длину 50 мкм. На поверхности, соответствующей поставленной карандашом точке, уместится четверть миллиона средних по величине бактерий.

    Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливаются органические вещества. Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках с температурой выше 90  С. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море. В атмосфере они присутствуют в каплях воды, и их обилие там обычно коррелирует с запыленностью воздуха. Так, в городах дождевая вода содержит гораздо больше бактерий, чем в сельской местности. В холодном воздухе высокогорий и полярных областей их мало, тем не менее, они встречаются даже в воздухе на высоте 8 км.

    В теле человека несколько триллионов клеток и более 100 триллионов бактерий пятисот видов. Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.

    Во рту человека около 40 000 бактерий. К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности.

    В организме человека живут лактобактерии и бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактерии и бифидобактерии вступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет.

    Полезные функции лактобактерий впервые заметил русский ученый Илья Ильич Мечников. Идея использовать кисломолочные продукты для нормализации биохимических процессов в кишечнике и питания организма в целом, принадлежит ему.

    Но существуют и другие - болезнетворные, или патогенные, бактерии. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд других болезней человека бактериального происхождения (бактериальная пневмония, туберкулез, коклюш, брюшной тиф, дизентерия, холера и др.). Болезнетворные бактерии подстерегают человека повсюду. Поэтому надо обязательно соблюдать правила личной гигиены, мыть руки перед едой и после прогулки, а также после посещения туалета.

    Бактерии вызывают порчу продуктов питания. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают. Широко распространенными методами борьбы с бактериями являются: высушивание плодов, грибов, мяса, рыбы, зерна; их охлаждение и замораживание в холодильниках и ледниках; маринование продуктов в уксусной кислоте; засолка. При засолке огурцов, помидоров, грибов, квашении капусты за счет деятельности молочнокислых бактерий создается кислая среда, угнетающая развитие бактерий. На этом основано консервирование продуктов питания. Для уничтожения бактерий и сохранения продуктов применяется метод пастеризации -нагревание до 65°С в течение 10-20 мин и метод стерилизации - кипячение. Высокая температура вызывает гибель всех бактериальных клеток. Помимо этого в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве для дезинфекции, т. е. для уничтожения патогенных бактерий, используются йод, перекись водорода, борная кислота, марганцовокислый калий, спирт, формалин и другие неорганические и органические вещества.

    Роль бактерий в биосфере велика. Благодаря их жизнедеятельности происходит разложение и минерализация органических веществ отмерших растений и животных. Образовавшиеся при этом простые неорганические соединения (аммиак, сероводород, углекислый газ и др.) вовлекаются в общий круговорот веществ, без которого была бы невозможна жизнь на Земле. Бактерии вместе с грибами и лишайниками разрушают горные породы, участвуя тем самым в начальных стадиях почвообразовательных процессов.

    Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной, уксусной и пропионовой кислот, ацетона, бутилового спирта и т. д. В процессе их жизнедеятельности образуются биологически активные вещества - антибиотики, витамины, аминокислоты. Наконец, бактерии являются объектом для исследований в области генетики, биохимии, биофизики, космической биологии и др.

    Изучив различные источники, я убедилась, что все материалы подтверждают гипотезу моего проекта о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.

    Мини - исследование

    Получив информацию о том, что бактерии бывают вредными и полезными, мне стало интересно на них посмотреть. Для этого я решила провести эксперимент.

    Описание эксперимента.

    Для того, чтобы создать питательную среду для размножения бактерий, я взяла кастрюлю, поставила ее на плиту и довела воду до кипения. Добавила в воду бульонный кубик и ложку сахара. Прокипятила эту смесь в течение нескольких минут. Сняла кастрюльку с огня и дала ей остыть. Бульон я принесла в класс. В каждый из приготовленных ранее сосудов налила одинаковое количество бульона. Затем в один из сосудов кашлянула, в другой сунула свой палец, а третий сосуд не трогала.

    Наклейкой «Не пить!» на каждом сосуде предупредила всех, что идет эксперимент. Обернула сосуды пластиковой пленкой и поставила их в теплое место так, чтобы они никому не мешали.

    Через некоторое время проверила, что происходит с бульоном. Жидкость в сосудах помутнела и стала издавать неприятный запах, что является подтверждением того, что в ней находятся бактерии.

    После этого я взяла несколько капель жидкости и попыталась рассмотреть бактерии с помощью увеличительного прибора – лупы. Но это не привело к положительному результату – бактерий я не увидела. Тогда я решила прибегнуть к помощи другого прибора – цифрового микроскопа.

    При двухсоткратном увеличении мне удалось рассмотреть бактерии во всех ёмкостях. Я обратила внимание на то, что больше всего бактерий было в сосуде, в который я опускала палец. Это ещё раз подтверждает тот факт, что на наших руках обитают бактерии. А меньше всего бактерий было в третьем сосуде. Хочется отметить, что меня удивило небольшое количество бактерий во всех ёмкостях, хотя они находились в тёплом месте несколько недель. Я думаю, что это связано с наличием в бульонном кубике консервантов (веществ, которые позволяют продуктам не портиться долгое время). Мне стало интересно узнать, если эти вещества не позволяют бактериям размножаться, то могут ли они быть полезными для человека. Но это уже тема нового проекта.

    проведение опроса

    После того, как я познакомилась с информацией о бактериях и провела собственное мини - исследование, мне стало интересно узнать, насколько ребята, которые учатся вместе со мной, владеют этой информацией.

    С этой целью вместе с классным руководителем мы составили онлайн-опрос SurveyMonkey и поместили ссылку на него в образовательном пространстве нашего класса. Были опрошены 24 учащихся нашего класса.

    В опрос были включены вопросы о бактериях и их значении в жизни человека (см. Приложение)

    Проанализировав результаты, я узнала, что:

    1. знают о существовании бактерий – 87,5% учащихся;
    2. знают, что бактерии могут вызывать различные заболевания человека – 100 % учащихся;
    3. 95, 8 % учащихся знают, что не в все бактерии вредны для человека;
    4. 100 % , т.е. все ученики знают, что в организме человека живут бактерии, 75 % считают, что они помогают переваривать пищу и восстанавливают защитные силы организма;
    5. многие ребята знают, что человек использует бактерии в хозяйственной деятельности.

    Больше всего меня порадовало, что почти всем ребятам (87,5 %) было бы интересно познакомиться с буклетом, в котором была бы представлена информация о бактериях.

    заключение

    Работая над проектом, я узнала, что бактерии обитают повсюду. Они играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной и уксусной кислот, ацетона, бутилового спирта. В процессе их жизнедеятельности образуются биологически активные вещества - антибиотики, витамины, аминокислоты.

    Отрицательная роль принадлежит болезнетворным, или патогенным, бактериям. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд других болезней человека бактериального происхождения (бактериальная пневмония, туберкулез, коклюш, брюшной тиф, дизентерия, бруцеллез, холера)

    Поэтому гипотеза о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными, полностью подтвердилась.

    В своём буклете я постаралась наглядно и интересно познакомить учеников нашей школы с информацией, которую мне удалось узнать во время работы над проектом.

    Кроме этого, я создала видеоролик по теме проекта. Он может быть использован на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: